Общество 

«Все заявления о том, что раздельный сбор мусора нерентабелен, – от лукавого»

Внедрение на обязательной основе раздельного сбора мусора могло бы стать национальной идеей Татарстана, считает блогер «БИЗНЕС Online» Николай Атласов. В своей статье он делится экономическими и культурными аспектами внедрения такой практики и предлагает чиновникам первыми показать людям пример сбора бумаги.

КОНЦЕПЦИЯ «НОЛЬ ОТХОДОВ» В РОССИИ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ

В последнее время в Татарстане активно обсуждается тема внедрения в нашу жизнь раздельного сбора мусора. Этот вопрос действительно назрел и даже перезрел. С каждым годом в республике, как и в России в целом, возрастает количество образуемых отходов, прежде всего бытовых, которые законодательство определяет как твердые коммунальные отходы (ТКО). Хотим мы того или нет, но в России уже четверть века действует модель потребительской экономики, хотя и с огромными социальными изъянами. А вот действующая система обращения с отходами у нас архаичная. Даже в советское время отрасль переработки отходов была более развитой, чем в настоящее время, да и отходов она производила намного меньше.

Пришло время кардинально менять стандарты. И это тот случай, когда не стоит изобретать велосипед. Достаточно обратить свое внимание на опыт стран-лидеров в сфере экономики и экологического развития. Это наиболее развитые страны Европы, Япония, а также ряд других. Во всех этих государствах активно используется рациональное обращение с отходами. Это предполагает поступательное снижение доли отходов, направляемых на уничтожение (захоронение), в пользу увеличения доли отходов, направляемых на переработку (рециклинг) для последующего вторичного использования.

В Швейцарии, например, пытаются реализовать концепцию «ноль отходов», которая в идеале предполагает отсутствие вредного воздействия на окружающую среду. Что касается нашей страны, то, на мой взгляд, пока что обсуждаемые варианты концепции не соответствуют указанным требованиям, прежде всего в контексте безопасности.

Хочу сказать, что принятые в последние годы законодательные изменения и нормативные акты в сфере обращения с отходами вызвали неоднозначную реакцию профессионального сообщества. С одной стороны, в них немало позитивных моментов. С 1 января 2017 года в России планировалось ввести запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие переработке. Негативный момент в том, что многие положения, внесенные поправками в ФЗ «Об отходах производства и потребления», оказались не до конца проработанными (в части условий работы так называемых региональных операторов). В результате приняли решение отложить вступление этих поправок в силу на два года. Подобная ситуация свидетельствует о том, что законодательное обеспечение реформы стало жертвой поспешности и не полной продуманности: большинство регионов оказалось к реформе не готово.

НЕКОТОРЫМ ГРАЖДАНАМ ПРОСТО ЛЕНЬ ВНЕДРЯТЬ ПОЛЕЗНЫЕ НОВШЕСТВА

Каким бы сырым ни было законодательное обеспечение «мусорной» реформы, курс на модернизацию отрасли остается неизменным. И в основе его лежит главная идея — отказ от бездумного уничтожения отходов, грозящего экологическими и иными негативными последствиями, и переход к поступательному увеличению доли перерабатываемых отходов для вторичной переработки.

В связи с этим возникает вопрос: как увеличить долю переработки ТКО? Прописанные в законе нормы предполагают, что региональный оператор должен ввести в строй станции сортировки отходов. Это правильный путь, но следует признать, что только таким путем кардинально увеличить долю переработки не удастся. Реальным способом решения проблемы может стать лишь обязательное внедрение раздельного сбора мусора, позволяющего отделять полезные фракции еще до того, как они попадут в мусоровоз. Ведь та же бумага, смешавшись с органикой, маслами и жидкостью, уже не пригодна к переработке.

Технология раздельного сбора отработана на практике, она доказала свою состоятельность и эффективность. Все заявления о том, что раздельный сбор мусора якобы экономически нерентабелен, что это слишком сложно и народ у нас «не тот», якобы ментальность иная — все это от лукавого. Если бы люди все время следовали подобной логике, человек остался бы обезьяной.

Есть и еще один аспект, которым любят оперировать противники раздельного сбора мусора. Очень часто кивают на маленькие кухни, где якобы невозможно установить три-четыре емкости для сортировки отходов. Но это на самом деле не является серьезной проблемой. В той же Германии далеко не все жители живут в домах с большими кухнями. И это не является основанием для отказа от раздельного сбора мусора. Здесь мы имеем в виду скорее проблему психологического свойства, когда некоторым гражданам лень внедрять полезные новшества. Впрочем, при грамотно поставленной информационно-просветительской работе, а также внедрении стимулирующих факторов, проблема маленьких кухонь вполне решается.

Фото: metshin.ru

ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ — ЭТО ЕСТЕСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ МСБ

Каковы плюсы от внедрения раздельного сбора мусора?

Экономический аспект.  Внедрение раздельного сбора мусора с утвержденными показателями ежегодного увеличения доли отходов, направленных на вторичную переработку, даст стимул росту перерабатывающих мощностей. А это, в свою очередь, будет способствовать созданию дополнительной прибавочной стоимости, а также расширению числа рабочих мест и увеличению налогооблагаемой базы. Это особенно важно в контексте развития МСБ. Реальная экономическая политика государства ориентирована на крупный бизнес. Мегапроекты — это, конечно, хорошо. Но в условиях кризиса и санкций именно мегапроекты и реализующие их крупные компании становятся главной проблемой государства. МСБ же более адаптивен. Так давайте его развивать там, где для него есть естественная среда. Отрасль переработки отходов и есть та самая естественная среда, которая может стать и источником инноваций.

Экологический аспект. Здесь и так все очевидно. Раздельный сбор с последующим рециклингом отходов будет способствовать снижению негативной нагрузки на окружающую среду, так как постепенно сократится потребность в полигонах. Есть и еще один момент. Внедрение раздельного сбора мусора необходимо для безопасной утилизации ртутьсодержащих приборов, люминесцентных ламп, батареек и прочего. Попадание их на свалку или в печь грозит тяжелыми экологическими последствиями.   

Общая культура. Раздельный сбор мусора также станет стимулом повышения культуры населения, основанной на необходимости сохранения окружающей среды и укреплении ценностей патриотизма. У нас нередко патриотизм понимается упрощенно и даже вульгарно, ограничивается громкой риторикой на митингах и в СМИ. Хотя в основе своей настоящий патриотизм есть идея, ориентированная на сохранение привычного уклада и культуры своего народа, а также чистоту своей земли.

Есть и еще один позитивный момент — это вовлечение населения в реализацию положительных социальных практик. Одно дело, когда люди выбрасывают отходы в урну, не интересуясь их дальнейшей судьбой, другое дело  когда они сознательно сортируют их, понимая, что эти отходы получат вторую жизнь, а окружающее пространство станет чище.

Фото: eco.tatarstan.ru

ОРГАНЫ ВЛАСТИ ПРОИЗВОДЯТ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЦЕННЫХ  БУМАЖНЫХ ОТХОДОВ. ОНИ ДОЛЖНЫ ПЕРВЫМИ ПОКАЗАТЬ ПРИМЕР

В нашей республике предпринимаются локальные попытки внедрения раздельного сбора мусора. Например, в Набережных Челнах с ноября 2015 года нашей компанией ООО «ПромИндустрия», специализирующейся на переработке различных фракций отходов, проводится экологическая акция «Зеленая улица». В рамках ее удалось разместить в городе 42 модульных контейнера для раздельного сбора мусора, а также распространить по бюджетным учреждениям контейнеры для бумаги (более 5000 штук).

Следует признать, что эта практика пока реализуется на энтузиазме и не носит системного характера, так как не имеет необходимого нормативного подкрепления. В федеральном законодательстве раздельный сбор мусора прописан как рекомендательная мера. Это серьезный изъян, так как большинство рекомендаций чаще всего игнорируются. Месяц назад кабмин РТ принял постановление «Об утверждении Порядка сбора ТКО на территории РТ». В нем раздельный сбор мусора также прописан на рекомендательной основе. Поэтому есть серьезные сомнения, что документ окажет стимулирующее воздействие на реализацию самой идеи и развитие перерабатывающей отрасли. Пока в указанном постановлении не пропишут этот пункт как обязательную норму. Такое же положение должно быть и в территориальной схеме обращения с отходами. Еще лучше, если данная норма приобретет законодательный статус через поправки в соответствующий профильный республиканский закон.

Понятно, что данную идею в масштабах всей республики не удастся реализовать быстро. Во всех передовых странах раздельный сбор мусора вводился постепенно. Где-то на это потребовался десяток лет или даже больше. Внедрять новшество лучше поэтапно, сначала вводя его в бюджетных учреждениях, особенно в органах власти, которые производят огромное количество ценных бумажных отходов. Один из моих знакомых чиновников рассказывал, что, по его мнению, введение электронного оборота не сильно повлияло на количество используемой в работе бумаги. Сократилось лишь использование газет, так как они де-факто перестали быть значимым источником информации. Их если и выписывают, то больше по разнарядке. Так что бюрократические структуры должны первыми показать людям достойный пример.

Что касается жилых комплексов, то было бы целесообразно разместить в них контейнеры для раздельного сбора мусора наряду с традиционными. А по прошествии времени внедрить эту практику на обязательной основе. Кроме того, необходима системная просветительская работа среди населения – через СМИ, встречи с различными категориями граждан, через детсады, школы, вузы. Хорошим стимулом стало бы внедрение приема той же пластиковой и стеклотары в магазинах через автоматы с выдачей платы или талонов с соответствующим денежным эквивалентом для приобретения товаров.

Следует обратить внимание и на упрощение процедуры пользования земельными участками, предназначенными под контейнеры (если речь идет о муниципальной земле). Существующая процедура создает чрезмерное финансовое обременение для компаний, желающих внедрять раздельный сбор мусора.

Татарстан уже давно ввел в практику быть первым в реализации передовых проектов. Думаю, что внедрение на обязательной основе раздельного сбора мусора с развитием предприятий по рециклингу отходов могло бы стать еще одной «национальной идеей» в рамках республики. Мы опять можем стать новаторами в масштабах всей России. Надо только захотеть и начать делать!

Николай Атласов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (33) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    12.05.2017 08:18

    Всё правильно, только надо ставить всего два контейнера ( для пищевых отходов и для непищевых отходов).

    • Анонимно
      12.05.2017 12:45

      надо ставить 5 контейнеров на улице:
      - компост (органика) - вывозится ежедневно
      - стекло - раз в пару дней
      - картон - раз в неделю, т.к. тут помогают самозянятые (не хочу писать маргинальные) граждане опустощающие и несущие картов в пункты приема
      - пластик - см предыдущий пункт
      - прочее - пара контейнеров (самый массовый) вывозится ежедневно (оттуда же самозанятые граждане выгребают алюминий и пр. вещи для брахолок...)

      3 ведра дома:
      - компост (органика) (выносится каждый день или через день)
      - прочее (раз в 3-4 дня)
      - пластик, картон, стекло (эти вещи не пахнут и выносятся пару раз в месяц, картон и пластик сминается и занимает минимум места)

      товарищ Атласов делает все правильно публикуя статьи, но чувствуется личный интерес (перетягивание одеяла в сторону МСБ, снимая сливки).
      про контейнеры для бумаги в гос учреждениях не из моего ли комментария годичной давности? может и контейнеры для батареек появятся во всех пятерочках/магнитах и прочих бахетле?

      идеи для товарища Атласова, по стеклу.
      в татарстане есть ТатАвтодор а в дорогу закапывают стеклянные шарики, сырьем для шариков явлется бой бутылок, можно обратиться к ним, а они подскажут и думаю могут вложиться.

      татспиртпром организует амбициозное производство пива, зная Ирека у него все получится в лучшем виде - обсудить рециклинг бутылок, включения участка в заказанную линию.
      на уровне РТ организовать сбор именно этих бутылок реально (обсудить с ХоРеКой) и это должно быть интересно.

      продолжать?

      ЗЫ пока не поздно, внедряйте единую цветовую идентификацию на упаковке и на контейнерах.
      в Алабуге (30 мин от челнов) есть данофлекс - Айрат и Марат, можно с ними обсудить как выйти с предложением к упаковщикам наносить маленькую пиктограмку на упаковку с цветом контейнера куда эту упаковку потом выкидывать.

      ЗЫЫ для школ - маленькая игра: сортировать мусор, не оставлять свет в комнатах, не лить воду, выбирать комфорку по размеру кастрюли, не поднимать тяжести неправильно, переходить на зеленый по зебре и пр.

      • Анонимно
        12.05.2017 13:17

        Про цветовую индентификацию очень разумное предложение. Начать с себя, масштабировать на федерацию, позже импортерам предъявлять требования о маркировке. Лет через 10 можно наладить раздельный сбор тары

      • Анонимно
        12.05.2017 13:22

        Раньше рядом с ПЭК стояли контейнеры для стекла -теперь их нет-по их словам(читала в интервью )стекло у них даже бесплатно не забирают -перерабатывать его не выгодно-легче из нового сырья сделать.Но сдать стекло в Пэк можно только если заплатить за его утилизацию-много ли желающих найдется-поэтому везде стеклянные бутылки валяются .

    • Анонимно
      12.05.2017 14:42

      Давайте 10 контейнеров поставим... Два контейнера это самое разумное.Пищевые и непищевые. Самое главное не заморать непищевые отходы пищевыми отходами. А после того как соберут непищевые отходы, то их потом отсортируют. Не забывайте, что сколько контейнеров, столько машин должно подьехать и забрать каждый свой контейнер. А транспортировка дорогое удовольствие и дешевле будет отсортировать непищевые отходы!!!

      • Анонимно
        12.05.2017 15:41

        Мусор величина постоянная и от количества контейнеров количество вывозящих машин не изменится. Промасленный картон куда по вашему мнению?

    • Анонимно
      13.05.2017 01:03

      Промасленный картон в отдельный контейнер для промаслянного картона:)))

  • Введение раздельного мусора возможно двумя путями: принудительный со стороны города, осознанный со стороны граждан. И там и там есть сложности. Осознанность граждан за 26 лет индивидуализма, конкуренции, эгоцентризма и потребительства упала. Поэтому надо оба способа использовать, и люди должны получить эффект в платежках: плата за ТБО упасть должна или электроэнергия, тогда желания будет больше. Но в конечном чете все конечно зависит от мировоззрения, в рамках планеты мусорки нет, это пора всем понять.

    • Анонимно
      12.05.2017 09:35

      Вот уж верно - всё зависит от мировозрения. Перечисленными Вами методами за несколько лет можно приучить к раздельному сбору. Но остануться индивиды, которые не будут это делать.
      Вроде уже стали привыкать, что в подъезде курить нельзя, но найдутся которые курят только в подъезде. Потому что дома будет пахнуть, а идти на улицу не охота.

  • Анонимно
    12.05.2017 08:58

    Надо как в германии сделать и все будет как надо.
    А в германии каждому жильцу на личный счет перечисляется определенная сумма от компании которая утилизацией и переработкой вторсырья занимается, ПЛАТИТ НЕ ЖИТЕЛЬ ЗА МУСОР А ЕМУ ПЛАТЯТ ЗА МУСОР, ВОТ И ВСЯ ПАРАДИГМА!!

    • Анонимно
      12.05.2017 11:18

      И при этом даже немцы считают что это все равно бесполезное занятие. Ведь речь идёт о не спасении экологии а о обогащении за счёт переработки мусора. Мусор товар ... не думаю что у нас кто то платить будет населению за такой " товар". Введут как всегда меры принуждения- озлобляя людей.

    • Анонимно
      12.05.2017 13:25

      08.58-ВЫ ХОТИТЕ,ЧТОБЫ ВАМ ПЛАТИЛИ ЗА ТО ,ЧТО ВЫ РАНЬШЕ ПРОСТО ТАК ВЫБРАСЫВАЛИ. ,,

  • Анонимно
    12.05.2017 09:01

    Полностью поддерживаю! Мы собираем мусор раздельно, уже несколько лет, это не сложно, бумагу отдельно, пластиковые бутылки отдельно. И на работе раз в полгода трясу со всех макулатуру. Хлопотно, не все поддерживают, ну и что!
    Марина

  • Анонимно
    12.05.2017 09:13

    В Татарстане, как и в других регионах, практика реализации проектов по отходам будет проводиться на гнилом фундаменте из ФЗ-89, Комплексной стратегии, Правил обращения с отходами, территориальных схем, генеральных схем. По ним каждый регион может выбрать свой путь в тупик - через мегаобъекты (МСЗ, межмуниципальные полигоны). Также мало что дадут раздельный сбор и платные пункты приёма. Татарстан отличается тем, что хочет быть в авангарде решения проблем и реализации концепции "ноль отходов". Другие регионы, более бедные, не рвущиеся в лидеры, будут наблюдать процесс деградации, а если перейдут на мини-комплексы, быстрее Татарстана встанут на цивилизованный путь устойчивого развития. КМЛ

  • Анонимно
    12.05.2017 10:05

    Статья актуально-правильная! Большое НО: без политики "кнута и пряника" - не обойтись!
    "А иначе нам удачи - не видать!" И это должно быть "войной" за "правильный мусор"!
    Созерцатель

  • Анонимно
    12.05.2017 10:39

    Нужно ультиматум экологический поставить: или сбор мусора раздельно, или строительство мусоросжигающего завода. Тогда сами горожане будут отлавливать "несознательных соседей", потому как стмул появится)

    • Анонимно
      12.05.2017 11:38

      нужно любителей ставить ультимаитумы лоивть и отправлять на солнечные берега моря лаптевых учить химию
      раздлельный сбор мусора в нынешних условиях зло МСЖ ЗЛО!!! люди двигающие бредовые идеи заслуживают пожизненной изоляции с семьями на крайнем севере!

  • Liko
    12.05.2017 11:16

    Без внедрения раздельного сбора мусора строительство мусоросжигательного завода станет экологической катастрофой. Но со внедрением раздельного сбора мусора экономического смысла у завода не будет.

  • Анонимно
    12.05.2017 11:39

    Давно пора ввести систему раздельного сбора мусора. У нас во дворе (г. Казань) стоит отдельный сетчатый контейнер для пластиковых отходов и самое приятное, что люди используют его по назначению - только для пластика и набирается он достаточно быстро. Так что культура есть и без всяких дополнительных скидок по платежам. Очень хотелось бы, чтобы появился хотя бы отдельный контейнер для бумаги, поскольку всех практически ежедневно "заваливают" различного рода газетами и рекламными листовками. Раньше хоть макулатуру сдавали, а сейчас все в основном выкидывается

    • Анонимно
      12.05.2017 12:08

      хорош врать. во всехх дворах стоят громадные короба(даже не контейнеры) в котрые население вываливает мусор.Ваша куль тура это ДИКОСТь заставлять нищих людей разделять мусор это дикость !!! и хватитврать про якобы уже мол что где то что есть социальная напряженность растет очень быстро и не дразните людей вашей пещерной культурой иначе люди сами воспитают вас

      МСЖ И раздельный сбор мусора это факторы котрые вызвают массовое недовльство людей и любые попытки заставить людей ...ей богу почитатйе про революции в Росиии

      • Анонимно
        12.05.2017 14:46

        Очень странно, что ежегодное повышение тарифов не вызывает"массовое недовольство людей". И никто у нас жителей не заставляет сортировать - поставили контейнер - используется по назначению, при чем абсолютно обычные дома - старые пятиэтажки. А весь обычный народ не надо считать нищими. Да и революции рождаются далеко не в нищите, они управляют нищетой

        • Анонимно
          12.05.2017 15:51

          вызывает недовльство людей и очень сильное.И ненадо врать нигде не ставят контейнеры для раздельного сбора.
          40 млн живет ниже черт ыбедности!! 50 млн живут на грани прожиточного миниума таковы данные! ЭТО ВЕСЬ НАРОД

  • Анонимно
    12.05.2017 11:54

    В Татарстане, чтобы побольше "подоить" бюджеты и накопления граждан внедряют и МСЗ, и МСС, и межмуниципальные полигоны, и раздельный сбор, и пункты сбора. Беднеющий год от года регион не справится с этим. Территориальную схему надо переписывать. КМЛ

  • Анонимно
    12.05.2017 13:54

    Я наблюдал такую картину на вокзале Казань-2. Стоят три контейнера, люди мусор кидают туда раздельно. Приходит убощица с мешком большим и все три контейнера сваливает в один мешок. Прикольно, да?

    • Анонимно
      12.05.2017 15:53

      просто потом эти контейнеры вываливают водин кузов мусоровоза уборщица это знает

  • Анонимно
    12.05.2017 13:57

    Был как-то репортаж в "Вестях недели" про раздельный сбор мусора в Японии. В многоэтажном доме - специальное помещение, где бумага, пластиковые бутылки, стекло, алюминиевые банки - всё по своим ёмкостям. Крышечки от пластиковых бутылок - в отдельную коробочку. Всё вывозится, ещё раз сортируется. Безнадёжные отходы сжигаются, а из золы насыпаются искусственные острова. Великолепен был финал репортажа: корреспондент показал плакат, где жильцы предупреждаются, что за нарушение правил сортировки мусора - офигенный штраф в иенах и пять лет тюрьмы. За что купил - за то и продаю. Сам видел по ТВ. Но у нас, как в Японии - нельзя. Там всё-таки - демократия.

    • Анонимно
      12.05.2017 15:27

      13.57-это сюжет есть на ютубе.

  • Анонимно
    12.05.2017 16:39

    Контейнеры должны быть разные в т.ч. по форме и по цвету!

  • Анонимно
    12.05.2017 17:54

    Николай Атласов, спасибо Вам за статью. Как бы донести позицию до властей?! Население готово к постепенным переменам. Татарстан действительно передовая республика. Не нужно сжигать, нужно перерабатывать. Сохраним здоровье, жизнь людей и экологию!

  • Анонимно
    12.05.2017 21:22

    Граждане, давайте решим вопрос с утилизацией батареек и ртутных ламп. Министр экологии, хоть и кандидат наук, эту проблему либо не признаёт, либо в бюджет не вписал

  • Анонимно
    12.05.2017 22:25

    Я тоже поддерживаю 2ёмкости: для пищевых и непищевых отходов.

  • Анонимно
    13.05.2017 10:36

    Республиканские власти решили, что нашли простое решение мусорного вопроса в виде строительства МСЗ, но легких решений в таких вопросах не бывает. Мы против строительства МСЗ в черте города.

  • Анонимно
    21.05.2017 06:59

    Мусор сортированный надо покупать у населения. За денюшку будем сортировать. Ввести 5 процентов в стоимость товара сбор на утилизацию и тем кто сортирует отдавать его. Кто не сортирует- его право выбирать

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль