Общество 
13.02.2017

«Это определенный тактический ход перед судом»: снят ли запрет на платки в Белозерье?

Загадка директора Липатовой: педагоги утверждают, что приказы о дресс-коде отменены, а мордовские госСМИ это отрицают

Новость о том, что директор Белозерской школы своим приказом отменил запрет на ношение платков для учителей, местные власти через официальную прессу уже объявили фейком. Подписавшие документ учительницы не сомневаются в его существовании, но доказать этого не могут, поскольку скопировать документ им не позволили. По мнению их адвоката, данный приказ руководство школы использует как щит против иска родителей в суде, но пламя белозерского конфликта это все равно не погасит.

«КТО-ТО УЗНАЛ, ВСЕ ЭТО ВЫТАЩИЛ НАРУЖУ И ЕЩЕ ТАК РАСПИСАЛ: «СЕНСАЦИЯ...»

«Сенсация в Белозерье. Директор Вера Липатова сегодня, 11.02.2017, объявила учительскому коллективу: „Я отменила все свои принятые решения“, — т. е. приказы о внешнем виде и письменные выговоры учительницам в платках», — написал в эту субботу в своем «Фейсбуке» общественный деятель Ирек Биккинин, в том числе и стараниями которого «дело о платках» в самом крупном татарском селе Мордовии получило широкую огласку.

«БИЗНЕС Online» связался с одним из педагогов Белозерской средней школы — и женщина на условиях анонимности подтвердила наличие нового приказа недавно назначенного минобразом республики директора. «Это приказ об отмене предыдущих приказов, которые как раз запрещали головные уборы, и о дисциплинарных взысканиях. Мы сами еще на нервах, толком не прочли данный приказ, там просто говорится, что эти два приказа отменяются — и все. Директор нам ничего объяснять не стала, просто сказала, что вот есть новый приказ и нужно его подписать. Пообещали дать ксерокопию, потом мы уже свяжемся с адвокатом», — сообщила собеседник нашей газеты.

Однако вместо разрешения конфликта, который взорвал публичное пространство в конце прошлого года, появление нового приказа может означать лишь попытку вооружиться необходимыми документами перед судом. Напомним, предварительные слушания по иску педагогов, потребовавших отмены недавних решений администрации школы, состоятся 20 февраля. «Мы с учителями это обсудили, это определенный тактический ход перед судом, нужно понять, чего они хотят», — сказал «БИЗНЕС Online» адвокат учительниц Марат Ашимов. По его словам, позиция истцов будет уточняться по мере поступления на руки документов, к примеру, полного текста нашумевшего субботнего приказа директора Липатовой он еще не видел. Кроме того, у юристов и общественников, судя по всему, появились различия во взглядах на то, как защищать пострадавших педагогов. «Кто-то узнал, все это вытащил наружу и еще так расписал — „сенсация“ и другими громкими словами. Неправильно, конечно, это сделали. Этим, может быть, еще хуже сделали, еще больше разозлили наших оппонентов. Лишние эмоции не нужны, они просто злят людей», — считает Ашимов.

«Мы от этой огласки уже так страдаем, уже даже своим не доверяем. Раздули какие-то радости, но у нас ничего, кроме настороженности, нет. Мы не хотели бы такие вещи вообще выносить. Эмоционально мы серьезно надорваны», — сетует одна из учительниц Белозерской школы и добавляет, что после целого ряда публикаций и сюжетов в федеральных СМИ, особенно на Первом канале в программе «Воскресное время», где их село было фактически объявлено оплотом религиозного экстремизма, с которым ведут борьбу власти, здесь перестали доверять прессе. «У нас аллергия на журналистов. Это мы изначально были такие наивные и полагали, что это касается только нашей школы — кто-то что-то неправильно понял, недопонимает. А теперь понимаем, что это все очень даже серьезно, поэтому лишний раз кому-то что-то говорить... Вы видели, как с нами поступают средства массовой информации?» — говорит собеседник «БИЗНЕС Online».

«ПРИКАЗ ЛИПАТОВОЙ НЕ РЕШИТ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА»

В ответ на заявление Биккинина накануне в издании «Известия Мордовии», учредителем которого являются правительство и парламент региона, появилась публикация с опровержением информации о новом приказе директора Белозерской школы. «Некоторые СМИ поспешили опубликовать эту новость с кричащими заголовками об отмене введенных запретов», — отмечает автор новости, имея в виду пост в «Фейсбуке» общественника. «Директор Белозерской средней школы Вера Липатова подобных заявлений не делала, запрет на ношение хиджабов в образовательных учреждениях продолжает действовать, — говорится в новости со ссылкой на источники в „официальных структурах“. — Совещание с педагогами образовательного учреждения действительно состоялось в субботу. Однако речь на нем шла вовсе не о мусульманских платках, а об отмене дисциплинарных взысканий, которые ранее были наложены на некоторых педагогов за нарушения внутреннего распорядка школы. Судя по всему, некоторые наблюдатели предпочли интерпретировать эту информацию по-своему».

Несколько студенток уже получили официальный выговор
Чтобы увеличить, нажмите

Аргументируя позицию своих источников, журналисты «Известий Мордовии» указывают на то, что руководитель школы «не могла отменить запрета на ношение мусульманских платков», поскольку «этот вопрос просто-напросто не входит в ее компетенцию». «Требования к школьной форме введены не Липатовой, а постановлением правительства Мордовии. Согласно этому документу, учащимся и преподавателям запрещены мини-юбки, яркий макияж, а также „демонстрация религиозной атрибутики и посещение уроков в головном уборе“. В феврале 2015-го законность этого постановления признал Верховный суд России», — следует из новости.

Между тем в министерстве образования Мордовии корреспонденту «БИЗНЕС Online» за весь сегодняшний день не удалось получить комментарий. Из разговора с секретарем приемной министра образования РМ Евгения Маркачева: «Вы по поводу школы? Министр на совещании правительства. Присылайте официальный запрос, рассмотрим. Только так». В самой школе в ответ на просьбу разъяснить ситуацию корреспонденту издания сообщили: «Директор Вера Павловна сейчас отсутствует, комментировать эту тему она не будет».

Ашимов разъясняет, что директор школы и не замахивалась на решение республиканского правительства, а всего-навсего отменила школьные приказы. Впрочем, юрист утверждает, что «дело о платках» давно выплеснулось за пределы Белозерья, а это значит, что отмена данных распоряжений проблемы не решит. Около 35 студенток Мордовского государственного педагогического института оказались под угрозой исключения по той же причине. Студентки не могут пройти производственную или преддипломную практику, поскольку после заявления замминистра образования Республики Мордовия о недопустимости ношения мусульманских платков учителями директора местных школ не пускают их на практику (и не пускают непосредственно в здание школ). Деканы факультетов, где учатся девушки, говорят, что ничего не могут поделать, ссылаются на министра образования Мордовии. Получается замкнутый круг — институт направляет на практику в определенные школы по приказу, те девушек не принимают, поскольку у них не пройдена практика, соответственно, нет зачета, что грозит исключением из института.

«Приказ Липатовой не решит проблем студенток педагогического института — их это никаким образом не касается», — говорит Аширов. Тем временем несколько студенток уже получили официальный выговор. Как рассказала «БИЗНЕС Online» мама одной из девушек, каждый случай решается индивидуально: кто-то все-таки договорился о прохождении практики, кто-то переходит на домашнее обучение, кто-то рассматривает возможность перевода в педагогические вузы других регионов. «В Белозерье тоже вопрос не решен — этот приказ касается только учителей, не учениц. Но вот будет же суд, надеюсь, все решится в правовом поле», — добавляет она.

Источники «БИЗНЕС Online» в мусульманской среде Мордовии указывают на то, что «дело о платках» и тон его освещения в местных и столичных СМИ не пошли на пользу межнациональному и межрелигиозному миру в регионе. Участились случаи бытовых конфликтов в транспорте и других общественных местах. Последний, по словам собеседников «БИЗНЕС Online», случился буквально вчера вечером: в районе 18 часов в Саранске в маршрутке №15 несколько пассажиров — молодых людей — набросились с угрозами на «ваххабитку с автоматом, которая нас сейчас взорвет», — девушку-татарку в платке. Причем за нее вступились пожилой мужчина и водитель автобуса — едва не случилась серьезная драка. Однако выгнать бузотеров не удалось, в результате девушка была вынуждена выйти из маршрутки...

«СЕГОДНЯ МЫ ОКАЗАЛИСЬ В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ, КОГДА ПЛАТОК ЯВЛЯЕТСЯ ЧУТЬ ЛИ НЕ ЭЛЕМЕНТОМ ЭКСТРЕМИЗМА»

Напомним, скандал в татарском селе Белозерье разгорелся в конце прошлого года. Заместители министра образования Мордовии Галина Явкина и Елена Солдатова в очень жесткой форме, под угрозой увольнения, потребовали, чтобы учителя сняли мусульманские платки. Аудиозапись того собрания вскоре появилась в сети. «Педагоги после праздников выходят все в светской форме без головного убора! Сегодня принимайте решение», — раздается голос на собрании. Все это случилось после заседания в районе республиканской комиссии по борьбе с экстремизмом в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года, игры которого пройдут и в Саранске, под руководством главы региона Владимира Волкова, где обсуждалась и тема Белозерья, несколько жителей которого уехали на Ближний Восток, где якобы воюют в рядах экстремистов в Сирии и других странах. К слову, в Белозерье находится 8 мечетей и 90% населения читает пятикратный намаз, при этом татарское село — одно из самых экономически успешных поселений.

Часть учителей под давлением написала заявление об уходе, часть согласилась снять платок. От тех, кто отказался, потребовали написать объяснительные, а после новогодних каникул 9 января объявили им выговор. Между тем ситуация с ношением платков уже всплывала в этом селе три года назад. Тогда была достигнута договоренность о том, что девочки младших классов ходят в школу без платков, а остальные ученицы и учителя перевязывают свои платки назад в виде косынок.

Нынешний скандал вызвал реакцию в российском обществе. Министр образования РФ Ольга Васильева, комментируя «БИЗНЕС Online» ситуацию, поддержала власти Мордовии. «Подобная ситуация была в Ставропольском крае несколько лет назад, — заявила она. — Конституционный суд (на самом деле Верховный суд РФ прим. ред.) принял решение, что хиджабу как подчеркивающему национальную принадлежность [атрибуту] не место в школе! Поэтому я считаю, что этот вопрос был решен Конституционным судом. Я много лет, как вы знаете, возглавляла кафедру государственных межконфессиональных отношений и не думаю, что истинно верующие люди атрибутикой свое отношение к вере стараются подчеркнуть. Это мое глубочайшее личное убеждение. Коллеги, я вас прошу, я хорошо знаю и отвечаю за то, что говорю».

Рамзан Кадыров По мнению Рамзана Кадырова, тема платков подбрасывается, чтобы отвлечь внимание общества от реальных проблем школы: наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей... Фото: president.tatarstan.ru

Тут же к дискуссии подключился глава Чечни Рамзан Кадыров. На своей странице в соцсети «ВКонтакте» он отметил: «Конституцией РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания <...>, выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». И тут же добавляет, что КС РФ данный вопрос не рассматривал и решение по нему не принимал! Выводы, основанные на несуществующем решении, должны быть признаны ошибочными и вводящими граждан России в заблуждение.

«Вызывает удивление, что министр вместо того, чтобы поправить местных руководителей, свое „личное убеждение“ навязывает миллионам граждан. Мои три дочери учатся в школе, носят хиджаб, имеют отличные оценки. Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают. Я должен их забрать из школы и вместе с ними искать место, где позволят девочкам быть мусульманками? В борьбе с врагами России, которая гарантирует права 30 млн. мусульман, я лишился сотен близких и родных мне людей», — добавил Кадыров. По его мнению, тема платков подбрасывается, чтобы отвлечь внимание общества от реальных проблем школы: наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей...

В ответ на пафосные речи главы Чечни пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Кремль не будет участвовать в дискуссии между Кадыровым и Васильевой о правомерности ношения платков в школе. «Мы не хотели бы становиться стороной этой дискуссии в настоящий момент. Существовали разные форматы подхода к этой теме. Были и судебные варианты, в Ставропольском крае и Мордовии — тогда были советующие решения Верховного суда. Есть иные варианты, несудебные. Но сейчас мы бы не хотели становиться стороной этого вопроса», — сказал Песков, передает ТАСС.

В конце января — начале февраля в некоторых регионах страны прокатилась акция против запрета на ношение хиджаба в школах «Мы любим хиджаб». В свою очередь, глава мусульман Москвы и духовного собрания мусульман России Альбир Крганов обратился в генпрокуратуру РФ с просьбой дать правовую оценку приказу снять платки с учителей в татарском селе Белозерье Мордовии. «Сегодня мы оказались в таком положении, когда эта тема стала излишне политизированной и ее перевели в плоскость чуть ли не того, что платок стал, является элементом экстремизма». Такая позиция, отметил Крганов, приводит к тому, что «мы вынужденно толкаем религиозное сообщество в некую оппозиционность». «Люди не понимают, почему представители органов государства к ним так относятся», — добавил он. Глава ЦДУМ России Талгат Таджуддин призвал отличать хиджабы от платков: «Это не какая-то религиозная принадлежность, это национальные традиции, которые указывают на ее честь [девушки]», — заявил он. Против запрета выступил также всемирный конгресс татар, «тревожным знаком» назвал заявление Васильевой муфтий Татарстана Камиль Самигуллин.

... С 2013 года руководством делались неоднократные попытки снять платки с девочек-мусульманок, учащихся в школах Мордовии
Фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

«НАМ ВСЕМ НАДО ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ХАРАКТЕРОМ СВЕТСКОСТИ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают последние новости из Белозерья.

Римзиль Валеев — общественный деятель:

— Такой конфликт на почве религии наносит огромный ущерб имиджу России. Владимир Путин, хоть и акцентируя внимание на православии, всегда повторяет, что мы многонациональная страна. Это не случайное решение. Директор школы делает то, что ей говорит руководство муниципального образования и как минимум руководство Мордовии. А кто властям республики советы дает, мы знаем. Я думаю, что это решение было принято не без влияния Кремля. Данные вопросы решаются не силовыми способами. Если суд не решит этот вопрос, будет Конституционный, Европейский суд. Это может стать всемирным скандалом. В то время как перед нашей страной стоит вопрос о урегулировании ситуации в Сирии, с мусульманами-суннитами на пустом месте конфликты надо убирать.

Меня не интересует, каким будет решение суда. Я не могу представить, чтобы закон или решение суда могли предписать, как нужно повязывать платки. Если такие правила введут, то, мне кажется, это будет за рамками правового государства. Это нелогично. Если есть проблема по налогам, в борьбу с нарушениями вступает налоговая служба, а чисто платковой проблемы не существует. Надо отстать от них. Если кто-то видит в этой проблеме экстремизм или фанатизм, то это больше идеологическая проблема, платок тут ни при чем. Решать это нужно путем переговоров.

Рустам хазрат Батров — заместитель председателя ДУМ РТ:

— Наверное, надо исходить из презумпции невиновности. Если директор школы счел правильным устранить то нарушение, которое было, а мы все-таки исходим из того, что антирелигиозный запрет ношения головных уборов — нарушение принципа светскости, значит, наверное, так оно и есть. Важно сохранять равное отношение ко всем религиям. Когда целенаправленно запрещают только мусульманский платок, это нарушение конфессиональной нейтральности. Если директор школы это осознал, то я могу это только приветствовать. А подозревать власти в каких-то предсудебных тактических маневрах у меня нет оснований, я не знаю данную ситуацию глубоко. Но это ход в правильном направлении. Время покажет, что будет дальше.

Но проблему в целом это не решило. У нас нет общепринятого понимания светскости. Отсюда проистекают все конфликты. В мире есть две модели светскости. Первая — французская, которую мы в Советском Союзе реализовывали: там светскость рассматривалась как антирелигиозность. Конфессиональное пространство зачищается от любого проявления религии. Вторя модель — англосаксонская, она более распространена в мире. Тут светскость означает доступность для всех. То есть у всех есть доступ к общественному пространству, образованию, свободе слова. Верующий ты или агностик — неважно. И мы пытаемся исходить из второй модели светскости. Признаем культурное многообразие наших народов, религиозные традиции, даже в законах это прописано. С другой стороны, прилетают такие «приветы» из советского прошлого. Старая ментальность и понимание светскости как антирелигиозности в людях сидит, богоборческий подход из сознания не выветрился. И поэтому периодически возникают такие ситуации, как в Белозерье. И пока мы не найдем консенсус в подходе «что же такое светскость», может быть, даже закрепленный законодательством, решением Конституционного суда, столкновения по этому поводу будут происходить. Если мы пойдем по французскому пути, тогда не только платки надо убрать. Тогда [нужно убрать] и символику других конфессий, в том числе и из кабинетов чиновников. Такие решения должны приниматься исходя из интересов общества, а не исходя из ссылок и догматов той или иной конфессии, тогда проблема с платками пропадет.

Евгений Бобров — заместитель председателя совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека:

— Я думаю, что здесь требуется правовое регулирование на федеральном уровне. Это нужно прописать в законе об образовании, решить, передавать эти регулирующие полномочия субъектам Федерации или как-то еще. Потому что здесь [в Белозерье] сделали так и пока договорились, потом ситуация будет немножко меняться, получится по-другому. В другой школе совсем по-другому, в третьей — еще как-то.

Здесь требуется правовое регулирование. И мы через три недели где-то соберемся для обсуждения этого вопроса. Сначала нужно поговорить о ценностях, насколько открыто можно демонстрировать религиозную атрибутику — хиджабы, кипы, крестики или еще что-то. Я считаю, что это вообще мировая проблема, но в большинстве случаев она скрытая. Если в Европе запрещают, это не в их традициях, то у нас другое государство, исконно мусульман было немного больше, чем там. Мы по пути запрета не пойдем, потому что есть большая опасность, которая может появиться в период предвыборных баталий, еще каких-то политических вещей.

Доклада по этой ситуации пока нет, и он не готовится, мы хотим на заседании нашей комиссии по миграционной политике обсудить данный вопрос с представителями профильных органов власти, духовенства и специалистов. Возможно, потребуется не одно обсуждение, может быть, несколько. Тут нужно будет плотно поработать, чтобы эту проблему решить. Пока доклад не предполагается, возможно, по результатам обсуждения он будет. Это будет либо доклад, либо готовый законопроект.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (113) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.02.2017 17:53

телевизор выключите, и не будет у вас каждый день "донбасс, сирия....". книги читайте.

  • Анонимно
    13.02.2017 17:44

    Да успокойтесь уже все. За квартиру платить нечем, зарплату задерживают, лекарство не начто купить. Дума примите уж закон по этому вопросу и закройте его навсегда. Каждый день: Донбас, Сирия, коррупция , отставки глав. Страна катится в пропасть

    • Анонимно
      13.02.2017 17:53

      телевизор выключите, и не будет у вас каждый день "донбасс, сирия....". книги читайте.

    • Анонимно
      13.02.2017 17:57

      А вы переверните телевизор на другой бок и увидите, что страна восходит! Шутка!

    • Анонимно
      13.02.2017 20:30

      На работу устроится не пробовали? Телевизор насильно заставляют смотреть?

    • Анонимно
      13.02.2017 21:07

      Тревожно в мире
      Дума примет как ей подскажут, бешеный принтер опять какую-нить гадость распечатает.

    • Анонимно
      13.02.2017 21:18

      Адвокаты любители навредили больше

    • Анонимно
      14.02.2017 06:59

      Страна катится в пропасть
      ________________________________--
      Пропасть может быть у человека в душе, в дисгармонии, страна здесь не при чем.

    • Анонимно
      14.02.2017 13:51

      ОСТАНОВИТЕСЬ пжлста!!! что проблем больше нет в мире,одна осталась, ношение платков-за или против? Хватит вам народ отвлекать и разжигать огонь,где даже искры нет!

  • Анонимно
    13.02.2017 17:49

    Вот оно бессилие власти: мы не знаем, в полемику не вступаем и т.д. А кто тогда в стране гарант Конституции?

    • Анонимно
      13.02.2017 18:14

      неужели вы думаете, что именно Президент должен заниматься платками?

  • Анонимно
    13.02.2017 17:51

    Планомерно раскачивается лодка межнационального и межконфессионального уклада, и результаты, увы, уже есть. Не поддавайтесь этим манипуляциям, не подливайте масла в огонь.

    • Istorik
      13.02.2017 21:20

      это не раскачка, а объективное межкультурное противоречие. И противоречие снимаеся мудрым политическим решением, компромиссами, и долгой кропотливой работой по конструированию диалога

  • Буре
    13.02.2017 17:52

    Ну и чего добились своими неумными действиями?
    Адвокаты пропиарились, некоторые деятели тоже пропиарились.
    А этим людям жить там.
    Уже из автобусов начали выгонять.
    Носили они 50 лет платки до чемпионата мира и после чемпионата еще бы 1000 лет носили.
    А во время чемпионата могли и косынки поносить как в Чечне например.
    Не там и не тем людям решили характер показать адвокаты. И белозерцев подставили.

    • Анонимно
      13.02.2017 18:18

      Молодец Буре. Поддерживаю. Слова мудрого и умного человека.
      Не надо было обострять. Волна прошла бы а платки остались.
      Тут только пиар адвокатов.

    • Анонимно
      13.02.2017 18:21

      адвокаты защищают своих клиентов. только и всего

    • Анонимно
      13.02.2017 18:22

      Не по татарски хитро тут поступили а по кавказки решили нахрапом взять. Так не выйдет ничего. Прав буре

      • Анонимно
        13.02.2017 18:46

        правильно, все надо решать "аккуратно" и не спекулировать

    • Анонимно
      13.02.2017 19:45

      //Носили они 50 лет платки до чемпионата мира//

      В советское время в школе платки никто не носил.

  • Анонимно
    13.02.2017 17:52

    Господин Валеев,огромный ущерб имиджу наносит скандал с Татфондбанком......А Вам,как бывшему партийному человеку,вроде как не к лицу переживать за платки....

  • Платок - это не предмет атрибутики религиозности, а ПРЕДМЕТ ГАРДЕРОБА, вообще-то, татарской девушки (женщины). Зачем путать понятия, Анахранизм? Может быть - ну и что? Это дело вкуса в конце концов каждого. Я вот тоже люблю больше трусы советского покроя. И на пляже не стесняюсь этого. Министру образования самой бы нужно одеть платок, либо шляпку, когда появляется на обществе. Хотелось бы что в наших чиновницах преобладала больше женственность, чем мужественность. Это прекрасно и с точки зрения этики, и эстетики.

  • Анонимно
    13.02.2017 18:07

    Габдель Юссон- молодец. Прекрасные слова, настоящий мужчина, защитник.

  • Анонимно
    13.02.2017 18:33

    Если это лишь тактический ход, надо подавать иск в Конституционый суд.

    • 18.33. Наверное так и прядётся. Решать вопрос через Конституционный суд. Но это ведь бред, согласитесь - выносит на решение суда предмет женского гардероба? Кстати, согласно эстетическим требованиям - женщинам позволяется находится в помещении в головном уборе.
      Не ту страну назвали Гондурасом. Чиновники категории А - 100% уголовники. Ну конечно, легче с женщинами биться. Пальчиком можно погрозить, голос повысить, часть гардероба с кожей содрать - зато трусом не будешь выглядеть.

  • Анонимно
    13.02.2017 18:39

    Как то в школе,вспоминаю, у одной девушки болели уши-одела платок и носила..никто не слова... У другой, извините нашли вошиков...обрили,тоже ходила в платке..и что? Осуждать за это? Может у кого то извините чирий вышел на щеке, и что - всех разувать что ли?
    Покажите правило где сказано о запрете в школе носить платки,туфли на платформе, размер выреза на платье и т.д. Нет этого.Значит все -чисто фантазии директрисы.Хотя с таких вот конфликтов и может рождаться большой конфликт - недопонимание, вплоть до рукопашной..
    Конечно свое слово вовремя должны взять чиновники...вот уже и а автобус невозможно в платке сесть...все это есть раздувание, а спроси директрису об этом-она тут же- а что я? я ничего, это все они там наверху...
    Булдырган
    Не играйте с джином и он не полезет в бутылку...

    • Анонимно
      13.02.2017 22:32

      запрет на большие вырезы, мини и т.д. у них похоже есть.

  • Анонимно
    13.02.2017 18:43

    Чтобы в чиновницах преобладала женственность, ей рядом с собой хотелось бы видеть настоящих мужчин!, а не "защитников" .

  • Анонимно
    13.02.2017 18:52

    Адвокаты пошли по неверному пути. Прислушаться надо к буре.

  • el optimista
    13.02.2017 18:52

    Как на пустом месте можно сделать скандал. Как-будто других проблем в стране нет.

  • Анонимно
    13.02.2017 18:54

    Фандаса Сафиуллина что то не слышно да и Фатых Сибгатуллин наш великий историк молчит

  • Анонимно
    13.02.2017 19:01

    Кому что а лысому расческа))) Весь мир идет вперед и как то развивается а в Белозерской школе -беда! Платок не дают носить))))

    • Анонимно
      14.02.2017 09:56

      Надо решить вопрос о переподчинении школы, сделать так, как это было до 1964 года, вот элементарно простое решение

  • Анонимно
    13.02.2017 19:09

    Где таких адвокатов отыскали. Совсем неправильная линия защиты. Усугубили только. Уже из автобусов начали выгонять. Чего добиваетеся? Столкновений? Наши власти должны вмешатся а этих горе адвокатов гнать метлой.

  • Анонимно
    13.02.2017 20:04

    А нудисты имеют право в школу ходить в соответствии со своими убеждениями?
    Или кому-то будем разрешать, а кому то нет?

    Для школ должен быть один светский стандарт, вне зависимости от персональных "тараканов в голове".

    • Minem irekle dөnyam
      13.02.2017 20:24

      А платок это светская одежда же, а вы нудисты выглядите ни по светски, ни по человечески.

      • Анонимно
        13.02.2017 20:30

        Это смотря с какой точки зрения смотреть.
        Мне, например, мусульманская "упаковка" женщин вместо одежды, кажется, не по человечески. Как будто тканью рояль задрапировали во время ремонта в квартире.

      • Анонимно
        13.02.2017 20:34

        Если платок - светская одежда, то тем более можно без проблем снять головной убор в помещение, как это требуют не только правила школы, но и этикет.

        • Minem irekle dөnyam
          13.02.2017 21:17

          Вас не должно волновать, во что одеваются коренные граждане РФ, на своей родной земле. За собой просто следите, можете своим нудизмом увлекаться, но к другим не лезьте!

          • Анонимно
            13.02.2017 22:05

            но вас тогда тоже не должен вид нудистов волновать, и не ваше дело оценивать, как они выглядят. давайте так: нудисты платки не оценивают, а вы - нудистов. сможете? или вы только для себя преференции выгадываете?

            • Анонимно
              13.02.2017 23:04

              Платки законов не нарушают. А нудист нарушает. Разница есть. Если проводить параллель, то речь должна идти о кипе или о другом религиозном предписании, которое защищала бы Конституция.

              • Анонимно
                14.02.2017 11:55

                //Платки законов не нарушают//

                В школах - нарушают.

                • Анонимно
                  14.02.2017 14:04

                  В школе Конституция отменяется что ли? Диванные юристы.

                  • Анонимно
                    14.02.2017 20:18

                    Это как раз вы диванный эксперт. Конституционный суд уже высказался в поддержку запретов платков в школах.

                    У вас, надеюсь, нет полномочий трактовать конституцию РФ?

    • 20.04. Внешний вид не должен оскорблять нравственные устои. Поэтому нудизм и ношение платков - пример неуместный. Если у Вас под брюками не будет трусов - пожалуйста. Никому до этого дела быть не должно. Это Ваше неотъемлемое право.

      • Анонимно
        13.02.2017 20:54

        ""Внешний вид не должен оскорблять нравственные устои""

        А если большинство людей оскорбляет платки на головах учениц в светских школах?

        • Анонимно
          13.02.2017 23:06

          Тогда это их проблемы. Пусть лечатся или не выходят из дома и еще узнают что такое светскость, чтобы не к месту не употреблять.

          • Анонимно
            14.02.2017 08:37

            Вот именно, это главная проблема всех религиозных людей (независимо от их конфессиональной принадлежности). Под разговорами о "светкости" они твёрдо верят, что только их религия правильная и верная. А все остальные - неверные, заблудшие, больные.

            • Анонимно
              14.02.2017 14:05

              Ну и софистика. Верить каждый может во что угодно, задача светскости не вмешиваться в эту веру.

              • Анонимно
                14.02.2017 14:33

                Религиозные нормы не могут и не должны превалировать над гражданскими законами.

  • Анонимно
    13.02.2017 20:29

    Ассалямуалейкум! Правильно глава Чечни говорит- в школе бардак- пьют, курят, наркомания, прелюбодейство и ид. Вот огромные проблемы, которые надо решать, а не на платках зацикливаться. Только недавно говорили про суициды, уже забыли. Аллах Сакласын!

  • Анонимно
    13.02.2017 22:03

    показывали Туркмению - мусульманская страна, а женщины и девушки там не носят хиджабов, а цветные платочки и маленькие головные уборы на самой макушке, и выглядят приятней

    • Анонимно
      14.02.2017 14:12

      Ну таки и носите, коли вам приятно. Другие вам нравиться не обязаны.

  • Анонимно
    13.02.2017 22:07

    вы в школе то давно были? нет уже давно в школах никакого прелюбодейства и наркомании. вы ради отстаивания своих целей и интересов готовы оболгать что угодно. так нельзя.

    • Анонимно
      13.02.2017 23:05

      Да, по большому счёту, если и было, то в 90-х, и далеко не во всех школах (в основном "элитных").

  • Анонимно
    13.02.2017 22:17

    Мы, господа, впадаем в бред. Ну что за проблема такая, ношение платка? Как это вообще можно было запрещать или не запрещать? У них эта школа выглядит убого, бедно, по-совковски, и это почему-то не заинтересовало минобразование Мордовии. Ношение платка или кипы - это, что, проблема? Тут весь мир сползает к Третьей мировой, а тут некоторых, видите-ли, - платочек не устраивает, дескать...Сдается мне, что за свое слабоумие наша страна заплатит высокую цену, проиграв в конкуренции (вариант - войне) другим странам и народам. Но тогда уже не будет ни Мордовии, ни Татарстана. А пока у нас царствует бред - проблема-то всего-лишь в платочке!

    • Анонимно
      13.02.2017 22:46

      У них вообще школа была закрыта одно время. Радикалы детей в школу не пускали.

      • Анонимно
        13.02.2017 23:09

        Что вы клевещите. Не было такого чтобы детей не пускали, потому что радикалы. Такого даже близко в религии не притянешь.

        • Анонимно
          13.02.2017 23:26

          Было. Власти силом опять школу открыли.

          • Анонимно
            13.02.2017 23:28

            Конечно. И силком детей привели, ворвавшись с утра в дома, локтями оттолкнув родителей. С учителями поступили также.

          • Анонимно
            14.02.2017 07:30

            Гражданин, не клевещите на Белозерьевскую школу. Она не закрывалась. А вот девочки после 7 класса в школу не ходили - такое было. Воровали девушек/девочек. И только молодые студенты религиозных учебных заведений смогли это остановить. В самом конце 90-х кражи резко снизились, а в 2002 - была последняя кража.
            Традиция краж невест в нашем регионе распространена с древних времен - была и есть у татар и у мордвы. У мордвы это происходит очень редко - из-за разрушений их традиционных устоев ранние добрачные половые связи резко снизили роль крепкой семьи. У татар Мордовии сейчас кражи невест - тоже редкие случаи.
            О закрытии школы - в середине 2000-х прокуратура Лямбирского района пыталась несколько раз закрыть школу села Кривозерье. Всего в 3 км от Белозерья. Из-за ветхого состояния была опасность обрушения стен, - когда проходили поезда - люди выскакивали из школы, становились в проемах дверей.
            Но суд каждый раз отменял решения прокуратуры.
            Школу в Кривозерье начали строить в советское время - торчал недостроенный бетонный каркас. В 90-х годах жители куда только не писали.
            В итоге, когда кривозерьевские ходоки попали к Черномырдину, тот выделил значительные целевые средства для достройки школы. Деньги пришли в Мордовию - и их направили не в Кривозерье, как полагал Черномырдин, а на строительство другой школы, в эрзяно-русском районе.

            • Анонимно
              14.02.2017 08:39

              Судя по Вашему тексту, Вы поощряете кражу невест.

            • Анонимно
              14.02.2017 09:10

              И как итог, толку от новой школы тоже не было.

            • Анонимно
              14.02.2017 09:53

              Первый раз слышу о краже татарских невест. Бред не пишите, мы не на Кавказе!

              • Анонимно
                14.02.2017 11:12

                "Первый раз слышу о краже татарских невест"? Считаете это "Бредом"?
                Это означает, что вы из тех, кто мало знает. А не то, что это бред.
                Вот выдержка из автореферата Михаила Акашкина "Свадебные обряды, песни татар-мишарей и мордвы (Сравнительный анализ)":
                "Формы совершения традиционного брака у мишарей были аналогичны мордовским - со сватовством (башкодалап); умыканием (кыз урлау - симуляционное похищение, реже насильственное); самокруткой (ире артыннан чыгу - добровольный уход невесты к жениху без согласия родителей). Наиболее распространенным являлся брак посредством сватовства (башкодалап - тат., вешезь - морд.), требующий больших материальных затрат, в отличие от двух последних форм брака. Симуляционное похищение и добровольный уход невесты совершались либо в целях избежания свадебных расходов, либо при отсутствии согласия родителей невесты".
                Подробнее можно читать здесь:
                http://tatar.yuldash.com/153.html

  • Анонимно
    13.02.2017 22:36

    а почему не организуют обучение в 2 смены? утром девушки, а во второй половине дня юноши? и можно смело снимать платок

    • Анонимно
      13.02.2017 23:11

      А учителя на 4х ставках работать должны?

    • Анонимно
      13.02.2017 23:14

      Из всего происходящего в этой стране нужен атеизм, проблем не будет. Как в сталинские времена нужен гнёт. Небыли политиков - небыли проблем-это аксиома.

      • Анонимно
        14.02.2017 08:40

        Самый лучший, самый верный комментарий, какой я встречал за последнее время! Браво!

  • Анонимно
    13.02.2017 23:09

    Пиарятся на чужие проблемах адвокаты.

  • Анонимно
    13.02.2017 23:16

    Шевченко правильно сказал: "Нашли к кому придраться, в Белозерье и в Советское время носили платки. Это дескать религиозный атрибут. Тогда давайте запретим детям носить нательные крестики, тоже религиозный атрибут. А вы попробуйте в России запретить иудейские кипы. Тогда такой ор поднимется, мало не покажется.

  • Анонимно
    13.02.2017 23:18

    Если эти девочки в платках уйдут из школы и ВУЗов, они будут набираться "знаний" в интернете или на рынке. И хуже будет для всех...

    • Анонимно
      14.02.2017 08:41

      Решение одно. Снять платки.

      • Анонимно
        14.02.2017 14:07

        Никто ничего снимать не будет. Надо будет и я надену, чтобы поддержать нашим татарок.

  • Буре
    14.02.2017 00:00

    Детей жалко. Они просто пешки в чужой грязной игре всяких шевченок васильвых ушлых адвокатов. Каждый капитал хочет сделать на них. Они инструмент в чужой грязной возьне. Ни васльву ни шеченко из автобусов не высаживают. Они сидят сытые в Москве и рассуждают. А страдают дети.

  • Анонимно
    14.02.2017 00:44

    Да, и на Первый канал ТВ надо подавать в суд за целенаправленное разжигание межконфенсиальной розни.

  • Анонимно
    14.02.2017 07:23

    Судя по фото замотанных девочек у доски первое что приходит в голову это фото из религиозного заведения. Надо опросить жителей, если им более важны религиозные законы, то наверное есть смысл переформатировать школу, вывести её из госсистемы образования и передать под управление ДУМ, хотя контроль за преподаванием и финансовым обеспечением государство должно оставить за собой.

  • Анонимно
    14.02.2017 07:47

    Поголовно все православные женщины носят кресты как украшение. В армии полковые попы вместо замполитов. Каждый пуск ракеты в космодроме освящают. Руководители или принародно крестятся или читают намаз. После этого мы светское государство?

  • Буре
    14.02.2017 08:22

    Жалко детей. Используют их в своих грязных играх Васильевы Шевченки, ушлые адвокаты.
    Все они сытые сидят в Москве, а детей из автобусов высаживают.

  • Анонимно
    14.02.2017 09:38

    Пятая колонна специально раздувает эту тему перед Чемпионатом мира. Деликатные темы надо решать - деликатно.
    В Мордовии с этим явно проблема. Провинция однако...

  • Анонимно
    14.02.2017 11:37

    Я - татарка. Но в такую школу никогда не отдала бы своих детей.

    • Анонимно
      14.02.2017 12:42

      Таких "татарок", как вы, в Белозерье нет. И вы, случись вам родиться или жить в Белозерье, не были бы "такой".
      Эта школа в последние годы стала одной из лучших среди сельских - дети побеждают на предметных олимпиадах, есть золотые медалистки, дети крепкие и здоровые. Это на сегодня лучшая школа в Мордовии по спорту - хоккей, футбол, борьба и т.д.

    • Анонимно
      14.02.2017 14:09

      очень важно ваше мнение. Пусть еще пару миллионов человек напишет в какую школу отдали бы. Это ведь архиважно.

  • Анонимно
    14.02.2017 11:57

    Сейчас модно губернаторам в отставки подавать. Волков не хочет?

    • Анонимно
      14.02.2017 13:23

      "Сейчас модно губернаторам в отставки подавать. Волков не хочет?" Ну так Волкова и спроси. Что ты тут кривляешься?

  • Анонимно
    14.02.2017 12:26

    на Западе стали приходить к власти пророссийские политики, видимо Москва показала (предположение), что "готова сотрудничать"

  • Анонимно
    14.02.2017 15:05

    Светское государство означает что ко всем конфессиям одинаковое отношение. Вера в то, что Бога нет - это тоже своего рода религия, потому как невозможно доказать что Его нет. Так давайте ко всем народам нашей Родины по-хорошему относиться. Вместе мы победили во Второй Мировой против союза многих государств. Только вместе и дружно победим и сейчас против заговора транснациональных компаний. Не надо нагнетать обстановку и высасывать проблемы из пальца. Пусть носят платки, христиане кстати до недавнего времени тоже считали стыдом когда женщины опростоволосивались.

  • Анонимно
    14.02.2017 17:24

    Нужно уже подать иск в конституционный суд и поставить окончательную точку. Как мне кажется, перед выборами не захотят терять голоса соблюдающих мусульман и примут ПРАВИЛЬНОЕ решение- разрешат носить платки

  • Анонимно
    14.02.2017 20:58

    Это что? Возвращаются сталинские времена? Даже Сталин с наших татар платки не снял.

  • Анонимно
    15.02.2017 01:32

    Вопрос уже давно решён, государство светское, где религия отделена от образования, хотите платки и стандарты, которые предписывает религия, идите в медресе или воскресные школы. Что вы проблемы из пальца высасываете, на каждом шару кричат о многонациональности, причём кричит не обычный люд, который хочет мира, а те кто что-то задумал.

  • Анонимно
    15.02.2017 11:04

    Даже в ортодоксальных арабских странах дети не носят хиджаб. Только после совершеннолетия они должны определиться в отношении с религией.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль