Бизнес 
6.03.2017

Фирая Сабирова, «АВА-Казань»: «Если ЭКО появилось, значит, так было угодно Богу»

Директор первого в РТ частного роддома о том, легко ли объяснить современной женщине, что ребенок важнее шубы, машины и отдыха в Турции

15 лет назад в Татарстане появился первый ребенок «из пробирки» — девочка. С тех пор тысячи бездетных пар смогли стать счастливыми родителями благодаря процедуре ЭКО, которую внедрила врач-репродуктолог с 33-летним стажем Фирая Сабирова, возглавляющая клинику европейской сети «АВА-Казань». О том, как врач борется в ней с бизнесвумен, отставании России в борьбе с бесплодием, и о том, как удалось спасти от разрушения здание на Астрономической, она рассказала в интервью «БИЗНЕС Online».

«В общем, собрала врачей и сказала: «Коллеги, будем стоять на одной ноге, но ЭКО станем проводить!» «В общем, собрала врачей и сказала: «Коллеги, будем стоять на одной ноге, но ЭКО станем проводить!»

«КОГДА ТЫ СТОИШЬ СО СКАЛЬПЕЛЕМ В РУКАХ И НАДО СДЕЛАТЬ ПЕРВЫЙ РАЗРЕЗ...»

— Фирая Маратовна, почему вы решили связать свою жизнь с медициной? В вашей семье были врачи?

— В семье медиков не было, хотя мои родные, особенно папа, очень хотели, чтобы я пошла в медицину. А об этой профессии я стала задумываться еще в детстве. Мы все тогда росли на прекрасных фильмах и книгах, в которых рассказывалось о жизни врачей. Помните фильм «Дорогой мой человек»? А роман Абсалямова «Белые цветы»? Каким-то толчком к принятию решения стал трагический случай: мне было лет 14, когда я стала свидетелем, как совсем юная девушка нырнула в реку с лодки, и, видимо, под водой ударилась о корягу. Когда ее вытащили на берег, никто не смог ей помочь, люди просто не знали, что делать в такой ситуации...

Еще у нас по соседству жила женщина — хирург по профессии, я никогда не видела ее в работе, но она была настолько интересным, умным и образованным человеком — именно таким представлялся образ настоящего врача. А мои родители и сестра работали на заводе «Радиоприбор», папа был заместителем генерального директора.

— А почему выбор пал именно на гинекологию? Что повлияло на ваше решение?

— Мои педагоги в институте. В то время существовала такая система: после пятого курса у студентов начиналась субординатура — нас делили на терапевтов, хирургов и акушеров-гинекологов. Терапия меня особо не привлекала, я мечтала стать хирургом. Но подала заявление и на хирургию, и на гинекологию, причем зачислили меня на оба отделения. Так получилось, что один из преподавателей, хирург по специальности, мне отсоветовал идти в хирургию, убедив, что все же это больше мужская специальность — такое в то время было гендерное мнение. Так я выбрала акушерство, тем более что в ней тоже оперируют. И знаете, просто влюбилась в акушерство. Этому поспособствовала и прекрасный педагог Дина Петровна Игнатьева: на ее лекциях я сидела, в буквальном смысле, открыв рот, — настолько это была обаятельная и умная женщина.

«Если бы здание нам не передали, оно бы развалилось» «Если бы здание нам не передали, оно бы развалилось»

— Чем отличается акушерство от других медицинских специальностей? Есть ли какие-то особенности?

— Акушерство, гинекология — особая специальность. И не только потому, что она связана с женщиной. Эта специальность объединяет в себе и терапию, и хирургию, и само акушерство — для меня это симбиоз всего, что есть в медицине. Тут нужны и умелые руки, и быстрые мозги, ум, реакция. При этом пациенты — женщины, к которым нужен особый подход. Я понимала, куда иду, и делала осознанный выбор.

— С чего начали свою профессиональную карьеру?

— После института поступила в интернатуру Республиканской клинической больницы, где и проработала 10 лет. Причем пошла именно в оперативную гинекологию, так что желание оперировать мне удалось реализовать в полной мере.

— Помните свой первый день в РКБ? Первую операцию?

— Честно признаюсь, не помню. Но те ощущения, когда ты стоишь со скальпелем в руках, перед тобой операционное поле и надо сделать первый разрез... Наверное, я не помню первую операцию, потому что каждая последующая была абсолютно такой же по ощущениям. Нет, это не страх, а огромное чувство ответственности. И, думаю, это чувство не должно проходить ни в десятый, ни в сотый раз, потому что перед тобой лежит живой человек, который ждет от тебя помощи. И с годами, чем больше знаний получаешь, тем больше ощущаешь ответственность перед принятием решения.

БИЗНЕС НАЧИНАЛСЯ С ДОНОРОВ СПЕРМЫ

— Вы проработали в РКБ 10 лет, а потом ушли в центр планирования семьи. Почему?

— Как-то мне предложили прослушать цикл лекций по гинекологической эндокринологии на кафедре ГИДУВ. Это были абсолютно новые знания! Когда я вернулась с учебы, попросила дать мне дополнительно четверть ставки в поликлинике, мне хотелось применить знания по этому направлению. А потом была командировка в Харьков, где я впервые увидела центр планирования семьи, который занимался проблемами бесплодия. В то время в России стали реорганизовывать консультации «Брак и семья» в центры планирования семьи. Такая же реорганизация произошла и в Казани — здесь появился свой центр планирования семьи. И мне предложили туда пойти врачом-гинекологом, а к тому времени я уже понимала, что хочется реализоваться в новом направлении. Шел 1990 год, время было интересное. В нашем центре помимо меня тогда работали заведующая, врач-психотерапевт, лаборант, пять медсестер и сексопатолог — пожилой врач 75 лет. В общем, ничего общего с тем, что я видела в Харькове. И самое главное — никто тогда не понимал, как это учреждение должно работать, чем заниматься. Потом снова была учеба в Харькове, Москве — уже по вопросам генетики, по обучению на УЗИ. В то время мои дети были совсем маленькие, но я не смела отказаться от командировок и оставляла их на своих родителей. Прошел год, и тут Клара Рахимовна Ибрагимова — главврач 19-й больницы, к которой был прикреплен наш центр, неожиданно сообщила: вы будете заведующей центром. Для меня это стало шоком — никаких предпосылок к этому назначению не было. Да и работать мне предстояло фактически одной — штаты были, вот только специалистов для них не было.

— И как же вы работали?

— Так и работали: я и еще пять молоденьких акушерок. Хотя уже в то время в центр обращались пациенты с разными и довольно сложными патологиями. Был случай, который запомнился на всю жизнь: приходит ко мне на УЗИ женщина (а в то время врачей УЗИ почти не было). Я смотрю и глазам своим не верю: у нее редчайшая патология — брюшная беременность, не в матке, не в трубе, а просто в брюшной полости! Причем беременность уже достаточно большого срока. А это очень опасно. Вызываем ей скорую помощь, к приезду которой женщина уже находится в полуобморочном состоянии. А фельдшер скорой ей говорит: «Женщина, возьмите себя в руки!» Какой там взять себя в руки при таком диагнозе! Я звоню в РКБ, там срочно разворачивают операционную, ее еле успели довезти и прооперировать. Все завершилось благополучно. Так что приходилось нести ответственность буквально за все.

«К сожалению, в нашей стране мы в основном следуем за тем, что делается в мире. Очень активно развивается генетика. Здесь мы тоже отстаем, потому что нужны лаборатории, специалисты, а этого нет» «К сожалению, в нашей стране мы в основном следуем за тем, что делается в мире. Очень активно развивается генетика. Здесь мы тоже отстаем, потому что нужны лаборатории, специалисты, а этого нет»

— Специалистов долго подбирали?

— Свободные ставки у нас были, желающих прийти на них не было. Представьте: работает человек на хорошем месте, получает приличную зарплату — а тут я с предложением перейти в наш центр. Что я могла ему предложить? Какую работу? Какие условия? Да я сама в то время не могла ответить на эти вопросы. Прошло три месяца, как стала заведующей центром, и тут приезжает Клара Рахимовна, посмотрела на меня, на мое настроение и сказала одну фразу, которую я запомнила на всю жизнь: «Хороший дирижер не тот, кто хорошо играет на всех инструментах, а тот, кто знает, как эти инструменты играют, и может собрать вокруг себя хороших музыкантов». Возможно, это тот принцип, по которому я и стала собирать коллектив: я поняла, что со мной должны работать люди, которым буду доверять. И большая часть из них — мои бывшие сокурсники, с которыми мы идем вместе уже почти два десятка лет.

— Как развивался центр? Сразу стали заниматься вопросами бесплодия?

— Центр планирования семьи мог формироваться как обычный методический, консультационный центр. Сначала этим и занимались: профилактикой абортов, контрацепцией, заместительной гормонотерапией, ездили по районам с конференциями. Стразу замечу: все эти темы со страхом воспринимались не только пациентами, но и самими врачами. Потом уже стали потихоньку осваивать методы работы с бесплодием, впервые ввели платные услуги доноров спермы. В 1995 году наш центр присоединили к РКБ, и для многих казалось тогда странным: государственное учреждение, а оказывает платные услуги. А как иначе? Где найти доноров на безвозмездной основе? А тогда только стоматология была платной.

«Каждая женщина, которая стоит в листе ожидания на ЭКО, имеет право на бесплатную помощь, если она застрахована в российской страховой компании» «Каждая женщина, которая стоит в листе ожидания на ЭКО, имеет право на бесплатную помощь, если она застрахована в российской страховой компании»

— Предпринимательская жилка тогда у вас проявилась?

— Именно тогда, когда я стала понимать, что некоторые услуги необходимо оплачивать. Помню, как сердилась и обижалась, когда коллеги меня стали называть бизнесвумен. А в 2007 году меня номинировали на премию «Женщина года» в номинации «Бизнес-леди». Я в то время по статусу была заведующей отделением РКБ. Какая бизнес-леди? Какой бизнес вообще? Хотя... Мы уже тогда проводили ЭКО, именно как платную услугу. А начинали с того, что оплачивали услуги доноров тем парам, у которых было мужское бесплодие.

— Наверное, не каждый супруг смог бы согласиться на это — использовать материал другого мужчины для зачатия ребенка...

— Не каждый, конечно. Как правило, это образованные, интеллектуальные люди, очень любящие свою жену, которые понимали, что семье нужен ребенок. В конце концов, отец не тот, кто родил, а тот, кто воспитал. И до внедрения технологии ЭКО при мужском бесплодии активно использовалась именно донорская инсеминация (ЭКО — экстракорпоральное оплодотворение, при котором яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно («в пробирке»), полученный эмбрион содержат в условиях инкубатора, где он развивается в течение двух-пяти дней, после чего эмбрион переносят в полость матки для дальнейшего развития прим. ред.).

«ЕСЛИ МЫ ПОМОЖЕМ ЖЕНЩИНЕ СТАТЬ МАТЕРЬЮ, В ЧЕМ ТУТ ГРЕХ?»

— А когда ЭКО стало применяться в нашей республике?

— С самого начала работы центра планирования семьи об ЭКО в Казани вообще ничего не знали. Потом, когда мы начали заниматься проблемами бесплодия, стало понятно: есть ситуации, когда мы ничем не можем женщине помочь, потому что существуют такие формы бесплодия — к примеру, отсутствие маточных труб, — которые можно преодолеть только с помощью ЭКО. Но, увы, этим методом мы не владели. К тому же для проведения процедуры ЭКО был необходим не просто аппарат, а целая лаборатория. А где ее взять? И тут я узнаю, что в строящемся в то время МКДЦ, была поставлена лаборатория для ЭКО, и она уже простояла там без дела два года. Ну зачем, спрашивается, сосудистой клинике оборудование для ЭКО? Я сразу же пошла к главврачу МКДЦ Ростиславу Ивановичу Туишеву, к министру Камилю Шагоровичу Зыятдинову, просила отдать эту лабораторию нашему центру. И ее нам отдали! Правда, в тот момент я совершенно не подумала, куда я ее буду размещать. Вы были в нашем центре на улице Гвардейской? Это бывшая детская поликлиника, первый этаж жилого, старого дома, все помещения тесные, коридоры узкие, не развернуться... В общем, собрала врачей и сказала: «Коллеги, будем стоять на одной ноге, но ЭКО станем проводить!»

«В среднем по двум площадкам проводим порядка 2500 циклов в год, эффективность — около 40 процентов. Это средний показатель по России и мировым стандартам» «В среднем по двум площадкам проводим порядка 2500 циклов в год, эффективность — около 40 процентов. Это средний показатель по России и мировым стандартам»

— В результате оборудование разместили?

— Да, сначала сделали небольшой ремонт, а потом уже и лабораторию разместили. Помню, как затаскивали оборудование через окна, которые пришлось предварительно вынуть, да еще и мешавшее дерево спилить. За него, кстати, деньги заплатили. А куда деваться: коридоры в центре настолько узкие, что через входную дверь вообще ничего занести нельзя было.

— Оборудование поставили, но ведь на нем нужно уметь работать...

— Мы теоретически знали, как проводить ЭКО, но практически... В России тогда никто этому не учил. Вернее, обучение проводилось, но очень формально. А нам нужны были практические знания, навыки. Стали обзванивать центры, в которых уже проводилось ЭКО. Нам отвечали: без проблем, мы научим, но за каждую женщину вы должны заплатить нам процент. Одни попросили 700 долларов, другие — 500. Это такой процент с продаж. А о каких продажах можно было говорить? Я даже представить тогда не могла: как мы будем брать деньги с женщин, если мы еще ничего не можем гарантировать. Но нашлась одна компания «ИДК» из Самары, которая нам помогла: сначала наши специалисты поехали в их центр, потом самарские врачи приезжали обучать докторов казанского центра. И из первых 12 женщин, которым мы провели ЭКО, четверо сразу забеременели.

«Мы закупаем смесь газов для инкубаторов, и в результате выживаемость эмбрионов, их развитие стали намного лучше» «Мы закупаем смесь газов для инкубаторов, и в результате выживаемость эмбрионов, их развитие стали намного лучше»

В ЧЕХИИ ГОСУДАРСТВО «ОПЛАЧИВАЕТ» ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ

— Помните первого ребенка «из пробирки»?

— Конечно, помню — замечательная девочка, родилась в 2002 году. Ей сейчас уже 15 лет, такая взрослая, красивая девушка, часто ее встречаю.

— Есть такое суждение, особенно у религиозных людей, что ЭКО — это вмешательство в дела Всевышнего. Мол, если он детей не дает, то, значит, так тому и быть. Что вы чувствуете, когда вступаете в такой своеобразный спор пусть не с Богом, но с природой?

— Когда священнослужители осуждают суррогатное материнство, ЭКО, говорят, что это грех, я всегда отвечаю: попробуйте встать на сторону людей, у которых есть эта проблема. А я знаю, какую боль испытывают люди, которые не могут иметь детей. И тот, кто осуждает, никогда не сталкивался с этой болью. И потом представьте такую ситуацию: у женщины дважды случилась внематочная беременность — в чем ее вина? И если мы поможем ей стать матерью, в чем тут грех? Я еще понимаю такую ситуацию, когда женщина сделала кучу абортов... Хотя судить ее — тоже не наше дело. А у меня аргумент один: раз ЭКО появилось, значит, так было угодно Богу.

— Как изменилась репродуктология за последнее время?

— В медицине это самое быстро развивающееся направление. Но, к сожалению, не в России — в нашей стране мы в основном следуем за тем, что делается в мире. Очень активно развивается генетика. Здесь мы тоже отстаем, потому что нужны лаборатории, специалисты, а этого нет. Наш доктор ездила на учебу в Прагу, так там лаборатория на 100 процентов делает генетическое исследование эмбрионов, причем за счет государства. То есть государство озаботилось рождением здоровых детей, поэтому женщинам пересаживают однозначно генетически здоровых эмбрионов. Вообще очень многое меняется. К примеру, раньше для культивирования эмбрионов были инкубаторы на углекислом газе, а сейчас появились инкубаторы трехгазовые. Исследования показали, что для развития эмбрионов нужен не только углекислый газ, но еще и азот, и кислород в определенной пропорции. Мы закупаем смесь газов для инкубаторов, и в результате выживаемость эмбрионов, их развитие стало намного лучше. Появились инкубаторы с эмбрионоскопами, у нас пока их нет. Для того чтобы оценить, как развивается эмбрион, его надо вынуть, посмотреть и поместить обратно. Но сейчас появились камеры, которые устанавливаются внутри инкубатора, эти камеры в режиме онлайн следят за развитием эмбриона. Конечно, эмбриону так лучше.

«Дело не в том, мужчина или женщина руководитель: трудно врачу возглавлять этот бизнес. Потому что во мне часто борются бизнес-вумен и врач» «Дело не в том, мужчина или женщина руководитель — трудно врачу возглавлять этот бизнес, потому что во мне часто борются бизнесвумен и врач»

— Сейчас сколько ЭКО в год делаете?

—У нас две площадки по проведению ЭКО: Центр планирования семьи и лаборатория «АВА-Казань». В АВА-Казань» я генеральный директор, в центре планирования семьи — главный врач. В среднем по двум площадкам проводим порядка 2500 циклов в год, эффективность — около 40 процентов. То есть на 100 попыток ЭКО приходится 40 беременностей. Это средний показатель по России и мировым стандартам.

— Можно ли пройти процедуру ЭКО бесплатно?

— Татарстан еще в 2004 году первым в России стал финансировать излечение бесплодия методом ЭКО. Сейчас эта процедура входит в систему медицинского страхования. То есть каждая женщина, которая стоит в листе ожидания на ЭКО, имеет право на бесплатную помощь, если она застрахована в российской страховой компании. Кстати, каждый регион сам решает, сколько денег выделять для лечения бесплодия. Еще два года назад в Татарстане было порядка 700 квот на ЭКО, а в Ульяновской области, к примеру, всего 50. В этом году у нас 1200 квот, они распределены между пятью клиниками. Причем госзадание на более чем тысячу квот отдано центру планирования семьи и клинике «АВА-Казань».

— А нет конфликта интересов в том, что вы руководитель в двух клиниках?

— На самом деле пересечения интересов нет. Госзадание получаем и там, и там — почти в равной степени. Более того, у нас тесное взаимодействие между клиниками, мы проводим совместные акции, мероприятия. Так что проблем здесь нет вообще.

«Медицинский бизнес — дорогой, и обеспечить его в плане сервиса, технологий, оборудования и в то же время чтоб услуга была доступной для клиентов, тоже очень сложно» «Медицинский бизнес дорогой, и обеспечить его в плане сервиса, технологий, оборудования и в то же время чтоб услуга была доступной для клиентов, тоже очень сложно»

«ТАКОЙ ВОТ ГИНЕКОЛОГ-СТРОИТЕЛЬ»

— Как вы попали в клинику «АВА-Казань»?

— Это интересная история. Работая в центре планирования семьи, я все время думала о том, что нам надо как-то развиваться. Да, мы зарабатывали, наше отделение фактически кормило всю РКБ. Но развития не было. И тогда я задумалась над тем, что было бы неплохо с кем-то скооперироваться. В 2004 году, когда была на учебе в Санкт-Петербурге, зашла в клинику «АВА-Петер» (клиника европейской сети АВА) посмотреть, как они работают, и закинула удочку: не хотите ли открыть филиал в Казани? Тогда они отказались. А через год, на конференции в Чебоксарах, ко мне подошел сам генеральный директор клиники «АВА-Петер» Глеб Владимирович Михайлик и поинтересовался, не изменилось ли мое желание сотрудничать. Потом Глеб Владимирович приехал в Казань, мы стали искать подходящее здание. Ну и нашли — заброшенное здание на Астрономической. Писали письма президенту, министру, мэру. Спасибо, что нас тогда поддержали мэр Ильсур Метшин и в то время начальник управления здравоохранения Казани Айрат Фаррахов. В общем, здание нам передали.

— Вам повезло, такое красивое здание, да еще в центре города!

— На самом деле если бы здание нам не передали, оно бы развалилось. Наши инвесторы — «АВА-Петер» — даже сначала не поняли, во что ввязались, потому что точных технических характеристик здания не было. Когда его начали исследовать, то выяснилось, что у него фактически нет фундамента, угол дома просто заваливался и практически висел на газовой трубе. Но отступать уже было некуда. В 2008 году мы зарегистрировали акционерное общество «АВА-Казань», «АВА-Петер» вошли в него деньгами, город — зданием, а чуть позже также деньгами вошла страховая компания «Ак Барс».

«Я своим сотрудникам говорила — пациент пришел к нам за помощью, выйдите и встаньте с той стороны, на место пациента. И знаете, отношение сотрудников менялось» «Я своим сотрудникам говорила: пациент пришел к нам за помощью, выйдите и встаньте с той стороны, на место пациента. И знаете, отношение сотрудников менялось»

— Хлопот много было на первом этапе?

— Это стало совершенно новым делом в моей жизни. Что такое акционерное общество, я понятия не имела, а там множество подводных камней. Не говоря уже о строительстве. Было очень смешно, когда собирались на совещание проектанты, подрядчики и обсуждали вопросы стройки. Причем никто не знал, что я врач, меня представляли просто — генеральный директор. И вот я сижу с умным видом, будто понимаю, о чем говорят эти люди. Это я сейчас могу рассказать, какую марку бетона в каком строительстве нужно применять. Такой вот гинеколог-строитель. Конечно, всеми вопросами строительства занимались профессионалы — мой заместитель по техническим вопросам, из Петербурга курировали. В результате строительство начали в 2009 году, в 2012-м открыли клинику, а через год — роддом.

— Роддом сразу был в планах?

— Клиника «АВА-Казань» создавалась полностью по принципу питерской: лаборатория ЭКО, поликлиника, стационар, роддом. Большая часть нашего стационара работает по гинекологии, при этом активно развивается пластическая хирургия. Операционные у нас универсальные, палаты все отдельные, так что пересечения пациентов нет.

— Платные роды сразу прижились? Все же удовольствие не из дешевых...

— Сначала к этой услуге относились с большой осторожностью, но прошло три года, и у нас родилось уже 1200 детей! Что касается денег: когда мы начали делать платное ЭКО в центре планирования семьи, я понимала: врачи продавать услуги не умеют. И тогда я пригласила тренера, чтобы он объяснил, как продавать. Он объяснил все просто: у людей есть определенный рейтинг материальных ценностей. Понятно, что на первом месте идет жилье, а далее у всех по-разному. Кому-то нужна машина, кому-то шуба, а кто-то ставит приоритетом отдых за границей. И где в этом рейтинге лечение ЭКО? Или роды? От чего можно отказаться — от шубы или отдыха в Турции? По стоимости примерно сопоставимо. А ведь женщина не каждый год рожает, чаще всего не более одного-трех раз за всю жизнь!

«Безусловно, специалист должен быть компетентным в своей профессии. Но и человеческие качества не менее важны» «Безусловно, специалист должен быть компетентным в своей профессии, но и человеческие качества не менее важны»

— А сколько стоят роды в вашей клинике?

— Естественные роды — 105 тысяч рублей, кесарево сечение — 125 тысяч. Причем в эту сумму входит все: женщина приходит к нам только с личным телефоном и материнским паспортом, остальным всем обеспечиваем мы. То есть не надо собирать котомку, с которой обычно идут в роддом, не нужно искать особое питание для ребенка, если оно вдруг понадобится. Первые три дня после родов очень важны для молодой мамы: чтобы в это время с ней находились близкие люди, была комфортная обстановка, доброжелательный персонал.

— В таком случае неудобный вопрос: получается, хорошее отношение персонала к роженице, которая и так находится в зависимом состоянии, можно просто купить? Ведь в наших государственных клиниках именно на грубое отношение жалуются женщины. Как вы считаете, что должно поменяться в наших больницах?

— Честно говоря, не знаю. Возможно, это менталитет, сформированный многими годами. Вы думаете, что в центр планирования семьи все акушерки пришли такие ласковые и добрые? Ничего подобного! Вы сказали ключевую фразу: над женщиной в родах имеют власть. Я вообще считаю, что это большая проблема, когда человеку дается власть надо кем-то. И если не воспитывать персонал, он будет вести себя именно так. Я же своим сотрудникам говорила: пациент пришел к нам за помощью, выйдите и встаньте с той стороны, на место пациента. И знаете, отношение сотрудников менялось. В вопросах этики персонала все зависит от руководителя.

«Операционные у нас универсальные, палаты все отдельные, так что пересечения пациентов нет» «Операционные у нас универсальные, палаты все отдельные, так что пересечения пациентов нет»

«ВЛОЖЕННЫЕ В МЕДИЦИНСКИЙ БИЗНЕС ДЕНЬГИ БЫСТРО ВЕРНУТЬ НЕВОЗМОЖНО»

— При подборе персонала на что больше всего обращаете внимание?

— Безусловно, специалист должен быть компетентным в своей профессии, но и человеческие качества не менее важны.

— Насколько сложно женщине быть руководителем в медицинском бизнесе?

— Дело не в том, мужчина или женщина руководитель — трудно врачу возглавлять этот бизнес, потому что во мне часто борются бизнесвумен и врач. С одной стороны, я понимаю, что это бизнес и мы должны зарабатывать деньги. С другой — как доктор я должна оказать помощь. А если у человека нет денег? И даже не в этом самая большая сложность. Медицинская услуга всегда сопряжена с воздействием на человека. И здесь очень много нюансов: например, сейчас много говорят о менеджменте качества в медицине: удовлетворен человек или нет. А как это измерить? Есть объективные параметры: выздоровел или нет. А есть еще и такие: понравилось или не понравилось? Вот здесь и кроются нюансы. А во-вторых, мы конкурируем даже не с другими частными клиниками, хотя и тут конкуренция существует. Одна из особенностей Татарстана — сильное государственное здравоохранение, в том числе и в родовспоможении. И конкурировать с такими клиниками сложно, потому что там и деньги, и возможности.

Медицинский бизнес дорогой, и обеспечить его в плане сервиса, технологий, оборудования и в то же время, чтоб услуга была доступной для клиентов, тоже очень сложно. Кроме того, тот, кто вкладывает в медицину, должен понимать, что эти деньги вернуть быстро невозможно. Это не тот бизнес, который дает быструю отдачу. Он очень медленно окупается, если это настоящая медицина.

«Великий доктор Владимир Бехтерев говорил, что если пациенту после разговора с врачом не стало легче, значит, он плохой врач. Так что умение сострадать, на мой взгляд, самое главное для врача» «Великий доктор Владимир Бехтерев говорил, что если пациенту после разговора с врачом не стало легче, значит, он плохой врач. Так что умение сострадать, на мой взгляд, самое главное для врача»

— А что важнее для врача — талантливые руки, профессиональное чутье или умение сострадать? Если можно, распределите эти параметры в порядке убывания.

— Я задала этот вопрос нашему главному врачу. И она расставила так: первое — умение сострадать, затем — чутье и талантливые руки. И я с ней соглашусь. Великий доктор Владимир Бехтерев говорил, что если пациенту после разговора с врачом не стало легче, значит, он плохой врач. Так что умение сострадать, на мой взгляд, самое главное для врача. Если говорить о профессиональном чутье, то оно основано на знаниях и квалификации, просто так оно ниоткуда не берется. А что касается талантливых рук... У нас в институте был завкафедрой — хирург, так он говорил: «Приведите мне человека с улицы, и я его через полгода научу оперировать».

— Расскажите о себе, вашей семье, увлечениях...

— Работа — мое хобби. Я «сумасшедшая» мать и бабушка, семья для меня — все в жизни. В 2011 году погиб мой муж, а он был для меня не только любимым человеком, прекрасным отцом наших дочерей, но и очень близким другом. Я до сих пор не могу научиться без него жить...

«Сначала к этой услуге относились с большой осторожностью, но прошло три года и у нас родилось уже 1200 детей!» «Сначала к этой услуге относились с большой осторожностью, но прошло три года, и у нас родилось уже 1200 детей!»

Есть ли в жизни принципы? Чего бы не смогли простить другом человеку?

— Не смогу простить предательства, потому что если человек предал один раз, то сделает это снова. Что касается принципов... Я всегда учила детей: поступайте с людьми так, как хотели бы, чтобы они поступали с вами. И еще — я никогда не жду благодарности. Этому меня научил один хороший человек, который говорил, что в таком случае не будет обидно, если ваши ожидания не оправдаются.

— А секреты успешности в бизнесе есть?

— Если бы я знала секреты... Единственное, что могу сказать, — в любом деле все определяют люди. Если у вас будет профессиональная команда, то сможете добиться всего.

Визитная карточка компании

Акционерное общество «АВА-Казань» — многопрофильная клиника, имеющая в составе поликлинику, родильное отделение на 17 коек, хирургический стационар, диагностическое отделение, отделение ЭКО.

Дата регистрации организации — 15.10.2007.

Дата открытия клиники — 28.08.2012.

Уставной капитал — 317 млн. рублей

Общий объем инвестиций в проект — 890 млн. рублей.

Учредители — ООО «АВА-Петер» (65,33% акций), комитет земельно-имущественных отношений Казани (25,19%), ООО Страховая компания «Ак Барс Мед» (9,47%).

Выручка за 2016 год — более 300 млн. рублей.

Штат — 260 человек.

Визитная карточка руководителя

Сабирова Фирая Маратовна — генеральный директор.

Родилась 17 января 1959 года в Казани.

Образование

Окончила Казанский государственный медицинский институт им. Курашова по специальности «лечебное дело» в 1982 году. Заслуженный врач РТ. Общий стаж работы — 33 года.

Трудовая деятельность

1983 — врач-интерн в гинекологическом отделении РКБ МЗ РТ.

1991 — врач-акушер гинеколог РКБ МЗ РТ.

1992 — заведующая отделением центра по планированию семьи.

2011 — заведующая отделением планирования семьи и репродукции РКБ МЗ РТ

2011 — наст. время — генеральный директор АО «АВА-Казань».

2011 — наст. время — директор филиала ООО «АВА-Петер» (центр планирования семьи) по совместительству.

Мама двух дочерей, есть трое внуков.

Увлечения — любит слушать классическую музыку, рисовать, путешествовать.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (65) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.03.2017 13:40

А если баба здоровая, а ты - нет?

  • Анонимно
    6.03.2017 08:01

    Интересная,красивая женщина......

  • Анонимно
    6.03.2017 08:27

    Да, Дина Петровна умела заинтересовать. Удивительный врач и человек! Многие стали хорошими врачами именно благодаря Ей.

  • Анонимно
    6.03.2017 08:39

    Прекрасное интервью, понравилось, какая цельная, сильная натура плюс очень красивая женщина.

  • Анонимно
    6.03.2017 08:48

    К вопросу о ценах.
    Если уродится дочка - назову ее Рассрочкой, ну а коли быть джигиту - нареку его Кредитом!

  • Большие специалисты на вес золота. Иногда целые отрасли зависят от одного человека!

  • Анонимно
    6.03.2017 09:01

    Бог попускает людям проявлять своеволие. Если они не прислушиваются к Его Воле, игнорируют Её..

    • Анонимно
      6.03.2017 09:22

      Это вы скажите тысячам счастливых семьей, которые стали родителями благодаря ЭКО.

      • Анонимно
        6.03.2017 12:16

        Счастливыми они станут лет через 20-30,если их обойдут стороной психические патологии ,свойственные данному методу появлению детей.За границей это уже давно выявили и процент таких патологий критически высок,можно сказать 100%.

        • Анонимно
          6.03.2017 12:54

          Это вы скажите первому ребенку из "пробирки", которая родилась в 1978 году в Англии. Совершено здоровая девочка, сейчас она уже сама мама, ее ребенку 10 лет. Чушь вы пишете.

          • Анонимно
            6.03.2017 13:48

            главный педиатр России предупреждает что 75 % детей, рожденных в результате ЭКО, являются инвалидами. Эти слова Александр Баранов произнес в ходе пресс-конференции, прошедшей в Томске 28 сентября. «Даже на уровне правительства акушеры пролоббировали финансовую поддержку искусственного оплодотворения, якобы за счет этого можно решить демографическую проблему в России. Ничего подобного», — сказал тогда Баранов. В качестве аргумента он привел тот факт, что при использовании ЭКО возрастает риск рождения детей с пороками развития. Главный педиатр также отметил, что ЭКО вредит и женщинам — «фактически лишает их здоровья»

            • Анонимно
              6.03.2017 14:18

              Так вы почитайте интервью - врач рассказывает о том, как это ЭКО проводится в Чехии, где каждый эмбрион изучается на предмет генетических отклонений. Вот так государство заботиться и о демографии. и о том. чтобы рождались здоровые граждане! Об этом идет речь, что генетика у нас хромает на обе ноги. Далее - главный педиатр откровенно лукавит: в России никогда не проводилось глубокое исследование последствий ЭКО, ни в отношении детей, ни в отношении их матерей. ну не было у нас таких исследований.

            • Анонимно
              6.03.2017 14:24

              Еще на ютуб можно посмотреть ролик Ксении Меньшиковой про детей ЭКО, про то что души к таким детям в 9 из 10 случаев подтягиваются из низкого астрального плана, одно дело родились, другое дело судьба и проблемы этих детей в будущем

              • Анонимно
                6.03.2017 19:53

                Откуда Вы все такие набрались? Какие ещё астральные миры? В 21 веке живём, а не в 16. Хватит слушать колдунов и магов)

        • Анонимно
          6.03.2017 19:50

          Если вы не Врач, а просто диванный писака, то это не та тема где можно рубить с плеча своё "профессиональное" мнение. Лучше подумайте, прежде чем писать глупости.

    • Анонимно
      6.03.2017 19:49

      ЭКО это же не создание детей, а создание условий для их появления. Поэтому именно душу человеку даёт Бог, а вот увеличение шансов стать родителями даёт ЭКО и слава Богу, что действительно есть столько успешных попыток!

  • Анонимно
    6.03.2017 09:12

    Не знаю, можно ли говорить, что повезло со зданием, потому что в центре города... С парковкой беда. Она у клиники есть, но надо сначала зайти, чтобы туда пустили. Очень не удобно. В спальных районах пациентов всегда больше - после работы заходят, по выходным. А в центре уже никто не живёт почти, только если специально в эту клинику едут. Или в обед, как я забегаю. По крайней мере, большого числа пациентов я там никогда не наблюдаю. Думаю, клинике это место не очень-то выгодно. Из-за этого и цены, наверное, выше средних - надо как-то компенсировать небольшое число клиентов. Также на заметку гендиректора: наверное, менеджменту слишком хорошо учили врачей, но многие из них назначают излишнее количество исследований. Дело в том, что раньше это проходило легко, а сейчас любой пациент может прийти домой и внимательно изучить вопрос в интернете. Если он мало-мальски смыслит в медицине, он легко разберется, что 50 % анализов и исследований назначены для получения прибыли и потеряет доверие и к врачу, и в дальнейшем к клинике. Хотя в целом АВА мне нравится, рекомендую ее своим знакомым.

    • Анонимно
      6.03.2017 10:28

      Цены там не такие уж и высокие. К тому же, иногда высокий ценник нужен для отпугивания толпы народа. Мне лично нравится, когда я не жду долго в очереди, когда у врача есть время расспросить тебя. Насчет, как Вы пишете, бесполезных исследований: редко, но все же бывает, что врач не смог распознать какой то редко встречаемое заболевание только потому, что не были сделаны дополнительные анализы. Я понимаю, что такое случается редко, но все таки бывает. И отношение врачей здесь очень хорошее. Ну и рядом платная стоянка, 50 или 40 рублей в час. Не так уж и много.

    • Анонимно
      6.03.2017 11:24

      Не согласна по поводу лишних исследований. Наблюдаюсь в АВЕ практически с самого открытия, сейчас еще и дочь там наблюдаю. Никогда ни один врач не назначил нам никаких ненужных обследований! Когда дело касается детей, то очень легко маму раскрутить на доп.обследования. Так вот я, начитавшись интернета, САМА у врача спрашиваю, а может нам еще и такие анализы пройти. Врач мне ответила: не надо, лишняя трата денег. Именно за это я эту клинику и люблю.

      • Анонимно
        6.03.2017 12:45

        Ну а у меня с точностью до наоборот. Человеческий фактор. У разных врачей наблюдаемся.

  • Анонимно
    6.03.2017 09:26

    Да, да, да! Богу угодно, чтобы богатые жирели и благоденствовали, а нищие подыхали тихой сапой, им же недоступны частные роддома.

    • Анонимно
      6.03.2017 10:22

      Уважаемый))) За Бога говорить нельзя. Вы глубоко ошибаетесь. Бог по своей воле даёт нам испытание, богатства в том числе.
      В малых деньгах больше счастье, чем в больших. )))

    • Анонимно
      6.03.2017 11:27

      Да никогда не было социальной справедливости, со времен появления человечества, и задолго до возникновения религий и понятия о богах. Всегда были богатые и бедные, и богатые позволяли себе больше благ. Так что спор не имеет смысла. Но вот что хочется сказать: частный роддом хорош условиями, комфортом, внимательным отношением персонала. Но совершенно не гарантирует успешных родов, ибо роды - всегда риск, и что-то может пойти не так как хотелось бы. А в обычных роддомах работают прекрасные профессионалы с огромным опытом. Они-то за год в десятки раз больше рода принимают, сталкивались со множеством нештатных ситуаций. И миллионы людей появились в бесплатных роддомах - и всё нормально. Так что есть возможность платить за комфорт - прекрасно. Нет, так и не надо из-за это себе нервы портить.

      • Анонимно
        18.03.2017 23:26

        В роддоме Ава клиник работают те же самые лучшие специалисты из обычных род домов. Не слышала и ни одного недовольного отзыва от рожениц. Сама рожала в ава клиник второго ребёнка, первого в ркб. Очень довольна.

  • Анонимно
    6.03.2017 09:30

    Насчет так называемого бесплатного ЭКО: конечно, сама процедура подсадки эмбриона бесплатна, а все анализы, лекарства, исследования, коррекции лечения - все это влетает в такую копеечку, что разницы с платным ЭКО практически не чувствуешь. Мы стояли два года в листе ожидания, хотели сэкономить. Лучше бы сразу пошли платно делать, не потеряли бы столько времени. Так что если есть альтернатива, то лучше выбрать платно. И отношение другое, и ждать не надо. Спасибо вам большое, что помогаете потерявшим надежду людям обрести счастье родительства! И совершенно точно ответили тем, кто по религиозным соображениям что-то там возникает: пусть поставят себя на наше место, а во-вторых - без ведома господа ничего не происходит, так ведь? Это же религиозная догма? Значит, он допустил и появление ЭКО, и самое главное - появление тысяч детей, которые, возможно, сделают для этого мира гораздо больше, чем эти зашоренные люди, прикрывающие свою черствость по отношению к бездетным религией.

    • Анонимно
      6.03.2017 09:49

      Согласна с вами! Без ведома Всевышнего ничего в этом мире не происходит, если пришли людям знания для проведения ЭКО, значит, так ему было угодно. Каждая семья имеет право быть счастливой, а без детей какое может быть счастье?

    • Анонимно
      6.03.2017 12:20

      Вам не просто так не были даны дети. Не просто так. Хотите вы это признать или нет, но факт есть факт. А раз, все-таки, вам дали детей таким вот образом,(авансом), вы должны очень много над собой работать, что в принципе не возможно без служения(пути разные) Всевышнему, без молитв, искренности, чистки ваших замаранных по самое уши душ, отработка ваших косяков, по-простому. Абсалютная ценность только Всевышний, все остальное у человека относительно. Можете забить на мои слова, и заплатить по-другому, по черному, вы свободны в выборе. Но, в конечном итоге, все заплатят, даже не сомневайтесь.

      • Анонимно
        6.03.2017 13:02

        Сами-то понимаете, что несете? Вы знаете, почему детей нет у той или иной пары? Моя подруга инвалид детства, она не может иметь детей. Это значит, у нее душа замарана уже в детстве была по самые уши?! Это значит, у нее море косяков, которые надо отмаливать? А у моей соседки-алкоголички четверо детей от разных мужиков, так ее душа чиста как лист бумаги? Как же вы так можете походя оскорблять незнакомых людей? Как же ваш всевышний настолько обделил вас душевным теплом? Откуда такая слепоглухота душевная? Если у нас верующие такие злые, так уж лучше атеистом быть.

        • Анонимно
          6.03.2017 14:30

          Душа живет не одну жизнь, и что было в прошлых жизнях вы не знаете, поэтому не судите так.

        • Анонимно
          6.03.2017 17:38

          с вами говорить - что горох об стенку кидать. я вам говорю выход из положения - так мне еще пытаются плюнуть. от вашего плевка у меня ничего не убудет, а вам без знаний - гораздо хуже будет. я жалеююююю(плачуууу, ревуууу), - хотите повторить ее(его) судьбу - продолжайте дальше. Сочувствовать можно и нужно, но жалеть нельзя, реветь нельзя, плакать - только в меру - почему? - потому! примите так, вы, все равно, не в состоянии понять(не готовы и не желаете), и переводите слова о реальности на душевную черствость - ну-ну. вы часто людей поддерживаете, и в чем вы их поддерживаете? вам нужно многому научиться - сейчас я не буду вам объяснять простые истины - вы еще круче заблудитесь, я сделал попытку поднять вам веко, и поняв, что пока(а может и навсегда) вы мимо, попытку остановлю. для тех кто ниже по ветке- СУДИТЬ МОЖНО И НУЖНО(вбейте в себе в голову), ОСУЖДАТЬ нельзя!!! если вы не понимаете разницу терминов - прочитайте их в орфографическом словаре. отделяйте свои эмоции от слов, несущих вам нужную инфу, даже если они как бы унижают ваше видение мира, как бы. Мира вам и любви, и знаний(а приоритеты - сами уж дойдите.))

        • Анонимно
          6.03.2017 20:27

          Если у соседа сгорел дом - то это ему наказание, если у меня - то это испытание.
          Я тоже атеист с недавних пор.

      • Анонимно
        6.03.2017 23:22

        Это что за мода пошла - быть закоренелыми невежественными ханжами, обещать всем черную расплату из-за собственной злобы и беспомощности и орать на каждом углу, что раз ты молишься, то ты святой человек. Святой человек - добрый, помогает людям быть счастливыми, не сыплет угрозами и не заставляет всех думать, так же, как и он.

  • Анонимно
    6.03.2017 09:34

    «Если ЭКО появилось, значит, так было угодно Богу».

    Спорное утверждение. Может быть и дьяволу...

  • Анонимно
    6.03.2017 09:54

    Бог U это знак вилы жизни.то есть соеДИНение, а также жизнь отдельно в своих телах. дух ищет тела для воплощения и приходит днем когда люди не спят.а тут нет родителей.вот и стресс на всю жизнь-страх что меня не любят и не ждут.отсюда и болезни души и тела.если бы не материалом родителей, дух бы пришел и божественный путем через любовь отца и матери.

  • Анонимно
    6.03.2017 10:11

    Без ведома Бога на земле ничего не происходит, это верно. По попущению - запросто может происходить и происходит. У человека есть свобода воли. И свою волю он объявляет "угодной б-гу". Происходит подмена.

    Принятие истинно Божией Воли выглядит так:
    За все, что человеку дано - он благодарит Всевышнего. За то. что не дано - благодарит ещё больше. Это и есть принятие Божией Воли. А остальное - своеволие с оправданием своеволия.

  • Анонимно
    6.03.2017 11:13

    Из железа можно сделать и пулемет и машину...
    это тоже угодно Богу?

    • Анонимно
      6.03.2017 11:33

      Да бесполезный спор. Не надо на это смотреть с точки зрения религии, вот и всё. Иначе мозги поплывут: почему бог дает детей наркоманам, алкоголикам по залету, которых вырастают такие же наркоманы, криминал сплошной и моральные уроды, а в семье профессоров, например, детей нет? Зачем это надо богу? Так что давайте смотреть просто с точки зрения простого человеческого счастья и сострадания - это прекрасно, когда у людей, которые очень хотят детей, и имеют возможность нормально их вырастить и воспитать, есть возможность стать мамой и папой.

      • Анонимно
        6.03.2017 11:46

        К тому же, именно те родители, что проходят все муки ЭКО, как правило становятся очень любящими и ответственными мамами и папами. У меня есть две пары знакомых, у которых дети родились при помощи ЭКО, так они как будто на порядок опережают в своем развитии детей, зачатых обычным способом. А дело все в том, что для их этих родителей малыши стали действительно долгожданными, и они вкладывают все свое внимание, знания, максиму заботы в этих детей. Потому что эти дети для них выстраданные, они видят в них смысл своей жизни.

        • Анонимно
          6.03.2017 13:30

          Цыплят по осени считают,если ребенок с опережающим развитием,то это патология мозга скорее всего и не факт,что все будет нормально лет через 15.

          • Анонимно
            6.03.2017 13:45

            Вы бы хоть коммент прочитали, прежде чем отвечать) выше говорится, что дети опережают своих сверстников не из-за особенностей развития мозга, а из-за того, что в них изначально много вкладывается ими родителями, потому что это выстраданные дети. . Ведь не станете же вы оспаривать тот факт, что если ребенком усиленно заниматься. он продемонстрирует гораздо больше. чем его сверстники, в которых вкладывают по минимуму?

  • Анонимно
    6.03.2017 11:46

    по Исламу ЭКО не запрещено,если это решили сделать законные муж и жена ,запрет только на суррогатное материнство и естественно запрет использовать сперму постороннего мужчины

  • Анонимно
    6.03.2017 12:13

    Не ведитесь на платные медценты. Это всего лишь ценники для избранных. А ответственности меньше, чем в городских клиниках. И проверок всевозможных тоже меньше. И это очень плохо. Доверяйте официальным роддомам.

    • Анонимно
      6.03.2017 13:25

      В официальных роддомах тоже многое чего случается. Мой сын мог бы и не родиться. если бы не случайно зашедшая из другого отделения акушерка. Меня просто бросили в предродовой - врач ушел на операцию, а акушерка отправилась спать, так как ей не хотелось возиться ночью с роженицей. Открылось сильное кровотечение, ребенок едва не родился прямо на кушетке в предродовой. Спасибо той женщине, что нашла меня в окровавленном, еле живом виде, и помогла появиться на свет моему сыну. кстати, за то. что и я, и мой ребенок едва не погибли в ту ночь, никто из персонала ответственности не понес. Как мне тогда сказали тогда, что с бросившей меня без присмотра акушеркой, была проведена беседа, и все.

    • Анонимно
      18.03.2017 11:02

      Поверьте, проверок больше, и минздрав не прикроет, если что..официальный роддом - что это? Муниципальный? Где ты попадаешь на конвейр, ни кому не нужная, где тебе могут нахамить и санитарка и акушерка. Увольте

  • Анонимно
    6.03.2017 13:24

    Зачем мучиться с ЭКО - если любая здоровая баба нарожает тебе кучу детей)))

  • Анонимно
    6.03.2017 14:29

    Эко, по-моему мнению, как камень на распутье. По одному пути пойдешь - получишь одно, и так далее. Суть не в этом.

    Суть в том, что человек сам, осознанно, по своей свободной воле делает некий выбор. И несет за него ответственность. Вся его дальнейшая жизнь складывается в зависимости от сделанного выбора. В зависимости! - вот что главное. Плох ли, хорош ли он был, каждый узнает, когда его игра окончена, занавес.

  • Анонимно
    6.03.2017 17:38

    Каждому - свое. Я пять наблюдалась в центре планирования семьи еще на Гвардейской, с программы ЭКО сняли, не сработала гормональная терапия и мне порекомендовали усыновление. Два года после такого приговора я не могла прийти в себя, потом собралась и обратилась к другому специалисту, через полгода сама забеременела, родила, сейчас ждем второго! Мне показалось, что эко у них как конвейер, у кого не получилось, отбрасывают как отработанный материал, нет индивидуального подхода к пациенту. Надеюсь, что сейчас у них в новом центре ситуация изменилась.

    • Анонимно
      13.03.2017 18:04

      к сожалению, ЭКО - бизнес:( его "выдернули" из общего цикла наблюдения за здоровьем женщины... дорогое оборудование, и проч., безусловно требует больших систематических вложений - это понятно, жаль, что в клинике реально делают "процедуру" ЭКО, без выяснения причин, доп.диагностики, приходишь к одному доктору, морально настраиваешься обсуждать вопрос очень сложный, практически каждый визит со слезами:( от волнения: что скажет доктор..., а доктора могут заменить... и все по - новой: новое назначение, новые препараты... и в неудаче вины ничьей нет - природа такова:( говорит доктор и приглашает снова...

  • Анонимно
    6.03.2017 18:19

    Делали ЭКО по квоте, ждали два года, перед этим неоднократно проводили ИСМ. В центре планирования колоссальный поток женщин, и отношение соответствующее - всегда очереди, в протоколе с врачом нормально даже не поговоришь. В результате - две безуспешные попытки, причем оба раза, как я потом поняла, были очень грубые ошибки со стороны сотрудников. Подход Нуриевых, не сочтите рекламой, куда больше понравился, причем на всех этапах. И нет ощущения, что ты маленький элемент колоссального конвейера.

  • Анонимно
    6.03.2017 21:01

    После родов все обследования до года проходили с ребёнком в данной клинике. Офтальмолог молоденькая врачиха со светлыми волосами, фио не буду писать, не посоветовала сделать зондирование (у нас стояла слеза с рождения), "благодаря" её со временем пройдёт-мы не успели сделать зондирование до года и сейчас у нас слёзной канал слипся - нужно делать операцию в Чебоксарах под общим наркозом - ребёнку 2,5 года.
    Вот так вот.... Тоже думала нормальная Клиника, раз такие деньги платишь.

  • Анонимно
    7.03.2017 08:22

    Фирая Маратовна, очень хороший врач. Спасибо ей за мою доченьку. 16 лет прошло а я помню каждый наш день борьбы за её появление на свет

  • Анонимно
    7.03.2017 17:11

    Все-таки все процедуры, типа ЭКО, противны Божьей воле. Надеюсь, Фирая Сабирова это когда-нибудь поймет в своей жизни. Но осознание приходит иногда совсем-совсем поздно. Если Бог не дает детей, значит на то есть его Воля, его видение жизни этой семейной пары. Лучше бы удочерили или усыновили брошенное дитя. Было бы пользы больше от этих людей. Нет деток и что? Значит, нельзя их иметь. А мы идем напролом. Мы так хотим. Есть деньги, подай нам детей. Гордыня распирает. Не можем смириться с отказом. А кто-нибудь отслеживал в дальнейшем этих детей - как складывается их жизнь, жизнь их родителей? Кто-нибудь вел статистику? Нет, кончено же. На все воля Бога. Поживаем-увидим. Молю Господа о том, чтобы эта участь не постигла моих детей. И буду молиться Господу, а не платить деньги за "искусственных детей". Врач (в прошлом гинеколог).

    • Анонимно
      7.03.2017 20:43

      Пусть Бог поможет применить ваши советы к своим детям и поставит перед дилеммой- ЭКО или усыновление.

      • Анонимно
        9.03.2017 12:51

        Родите детей по ЭКО, потом будете с ними мучиться. потом и вспомните о том неприемлемом для Вас мнении, что лучше бы вы усыновили какого-нибудь ребенка. Гордыня в Вас говорит о том, как это у всех есть дети, а у меня нет. "Я напролом полезу, но получу ребенка любым способом, даже путем совершения греха". Жаль мне этих мам и пап. Спаси Господи их души!

    • Анонимно
      20.03.2017 13:46

      А на брошенное дитя была божья воля?

  • Анонимно
    9.03.2017 08:59

    Надо ждать своих детей и надеяться на чудо. при этом не забывать молиться Богу. Моей знакомой проводили ЭКО три раза и не было никакого результата. Рассталась со своим мужем, ездила по святым местам, после чего безо всякого ЭКО родила прекрасного малыша.

    • Анонимно
      10.03.2017 10:33

      Очень много вот таких "родили сами" после различных поездок по отпускам, святым местам и тд и тп, которые на самом деле оказывались отъездом для усыновления или проведения очередного ЭКО. Или вы свято верите, что люди, перенесшие столько горя, расскажут да покажут таким ханжам всю подноготную?

  • Анонимно
    9.03.2017 12:53

    За время существования человечества было много богов,много религий,сейчас появляются новые "боги",новые религии,ЭКО угодно новым богам ,им ,новым многое угодно,что раньше считалось грехом,у них новые заповеди,вернее старые с запятой и предлогом "но"- не убий,но....,не укради,но.... и т.д.

  • Анонимно
    9.03.2017 15:15

    Записались на эко в этой клинике, но за месяц до это жена неожиданным образом забеременела сама. Это ли не чудо?

  • Анонимно
    13.03.2017 15:50

    Клиника замечательная, за исключением нескольких существенных моментов : пришла на эко - молодец, будут делать! глубоко не вникая в причину почему именно ЭКО, не рассматривая возможность стать мамой естественным способом. При получении отрицательного результата красивая фраза - через пару месяцев ждем вас снова:) Без выяснения причин неудачной процедуры, достаточно не дешевой и морально и материально.
    Вы пришли на эко - вы его получите:) его готовы будут делать столько, сколько вы посчитаете нужным... Обидно было очень, что не выяснили причину неудачи... Поточный метод без расширительной диагностики ...

    • Анонимно
      20.03.2017 13:48

      Они считают, что это случайность, и всё. Не они же тратят сотни тысяч.

    • Анонимно
      21.03.2017 10:13

      обычно предполагается, что перед ЭКО женщина очень подробно обследуется там, где посчитает нужным. Это решение не даётся просто так, всё-таки. Если бы вы обратились к ним с проблемой бесплодия - было бы обследование. Вы же пришли сразу на ЭКО - значит предполагается, что обследование УЖЕ было проведено.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже