Общество 
15.06.2017

Проект Ту-144: КНИТУ-КАИ предлагает казанцам войти в историю на сверхзвуке

Университет объявляет сбор средств на народный самолет

Сенсационная переброска между двумя зданиями КНИТУ-КАИ многотонного лайнера Ту-144 — лишь первая часть «сверхзвукового» проекта университета. Впереди — обустройство внутри и вокруг самолета интерактивного музея техники. Свои идеи уже предложили пять профильных организаций из разных городов России, причем некоторые из них готовы работать бесплатно — участие в таком деле престижно. Проекты представят на суд казанцев. К тому же КАИ предлагает горожанам поделиться собственным видением музея.

«НЕ ВСЕ ПОЙДЕТ В ДЕЛО, НО…»

Новости о перевозке в «КАИ-Град» казанского Ту-144 (одного из семи сохранившихся экземпляров первого в мире сверхзвукового самолета) и о планах по созданию на его базе интерактивного музея техники стали весьма резонансными. Дело не только в многочисленных откликах казанцев и авиационной общественности: в вуз сразу обратились пять проектных организаций (некоторые — федерального уровня) с предложением совместно проработать концепцию музея. Причем некоторые из них готовы работать бесплатно — иметь в портфолио такой уникальный проект престижно.

Поскольку все компании достойные, решено объявить конкурс, в котором может участвовать любой. Выигравшая концепция будет реализована, а победителя объявят партнером проекта. Мнения о проектах университет предлагает высказать горожанам на форуме, кроме того, их призывают присылать свои предложения — все «жемчужинки» пойдут в дело, обещает ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов. «Музей создается для наших граждан, и мы бы хотели вовлечь людей, пусть сами предлагают, каким должен быть музей. Понятно, не все пойдет в дело, но жемчужинки надо собрать», — отметил он.

«ДОЛЖНЫ ВЛЮБИТЬСЯ В ТЕХНИКУ»    

Что обязательно должно быть в концепции музея, будет изложено на посвященной проекту страничке на сайте КНИТУ-КАИ, но кое-что можно сказать уже сейчас.

Первый момент. Что будет внутри самолета? Университет хочет сохранить оригинальной кабину летчиков, штурманское место и 8 рядов пассажирских кресел. В салоне установят интерактивные экспонаты. Что это такое? «Мы не хотим, чтобы было пространство, заполненное некими статичными предметами, на которые просто надо смотреть, — рассуждает проректор КНИТУ-КАИ Алексей Огонев. — Это было бы неинтересно! Внутри должно быть что-то новое — такое, что захватит детей (а именно они, как мы думаем, будут главными посетителями музея). Рассматриваем варианты технических квестов, шоу, систем 3D-моделирования и дополненной реальности. Ребята зайдут с одной стороны самолета, выйдут с другой, и в них за это время должно что-то поменяться, они должны влюбиться в технику».

«Это масштабная задача для всех, в том числе и для нашего предприятия, — говорит о планах по Ту-144 директор Казанского авиационного завода — филиала ПАО «Туполев», первый заместитель генерального директора «Туполева» Николай Савицких. — Казанский авиационный завод активно участвовал в работах по перемещению этого самолета, начиная от демонтажа и перевозки самолета, отдельных его агрегатов и завершая монтажом и установкой лайнера на постамент. Не менее ответственная задача — создание музейного комплекса на площадке у Ту-144 и внутри самолета… Верю, проект будет успешно реализован, что не просто позволит привлечь молодежь к авиастроению, но и зародит в ней любовь к авиации, как в былые годы».

К слову, в музее немецкого Зинсхайма, куда перевезли один из Ту-144, концепция экспозиции такова, что внутри лайнера ничего нет — он установлен под крутым углом, внутри просто невозможно ходить. Отметим, что в мире насчитывается множество экспозиций техники, с десяток крупных музеев авиации, но самолеты в них — только экспонаты, а казанский интерактивный музей техники расположится в уникальном пространстве, внутри самолета. Это редкость. В России нечто подобное планировалось сделать с Ил-86 в Пулково. А музеев внутри Ту-144 нет вообще.

Отметим, что Ту-144 постараются сохранить в максимально естественном виде. «Сделаем все возможное, чтобы подвижные части самолета — переднее горизонтальное оперение, нос — двигались как в годы активной жизни борта, — говорит Гильмутдинов. — Чтобы можно было посадить за штурвал ребенка и он сам опускал нос лайнера, выдвигал крылышки».

И еще пара слов об аутентичности казанского Ту-144. В КНИТУ-КАИ задаются вопросом, как красить самолет: сохранить исходную аэрофлотовскую ливрею с надписью «СССР», красным флагом или придумать что-то другое? И это тоже вопрос к горожанам и любителям авиации. К слову, руководство университета обещает, что никакой кустарной покраски борта не будет (такие опасения высказывали в комментариях читатели «БИЗНЕС Online»): всё — строго по авиационным технологиям. И это тоже большая сложная работа.

«ЭТО НЕ ФИНАНСОВЫЙ ПРОЕКТ»

Второй момент. Каким быть пространству вокруг самолета? Гектар земли — хороший простор для творчества. Там могут быть скульптуры, тематические дорожки, скамейки, лужайки... Даже фонарные столбы можно выполнить в авиационном духе. Кроме того, Ту-144 хотя и главный из экспонатов, но только один из них. Что можно установить рядом с ним? Точно решено, что поблизости будет один из четырех снятых с самолета двигателей НК-144: его «препарируют» так, чтобы было видно, как он устроен. Ведутся переговоры о передаче вузу спускаемой капсулы космического корабля.

Третий момент — принцип работы музея. Это бесчисленное количество мелочей. Где оставлять одежду в холодную погоду, проходить предэкскурсионный инструктаж и слушать необходимый вводный рассказ? Значит, нужен некий внешний павильон. Как будут формироваться группы посетителей? По сколько человек лучше всего заходить? Ведь полезное пространство в салоне ограничено. Это накладывает ограничения и на экспозицию — ее элементы необходимо соотносить с теснотой. «Если мы сделаем разные интересные вещи, но поработать с ними смогут только три человека в час, музей не будет массовым, — говорит Огонев. — А для нас важен широкий охват, чтобы ходили и школьники, и студенты, и взрослые: он будет открыт для всех».

О прибыльности музея речи не идет. «В любом случае это не финансовый проект, — подчеркивает Гильмутдинов. — Может, символическая плата будет: музей создается не для зарабатывания денег, но если сможет сам себя содержать, почему нет?»

ЧТО ЗНАЧИТ ТУ-144 ДЛЯ КАЗАНИ

Четвертый момент — городской и туристический. Музей Ту-144 — не внутривузовский проект, а городская площадка, подчеркивают в КНИТУ-КАИ. «Более того, это пересечение туристических маршрутов, — указывает Огонев. — Рядом — „Татнефть Арена“, „Казань Арена“, „Ривьера“ „Аквапарк“. Туристы, так или иначе, будут этот самолет видеть. Вот к нам иностранцы приезжают, и у них очень много вопросов, больше всего их интересует, как мы сюда его привезли. Это одна из точек привлекательности города».

«Несомненно, интерактивный музей техники на базе самолета станет точкой притяжения для туристов, — уверен председатель государственного комитета РТ по туризму Сергей Иванов. — В Казани богатая авиационная история, и наш завод всегда славился своими надежными самолетами, появление музея еще раз это подчеркнет. Мы всегда приветствуем такие инициативы, так как они делают наш город и регион в целом интереснее для туриста, удовлетворяя самые разные культурные потребности. Тот факт, что музей предполагают расположить в настоящем самолете, — большой плюс, это мировая практика, которая пользуется успехом среди туристов, так как гость сможет сполна почувствовать всю атмосферу и буквально прикоснуться к легенде».

«Помимо всего прочего, установка Ту-144 — это архитектурное решение, — подчеркивает Гильмутдинов. — Конфетку для города сделаем из самолета. Уже нашли мастеров по подсветке — невероятно красиво будет!» Кроме того, в темное время на поверхности самолета намереваются делать мэппинг — как на экране, демонстрировать, например, фильмы о самолетах. Своего рода кинотеатр под открытым небом. К слову, в управлении архитектуры и градостроительства Казани подчеркивают незаурядность и уникальность такой конструкции в городском пространстве и отмечают, что самолет выглядит легко и ажурно.

Сколько будет стоить создание музея? По грубым прикидкам, покраска обойдется в 3–4 млн. рублей, создание экспозиции — в 30 миллионов. Плюс расходы на подвод коммуникаций и обустройство территории. Ранее помочь деньгами намеревалось министерство образования и науки России. Там и сегодня от своего обещания не отказываются, но сначала КНИТУ-КАИ должен представить проект. Однако этих средств все равно, вероятнее всего, будет недостаточно. Поскольку собственных денег КНИТУ-КАИ на такой масштабный проект вряд ли хватит, руководство вуза видит выход не только в возможности получить тематические гранты, но и в создании краудфандинговой платформы — для сбора добровольных взносов. Уже сейчас созданный выпускниками КНИТУ-КАИ университетский фонд целевого капитала (эндаумент), поддерживаемый в том числе по программе Благотворительного фонда Владимира Потанина, оплатил часть расходов по стыковке элементов и установке самолета на постамент.

Словом, с учетом общественного обсуждения проектов вполне может получиться народный музей на народные деньги. Поддержать проект можно уже сейчас на официальном сайте музея.    

СОЗДАВАТЬ ТЕХНИКУ — ЭТО КРУТО!

Запустить музейный комплекс намереваются к 31 декабря 2018 года — 50-летнему юбилею первого полета Ту-144. К слову, осмотрев недавно лайнер, президент Татарстана Рустам Минниханов задумчиво произнес: «50 лет назад могли построить такой самолет, а сегодня…» А может быть, сегодня это никому не нужно и время авиамечтателей, на которых так надеются в КНИТУ-КАИ, ушло?

«Никуда оно не ушло, — уверен Гильмутдинов. — Количество детей, молодежи, которые интересуются техникой, авиастроением, огромно, мы как технический университет это явно ощущаем. И фундаментальная, общей важности, задача данного музея — помочь пробудить природную любознательность ребят. У любого ребенка есть период, когда ему, естественно, интересна техника. И такое окно возможностей надо поймать: если ребенок в это время зажжется интересом к технике, все — это на всю жизнь. Ребенок, юноша должны осознать, что создавать технику круто! И это не так сложно, как многим кажется. Ребенку надо показать, что это интересно, реально, что не боги горшки обжигают, что такое чудо техники, как Ту-144, создавали такие же люди, как он сам, просто они хорошо поработали. И он сможет».

Мнения по обустройству внутри и вокруг интерактивного музея техники на базе Ту-144  может высказать любой желающий  на сайте университета,  а также принять участие в конкурсе проектов.

На правах рекламы

На правах рекламы

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (51) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.06.2017 09:00

    Молодцы! Больше ничего и не скажешь

  • Анонимно
    15.06.2017 09:10

    Помню было много, мягко говоря, сомнений что перевезут. Я тоже сомневался. Но перевозка удалась. По-моему очень красиво вписался в ландшафт. Теперь дай бог привести в надлежащий вид. Удачи!

  • Анонимно
    15.06.2017 09:20

    В свое время, существовал проект созадния музея авиация на а/д Куркачи. Для этого авиакомпания Тулпар даже перегнала Як-40 туда, а КАП пожертвовал Л-410. Переговорили бы с ними, о передачи этих самолетов в музей и поставили а соседней площадке. Благо транспортировка Як-40 и Л-410 не вызовит таких трудностей.

    А еще, на базе них можно было бы сделать простой авиасимулятор, подключив органы управления (у людей увлекающихся симуляторами уже есть такие технологии) к компьютеру и установив экраны на стеклах, и детишки могли бы попробовать реальный штурвал крутить представляя себя пилотом лайнера.

    А вообще, удачи в благом начинании!

  • Анонимно
    15.06.2017 09:25

    Ребенок, юноша должны осознать, что создавать технику – круто! И это не так сложно, как многим кажется. Ребенку надо показать, что это интересно, реально, что не боги горшки обжигают,
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/348678

    Именно! А ведь как правило экскурсоводы говорят про беспрецедентный подвиг, нечеловеческие усилия, фантастический талант создателя того или иного шедевра. Может все так и есть но у ребенка складывается впечатление на всю жизнь что это задачи не для него, а для сверхчеловека.

  • Анонимно
    15.06.2017 09:41

    а как насчет разработок летательных аппаратов нового поколения?

    • Анонимно
      15.06.2017 14:00

      в музее, ни за что:(((( на все на что способно руководство КАИ, показуха, зря лабораторию разрушили,в ней действительно готовили инженеров...

  • Анонимно
    15.06.2017 09:44

    Здесь особо надо отметить: не только сверхзвукового, а сверхзвукового пассажирского самолета, т.е. в Тайланд за три часа, но не срослось, летаем на дозвуковых боингах и аирбасах

    • Анонимно
      15.06.2017 11:01

      Суть не столько в скорости, сколько в стоимости билетов.

    • Анонимно
      15.06.2017 11:58

      Сверхзвуковой самолет сам по себе весьма дорог т.к. требует применения более прочных и более жаростойких материалов. При этом сохраняется основной принцип авиастроения - чем легче, тем лучше. Удельный расход топлива у 144-го составлял примерно 100 г/(пасс.·км), у Конкорда 110 г/(пасс.·км). Дозвуковые дальнемагистральники 747 имеют удельный расход 23-32 г/(пасс.·км), Ил-96 потребляет где-то 26,5 г/(пасс.·км).

  • Анонимно
    15.06.2017 10:28

    красавец
    и в архитектуру вписался великолепно

  • Анонимно
    15.06.2017 10:30

    Непонятно только почему его поставили НЕсимметрично относительно зданий? Выглядит не очень, мягко говоря) Да и почему торчит шпиль носа над пешеходной дорогой? Как они нос собираются опускать? Там до столба не больше метра - этот столб весь вид портит (когда ставили только - сам лично видео записывал, как один бедняга рабочий сдерживал ветер, тросом пытаясь отклонить самолет от столба).

    Пусть сделают вместо (как минимум) дисплеи вместо окон, можно будет проводить экскурсии получасовые, типа зашёл в самолет, пока экскурсия идет - Ты уже в Москву прилетел, и чтоб в окнах визуализация была этого всего.

    Дарю идеи бесплатно и анонимно)

  • Анонимно
    15.06.2017 10:34

    Помню в детстве в парке Урицкого стоял самолет. Вызывал восторг, был точкой притяжения и сейчас это добрые воспоминания.
    Теперь этот самолет недалеко от дома и вызывает живой интерес уже у моих детей.
    Отличный проект.

  • Анонимно
    15.06.2017 10:35

    Первоначально мне идея с перевозом самолета казалась неоправданной, но теперь, учитывая то, что есть планы по созданию некого пространства рядом с ним и музеем, исполнением проекта я лично очень доволен. Самолет отлично вписался и при реализации задумки полностью, будет не только полезен студентам, но и интересен горожанам и гостям города, тем более рядом будет набережная, суже есть стадион и Ривьера с аквапарком.

  • Анонимно
    15.06.2017 10:41

    Круто! Молодцы!!! В девяностых, когда мы учились в КАИ у нас проходили лабораторные работы на этом самолёте и он был подключен к эл.питанию. Тогда была возможность сидеть в кабине пилотов, управлять "закрылками", светилась панель приборов.... Я до сих пор вспоминаю эти не передаваемые ощущения. Обязательно надо всё это реанимировать, дети будут в восторге ведь это прорывной, легендарный и уникальный Ту 144, аналог только Конкорд, хотя и он по разным параметрам уступал нашему лайнеру!!!
    Если всё будет понятно со схемой сбора средств на реконструкцию лайнера я , как в прочем и многоие выпускники нашего ВУЗа готов внести свою лепту, чтобы мои дети смогли ощутить эти невероятные ощущения и смогли посидеть за штурвалом уникального самолёта!

    • Анонимно
      15.06.2017 11:58

      Увы, все это уже не подлежит реанимации благодаря разборке. Остался просто планер.

      • Анонимно
        16.06.2017 09:35

        А вот это уже грустно, из работающего самолета сделать чучело и преподносить это как достижение, это очень сомнительно. КАИ необходимо было сохранить все элементы работы механизации крыла, хвостового оперения, подвижного носа, показать освещение в кабине при вечернем небе это бы стоило сохранить и отремонтировать. Все остальное 3D моделирование, какие то стенды будут ни о чем, это можно бы и в простом ангаре сделать. Когда люди выйдут из самолета, который сможет показать взлетную конфигурацию, конфигурацию полета на сверхзвуке, посадочную конфигурацию, показывать на экранах, как это происходит, это было бы гораздо интереснее, люди бы действительно вышли влюбленную в эту технику, в ее возможности, а в главное в осознание того, что это строили наши люди, из нашей страны, из наших ВУЗов

    • Анонимно
      15.06.2017 12:49

      ЧЕКА
      Хотя я не имею к КАИ и в целом к Казани никакого отношения,но тоже готов материально поддержать ..Из соображений что это будет единственный работающий экземпляр ТУ-144 и он важен не только для Казани..Уверен что ТУ-144 станет крутой фишкой для всех туристов и жителей Казани независимо от возраста..

  • Анонимно
    15.06.2017 11:52

    Здорово, что мнением жителей интересуются. Каждый раз проходя мимо легенды, невозможно отвести взгляд!

  • Анонимно
    15.06.2017 12:27

    Вчера оказался рядом. Самолет отлично вписался в окружающую обстановку. Красавец! Даже и в старой окраске.

  • Анонимно
    15.06.2017 12:40

    Вот вам и былая сила СССР, до сих пор вся страна на фундаменте заложенном в СССР стоит!

  • Анонимно
    15.06.2017 12:42

    ЧЕКА
    Предлагаю 2 здания университета соединить новым зданием между ними этажей на 25-30 и повторяющей вертикальный силуэт ту-144 или космической ракеты..
    Данное предложение как идея на будущее, в любом случае вузу расти и такое здание подчеркнуло бы авиационный профиль вуза , заодно усилив эффект установленного Ту-144..Это здание можно было наполовину использовать как учебную аудиторию, а вторую (верхнюю) как общежитие для студентов и аспирантов.

  • Анонимно
    15.06.2017 13:02

    Нужно обязательно убрать рекламные щиты вдоль Амирхана в непосредственной близости от самолета, очень они вид портят. Почти перед носом самолета щит с рекламой Макдоналдса.

  • Анонимно
    15.06.2017 13:16

    в качестве идеи: возможно было бы не плохо вытянутую площадку около самолёта оформить в виде ВПП (взлётно посадочной полосы) с номером полосы, со следами от шасси, полоски посадочных огней. На фото.2 видно как всё это может хорошо вписаться в ландшафт.

  • Анонимно
    15.06.2017 14:07

    Здорово! Видела как перевозили самолёт. Теперь гуляем возле него и я рассказываю про него. Хорошо, что он будет не просто стоять, а станет музеем. Обязательно придём. Сынок как раз подрастет.

    • Анонимно
      19.06.2017 15:28

      вы - большая молодец, респект вам. благодаря таким матерям и вырастают великие инженеры, устремлённые в небо, а не в кошелёк. пусть ваш сын вырастет таким же замечательным, как и вы.

  • Анонимно
    15.06.2017 14:26

    Внутри самолета должен быть салон Ту-144, кабина Ту-144, такими как они были в реальности при эксплуатации, а не квесты и шоу. Музей самолета должен быть музеем самолета, посвящен этой легенде. Человек, увидев самолет снаружи, захочет посмотреть каким он в реальности был внутри, зайти в кабину, посмотреть оборудование, сесть в кресло пилота, посидеть в кресле пассажира, почувствовать внутренний дух самолета, увидеть тесно там было или нет, какая была ширина прохода и т.д., а не смотреть квесты и шоу, не имеющие отношения к Ту-144. Прислушайтесь, воссоздайте там салон каким он был!

    • Здравствуйте!
      Благодарим Вас за предложенные Вами идеи!
      Вы также можете поделиться своим мнением, задумками на нашем форуме: https://kai.ru/forum/-/message_boards/category/6105253

    • ДегтяревАГ
      15.06.2017 19:28

      Зачем нужен весь салон?
      Именно только часть, остальное - музей и действующие экспонаты!
      По салону визитер пройдет за минуту и все...
      Что-то же его должно заставить задержаться, кроме желания посидеть в кресле?

  • Анонимно
    15.06.2017 14:55

    Это, действительно, невероятный, мощный и крутой проект! Если все получится, то это будет крутая фишка Казани. КАИ - молодцы!

    Только перевезти самолет - задача, которая казалась безумной и невероятной. Но сделали же! Надеюсь и с музеем все свершится и получится.

  • Анонимно
    15.06.2017 14:58

    Вот это тема!!! Супер!
    Давно пора было взяться за эту "легенду". Радует, что не бросили такую машину на произвол судьбы.
    Будем ждать появления музея, чтобы ходить туда с детишками))) кто не мечтал побывать на месте пилота? Здорово, что у наших деток появится такая возможность.

  • Анонимно
    15.06.2017 15:05

    А еще хотелось бы ознакомиться с перечнем маршрутов и стран, где побывал непосредственно данный борт, если возможно указать, сколько пассажиров перевез, а также по-возможности упомянуть, кто из известных людей страны, а возможно и других стран имели возможность пролететь на этом самолете...

  • Анонимно
    15.06.2017 15:19

    Надо оставить оригинальную покраску. СССР- это звучит гордо. Не дай Бог, в современном стиле раскрасить. Раз музей - должно быть аутентично!

  • Анонимно
    15.06.2017 15:46

    Где 33 миллиона, которые выделили на перевозку самолета?

    • На перевозку самолета Республикой Татарстан было выделено 3 млн. рублей.
      30 миллионов - примерная стоимость создания Интерактивного музея техники внутри Ту-144. Данные средства еще не получены.

  • Анонимно
    15.06.2017 16:26

    Преподавателям на зарплату лучше эти деньги направьте - что лучше - старый самолет, который сейчас страна не сможет повторить, или студенты, которые сейчас простейший ВРД не сделают.

  • ДегтяревАГ
    15.06.2017 19:00

    Раскраска должна быть оригинальной - Аэрофлотовской.
    И за раскраску должен заплатить Аэрофлот!
    И вместо бортового номера - эмблему КАИ!

    • Анонимно
      21.06.2017 09:45

      Нет, бортовой номер обязательно должен быть свой!

  • Анонимно
    15.06.2017 22:28

    Хорошо бы поставить рядом один из списываемых ТУ-160!

  • Анонимно
    16.06.2017 08:41

    Надо было поставить его на Оренбургском тракте,где развязка на аэропорт....

    • Анонимно
      16.06.2017 09:16

      А там то где?

    • Анонимно
      16.06.2017 09:41

      В вашей идеи есть одно разумное зерно, нет парковки на месте стоянки самолета. А так свой последний полет он завершил в Авиастрое на 22 заводе, к аэропорту ни к старому ни к новому отношения он не имел

      • Анонимно
        16.06.2017 09:59

        Причем здесь отношение к аэропорту? Там бы его видели сотни тысяч приезжих...

  • Анонимно
    16.06.2017 13:23

    Я лет 25 назад, ещё ребенком был в этом самолёте, не знал что такое ультразвук и чем этот самолёт отличается от остальных, кроме отклоняющегося носа, на площадке 6-ого здания КАИ побывал во всех там стоящих самолётах, ТУ 144 впечатлил меньше всего, краска с фюзеляжа сошла ещё в те годы, внутри кресел не было в помине да и обстановочка тоже ни чем не напоминала салон самолёта, вид из кресла пилота через заклеенные окна тоже ни о чём.
    Нужно восстанавливать самолёт в полном объёме, чтобы было понятно, что это самолёт, а не АНтошка. Думаю многие про АНтошку в парке Урицкого помнят? Не должен быть самолёт полусамолётом, полуаттракционом. Кроме того, ценность его в том, что он является, до сих пор памятником достижений науки СССР. Так что считаю его необходимо восстановить с точностью до каждой запятой на фюзеляже как и был создан в те годы, разве только материалы современные.

  • Анонимно
    16.06.2017 22:43

    Нужно срочно его покрасить!
    Даже не сомневался, что это будет сделано к юбилею КАИ.
    А оно вона как!

  • Анонимно
    25.06.2017 16:57

    Пожертвовал денежку.

    Считаю, что нужно обязательно сохранить оригинальную светотехнику. Это недорого и придаст вечером аутентичности.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль