• $75.860.41
  • 90.460.43
  • 48.18-0.43
  • за все время
  • сегодня
  • неделя
  • год
    комментарии 66 в закладки

    «Если в России и начнется буржуазная революция, то она начнется с Татарстана»

    Наша республика может стать для Российской Федерации в XXI веке тем, чем стала Голландия для Европы в XVI–XVII веках

    К дискуссии о том, на что должны делать упор в Болгарской исламской академии, подключился известный историк Рафаэль Мухаметдинов. Он вспоминает о «татарской модели развития», которая, основываясь на исламе, способствовала экономическому и политическому прорыву Турции в прошлом столетии. Это наследие должно стать основой религиозного обучения и сегодня.

    «ВСЕ ПО МАРКСУ, ТАК ЧТО РАНО СТАРИКА ВЫБРАСЫВАТЬ НА СВАЛКУ»

    Насколько я вижу из публикаций в СМИ, пока ясной и четкой концепции или стратегического направления для программы обучения в Болгарской исламской академии не просматривается. Идет негласная дискуссия между нынешним и бывшим заместителями муфтия Татарстана — ректором РИУ Рафиком Мухаметшиным и Рустамом Батровым. Первый предлагает опираться на испытанные временем авторитетнейшие арабские образовательные структуры, второй же предлагает использовать татарское богословское наследие начала ХХ века, которое было самым прогрессивным в мире не только для своего времени, но и сохраняющим во многом свою актуальность и сейчас.

    Мне бы, как историку, хотелось рассмотреть эту дилемму в более широком историческом и социальном контексте.

    Из истории известно, во всех феодальных и полуфеодальных обществах религии играли роль государственных идеологий — например, ислам в Арабском Халифате в средние века. Даже в Советском Союзе коммунистическая идеология играла роль государственной религии, так как это государство в социальном плане оставалось полуфеодальным образованием. Некоторые государства под флагом религии пытались создать глобальные проекты: османское государство — Всемирный Халифат, Россия — Третий Рим. Россия после 1917 года Третий Рим заменила на новую цель — мировую большевистскую революцию.

    Но после эпохи Возрождения, а также последовавшими за ней промышленной и буржуазной революциями Европа делает крутой разворот, а мусульманский Восток безнадежно отстает от Запада.

    Здесь будет уместным вспомнить эволюцию развития человечества согласно теории формаций по Карлу Марксу — от общинной формации через рабовладельческую, феодальную, буржуазную к коммунистической формации. Современные исследователи, лишь приглушив классовый антагонизм Маркса, назвали феодальное общество аграрным, а буржуазное — индустриальным. Современное же западное общество они называют постиндустриальным, то есть посткапиталистическим. Если в индустриальном обществе, по Марксу, было два антипода: буржуазия и пролетариат, то в постиндустриальном обществе пролетариат сведен до минимума, так как часть промышленности переведена в страны Азии, а в другой части рабочие заменены роботами. Буржуазия «размыта» в среднем классе, которым являются практически все граждане западных стран. Их антиподы — маргинальные слои, приехавшие в Европу из мусульманских и африканских стран. Таким образом, постиндустриальная формация начинает носить международный и даже глобальный характер. Вот эта реальность и породила теорию войны цивилизаций. Как говорится, все по Марксу, так что рано старика выбрасывать на свалку.

    «ПОЧЕМУ КАК У АРАБОВ, ТАК И У РОССИИ НЕ ПРОИЗОШЛО ПЕРЕХОДА К ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ?»

    Человечество развивается по этим формациям поступательно. На мой взгляд, большинство мусульманских народов и стран, кроме, пожалуй, Турции и Малайзии, находятся на аграрной стадии развития. Например, ислам арабского мира — это ислам аграрного общества, поэтому там не может возникнуть произведения аналогичного «Протестантской этики и духу капитализма» Макса Вебера.

    Турция до конца 1980-х годов (а арабский мир и по сию пору) находится в путах аграрного общества. Эта модель общества характеризуется наличием формальных надстроечных атрибутов буржуазной формации, таких как всеобщая грамотность, наличие университета, национального административного языка, формальной демократии и формальной многопартийности.

    Кстати, эти формальные атрибуты есть и у современной России. Но во всех подобных обществах нет самого существенного: немонополизированной, действительно рыночной, экономики и свободной, независимой буржуазии как социального класса с его свободными политическими партиями и СМИ.

    Спрашивается: почему как у арабов, так и у России не произошло перехода к индустриальному обществу? Во-первых, эти страны эволюционно еще не достигли необходимого культурного и цивилизационного уровня для подобного перехода.

    Во-вторых, часть интеллектуальной элиты этих обществ, отрицая западный формационный путь развития, старается развиваться по каким-то небывалым незападным моделям. Но выдумать что-то кардинально новое и свое не получается, и тогда некоторые, чтобы сохранить свою неповторимость, бегут в свое прошлое и строят Всемирный Халифат. Другие создают скрепы, устраивая средневековые мистерии над святыми мощами при многокилометровых очередях народа.

    Думаю, что путь у человечества один, только разные народы находятся на разных ступеньках этого пути.

    «БУРЖУАЗИЯ КАК КЛАСС НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ ЛИШЬ В 1970-80-Е ГОДЫ В СВЯЗИ С ИСЛАМСКИМ ФАКТОРОМ»

    А теперь обратимся к Турции. Так как в Турции буржуазии как широкого социального слоя (класса) не существовало вплоть до 1970-80-х, то там занялись построением лишь надстроечной части нации, а именно — «высокой» национальной культуры. В связи с социальной структурой тогдашнего турецкого общества очень интересно замечание французского исследователя Франсуа Жоржона, который писал: «Ведь еще в 1960-х годах среди интеллигенции велись споры о том, существует или нет в Турции буржуазия!»

    Как ни странно, буржуазия как класс начинает формироваться лишь в 1970-80-е годы в связи с исламским фактором. Здесь наиболее интересным мне показалось указание турецкого исследователя Шерифа Мардина на определенную связь между знаменитыми экономическими реформами Торгута Озала, приведшими страну к экономическому буму, и исламским фактором. Он писал: «Та социальная структура, которая возникла при правлении Торгута Озала и которую я называю „экономикой захолустий и медвежьих углов“, она своими корнями связана с почвой турецкой провинции и ислама... Вхождение в обиход понятия мусульманского налогообложения является одним из примеров использования исламских ценностей для воздействия на жизнь общества. Мусульмане воспринимают подобное налогообложение как исламскую благотворительность».

    Таким образом, появились тысячи предприятий и сформировался средний класс, который в будущем и привел к власти Партию справедливости и развития. Роль ислама здесь, на мой взгляд, заключалась в том, что он способствовал возникновению праведного бизнеса или, другими словами, широкого народного турецкого капитализма с человеческим лицом.

    «ПРЕДТЕЧЕЙ ПЕРЕХОДА К БУРЖУАЗНОЙ МОДЕЛИ ОБЩЕСТВА И НАЦИОНАЛИЗМУ КАК В ТУРЦИИ, ТАК И В АРАБСКИХ СТРАНАХ БЫЛА ТАТАРСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА»

    Что же происходило в ХХ веке в арабском мире? Там появилась тенденция, гласившая: «Нам не надо повторять европейский путь, мы разовьем свою цивилизацию на базе ислама».

    На мой взгляд, в арабском же мире до сего дня так и не сформировались индустриальное общество и буржуазия как класс. Даже сейчас, если отбросить добычу газа и нефти, совокупный валовый продукт 35-миллионной Испании больше, чем совокупный продукт 22 арабских стран с населением более 200 миллионов человек.

    На мой взгляд, предтечей перехода к буржуазной модели общества и национализму как в Турции, так и в арабских странах была татарская буржуазная модель развития. Дело в том, что именно татарский национализм в начале ХХ века через джадидизм (обновленческое движение) был тесно связан с исламской культурой и был самобытным явлением.

    Что касается роли религии в формировании нации, то еще в начале ХХ века Юсуф Акчура считал, что ислам должен видоизмениться с тем, чтобы допустить в своем лоне формирование наций. Об этом видоизменении религии он писал следующее: «Что касается этого видоизменения, то оно почти неизбежно: главная тенденция развития, которая просматривается в современной истории, — это тенденция развития рас (этносов — Р. М.). Религии как таковые постепенно теряют свое значение и силу. Религии все более и более переносят свою деятельность из общественной сферы в личную сферу жизни человека... Вследствие этого религии могут сохранить свое политическое и общественное значение, лишь объединяясь с этносами, помогая и даже служа им».

    «ТАТАРСКОЕ ОБЩЕСТВО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗВИТИЯ БУРЖУАЗНОСТИ И МОДЕРНИЗАЦИИ БЫЛО ЛИДЕРОМ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА»

    Если говорить об эволюции татарского общества и роли ислама в нем, то можно сказать следующее. Уже в начале ХХ века, вплоть до 1917 года, татарское общество с точки зрения развития буржуазности и модернизации было лидером мусульманского мира. Сформировалась национальная буржуазия, которая была тесно связана с народом своим меценатством в содержании мечетей и медресе, благотворительных обществ. Была поголовная грамотность и формировалась высокая культура в виде высших медресе, существовали политические партии и развитая пресса. Мусульманская махалля была прообразом института гражданского общества. В этот период жили и творили такие выдающиеся мыслители общемусульманского уровня как Муса Бигиев, Зыя Камали, Ризаетдин Фахретдинов, Галимджан Баруди. Такого общества не было тогда даже в Османской Турции, не говоря уже об арабском мире.

    Переход от патриархальности и феодальных норм к буржуазному стилю и модернизации жизни проходил в рамках обновленческого движения, получившего название джадидизм.

    В русле джадидизма возникла своего рода «татарская модель развития», которая содержала в себе три направления для достижения прогресса: исламизм (уважение религиозных традиций, реформа религиозного образования), тюркизм (тюркское национальное самосознание, ощущение единства всех тюрков, исследования по тюркской истории), модернизация (развитие буржуазных отношений, свободы женщин, социальный и экономический прогресс).

    Можно сказать, что суть татарского джадидизма в идеолого-политическом плане сводилась к тому, что татарская элита пыталась создать гармоничный синтез ислама с национализмом и сопутствующей ему (национализму) модернизацией.

    «ДЛЯ МНОГИХ СОВРЕМЕННЫХ МУСУЛЬМАН ИСЛАМ НАЧИНАЛСЯ С БЕЛОГО ЛИСТА»

    Естественно, после большевистского геноцида против мусульман сейчас уже нет того слоя мусульманских интеллектуалов и их состоятельных покровителей, которые были на заре ХХ века. Для многих современных мусульман ислам начинался с белого листа. Но за три десятилетия возник новый слой священнослужителей, сформировались образовательные и административные структуры.

    Чтобы развивать ислам, надо ответить на наиважнейшие вопросы: какой должна быть его роль в обществе и какие задачи он должен выполнять? Лишь ответив на них, можно говорить о том, кого и по каким программам должны готовить мусульманские учебные заведения.

    Не вдаваясь здесь в богословскую конкретику и исполнение муллами традиционных обрядов среди населения, хотелось бы сказать о трех стратегических направлениях, которые бы я пожелал видеть в нашем исламе.

    1. Мечети должны стать центрами социальной взаимопомощи, мусульманской и национальной консолидации, так как ислам в течение веков помогал татарскому народу выживать в условиях гнета. Ислам составляет часть национальной идентичности большинства татар.

    2. Я вижу наши храмы как очаги высокой культуры, распространяющие среди прихожан и среди населения вообще широкий спектр знаний и не только религиозных. Ведь приобретение знаний — альфа и омега ислама. В Коране есть такие выражения, как: «Тааллям, ва ляв бис-сихри!» («Учись, хоть через волшебство!») и «Учись, если даже для этого придется поехать в Китай». При мечетях было бы неплохо организовать лектории по истории и культуре ислама и татарского народа, также бесплатные и платные курсы татарского, арабского, английского и турецкого языков — особенно татарского, учитывая процесс языковой ассимиляции татар. Первый шаг уже сделан — муфтий Татарстана распорядился читать пятничные проповеди только на татарском языке. Думаю, что его авторитет среди татар после этого сильно вырос.

    В этом русле надо сделать еще следующее: сейчас в Институте истории АН РТ уже почти завершен перевод с арабского и старо-татарского языков на русский и изданы труды татарского дореволюционного богословского наследия в 12 томах. Их необходимо будет также издать на татарском языке и включить в обязательный курс для преподавания в РИУ и в Булгарской академии. Преподавание должно вестись на татарском языке — в крайнем случае, для преподавателей из арабских стран некоторые предметы можно разрешить вести на арабском. Как принято во всех нормальных странах, для не знающих языка необходимо будет первый год учиться на курсах татарского, и только сдавшие экзамен по нему должны допускаться к дальнейшему обучения. Это должно касаться как абитуриентов, так и профессоров-преподавателей. Лучше меньше, да лучше  нам спешить некуда. А то гнались за знаниями — не важно, на каком языке — и наклепали тысячи манкуртов.

    3. Этика ислама и вера в Аллаха. Вера в Бога — это основа любой религии. Коран переполнен информацией о нравственных нормах, о том, что мусульманин должен творить добро для людей и так далее. Но грош цена будет во всем этом для человека, который не обладает верой. Если у человека не будет веры, то не будет и воли выполнять все эти нравственные нормы, он превратится просто в болтуна и демагога.

    «ТАТАРСТАН СЕГОДНЯ МОЖНО НАЗВАТЬ МАСТЕРСКОЙ ВСЕЙ РОССИИ: ОН ПЕРЕНАСЫЩЕН ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ И ИНВЕСТИЦИЯМИ СО ВСЕГО МИРА»

    Особенно это важно в наше время, когда мы все через телевидение, телефон и интернет просто перенасыщены информацией. Все всё знают, но многие не делают даже того, что им необходимо для сохранения здоровья, не соблюдают чувства меры, а значит, не идут по праведному, прямому пути. Много знают, но мало делают. Это — беда нашего века. Нашу волю может воспитать только вера. Таким образом, вера может сделать из вас трезвого, дисциплинированного и делового человека. Это — очень современно.

    Арабским профессорам можно дать преподавание арабского языка, чтение и комментирование Корана, хадисоведение и изучение жизни Пророка. Все остальные предметы пусть читают татарские и турецкие преподаватели.

    Выпускники РИУ и Болгарской академии кроме религиозного образования параллельно должны получать и светскую профессию, например профессию школьного учителя татарского или английского языка, но в том случае, если им не найдется места в религиозной сфере. Например, когда я учился на Восточном факультете Ленинградского университета, если выпускник не мог устроиться по своей основной специальности дипломатом, переводчиком или научным сотрудником с восточным языком, он всегда мог пойти в школу преподавать английский язык.

    И еще один аспект. Некоторые наши муллы говорят, что узбеков и таджиков больше приходит в мечеть, чем татар. Это говорит лишь о том, что у нас господствует ислам аграрного общества, а татары стоят в преддверии буржуазного общества. В эпоху промышленной революции Англию называли «мастерской мира». Татарстан сегодня можно назвать мастерской всей России, он перенасыщен промышленностью и инвестициями со всего мира. Если в России и начнется буржуазная революция, то она начнется с Татарстана, как в Европе когда-то подобная революция началась с маленькой Голландии. Нам, татарам, необходим как воздух прилив новых интеллектуальных сил в сферу ислама. Меценаты и государство создало материальную базу в виде здания. Но для того чтобы команда хорошо играла, одного стадиона недостаточно, необходимо найти и собрать приличных игроков, дать приличное жалованье игрокам и тренерам. Так и здесь. Просто так ничего не происходит.

    Мне кажется, наш ислам не должен увязать в схоластике, в ненужных спорах о каких-то мелких формальных вопросах: он должен быть простым, ясным и прагматичным с точки зрения требований современной жизни. У нас должны готовиться кадры для работы по трем направлениям, которые я перечислил выше. На мой взгляд, эти направления будут востребованы в народе.

    Рафаэль Мухаметдинов

    Мухаметдинов Рафаэль Фардиевич — кандидат исторических наук. Видный общественный деятель и ученый тюркского мира. Родился 4 мая 1947 года в городе Березовский Свердловской области. В 1974 году окончил Турецкое отделение филологии Восточного факультета Ленинградского университета. До 1981 года работал в качестве переводчика в индустрии туризма в Ленинграде. С 1981 года был научным сотрудником в системе АН Татарстана, с 1996 года по 2013 год — в Отделе истории общественной мысли и исламоведения Института истории им. Марджани АН РТ.

    Основное направление научной деятельности — исследование истории формирования идеологии татарского национализма и тюркизма (пантюркизма). Автор трех монографий по этой тематике: «Зарождение и эволюция тюркизма» (1996), «Нация и революция (Трансформация национальной идеи в татарском обществе первой трети ХХ века)» (2000), «Идейно-политические течения в постсоветском Татарстане (1991 - 2006)» (2006). Автор более сотни статей на татарском, русском, турецком и английском языках в отечественных и зарубежных изданиях. В 1997 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Юсуф Акчура и Зия Гёкалп: формирование идеологии тюркизма (70-е годы XIX века — 30-е годы ХХ века)».

    Один из инициаторов создания в Татарстане общества культуры им. Марджани, первый председатель Татарской партии национальной независимости «Иттифак» (1990), первый председатель ассамблеи тюркских народов (АТН) СССР — СНГ (1991 - 1993), автор первой программы АТН, автор «Манифеста-обращения АТН к президентам, властным структурам, общественным организациям и народам тюркских республик», который 15 сентября 1991 года был направлен во все соответствующие инстанции. Главной идеей «Манифеста...» было создание союза тюркских государств (СТГ). В 1991 - 1992 годах Мухаметдинов был организатором и участником совещаний лидеров АТН в Алматы, Махачкале и Нальчике. В ноябре 1991-го участвовал в первом симпозиуме по созданию основы для унифицированных латинских алфавитов тюркских языков, состоявшемся в Стамбуле. В июне 1992 году принял участие в работе второй всемирной тюркской конференции в Нью-Йорке и был избран почетным членом всемирного тюркского комитета. Был участником 9 из 11 съездов братства и сотрудничества тюркских государств и народов, состоявшихся в 1993 - 2007 годах в Турции и Азербайджане. С 4 ноября 2007 года является членом координационного комитета всемирной ассамблеи тюркских народов (ВАТН). Принимал участие в работе многих международных конференций и политических форумов по проблемам тюркских народов, проводившихся в СНГ, Турции, США и продолжает научно-исследовательскую деятельность.

    4 мая 2017 года в связи с 70-летним юбилеем и за многолетнюю плодотворную деятельность в деле возрождения и единения тюркского мира президиум ВАТН принял решение о награждении Мухаметдинова золотой медалью «Культегин» и нагрудным знаком ВАТН.

    Владеет пятью языками: татарским, русским, турецким, немецким, английским.

    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
    версия для печти

    Комментарии 66

    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      С Татарстана революцию не начнется. 100%.
      Извините меня дорогие Татарстанцы но в Татарстане народ забитый с рабской психологией.
      Это особенность Татарстана.
      Не зря он всегда пилотный регион)))
      Промолчат. Одобрят)))
      Много где был. Это так.
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Революция не начнется)))
      Ответить
      10
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Революция будет,только Социалистической.И не в отдельно взятой стране,а в цепочке стран.Страны тесно взаимосвязаны.Страны Варшавского Договора,от социализма перешли в капитализм,и люди не откажутся просто так,от того благополучия,что жили,работали.Их эйфория пройдёт.Особенно возлагаю надежды на бывшую ГДР,там все условия есть,для восстановления Социализма.
      Ответить
      6
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Интересно...
      Ответить
      5
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Татарские мыслители есть и главное это не расплескать -не потерять..
      С уважением Айдар
      Ответить
      7
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Раз упоминается Батров, то читать не буду. Это несерьезно.
      Ответить
      3
      • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
        Анонимно
        Странная логика. Рустам Батров - умный, современный, мыслящий человек. Он не живет стереотипами прошлого. В отличии от ректора РИУ Р. Мухаметшина, с которым мы вместе работали, Р.Батров пргрессивный человек. Его мировоззрение основано на глубоком изучении исторических источников и трудов современных ученых. В своих статьях Р.Батров убедительно раскрывает негативную роль ретроградов для развития общества. По сути Р.Батров стоит на позициях джадидизма, и является ее пропагандистом. Если мы хотим развиваться , то татарское общество должно встать на джадидистскую точку зрения развития общества.
        Карабай
        Ответить
        -2
        • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Классная статья, особенно понравилась часть про Юсуфа Акчуру "ислам должен видоизмениться с тем, чтобы допустить в своем лоне формирование наций". Конечно наши татарские муллы должны быть с татарским народом, нам нужны наши богословы чтобы они проповедовали любовь к своему народу, религии, культуре, обычаям. Это мощнейщая сила!
      Ответить
      18
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Татарстан это демократическая республика ,родина всех татар,нам не нужны революции
      Ответить
      -8
      • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
        Анонимно
        Демократическая?
        Ответить
        8
        • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
          Анонимно
          Вот это уже не от Татарстана зависит, если демократии нет во всей стране, то как она может быть в отдельном регионе?
          Ответить
          1
          • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Абсолютно согласен с автором что "Мечети должны стать центрами социальной взаимопомощи, мусульманской и национальной консолидации, так как ислам в течение веков помогал татарскому народу выживать в условиях гнета. Ислам составляет часть национальной идентичности большинства татар."
      Ответить
      12
      • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
        Анонимно
        Расскажите пожалуйста о гнёте исключительно татарского народа.
        Если можно с примерами. :-))).
        А то опять попахивает большевистскими лозунгами.
        Ответить
        -3
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Нам нужны именно Богословы,а не бизнесмены от Аллаха .
      I
      Ответить
      18
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Болезнь практически всех историков (в т.ч. и Ф.Байрамовой) - ретроградное мышление. Они в настоящем времени и для настоящего времени (и даже для будущего) реанимируют прошлое время. Раньше (до революции) религия по объективным причинам идентифицировалась с нацией (татары были мусульманами, русские - христианами). А ныне религия (как в начальный период становления Ислама) - наднациональная. Исламу в своей основе чужда национальное обособление. Поэтому в корне не правы и Мухетдинов и Батров в своих попытках загнать Ислам в рамки национального (превратить Ислам в некое национальное украшение, элемент культуры нации, в некий "бантик сбоку"). Сейчас все народы повернулись лицом к Исламу, а татары (бывшие мусульмане), наоборот, отходят от Ислама. И против этой тенденции не помогут никакие ухищрения, типа "татаризации" Ислама (директивы вести проповеди на тат. языке, обучение Исламу на тат. языке и т.д.). Сегодня уже русские мусульмане в татарских деревнях зовут татар (!!!) на молитву в мечети (произносят азан).
      А Батров , в добавок ко всему этому, пытается доказать необходимость встраивания Ислама в светскую систему, превращения дух. управления в чиновничий аппарат (допуская при этом даже возможность назначения на пост муфтия светского чиновника). Все это чуждо настоящему исламу и показывает, насколько эти ревизионисты-востоковеды далеки от понимания истинного (пророческого) Ислама.
      Ответить
      7
      • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
        Анонимно
        Ваше наивное мировоззрение просто удивляет. Нельзя религию ставить выше татарского народа. Нет такой нации - мусульманин. Вера во всевышнего должна укреплять татарскую нацию, а не разрушать ее. Многим татарам не нравиться чтение намаза не на родном татарском языке. Многим татарам не нравиться, что современные молодые богословы пытаются внедрить в татарское общество чуждые татарскому народу традиции, которые по сути своей ведут к уничтожению татарских традиций. Я получил традиционное татарское воспитание. Мой отец и моя мама для меня на первом месте, все остальное на втором.
        Карабай
        Ответить
        1
        • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Ну раз Голландия, то надо начать с легализации марихуаны что ли? Хоть кризис веселее переживать можно будет
      Ответить
      3
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Хомячки революций не делают.
      Хомячкам еда нужна а не свобода.
      Ответить
      19
      • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
        сразу видно пламенного революционера)))
        Ответить
        1
        • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Народ же у нас в большей массе (простите меня пожалуйста быдло)!!!Нормальные уехали в 90-х, 2000-х,2014.Остался так называемый остаток , серая масса , все мозги уехали давным давно !
      Ответить
      22
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Культура и уровень требовании в исламе очень высоки, воспринимают его многие люди и муллы на уровне своего уровня мышления" и пытаются внести в народ по своему уразумению и через свой карман.Статья как раз о том как можно интегрировать ислам в общество, что бы была концептуальная идеология влияющая на традиции,мораль и экономику, ведь все вороватые чиновники это мы ,это наше общество и только через изменение правосознание' ну в конце концов пусть перед Аллахом и перед людьми по вере они будут ответственны и это возможность создания у нас более справедливого общества. Религия это не постулаты, которые узнал полуграмотный бабай толкует его нам,Религия это Учение, включающее в себе абсолютно все аспекты жизни, поэтому если у вас есть вера это очень хорошо , это предполагает быть постоянно обучающимся терпимым и упорным человеком в достижениях своих целе!
      Ответить
      1
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      С молодёжи начать надо И парней и девушек . А то спиваются и авторитетов нет для них .
      Ответить
      5
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Буржуазная революция с Татарстана никогда не начнется.Здесь нет людей которые способны это сделать.
      Ответить
      11
      • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
        Анонимно
        Да вы хоть знаете что такое буржуазная революцию ????
        Власть мелких лавочников и рыночных торговцев. :-)))).
        В 21 веке, с атомными станциями, космодромами и прочими достижениями, буржуазные революции в принципе не возможны.
        Буржуазные революции проходили в Европе в 17-18 веках как реакция городского населения на тиранию аристократии.
        Ответить
        +1
        • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Буржуазная революция.... Это как - феодальный строй поменять на буржуазный или еще варианты?
      Ответить
      7
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Вот этих "странных" , которые помешаны в старой истории, надо всех собрать в " Булгар", и никуда их не пускать, пусть живут там! Достали уже, нормально жить не дают, без них разберутся, что в учебники включить, как во время СССР, дали волю и вот на этом жрут бюджетные деньги. Берсеннэн берсе кунелне чиктерэ торган, мэрхэмэтсезлэр! Народ концы сводит, они наслаждаются!(((
      Ответить
      8
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Ничего хорошего для татар в академии, курируемой из москвы, быть не может. Обходить ее стороной самый лучший вариант.
      Ответить
      10
      • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
        Анонимно
        Для вашего сведения дорогой татарищ, академию Болгар будут курировать не из Москвы, а из Саудовской Аравии.
        Это будет арабский мир с доставкой на дом.
        Ответить
        -4
        • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Рафаэль Мухаметдинов

      ОБ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ТРИАДЕ У ТЮРКСКИХ
      НАРОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ИСЛАМОМ
      Уважаемый Мурат Сиразин, видимо Вы путаете меня с Рафаэлем Хакимовым, который, действительно, защитил кандидатскую по теме научного коммунизма. Я же являюсь выпускником Восточного факультета Ленинградского университета по тюркологии и арабистике и 10 лет переводил труды Ш. Марджани с арабского языка.
      Нам не надо противопоставлять ислам татарскому национализму, то есть, татаризму. Так сложилось в нашей истории, что ислам составляет неотъемлемую часть нашей традиционной культуры. Наша культура по сути синкретична. Она уже с начала 20 века стала развиваться, опираясь на 3 основы: татаризм, ислам и модернизацию. Эта культурно-идеологическая триада красной нитью проходит в трудах и идеологических концепциях многих тюркских мыслителей, начиная с Ш. Марджан и кончая современными идеологами. Например, Ш. Марджани говорил, что прежде всего татарин должен знать свой татарский язык и татарскую историю, затем он должен ощущать свою принадлежность к мусульманской цивилизации, а также усваивать плоды современной европейской цивилизации.
      Далее в этом же русле развивали свои идеи представители татарского идейного движения, известного как джадидизм, И. Гаспринский и Ю. Акчура. Татарский же джадидизм являлся обновленческим движением, суть которого в идеолого-политическом плане сводилась к тому, что татарская элита пыталась создать гармоничный синтез ислама с национализмом и сопутствующей ему (национализму) модернизацией.
      Азербайджанец Хусеинзаде Али в 1907 году предложил 3 направления: тюркизм, исламизм, европеизм. В 1913 году известный турецкий идеолог Зия Гёкалп пишет труд «Тюркизироваться, исламизироваться, модернизироваться». Да и идеология Турции – кемализм, во многом построена на этой же триаде. К. Ататюрк лишь роль ислама в ней свел к минимуму, а Р. Эрдоган эту роль несколько увеличил. Но триада осталась.
      Такая приверженность к этой идее и ее историческая преемственность в течение целого века не случайна. Она отражает характер культуры тюркских сообществ, связанных с исламом, поэтому какие-то кардинально новые концепции развития выглядят искусственными и терпят крах. Главное, чтобы каждый тюркский мусульманский народ соблюдал естественные пропорции между частями этой триады, а эти пропорции у каждого народа могут быть своими.
      Ответить
      10
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Турция получила скачёк во времена Ататюрка, то есть при отделении государства от религиозных организаций. Этот герой статьи явно политизированный
      Ответить
      2
      • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
        Анонимно
        уважаемые о чем Вы говорите, все эти богословские рассуждения это от лукавого, попытка увести население от экономических неурядицах в стране. Простой народ еле концы с концами сводит, а миллиардеры как грибы после дождя. Наведите порядок в стране, потом разлаголствуйте!
        Ответить
        -1
        • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      про "за знаниями хоть в Китай" - это не Коран, а хадис.
      Ответить
      6
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Верните в мечети их дореволюционные архивы, или хотя бы копии. Тогда можно будет туда ходить знакомиться с историей своего рода. Для этого придется учить арабскую вязь. По другому необходимости не вижу.
      Ответить
      3
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Ислам это просоциальная религия и это хорошо видно в цитате Акчуры про помощь религии обществу и служения ему. Ислам это также удобная религия, например, очень удобно, когда твой культ отрицает суеверия, колдовство, магию и прочее язычество, когда подход пронаучный по своей религиозной сути.
      Ответить
      3
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Это каким образом общество построенное на криминально-клановой основе вдруг сможет стать буржуазным (рыночно-демократическим)? Если после октябрьской революции 1917г., в 20-х и 3--х годах большинство молодёжи жили ожиданием лучшей жизни, то сейчас этот вектор сменился на ожидание тревоги за будущее, как самих, так и их потомков! Ощущение того, что тучи на нашем горизонте только сгущаются.
      Ответить
      1
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Всяя эта фалсафа- для простого татарина болтовня В РФ жить трудно Страна находится в болоте вы рассуждаете как мещанин 20 века
      Ответить
      2
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Прав тот мэн, который рекомендует всех "странных" в заповедник определить и не пущать в круг обычных людей, обремененных обычными проблемами. Что за привычка, ей Богу, плутать среди всяческих измов и рассуждать о пассионарности и забитости. Какой-то нескончаемый вздор. Давным давно простейшие технологические схемы превращения поселян в граждан сформулированы - в граждан и мусульман 21 века. Начните с того пятачка, на котором стоит рядовой обыватель - с его участия в многоквартирном домовладении. И выращивайте его здоровые чувства собственника и гражданина до гражданства квартального, муниципального, республиканского и так далее. И не пускайте в сообщество граждан и их гражданских привилегий в виде социальных льгот людей, скажем, без ценза оседлости. Сами не заметите, как получится в результате и гражданин, и собственник, и патриот - улицы, квартала, города. И балансируйте издержки широкой и прямой демократией, прогрессивным местным обложением дорогой недвижимости и предметов роскоши, формируйте большие фонды общественного потребления, вообще местный социализм, но только для граждан. И вот тут то религия и сгодится, чтобы на манер кальвинистов создать строгие поведенческие императивы, которые поставят на место богатых и знатных. И чтобы деятели религиозные этими самыми гражданами выдвигались. Думается, граждане быстро сориентируются в учености светил с академическими дипломами, сообразят сильные и слабые стороны учености и подкорректируют академические программы - дадут "социальный заказ", чтобы религия способствовала развитию общества и не забивала головы молодежи унылым и пустым краснобайством. На этом фоне очень даже ясно станет, что пришлыми арабами не прикроешь собственную недозрелость.
      И ясные головы в религии сразу отыщутся и выйдут на первый план, оттеснят приспособленцев, которым все едино, из чьих рук кусок получать.
      Ответить
      +1
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Все может быть. Если такая машина как Советский Союз поломалась и распалась. А некоторым пора бы начать думать и мыслить самим, а не то что разжевывают и кладут в рот или заливают в мозг через СМИ. Восприятие совковское ещё в крови у многих.
      Ответить
      +1
      • ссылка на комментарий
    Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут.
    Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
    Правила модерирования.