Общество 
30.04.2017

Тауфик Ибрагим: «Вы лишь празднуете юбилей Марджани, а его труды опубликовать не можете»

О том, как сирийский ученый через татарских мыслителей открыл для себя интеллектуальный ислам и остался в России навсегда. Часть 1-я

Тауфик Ибрагим — ученый с мировым именем, главный специалист по исламской философии в России. Его научная биография о пророке Мухаммаде по фундаментальности не имеет аналогов в мире, а труд «Коранический гуманизм» произвел среди мусульман эффект взорвавшейся бомбы, став главным событием в мире исламского реформаторства за последние годы. Ученый не балует журналистов своим вниманием, а о своем жизненном пути не рассказывает вообще никогда. Но для «БИЗНЕС Online» мыслитель сделал исключение.

Тауфик Ибрагим Тауфик Ибрагим: «Если я и критикую, то не для того, чтобы разрушать, а для того, чтобы исправить. Я против нигилизма, стремления разрушить абсолютно все без исключения. Я хочу, чтобы тело выздоровело, а не умерло»

С ОТЦОМ РАЗНОГЛАСИЙ НЕ БЫЛО

— Уважаемый доктор Тауфик! Не могли бы вы для начала рассказать немного о себе: где вы родились, где прошло детство и, вообще, как вы оказались в нашей стране?

— Родился и вырос я в Сирии, в городе Джабля. Там закончил среднюю школу. И после средней школы по линии государства поехал учиться в Россию: тогда у всех отличившихся учеников была такая возможность.

— У тех, кто закончил школу с золотой медалью?

— У нас другая система: считаются баллы. У меня было 214 из 240 возможных. Сейчас некоторые школьники получают в Сирии и, скажем, 300 из 300, но в те времена все было намного сложнее. Мой результат был среди 10 лучших в стране.

— Какое у вас было отношение к религии?

— Отец у меня был очень религиозным человеком. Он был одним из активистов, благодаря которым в нашем квартале появилась мечеть, и долгое время наряду с другими возглавлял в ней пятничные службы, хотя и не был официальным имамом.

Однако к концу средней школы от религии я в принципе отошел. На какой почве? Я жил в городе, где проживают как сунниты, так и шииты. Слышал да и на себе испытал, что сунниты наговаривали на шиитов и что шииты наговаривали на суннитов. Как и для многих других, этого оказалось достаточно. В этом есть определенный урок: когда мусульманские конфессии начинают дискредитировать друг друга, от этого не будет пользы ни одной из сторон, ни исламу в целом.

«Много лет жили в доме, который был рядом с мечетью Султана Ибрахима. И когда по утрам мы вместе с отцом и младшим братом ходили в эту мечеть, кроме нас и имама, на утренней молитве частенько больше никого не было»

— С отцом на этой почве не возникало разногласий?

— У меня с отцом были хорошие отношения и конфликтов на почве личных убеждений не возникало. Однако мне не нравились в религии разные вещи, например сказочные рассказы о вездесущих джиннах и тому подобное. Воспринимать все это всерьез было слишком даже для 10-классника. Но мы мало с отцом обсуждали те вещи, которые меня тогда оттолкнули от религии. Да и сейчас они меня отталкивают, как и многих других людей. Только ошибка, наверное, была в том, что не надо сводить религию к ним. Вот в чем была ошибка. Отец, надо отдать ему должное, когда я все эти вещи критиковал, со многим соглашался. Он вообще был против замкнутости.

— А в целом окружение было религиозным?

— По менталитету — да. Но этого не скажешь в отношении соблюдения обрядности. Мы проживали в суннитской части города. Много лет жили в доме, который был рядом с мечетью Султана Ибрахима, знаменитой чуть ли не на весь мусульманский мир. И когда по утрам мы вместе с отцом и младшим братом ходили в эту мечеть, кроме нас и имама, на утренней молитве частенько больше никого не было.

«Учился на мехмате МГУ. Закончил его с отличием. На факультете нам преподавали гуманитарные науки — тогда была такая хорошая практика, вне зависимости от специализации» «Учился на мехмате МГУ. Закончил его с отличием. На факультете нам преподавали гуманитарные науки — тогда была такая хорошая практика, вне зависимости от специализации»

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ФИЛОСОФИИ

— Итак, вы закончили школу.

— Приехал в Россию. Учился на мехмате МГУ. Закончил его с отличием. На факультете нам преподавали гуманитарные науки — тогда была такая хорошая практика, вне зависимости от специализации. На втором курсе читали философию. Наш преподаватель очень увлекательно рассказывал о ней. И меня так заинтересовал этот предмет, что я поступил на вечернее отделение философского факультета и стал изучать философию параллельно с математикой.

В 1973 году, когда я закончил университет, вернулся в Сирию. Два года преподавал в родном городе математику. Перед отъездом в Сирию я поступил в заочную аспирантуру философского факультета МГУ. Над диссертацией работал в Сирии и вскоре вернулся в Советский Союз, чтобы довести работу до защиты.

— А какую философию вы изучали?

— Сначала я увлекался Сартром. После школы, когда решались процедурные вопросы и я еще год ждал отъезда в Россию, устроился работать преподавателем. Так вот на первую свою зарплату купил шесть томов Сартра. После экзистенционализма перешел в марксизм. Но что значит марксизм? Социальная справедливость, богатые не должны жить за счет бедных, все люди братья. Это многих привлекало. Тем более на фоне бедноты и постоянных этнических столкновений и религиозных конфликтов. В войны они, конечно, у нас не выливались, как сейчас, хотя, как показали позднейшие события, почва для них была подготовлена. Все это, помноженное на примитивное понимание религии, немало людей отталкивало от ислама.

Конечно, я тогда увлекался марксизмом, хотя коммунистом не был. Позже я написал несколько работ по марксизму. Они были посвящены в основном критике догматического понимания марксизма. Тогда я смог понять важную идею, которая мне пригодилась позже: основателя учения от того, во что оно превращается потом, отделяет огромная дистанция.

. В книге «Священная история согласно Корану» впервые на русском языке представлена всеохватывающая история мира в том виде в каком она изложена в мусульманских священных текстах, Коране и Сунне, а также прочих авторитетных трудах

СУДЬБОНОСНАЯ ВСТРЕЧА

— А как вы начали заниматься исламской философией?

— Как математик я вначале хотел писать диссертацию по естествознанию, по философии науки в исламе. Однако мой руководитель профессор Соколов хоть и был специалистом по средневековой философии, но не был арабистом и исламоведом. И в конце второго года аспирантуры мне порекомендовали обратиться в качестве консультанта к профессору Артуру Сагадееву, что я и сделал.

— И как вы работали под его руководством?

— Сейчас я понимаю, что для меня это была великая благодать Божья. Мы с ним подружились. И наверное, самое хорошее, что я получил на этом поприще, было от него. Он направлял меня, подсказывал. Причем делал это очень тактично, я бы даже сказал, бережно. Тратил очень много своего времени на меня.

Поскольку у меня было физико-математическое образование, то он меня и сориентировал заняться атомистикой в мусульманской культуре, а точнее, в каламе, особенно у ашаритов. На атомизме, как считалось, построена не только система калама, но и все мусульманское мировоззрение в целом, о чем писали известный французский исламовед Массиньон и другие исследователи. Выдвигались всякие концепции по этому поводу: что семитская ментальность атомарна, дискретна, она видит части, а целого не видит. В общем, в этой теме просматривались далеко идущие обобщения культурологического характера. Я охотно согласился на такую тему и в результате защитил диссертацию по атомистике калама.

Чуть позже я проходил стажировку — своего рода докторантуру — в той же Москве, но в Институте философии АН.

— Можете поподробнее рассказать о своем учителе?

— Профессор Сагадеев — этнический татарин. Он был крупнейшим признанным арабистом-исламоведом в Советском Союзе. Прекрасно владел арабским языком. В основном он занимался классической арабо-мусульманской философией, и его работы в этой области долгое время будут сохранять свою значимость. Он был очень образованным в общегуманитарном плане и не только. Удивительно, как много он знал в области естествознания и техники. Имел блестящее знание не только о мусульманской философии, но и об античной и западной вообще, восточной (в смысле индийской и китайской) и африканской. В Советском Союзе именно он заложил основы такой дисциплины, как философская компаративистика. Он был, конечно, советским, светским человеком. Но в конце жизни он даже совершил хадж, точнее, умру, причем вместе с профессором Анасом Халидовым (крупнейший арабист Советского Союза прим ред.).

— Артур Сагадеев стал религиозным человеком?

— Религиозным в каком смысле? Не надо сводить религиозность лишь к соблюдению определенных обрядов. И потом учтите, что в конце жизни человек на многие вещи смотрит иначе. Но он всегда был патриотом мусульманской культуры. Хотелось бы здесь обратить внимание на такой факт: профессор Сагадеев много писал про свободомыслие в исламе. Тогда ожидалось, что через эту тему религия будет критиковаться. Однако на деле выходило по-другому. На одном из обсуждений его статьи по данной теме один из оппонентов прямо ему сказал: «Наша задача — критика религии, а вы объективно делаете ей рекламу! Если в исламе было такое свободомыслие, то о каком религиозном мракобесии тогда можно вести речь?!»

И он нисколько не лицемерил, не подыгрывал исламу. Действительно, тем свободомыслием, той открытостью мусульманского общества, о которых писал профессор Сагадеев, можно гордиться. Такого не было в других культурах. Это наша гордость. Наше великое достояние.

. Научная биография о пророке Мухаммаде по фундаментальности не имеет аналогов в мире

— Но сейчас многие совершенно иначе воспринимают исламский мир...

— Естественно. Тогда мы представили миру самую передовую цивилизацию, притом не только в материальной сфере, но и в духовной, особенно в научно-философской области. А чем мы можем особенно гордиться в наше время?!

Надо учесть и следующий очень важный факт. Многие вещи, которые в ту эпоху были передовыми, в наше время выглядят иначе. Возьмите, например, джизью (подушная подать с иноверцев — прим. ред.). Конечно, сегодня надо освободиться от этого. Но это величайшее достижение мусульманской культуры и цивилизации. Тогда, в тех условиях Средневековья и традиционного общества, разрешать людям других религий за мизерную плату свободно исповедовать свою веру — это величайшее достижение. Не надо об этом никогда забывать. Другое дело, что подобное было прогрессивно по меркам того времени. Сейчас это анахронизм.

Нам, мусульманам, не всегда хватает такого исторического взгляда на вещи. В рамках той системы координат, которая была в прошлом, что-то могло быть великим, но сейчас оно совершенно не годится. Пифагор, Гален, Ибн-Сина — все они были светилами. Но для современной медицины Гален и Ибн-Сина — мракобесы. Вы можете себе представить, чтобы сейчас где-то лечили по рецептам Галена или Ибн-Сины? Хотя у них и есть рациональные вещи. Надо всегда смотреть на такие явления в контексте их времени, с учетом того развития. Да, это были великие люди, и мы высоко ценим их наследие и бережно храним память о них. Но это история.

«Я часто говорю своим татарским коллегам: вы же только и говорите о Марджани, его именем называете институты и школы, празднуете юбилейные даты, а его работы до сих пор не можете выложить в интернет»

— Насколько профессор Сагадеев изменил ваше понимание исламской культуры?

— Через профессора Сагадеева я стал знакомиться с иным, интеллектуальным видением ислама. Отчасти и через мусульманских философов, которыми он занимался. Он же был специалистом по фальсафе: Фараби, Ибн-Сине, Ибн-Рушду.

И вот однажды он мне говорит: «Ты татарских мыслителей не знаешь. Поехали в Казань. Будешь их изучать!» До переезда в Москву он работал в Казани. У него здесь были связи. Он знал, что и где лежит. И мы с ним ездили в Казань в конце 70-х — начале 80-х. Ездили и читали. То, что было на арабском, например труды Марджани, естественно, я читал сам. Других, кто писал на татарском, мы читали вместе. Помню, как мы штудировали вместе с ним работы Фахретдина про мыслителей ислама: Ибн-Араби, Ибн-Рушда и других. Он мне переводил те фрагменты, что были на татарском, а арабские отрывки я осваивал самостоятельно.

И тогда я понял элементарную вещь: почему я должен судить об исламе по тому примитивному пониманию, которое меня окружало в детстве? Есть же и иное понимание! Так, благодаря нему и татарским мыслителям я вернулся в лоно ислама. Вот почему я всегда с благодарностью говорю о татарской мысли. Именно благодаря ей я осознал: тот ислам, от которого я отдалился, — это на самом деле не настоящий, не подлинный ислам, который есть в Коране и аутентичной Сунне Пророка.

И под руководством профессора Сагадеева я написал и защитил докторскую по каламу.

. «Татарская теология XIX — начала XX веков стояла на самых передовых позициях в мусульманском мире. И это факт. И до сих пор эта мысль сохраняет свое значение»

— Это был какой год? Сколько вам было тогда?

— В 1984-м. Мне было 37 лет. Наверное, было определенная снисходительность к тому, что я иностранец, но получилось, что я оказался самим молодым доктором по истории философии.

— Получается, встреча с Артуром Сагадеевым изменила ваше мировоззрение?

— Конечно! Хотя мое возвращение к подлинному исламу происходило отчасти через профессора Сагадеева, но больше всего через татарских мыслителей. И я до сих пор считаю, а потому не устаю повторять: татарская теология XIX — начала XX веков стояла на самых передовых позициях в мусульманском мире. И это факт. И до сих пор эта мысль сохраняет свое значение. Мы ненамного продвинулись вперед по сравнению с тем, что было в ней. Она абсолютно актуальна и сегодня. Поэтому наша святая обязанность — возродить эту традицию, а для начала хотя бы освоить ее. Наш священный долг — довести ее и до других. К сожалению, мало кто в мусульманском мире знает про эту блестящую страницу мусульманской культуры.

— А почему?

— Конечно же, отчасти потому, что многие произведения писались только на татарском. Тут мы имеем дело со своеобразной диалектикой жизни. Как говорят: не бывает худа без добра, но, наверное, и добра не бывает без худа. В чем-то мы выигрываем, в чем-то проигрываем. Не зря говорят, что любой прогресс всегда сопряжен с регрессом. Почему? Потому что прогресс — это лишь одна реализованная потенция из множества альтернатив, но тем самым закрывается путь для других альтернатив. Так же и в этом случае. Стремясь сохранить татарскую нацию, они были патриотами и писали на татарском языке. Это положительная сторона. Но отрицательной стороной стало то, что они оказались обособленными от остального исламского мира.

Поэтому важно довести до мира их наследие. Я часто говорю своим татарским коллегам: вы же только и говорите о Марджани, его именем называете институты и школы, празднуете юбилейные даты и так далее, а его работы, в том числе «Мукаддима», которая была написана на арабском языке, до сих пор не можете выложить в интернет, в электронном виде. То же самое относится и к работам Мусы Бигиева. Но сейчас, слава Богу, начались подвижки в этом направлении.

Под руководством профессора Сагадеева Тауфик Ибрагим написал и защитил докторскую по каламу

В РОССИИ ЖИТЬ НЕ ПЛАНИРОВАЛ

— Как строилась ваша научная жизнь после защиты?

— В течение многих лет я занимался переводами на арабский язык, прежде всего философскими. На арабском языке написал несколько работ по истории философии, составлял несколько словарей по философии и другим общественным наукам. Эти работы выдержали несколько изданий и до сих пор переиздаются в арабском мире.

Но в основном это были не собственно исламоведческие работы. Хотя некоторые из них и были посвящены теоретико-методологическим вопросам изучения классической арабо-мусульманской культуры. Прежде всего это была полемика с упрощенным, как я считаю, применением марксистской методологии, особенно при изучении нашего культурного наследия, особенно теолого-философской мысли в исламе.

Некоторые работы требовали особых усилий. Например, на статью «О социальном измерении философских учений» я потратил целых два года. Почему так долго? Мне пришлось поднять очень много источников, чтобы преодолеть доминирующую тогда догму о том, что материализм — это всегда прогрессивно, а идеализм — это регрессивно. Был стереотип, что Европа освободилась от средневековщины именно благодаря просвещению, французскому материализму, Вольтеру, Декарту и так далее. В действительности же дело обстояло чуть ли не с точностью до наоборот. Как показали сами Маркс и Энгельс, материализм подчас был реакционным, в то время как прогресс преимущественно продвигали именно религиозные реформаторы.

Отсюда делается вывод: негативные стороны традиции можно преодолеть только с помощью самой традиции. Только так. Причем это справедливо и актуально в отношении и других культурных ситуаций, в том числе и для исламского мира. Здесь примечателен следующий факт. Когда французский философ и историк религии Эрнест Ренан написал, что религия мешает прогрессу, то Джамаладдин аль-Афгани ответил ему, что ту религиозность, которая мешает прогрессу, можно победить только мечом самой религии.

. «Когда рухнул Советский Союз, из арабских стран ко мне стали поступать просьбы, чтобы я высказал свое мнение, ведь там меня знали как критика марксизма. Но я отвечал, что критиковал лишь с одной целью — чтобы преодолеть догматизм. А сейчас кому это будет на пользу? Это даст лишь дополнительный аргумент мракобесам»

— А исламской темой вы занимались в советский период?

— Обе мои диссертации — и кандидатская, и докторская — посвящены исламской теологии. Но надо иметь в виду тот факт, что в Советском Союзе иностранцу публиковаться было крайне проблематично, особенно на тему ислама. Отчасти именно потому некоторые мои работы тех времен выходили в соавторстве с моим учителем и старшим другом Артуром Сагдеевым. Это, в частности, статьи по теологии и философии в известном энциклопедическом словаре «Ислам» и книга «Классическая исламская философия», которая была переведена на английский, арабский и другие языки.

Труд «Коранический гуманизм» произвел среди мусульман эффект взорвавшейся бомбы, став главным событием в мире исламского реформаторства за последние годы

— Почему гражданство тогда не получили?

— Во-первых, не так уж просто было получить гражданство. Во-вторых, я тогда все время думал, что вернусь в Сирию. Меня относительно хорошо знали в арабском мире. Я был одним из учредителей арабского философского общества. Не загадывал остаться здесь на всю жизнь. Только в середине 90-х подал документы на получение российского гражданства.

— Когда уже не было Советского Союза?

— Мое решение получить гражданство и обосноваться здесь никак не связано со сменой режима. Кстати, когда рухнул Советский Союз, из арабских стран ко мне стали поступать просьбы, чтобы я высказал свое мнение, ведь там меня знали как критика марксизма, точнее, его вульгарного понимания. Но я отвечал, что критиковал лишь с одной целью — чтобы преодолеть догматизм. А сейчас кому это будет на пользу? Это даст лишь дополнительный аргумент мракобесам. И я сказал себе, что больше к арабскому читателю не обращусь. С тех пор практически ни одной работы по-арабски я так и не написал. Сегодня я занимаю ту же позицию и по отношению к религиозной косности. Если я и критикую, то не для того, чтобы разрушать, а для того, чтобы исправить. Критика должна помогать улучшению. Я против нигилизма, стремления разрушить абсолютно все без исключения. Я хочу, чтобы тело выздоровело, а не умерло. Всегда надо работать только на конструктив.

Окончание следует.

Беседовал Рустам Батыр

Тауфик Камель Ибрагим родился 27 апреля 1947 года в городе Джабля, Сирия.

Советский и российский философ и исламовед, специалист по классической арабо-мусульманской философии и исламскому богословию. Доктор философских наук, профессор. Главный научный сотрудник центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН. Председатель российского общества исламоведов. Заместитель председателя экспертного совета высшей аттестационной комиссии при министерстве образования и науки Российской Федерации по теологии. Сопредседатель научного совета РАН «Роль религий в истории».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (80) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
30.04.2017 10:04

Уровень БО ( по сравнению с другими, даже московскими СМИ) постоянно растет!!!

Где вы находите таких интересных и неординарных людей для интервью?!

Спасибо, БО.

  • Анонимно
    30.04.2017 09:30

    Потрясающая история. Спасибо, БО!

    • Анонимно
      30.04.2017 21:55

      Безумно интересная история! Когда же наконец мы начнем сами видеть великих людей !
      Спасибо БО !!

    • Анонимно
      2.05.2017 03:15

      Большое спасибо редакции газеты! Очень интересно, просто супер!!! Публикуйте, пожалуйста, почаще такие умные и познавательные статьи!

  • Анонимно
    30.04.2017 10:00

    когда было выгодно занимался и пропагандировал коммунизм потом когда подули ветры перемен будто "пропагандирует" ислам- его библиография показывает это.

    • Анонимно
      30.04.2017 10:05

      А Вы читали его труды?

      • Анонимно
        30.04.2017 10:25

        начал читать его "Коранический Гуманизм" и сразу в голову пришло и этот человек запрещает мне ковыряется
        в носу

    • Анонимно
      30.04.2017 10:14

      И в советское время он занимался исламской философией. Обе диссертации ей посвящены. Вы сами то чем в советское время занимались?

  • Анонимно
    30.04.2017 10:04

    Уровень БО ( по сравнению с другими, даже московскими СМИ) постоянно растет!!!

    Где вы находите таких интересных и неординарных людей для интервью?!

    Спасибо, БО.

  • Анонимно
    30.04.2017 10:05

    Человек конечно уникальный и многосторонний, но его ревизионизм опасен для мусульман, поскольку он вопреки его утверждению является разрушающим основы и прививающий сомнения к религии вообще.

    • Анонимно
      30.04.2017 23:06

      сомнения к религии - лишь указывают на думающего человека, ищущего истину, а те кто всё познал, отправляются в другие места

    • Анонимно
      1.05.2017 08:26

      Все, что не развивается - погибает.

    • Анонимно
      2.05.2017 13:34

      Истина не боится сомнений, сомнений боятся те. кто следует неистине

  • Анонимно
    30.04.2017 10:08

    Большинство мусульманских ученых фактически единого мнения о джиннах в том числе и его отец а здесь ведете ли не понравилось ему , а кто такой Т Ибрахим то?

  • Анонимно
    30.04.2017 10:26

    учился в школе, работал, потом изучал ислам в худжрах

  • Анонимно
    30.04.2017 10:36

    Все проблема в пиаре и политике пропиарели Т Ибрахима вот его имя на слуху , а так бы седел себя и было широко известен у узких кругах

  • Анонимно
    30.04.2017 10:40

    вот его монографии
    Ибрагим Т. К. Марксизм и арабо-мусульманское наследие. — Бейрут, 1981 (на араб, яз.);
    Ибрагим Т. К. О «Философско-эконо-мических рукописях 1844 года» К.Маркса. — Бейрут, 1982 (на араб, яз.);
    Ибрагим Т. К. О «Диалектике природы» Ф.Энгельса. — Бейрут, 1986 (на араб, яз.);
    Ибрагим Т. К. О марксистском освещении арабского культурного наследия. — Бейрут, 1988 (на араб, яз.);
    Ибрагим Т. К., Сагадеев А. В. Classical Islamic Philosophy. — М., 1990. Арабская версия: аль-фальсафа аль-`арабиййа аль-исламиййа. Бейрут, 2000; Бейрут-Алжир, 2001; Дамаск, 2009.
    Ибрагим Т. К. Русско-английско-арабский толковый словарь по общественным наукам. [В соавт.] — М.—Бейрут, 1992.
    Ибрагим Т. К., Ефремова Н. В. Мусульманская священная история. — М., 1996.
    Ибрагим Т. К. Классическая арабо-мусульманская культура. — М., 1997.
    Ибрагим Т. К., Ефремова Н. В. Путеводитель по Корану. — М., 1998.
    С. М. Н. аль-Аттас. Введение в метафизику ислама (пер. с англ.; в соав. с С. Х. Камилевым). — М.—Куала-Лумпур, 2001.
    Ибрагим Т. К. Коранические чтения. М. — Нижний Новгород: Медина, 2008 (Серия из 4-х брошюр)
    Мусульманская философия (фальсафа): антология (перев. с араб.; в соав. с Н. В. Ефремовой). — Казань, 2009.
    Ибрагим Т. К., Ефремова Н. В. Жизнь пророка Мухаммада. Т. 1-2. — М., 2009—2010.
    Ефремова Н. В., Ибрагим Т. К. Священная история согласно Корану: доисламские древности. – М. – Н. Новгород: ИД «Медина», 2012. – 568 с.
    Ибрагим Т. К., Ефремова Н. В. Священная история согласно Корану. — М.-Нижний Новгород: Медина, 2012; М.: Эксмо, 2012.

    • Анонимно
      30.04.2017 17:47

      стесняюсь спросить - намаз он читает?
      или это уже не важно?

      • Конечно нет! Наш президент тоже не читает и правильно делает! Нельзя энергетику татар отдавать 5 раз на дню арабскому богу!

        • Анонимно
          30.04.2017 18:36

          Господь, Творец, Создатель (вселенной, миров, планеты земля, людей), - Он Единственный. У Него много Имен, на разных языках они звучат по-разному.

          Самое главное нужно понимать, что если дом (жилой, любой) не может сам по себе образоваться, так и планеты не могли сами по себе возникнуть, а тем более такая планета, как Земля.
          Значит, есть Творец. Ему нужно поклоняться. Иудеям и арабам сообщено Имя - Аллах (в иудаизме Элоах). Татары-тюрки являются семитами, поэтому ничего странного в этом нет, что татары обращаются к Богу по Имени Аллах.

          Тем более, за всю историю человечества посланников Аллаха было очень много, в каждый народ направлялся посланник, всего их было около 140 000, но тем не менее, Священные Писания Всевышний ниспосылал только на семитских языках.
          Татары всё правильно делают, что молятся по Корану.

          • Анонимно
            1.05.2017 07:39

            18-36
            Что такое эгрегоры?

            • Анонимно
              1.05.2017 15:04

              07:39 Ээээ, братан, для начала открой в Вики и утонешь в этой эзотерике.

          • Вот может ты и есть семит раз предал веру и своих предков угров и тюрок!

            • Анонимно
              1.05.2017 11:38

              Вроде Ваши предки были теми самими которые 5 раз на дню отдавали энергетику арабскому Богу а вы прозрели вдруг умней своих предков себя считаете?

            • Анонимно
              2.05.2017 03:36

              Это вы, Мурат, предали веру своих предков - великих Булгар, которые добровольно принимали Ислам с 8 века, а официально Волжская Булгария на государственном уровне приняла Ислам в 922 году!
              Язычество (тенгрианство) - это многобожие (поклонение богу вечно голубого неба, богу ветра и еще множеству вспомогательных божков), т.е. это по сути идолопоклонство, поклонение природным стихиям, т.е. поклонение тому, что создано Богом, творениям Бога, а не Самому Богу!
              Но поклоняться творениям Бога глупо и бессмысленно, т.к. они сами (эти творения) Сотворены Богом, т.е. не всесильны, не совершенны и не всемогущи, а полностью зависят от Бога, от Его Воли! А Всесилен, Совершенен и Всемогущ только Один Бог (Всевышний Аллах, который является Господом всех миров, Творцом и Создателем всего, что есть во Вселенной, на Земле, Небе, Воде и т.д.!
              А у вас пока еще совсем примитивные взгляды. Желаю больше познавать и придти к Истине! Удачи и всего доброго вам!

        • Анонимно
          2.05.2017 03:23

          Мурат, как вы глупо и примитивно сказали! Бог не имеет национальности по определению! То, что Заключительное Божественное Откровение - Священный Коран был ниспослан всему человечеству Земли через Пророка Мухаммада (мир ему), это не значит, что Бог арабский!
          У вас очень мало знаний о религиях, но такие люди как вы , считают себя всезнающими, увы.
          Бог Один и Он Един для всего человечества!
          Вы язычник?

        • Анонимно
          2.05.2017 13:38

          Мурат абый. ну и занесло же тебя... По твоей голике Тенгри - это тюркский бог. А дальше давай начнем выяснять чей бог круче? так что ли? Многобожник ты, вот и все.

      • Анонимно
        2.05.2017 13:36

        читает человек намаз или нет - это касается лишь его отношений с Аллахом. а в плоскости людей такие вопросы - это проявление инстинкта гопника - какого чвета шапочка? синяя - наш. черная - враг.

        • Анонимно
          2.05.2017 21:09



          Если человек претендует быть исламским ученым, то для начала должен быть мусульманином.

          А если намаз не читает, уразу не держит, а поучает российских мусульман, как им жить, а до этого поучал арабов как быть марксистами?

          • Анонимно
            3.05.2017 20:41

            Если врач запрещает курить и при этом сам курить как можно верить и доверять такому? Пророк (САС) и сам совершал намаз и призывал своих последователей совершать намаз. что Т Ибрахим круче и святее Пророка(САС)

  • Анонимно
    30.04.2017 10:41

    Вот видите, есть, оказывается у нас люди, понимающие Ислам лучше любого арабского проповедника. Странно, что наше ДУМ РТ совершенно с ними не советуется, а продолжает тянуть народ в трясину средневекового мракобесия. Видимо, не выгодно иметь просвещенный народ...

  • Анонимно
    30.04.2017 10:42

    Всегда считал и считаю, что доктор философии должен иметь как минимум кандидата математических, физических, химических или биологических и т.д.- то есть ЕСТЕСТВЕННЫХ наук. Здесь всё сошлось. Сравните: заканчивают юридический, а защищают кандидата экономических и т. п.

  • Анонимно
    30.04.2017 11:04

    Спасибо за интересное интервью!

  • Анонимно
    30.04.2017 11:09

    Я часто говорю своим татарским коллегам: вы же только и говорите о Марджани, его именем называете институты и школы, празднуете юбилейные даты, и так далее, а его работы, в том числе «Мукаддима», которая была написана на арабском языке, до сих пор не можете выложить в интернет, в электронном виде. То же самое относится и к работам Мусы Бигиева

    почему так говорит про труды Марджани кому надо нашел и даже выставляли в интернет

    • Анонимно
      30.04.2017 11:24

      я в интернете тоже Мукадлиму найти не могу.

      • Анонимно
        30.04.2017 14:43

        Для подавляющего числа татар Марджани не доступен рядовому татарину. Не достаточно политической воли и специалистов для перевода с арабской графики на кирыллицу, а иногда и с арабского языка, трудов Марджани. Для чтения даже татарских текстов написанных арабской графикой не достаточно знания арабского алфавита. Есть нюансы, нужен опыт.

  • Анонимно
    30.04.2017 12:08

    Чувствуется, что Тауфик Ибрагим очень уважительно относится к Исламу, и более того, является знатоком, ученым.
    Но в интервью вы не спросили Т.Ибрагима является ли он искренне верующим? Между строк ответ был виден, что не является верующим на 100%.

    В его словах в интервью часто прослеживается термин «традиции». То есть ученому интересны исследования, как сложившаяся традиция оказывала влияние на развитие общества, а какие догмы того времени тянут современное общество в средневековье.
    На мой взгляд, ни одна норма Корана не тянет общество в средневековье. Главное правильно понимать смысл, о чем как раз и говорит Т.Ибрагим, что очень правильно.
    Например, современному обществу необходимо дать очень четкое толкование, почему Пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) Всевышним было дано поручение защищаться от агрессоров, и почему эти нормы были только для него, и не для кого более. В Коране речь идет только о защите от агрессии. Например, если завтра США нападет на Россию, то Россия будет защищаться, и Пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) было дано поручение защищаться, в то время на него нападали свои же арабы, которые были язычниками, он именно им и давал отпор. Это всё надо разъяснять людям.
    Т.Р.Ф.

    • Анонимно
      2.05.2017 03:39

      На мой взгляд, ни одна норма Корана не тянет общество в средневековье. Главное правильно понимать смысл, о чем как раз и говорит Т.Ибрагим, что очень правильно
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/344590

      -----------------------------------------------------------

      Вы абсолютно правы!

  • Анонимно
    30.04.2017 12:10

    Существует мнение исламских ученых, что во время Второго пришествия Иисуса Мессии (Иса Масих, мир ему) людям будет дано правильное толкование всех Священных Писаний.
    По хадисам Второе пришествие Исы Масиха (мир ему) будет перед началом периода Ахыр Заман (само начало периода может продлиться несколько десятков лет).
    Явными признаками наступления Ахыр Заман будет являться: воровство, как норма; несправедливость будет преподноситься за силу, а справедливость за слабость; женщины-карьеристки, ценности семьи на втором плане; состязательность в строительстве высотных здания и т. д. Это всё происходит в полный рост. Именно в последние 20 лет бушуют эти явные признаки. Выводы делайте сами.
    Перед Вторым пришествием Иисуса Мессии (мир ему) будет приход Махди, праведный правитель. По иудейским представлениям также считается, что будет Машиах бен Давид и Машиах бен Иосиф. Иисус Мессия (мир ему) из колена Давида-Иеhуды, а праведный правитель, вероятно, будет из колена Иосифа, но с присутствием кровей Исмаилитов по роду Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), как у Юсуповых. Но здесь сложно что-либо утверждать на 100%, в каком государстве появится настоящий Махди, и каким образом он придет к власти. Арабы уверены, что он будет чистокровный араб (хотя в хадисах такой категоричности не было). И потом, как арабская страна сможет бороться против таких армий, как США, в целом блок НАТО, Китай, в случае чего.
    Посмотрим. На всё воля Господа.
    Т.Р.Ф.

  • Анонимно
    30.04.2017 14:39

    30 томов опубликовать - денег стоит. Много штук нефти продать надо.

  • Такие люди очень опасны для общества! Ревезируя Марксизм или Ислам и выбрасывая из него мракобесие,что составляет их основу они могут продолжить агонию как идеологию марксизма,так и и внедрение рафинированных идей семитских религий для умных людей,которые станут либо левыми.либо образованными исламистами!

    • Анонимно
      2.05.2017 03:42

      В Исламе нет мракобесия! У вас явно не хватает знаний! Больше просвещайтесь, нельзя так поверхностно рассуждать!

    • Анонимно
      2.05.2017 09:15

      я удивляюсь вы своих предков называете мракобесами?

  • Благодарен БО, так как ранее, я уже много раз в своих комментариях поднимал проблему развития исламской теологии, в том числе татарской. Теперь эта проблема зазвучала из уст Т. Ибрагима. Уважаю его учителя, как основателя российской компаративной философии (компоративистики). Тот формат исламоведения, который сейчас задан в Татарстане не актуален и не реагирует на современные вызовы современности. Именно этому были посвящены мои лекции, которые я читал 5 лет назад, по приглашению Ильдуса-хазрете для форума мусульманской молодежи. Все четыре лекции прошли под общим названием : "От мусульманской психологии к мусульманской теологии. Транс-ислам в эпоху постмодернизма"). Это было в Булгарах.
    Надеюсь, что вышеприведённый материал вышел на основании чаяний многих читателей (в т.ч. меня) , а не на основании соображений , вызванных формируемой Исламской Академией в Булгарах, где мне пришлось быть одним из первых преподавателей для мусульманской молодежи, которая весьма талантлива в своей основе!

    • Анонимно
      2.05.2017 13:41

      к сожалению складывающаяся система образования в БА быстро избавит студентов от их талантов, превратив в бездумную серую массу бездушных религиозных всезнаек.

  • Анонимно
    30.04.2017 15:34

    Что есть очень нужного в Исламе для современного общества? Да, практически всё.
    1. Садака нуждающимся. В иудаизме называется Цдака.
    2. Раздавать мясо нуждающимся (Курбан). В иудаизме — Корбан.
    3. Читать молитвы и держать пост. Очищает ауру и помыслы. В иудаизме есть и каждодневные молитвы по времени, и пост.

    Что нового в Коране в отличии от иудаизма:
    - Отказ от процентов (ростовщичество) Экономика «дышит», предприятия работают, люди радуются. Посмотрите, как развиваются страны Персидского залива, при том, что живут в пустыне без воды и почвы, а кроме нефти у них ничего.

    Что касается многоженства, то многоженство было и при Пророке Иакове (Исраил, мир ему), у которого, как известно было четыре жены: Лия, Рахиля, Бэлла, Зельфа.
    Коран это продолжение религии первых Пророков. В Коране так и говорится, что Ислам это религия ханифа Ибрагима (Авраам, мир ему). СЛМ-ШЛМ — означает Мир.
    То есть единственное отличие Ислама от религии первых Пророков — это только отказ от ростовщичества. Причем «давать деньги в рост иноплеменцам» изначально то же было нормой от Всевышнего, об этом говорится в Ветхом Завете (Второзаконие). В Коране же эта норма отменяется, что очень логично (подумайте сами почему, чем отличаются времена несколько тысяч лет до н.э. с реалиями обществами текущей эры).
    Многие люди уже начинают понимать, что все Священные Писания от Единого Бога, но продолжают враждовать между собой уже по инерции, также передается из поколения в поколения.
    Приход Махди и Второе Пришествие Исы Масиха (мир ему) исправят положение в мире.
    Будем ждать. Но это будет время больших испытаний.

    • Анонимно
      30.04.2017 18:18

      Вы лично рассчитываете дождаться Второго Пришествия?

      • Анонимно
        30.04.2017 18:34

        Так как вышеуказанные признаки начала периода Ахыр Заман уже вовсю наблюдаются, то приход Махди, а затем и Второе пришествие - это вопрос нескольких лет.
        Уверен, что всё будет до 2025 года.
        Махди возможно уже начнет проявляться и в этом году, но правителем он станет к 2022 году, а потом через некоторое время будет Второе пришествие.
        Живем в очень тяжелое время, но с другой стороны, - время наступления Библейских и Коранических предопределений.

  • Анонимно
    30.04.2017 18:33

    ПрофессорТауфик-Ибрагим - один из очень немногих, кто может дать оценку татарской мусульманской мысли конца 19-го и начала 20-го веков на фоне мировой мусульманской мысли того времени. Его оценка татар дорогого стоит. "Мукаддиму" Ш. Марджани я предлагал перевести еще 25 лет назад, даже сам был согласен это сделать. Но было сказано, что придут молодые арабисты и переведут. Они пришли, но до сиз пор не перевели. С 1981 года за 10 лет были переведены с арабского языка на русский избранные биографии знаменитых людей ислама, живших с 7-го века и до конца 19-го из 6-ти томного рукописного био-библиографического словаря Ш. Марджани. Этот перевод давно готов, но его до сих пор не издали. Он лежит в архивах Института истории АН Татарстана. Мы не можем показать даже то, что мы уже сделали. Если в таком же стиле будет функционировать и Булгарская исламская академия, мы далеко не продвинемся в исламской современной мысли. Нет у нас, у татар, динамики. Все это бездействие говорит о том, что у нас нет человека, который бы определял стратегические направления в этой сфере. Ш. Марджани - это наш фундамент, его Мукаддиму и Биографический словарь надо было издавать в первую очередь, а лишь потом Бигиева, Фахретдинова и других деятелей
    Далее, уже почти изданы более 10 томов татарского исламского наследия на русском языке. Но широкая публика об этом даже не знает. Об этом я не слышал и на татарском ТВ, В отличие от евреев мы, татары, не знаем, что такое пиар, мы ведь очень гордимся своей знаменитой "скромностью". Наш язык умирает, а мы скромно молчим. Из своей же "скромности" до сих пор не открыли Национального университета
    Рафаэль Мухаметдинов.

    • Анонимно
      30.04.2017 19:07

      Т.Ибрагим обратил же внимание, что татары из-за патриотизма стараются свои труды издавать только на татарском языке, то и широкому кругу они неизвестны. Вроде правильно, но указал и на обратную сторону медали.

      Евреи, что сделали. Они сделали английский язык мировым, и этим инструментом вовсю пользуются.
      Что делаем мы, татары? Всевышний нам дал такой инструмент, как русский язык (по сути международный, так как на нем разговаривают очень много народов от Дальнего Востока до Турции), но татарам кто-то внушил, что русского языка надо остерегаться. Эта была хитрая политика КПСС, чтобы татары стали бояться слова «урэс». А всё почему? Потому что русский язык есть не что иное, как татарский язык впремешку с греческими, латинскими, французскими, немецкими словами. Более половины слов в русским языке татарские. Это такой мощный международный инструмент, который создали предки татар, но современные татары всячески стараются шарахаться от него. Но здесь КПСС конечно свою лепту внесли, чтобы татары не гордились.

      Посмотрите, что сделал Ф.Сибагатуллин, когда написал книгу «Татары и евреи». Он написал её на русском языке. Направил всем депутатам, членам Правительства, известным культурным деятелям. Направил во все страны, также перевел на английский язык и направил в Лондон и США.
      То есть книгу историка-любителя прочитал, можно сказать, весь мир.

      • Анонимно
        1.05.2017 22:21

        ЗДЕСЬ ПРИЧИНА ДРУГАЯ. Ф. Сибгатуллин в своей книги "Татары и евреи" "доказал", что еврей на территории России начали жить на 5-6 веков раньше чем сами русские. Вот за такую ценность умные евреи быстро и перевели на английский и издали огромными тиражами и распростронили по миру. Ведь проект Новой Хазарии не снят с повестки дня.

    • Анонимно
      30.04.2017 21:12

      Издавать труды Марджани и др. просветителей мешают издавать кадимисты, которые работают в вашем же Институте истории, поэтому они и лежат в архиве.

      • Анонимно
        1.05.2017 06:02

        Всех кадимистов из института истории давно перетащили в российский исламский институт

        • Анонимно
          1.05.2017 15:08

          06:02 Как, вообще, они собираются выживать в грядущих через 3-5 лет bitcoin и block chain технологиях?

        • Анонимно
          1.05.2017 20:54

          Кадимисты очень не хотят чтобы люди узнали взгляды татарских просветителей и всячески препятствуют этому.

    • Анонимно
      1.05.2017 06:01

      Уважаемый Рафаэль. Никаких рукописей переводов Марджани в институте истории не хранится. Не вводите читателей в заблуждение. Все, что касается богословского наследия татар лежит теперь в шкафах Российского исламского института

      • Анонимно
        1.05.2017 15:12

        06:01 А неизданные Резы Фахретдина из фондов СПб архива востоковедения тоже туда привезли?

    • Анонимно
      1.05.2017 17:41

      Ув. Рафэль, я думаю, причина такого пренебрежительного отношения к богословскому наследию татарских мыслителей и, вообще, к исламоведческим исследованиям в Институте истории АНТ заключаются в личности его директора. Академик Хакимов очень предвзято и необъективно относится к вероучению Ислама, отсюда и результаты, вернее, отсутствие результатов в этой важной области.
      Т.Б.

      • Анонимно
        2.05.2017 03:54

        Уважаемый академик Хакимов - прекрасный ученый-историк и замечательный, интеллигентный, честный и порядочный человек, но, к сожалению, Ислам он просто недостаточно хорошо знает, у него не хватает глубокого знания Ислама, поэтому он некоторые понятия, касающиеся Священного Корана и Сунны, неверно толкует. Хочется пожелать ему глубже изучить Коран и Сунну!

  • Анонимно
    30.04.2017 21:25

    Ну раз о Тауфик Ибрагиме опять заговорили, то волей-неволей приходится и нам вновь напомнить о том, что Гейдар Джемаль выступил с критикой нижегородского муфтия Умара Идрисова за издание книги Тауфика Ибрагима, которого он считает «муртадом» («вероотступником»). Очень хотелось бы почитать аналитику о Джемале, о его понимании Ислама.

    • Анонимно
      30.04.2017 22:10

      Россия (светская), если уж стала поддерживать Асада, то перед этим надо было четко сказать Асаду отказывайся от алавизма, прояви гибкость по отношению к народу, тогда и поможем в случае агрессии со стороны США.
      А сейчас там ничего неправильно.

      • Анонимно
        1.05.2017 15:33

        22:10 Вот здесь как раз и нужно понимание философии религии и теологии на уровне выше обрядности и догматики.
        Нашим правителям нужен лидер не из превалирующей части исламской уммы планеты, т. е. не из суннитов. Отсюда ставка на немусульман-алавитов и (ситуативно) на шиитский Иран. Наши лидеры рассчитывают держать в подчинении "неэлитную" массу трудящихся в нашей стране прежде всего идеологией ортодоксального православия и "местного" суннизма, реально никак не связанного с основной частью международной исламской уммы. Для марксиста (и политолога-философа) Т. Ибрагима здесь все понятно. И не только для него.

    • Анонимно
      2.05.2017 03:56

      Вот это очень интересно! Гейдар Джемаль умнейший человек и лучший мыслитель нашего времени, поэтому надо прочитать об этом и проанализировать.

  • Анонимно
    1.05.2017 06:04

    Никто не мешает Ибрагиму самому издать "Муккадиму", а не указывать начальственно татарским коллегам. Это будет намного лучше, чем тома бессмысленной философии.

    • Он и так, будучи иностранцем, многое сделал для гуманитарной российской науки.

      • Анонимно
        1.05.2017 14:00

        Он может подготовить перевод а ИД Медина издаст в чем проблема та?

        • Анонимно
          1.05.2017 15:38

          14:00 Вам же сказано: он не считает себя достаточно компетентным филологически в арабизированных текстах татарских авторов.

          • Анонимно
            1.05.2017 20:30

            это как ?? а на что тогда он опирается и делает выводы ?? если он не компетентен ? если Т Ибрахим не компетентен то кто тогда Батров?

  • Анонимно
    1.05.2017 08:17

    Уникальный человек! Спасибо за статью.

  • Анонимно
    1.05.2017 13:05

    Тот момент когда обычные люди говорят про Ислам,с таким же успехом можно было взять интервью у местного бабая,который ходит в мечеть и то больше правды высасали бы...

  • Анонимно
    1.05.2017 13:43

    Присоединяюсь ко всем, благодарен БО за статью. Живу в Мск, но кажется чаще читаю БО чем местные ресурсы)

  • Анонимно
    1.05.2017 17:59

    /Вы можете себе представить, чтобы сейчас где-то лечили по рецептам Галена или Ибн-Сины? /
    В тибетской медицине,говорят, используются методы Ибн -Сины и лечат они получше европейских врачей некоторые вещи.

    • Анонимно
      2.05.2017 04:03

      Да, вы правы, сейчас во многих странах используют методы и рекомендации Ибн Сины для лечения, так что тут ошибается.

  • dembel
    1.05.2017 18:23

    Спасибо за то, что татарский язык еще не объявили экстремистским.

  • Анонимно
    2.05.2017 00:37

    Тауфика Ибрагима надо поставить ректором Исламского университете в Булгаре. Такие люди должны приносить пользу нашему обществу и всему миру. Этот передовой ислам должен изменить видиние многих исламских государств.

    • Анонимно
      2.05.2017 09:14

      Т Ибрагиму надо возвращатся в Сирию работать для своего народа.

      • Анонимно
        2.05.2017 13:47

        в Сирии доктора ТИ оценить некому. Как из пушки по воробьям. микроскопом гвозди. Подъем ислама начнется не в Сирии а в России.

    • Анонимно
      3.05.2017 01:16

      Нет, он некоторые вещи поверхностно понимает, к сожалению.
      Он упрощенно, линейно мыслит, но все равно он много интересного рассказал. Спасибо редакции газеты.

  • Анонимно
    2.05.2017 10:31

    Великий!

    БО, спасибо, что опубликовали!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль