Энергетика 
24.03.2017

Рифнур Сулейманов, «Татэнергосбыт»: «По-человечески я понимаю, но по закону они нам должны»

Около 30 ТСЖ и ЖСК, «погоревших» в Татфондбанке, наотрез отказываются платить за электричество

«Татэнергосбыт» готов перейти на прямые договоры с населением и выставлять счета отдельно от счет-фактуры УК, но, к сожалению, законодательство не позволяет, заявил сегодня на интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» гендиректор компании Рифнур Сулейманов. Кроме того, он рассказал, что списывает в убытки зависшие платежи пострадавших клиентов ТФБ из числа физлиц. Что касается корпоративных клиентов, то им предложили рассрочки и простили пени за просрочку.

Рифнур Сулейманов Рифнур Сулейманов Фото: Сергей Елагин

30 «ПОГОРЕЛЬЦЕВ-НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ»

78 татарстанских юрлиц, в основном ТСЖ и ЖСК, державших расчетные счета в Татфондбанке, оказались должниками крупнейшей компании по сбыту электроэнергии — АО «Татэнергосбыт». По закону они должны заплатить поставщику комуслуги порядка 10 - 12 млн. рублей, рассказал на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» генеральный директор АО, депутат татарстанского Госсовета Рифнур Сулейманов. «Где-то у нас 100 потребителей — юрлиц по Татфондбанку. Сейчас 78 потребителей у нас осталось: честно говоря, остальные (то есть 22 из 100прим. авт.) — юрлица, малый бизнес, все оплатили. Из них (из 78) половина наотрез отказывается: „Мы платить не будем“. У них второй раз получается платеж, и по-человечески я понимаю, но по законодательству они нам должны», — объясняет он.

Впрочем, компания решила не усугублять ситуацию — она не будет начислять «погорельцам» пени и предлагает оплатить счета в рассрочку. «Мы 78 юридическим лицам написали письмо: дайте предложения, когда текущие платежи плюс долги оплатите. Из них половина нам письма дали: кто-то [попросил] до 1 июля, кто-то — до 1 октября... Мы соглашаемся на этот график, лишь бы оплатили. Пени не начисляем, это мы согласовали и с советом директоров, и с акционерами», — говорит Сулейманов.

В основном платежи просрочены за ноябрь и декабрь 2016 года — в декабре, напомним, в банке был введен мораторий на требования кредиторов Центробанком. Всего же с «Татэнергосбытом» через Татфондбанк работали порядка 700 - 800 юрлиц-партнеров, но с ними в оперативном порядке в том же декабре были открыты запасные расчетные счета.

С физлицами ситуация другая: здесь «Татэнергосбыт» идет навстречу пострадавшим должникам и не требует долга, если перечисление зависло в Татфондбанке. «Пока только два человека обратились к нам, мол, оплатили через Татфондбанк, зачислите нам. Пока только два человека — я и сам удивился. Мы посмотрели — этих денег в реестре банковских оплат нет, то есть нам не оплатили. Мы запрос сделали в управляющую компанию Татфондбанка, сейчас разберемся, если действительно в реестре Татфондбанка это числится как оплата, но нам не поступила, в этом случае мы обязаны учесть это как наши убытки», — объяснил схему зачета банковских платежей Сулейманов.

«ДО 25 МЕГАВАТТ ПРОИЗВОДИТЬ ОНИ ИМЕЮТ ПРАВО, А ЕСЛИ СВЫШЕ 25 МЕГАВАТТ — ОНИ ДОЛЖНЫ ВЫЙТИ НА ОПТОВЫЙ РЫНОК»

Как выяснилось, Рифнур Хайдарович входит в рабочую группу кабинета министров РТ, которая создана в январе 2017 года для развития в республике ветроэнергетики. И пока что в практическом применении технологий добычи энергии из ветра в Татарстане он сомневается. «Я свое мнение только скажу: если по миру посмотреть, уже до 10 процентов составляет доля ветроэнергетики. По России даже 1 процента, наверное, еще нет. Ветер дешевый — только провода нужно будет [подвести], он и окупается, и экология, и все остальное... Но мое мнение: я не думаю, что у нас это будет», — сказал он.

По его словам, в Татарстане существуют маленькие частные генераторы энергии, например, мини-ТЭЦ, которые используются малым бизнесом и прилегающими домохозяйствами. «Даже в пруду сделал один [предприниматель] — вырабатывает энергию, на свои дома дает, разницу нам продает, а мы покупаем. Совхоз „Майский“ для себя поставил, турецкая фирма в Елабуге „Кастамону“... До 25 мегаватт производить они имеют право, а если свыше 25 мегаватт — они должны выйти на оптовый рынок. Таких розничных генераторов у нас где-то 10 - 12. Ветровых нет», — вспомнил он. Так вот, по мнению Сулейманова, в ближайшее время ветряки могут появиться в республике разве что в узколокальном формате, а создание больших ветропарков — дело сомнительное. «Во-первых, и инвестор нужен, и если срок окупаемости — 7 - 8 лет и больше, то это невыгодно, — сказал он. — Может быть, как-то для себя, но в больших масштабах — пока нет».

ДОМОХОЗЯЙСТВАМ ПЛАТИТЬ «ТАТЭНЕРГОСБЫТУ» НАПРЯМУЮ ПОКА НЕЛЬЗЯ

Сейчас большинство горожан платит за электричество через управляющие компании и ТСЖ. Однако 250 тыс. частных домовладений многие годы платит «Татэнергосбыту» по прямым договорам. Можно платить за электричество напрямую «Татэнергосбыту» и будет ли это дешевле? Нет, по российскому законодательству получать платежки от сбытовой компании жильцам многоквартирных домов невозможно, объяснил Сулейманов. «Законодательство сегодня не позволяет. Сейчас это очень много обсуждается на федеральном уровне — полностью перейти на прямые договоры. Как [к этому относится] «Татэнергосбыт»? Мы готовы, и мы среди поставщиков самые готовые», — заявил гендиректор.

А крупные предприятия охотно приходят к «Татэнергосбыту», в частности, в Альтернативную сбытовую компанию (АСК), специально созданную для конкуренции на рынке независимых поставщиков электроэнергии (вообще-то, это стопроцентная «дочка» правительственного «Связьинвестнефтехима», однако все сотрудники, работающие в АСК, — это сотрудники «Татэнергосбыта», и руководство двух компаний одно и то же, объяснил Сулейманов). Сейчас с АСК работает 10 - 12 крупных предприятий РТ, такие как КМПО, КОМЗ, ТАНЕКО, «Нижнекамскшина». Для них сбытовая надбавка близка к нулю — 0,5 - 1 копейка за киловатт-час вместо 6 копеек в среднем. Это настолько выгодные условия, что крупные предприятия приходят от конкурентов в «Татэнергосбыт», гордится Сулейманов.

Гендиректор «Татэнергосбыта» подробно объяснил для неискушенных читателей, как устроена система генерации, распределения и сбыта электроэнергии в Татарстане и почему пришлось разделить по разным компаниям эти направления одного, казалось бы, процесса. Он напомнил, что по российскому законодательству нельзя смешивать в одной энергокомпании деятельность, которая считается конкурентной, и деятельность, которая считается монопольной. Сейчас считается, что компании по производству электроэнергии и ее сбыт, то есть применительно к РТ «Татэнерго» и «Татэнергосбыт», — это компании, работающие на конкурентном рынке. А вот распределение энергии, то есть Сетевая компания и региональное диспетчерское управление республики (РДУ), — это монополия. Так что в единой структуре работать они не могут. «Генерацию и сбыт теоретически можно объединить», — рассуждал Сулейманов, но, по его личному убеждению, это совершенно нецелесообразно.

Подробности о сбыте электроэнергии в Татарстане и ответы на самые горячие вопросы читателей «БИЗНЕС Online» читайте позднее в полной стенограмме встречи.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (31) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
24.03.2017 17:00

Прекратить называть обворованных погорельцами!! Вроде как пожар случился, несчастный случай и никто не виноват? Есть конкретные люди, которые обокрали остальных, пусть следствие разбирается! Не надо дешевых психологических манипуляций, называйте вещи своими именами!

  • Азат Д
    24.03.2017 16:52


    Когда будут регистрировать двунаправленные электросчётчики, и отданную электроэнергию в сеть, оплачивать? Как на западе, куда наши чиновники ездят на различные конференции и выставки перенимать опыт.


  • Анонимно
    24.03.2017 16:52

    Почему это законодательство не позволяет? Наоборот энергосбыт может заключать отдельные договора на поставку с каждой квартирой минуя Ук, вот только при этом и разборки с неплательщиками так же придётся им брать на себя.

    • Анонимно
      24.03.2017 17:19

      мало того они так и делают. у меня договор с ними и я плачу им, т.к. дом не могут поделить два ук

    • Анонимно
      25.03.2017 07:29

      Полностью с Вами согласен, это делается на основании Постановления 124, в случае если УК или ТСЖ не могут оплатить задолженность более 3 месяцев. Но разве ресурсоснабжающие организации пойдут на это? Да никогда, т.к. сейчас все "стрелки" можно перевести на УК, а потом придется отвечать самим.
      Управляющие организации тоже не меценаты и не могут платить за должников ЖКУ, а у населения реально просто нет денег и это прежде всего связано с той экономической и политической ситуацией в которой мы вместе на сегодняшний день находимся. Один вопрос почему гос.дума не пропускает до настоящего времени Закон о прямых договорах между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений? И в этом случае все управляющие компании, ТСЖ и собственники помещений будут только "ЗА", но это прежде всего не нужно ресурсникам, т.к. на сегодняшний день они, все свои так называемые проблемы ими же самими созданными, могут свалить на УК и ТСЖ!

      • Анонимно
        25.03.2017 16:13

        Не согласен! Энергосбытовая то может и заключит прямые договора, но потом у УК и ТСЖ исчезнет рычаг управления. На сегодняшний день основной рычаг воздействия - это отключение электроэнергии!!!

    • Анонимно
      25.03.2017 09:09

      Согласен. Жилищный кодекс позволяет платить за электричество напрямую в «Татэнергосбыт», и другим ресурсоснабжающим организациям. Нельзя путать прямые расчеты с прямыми договорами. Позиция всем известная, где проще, там энергосбыт, где сложно пусть УК и ТСЖ занимаются. Так поступили с начислением на ОДН с 1 января, спихнули нам.

  • Анонимно
    24.03.2017 17:00

    Прекратить называть обворованных погорельцами!! Вроде как пожар случился, несчастный случай и никто не виноват? Есть конкретные люди, которые обокрали остальных, пусть следствие разбирается! Не надо дешевых психологических манипуляций, называйте вещи своими именами!

  • Анонимно
    24.03.2017 17:11

    Нет, по российскому законодательству получать платежки от сбытовой компании жильцам многоквартирных домов невозможно, объяснил Сулейманов. «Законодательство сегодня не позволяет. - НУ НАДО ЖЕ, А В АЛЬМЕТЬЕВСКЕ НАС ПОЛНАЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ! Все УК, ТСЖ берут с нас за содержание электросетей, хотя между ними и энергосбытом нет наких договоров. А энергосбыт, перераспределяя неплатежи среди добросовестных владельцем квартир многоэтажек, грабит нас напрямую. Хотя Верховный суд обязал устранить это безобразие ещё 2012 году. Но в Альметьевске свои законы, однако

    • Анонимно
      24.03.2017 18:22

      То есть ук и ТСЖ у вас честные и добросовестные, а энергосбытовых плохой?

      • Анонимно
        24.03.2017 19:51

        Отключит вмиг, будешь кроить. Другое дело, что энергосбыт сам устраивает с кого брать, а с кого нет.
        Счетной палаты на него явно не хватает.

  • Анонимно
    24.03.2017 17:17

    В Мск давно уже прямые договора с собственниками квартир и автоматическое считывание показаний счётчиков в домах. , уже лет 15. Когда цивилизация в электросетях доползет до Казани?

  • Анонимно
    24.03.2017 17:29

    Иногда, лучше промолчать...

  • Анонимно
    24.03.2017 17:32

    Энергосьыту ничего жаловаться . Не регулируемые цены для юр. лиц сильно повысили. Тем самым вы компенсировали все ваши потери.

    • Анонимно
      24.03.2017 18:04

      Это не они повысили, юрлица покупают по рыночному тарифу, который в этот момент существует на рынке и меняется ежечасно. Они просто добавляют к нему свою фиксированную надбавку которая, как указано в тексте, может составлять и 0,5 и 1 копейку. Так что несправедливо обвиняете, извиниться не хотите?

      • Анонимно
        25.03.2017 01:49

        0,5 или 1 коп. -это альтернативный сбыт, а у татэнергосбыта 6 копеек. Крупняк уходит в альтернативный сбыт и платят сбытовую надбавку 1 коп., а ИП и мелкие юрлица - 6 коп.
        Как всегда, где справедливость?

  • Анонимно
    24.03.2017 18:28

    Крупные компании привлекаются в аск, не в сбыт

  • Анонимно
    24.03.2017 18:30

    При нынешней власти, "закон" только людей грабить разрешает.
    Как не крути, а крайними люди остаются, с них за все и дерут.

  • Анонимно
    24.03.2017 18:37

    Чем регламентируется сдача э/э в сеть???
    У меня солнечные батареи стоят, хочу излишки сдать в сеть. Только, почему- то не хочет принимать никто.

  • Анонимно
    24.03.2017 19:47

    Интересно сколько у него на круг в месяц выходит, ихние ребята говорили где то больше 5 млн.руб. плюс депутатские 600тыс.руб. им не до нас.

  • Анонимно
    24.03.2017 22:04

    Я вот читаю комменты... Ну не знаешь кухню - не лезь!!!

  • Анонимно
    24.03.2017 22:47

    а почему бы напрямую с производителями электроэнергии не заключить договора, минуя посредников?

    • Анонимно
      25.03.2017 01:54

      Законодательно такая возможность есть, но генерирующие компании не хотят связываться с этим. Это ж надо будет потом долги выбивать копеечные и штат содержать для расчётов с потребителями. Они продают электроэнергию на оптовый рынок, а сбытовые компании покупают на оптовом рынке и продают нам на розничном рынке.

  • Анонимно
    25.03.2017 06:43

    19:47 умные люди считают гроши в своём кармане: на чужой каравай рот не разевай ( древняя пословица)

  • Анонимно
    25.03.2017 07:07

    Сулейманов пусть отправляется к марийцам: он о них больше печется, чем о казанцах.

  • Анонимно
    25.03.2017 09:31

    Мне интересно тарифы для населения у нас 3.43руб., а в Башкортстане 2.74, Оренбурге 2.68, Марийэл 3.38. Скорее у предприятй такая же картина. Если Республика старается быть первым среди равных, тогда постарайтесь держать тарифы хотя бы на 1 копейку ниже, чем у соседей. Тогда Сулейманову и правительству все скажут спасибо. Тоже самое и по всем коммунальным ресурсам, ГСМ.
    Кто акционеры Татэнергосбыта?

  • Анонимно
    25.03.2017 09:31

    Деньги от неплательщиков со счетами в ТФБ, надо у АСВ и Банка России просить , а не у абонентов по второй. Заморозили свою бездеятельность и ляпы, под себя законы отрулили. Теперь можно и еше разок отрубить МЫ ведь государство, что хотим то и творим...

    • Анонимно
      25.03.2017 09:59

      Можно понять ваше возмущение, но платить по долгам надо. Это не банковский вклад, а электроэнергия, которую потребили.

  • Анонимно
    25.03.2017 09:50

    Акционеры энергосбыта наЩальство на местах, например Хайруллин из Альметьевска, наряду с хозяевами заводов, пароходов и недр. Это ж золотое дно, хто попало не прибизится к ним

  • Анонимно
    26.03.2017 21:35

    На Украине уже года 3 разрешено применение двунаправленных счетчиков. А при мощности отдачи до 10 кВт лицензия не нужна.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль