Общество 
24.12.2010

«В нашем ПАТП 85 процентов водителей - иностранцы…»

ИДЕЯ РАВИЛЯ МУРАТОВА ПО ИЗГНАНИЮ ВОДИТЕЛЕЙ-ГАСТАРБАЙТЕРОВ НАШЛА ВОПЛОЩЕНИЕ. КАЗАНСКИЕ ТРАНСПОРТНИКИ НЕДОВОЛЬНЫ И ПРОГНОЗИРУЮТ ПАРАЛИЧ НА ГОРОДСКИХ МАРШРУТАХ

Вчера в кабмине РТ была озвучена не самая приятная новость для руководителей казанских компаний-перевозчиков. Как сообщил заместитель министра транспорта Азат Галиахметов, квота для транспортной отрасли по привлечению на работу «иностранных граждан» на 2011 год сокращена с 5460 человек до 2449, то есть на 55%. Это означает, что компаниям, занятым в сфере пассажирских перевозок, придется отказаться от услуг водителей из Средней Азии и найти способы привлечения местных. Либо купить на «черном рынке» таджикам и узбекам гражданство РФ…

 О том, кто в Татарстане лидирует по уровню безработицы и какие бизнес-планы представляют безработные, об общественных работах и трудоустройстве татарстанцев за пределами республики рассказали вчера на заседании республиканской межведомственной комиссии «О ходе реализации региональной программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан, на 2010 год». Заседание провел первый заместитель премьер-министра РТ Равиль Муратов.

На сегодня численность зарегистрированных безработных составила 36 917 человек (за последнюю неделю сократилось на 271 человек), что на 19,5 тысяч меньше по сравнению с началом года, сообщила заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Клара Тазетдинова.

 ИЗ БЕЗРАБОТНЫХ В МЕНЕДЖЕРЫ ПО ПЕРСОНАЛУ

В будущем году число безработных может пополниться за счет бывших милиционеров. Заместитель министра внутренних дел по РТ Андрей Демидов сообщил, что в 2001 году из его ведомства в результате реформы МВД будут уволены 1998 сотрудников, из них 855 нуждаются в трудоустройстве, а 426 изъявили желание пройти переобучение.

В соответствии с региональной программой 20130 человек разработали бизнес-планы на организацию самостоятельной занятости в форме предпринимательской деятельности, 18 928 из них уже зарегистрировали предпринимательскую деятельность и создали 5,5 тыс. рабочих мест. Интересно, что 72% из новоявленных предпринимателей открыли дело в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

При помощи организации трудоустройства в другой местности трудоустроено 328 человек. Из них 296 работают в МУП «Метроэлектротранс» (Казань) кондукторами, 31 - в ООО «Sollers-Дальний Восток» (Владивосток) слесарями, водителями-испытателями, инженерами и экономистами, а один казанец принят на работу в ООО «Стройотряд» (Москва) менеджером по персоналу.

 ГЛУБОКАЯ ОШИБКА?

Одной из самых значимых новостей на совещании стало сообщение заместителя главы минтранса Азата Галиахметова об изменении квот на «иностранную» рабочую силу в транспортной отрасли. Как заявил Галиахметов, квота для транспортной отрасли по привлечению на работу «иностранных граждан» на 2011 год сокращена с 5460 человек до 2449, то есть на 55%. (Мы ставим кавычки, когда пишем о водителях –иностранцах по той причине, что поголовно это выходцы из Средней Азии, вчерашние наши соотечественники).

Напомним, газета «БИЗНЕС Online» неоднократно рассказывала, что  Муратов на аналогичных совещаниях уже несколько месяцев проводит жесткую линию на то, чтобы водителей-гастарбайтеров заменить на местных специалистов. При этом первый вице-премьер выдвигает аргумент, что таким образом можно значительно снять напряженность на рынке труда РТ. Однако казанские транспортники в разговоре с журналистами «БИЗНЕС Online» идею восприняли с беспокойством и назвали ее ошибочной.   

Владимир Капитонов - директор ОАО «ПАТП-7»:

- Снижение квоты на иностранных водителей общественного транспорта отрицательно отразится не только на нашем предприятии, но и на всех транспортных предприятиях города. В настоящий момент на нашем ПАТП 85 процентов водителей – это иностранцы, если говорить в среднем по городу – то это 70 процентов.

Если уменьшат квоты, на предприятиях, просто некому будет работать, и мы опять вернемся к тем временам, когда предприятия закрывались. Никто из местных жителей не хочет работать за 15 тысяч. Они не пойдут к нам, пока мы не сможем платить минимум 30 тысяч. И это при том, что мы предоставляем им хорошие условия.

У нас и сейчас большая нехватка в водителях, и по сравнению с прошлым годом она не уменьшилась. Хотя мы всеми правдами пытаемся сохранить наших работников, пытаемся создать для них хорошие условия проживания и работы, сами оформляем разрешение на работу. Единственное – они сами сдают на подтверждение права вождения автомобилем. Сейчас стараемся их удержать, пока условия их устраивают, но что дальше будет, не ясно.

Если у иностранцев не будет возможности работать на транспорте, их просто вывезут из республики. Сейчас 30 процентов иностранцев работают на транспорте. Единственной возможностью иностранцам работать в республике будет оформление временного гражданства на три года. Но это еще одна лазейка для нечистых на руку. Для оформления гражданства будут требовать неимоверное количество денег. Если сейчас мы в течение месяца оформляем разрешение на работу, то потом это процедура будет растягиваться на три-четыре месяца и стоить будет в разы дороже. Эту проблему надо решать совместно.

Удивляюсь: неужели государству не выгодно держать иностранную рабочую силу? За них мы совершаем ежемесячные отчисления подоходного налога в 30 процентов, в то время как для наших он составляет 13 процентов. Государству это выгодно: деньги идут в республиканский бюджет. К тому же, по данным ГИБДД, водители-иностранцы на порядок меньше совершают дорожно-транспортных происшествий, чем наши. Такой водитель аккуратно едет по городу, он не хамит и не грубит, его задача - заработать деньги и отправить их домой, чтобы семью накормить. А наши все летом разъехались по дачам и отдыхают. В то время как иностранцы работали и в 40-градусную жару. Они хотят работать, и они пока согласны с теми условиями, что мы им предлагаем, – в этом отличие их от наших водителей.

Айдар Абдулхаков – председатель комитета по транспорту и связи исполкома Казани:

- Сокращение квоты на иностранных граждан – глубокая ошибка. Других слов у меня нет. Мы сегодня проводим огромную работу по привлечению к работе на транспорт наших граждан из районов республики. Например, у нас работают люди из Пестрецов, и Кайбиц, и Нижнекамска. Есть у нас техникум надземного и подземного электрического транспорта, который готовит водителей категории «D» и всех специалистов транспортной отрасли, он всегда загружен, но ведь не все потом идут работать по специальности. Поэтому у нас всегда не хватает специалистов. Сегодня работает 450 иностранных водителей в Казани, это огромное подспорье для нас. Если половины из них не будет, кадровый голод станет еще более ощутимым. Работа водителя очень тяжелая, в течение дня нужно водить в сложных дорожных условиях, отвечая за жизнь и здоровье сотни человек, которые за твоей спиной, подъемы ранние, отбои поздние. Уровень заработной платы не позволяет нам набрать наших специалистов. На ценах на проезд решение не отразится. Скорее всего, интервал движения просто станет больше, так как сократится количество автобусов, работающих на маршрутах. А наполняемость их увеличится.

Проблема нехватки водителей очень остро стояла в 2007 году. Сегодня дефицит – 200 водителей, при том, повторяю, что 450 – жители ближнего и дальнего зарубежья. Проблема не решается принятием указа сверху. Нужно искать корни проблемы, а они в 90-х годах, когда система профобразования в стране исчезла. Где ПТУ, училища? Профессия рабочих сейчас не престижна. Просто запретительными мерами загнать всех в водители не получится… Надо пропагандировать профессию, на уровне государства говорить, что нужно специалисты, а то у нас уже система: закончил школу – получил высшее образование. Рабочих рук не хватает. У нас и так на всех автобусах объявления о том, что требуются водители, просто, к сожалению, их пока по-прежнему не хватает.  

P.S. Еще один руководитель одной из частных компаний, занятых на рынке перевозов пассажиров в Казани и пожелавший не раскрывать своего имени, заявил нам, что вынужден будет потратить деньги и банально купить в Москве своим водителям – гастербайтеров  гражданство РФ. Других вариантов у него нет – «иначе все встанет»…

 Тимур Латыпов
Надежда Замалиева
Наталия Токранова

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (13) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.12.2010 00:00

    Конечно, лучше купить гастарбайтерам один раз гражданство, ведь вместо положенненых 15 тысяч в корешках, они получают 5 000рублей на руки. Какой навар остается! Не терять же этот навар!

  • Анонимно
    24.12.2010 00:00

    Пусть чиновники и перевозчики ищут причину проблемы в чем-нибудь другом. Водитель - это не дворник, вполне привлекательная профессия и для коренных казанцев. Даже кавказцы считают профессию водителя достойной мужчины. Платить нужно нормально и нормальные условия для работы создавать. Во времена маршруток и самих автобусов было в три раза больше и местных водителей хватало и тариф за проезд был низкий. Я вот думаю, может быть пару гастарбайтеров из Европы пригласить - одного в мэры, второго руководить транспортным комитетом, и это решит все проблемы.)

  • Анонимно
    24.12.2010 00:00

    Куда смотрит прокуратура РТ! Надо на Муратова возбудить дело за разжигание национальной розни! Чем мешают ему тудяги водители из среднеазиатских республик? Нацфобство не к лицу руководителям Республики! Из за таких потом молодеж в нацисты подается и начинаются беспорядки! Муратов на остановках не стоит и не мерзнет и водитель у него наверно в масле купается и икрой закусывает,а водители иностранцы на хлебе и воде живут чтобы семьи прокормить!

  • Анонимно
    24.12.2010 00:00

    То, что иностранцы создают меньше пробок, сомнительно. Очень сомнительно. Откуда у них навыки вождения автобуса. Нормальных там единицы, это же у всех на виду. Сегодня в моей деревне в одном из районов РТ трудятся в своей деревне или хотя бы а районе 10-15 (!) трудоспособных мужчин, примерно из 200. А остальные работают в Москве, Питере разнорабочими на стройке, в основном на строительстве метро. Посевную некем будет проводить. Мужики на месяц уезжают за 1000 км из дома на автобусе, живут в общагах, питаются роллтоном. Люди не идиоты, чтобы согласится на такие условия. Значит на местах условия еще хуже, раз они вынуждены покинуть родной дом. Господин Капитонов, это тоже нормальные мужики, которые хотят работать. Это не алкаши, не лентяи. Иначе на такие условия работы и бытовые условия там не согласились бы. Тут через многое им приходится переступить: человек сельский уезжает в город, это уже серьезный психологический барьер для сельчан, многие не знают городской быт, склад жизни, у многих к тому же языковой барьер. Оставляют, дом, семьи. Я не знаю, о каких условиях вы говорите, но они поголовно твердят, что не уезжали бы никуда если бы у себя получали 10-15 тыс. ПАТП не составит большого труда сделать график работы для местных водителей и 2 раза в неделю возить их на работу на автобусе из ближайших деревень в 40-50 км от Казани. Очень большое число людей ежедневно едут на работу на электричках, на своих машинах из районов. Неужели нельзя в Казани и в ближайших районах найти 400 водителей? Какие у вас там условия, что никто не идет? Видимо не все договариваете. И зар. плата в 15 тыс видимо не все получают. Эта куда безработица делась в Татарстане, в Казани, что водители и кондукторы из Средней Азии заполнили все рабочие места. Они не то, что названия остановок, даже местный язык-то чуть знают. А это очень большой недостаток, пассажиры частенько обращаются с такими вопросами, а в ответ непонятное бурчание. Но плюс их для вас в том, что они согласны на любые условия. Стыдно пользоваться этим, это же тоже люди.

  • Анонимно
    24.12.2010 00:00

    Как можно так нагло врать? У меня знакомый, работающий в транспортной сфере, рассказывает:1. После зарплаты половина рабочих не выходят на рейс-лежат пьяными в общаге. На вопрос - вы же мусульмане? следует ответ:"Мы в пути-нам можно". 2.Приезжает водитель с категорией "Д", и подходит к автобусу с вопросом:"А как пассажирскую дверь открыть?" 3. Менты водителе за уголовные преступления (разбои,драки) прямо с маршрутов вылавливают. ВЫВОД: иностранцы нужны для того, чтобы платить меньше и не соблюдать КЗОТ (и другие российские Законы). т.е. коммерческая выгода стоит на первом плане, а безопасность перевозок - далеко в конце списка. Привлекать иностранцев и государству невыгодно: они деньги выводят за границу, не стимулирую внутренний спрос. А без внутреннего спроса нет экономического роста.

  • Анонимно
    24.12.2010 00:00

    Давно пора уже провести общественный аудит затрат транспортников. И независимый анонимный опрос работников с гарантиями неразглашения, это копейки стоит. Узнаем, кто сколько получает на бумаге и на руки. А то получается, что частники плачут о своей незавидной участи, и хоть бы один опубликовал (вот на том же Бизнес-Онлайне, почему нет) свою отчётность.

  • Анонимно
    24.12.2010 00:00

    В професси водителя нет ничего постыдного,только речь идет не о профессии, а набирании денег в собсвенный карман, и жаловаться им на з/п не надо, у меня бывший муж работает в ПАТП 4 - платит алименты , вижу его з/п ежемесячно получает не меньше 15=20 тысяч, при этом знаю, что "чумары" у них за день набирается до 5 тысяч, а то,что иностранцы семьи кормят - смех, мой бывший писал мне, что у них в АТП 90процент разведеных, кого кормят они - пьют после смены, а на следующий день выходят в рейсы и провоцируют аварии. Т.к. права куплены почти у всех, (и своему я свое время помогла все категории сделать), опыта нет никакого, а работают ради бутылки. На кондукторов вообще смотреть страшно, одеты хуже бомжей. В транспорте не езжу, лучше пешком, чем с таким набором ужасов.

  • Анонимно
    24.12.2010 00:00

    полностью солидарен с Алексеем и "ДД". Слишком участилось в последнее время нытье перевозчиков казани. Всё им мало и всё не так! Если что то не устраивает, пусть уходят с рынка пассажирских перевозок!!!

  • Анонимно
    24.12.2010 00:00

    Казанцы народ удивительный - и платить хотят по минимуму. И ездить так, чтобы фраер в галстке их возил с белыми перчатками. Хочу спросить: а вы знаете что реальная зарплата водителя на автобусе меньше тысячи в баксах не выходит? И почему казанцы не хотят за эти деньги работать? Потому что это собачий труд, с раннего утра по дозднего вечера - по наши дорогам по пробкам. Дураков нет даже за эти деньги. А такжикам деваться некуда. Как звучит извсетаня русская пословица - куда не кинь везде клин!

  • Анонимно
    24.12.2010 00:00

    Работа общественного транспорта - повсеместная проблема в России. Но Казань и здесь не может без лидерства... Жаль, что зарплата руководителя транспортного комитета города не зависит от уровня и качества функционирования общественного транспорта.

  • Анонимно
    24.12.2010 00:00

    Проблема в том, что и чиновники и предприниматели заняты не делом, представлением транспортных услуг горожанам, имеющее общественное значение, но просто набиванием карманов. Живут по принципу: "после нас, хоть трава не расти". У всех в голове только выручка, деньги, а не обслуживание горожан. Первичным должно быть именно это, тогда и все остальное приложится. Пока этого нет, все будет еще хуже.

  • Анонимно
    24.12.2010 00:00

    В том-то и дело, что работа водителей в АТП должна быть двухсменной. Так было и в советские времена, так и в Москве сейчас. Тогда и своих кадров будет хватать, и автобусы будут допоздна ездить, а не как сейчас до 21.00.

  • Анонимно
    25.12.2010 00:00

    обшественный транспорт должен быть муниципальным

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль