Бизнес 
13.02.2017

Осетрина второй свежести: наводнит ли Равиль Муратов Татарстан черной икрой?

Команда бывшего вице-премьера РТ на пару с «Русским икорным домом» из Вологды взялась поднять в Татарстане осетровый промысел

Новая версия республиканской программы по развитию аквакультуры, которую со скандалом приостановил в августе Рустам Минниханов, вот-вот будет опубликована. Как выяснил «БИЗНЕС Online», на горизонте уже появился первый крупный инвестор, готовый вложить в разведение осетровых сотни миллионов рублей. Призрак инвестиций заставил смахнуть пыль с провалившихся проектов в Черепашьем и Камских Полянах.

Уже несколько месяцев власти Татарстана ведут переговоры с президентом союза осетроводов РФ Александром Новиковым (второй слева) о создании в РТ крупного производства по разведению ценных пород рыбыФото: tatarstan.ru

В ТАТАРСТАН ПОСТУЧАЛИСЬ ИЗ ВОЛОГДЫ

Скандальное событие произошло на созванном в августе прошлого года совбезе, посвященном судьбе рыбного промысла. Президент РТ Рустам Минниханов своим решением приостановил действие принятой полугодом ранее республиканской программы «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Республике Татарстан на 2016 - 2020 годы».

«Требует совершенствования система компенсационного зарыбления, имеющиеся рыбные хозяйства не используют свой ресурс, — заявил тогда Минниханов. — Принятая программа развития аквакультур практически не работает». По его словам, имеющиеся рыбные хозяйства не используют свой ресурс, республика не имеет инфраструктуры, позволяющей перерабатывать рыбу, и не создает добавленную стоимость, отправляя сырье на переработку за пределы региона. Он потребовал внести в программу изменения, заявив, что республике по силам увеличить производство рыбной продукции до 20 тыс. т в год.

Как выяснил «БИЗНЕС Online», толчком к пересмотру отношения республики к отрасли стало появление потенциального крупного инвестора. Уже несколько месяцев власти республики ведут переговоры с президентом союза осетроводов России и учредителем фирм «Русский икорный дом» и «Русская осетровая компания» Александром Новиковым. По нашим сведениям, готовится подписание с Татарстаном инвестиционного соглашения о государственно-частном партнерстве по проекту производства мальков, выращиванию товарной рыбы и производству черной икры в поселке Черепашье (Рыбно-Слободский район РТ). Республика войдет в проект уже созданной там инфраструктурой (принадлежит РАЦИНу), а Новиков закупит оборудование и предоставит готовое маточное стадо, что существенно сократит сроки окупаемости, ведь, чтобы получить первую икру, осетров нужно отращивать 8 лет.

Конкретных сумм инвестиций Новиков не назвал, так как в данный момент проработка проекта еще не завершена. «Давайте так: для того чтобы построить, допустим, завод, рассчитанный на содержание 200 тонн осетровых, потребуется порядка 550 миллионов рублей», — намекнул глава «Русского икорного дома», не уточнив, какую сумму готов вложить самостоятельно.

Сейчас основное производство группы компаний размещено в Вологодской области, но бизнесмен заинтересован в еще одной площадке. «Нельзя все яйца держать в одной корзине, — пояснил он „БИЗНЕС Online“ свой интерес к Татарстану. — Для рыболовства это очень опасная вещь, и события в Мурманске (где произошла массовая гибель осетров из-за занесенной инфекцииприм. ред.) показали это».

Республика войдет в проект уже созданной там инфраструктурой, а Александр Новиков закупит оборудование и предоставит готовое маточное стадо, что существенно сократит сроки окупаемости Александр Новиков закупит оборудование и предоставит готовое маточное стадо, что существенно сократит сроки окупаемости, ведь, чтобы получить первую икру, осетров нужно отращивать 8 лет Фото: Оксана Черкасова

РЫБНАЯ СЛОБОДА В ЧЕРЕПАШЬЕМ

Впервые о создании в Татарстане крупного производства по разведению ценных пород рыбы заговорили еще в 2009 году, когда правительство РТ приняло трехлетнюю республиканскую целевую программу «Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2010 - 2013 годы». Согласно этой программе, завод по разведению и переработке стерляди предполагалось построить в ОЭЗ «Алабуга». Тогда же для разведения рыбы в Волжско-Камском бассейне запланировали построить плавучий завод в Черепашье. Программа предусматривала выделение 451 млн. рублей из федерального бюджета, 75 млн. рублей из местного и около 2,5 млрд. рублей частных инвестиций. Большую часть этих средств должен был получить возглавляемый Хайдаром Гарифуллиным ГУП «Татрыбхоз».

Однако уже в 2010 году от площадки ОЭЗ «Алабуга» отказались и оба проекта объединили. Заказ на плавучий рыбозавод в виде баржи с множеством внутренних бассейнов стоимостью около 300 млн. рублей должен был получить Зеленодольский судостроительный завод. Одновременно в Черепашье должно было начаться строительство стационарного рыбозавода мощностью 2 млн. мальков стерляди за 650 млн. рублей. Вместе они бы стали называться Волго-Камским рыборазводным комплексом.

В августе 2010 года между Татарстаном и федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовством) было подписано соглашение о сотрудничестве в реализации этих проектов. Доля федеральных вложений должна была составить 75%, а 25% — средства республиканского бюджета. Курировать проекты было поручено директору ГУП «Татрыбхоз» Гарифуллину.

Однако планы встали на середине: финансирование было приостановлено, ГУП «Татрыбхоз» обанкротилось. На его месте в начале 2016 года была создана ассоциация с аналогичным названием, которую также возглавил Гарифуллин.

Для разведения рыбы в Волжско-Камском бассейне запланировали построить плавучий завод в Черепашье Для разведения рыбы в Волжско-Камском бассейне запланировали построить плавучий завод в Черепашье

МЕЧТЫ МУРАТОВА

Параллельно с комплексом в Черепашьем прорабатывался еще один грандиозный проект по подъему рыбоводства в Татарстане. В технопарке «Камские Поляны» должен был появиться завод по выращиванию осетровых в условиях замкнутого цикла (без выпуска в среду естественного обитания) мощностью на 15 - 16 т черной икры в год.

Концепцию технопарка в 2013 году разработало ГБУ «Центр экономических и социальных исследований при кабмине РТ» (ЦЭСИ) под руководством Алевтины Кудрявцевой. Камский стерляжий рыборазводной комплекс должен был стать якорным резидентом, а вокруг него должны были расплодиться малые компании, занимающиеся переработкой (котлеты, снеки, филе, консервы и т. д.) и упаковкой продукции, а также различные сервисные службы (ветеринария, методология, центр повышения квалификации и аттестации, научно-исследовательские лаборатории, сертификация, логистика, маркетинг и т. д.)

Были планы и относительно сбыта. Его должен был обеспечить технополис «Новая Тура», создание которого курировал в то время вице-премьер РТ Равиль Муратов. Тогда еще предполагалось, что технополис станет не просто вещевым рынком, а узловым центром наподобие знаменитого барселонского «Меркабарна».

Общий объем инвестиций в технопарк «Камские Поляны» оценивался экспертами ЦЭСИ в 500 млн. рублей, 250 млн. рублей из которых шло на развитие инфраструктуры. В результате деньги были вложены, инфраструктура создана, а вот инвесторов найти так и не удалось.

В технопарке «Камские поляны» должен был появится завод по выращиванию осетровых в условиях замкнутого цикла (без выпуска в среду естественного обитания) мощностью на 15-16 тонн черной икры в год В технопарке «Камские Поляны» должен был появиться завод по выращиванию осетровых в условиях замкнутого цикла (без выпуска в среду естественного обитания) мощностью на 15 - 16 т черной икры в год Фото: ©Алексей Мальгавко, РИА «Новости»

«ОН ЗАГОРЕЛСЯ ЭТИМ БИЗНЕСОМ, НО...»

Пока что частные проекты в этой сфере проваливаются прежде всего из-за длинного производственного цикла. Как пояснил Гарифуллин, сам по себе бизнес по выращиванию ценных пород рыбы довольно рентабельный — около 30%, но выход на самоокупаемость требуется 6 - 8 лет, которые еще нужно пережить. Например, в тяжелой ситуации оказался Рыбнослободский рыбзавод ООО «Чулман», который реализовывал свой осетровый проект мощностью 150 т рыбы и 2 т черной икры в год. Инвесторы из Москвы вложили в предприятие 180 млн. рублей, построили цеха, подтянули хороших специалистов-рыбоводов из других регионов. Но затем проект остановился из-за недостатка средств — на завершение строительства, закупку оборудования и племенных мальков нужно было еще 250 млн. рублей, выделить которые банки отказались. В результате проект заморожен.

Летом прошлого года Гарифуллин заявил о планах владельца казанского ООО «Альфа-тех» (занимается производством труб для теплотрасс) Рамиля Гарафутдинова вложить 625 млн. рублей в выращивание форели. «Мы с ним много ездили на экскурсии по разным отечественным и иностранным рыбзаводам, и он загорелся этим бизнесом», — рассказал глава «Татрыбхоза». На первом этапе Гарафутдинов хочет выращивать 100 т форели и в течение пяти лет выйти на 1000 тонн.

Однако этот проект также оказался в подвешенном состоянии из-за проблем с выделением земельного участка. «Ему не отводят землю там, где он хотел бы: предлагают земельные участки далеко от Казани, с непонятным запасом воды, отсутствует инфраструктура», — рассказал глава ассоциации «Татрыбхоз». По его словам, татарстанские инвесторы не хотят ехать на уже подготовленные площадки в Чистопольском индустриальном парке, в технопарке «Камские Поляны» и в Черепашьем. «Как говорится, хозяин — барин, он свои личные средства вкладывает и хочет выбрать наиболее ему подходящее место. Они хотят недалеко от себя рыбзавод строить», — сказал Гарифуллин, пояснив, что для инвестора рыбный бизнес непрофильный, у него есть свои производства, за которыми тоже надо присматривать.

Республика находится на одном из последних мест по валовому вылову и потреблению рыбы на душу населения Татарстан находится на одном из последних мест по валовому вылову и потреблению рыбы на душу населения Фото: tatarstan.ru

ПОЧЕМУ НЕ КЛЮЕЕТ?

Хроническое отсутствие инвесторов привело рыбную отрасль Татарстана к плачевным результатам — республика находится на одном из последних мест по валовому вылову и потреблению рыбы на душу населения: по норме нужно потреблять 22 кг рыбы в год на человека, а у нас — 10 килограммов. По данным Татарстанстата, в РТ на 1 июля 2016 года числилось 70 рыболовных и рыбоводческих организаций, 68 из них частные. В июне 2016 года их суммарный месячный оборот составлял жалкие 7,9 млн. рублей. За год официально вылавливается всего 3,5 тыс. т рыбы, практически полностью отсутствуют перерабатывающие мощности. Производство товарной рыбы специализированными рыбоводными хозяйствами в прудах составило около 500 тонн.

Регулярно принимаемые республиканские программы, несмотря на красивые и правильные слова, не исправляют ситуацию, а лишь замораживают ее. Например, бюджет утвержденной правительством РТ в конце декабря 2015 года программы «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Республике Татарстан на 2016 - 2020 годы» составил 550 млн. рублей, из которых 111 млн. рублей (22 млн. рублей в год) должен был выделить бюджет РТ, еще порядка 438 млн. должны были инвестировать частные инвесторы. Однако экономический результат от такой поддержки мелких товаропроизводителей (а других просто нет сейчас в Татарстане) был нулевым — за пять лет действия программы бюджет республики должен был получить дополнительно 120 млн. рублей, то есть примерно столько же, сколько потратил.

В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Гарифуллин, который принимал непосредственное участие в разработке программы, нулевой экономический эффект от программы объяснил тем, что сельхозтоваропроизводители освобождены от многих видов налога, например от налога на имущество. «Зато мы бы ели нашу рыбу, а не китайскую и не норвежскую», — подчеркнул он, подтвердив, что сейчас Татарстан занимает одно из последних мест по рыбоводству в России. Впрочем, продолжали бы есть мало: к 2020 году годовой уровень потребления рыбы в Татарстане составлял бы 11 кг на человека. Фактически отрасль нужно создавать с нуля.

Наводнит ли республику черной икрой главный рыбак Татарстана Равиль Муратов?Фото: «БИЗНЕС Online»

НЕ ШАХРАЗИЕВ, НЕ МИНСЕЛЬХОЗ, А МУРАТОВ

Тем временем рыночная конъюнктура на российском рынке стала меняться. После введения антисанкций, которые ограничили ввоз в Россию рыбы, а также девальвации рубля шансы на привлечение инвесторов резко выросли. Неудивительно, что появление на горизонте того же Новикова заставило республиканские власти подумать о том, как вдохнуть новую жизнь в старые «хотелки». Тем более что две подготовленные площадки — в Черепашьем и Камских Полянах — стоят без движения.

Вслед за совбезом 17 августа Минниханов 7 ноября своим указом создал республиканский совет по вопросам воспроизводства водных биологических ресурсов и развития аквакультуры в РТ. Хотя первоначально роль куратора отрасли прочили вице-премьеру Василю Шайхразиеву, возглавил совет, казалось бы, отошедший от дел Равиль Муратов в статусе помощника президента. Ему было поручено подготовить предложения по привлечению инвесторов для создания предприятий, в том числе на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП).

Примечательно, что на этот раз от темы мягко отодвинули и «Татрыбхоз», и минсельхозпрод РТ во главе с Маратом Ахметовым. «Рыба для минсельхоза всегда была на третьестепенных ролях, нужного уровня специалистов там нет», — объяснил решение информированный источник «БИЗНЕС Online».

Глава «Татрыбхоза» подтвердил, что не в курсе дела. «Я вхожу в рабочую группу, но не лезу в разработку документа, — заявил „БИЗНЕС Online“ Гарифуллин. — Мы внесли свои предложения, но я не знаю, что в итоге войдет в доработанную программу. Надеюсь, что там будут учтены интересы и крупных, и мелких инвесторов. Возможно, будет решен вопрос о выделении им земель с готовой инфраструктурой».

ПЛАНЫ ЮШКО: КОРМА ИЗ МЕТАНА И СУБСИДИИ РОСРЫБОЛОВСТВА

Концепцию развития отрасли Муратов поручил разработать близким ему «мозговым центрам» — технопарку «Идея» совместно с ЦЭСИ. Документ «Приоритетные направления и задачи развития аквакультуры в Республике Татарстан» был написан в кратчайшие сроки.

Главная идея документа (имеется в редакции) — создать единый на всю республику аквабиокультурный технополис, передав под его крыло площадки и в Камских Полянах, и в Черепашьем. Технополис предполагается создать в форме ПАО, а функцию управляющей компании возьмет на себя «Идея».

Как рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор ЗАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея» Сергей Юшко, это позволит развивать отрасль в рамках единой концепции. «Инфраструктура, которая будет создаваться технополисом, будет востребована всеми участниками рынка, в том числе такими инвесторами, как Новиков», — отметил он.

Так, в технопарке «Камские Поляны» планируется создать завод по производству радужной форели мощностью 10 тыс. т рыбы в год. По словам Юшко, проект потребует 1,2 млрд. рублей на строительные работы и 2,6 млрд. рублей на оборудование. Инвестиции предполагается окупить за три-четыре года.

Одним из важнейших элементов технополиса должны стать комбикормовый и белковый заводы, которые должны решить проблему кормов для разведения ценных пород рыб. Отечественные корма не обеспечивают должного качества, а импортные очень дороги. Другая проблема — отсутствие сырья для производства комбикормов. Растительные белки приводят к болезням рыб, животные дороги и дефицитны. Как рассказал Юшко, сейчас ведутся переговоры с иностранным владельцем технологии по производству высококачественного животного белка из метана. Если переговоры окажутся успешными, это сулит республике реальный прорыв, так как в мире пока действует всего один завод по производству белка из метана — в Калифорнии. «Это технология будущего, которая решает проблему белковой безопасности», — считает руководитель технопарка «Идея». Впрочем, он пока осторожно оценивает перспективы переговоров, опасаясь того, что иностранцы откажутся продавать в Россию стратегически важную технологию.

По словам Юшко, именно предложенная технопарком «Идея» концепция ляжет в основу новой версии республиканской программы, которая будет обнародована в конце февраля — начале марта. Старший советник отдела развития отраслей животноводства минсельхоза РТ Айдар Мухаметгалиев подтвердил «БИЗНЕС Online», что новая программа будет представлять из себя сплав наработок ЦЭСИ с теми положениями из приостановленной программы, которые касаются поддержки мелких производителей и фермеров.

Впрочем, пока не решен главный вопрос — источников инвестиций. Технопарк «Идея», по словам Юшко, точно будет участвовать в этом, но его собственных ресурсов явно не хватит. Есть надежда на поддержку Росрыболовства, которое как раз к концу февраля закончит рассмотрение заявок на субсидирование кредитных ставок инвестпроектов в аквакультуре. Как рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов, возмещаться будут затраты на приобретение оборудования для разведения, содержания и выращивания осетровых видов рыб, а также на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию соответствующих предприятий.

На что авторы концепции не рассчитывают, так это на республиканскую казну. «Ни в одном из наших проектов не предусмотрено финансирование из местного бюджета. Мы стараемся привлекать федеральные ресурсы из программы развития моногородов, ВЭБ», — отметил Юшко.

Что ж, остается пожелать, чтобы третья по счету попытка сделать Татарстан «рыбной житницей» увенчалась успехом, а бутерброд с черной икрой из Камских Полян или Черепашьего — деликатесом, знакомым каждому.

В состав группы компаний «Русский икорный дом» входят аквакультурные осетроводческие предприятия, которые занимаются разведением рыбы для получения от них икры, а также мяса осетровых. Сейчас таких хозяйств у «Русского икорного дома» три: ООО «РТФ «Диана», ООО «Вологодская осетровая компания» и ЗАО «Сашно».

РТФ «Диана» — крупнейшее и старейшее из них. Оно было открыто еще в 1978 году как экспериментальный участок предприятия «Вологдарыбпром» по разведению и выращиванию рыбы. Сегодня «Диана» производит около 20 т черной икры в год.

Александр Новиков родился 24 октября 1949 года. Окончил Московский геологоразведочный институт им. Орджоникидзе. До 1978 года работал в геологических партиях. С 1977 по 1988 год занимался организацией и проведением реставрационных и строительных работ в храмах РПЦ. С 1988 по 1993 год — основатель и директор кооператива «Московский бизнес-центр». В 1996 году начал заниматься выращиванием рыбы осетровых пород.

Верите ли вы в то, что Татарстан станет центром рыбного промысла страны?
15%Да, было бы супер, все для этого есть!
11%Нет, для этого не хватит главного – компетенций
56%Больше похоже на проект по освоению бюджетных средств
18%Лучше поддержать фермеров, чтобы они со временем сами построили рыбзаводы
0%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (169) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.02.2017 08:22

вы с браконьерством разобраться не можете, вся волга и кама перегорожены сетями вдоль и поперек, браки вообще ничего не боятся, а планы как наполеон строите, форель, осетры, миллиарды инвестиций... кто будет вкладываться в татарстан, в наше коррумпированное болото, тем более в долгосрочной перспективе, когда все может развернуться на 180 градусов, стоит одному человеку поменять свое отношение, очередное показушное бла-бла шоу...

  • Анонимно
    13.02.2017 08:10

    ...и начнем давай сначала!Как еще недавно "угрубив" миллиарды так помпезно давали старт развитию рыбоводства в Республике-открывали первые спецмагазины!..и...пшик!знакум

    • Анонимно
      13.02.2017 08:17

      Рыба в Татарстане не идёт. Тут едят мясо!

      • Анонимно
        13.02.2017 08:24

        Верно!Равиль Фатыхович,случайно не вы были тогда тоже куратором?Перед Президентом отчитались о расходовании 26 миллионов-а передо мной нет!Когда?Молодец Президент поручил это дело опытным и до боли знакомым специалистам!Результат будет!Какой?Не имеет значения!Старые кони борозды не портят!знакум

        • Анонимно
          13.02.2017 10:26

          Ваш "старый мерин" к чему бы он ни прикасался - успешного предприятия я не знаю, кроме успехов личных и в карьере.
          Начиная с КамАЗа, УкрТАТнафты и кончая последним проектом - "Новая Тура".
          Единственное достоинство - Верность 1-му лицу - в бизнесе НЕ ПОМОЩНИК. Он всегда годился только для роли - громоотвода.
          Он прирожденный начальник общего отдела городского райкома КПСС. На большее не тянет. Поэтому зачем человека очередной раз подставлять???

      • Анонимно
        13.02.2017 13:08

        И рыбу едят с удовольствием,просто она дороже мяса.

    • Анонимно
      13.02.2017 18:27

      Все правильно, открывал магазины "Океан" Равиль Муратов. И здесь опять он, значит ничего не будет.

      • Анонимно
        13.02.2017 19:28

        Своя команда оказывается есть не только у Трампа, но ещё и у бывших зам.предов региональных администраций, открывающих на пенсии осетровые заводы. Теперь понятно почему в стране народ загибается, а экономика никакая.

  • el optimista
    13.02.2017 08:11

    Очень актуально. Икра нужна.
    Утром мажу бутерброд -
    Сразу мысль: а как народ?
    И икра не лезет в горло,
    И компот не льется в рот! (Л.Филатов)

  • Анонимно
    13.02.2017 08:21

    Так где Муратов там всегда под благородные цели пилятся деньги.

    • Анонимно
      13.02.2017 13:16

      ЛОЖ, КЛЕВЕТНИК АНОНИМНЫЙ ТЫ

      • Буре
        13.02.2017 17:25

        Муратов сына своего отправил в армию служить.
        Для меня одно это уже показатель порядочности.
        Всем бы так.

        • Анонимно
          13.02.2017 19:26

          А какая взаимосвязь между службой в армии человека и работой его отца?
          Как служба в армии молодого человека может влиять на результаты работы его отца?
          Не смешите, Буре....

          • Буре
            13.02.2017 20:06

            Читайте выше. Мог отмазать. Не стал. Уважаю

            • Анонимно
              14.02.2017 00:42

              А вы знаете где его сын служил?. Дальше мне задавать вопросы или остановимся?
              Смотрите, чтоб хуже не было ?

            • Анонимно
              14.02.2017 07:27

              отправил и был ли он там реально это вопрос! может отсиживался год в другом городе. отдыхал от суеты мажорской! многие баи для галочки все это делают!

              • Анонимно
                14.02.2017 09:49

                07. 27 Надеюсь сын не в отца,умнее и порядочнее, по крайней мере хотелось бы в такую генную мутацию верить. А из таких как отец, в армии , каптерщики получались, профессия нужная, но к боевой подгтовоке отношения не имеюая и особого ума, кроме хитрости, не требующа?.
                Все же надеюсь, что яблочко, от яблони, откатилось достатосно далеко.

  • Анонимно
    13.02.2017 08:22

    вы с браконьерством разобраться не можете, вся волга и кама перегорожены сетями вдоль и поперек, браки вообще ничего не боятся, а планы как наполеон строите, форель, осетры, миллиарды инвестиций... кто будет вкладываться в татарстан, в наше коррумпированное болото, тем более в долгосрочной перспективе, когда все может развернуться на 180 градусов, стоит одному человеку поменять свое отношение, очередное показушное бла-бла шоу...

    • Анонимно
      13.02.2017 09:47

      Отвечу вам, как специалист работающий именно (по простому) по браконьерам. Работаем, активно работаем, в неделю десятками километров по длинне сетей выбираем из Волги и Камы и других рек республики, но видимо (эти) люди не хотят думать о будущем, их беспокоит только сиюминутная нажива и сети снова появляются.... Что ж, будем бороться...

      • Анонимно
        13.02.2017 10:16

        Видимо не в том месте ищете, а не пробовали ловить где больше рыбаков, Камское устье например

      • Анонимно
        13.02.2017 10:17

        Люди не виноваты, вы можете это понять или нет?
        Они пытаются выжить в тех условиях, в которых живут!
        Других условий, для жизни, у них просто нет!
        Мы живем на самых полноводных реках Европы, но работы на них - нет! Просто нет!
        Что делать селянам по берегам - если им заняться, не говоря уже об уровне жизни - нечем!!

        Такие условия, для них были созданы порядками учрежденными всеми этими муратовыми и ахметовыми, а вы у них на службе и эти порядки охраняете и заставляете людей мучиться, а не жить!!!

        • Анонимно
          13.02.2017 11:31

          ну да, выживают... но то, что это нарушение закона, вроде как и по барабану. Ограбил?, так это потому что зарплату не платят! Украл? Так денег нет, вот и ворую! Не в низком уровне жизни и не в отсутствии работы тут дело, а в привычке, все что общее - это ничье, могу брать сколько захочу, потому сети ставят все, кому не лень, и старички-пенсионеры, и молодые дебилы, и даже ну ооочень небедные граждане на катерах по 5-7 лямов, сам знаю таких...

          • Анонимно
            13.02.2017 12:14

            Это они сами вам сказали - что низкий уровень жизни им нужен только для того что бы воровать? И в богатство вы их и коврижками не заманите?
            Вы сами-то себя слышите?
            За 5-7 лямов, воруют от безнаказанности. И они не воруют, они осуществляют разделение труда - они ворует, а их охраняет тот, кто имеет долю из наворованного.
            Весь этот рыбнадзор нужен только для того, что бы процветало браконьерство. Это его смысл существования. Иначе он никому не нужен.

        • Анонимно
          13.02.2017 11:40

          То есть раз им трудно жить, пусть нарушают закон.
          Отличная логика.

          • Анонимно
            13.02.2017 12:05

            У вас закон один - некоторым всё, остальным - ничего. От слова - совсем.
            1917 не большевики придумали. 1917, "умные" законники, своими руками соорудили.

      • Анонимно
        13.02.2017 10:46

        Тетеево посмотрите!Особенно в ночное время!

      • Анонимно
        13.02.2017 10:48

        вы всерьез думаете, что у браков совесть проснется? Выжигать каленым железом, все законные способы для этого есть, все знают, кто в округе этим занимается, кто их крышует, кто и сколько с этого имеет... но тут, видимо, как в анекдоте: у кого товар дешевле, у продавца или производителя? У сторожа!

        • Анонимно
          13.02.2017 14:33

          Запрет продажи сетей нужен.

        • Анонимно
          13.02.2017 17:32

          Слышал сплетни еще лет 7мь назад что артели и серьезные бракоши по 40 тыс. В месяц отстегивают инспекции рыбной что ли ... на ул. Магистральной находятся за то что больше положенного вылавливают в день ... а эти глаза закрывают.

      • Анонимно
        13.02.2017 16:17

        Уважаемый специалист , уверяю вас как рыбак , который каждую неделю ездит на Волгу или Каму просто порыбачить на судака - та вот - сетей каждый день становится только больше ! Если это активная работа , то лучше ее вообще прекратить и не тратить бюджетных денег !

      • Анонимно
        15.02.2017 09:22

        Не сети надо выбирать, а браконьеров их установивших ловить и нещадно штрафовать и садить. Далеко ходить не надо, около гортопа, элеватор - два километра и полным полно сетей перекрывающих протоки.

  • Анонимно
    13.02.2017 08:23

    Клёва не будет, рыбаки не те.

  • Анонимно
    13.02.2017 08:24

    Так мраморное мясо же сотнями тон производим))))
    Теперь икру ?)))

    • Анонимно
      13.02.2017 08:43

      Вы будьте оптимистом!Еще раз прочитайте Ходжу Насруддина о падишах-хане и ишаке! 8 лет срок долгий!знакум

  • Анонимно
    13.02.2017 08:25

    Нам бы хотя бы кабачковую дали попробовать с устатку, а то забыли 5 вкус напрочь...баба Маня с Новой Туры

  • Анонимно
    13.02.2017 08:33

    Берите пример с Чувашии: там уже лет 10 работает рыбзавод по разведению осетров и раков на вторичной воде ТЭЦ. На тепло не затрачиваются. Икра осетра альбиноса на экспорт 10000 долларов кг!!!
    Наш народ брать осетрину за 700 рублей никогда не будет.
    Проходящий

    • Анонимно
      13.02.2017 10:34

      а у нас Заинская ГРЭС, Нижнекамская ГЭС, и Уруссинкая ГРЭС - правда закрывают уже. А рыбы там нет. Энергетикам рыба не нужна - у них тарифы итак приличные.

    • Анонимно
      13.02.2017 17:50

      В Чувашии нет незаменимого великого министра сельского Ахметова,поэтому и дела идут

  • Анонимно
    13.02.2017 08:38

    Ай да Пушкин маладис!Пошел читать еще раз сказку о рыбаке и рыбке!
    Ато у меня сосед каждый день травит байки рыбацкие и хвалится ВОТ ТАКУЮ РЫБКУ ПОЙМАЛ!А в кармане-килька!знакум

    • Анонимно
      13.02.2017 17:57

      А не проще ли кильку разводить? или пираньи - и браконьеров не будет, не выгодно им. Про акул и крокодилов молчу уж. Соли просто много надо будет, для кильки то.

      • Анонимно
        13.02.2017 19:35

        Килька - это хорошее дело! дело в том, что на рынке ее сейчас почти и нет. Есть салака и иногда мойва (130-180 руб./кг). А рыба типа лосося вообще от 350-400, дороже говядины....
        А то, что продают в магазинах в баночках "килька в томате" к советской кильке вообще отношения не имеет. Невкусно.

  • Анонимно
    13.02.2017 08:41

    где муратов там разруха.

    • Анонимно
      13.02.2017 09:05

      Эффективный менеджер старой закалки!

      • Анонимно
        13.02.2017 09:29

        "СТАРЫЙ КОНЬ БОРОЗДЫ НЕ ПОРТИТ,НО МЕЛКО ПАШЕТ"-сказал однажды Р.Ф.Муратов.

        • Random
          13.02.2017 11:01

          Старый конь борозды не испортит,
          ляжет в борозду,
          и лежит...

        • Анонимно
          13.02.2017 13:18

          Муратов ещё молодой, а в какой форме находится, тут ему остаётся только завидовать.

          • Анонимно
            13.02.2017 13:36

            не в шахте уголь добывал

            • Анонимно
              13.02.2017 14:00

              По своим физическим возможностям он бы и Стаханова за пояс заткнул.
              Но кто-то же должен управлять различными процессами. А таких талантливых руководителей не очень много, нам повезло, что у нас есть Муратов.

              ЗОЖ, кстати не у всех хватает силы воли на это, что ещё раз подчёркивает мудрость и силу характера глубокоуважаемого созидателя.

      • Анонимно
        14.02.2017 11:48

        Муратов - эффективный кризисный управляющий.

    • Анонимно
      13.02.2017 09:34

      Вы про завод двигателей Камаз?

      • Анонимно
        13.02.2017 10:18

        В одни руки, а остальные тысячи людей, и десятки миллионов долларов и евро ( не из его кармана!!!!) не при чем?

      • Анонимно
        13.02.2017 15:42

        9.34. Не только про завод двигателе@@@й, все, за ,что брался этот неудачливый работник потребкооперации, случайно попвший на большую должность, кончалось, мяко скажем, чтобы не обижать пенсионера, конфузом или провалом. Он стал уже символом того о чем гоорят так - много амбиции, но нет амуниции.

    • Анонимно
      13.02.2017 13:17

      КАК НЕ СТЫДНО ТАК ВРАТЬ???

  • Анонимно
    13.02.2017 08:48

    А что, "просто молоко" мало дает прибыли? Или не
    хватает миллионов? Пироги должен печь пирожник, а не .....

    • Анонимно
      13.02.2017 14:45

      Не в ту степь пошли.
      Не разобравшись в познаниях теряешься в дознаниях)))))

  • Анонимно
    13.02.2017 08:50

    просто сказка: ловись рыбка, большая да маленька...

  • Анонимно
    13.02.2017 09:02

    Этот бывший откуда еще взялся тут на нашу голову?
    Пенсии что ли не хватает?!

    • Анонимно
      13.02.2017 10:29

      у него не только пенсия - есть влияние на ДОМО, Зюзеевнефть и т.д. Так что он если даже НЕ при деле, т.е. ТО при деньгах

  • Анонимно
    13.02.2017 09:07

    Муратов, технополисы, технопарки, бюджетные средства.... Ничего нового..

  • Анонимно
    13.02.2017 09:17

    Марат Готович показывает какую рыбку вчера поймал!смотрите фото!

  • Анонимно
    13.02.2017 09:32

    Во всем мире дела делают узкие специалисты,а у нас пытаются типа универсальные чиновники.У нас результат всегда один:растраты,потеря всех ресурсов.чем меньше чинуш,тем больше рыбы на столе

  • Анонимно
    13.02.2017 09:34

    Укртатнафта пусть возвращает!

  • Анонимно
    13.02.2017 09:37

    В Черепашье было 2 (ранее пионерских) детских летних лагеря, за лето, там отдыхало за три смены около 1500 детей, теперь там ВИП домики, частенько пустующие, а большая половина территории двух лагерей в запустениии.... Я никого не обвиняю, время было такое-все разваливалось... Просто очень жаль.... , в детстве меня родители на все лето отправляли туда по путевке Часового завода.... Жаль не вернуть место под детский оздоровительный отдых, я бы своих детей не задумываясь туда на все лето отправлял отдыхать

    • Анонимно
      13.02.2017 14:39

      Да Черепашье и Тарасово были два отличных пионерских лагеря! В тех местах и природа очень чистая и роскошная! Также в детстве отдыхал в этих лагерях! Хорошее было время!

      • Анонимно
        13.02.2017 15:15

        Особенно для детей с бронхо-легочными заболеваниями. Там шикарный сосновый бор, то есть природный ингалятор. Воздух пить можно.

  • Анонимно
    13.02.2017 09:38

    Реку сначала освободите от фенола....)))
    Новые Васюки.....)

  • Анонимно
    13.02.2017 09:38

    Вот почему в Татарстане не бывает цунами....
    как бы в раз смыло бы всех этих.....

  • Анонимно
    13.02.2017 09:46

    У его родственников деньги заканчиваются,нужен приход.

  • Анонимно
    13.02.2017 09:50

    Если это частный бизнес, и икру, и рыбу планируется продавать, то почему государство вкладывает в него деньги? Тезис о том, что кушать нашу рыбу лучше, чем импортную, весьма спорен. А если рыбу выращивать для того, чтобы выпустить в естественные водоемы, то это конечно государственное дело, но вкладываться в него абсурдно. Вся эта рыба окажется в браконьерских сетях, государству от этого пользы не будет, но деньги растворятся. Да и поди проверь сколько мальков реально выпустили, кто их считать то будет, благодатнейшая почва для распила. Лучше навели бы порядок с браконьерами, это бесплатно, а рыба сама за те же 8 лет прекрасно расплодится.

    • Анонимно
      13.02.2017 10:20

      Потому что государство, у этой власти и этих деятелей - это их частная лавочка. Полностью и без остатка.
      Все расходы они вешают на нас, а всю прибыль, откаты, привилегии и статусы забирают себе!

  • Анонимно
    13.02.2017 10:00

    Во все бы поверил, но есть НО если бы в Черепашьем построили базу для разведения рыбы, а не дворцы для "НЕГО", и не поставили аншлаги, простому человеку проехать нельзя не до берега не до леса. Даже с гугл карт видно эти дворцы и вертолетные площадки, думаю после принятия повторной программы в черепашьем дворцы разрастутся.
    А рыбы как не было так и нет, по поводу сетей на 100 % вы правы, их не могут убрать, что уж говорить о разведение рыб))

  • Анонимно
    13.02.2017 10:06

    карпов то да карасей не можем нормально вырастить. и выставить на рынок,.а тут осетрина...
    Года три назад по ТНВ говорили что яблонь насажаем в РТ и завалим республику дешевыми яблоками...и где они яблоки?
    Единственно что с избытком на речках -индивидуальных рыбаков...

  • Анонимно
    13.02.2017 10:07

    Надо было строить на *черных камнях*, там сказали клев будет такой, что забудешь про все на свете))).

  • Анонимно
    13.02.2017 10:11

    на скольких таких рыб-проектах в татарстане распилили деньги.....видимо опять поисхудались карманы у удащливых.. в чистополе до сих пор разводят голубых раков ))) куда мвд смотрит ??? или у самих нос в рыбе ??))

    • Анонимно
      13.02.2017 10:41

      "Голубые раки"??????????
      Вы шутите?

      • Анонимно
        13.02.2017 12:39

        да-да, голубые раки, сами в шоке, хотя нам постоянно о них вещает чистопольское руководство, мол ждите, еще чуть-чуть, вот-вот и т.д. и т.п.

        • Анонимно
          13.02.2017 13:12

          Там не раки, а креветка была вроде???
          Китайцы вроде хотели, но могу ошибаться.

          • Анонимно
            13.02.2017 14:47

            И креветки и голубые раки. Хотели израильтяне, об этом БО писал.

    • Анонимно
      13.02.2017 12:53

      Не раки голубые, а креветки. И в хорошем смысле этого слова.

      • Анонимно
        13.02.2017 18:06

        Нуу, тогда они из Европы, голубые то там. А китайские они золотистые.

    • Анонимно
      13.02.2017 15:54

      у них нос в икре!

  • Анонимно
    13.02.2017 10:19

    А где карпы из Арского района? Раньше продавались.

    • Анонимно
      13.02.2017 11:07

      Карпы ООО Арского Рыбхоза каждый суббота, воскресенье Агропромпарке продаётся. Не только карпы ., а толстолобик и другие веды рыба.

    • Анонимно
      13.02.2017 16:48

      Около Арска в киоске тоже. Очень вкусные!

  • Анонимно
    13.02.2017 10:19

    а местное население спросили,хотят ли они под боком промпроизводство?

    • Анонимно
      13.02.2017 12:36

      Это вообще-то сельхозпроизводство...

      • Анонимно
        13.02.2017 17:52

        И ЧТО???--ТЫ УДИВИЛ МЕНЯ!ПРОМПРОИЗВОДСТВО СПРАШИВАТЬ НАДО У НАРОДА,А НЕ КАК КАМСКИЙ БЕКОН ВНАГЛУЮ ЗАШЕЛ!!!!Это не в сарае держать и с соседом договориться!))

  • Анонимно
    13.02.2017 10:34

    Опять РФ появился, значит есть где будем тратить бюджетные деньги.

  • Анонимно
    13.02.2017 10:35

    Сначала ответил бы как разрушил колхозы и совхозы. В целом при руководстве РФ что нибудь конкретно для РТ сделал или нет. Отвечу НЕТ.

  • Анонимно
    13.02.2017 10:47

    В Волге рыбы все меньше с каждым годом.
    Может этим лучше заняться?

  • Анонимно
    13.02.2017 10:54

    Бу Муратовның тамагы туймаса да туймас икән. Утыр инде пенсияңдә артыңны кысып! Карп үрчетә алмаганны осетрга тотынмакчылар. Аның икрасы халык алырлык бәядә булмаячак бит. Шул чиновник өстәленнән узмаячак.

    • Анонимно
      13.02.2017 20:11

      ашап туймагащ,ялап туялмы

      • Анонимно
        14.02.2017 07:33

        Ашаган белми, тураган белә!
        Дороганы осилить итә идущий, ялгыштым, удащливыйлар

  • Анонимно
    13.02.2017 11:02

    Завод на 200 т не стоит 550 млн руб.
    Раза в 2 завышена стоимость завода.

    • Анонимно
      13.02.2017 14:48

      ладно б в 2..)).Если ты не сымел 3 рубля на рубль реальных вложений--ты не депутат))

  • Анонимно
    13.02.2017 11:04

    Что это за глупость, что человеку в год нужно 22 кг рыбы? Вегетарианцам она вообще не нужна

  • Анонимно
    13.02.2017 11:09

    КПСС рулит. и идеалы в жизни всё теже))). чёрная икра... да кому она нужна из татарстана? тут что астрахань, архангельск или хабаровск??? всё равно что мерседес в токио покупать.

  • Анонимно
    13.02.2017 11:12

    Ха, Ха, Ха... Дурдом продолжается. Лица все те же...
    Гигантомания. Это уже не раз проходили.
    Что нельзя людей - фермеров поддержать? Обязательно надо каких-то пришлых людей привлекать?
    Просто хотя бы создать завод по производству кормов.
    Дать субсидии на организацию производства?
    Обязательно такую хрень делать?

    • Анонимно
      13.02.2017 11:29

      Завод по пр-ву кормов, да есть уже такой, Новый, Мощный, Красивый, но неработающий. Че та кто та спер чего та и теперь это махина стоит на Чистопольском элеваторе, как памятник " УдаЩных инвестиций " ))

      • Анонимно
        13.02.2017 14:42

        Ещё и индустриальный парк в чистополе с супер котельной

    • Анонимно
      13.02.2017 11:59

      вы правы! Все тот же КВАРТЕТ из басни Крылова. Но сидят уже по-другому....

  • Анонимно
    13.02.2017 11:14

    Позитивная новость. Хоть кто-то что-то делает, а не разговоры разговаривает.

    • Анонимно
      13.02.2017 11:59

      Что делают то? Все еще разговоры разговаривают, и опять не факт, что это закончится делом. Может опять под сукно положат.

      • Анонимно
        13.02.2017 12:47

        Вы когда-нибудь видели случай чтобы наши руководители не исполняли своих слов. Здесь железно: сказано-сделано.
        Там наверное уже много чего сделано, просто нам не раскрывают всего.

  • Анонимно
    13.02.2017 11:15

    Еще в 90-е годы прошлого века федералы выделили средства на этот проект. Но его удачно профукали. Догадайтесь кто это сделал.

  • Анонимно
    13.02.2017 11:29

    Основная проблема даже не браконьеры , а сбросы воды водохранилищами особенно во время нереста -неделю назад было изменения уровня очень много молоди Стерляди погибло -и так несколько раз в год.
    Маточное стадо Стерляди без проблем можно купить в Астраханской области и Ставрополье -там много мелких и крупных осетровых хозяйств . Много специалистов осетроводов. И по оборудованию можно обойтись гораздо дешевле . Новиков не один в России -из статьи можно сделать вывод , что один. Опять в Париж через Мамадышь.

    • Анонимно
      13.02.2017 12:38

      Понаблюдайте изменение уровня Волги... Даже по сравнению с прошлым годом ниже на 2,5 м. А нормального уровня нет уже МНОГО лет. http://narubalke.ru/uroven-vody-v-kujbyshevskom-vodoxranilishhe. О какой "великой" реке мы говорим? Кто-нибудь и КОГДА у нас в стране начнет НАКОНЕЦ мыслить и управлять в ГОСУДАРСТВЕННОМ МАСШТАБЕ?!!

    • Анонимно
      13.02.2017 12:56

      В Лаишево есть площадка по осетру, сам там покупал.
      Очень хороши рыбки были, ели всей семьей и нахваливали. Есть ведь опыт, наш местный, чего ж на него не опираться? Вот у меня в деревне и место есть и газ и эл-во есть и желание в этом направлении двигаться есть, но нет 6-7 денег с шестью нолями. Конечно, проще отсыпать 500 и более куда то, а потом хоть трава не расти, отчитались же уже, значит работа выполнена, а то что это все потом не работает, да нас Орда, (читать, Рать). Дайте людям нормальные условия и магазины и рынки при нормальной конкуренции сами наполнятся ликвидным товаром, а производить также можно не только осетровых, а ещё много разных видов: сомик, карп и тд

    • Анонимно
      13.02.2017 13:08

      Имхо - лучше судак и из его ряда. Донные виды рыб больше подвержены инвазивным инфекциям, накоплению солей тяжелых металлов.
      Судак хищник и охотится по большей частью у поверхности. Опять же - есть судак - значит экология реки в норме. А донные виды и в канализации могут жить.

      • Анонимно
        13.02.2017 17:05

        Судак, к сожалению, искусственно не производится. Это наше, республиканское достояние. Нигде в России нет его в таких количествах, как у нас. А мы транжирим. Без контроля за артелями, без норм вылова любителями. Дождемся, скоро станет как в Подмосковье, одна поклевка за три рыбалки. Даже в низовьях его почти не осталось(

  • Анонимно
    13.02.2017 11:35

    Маниловщина! Заняться черной икрой в период падения платежеспособного спроса - это верх оторванности от реальности.

    • Анонимно
      13.02.2017 12:37

      Если экспортировать в Европу, то очень даже не плохо

      • Анонимно
        13.02.2017 13:27

        Да там уже налажено у наших с экспортом, просто так что ли ездили в Европу и так далее.

      • Анонимно
        13.02.2017 14:37

        12:57. Это проект Манилова из "мертвых душ": построим мост, чтобы торговать пирожками. А, если всерьез осетровых в европе на икру разводят (аквакультура) с конца восьмидесятых.

    • Анонимно
      14.02.2017 11:59

      Когда начнут выпускать рыбпродукцию, кризис закончится

  • Анонимно
    13.02.2017 11:40

    РАЦИН=Минсельхоз. Поэтому все равно при участии минсельхоза получается.
    Реально нет специалистов кроме Гарифуллина. Обонкротил ГУП создал ООО, ай маладца.

  • Низами
    13.02.2017 11:49

    Потратьте эти деньги на очистку татарстанских рек и озер и на их зарыбление, на борьбу с охреневшими в конец браками, на улучшение экологии водных ресурсов...
    С каждым годом больной рыбы все больше, заморов все больше... С удочкой и спиннингом уже не знаешь куда поехать, посидеть...

    • Анонимно
      13.02.2017 12:02

      Зарыбление? Клондайк - отдыхает))) Этож золотое дно, но не для рыбы и не для спининга.

      Темзу зарыбляли десятилетиями. Просто цистернами. Бесполезно. В 1957 году признали мёртвой рекой. Абсолютно.
      В 2010-х годах: 120 видов рыбы, куча птицы, дельфины, а в устье - киты. Как так? Ответ прост, до примитивности: прекратилось зас...ние реки и её бассейна, из-за научно-технического развития промышленности. Вышли на новый уровень, убрали примитивные машины, оборудования и технологические процессы, ну и слегка вложились в очистные сооружения и за 10-15 лет Темза стала живой рекой. И никто никого не душил.

      • Анонимно
        13.02.2017 14:54

        можно ещё проще-прекратить промышленное производство в РТ!!!И не надо фильтров и т.д.,а города разогнать по деревням!))

        • Анонимно
          13.02.2017 15:35

          Деревни не меньше гадят, а приближенность к воде, в округе, у них выше. Больше всего захламляются подпочвенные воды, которые всё равно попадают в реки.
          Низкая культура земледелия, отсталые технологии, в деревне, так же опасны как и в городе.

          • Анонимно
            13.02.2017 17:48

            О-ХО-ХО!Ты сам-то понял,что СКАЗАЛ?."Низкие культуры земледелия,отсталые технологии"--А В ЧЕМ СОБСТВЕННО У ТЕБЯ ОНИ НОВЫ?)).

            • Анонимно
              13.02.2017 19:54

              Новость в замкнутом цикле производства, что в промышленности, что в сельском хозяйстве.
              Кто быстрее освоит эти технологии, при росте производительности труда и снижении издержек - тот и король.
              Тому, кому расти на этот уровень не хочется - подножный корм, и не более того.

              • Анонимно
                14.02.2017 09:57

                никакая солома тебе не поможет,когда падать будешь с небоскрёба!)))

  • Анонимно
    13.02.2017 11:57

    Аноним 11.07 ,Вы сколько классов кончали?Читая Ваш комментарий,склоняюсь к мысли,что Вы директор этого рыбхоза и сразу расхотелось покупать рыбу.

  • Анонимно
    13.02.2017 12:00

    Пачааму не одобрямсььь?Хочу пазитиффа!

  • Анонимно
    13.02.2017 12:05

    Много лет я знаком с этой ситуацией. Хайдар как директор Татрыбхоза продолжает там существовать пока не запахнет бюджетными вливаниями..но как только там на горизонте появляются бюджетные вливания, то возникает фигура Муратова и он встает на место Хайдара..хотя Хайдар кадр еще тот тоже)))

  • Анонимно
    13.02.2017 12:23

    Бизнес онлайн делал видео репортаж про бизнесмена в зеленодольском районе, который выращивает осетровых. Почему ему вместо этого не помочь? Ну или под его началом организовать кооператив из таких же маленьких предпринимателей. Зачем плодить новые Вамины? Когда надо идти по пути финского Валио, создавая такие мелкие кооперативы из частников, а затем приводя к одному стандарту продавать все под единым брендом.
    Лучше пусть 100 маленьких фермеров выращивают рыбу, чем один мега гигант. Государство же должно помогать вот таким маленьким, организовывая пункты приема продукции.

    • Анонимно
      13.02.2017 14:57

      Полностью согласен про 100 маленьких,но не про кооперативы..МИНСЕЛЬХОЗУ РТ ЭТО НЕ НУЖНО!Он идёт глобальными колонизационными путями,РАЗДАВЛИВАЯ МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ!С ув. Скотник.

  • Анонимно
    13.02.2017 12:24

    Скоро на марс засобираются, яблоневый сад обустраивать. Хотя нет, сперва в Чистополе запустят производство по выращиванию раков, голубых.

  • Анонимно
    13.02.2017 12:36

    полностью согласен с11:49 нужно срочно решать вопрос по строительству современных очистных сооружений в городах у рек иначе полностью отравим природу и никакие рыбзаводы не помогут

  • Анонимно
    13.02.2017 12:40

    У некоторых "платежеЗАГРЕБАТЕЛЬНЫЙ" спрос не падает НИКОГДА. Только растет "стремительным домкратом" (с).

  • Анонимно
    13.02.2017 12:45

    Как увидел фото этого деятеля (Муратова), сразу вспомнил как он Волгу делил и платную рыбалку организовать хотел. А как рыбаки вышли на Площадь Свободы вышли сразу "переобулся", мол вы не так все поняли. Ну поставьте нормального , образованного человека, специалиста, нет у нас - давайте пригласим из Астрахани.
    А так это будет очередной распил.

  • Анонимно
    13.02.2017 12:45

    Опять Муратов...

  • Анонимно
    13.02.2017 12:49

    БО пишите больше позитива, особенно такие новости, когда наше мудрое руководство наглядно показывает почему мы передовая республика во всём мире.

    • Анонимно
      14.02.2017 12:07

      Под руководством Муратова РТ вышла на первое место в РФ по отправке призывников в армию, по количеству кадетских школ. Гордитесь!

      • Анонимно
        15.02.2017 18:50

        Не надо приписывать Муратову заслугу Президента РТ, лично державшего все это под контролем, через генерала САфарова. Личный вклад Муратова в экономику республики - Новая Тура, оценку этому муратовскому ноу хау дайте сами.

  • Анонимно
    13.02.2017 13:21

    Лучшая рыба- это Колбаса!!!

  • В нашей стране решили - извести людишек, развести рыбу. А чо? Рыба лучше: корм сама себе находит, подоить икрой можно, валюта, - и самое главное - всегда молчит - чего бы Начальники не вытворяли. Скоро будет так: толпы людей исчезнут, останутся только косяки рыб. Во зацветёт Расеюшка, во зацветёт.

  • Анонимно
    13.02.2017 13:35

    Если Татары решат сделать,так и будет. Доказано.

  • Анонимно
    13.02.2017 14:31

    Ловить рыбу в мутной или чистой воде будут? Опыт таких чиновников востребован.

    • Анонимно
      13.02.2017 17:43

      в "мутной" воде растёт как-раз ,выращеная на комбикормах с антибиотиками)

  • Анонимно
    13.02.2017 14:51

    А в пестречинском районе персики и абрикосы планируют сажать.

  • Анонимно
    13.02.2017 17:17

    Я похоже отстал от технологий, но разве для звания центра рыбного промысла не нужны море-океан под боком? Дальний восток и баренцево нам не переплюнуть

    • Анонимно
      13.02.2017 17:42

      раз Ахметов с Муратовым сказали..-ЗНАЧИТ ПЕРЕПЛЮНЕМ))

  • Анонимно
    13.02.2017 17:29

    14.57. Отстали от жизни пестречинский патриот.Сармановские ананасы и актанышские бананы уже Гондурас и Гаити с мирового рынка скоро вытеесняют, осталось только в Арске кофейные плантации развести и все о.к.А тут пенсионер, вместо того, чтобы рыбу своему коту с крыльца ловить, нас в икряную Новую Туру втягивает.

    • Анонимно
      13.02.2017 19:34

      Точно сказано про этот прожект. Кому в Татарстане нужны осетровые по заоблачной цене(в магазинах рыба и так не особо доступна, о качестве уж не говорю) , а тем более черна икра. Это деликатес был всегда. Да и сейчас даже сейчас и тяжелобольным не купишь. При зарплате в 15-20 тысяч( как получает большинство) какой осетр и черная икра. Это для кого? Лучше поднимайте рыбные хозяйства на ТЭЦ. А то их ликвидировали как нерентабельные. Разводили рыбу и на Заинской ГРЭС и на Набережночелнинской ТЭЦ. А ПРОЕКТ ПО ОСЕТРОВЫМ чушь полная.

    • Анонимно
      14.02.2017 12:10

      Бананы только в Белоруссии растут.

  • Анонимно
    13.02.2017 17:58

    А вот слышал тему что в Болгаре уже лет 7мь ( хромой бизнесмен тему с осетровыми осваевал)... а если грамотно и для нас то Куйбышевскую гэс давно можно было модернезировать а именно каскадный подъем для осетровых замутить... но да !!!это не для народа татарстана и на этом не прикуришь из бюджета.

  • Анонимно
    13.02.2017 18:16

    Какая рыба?Пилите Шура пилите?

  • Анонимно
    13.02.2017 19:46

    Да, было бы супер, все для этого есть!

  • Анонимно
    16.02.2017 05:17

    Интересно, кто это муратовское ноу Х, поддерживает во власти? Нам и его артели Рога и копыта, то биш конторы Новая тура вполе хватило. Работал себе человек в сельпо, что вполне отвечало его уровню, так кому то надо быо этого грамотея, в кавычках, вверх тащить, грешат на Табеева и Усманова, но не вериться, они то люди вполне грамотные были.

  • Анонимно
    21.02.2017 19:51

    Опять рыба!!!
    2 серия старого и неинтересного фильма... но ... "прибыльного"!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже