Общество 
14.05.2017

«Западное издание критического текста Корана может стать вызовом мусульманскому миру»

Известный арабист Ефим Резван о другой Аравии, неизвестных смыслах Корана и роли Казани в истории фиксации текста Священной книги ислама

В преддверии открытия Болгарской исламской академии «БИЗНЕС Online» продолжает цикл бесед с ведущими исламоведами России. Сегодня нашим собеседником стал Ефим Резван — один из главных специалистов по Корану во всем мире. Он занимается уникальным направлением исследований — реконструкцией исконных значений коранической лексики. Работы ученого открывают совершенно новый горизонт в понимании текста Корана, что далеко не всегда совпадает с более поздней традицией его толкования.

Ефим Резван//Фото: скрин видео Ефим Резван Фото: скрин видео

ЛУЧШИЙ ПЕРЕВОД

— Уважаемый Ефим Анатольевич! Наш первый вопрос традиционный. Он касается Болгарской исламской академии. Знакомы ли вы с этим проектом? Вовлечены ли в него?

— С проектом я знаком. В него пока не вовлечен. Оцениваю его, безусловно, высоко. Мой подход такой: чем больше будет таких проектов, которые объединяют коллег-ученых, дают возможность получить образование высокого класса, тем лучше. Более того, скажу: между проектами должна быть здоровая конкуренция. И только в рамках такого взаимодействия у нас возникнут структуры, отвечающие самым высоким потребностям общества, религии и науки.

— Самый популярный вопрос из области коранистики: какой перевод Корана на русский язык вы считаете лучшим?

— Перевод Игнатия Юлиановича Крачковского. Проблема в том, что перевод Крачковского тяжело читается. Все говорят, что его перевод лучший, но читать его очень сложно. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с историей издания книги. Во-вторых, с тем, к какому научному направлению принадлежал Игнатий Юлианович. В то время, когда Крачковский переводил Коран, работали крупнейшие западные переводчики, например, немец Руди Парет и француз Режи Бляшер. К их переводам ровно такие же претензии: их тяжело читать. Тогда для специалистов было важно пробиться к смыслу, иногда даже в ущерб требованиям литературного языка. А ведь не только строй языка, но и та реальность, которую этот язык отражает, иногда радикальным образом не совпадает с нашей. Мы членим мир иначе, чем членили его слушатели Пророка. Во многом поэтому такой мучительный поиск слов.

— А первое обстоятельство?

Что касается истории публикации перевода, то он должен был выйти в знаменитом издательстве «Академия». Но, как известно, Надежда Крупская включила Коран в число запрещенных книг: он был изъят из библиотек и, естественно, изъят из издательского плана. И при жизни Крачковского издание не было реализовано, хотя перевод был сделан полностью. К слову, мы сейчас отмечаем 100-летний юбилей революции, а одна страничка перевода датирована 25 октября 1917 года. Целую группу сур, тех, которые Крачковский читал со студентами, он привел в порядок. Остальное — черновики. И когда моему учителю (Петру Грязневичу — прим. ред.) в 1960-м было поручено издать этот перевод Корана, то в результате был опубликован по существу архивный материал. Это замечательно, что он был опубликован, но, как всегда, были даны очень жесткие сроки.

Поэтому, с одной стороны, у Крачковского есть фрагменты, совершенно выдающиеся по глубине понимания. С другой стороны, там есть и опечатки, и всякого рода другие проблемы, связанные с тем, что это архивный материал. Кстати, перевод вышел тиражом 10 тысяч экземпляров, но распространялся по подписке, которую организовывали райкомы партии.

Михаил ПиотровскийФото: архив «БИЗНЕС Online»

РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСКОННЫХ ЗНАЧЕНИЙ

— У вас ведь есть проект по переводу Корана с реконструкцией исконных значений слов?

— Да. Если Михаил Борисович Пиотровский (директор Эрмитажа — прим. ред.) предложил такое направление исследований, как кораническая археология, то мы с моей молодой и талантливой коллегой Анной Кудрявцевой занимаемся тем, что можно назвать коранической этнографией. Дело в том, что целый ряд явлений, которые отражены в тексте Корана, можно понять, только если использовать современные лингвистические и этнографические инструменты. Не понимая, о чем, собственно, идет речь, когда дело касается ряда совершенно конкретных вещей, невозможно перевести Коран.

— Можете привести пример?

— В Коране есть аяты, которые повествуют о потусторонней судьбе грешника. Сказано, что «одеяние их из смолы» [14:51] и «заклеймим Мы его по хоботу!», как переводит Крачковский [68:16]. Откуда хобот? Почему смола? Я стал разбираться, что тут имеется в виду. Оказалось, что когда у верблюда болеет кожа, ее лечат горячей смолой. Естественно, животному больно, ему это не нравится. И для того чтобы верблюдом управлять в такой ситуации и увести туда, куда нужно, ему продевают в нос специальную палочку и за нее тянут. Верблюду больно, но он идет туда, куда нужно. Такого рода практики встречаются в Аравии до сих пор. В некоторых местах и сейчас так лечат верблюда. В Коране отражено вот это самое явление.

Но если его не знать, а основываться на тафсирах, которые были созданы через 500 - 1000 лет в городской среде, где люди уже всего этого не понимали, мы никогда Коран не поймем. Между прочим, отсюда вытекают и выводы теологического характера. Получается, что грешника таким образом лечат. Впрочем, я оставляю этот вопрос теологам. Тем не менее здесь открываются совершенно новые возможности в понимании и интерпретации текста.

— Вы над этим сейчас и работаете?

— Мы готовим большое и серьезное издание, которое можно условно назвать: «Повседневная жизнь Аравии глазами современников Пророка» или «Материальный мир Корана». Это будет богато иллюстрированная книга, основанная на результатах наших экспедиций в Оман (там мы были совсем недавно) и в Саудовскую Аравию, куда мы отправимся осенью, ин ша Аллах. Поедет целая группа исследователей, художник-фотограф и группа видео операторов, вооруженная самой современной техникой. У книги будет электронный вариант, где можно будет найти серии видео- и фотоиллюстраций, которые дадут возможность понять целый ряд явлений, отраженных в Коране, и понять о чем же, собственно, идет речь. Будет снят и документальный фильм, посвященный нашей работе в Аравии и нашему проекту в целом.

Коран на протяжении столетий использовался как оружие в идеологической борьбе и против ислама, и различными направлениями внутри ислама. Довольно часто людей интересовало не столько то, о чем действительно говорится в тех или иных местах, сколько возможность «подверстать» тот или иной аят к текущей повестке дня. И по существу довольно значительная часть литературы, связанной с Кораном, была столь же актуальной для своего времени, как передовицы газеты «Правда». Такой «передовице» может быть уже 1000 лет, и она имеет отношение к совершенно другой исторической реальности, если сравнивать со временем появления текста Корана.

— Если попытаться оценить в процентном соотношении, то в исламской традиции какой процент толкований отражает аутентичное понимание текста Корана, а какой представляет собой лишь более поздние наслоения?

— Не берусь дать такую оценку, потому что на самом деле мусульманская традиция необычайно разнообразна. Существуют десятки тысяч тафсиров, невероятно разных — от тех, где ищут скрытый смысл и перетолковывают все наоборот, до самых буквалистских. Что такое исламская традиция, когда у нас в исламе десятки и сотни направлений? Я могу сказать, что, с моей точки зрения, существует невероятный документ — текст Корана. Такого второго в истории человечества документа нет, просто потому что это по существу Слово, зафиксированное как на магнитофонной ленте.

Почему еще сложно читать Коран? Потому что когда Пророк обращался к своим слушателям и передавал слова Господа, то речь нередко шла о реакции на какие-то очень конкретные обстоятельства. Часто мы эти обстоятельства уже не вполне понимаем. Часто те аллюзии, которые были понятны слушателям Пророка, нам сегодня уже неясны. Вот он просто кивнул или махнул рукой. В тексте Корана по понятным причинам этого нет, но это обстоятельство может быть критически важным для понимания того или иного аята. Мы знаем, что текст был произнесен в 610 - 632 годы в районе Мекки-Ясриба. Совершенно точно. Никакого другого памятника, который так же точнейшим образом датируется и локализуется и записан до мельчайших лингвистических подробностей, в мире нет. Поэтому это невероятный источник. Это одна позиция.

— А вторая?

— Другая позиция состоит в том, что Коран живет в своих толкованиях. И каждое поколение мусульман вычитывает в Коране свое. Я ни в коем случае не хочу выступать против тафсиров, против традиции. Это невозможно. Если ты мусульманин, то, обращаясь к Корану, ты всегда будешь сопоставлять его со своей жизнью и делиться с близкими своим пониманием текста. Отсюда столь разные представления о смысле Корана, которые существуют. И новые поколения будут вновь и вновь обращаться к нему. Безусловно нужно изучать необычайно интересную традицию толкования Корана, но нужно изучать и сам текст Корана как документ, возникший в известном месте и в известное время, связанный миллионами нитей с действительностью Аравии той поры. И если мы не поймем, какая она, эта действительность, мы никогда не прорвемся к пониманию самого текста Корана.

Экспедиция в Оман, 2017 годФото предоставлено Ефимом Резваном

НЕПРОСТАЯ РАБОТА

— А когда вы планируете закончить свою работу в данном направлении?

— Последовательно работа будет строиться так. На следующий год при поддержке Лейденского института рационального монотеизма выйдет, ин ша Аллах, книга, о которой я вам говорил, где будут реконструированы основные блоки «этнографической реальности», повседневной жизни в Аравии времен Пророка. Следующий очень важный этап — это создание первого документированного словаря Корана, основанного на современной Корану языковой среде, явленной прежде всего в доисламской поэзии.

Как сегодня делают словарь Корана? Исходя из некоего общего понимания смысла, который, в свою очередь, основан, как правило, на тафсирах. То есть Корану «навязываются» некоторые значения, которые возникли много позже. Наша же задача состоит в другом. Вот есть слово в Коране. Его использовали так-то в доисламской поэзии. Слова Господа по определению должны были быть понятны, эти слова должны были отражать самую суть жизни людей той эпохи. Соответственно, то или иное слово не потому имеет такое значение, что Резван так решил, а потому, что оно имеет такое значение в доисламской поэзии, в поэзии современников Пророка и в первую очередь в самом Коране. Важнейший для нас принцип: Коран объясняет сам себя. Другими словами, если мы занимаемся контекстным изучением коранической терминологии, то мы выбираем все коранические контексты, где это слово употреблено, анализируем их и таким образом понимаем его узкое терминологическое значение. Еще раз повторюсь: сегодня мы по сравнению с жителями Аравии времен Пророка иначе членим мир.

— Можете привести пример?

— Моя кандидатская диссертация была посвящена этносоциальной терминологии в Коране. Условно — племя, род, семья. Мы себе представляем, что это как матрешки или ящички, которые вставляются один в другой. А в Коране множество терминов, которые организованы не по принципу большее-меньшее, а совершенно иначе. Одна группа родственников должна защищать друг друга в ходе военного нападения, у другой группы родственников общие экономические интересы и так далее. При том что эти группы родственников часто могли не совпадать между собой.

Кораническая терминология описывает мир особым образом, она более «дробная». Существуют, например, отдельные слова для каждого типа жилищ. В Коране порядка 10 терминов для описания чаш, из которых праведники будут вкушать райское вино. Обычно их переводят как «кубок». Но кубок — это сосуд, у которого есть ножка, а на самом деле речь идет о сосуде пиалообразной формы. Впрочем, не в этом суть. Сосуды были золотыми, серебряными, стеклянными, произведенными в Персии и в других местах. Для каждого были отдельные названия. При этом мы в лучшем случае понимаем, что имеется в виду некая чаша. Для слушателей же той поры это был либо очень дорогой сосуд, либо обычный, глиняный и так далее. И с этими нюансами очень многое связано. Это невероятно интересная работа, и мы однажды просто поняли, что в кабинете ее не сделать, и поэтому отправились в Аравию.

— У коранических терминов есть эволюция или они всегда употребляются в одном значении?

— Есть эволюция и очень серьезная. Более того, существует несколько хронологий текста Корана, которые опять же основаны на вторичных источниках, на более поздней традиции. Так вот анализ эволюции значений терминов дает нам совершенно реальную возможность установить подлинную хронологию текста Корана. Пророк начинал как глава крошечной общины верующих, всеми преследуемой, а закончил жизнь как глава очень динамично развивающегося государства. И потому менялись представления, например, о пророческой миссии. Более того, возникали совершенно новые социальные явления для Аравии той поры, которые надо было как-то назвать. И для этого, как всегда, привлекались прежние слова, но они наполнялись новым содержанием.

Иногда им сначала давался расширяющий значение эпитет, а потом эпитет отпадал, и слово продолжало существовать уже в новом значении. Поверьте, что моей жизни и жизни моих учеников не хватит, чтобы до конца изучить комплекс проблем, которые я только что обозначил. Такого рода проекты должны реализовываться с широким международным участием, чтобы можно было поделить между специалистами конкретные направления работы. Тогда мы действительно сможем прорваться и получить революционные результаты в обозримые сроки.

— Это будет новое осмысление текста Корана?

— Хочу подчеркнуть, что речь совершенно не идет о критическом издании Корана, попытки реализовать которое сейчас предпринимаются на Западе. Я считаю, что эти попытки деструктивны в первую очередь потому, что по существу речь идет о создании параллельного текста Корана. У мусульман уже есть текст Корана. Все. У этого существующего текста есть своя многовековая история, как он складывался, согласовывался и т. д. И сегодня мы имеем то, что мы имеем. На самом деле Коран лишь незначительно отличается в существующих вариантах. И это признается мусульманами. В Северной Африке одно чтение, в Саудовской Аравии — другое. При этом в Саудовской Аравии может издаваться и североафриканская версия Корана и наоборот. Но в любом случае это текст Корана, принятый уммой.

И если сейчас западное научное сообщество, основываясь на ранних рукописях Корана, попытается дать некий новый текст, это может стать вызовом мусульманскому миру. Я не хочу сказать, что историей коранического текста не нужно заниматься. Наоборот! Можно, например, к существующему тексту Корана приложить материалы по истории его сложения. Существуют важнейшие находки в этой связи, сделанные в соборной мечети Саны или Кайруане, в Мешхеде или Дамаске. Это древнейшие рукописи. Вот этот фрагмент в них так представлен, а этот — так. Дать все это в комментариях, но не создавать некий новый текст. Мы же изучаем принятый мусульманами текст, основываемся на нем и совершенно не хотим подменять работу теологов. У нас своя ниша: мы хотим понять уже существующий текст Корана. Для нас Коран — очень важный исторический источник. Археология и этнография Аравии дает нам возможность лучше понять его. Теологи могут принять результаты наших исследований или оспорить. Но мы не создаем другого текста.

КОРАН И РОССИЯ

— В своей книге «Коран и его мир» вы со ссылкой на Режи Бляшера пишите, что именно казанское издание Корана повлияло на окончательное становление текста Корана...

— Я очень хочу, чтобы знание о роли России в истории коранического текста было распространено как можно больше в мусульманском мире. И я очень рад, что именно Режи Бляшер об этом написал. Если бы это сделал я или другой отечественный исследователь, то опять бы нас обвинили в том, что «Россия — родина слонов». Нет, это сказал замечательный французский исследователь, опираясь на изучение существующей традиции казанских изданий. Первые пять тиражей вышли в свет здесь, в Санкт-Петербурге. А потом, как вы знаете, в Казань были переданы шрифты и вся технология.

Я очень много путешествую по мусульманскому миру и где только ни видел копии этих казанских Коранов. Более того, есть рукописные варианты, где даже скопированы барочные заставки. Фактически до того, как возникло так называемое каирское издание 1923 года, которое сегодня считается каноническим, невероятно важным этапом были казанские Кораны, которые были созданы строго в рамках мусульманской традиции, по существу доминировали на рынке печатных Коранов и способствовали его окончательной унификации.

Был очень любопытный случай. Из Казани поступил донос, что издается невероятно большое количество Коранов. Благодаря этому новокрещенные татары, дескать, возвращаются обратно в ислам. И потому печатание Корана надо запретить. Царь не возражал, поставив на документе осторожную резолюцию, которая давала возможность прекратить издания Корана. Казалось бы, у нас было самодержавие, как государь скажет, так и будет, но нет: кабинет министров создал комиссию и стал разбираться в этом вопросе. Оказалось, во-первых, что мало кто из татар читает и понимает Коран по-арабски. Во-вторых, те астрономические цифры тиражей, которые назывались в доносе — а речь шла о сотнях тысяч, — просто нереальны. И в-третьих, абсолютно большая часть тиражей уходила на внешние рынки. Если бы Россия прекратила издавать Кораны, этот рынок заняли бы англичане. Никто не прекратил печатание Корана, слава Аллаху! Казанские издания Корана — совершенно замечательное достижение нашей страны.

— Как вы оценивает перспективы коранистики в современной России?

— Перспективы у нас интересные. В России, с моей точки зрения, стратегически важно иметь свою школу исследования Корана в силу значения ислама в российской истории. И мне радостно, что мы сохранили научные традиции в данной области и есть ученики, которые их будут продолжать. В отечественной науке есть Михаил Борисович Пиотровский с замечательным и очень важным направлением, связанным с коранической археологией. Если Бог даст здоровья, мы сделаем ту книгу, о которой я говорил, словарь к Корану, новый перевод. Прекрасные исследования реализуются и в Москве. В России есть огромное количество рукописей Корана, а каждая рукопись — это история. И невероятное богатство оформления рукописей, его разнообразие — наш путь к пониманию эстетических традиций мусульманского мира.

Как я уже говорил, одновременно мы снимаем документальные фильмы, показываем Аравию, которую никто не видел. Это будет, как говорят, разрыв шаблона. Ведь в абсолютном большинстве случаев проповеди Пророка были обращены к людям оседлым. Во времена Пророка в Аравии жили 7 миллионов человек, из них 3,5 миллиона были оседлыми. Мы же себе представляем, что Аравия — это только бедуины и купцы-караванщики. На самом деле значительная часть образов Корана связана, например, со злаковыми культурами, с фруктовыми садами, другими аспектами оседлой культуры. К сожалению, малоизвестно, насколько в Аравии была развита система ирригационных сооружений. Они были так многочисленны и были такими изощренными, что древняя Аравия легко может стоять в одном ряду со знаменитыми цивилизациями Востока, где создавались знаменитые ирригационные системы. Мы готовим серию публикаций на все эти темы. Мне кажется, они станут пионерскими и не только для России.

Очень важно, что в России есть источниковая база, возможно, самая богатая в мире. Этнографические коллекции в Петербургской Кунсткамере, например, составляет более 1000 коллекций — не предметов, а коллекций! — со всех уголков мусульманского мира. Сейчас в науку приходят молодые люди. И я очень надеюсь, что российская коранистика в ближайшее время очень сильно поразит наших друзей на Западе и на Востоке.

Рустам Батыр

Ефим Анатольевич Резван — доктор исторических наук, профессор

Родился 7 октября 1957 года в Ленинграде.

В 1980-м окончил восточный факультет Ленинградского государственного университета, кафедра арабской филологии.

В 1980 - 1983 годах проходил аспирантуру в Ленинградском отделении Института Востоковедения АН СССР. В 1984-м защитил кандидатскую диссертацию, в 2000 -м — докторскую диссертацию.

Участник Советско-Йеменской комплексной экспедиции (1986), ряда этнографических экспедиций МАЭ РАН (Ближний Восток, Центральная Азия).

В 1984 - 2000 годах — сотрудник Ленинградского отделения Института Востоковедения АН СССР, прошел путь от старшего лаборанта до заместителя директора по науке.

В 1989 году проходил стажировку в Сорбонне (Institute d'Etudes Arabes et Islamiques, Universite de la Sorbonne Nouvelle (Paris III)).

Заместитель главного редактора журнала Manuscripta Orientalia (1995 - 2000); с 2000 года — главный редактор.

С 2000-го — заместитель директора по науке Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН.

Почетный профессор кафедры ЮНЕСКО по межрелигиозному диалогу для достижения межкультурного понимания (2006).

Основные научные достижения Резвана связаны с изучением архивных и рукописных собраний Санкт-Петербурга. Результатом изучения архивных коллекций стала серия монографий, посвященных русско-арабским отношениям. Итогом многолетних исследований, связанных с Кораном, историей коранической экзегетики, публикаций и переводов Священной книги ислама стала монография «Коран и его мир, современное введение в коранистику», вызвавшая большой интерес в России и за рубежом. Важным этапом его научной деятельности стали выявление, атрибуция, научное описание и публикация одной из старейших и важнейших рукописей Корана в мире, так называемого «Корана ‘Усмана», почитавшегося мусульманами Центральной Азии на протяжении почти 500 лет первосписком Священного текста.

Автор более 200 научных работ, опубликованных на русском, английском, арабском, французском, немецком, японском, итальянском, узбекском, финском и персидском языках.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (69) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
14.05.2017 16:50

... сказал фермер, с семитскими фамилией, именем и отчеством))

  • Анонимно
    14.05.2017 09:38

    При том, что Резван мастер своего направления, всё же , думаю, у него есть излишнее увлечение своим научным предметом. И в связи с этим - облагораживание той действительности. Во первых - численность населения 1,5 тысячи лет назад в Аравии в 7 млн. человек просто нереальная. Во вторых - когда рассказываешь про ирригационные системы в каменистой пустыне, необходимо дать материал о речных, водных ресурсах, обеспечивающих эти водоканалы. В результате получается, что это очередная сказка 1000 и одной ночи.

    Ну и самое главное. Мы так с упоением изучаем историю других, тех же бедуинов и размер камней голой пустыни. Что своей историей заниматься уже нет времени.

    • Анонимно
      14.05.2017 09:55

      Своей народной историей занимаются чужие для народа политики...

      Поэтому с настоящей ученной страстью можно изучать иные истории...

      Но как в РФ поймут одним РПЦ сыт не будешь, и что Ислам это тоже большая часть истории России ... запретят и Коран изучать везде, кроме отдельных подразделений специнститутов для МИДа и МВД...

      С уважением Айдар

      • Анонимно
        14.05.2017 14:45

        А кто то в России на официальном уровне не понимает, что и Коран и мусульмане часть России неотъемлемая и часть ее истории большая.. Кто же спорит с этим?

        • Анонимно
          15.05.2017 11:34

          Многие хотят перековать других, некоторые из лучших побуждений, но большинство из худших.

    • Анонимно
      14.05.2017 10:13

      Как это нет времени заниматься своей историей? Кому не лень только пишут историю татар. Думаю, надо заказать за поллярдау какого-то удащливого агенства методичку уже "Как написать историю татар не привлекая внимания санитаров"

    • Анонимно
      14.05.2017 20:49

      Татарин Злой
      А Вам не приходило в голову, что относительно недавно климат в Аравии, Сахаре и Сибири был не таким, каким он является сейчас? В интернете полно альтернативных версий истории. Задаются интересные вопросы и приводятся труднообъяснимые факты (наберите в поисковике "засыпанная Казань или раскопали улицу Баумана ". Очень интересно почитать.
      Да что альтернативщики, госорганы России признают, что вечная мерзлота тает. И Сахара постепенно начинает зарастать и превращаться в саванну (первый канал, с добрым утром, официознее некуда). Расширяйте свой кругозора, вокруг много интересного.

  • Анонимно
    14.05.2017 09:40

    Спасибо всем ученным и людям, которые искренне несут добрый мир и знание людям...

    С уважением Айдар

  • Анонимно
    14.05.2017 10:04

    Хотите заняться "историческим "изоляционизмом и импортозамещением?Ну так никто Вас не удерживает.Для начала неплохо бы открыть все архивы времен Великой Отечественной.Или лучше подпитывать историю домыслами,вместо того что бы читать реальные документы.

  • Анонимно
    14.05.2017 10:39

    Спасибо БО, что находите очень интересных людей.

  • 1. Надо в этом вопросе, мне думается, исходить опять из логики.
    2. В Исламе существует 5 столпов религии, которые обязательно должен придерживаться мусульманин. Они предписаны Всевышним.
    3. Если среди них "требование Аллаха" знать каждому мусульманину значение смысла тех слов (текста), которые были посланы Им через Пророка (сгв)? Нет. Значит и понимания того, что имел ввиду Аллах под тем иным изречением необязательно.
    4. "Давать комментарии" той или иной суре или аяту позволялось только Его Посланнику (сгв).
    5. Пророк (сгв) всё дал. Если почитать хадисы, то, в принципе, понять можно, что хотел сказать БОГ и какие даёт строгие предписания.
    6. Если хочешь знать значение слов, словосочетаний, предложений в Священном Коране - изучай арабский.
    7. Величайшая Мудрость Всевышнего заключается, мне кажется, в том, что Он уберёг человека от понимания многих вещей, которые не нужны ему в повседневной жизни. Иначе человек просто был бы сумасшедшим - если знал бы всё то, что знает сам Бог.
    8. Например, находясь в Раю Адаму и Еве (мир обоим) позволялось всё - кроме прикосновение к одному дереву и срыва с него плодов. Сделав это, они ведь всё равно не узнали, что под этим подразумевал Творец и почему на такое действо Им был наложен Запрет? Не узнали. Но были наказаны за то, что перешли то, что Аллах не позволял. А не из-за того, что узнали какую-то тайну. И тайны всё равно никакой не узнали.
    9. Поэтому мне кажется, читая Коран, Аллах от чтеца "принимает" не смысл сказанного, а его "ритмику и мелодику" (если уместно такое сравнение).
    10. Глубоко верующие люди наизусть знают суры и аяты из Корана, как, допустим, хорошо выученное в детстве стихотворение. То есть до автоматизма. И когда читают, допустим, намаз впадают в транс. В этом состоянии они разве думают о смысле слов и их значении? Они «поют Гимн» Создателю, а не "ведут с ним беседу".
    11. Если допустим, человек в бреду, начинает говорить что-то, я не думаю, что осознаёт то, что им выговаривается. Иногда бывает связанное, иногда нет.
    12. Поэтому мне кажется, людям Священные Коран нужно оставить в покое в плане желания его перевести. Многочисленные переводы Библии мы знаем, в итоге, в чему привели. Мягко скажем, к недопонимаю того, а что же людям хотел сказать в итоге БОГ?
    13. Желаю всем успехов.

    • Анонимно
      14.05.2017 12:40

      Тем не менее переводы четырех Евангелий канонезированы уже более 500 лет . Почему бы мусульманам не устаканить переводы Корана с арабского на все языки тоже канонически !

      • Анонимно
        14.05.2017 14:28

        12:40 Наивный человек. Или просто не знающий.
        На почве разногласий в переводе Библии раскололось Российское библейское общество. Причем совсем недавно - в 2011 году.

        • Анонимно
          14.05.2017 16:42

          Это были переводы еврейского ветхово завета ! А новый завет - канон !

    • Анонимно
      14.05.2017 19:22

      Вы понимаете чтение Корана, как некое механическое (неосознанное) произнесение ритмики и мелодики (мантры)..
      Коран, по-вашему - песенник с непонятными (недоступными для понимания) словосочетаниями. А чтец Корана - безмозглый певец-попугай. А намаз - бессознательные телодвижения с песнопением в состоянии транса. Какое-то буддийско-шаманское понимание у вас исламской практики поклонения.
      Вы именуете себя "габдель" (по-арабски - раб) и Юссон. Получается - раб Юссон. Хочется спросить вас "А что означает "Юссон"?.

      • Анонимно
        14.05.2017 21:08

        Посмотрите как молятся чеченцы: хлопают в ладоши и скачут по кругу. И им это походу нравится. А вы говорите - не песенник))

      • 1. В этом мире все рабы: одни божьи, другие своих убеждений, третьи своих привычек, и даже существует алкогольное рабство.
        2. Для чего читается намаз? Чтобы коммунитировать со Всевышним. Для этого, я думаю, должны быть определённые условия. Правильно Вы заметили: практически буддийское. Ибо у буддистов: Хара Кришна своей "мелодикой" даёт им уйти в астрал. Коран ведь это тоже стихи, и он не читается. А если правильно - поётся. Но, мне кажется, именно "правильный" соответствующим образом изложенный текст, при читке образующий некие гармоничные колебания, помогает как раз войти в контакт с Богом. А что Вы думаете: там нужно говорить - к Вам, товарищ Аллах, можно обратится что ли, как в Армии?
        3. Мне кажется, что практически все российские мусульмане не в состоянии читать намаз. Ибо цель любого намаза - войти (найти) в контакт со Всевышним. А этому нужно обучаться, как говорится, "с пелёнок".
        4. В истории есть много примеров состояния транса во время намаза. Например, крестоносцы нападали на сарацин именно во время того действа и вырезали их во время намаза, так как те были в состоянии транса и не могли оказать никакого сопротивления напавшим.
        5. У бабушки моей супруги во время намаза обокрали дом. Милиционеры удивились: как так они же мимо Вас ходили. Она им ответила: я видела только тени, людей не видела.

        • Анонимно
          15.05.2017 10:44

          Все понятно. Просто я убедился в том, что попал в точку. Но вы не ответили на мой вопрос "что означает Юссон?". И еще вопрос в догонку - а вы сами читаете намаз?
          Сам я читаю, причем с пониманием (не механически) смысла текста Корана и не без чувств и обязательно, осознавая то, что намаз - это диалог (обращение, мольба (прошение), ожидание, надежда, смирение, покаяние). Намаз - не аналог буддийского транса и вход в состояние нирваны. Это искренний осознанный, прочувствованный (в эмоциональном плане), основанный на вере диалог-мольба смиренного раба со своим Творцом (Аллахом) в состоянии ихсана ((двухуровневая внутренняя чувствительность: 1) ощущение себя во время поклонения Всевышнему Создателю в качестве объекта Его постоянного незримого наблюдения (чувство связи с Аллахом, подвластности и подконтрольности Ему); 2) способность «видеть» незримого Аллаха своим сердцем (обладание «внутренним видением» (высокий уровень ихсана).
          Намаз - это синтез внутреннего (веры, намерений, интеллекта, чувств) и внешнего (слов, практических действий), причем не спонтанных и не произвольных (не отсебятина), а строго регламентированных, исполняющихся исключительно лишь только на образце-примере намаза Пророка (мир ему).
          Вам надо познакомиться именно с тем, как читал намаз Пророк (мир ему) - какие слова он произносил, как обращался, что просил, от чего плакал, в каком состоянии пребывал, какие телодвижения делал. О намазе много спекуляций. Особенно изощряются в этом вопросе отдельные суфии (у них намаз - гремучая смесь ислама, буддизма, христианства и язычества). Надо быть ближе к образцу Пророка (мир ему). Ислам - религия реальности (видимой (материальной) и невидимой (метафизической реальности). Ислам связывает (причем, в неразрывно и не противопоставляя) два мира - земной и внеземной (Ахират), материю и дух, религию и науку, начало и конец (как две стороны одной и той же медали). И поэтому ислам адекватен человеческой природе (природосообразен).

          • Ни в какую точку Вы, к сожалению, не попали, а лишь пальцем в небо. Вы, простите уж меня пожалуйста за откровенность, мне и для меня просто не интересны, потому как нового от Вас я ничего не услышал и вряд ли услышу что-то. Другими словами "мукомол", коих на своём веку я повидал достаточно. До свидания.

          • Анонимно
            15.05.2017 16:44

            Юссон- я сон. сон разума.

        • Анонимно
          15.05.2017 10:55

          да, намаз читаю и во время сражения, но не будучи в трансе (теряя чувство реальности), а исходя из чувства ДОЛГА (отдавая предпочтение намазу перед другими действиями). Есть хадис "Если начался Конец света, а ты в это время начал сажать дерево, то - доверши начатое дело до конца (дело, начатое ради довольства Аллаха (с "бисмиллях")". Это эсхотологический принцип жизни мусульманина. Отсюда, наверное, и поговорка "Посади дерево (о добродетели)"???

        • Анонимно
          15.05.2017 11:36

          Усилием воли и соблюдая ритуал войти (или выйти) в контакт с Богом невозможно. Это все уловки ума. Транс не Бог. Он необъятен и неведом. И как можно искать неведомое? (То, что я ищу всегда известное, спроецированное мною же). Оно может только само прийти.
          Если только есть Любовь мы поймем неведомое. А мы лишены Любви, поэтому несчастливы. Поэтому ищем убежище, ну хотя бы в трансе, медитации. В поиске Бога короче...

  • Анонимно
    14.05.2017 11:33

    Все здорово, но причем здесь Ислам. Это наука, религиоведение (а оно может быть светским и даже, атеистическим). Коран, как любое Писание монотеизма, прежде всего, есть отражение, источник Веры. Поскольку в Исламе нет церкви, любое прочтение Корана, академиком или плотником будет иметь печать личного его понимания, неважно основывается оно на тафсирах, или нет. А тут еще речь о каких-то вызовах Исламу со стороны т.н. "исламоведения" причем, представляемого "ученым" известной и "глубоко дружественной" Исламу национальности. В Исламе есть довольно сильная традиция, могущая ответить на все вызовы. Только ее надо изучать и использовать, а не отвергать, либо извращать, как делают "исламоведы". И вообще, пора искать "диалог фундаментализмов" между различными религиями, а также между религией и наукой о них. А иначе можно, конечно, создать новую религию или религиеподобие, чем, видимо, сейчас занимаются, некоторые казанские мусульманские интеллектуалы. Только это не будет Ислам.

    Валерий Емельянов.

    • Я не совсем правильно выразился. "Толковать", а не "комментировать" разрешалось только Пророку (сгв). Это не одно и тоже. Комментарии к Корану существуют. Они "правильные" лишь те, которые исходят из токования самого Посланника (сгв), на основе хадисов и тафсиров.
      Проблема в том, что Священный Коран - это не только Вечная (была, есть и будет) Книга, но ещё Универсальная, то есть, если шуткой, "всепогодная".
      То есть, читая его в средневековье или ещё через тысячу лет, всё равно он будет понятен всем, но восприниматься в рамках личной индивидуальности.
      Например, если мы с Вами прочтём один и тот же роман, каждый из нас смысл вынесет по своему, исходя из интеллекта, общей культуры и личного жизненного опыта.
      Коран ниспослан был из-за того, что многие ранние послания БОГА были по разному интерпретированы. Опять же, например, Евангелие, допустим, у нас и от Иоанна, и от Матвея, и от Фомы. И в каком их них Истинное Слово Божье? Поэтому и на Коран был наложен запрет на его перевод, вольные толкование и интерпретацию.

    • Анонимно
      14.05.2017 12:46

      Ислам почти полностью извращен в средние века азиатскими толкованиями. Иранский, турецкий, пакистанский и другие "исламы" не имеют ничего общего с коранической религией, кроме внешней оболочки. Абсолютно все извращено, начиная от самых простых вещей (формы приветствия, молитвы и т.д.). Т.н. хадисы являются раковой опухолью Ислама. Поэтому да, смысл Корана практически открывается заново (или даже в первый раз за всю историю) в нашу эпоху и по-видимому, делаться это будет преимущественно на Западе.

      Георгий

      • Анонимно
        14.05.2017 14:48

        12:46 " ... извращен... азиатскими толкованиями".
        Людей обуревают эмоции. Без разума часто.
        Кстати, Аравийский полуостров считался всегда частью Азии.

      • Анонимно
        14.05.2017 15:30

        когда собирались хадисы не было не каких Иранов,Турции и Пакистанов

      • Анонимно
        14.05.2017 16:32

        Ну так Евангелие по сути и есть хадисы. Хадисы Иисуса.Там практически нет его слов.Есть слова тех кто ,читал о тех, кто слышал Иисуса.


    • Я не совсем правильно выразился. "Толковать", а не "комментировать" разрешалось только Пророку (сгв). Это не одно и тоже. Комментарии к Корану существуют. Они "правильные" лишь те, которые исходят из токования самого Посланника (сгв), на основе хадисов и тафсиров.
      Проблема в том, что Священный Коран - это не только Вечная (была, есть и будет) Книга, но ещё Универсальная, то есть, если шуткой, "всепогодная".
      То есть, читая его в средневековье или ещё через тысячу лет, всё равно он будет понятен всем, но восприниматься в рамках личной индивидуальности.
      Например, если мы с Вами прочтём один и тот же роман, каждый из нас смысл вынесет по своему, исходя из интеллекта, общей культуры и личного жизненного опыта.
      Коран ниспослан был из-за того, что многие ранние послания БОГА были по разному интерпретированы. Опять же, например, Евангелие, допустим, у нас и от Иоанна, и от Матвея, и от Фомы. И в каком их них Истинное Слово Божье? Поэтому и на Коран был наложен запрет на его перевод, вольные толкование и интерпретацию.

    • Анонимно
      15.05.2017 11:43

      Разделяй и властвуй!
      Чтобы разделить, надо смутить.
      Чтобы смутить, надо дать новое толкование.
      Чтобы дать новое толкование, надо запутать.
      Чтобы запутать, надо много и красиво говорить о новом-старом, о красоте вновь увиденного, о новых смыслах.
      Так что мы в начале пути.

  • Габдель вы меня удивляете! Неужели люди нашего атеистического поколения могут верить в то чего быть не может!

    • Анонимно
      14.05.2017 14:17

      Мурат вы таки мене удивляете !! а тенгрианство не суть религия? и значить вы таки верите в то чего нет? какое тогда Кук Тенгри нет? ( но есть небо) , духов предков нет? и тд итп?

      • Есть и солнце и луна и конечно есть небо,и всемирный разум и дух предков! А Мужика на облаке,рая,ада конечно нет,а попы и мулы которые нас дурят в чалмах и рясах на каждом углу стоят!

        • Анонимно
          14.05.2017 17:49

          Ви мине опят таки удивляете. Какой мужик на облаке ??? по кране мере не иудаизм не ислам не говорит про это. Не что не похоже на Него. от куда такая чушь? дух предков где щас ноходятся согласно тенгрианству?? Вы не только Ислам вы и тенгрианство толком не знаете. и где это ви на каждому углу видите попов и мулл? а почему не равинов? или лам?

          • Анонимно
            14.05.2017 19:26

            ну это у него осталось от детства... каким он был - таким и остался...

  • Уважаемый Мурат. К пониманию о существования Бога я пришёл логическим путём.
    1. Из ничего чего-то не бывает. Если у Вас есть холодильник, но там нет продуктов, то суп Вы не сварите. Никогда. Правильно? Если взять Нулевую Точку, а она не могла не быть, то есть когда была Абсолютная Пустота, то появление Вселенной из ничего само по себе не может не привести к мысли, как у Маяковского "если в небе зажигаются звёзды, значит это кому то нужно?".
    2. Есть философская категория "трансцендентность" - это то, чего постичь нельзя В ПРИНЦИПЕ. Например. Вы с утра собирались к тёще, а вечером почему-то оказались в вытрезвителе и к тёще не попали. Поэтому человеку и человечеству, и даже Адаме и Еве, Что (Кто) такой БОГ в полном понимании никогда не познать. Ибо Его один из критериев БЕСКОНЕЧНОСТЬ. А бесконечность познать нельзя (человеку, его органами чувств).
    3. Из живого мёртвое сделать можно, а из мёртвого живое нельзя. Если исходить из теории Большого Взрыва и дальнейшей перманентности, живое на Земле никак не могло возродится "ни под каким соусом". Тем не мене ЖИВОЕ на Земле существует. Следовательно, методом исключения нельзя не придти к выводу, что человек и человечество искусственно созданные объекты. Кем?

    • Меня это и удивляет в Вас что Вы верите что из ребра ,а не из ноги еврея Адама сделал Аллах Еву и мы татары тоже произошли от Бога и являемся потомками этих двух евреев и спросите у любого муллы не образованного кто не знает историю Татар! Как можно в этот мрак верить и тем более те же семиты Ислам придумали всего несколько веков назад и эти же семиты типа Ефима Резвана продолжают нас дурить в 21 веке!

      • А в чём проблемы? Современные трансплантологи и сейчас уже кое-что могут "выращивать" из клеток человека. Японцы обещают к 2035 выращивать новые зубы у человека во рту из костной ткани. Так, что никаких противоречий в божественных творениях нет. Я, кстати, и верю, что Иисус (мир Ему) 7 хлебами целый народ накормил.

        • Дело в том что по конституции у нас государство светское и ни какая идеология по конституции не должна навязываться в светских изданиях! Я вот не смотрю религиозные каналы и не читаю их сайты и пусть они дурят друг друга там ,но когда попы и муллы лезут в школы,в армию и сюда в БО это полное безобразие! Ну не пускают ведь сюда педофилов и наркобаронов ,а почему религиозные клерикалы лезут и это страшнее для общества и там где религия там кровь,войны и полное мракобессие! А не понятно мне когда в это верят люди типа вас , которые не зарабатывают деньги на религиозном обмане и эти страшнее всего и тем более когда Вы верите в равина из Назарета Иисуса ,которого командировали семитские жрецы чтобы одурманить те народы ,которые богом семитским не избранные !

          • Он, как и мать, был самаритянином, а не иудеем.

          • Анонимно
            14.05.2017 21:03

            Мурат эфенди как вас хоронить будут. По каким традициям. Завещайте свои родственникам что бы языческих, а не по мусульмански. И мне кажется вы лукавите и изображается из себя атеиста, но самом деле знаете что будет другая жизнь после этой, по аналогии с жизнью младеценца в утробе и жизней после родов.

            • Анонимно
              14.05.2017 21:56

              и правда как хоронят тенгриане? какие будут молитвы читать? не ново дел а древние? как должны поминать ваши потомки как китайцы зажигать благовония перед вашим портретом? как?

            • Меня будут сжигать по древне татарским традициям и попы и муллы не будут на моих похоронам! Другой жизни там нет,а память останется через мои дела и в моих фильмах и статьях1

              • Анонимно
                14.05.2017 22:03

                сжигать? где это описано вы что индуист? как я помню древние татары хоронили а не сжигали ,от куда такая фантазия?

              • Анонимно
                14.05.2017 22:19

                а вдруг что-то есть?) ну, признайтесь, вам же приходили такие мысли?) приходили. Вы уверены в своей правоте, а вдруг ошибаетесь? Тогда вы за свою гордыню получите по полной программе...

              • Анонимно
                14.05.2017 23:28

                Отлично сказано, Мурат! Браво! Поставил бы кучу плюсов, если б можно было)

      • Анонимно
        14.05.2017 16:46

        15:42 Зря вы так, Мурат. Судя по содержанию интервью, Е. Резван очень квалифицированный специалист. Читать его мысли в тексте одно удовольствие хотя бы из-за хорошего литературного языка. Кроме того у него интенсивная профессиональная жизнь, связи с коллегами из разных стран, много проектов и осуществленных исследований. Про занимаемые должности и участие в научных, культурных структурах и мероприятиях можно удивляться: как успевает?
        Кстати, у него имя его деда, георгиевского кавалера, а отец - офицер, участник ВОВ.
        В общем, достойный человек. Батров знал, кого пригласить на разговор.

      • Анонимно
        14.05.2017 16:50

        ... сказал фермер, с семитскими фамилией, именем и отчеством))

        • Анонимно
          14.05.2017 22:15

          после слов о "мужике на облаке" и "еврее адаме", с этим человеком разговаривать на теологические темы вообще не о чем. Человек абсолютно невежественен в этих вопросах. Абсолютно! Я уже давно просто пропускаю его комменты, просто чтобы поберечь свой разум)

    • Анонимно
      14.05.2017 21:40

      Габдель, почитав последние Ваши комментарии, я всецело поменял о Вас своё мнение. Спасибо, что все так хорошо про веру расписали.
      С уважением,
      И

    • Анонимно
      15.05.2017 12:51

      Таким "логическим" путём, какой Вы демонстрируете нам здесь, можно доказать всё что угодно, как и опровергнуть всё только что вами доказанное. Удачи Вам в изучении предмета "логика", да и вообще, хотя бы научно-популярную литературу почитайте, что-ли.

  • Анонимно
    14.05.2017 22:45

    в менеджменте есть такой прием - когда фирму тестируют на прочность. в спокойное время, к примеру, отключают телефоны фирмы и выясняют, может ли фирма быстро перестроить свою работу уже без телефонов.
    потом резко дают команду начальнику одного из отделов не выходить на связь с другими сотрудниками. и пять же выясняют, как быстро фирма сможет адаптироваться к этим условиям.
    наверно всем понятно, что если так иногда делать, то фирма становится весьма стрессоустойчива.
    может быть Батров выполняет такую же роль? периодически подкидывает нам взгляды то бывших марскистов, то других исламоедов, то сам высказывает жуткие взгляды (то про роль татар в войне, то про педофилию, то про то, что государство - это и есть исламская церковь).
    в результате мы заранее знакомимся с самыми смешными взглядами на ислам, с самыми удивительными нашими "заклятыми друзьями", засевшими в разных канавах. и у нас вырабатывается иммунитет к этим идеям и людям?

  • Анонимно
    14.05.2017 23:48

    Как я понимаю, человек с самого начала пытался познать мир. Так как мы живем не одни , а есть существа умнее нас на несколько порядков, то они возможно передали базовые принципы построения мира через Коран. Причем эти знания первоисточник понял и воспринял на основе своего уровня мировоззрения. Коран и другие писания, если принять их как философское познание, открывают многие аспекты нашей жизни и строение мира. На текущий момент крайне недостаточно современной интерпретации первоначального восприятия смыслового значения фактов из Корана, которые бы дали людям полное смысловое значение этих знаний, а не копирование поведения без осознания.

  • Анонимно
    15.05.2017 01:07

    Не только выращивание зубов из костной ткани, но и выращивание органов. На сегодняшний день для этого в медицине используется техника «децеллюляризации/рецеллюляризации» (decel/recel). Метод состоит из следующих шагов: орган мёртвого донора очищается от клеток, от него остаётся только мёртвая основа из инертного коллагена и других веществ. Затем остов населяется нужными клетками из тканей реципиента. В биореакторе происходит подпитывание и рост тканей. Поскольку клеток донора в полученном органе нет, то он как правило не отвергается иммунной системой реципиента. А Сиразину, вместо постоянных нападков и оскорблений чувст верующих, надо больше совершенствовать свои знания, и не считать себя умней других.

  • Анонимно
    15.05.2017 01:25

    Али.

    Полезно.!
    Одно замечание по тексту , при упоминании Пророка нет ( с.а.в. )

  • Спасибо за тёплые слова, но я всё же чуть продолжу, исходя из логики.
    1. Долго думал, а вообще зачем Бог ниспослал человеку Святые Писания.
    2. На первый взгляд их тескты некая абракадабра. Но. Это доказывает как раз-то, что сам человек никак не мог их "придумать". В частности Коран и в Коране ведь прямо сказано Аллахом: попробуй напиши что-то подобное. И человечеству ни разу не удавалось, какими бы умными не являлись его некоторые индивидуумы.
    3. Итак. Человечество разрасталось. И ему (человечеству) чтобы как-то стабилизировать множество общественный отношений, чтобы оно "не слетело с катушек" гармонии нужно было подсказать ПРИНЦИПЫ, при котором оно может сосуществовать, не уничтожив себя.
    4. На все случаи жизни Законов прописать нельзя. А вот ПРИНЦИПЫ, который изложил нам Всевышний - кратко, лаконично и доходчиво, - можно.
    5. Коран, как я уже говорил выше, это не только вечная книга, но и универсальная.
    6. Потому как Законы в процессе эволюции могут изменяться, объективно, а вот ПРИНЦИПЫ всегда остаются не именными.
    7. Аллах Святыми считает не только Коран, но и другие Писания, данные им ранее.
    8. ПРИНЦИПЫ расписаны доходчиво в 10 Библейских заповедях.
    9. Давайте рассмотрим один из ПРИЦИПОВ и почему их нельзя нарушать. Не укради.
    10. Потому что любое нарушение божественных ПРИНЦИПОВ приводит к дисгармонии, чего Аллах сильно не любит. Он любит порядок.
    11. Почему ПРИНЦИП " НЕ УКРАДИ" может привести к дисгармонии.
    12. Во время ВОВ кража карманниками, допустим, "продовольственных карточек" могло привести к гибели целой семьи.
    13. Аллах не допускает незапланированной смерти любого, кроме как ОН сам то "не запрограммировал". То есть нарушается гармония.
    14. По сути карманник совершивший кражу продовольственных карточек пошёл против воли БОГА, которое привело к тяжким последствиям-разрушению ГАРМОНИИ во Вселенной. А у Аллаха - "все ходы заранее записаны".
    15. Желаю успехов.

  • Итак. Я не являюсь богословом и даже "прилежным" в религиозном плане. Хотя и верующий в Аллаха и в "сказанное им", хочу закончить свою логическую конструкцию.
    1. Вот говорят, что Пророк (сгв) и первые мусульмане просто сплагиатили то, что было ранее сказанное в Святых Писаниях, в частности в Библии. Это в корне неверное утверждение. Как говорится, цели и задачи разные.
    2. А зачем? Ведь Коран не подменяет Библию, а лишь дополняет и даёт окончательные пояснения к Бытию. То есть Коран - есть Книга Книг.
    3. В Библии в своих 10 Заповедях прописаны ПРИНЦИПЫ, по которому должно существовать человечество и находится в ГАРМОНИИ со всем что существует, включая Вселенную и самого Всевышнего.
    4. Коран ведь не прописывает ПРИНЦИПЫ, а лишь указывает, зачем они должны и как должны соблюдаться. И не один, указанных в Библии не опровергает и не дополняет новым.
    5. На основе этого, мусульмане дали ПРАВОВЫЕ ОБОСНОВАНИЯ им, то есть заключили в свод законов - Шариат.
    6. Следовательно переводы, новые толкования, интерпретация Святых Писаний ни к чему полезному привести не могут.
    7. Допустим, разве кто-то в состоянии придумать что-то новое, изложенное в 10 библейских заповедях? Нет. Потому что они уже являются универсальными, на все случаи жизни, "необходимыми и достаточными" и не требуют никакой реставрации и ревизионизма, дополнений. ПРИНЦИП, как говорится, он и в Африке ПРИНЦИП. И человечество просто не способно, да и не нужно вы думать что-то НОВОЕ.
    8. Если кто-то хочет изучать религию углублённо, надо просто изучить язык первоисточника. Если изучать Коран, то нужно изучить для этого арабский. Да и то, это не всегда помогает.
    9. Следовательно нужно просто "слепо верить", что изложили наши Пророки, получив свои Знания через божественные откровения.
    10. Иных способов нет.
    11. Зачем переводить, если это неизбежно может привести к ошибке.
    12. Например. На татарском есть два слова похожих друг на друга, кроме одной буквы: "ишек" и "ишэк". В первом случае это "дверь", во втором "осёл". Каково?
    13. Во времена Никона в православии как раз и произошёл раскол, вследствие разночтения Святых Писаний. Парадокс ещё в том, что Никон был вообще неграмотный, а в греческом - безграмотный. В последствии авантюризм и волюнтаризм Никона и царя Алексея Тишайшего привели к Вселенской трагедии не только народа, но и православия в целом.
    14. Зачем интерпретировать заново Святые Писания?
    15. Слово "иман" - одно из постулатов в религии Ислама ни на одном языке мира не имеет правильного перевода, по смысловой нагрузке. Что такое "иман" целиком и полностью может знать только АРАБ.
    16. Так как и, допустим, слово "карма", которое на многие языки мира переводится как "судьба". Но по-японски, чьим словом оно и является, это не совсем так.
    17. Так же как и русское выражение Старый Новый Год. Перевести можно на разные языки, однако смысл сказанного знает только россиянин. Иначе - абракадабра.
    18. Черномырдин, когда-то сказал очень правильно: не надо чесать там, где не чешется.
    19. Вот это и я хочу сказать, дорогие друзья.

  • Анонимно
    15.05.2017 10:28

    С таким уровнем руководителей ДУМ Татарстана, очень проблематично иметь достойную исламскую Академию.
    Скорее всего это будет очень среднее учебное заведение...

  • Анонимно
    15.05.2017 11:34

    вот такие здесь комментарии, никто не обратил внимание на невероятно важный для всего мира повод для гордости татар - первое мусульманское издание Корана

  • Анонимно
    15.05.2017 11:41

    "Слепо верить"...Многие, понимая по своему и слепо веря, не осознав сущности и не сопоставляя реальность, науку, историю и космологию, пытаются "навязать" свою точку зрения и диктовать другим, что только она является правильной, а некоторые, манипулируя человеческим слабым сознанием, вовлекают с давних времен в различные "крестовые походы". Всевышний не зря же создал людей с аналитическим складом сознания - значит он закладывал в нас возможность добираться до самых основ, которые и требуется изучать и доносить эти знания до других людей. Вопрос - кто это делает в современном мире? Наука и объяснение законов всевышнего должны быть на сегодняшний момент понятны практически любому на обывательском уровне, но этого сегодня не видно.

  • Анонимно
    15.05.2017 13:06

    Из этой статьи нужно вынести два важных вывода: человек взялся за "раскрашивание" текста Корана, надеясь, что тогда текст приобретёт более целостный смысл, что-ли.
    То есть везде, где в тексте написано просто "чашка", он, в зависимости от контекста изложения материала, хочет написать, либо "глиняная плошка", если речь идёт о бедняке, либо "пиала из китайского фарфора, инкрустированная бирюзой и сапфирами", если речь идёт о богатом человеке. Для этого он и поехал на Ближний Восток, чтобы записать и зарисовать образы тех вещей, которыми пользовались люди во времена сочинения Корана.
    Ну и это первый человек на БО, который признал факт того, что текст Корана не единственный и уникальный во всей Вселенной, а всё-таки есть различные его варианты в зависимости от того, как население отдельной местности приняло текст. То есть - если базовые человеческие ценности Пророк просто заимствовал из Библии, то далее каждый регион дописывал отдельные уточнения "под себя". А это уже очень важно в понимании того - кто и как тебя обманывает.
    /314

    • Анонимно
      15.05.2017 15:43

      удивляюсь я таким людям как вы. Статья вроде бы написана на вашем родном языке, доходчиво, а все-равно ничего не поняли. Ну, где вы увидели про разные варианты Корана? Автор говорит не о разных Коранах, а о разных тафсирах, т.е интерпретациях коранического текста. Текст один, а интерпретации разные в зависимости от местности и времени!
      Хотя бы перечитайте вот эти части текста:"Я могу сказать, что, с моей точки зрения, существует невероятный документ — текст Корана. Такого второго в истории человечества документа нет, просто потому что это по существу Слово, зафиксированное как на магнитофонной ленте." На магнитной ленте,т.е Божье слово записано слово в слово без каких-либо изменений как на диктофон.
      "Мы знаем, что текст был произнесен в 610 - 632 годы в районе Мекки-Ясриба. Совершенно точно. Никакого другого памятника, который так же точнейшим образом датируется и локализуется и записан до мельчайших лингвистических подробностей, в мире нет. Поэтому это невероятный источник"

      • Анонимно
        15.05.2017 16:19

        Честный открытый текст читается легко и не нуждается в толкованиях.

        • Анонимно
          15.05.2017 16:59

          ерунду не пишите! Даже инструкцию по сборке дивана приходится несколько раз просматривать. А тут инструкция как Жить! Плюс к этому добавляются трудности перевода, особенности характера людей, их воспитания, национальные, политические особенности итд и соответственно разное понимание. Поэтому толкования необходимы.

          • Анонимно
            15.05.2017 17:54

            Такой всесильный Создатель... даже инструкцию нормальную написать не смог - тысячи людей после него толкуют и растолковывают, и каждый - на свой лад...
            Ну а если уж у человека ума не хватает, чтобы диван собрать, то ему инструкцию "Как жить" вообще читать не имеет смысла. Он её до конца жизни не прочитает, и жить так и не начнёт, а потратит всю жизнь на чтение впустую. Что, собственно, все религиозные фанатики и делают...

            • Вы правы вместо того чтобы сидя на подушках четки перебирать и обсуждать суры из корана лучше бы курей завели и яйца бы народу продавали бы! Удивительно сколько дармоедов на религии кормится и еще с умными лицами щеки пытаются надувать! И еще в эту дискуссию Габделя втянули зачем то!

              • Анонимно
                15.05.2017 21:13

                я знаю не мало хазратов которые зарабатывают сами , один выращивает коней и продает , другой шофёрит. многие деревенские хазраты живут своим подсобным хозяйством. и и тд итп так что не надо здесь раздувать чеки , у вас ведь не берут успокойтесь уже.

  • Анонимно
    15.05.2017 21:17

    Пока только вы щеки надуваете, другие ведут нормальный адекватный диалог.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже