Политика 
12.06.2017

«Если говорить о тех, кто создавал этот кошмар, первым в списке окажется Борис Ельцин»

Опрос: А вы согласны с Наиной Ельциной, назвавшей 90-е годы в России святыми?

В Москве на презентации своей книги вдова первого президента России заявила: «1990-е годы надо называть не лихими, а святыми и поклониться тем людям, которые жили в то сложное время». Какими были 90-е лично для вас и ваших близких: лихими или святыми? И что будут писать через десятки лет о президентстве Бориса Ельцина в учебниках истории? «БИЗНЕС Online» отвечают Александр Проханов, Антон Носик, Борис Кагарлицкий, Валентин Катасонов, Николай Сванидзе и другие.

Супруга первого президента России Наина Ельцина на презентации своих мемуаров «Личная жизнь» Супруга первого президента России Наина Ельцина на презентации своих мемуаров «Личная жизнь» Фото: ©Евгения Новоженина, РИА «Новости»

«ТАНКИ, КОТОРЫЕ СТРЕЛЯЛИ ПО ЦЕНТРУ МОСКВЫ, — ЭТО СВЯТЫЕ ТАНКИ»

Александр Проханов — писатель:

— Абсолютно согласен с Наиной Ельциной. Сами посудите, расстрел парламента из танков — разве это не святое деяние? Танки, которые стреляли по центру Москвы, — это святые танки. Или, например, начало чеченской войны, страшной и зверской, где погибали чеченцы и русские. Разве это не святая жертва? Конечно, это святые мученики. А не родившиеся в эти годы люди, а старики, которые вешались, а военные, которые стрелялись? Это проявление нашей русской святости.

Борис Николаевич Ельцин... Все говорит в нем о святости — эти благородные черты лица, смирение, это худое изможденное лицо, дивное чудное отношение к своим ближним и дальним. Я считаю, что Борис Николаевич — это русский святой, может быть, тот, которого никогда и не было. Поскольку Наина Иосифовна была его близким человеком и утешала в период его откровений, она сама является святой. Поэтому я считаю, что 90-е годы — это годы, которые должны быть запечатлены на иконах, а в центре — два праведника, как Петр и Феврония, в длинных одеждах, над головами у них золотые нимбы, над ними ангелы. Я абсолютно согласен с Наиной Ельциной.

Николай Сванидзе — журналист, историк:

— Между «лихими» и «святыми» — очень большая дистанция. Они не были для меня святыми и лихими, но у меня особая ситуация. Я сменил профессию в начале 90-х годов, стал журналистом и делал карьеру. Для меня они в значительной степени были святыми, чем лихими. Дело в том, какими они были для страны. В оппозицию Наине Иосифовне нужно сказать две вещи. Конечно, она как вдова первого президента России не могла сказать ничего другого, потому что в последнее время 90-е годы подвергаются оплевыванию. Конечно, она выбрала спорное определение «святые», потому что это определение максимально далеко стоит от слова «лихие». Оно позволяет подчеркнуть, что эти годы были не лихими, а нужными и тяжелыми для страны. Даже полезными. А многие люди считали, что они граждане Советского Союза. Поскольку на рубеже 80–90-х рухнул Советский Союз, то ничего хорошего дальше и не происходило.

На самом деле мы живем в России, и она родилась тогда. Оплевывать это время, считая себя патриотом, очень странно. Кроме того, вырваться целыми из-под этих обломков удалось не всем. Нас не постигла судьба Югославии, где страшно и кроваво воевали все против всех. Можно оспаривать выражение Наины Иосифовны насчет святости, но то, что 90-е нельзя считать какой-то черной дырой нашей истории, — это несомненно. Мы страна с непредсказуемым прошлым. Не знаю, что будут писать в учебниках истории. Смотря когда будут писаться учебники, при каких правителе и режиме, но то, что Борис Николаевич — очень крупный политический деятель, на мой взгляд, с однозначным знаком плюс, это несомненно.

Валентин Катасонов: «Были люди, которые отдали жизнь за то, чтобы не допустить того кошмара, который мы наблюдали, а были люди, которые участвовали в создании кошмара»Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«ГОРБАЧЕВ РАЗВАЛИЛ СТРАНУ, А ЕЛЬЦИН ПРОСТО НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЛ. ПРОБУХАЛ — И ВСЕ!»

Валентин Катасонов — экономист, профессор МГИМО:

— Для кого-то они были святые, а для других — лихие. Мир с момента его сотворения всегда был разделен. Такова история человечества, и 90-е годы не являются исключением, потому что действительно были люди, которые отдали жизнь за то, чтобы не допустить того кошмара, который мы наблюдали, а были люди, которые участвовали в создании кошмара. Если говорить о тех, кто создавал этот кошмар, первым в списке окажется Борис Ельцин. Применительно к этой фигуре можно сказать, что это были не просто лихие, а криминальные и преступные годы. С другой стороны, были люди действительно святые, которые защищали Россию. Гибли люди в Чечне, защищая единство нашего государства. Что могут писать о Ельцине в учебниках истории? Я могу долго говорить, а если коротко, то — Иуда.

Борис Кагарлицкий — политолог, директор Института глобализации и социальных движений:

— Большинство людей, которые жили в то время, совершенно не согласятся с этой точкой зрения. Лихие 90-е не политики же придумали, это народное название, которое появилось в результате реального опыта в эту эпоху. Я думаю, что попытки Наины Ельциной и некоторых других наших либералов популяризировать 90-е скорее контрпродуктивные. Это вызывает нехорошие эмоции и воспоминания. Мой лично опыт того десятилетия был болезненным и трудным. Я думаю, что о Ельцине будут писать как об одном из самых неудачных или самых вредных правителей. Я не думаю, что о Ельцине через 20 лет будут писать что-то другое, чем люди думают сейчас. Общество и культура сформировали свой вывод. В истории страны были позорные страницы — и это одна из таких страниц.

Мансур Гилязов — драматург:

— Святыми 90-е нельзя называть, потому что это годы ужасные, это годы огромного количества убийств. Пойдите на Ново-Татарское кладбище — там начиная с 1988–1989 годов лежат молодые люди, которым было 25–30 лет. Кладбище заполнено этими людьми. У меня все мои ровесники, которые были более-менее активными, умерли в 90-е годы. Это страшные годы, это была война. Никакой статистики нет, я вам говорю статистику: зайдите на кладбище, посмотрите. Это было страшное время, когда женщины не хотели рожать детей.

Для меня лично 90-е были ужасными. Это были годы выживания. Просто выживали, это были годы полного беспредела, данные годы были временем «кидалова», это были годы заказных убийств. О Ельцине ничего не будут писать, потому что это был человек, который в историю не войдет. Были же забытые периоды в истории. Это будет такой период. О Борисе Ельцине ничего не будут писать — человек просто ничего не сделал. Горбачев развалил страну, а Ельцин просто ничего не сделал — и все!

Вахит Имамов — писатель, главный редактор газеты «Мәдәни җомга»:

— Ой, не знаю. Она защищает своего мужа, который превратил страну в такой бардак. Вся власть стала полностью коррумпированной. Я преклоняться перед теми временами не имею права. 90-е годы были для нас годами надежд. Мы свято верили, что сможем возродить татарскую нацию, образование, культуру — все-все. Но, увы, это счастье продолжилось недолго. На нас одели узду, и мы остались уже 10 лет как без языка. Одним росчерком пера Путина. Да, каждый по-своему скучает по этим годам. О президентстве Ельцина и Путина будут писать так  же, как написали в свое время про эпоху Екатерины II. То время историки назвали «золотым веком дворянства», а первые 20 лет XXI века, если все это продолжится, назовут «золотым веком российских воров».

Виктор Ерофеев: «Ранний Ельцин: смелый, красавец, а потом колеблющийся, пьющий, не знающий, что ему делать. Но этот человек явно не герой нашего времени»Фото: скрин

«ЕЛЬЦИНУ ЕСТЬ ЧТО ПРЕДЪЯВИТЬ. ЕСЛИ НАЧАТЬ РУГАТЬ 90-Е, ТО ЗАКОНЧИШЬ ЗАВТРА»

Антон Носик — интернет-деятель:

— Я считаю, что абсолютно одинаковую ошибку совершают люди, пытающиеся восславить эпоху длиной в 10 лет. В 90-е годы 283 миллиона бывших советских людей совершили большое количество разных поступков: дурных, добрых, героических и постыдных. Нельзя всех записать в преступников, изменников родины или святых. Эта попытка не имеет отношения к реальности. Наине Иосифовне ее лукавство простительно, потому что она человек, близко стоявший к принятию решений, в том числе трагических. Ей было бы невыносимо жить в сознании, что 90-е запомнились многим людям могилами времен чеченской войны и ее фамилия у многих российских семей ассоциируется с гибелью их близких в войне и терактах. Позиционируя себя как демократа, Борис Ельцин ни разу не допустил демократической смены власти. Ни в 1996, ни в 1999 году. Оба раза судьба власти России решалась не демократическими процессами, а закулисными договоренностями группировок и лиц. Ельцину есть что предъявить. Если начать ругать 90-е, то закончишь завтра.

Если начать хвалить, то и здесь есть что вспомнить. Безусловно, никуда не уйдет тот негатив, который остался по отношению к Советскому Союзу. Те творческие возможности народов СССР, которые удушались идеологией, — это было демонтировано. Там, где это не демонтировано до сих пор, сейчас Северная Корея. В этом смысле заслуга Ельцина в монтаже советской власти войдет в учебники истории, но за чеченскую войну его никто не похвалит, за неуспех экономических реформ и их непопулярность — тоже. Есть еще много других упреков.

Виктор Ерофеев — писатель, телеведущий:

— Я согласен с двумя названиями. Они были и «лихие», и «святые». Их святость заключалась в том, что Россия выстояла в очень сложный период перехода от советского тоталитаризма к демократии. Надо сказать, что выстояла и превратилась в достойную страну. Что касается лихих, был бандитизм и черт знает что... Это тоже нельзя сбрасывать со счетов. Для меня они скорее были успешными — вышло много моих книг в разных странах. Я 90-м годам кланяюсь в ножки. По поводу учебников я думаю, что там будет и положительное, и отрицательное мнение, как и про всех русских правителей. Будут разделяться — ранний Ельцин: смелый, красавец, а потом колеблющийся, пьющий, не знающий, что ему делать. Но этот человек явно не герой нашего времени.

Павел Медведев — финансовый омбудсмен:

— Мне не хочется ей возражать. В 90-е годы случалось много ужасного и были усилия добросовестных людей, которые вдруг должны были идти на ужасные компромиссы. Страшно вспоминать, очень разношерстные были годы. Что касается фигуры Бориса Ельцина в учебниках истории, то это будет зависеть от того, что будет актуально через десятки лет. Я долго живу на этом свете — и про разные исторические фигуры в разные времена писали противоположные вещи. Какой-то человек, который ведет себя ровно так же, как другой, является героем, а другой является врагом. Уместно вспомнить, что Иван Грозный имел определенные отношения с Казанью. Значительная часть народа считает его злодеем, потому что убивал он лично. А Петр I, который так же лично убивал и среди прочих убил родного сына своими руками, — герой. Не поймешь...

Мансур Джалялетдин: «Тогда все стремительно менялось. Человек в один день мог разбогатеть и разориться. Что напишут в учебниках истории — это знает только Аллах»Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«СЕЙЧАС ВСЕ ХОТЯТ ПОЛУЧАТЬ С БИЗНЕСА, ОСОБЕННО ГОССТРУКТУРЫ. И С НИМИ ТРУДНЕЕ БОРОТЬСЯ, ЧЕМ С ТОЙ ШПАНОЙ»

Михаил Скоблионок — президент еврейской национально-культурной автономии Татарстана, предприниматель:

— С ее словами я согласен, хотя 90-е годы были самыми тяжелыми. Но в отношении налоговой системы и вообще государственного контроля они были хорошими. Был фиксированный налог, была очень слабая система давления на бизнес. Это было время, когда давали развиваться бизнесу. Была шпана, которая пробовала что-то получать. Но эта шпана по сравнению то, что сейчас, — детский лепет. Сейчас все хотят получать с бизнеса, особенно госструктуры. И с ними труднее бороться, чем с той шпаной.

Для меня лично они были не святыми, а лихими. Во-первых, 90-е были 30 лет назад, а когда ты моложе, то все в более лихом виде смотрится, чем когда тебе 70. Что в учебниках напишут? Если придет к власти нормальный, умный человек, то он скажет: так, как Ельцин правил, с моей точки зрения, нельзя править. Они всю государственную собственность запулили в руки буквально сотни человек. Ельцина окружила куча прихлебателей, которые им вертели как хотели, и шло разбазаривание государственной собственности. С другой стороны, он отпустил все вожжи и сказал: что хотите, то и творите.

Индус Тагиров — академик АН РТ, доктор исторических наук:

— В полной мере согласиться с ней нельзя, потому что там разные проявления, разные подходы были. Были силы, направленные на сохранение союзного государства, были силы, фактически ведущие к разрушению Советского Союза, поэтому однозначно оценивать эти годы как святые никак невозможно, потому что не удалось сохранить Советский Союз, который долгие годы служил всем народам общей страной, общей родиной. И сегодня очень многие тяжело переживают потерю вот этой государственности. Мы боролись за свободу нашей республики, за то, чтобы она была равноправной в новом союзном государстве, со всеми элементами государственности, со всеми правами, возможностями для развития языка, традиций и обычаев нашего народа. К сожалению, этого не случилось, но мы сделали все возможное.

О Ельцине будут всякое писать, будут говорить о нем как о создателе Российской Федерации. Мы же сегодня, 12 июня, отмечаем как День России, а это же фактически начало разрушения союзного государства. Ельцин внес свой вклад в разрушение этого государства.

Мансур Джалялетдин — заместитель муфтия Татарстана:

— Поклоняться? С этим я не соглашусь, говорю это как человек верующий, — поклоняться людям вообще не стоит. Что касается 90-х годов, они для меня, наверное, святые. В начале тех лет я заканчивал учебное заведение, в 1992 году стал первым заместителем муфтия республики, для меня 90-е годы стали путевкой в жизнь. Тогда шла перестройка, все ломалось-рушилось. Еще в 80-е годы у нас были пионерия, комсомол, партия... И вдруг этого не стало: случился конец света. Начался новый этап развития, образовался вакуум, и вдруг этот вакуум начал заполняться верующими людьми, а ведь человек без веры ничто, поэтому, наверное, можно назвать эти годы святыми. Тогда все стремительно менялось. Человек в один день мог разбогатеть и разориться. Что напишут в учебниках истории — это знает только Аллах. Про будущее мы не можем говорить, это неправильно, мы не пророки, все в руках Всевышнего.

Фандас Сафиуллин — политик, общественный деятель:

— Не знаю, каковы они, критерии святости тех или иных годов, потому судить однозначно о 90-х в рамках столь высоких оценочных категорий не берусь. Понятие святости и понимание этого понятия — они ведь очень субъективны и относительны. И 90-е годы для кого-то, наверное, были и остались неприкосновенно святыми, а для других — проклятыми, для третьих — годами светлых надежд и горьких разочарований. Для многих это были годы потрясений от распада единой страны с ломкой всего привычного уклада жизни. Кому как.

Для страны в целом 90-е годы, точнее, конец 80-х и начало 90-х — это неповторимая потенциальная возможность коренных, глобально значимых демократических преобразований страны в примерный и привлекательный прочный союз равноправных республик и народов как альтернативную модель глобализации. Естественно, со сбрасыванием груза ошибок, тяжких государственных «грехов» и преступлений прошлого, с осуждением их и с покаянием. При реализации открывшихся перестройкой возможностей и страна наша была бы самой уважаемой и могущественной, и мир, соответственно, был бы неузнаваемо другим. Из-за упущения этих возможностей 90-е годы заслуживают называния их трагичными. Для Татарстана и для меня в частности 90-е были годами революционных устремлений к свободе и равноправию, уверенности в успехе и крушения надежд на обретение равноправного союзного статуса республики.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (140) Обновить комментарииОбновить комментарии
Оптимист
12.06.2017 09:08

Для их семейки эти годы были святыми.
Для народов СССР это были годы ужаса хаоса и крушения надежд.

  • Оптимист
    12.06.2017 09:08

    Для их семейки эти годы были святыми.
    Для народов СССР это были годы ужаса хаоса и крушения надежд.

    • Моисей
      12.06.2017 10:44

      Не забудем. Не простим!

      • Буре
        12.06.2017 11:06

        Время жесткого и жестого насилия над великой страной.

        • Моисей
          12.06.2017 11:23

          Предали и продали СССР.
          Великую страну.
          Гитлер не смог а вы смогли.

          • Анонимно
            12.06.2017 11:47

            а я против совка, рад что рассыпалось все.

            • Анонимно
              12.06.2017 11:56

              раз развал ссср такой ужас для всех что-то я не вижу очереди чтобы возвратится в лоно россии, где они? Украина бежит, Грузия бежит, да все бегут

              • Моисей
                12.06.2017 12:09

                Какое лоно России?
                Был союз братьев.
                Равноправный.

                • Анонимно
                  12.06.2017 21:03

                  тюрьма народов а не союз братьев, поэтому ни одна республика и не собирается восстанавливать ссср. когда он распался ни один человек на протест не вышел, грош цена такой империи

              • Анонимно
                12.06.2017 12:14

                Условия для бегства создали политики. И наши не исключение

              • Анонимно
                12.06.2017 22:51

                11:56 согласен совок распался и все бегут от россии никто обратно не хочет. как в фильме " а Динамо бежит? Все бегут".

            • Оптимист
              12.06.2017 12:39

              90е.
              Престижные профессии-проститутка и бандит.
              Вот все что надо знать про 90е.

              • Анонимно
                12.06.2017 12:56

                Если Ельцин не воровал и не дал грабить , расклад был бы другой нынче

              • Анонимно
                12.06.2017 19:46

                на украине, по видимому, сейчас тоже самое

                • Анонимно
                  12.06.2017 21:20

                  вы по первому каналу судите? так они целый день доказывают что во всем мире жить хуже чем в россии, майдана боятся

            • Анонимно
              12.06.2017 22:11

              Мы привыкли ,,разрушим мы до основания а затем,,. Нет чтоб улучшать систему, а не ломать.

      • Буре
        12.06.2017 11:17

        95 год. Магазин на Гагарина. Бабушка пересчитывающа мелочь в надежде купить самых дешевых карамелек.
        Уходящая ни с чем.
        Собственное бессилие от невозможности помочь ей.
        Потомучто сам голодный студент. Свои слезы. Боль.
        Никонда ее не забуду.
        Вот они 90е. Святые.

    • Анонимно
      13.06.2017 01:16

      боитесь себе признаться что это вы и развалили ссср, ельцина обвиняют, так его же президентом РСФСР всенародно избрали. Как в произведении "над кем смеетесь? над собой смеетесь!"

  • Анонимно
    12.06.2017 09:09

    Святыми эти годы для тех, кто прибрал к рукам народное достояние. С 90-х Россия живет не по закону ,а по воровским понятиям.
    А народу досталась головная боль и нищета.

  • Анонимно
    12.06.2017 09:16

    Михаил Скоблионок сказал - демонтаж!
    Демонтаж - это технология. А никакой технологии не было. Был развал, разрушение, бардак, в котором кто-то наживался. Была такая возможность. Прежде всего возможность воровать!
    Все олигархи вышли из 90-х! Они сегодня формируют российскую власть. И пока не будет покаяния за беспредел 90-х, пока этот воровской капитал будет править - порядка в стране не видать.

  • Анонимно
    12.06.2017 09:23

    СССР из 283 миллионной империи превратился в 140 миллионную империю, плюс потеряв Варшавский блок и все восточно Европейские страны кроме нищей Сербии, которая сейчас идет шаг за шагом в Нато. Россия получила Украину которая тоже хочет в НАТО и Грузию, Казахстан идущий своей дорогой, Белоруссия которая вот-вот уйдет из под Лукашенко вслед за Украиной, Прибалтику, Азербайжан с Турцией и т.д. В oбщем полный геополитический крах! и как всегда во всем виноваты американцы, Госдеп, Сорос и команда!
    Татарин

    • Анонимно
      12.06.2017 19:41

      По данным Загса и переписи населения 98 Млн.людей.

      • Анонимно
        12.06.2017 20:36

        Немногие это знают. Но это правда. На начало 90 х было 140 млн. Потом 15 млн. Иммигрировали остальные убыли в мир иной. Сейчас не более 100 млн. Коренного населения осталось.

    • Анонимно
      12.06.2017 21:24

      Татарин, а ЦРУ это такая дружественная всему миру организация?

  • Мюллер)))
    12.06.2017 09:33

    У нас каждое десятилетие с проблемами и бедами (причем обычно рукотворными) поэтому не годы святые а весь наш народ святой так как уже 2000 лет терпит эксперименты

  • Анонимно
    12.06.2017 09:41

    До этой статьи хорошо относился к Проханову, человек яркий и самобытный в плане подачи материала под самым разнообразным соусом, но..., 90-е годы нисколько не святые, поскольку были временем ограбления народа, и в том числе народа РТ своими безбулдыраками. Но, что 90-е что теперешнее время святыми надо назвать российский народ, терпящий эту бессовестную, гребущую деньги и нацбогатства лопатами(

    • Анонимно
      12.06.2017 10:03

      у проханова - сарказм.

      • Анонимно
        12.06.2017 10:17

        Да, Проханов отжег, как сказала бы молодежь)))
        К чему лукавить или говорить открыто про эти времена, ведь мы в них жили и видели все... Абсолютно согласен с Александром Прохановым - считать ельцина политическим святым злая ирония, больше ничего не остается

    • Анонимно
      12.06.2017 10:11

      Неужели вы не увидели иронию Проханова,он все прекрасно описал про эту бессовестную и мерзкую власть во времена Ельцина.

    • Анонимно
      12.06.2017 17:59

      Вы не так поняли Проханова Он иронизирует

  • Анонимно
    12.06.2017 10:01

    Если с другой сторны подойти к словам Наины Иосифовны,"«По-моему, 90-е годы надо называть не лихими, а святыми и поклониться тем людям, которые жили в то сложное время, которые создавали и строили новую страну в тяжелых условиях, не потеряв в нее веру»,то пишет то верно.Ключевые слова,обращены к людям,кто "жили в сложное время,...создавали и строили новую страну в тяжёлых условиях",с Верой в голове и душе.
    А теперь прочитайте комментарии,что приведены выше.Так все они и были при Ельцине.Так,какую страну они строили в тяжёлых условиях,если после смерти Бориса Николаевича,высказывают недовольство.Проханов,фантастический флюгер,его закадычным другом были Михалковы-отец и сын.Гимн СССР переписали по заказу,только бы при власти.Сванидзе,так не вылезал из ящика.Все шурналюги,что вытворяли в Дни ГКЧП СССР,это же борцуны с "тоталитаризмом",а пришли к Тотальному Средневековью.Структура общества скатилась в 18 век.Уберите Ядерное оружие,получите эпоху перед отменой Крепостного права.Граждане,во дворе 1861 год.

    • Анонимно
      12.06.2017 13:01

      зачем перед отменой , сегодня и есть эпоха крепостного права , сегодня по сколько гувернанток у некоторых , обслуга , охрана ??

  • Айда инде
    12.06.2017 10:06

    За прошедшие 20 лет из России за границу на заработки выехало 5670
    физиков, 1349 химиков, 986 биологов и ни одного гаишника.
    Вот такая она, Наша Раша, созданная Ельциным))

    • Анонимно
      12.06.2017 10:24

      Видимо сбежали от святых.

    • Анонимно
      12.06.2017 13:55

      Если не путаю, один второстепенный герой из Бумера - 2 сидя в уличном кафе сказал, что ну ее Россию надо двигать за рубеж, пусть в ней одни гаишники останутся

    • Анонимно
      13.06.2017 02:04

      отличная цитата!!!

  • Анонимно
    12.06.2017 10:08

    В это "святое время" появились удащливые.

  • Анонимно
    12.06.2017 10:13

    90 е для меня были " святые". Просто я был молод, это главное богатство человека.

  • Анонимно
    12.06.2017 10:38

    для семейки Ельциных еще несколько поколений проживут в святости

  • Анонимно
    12.06.2017 10:48

    Наглости хватает ещё называть это время святым. Уэтих людишек вообще совести нет. Развалили и разграбили страну. Все богатства прибрала к рукам кучка людей, вертящихся в своё время около президента. Можно и семибанкирщину вспомнить. И финансовые пирамиды. Нищету. Войну в Чечне. Массовую деиндустриализацию - закрытие заводов и продажа оборудования на металлолом. Постройка бизнесцентров, коммерческого жилья и торговых центров, складов на освободившихся участках земли. Массовое закрытия многочисленных НИИ. Задержки зарплат. Весь мир с удивлением смотрел, что Россия творит. Это не святое время для России. Это время позора, деградации, упадка.
    Святое время в 90-х - это для Китая. Период промышленного рывка и становление финансовой мощи. Китайцев надо было нанять реформы проводить.

  • Fandas Safiullin
    12.06.2017 11:21


    Для Татарстана 90-е годы были годами революционных устремлений к свободе и равноправию, уверенности в успехе и крушения надежд на обретение равноправного статуса союзной республики в едином Союзе ССР, преобразованном в Союз равноправных республик и народов.
    Именно на такое преобразование СССР были рассчитаны идея и цель Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан. СССР уже не мог и не должен был оставаться таким, каким он был — с исчерпавшим себя тоталитарным режимом и с дискредитированной идеологией, с тупиковым политическим и экономическим курсом, с формальной, подобной матрешке «федерацией» с казарменной субординацией прав народов на национальное самоопределение; без принесения покаяния за прошлые тяжкие грехи и преступления.
    Декларация РСФСР о независимости от СССР в июне 1990 года и полутеатральный, то есть постановочный ГКЧП в августе 1991 года отработали свою роль, сорвав подписание нового Союзного Договора — с Татарстаном как самостоятельным субъектом нового Союза. Полную победу одержала лишь РСФСР Ельцина, оторванная от СССР. Ради того, чтобы открыть дорогу новому «хозяину» новой России», пришлось сместить Президента СССР Михаила Горбачева — вместе с возглавляемой им страной.
    Разрушение СССР и его последствия опрокинули надежду Татарстана на обретение статуса союзной республики в Союзе равноправных суверенных республик. И надежду народов на равноправие. СССР не стало. Обновить и преобразовать стало нечего, и входить на равных правах — стало некуда.
    Исторические документы и факты принципиального курса свободного Татарстана на единую Союзную Федерацию равноправных республик остаются колючей преградой в стремлении оболгать историю разрушения страны. В этом, наверное и причина, за что же нас так крепко невзлюбили.
    Никто в СССР и РСФСР не был как Татарстан заинтересован в сохранении и обновлении единой страны, никто в СССР не выступал столь активно, напористо и отчаянно за обновление, за самоочищение от наслоений прошлого и за сохранение Союза ССР, как Татарстан. Именно за это Татарстан заклеймили «сепаратистами», «националистами», создающими угрозу целостности и неделимости»... .
    Правота политического курса Татарстана на преобразование и сохранение единой страны остается историческим укором и болезненным напоминанием нынешней России о её потерянном, по своей вине, достойном будущем в составе сохраненного единого Союза вместе со всеми другими равноправными республиками.
    [Французский писатель Андре Моруа. «Открытое письмо молодому человеку о науке жить»:
    - Вы всю жизнь будете встречать людей, о которых с удивлением скажете:
    «За что он меня невзлюбил? Я же ему ничего не сделал!». Ошибаетесь! Вы нанесли ему самое тяжкое оскорбление: вы — живое отрицание его натуры»].
    Союз ССР, лишив сама себя возможности преобразоваться в новую Союзную Федерацию равноправных республик и народов, потеряла реальный шанс стать решающим геополитическим игроком в мире.
    Эта великая идея принадлежала Татарстану! Татары, спасшие Россию от гибели в годы Смуты в начале XVII века, в конце XX века уже не смогли её отстоять.
    В «святые» для кое-кого годы, татарам и Татарстану не дали спасти Большую Россию — СССР от распада. Разрушители оказались во много раз сильнее нас.
    Чем тревожнее становятся нынешние последствия разрушения единой страны, тем убедительнее подтверждается историческая правота позиция Республики Татарстан по обновлению и сохранению Союза — привлекательного и примерного для народов мира, а не пугающего их.

    • Оптимист
      12.06.2017 12:42

      Где все это Фандас ага?
      Материализовалось в списках Форбс?

    • mad big
      12.06.2017 12:53

      У политрабочих одна методичка на все даты. Только лозунги меняют.

    • Анонимно
      12.06.2017 13:08

      "... в конце XX века уже не смогли её отстоять" Многое сделали татары, чтобы сохранить хотя бы малую Россию, но это заслуга исключительно молодежи, воспитанной в интернациональной дружбе, а не вашего поколения, которое, как правильно уже было замечено Оптимистом в списках Форбс.
      В. Мламлин

    • Анонимно
      12.06.2017 13:22

      Вас не поймут Фандас ага. Дело в том, что большинство не способно мыслить диалектически, просто не способно. они люди крайностей и, следовательно, глупостей.

    • Анонимно
      12.06.2017 13:40

      *Мой друг, Отчизне посвятим, души прекрасные мотивы!...* АХ, 90 - е, революционные! Но простите, категорически не соглашусь, что, татарам не дали спасти Союз от развала. Это вы что то напутали. Более того, что татары спасли во время Смуты в XVII веке. (Минин не татарин, историки все единодушны. И даже если ВВП так говорит, это скорее конъюктурный момент) Казанские Татары не участвовали в освобождении Москвы. Были Касимовские и Сибирские Татары. Ах, романтические революционные годы. 90 -е Революцию делают романтики, а плодами пользуются.... А кто воспользовался? ВЫ же хорошо знаете. А кинутый народ что получил? Колоссальное расслоение общества получил. ТАК что если говорить афоризмами : Благими намерениями вымощена дорога в ... Сами знаете

  • Анонимно
    12.06.2017 11:32

    Девяностые,не смотря на всю их лихую составляющую,были годами больших возможностей. Сейчас этого нет. Встали с колен,а куда идти не знаем.

    • Анонимно
      12.06.2017 17:27

      Особенно сбросившие партбилеты в сундук руководство, их потомство и клан.
      Кто то вставал с колен, но большинство простого народа поставили на колени, до сих пор встают. И искусственная нищета при 750 тоннах золота и неприкосновенном запасе продовольствия, накопленных с 50х годов. Многих не вернуть с иного мира, "святые" и их угодники помогли им попасть в рай.

  • Анонимно
    12.06.2017 11:34

    Без Бориса Ельцина мы мечтали бы о Жигулях и Москвичах, а не ездили бы на иномарках. Пределом мечтаний был бы отдых в Сочи и Крыму, а сейчас ездим отдыхать в любую страну мира. По-прежнему Россия кормила бы все союзные республики. Так что Ельцин действительно очень много сделал для страны.

    • Анонимно
      12.06.2017 11:53

      Если бы он не подарил ГДР,натовские войска не стояли бы сейчас у наших границ и Меркель и др. вели бы себя по-другому.Один идиот Крым вместе с людьми подарил,другой ГДР.Вот это подарки.За такие подарки на кол нужно сажать,а не центры открывать.

    • Низами
      12.06.2017 13:17

      Вы просто, ради интереса, поинтересуйтесь разработками ВАЗа и АЗЛК , которые предшествовали "святому времени"... Заводы уничтожили, а то, что осталось собирают иномарки, на которых вы ездите...
      Вы просто поинтересуйтесь, как сейчас обстоят дела с туристами из России в Болгарии, Польше, Венгрии, бывшей Югославии, Прибалтике...
      Вы просто, ради интереса, поинтересуйтесь, откуда поставляется большинство продуктов и товаров в наши магазины... Продолжение "ножек Буша"...
      "Благодарю" Ельцина, за то, что он "очень много сделал для страны"...

    • Анонимно
      12.06.2017 17:46

      Для развала. Ельцин с Горбачевым могли сбросить идеологию Кпссс, то есть занавес от Запада, разрешить частную собственность и рынок, дать суверенитета "сколько хотите" союзным республикам и ваши мечты сбылись бы с лихвой.
      Но сохранился бы Союз. И иномарки могли здесь производить и заграница доступной стала бы.

  • Анонимно
    12.06.2017 11:34

    Бессовестная женщина!!! Сколько народу погибло в годы правления ее муженька.

  • Низами
    12.06.2017 11:52

    Вот такая нынче "элита"...
    Один утверждает, что «Каждая война хороша по-своему»...
    Другая период повального ограбления народа и "убийство" государства "святым временем" называет...

  • Анонимно
    12.06.2017 11:53

    Первый в списке Горбачев. Ельцин второй.

  • Анонимно
    12.06.2017 12:07

    Только и говорят, 90-е , Ельцин плохой, развал. Никто не вспоминает про " великих" Ленина и Сталина, про то, как они убивали и уничтожали миллионами, развалили Россию, одну из великих держав начала 20 го века. Забыли?

    • Анонимно
      12.06.2017 12:32

      жертва образования Фурсенко-Ливано-Васильевых?

    • Анонимно
      12.06.2017 12:34

      Что,с утра бутылку водки выпил,за флаг России?
      Царская Россия развалилась в результате сговора генералитета и окружения царя.Царь отрёкся от престола,он нарушил Божий промысел,отказался от Народа и Святой Руси.А у Власти стали Керенские и иже с ним либералы.Не будь Ленина,партии Большевиков,имели бы худшую ситуацию,чем после развала СССР.

    • Оптимист
      12.06.2017 12:45

      Ленин со Сталиным ангелы по сравнению с Ельциным и Горбачевым.
      Там во благо идеф коммунизма было а тут простое банальное разводилово западом и предательство.

    • Анонимно
      12.06.2017 13:14

      Такой Великий мыслитель и личность как Ленин в одном лице.И вряд ли такой еще родится.А Россию он спас от позорного загнивания.В период правления николашки Россия уже не была Великой.А СССР боялся весь мир,а теперь и Россия поднимается и становится Великой после правления болтунов и алкашей.

    • Анонимно
      12.06.2017 14:39

      Россия в начале 20 века была отсталость аграрной страной. Про какое величие вы говорите? У блогера Кунгурова есть ряд статей в ЖЖ на эту тему. Советую прочесть.

    • Анонимно
      12.06.2017 17:52

      Их бы(Л, С, Е, Г) не было и в помине, если бы империя заботилась о благе народов, а не только о себе, святом и любимом.

  • Анонимно
    12.06.2017 12:44

    Хорошо помню 90-е... Я из того поколения, чье взросление пришлось именно на это время. Мы были юными, а тут сразу такая вакханалия свободы! Это было здорово! Но в этом, пожалуй, был единственный плюс того времени.
    Итак, по существу.
    Стеклянные бусы «индейцам»: родители приносили конфеты и одежду (работали ведущими специалистами в Татнефти), которую они получали по бартеру за продаваемую зарубеж нефть. В компании профкомы тогда только тем и занимались, что делили жевачки, сапоги и телевизоры на сотрудников. Стыд и позор.
    На рынке не продавалось ничего – люди ходили на базар меняться. Практически все предприятия перешли на феодальную систему отношений – работали исключительно по бартеру.
    Как грибы выросли ларьки с паленым алкоголем, который можно было купить в любое время суток. Пышным цветом расцвела наркомания, наркотики стали доступны даже детям. Из моих знакомых 5 человек умерли от наркотиков, все – из хороших семей. Многие пошли в бандиты, они тогда были уважаемыми людьми. Кстати, сейчас опять же многие из них сидят в теплых креслах и учат нас жить.
    Живых денег не было. Предприятия выдавали зарплату товаром, который производили. В Татнефти часть зарплаты выдавали продуктами – теми, что производили подшефные с/х предприятия. Чулочная фабрика «Алсу» в Альметьевске зарплату выдавала носками и детскими колготками, в основном некрашенными. На краску не было денег. Но этот товар можно было продать хоть за какие-то копейки. Семьи питались не тем, что хотели, а что удастся получить по месту работы. Помню, как я счастливая шла домой с коробкой, полной еды, которую нам выдали по бартеру.
    Живых денег у людей практически не было. Рубль обесценился настолько, что даже по месту его «прописки» - в РФ, продавцы воротили от него нос. На рынках , магазинах товар был указан в у.е. Нормальная такая независимость страны!
    Я лично продала все свое золото, что мне дарили родители, муж, чтобы накормить детей – это уже 1998 год, потому что очередной дефолт «сожрал» бизнес моего мужа.
    Про выборы. Голосуй или проиграешь! – хорошо помню этот лозунг. По факту – всех бюджетников точно так же, как и сейчас, заставляли отчитываться за свой голос. К примеру, в Альметьевске в школе № 20 сидели специальные люди, они же члены избирательной комиссии (а эти люди и сейчас живы-здоровы) выдавали специальные бумажки, в которых значилось, что ты проголосовал именно за Ельцина. Вот такие они, 90-е.


  • Анонимно
    12.06.2017 12:59

    Святой Ельцин , эти два слова не связаны никак. Это шутка или плевок в душу людей , которые пережили Ельцинскую эпоху. Народ Росси до сих пор несогласен с укладом жизни , которая досталась от Ельцинской правления с его переделом советской собственности в интересах отдельных личностей. Президент Росси пьяный танцующий на сцене это точно не святой

  • Анонимно
    12.06.2017 13:13

    Странный у нас народ. Могут винить кого угодно в своих бедах, но не себя. И не могут понять, что та система насквозь прогнила и не давала развиваться. Это было болото. Такое тихое и спокойное, где квакали лягушки, да тонули не очень осторожные путники. Вспоминают опять таки царя, которого тоже несправедливо скинули. Тоже мечтают о тех временах, когда жил народ как в сказке. Так ведь проблема в самом народе, а не в Ельцине или Горбачеве. Они продукты своего времени, когда и нужны были такие люди. А вот те, кто мог бы что-то изменить, в то время спали, в надежде на царя-батюшку. Думали, вот какой у нас царь, может уже и без бумажки говорить, вставная челюсть не заедает. Потом его прокляли, не оправдал народное желание жить как в сказке. Пришел другой. в доску свой. Пьет. гуляет, народ потешит. Собрал вокруг себя скоморохов, они в дудки дудят. Но и тут облом. Народное доверие не оправдал. не смог им сказку организовать. Да, в общем и сегодня спят, продолжают мечтать сквозь сонное оцепенение. Тоже думают, что царь-батюшка все за них продумает и сделает, а они будут жить как в сказке. Этот народ до сих пор верит в скатерть-самобранку и хочет жить, свесив ноги с печи и повторяя мантру про щучье веление, которое все желания исполняет. Б

    • Анонимно
      12.06.2017 18:12

      Может и квакали в болотце несколько лягушек А сейчас это огромное болото где плавают огромные крокодилы иглотают всех и все без разбора Скоро все мы там будем

      • Анонимно
        12.06.2017 18:23

        Как раз то в том болоте очень много было лягушек, квакающих о преимуществе жизни в этом болоте. О том, как плохо жить там, вне болота. Б

  • Анонимно
    12.06.2017 14:20

    Обворованный, Обманутый Народ. Приходилось видеть на вокзалах, уезжающих соотечествеников из ЦА. Сравниваю увиденное с военным временем ВОВ. Переполненные вагоны, горе людей, безденежье. 90-е для меня весь этот ужас и задержка заработной платы

  • Анонимно
    12.06.2017 14:44

    Был прекрасный новый союзный федеративный договор если бы Ельцин его подписал ,страна не провалилась бы...и он в угоду тем силам не подписал и развалился Союз... какая в этом святость это позор

  • Анонимно
    12.06.2017 14:45

    Ну а что? Николая Кровавого причислили ведь к святым. А Ельцина почему нет? У одного было Кровавое воскресение и растрел рабочих на р.Лене, у другого растрел парламента и война в Чечне.

  • Анонимно
    12.06.2017 16:09

    Спасибо Ельцину за наше бедное детство

  • Анонимно
    12.06.2017 16:24

    Мой зять рассказывал, что в эти святые годы его мать пекла хлеб в деревне из комбикорма, а сам он с тех пор видеть не может картофель ни в каком виде, потому что они её ели и на первое, и на второе.

  • Анонимно
    12.06.2017 16:25

    Это не святые годы, а годы позора Великой страны. То, что Ельцин - преступник доказывать даже не нужно. Миллионы обездоленных людей. Итог этих лет - богатая, но нищая страна. Страна , которая потеряла за эти годы и науку, промышленность, образование, здравоохранение и т.п. Строительство в Екатеринбурге Ельцин-центра - это кощунство, глумление над историей Великой Страны. Кто жил в те годы помнит тот ужас, который вызывали решения руководства. В принципе алкоголикам не место на любом рабочем месте, но тем более на президентском. Он должен быть проклят вместе с его кликой, некоторые из которых до сих пор оказывают влияние не развитие России. Это не святые года, а проклятые.

  • Анонимно
    12.06.2017 16:29

    Нынешние удащливые-это те же бандиты с 90х.Которые в те времена накопили стартовый капитал.А кто с ними конкурировал,мертвы или же седят.В общей сложности,для народа нечего не поменялось.

  • Анонимно
    12.06.2017 17:14

    Только очень большой враг этой семьи, мог подсказать, а может написать этй статью Фаине Иосифовне.Она мне казалась умнее, во всяком случае, как покойная Раиса Горбачева, на экранах, заслоняя мужа не мельтешила.Но правильно говорят и на старуху бывает проруха, тут она буквально точна.Как можно было ей назвать годы разрухи во всем, и бандитизма назвать СВЯТЫМИ. ЭТО УЖЕ КОЩУНСТВО И ПЛЕВОК НА МОГИЛЫ ЛЮДЕЙ ПО РАЗНЫМ ПРИЧИНАМ СТАВШИХ ЖЕРТВАМИ ПОРЯДКОВ ЦАРИВШИХ В ЭТИ ГОДЫ.

    • Анонимно
      12.06.2017 18:22

      Она сейчас получает пенсию за Бориса (ок. млн), должна же она что-то в опровданию этому говорить)

  • Анонимно
    12.06.2017 17:55

    Алкаш. Уничтожил предприятия в Екатеринбурге. Создал хаос в стране. Сколько проблем, до сих пор рассхлебываем... Крым с подачи этого алкаша оказался на Украине. Границы Арктики одним движением руки, этот алкаш чуть не уничтожил...

  • Анонимно
    12.06.2017 17:56

    Не повезло нашей великой стране с партноменклатурой. До сих пор они заняты своим благосостоянием, народ - кормилец занят выживанием

  • Анонимно
    12.06.2017 18:18

    Народ так и не понял, что же тогда произошло. А ведь все было просто. Страна экспортировало очень много продовольствия, очень много оборудования. Сама мало что могла качественное производить. Все ресурсы шли на потребности военных. Но ведь весь экспорт был за валюту, которую получали исключительно за счет продажи нефти, даже не газа. С начала 80-х страна начала влезать в долги, особенно ситуация обострилась после ввода войск в Афганистан. Страна не могла покрыть все свои поставки из-за рубежа. Горбачеву это и досталось в наследство. Страна практически банкрот. Это и надо было понимать. Его усилия не к чему не привели, влезли в еще большие долги. Стали отказывать в поставках продовольствия, кормить в долг. Так к концу 80 годов даже москвичи почувствовали на своей шкуре что такое дефицит продуктов питания в магазинах. И какой был выход? Не было его. Только поднять лапы и объявить, что мы банкроты, ничего путного производить на экспорт не можем, чтобы покрыть поставки продовольствия. И сама система оказалась неспособной к нормальной работе. Это было болото, в которой тонуло все. И почему все ностальгируют по тем временам? Потому тут ни Горбачев не виноват, ни Ельцин. Не могли же они накормить народ из своего кармана. Вот и оставалось просить помощи у своих врагов. И войска выводить, потому как и их кормить было нечем. И своим бывшим друзьям по соцлагерю отказывать в помощи. Самим бы кто помог. Да, потом стали делить собственность. И делили опять таки по русски. Кто что успеет схватить, кто наглее. Тем кто послабее ничего и не досталось. Вот теперь и плачут, что их обидели. Б

    • Анонимно
      12.06.2017 19:54

      Чу., сказки не сказывайте. Картошки, мяса, молока, подсолнечного и сливочного масла, сахара не было в стране? Искусственный дефицит был создан для смены идеологии и власти. В Генплан посмотрите, их, этих продуктов, с избытком хватало на душу населения и даже шло на экспорт. Плюс золотой и продовольственный запас для таких случаев и был создан. Правы в том, что армии было свыше 5 млн. человек, на вооружение, войну,оборону тратились неимоверно, гонка продолжалась. Успокоили ваучерами, МММ, барабашками напугали. Наглые выиграли и стали "новыми русскими" в красных галстуках.

      • Анонимно
        12.06.2017 20:38

        Да ладно глупости то писать. Хватало там продуктов. Более 80% мяса в Москву экспортировали из-за бугра, немногим меньше подсолнечного и сливочного масла. Да и теперь еще много продуктов питания из-за бугра. А уж в то время недоразвитого социализма, когда обеспечение населения жратвой было второстепенной задачей. Сколько раз принимали тогда Продовольственную программу, чтобы хоть чего- то можно было пожрать. Это у деревенских и у тех, кто имел приусадебные участки еще могли иметь картофель, да козу держать. Думаю все помнят анекдот про длинное и зеленое, колбасой пропахшее. Ее в Казани рассказывали еще с середины 70-х годов, а до этого просто язык держали на привязи. Хотя были и те, кому спецпайки давали. Может ваши родители были из них? Б

      • Анонимно
        12.06.2017 20:44

        И зачем мне в Генплан смотреть, если знаю, что пока учился в Казани в 70-ые давали талоны на мясо-колбасу. Мяса не было, колбаса была. 400 граммов копченной или 600 граммов варенной в месяц. На базаре еще можно было купить мяса, но по цене от 3 рублей самая дешевая, а так 5 рублей при зарплате инженера в 140 рублей. Были талоны на сливочное масло, на чай, потом на водку появились. А так в магазинах кильки в томатном соусе было навалом. Только переезд в Москву позволило как-то решит проблему с продуктами. Но и там к концу 80-х стало примерно также как и в Казани в 70-х. Б

      • Анонимно
        12.06.2017 21:15

        Ты идиот или вводишь сознательно людей в заблуждение. Ни кто не создавал искусственно дефицита, он был реальный. Помимо картошки и моркошки ничего в стране не было путевого. Автомобиль купить было не возможно, для этого нужно было в очереди отстоять лет десять и дать на лапу распределяющем. Все было по талонам и в порядке очередности - мебель, бытовая техника, электроника, более менее нормальная обувь и так далее. Тоже самое с продуктами, ничего путевого не было в магазинах все по карточкам и в очередях. Прекрасно помню как стоял в очередях за молоком, потому, что завозили в магазин ограниченное количество и его могло реально не достаться. И все это было в советское время. Да что говорить про товары массового потребления, которых на всех не хватало - СССР почти всю свою историю импортировало из за рубежа пшеницу. Вы только вдумайтесь, в СССР не могли выращивать пшеницу что-бы удовлетворить свои потребности. К примеру в 1985 году СССР импортировало 44,2 миллиона тонн пшеницы, а это 20% потребления того времени. Помимо пшеницы СССР импортировало все время существования сахар. В 60 году импорт сахара составлял 20% потребности, в 70-м - 25%, в 80-м - 31%. Мясо все время закупали за рубежом, в 1980 году 8,3% потребности ввезено из-за рубежа. Так что давай свои сказки для кому нибудь другом рассказывай.

        • Анонимно
          12.06.2017 22:12

          "Умник" загляни и на экспорт. У страницы есть и следующая, продажа за рубеж. Да с хаамами не спорю.

          • Анонимно
            12.06.2017 22:31

            Что смотреть то? На какой экспорт? На тот, за который страна не получила ни копейки и за тот, за который Путин простил долг этим убогим странам?

          • Анонимно
            12.06.2017 22:48

            Позволю вмешаться в ваш высокоинтеллектуальный спор. Так вот, под экспортом понималось в то время поставки продуктов своим друзьям, например, в ту же Сирию или Кубу. А они расплачивались не деньгами, а дружбой. По поводу статистики. В то время она была довольно забавной. Председатель колхозы приписывал к реальным коровам еще одну или две для отчетности. А иначе нельзя, снимут с работы. Потому как план, который спускали сверху. А он всегда должен был быть с перевыполнением. Его отчет суммировали с такими же отчетами других председателей колхозов. И председатель райисполкома приписывал к ней еще десяток процентов, чтобы было перевыполнение плана, если цифры не дотягивали до нужных. И т.д. А затем с трибуны съездов, отчетных собраний звучали победные цифры. И вот-вот, уже можно было бы жить при коммунизме. По мясу, молоку, маслу и хлебу почти столько же как и с США или в Европе. А по некоторым видам продукции так вообще их давно обогнали. Та и жили приписками. Потом кого-то ловили, даже сажали за это. Но ведь никому не хотелось расставаться со своим креслом из-за невыполнения планов громадье. Уж лучше приписать, а потом как-нибудь под падеж скота из-за ящура списать. Так что когда начинаю тут про статистику тех времен болтать мне становиться смешно. По ним мы уже все были чуть ли не квартирами обеспечены и у каждого машина стояла во дворе. Б

          • Анонимно
            12.06.2017 23:19

            Это вот была такая система. По импорту они не могли врать, потому как все это вполне реально проверялось. А вот то что там произвели, тут был самый широкий простор. Недаром в те времена той статистике никто не верил, потому как все брали с потолка. И это была еще одна проблема того строя. Ведь планировать производство не зная реальной картины было просто провальным делом. Так и получалось. В плане стояли одни цифры, исходя из отчетности за предыдущие периоды, а в реальности все это было только на бумаге. Так и жили по принципу: кирпич бар, раствор юк, сижу куру; раствор бар, кирпич юк, опять сижу куру. Б

            • Анонимно
              13.06.2017 21:18

              такая система, не такая - люди не об этом пишут

              • Анонимно
                14.06.2017 11:56

                А о чем? По-моему, все и упирается в систему. Даже подсчет того, что произвели. Б

  • Анонимно
    12.06.2017 18:21

    А ведь немалые деньги тратятся из казны на этот самый центр на содержание семьи на пенсию А Наину чествовали в Кремле Так что может заслужила?

  • Анонимно
    12.06.2017 18:26

    Насчет партноменклатуры, она разная была. Андропов , Черненко или Суслов были аскетами, да и у Ильича, который Леонид, кроме увлечения побрякушками на груди, не особенно обременяющими казну, никаких счетов особо больших не было ни у нас ни за рубежом

    • Анонимно
      12.06.2017 20:47

      На нынешнюю номенклатуру поглядите, сколько у неё резиденций, служб охраны, самолетов, яхт и других привилегий. Брежневу, Горбачеву и Ельцину такое и не снилось

  • Анонимно
    12.06.2017 19:08

    " Андропов , Черненко или Суслов были аскетами, да и у Ильича, который Леонид,..."
    Дело в этих признаках,а в умении Управлять страной.Шаймиев М.Ш,сотворил конфетку с ТАССР.Не зря,никогда Татар,не допускали к Власти в СССР.Имею ввиду в Москве.Татары,практичны,без балабольства,но основная часть населения СССР,не желала работать,думать.Жили от аванса до получки,между работой дача.Политикой заниматься никто не желал.Нисколько,не жалею бабок,дедов,что были вне политики,но проголосовали за Ельцина,а не Рыжкова.Кажется,они из одного города.

    • Анонимно
      12.06.2017 21:39

      ...без балабольства... Бахвальство, еще какое. Пиар невиданный

  • Анонимно
    12.06.2017 19:45

    19.08. Хватит изображать сирот казанских и вечно стонать ,что мол бедных татар обижают и к власти не допускают, это скорее русские в республике могут сказать. В МОСКВЕ САМЫЙ ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ ЗАМ МЭРА ТАТАРИН, ПРИ СОВЕТАХ ЕДИНСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ ЦК Кпсс из мусульман, зам Горбачева по России, татарин, чистопольский мишарин Усманов и т.д. Шаймеев первый и единственный из глав региоонов получил Героя труда. Не обижен вниманием и Минниханов, только, что орден Александра Невского получил. Что за привычка скулить без повода некоторых псевдо татар не работаюших, а стучащих на клаве, спекулируя на нац вопросе.

    • Анонимно
      12.06.2017 20:34

      Не запускайте старый граммофон, заедает он у вас или смените пластинку. Тут другая дискотека и музыка другая играет. См. заголовок.

    • Анонимно
      13.06.2017 07:40

      Не приукрашивай степнь уничтожения татар в истории,на примере трёх человек.К тому же воспитанные во времена СССР.Где политика была построена на равноправии наций и народов.При равных условиях,татары по трудолюбию,заткнут любого,не только китайца.В сёлах татар,дома отменные,с забором,крышей из дорого материала.Мы,не ждём московскую манну небесную.Свою Жизнь строим,Трудом.И этот факт спекулируют власти.А ваши побрякушки на груди сами носите,цена им рупь.Если в 90-ые годы Звезду Героя СССР,ветераны были вынуждены продавать за копейки,чтобы прокормиться.Жизнь людей надо устраивать,а не медальки дарить отдельным представителям народа.

    • Анонимно
      13.06.2017 14:43

      Ваши сравнения смешны!
      Русские, вторая нация в Татарстане по численности, во власти по численности в РТ тоже вторые. Если брать в процентном соотношении к татарам, думаю от 25 до 40% в различных органах власти.
      Татары в России вторая нация по численности, но во власти РФ, едва ли 1%!
      Вот такая сравнительная статистика!
      И не надо говорить, что зам Горбачева был мусульманином, он не татарин а кавказец. Если мы будем смотреть по религиозному принципу, статистика не мусульман во власти приблизится вообще к половине.
      Но если даже оставить в стороне статистику, то пожалуй соглашусь с тем, что выходцы из Татарстана, причем не только татары, сильные управленцы. И федеральный центр только выиграл бы, еслиб черпал больше кадров у нас.

  • Анонимно
    12.06.2017 19:56

    Честно говоря, я не понимаю, как морально свердловчане выдерживают на своем балансе этот ельцин-центр. Хотя, кто знает, мб для них он герой...

  • Анонимно
    12.06.2017 20:19

    Наина сладко ела,спокойно спала,пока её муж оазваливал страну,устраивал расстрел парламента,парад суверинитетов и чеченскую бойню,а главное раздавал страну олигархам. Пьяница,но ведь родной! Себя тоже не обделил и деток своих удачно пристроил-ну Борис прямо "святой" и время для Наины и воров,жуликов,проституток,а главное олигархам было действительно "святое" но на горе и крови людей-поэтому для подавляющего большинства это было плохое время ,шоковое для сознания норода....

  • Анонимно
    12.06.2017 20:26

    После Бориса Николаевича, даже при низких ценах на углеводороды, был рост производства, да и откаты были в 2 процента.
    После последнего десятилетия - снижение показателей экономики, а откаты - за 50 процентов.
    Зарплату задерживают уже больше года, даже продуктов не выдают. Наступили подлые годы.

    • ravrr
      12.06.2017 23:58

      >После последнего десятилетия - снижение показателей экономики, а откаты - за 50 процентов.

      А живём при этом лучше, чем при Борисе Николаевиче. Странно, да?

    • Анонимно
      13.06.2017 14:45

      Дак тож его наследники все у власти то! Чему удивляться?

  • Анонимно
    12.06.2017 20:31

    Ельцин, ладно, с ним все ясно. Но как может жена Ельцина постоянно выступать и восхвалять этого алкоголика, который чуть не загубил огромную страну, сделал нищими 90% населения? Как ей не стыдно вообще выступать публично? Такое чувство,что она держит народ страны за дураков. Неужели она думает, что мы вообще ничего соображаем? Что мы не пережили весь этот кошмар 90-ых? Может она , в силу уже преклонных лет, не умеет адекватно осмысливать историю? Я понимаю, что она, ее дочери (одна из которых принимала решения за Ельцина в пользу таких, как Чубайс) жили как у христа за пазухой.... и поэтому решила, что все мы жили также?

  • Анонимно
    12.06.2017 21:17

    Во всем виноват Чубайс)

  • Анонимно
    13.06.2017 05:58

    От всего, что мы пережили можно по крупицам выбрать хорошое и развивать дальше.

  • Анонимно
    13.06.2017 10:35

    вопрос к власти : почему вся страна признает беззаконие и произвол Ельцина , а Путин ему строит центр в Екатеринбурге на 5 миллиардов рублей ?

    • Анонимно
      13.06.2017 12:10

      У Ельцин-Центра,среди строителей видел Путина?С киркой,лопатой,может раствор таскал?Изменился политический фон,и этот Центр воспринимается,как Штаб антинародного Фронта.Воспримай всё,что Путин откупился от Семьи Ельциных этим Центром.Ранее,он подписался в Указе,что Семье было гарантировано,неприкосновенность,охрана,авто.Почитай в инете.

  • Анонимно
    13.06.2017 13:08

    Наина Ельцина видимо даже не предполагает какова этимология слова "Святой". Если нет возможности посмотреть в словарь Ожегова и Даля посмотри в википедию.... Она бы еще потребовала канонизировать Ельцина-Шушкевича-Кравчука как святую троицу. У меня складывается ощущение, что эта бабка выжила из ума, а все ее окружение в голос убеждает ее о том, что 90-00 годы были самыми лучшими в истории России.

  • Анонимно
    13.06.2017 13:57

    В СССР отношения народа и власти были более справедливыми.

    • ravrr
      13.06.2017 14:53

      >В СССР отношения народа и власти были более справедливыми.

      В конечном итоге, власть не стала такого терпеть, и СССР больше нет.

  • Анонимно
    13.06.2017 21:12

    Мои родители святые, что вырастили меня с боатом в это время.

  • Анонимно
    14.06.2017 00:38

    Нормальное было время 90-е годы. Лихие и голодные -это 80-е : война группировок ( " казанский феномен") , в которую был втянут каждый школьник / школьница если не личным участием в кровавых разборках " стенка на стенку"( типа , Тяп- ляповские против Жилки или Суконка против Грязи) , то массовыми взносами в " общак" . Это касалось каждой рядовой семьи. А в 90-е бандитские разборки рядовых казанцев и не касались , бандиты между собой " бодались " и с активным участием насквозь купленной ими милицией. Проблемы с продуктово - товарным дефицитом начала 90-х как наследия голодного совка за пару лет ельцинских реформ , свободной торговли и малого бизнеса ( челночники, мелкие предприниматели) были разрешены буквально за пару лет . А бесплатная приватизация квартир буквально реально изменила ситуацию в жилищной сфере ( возможность не менять, а через куплю -продажу улучшать жилищные условия). По сравнению с совковой разрухой , вторая половина 90-х была раем.

    • Анонимно
      14.06.2017 21:48

      Удащливые сидят так вечерком на кухне, чаек попивают и рассуждают подобным образом. Чего народу еще надо?

  • Анонимно
    14.06.2017 10:27

    90-е это годы образно говоря воровские в плане отчуждения государственной собственности,годы бандитизма и годы обнищания большинства населения.

  • Анонимно
    14.06.2017 19:48

    Господа стенающие о развале - не было бы Ельцина, вы бы до сих пор жрали талоны даже на хоз.мыло, стоя в 10-летней очереди на машину и 20-летней квартиру - вместо теперешних хоть ипотечных но своих квартир, иномарок, гаджетов и загранотдыха

  • Анонимно
    14.06.2017 23:17

    1. делается просто её и всю семью надо посадить на одну пенсию на которой выживали семьи в Зеленодольске;
    2. и пусть она и её дети, внуки падают в обморок от голода, как падали наши дети в школах в её святые годы...
    3. если мы на это не способны, то что на них обращать внимание что было, то было
    4. плохо то, что эта гопкомпания вместе с ней и другими доброхотами пытается навязать нам своё мнение, а это действие, которое может в конце концов получить противодействие, которое потом такие же как эти назовут неадекватным...как и мои п.п.1 и 2

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль