Общество 

СМР начал готовить фетву для отлучения, но ограничился доносами на имя Путина и Шаймиева

В 1804 году родоначальник реформаторского движения Курсави фактически объявил открытие «врат иджтихада» (свободомыслия), закрытых с ХI века. Среди современников идею евроислама поддержал директор Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов. За свободомыслие его даже пытались «отлучить от церкви». «Но не сумели составить текст и ограничились доносами на имя Путина и Шаймиева», — вспоминает он. «Наши имамы отвергают иджтихад или же считают достойным им заниматься избранным улемам», — говорит Хакимов.

«КАК-ТО Я ЗАМЕТИЛ, ЧТО ЛУЧШЕ БЫ ЛЮДЕЙ УЧИЛИ АЭРОДИНАМИКЕ. ИМАМАМ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ»

Сильный человек не боится врагов, зато боится друзей.

Рюноскэ Акутагава

В 1804 году родоначальник реформаторского движения Абу-н-Наср Курсави фактически объявил открытие «врат иджтихада» (свободомыслия), закрытых с ХI века, именно в этом его историческая заслуга.

Курсави утверждал, что таклид (авторитеты) не является доводом ни в основоположениях вероучения, ни в частностях. Курсави опирался на высказывание Пророка Мухаммеда: «Если выносящий решение [хаким] предлагал иджтихад и оказался прав, то ему — два вознаграждения, а если ошибся — то одно». В глазах современников оказывалось, что следование таклиду не было методом спасения, нужен был самостоятельный поиск — иджтихад.

В 1804 году родоначальник реформаторского движения Абу-н-Наср Курсави фактически объявил открытие «врат иджтихада» В 1804 году родоначальник реформаторского движения Абу-н-Наср Курсави фактически объявил открытие «врат иджтихада»

Таклид — слепое повторение не аятов Корана или достойных доверия хадисов, а мнения какого-либо улема. Но рассуждения даже самого авторитетного из богословов не могут быть выше откровений Аллаха. Иджтихад в понимании Курсави не только право отдельной группы богословов на собственное мнение, но и обязанность каждого образованного мусульманина искать свой путь к истине. Курсави осуждал взимание платы при чтении Корана, произнесении молитвы, исполнении каких-либо обрядов. В то же время он приветствовал нововведения в экономических, политических, международных отношениях, торговых сделках, участие в деловых кампаниях, издании газет, преподавании светских наук и т. д.

Наши имамы отвергают иджтихад или же считают достойным им заниматься избранным улемам, тем самым подвергают сомнению слова Пророка. Вина человека не в том, что он может ошибиться в поиске истины, а в том, что он не стремится познать новое, ведь в Коране сказано: «Говори: Господи, увеличь знание мое» [20:114].

После Курсави возникла целая плеяда блестящих богословов: Ризаетдин Фахретдин, Утыз Имяни, Галимджан Баруди, братья Буби, Зия Камали и др. Завершает эту когорту Муса Бигиев (1875–1949) — звезда первой величины в мусульманской умме ХХ века. По глубине мысли, смелости мышления его можно сравнивать с классическими богословами Х–ХIII веков.

Бигиев понимал сложность своей позиции: «Я знаю, — писал он, — ишаны и имамы не примут моих слов. Конечно же, они, фанатично преданные не столько исламу, сколько неизвестным даже им самим до конца ашаритским и ханафитским мазхабам и обвиняющие Абу-н-Наср Курсави в безбожии всякого, кто не отвечает их невежественным притязаниям, не смогут уверовать в то, что спасено будет все человечество».

С тех пор невежественных имамов не стало меньше.

Истинный путь верующего — искать спасение не только для собственной души, но и всего человечества. Этого можно добиться не через исламизацию или христианизацию, а только благодаря признанию всех религий истинными. Это вытекает из признания единобожия (таухид): Бог един, но религии разные. По теории «абсолютной Божьей милости», предложенной Бигиевым, благодать Господа объемлет все его творения, вне зависимости от того, какого вероисповедания они придерживались при жизни. Сказано: «Господи, говорят они, Ты все объемлешь милосердием и знанием» [40:7].

Бигиев продолжил традиции великих богословов Средневековья, таких как Ибн-Араби, Абу Хамид аль-Газали. После Ибн-Рушда читать уже нечего. Мне довелось прочитать многих современных мусульманских богословов. О чем только они не пишут. Надо ли пить воду стоя или сидя? Можно ли смотреть ящик дьявола (телевизор)? Особенно мне нравятся труды о классификации ангелов. Обстоятельные книги написаны об их функциях, иерархии, причем пишут так, будто авторы с ангелами побеседовали об их работе. Как-то я заметил, что лучше бы людей учили аэродинамике. Имамам не понравилось. Кстати, Зия Камали, великолепно знавший Коран, считал ангелов сгустками энергии. После чтения всей этой псевдобогословской дребедени я подумал, что пара книг Мусы Бигиева перевешивает все труды, изданные мусульманскими улемами в ХХ веке. Это действительно так.

Муса Бигиев — звезда первой величины в мусульманской умме ХХ века. По глубине мысли, смелости мышления его можно сравнивать с классическими богословами Х—ХIII веков Муса Бигиев — звезда первой величины в мусульманской умме ХХ века. По глубине мысли, смелости мышления его можно сравнивать с классическими богословами Х–ХIII веков

«ГАЙНУТДИН-ХАЗРАТ СНЕС ТАТАРСКУЮ МЕЧЕТЬ В ГОД ЕЕ СТОЛЕТИЯ ЯКОБЫ ЗА ВЕТХОСТЬЮ. БАШНЯ СЮЮМБИКЕ ТОЖЕ ВЕТХАЯ...»

После чтения Бигиева я решил переложить его идеи применительно к нашим условиям и назвал брошюрку «Где наша Мекка?».

Что тут началось... Все клерикалы загалдели: «Он, оказывается, не знает, где находится Мекка!» Совет муфтиев России начал готовить фетву для отлучения, но муфтии не сумели составить текст и ограничились доносами на имя Владимира Путина и Минтимера Шаймиева. Приехал генерал-майор, начались разборки... Постепенно все это улеглось, но осадок остался.

А что, собственно, такого я высказал в евроисламе? Я просто призвал вернуться к иджтихаду (свободомыслию), которое допускалось Пророком и Абу Ханифом, а главное — я призвал конкретно творить добро вместо болтовни. Я же не отрицал намаз, хадж, уразу, закят и остальное, но посчитал это частным делом, а что касается всей уммы, то для нее гибадат (поклонение), по моему глубокому убеждению, есть не что иное, как творить добро. Муфтии спор выиграли, конечно, не без помощи генерала. Теперь я не захожу ни в московскую, ни в казанские мечети. Появилась изжога. Тем более Гайнутдин-хазрат и вовсе додумался снести старую татарскую мечеть в год ее столетия якобы за ветхостью. Башня Сююмбике тоже ветхая...

Моя мечеть — это мой компьютер, ведь Пророк сказал: «Весь мир сотворен местом молитвы».

Бывший Генеральный секретарь Организации исламского содружества, почетный доктор нашего института Икмеледдин Ихсан-оглу Бывший генеральный секретарь Организации исламского содружества, почетный доктор нашего института Икмеледдин Ихсан-оглу

Бывший генеральный секретарь Организации исламского содружества, почетный доктор нашего института Икмеледдин Ихсан-оглу часто приезжал в Казань и обязательно заходил к нам побеседовать.

Он бывший историк, ставший главным мусульманином мира, любил в институте разглядывать новые книги, исторические карты. Видимо, скучал по истории. Его фундаментальный труд по Османской империи переведен на русский язык. В один из приездов я ему подарил очередную статью об исламе на английском языке. Он ее полистал и заметил, что он читал предыдущие статьи о евроисламе: «Чок гузэль» («Очень достойные»). Что мне ругань имамов и муфтиев, когда есть такая оценка. Мне ее достаточно.

Недавно в республику приехал сенатор и спецпредставитель МИД Франции в России Жан-Пьер Шевенман. Его интересовал наш реформированный ислам Недавно в республику приехал сенатор и спецпредставитель МИД Франции в России Жан-Пьер Шевенман. Его интересовал наш реформированный ислам

Недавно в республику приехал сенатор и спецпредставитель МИД Франции в России Жан-Пьер Шевенман. На его послужной список страшно смотреть. Он один из основателей Социалистической партии. Был министром промышленности, мэром города Белфора, затем министром национального образования, министром обороны, министром внутренних дел и т. д. Я таких биографий не встречал. Его интересовал наш реформированный ислам. Мы друг друга поняли довольно быстро. За нами стоит татарская культура, взращенная проевропейским джадидизмом, у них совсем другая обстановка. Во Франции мусульмане живут своей жизнью, часто в конфронтации с Европой. Но у них нет другой альтернативы, кроме евроислама. Наши джадиды далеко смотрели. Это поколение непревзойденных в исламском мире богословов. А в Татарстане все силы бросили на возвращение средневекового ханафизма. Ругаться не хочу, но и забыть великое наследие не могу. Жаль, что татары не понимают собственного интеллектуального богатства.

Одна молитва матери возьмет верх
над семью проклятиями муллы.

Татарская пословица

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (50) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
20.05.2017 12:37

Религии, запрещающие свободомыслие и поиск понимания Бога являются мракобесными. И им нет места в будущем, сколько бы они не дурили людей своим сказками. Бог-творец есть, но не факт что он доволен деятельностью попов и мулл.

  • Буре
    20.05.2017 11:10

    Поддержу Хакимова.
    Религия, тем более чужая это наркотик для народа на который усиленно подсаживают власть.

    • Анонимно
      20.05.2017 12:02

      Вообще-то Хакимов несколько иное сказал. Почитайте внимательно статью, она не такая большая.

    • Анонимно
      20.05.2017 12:08

      С современными мусульманами очень тяжело говорить, что нужно в первую очередь творить добро.
      В Коране сотни раз повторяется, что нужно творить добро, десятки раз повторяется - что нужно совершать поклонения и давать милостыню. В исламе есть такое понятие, как "весы", "весы в День Суда", то есть и мусульманину при жизни нужно уметь всё взвешивать. Если в Коране больше всего говорится про то, что нужно творить добрые дела, то с них и нужно начинать, но, естественно, нужно всегда помнить о поклонении и молитвам Всевышнему (тем самым, показывая свою веру и благодарность Ему). Совокупность добрых дел и молитв - это и есть самое лучшее для любого человека на Земле.
      Т.Р.Ф.

      • Анонимно
        21.05.2017 23:43

        Рафаэль Сибгатович Хакимов - умница. Вера в бога это не тупое, бездумное поклонение всевышнему. Каждый человек должен искать свой жизненный путь и в этом деле всевышний ему помошник. Постигать науки, расширять свои знания в труде вот истинный путь настоящего человека, а не раба.

  • Анонимно
    20.05.2017 12:23

    Безуспешность попыток заставить руководство РТ заняться реальной разработкой концепции будущего татарского народа вынудило Хакимова действовать через религию.

    • Анонимно
      20.05.2017 22:00

      А кто и что мешают Хакимову самому разработать такую концепцию, ведь он все таки вице-президент Академии наук РТ и возглавляет научный институт?

      • Анонимно
        21.05.2017 00:15

        Президент не принимает политическое решение о разработке концепции, разработка не включается в план работы Академии наук РТ, институт не имеет права и средств заниматься не входящей в его компетенцию работой.

        • Анонимно
          21.05.2017 10:03

          В свое время общественная организация ВТОЦ разработала массу таких концепций очень высокого качества: концепцию развития национального образования, концепцию развития национальной культуры, концепцию национальной безопасности Татарстана. Причем все это было сделано силами ученых, сотрудников АНТ, на голом энтузиазме, совершенно бесплатно. Впоследствии все это было принято в работу госорганами.

          • Анонимно
            21.05.2017 10:53

            Где концепция, где результаты? Эффекта нет.

            • Анонимно
              21.05.2017 18:41

              А вам не досуг подумать, что и от новых концепций будет то же самое. Мы живем в такой стране, где никакие национальные концепции неосуществимы.

              • Анонимно
                22.05.2017 00:28

                Зачем гадать на кофейной гуще. Президенту РТ нужно пока просто инициировать попытку создания алгоритма решения задачи сохранения татарского народа.

                • Анонимно
                  22.05.2017 13:36

                  татары останутся татарами, если останутся просто тюрками, как все тюрки и будут принадлежать к тюркскому миру. Иначе это вообще непонятно что будет. Вы же предлагаете какие-то алгоритмы, чуть ли не математические формулы.

                  • Анонимно
                    22.05.2017 19:58

                    Если будет продолжаться существующая тенденция, то татары не останутся ни татарами , ни тюрками, а станут русскими. Дети в деревне уже почти не рождаются. И разве не видите детей, родившихся в городах, они не говорят по татарски. Без заботы о нем, татарский язык умрет, а значит и татар не будет. Нужно определить как заботиться- это и есть алгоритм.

                    • Анонимно
                      22.05.2017 20:36

                      я не из Татарстана. У нас дети тоже не говорят на татарском, хотя даже я раньше, когда говорили казахи, их понимал процентов на 60-70

            • Анонимно
              26.05.2017 13:13

              Концепция, многие годы разрабатывемая по заказу ВКТ Дамиром Исхаковым вышла как труд по проблемам этнической идентификации татар.
              Что заказали, то и получили.

              • Анонимно
                27.05.2017 00:07

                Татарам нужна Концепция заказанная не общественной организацией, а заказанная и принятая правительством РТ.

  • Анонимно
    20.05.2017 12:30

    Он всё запутывает. О чём конкретно он пишет?? Объясните!!
    Что значит в приоритете: намаз, наука, дела, ураза.....???
    Итого: как надо поклоняться Всевышнему??

    • Анонимно
      21.05.2017 07:02

      Цитата: "Я же не отрицал намаз, хадж, уразу, закят и остальное, но посчитал это частным делом, а что касается всей уммы, то для нее гибадат (поклонение), по моему глубокому убеждению, есть не что иное, как творить добро. "

    • Анонимно
      26.05.2017 13:18

      Надо признавать Всевышнего минуя пророков и священников.
      Пророки - это люди, а человек греховен и может ошибиться.
      Пророки - учёные-теологи, это их истинный статус.

    • Анонимно
      26.05.2017 13:19

      Пророки - великие ученые-теологи.

  • Анонимно
    20.05.2017 12:31

    любая религия служит власти,
    и конечно же-против народа.

    • Анонимно
      20.05.2017 13:42

      12:31 Когда я учился в советском институте, философия была обязательным предметом на всех факультетах. С разной степенью глубины, но - на всех.
      Запомнилась мысль о причинах возникновения и существования религии. А именно: гносеологическая и компенсаторная.
      Гносеологическая причина преобладала на ранних стадиях развития общества, когда несовершенный человек познавал основы законов природы и общества. Эта причина до сих пор существует (т. е. религия "объясняет" верующему), но уже ослабленно. Так как современный необразованный (или просто неумный, опустившийся) человек не может часто понять, почему законы общественного развития действуют именно так, а не иначе. Религия объективно затуманивает возможность познания истинных причин (т.е. законов) существования общественного порядка. Ее императив верующему - смирись. То есть оправдывает действия правящего класса. Хотя в познании законов природы человек достиг многого.
      Но если даже в обществе нет эксплуатации, в индивидуальной судьбе человека всегда могут быть драмы и трагедии. Вот тут религия часто становится компенсацией трудностей жизни конкретного страдающего человека. В этой сфере сознания, как никогда, срабатывают заповеди всех религий.

      • Анонимно
        21.05.2017 09:47

        Может вспомните еще и теорию развития общества-общинно-родовый строй и так далее? В россии никуда не делся вышеозначенный строй и чтобы избежать провала в небытие придется повторить турецкий опыт

      • Анонимно
        22.05.2017 20:24

        /Ее императив верующему - смирись./
        Смирение только перед богом.

    • Анонимно
      26.05.2017 13:22

      "Власть - от Бога!" - главный постулат религии.
      Поэтому власть, в условиях отсутствия идеологии, заигрывает с боженькой. Больше верующих, меньше бунта.

      • Анонимно
        26.05.2017 23:04

        История знает массу примеров, когда бунты совершались именно на религиозной почве. Из последних и недавних таких примеров - исламская революция в Иране 1979 года.

  • Анонимно
    20.05.2017 12:37

    Религии, запрещающие свободомыслие и поиск понимания Бога являются мракобесными. И им нет места в будущем, сколько бы они не дурили людей своим сказками. Бог-творец есть, но не факт что он доволен деятельностью попов и мулл.

  • Анонимно
    20.05.2017 13:23

    Иджтихад может совершать только специалист в этой области, а дилетант может только принять или не принять это мнение. Когда не разбирающийся в Исламе человек, который даже элементарных вещей не знает, занимается демагогией на эту тему и говорит это истинный Ислам, это наш Евроислам, нам нужно именно так жить, это уже совсем перебор, все равно что колхозник Вася с тремя классами образования будет законы для Россиян писать. Сомневаюсь вообще, что у господина Хакимова есть даже элементарное исламского образование и в том, что он умеет читать, писать и переводить арабские тексты.

    • Азат Д
      20.05.2017 13:32


      Вот из-за таких снобов как вы и, и появляются течения в Исламе - как в христианстве протестанты - где между богом и человеком не кого нет.

      • Анонимно
        20.05.2017 16:03

        Есть - Хакимов)))))) если бы не он вы бы в исламе вообще ничего не поняли

      • Анонимно
        20.05.2017 19:29

        Между Всевышним и человеком нет посредника. И не должно быть. Даже Пророку (мир ему) Всевышний говорил: «Так наставляй же, ведь ты — наставник.Тебе не положено повелевать им» (Коран, 88:21,22).

    • Анонимно
      6.07.2017 00:58

      Я с большим уважением отношусь ко всем религиям. но так как родители татары, то ближе по культуре ислам. Как-то по зову души зашёл в мечеть у дома. Спросил у имама мечети - почему режут животных? Разве совершение боли для другого существа (лично для меня как языческий обряд жертвоприношения) не является грехом? На что мне имам начал говорить - а когда я срываю цветок в поле разве это тоже не причинение страданий растению? Ещё сказал, что раз так написано в Коране, значит - это правильно, так как халяль. И при том, ту же свинью кушать уже харам. Лично по мне - это какое-то лицемерие, двуличность. Так мне и не смог это объяснить. Вот из-за этого момента я не могу принять религию ислам. Объясните мне это.

  • Азат Д
    20.05.2017 13:30


    В какой части будет про тысячелетие Казани рассказывать?



  • Анонимно
    20.05.2017 14:02

    Али.

    Как то меня спросили вы мусульманин, я ответ нет.!
    Однако не считаю себя безбожником.
    Джадидизм мне ближе.

  • Анонимно
    20.05.2017 14:30

    Ижтихад является неотъемлемой частью Ислама! Однако где этот ижтихад уместен? Есть вещи незыблемые на которые указал нам Коран, подтвердил и дал разъяснение Пророк да будет над ним мир и сообственно подтвердили последующиее плеяды ученых и это свидетельство веры, намаз, пост, обязательная очистительная милостыня и хадж, а также шесть пунктов веры и понятия искренности, далее же подалуйста, науки о мироздании, научно технический прогресс и прочие, вот здесь и нужен ижтихад. Ислам является очень понятной, глубоко исследованой религией, со своими простыми и понятными для всех мессиджами.

  • Азат Д
    20.05.2017 14:59


    "СМР начал готовить фетву для отлучения, но ограничился доносами на имя Путина и Шаймиева" - как они связанны между собой, религия и госвласть?

    • Анонимно
      20.05.2017 17:25

      Религия - часть государственной власти. Так всегда было и далее планируется. Иногда эта часть была малой, иногда большой. И когда религия пыталась стать 100% властью, то её осаживали, чтобы знала своё место. Поэтому любой, глубоко изучающий религию, приходит к мукам выбора: стать, по-сути, религиозным чиновником, и жить безбедно, либо остаться честным, но нищим верующим и пытаться взывать к Вере среди людей. Есть еще один путь - уйти в отшельники. Но это когда не веришь ни официальной религии, ни окружающим людям.

  • Анонимно
    20.05.2017 17:07

    Евроислам говорите! Еврохристианство со свободомыслием дошло до легализации геев и их браки стали проводить в храмах.
    В рамках Ислама (не Евро) можно достаточно свободно мыслить, и не быть привязаным к клерикалам и сосуществовать с сразными мазхабами и течениями. Предложенная идея автора настораживает отсутствием "терпимости", гибкостью к другим состоявшимся моделям общества.

    • Анонимно
      26.05.2017 13:27

      Татарларга татар телле, милләткә хезмәт итә торган татар исламы кирәк.

      Ислам интернационалы коммунистик интернационалдан да куркынычырак нәрсә.

  • Анонимно
    20.05.2017 18:12

    Почему в 1917 году простой народ стал убивать священников? Потому-то народ на видел разницы между эксплуататорами и служителями культа. Срослись, так сказать. А такая разница обязательно должна быть. Религия обязана быть отдельно от государства. В России 2000-х годов все наступают на прежние грабли.

  • Анонимно
    20.05.2017 21:57

    моя мечеть - мой комп! этим все сказано, вот это да...уровень познания академика в Исламе, дальнейшие комментарии, на наш взгляд излишни

    от

  • Анонимно
    20.05.2017 23:31

    Среди современников идею евроислама поддержал директор Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов. За свободомыслие его даже пытались «отлучить от церкви». «Но не сумели составить ...

    Кызык, а про какую церковь имеют в виду. Пусть даже в кОвычках...

    • Анонимно
      21.05.2017 13:35

      А как же татары-которые приняли христианство?

      • Анонимно
        26.05.2017 13:29

        Алар христиан-татарлар. Дин милләтне билгеләми, милләткә тәэсир генә итә.

  • Анонимно
    21.05.2017 06:17

    Где они находят первоисточники? Пусть хоть через раз ссылки даёт. А то пишут про 9-10 века так подробно, будто это было вчера. Может они все ещё надписи толкуют с той самой легендарной монетки?

  • Анонимно
    21.05.2017 09:07

    Я всю свою сознательную жизнь изучал (любитель) историю в том числе и религий. Понял одно, иметь бога это мое личное. Я могу с ним говорить, а мои ошибочные взгляды нивелируются с годами, а аллах будет рад что я сам в этом разобрался. Никогда не доверял посредникам, которые должны без оглядки на власть говорить о заповедях божьих и любить человека, а не ждать от него только подношений. Аллах нас создал для жизни и движения вперед, через разум и действия. Думаю об этом говорит и Хакимов.

  • Анонимно
    26.05.2017 13:38

    Создатель есть, Он един.
    А пророки, их учения, храмы... - всё это продукты человеческого представления о Создателе.

  • Анонимно
    26.05.2017 13:41

    Вера в единого Создателя минуя пророков - это тоже вера, называемая транзитным монотеизмом.
    Хакимов - татарский транзитный монотеист.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль