Общество 
21.05.2017

Герман Бакулин: «Красота старой Казани – это не случайность конкретного ландшафта»

Проектировщик здания правительства РТ о смешанной застройке, «провоцирующем» горожан Дворце земледельцев и коммерческой архитектуре

«Если здание уже построено, ему нужно помогать», — уверен заслуженный архитектор России и Татарстана, главный архитектор проектов ГУП «Татинвестгражданпроект» Герман Бакулин. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о важности сохранения образа города, похвалил чашу казанского загса и немного покритиковал иностранных архитекторов — за любовь к масштабу вне контекста.

Герман Бакулин: «Если здание уже построено, ему нужно помогать» Герман Бакулин: «Если здание уже построено, ему нужно помогать»

НЕОБХОДИМО ОПИРАТЬСЯ НА СЛОЖИВШИЙ ОБРАЗ МЕСТА, А НЕ НА ТВОРЧЕСКИЙ ЭГОИЗМ АВТОРА ПРОЕКТА

— Герман Алексеевич, что сегодня в Казани в архитектурном плане вызывает у вас удовлетворение, а что, может быть, возмущение?

— Казань меняется в лучшую сторону, приобретает столичный облик, появляются новые архитектурные произведения. Сожаление вызывают объекты недавнего прошлого. Например, многоэтажные здания рядом с Кремлем, построенные по типологии микрорайонов. На территории, где существует историческая квартальная застройка, важно строить, сохраняя этот планировочный принцип. В пример можно привести застройку улицы Федосеевской. На этом участке существовали улицы, ведущие на набережную. Сейчас их нет, и это ухудшает связанность территории. Вообще, район восточнее Кремля во многом утратил исторический вид. Здесь смешалась многоэтажная секционная застройка и малоэтажные дома, что превращает когда-то целостный в архитектурном отношении район в некую выставку творческих поисков, не связанную общим замыслом.

— Строить в историческом центре без потерь вообще возможно? Как сочетать старую застройку и новую?

— Нам досталось ценное архитектурное наследство. Это градостроительно организованная историческая застройка, уникальная планировочная сетка улиц старой Казани: она сочетает и регулярность, и живописные фрагменты на сложном рельефе, и акватории рек и озер. Все это вместе является памятником градостроительного искусства. К сожалению, в период активного строительства, в период перестройки было много утрат архитектурного антиквариата. Хорошо, что усилиями руководства РТ эта тенденция переломлена и в центральной части Казани проекты проходят ступенчатую систему согласования. Это снижает возможность ошибок.

На сегодня нет целостного взгляда — на уровне генплана — на методику подхода к решению застройки в зависимости от разных участков исторического центра. А эти фрагменты территории заметно отличаются друг от друга. Например, застройка улицы Баумана не похожа на дома по улицам Карла Маркса, Горького. И по типу освоения, и по стилистике фасадов можно увидеть отличия. На мой взгляд, это необходимо учитывать. Чтобы дать архитекторам инструмент для решения этой важной задачи — сохранения уникального облика Казани, необходим проект морфологических зон, где будут прописаны все морфотипы застройки, особенности планировки участков, стилистические особенности оформления фасадов. Важно опираться на сложивший образ места, а не на творческий эгоизм автора проекта, который часто ищет прототипы не на казанской почве, а в других странах.

— Вы сказали про нарушенную целостность зоны у Казанского кремля. На ваш взгляд, дома «Антики», Дворец земледельцев не вписываются? Или это, как вы говорите, «сплошной креатив»?

— Эти здания решены в необычной стилистике, напоминающей европейские исторические прототипы. «Скомпонованные» не по канонам, проверенным веками, они тем не менее привлекают людей. Дворец земледельцев постоянно «провоцирует» горожан гулять под стенами Кремля: приезжают свадебные церемонии, загружается прекрасная набережная Казанки. Это стало живым, притягательным местом.

«Эти здания решены в необычной стилистике, напоминающей европейские исторические прототипы. «Скомпонованные» не по канонам, проверенным веками, они, тем не менее, привлекают людей» «Эти здания решены в необычной стилистике, напоминающей европейские исторические прототипы. «Скомпонованные» не по канонам, проверенным веками, они тем не менее привлекают людей»

— Какие здания вам нравятся, а какие считаете неудачными?

— В Казани появилось много красивых зданий, необязательно они должны быть вызывающими или слишком необычными. Достаточно бывает хорошо сбалансированных фасадов — сомасштабных окружению, с хорошими пропорциями. Один из первых объектов, поддерживающих образ исторической Казани, — небольшой жилой дом по улице Большой Красной, построенный по проекту архитектора Медлева. В этом простом решении содержится одна важная идея — старая Казань состоит из красивых, разнообразных домов. Есть много положительных образцов, которые могут воодушевлять на поиск решений, поддерживающих облик исторической части. Мне нравится модерн начала XX века, современный стиль — лаконичный и выразительный. Из недавних построек: «Вишневый сад», комплекс «Берег», группа домов «Панорама», интересный и очень позитивный облик жилого дома у Чеховского рынка с живописным фасадом, несколько зданий в районе Лядского сквера.

— Какие объекты вам хочется покритиковать?

— Возможность критики есть на градостроительном совете, когда мы обсуждаем проекты. Если здание построено, то желательно ему «помогать», то есть принимать дополнительные меры по устранению недостатков. Например, переделать фасад, использовать вьющуюся зелень, деревья. А вообще, свои улицы, свои города надо хвалить. Казань, зная ее историю и особенности застройки, хвалить легко.

Архитекторы прошлых поколений имели свое представление о гармонии и стиле, о том, что дома «говорят» людям языком пластики, пропорций, цвета. Поэтому, приступая к проектированию, важно тщательно обследовать участок и окружение, историю места, искать «образ места». Радует, что сейчас архитекторы серьезнее подходят к выбору решений: главный архитектор города Татьяна Прокофьева требует от нас более четких обоснований, большей ответственности в работе.

Понятие ансамбля появляется только тогда, когда группа зданий, объединенная единым пространством, «ведет разговор» на одну тему, не перекрикивая друг друга, как бы соглашаясь со «списком приоритетов». А новый модерн, появляясь в окружении старинных зданий, говорит на заданную улицей тему другим языком, часто на принципе контраста.

«Попытка влить новую кровь в уже привычные приемы застройки оправдана. Тому есть и положительные примеры — например, дворец водных видов спорта, «Чаша» казанского загса» «Попытка влить новую кровь в уже привычные приемы застройки оправданна. Тому есть и положительные примеры — Дворец водных видов спорта, чаша казанского загса»

ВЫЗЫВАЕТ НЕДОУМЕНИЕ СВОЙСТВО НЕКОТОРЫХ АРХИТЕКТОРОВ НЕ ВИДЕТЬ ОСОБЕННОСТИ НАШЕГО ГОРОДА

— Сегодня в архитектурном плане очень часто обращаются к опыту зарубежных специалистов, к москвичам. Есть в этом необходимость?

— Попытка влить новую кровь в уже привычные приемы застройки оправданна. Тому есть и положительные примеры — Дворец водных видов спорта, чаша казанского загса. Правда, при отдельных просмотрах вызывает недоумение свойство некоторых архитекторов не видеть особенности нашего города. Построить новое здание — это не статуэтку на камин поставить! Оно должно войти естественной частью в градостроительный контекст. Помню конкурс на национальную библиотеку: замечательный иностранный архитектор вышел с интригующей, необычной идеей. Но к площади Тукая она, к сожалению, не имела никакого отношения. Значит, специалист считает, что его уникальное творчество важнее образа города. Ансамбли так не делаются. Так делается коммерческая архитектура, словно она должна стать товарным знаком.

— Есть генплан, есть правила застройки — этих документов недостаточно, чтобы избежать такой коммерческой архитектуры?

— Эти правила не включают в себя понятие «образ города». Для этого нужен специальный проект «морфологических зон», которые пропишут «правила поведения» на разных участках города. Прежние проекты генплана включали раздел «Объемно-пространственная композиция города», и он содержал в себя основные положения таких регламентаций. Ведь красота старой Казани — это не какая-то случайность конкретного ландшафта и строительной деятельности. Раньше существовал так называемый строительный устав — с конкретными ограничениями и предписаниями для архитекторов и строителей. Сегодня на столе проектировщика лежит ответственность, в том числе за саморегламентацию в пользу целостных композиций и городских ансамблей.

— Какие города вы можете назвать примером по сохранению исторического центра?

— Однажды на подъезде в город Елец я увидел большой плакат с планом города. На нем крупными буквами было написано: «Наш город — памятник градостроительного искусства». В этом городе новых построек в исторической части практически нет. Это производит впечатление! Хорошо виден весь объем архитектурных идей прошедшей эпохи, начинаешь лучше понимать, как жили люди той далекой поры, чем были воодушевлены в своей ежедневной жизни. Много городов, и Казань в их числе, где обновление застройки велось в определенный период без серьезного обоснования, уничтожалась историческая среда. Хорошо, что этот процесс остановлен в нашем городе. В Татарстане есть города с глубокой историей: Елабуга, Чистополь... Это всегда вызывает желание людей приехать, познакомиться, пожить в интересных местах. Основа туристического бизнеса лежит в грамотном отношении к старине. Это не просто фонд с большим износом. Это значительный культурный потенциал. Города развиваются — это процесс непрерывный, важно договориться: где сохранять, где не более четверти нового, а где предоставлять свободу творчества. Это и есть правила застройки.

«В Татарстане есть города с глубокой историей: Елабуга, Чистополь... Это всегда вызывает желание людей приехать, познакомиться, пожить в интересных местах» «В Татарстане есть города с глубокой историей: Елабуга, Чистополь... Это всегда вызывает желание людей приехать, познакомиться, пожить в интересных местах»

— А вообще какая может быть философия у города, у застройки?

— Философия одна — человек рождается для счастья. Так написано в декларации прав человека. И город как защитная оболочка общества должен помогать ему возможность восстановить потраченную в процессе трудового дня энергию. Улицы и площади должны воодушевлять, рождать позитивные чувства, открывать горожанину красоту мира, сказанную языком архитектуры. Польза, прочность, красота — эта вечная триада строительной деятельности должна быть обязательно исполнена. Когда присутствует только часть этой формулы, все испытывают дискомфорт. Необходимо стремиться к осуществлению данной задачи, решая ее по-разному в центре и на периферии. Эти идеи не новы, и большинство людей о такой проблеме знают.

— Как бы вы оценили молодых архитекторов? Чего нет у них, что было у советских архитекторов? Может быть, в подходе, видении проблем города... В целом вы удовлетворены уровнем их подготовки?

— Меня приглашают в КГАСУ работать в государственной комиссии по выпуску архитекторов, и каждый год я вижу много интересных проектов. За 50 лет существования специальности у нас в городе сформировалась великолепная архитектурная школа. Развивается методология подготовки архитекторов. Это дает хорошие результаты — по творческому потенциалу молодежь не уступает советским архитекторам. Помню, как сам по распределению поступил в проектный институт «Татаргражданпроект». Любому молодому специалисту хочется получить самостоятельную работу.

— Амбиции — это правильно.

— Согласен! Амбиции должны быть. Надо отдать должное, самостоятельные объекты поручали, но под надзором старших товарищей. У меня были руководители — Ренат Сахиулович Насыров, Светлана Павловна Галанина. Вся моя самостоятельность была под профессиональным надзором, в том числе начальника мастерской, главного архитектора института. Эта система всегда дает результат. Через пять лет возникает большая уверенность, свобода принятия решений.

Сейчас порой молодой архитектор с амбициями и талантом открывает собственное дело, пользуется свободой творчества. У многих получаются интересные, новые решения. Но отсутствие навыков рабочего проектирования и отрыв от коллектива специалистов-инженеров приводит к тому, что эти решения существенно меняются, часто не в лучшую сторону. Это и есть отличие двух разных подходов к творчеству. Одна метода — комплексный авторский коллектив, другая — отрыв архитекторов от разработчиков. Как показывает практика, этот подход творчества не добавляет. Истина простая — молодой талант должен набраться опыта у опытных специалистов, поработать в авторском коллективе. Придет время, почувствует уверенность и будет сам ответственным исполнителем архитектурных идей.

Комплексные мастерские — это настоящее достояние проектной организации, выращенное десятилетиями успешной работы плеяды талантливых директоров. Я уверен, что этот подход не должен быть растрачен. Проект должен быть рожден, вычерчен и построен одним комплексным авторским коллективом.

— Как можно поменять ситуацию? Принять какой-то закон, ввести специальную лицензию?

— Об этом говорят: и про лицензию, и про СРО. Но единственная система вполне традиционна и ничем не отличается от того, как работали древние архитекторы. К мастеру! Если мастер тебе нравится, полюбил ты его, то будешь выполнять все, что он делает. И ты научишься, повторяя его решение. Придет момент, он тебе скажет: «Все, мне некогда, делай сам! Ты справишься».

Наше решение было с учетом исторической площади и в тоже время включало в композицию высотное здание Государственного Совета. Это было большое доверие со стороны руководства Республики «Наше решение было с учетом исторической площади и в то же время включало в композицию высотное здание Государственного Совета. Это было большое доверие со стороны руководства республики»

БЫЛ ПЕРИОД, КОГДА Я НА КАЖДЫЙ ПРОЕКТ ПИСАЛ СТИХОТВОРЕНИЕ

— Есть ли проекты, которые не удалось воплотить?

— Да таких и нет. Практически все проекты, которые мне поручали, я воплотил. Значит, выбрал правильную работу, когда работал на заводе слесарем третьего разряда. Я должен был тогда выбрать — либо буду летчиком, либо моряком, но выбрал архитектора.

— Почему? Вы пришли в институт уже после завода?

— Я учился в школе №37 по программе подготовки профессиональных рабочих. Два дня в неделю нас учили теории и практике работы с инструментами и станками. Мне нравилось. В одиннадцатом классе работали с отрывом от учебы в школе. Помню, как на железном полу стою и думаю: «Кем я буду?» Откуда пришла мысль об архитектуре, я понял много лет спустя. Тогда было два варианта: летчик или моряк! Решение пришло под влиянием игры в кубики в детстве. На меня произвело впечатление то, как можно собственными руками менять пространство. В начальных классах мой школьный товарищ по фамилии Дегтев нарисовал на листе птичку, да так точно — одной линией. Это было волшебство.

— Но вы ведь до сих пор не оставляете кисть. Недавно в галерее открылась выставка творческих работ казанских архитекторов, там представлены и ваши работы в акварели.

— Художники меня подбили на это дело. Когда ты начинаешь проектировать, делать сложную модель, ты должен понять, что главное, что второе, что десятое. И ты теряешь целостность, а художество, поэзия, живопись — они склеивают все обратно. Искусство склеивает предметы и заставляет это снова работать, все нервы склеиваются.

— Поэзия?..

— Был период, когда я на каждый проект писал стихотворение. Это была концептуальная позиция. Залез на крышу театра имени Качалова, смотрю — так красиво, что можно этюд написать: скатная кровля, Петропавловский собор, Кремль. И тут же стихотворение написал, поместил его в пояснительную записку.

Нагретые солнцем крыши —
Знакомая с детства страна,
По ней лишь дожди гуляют,
Да птицам она нужна.
Не бойся: держись за руку,
Поднимемся над суетой,
За акварелью стекол
Увидишь ты город другой.
Увидишь церквей и мечетей
Таинственный силуэт,
Забыв о делах и проблемах,
Здесь можно встречать рассвет!.

— А для других проектов вы тоже писали?

— Писал, где-то лежат. А это запомнил наизусть. Так вот чертил я хорошо, а рисовать не умел. Пошел в кружок рисования, а преподавателем там был будущий художник Кильдебеков, в то время просто молодой парень, без имени. Мы же парни с рабочей окраины, Ленинский район.

— Который вы потом и проектировали?

— Да-да-да (смеется). Он меня научил рисовать. Ну я поучился. Поступил. Тогда же не было архитектурного факультета — проучился год на «водоснабжении и канализации», а через год, когда открыли факультет, мне удалось на него прорваться. Со второго курса перешел на первый, сдав два экзамена.

— Сохранились ваши дома, откуда вы родом?

— Да, архитектором там был Иван Жолтовский. Оазис, как мы говорим, потому что рядом парк «Крылья Советов», роща, санитарно-защитная зона. Сталинские дома со шпилем. Арки. Все это было похоже на мои кубики.

— Вы были хулиганистым молодым человеком?

— Да нет, у нас район был такой. В нашем доме жил Ермолаев, который потом Артема Айдинова убил. Я обоих братьев прекрасно помню, в том числе и этого: веснушчатое красивое лицо, невысокий такой. Очень настырный парень был. Единственное, из ромбических напильников точили в школьной мастерской ножи — финки. Он же сразу почти готов: подточил — и все. Осталось только наборную ручку сделать. Заклепаешь — о, ножик. Потом хвалишься!

«Я должен был выбрать — либо буду летчиком, либо моряком, но выбрал архитектора. Практически все проекты, которые мне поручали, я воплотил» «Я должен был выбрать — либо буду летчиком, либо моряком, но выбрал архитектора. Практически все проекты, которые мне поручали, я воплотил»

МЫ ЗАЛОЖИЛИ В ОБРАЗ ЗДАНИЯ ЦЕЛУЮ ЛИНЕЙКУ СИМВОЛИЧЕСКИХ АНАЛОГИЙ

— Ваша первая работа в институте?

— Проектирование 39-го квартала. Руководителем группы была Светлана Галанина, я был младшим архитектором. Она мне поручила эскиз расчертить, рассчитать поребрики. Занимался 37-м, 39-м кварталами. Делали несколько людей, в том числе и Светлана Павловна. Эта работа коллективная. Архитектор — носитель основных положений, но и инженер — такой же автор.

— Но здание правительства вы в одиночку проектировали?

— Здесь работа была словно под счастливой звездой. Трудились мы с архитектором Валерием Фроловым. В то время я выполнял роль главного архитектора института, моя задача была организовать проектирование на этом объекте. Сделали вариантное проектирование. В конкурсе участвовали различные архитекторы, в комиссии были и архитекторы из Санкт-Петербурга. Мы с Валерой тоже выставили и победили. Было много интересных проектов, включая даже похожие на космический корабль. Эти варианты мы сохранили. Наше решение было с учетом исторической площади и в то же время включало в композицию высотное здание Государственного Совета. Это было большое доверие со стороны руководства республики.

Рабочее проектирование и строительство вела фирма «Монотек». Мы сотрудничали с прекрасными архитекторами и инженерами, чтобы сохранить согласованный замысел архитектурного решения. Руководил работой главный инженер проекта Валерий Дормидонтов.

— Неужели все так просто было со строительством Дома правительства? Все-таки центральная площадь. Что вам подсказывало место?

— Вы правы, место непростое. Площадь сформировалась в различные временные периоды. В советский период были построены оперный театр, КАИ, консерватория и министерство культуры.

Сложность состояла еще в том, что старое административное здание имело большую степень износа и его пришлось разобрать. В архитектурном замысле была сохранена идея архитектора Павла Алексеевича Саначина. Она заключалась в реализации ступенчатой композиции дома с выступающими боковыми частями. Мы искали камень с теплым оттенком для облицовки фасадов. Удалось найти испанский гранит, который был использован в строительстве. Главная задача заключалась в том, чтобы поддержать масштаб площади, ее метрический и пропорциональный строй, создать сомасштабный акцент симметричной композиции пространства. Другая задача — поддержать классическую стилистику большинства зданий, формирующих площадь.

Другое дело — проектирование спа-центра. Особую роль выполнил заказчик. Без его поддержки было невозможно воплотить архитектурный замысел нашей авторской группы. Заказчик являлся фактическим соавтором проекта. Это бывает нечасто, потому особенно ценно. Данную работу я вспоминаю с благодарностью и теплотой. Мы заложили в образ здания целую линейку символических аналогий: рельефная стена напоминает скалы, спайдерное остекление — воду, террасы и эксплуатируемые кровли задуманы для размещения деревьев, лекальная форма атриума напоминает изгиб реки. Даже есть мостик. Эти решения — носители образов природы.

В каждом проекте есть особенности, о каждом можно рассказать небольшую новеллу. Например, после завершения строительства комплекса университетского здания и памятника Салиху Сайдашеву на улице мне встретился незнакомый человек. Он остановил меня, сказал, что работал сторожем на стройке и что людям это здание нравится. А один из участников строительства выразил благодарность от татарского народа. Такое никогда не забудется — это самый дорогой подарок нашему авторскому коллективу.

«Полумесяц — это метафора, неявная аналогия. Главное было создать положительное, освещенное утренним солнцем пространство, открытое людям» «Полумесяц — это метафора, неявная аналогия. Главное — создать положительное, освещенное утренним солнцем пространство, открытое людям»

— Вы же заложили смысл полумесяца, как я понимаю?

— Полумесяц — это метафора, неявная аналогия. Главное — создать положительное, освещенное утренним солнцем пространство, открытое людям. Рядом с акваторией озера мы создали площадь перед главным фасадом в ансамбле с памятником Сайдашеву, чтобы большое пространство как бы втекало в улицы Казани. Расположенное напротив здание Генерирующей компании тоже участвует в пространственной работе, раскрываясь в сторону озера и здания театра имени Камала, которое является ядром композиции этой площади. Работал над ансамблем данной площади наш авторский коллектив. Часто вспоминал своих учителей: Мунира Хасьяновича Агишева и Саяра Ситдиковича Айдарова, которые завещали искать национальный татарский ответ на вечные вопросы архитектурного творчества.

Как-то я услышал из уст одного ответственного работника, что архитектура — это не искусство. Если автор не ставит перед собой задачи поиска образа здания, а решает только практические вопросы, то да. То же самое можно сказать и о других видах творчества. Пояснительную записку к проекту нельзя считать литературным произведением, чертеж для строительства тоже не предмет изобразительного искусства. Если автор проекта ставит перед собой художественные, творческие задачи, то это будет предметом искусства архитектуры. Убежден, такие задачи необходимо ставить.

— В ближайшее время в Казани будет установлено два памятника по вашим проектам — Рустему Яхину и Хади Такташу.

— Со скульптурами я работаю давно, начиная с 70-х годов прошлого века. Считаю, что это огромное творческое приобретение. Художественные натуры иначе определяют приоритеты в пространственных построениях, в отличие от нас — архитекторов. Мы работаем во многом с техническими вопросами, иначе решаем задачи объемно-пространственных композиций. Поэтому я очень ценю уникальный опыт работы с художниками. Это отражается в самой методике проектирования совместных объектов. Часто приходится выполнять натурные шаблоны для определения высоты скульптуры и ее размещения совместно со скульптором.

— Лично вам какой стиль ближе в архитектуре?

— Мне нравится новый модерн со всякими дополнениями, появившимися в течение прошлого века. Началось это с Серебряного века, целостного явления в содружестве всех видов искусств. Ассиметричные композиции, свободный план, новые образные построения в пластике объектов... Все это воодушевляет. Классику еще никто не отменял, и все архитекторы ее, конечно, должны знать — как сумму стилей с другим информационно-эмоциональным потенциалом. Принцип симметрии сохраняет свою уникальную энергетику и ждет своего нового применения...

— Что поменялось в проектировании за последнее десятилетие?

— Конечно, компьютеризация. Это замечательный инструмент. Намного рациональнее и быстрее решаются практические задачи архитектурного проектирования. Данная технология мы в коем случае не отменяет ручной графики, потому что это прямая связь руки, головы и некоего ощущения архитектуры.

— Герман Алексеевич, спасибо за беседу!

Бакулин Герман Алексеевич — заслуженный архитектор РФ.

Родился 18 июня 1947 года в Казани.

В 1971 году окончил архитектурный факультет Казанского инженерно-строительного института.

С 1971 года — архитектор, руководитель группы архитекторов, главный архитектор проектов в институте «Татаргражданпроект» (ныне «Татинвестгражданпроект»). 

С 1988 года — главный архитектор этого института.

Лауреат смотра молодых архитекторов в 1980 году в Свердловске и в 1981 году в Москве. Лауреат государственной премии ТАССР им. Тукая (1981 год). Заслуженный архитектор Республики Татарстан и Российской Федерации, член правления союза архитекторов Республики Татарстан.

По проектам Бакулина построены следующие объекты в Казани:

  • республиканская больница на 1000 мест (Оренбургский тракт; 1976 год, в соавторстве);
  • детская республиканская больница на 320 мест (Оренбургский тракт, 1977 год);
  • застройка микрорайонов №37, 38, 39 (Ленинский район, 1979 год);
  • административное здание в райцентре Пестрецы (1984 год);
  • представительство РТ в Москве (реконструкция вестибюльной группы, 1992 год);
  • жилой дом (ул. Кирпично-Заводская – ул. Лесгафта, 1984 год);
  • банк «Заречье» (архитектурный дизайн фасадов, 1996 год);
  • вычислительный центр «Татэнерго» (1996 год, на берегу озера Кабан);
  • производственное здание фирмы «Татинвестгражданпроект» (ул. Чехова, 1996–1997 годы);
  • мечеть в поселке Мирном (1999 год).

В период подготовки концепции генерального плана Казани разработал основные закономерности формирования нового облика столицы Республики Татарстан с учетом преемственного принципа развития города; проектировал ряд памятников известным деятелям (в соавторстве с художниками) — Салиху Сайдашеву, Баки Урманче, воинам, павшим в Афганистане; спроектировал большое количество зданий, ставших визитной карточкой города; является экспертом-консультантом коллектива проектировщиков мечети «Кул Шариф».

 Увлекается туризмом, лыжами, велосипедом, графикой.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (62) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
21.05.2017 09:36

Даже фото статьи подтверждают, что старая Казань уничтожена, причём уничтожена целыми кварталами. Программа по её ликвидации принесла небольшие дивиденды отдельным её авторам и исполнителям. Но туристическая привлекательность и рыночная стоимость новостроек в десятки раз меньше, чем сохранённых и бережно восстановленных старых построек! Старые, целиком сохранённые улицы и кварталы - это главная жемчужина многих европейских городов.
Если в Каире появятся такие же шустрые ликвидаторы ветхости, то мы увидим новые микрорайоны, на месте пирамид Гизы и Луксора.

  • Азат Д
    21.05.2017 09:16


    "похвалил чашу казанского загса " - почему чашей называют? Ведь обыгрывали название города Казань - казан, поэтому его в форме казана сделали, медным. А называть вещи своими именами - казан - стесняются.
    Это как заплатили за символ "Наследие Татарстана" с помпой приняли, а теперь в дальний угол задвинули, с глаз долой и стараются не вспоминать.


    • Анонимно
      21.05.2017 11:34

      Эта чаша почти копия пепельницы,что раньше продавались в наборах с сигаретами и зажигалкой.

  • Азат Д
    21.05.2017 09:26


    Где в Казани "старая Казань" и сколько её лет?

  • Анонимно
    21.05.2017 09:36

    Даже фото статьи подтверждают, что старая Казань уничтожена, причём уничтожена целыми кварталами. Программа по её ликвидации принесла небольшие дивиденды отдельным её авторам и исполнителям. Но туристическая привлекательность и рыночная стоимость новостроек в десятки раз меньше, чем сохранённых и бережно восстановленных старых построек! Старые, целиком сохранённые улицы и кварталы - это главная жемчужина многих европейских городов.
    Если в Каире появятся такие же шустрые ликвидаторы ветхости, то мы увидим новые микрорайоны, на месте пирамид Гизы и Луксора.

  • Анонимно
    21.05.2017 09:39

    Мы видимо в разных городах живем с архитектором.

  • Анонимно
    21.05.2017 10:28

    Делать нечего восстановить старую Казань. Все проекты старых домов прекрасно сохранились в архивах города. Только девелоперам это не интересно. Здесь нужна бюджетная программа. Такие программы реализованы в Европе. На пример - французкий Кальмар. Там деревянные дома 16в сохранили. Прелесть и туристов море.
    Да и Исполком наш ничего не понимает в прхитектуре. Деревянному зодчеству в Казани вредят, руки выкручивают.

  • Анонимно
    21.05.2017 10:48

    А что скажет "легендарный" ТРО ВООПиК?

    Ведь именно эта "организация" отвечает за охрану памятников архитектуры, истории и культуры.

    Пусть ответит и в прямом и переносном смысле.

    • Анонимно
      21.05.2017 12:19

      Давно уже пора отчитаться Забировой перед казанцами "о проделанной работе".

    • Анонимно
      21.05.2017 12:35

      Общественная организация только содействует сохранению наследия в общественно-государственном партнерстве, а не отвечает за охрану памятников. Мы делаем всё, что можем для сохранения и в прямом, и переносном смысле. Восстанавливаем, когда находим инвесторов, вопреки всем препонам. Почему анонимно задаете вопрос? Таких анонимщиков и диванных критиканеов за 40 лет я много повидала. Я подписываюсь-Фарида Забирова

      • Анонимно
        21.05.2017 12:56

        40 лет работы по охране памятников архитектуры и культуры Казани - это действительно срок.

        Большинство комментариев анонимно, так как боятся "последствий".

        Почти 100 лет народ запугивали...

        Спасибо, что ответили по существу.

        Но не полно.

        Государство наделило ВООПиК огромными полномочиями, что и отражено в его Уставе.

        "Несмотря на «общественный» статус, государство предоставило ВООПИиК весьма значительные права — например, право согласовывать градостроительные проекты городов и населённых пунктов, имеющих памятники истории и культуры, а также проекты, затрагивающие интересы памятников или их зон охраны (в соответствии со ст. 34, 37, 40 Закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры», принятого в 1978 г.; эти статьи сохраняются и в новом Федеральном Законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»)". (Из Википедии)

        Ни один памятник в Казани не может быть снесен без согласия ТРО ВООПиК.
        Иначе - уголовное дело...

        Проще простого сделать отчет, уважаемая Фарида Забирова, о проделанной работе под Вашим руководством ТРО ВООПиК.

        Сколько памятников было.
        Сколько памятников отреставрировано.
        Сколько уничтожено.
        Сколько денег заработано.
        Сколько истрачено.
        Сколько уголовных дел заведено на разрушителей памятников.
        Сколько дошло до суда.
        Кто помогает.
        Кто мешает.

        Это прямая обязанность руководства ТРО ВООПиК перед казанцами.

        • Анонимно
          22.05.2017 20:13

          общественная организация перед обществом не может отчитываться - только перед своими членами...

  • Анонимно
    21.05.2017 11:05

    Тяжело в Казани настоящему архитектору.Г.Бакулин настоящий,

  • Анонимно
    21.05.2017 11:08

    Прощай старая русская и татарская Казань...

    Здравствуй новая глобалистическая Казань венчурно-инновационного капитализма.

    Во всем мире национальная архитектура уничтожается.
    Где мгновенно (по меркам истории цивилизации) как в Казани, Москве или на Ближнем Востоке.
    Где медленнее - в Японии или Юго-Восточной Азии.

    • Анонимно
      21.05.2017 14:26

      Библейский проект умышленно стирает понятие национальности. Останутся только гои и избранные.

      • Анонимно
        21.05.2017 15:14

        И их не останется...
        Если не изменить "траекторию" развития цивилизации.
        Проект Вавилонской башни с треском провалился, а проект Содома и Гоморры был просто аннигилирован вместе с городами и их жителями.

    • Анонимно
      21.05.2017 17:39

      Вы в Японии были? Там практически нет старой архитектуры. В типичном японском городе сохрпнены 2-3 старыз дома. Основная масса домов - безликое двухэтажное нечто.

      • Анонимно
        21.05.2017 18:11

        В Японии старые дома, японская архитектура исчезали около 100 лет.
        И ныне уже почти ничего не осталось.
        А современные японские города уже лет 50 строятся только в "глобалистическом" стиле.

        А Старая Казань почти вся была уничтожена за 20 лет...

    • Анонимно
      21.05.2017 17:58

      Национальная архитектура процветает в Баку, Ташкенте, Алматы, Астане, в Ашхабаде, Грозном, дубай и т.д.

  • Анонимно
    21.05.2017 11:36

    Успехов Герман Алексеевич. Очень много сделал для Казани и здания его нравятся. Только вот спа-центр? кручу верчу не понимаю, не то и не там. возможно архитекторы не согласятся.

  • Анонимно
    21.05.2017 11:49

    Уничтожение старой Казани под предлогом сноса ветхого жилья принесла авторам небывалые дивиденды! Все эти "золотые" места были розданы в последствии под строительство жилья. Причем получили их или близкие к власти люди,или остальные " счастливчики" за откаты. Так что уничтожение старой Казани прошло дорого и богато.

    • Анонимно
      21.05.2017 20:18

      Все забыли старую Казань с полуразвалившими ся зданиями,зассаными дворами-это хотите восстановить..Нет уж,все старье снести,кроме представляющих историческую ценность.

      • Анонимно
        21.05.2017 21:17

        Так снесли не только "зассаное старье", но и "историческую ценность".

        Против сноса "старья" никто и не возражает.

        А вот почему снесли многочисленные памятники архитектуры,истории и культуры?
        И кто за это ответит?

        Так что Вы с "зассаным старьем" поосторожнее, пожалуйста.

        • Анонимно
          22.05.2017 09:06

          Новое тоже зассытся, если туалетов как не было, так и нет(общественных).

  • Анонимно
    21.05.2017 11:51

    Да, город живет и изменяется...

  • Анонимно
    21.05.2017 11:57

    Начинаются комментарии завсегдатаев страниц Бизнес-Онлайна... Вообще-то ... Когда говорят, что кто-то что-то делает от Бога.. Вот сейчас вы читали интервью с архитектором от Бога.. Пожалуй лучший архитектор нашего города за последние десятилетия.. И просто умный человек. Так что если кто -то "живет с архитектором в разных городах" - наведайтесь и в Казань к нам, милости просим...

    • Анонимно
      21.05.2017 13:50

      Да, много сделано в Казани и хорошего.
      Это очевидный факт.
      С этим никто и не спорит.
      Казань обновилась, похорошела, стала более удобной для проживания.

      Но много утеряно и памятников архитектуры, истории и культуры - несколько сотен.
      Это тоже факт.

      И этому факту должна быть дана оценка.
      Не обязательно уголовная.
      Но морально-нравственная - обязательно.

      Любой город - это не собственность небольшой группы богатых людей и людей их "обслуживающих".
      Любой город - это общественное достояние, достояние всего общества.
      "Город это не камни - город это ЛЮДИ".

      И все горожане имеют право высказывать свое мнение и влиять на принятие того или иного "градостроительного" решения.

      И "власть предержащие" должны периодически отчитываться об архитектурном, историческом и культурном состоянии города.
      Что они и делают.
      Спасибо им за это.

      Но должны отчитываться и "общественные" организации их "обслуживающие" - в том числе и ТРО ВООПиК во главе с Ф.Забировой, и чиновницы-помощники О.Балтусова и Н.Фишман.

      Очевидный факт - от принятых этими 3 дамами решений и данных "советов" во многом зависит облик Казани.

      Надо просто успокоить горожан.
      Только и всего.

  • Анонимно
    21.05.2017 12:22

    "Еcли человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране».
    Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

  • Анонимно
    21.05.2017 12:29

    За уничтожение сотен памятников архитектуры, истории и культуры несут ответственность не только чиновники и "карманные" архитекторы но и ТРО ВООПиК, которому государство дало право "блокировать" желания первых уничтожать памятники.

    "Несмотря на «общественный» статус, государство предоставило ВООПИиК весьма значительные права — например, право согласовывать градостроительные проекты городов и населённых пунктов, имеющих памятники истории и культуры, а также проекты, затрагивающие интересы памятников или их зон охраны (в соответствии со ст. 34, 37, 40 Закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры», принятого в 1978 г.; эти статьи сохраняются и в новом Федеральном Законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»)".
    Из Википедии.

    • Анонимно
      21.05.2017 13:03

      Что на это ответит появившаяся выше Фарида Забирова?

      • Анонимно
        21.05.2017 15:19

        Похоже руководитель ТРО ВООПиК Фарида Забирова не хочет отвечать на простые и "законные" вопросы простых жителей города Казани о сохранности памятников архитектуры, истории и культуры..

      • Анонимно
        21.05.2017 23:52

        читаешь комментарии - диву даешься.. Завсегдатаи диванные - не спеша почитать на сон грядущий очередной пост али статейку про старую Казань, про охрану памятников и немедленно почувствовать в себе любовь к старине и активное желание что-нибудь сдел.. нет, ляпнуть... Пройтись по Забировой, по ВООПИК.. (кстати впечатление, что пописывает один очень чем то обиженный непосредственно на Забирову - могет быть отпишитесь чем?) против Забировой, которая жизнь положила на защиту той самой "Старой Казани", при чем чаще всего не за деньги, а именно в силу истинной любви к Казани.. Спасибо бы сказали, но нет.. а что сделали для Казани те кто критикуют? Активно любите открытки с видами?

        • Анонимно
          22.05.2017 08:57

          Ну что Вы опять с "больной головы на здоровую".

          Казань потеряла сотни памятников архитектуры, истории и культуры.
          Это факт.

          Ф.Забирова 40 лет "защищала" памятники в разных ипостасях.
          Вот поэтому и ей слово.

          Что Вы за неё "обиделись"?
          Она сама за себя ответит.
          Ей анонимных "защитников" не надо.

          Проблема сохранения памятников "налицо".
          И только уважаемая Ф.Забирова может внести ясность в этом вопросе.

          Спасибо уважаемой Ф.Забировой за те памятники, которые она спасла.

          Но надо внести ясность и по снесенным памятникам - почему так произошло.

          Чтобы впредь памятники не сносили.

          Ну а "анонимная защита" уважаемой Ф.Забировой больше похожа на провокацию...

  • Анонимно
    21.05.2017 13:12

    вся проблема Казана в том, что город он с многовековой историей, а архитектуры всего этого периода нет! взятие Казани произошло в XVI веке, а архитектуры этого времени нет...вот с чего в своих ответах надо ориентироваться уважаемому...такова реальность и суть в том как заполнить зияющую пустоту веков и привлечь туристов...

    • Анонимно
      21.05.2017 14:41

      "вся проблема Казана в том, что город он с многовековой историей...".

      Многовековая история Казани это не "проблема", а достоинство, преимущество, "плюс" города.

      Проще простого ТРО ВООПиК выпустить книгу с перечислением всех сохранившихся на 2017 год памятников архитектуры, истории и культуры.
      15 век - столько-то памятников.
      16 - столько-то.
      И т.д.

      Вся информация у ТРО ВООПиК и других "задействованных" и "заинтересованных" организаций имеется.

      Готов финансово принять участие в этом проекте или подписаться на покупку 2-х экземпляров этой уникальной книги.
      Уверен, что многие казанцы тоже дадут денег на издание такой книги.

      Ну а если бы ТРО ВООПиК в этой книги опубликовали бы и список утерянных памятников архитектуры, истории и культуры Казани с их описанием, фотографиями и датой уничтожения, то ТРО ВООПиК можно было бы простить значительную часть "грехов".

    • Анонимно
      21.05.2017 20:26

      Отлично сказано,заполнить зияющую пустоту веков.Увы нет среди руководителей умных людей,хотя очевидное все на ладони.

  • Анонимно
    21.05.2017 13:57

    Сносы в период перестройки - непонятно, что подразумевается? Эпоха или сносы перед тысячелетием. Если последнее, то все верно. Вот только ответственных за это, до сих пор не назвали.

  • Анонимно
    21.05.2017 16:57

    После того, как положительно отозвались о "чаше, стало все понятно.

  • Анонимно
    21.05.2017 17:54

    Как же вы надоели со своим нытьем! Город развивается, стал млвременным, удобным. Я помню, когда первый раз приехал в Казань из Саратова в 86м. Это была страшная, просто невообразимая серость! А сейчас где Казань и где Саратов? Там, кстати, мало что сносили, так и продолжают жить среди гнилья. Все, кто приезжает в гости, поражается, какой же у вас красивый город! Жалко, конечно, некоторых старых зданий, но где взять средства для качественной реставрации? Инвесторы не хотят, опять, что ли за счет бюджета?

    • Анонимно
      21.05.2017 18:29

      А Вы просто не читайте наше "нытье" - и мы Вам не "надоедим".

      Снесли не только "гнилье", а целые исторические кварталы с огромным количеством памятников архитектуры, истории и культуры.

      Улицы Феодосеевская, Подлужная и другие снесенные улицы не отличались благоустройством, но создавали неповторимый облик старого города.
      Можно было бы хотя бы сохранить крепкие дома, общую планировку и этажность.

      Но снесли все.
      И на их месте построили благоустроенное, но лишенное своего "лица" "жилье".

      "Жилье" есть, а души старой Казани нет.
      Нет и архитектуры...

      А "поселок Нефтянников" (ни одного настоящего нефтяника, бурового мастера и т.д. там никогда не проживало) вообще похож на "гетто по финансовому признаку - живут только те, кто получает в месяц не менее миллиона.

      Да, новый город Казань красивый - но красивый "глобалистической" красотой.

      А речь идет о Старой Казани - нужна она казанцам и гостям города или не нужна.
      Вам не нужна.
      Ваше право.

      Но если Вам хочется жить в "глобалистическом" городе, полностью лишенном национального колорита, то Вам лучше жить не в Казани, а в Сингапуре.

      К стати, Ваше нытье по поводу высказанных в комментариях мнениях казанцев тоже давно уже поднадоело...
      Каждый раз одно и тоже...
      Никаких новых аргументов...
      Просто надоели Вы мне все и всё...

  • Анонимно
    21.05.2017 18:04

    Архитектор очень зависимая профессия.
    Даже более зависимая, чем актер.

    Только гении уровня Антонио Гауди могут быть свободны в архитектурном творчестве.

  • Анонимно
    21.05.2017 20:04

    Если бы не кремль другие здания исторические, то Казань была бы привлекательна для туризма как Уфа

    • Анонимно
      21.05.2017 20:20

      Не понял?
      Для того, чтобы "Казань была бы привлекательна для туризма как Уфа", надо снести Казанский Кремль?

      Вы очень "радикальны".

      Если конечно снести Казанский Кремль и оставшиеся старинные здания, то Казань действительно станет больше похожа на "глобалистический" Сингапур.

      Но Вам (нам) это надо?...
      Мне не надо...

  • Анонимно
    21.05.2017 21:00

    "Комплекс университетского здания" - безусловно одно из самых УРОДЛИВЫХ зданий городе. Это АБСОЛЮТНО ужасно. А еще это построено ужасно не качественно.

    • Анонимно
      21.05.2017 21:24

      Это Вы о каком "комплексе университетских зданий"?
      Университетов в Казани много.

      Не уж-то о "комплексе зданий" бывшего Императорского Казанского университета на бывшей Воскресенской улице (ныне Кремлевской)?

      Или о "комплексе зданий" бывшего Казанского государственного университета на бывшей улице Куйбышева (ныне Пушкина)?

      Или о "комплексе зданий" Казанского федерального университета на улице Лобачевского?

      Уточните, пожалуйста.

    • Анонимно
      21.05.2017 21:27

      Фасад в подтеках, колонны осыпаются, в каких то разводах. Во всех элементах фасада использованы самые простые и дешевые отделочные материалы. Всё сделано тяп-ляп. Надо полностью обдирать всю наружку и всё переделывать. Хороший архитектор из этого .... конфетку конечно не сделает, но что то терпимое, возможно, сделать можно.

    • Анонимно
      21.05.2017 21:28

      Человек, приложивший к этому зданию руку, не имеет права заниматься архитектурой ничего большего, чем сарай.

  • Анонимно
    21.05.2017 21:02

    Сам строитель с большим стажем, посчастливилось работать с Германом Алексеевичем при возведении Гуманитарного Университета. С большой буквы архитектор и человек! Здоровья Вам и успехов...

  • Анонимно
    21.05.2017 21:23

    Про позитивный облик дома у Чеховского рынка.... это Вы имеете в виду дом с балконами в виде телефонных будок? Выйдите из своего офиса и посмотрите глазами простого горожанина что советские архитекторы за последние 50 лет сделали с микрорайоном у Чеховского рынка. Примитивные и корявые проекты не может исправить никакой косметический ремонт.

    • Анонимно
      21.05.2017 21:54

      Да уж...
      Особенно подавляют многоэтажные здания в начале улицы Вишневского...

      А какие крепкие двухэтажные дома стояли на этом месте до этих монстров!
      Академическая слобода в Казани исчезла с лица Земли...

      • Анонимно
        21.05.2017 22:39

        В одном из этих уничтоженных домов в 1914г. читали стихи Маяковский, Каменский и Бурлюк.

      • Анонимно
        22.05.2017 08:00

        Улица Вишневского вся изуродована.....особенно выделяется дом на Вишнеского 3,убогий Свеевский дом.... Как можно было поставить такое страшилище посередине города?

        • Анонимно
          22.05.2017 15:04

          Не менее убогий дом стоит на ул Волкова на том самом месте где стоял дом купца Шамова. Дом это был возвигнут теми же строителями, которые строили больницу Шамова. Он конечно же не был ветхим. Он простоял сто лет и ничего с ним не случилось. БО. а слабо опубликовать имена тех лиц, чьи подписи стоят под разрешением на снос этого дома?

          • Анонимно
            22.05.2017 22:24

            Без подписи Забировой и ТРО ВООПиК снести не могли.
            Иначе уголовное дело...

  • Анонимно
    22.05.2017 01:15

    Посмотрев старую и новую Казань кто скажет что это татарский городэто типичный русский город и полным полно как ближняшаи русский классицизм как кровать Герасима

    • Анонимно
      22.05.2017 09:07

      Историю Казани по этносу правящих в городе элит можно условно разбить на 4 периода:

      1. Булгарская Казань (1005- 1430-е гг.) - 430 лет.
      2. Монгольская Казань (1430-е гг. - 1552 г.) - 120 лет.
      3. Русская Казань (1552 - 1992 г.) - 440 лет.
      4. Татарская Казань (1992 - по н.в.) - 25 лет.

      Совершенно понятно почему Казань еще сохраняет русские "черты".
      Пройдет время и мы эти "черты" будем искать в татарской Казани, как ищем ныне булгарские и монгольские "черты".
      Правда не хотелось бы, чтобы татарские "черты" Казани были похожи на дом по улице Вишневского, 3.

      • Анонимно
        22.05.2017 09:43

        В этом-то и заключается уникальность Казани - кто бы "не правил" городом, многочисленные народы Поволжья всегда жили дружно и помогали друг другу.
        И этот исторический опыт надо распространять по всему Земному шару.

        • Анонимно
          22.05.2017 10:55

          Давно пора под стенами Казанского Кремля поставить памятник "Воинам-защитникам монгольской Казани 1552 г." и памятник "Дружбы народов Поволжья"

  • Анонимно
    22.05.2017 08:54

    Герман Алексеевич отличный профессионал своего дела. Работая с ним на объектах только подтверждает это утверждение. Замечательный человек и гражданина. Успехов вам Герман Алексеевич.

  • Анонимно
    22.05.2017 19:10

    Проблема капитализма - это во всем искать ежеминутную прибыль. Казань продана , поделена и к сожалению по большому счёту потеряна. Хотелось бы сохранить что осталось - но это получиться только в том случае если это будет выгодно большому бизнесу. Конечно и хозяева между собой цапаются , делят - может в результате и всем нам что то останется - на что можно взглянуть- порадовать глаз... в Москве люди активно бороться за сохранение остатков Ее - так что без активного движения со стороны общественности наверное вряд ли что выйдет
    . Но фраза - главного архитектора "Казань изменилась к лучшему " - настораживает - статья пропаганда . Если мы скажемв газетах что она стала лучше - то и люди поверят этому мифу. Любое тсскуство требует компромисса конечно - но тут уж разговоров нет о нем . Продан- куплен. И его понятия красоты - котла загса - под огромным вопросом .

    Средневековые города так не строились конечно же - зачем? Там все было как надо хозяину у которого и так все было.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль