Культура 
22.04.2017

Лев Данилкин: «Любое прикосновение к телу Ленина – объявление гражданской войны»

Автор новой книги о «вожде пролетариата» о том, что роднит его с Гагариным и почему Казань стала третьей столицей благодаря большевикам

В Казани Владимиром Ульяновым была пройдена точка невозврата, которая сделала из него Ленина, считает автор нового ленинского жизнеописания Лев Данилкин. В канун 147-й годовщины со дня рождения «вождя пролетариата» Данилкин рассказал в интервью «БИЗНЕС Online», мог ли герой его книги стать чиновником или ученым, почему на казанских мечетях писали «За советскую власть, за шариат», а также подходит ли основателю СССР роль религиозного реформатора.

Лев Данилкин Лев Данилкин: «Историки свое дело сделали, а общество так и не смогло договориться о Ленине, он по-прежнему вызывает раздражение, в основном тем, что людям не дают на чем-то остановиться» Фото: скриншот

«ЛЕНИН ВЫЗЫВАЕТ БЕШЕНСТВО И НЕАДЕКВАТНЫЕ ИДЕИ ВРОДЕ: «СЕЙЧАС МЫ ЕГО ПЕРЕЗАХОРОНИМ, И ВСЕ ВСТАНЕТ НА СВОИ МЕСТА»

— Лев Александрович, вы специально приурочили выход биографической книги о Ленине к столетию революции 1917 года или так получилось случайно?

— Нет, я начал писать книгу в 2012 году и должен был закончить в 2013-м. Если бы не было естественного дедлайна — 100-летия революции, — я бы до сих пор продолжал писать. Даже сейчас, когда вышла книжка, я сижу и пишу продолжение в голове, потому что знаю, что ее можно бесконечно улучшать. Книга должна была быть в пять раз короче, но задним числом я понимаю, что вообще не осознавал ни масштаба Ленина, ни сложности «истории о Ленине». То, как выглядит сейчас эта книга, так же странно для меня, как если бы я вдруг встретил на улице самого Ленина живьем.

— Что вам пригодилось при написании книги из советской и постсоветской ленинианы? Какие авторы, писавшие о Ленине, вам интересны и близки?

— Невозможно изучить все. Если вы смотрели фильм «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», то помните, что он заканчивается тем, что камера отходит от этого уникального артефакта и становится видно, что до горизонта стоят ящики с такими же святынями, бесконечное количество. Так же примерно выглядит количество хороших книг про Ленина. Его изучали лучшие историки, они сделали множество черновой и затем беловой работы. Знаю, что ничья биография в мире не была исследована столь подробным образом. Существовал специальный институт, который занимался изучением каждого дня жизни Ленина, специально обученные люди получали зарплату за то, что годами изучали — нехалтурно. Ленина доверяли лучшим — какой-нибудь месяц из его жизни.

В смысле материала главная проблема человека, который пишет книжку про Ленина, не отсутствие или нехватка материала, а его избыток. Парадокс в том, что историки свое дело сделали, а общество так и не смогло договориться о Ленине, он по-прежнему вызывает раздражение, в основном тем, что людям не дают на чем-то остановиться: все время возникают новые «толкования», картина мира рушится, и так по много раз. В результате Ленин вызывает бешенство — и неадекватные идеи, вроде «сейчас мы его перезахороним, и все встанет на свои места». И это означает, что нужна была все же еще одна, сегодняшняя, книга о Ленине, где будет придуман какой-то свой угол входа в этот океан. Собственно, придумать эту манеру рассказа — главная задача, я ее искал, пробовал, нащупывал пять лет.

— Но все же по поводу авторов: кто оказался вам более близок из тех, кого прочитали?

— Есть разные типы авторов. Есть настоящие архивные историки. Это черная неблагодарная работа — исследовать документы о голоде 1921 года, что это было такое на самом деле: нарочно спровоцированный большевистским правительством голод, последствия военного коммунизма или очередной кризис в череде голодов, которые были в Российской империи на протяжении столетий регулярно. Люди, которые исследуют такие вещи, изучают статистику, переписи, жалобы, уголовные дела. Кстати, Ленин тоже был статистиком, он сидел, считал, выписывал циферки. Это одна категория. Есть блестящие историки, например, покойный Сергей Павлюченков — гениальный русский историк.

Есть еще такой жанр, как лениниана — художественные произведения о Ленине. Странным образом я сам в большей степени сформирован этим типом литературы, потому что в детстве, как у всех людей моего возраста, моими первыми книжками были произведения Зощенко, Бонч-Бруевича — те, где Ленин, как на октябрятской звездочке, я до сих пор могу по памяти несколько таких житийных сюжетов воспроизвести. Не то чтобы я испытываю ностальгию по этим рассказам и песням о Ленине, которые нас заставляли петь в детском саду, но это такой естественный бэкграунд, от которого я не могу избавиться — и не хочу. Это тоже часть отношений автора и героя, это история, которая началась не пять, а сорок лет назад — и она продолжает разворачиваться.

. «Книга должна была быть в пять раз короче, но задним числом я понимаю, что вообще не осознавал ни масштаба Ленина, ни сложности «истории о Ленине» Фото: Игорь Ким

«АПРЕЛЬ — УДИВИТЕЛЬНО ВЕЗУЧИЙ ДЛЯ РОССИИ МЕСЯЦ»

— А почему выбрали фигуру Ленина?

— Недавно я был на радио в связи с Днем космонавтики, разговаривали о Гагарине. Ведущая — интеллигентная женщина, давно ее знаю, говорит: «Сегодня великий день — 12 апреля». Я согласился, но сказал, что на этой неделе есть еще одна не менее значимая дата — столетие прибытия Ленина на Финляндский вокзал. И тут она, умная, компетентная, профессиональная ведущая, говорит: «А! Дедушка Ленин... немецкие деньги привез», — и сделала такой вид, что ее сейчас стошнит.

Поразительно, но эта бурда, мура, ахинея о Ленине, которая даже в 1917 году не прошла, при том что все газеты в июле 1917 года писали, что Ленин — немецкий шпион... Но уже через три месяца большевики завоевали большинство в советах, и никто этой клевете так и не поверил. Странным образом перестроечные яды, которые вновь были активированы через 70 лет после события, гораздо глубже проникли в общество, было воспитано на этом целое поколение. Большинство людей и вправду думают, что Ленин — немецкий шпион, что Ленин выполнял задание кайзера. Но историки давно договорились, что история про немецкие деньги — выдумка английского или французского посольства, которые фабриковали документы, причем неудачно, да так, что им не верили даже в 1917 году.

— Я хотела задать вам этот вопрос в конце интервью, но спрошу сейчас. Я наблюдаю в последнее время, что возрождается интерес к Сталину: продают сувениры с его изображением, портреты, футболки. А про Ленина как будто молчат. Почему?

— Я думаю, это связано с тем, что Сталина проще представить в рамках оценочных категорий — условно «хороший» или «плохой». Людям проще его понять, объяснить психологически — пусть даже неправильно, наивно — его действия паранойей, болезненной жаждой власти, завистью, еще чем-то. С Лениным не то — люди вообще не понимают ничего: ни мотивировок, ни логики, ни надежности источников, из которых узнают информацию. Советская пропаганда вроде как дискредитирована, не будешь же верить тому, что в «Правде» написано. Перестроечная — про то, что Ленин гриб, красный палач или шпион — только запутывает все. Историки, которые вроде как объективные, но они говорят, что все дело в нюансах — тоже от них голова болит: как так, сделал вроде революцию, но при этом о Февральской революции из газет узнал, то есть как бы вообще ни при чем был. Устанавливал диктатуру пролетариата — и он же ввел нэп, «учитесь торговать». В результате обычный человек, когда слышит про Ленина, заматывает себе голову мокрым полотенцем и стонет — нет, только не это, уберите его, не хочу слышать, видеть, вспоминать. В общем, это поразительно, что та историческая фигура, с которой России повезло в невероятной степени, остается в таком странном статусе шпиона.

— Но тогда почему сейчас есть ностальгия по Сталину и нет ностальгии по Ленину?

— Потому что по Сталину людям легче договориться, приклеить понятный ярлык: «чудовище» или «эффективный менеджер». Ни то, ни другое не очень объясняет ни «Большой террор», ни то, как и зачем была реализована индустриализация, но со Сталиным проще связать тот образ Советского Союза, «небесного СССР», который может вызывать понятную ностальгию. При этом надо понимать, что Сталин был учеником Ленина. Ленин, который был, во-первых, философ, во-вторых ситуативный политик, и поэтому у него в собрании сочинений можно набрать любых цитат, которые подтверждают любое о нем представление. Если вам нужно создать образ Ленина-чудовища, найдете достаточное количество цитат, условно говоря: «расстрелять всех попов» или «перевешать всех детей» — не буквально, но на таком уровне. А если вам надо доказать наоборот, то будут цитаты про «отдать все детям» и «не сметь оскорблять чувства верующих». Чтобы писать о Ленине, надо писать о ситуациях, в которых он принимал свои странные решения. Поэтому моя книга получилась длинной — о Ленине коротко получится бубновый туз на спину. Его действия надо объяснять через ту методологию, которую он держал в голове, и показывая контекст — исторические ситуации, в которых Ленин оказывался.

— Ленин, можно сказать, дважды родился в апреле. Сначала в Симбирске в апреле 1870 году, а потом в апреле 1917-го, когда «апрельские тезисы» привели Ленина к власти и сделали эмигранта-журналиста главой Советской России. Почему именно апрель стал роковым месяцем в судьбе Ленина? И много ли вообще рокового в его жизни?

— Думаю, Ленин бы отмел эти совпадения как несущественную чушь. Но апрель, да. — удивительно везучий для России месяц. Гагарин полетел в космос в апреле. И все эти события удивительным образом и в 1917-м, и в 1961 наложились — ну почти — на Пасхе. Может, благодаря тому, что это были пасхальные выходные, прибытие Ленина вызвало такой ажиотаж, тоже рационально не очень объяснимый. Даже Плеханова, гораздо более известного, так не встречали. А на Ленина пришла толпа, как на Гагарина. Видимо, совпадение, указание на возможность религиозной связи как-то срабатывает в коллективном сознании.

Ленин ведь только в перестроечной публицистике абсолютный антагонист религии, но на самом деле существовали гораздо более тонкие, сложные отношения, которые самого Ленина озадачивали. Любопытно, что Ленин в последние годы его жизни, когда он был болен, и в первые после смерти воспринимался в народном сознании как эрзац-мессия — человек, который явился, чтобы освободить мир от капиталистического ада, от ада войны. Это связано с марксистской классической метафорой — пролетариат как мессия, спаситель от капиталистического апокалипсиса. Ленин невольно, конечно, стал персонифицированным воплощением пролетариата в этой роли. В романах Владимира Шарова это хорошо показано. И хотя это самого Ленина раздражало, крестьяне его воспринимали как аналог фигуры Христа, спасителя, субъекта второго пришествия.

— То есть как мессию?

— Да, в малообразованной крестьянской среде воспринимали именно так. Как раз с 1922 года Ленин разворачивается к крестьянству, а это 90 процентов России. И они увидели и оценили этот разворот в их сторону, не простив, конечно, голод 1921-го, но увидев, что Ленин пытался им помочь изо всех сил. Есть много свидетельств, артефактов о том, что Ленин воспринимался ими как фигура отца.

. «Хотя это самого Ленина раздражало, крестьяне его воспринимали как аналог фигуры Христа, спасителя, субъекта второго пришествия»

«Я НЕ УВЕРЕН, ЧТО ОРДА И РУСЬ — ЭТО НЕЧТО СОВСЕМ РАЗНОЕ»

— Почему, на ваш взгляд, именно из Поволжья — Симбирск, Казань — вышло так много персонажей революционной драмы 1917 года: Ленин, Керенский, Протопопов?

— Как верно заметил Лев Каменев, один из видных большевиков, Ленин родился на стыке Европы и Азии — это как бы сейсмический разлом, который порождал в период исторических потрясений, выплескивал человеческую магму — это метафорическое объяснение. Важно, что (я пишу об этом в книге) Ленину повезло с этим местом, Симбирск был укромным карманом истории, там не было железной дороги на тот момент, когда Ленин был в Симбирске в 1870 - 80-х, железная дорога была только в Сызрани, но в Симбирске можно было получить хорошее образование, с которым дальше вы прекрасно себя чувствовали в любом университетском городе. Гимназия благодаря Керенскому-отцу была хорошего столичного уровня, и Ленину там было, с одной стороны, нескучно, с другой — он не успел там перегореть, в таком будто полусне провел детство, как Будда Гаутама. Это была среда, позволяющая сформировать гармоничный дух.

— Поговорим о происхождении Ленина. И вы пишете, и говорят, что у него и калмыцкие крови, и еврейские, и немецкие — чего только не было намешано. Можно ли сказать, что смешение кровей — это порождение Орды, которая существовала на землях Поволжья? Тем более СССР называли Красной Ордой...

— А что такое Орда? Мое представление об истории сформировано не только традиционными учебниками истории, но и другими книжками. Правда ли, что Орда и Русь — это нечто совсем разное? Я не вполне уверен. Что касается национальности Ленина, то тут мы вступаем в область какой-то шарлатанской — в смысле ненаучной — антропологии: а правда ли, что смешение калмыцкой, еврейской и шведской крови должно дать что-то не то, нечто взрывоопасное? Черт его знает. Научность подразумевает повторение переменных. Если бы у нас были данные по этим странным смешениям поколений и всегда происходило бы одно и то же, тогда мы могли бы судить об этом с какой-то достоверностью. А так мы лишь демонизируем и романтизируем качества тех или иных народов и на этом основании выстраиваем суждения.

— Вы даже в книге пишете, что из всех своих братьев и сестер Ленин был симпатичнее всех.

— У него была еще сестра очень красивая, которая умерла в 16 лет, Ольга. Судя по фотографиям, его старший брат Александр был такой мальчик, как в советских «Ералашах» — вихрастый, симпатичный, вызывающий приязнь, в отличие от Ленина, который у очень многих вызывал физическое отторжение. Он не очень хорошо умел поддерживать отношения с людьми, которые ему чем-то не нравились, Ленин влезал в споры, грубо спорил, неприятно, некорректно. Это раздражало, его еще в 1901-м Бауман называл «дрянным товарищем», по-немецки это еще грубее в оригинале.

— А как вы относитесь к мифу о советском «еврейском счастье»: еврейском Совнаркоме и прочих органах власти, которые были сформированы при Ленине? Случайно ли еврейство в Российской империи сыграло такую заметную роль в революции 1917 года?

— Надо исходить из того, что представляла собой ранняя РСДРП. Это одна из оппозиционных партий, которая среди прочих целей ставила свержение самодержавия. Таких партий было с десяток, из них большинство составляли партии национальных меньшинств, например еврейская партия «Бунд», армянская, латышская партии, финны, поляки — нетитульные нации, которые неуютно себя чувствовали в Российской империи. В отличие от СССР, где формально поддерживалось равноправие, жители окраин не могли пользоваться теми же привилегиями, в том числе евреи. И без того это была взрывоопасная ситуация, когда на протяжении многих лет окраинных жителей маргинализировали. Злость накапливалась, накапливалась, а к 1917 году нашла выход — молодежь хлынула в столицы. Она была настроена революционно объективно, а не потому, что они ненавидели все русское и были от рождения запрограммированы на генерирование хаоса. Просто по объективным причинам то, что происходило в Российской империи, им не могло нравиться — как и полякам, финнам, грузинам. Поэтому в революции они должны были оказаться на стороне революционеров — они и оказались.

Хотя интересно, почему так много именно евреев, а не чувашей или татар или армян. Если вы хотите посчитать количество еврейских фамилий в раннебольшевистских администрациях, то перед вами откроются широкие возможности. Думаю, это тоже имеет объективные объяснения — книжные традиции, им легче было воспринять марксизм, и они в этом смысле были лучше подготовлены к революции, чем другие народы. Но демонизировать какие-то нации как заведомо склонные к хаосу — это шарлатанство, конечно. Евреи, если уж на то пошло, уже тогда за свои книжные пристрастия вынуждены были платить жизнями — что творилось на Украине в 1919 году — это ад вполне сопоставимый с 1941 - 1943 годами. Это далеко не радужная история.

— Отчего-то часто Ленину припоминают именно его еврейские корни, хотя в нем смешались крови многих народов.

— Видимо, Ленин не знал о своем происхождении, тем более на тот момент важными были конфессиональные принадлежности. Ленин знал своего деда в качестве православного. Особенно в Поволжье это перекрещивание религии с национальностью подразумевало получение всех привилегий. Поэтому проблема, связанная с этническим происхождением, не была до такой степени тематизирована, как это случилось в ХХ веке с возникновением фашистских теорий. Громили тогда уж не евреев, а иудеев, потому что это были люди, которые подчеркивали свою конфессиональную инаковость внешним видом, языком и т. д. Поскольку дед Ленина был православным, то не было существенного антагонизма. У Ленина было бесконечное число двоюродных братьев и сестер, которые были такими же внуками того же деда, и никто из них особо не испытывал проблем в связи с этим. Поэтому происхождение Ленина — интересная тема для историка, но не для самоидентификации Ленина.

Семья Ульяновых. Слева направо: стоят – Ольга, Александр, Анна; сидят – Мария Александровна с младшей дочерью Марией, Дмитрий, Илья Николаевич, Владимир. Симбирск. 1879 год Семья Ульяновых. Слева направо стоят Ольга, Александр, Анна; сидят Мария Александровна с младшей дочерью Марией, Дмитрий, Илья Николаевич, Владимир. Симбирск. 1879 год

«КАЗАНЬ НЕ ВСЕГДА БЫЛА СТОЛИЦЕЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НЕПРОТИВЛЕНИЯ ЗЛУ НАСИЛИЕМ»

— Поговорим про казнь старшего брата Ленина. Как это событие повлияло на дальнейшие его действия? Было ли это «местью за Сашу»?

— Я не думаю, что это событие объясняет характер, склонность к тем или иным философским представлениям о жизни, стратегиям. Куда важнее оказывается момент казанской «сходки». Казань особенно важна, потому что там Ленин сделал осознанный выбор. В принципе, у него были хорошие перспективы в качестве госчиновника, если бы государство сумело его, условно говоря, приручить. Тогда бы из Ленина получился бы не Ленин, а Столыпин например, который бы, может, не стал жаловаться на то, что ему не хватает 20 лет спокойствия, а сделал все что нужно.

Отношения между братьями, по-видимому, не были в последние годы жизни старшего брата совсем уж близкими. Ленин просто не знал о его занятиях и воспринимал брата как чудака. Помните, в «Дживсе и Вустере» был персонаж, который возился с тритонами? Видимо, Ленин воспринимал брата как такого чудака, который возится с кольчатыми червями. И когда вдруг выяснилось, что брат — революционер, царя едва не убил, похоже, для Ленина это было невероятным шоком, потрясением от неожиданности известия, и это задало какую-то ролевую модель. С другой стороны, похоже, они были разные, возможно, и по психотипу, и по склонности того, что влияет на принятие решений. Один был больше моралист, другой больше политик — хотя это, конечно, домыслы, мало данных судить. Но между ними мог бы возникнуть момент, когда бы они оказались по разные стороны баррикад, условно говоря, один оказался бы большевиком, а другой — меньшевиком. Они были разные по психотипу.

— Но разве на Ленина эти события не наложили отпечаток, когда он понял, что раз брат — революционер, то ему придется продолжать это дело?

— Я не думаю, что это воспринималось как моральное долженствование, Ленин был свободным человеком и мог выбирать себе карьеру по интересам. Даже после Казани, если бы он прогнулся посильнее и задействовал все механизмы, может, он не попал бы на госслужбу, но сделал бы хорошую юридическую карьеру, тем более для этого были все предпосылки. Но это проблема еще и государства, которое не сумело заинтересовать, вовлечь, предложить поле для деятельности. Это тоже свидетельствует о слабости: когда появляется человек с таким уровнем, такими возможностями, государство не знает, как его организовать. Сталинское государство, когда появлялся человек типа Гагарина, его вычисляло и сажало в ракету. А вот царская Россия не вычислила Ульянова.

— Вы пишете в книге: «Казанская сходка, а не казнь брата — точка невозврата ульяновской карьеры. У Ульянова был выбор, абсолютно свободный, — и он его выбрал». Мог ли Ленин в принципе сделать иной выбор?

— Да, я не думаю, что его жизнь была предопределена, что он родился для того, чтобы сделать Октябрьскую революцию. Мне кажется, если бы он родился в месте, где революционная ситуация отсутствовала и предпосылок для тотального изменения мира не было, он был бы, видимо, ученым или философом. Юристом нет, наверное, не увлекало его крючкотворство, закон для него было интереснее переписывать, чем следить за соблюдением. Хотя это лишь гадание на кофейной гуще.

— Да, я знаю, что у истории нет сослагательного наклонения.

— Мне кажется, не надо представлять Ленина как человека, который выскочил как черт из табакерки, это было существо, сформированное объективными обстоятельствами.

— То есть он продукт своей эпохи?

— Да, продукт эпохи и запроса эпохи. России объективно суждено было преобразиться в свою противоположность, Ленин, собственно, показал это. То, что произошло, не случайность, не заговор, не результат неких совпадений. Иначе получается, мы говорим о некой таинственной личности, которая по своим законам возникла и прожила свою жизнь. Это все ведет к объяснениям через инопланетян и к вопросу, спал ли Ленин с Арманд. Это все чушь для телевизора, нечего обсуждать это.

— Поговорим еще о казанской «сходке». Почему, когда другие студенты пытались обеспечить себе алиби, он этого не делал?

— По разным причинам. Может, потому что он произнес короткую речь и был заведомо засвечен. Может, потому что его воспринимали как младшего брата, и на нем было некое моральное обязательство соответствовать образу порядочного младшего брата. Для него не было проблемой солгать на допросе. Он был адвокатом, и протоколы его допросов с того времени, когда он на год попал в тюрьму, говорят о том, что он умел защищать себя, умел лгать, утаивать сведения, умел воевать за себя. Если бы Ленин хотел, у него хватило бы ума это сделать, но, видимо, были какие-то причины этого не делать. Может, повлияла студенческая среда, где существуют представления о чести, которые для взрослых людей уже не так существенны. А ведь это были вчерашние школьники.

— Он же был самым младшим участником «сходки».

— Да, был самым младшим. У этих вчерашних школьников гипертрофированные представления о чести, поэтому предполагалось, что бесчестно отпираться, подставлять других.

— И еще: каково влияние самой Казани на молодого Ленина? Вы пишете, что «в городе живет дух насилия и агрессии, несмотря на видимое витринное благополучие». Может, сам город тоже как-то повлиял на Ленина?

— «Возможно, живет», — так у меня написано. У всякого места есть своя аура историческая, шлейф событийный. По моим представлениям об истории, именно с Казани и Ярославля началась Гражданская война. Плюс Казань — место соприкосновения христианства и ислама, стык Европы и Азии, и там не всегда была столица толерантности и непротивления злу насилием. Симбирск был гораздо спокойнее Казани, с насилием воочию Ленин столкнулся в Казани, там ему была сделана первая прививка от этого насилия.

— А вот если бы мать не увезла Ленина из Казани, постигла бы его судьба Николая Федосеева, о котором вы тоже рассказываете? Или, может быть, он успокоился и работал бы юристом?

— Я думаю, его бы вычислили. Но Федосеев, видимо, тоже был другой по психотипу фигурой, его быстрее сломали. Ленин — более жесткий, увертливый и способный к самоиронии, к «счихиванию» пафоса ненужного. Мне кажется, Ленин стал бы Лениным в тех исторических обстоятельствах вне зависимости от того, увезла его мать или не увезла. Они купили землю в Алакаевке, мать думала, что сын станет помещиком, она сделала все, чтобы заинтересовать его и перевести на другие рельсы, не связанные с деятельностью, похожей на деятельность старшего сына. Тем не менее Ленин умудрился как-то соскочить с этой судьбы и вместо того чтобы заниматься отношениями с крестьянами, все равно сидел и читал книжки по экономике о том, как все устроено. Видимо, это был интерес, с которого его было сложно сбить.

Сейчас есть такие экономические журналисты, которым интересно, как все устроено, странную статистику собирают и из этого делают неочевидные выводы. По нынешним временам это называется «фрикономикой» — подмечание странных, неочевидных связей между предметами и явлений. Вот Ленин был типичным фрикономистом. Он считал какое-нибудь количество баранов в хозяйстве в каком-нибудь Вербицком уезде и из этого приходил к выводу, что «народ» разный, что крестьяне — это группы разных людей с разными уже теперь экономическими интересами, что среди них есть свои капиталисты и свои пролетарии и что раз так, то пролетарская революция будет поддержана в какой-то момент крестьянами, сельскими пролетариями.

. «Куда важнее оказывается момент казанской «сходки». Казань особенно важна, потому что там Ленин сделал осознанный выбор»

«С ИНЕССОЙ АРМАНД ЛЕНИНУ БЫЛО ЧТО ОБСУДИТЬ, ПОМИМО ДЛИНЫ ЕЕ ЮБКИ»

— Книгу вы заканчиваете тем, что самый интересный персонаж — Надежда Крупская. Она сыграла свою роль в судьбе Ленина. Они познакомились в 1894 году. Чем она его привлекла? Вы упоминаете слухи, что Ленин в тот момент увлекался то той, то другой, но поскольку одна вышла замуж, он познакомился с Крупской.

— Человеку было 24 года, конечно, мы все в этом возрасте увлекаемся.

— Многие говорят, что она была некрасива.

— Представления о красоте разные, они формируются не только представлениями о пропорциональности, но и поп-культурой, например. На мой вкус, Крупская была очень красивая. Кроме того, она была очень умная. Существует предназначенность людей друг для друга. Может, внешне люди не очень пропорциональны, но тем не менее друг друга привлекают. Мне кажется, они были идеальной парой. Дмитрий Быков говорит, что это была какая-то несчастная семья, что история семьи Ленина — история про распад семьи. Мне кажется, это вообще не так. Они жили свой счастливой жизнью вплоть до того момента в 1923 году, когда она рисовала ему собачек и писала «гав-гав», а он пытался это прочесть. Когда после инсульта заново учился говорить. Трогательная история. Она делала это не потому, что Ленин был ее начальником, а потому что Ленин был мужем, с которым она жила четверть века.

Крупская была человеком, с которым Ленину было интересно общаться на любые темы. К тому же она была писательницей. У меня долго валялась книга с ее мемуарами, изданная в советском стиле, неприглядная, отталкивающая. Но когда начинаешь ее читать, то понимаешь, что никто с такой иронией не писал о Ленине. У них были удивительно тонкие, пронизанные своей химией отношения. Ее раздражало, например, когда ранние биографы Ленина описывали ее только как соратницу, которая приехала в Шушенское. Она говорила, что они были молодые, поэтому интересы были не только рабочего характера. Так что даже будучи старухой, она не стеснялась воспоминаний о чувствах. Сохранились воспоминания племянника Ленина об апрельском вечере после приезда Ленина на Финляндский вокзал. Он и Крупская поехали жить к сестре Анне Ильиничне. Племянник, описывая следующий вечер после приезда, вспоминает, как Ленин рассказывал анекдоты о том, как они ехали через Германию, все хохотали, а потом Надежда Константиновна подарила ему альбом со своими рисунками. Это была не просто нормальная, но именно счастливая семья.

— Если она обладала недюжинными способностями, талантом, умом, то почему она соглашалась оставаться в тени своего мужа? Разве не было никаких амбиций?

— Есть разные люди. Деятелями женского движения были Александра Михайловна Коллонтай, Инесса Федоровна Арманд, Надежда Константиновна Крупская — все они были разные по психотипу женщины. Коллонтай нравилась публичная жизнь — выступать на митингах, быть валькирией революции. А Надежде Константиновне к тому времени уже было 47 - 48 лет, она была склонной к тайной жизни женщиной. Ей нравилось ходить по улицам неузнанной и слушать, что говорят о Ленине — не чтобы настучать мужу на кого-то, а просто сохранять связь с людьми. Даже самые курьезные вещи она воспринимала не со злобой, а с иронией, умела хохотать. Она преподавала шифровальное искусство в подпольных школах. Над ее манерой одеваться смеялись, в 1923 - 1924 годах она одевалась чудовищно, все отдавала, тогда очень плохо было с одеждой — и она постоянно раздаривала всем все, что могла. Я не к тому, что она была мать Тереза, это вряд ли, но она была честная и хорошая, почему бы не сказать об этом, почему нужно только вспоминать о том, что она Чуковского не любила и выглядела как карга старая. Какая разница. Она была — наверняка — одна из лучших людей в мире тогда.

— Я еще читала, что она готовить не умела, готовила только яичницу из четырех яиц.

— Есть и другие сведения: например, в Париж приехал Иосиф Дубровинский, товарищ по партии их, и она устроила нечто вроде пансиона и даже брала деньги за обеды, чтобы не ставить никого в ложное положение. Никто не жаловался на ее меню. Нельзя сказать, что Крупская ничего не умела, смотрела с ужасом на Арманд и брала Ленина исключительно способностью быстро записывать его мысли. Если уж на то пошло, если сравнивать Ленина и Крупскую как литераторов, то мне кажется, что Крупскую сейчас неподготовленному человеку интереснее читать. Чтобы читать Ленина, нужно понимать много нюансов. А Крупская — замечательное чтение, очень остроумная женщина

— Вы уже не раз упомянули Инессу Федоровну Арманд. Подтверждаете ли вы, что между ними был роман или же это лишь миф антиленинианы?

— Мы с вами, не зная этих людей, можем только судить по тем документам и по людям, которые видели, как они перемигнулись, и вспоминали 30 лет спустя, как в парижском кафе он «пожирал ее глазами». Арманд хранила письма Ленина. Если их вместе издать, то получится хороший том. Это были письма дружеского характера, в которых они обсуждали что угодно. Например, поездку на копенгагенский социалистический конгресс, стратегию и тактику РСДРП, этому посвящено примерно 80 процентов этих писем. Есть небольшая часть писем — например, когда Арманд пишет брошюру о свободной любви, а Ленин дает ей компетентные советы, что писать, а что не писать по этому поводу, или рассказывает ей о выражении чувств, которые испытывают близкие ему женщины. Это не какие-то откровения «ВКонтакте» и не какие-то смски флиртового характера и не e-mail, как в «Бриджет Джонс»: «Почему ты сегодня в такой короткой юбке?» Это вообще не то. В нынешних терминах его письма не являются никаким флиртом, это дружеские письма по работе и иногда там слышится что-то вроде нежности — так, что понятно, что он очень ценил ее как близкого друга. Но есть два — или даже одно — неотправленных письма Арманд, и это были действительно романтические письма, которые могли писать друг другу только герои XIX века. Хотя это тоже не какие-то «эротические смс», вообще не то. Это нежное письмо женщины, которая любит мужчину, — на четкой дистанции. Ну бывает такое в жизни, да. Можно ли на материале двух неотправленных писем выстроить представление о бурном романе? По-моему, этого недостаточно.

Гораздо интереснее совпадение траекторий, потому что на протяжении многих лет Арманд жила рядом с Ульяновыми. Но по этому же принципу можно выстроить версию о том, что у Ленина были отношения и с другими членами его секретариата, ЦК партии и так далее. Все-таки Ленин был главой партии, у него был секретариат, он мог общаться с организационной структурой. Если Зиновьев и Каменев обеспечивали функционирование партийной газеты, то Арманд отвечала за отношения РСДРП с другими европейскими социалистическими партиями. Она занималась переводами и представительскими функциями на конгрессах. Им было что обсудить, помимо длины ее юбки.

И уж совсем противоречит версии об этом бесконечном адюльтере присутствие Надежды Константиновны, она не похожа на человека, который готов был это терпеть, она могла вышвырнуть кого угодно. Очень много фактов, которые свидетельствуют не то что в пользу отсутствия романа, а о том, что он протекал не так, как его представляют сегодняшние люди, это другой тип отношений. В эпоху мобильных телефонов по-другому все как-то воспринимается. Вполне могу себе представить, что, начитавшись Чернышевского, историй про разумный эгоизм, люди были в состоянии годами жить и наслаждаться платонической любовью.

. «Они жили свой счастливой жизнью вплоть до того момента в 1923 году, когда она рисовала ему собачек и писала «гав-гав», а он пытался это прочесть, когда после инсульта заново учился говорить. Трогательная история»

«НА КАЗАНСКИХ МЕЧЕТЯХ МОЖНО БЫЛО ВИДЕТЬ СТРАННЫЕ НАДПИСИ...»

— Если говорить про человеческое лицо Ленина, можно сказать, что оно «напудрено» советской ленинианой. Каким все-таки он был в жизни, если снять слой советского грима? Его же традиционно представляют либо деспотом, либо слишком идеальным человеком.

— Существенное качество Ленина — его смешливость. Он все время разговаривал шутками, он все время хохотал. 90 процентов воспоминаний о нем либо фокусируются на этом, либо упоминают моменты его смеха, хохота. По-видимому, это был важный для него момент жизни. Его могли смешить разные вещи: и глупость, и нелепые ситуации, и неуклюжесть, особенно интеллектуальная. Мне кажется, это одно из очень существенных психологических качеств Ленина как человека, а не как бетонного истукана, каким его показывают. Лучше бы его показывали смеющимся, но в камне это, наверное, сложно передать. Монументальная пропаганда не вполне соответствует подлинному образу Ленина. А еще он был неприятным в общении с другими человеком.

— И калошами кидался.

— Да, в детстве. У него была манера, которую описывают его знакомые люди. Представьте, если бы я повторял вашу последнюю фразу: «Только дураки и идиоты могут говорить, что...» Их это раздражало, их тошнило от такой манеры. Люди, которые знакомы друг и другом, теоретически должны испытывать какое-то уважение к собеседнику. Но Ленин часто этим пренебрегал, ему казалось, что это нечестно и он может с людьми, которых он полагает интеллектуальными партерами своими, разговаривать грубо, перескакивать через барьеры, что обычно в буржуазной жизни не принято. Это важно, поскольку по происхождению Ленин был буржуа и по облику. Поэтому знакомых Ленина эта тема волновала — вести себя не так, как буржуа. Отсюда, наверное, другие представления о сексе и даже личном общении — то, что для буржуа табу, привычка, что надо всем улыбаться и снимать шляпы. А эти новые люди — революционеры и марксисты — могут позволить себе другую этику поведения и бытовую мораль. При этом, когда Ленину нужно было соблюдать социальный камуфляж, он мог выглядеть совершенно обычным человеком — месяцами шифроваться, представляться каким-нибудь доктором юридических наук. Он прекрасно поддерживал образ добропорядочного буржуазного интеллигента. Если он хотел выдавать себя за такое существо, ему это прекрасно удавалось.

— Но характер у него все-таки был скверный?

— Думаю, да, очень скверный.

— А вот если бы вы вдруг встретились с Лениным, вы бы с ним сдружились?

— Думаю, нет. Если бы я был его ровесником, то, думаю, я бы его ненавидел лютой ненавистью. А если бы я увидел его уже в момент болезни... На самом деле меня удивляет, как показан Ленин в фильме «Телец», это разглядывание его как инвалида. Все равно как показали бы Стивена Хокинга уродом, который сидит в инвалидном кресле, а еще в космос пытается полететь! Но мы же не делаем это, для нас это невозможно. Тогда как с Лениным — считается нормальным демонстрировать его ужасную болезнь, когда он стал инвалидом, считается хорошим тоном — показать: идиот, наконец проявил свое истинное лицо, давайте покажем его крупным планом. В таком состоянии к Ленину я бы испытывал самые теплые чувства.

— В одном интервью вы упоминаете, что у вас с Лениным сложились «фантомные, но все же отношения». Какие это отношения? Стал ли он для вас другом, своим в доску парнем, хорошим знакомым или кумиром?

— Когда я начинал писать книгу, то это был интерес зоолога к странному существу, я не испытывал к нему никаких специальных чувств. Я знал, что это существо, подобно китам с передними лапами в Сахаре, я видел однажды эти скелеты — это промежуточная стадия между млекопитающими, которые вышли на сушу и которые остались. Так и Ленин — странное существо, которое занимает в эволюционном развитии важную, ключевую должность и роль, вызывающую скорее научный интерес.

Но все те годы я каждый день думал и пытался как бы влезть к нему в душу. В этом смысле сложно предположить, как он отреагирует на то или иное событие. Как марксист должен отреагировать на войну? За мир и за прекращение войны. А на самом деле — это Ленин додумался, — что если вы просто за мир, то вы буржуа, становитесь на точку зрения буржуа, которые и развязали эту войну, так что вы должны желать не просто мира, а поражения своему правительству. Такая нетривиальная мысль, которая в его логике понятна и объяснима.

Конечно, меня сейчас тошнит от той фамильярности, с которой люди относятся к Ленину, называют его Ильичом. Какой он вам Ильич? Он вам не Ильич. Ильичом его называли товарищи в тех обстоятельствах. При всей сложности, склочности и абсолютном несоответствии его психотипа и характера моему — конечно, как художник, который может влюбиться в модель, которую он рисует, — в эти годы я испытываю к нему самые теплые чувства. Но это вещь, которую необязательно произносить, она выражается в книге без слов.

— Когда вы писали книгу, вы основывались только на фактах или подключали еще свое воображение?

— Это не моя история — псевдореконструкции, представлять, что у него там было в голове: он проснулся рано утром и подумал, что... Это бред и неинтересно. Если я пишу, что он что-то увидел, то я знаю, что там в этот момент была такая погода, здание стояло на таком-то месте, а сейчас его перенесли на другое. Психологические конструкции — это худшее, что бывает в биографии.

— Вернемся назад. Ленину приходилось решать национальный вопрос. Вы пишете, что до 1917 года программа РСДРП предполагала, что после революции Россия станет унитарным государством, а народам, которые захотят остаться с русскими, будет предоставлена широкая автономия. При этом Ленин понимал, что перспективы революции и успехи мировой экспансии будут зависеть от того, смогут ли большевики проводить «умную и чуткую к запросам меньшинств политику»: завоевать их расположение и дать им реализовать фантомную мечту о суверенитете и собственной государственности. Удалось ли Ленину решить национальный вопрос? Правильно ли он его решил, в частности с Казанью?

— Да, по-моему, достаточно изящное было решение. Национальный вопрос — самая сложная вещь во всем государственном строительстве. Именно тогда он возник особенно остро. Было понятно, что война окончится тем, что империя либо Российская, либо Германская, либо Автро-Венгерская распадутся, возникнет какое-то бесконечное количество новых государств и начнутся проблемы не только по краям, как это возникло с Украиной, Польшей, Финляндией, Грузией, но и внутри. Среди прочего — с казанским, татарским фактором. В теории все было понятно — нужно было предоставлять независимость и дальше соблазнять товариществом, оно должно быть добровольным — вступить в состав новой России. Но кто представляет в гражданскую войну интересы этого суверенного образования, которое будет решать, оставаться ли с Россией, насколько можно этим манипулировать? Финляндию отпустили — и там буржуазия такой ад устроила, такую гражданскую войну, что стало ясно — демократически такие вопросы никто решать не даст, буржуазия утопит в крови всех за свои интересы. Поэтому в какой-то момент всех подряд «просто отпускать» перестали.

Революция пробудила еще и все религиозные элементы. Внутри Российской империи было все понятно: есть титульная нация и титульная религия, а есть маргинализованные, например татары и мусульмане. В революцию все стали на равных. В какой-то момент вошли в резонанс освободительные движения социальной революции и религиозной, поэтому на казанских мечетях можно было видеть странные надписи: «За советскую власть, за шариат». Это нам сейчас кажется, что это какой-то абсурд, нелепость. На самом деле одно не противоречит другому.

Отношения Ленина с религией — как проблемой — возникли лишь тогда, когда речь заходила о партии: не очень хорошо, если вы член партии и верите в Бога и акцентируете это. Потому что в кризисный момент, когда надо революцию делать, кого вы будете слушать — священника или ЦК? Такой выбор следует сделать заранее. Но если вы, например, состоите в совете или вы просто революционер на баррикадах без определенной партийной принадлежности, можете верить в кого угодно, никто вам слова не скажет.

Татарстану была предоставлена автономия в рамках Советской России — это вполне адекватное решение. Но адекватное для кого: для нас с вами или для татар — или для тогдашней татарской буржуазии, — или для пролетариата тогдашнего, который в царской России имел меньше возможностей прокормить себя, чем пролетариат титульной нации? Нужно было искать баланс ,экспериментировать, отходить от теоретических шаблонов — критерий истины только практика. Мне кажется, что на круг, а мы это видим по состоянию Казани, она очень выиграла от событий ХХ века, ничего не потеряла и постепенно превратилась в третью столицу, чего не было при царе. Это результат среди прочего умной национальной политики большевиков.

. «Сталин с громадным уважением относился к Ленину, с которым они были знакомы 20 лет. Он не был таким примитивным властолюбцем, одержимым, мечтающим, чтобы ему Ленин по утрам тапочки приносил»

«ЛЕНИН ЖЕ НЕ ПРОТИВ БОГА ВОЕВАЛ»

— Я поинтересовалась о национальном вопросе не просто так. Если он решен был правильно, то почему в 1990-е они снова требовали суверенитета, выпустить их?

— Любой политический кризис — это попытка смены элит, пересмотра, условно говоря, итогов предыдущей приватизации. Возникает ситуация торга. Национальной элите есть смысл начинать торговаться: отпустите нас. Хотя, конечно, они понимают, что так не бывает, вы же не будете, как Лесото или Свазиленд внутри ЮАР, посреди России — анклав. Но вы можете так поставить вопрос, что в результате переговоров получите контроль за полезными ископаемыми, ресурсами — которыми вас наградят за политическую лояльность. Вопрос 90-х годов — это, условно говоря, вопрос, кому будет принадлежать «Татнефть», кто будет бенефициаром — национальные элиты или федеральные? Постепенно путем торгов и переговоров вы выясняете, какую часть в совете директоров занимают представители национальных элит, а какую — федеральное государство. Мне кажется, ленинская большевистская модель правильна, в царской модели никаких татар в совете директоров не было и быть не могло, потому что они были маргинализованы, никто с ними не собирался делиться. Это было заведомо несправедливо. Результатом разрушения царской «тюрьмы народов» было более справедливое распределение не между сословиями, а хотя бы между федеральным центром и национальными окраинами. В конце концов, постепенно каскадным образом это богатство распределяется и среди обычных людей. Так в любом случае справедливее, чем при царе.

— В 1990-е окраины от нас как раз и отвалились.

— В 1917 году от России остались только Москва и Петроград, за несколько лет все практически вернулось. Я уверен, что тут географическая инерция сама сделает свое дело. Есть это политическое «озеро», которое разольется от Балтики до Камчатки, от Северного Ледовитого океана до Кавказа, то оно должно занимать именно эти размеры. Я думаю, это лишь вопрос нескольких лет — восстановление этого естественного зеркала воды в полном объеме.

— Вы вскользь вспомнили про религию, когда отвечали про национальный вопрос. Ленин и религия — очень интересная тема, поскольку вы пишете, что он помогал достраивать храмы, даже сам вынужден был венчаться, но в то же время 70 лет советской власти считаются временем безбожия.

— Ленин же не против Бога воевал, а против официальной церкви. Она была конкурентом в борьбе за власть, она поддерживала тот старый институт госвласти, который оказался недееспособным. Хороший пример со Смольным институтом. Большевики в какой-то момент заняли Смольный, а вот собор не трогали, там продолжались службы. Государство просто перестает финансировать официальную церковь. Такого рода отделение некомфортно для этой организации, она начинает поддерживать белых, контрреволюционные силы, возникает более серьезный антагонизм. Это не потому, что Ленин был сумасшедшим атеистом и фанатиком, а потому, что было на что тратить народные деньги, кроме как на церковь. На самом деле нет никаких подтверждений серьезности конфликтов большевиков с церковью вплоть до шуйских событий, вплоть до момента, когда началась реквизиция церковных ценностей — их забирали, чтобы накормить голодающих. Надо понимать, что в Поволжье был колоссальный голод, люди умирали миллионами. Попытка выбить деньги у церкви, чтобы накормить людей, стала отправной точкой для масштабной гражданской войны между большевиками и церковью. Но никаких массовых расстрелов священнослужителей при Ленине не было и быть не могло, Ленин не был идиотом ведь, он понимал, что нельзя настраивать против себя крестьянство, которое составляло 90 процентов России и было связано религиозными традициями.

Еще интересная вещь, связанная с церковью, — это религиозная реформация. Важно, что еще в 1904 году РСДРП издавала газету для сектантов — «Рассвет». 10 процентов населения России — сектанты, которые не относились к официальной православной церкви. Поскольку они всегда крайне угнетались, терроризировались официальной церковью, то были базой для революционеров. РСДРП в течение года или полутора издавала сектантскую газету. Это говорит о том, что никакого антагонизма между религией и большевиками заведомого нет. В книге есть целая глава про совхоз «Лесные поляны» — странный опыт взаимодействия большевиков и сектантов в советское время. Важно, что Ленин стал восприниматься не только как символ социальной революции, но и религиозной реформации. Официальная церковь была таким же больным организмом, как и Российское государство к 1917 году, она требовала реформации, может, не такой жестокой, связанной с террором, а более гибкой, как при Ленине. Сталиным был организован более жестокий вариант. При этом никакой заведомой и неизбежной войны между большевизмом и церковью при Ленине не было.

— Тогда почему потом так сложилось, что и храмы взрывали?

— Сталин выбрал такой вариант. Что такое нэп? Это попытка, с одной стороны, сохранить крестьянство живым и лояльным к большевикам, с другой стороны, поднять экономику. На самом деле она захлебнулась, но от массового вымирания крестьян спасли. Но выяснилось, что на таком — компромиссном, ни нашим ни вашим — отношении с крестьянством невозможно было модернизировать экономику. Поэтому Сталиным был выбран жесткий вариант с коллективизацией. Нужно было — объективно, все знали, что будет новая война — провести индустриализацию, Россия могла участвовать в глобальной конкуренции, только будучи индустриализованной. Сталин в жесткой форме на самом деле декрестьянизировал Россию. Одним из элементов этой жестокой индустриализации была борьба с религией в 30-е годы. Это не обязательно было следствием ленинской политики, это был сталинский выбор. Ленин, я уверен, устроил бы коллективизацию, но в какой форме — это вопрос. Устроил бы он религиозную войну? Мне кажется, что нет.

— Какие отношения связывали Ленина и Сталина? Мог ли Сталин действительно назвать себя преемником Ленина?

— Конечно. В книге есть про хрущевское письмо к съезду, про антагонизм Ленина и Сталина. Мне кажется, это версия истории, рассказанная Троцким и выданная Хрущевым за свою, объективно не является окончательной. Не похоже, что между Лениным и Сталиным существовало настолько серьезное противоречие. Сталин с громадным уважением относился к Ленину, с которым они были знакомы 20 лет. Суждения о Сталине как о человеке, который аппаратным способом пришел к власти генсека и тотчас захотел сбросить Ленина, очень наивные, Сталин не был таким примитивным властолюбцем, одержимым, мечтающим, чтобы ему Ленин по утрам тапочки приносил. Сталин три раза писал заявление (можем спорить о степени искренности) о том, чтобы его сняли с поста генсека по разным причинам. Все формальности Сталин соблюдал, его выбрали честным, демократическим путем на эту должность, потому что он лучше всех справлялся. Большевистская партия Советской России была на тот момент конкурентной организацией, там принимались решения демократическим путем. Ленин, когда продавливал свои решения, использовал весь свой авторитет, чтобы идти против течения. Вся его деятельность в начале 20-х — это бесконечные, очень сложные для него внутрипартийные дискуссии. В каком-то смысле Сталин был хорошим учеником Ленина. Но где-то Ленин мог проявлять гибкость философа, мог задавать больше вопросов себе, в отличие от Сталина. Поэтому, я думаю, индустриализация была бы проведена тоньше. Вообще, все проекты Сталина, особенно индустриализация, — это история, заложенная Лениным.

— Вы родились в 1974 году, застали в школе поздний Советский Союз. Как думаете, в том Советском Союзе что-то осталось от идей и замыслов Ленина?

— Думаю, Ленин бы смотрел на тот Советский Союз, в котором я родился, как на переходную стадию, материал, который надо не консервировать, а изменять дальше. Смысл революции, как он себе представлял, был в уничтожении государства, а не в построении гипертрофированного государства. Государство — это машина насилия, когда владельцы Mercedes могут запросто давить владельцев «Запорожцев», и ничего им за это не будет. Такое государство Ленина не устраивало.

С другой стороны, даже при той карикатурности, окарикатуривании многих ленинских соображений все равно были области, где все было по-честному. Например, все, что связано с детскими делами. Невероятный расцвет детской литературы, кино. Я про космос не говорю, Гагарин — это тоже продукт революции, деятельности Ленина. Но были менее очевидные вещи, например, детское советское счастье, которым занимались на государственном уровне, планировали, организовывали и выстраивали. Это заслуга Ленина, Крупской, Луначарского, Бонч-Бруевича — всех этих людей, которые в первую очередь были честными идеалистами, а уж потом только практиками, которые могли отвечать террором на террор.

— Напоследок хочу спросить про подзаголовок «Пантократор солнечных пылинок». Из эпиграфа следует, что солнечные пылинки — это души. Слово «пантократор» из религиозной тематики — значит вседержитель, всевластитель. Если переводить на простой русский, то получается — вседержитель душ? Чьих душ?

Во-первых, «пантократор» и «пантократор солнечных пылинок» — это такие же разные вещи, как «государь» и «милостивый государь». Солнечные пылинки — это такая вещь, с одной стороны, свет, а с другой — материя, это истина — и ее противоположность. Солнечные пылинки — это странное мерцание истины и лжи, света и тьмы, это метафора диалектики — единство и борьба противоположностей, тот момент, когда материя переходит в свою противоположность. Это намек на русскую историю, которая развивается не постепенно, эволюционно, а совершается скачками, через перерывы постепенности. Ну и да, слово «пантократор», действительно, имеет религиозные коннотации, это намек на деятельность Ленина как род религиозной реформации. Вы можете перевести это название как угодно. Это иероглиф, если хотите, разгадывайте его, если нет, пропускайте мимо ушей.

— В одном интервью вы называете Ленина «бешеным путешественником». Знаю, что сами вы почти все места посетили. На ваш взгляд, много ли мест, которые можно включить в ленинскую туристическую тропу?

— Я удивляюсь, почему нет у Lonely Planet путеводителя по ленинским местам. Лондон, Мюнхен, Женеву, Капри. Казань, Краков, благодаря Ленину, можно увидеть с другой, неожиданной стороны, не с классических туристических ракурсов. Мне кажется, что ленинский туризм — перспективная история, не идеологический, а туризм как род самопознания. Когда гоняешься за Лениным — по горам, по рекам, по полям — меняешься. Это любопытный опыт. Возможно, такого рода путешествия — как раз идеальный способ договориться о Ленине, заключить «мирный договор» о нем.

— Сейчас даже не могут договориться о том, стоит ли выносить его из Мавзолея. Мне все-таки кажется, что Ленин после распада Союза — табуированная тема, ее избегают.

— Разговоры про «перезахоронить Ленина» всегда имеют под собой не бытовую подоплеку — «ах давайте ему поможем, ну что он там мается», — а политическую подоплеку. Любая манипуляция с этим телом — это символическое поругание, осквернение праха. Это как тело Кромвеля после Английской революции вышвырнули, расчленили и голову поставили на 30 лет на пике стоять, чтоб неповадно было. Любое прикосновение к этому телу — объявление полномасштабной гражданской войны. Все это знают прекрасно.

Лев Данилкин, родился 1 декабря 1974 года в Виннице. Российский журналист, писатель и литературный критик.

Окончил филологический факультет и аспирантуру МГУ. В 2000 - 2014 годах вел рубрику «Книги со Львом Данилкиным» в журнале «Афиша». Работал шеф-редактором журнала Playboy, литературным обозревателем газеты «Ведомости».

Автор трех годовых критических обзоров современной русской литературы, биографии писателя Александра Проханова «Человек с яйцом» (шорт-лист премии «Большая Книга», шорт-лист премии «Национальный бестселлер»), биографии Юрия Гагарина в серии «Жизнь замечательных людей» (премия «Александр Невский»), сборника рассказов «Клудж» и книги о Владимире Ленине — «Ленин. Пантократор солнечных пылинок» (2017).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (151) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
22.04.2017 08:40

Кто из вас может поднять миллионы на борьбу?
ЛЕНИН ЭТО СДЕЛАЛ.

  • Анонимно
    22.04.2017 08:40

    Кто из вас может поднять миллионы на борьбу?
    ЛЕНИН ЭТО СДЕЛАЛ.

    • Анонимно
      22.04.2017 13:23

      Путин может! Он своим действиями добьётся что народ поднимется

    • Анонимно
      22.04.2017 16:45

      Как то-поднял же ПУТИН ВВ-что все высокие ЧИНОВНИКИ-стали МИЛЛИОНЕРАМИ-все без исключения...

    • Анонимно
      22.04.2017 21:55

      Какую борьбу? Царя не от сверг, а февралисты. Ленин лишь расстрелял царя со всей семьей, а также развязал гражданскую войну с миллионами жертв, в которой победил благодаря методичному физическому уничтожению царской элиты и популистским лозунгам.

      • Анонимно
        23.04.2017 07:59

        В уральском совете, который принял решение, большинство было у эсеров и меньшевиков.

      • Анонимно
        24.05.2017 01:27

        О каком царе вы говорите? "николашка-кровавый" к тому времени уже был рядовым гражданином (отрёкся он, кстати, по своей воле и частично под давлением своего "родного" окружения). Если после Октябрьской Революции власть уже была у большевиков, зачем развязывать гражданскую войну. А вот те, кто потерял власть - холуи мирового капитала, как раз-таки и имели интерес повоевать за утерянное. Но правда осталась за Народом, который пошёл за большевиками.

  • Анонимно
    22.04.2017 08:44

    Вот так и переписывается история... Пока идол будет в специально построенном оккультном Зиккурате и не предан земле, не видать стране покоя...

    • Анонимно
      22.04.2017 11:53

      Что вы ! Наоборот ! Пока тело Ленина в мавзолее его реинкарнация невозможна, а ,значит, не будет гражданской войны.
      Хоронить его нельзя ! Он должен всегда быть под присмотром, чтобы не сбежал.

    • Анонимно
      22.04.2017 20:54

      http://m.business-gazeta.ru/article/343794 ...Скоро в казанском кремле свои идолы будут лежать

  • Анонимно
    22.04.2017 08:53

    Всё на уровне легенд и мифов: и каждый день жизни изучен, и ленинская религиозность, и Инесса, которая из Швейцарии рванула в Россию, а она не та была женщина, чтобы жить воздыхая, без мужчины, поскольку изменила мужу с его братом.

  • Анонимно
    22.04.2017 09:12

    Оставьте в покое потомки решат что делать.
    Посмотрите на свое существование..

    • Анонимно
      22.04.2017 09:37

      Вот это точно! Моей дочери и ее подружкам 15 лет и им безразлично где Ленин! Поэтому еще лет 15 и можно спокойно хоронить Ильича

      • Анонимно
        22.04.2017 11:13

        А кто их научит, как не отец? Да и не нужно это девочкам, аргумент вы привели абсолютно дурацкий.

  • Анонимно
    22.04.2017 09:29

    Тело Дедушки Ленина нужно предать земле - это не обсуждается.
    Пусть его Душа наконец успокоится.

    • Анонимно
      22.04.2017 09:51

      Ты свою душёнку успокой.Захоронение тела Ильича,принесёт много бед в семьи россиян.Вангую.

      • Анонимно
        22.04.2017 10:05

        Семьям россиян безразлично тело Ильича)) Им бы зарплаты и пенсии повысили- вот это важнее! А Ильич давно уже не на Земле!

      • Анонимно
        22.04.2017 10:16

        тамерлана уж откапывали перед войной.всё вам неймётся.жить нужно детей воспитывать близких радовать работать в конце концов.не чешите где не чешется и будете поспокойнее.

        • Анонимно
          22.04.2017 14:16

          Ух ты! Оказывается, все из-за откапывания Тамерлана случилось! А я то думал...

      • Анонимно
        22.04.2017 10:19

        У тебя с головой всё в порядке?Каким образом захоронение одной мумии может навредить миллионам семей,а?

        • Анонимно
          22.04.2017 11:08

          Борьба со своими предками не раз приводила Россию к беде - пример на Украине вы не видите. Голова у вас свидомитая.

        • Анонимно
          22.04.2017 11:14

          19 мая мумии ханов положат в казанском кремле выше уровня земли. Прокомментируй.

          • Анонимно
            22.04.2017 12:03

            19 мая день советской пионерии.
            А про ханов впервые слышу. Где их, вообще, нашли? Как их имена? Как идентифицировали?

    • Анонимно
      22.04.2017 10:01

      Душа Ленина как раз спокойна и тело его лежит по канонам, а вот ваша душа мечется и все ей неймется. О своей душе побеспокойтесь, внучки.

    • Анонимно
      22.04.2017 11:53

      Если следовать этой логике, то и тело Ильи Муромца следует предать земле. Или, например, останки великого хирурга Пирогова. Только почему-то об этом не кричит никто по несколько раз в году.

  • Анонимно
    22.04.2017 09:52

    Вообще-то мумии это к древнему Египту.

    • Анонимно
      22.04.2017 10:05

      Мумии в древнем Египте,но в Мавзолее лежит тело Ленина.Разницу зришь,недоросль.

      • Анонимно
        22.04.2017 11:32

        Вижу по комментарию динозавра! Какое "тело"? Скорлупа без потрохов. Мозг отдельно. Нарезанный на кусочки и вообще в другом месте! Чучело это, а не тело. В терминологии РПЦ это, близко в мощам. Но никак не тело.

        • Анонимно
          22.04.2017 11:45

          Никак,ирод молодой написал такую пасквиль.В какой семинарии учишься?

          • Анонимно
            22.04.2017 15:06

            Коммунистический ортодокс? Ещё остались такие? Из какого заповедника сбежал? Из КНДР что-ли?

            • Анонимно
              22.04.2017 22:08

              Вы не поверите- нас много.

              • Анонимно
                23.04.2017 07:59

                И юный октябрь впереди? Под флагом Зюганова? Постоянно тусующегося в церквях? Противно смотреть на таких "коммунистов", с позволения сказать. Много ИХ! И где это "много". В нынешней власти -ДА. Многовато даже. По-Ленински быстро скинули свои волчьи шкуры и прикрылись овечьими. А пока народ разбирался, кто есть кто- быстренько все прихватизировали. А тепер даже и в руководство религиозных структур пролезли.

                • Анонимно
                  23.04.2017 20:11

                  При чём здесь Зюганов? Да и нет сейчас в России компартии в настоящем её понимании, защищающей интересы и свободу народа. Но есть народ , думающий, работящий, честный и не безразличный ко всему тому, что происходит в нашей стране. И таких Людей действительно много, да и комментарии подтверждают.

                  • Анонимно
                    6.05.2017 14:26

                    Есть ещё коммунисты и народная программа партии на ленинских принципах построения социального общества, а не драного и грабительского капитализма, где бедных людей загнали в угол.

              • Анонимно
                23.04.2017 08:05

                В час Икс ему и его подобным сюрприз будет. Потом будет плакать в Париже о том, какую Россиюшку потеряли.
                Страшно далеки от народа - это о них

          • Анонимно
            23.04.2017 08:41

            Серьёзные священнослужители тоже с неподдельным интересом читают БО. Это добрый знак.

        • Анонимно
          22.04.2017 11:58

          Динозавр похоже вы. Поинтересуйтесь, что делают с телами в морге перезахоронением. Как раз по вашему описанию и ничего, никто не возмущается.

      • Анонимно
        22.04.2017 18:35

        Там от тела осталось всего ничего

    • Анонимно
      22.04.2017 10:05

      Не знаешь тему - не пиши. Сходи на любое старое кладбище и посмотри там на склепы и поинтересуйся как там тела лежат.

  • Анонимно
    22.04.2017 09:56

    Тело похоронить, если оно вообще осталось)
    Мавзолей оставить на память, со скульптурой вождя

  • Анонимно
    22.04.2017 09:59

    Гений Ленина,дал нам Свободу от эксплуатации Человеком Человека.Народы царской России,скинули ярмо помещиков и капиталистов.Он всегда будет светить путеводной Звездой,в деле освобождения Человечества от капитализма и Империализма.Социализм или Смерть,так стоит сегодня лозунг угнетённых и рабов!

    • Анонимно
      22.04.2017 10:49

      Спасибо, посмеялся. У этих ленинских последышей было 70 лет на воплощение. Результат известен. Про рабов вообще супер. Но тут уж ничего не поделать, был бы раб, а хозяин всегда найдется. Продолжайте в том же духе, товарищ!

      • Анонимно
        22.04.2017 11:18

        А у нынешних "последышей," как пишете, - целых 25 лет было, и за это время они ничего не создали, только растащили по карманам и платонам.

      • Анонимно
        22.04.2017 11:18

        Может вы хотите нового Ленина? Ну так пора уже, мы не против...

      • Анонимно
        22.04.2017 11:21

        Это мы смеемся глядя на 25 лет либеральной вакханалии. Ни одного завода, страну унижают, молодежь таблицу умножения не знает, владельцы предприятий платят крохи своим батракам. В общем смех один.

        • Анонимно
          22.04.2017 20:11

          Коммунистическая вакханалия сменилась "либеральной". Действующие лица те же - бюрократия и все остальные.

          • Анонимно
            30.04.2017 01:14

            А где вы в позднем СССР коммунистов увидели??? Эти коммунисты в 90-е гг. показали своё настоящее лицо - одна Сажи Умалатова осталась, генерал Рохлин и Виктор Иванович Илюхин. Первую оболгали, дву последних убили... Под молчаливое согласие большинства народа, который до сих пор поддерживает Путина, так же как когда-то поддерживал Ельцина и Горбачёва...

      • Анонимно
        22.04.2017 11:24

        Если ты мелкий собственник,имеешь дачу,машину,квартирку,то ты до смерти своей будешь молиться на своего хозяина-рабовладельца,на крупного собственника.Будешь завидовать ему,возжелаешь стать,как он.У тебя,и есть сознание Раба.В СССР,Рабочий люд не обладал таким духом и сознания.Потому мы и были в Космосе первыми,да и боялись нас.Если бы не Политбюро,куда пробрались,такие,как ты.Рабы крупных собственников,за джинсы,жвачку страну спустили.Только радоваться рано,их,тебя Запад зачистит.Предателей всегда уничтожают.

        • Анонимно
          22.04.2017 11:58

          Как закопошились гомосоветикусы то! Любо-дорого посмотреть! Кончилось ваше время НАВСЕГДА, это просто ФАКТ. Время бесправных голодранцев, бегающих отоваривать талоны по гастрономам ПРОШЛО. Мумия вашего вождя рано или поздно будет убрана. Ждите "второго пришествия" дальше. Вы не единственные - некоторые вот уже 2000 лет ждут. Присоединяйтесь :)

          • Анонимно
            10.05.2017 15:49

            Если вы думаете что чем-то владеете посмотрите на то как поступают с владельцами хрущёвок или других квартир или домов которые потребовались государству и крупному бизнесу? У вас по факту нет никакого права собственности - в этой стране у вас есть только право временного владения и пользования имуществом. Иными словами вся ваша успокоенность в достатке и покое временна. По сути вы не владеете ничем кроме собственных цепей, которые к тому же получили по ипотеке... :)

        • Анонимно
          22.04.2017 13:54

          А вроде в Политбюра были испытанные из проверенных, вернее преданных, убежденнее фанатов. Как же злодеи и супостаты пробрались? И когда?

    • Анонимно
      22.04.2017 12:32

      Это подневольные Трудовые армии, руководимые верным соратником Ленина кровавым Троцким, дали "Свободу от эксплуатации Человеком Человека"?

      Вы шутите или издеваетесь?

    • Анонимно
      22.04.2017 19:59

      Абсолютнно верно ! Никто не сделал для трудящихся и простых людей больше , чем Ленин !

      • Анонимно
        22.04.2017 21:17

        Странно, но угнетаемый капиталистами рабочий в тех же США жил несравнимо лучше, чем советский свободный "человек труда".

        • Анонимно
          23.04.2017 08:12

          Для вас сюрприз будет, но это именно благодаря СССР произошло. Чтоб рабочие не взбунтовались глядя на советских рабочих, капиталистам пришлось пойти на уступки.
          СССР нет, и капитал пошел в наступление - повышение пенсионного возраста, увеличение рабочей недели, уменьшение льгот и пособий

          • Анонимно
            23.04.2017 10:34

            Странно, но рабочий в царской России жил лучше, чем советский свободный "человек труда". Достаточно посмотреть статистическую отчетность того времени и советскую. К примеру, рабочий Путиловского завода, работая один, содержал семью из пяти шести человек (жены не работали) и мог снимать приличную квартиру в несколько комнат.
            Ну а если вы о жизни рабочих сидите по роману "Мать", не забывайте, что папаш там был абсолютно опустившимся алкоголикам, вполне понятно, они и сейчас так живут.

            • Анонимно
              23.04.2017 11:21

              Выдумщик,без ссылки в обосновании своих мечтаний,мой отец был шахтёром в 1952 году,зарплата составляла 20-25 тысяч рублей,водка пол литровки стоила 16 рублей.Мать не работала,ещё двое детей.А колбаса,сталинская из телячьего мяса.

            • Анонимно
              23.04.2017 16:08

              Сюрприз неучам - среди путиловских рабочих было громадное количество большевиков и им сочувствующих. Они прекрасно понимали принципы классовой борьбы и яростно сражались за свои права.

            • Анонимно
              31.05.2017 22:49

              Глаза протрите, такие вещи писать. Смотрите фото, идите в Третьяковскую галерею, статистику изучайте.

        • Анонимно
          31.05.2017 22:48

          Про войну, на которой обогатились США, называется Великая Отечественная, не слышали?

  • Анонимно
    22.04.2017 10:19

    Ни в коем случае Ленина не трогать. Это действительно может привести к гражданской войне. Мне уже много лет, но я готов воевать за Ленина до конца.

    • Анонимно
      22.04.2017 11:10

      Я тоже, куплю билет в Москву и поеду. За правое дело жизнь положить святое дело!

      • Анонимно
        23.04.2017 08:57

        Если Москве Ленин не нужен, можно предложить перенести (вместе с Мавзолеем около музея Ленина) в Казань. Отличный "красный"туристический маршрут для миллиарда китайцев.В Ульяновске родился, в Казани учился и начал борьбу и упокоился. А заодно китайцам можно показать Кокушкино, Болгар, Свияжск и Елабугу.

        • Анонимно
          23.04.2017 09:38

          Не чешите там, где не чешется.

        • Анонимно
          4.05.2017 23:04

          только не в казань! только иэбавились от памятника Катьке и от Конь-страны. Как вам неймется какую-то свою дрянь в нашу столицу притащить!
          Татарин

    • Анонимно
      22.04.2017 13:56

      Сколько конкретно? 80 или 95, поскольку уже среди 60-летних нет таких запредельных?

      • Анонимно
        22.04.2017 14:56

        13:56 Вот результат пропаганды. А еще по центральному ТВ куча мужиков с пеной у рта возмущаются, что западноевропейцы пересматривают историю. Свои нацисты уже на ФСБ нападают, негров убивают..

      • Анонимно
        11.05.2017 21:28

        Еще и 50 -и нет, так что энергии и сил противостоять рабству и раболепству хватит.

    • Анонимно
      31.05.2017 22:50

      Поддерживаю! Ленина не трогать!!!

  • У меня есть традиция 22 апреля спрашивать у студентов о том кто такой Ленин? И каждый год я делаю открытия, которые поднимают мне настроение. Имею дома небольшую коллекцию старинных значков с Лениным. Самый ценный значок - октябрятская звездочка 30-х годов прошлого тысячелетия! Мой художественный фильм "Режиссёр мозга" (прокатное удостоверение Минкульта РФ") посвящённый проблеме взяткомании, начинается с пения песни " Камень на камень, кирпич на кирпич, умер наш Ленин Владимир Ильич!"

    • Анонимно
      22.04.2017 11:28

      Не уж-то Володя был"вольным каменщиком"?

      "Камень на камень, кирпич на кирпич, умер наш Ленин Владимир Ильич!".

      Вот откуда молоток на весь Земной шар...

      • Анонимно
        23.04.2017 08:15

        Нет, каменщиком был Керенский

        • Анонимно
          23.04.2017 09:41

          Для захвата власти Ленин мог назваться кем угодно, но встав у руля, начал создавать государство (декреты, создание СССР, ГОЭРЛО, рубль)

    • Анонимно
      22.04.2017 11:59

      Про Ленина ничего не было известно ни в 1030, ни в в 1130, ни в других тридцатых годах прошлого тысячелетия, кроме 1930 года. Так что следите за используемой лексикой, товарищ!

    • Анонимно
      22.04.2017 12:09

      10-27
      Обожаю это фильм! Спасибо огромное за него! Еще бы таких, поучительных...

  • Анонимно
    22.04.2017 10:36

    Автор мало отобразил значение татар в революции 1917 года, во время революции Ленин проигрывал войскам правительства и его обещание создать отделную республику Идель-Урал для мусульман сыграло переломную ситуацию в революции.
    300 тысяч татаро-башкир разгромили войска Колчака в районе Камского-Устья.
    Ленин подписал "Манифест 1918 года о создании республики Идель-Урал", а Троцкий в благодарность расстрелял и посадил всех татарских активистов, использовал и отблагодарил таким образом татар. А кульминацией советской власти стала Продразверстка, в ходе которой у татар забрали зерно и скотину, тогда в 20-ые годы погибло от голода 400 тысяч татар. Помощь от голода и болезней оказали азербайджанские братья выслали вагоны с зерном и американцы выслали мединструменты и медикаменты.

  • Анонимно
    22.04.2017 10:36

    Мы за Социализм. Либо только при нем было равноправие и не было разделения на богатых и бедных, как сейчас. Народ был доволен и каждый год в апреле было снижение цен на все.

    • Анонимно
      22.04.2017 12:12

      Вы были хороший раб, если вам нравилось. А особенно "равные" работники обкома смотрели на всех именно, как на работ, т.к.винтиков госмашины.

      • Анонимно
        22.04.2017 12:39

        Никто не собирается возвращать диктатуру партии. Вам же четко сказали даже в этом кратком интервью: цель революции по Ленину - преодоление в конечном итоге государства как инструмента классового насилия и подавления вообще
        Читайте первоисточники, а не экспромты Зюганова-соглашателя.

        • Анонимно
          23.04.2017 20:45

          Я ж Ленина изучал по ПСС.И поэтому знаю - не верь коммунякам никогда! Их же вождь провозгласил - что целесообразно, то и морально.

          • Анонимно
            24.04.2017 13:58

            Марксисты и в частности Ленин (в полемике о творчестве Л. Н. Толстого и других литераторов) хорошо продемонстрировал, что в классовом обществе существует и классовая мораль. И понятно какая будет мораль-нравственность у трудящихся, а какая - у эксплуатирующих классов. Что мы сейчас и наблюдаем в нашей стране.

      • Анонимно
        22.04.2017 13:04

        у работников обкома максимум что было - это квартира , гос дача и гос машина , которую они сдавали после увольнения ...а рабами нас перестройка сделала ..рабами денег и колбасы

        • Анонимно
          22.04.2017 15:56

          Среди ваших знакомых просто не было работников ОК КПСС. И вы верите в то, что написали совершенно искренне.

          • Анонимно
            23.04.2017 23:06


            вот иформации о жизни жены первого лица государства СССР- вам она может на многое открыть глаза если вы сами в те годы не жили либо выросли не читая историю

            «Первой леди» Виктория Брежнева являлась только формально. Она лишь изредка сопровождала супруга на государственных приёмах, основную массу времени уделяя домашним делам, детям, внукам и правнукам. Официальных обязанностей у жены генсека было немного.

            Вскоре после смерти мужа в 1982 году у Виктории Петровны отняли часть имущества, включая дачу. Вдова Брежнева пережила его почти на тринадцать лет. Последние годы жизни она провела в одиночестве в своей московской квартире.

        • Анонимно
          22.04.2017 20:25

          У них была власть, куда остальных не пускали, как не пускают и сейчас

  • Анонимно
    22.04.2017 10:39

    Гений Ленина,дал нам Свободу от эксплуатации Человеком Человека.Народы царской России,скинули ярмо помещиков и капиталистов.Он всегда будет светить путеводной Звездой,в деле освобождения Человечества от капитализма и Империализма.Социализм или Смерть,так стоит сегодня лозунг угнетённых и рабов!

    Точно! Я не коммунист и не был им, но поддерживаю! Горжусь, что вырос с именем Ленина!

  • Анонимно
    22.04.2017 10:39

    Почитателей Ленина уже почти не осталось. Никто, кроме группы смешноватых из КПРФ за него не заступится. Ничего, переживут. Сходят свечку в церковь поставят и успокоятся.
    Только лучше не хоронить, а кремировать. Тем более, что от самого "Ильича" там мало что осталось.

    • Анонимно
      22.04.2017 12:01

      Да, и на следующий день на Россию снизойдет манна небесная

  • Анонимно
    22.04.2017 10:49

    Ленин был высокопоставленным масоном, вся символика СССР это масонство

    • Анонимно
      22.04.2017 12:17

      Да, это всем известно. Карл Маркс кстати тоже масон 33 градуса, вся символика СССР пропитана сатанинским оккультизмом. Мавзолей, он же зиккурат- из того же ряда.

      • Анонимно
        22.04.2017 13:03

        12:17 Ну, да, вам бы только сидеть под рясой у местных попов, невежество своё лелея в истории и политэкономии, философии ... При этом не понимая толком библии.
        Вы хотя бы книжки почитайте, чтобы знать какими сатанистами и "оккультистами" были римские папы и "антипапы", византийские православные императоры-диктаторы и прочая и прочая. И кстати, "не той национальности" (что важно для людей с мыслишками, подобными вашим).
        И потом - чего вы боитесь так слова зиккурат? Да, это древняя форма сооружений со времен Месопотамии. Он как нельзя лучше подходит в архитектурном смысле по своему назначению к ансамблю кремля и площади.
        А Ленин по его многочисленным высказываниям был вполне себе "русак", хоть и "отравленный" научно-интеллигентскими знаниями о природе и обществе.

        • Анонимно
          22.04.2017 14:18

          Речь о Ленине и его соратниках вообще-то, они были агентами масонов-иллюминатов, это известные факты, странно что вы этого не знаете

    • Анонимно
      30.04.2017 01:22

      Я знаком с масонами лично, ничего тайного и коварного у них нет. И да, я изучал масонскую символику - ничего близкого к коммунистической у них нет. Единственное близкое это было у ГДР - вто там действительно был Циркуль Демиурга, но второго символа - Наугольника там не было, и зная смысл этих символов легко понять, что циркуль без наугольника - это просто циркуль и ничего более.
      Повторюсь - всё это доступно для изучения любому кто умеет вбивать запросы в строку поисковика. Ничего тайного или скрытого в этом нет.

  • Анонимно
    22.04.2017 10:50

    Надо еще кладбище от кремлевской стены убрать.

    • Анонимно
      22.04.2017 11:53

      Скоро кладбище и мавзолей в казанском кремле появится, ханов там положат.

  • Анонимно
    22.04.2017 10:58

    Ленина оставить в мавзолее и не доводить дело до гражданской войны. У нас и так проблем хватает.

    • Анонимно
      22.04.2017 12:01

      Оцепить площадь ОМОНом, отвезти в крематорий, пепел развеять. Мавзолей снести. Так будет! Ну может мавзолей постоит немного подольше.

      • Анонимно
        22.04.2017 13:53

        Ельцин -центр лучше сносите. Вот это действительно, памятник предателю и разрушителю государства. А его еще и за миллиарды бюджетных денег построили и содержат, вместо того, чтобы дороги нормальные за МКАДом построить.

  • Анонимно
    22.04.2017 10:59

    "Символы - генераторы человеческой энергии" З. Фрейд
    К.Г. Юнг
    "Символы помогают превратить простого клерка в ответственного командира эскадрильи бомбардировщиков, сеющих смерть на тысячи голов" К.Г. Юнг
    Придет война и Ленин, как и икона Казанской Богоматери, как имена А. Невского, Д. Пожарского, А. Суворова нам всем очень пригодятся.

  • Анонимно
    22.04.2017 11:58

    Огромная благодарность Льву Данилкину за книгу о Владимире Ильиче Ульянове-ЛЕНИНЕ. Заголовок замечательный, супер! Обязательно куплю в свою библиотеку. Интересно прочесть.

    Спасибо БО за интервью, очень актуально и своевременно.

    Ленин - титан духа. Современные политики рядом с его фигурой - просто жалкие пигмеи.
    Дела Ленина обличают их дела.
    За это его и не любят, за это его и очерняют, клевещут. Погрязшая в системной коррупции госмашина не может работать, кроме как бешеным принтером дурацких законов.

    Понравилось интервью с автором книги в газете "Завтра", только если читать сразу ответы ))) Очень содержательно, дополняет здешнюю статью, рекомендую.

  • Анонимно
    22.04.2017 12:05

    Когда Сталина вынесли из Мавзолея, грузинские священники сказали, что они сумели отмолить его грехи, а за Ленина видимо никто не молится...

    • Анонимно
      30.04.2017 01:24

      Он был атеистом и в бубнении кем-то сомнительных текстов не нуждался и не нуждается.

  • Анонимно
    22.04.2017 12:24

    Умница Данилкин. Почти всё верно сказал.
    Талант. Особенно смеялся над названием биографии Проханова. Журналист-профи. Умеет заголовок придумать.
    И Леночка Колебакина здорово его сумела разговорить.
    А, вообще, перевести надо интервью в рубрику "Общество", чтобы все читали, а не только гурманы культуры.

  • Анонимно
    22.04.2017 12:27

    Капитализм - главное зло на Земле. Основа его, частная собственность, противоестественна человеческой (не звериной) сути, когда тысяча работает, а один присваивает плоды труда всех. Капитализм агрессивен. Он зачинщик всех войн на земле. Фашизм - это тоже капитализм. Когда-нибудь человечество создаст трибунал для суда над капитализмом.

    • Анонимно
      22.04.2017 14:07

      Главное зло - глупость человеческая. Тысячелетия жили с частной собственностью, развивались. Потом на 70 лет частично частную собственность отменили, так под конец к голодухе дело шло. Вроде всё, бросили эту глупость. С трудом, не до конца, но бросили. И вот, нате! Опять в нищету хотим.

      • Анонимно
        23.04.2017 08:21

        Частной собственности лет 500.
        Вы, как и многие другие, путаете ее с ЛИЧНОЙ собственностью.

      • Анонимно
        31.05.2017 23:07

        Мы хотим как раз хорошо жить, а вы у нас все отнимаете, вам все мало, жлобам!

    • Анонимно
      22.04.2017 14:15

      Ха-ха! Так при социализме то-же самое!

  • Анонимно
    22.04.2017 12:48

    А давайте продадим Ленина китйцам! Они его вроде еще почитают. Пока он еще чего то стоит, надо "толкнуть".

    • Анонимно
      22.04.2017 14:51

      Все что есть вокруг вас создано при социализме и почти все захапано современными "Шариковыми". Булгаков свою книгу написал про наше время, это еще будет осознано.

      • Анонимно
        22.04.2017 16:16

        Ну конечно при социализме! Во времена СССР как то было трудновато что то построить не при нем :) Но в других странах, там где социализм НЕ МЕШАЛ, построили гораздо больше (с банановыми республиками мерятся уж не будем, ладно).

        P.S. Кстати и не всё. Царская Россия успела построить железных дорого больше, чем потом весь советский союз за всё время своего существования! К примеру, Романовский мост только недавно окончательно обновили.

        Не живите иллюзиями.

        • Анонимно
          23.04.2017 08:22

          И принадлежали эти дороги французам, ха-ха.

          • Анонимно
            23.04.2017 10:38

            Нет, не правда. Принадлежали они России. Проезд стоил настолько дешево, что подавляющая часть небогатого населения вполне могла себе позволить пользоваться ЖД. По признаниям тогдашних мировых экспертов, российски ЖД по показателям доступности, качества и надежности, одними из лучших в мире.

            • Анонимно
              23.04.2017 18:02

              не надо нам рассказывать сказки, как прекрасно жилось в Рос. империи. От хорошей жизни народ революции не делает.

  • ravrr
    22.04.2017 13:00

    >Лев Данилкин: «Любое прикосновение к телу Ленина – объявление гражданской войны»

    Именно так. Есть настоящие проблемы, которыми и нужно заниматься. А проблема с Лениным будет решена сама-собой, далёкими потомками, которые будут смотреть на события XX века также, как мы сегодня сожжение княгиней Ольгой древлян - как на событие которое просто были.

  • ПанАлекс
    22.04.2017 13:14

    Вот достали эти пустые споры - похоронить тело Ленина или оставить в мавзолее! Какая разница - что так - по человечески, что так "по-церковному". А где еще как не в христианстве и православии останки трупа святого демонстрируют в храмах?
    Если он жив, то в сердцах и головах людей - его идеями, наследием.
    Чтобы долго не хвалить или ругать, достаточно прочесть название книги: "Ленин - Сталин, - технология невозможного".
    Действительно и сейчас кажется невозможным даже представить, как нынешняя Россия может стать самой технологически передово, с сильнейшей в мире экономикой и самым богатым населением...

    • ravrr
      22.04.2017 14:25

      > похоронить тело Ленина

      Только не "похоронить", а перезахоронить (это важно). Ленин уже похоронен. Форма захоронения - склеп.

      "Казалось, очевидная для всех вещь – Ленин захоронен. Как основатель Российской Федерации и СССР Владимир Ильич Ленин захоронен с высшими государственными почестями 27 января 1924 года.
      Кстати, и у современников не возникало сомнений о том, что Ленин захоронен. Газетные статьи и заметки января-марта 1924 года пестрели заголовками: «Могила Ленина», «У могилы Ильича», «На могиле Ленина» и т.п.
      И форму захоронения определил высший орган власти страны — II Всесоюзный съезд Советов – в земле, на глубине трех метров в склепе, над которым возведен Мавзолей. Кстати, за это решение голосовала и делегат съезда, вдова Ленина Надежда Константиновна Крупская."

  • Анонимно
    22.04.2017 14:00

    Думаю, что когда нибудь напишут книгу "Ленин и Троцкий" именно два этих имени в 1917 -1923 гг. были для народа символом советской власти.С интересом прочитал в БО отрывки из книги "Троцкий в Свияжске", но это только часть его жизни.Мало кто знает, что в 1922 -23 гг.у Ленина были серьезные разногласия со Сталиным и другими членами Политбюро и ЦК по нац. вопросу и он обратился к Троцкому, с письмом, где просил , представлять его мнение по нац. вопросу и защищать его в Политбюро..

  • Анонимно
    22.04.2017 14:13

    давно приметил для себя закономерность - биограф, как правило, самый предвзятый историк

  • Анонимно
    22.04.2017 16:26

    Нет большей личности в истории России, которая смогла нанести такой ущерб России. Если бы не Ленин, сейчас бы жили, как и остальные ведущие страны Европы.

    • Анонимно
      22.04.2017 17:33

      Еврофантазер, очнитесь! И прежнюю Россию запад ненавидел и с нами воевал, и сейчас душит. Только СССР заставил их заткнуться, но изнутри подточило мещанство из таких, как Вы. Если бы не это сейчас бы жили в 10 раз лучше всех европ. А Россию запад всегда будет считать противником, так как мы единственные, кто на равных с ними разговаривает, но это не про Вас.

    • Анонимно
      22.04.2017 17:41

      Мы так и живем!
      А что Вам мешает?
      Причем тут Ленин?

    • Анонимно
      22.04.2017 17:55

      После смерти Ленина прошло более 90 лет!
      После развала СССР - 25 лет!
      И что мы построили?
      Анархо-феодальный капитализм.
      И в этом виноват Ленин?

  • Анонимно
    22.04.2017 18:02

    Чем больше живу, тем больше убеждаюсь и удивляюсь пророческим словам.
    Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить.
    Ленин и теперь живее всех живых, наше знание, сила и оружие.
    И из песни (слова не выкинешь) "Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой, в горе, надежде и радости. Ленин в твоей судьбе ... Ленин в тебе и во мне. "
    Божия Воля и Божий Промысл - это его судьба и его роль в жизни нашей страны, в жизни народа России и народов всего мира.

  • Анонимно
    22.04.2017 18:19

    16.26. Если бы не Ленин и отчасти Сталин вместо СССР были бы десятка два картофельно, кукурузно, урючных княжеств , ханств или эмиратов, постоянно враждующих между собой, ставших вассалами Англии и Франции, возможно и Польши.Именно Ленин остановил распад того, что оставалось от Российской империи.Сказки, что Европа нам поможет и будем жить как там это для дурачков. Прав был император Александр Третий: у России всегда были только два надежных союзника ее армия и флот.Вас ничему не научили события в Сирии, подход НАТО к нашим границам? Сохранись СССР, (ликвидированный двумя предателями) как противовес империи зла Штатам, не было бы кровавого хаоса на Ближнем Востоке , гибели Ливии и Ирака как государств и распада Югославии, а теперь еще взаимного размахивания ядерными дубинками шоу президента Трампа и такого же агрессивного товарища Ына. Это к вашему либерастскому сведению.Вот такие в свое время говорили надо было капитулировать перед Германией и пили бы мюнхенское пиво и баварскими сосисками закусывали....

  • Анонимно
    22.04.2017 19:06

    Не согласна с мнением автора касательно Крупской. В молодости она была вполне привлекательной, образованной, но бесприданницей. Поэтому женихи не водились. Ленин также был не завидным кандидатом для барышень, на которых хотел жениться. На том и сошлись. Счастливую в плане личной жизни женщину видно, также как и несчастную. Все фотографии Крупской в зрелости показывают нам опустившуюся, махнувшую на себя рукой старуху. И дело здесь не в раздаче одежды бедным. Арманд -полная внешняя противоположность . и она действительно не была способна на какую то идейно платоническую любовь. В этом смысле была очень земной женщиной.

    • Анонимно
      23.04.2017 11:51

      Крупская в молодости выглядела как тургеневские барышни, но базедова болезнь щитовидной железы, с которой тогда не умели бороться, катастрофически изменила ее облик.Умственные и незаурядные способности она сохранила до ухода из жизни, в перестроечные и постсоветские годы один т.н. историк писал байки о якобы отравленном торте который ей прислали по приказу Сталина, обычный для того времени фейк.К сожалению от болезни которая стала причиной кончины Н.К.Крупской и до сих пор умирают, при всем могуществе самой передовой в мире российской медицины. А Сталину он уже не мешала, наоборот он был заинтересован в сохранении ее как символа связи с эпохой Ленина, он была даже зам. наркомом просвещения РСФСР.

  • Анонимно
    22.04.2017 19:38

    Господа из похоронной команды. А, что будем делать с великим хирургом Пироговым? Забальзамирован и помещен в гроб с собственном кабинете дома где жил, можно было увидеть его лицо и верхнюю часть тела. Разрешение дал местный архиерей с согласия синода. Было это в 1881 г. Даже в годы войны, когда город бы захвачен фашистами, его не тронули. Правда не знаю, что сейчас, город на территории незалежней, может какой нибудь отряд правосеков убрал этого москаля.

    • Анонимно
      27.04.2017 11:52

      19:38 Вчера по ТВ "Культура" показывали остатки крепостей, монастырей и храмов времен португальской колонизации Гоа в Индии. Так вот в одном из склепов в монастыре лежит католический святой Ксавье. Показали "в натуре" его целые мощи с морщинистой "кожей" конечностей, черепа ... И ничего, лежит уже 500 лет. Индийские верующие-католики ходят, не возмущаются.
      Есть в мире и другие примеры "мощей", не преданных земле.. Даже очень известные.

  • Анонимно
    22.04.2017 19:58

    Запад столетиями смотрит на наши земли и природные богатства завидущими глазами. Россию не любили и не любят, им нужны наши природные богатства и земли, а также наш народ в качестве рабов. Пока мы все вместе в едином государстве мы сила. Вспомните Гитлера и его контрац. лагеря. А Горбачев и Ельцин нас конечно не красит, ну где их нет в семье всякое бывает. Будем жить!

  • Анонимно
    22.04.2017 21:38

    Ленин навсегда!

  • Анонимно
    22.04.2017 22:21

    Меня всегда удивляют те кто всячески борется с мертвыми такие они смелые тем более они не могут ответить. Когда
    у современных политиков дела начинают идти из рук вон плохо они всегда подкидывают народу идею перезахоронить Ленина как будто после этого сразу все наладится .

  • Анонимно
    22.04.2017 22:44

    Сегодня день рождения Ленина ...и тишина.

  • мотоцикл
    23.04.2017 09:53

    я уже послал человека в русалку за перегоном.

  • Анонимно
    23.04.2017 10:10

    В Казани один пенсионер уже предлагал в печати, убрать памятник студенту Ульянову от входа в университет, хотя всю жизнь кормился переписывая его цитаты из одной своей брошюры в другую. Видно опыт укров по десоветизации решил использовать,а скорее всего просто возрастная девиация. Самое странное, что местные зюганоиды на это кощунство никак не отреагировали.Впрочем, что им Ленин, главное местечки в Госсовете получить и подраться между собой за них.

  • Анонимно
    23.04.2017 19:00

    10.10. Зюганов недавно заявил, что Христос был первым коммунистом на земле и добавил, что будь он жив то шагал бы в колонне КПРФ, которую разумеется возглавляет сам.Представьте кощунственную картину Христос шагающий под руководством Зюганова. Даже Блок в своем стихотворении , которое многие считали кощунством, все же писал, что впереди красногвардейцев, в белом венчике из роз шагает Иисус Христос.А тут Зюганов взял и отодвинул его на второй план.Очевидно у генсека начинается старческая девиация могущая перерасти в деменцию.Медслужбе Госдумы надо чаще осматривать его, может какие то таблетки есть для профилактики мании величия.

  • Прости, если можешь нас, дедушка Ленин.
    Прости за измену, как Анну Каренин.
    Другие приходят на смену кумиры,
    Они навязали свои ориентиры.

    Детишек пугать стали большевиками,
    Наследие гробя своими руками.
    В науке позиции сдали марксисты
    И с властью флиртуют вожди-коммунисты.

    В стране появились опять фабриканты
    И снова в почёте рвачи-коммерсанты.
    В деревне помещики земли скупили,
    Порядки кулацкие установили.

    Похоже, что скоро до вас доберутся,
    Неистово нити истории рвутся.
    Но вы уже сделали дело благое,
    Никто не займёт ваше место «святое».

  • Анонимно
    23.04.2017 21:01

    Вирши конечно средненькие по форме, но по содержанию отражают настроения многих, выражющих все это без рифмы но в достаточно резкой и не всегда цензурном варианте. Особенно когда читают об очередном аресте губернатора или другого топ или вип чиновника за корррупцию, так сейчас именуют воровство и мздоимство. Будем надеяться, что китайский пример и до нашего вип жулья будет поучителен.Там, амнистию или условное, за наличие медальки не применяют.

  • Анонимно
    24.04.2017 08:16

    Почитайте труды Ленина. Сегодня те же экономисты, лебералисты, буржуи новоделанные и опять нищий, бесправный рабочий класс и крестьянство без земли.

  • Анонимно
    26.04.2017 18:03

    Степашин рассказал о приказе Ельцина снести мавзолей Ленина

    Москва. 26 апреля. INTERFAX.RU - Экс-премьер РФ Сергей Степашин рассказал в интервью журналу "Историк" о том, как в 1998 году тогдашний президент России Борис Ельцин поручил ему снести мавзолей Владимира Ленина.
    "Мне Борис Николаевич поручал снести мавзолей. Это был 1998 год", - сказал Степашин. В тот момент он возглавлял МВД и находился в командировке в Великобритании

    Прилетаю, иду к нему, и уже в кабинете Ельцин говорит: "Сергей Вадимович, я принял решение - сносим мавзолей Ленина". Я говорю: "Ну хорошо, а МВД тут причем?" Он уточняет, что МВД должно обеспечить порядок.
    "Хорошо, - говорю, - задачу я понял, я - министр и должен выполнять приказы верховного главнокомандующего. Единственное, Борис Николаевич, не гарантирую, что после этого акта я останусь министром, а вы - президентом", - отметил Степашин, добавив, что стал убеждать Ельцина в том, что не стоит сносить мавзолей.
    "По-христиански, конечно, труп Ленина нельзя показывать. Это грех. Но сейчас не время мавзолей убирать, не надо. Что, он вам мешает, что ли?" Ельцин поворчал, но мои аргументы услышал", - отметил Степашин.
    Забальзамированное тело вождя русской революции хранится в мавзолее уже 93 года. На прошлой неделе представители ЛДПР и "Единой России" внесли в Госдуму законопроект, предлагающий создать межведомственную комиссию для перезахоронения Ленина из мавзолея. Однако позже представители парламентского большинства свои подписи под законопроектом отозвали.

    http://www.interfax.ru/russia/560086

  • Анонимно
    28.04.2017 13:57

    Крупская в молодости была редкой красоты женщиной, наверное самой красивой большевичкой в России. И В.И. Ленин её завоевал. :)

  • Анонимно
    28.04.2017 16:06

    Оставили б уже Ленина в покое! Лежит - и пускай дальше лежит. Я в свое время сходил в Мавзолей с отцом, когда в первый раз был в Москве. Подрастут у меня дети - тоже свожу, где еще такое увидишь?) Так что руки прочь, что других проблем что ли в стране нет? Или уже все дороги починили и всех ворюг посадили?

  • Анонимно
    15.05.2017 14:41

    Закопать уже пора эту мумию. Мы же не папуасы. Может еще головы врагов на копье надевать начнем? Тело должно быть предано земле. Память о нем будет жить в книгах , фильмах, спектаклях. Чем плохо то? И для чего смотреть на жалкие останки , которые уже к Ильичу никакого отношения не имеют? На скелет надевают костюм, гримируют маску. Это нормально ? По моему издевательство над останками покойника.

    • Анонимно
      31.05.2017 23:17

      Вы- то как раз самый папуас и есть, так как Россия сегодня особенно от папуас и не отличается по промышленному производству, такая же сырьевая колония

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль