Общество 
15.07.2017

Питрау-2017: «Эй, милый, так нельзя, пошли в шалаш»

Рустама Нигматуллина завели на брачное кряшенское ложе, Иван Егоров просил не запятнать наши ценности, а Элвин Грей появился за полночь

Вчера поздним вечером на поляне Тырлау в Мамадышском районе в 18-й раз прошел знаменитый «кряшенский Сабантуй», организуемый на родине главой «Ак Барс Холдинга» Иваном Егоровым. Что обнаружили татарстанские VIP'ы в «шалаше любви», почему на Питрау теперь встречают лето, а не провожают его, а также какой гонорар получила главная красавица праздника — об этом в материале «БИЗНЕС Online» из села Зюри.

У кряшен именно Питрау, по крайней мере в Мамадышском районе, является самым любимым  праздником У кряшен именно Питрау, по крайней мере в Мамадышском районе, является самым любимым праздником

«ЭТО, ГОВОРЯ СОВРЕМЕННЫМ ЯЗЫКОМ, БРЕНД»

«Найду ли я Зюри, как проеду к месту проведения республиканского фестиваля культуры кряшен Питрау?» — тех, кто впервые ехал на этот праздник, возможно, поначалу и мучал такой вопрос, но не при сворачивании с федеральной трассы М7 в сторону Мамадыша, потому что практически все машины ехали именно в это село, расположенное в 30 км от районного центра. Хотя День святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (официальное название праздника) приходится на 12 июля, республиканский фестиваль приурочили к выходным, ведь после ночных гуляний до утра было бы тяжело заступать на трудовую вахту.

В этом году торжества прошли, как и обычно, на поляне Тырлау. Интересно, но, что означает это слово, корреспонденту «БИЗНЕС Online» не смог объяснить первый попавшийся местный житель. Он недоумевал: «Тырлау и есть Тырлау». Лишь покопавшись в недрах всемирной паутины, удалось установить, что это означает «участок выделенной земли». К слову, интернет, так же как и сотовая связь, в этом году работал неплохо, хотя еще пару лет назад дозвониться из Зюри куда-либо было практически невозможно. Поляна встречала гостей воздушным шаром, на котором можно было покататься по маршруту «взлет — посадка», множеством торговых рядов, запахом шашлыка и предвкушением грандиозного события. У кряшен именно Питрау, по крайней мере в Мамадышском районе, является самым любимым праздником, хотя в селе Ташкирмень Лаишевского района, например, с размахом отмечают Троицу. Об этом поведала приехавшая оттуда гостья «кряшенского Сабантуя» Елена. А вот для народной артистки России Венеры Ганеевой именно Петров день — главный праздник этого самобытного народа.

В Зюри самым высокопоставленным гостем стал первый вице-премьер Татарстана Рустам Нигматуллин (слева), который привез с собой и ряд начальствующих особ В Зюри самым высокопоставленным гостем стал первый вице-премьер Татарстана Рустам Нигматуллин (слева), который привез с собой и ряд начальствующих особ

«Я стараюсь каждый год приезжать на Питрау. Мой папа — татарин, мама — кряшен. Я такой богатый на праздники человек, отмечаю как все мусульманские, так и кряшенские праздники. Хожу в церковь, ставлю свечки своим предкам, чтобы они упокоились на том свете. Питрау — это не просто ночной Сабантуй. Это, говоря современным языком, бренд. Это гордость республики», — сказала Ганеева «БИЗНЕС Online».

Известная своей наблюдательностью Венера Ахатовна отметила и главную особенность праздника в текущем году: «Про Питрау говорят, что на нем соловей, прощаясь с летом, поет в последний раз, а в этом году, наоборот, Питрау означает начало лета. Стало тепло, вышло солнце…»

На Тырлау было очень много коллег Ганеевой. Стояли, переговариваясь между собой, причем по-русски, артисты из Нагайбакского района Челябинской области. Как оказалось, молодежь родным языком владеет не совсем хорошо. Они называют себя нагайбаками. Женщина в возрасте, перейдя на татарский, уверенно заявляет корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Нас условно можно назвать кряшенами, но только не крещеными татарами, мы не татары». А между тем руководитель общественной организации кряшен Татарстана, генеральный директор ОАО «Холдинговая компания „Ак Барс“» Иван Егоров является членом исполкома всемирного конгресса татар. 


«МЫ ПРОВЕЛИ УЯВ, ХОТЕЛОСЬ ПОСМОТРЕТЬ, КАК НАШИ БРАТЬЯ-КРЯШЕНЫ БУДУТ ПИТРАУ ОТМЕЧАТЬ»

Каждый большой праздник в Татарстане начинается с приезда высоких гостей. Не стал исключением и Питрау. В этом году на грандиозных, но неофициальных народных гуляньях VIP'ы, само собой, были, но самых первых лиц республики не наблюдалось. Интересно, что в этом году и Сабантуй в Мингере, и праздник чувашской культуры Уяв наш правящий квартет — Рустам Минниханов, Минтимер Шаймиев, Алексей Песошин и Фарид Мухаметшин — проигнорировали, хотя в предыдущие годы посещали регулярно.

Вот и в Зюри самым высокопоставленным гостем стал первый вице-премьер Татарстана Рустам Нигматуллин. Он привез с собой и ряд начальствующих особ: министра сельского хозяйства и продовольствия Марата Ахметова, министра образования и науки Энгеля Фаттахова, министра здравоохранения Аделя Вафина, председателя Верховного суда Татарстана Ильгиза Гилазова и т. д. Деловито осматривал постройки на поляне Тырлау исполнительный директор Госжилфонда при президенте РТ Талгат Абдуллин, а председателя национально-культурной автономии чувашей республики, депутата Госсовета РТ Дмитрия Самаренкина привело в Зюри любопытство: «Мы провели Уяв, хотелось посмотреть, как наши братья-кряшены будут Питрау отмечать».

Дмитрия Самаренкина привело в Зюри любопытство: «Мы провели Уяв, хотелось посмотреть, как наши братья-кряшены будут Питрау отмечать» Дмитрия Самаренкина привело в Зюри любопытство: «Мы провели Уяв, хотелось посмотреть, как наши братья-кряшены будут Питрау отмечать»

Гостей водили по подворьям, наливали традиционную чарку, пели старинные песни. Любопытным зрелищем была импровизированная свадьба Анны с шахтером Ыштапаном (примерно так произносилось имя Степан на местный манерприм. ред.). Для молодоженов был приготовлен «шалаш любви». Как сказал ведущая, сооружение напрямую контачит с небом, если зайти внутрь, то сбываются все желания. Сначала чуть ли не силком она затащила туда главу Мамадышского района Анатолия Иванова, а потом и остальных. Последним из сопротивляющихся был Нигматуллин, но на словах «Эй, милый, так нельзя, пошли в шалаш» у первого вице-премьера воля была сломлена. После ухода начальства заглянувший в шалаш корреспондент «БИЗНЕС Online» обнаружил там две горящие свечи и подстилку с традиционным кряшенским орнаментом. Хорошо полежали, однако…

Ведущая чуть ли не силком затащила в шалаш любви сначала Анатолия Иванова (справа), а затем и Рустама Нигматуллина Ведущая чуть ли не силком затащила в шалаш любви сначала Анатолия Иванова (справа), а затем и Рустама Нигматуллина

«КРЯШЕНСКАЯ ПЕСНЯ В КОРНЕ ОТЛИЧАЕТСЯ»

Открылся праздник на центральном майдане с речи представителей православного и мусульманского духовенства. Благочинный Закамского региона протоиерей Андрей Дубровин напомнил собравшимся религиозную составляющую праздника: «Петров день — один из почитаемых праздников у кряшен. Он приурочен к празднованию Дня святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла и всегда проходил после окончания петровского поста, тогда, когда проводились последние летние игры, сельчане готовились к сбору урожая».

Благочинный Закамского региона протоиерей Андрей Дубровин напомнил собравшимся религиозную составляющую праздника Благочинный Закамского региона протоиерей Андрей Дубровин напомнил собравшимся религиозную составляющую праздника

Любопытно, но и имам мамадышской мечети «Рахимле» Нурислам Газизов, называя кряшен братьями, о самом празднике отозвался как об общем: «Питрау — это один из самых больших наших праздников». Иванов в своей речи отозвался о Петровом дне как об олицетворении крепкой дружбы представителей всех национальностей, а Нигматуллин весьма мудро заметил: «Он (Питрауприм. ред.) является одним из истинных проявлений исторической памяти, связующей нитью между прошлым и будущим кряшен».

Иван Егоров: «Народ не растерял богатое наследие, передает из поколения в поколение. Пусть дети тоже не запятнают наши духовные ценности, и в будущем будут достойно жить» Иван Егоров: «Народ не растерял богатого наследия, передает его из поколения в поколение. Пусть дети тоже не запятнают наших духовных ценностей и в будущем будут достойно жить»

Руководитель общественной организации кряшен Татарстана и главный организатор праздника Егоров (единственный из выступавших, кто говорил не по бумажке), родившийся в Зюри, напомнил об истории торжеств: «Вот уже в 18-й раз на поляне Тырлау рад встрече с вами. Давайте весело отдохнем на этом празднике на гостеприимной зюринской земле. У кряшен много древних праздников, обычаев и традиций. Народ не растерял богатого наследия, передает его из поколения в поколение. Пусть дети тоже не запятнают наших духовных ценностей и в будущем будут достойно жить. Хоть в этом году Господь теплых дней дал не так много, урожай созревает вроде неплохой. Если с позволения Аллаха соберем его, было бы хорошо».

Пожелав всем «небес ясных, скотины сытой и столов богатых», высокие гости приступили к награждениям. Так, звание «Заслуженный артист Республики Татарстан» получил певец Вадим Захаров, который не скрывал своих эмоций в разговоре с нашим корреспондентом: «Чувств и не передать. Все меня поздравляют, как на дне рождения, не могу понять, но радуюсь». По словам Захарова, у музыкальной культуры кряшен есть свои особенности: «Кряшенская песня в корне отличается. Есть свои приемы — музыка другая, но это трудно объяснить словами».

С окончанием официальной церемонии приступили к гуляньям и соревнованиям С окончанием официальной церемонии приступили к гуляньям и соревнованиям

ЭЛВИН ГРЕЙ ПООБЕЩАЛ, ЧТО ПЕРВЫЙ ПИТРАУ НЕ СТАНЕТ ДЛЯ НЕГО ПОСЛЕДНИМ

С окончанием официальной церемонии приступили к гуляньям. Параллельно шли состязания по поднятию гири, армрестлингу, ловле рыбы руками в воде (апостол Петр был рыбаком), перетягиванию каната и еще много чего. Ну и борьба корэш, конечно, как же без нее. В Зюри съехались сильнейшие борцы Татарстана. Победителей в своих категориях ожидал щедрый подарок от «главного кряшена республики» — автомобили. В результате две машины достались землякам Егорова — мамадышцам Булату Юнусову и Константину Морозову, третью выиграл спортсмен из Казани Булат Мусин. Потом они состязались между собой — звание абсолютного батыра досталось Морозову.

В Зюри съехались сильнейшие борцы Татарстана В Зюри съехались сильнейшие борцы Татарстана

А вот у победительницы другого ключевого соревнования — «Кряшен чибяре» («Кряшенская красавица» прим. ред.) — призовые были чуть скромнее. Жительница Елабуги Екатерина Максимова вместе с серебряной короной увезла с собой и 50 тыс. рублей. Оказалось, что мисс «Питрау-2017» семь лет назад уже принимала участие в конкурсе, заняв второе место, но удача ей улыбнулась только сегодня под утро: «Мне до сих пор не верится, что я выиграла. Для меня это большая ответственность, я безумно рада. Яркое воспоминание детства — грандиозные застолья, сопровождавшиеся протяжным пением родных, которое я пыталась повторить. Хотя ни в одном фольклорном коллективе я не пела, но жизнь моя всегда была связана с ансамблем „Ак каз“ города Елабуги, в котором пели мои родители».

Кряшенская красавица вместе с серебряной короной увезла с собой и 50 тысяч рублей Кряшенская красавица вместе с серебряной короной увезла с собой и 50 тыс. рублей

Со сцен звучали народные композиции кряшен, но сюрпризом стали поп-ветераны из ВИА «Синяя птица», которые под аплодисменты исполнили популярные хиты прошлого: «Там, где клен шумит….», «Ты мне не снишься, я тебе тоже»... Молодежь зажигала на площадке «Питрау пати». В 19:30 там ждали Элвина Грея. Но популярный исполнитель как настоящая звезда заставил себя ждать несколько часов, в результате уже за полночь выступив на большой сцене торжества. «Честно, не ожидал увидеть здесь такого скопления людей», — произнес в микрофон певец и обещал, что первый для него Питрау будет не последним. На дворе была ночь, но праздник на Тырлау и не думал завершаться…

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (72) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.07.2017 12:53

Молодцы кряшены :)
Бик яхшы байрам!

  • Анонимно
    15.07.2017 12:45

    Прекрасный праздник.
    Настоящий, народный, искренний.
    Прекрасный репортаж.
    Подробный и познавательный.
    Прекрасные фотографии.
    На них веселый, доброжелательный народ.
    Даже озабоченные лица руководителей не могут испортить праздника.

  • Анонимно
    15.07.2017 12:53

    Молодцы кряшены :)
    Бик яхшы байрам!

    • Анонимно
      15.07.2017 15:20

      Внесу ясность,кряшены-это не крещенные татары,а совершенно самостоятельная народность со своей историей и культурой! Посмотрите внимательно на их лица-они и близко не похожи на татар...но и на русских тоже!!!

      • Анонимно
        15.07.2017 15:50

        А язык у них свой есть?

        • Анонимно
          15.07.2017 16:10

          Тюркский как и у татар и у башкир и т.д и т.п.

          • Анонимно
            15.07.2017 17:07

            Ну не надо лукавить Кряшены разговаривают на чистом татарском языке. Если башкирский и татарский отличаются произношением некоторых слов, то кряшены говорят, один в один, как татары.

            • Анонимно
              15.07.2017 18:24

              17 07 И вы хотите сказать ,что и Башкиры это те же сами Казанские татары?

            • Анонимно
              15.07.2017 18:43

              Кряшены это потомки Ногайцев .И к Татарам Казанским абсолютно никакого отношения не имеют.Вы грамотеи,хотя посмотрите как одеваются ,что едят,как поют,танцуют Кряшены.Скажите ,что в них есть Татарское??? Языком молоть ,не мешки таскать.

              • Анонимно
                15.07.2017 21:38

                Татары, пресекайте попытки делить наш народ. хватит уже, мы единый Татарский народ!

              • Анонимно
                16.07.2017 06:46

                Ногайлар мусульмане! Из тех же племен сформировались что и татары! Мы по сути один народ!

                • Анонимно
                  16.07.2017 17:11

                  (((((Ногайлар мусульмане! Из тех же племен сформировались что и татары! Мы по сути один народ!))))))))) И Негры есть мусульмане.И что из этого ??С ними тоже один народ?????

      • Анонимно
        15.07.2017 17:14

        Это крещеные татары.

        • Анонимно
          15.07.2017 18:21

          /Это крещеные татары./
          Это принявшие добровольно Православие Тюрки. И ни какие не Казанские татары.Сами Казанские татары , это смесь Тюрков с Чувашами и Мари.Раньше были на востоке Татарстана Типтяры.Сейчас их почему то называют тоже Татарами.Хотя они создавались из многих народов Поволжья.

      • Анонимно
        16.07.2017 04:37

        Не выдумывайте, у крященых татар встречаются точно такие же антропологические типы, что и у поволжских татар: понтийский, светлый европеоидный, сублапоноидный, монголоидный.

    • Оптимист
      16.07.2017 06:12

      С праздником братья кряшены!

  • Анонимно
    15.07.2017 13:25

    модно сейчас олигархам пиариться на всем

  • Анонимно
    15.07.2017 13:49

    Какие красавицы! Выбор, видимо, был труден!

  • Анонимно
    15.07.2017 13:57

    С праздником кряшены!

    P.S. Девчонки красивые, надо в Зюри за женой съездить))

  • Анонимно
    15.07.2017 17:55

    Да, верно. Язык татарский,но наречье отличает нас от татар. Старательными усилиями руководства республики в 50-ые годы,изменили у населения наречие. Мне приятно слушать мягкий говор наших бабушек,чем грубоватый говор сегодняшнего татарского языка.

    • Анонимно
      15.07.2017 19:01

      Да,да в 53м руководство республики ездило по деревням с киямкой и старательно изменяло чудо наречие.Делать им больше нечего было.

      • Анонимно
        15.07.2017 19:21

        Нет не ездили по республике .Для этого было ТАТАРСКАЯ ШКОЛА.Где все были обязаны писать,читать и разговаривать тоже по ТАТАРСКИ.Это вот было .Сам учился в такой школе.

        • Анонимно
          15.07.2017 19:52

          автору от 19 21 Что верно ,то верно .Вот таким образом уничтожалось,искоренялась наша культура и наш Язык.И насаждалась нам чужое,не наше,не родное.

        • Анонимно
          15.07.2017 20:00

          Может вы все-таки Башкир?

          • Анонимно
            15.07.2017 20:05

            (Может вы все-таки Башкир?) Может по вашему умозаключению,по вашим многолетним наблюдениям и по опыту и Башкиры празднуют Петров День????

            • Анонимно
              16.07.2017 12:06

              Ну может вы православные башкиры?) Не хотите быть кряшен татарлары,, значит вы башкиры.

        • Анонимно
          17.07.2017 00:24

          Ужас какой-то! Крещённые татары жалуются, что их насильно учили в ТАТАРСКОЙ школе, татары жалуются, что их насильно учили в РУССКОЙ школе. Не переживайте ЕГЭ все и всех сравняет с уровнем плинтуса!

    • Анонимно
      16.07.2017 05:33

      Как у всех более-менее больших народов, у татар существуют разные диалекты, но если в каждом селе будут преподавать согласно своем говору, то рано или поздно это выльется в то, что люди из разных регионов не смогут друг друга понимать. Поэтому для преподования языка во всех странах всегда берется один стандарт какого-нибудь определенного региона, как правило столицы, или берется диалект, который наиболее распространен. По-моему, это вполне разумно.
      Потом, на татарском языке, как впрочем и на любом другом языке, можно разговаривать как мягко, так и грубо. Это больше от человека зависит. Мне вот тоже приятно слушать как мои бабушки-мишарки болтают, но это не отнюдь из-за того что "у населения изменили наречье".

  • Анонимно
    15.07.2017 18:51

    Ни чего не имею против ,но зачем придумывать что это древний народ.Исторический факт что это крещеные татары.Знаем мы уже один новый,древний народ "укры".

    • Анонимно
      15.07.2017 19:43

      18 51 Скорее наоборот.Это ВЫ ,превзошли Укров .Аж в Китае нашли ВЫ свои корни.Ладно Китайцы не читают ВАШИ сказки ,несколько миллиардов Китайцев начнут смеяться одновременно.Что будет???

    • Анонимно
      17.07.2017 00:25

      Верно подмечено))) все хотят величия!

  • Анонимно
    15.07.2017 19:24

    Мне всё более и более думается, что "кряшены" на самом то деле и есть настоящие волжские болгары, спасшиеся от насильственной исламизации. А та часть волжских болгар и частично кипчаков, что не спаслась от неё - стали называть себя "татары"! То что "кряшены" никогда не были мусульманами - это я думаю всем понятно! С Петровым днём!

    • Анонимно
      15.07.2017 19:38

      Странно что Вам сегодня в выходной"все более и более"думается.Надо не думалку принимать Уважаемый , а историю изучать.

      • Анонимно
        15.07.2017 20:00

        И что говорит Хистория Ваша??Всеми уважаемые Ученые мужи татарские.Каюм Насыри и Марджани их Кряшен перечисляли к Угро -финнам .НО никак не к татарам.Это вот вот факт.

      • Оптимист
        16.07.2017 06:23

        Красивые люди.
        Красивый праздник

    • Анонимно
      15.07.2017 20:07

      Вообщето летопись упрямо твердит что была насильственная христианизация дорогой наш настоящий булгарин.

      • Анонимно
        15.07.2017 20:36

        Еще в 1970-е гг. Е.А. Халикова, занимавшаяся проблемами исламизации волжских булгар, приводила неопровержимые факты из письменных источников, нашедшие подтверждение и в материалах археологии, о более раннем проникновении ислама в Среднее Поволжье. Она ссылалась при этом на сообщения арабского географа Ибн Русте, писавшего свой труд в 903 – 912 гг. (сведения о булгарах, естественно, относятся к еще более раннему времени), о том, что большая часть булгар уже мусульманизирована и «есть в их селениях мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами...

    • Анонимно
      16.07.2017 06:04

      Если бы они были бы "настоящими волжскими болгарами, спасшимися от насильственной исламизации", то они бы сейчас верили в Эдфу. Или у Вас есть новые сенсационные данные о том, что Волжская Булгария до Ислама была Православной? И про насильственную исламизации волжских булгар и кипчаков приведите, пожалуйста, источники.

  • Анонимно
    15.07.2017 20:29

    Вообще то летопись говорит и о том ,что после насильственной христианизации.Которая не дало результат.При Екатерине 2 разрешили вернуться обратно в лоно Ислама.С чем и татары воспользовались.То есть вернулись обратно ,откуда пришли.Вот так дорогой вы наш ,но не знаю кто вы.

  • Анонимно
    15.07.2017 21:32

    На праздниках зримо нерушимое единение власти и народа

  • Анонимно
    15.07.2017 22:16

    Предки татар-кряшен - ногайские татары, так же, как и у нагайбаков. Предки сегодняшних татар-кряшен никогда не были в Исламе, будучи язычниками, они приняли от миссионеров христианство, минуя Ислам, и никогда не предавали нашу религию, они остались при своей вере, ревностно охраняя родной татарский язык. Это такие же татары, как и мы! Мы - единый народ.

  • Анонимно
    15.07.2017 23:32

    Как известно, основой культового языка христиан-кряшен с середины 19 в. стал разговорный язык кряшен, на который и были переведены основные богослужебные тексты. Эта была принципиальная установка Н.И. Ильминского – переводить Священные тексты и богослужебные книги на понятный всем кряшенам родной разговорный язык. Сам Ильминский и работавшие с ним переводчики опирались в своей практике на общетюркские лексические элементы, избегая при этом обращения к языку исламизированных татар. Собственно, это и явилось причиной того, что тюркский язык христиан-кряшен имеет существенные расхождения с литературным языком татар. Язык последних развивался на основе поволжского варианта старотюркского литературного языка «тюрки», ориентированного на отражение исламской идеологии и характеризующегося исключительным обилием арабизмов и фарсизмов.

    Различия между указанными языками прослеживаются на всех уровнях, но наиболее показательны как раз в сфере лексики. В языке кряшен сохранилось значительное количество собственно тюркских слов: куремче ‘знахарь’, чиру ‘войско’, ойрятеуче ‘учитель, тын ‘дух’, аракы ‘вино’, жазык ‘грех’, бойорок ‘закон’, ой ‘дом’и д.р. С другой стороны, арабско-персидские заимствования занимают сравнительно небольшое место. В языке христиан-кряшен имеется ряд заимствований из русского языка, которые, впрочем, подвергались значительной адаптации: Раштау ‘Рождество’, Элжин ‘Ильин день’ и под. Но в целом, религиозная терминология была выработана на основе тюркской лексики, в то время как в татарском языке она восходят к мусульманской, т.е. арабо-персидской традиции.

    • Анонимно
      16.07.2017 11:46

      Все это нормальные татарские слова. Во многих регионах проживания татар их используют. Возьмите нормальный словарь татарского языка. Например на юге Татарстана, в Нижегородской области говорят аракы (вино, водка) и ой (дом). Взять тот же русский язык в разных регионах разный диалект, говор и разные слова используют. Но это не говорит о том что языки разные. А на вашем примере даже отличай никаких нет.

  • Анонимно
    15.07.2017 23:46

    Насчет татарского алфавита и чистого татарского языка , о которых некоторые комментаторы тут высказываются о кряшенях -попросити министра образования ,как появилься современный татарский алфавит ? После арабского до революции ,попыпыток привить латиницу была принята кириллица на тюркском языке , на которых учили в кряшенских школах (этих школ у кряшен было около 200 и была Центральная кряшенская и региональные братские школы , где готовили учителей и составляли учебные пособия) и на основе кряшенской школьной программе и появилься современный татарский алфавит . Были подправлены под арабское наречие лиш несколько букв и ударений. До войны 41-45 г . и после войны до 80-х годов учителями в татарских деревнях в подавляющем большинстве были кряшены ,выпускники Центральной кряшенской школы и братских школ, которые готовили учителей начальных школ. Делайте выводы господа , опираясь на ФАКТАХ и на исторических ,документах ,кряшены не татары , а самостоятельный самобытный тюркоязычный православный народ . У кряшен и татар очень много общего и ценного многовекового совместного добрососедского проживания на просторах Поволжья и Приуралья -и праздник Питрау -доказательство этого!

    • Анонимно
      16.07.2017 12:04

      История кряшен 15-20лет. До этого знать не знал ни кто про кряшен, были только крещеные татары.

  • Анонимно
    16.07.2017 00:20

    Кряшены - это крещенные татары. После завоевания казанского ханства. Факт крещения некуда не деть и насильственно крещенные татары никуда не делись. Достаточно поискать и почитать про миссию Ильминского и Новокрещенскую контору. Есть архивные данные. Известно какая деревня когда была насильственно крещены. Известны и те кто потом перешли обратно в ислам. Можно найти данные про любую деревню. Далеко не все возвращались в ислам потому что из-за этого терялись многие привилегии, вплоть до лишения земли и высылки. Та же деревня Зюри когда-то была важнейшим мусульманским центром Казанского ханства. Зюрейская Даруга.

    • Анонимно
      16.07.2017 12:01

      Коротко и ясно.Исторические факты упрямая вещь.

    • Анонимно
      16.07.2017 12:15

      Я тоже удивляюсь тем , кто говорит, что кряшен татарлары - нетатары. А куда тогда делись те, кого насильно христианизировала Новокрещенская контора?

      • Анонимно
        16.07.2017 15:22

        Даже близко кряшены не татары! Более того, татары - это уже нация, а кряшены - народ! И не путайте новокрещенных при Екатерине 2 и старокрещенных ещё до прихода И. Грозного. А что касается татарской нации её и пытаются создать из всех, кто для этого хоть как-то подходит! До 1926 г кряшены юридически были отдельным народом, и 100% будут снова!

        • Анонимно
          16.07.2017 16:33

          15.22 А вы кряшен? Или от их имени выступаете?

        • Анонимно
          16.07.2017 16:45

          Не будьте наивными - не будет никаких кряшен. Татары в последней стадии ассимиляции. Исчезнут татары и татарский язык автоматически исчезнут и кряшены. Невозможно сохраниться не имея городов с подавляющим большинством. Все малые народы России ждет жесткая ассимиляция. Посмотрите на статистику последних лет. Все народы катастрофически сокращаются по численности и ареалу. Возьмите любую область и сравните количество чувашей, татар, марийцев, мордвы по сравнению с 1989 годом.

        • Анонимно
          16.07.2017 18:01

          15 22 ДА , Мы народ и им будем.

    • Анонимно
      17.07.2017 05:59

      Читай про Зюрейскую даругу.
      Мусульманского там ничего не было.
      Чуваши там жили

  • Оптимист
    16.07.2017 06:16

    Девушки красивые...
    И народ добрый

    • Анонимно
      16.07.2017 12:40

      Да, татарский народ добрый. Как и любой народ по своей природе.

  • Анонимно
    16.07.2017 09:57

    Хороший праздник. Немного удивляет обилие руководящих мужей в костюмах и галстуках, не вписываются в тему праздника. Надо было их в футболки что ли нарядить. Странно выглядит. А репортаж тоже хороший, фотки удачные, респект фотографу!)

  • Анонимно
    16.07.2017 11:56

    Факт о насильственном крещении татар так и остаётся фактом и отдельного от татар народа кряшен просто-напросто нет. Есть крещёные татары! Смена вероисповедания никак ни связана с национальностью человека. Я считаю, что это попытки расчленить татарскую нацию на отдельные мелкие народности, чтобы потом проще было ассимилировать. Принцип разделяй и властвуй никто еще не отменял. Любой специалист скажет что у этнической группы составляющей меньше определенного процента нет шансов. Она будет ассимилирована. Поэтому и хотят разделить татарский народ. Откусывать от него по кусочку (кряшены, мишары, тептяры). Такие небольшие куски легче переваривать в желудке - читай ассимилировать эти куски.

    • Анонимно
      16.07.2017 13:53

      Согласен, так и есть. Если были бы отдельным народом уже и не существовали из за малочисленности в том виде в таком густонаселенном месте. Здесь же не Сибирская тайга.

    • Анонимно
      17.07.2017 00:37

      Очень хорошо мысль выражена! Неужели не понятно, что кряшен-это сокращение от крещёный татарин? Слово татарин убрали, тк не хочется как бы примыкать к большой нации, хочется выделиться, величия себе придать!

      • Анонимно
        17.07.2017 08:47

        Друг любезный! Вот Вы тут задираете кряшен, а ведомо ли Вам, что означает слово "татар" на старославянском языке? Запоминайте - это всадник в легкой русской коннице. Татария - это сама конница. Татарстан - место где остановилась конница. Татарин - сын (потомок) всадника служившего в татарии. В русском понимании татары могут быть и русские, а не обязательно мусульманские или тюркские. Так что я не понимаю вашего восторженного с придыханием отношения к этому слову. Оно всего лишь старорусское слово взятое в самоназвание вашей относительно молодой нации. Не обижайте, кряшен, этот народ древнее вашей нации!

  • Анонимно
    16.07.2017 14:40

    На обширном лингвистическом, археологическом, историческом, этногеографическом, географическом и антропологическом материалах обоснованно доказана общность русичей (славян) Черкессии, взаимосвязь скифов-сарматов, Алании, Готов-РУССОВ, Гуннов и Тюрков, общность их религии: христианства и древнерусской письменности. Ответы казаков, "Я, казак!", "Я, кряшен!" – это их ответы исторической, генетической, географической памяти, стремящейся к показу того, что корни русских, казаков, кряшен – славянские, берущие своё начало в ДУХОВНОЙ ВЕДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ и образе жизни, но из-за огромного разрыва пространственно-временных промежутков внешние признаки славянства в разных исторических углах ТЕРРИТОРИИ действия Вед славянского фундаментализма оформились у славян, которые называют себя русскими по-другому, у казаков – рыцарей древнего славянства – по-иному (язык русский), у нагайбаков (кряшен) – тоже иначе, но язык татарский и русский). И древний бог КРЫШЕНЬ, которого не помнят. ИСТОРИИ Русичей, Славян, Русских и Кряшен, Казаков – берущих свое начало от Всевышнего и его богов, которые были, есть и будут: Род, Крышень, Вышень, Даждьбог…из работы Свиридово Андрея Александровича
    Издательство: Аркаим – Южноуральск – Москва, Агентство CIP Челябинской ОУНБ
    ISBN: 978-5-87184-408-3
    Год издания: 2007

  • Анонимно
    16.07.2017 21:10

    Хороший праздник, сколько ушло бюджетных денег, а весь бюджет в руках Иванова, в районе нет работы, все предприятия в руках главы, очень низкая зарплата 7-8 тыс.руб. Наверно гости много привезли, тем более у Абдуллина там тоже большие дела, главный "атакай" района рулит.

    • Анонимно
      17.07.2017 15:16

      Мне один из служащих штаба коммунистов в Казани рассказывал своё мнение (он работал некоторое время в комитете по приватизации): "Наши руководители, сплошь выпускники аграрного, их стихия - Сабантуй, совместные гулянки, протаскивание родственников и сотрапезников. В экономике и нефти они сами не разбираются, поэтому инкорпорировали умных ребят, Сёмина и других..." Этот же служащий знал Сёмина в 80-е годы. Как попёрли его из ВЛКСМ, и пригрели совсем тогда ещё мальчишку при обкоме партии. Сами удивлялись, как он потом развернулся...

  • Анонимно
    16.07.2017 21:28

    Али.

    Сколько стоит сей праздник и за чей счёт....?
    Как минимум 1-2 млн $

    • Анонимно
      17.07.2017 01:45

      копейки сабантуй же

    • Анонимно
      18.07.2017 14:39

      (((((((((((((((((Али.

      Сколько стоит сей праздник и за чей счёт....?
      Как минимум 1-2 млн $)))))))))))))))))) Это вы спросите кто проводил Сабантуй в Париже.

  • Анонимно
    16.07.2017 21:52

    Может кредит в ТФБ взяли, сразу на все сабантуи и другие мероприятия. оба руководителя в прекрасных отношениях.

  • Анонимно
    17.07.2017 08:50

    Сплошь филологи, этнологи и этнографы в комментариях.
    Через одного.
    И каждый доказывает недоказуемое при этом громко стуча себя кулаками в грудь и роя землю копытом.
    А спокойней нельзя?!
    Чего это все и всем пытаются доказать-обосновать?
    Ну знаешь свои корни - живи спокойно и счастливо, игнорируй чужие, навязываемые тебе мнения. Не надо на баррикады лезть!

  • Анонимно
    17.07.2017 09:03

    Первый раз поучаствовал на этом празднике, очень понравилось. Молодцы. С праздником.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль