Общество 
16.03.2017

«Заинская ГРЭС – это же не ванна!»: рыбхоз, где летом «сварилась» рыба, всплыл пузом вверх

Жертвы громкой экологической катастрофы не получили ни копейки компенсации от энергетиков, все уголовные дела закрыты

За 40 млн. рублей выставили на продажу единственное в Татарстане тепловодное хозяйство по выращиванию карпа и толстолобика. Подкосивший рыбное предприятие августовский мор не только заставил владельцев с горечью отказаться от своего детища, но и наполовину обвалил производство товарной рыбы в республике. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что, несмотря на грандиозные планы по превращению РТ в центр рыбоводства, реальной поддержки отрасли пока как не было, так и нет.

За 40 млн. рублей выставили на продажу единственное в Татарстане тепловодное хозяйство по выращиванию карпа и толстолобика За 40 млн. рублей выставили на продажу единственное в Татарстане тепловодное хозяйство по выращиванию рыбы, расположенное в промзоне Заинской ГРЭС Фото: bashfish.ru

РЫБХОЗ ЗА 40 МИЛЛИОНОВ. ТОРГ УМЕСТЕН

Единственное в Татарстане тепловодное хозяйство по выращиванию рыбной продукции, расположенное в промзоне Заинской ГРЭС, выставлено на продажу. Владельцы пусть и не суперрентабельного, но вполне успешного бизнеса по выращиванию 300 т в год товарного карпа и толстолобика и 10 - 12 т малька для воспроизводства водных биологических ресурсов не смогли оправиться от экологической катастрофы, случившейся здесь в августе прошлого года, и теперь хотят выйти из бизнеса.

Хозяйство, как следует из текста объявления, появившегося на сайте Кармановского рыбхоза Башкортостана (как выяснилось, Заинский и Кармановский рыбхозы роднит состав их учредителейприм. ред.), состоит из двух производственных участков общей площадью 37 гектаров. На первом из них расположены водоподающий канал и сами пруды: для выращивания молоди, выростные, маточные, зимовальные, а также санитарно-карантинный, резервный и буферный. В состав материально-технической базы участка входят также двухэтажное административно-хозяйственное здание площадью 576 кв. м с гаражом для автотракторной техники. Есть также слесарный участок, сварочный пост, коптильный цех горячего копчения, инкубационный цех, баня/сауна, собственная котельная с электрическим и дровяным отоплением, а также складские помещения и трансформаторная подстанция. Кроме этого, на балансе рыбхоза состоят спецтехника и земля, оформленная рыбхозу в аренду с 2009 года сроком на 49 лет.

Хозяйство выращивает 300 тонн в год товарного карпа и толстолобика и 10-12 тонн малька для воспроизводства водных биологических ресурсов Рыбхоз выращивает 300 т в год товарного карпа и толстолобика и 10 - 12 т малька для воспроизводства водных биологических ресурсов Фото: bashfish.ru

В объявлении детально расписываются даже нюансы технологии выращивания рыбы. Садковое хозяйство состоит из 57 понтонно-рыбоводных плавающих секций из 8 отсеков в каждой. Плотность посадки годовиков в садок при товарном выращивании составляет от 700 до 1000 экземпляров. Температурный режим за сезон колеблется от 9 до 38 градусов по Цельсию. По мере своего роста рыба постоянно сортируется, через каждые 10 дней проводятся контрольные обловы, которые позволяют следить за темпом роста, кормовым коэффициентом, оценивать правильность нормирования кормления. При кормлении рыбы используются автокормушки, которые приводятся в действие самой рыбой путем стучания о маятник.

В тексте о продаже также упоминается, что в маточных прудах в наличии имеются производители и ремонтное поголовье сазана в количестве 106 штук общей массой 430 кг для получения молоди в целях зарыбления водоемов республики по экологическому ущербу, а также производители и ремонтное поголовье карпа в количестве 113 штук общей массой 452 кг для производственных нужд.

Игорь Армянинов (слева): «Если нормально вложиться в это хозяйство, думаю, можно получать 500-600 тонн карпа в год. Если реальный интерес кто-то проявит, то цена обсуждается» Игорь Армянинов (слева): «Если нормально вложиться в это хозяйство, думаю, можно получать 500 - 600 тонн карпа в год. Если реальный интерес кто-то проявит, то цена обсуждается» Фото: glavarb.ru

За все про все собственник хозяйства запрашивает 40 млн. рублей. По словам совладельца предприятия Игоря Армянинова, интерес к активу уже проявляют как местные предприниматели, так и рыбозаводчики из Сибири. «Если нормально вложиться в это хозяйство, думаю, можно получать 500 - 600 тонн карпа в год. Если реальный интерес кто-то проявит, то цена обсуждается», — заявил совладелец предприятия.

В 2015 году (более свежих данных не) выручка рыбоводов составила 9,8 млн. рублей, в то время как в 2011 и 2012 годах она доходила до 28 млн. рублей В 2015 году (более свежих данных нет) выручка рыбхоза составила 9,8 млн. рублей, в то время как в 2011 и 2012 годах она доходила до 28 миллионов Фото: bashfish.ru

Согласно данным системы «Контур.Фокус», Заинский рыбхоз был создан в декабре 2007 года. Половиной доли рыбхоза владеет Армянинов. 30% принадлежит директору предприятия Радику Салахову, 14% — главе башкирского КФХ «Рой», пчеловоду Юрию Степанову, 6% — Владимиру Трофимову. Эти же лица указаны в учредителях Кармановского рыбхоза, правда, соотношение долей несколько иное. Большей частью (52%) также владеет Армянинов, Салахов с Трофимовым держат по 6% предприятия, а Степанов — 30%. Финансовые показатели Заинского рыбхоза не впечатляют результатами. В 2015 году (более свежих данных нет) выручка рыбоводов составила 9,8 млн. рублей, в то время как в 2011 и 2012 годах она доходила до 28 млн. рублей. Чистая прибыль вышла из минуса в 14-м и составила 117 тыс. рублей.

Кармановский рыбхоз, напротив, весьма успешен. Выручка за 2015 год составила 282,4 млн с ростом в 37% к предыдущему отчетному периоду, чистая прибыль — 22,1 миллиона. Собственно, это и неудивительно, ведь Кармановский рыбхоз помимо карпа занимается разведением и продажей форели, осетра, а также производством черной икры. Причем президент союза осетроводов России Александр Новиков в недавнем интервью «БИЗНЕС Online» назвал Кармановский рыбхоз одним из лучших производителей легальной икры в стране.

Продажа бизнеса напрямую связана с августовской экологической катастрофой, когда в Заинском водохранилище погибло более 170 тонн рыбы Продажа бизнеса напрямую связана с августовской экологической катастрофой, когда в Заинском водохранилище погибло более 170 т рыбы Фото: vk.com/podslushano_zainsk

НИ ПОМОЩИ, НИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Причина продажи бизнеса напрямую связана с августовской экологической катастрофой. Напомним, проблемы у рыбхоза начались в середине августа 2016 года, когда в Заинском водохранилище погибло более 170 т рыбы. Сразу после мора рыбы директор рыбхоза делился с «БИЗНЕС Online» подробностями катастрофы: «Вся рыба, которая у нас была, погибла до единой штуки. 170 тонн рыбы было вывезено на свалку. Причина — аномальная жара и плюс к этому 100-процентная загруженность Заинской ГРЭС. Температура воды дошла до критических отметок за 40 градусов по Цельсию, наступило кислородное голодание рыбы, произошел ее замор буквально за два часа. Водоем сам по себе искусственный, вода в нем быстро нагревается сама по себе, и тут еще на полную мощность работает ГРЭС». По словам Салахова, о происшедшем были извещены все службы: природоохранная прокуратура, министерство экологии и др. Ущерб для рыбхоза, по словам его директора, составил 35 - 40 млн. рублей — отсюда и заявленная цена продажи. Впрочем, позже официальная оценка снизила ущерб до 22,6 миллиона.

«Заинский рыбхоз — не очень рентабельное производство, там можно эффективно заниматься рыборазведением, но у нас сейчас просто нет достаточных оборотных средств, чтобы начать вкладывать их в восстановление популяции после случившейся в августе катастрофы. Чтобы вырастить там „новый урожай“ [рыбы], нужно примерно 1000 тонн комбикормов. Килограмм комбикорма сегодня стоит 20 рублей. Получается, нужно 20 миллионов рублей. У нас таких денег сегодня нет. Есть только посадочный материал», — прокомментировал владелец причину продажи.

Кроме того, как выяснилось из беседы, предприятие не получало ожидаемой помощи от государства или от энергетиков. «Никакой помощи нашему хозяйству оказано не было. Ни от правительства Татарстана, ни от энергетиков ни копейки мы не получили. Хотя правительству Татарстана с энергетиками вполне можно было, учитывая масштаб катастрофы, сесть за стол переговоров и договориться о компенсации ущерба. Они же действительно нарушили режим! Водохранилище Заинской ГРЭС — это же не ванна, это рыбохозяйственный водоем, рыба не должна гибнуть от того, что ГРЭС в него воду перегретую скидывает, а они сбрасывали туда воду с температурой 40 градусов по Цельсию!» — возмутился Армянинов.

Ущерб для рыбхоза, по словам его директора Радика Салахова, составил 35-40 млн. рублей — отсюда и заявленная цена продажи Ущерб для рыбхоза, по словам его директора Радика Салахова, составил 35 - 40 млн. рублей — отсюда и заявленная цена продажи Фото: скрин видео

Отметим, что ранее о возможности финансовой помощи предприятию со стороны минсельхоза республики заявлял Салахов. «Если республика протянет нам руку помощи, к следующему сентябрю мы восстановим хозяйство, если нет — предприятие обанкротится. Вопрос о предоставлении помощи нашему предприятию сейчас обсуждается, его держит на контроле глава Заинского района Разиф Каримов, он контактирует с минсельхозом РТ», — рассказывал он «БИЗНЕС Online».

Любопытно, но в официальном ответе на запрос «БИЗНЕС Online» минсельхоз тем временем пишет, что помощь предприятию оказана. За 2016 год Заинский рыбхоз из бюджета Татарстана получил 1,6 млн. рублей на возмещение части затрат по приобретению рыбопосадочного материала. На 2017 год в бюджете РТ на приобретение рыбопосадочного материала запланирована почти вдвое большая сумма — 3 млн. рублей. Но понятно, что это текущая поддержка отрасли, а не экстренная помощь.

Движения по уголовному делу также пока не наблюдается. Проведя по горячим следам собственную проверку, казанская межрайонная природоохранная прокуратура виновником в массовой гибели рыбы признала Заинскую ГРЭС. Об этом в ходе совместного совещания с прокуратурой РТ заявил заместитель волжского межрегионального природоохранного прокурора Олег Даминов. Прокурорская проверка, по его словам, выявила, что сотрудники ГРЭС не только не приняли мер для уменьшения воздействия электростанции на водные биоресурсы, но и включили дополнительные энергоблоки, что и привело к массовой гибели рыбы. Также прокурор обнаружил поддельное заключение средневолжского управления Росрыболовства, на основании которого предприятию были установлены нормативы предельно допустимых сбросов и выдано решение на водопользование. По этому факту также было возбуждено уголовное дело по ст. 327 УК РФ («Подделка, изготовление или сбыт документов»). По словам помощника руководителя СУ СК РФ по РТ Эльвиры Газизовой, оно передано в прокуратуру Заинского района для определения подследственности.

Прокурорская проверка, по словам Олега Даминова, выявила, что сотрудники ГРЭС не только не приняли меры для уменьшения воздействия электростанции на водные биоресурсы, но и включили дополнительные энергоблоки, что и привело к массовой гибели рыбы Прокурорская проверка, по словам Олега Даминова, выявила, что Заинская ГРЭС не приняла никаких мер для уменьшения воздействия электростанции на водные биоресурсы Фото: «БИЗНЕС Online»

Два месяца спустя, 7 октября, следственный комитет завел по факту массового мора рыбы уголовное дело по ч. 2 ст. 250 УК РФ («Изменение природных свойств поверхностных вод, повлекшее массовую гибель животных»). Однако некоторое время спустя оно было закрыто. «Видимо, договорились как-то», — предположил Армянинов и сообщил, что его компания не планирует добиваться возмещения полученного ущерба через суд. «Судиться в Татарии — дело бесперспективное и неблагодарное. Там как скажет начальство, так и будет, поэтому смысла никакого в этом мы не видим», — говорит бизнесмен.

В пресс-службе следственного комитета «БИЗНЕС Online» пояснили, что в рамках расследования уголовного дела была проведена судебно-экологическая экспертиза, по выводам которой прямая причинно-следственная связь между работой ГРЭС и гибелью рыбы не установлена. Вместе с этим в ведомстве отметили, что Заинская ГРЭС не принимает самостоятельно решения о включении или выключении дополнительных энергоблоков станции, которые могут привести к уменьшению или, напротив, увеличению воздействия на биологические ресурсы. Это, мол, исключительная прерогатива системного оператора единой энергосистемы страны, решениям которой станция подчиняется и собственную инициативу в таких вопросах не проявляет. Ответ с аналогичным смыслом и с отсылкой к системному оператору прислали из пресс-службы «Татэнерго». При этом там заметили, что рыба в тот жаркий месяц умирала и «на тех водоемах, которые не являются частью энергосистемы республики».

Тем не менее крест на этом деле не поставлен. Как заявил нашему изданию Даминов, его ведомство с прекращением уголовного дела не согласно и планирует выйти с соответствующим письмом в прокуратуру РТ. «Уголовное дело по факту мора рыбы было возбуждено следственным комитетом РФ по РТ по материалам проверки казанской межрайонной природоохранной прокуратуры. Ущерб рыбным запасам составил 22,6 миллиона рублей. В настоящее время дело прекращено за отсутствием события преступления. Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой будет внесено письмо с несогласием по данному решению в прокуратуру РТ», — заявил Даминов.

Мор рыбы в Заинске существенно снизил и так не блестящие статистические показатели, судя по которым половина производства приходится именно на продаваемый рыбхоз Мор рыбы в Заинске существенно снизил и так не блестящие статистические показатели производства рыбы в Татарстане Фото: bashfish.ru

ГОСПОДДЕРЖКА ВСЕГДА БЫЛА, НО НА СЛОВАХ

Производством и реализацией товарной рыбы в Татарстане занимаются 5 прудовых хозяйств: ООО «Арский рыбхоз», ОАО «Кайбицкий рыбхоз», ОАО «Рыбхоз «Ушня», ОАО «Рыбхоз «Дымка» и садковое хозяйство на тепловодном водоеме Заинской гидроэлекростанции — ООО «Заинский рыбхоз», а также более 60 хозяйствующих субъектов различной организационно-правовой формы, в том числе индивидуальные предприниматели и КФХ. Однако именно мор рыбы в Заинске существенно снизил и так не блестящие статистические показатели, судя по которым половина производства приходится именно на продаваемый рыбхоз. Так, за 2016 год производство товарной рыбы специализированными рыбоводными хозяйствами составило 212 т, в то время как в 15-м году показатель был в два раза больше — 429 тонн. С выращиванием рыбопосадочного материала произошла обратная ситуация: в 16-м году производство мальков составило 294 т, в 15-м — 162 тонны.

О состоянии рыбной отрасли аккурат после мора рыбы говорили на заседании совета безопасности с участием президента РТ Рустама Минниханова. На мероприятии было озвучено, что болевыми точками развития рыбного промысла в РТ являются браконьерство, недостаточное воспроизводство рыбных запасов, а также отсутствие предприятий по переработке 3,5 тыс. т официально добываемой рыбы. По экспертным оценкам, теневой оборот рыбы превышает легальный в 3 - 5 раз. Не помогают и карательные меры. В 2016 году в ходе операции «Нерест» на 30% до 3,1 тыс. выросло количество изъятых рыболовных сетей, на 37,5% до 1,6 тыс. человек стало больше оштрафованных. Заведено на одно уголовное дело больше, чем годом ранее, но всего таких дел было лишь 34.

Существенное влияние на состояние рыбных запасов оказывают добыча песчано-гравийной смеси и песка, сбросы в реки отходов промпредприятий и неотлаженная система компенсационных мероприятий для восстановления экологического равновесия. Наконец, портит ситуацию и нередкая в последние годы жаркая погода.

Тогда Минниханов отметил, что в критической ситуации находится популяция стерляди. С начала 90-х ее численность сократилась в 10 раз из-за добычи нерудных стройматериалов в местах нереста и бесконтрольного вылова. Краснокнижную рыбу прямо на совбезе решили защитить прекращением добычи ПГС в местах нерестилищ. Также объявили и о планах установить запрет на продажу «китайских» лесочных сетей, а президент тут же поручил МВД организовать системную работу по поиску браконьеров и перекупщиков рыбы. Наконец, с 1 января временно приостановили 5-летнюю госпрограмму по развитию аквакультур с общим бюджетом в 550 млн. рублей. Как озвучил на совещании начальник управления по охране и использованию объектов животного мира РТ Федор Батков, в среднем за три года объем промыслового запаса составляет 30,7 тыс. тонн. С учетом огромной водной акватории считается, что потенциал отрасли используется не более чем на 25%.

 В Татарстане был создан совет по вопросам воспроизводства водных биоресурсов и развития аквакультуры под председательством помощника президента Равиля Муратова В Татарстане был создан совет по вопросам воспроизводства водных биоресурсов и развития аквакультуры под председательством помощника президента РТ Равиля Муратова Фото: «БИЗНЕС Online»

После заседания совбеза РТ указами Минниханова были созданы совет по вопросам воспроизводства водных биоресурсов и развития аквакультуры в РТ под председательством помощника президента Равиля Муратова и совет по вопросам сохранения водных биоресурсов под председательством заместителя премьер-министра Василя Шайхразиева. Первым делом шайхразиевским советом была создана управляющая компания, которая взяла на себя функциональные обязанности бывшего ГУП РТ ПО «Татрыбхоз». Далее, как сообщила в ответе на запрос «БИЗНЕС Online» пресс-служба минсельхоза, центр экономических и социальных исследований при кабмине РТ совместно с рабочими группами возглавляемого Муратовым совета и технопарка «Идея» разработал концепцию создания аквабиокультурного технополиса в РТ, которая была одобрена Миннихановым в декабре 2016 года. Кроме того, был подготовлен комплексный план мероприятий по развитию аквабиокультуры в Татарстане на период 2017 - 2022 годов. Правда, подробности этого плана изданию не озвучили. Сейчас же новоиспеченными структурами разрабатывается проект создания инновационного технопарка «Волжско-Камский рыборазводный комплекс», который возьмет на себя функции регионального ядра по воспроизводству водных биоресурсов в бассейнах рек Волги и Камы. Как указывает минсельхоз, реализация проекта позволит осуществить содержание племенного ремонтно-маточного стада в условиях, максимально приближенных к естественным условиям обитания, создать инкубаторное отделение, которое будет обеспечиваться высокотехнологичным кормоцехом, что является приоритетным направлением для развития аквакультуры.

Несмотря на бурную деятельность по поддержке аквакультур и биоресурсов, Игорь Армянинов отметил, что господдержка отрасли в нормальном понимании этого слова в РТ всегда была только на словах
Фото: bashfish.ru

ЦИКЛ ВОСПРОИЗВОДСТВА РЫБЫ — ТРИ ГОДА. ЭТО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Несмотря на бурную деятельность по поддержке аквакультур и биоресурсов, Армянинов отметил, что господдержка отрасли в нормальном понимании этого слова в Татарстане всегда была только на словах. «Господдержка рыбной отрасли в Татарстане никогда и не приостанавливалась. Везде же декларируется, что все у нас поддерживается. Даже программу какую-то правительство написало, в которой Заинский рыбхоз должен был иметь статус базового хозяйства. Но на деле же мы видим совсем другое, — с горечью в голосе отметил совладелец Заинского рыбхоза. — Взять очевидное. Больше всех остальных в чистке и углублении Заинского водохранилища должна быть заинтересована ГРЭС. Используя водоем как охладитель, она же и ущерб наносит экологии максимальный. Чтобы минимизировать этот ущерб, нужно сделать так, чтобы вода была более холодная. А чтобы она стала более холодной, она должна быть чистой!»

По словам Армянинова, в рыбном бизнесе также нельзя опираться только на взносы предприятий, наносящих экологический вред. «Сегодня предприятия платят эти взносы за экологический вред, а завтра — нет. Ты вырастил посадочный материал, а он, оказывается, никому не нужен. И что с ним делать? Для того чтобы выпустить малька, нужно выиграть тендер, а он проводится тогда, когда у тебя посадочный материал уже есть готовый», — сетует хозяин рыбхоза.

Директор ООО «Арский рыбхоз» Ильшат Ашрафзянов также считает, что помощь от государства для промысловиков могла бы быть более осязаемой. Его компания пока находится в периоде роста, для этого достаточно собственных ресурсов. Фирма специализируется на карповых, объем их производства в 2016 году составил 150 т, план на 2017-й — 180 - 200 тонн. Но проблемы у компании все же есть, главная из которых — нехватка кормов. «Цикл воспроизводства рыбы до товарной составляет три года, — комментирует предприниматель „БИЗНЕС Online“, — то есть это продолжительный период. Корма нужны постоянно, закупаем мы их в республике. И было бы хорошо, если бы под это предполагались субсидии. К сожалению, на данный момент такой программы в республике нет». Что касается создания совета по воспроизводству водных биоресурсов, то пока реальных результатов рыбозаводчик тоже не видит. «Там же пока еще все в самом начале, — говорит Ашрафзянов. — Да, они нас собирали в ноябре. Скажу так: мы видим их желание нам помогать, но пока не знаем, как будет дальше».

Но если Арский рыбхоз находится на подъеме, то этого нельзя сказать про ООО «Азнакаевский рыбхоз», он еще только в самом начале пути. Вот только это самое начало каждый раз отодвигается. Как рассказал нам руководитель компании Дамир Хамидуллин, пока было решено прекратить данную деятельность. Причина — кризисные явления в экономике, которые не позволяют инвестировать в производство рыбы.

Директор осетрового хозяйства в Лаишево Ильнур Батыршин также посетовал, что государство в случае с Заинским рыбхозом поступило не очень красиво. «Там надо было проводить независимую экспертизу, — комментирует предприниматель, — и если бы подтвердилось, что мор произошел не по вине рыбхоза, а по не зависящим от них обстоятельствам, то можно было бы и помочь. Например, на возмездной форме — предоставить кредит на льготных условиях». Главная же проблема хозяйства, как и всегда, — нехватка оборотных средств. Бизнес довольно сложный, продолжительный по времени. Банки такие условия не устраивают. Как признает Батыршин, он ни в одном финансовом учреждении не смог получить кредит. Выручила лишь республиканская госпрограмма микрозаймов. «Татарстан в этой части помогает», — высказывает предприниматель свое мнение. А вот на совет по воспроизводству водных биоресурсов он особых надежд не возлагает: «Я так думаю, что эта структура создана в первую очередь для больших проектов. У меня же объем производства — 10 тонн осетровых в год. Я там просто растворюсь как песчинка».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (76) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
16.03.2017 08:19

"Несмотря на бурную деятельность по поддержке аквакультур и биоресурсов, Армянинов отметил, что господдержки отрасли в нормальном понимании этого слова в Татарстане всегда была только на словах"
Рассмешили право... Как будто америку открыли... давно уже надо понять , что сама постановка вопроса неверна..Вот если бы вы попросили сделать акваторию хозяйства главной центральной площадкой для проведения мирового чемпионата по подводным гонкам миниподлодок, то -вопрос решился бы враз...
Для нас ведь даже проведение мировой олимпиады -это вполне рядовое,если не плевое событие...Так что меняйте подходы к вопросу .Мы же самая спортивная страна! Решайте именно через такую призму свои вопросы. И всегда заканчивайте фразой в письме : Обязательно вместе булдрабыз!

Ваш Булдырган

  • Анонимно
    16.03.2017 08:18

    Рыбхоз утонул в чиновничьем болоте..

    • Анонимно
      16.03.2017 10:20

      А чиновники утонули в бесконечных отчетах , предписаниях и "борьбе" с коррупцией ... Так и живём

  • Анонимно
    16.03.2017 08:19

    "Несмотря на бурную деятельность по поддержке аквакультур и биоресурсов, Армянинов отметил, что господдержки отрасли в нормальном понимании этого слова в Татарстане всегда была только на словах"
    Рассмешили право... Как будто америку открыли... давно уже надо понять , что сама постановка вопроса неверна..Вот если бы вы попросили сделать акваторию хозяйства главной центральной площадкой для проведения мирового чемпионата по подводным гонкам миниподлодок, то -вопрос решился бы враз...
    Для нас ведь даже проведение мировой олимпиады -это вполне рядовое,если не плевое событие...Так что меняйте подходы к вопросу .Мы же самая спортивная страна! Решайте именно через такую призму свои вопросы. И всегда заканчивайте фразой в письме : Обязательно вместе булдрабыз!

    Ваш Булдырган

    • Анонимно
      16.03.2017 08:46

      Вот сразу видно чайника в спортивных вопросах).
      Мини-подлодки - разные бывают. Самые популярный вид - на педальном ходу.
      Татарстан в призах был бы - адназнащна))

  • Анонимно
    16.03.2017 08:27

    Вот это истинное лицо удащливого региона, первого в рейтингах и по телевизору

  • Анонимно
    16.03.2017 08:30

    Когда-то в советские годы зеркального карпа из Арска в Казани покупали нарасхват, очереди в магазинах. цена была 2-50 за кг. Сейчас в магазинах нет местной рыбы, вроде и рыбхозы есть но рыбы в продаже нет. Иногда осенью на ярмарках немного бывает, но торгуют ей перекупщики. Так что толку нет от местных рыбхозов.

    • Анонимно
      16.03.2017 09:03

      Сейчас мы не ядро советской империи. Сейчас мы периферия капиталистического мира. Потому и не будет поддержки рыбхозов. Будет только поддержка федеральных и международных розничных сетей.

    • Анонимно
      16.03.2017 12:59

      Спрос на пресноводную рыбу снизился. Народ предпочитает брать мороженную морскую. На Московском рынке местную свежую рыбу можно купить только в одном месте - рыбном лабазе (ну и иногда рыбаки с машины продают), зато 6-7 точек по продаже морской заморозки.

      • Анонимно
        16.03.2017 18:43

        Сделай цену рыбы сортовой 50% дешевле цены на курятину: очередь встанет за ней до кремля.
        Индейку сравняй с курицей- будет конкуренция.
        Говядину сделай 100 руб за кг- появится выбор!
        А пока это болтовня

  • Анонимно
    16.03.2017 08:35

    заинское водохранилище прежде всего водоем ГРЭС, это его первоначальное назначение. Поэтому такие риски у предпринимателей, которые хотят на этой воде еще и рыбу выращивать всегда есть, это же очевидно.

    • Анонимно
      16.03.2017 09:53

      В соответствии с Водным кодексом Заинское водохранилище -водный объект федерального значения. и за пользованием его водой, в том числе за забор воды на охлаждение и сброс воды АО "Татэнерго" должно платить огромные деньги- более 300 млн рублей в год. Это -закон. и не зависит от того, что ранее водохранилище строилось для Заинской ГРЭС. В других регионах энергетики - хозяева аналогичных ГРЭС с водохранилищами платят. У нас по-тихому решили. Деньги за мощность станция получает, а плату за сброс воды в водохранилище платит минимальную. Росприроднадзор спит. А Татэнерго прибыль показывает.

      • Анонимно
        16.03.2017 10:25

        Есть такая замечательная штука - комитет по тарифам. Если ГРЭС будет платить за пруд, комитет это учтет, вот и всё.
        P.S. А у меня вопрос, вот эти рыбники пользовались прудом, который греет ГРЭС, а может с них за тепло надо было брать? За каждую калорию потраченную на обогрев водохранилища. А?

        • Анонимно
          16.03.2017 11:23

          Не пишите ерунду ,если турбины не охлаждать онивзорвутся.

          • Анонимно
            16.03.2017 11:34

            Мое предложение не более абсурдно, чем предложение об оплате за использование водохранилища.
            А турбины без охлаждения не взрываются. И вода охлаждает не турбины, а отработанный пар - без охлаждения не будет тепловой цикл работать.

          • Анонимно
            17.03.2017 08:06

            Учите матчасть! Охлаждают конденсат

        • Анонимно
          16.03.2017 11:24

          Вода нагревается охлаждая турбины.

        • Анонимно
          16.03.2017 17:20

          Комитет по тарифам не устанавливает тариф на электроэнергию для ГРЭС

      • Анонимно
        16.03.2017 15:23

        Вы не правы так как нужно понимать как формируется тарифы розничном рынке.
        • цена приобретения электрической энергии с оптового рынка
        • тариф за услуги по передаче электроэнергии
        • сбытовая надбавка гарантирующего поставщика
        • плата за услуги, являющиеся неотъемлемой частью процесса снабжения электроэнергии
        • плата за услуги ЗАО «ЦФР» (координирует расчеты на оптовом рынке электроэнергии между производителями и покупателями электроэнергии)

        Ежемесячно предельный уровень нерегулируемых цен рассчитывается по этому принципу гарантирующим поставщиком для каждой ценовой категории и публикуется на своем официальном сайте.
        Исходя из выше изложенной информации будет платить Татэнерго или нет, не имеет значения для производителя электроэнергии, так как данные затраты будет отражены в оптовых ценах на электроэнергию, в итоге на розничном рынке мы эту электроэнергию оплатим. В Татарстане очень трудно инкриминировать нарушения данным организациям подконтрольным людям близким Бабайке. Нарушения не было мы действовали по диспетчер кому управлению по РФ все судебные иски в Министерство энергетики РФ, поэтому и не судится.

    • Анонимно
      16.03.2017 10:35

      Полностью согласен. Он создавался как звено технологи производства электроэнергии. И бегать сейчас кого-то обвинять не правильно. У них было время для продажи имеющейся товарной рыбы. Жара наступила , температура водоема поднималась постепенно. Великое русское Авось пронесет. Не случилось. Их ошибка.

    • Анонимно
      17.03.2017 10:10

      достойный коммент желающим пользоваться бесплатным теплом и иметь с этого КУШ

  • OPEN
    16.03.2017 08:38

    Нужно в долю правильного человека брать, тогда и поддержка и бюджетные вливания появятся.Удаща накроет

  • Анонимно
    16.03.2017 08:41

    Мда.... А то что строить рыбхоз у ГРЭС - то же самое что и прогуливаться под свисающими сосульками ? Или кто не рискует - тот не пьет шампанское?

  • Анонимно
    16.03.2017 08:44

    Образно говоря обычная"практика".Не "булдырдыки" создали успешное и выгодное предприятие и образно говоря кто то из "булдырдыков" наверное образно говоря проявил интерес.Помнится была статья в БО где вроде двое бывших высокопоставленных чиновников из РТ в каком то из регионов России хотели то ли образно говоря отжать успешное хозяйство у вроде фермера то ли бушка войти в долю.Одного из этих бывших высокопоставленных чиновников РТ недавно вроде то ли орденом то ли медалью наградили.

  • Низами
    16.03.2017 08:56

    Это происшествие еще раз доказало, как наши власти "поддерживают" предпринимателей...
    И показало, как "работают" наши правоохранительные и надзорные органы...

    • Анонимно
      16.03.2017 09:21

      А почему государство вообще должно поддерживать предпринимателей деньгами? Его задача создавать условия ведения бизнеса, правильную налоговую политику и т.п., а живых денег из бюджета оно давать не должно! А у нас только и слышно, что если государство протянет руку помощи и выделит живые миллионы рублей, то мы (предприниматели) разбогатеем! Ой, оговорился, мы выведем рыбную отрасль на мировой уровень и прославим Татарстан как ведущего рыбопроизводителя! Нет уж ребята, это ваш предпринимательский риск. А государство должно получать свою долю в виде налогов, а не добавлять вам ежегодно денег ради звания ведущего рыбовода.

      • Анонимно
        16.03.2017 10:07

        Вопросов нет, если что Вы второй в очереди за импортными товарами и продуктами, за мной стоять будете. Я первый занял. Ручку взять не забудьте номер на руке написать.

        • Анонимно
          16.03.2017 11:03

          То есть по вашему государство должно собирать налоги с одних бизнесменов, и отдавать их вместо социалки другим бизнесменам, которые не способны вести бизнес сами? Заморский бизнесмен оказывается может вырастить рыбу, разделать, доставить за тысячи километров в другую страну, растаможить и оказаться при этом дешевле нашего местного бизнесмена, которому за его работу государство еще и приплачивает? Зачем такой бизнес нужен?

          • Анонимно
            16.03.2017 13:55

            Таки разная структура налогообложения и в одном случае государство не мешает.

      • Анонимно
        16.03.2017 10:41

        ага, а вы не слышали от предпринимателей, такой фразы - "не надо нам помогать, вы только не мешайте". а у нас с точностью до наоборот происходит. кроме того, помощь государства заключается не в выделении миллионов, как вы сказали, а в соблюдении прав всех категорий населения, в том числе и предпринимателей. Когда творится беспредел, например, в виде мора рыбы по чье-либо вине (не зависимо от ранга виновного лица), то государственная машина все силы должна направить на защиту пострадавшего, хотя бы только по тому, что он пострадавший платит этому государству з/пл. Скажу вам по секрету, ни один государственный орган не является создателем добавочной стоимости и не имеет отношения к ВВП (за исключением отчетов о достижениях). Государство - это 100% реципиент, насос.

        • Анонимно
          16.03.2017 11:51

          Я другой комментатор.
          "...а в соблюдении прав всех категорий населения, в том числе и предпринимателей."
          А теперь смотри. Из-за того что ГРЭС не увеличила бы свои объемы выработки энергии, случился бы дисбаланс в энергосистеме. Простым языком были бы перебои с электричеством (в электроэнергетике это чуть ли не смерти подобно). Из-за перебоев в энергосистеме, останавливалось бы производство на заводах, и в социальных учреждениях (имею ввиду больницы).
          Вот тебе маленький кейс. Что ты выберешь: социальную катастрофу, размеры которой ты сразу можешь и не предвидеть. Или же непреднамеренный развал предприятия, последствиями которой будут высвобождения рынка от продукции данного предприятия (продукция является товаром народного потребления, не уникальная)?

          • Анонимно
            16.03.2017 13:59

            Таки в больницах надо ставить не за откатики, а нормальные ДГ ан такие случаи.

          • Анонимно
            16.03.2017 14:12

            отвечаю на ваш кейс-практикум:
            1. во-первых, о социальной катастрофе ни кто и не говорил. Слава Аллаху, в данном конкретном случае не было и техногенной катастрофы;
            2. во-вторых, предложений закрыть (приостановить работу) ГРЭС не было;
            3. в-третьих, если предприятие даже имеет характер социально значимого и градообразующего (например камаз для челнов), то даже этот факт не является основанием для нарушения действующего законодательства. именно отход от принципа "Перед законом все равны" позволяют в нашей стране использовать фактор "важности" как основание от ухода от ответственности.
            в-четвертых, вот вам мой кейс: как вы поступите в случае если будете стоять перед выбором - убить одно беззащитное дитя, но спасти десять человек? Это уже из классики. Выбор очень сложный и нормальный человек вряд ли найдет верный ответ.

      • Низами
        16.03.2017 13:05

        Я что-то написал про деньги?! Государство не должно превращаться в "вампира"...
        Почитайте СМИ, сколько предпринимателей закрыло свой бизнес за последние пару-тройку лет... И это не только "купи-продай"...
        Почему-то на оплаты "всенародных" соревнований и их участников у государства деньги есть...
        На всяческое "приобщение" населения к спорту (типа бесплатного подвоза болельщиков) деньги есть...
        Я не удивлюсь, если это предприятие "выкупит" какой-то из удащливых, получит льготное финансирование и спокойненько будет "снимать пенку"...

      • Анонимно
        16.03.2017 18:48

        Вся беда сегодня- отсутствие плановой экономики.
        Плодить потенциальных банкротов-фермеров, предпринимателей- это законный способ отъёма денег.
        Необходимо чётко определять количество необходимого товара и грамотно вести его закупку у производителей и переработчиков- как в Китае

  • Анонимно
    16.03.2017 09:02

    Водохранилище Заинской ГРЭС — это же не ванна, это рыбохозяйственный водоем. В первую очередь-это технологический водоем для обеспечения работы Заинской ГРЭС, а остальное присосалось.

    • Анонимно
      16.03.2017 10:28

      Надо было когда жара началась ГРЭС останавливать, это же очевидно.

      • Анонимно
        16.03.2017 10:33

        Вы вообще о чем? Как вы можете представить, что сложнейшее энергетическое оборудование можно просто взять и остановить? Вы не в курсе, что это решается на федеральном уровне? ГРЭС участвует в перетоках э\э по всей стране. Это вам не холодильник, который можно просто выключить из розетки.

        • Анонимно
          16.03.2017 11:37

          Холодильник не холодильник, а кнопка отключения всей ГРЭС есть.

          P.S. Совсем у вас в Заинске с иронией плохо :)))

          • Анонимно
            17.03.2017 08:11

            Там штрафы бы тааакие были... проще за рыбу 20 мультов отдать

  • Анонимно
    16.03.2017 09:25

    Какие субсидии им надо?-монополия на местного карпа и цена,дороже дикой рыбы!Если не спали бы,(за 2 часа температура резко не подскачет в воде),то и перегрева не было,тащить надо было свои пантоны на буксире в открытую воду)))))

  • Анонимно
    16.03.2017 09:42

    О какой экологической катастрофе речь? Здесь скорее раздолбайство энергетиков. По всем правилам, если разность температур выше 5 или 10 гр. блок должен отключится автоматически, чего не произошло.. Значит на станции полный бардак. Кто-то же отключил автоматику - с них и первый спрос. Не буду вдаряться в подробности, но здесь как божий день ясно чья вина..

    • Анонимно
      16.03.2017 10:37

      богатая у Вас фантазия... по каким таким всем правилам?

      • Анонимно
        16.03.2017 13:31

        По правилам технической эксплуатации энергоблоков. Да и не только по ним. И это не фантазия.. Это знания полученные в институте. Я уже больше 20 лет не работаю в энергетике, поэтому написал 5-10, на самом деле эта цифра, думаю, гораздо ниже. Поэтому если уж Вы не знаете, то хотя бы поинтересуйтесь.. В наше время директор станции вместе с главным инженером уже сидели бы.. И это было бы правильно...

  • Айда инде
    16.03.2017 09:45

    Даже рыба сдохла в Татарстане...
    Ой, не к добру всё это... Где посадки?
    Пока посаженные деревья не сдохли))

  • Анонимно
    16.03.2017 09:50

    вот откуда в Республике цены устанавливает такие. 40 млн за что?
    или скажем 90 млн за право аренды с/х земли в 5 тыс.га.

    • Анонимно
      16.03.2017 10:27

      за что? А чем мы будем покрывать десятки лярдов в наших банках? учитывайте это и делайте поправку

  • Анонимно
    16.03.2017 10:54

    Тихий ужас пришёл ! Уже жить в сладком Татарстане че то не хочется .

    • Анонимно
      16.03.2017 11:11

      у вас волосы дыбом встали только после сообщения о сдохшей рыбе?!

      • Анонимно
        16.03.2017 12:03

        Да нет не только рыба . Вообще в комплексе )в прошлом году надо сказать спасибо природе матушке что половодье весной было очень хорошим , иначе бы вся рыба во всех озёрах всплыла ! Процесс был уже заметен на небольших озёрах !

        • Анонимно
          16.03.2017 14:15

          и все таки рыба?!)) да у нас в стране вообще полных "швах". скоро население кверху брюхом пойдет вниз по реке.

          • Анонимно
            16.03.2017 18:39

            Я в курсе , но население как то не реагирует на это безумие !

  • Анонимно
    16.03.2017 11:09

    Не переживайте в перспективе лет через пять ГРЭС закроют за не надобностью, она устарела и не эффективна. Вот тогда Рыбхоз вздохнет новой жизнью. И работать на данной станции ни какого удовольствия.

  • Анонимно
    16.03.2017 11:20

    Без булдырабыз на бумаге!!!!

  • Анонимно
    16.03.2017 11:23

    Зато как сегодня объявили в утренних новостях правительство РТ выделит 250 млн. руб на бесплатную доставку болельщиков на игры конфедерации по футболу.

    • Анонимно
      16.03.2017 11:32

      футбол и хоккей - это наше все. Через это наши булдырдыки деньги отмывают. кроме того, еще из древнего мира пошло, что народу, особенно в период возможного возникновения волнений и социальных катаклизмов, обязательно кидали сахарную косточку в виде зрелищных, массовых мероприятий.

  • Анонимно
    16.03.2017 11:30

    Вот кто главный браконьер !!! Погибло сотни тон рыбы!!! Только и могут показывать по телевизору мужика пойманного с пятью карасями !! А тут виновных нет и не будет!!

  • Анонимно
    16.03.2017 11:57

    В БО была статья Новикова который готов в Республике заняться разводом осетровых так же при ГРЭС и на это выделено 3млрд. рублей. Вопрос кого или чего будем разводить рыбу или налого платильщиков?

  • Анонимно
    16.03.2017 12:24

    В РТ всё зло от большого количества чиновников, которые только и умеют отжимать бизнесы. А если не получается, то вредят всеми бандитскими способами. Думаю это тоже спланированное вредительство.

  • Анонимно
    16.03.2017 12:38

    Все дело в том,что среди учредителей нет ни одного из команды великих..Любой их сын,дощь, или внущка и не было бы этого ЧП.. Как в кино в общем: - ну и куда бедному крестьянину податься???

  • Анонимно
    16.03.2017 12:45

    Согласно данным системы «Контур.Фокус», Заинский рыбхоз был создан в декабре 2007 года. Половиной доли рыбхоза владеет Армянинов. 30% принадлежит директору предприятия Радику Салахову, 14% — главе башкирского КФХ «Рой», пчеловоду Юрию Степанову, 6% — Владимиру Трофимову.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/339972
    __________________________________________________________________________

    Здесь есть неточность. Заинский рыбхоз - садковое хозяйство Заинской ГРЭС не создано в 2007 году. Оно было организовано в составе ГРЭС еще в советские годы, чтобы водохранилище не зарастало травой, закупили карпов обычных и зеркальных, позже белых амуров. Растили мальков и выпускали в водохранилище, те ели водоросли, водохранилище не зарастало. Все было ОК, как говорят сейчас...
    Но начался беспредел, пришли хапуги и начали продавать якобы непрофильные объекты. Понятно социалка: детсады, лагеря...
    Но садковое хозяйство было частью технологической цепочки.
    Господин Фардиев И.Ш. решил избавиться от "ненужного" актива и продал хозяйство башкирским предпринимателям. За сколько и кто с этого поимел, история об этом умалчивает...
    И пока Фардиев был в ТАТЭНЕРГО, никто башкирят не трогал, и даже наоборот, у них была надежная крыша...
    Естественно в водохранилище уже рыбу не выпускали, ее уже только продавали. И водохранилище уже так зарасло и заилилось из-за этого, что объем воды в "ванне" катастрофически уменьшилось, из-за этого происходит перегрев водохранилища. В советский период станция работала в полную мощность и таких перегревов не было.
    Экологическая катастрофа не в том, что рыба погибла, а в том что водохранилище заилилось. Его надо чистить, и даже был готов проект этих работ. И этим надо заниматься немедленно, иначе турбины нечем будет охлаждать, невозможно будет производить электроэнергию, станцию закроют, водохранилище превратиться в болото...

    • АН61
      16.03.2017 13:06

      Вы абсолютно правы . Ещё один момент , когда рыбхоз был в составе ГРЭС ,а не у этих недопредпринимателей , садки на лето выводили в начало водохранилища ,там , в конце длинного канала есть ещё заброшенное здание рыбхоза того времени .
      Эти рыбоводы за что боролись на то и напоролись ,головой надо было думать немного ,а не только получать прибыль на голом месте с чьего-то благословения.
      ГРЭС им останови ,а больше ничего не надо ??

    • Анонимно
      16.03.2017 13:11

      Толково и очень похоже на правду. Про рыбу, которая ест траву что бы не зарастало, мне еще в начале 90-х рассказывали в Заинске.

    • Анонимно
      16.03.2017 16:26

      Лучший комментарий.
      Вся логика развития ситуации как на ладони.

      • АН61
        16.03.2017 18:19

        Есть ещё нюанс помимо рыбы ,раньше работало на водохранилище несколько землечерпалок , теперь их нет.

  • Анонимно
    16.03.2017 13:01

    Эдак и уху можно было сварить!

  • Анонимно
    16.03.2017 16:53

    судиться в истории дело бесполезное и неблагодарное и господдержка только на словах можно сделать эти слова девизом нашей республики , тут кричат о помощи предпринимателям , а сами их доят как только можно , чиновники и судьи карманы себе набивают в республике.

  • Анонимно
    16.03.2017 17:11

    В ближайшее время Заинскую ГРЭС консервируют так что у владельцев нет шансов продать свой рыбный бизнес если только дураков найдут

  • Анонимно
    16.03.2017 22:11

    Прочёл комментарии интересно конечно рассуждаете . В этой истории целиком и полностью виноваты сами рыбоводы

  • Анонимно
    16.03.2017 22:16

    На такие случаи всего лишь нужно было увеличить долю растворенного Кислорода в воде то есть обеспечить айрацию воды и все!!! Либо им не хватило знаний либо это халатность скорей сего халатность

  • Анонимно
    16.03.2017 22:50

    Это водохранилище создали специально для ГРЭС как пруд охладитель, аналогично используется озеро Кабан для Казанской ТЭЦ-1. Если водоёма нет, то для охлаждения строят градирни ( ТЭЦ в Набережных Челнах). Жаль рыбаков, но это тот редкий случай, когда энергетики не виноваты. Однако в качестве жеста доброй воли, энергетики могли бы помочь с очисткой водоёма, углублением и закупкам мальков.

    • Анонимно
      17.03.2017 09:16

      Углубление и очистка водоема не жест доброй воли, а производственная необходимость! Эти работы необходимо начать очень срочно, иначе объема воды не будет хватать для охлаждения турбин. Заиливание приведет к заболачиванию, уже процесс идет...
      Энергетикам придется нанять рыбхоз или создать новый, чтобы зарыблять водоем, потому что он будет прорастать водорослями, а водоросли будут задерживать и накапливать ил...

  • Анонимно
    17.03.2017 08:46

    Да уж, булдырасыз. Вы что тут понаписали? Энергетики не виноваты.. кислород надо было дать.. Вскипятить проточный водоем (заметьте, не закрытый, а проточный), при этом не ответить ни чем.. Вы что все, на марсе живете? Да уж, знал что плохо, но что настолько...

  • Анонимно
    17.03.2017 16:37

    Надо же так обиженным прикидываться, государство не помогает им. Да этому рыбхозу были созданы такие льготные условия для деятельности, налог на землю пусть скажут какой платили в черте городского поселения, использование водной акватории по своему усмотрению, при осмотре их помещений нашли километры сетей, писали об этом в БО, пруды их заилены, чистить - надо затраты нести.
    А горожане и селяне рыбку эту видели? Да и не хотят продавать, так, спекуляция идет, может деньжат подбросят все таки, надеются.

  • Анонимно
    19.03.2017 15:00

    Рыбники сами уморили свою рыбу, не выведя садки вверх по течению Зая. Кроме того, могли бы рыбку и выпустить. Однако, жадность не позволила (хотя, может быть, рыба была застрахована). Действия хозяев рыбхоза чуть было не привели к экологической катастрофе. Тухлую рыбу вывозили потом всем миром, чтобы не отравить водохранилище и всё, что ниже по течению!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online на Facebook БИЗНЕС Online во ВКонтакте Напомнить позже