Политика 
6.05.2017

«У власти сужается пространство идеологических схваток, но есть ресурс – Советский Союз»

Опрос недели: Найдет ли Кремль противоядие от Навального и Ко?

Сегодня российская оппозиция пройдет маршем по проспекту Сахарова в Москве в пятую годовщину начала «Болотного дела». После Крыма, санкций и кризиса у оппозиции стало больше или меньше шансов победить и прийти к власти, чем пять лет назад? Социальная база протестов выросла или, напротив, идет на спад? Что может противопоставить новой Болотной и Сахарова российская власть? «БИЗНЕС Online» отвечают Александр Проханов, Михаил Делягин, Дамир Исхаков, Виктор Шендерович, Дмитрий Орешкин и другие.

... Сегодня в Москве российская оппозиция пройдет маршем в честь пятой годовщины начала «Болотного дела»
Фото: ©Артем Житенев, РИА «Новости»

«НЕСИСТЕМНАЯ ОППОЗИЦИЯ РЕШИЛА В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ МОНЕТИЗИРОВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Александр Проханов — писатель:

— У оппозиции появились новые козыри. В этом ее заслуга. А именно — помимо прежних лозунгов, которые она брала на вооружение, таких, как сменяемость власти, реформа судебной системы, честные выборы, она стала брать на вооружение советские, левые лозунги. Такие, как «Долой безработицу!», «Преодолеем бедность!», «Власть должна ответить за забастовку дальнобойщиков!», «Власть устраивает, что дети привилегированных, элитарных чиновников становятся главами корпораций!». Одним словом, оппозиция взяла на вооружение левые лозунги, и этим самым она усилилась. А эти левые лозунги не находятся ни в лексиконе компартии, которая ведет себя тихо, ни в лексиконе самой власти. В этом смысле у оппозиции появилось идеологическое преимущество.

Власть пока что оппозиции может противопоставить силовые приемы, национальную гвардию, некоторые элементы, связанные с победой, которая объединяет патриотическую часть общества. У власти сужается пространство идеологических схваток, но мне кажется, что у нее есть некий ресурс в идеологическом поле. Этот ресурс именуется Советским Союзом. И хотя либералы протягивают туда руки, используя советские лозунги, эти руки обжигаются, когда они касаются Ленина и Сталина. Поэтому советские ресурсы не могут быть ими использованы. А власть пытается выудить из советского опыта все самое привлекательное, но самое невинное — такое, как демонстрации профсоюзов с шариками и лозунгами или значки ГТО, звание Героев труда или даже эти великолепные военные парады.

Но для власти этот Советский Союз тоже загадочный и враждебный, хотя внутри у советского опыта, советской прекрасной эры, исчезнувшей структурно и материально, остаются огромные духовные богатства, огромная мечта. Это русская мечта о справедливости, о благе, о гармоничном бытие, о развитии. И кто использует вот этот опыт, тот и будет сильнее в идеологической сфере. А что касается уличных столкновений, ну что ж, у оппозиции множество новых технологий — это технология выйти с детьми, технология избиения младенцев, технология подставить детей под дубинки, а то не дай бог — и под пулеметы, обагрить детской кровью улицы Москвы. Это, конечно, страшно. До этого не следует дело доводить, а следует сражаться в области этих великих смыслов. Кто победит в этой сфере, тот победит и на улицах.

Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации:

— Сейчас шансов меньше. Пять лет назад было больше романтики по отношению к этой оппозиции. Сейчас после Украины примерно понятно, что наша либеральная оппозиция хочет вести Россию по украинскому пути, и это довольно здорово пугает людей. Так что у них шансов меньше. Другое дело, что государственная политика, которая разрушает экономику... Санкции, которые наложены на нас Западом, — ничто на фоне санкций, которые наложены на нас правительством Медведева и Банком России Набиуллиной. Это, конечно, разрушает нормальную жизнь и способствует росту неприятия государства. Но пока у оппозиции шансов меньше. Я думаю, что шансы устроить майдан появятся, если будет продолжаться соответствующая социально-экономическая политика, где-то после президентских выборов.

Российские власти, во-первых, должны соблюдать законность, потому что огромное количество недовольных возникает именно из-за нарушения закона. Скажем, после фильма Навального в адрес Медведева должен сидеть либо Навальный за клевету, либо Медведев, если обвинение окажется правильным, либо они оба, если обвинения окажутся частично правильными и частично неправильными. Когда премьер-министр начинает отлаиваться, ничего содержательного не говоря, складывается впечатление, что он просто подтверждает обвинения в свой адрес, и ничего больше. А это производит сильное и глубокое впечатление. Естественно, это тоже подпитывает протест.

Самое главное — государство должно проводить политику развития, а не политику разрушения страны. Когда ставка по кредиту выше рентабельности большинства отраслей, это означает, что наша экономика и бизнес не могут нормально развиваться. Ситуация, когда человек чем беднее, тем больше платит налогов, потому что богатый человек через индивидуальное предприятие может платить 6 процентов, а если человек имеет доходы на уровне прожиточного минимума, то в фонд оплаты труда забирает более 39 процентов. Это совершенно бредовая и нелепая ситуация. Когда у нас не гарантируются почти никакие права, прописанные в Конституции, начиная с права на жизнь, когда 10 процентов, по официальной статистике, имеют доходы ниже прожиточного минимума, это значит, что они по смыслу слов лишены права на жизнь, не живут, а медленно умирают. Если государство начнет заниматься развитием, то оно просто выбьет почву из-под ног оппозиции, потому что ей нечего будет говорить, так как разумная часть требований будет реализована. Останется только неразумная часть, которая откровенно бредовая. Но господин Медведев с госпожой Набиуллиной, судя по всему, на это не способны. Поэтому сейчас люди еще понимают, что если пойти за оппозицией, то она приведет к майдану и будет ситуация хуже, чем на Украине. А где-нибудь весной следующего года будет не до этого, потому что условия жизни станут совсем плохими, людям будет не жалко ни себя, ни своих детей. Тогда у оппозиции появится хороший шанс.

Алексей Мухин — гендиректор центра политической информации:

— У оппозиции стало меньше шансов. Она практически вся умещается в маргинальной части партийно-политического поля и не желает баллотироваться, скажем, на муниципальном уровне, а сразу хочет в Думу и президенты. Это делает ее ожидания завышенными и автоматически маргинализует, то есть население перестает воспринимать их всерьез, к сожалению для нашей несистемной оппозиции. Протесты, которые они организуют, как правило, заканчиваются только одним — конфликтом с правоохранительными органами. Судя по всему, несистемная оппозиция решила в какой-то степени монетизировать свою деятельность, все идет по накатанной: сначала провоцируются массовые задержания, затем суд их оформляет, и ребята идут в ЕСПЧ, где им, что называется, на потоке, как они надеются, будут выделять значительные финансовые средства. Вот и весь протест.

«РОССИЯ ИСЧЕЗЛА, ДЕТОРОДНОЕ ЛОНО ЕЕ ПЕРЕСОХЛО, ТАМ ПЕРЕСТАЛИ РОЖДАТЬСЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОППОЗИЦИОННЫЕ ПОЛИТИКИ»

Николай Сванидзе — историк, тележурналист:

— У оппозиции не больше и не меньше шансов прийти к власти, их вовсе нет. Не было и в 2012 году, а были тогда, скажем так, шансы поколебать действующую власть. Впрочем, и сейчас есть возможности как-то повлиять на линию власти. Потому что она, несомненно, чувствует определенную неуверенность. Связано это с очень большими проблемами в социально-экономической области, с тем, что уже растаял эффект Крыма, такой объединяюще-мобилизующий, во многом искусственный, но действенный. Плюс повлияли события 26 марта, когда довольно много народу неожиданно вышло на улицу. И эти бандитские атаки с поливанием зеленкой Навального, с одной стороны, вроде бы они производятся провластными структурами, а с другой — сама власть от этого скорее теряет, чем выигрывает, и она это понимает.

Противоядие от Навального? Не знаю. Потому пока власть сама его и усиливает. А социальная база протестов расширилась, на мой взгляд. Потому что в 2011 - 2012 годах это был средний класс, интеллигенция. Сейчас, я бы добавил, не только база протестная, база идейная расширилась. Тогда это было несогласие, были скорее эстетические моменты. Сейчас это моменты социальные, и выходит не только либеральная публика.

Дмитрий Орешкин — политолог:

— Шансов, конечно, больше не стало. Дело в том, что в России, как и в Советском Союзе, уже нет оппозиции. Оппозиция — это то социальное явление, которое защищено законом и по правилам, принятым в стране, имеет право претендовать на власть. Если эти права не соблюдаются, если используются незаконные практики, чтобы исключить неугодных деятелей из политического процесса, то это уже не оппозиция, а диссидентура. В Советском Союзе не было никаких шансов на власть у диссидентов, и они это прекрасно понимали, потому что не были оппозицией, они были именно диссидентурой. Так же и сейчас. Какие шансы на власть, скажем, у Навального, Ходорковского или еще у кого-то? Они просто исключены из политического процесса, поэтому заблуждаться на этот счет не приходится. Или у того же Бориса Ефимовича Немцова, который как раз был, может, последним представителем оппозиции, потому что был единственным легальным депутатом, избранным, правда, в Ярославскую думу. И мы все знаем, чем вся эта история закончилась. Поэтому, конечно, шансов нет, и в этом проблема. Такого рода режимы меняются не в процессе смены одного руководящего блока на другой, как в развитых странах, где существует логика оппозиции, где существует оппозиция Ее Величества. А у нас власть меняется в процессе крушения всего и сразу. Это плохо, потому что именно все и сразу, не просто какая-то часть политики, а все: и система ценностей, и приоритеты, и экономика, и религия, и все что хочешь.

Социальная база поддержки у диссидентуры выросла. Действующая власть вызывает все больше раздражения. Соответственно, поддержка альтернативных решений растет. Но проблема в том, что легальных способов вербализировать нарастающее непонимание, разочарование, раздражение, предложить другую политику или ее каким-то образом реализовать, нет. Поэтому будем ждать, когда накопится какой-то критический потенциал, когда окажется, что уже все не работает, и тогда произойдет всеобщее крушение. Я не хочу сказать, что это будет называться революцией, но это будет называться какой-то радикальной переменой при оставшейся структуре, то есть придет какой-то новый человек, который скажет: «Я все сделаю по-новому», — и начнет все то же самое, потому что будет таким же авторитарным лидером. Истинная проблема заключается не в том, чтобы найти хорошего лидера и убрать плохого, потому что любой хороший лидер, решая свои политические проблемы, неизбежно делается плохим в глазах массового мышления рано или поздно, а в том, чтобы поменять систему выработки политических решений. Она у нас в 90-е годы в правильном направлении развивалась, и появлялись оппозиционные деятели типа Жириновского, Зюганова, Явлинского, Лебедя. А потом вдруг Россия исчезла, детородное лоно ее пересохло, там перестали рождаться альтернативные оппозиционные политики. К чему бы это?

«ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ОЧЕРЕДНОЙ ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫЙ В НАШЕЙ СТРАНЕ — ЭТО РАБОЧИЙ ИЗ ГОРОДА ЛЮБЕРЦЫ»

Илья Яшин — политик:

— Во-первых, я бы не стал придавать особого значения этой акции. Да, ее организует одна из оппозиционных групп, но не самых заметных и не самых многочисленных. Я думаю, что именно поэтому она и получила согласование на проведение, потому что власти понимают, что акция будет не очень многочисленная. И я не знаю, чтобы кто-то из известных оппозиционеров планировал принять в ней участие. Это такая частная инициатива, можно сказать, группы наших соратников. Во-вторых, такой более-менее объективный замер состояния оппозиции, мне кажется, можно делать по акции 26 марта, которая состоялась в Москве и других городах. Она показала, что те идеи, которые высказывает оппозиция, те вещи, о которых она говорит, по крайней мере демократическая оппозиция, находит отклик, понимание. Все это свидетельствует о том, что оппозиция затрагивает действительно волнующие людей темы. Именно поэтому такая жесткая реакция у власти была.

Что касается базы социальных протестов, она, очевидно, выросла за последние годы. Если в 2011 - 2012 годах сторонниками оппозиции в основном были представители среднего городского класса, то сейчас гораздо больше молодых людей стало выходить на протестные демонстрации, людей каких-то рабочих специальностей. Например, вы знаете, что очередной политзаключенный в нашей стране, который обвиняется в нападении на полицейского 26 марта, — это рабочий из города Люберцы? То, о чем говорит оппозиция касается всех, а не каких-то узких групп людей: проблема коррупции, проблема социальной несправедливости. Поэтому и людей становится больше на демонстрациях.

Виктор Шендерович — писатель:

— Сама постановка вопроса кажется мне некорректной. О приходе оппозиции к власти можно говорить там, где есть механизмы выборов, механизмы разделения властей. Вот во Франции, в Германии, в Америке можно говорить о приходе оппозиции к власти. В России все это демонтировано давно, и при Путине никаких выборов не будет. И оппозиция в политическом смысле к власти не придет, разумеется. Не может прийти. Смена власти случится, к сожалению для меня, в режиме обрушения власти, а не в режиме перехода в стадии выборов. Поэтому наш выход не имеет никакого отношения к собственно политической борьбе.

Мы напоминаем о том, что пять лет назад был совершен фактически захват власти и переход в рамки полицейского государства. Мы эту годовщину отмечаем и напоминаем о том, что в России есть политические заключенные. Это совершенно, скажем так, моральная акция, а не политическая. Разумеется, социальная база протестов выросла из-за некоторого количества глупостей, которые совершает власть. Из-за коррупционности и несменяемости власти база вырастает. Прибавились и дальнобойщики, и те, кого не было пять лет назад.

Марсель Шамсутдинов — и. о. лидера татарстанского отделения «Парнаса»:

— Шансов у оппозиции стало больше. Потому что, кроме санкций, Крыма, произошли следующие вещи: снижение уровня жизни россиян, падение курса рубля в два раза, экономический кризис, обвинения в коррупции премьер-министра Медведева, недавние публикации о назначении сына Рогозина, сына Патрушева и т. д. Все эти факты произошли после 2014 года, и они приближают победу оппозиции. И социальная база протестов, я думаю, выросла прежде всего из-за экономического кризиса, который неизбежно проявляется в феодальной стране. А в феодальном государстве неминуема деградация экономики.

Я скажу, что власть может противопоставить, но она никогда не пойдет на это. Она может поддерживать честные выборы, свободу слова, разнообразие мнение на всех государственных каналах, публичное обсуждение путей развития нашей страны, публичное расследование фактов коррупции и т. д. Но, повторю, этого никогда не будет, потому что это значит посадить себя в тюрьму.

«ОТ ТАТАР НИЧЕГО ХОРОШЕГО ПО ОТНОШЕНИЮ К НАВАЛЬНОМУ НЕ БУДЕТ»

Артем Прокофьев — депутат Госсовета РТ от КПРФ:

— По поводу шансов оппозиции, это сложный вопрос. Мы сейчас находимся в ситуации внешнего давления, происходят серьезные внешние вызовы, которые, как правило, объединяют население. Но в то же время есть элемент определенной усталости. Мы понимаем, что то, что происходило в 2014 году и даже в 2015-м, и то, что происходит сейчас, это уже разные ситуации. Повторю, у людей есть усталость от постоянной внешней повестки, от позиционирования внешней угрозы и т. д. И в этом смысле, мне кажется, мы находимся в такой критической точке, и дальнейшее развитие ситуации зависит и от стратегии оппозиции, но в гораздо большей степени от стратегии власти, от стратегии Кремля.

Откровенно говоря, сегодняшний марш в Москве никакой угрозы не представляет. Он скорее важен для оппозиции с точки зрения консолидации. У власти другая проблема — это стратегия на будущее. Нынешняя ситуация требует какой-то внятной стратегии и диалога с обществом в том числе. Падают доходы населения, проблемы экономики и те решения, которые принимаются на фоне кризиса, носят скорее раздражающий характер. Например, когда у нас крупные олигархи не являются налоговыми резидентами и одновременно на граждан через разные формы растет финансовая нагрузка. Все это требует нового разговора с обществом.

Ркаил Зайдулла — драматург, главный редактор журнала «Гаилә һәм мәктәп»:

— У оппозиции не было шанса ни пять лет назад, ни сейчас, потому что в оппозиции нет людей, которые бы отражали чаяния всех слоев населения. Нет того человека, который бы повел за собой основную массу народа. Навальный в Москве, возможно, и может вывести на улицу людей, но ведь Москва — это не вся Россия, а на ее остальной территории полное затишье. Социальная база для протестов выросла, ведь благосостояние народа с каждым годом ухудшается, но не достигла того уровня, когда бы люди выходили на улицу, совершали революцию. У оппозиции главный козырь — борьба с коррупцией, но я не считаю Навального борцом с режимом. А власть против него может противопоставить так же борьбу с коррупцией, начали губернаторов арестовывать — это была реакции на активизацию оппозиции. Противоядие есть против Навального, не зря же национальную гвардию создали, несмотря на то, что были и другие аналогичные силовые структуры.

Альфред Валиев — первый секретарь татарстанского отделения партии «Коммунисты России»:

— Вообще, никаких шансов у оппозиции нет, потому что это оппозиция «норковых шуб», которая работает на деньги госдепа США, —  я говорю об «Открытой России», Касьянове, Навальном, чей фильм о коррупции — это просто пиар ход. Я даже не считаю их оппозицией, это люди, которые пытаются в первую очередь вернуть нас в 90-е, разделить остатки России по губерниям для американцев и качать оттуда ресурсы за копейки, чтобы мы на Запад работали. И важный момент в том, что вот эта «оппозиция» борется за власть, а не помогает народу. Они хотят захватить ее и им все равно, что будет с людьми.

Дамир Исхаков — доктор исторических наук:

— Никаких шансов нет, оппозиция слаба, зря стараются. База не выросла, народ лежит и пьянствует, народ участвовать не будет. А у средних слоев сил не хватит раскачать. Власть может противопоставить оппозиции старую российскую психологию — верить верхам. Очень старая российская психология. А Навальный никакой опасности не представляет в данной ситуации. Потому что Навальный тоже не умен, ничего не пообещал российским народам, наоборот. Я, например, четко осознал, что он является русским националистом ... От татар ничего хорошего по отношению к нему не будет.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (53) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.05.2017 09:16

Мда..... Как эти депутаты, доктора, писатели и политологи далеки от народа.... В настоящий момент при фактических зарплатах в Набережных Челнах в 18-25 тыс. руб. люди все чаще задают вопрос - какого ....... ????? Причем задают не школьники и студенты, а роботяги от 40 +....
Причем, что самое интересное, им не когда ходить на митинги того же Навального или КПРФ. Им надо работать и шабашить для простого выживания. Но недовольство уже назрело и этого видно невооруженным глазом. Мне кажется, если полыхут по стране митинги и акции протеста, то власть будет чесать репу как в украине - вроде было хорошо, а тут такое.....
Просто несколько цыфр: на Камазе за март заплатили только голый оклад (сосед работает на Автогиганте). Т.е. вместо 30 000 руб. средней з/п он получил с авансом 15 000 руб. Супруга его еще меньше - 12 000 руб. У них 2 ребенка, и оба ходят в садик. Квартплата за 2х комнатную в 5 этажке - 5500 руб. садик по 3 500 на ребенка. И представляете господа политологи, человек, который полгода назад защищал власть, сегодня готов взяться за вилы....
А вы - электорат не готов.......

  • Анонимно
    6.05.2017 09:00

    Щиновники!!! Люди реально живут очень плохо.
    Идите в народ....идите...

  • Анонимно
    6.05.2017 09:14

    В стране-капитализм,ставленники американского империализма обьявляют себя оппозицией?Да,такой плоскости,как империалистическая оппозиция,можно употребить.А действительной оппозицией россионскому капиталу и империалистическлму,противостоит Рабочий класс.Путают,чтобы последний не самоорганизовался,в политическую опппозицию.Только придётся.Такова Логика классовой борьбы.

  • Анонимно
    6.05.2017 09:15

    да Навальный не страшен власти. страшен сам народ, его власть боится

    • Анонимно
      6.05.2017 09:33

      когда революции приходят они прихидят незаметно и неожиданно. За Навальным народ не пойдет, но мне кажется придет время и народ выйдет на улицу неожиданно и стихийно и тогда уже никто не остановит ни Навальный, никто другой

  • Анонимно
    6.05.2017 09:16

    Мда..... Как эти депутаты, доктора, писатели и политологи далеки от народа.... В настоящий момент при фактических зарплатах в Набережных Челнах в 18-25 тыс. руб. люди все чаще задают вопрос - какого ....... ????? Причем задают не школьники и студенты, а роботяги от 40 +....
    Причем, что самое интересное, им не когда ходить на митинги того же Навального или КПРФ. Им надо работать и шабашить для простого выживания. Но недовольство уже назрело и этого видно невооруженным глазом. Мне кажется, если полыхут по стране митинги и акции протеста, то власть будет чесать репу как в украине - вроде было хорошо, а тут такое.....
    Просто несколько цыфр: на Камазе за март заплатили только голый оклад (сосед работает на Автогиганте). Т.е. вместо 30 000 руб. средней з/п он получил с авансом 15 000 руб. Супруга его еще меньше - 12 000 руб. У них 2 ребенка, и оба ходят в садик. Квартплата за 2х комнатную в 5 этажке - 5500 руб. садик по 3 500 на ребенка. И представляете господа политологи, человек, который полгода назад защищал власть, сегодня готов взяться за вилы....
    А вы - электорат не готов.......

    • Анонимно
      6.05.2017 09:28

      Просто КПРФ - Карманная Партия... Поэтому на них вообще смысла нет смотреть. Вообще просто ни о чём.

      • Анонимно
        6.05.2017 11:43

        к сожалению не все это понимают

      • Анонимно
        6.05.2017 12:20

        ИП Зюганов, ИП Жириновский и ООО ЕР

      • Анонимно
        6.05.2017 13:22

        Карманная, не карманная... Какая разница?
        Придет час - и огурец стреляет.

      • Анонимно
        7.05.2017 08:29

        Жаль что так рано ушел САЛИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ-вот это был НАСТОЯЩИЙ КОММУНИСТ-а как он говорил-весь НАРОД замирал боясь пропустить хоть одно слово -ПРАВДЫ..а Миргалимов ничто иное как ТЕНЬ -Шаймиева....куда он и туда и наш смиренный депутат от Коммунистов

      • Анонимно
        16.05.2017 17:58

        Особенно Прокофьеву! Только себя показывает , как будто работает .

    • Анонимно
      6.05.2017 11:43

      Всё правильно говорите, и люди выйдут когда либо остановятся заводы, либо зарплата станет такой, что не ходить на работу станет дешевле

    • Анонимно
      6.05.2017 12:03

      Не надо драматизировать ситуацию. Заппас терпения выский. На заводе свободно можно снижать зарплату до 9000 рублей. Себестоимость продукции уменшиться. Это только на пользу заводу. И потом люди прекрасно после смены подрабатывают грузчиками, охраниками, таксистами и. т. д. При этом не платят налогов. Не надо забывать дачи. С них прибыль продуктами идет. В Челнах почти 180000 тыс автомобилей. О какой бедности вы говорите. Не надо паниковать. Все нормально.Ну а денег всегда хочется больше чем надо. Вывод: зарплаты на заводе хорошие.

      • Анонимно
        6.05.2017 13:13

        Хорошую зарплату в 9000 поделите на среднюю коммуналку за двушку или поделите на зарплату депутата Госдумы. Может тогда поймете, что что-то идет не так.

        • Анонимно
          6.05.2017 13:54

          Да не объясняйте вы тому, кто по ситуации на "земле" судит только по статистике. сказано же было - у нас низкая производительность труда, а виноваты рабочие - работают мало. Нет, не руководство предприятий, которые вместо нового оборудования покупают порше и БМВ с мерседесами, а именно рабочие, которые на 16К20 не могут догнать по производительности автоматический МФЦ. А по з/п - они же работают, а те кто за станком - просто курят

          • Анонимно
            6.05.2017 21:19

            Кстати, как считать. Методики подсчёта очень разные. Вникал как-то в эту тему, в итоге по многим отраслям у нас производительность труда (из расчёта на 1 руб. или $, без разницы, заработной платы) на уровне Запада, а то и существенно выше, чем там.

            • Анонимно
              7.05.2017 11:04

              Эээ, товарищ грубо производительность труда это количество продукции произведенной поделить на количество работников.

              • Анонимно
                7.05.2017 21:05

                Как правило, используется не КОЛИЧЕСТВО продукции, а её СТОИМОСТНОЕ выражение. Подходы разные. Поэтому работодатели лукавят. А если считать на рубль заработной платы, то и результат другой.

      • Анонимно
        6.05.2017 13:53

        а зачем им вообще тогда ходить на заводы, пусть работают себе грузчиками и таксистами, да и про дачу не забывают.

      • Анонимно
        6.05.2017 14:43

        По автомобилям судить бессмысленно, в 89-90х годах почти у каждого в сбер кассе было на 3 автомобиля, но автомобилей не было и идеология запрещала покупать роскошь. В то время было даже больше у людей в денежном выражении, ан нет- путч всё таки случился.

      • Анонимно
        6.05.2017 15:40

        У вас циничные рассуждения

    • Анонимно
      6.05.2017 12:59

      если он бывший сторонник ер, то пусть живет на 15 тр

    • Анонимно
      7.05.2017 08:25

      Полностью согласен-что нет доверие не депутатам не писателям и драматургам поэтам и просто чиновникам-только и делают как пекутся о своем теле и всех родственников-и не удивлюсь если народ когда-нибудь хлынет на улицу за справедливостью

  • Анонимно
    6.05.2017 09:18

    Это Навальный все банки Татарстана разворовал,а кто выходит на митинг в защиту своих денег агненты западной разветки

  • Айда инде
    6.05.2017 09:23

    Самое привлекательное в Навальном - это правовой аспект, который является по сути его визитной карточкой. То есть, он призывает жить по закону всем, от уборщицы до Президента. И это цепляет.
    Конечно же, есть риск, что это ход существующей власти. Но вот в чём беда, не видно ведь других, либо не показывают, либо не подросли, либо задвигают их на корню.
    Много мы не знаем.
    Однако ясно одно, надо идти на выборы, чтобы не было свободных бюллетеней.
    P.S. - голосовал не за ЕДРО.

  • master
    6.05.2017 09:45

    Основная проблема в том, что в России не президент подчиняется Конституции, а законы и Конституция читаются так, как удобно власти.

    Поэтому, власть «над законом», и закон начинает действовать на чиновника только тогда, когда он падает с «Олимпа». Это мы сейчас и наблюдаем.

    Демократия существует только на словах, а на деле любой протест давится на корню, как прямая угроза. Старые же «оппозиционеры» беззубы - КПРФ или ЛДПР, воспринимаются уже как сварливые родственники, к ним все привыкли, и всерьез их уже никто не воспринимает.

    Навальному, конечно же, будут препятствовать. И дело, думаю, даже не в том, что его боятся. Для Путина будет унизителен сам факт оказаться с ним на одной предвыборной доске. С этим связано и то, что ВВП практически не комментирует Навального напрямую. Поэтому, «Тот-кого-нельзя-называть», для основной массы населения, получающей информацию через экраны телевизора, почти не существует.

  • Анонимно
    6.05.2017 10:40

    На самом деле всё просто:
    Если в стране всё хорошо,Народ счастлив,защищён и имеет всё,что необходимо для нормальной жизни,то никакие Навальные и Ходорковские не смогут "раскачать ситуацию".
    Если же в стране НЕ ВСЁ ХОРОШО,то рано или поздно ситуация ОБЯЗАТЕЛЬНО выйдет из-под контроля властей и ВИНОВАТЫ В ЭТОМ будут,прежде всего,САМИ ВЛАСТИ.

  • Анонимно
    6.05.2017 11:43

    Неверно Г- н Исхаков мыслит. Умеренные русскте националисты как раз- таки все признают право для народов России регистрировать партии по этнмческому принципу, продвигать язык итд. С ними легче будет решать вопросы. Да возможно они защитят интересы русских детей и отменят обязательное изучение татарского,но татарская партия в госсовете и думе и татарский нац. Университет вполне могут стать достойной компенсацией этническим интересам. Хотя это безусловно путь к сегрегации и боснийско-ливанской системе разделения общин.

  • Анонимно
    6.05.2017 11:56

    Сколько у нас пикейных жилетов кликушествующих и истерящих от докторов разных наук и шендеровичей в свое время подрывавших СССР да и сейчас имеющих иностранные паспорта. Конечно у многих ностальгия по СССР, где детские сады, медицина и вузы были бесплатны, поезд ушел и заднего хода у него нет. Но случись смута которую кличут навальношандеоривичи и прочие т.н. политики, будет намного хуже. Мы сами рукоплескали алкаголику рвавшемуся к власти и неча жаловаться на происходящее, за, что боролись на то и напоролись. Возможно Путину удастся повторить опыт Китая, не зря начали сажать тех кто ограбил страну в 90 -х, и придать нашим баям и прочим капиталистам человеческий облик, то бишь заставить выполнять социальные обязанности.А насчет, упомянутых в одном комменте, вил и прочего инструмента смены власти, вспомните начало 90-х, бартер, обесценение денег,чубайсеры, толпы выброшенных на улицу рабочих и инженеров, продающих на базаре последнее, что бы выжить и прочую грязь дикого капитализма. Этого, что ли снова хотите господа критикуны и комментуны? Навальношандеровичи и прочие либерасты, сбегут, в случае чего , паспорта и счета зарубежные есть, а нам здесь жить.

    • Анонимно
      6.05.2017 13:23

      А если по существу, то в чем неправ Шендерович? Подрывает страну сейчас тот, кто ей плохо сейчас управляет. Вот олимпиаду летнюю предлагают провести в России в 2028 году, видимо бюджет лопается от денег. И это предлагает не Шендерович.

    • Анонимно
      6.05.2017 13:23

      Трусость еще никогда никого не спасала и не выручала.

    • Анонимно
      6.05.2017 14:37

      А сердюковщина тогда что? Грабитель из 2000х?

    • Анонимно
      6.05.2017 21:23

      Не знаю, что сейчас бы произошло, если бы ситуация вернулась к ситуации начала 90-х. нет денег в бюджете. просто нет. Физически. Нет товаров. Никаких. Ни плохих, ни хороших. Продовольствие заканчивается. Просто физически заканчивается. И нефть на отметке 10...12 баксов. В той ситуации, по большому счёту, виноват не Ельцин. Да, много чего не то сделал он. Но в целом при любом правительстве той ситуации избежать было невозможно.

  • Анонимно
    6.05.2017 13:46

    Навальный выявитель, изобличитель и такие, как он тоже нужны для пробуждения спящего общества. Но он не строитель, не мудрец, не разумный хозяйственник. Отдать в его руки и подобным ему вожжи правления - лошадь загонишь, угробишь. Так хозяйственники не поступают. Урожай с такими по осени не соберешь.
    А нынешние кровососы потеряли от жиру чувство меры, реальности, пустили под откос систему образования, здравоохранения, социальную сферу, систему безопасности от внутренней до внешней.
    В Общественных Советах городов сидят карманные деятели, кивающие главам (главы их и назначают).
    Само назначение Общественных Советов проституировано, потому что они не имеют ничего общего с обществом, с их наказами, ожиданиями, запросами, понятием "мнение уважаемых и лучших представителей народа".
    Главы утверждают списки тех, кто им лоялен, кто управляем.
    Действительно, критическое время медленно, но верно дышит в затылок. Никакая гвардия не остановит каток сорвавшегося населения. Украина под боком показала наглядный пример, как сорвавшиеся, накрученные люди сметают силовиков и заевшихся чиновников.
    Власть не чувствует ситуацию, не знает жизнь людей, силовики им вторят, клонируют их глупости. Применяя не гуманные методы, манипуляции, насквозь пропитанные фальшью в коммуникациях с обществом, доводят людей до точки кипения и последующего взрыва.
    Конфликты должны решать не воины, не силовики, а мудрые разумные люди, которых не особо жаловала вниманием власть.
    Если власть не пойдёт "в люди", к общественникам, к людям, мнение которых значимо для многих, силовики вынуждены будут столкнуться со страшной силой гнева своего же народа.
    И не надо смотреть на Москву, Питер, Казань. В каждом городе-городке мэры должны проявить свою интуицию (даже не верится, что у сытой собаки есть нюх) или чуткость своего круга, чтобы восстановить общественную связь с пассионарными ключевыми людьми, мнение которых значимо для многих. Необходимо восстановить каждый народ, этнос, язык. Жёстко, настойчиво ввести в приоритет не IQ(интеллект), а нравственность. Если уже не поздно.

  • 1. Что такое (гипотетически) государство российское, своим правящим классом: Президентом и главами регионов, правительствами, судами, правоохранительными органами, бизнесом, криминалитетом, церквью (все конфессии), СМИ, оппозицией? То есть теми, кто формирует как сознание, так и среду обитания.
    2. Это такое существо - без рук и ног, с большим ртом. В прямом и переносном смысле.
    3. То есть: куда его не целуй, у него везде задница.
    4. Оно с колючками, чтобы не было возможно проглотить. Да ещё полностью токсичное. Как внутренне, так и внешне.
    5. Доказательства. Вот на днях прочитал интервью одного товарища (фамилию называть не буду, дабы не подвести его): патриотичный, верующий, довольно таки успешный, эрудированный, информированный. Он говорит, что население России на данный момент составляет в порядке 90 млн. человек. То есть с 1991 г. нас, россиян, по разным причинам сократилось в порядке на 60 млн. Вот вам внутренняя токсичность.
    6. Государство российское во внешнем мире действительно делает, казалось бы, очень много хороших и правильных вещей. Но. Диалектически. Всё равно никакой пользы не будет ни ему самому не другим субъектам мирового социума в силу своей токсичности. Маленький пример: из лучших побуждений позвав в гости друзей и обмазанными ядом руками приготовив блюда, кроме как отравы ничего не получится.
    7. Поэтому с российским государством в ближайшей и в далёкой перспективе никто дел иметь не захочет, дабы не оказаться отравленным. И не важно имеет ли субъект симпатию или антипатию к России.
    8. Следовательно с ней может контактировать, тоже только токсичный элемент, с выработанным к токсикозу иммунитетом. Логично?!
    9. И не важно с Путиным Россия или с кем-то оппозиционным к нему. Как говорил один товарищ: оба хуже.
    10. У части населения есть конечно поддержка к Путину: одни им "пригреты", другие банально из-за страха, что будет ещё хуже, а не из-за доверия. История страны 90-х народ многому научил. Тем не менее, как говорится: Путину доверять, себя не уважать.
    11. Стоит ли ждать гармонизации общественных отношений в стране, один из стимулов развития, как общества и государства, я думаю не стоит даже обольщаться. Как говорится в шутке у медиков-криминалистов: клиент скорее мёртв, чем жив.
    12. Россия так потихонечку и загнётся, лет через 30. Если ещё конечно, мировое сообщество надумает конфисковать имущество наших нуворишек на своих территориях, всего того, что "ими было нажито неправедными делами". И запретит им, многим, одиозным, въезд.
    13. Пустовать конечно же территория не будет. И может даже формально ей позволят геграфически называться так. Но......Какая песня без баяна; какая страна без собственного осознания, что она сутью в своём народе и достоинстве ?
    14. Желаю всем успехов.

    • Анонимно
      7.05.2017 08:36

      У меня тренд показывает точку невозврата, примерно, 20 лет.

  • Анонимно
    6.05.2017 13:59

    верти люди в хорошее

  • Анонимно
    6.05.2017 14:43

    Шансы создает само Правительство. Едва концы с концами сводить бесконечно не получится. Дерут с людей все, кому не лень. Каких только поборов нет! За малюсенькую справку даже надо платить. Чтобы народ не вымер, он может сам подняться, без организаторов.

  • Анонимно
    6.05.2017 14:44

    Я живу в глубинке -деревне, в Сибири и очень люблю свою малую Родину и не понимаю,что не достаёт москвичам....А революционеры во все времена это просто бандиты,которые разрушают страну,неся разорение и беды....Чем ныть и высказывать своё недовольство приезжайте в деревню и поработайте!

    • Анонимно
      7.05.2017 19:58

      что вы там в своей деревне будет делать без спичек и соли?

      интернет у вас на какой скорости там?

  • Анонимно
    6.05.2017 15:01

    ну зачем так-то, работать головой это тоже труд умственный

  • Анонимно
    6.05.2017 15:09

    Люди достойно жить хотят, не выживать а жить!
    Если Вы считаете жить от зарплаты до зарплаты это жизнью то далеко ошибаетесь.
    У меня высшее образование но приходится в Москву ездить за 100 км семью кормить. Раньше курил "парламент", сейчас курю "бамбук"

  • Анонимно
    6.05.2017 16:14

    Все упирается в социалку. Это и создает напряженнсть.

  • Против Навального есть антидот,
    Это счастливый, довольный народ.

    Если убрать агитпроповский спам,
    Будет понятно, что всюду бедлам.

    Градус терпенья стремится к нулю,
    Время пришло поменять колею.

    Равными сделать законы для всех
    И не считать недовольство за грех.

    Людям нужна справедливость во всём.
    Этого нет, сожаленью ни в чём.

    Значит Навальные будут всегда,
    Группа поддержки его молода.

  • 1. В России всегда была проблема формирования Верховной власти. От этого все и проблемы в стране. Так как являлись так или иначе либо от обстоятельств, либо от конкретных субъектов.
    2. Руриковичи ярлык на правление получили, образно выражаясь, от Чингизидов.
    3. Романовы от Боярской Думы, не имея абсолютно никаких заслуг перед народом и государством: ни ратных, ни политических, ни экономических, а лишь исходя из летосчисления своего рода.
    4. Пётр 1 благодаря смерду Меньшикову и молодых дворян из офицерства.
    5. Екатерина 2, благодаря любовнику князю Орлову, а затем удерживалась во власти благодаря фаворитам Потёмкину и Зубову.
    6. Александр 1- престолонаследование благодаря убийцам его отца Павла 1.
    7. Николай 2 в счёт насильтвенной смерти Александра 3 со стороны террористов.
    8. Сталин засчёт внутреполитических интриг при помощи своих немногочисленных сторонников.
    9. Тоже самое можно сказать про следующих генсеков.
    10. Ельцин за счёт поддержки или молчаливого одобрения региональных лидеров.
    11. Путин засчёт Чубайса и поддержки так называемой 7-ми банкирщины.
    12. То есть каждый Верховный правитель так или иначе был обязан своим вознесением личностям, многие из которых просто одиозные. А значит и повязан некоторыми обязательствами. И потом никак не мог избавиться от их влияния не только на самого, Верховного Правителя, но и процессы, проистекавших в стране не без их прямого участия. Причинявшие зачастую колоссальные убытки и имиджевый вред.
    13. Оглянитесь. Успех любой страны достигается только тогда, когда её Лидер ни связан ни с кем какими-то долговыми обязательствами.
    14. Приведу только три страны (хотя их гораздо больше): Америка (США), Сингапур, Китай.
    15. Предлагаю самим выстроить логическую конструкцию "успеха" и "не успеха" на примерах России и стран, указанных в п. 14.

    • Анонимно
      7.05.2017 08:42

      Вот, оказывается, почему Чубайс непотопляем-Братскую ГЭС поломал, за Сколково принялся, а ему всё непочем!

  • Кстати. Хочу дополнить. Единственный никому необязанный к приходу к Верховной власти - это Ленин. Даже своим соратником. А наоборот, это соратники были ему обязаны. Вот такая уж он был мощнейшей фигурой.

  • Анонимно
    6.05.2017 17:24

    При нынешнем отсутствии реальных выборов традиция прихода к власти сохранится. Долговые обязательства не перед народом, к сожалению.А перед другими.

  • Анонимно
    6.05.2017 17:29

    Да, масштабная фигура, исторически масштабная как Ленин. ... Где она сейчас? Очень надо!

  • Анонимно
    6.05.2017 20:57

    Любой психолого скажет, что тот кт о критикует других сам такой же внутри.Пока это не набрало силу и растет внутри критикуна. Нам нужно объединяться, а не разделяться. Мы уж выбирали таких в 90 годы и что имеем. Сами стали гораздо хуже тех, кого критиковали. Как сказал Иисус Христос- сперва увидеть надо бревно в своем глазу....

  • Анонимно
    7.05.2017 11:45

    Какая бы власть не была, практически всегда людям хочется видеть смену власти, это с одной стороны правильно, потому что у новой власти будет новое видение, новое видение на те детали, на которые прежняя не обращала внимание. Путину нужно искать достойного (и нужно было искать уже эдак году в 2008-м) приемника и дать ему власть во многих областях, а самому править в той сфере где он силён, можно на международной арене, можно внутри, но чтобы самые главные силы уже были другие, а Путин правил небольшой сферой. Но пока ничего такого не видно. Когда Путин пришёл к власти было развитие, народ стал дышать подругому, вообще атмосфера в стране изменилась. Потому что у команды Путина было своё видение в отличии от прежней команды и власть перешла фактически к нему. Но к сожалению что мы видим, один и тот же курс уже много много лет. Эта однобокость может загубить страну. На мой взгляд лучше чтобы власть реально менялась каждые 8-10 лет, даже 12 лет уже оч долго. А если выбранная власть очень плохо справляется, то ей отводится лишь 4-5 лет. В принципе на бумаге при нынешних выборах так оно примерно и есть, но на деле к сожалению практически во всех странах СНГ видим тоже самое. Люди правят десятилетиями и большого прорыва не видно по уровню жизни. Ещё было бы полезнее, чтобы ведущие партии сменялись, а так мы уже практически 25 лет видим тот же спектакль от Жириновского и Зюганова, как будто больше за все эти годы лучше лидеров не нашлось, ну и Миронов сидит уже долго. Все. 4 партии с одними и теми же лидерами со схожими показателями по местам в гос думу все эти годы. Конечно, сложно ждать от этой системы правления чего-то передового и хорошо развивающегося

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль