Общество 
20.07.2017

«Наш акцент на пассажирских перевозках Китаю неинтересен»: китайцы охладели к ВСМ?

РЖД попробует найти в бюджете России 400 млрд рублей на строительство магистрали

«Между Москвой и Казанью дороги существуют, можно доехать на поезде, машине и долететь на самолете. При строительстве ВСМ речь идет о том, чтобы добираться быстрее с большим комфортом. А это везде в мире — вопросы частного бизнеса», — вот так с прохладцей отнеслись эксперты «БИЗНЕС Online» к идее построить ВСМ Москва — Казань с привлечением бюджетных денег. Потянет ли казна новые траты весом в два годовых бюджета Татарстана и не постигнет ли проект судьба «Аэроэкспресса», возившего «воздух»?

История создания высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань совершает очередной исторический маневр История создания высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань совершает очередной исторический маневр Фото: ©Владимир Астапкович, РИА «Новости»

НОВЫЙ ПОВОРОТ: ВСМ ПОСТРОЯТ ЗА ГОССЧЕТ?

История создания высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань совершает очередной исторический маневр. В схеме финансирования проекта, который может обойтись в 1,288 трлн рублей и доныне планировался как исключительно коммерческий, может появиться бюджетная составляющая — 400 млрд рублей (то есть примерно треть от стоимости) планируется привлечь из бюджета страны в виде капитального гранта, то есть безвозвратных субсидий. Об этом сообщает РБК со ссылкой на свои источники. Якобы эти планы уже оформлены в виде красочной презентации компании «Скоростные магистрали» — «дочки» РЖД.

Напомним, первоначально в 2013 году ВСМ рассчитывали запустить за 1 трлн рублей, при этом примерно 50% должно было предоставить государство в виде субсидий и средств из фонда национального благосостояния (ФНБ). В 2015 году на фоне санкций и дефицита бюджета схему финансирования пересмотрели — вплоть до полного отказа от госфинансирования ВСМ на этапе строительства. Тогда же «Скоростные магистрали» договорились, что существенную сумму предоставит Китай.

В середине 2016 года схема финансирования проекта складывалась следующим образом: 504 млрд рублей давали китайские инвесторы (104 млрд из них в виде вклада в акционерный капитал), 150 млрд — ФНБ. Еще 140 млрд РЖД планировали привлечь через инфраструктурные облигации, на 132 млрд — взять коммерческие кредиты, 90 млрд получить из негосударственных пенсионных фондов и еще 50 млрд рублей взять у государства на возвратных условиях. Кроме того, 50 млрд рублей планировалось привлечь в акционерный капитал от частных инвесторов и РФПИ. Осенью 2016 года в этот винегрет из инвестиций добавился еще один ингредиент — консорциум «Немецкая инициатива» (в него входят, например, Siemens, Deutsche Bank, Deutsche Bahn) посулил 224 млрд рублей.

Бюджетные же средства планировалось подключить на этапе эксплуатации ВСМ — всего 643,2 млрд рублей в течение первых 11 лет. Этими деньгами предполагалось компенсировать концессионеру выпадающие доходы.

Финансовый «пирог» ВСМ теперь выглядит следующим образом: все те же 504 млрд. рублей — от китайских инвесторов, 224 млрд. — от  немецких партнеров, а также более 600 млрд. — из прочих источников Финансовый пирог ВСМ теперь выглядит следующим образом: все те же 504 млрд рублей — от китайских инвесторов, 224 млрд — от немецких партнеров, а также более 600 млрд — из прочих источников

ГДЕ НАЙТИ ДВА ГОДОВЫХ БЮДЖЕТА ТАТАРСТАНА?

Но, согласно новым планам РЖД, деньги из бюджета потребуется изыскать уже на этапе строительства. И нужно на это ровно 400 млрд рублей. При этом от денег частных инвесторов отказываться не станут. Финансовый пирог ВСМ, согласно презентации «Скоростных магистралей», теперь выглядит следующим образом: все те же 504 млрд рублей — от китайских инвесторов, 224 млрд — от  немецких партнеров, а также более 600 млрд — из прочих источников. Но это предельные значения, установленные лимиты инвесторами могут быть не достигнуты, считают в компании. При этом в случае если государство выделит 400 млрд рублей на этапе строительства, то 643 млрд рублей на этапе эксплуатации уже могут не понадобиться, считают в РЖД. Отчасти это объясняется и пересмотром прогнозов по трафику пассажиров: если первоначально на участке Москва — Казань к 2030-му ежегодно планировалось перевозить 15,8 млн человек, то теперь цифру скорректировали до 17,5 миллионов.

Впрочем, пока все это лишь внутренние расчеты компании и еще неясно, найдут ли они поддержку в правительстве. Однако в лоббистских способностях РЖД сомневаться не приходится. Так что впору задаться вопросом: а стоит ли тратить средства, эквивалентные двум годовым бюджетам Татарстана, на проект со столь длительными сроками окупаемости сейчас, когда бюджет и так трещит по швам? Неясно также, откуда взяли цифру в 17,5 млн пассажиров. Для наглядности: это означает, что каждый житель республики, включая грудных младенцев, инвалидов и людей преклонного возраста, более двух раз в год совершит скоростной путь из Казани в Москву и обратно (точнее — 4,5 поездки в год). Не получится ли повторения истории с «Аэроэкспрессом», который пытался запустить скоростные поездка от ж/д вокзала Казани в аэропорт, а сейчас направление обслуживается простыми электричками, и по факту они возят воздух.

Интересно, что министр экономического развития РФ Максим Орешкин, выступая на «Иннопроме-2017», сообщил Gudok.ru , что вскоре будет представлена программа по привлечению частного капитала через инфраструктурную ипотеку: «Мы отходим от финансирования строительства инфраструктурных проектов за счет бюджетных средств в пользу привлечения частных ресурсов. Обслуживать и гасить задолженность будут за счет получаемых бюджетных эффектов. Это будет финансирование, растянутое на годы».

Вадим Хоменко: «Изначально скоростная трасса задумывалась, как «Москва-Пекин». А если мы уходим от этого положения, начинаем мельчить, то конечно, китайская сторона будет воздерживаться от вливаний денег» Вадим Хоменко: «Изначально скоростная трасса задумывалась как Москва — Пекин. А если мы уходим от этого положения, начинаем мельчить, то, конечно, китайская сторона будет воздерживаться от вливаний денег»

«ЕСЛИ ПРОЕКТ НЕ НУЖЕН И ОН НЕ ОКУПАЕТСЯ, ЗАЧЕМ НА НЕГО ДОЛЖНО ТРАТИТЬСЯ ГОСУДАРСТВО»

Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин в беседе с «БИЗНЕС Online» заявил, что не видит при нынешних условиях экономической целесообразности в проекте ВСМ: «Конечно, для Казани и Татарстана проект важен, если бы я жил у вас, я бы его поддерживал. Но если смотреть в целом на положение в стране, то не вижу в нем смысла. Во-первых, он очень дорогостоящий и, думаю, не окупится. Если бы он окупался, то туда частные инвестиции наверняка бы пришли. А раз просят деньги из госбюджета, значит, он не рассматривается как перспективный с коммерческой точки зрения. Китайцам, думаю, он не нужен совершенно. Теоретически можно  предполагать, что ВСМ доведут до Китая, но понятно, что для этого надо очень долго строить, много денег вкладывать в нерентабельный проект. Не думаю, что китайцы заинтересованы в столь долгосрочных инвестициях. Они могут говорить, что заинтересованы, но это не значит, что они готовы дать денег. А брать деньги из бюджета на такой проект означает, что надо будет закрыть «лишние» университеты, не повышать зарплаты бюджетникам, то есть сокращать какие-то важные расходы — я против таких вещей. Я вообще против того, чтобы государство вкладывало деньги в инвестиции, которые по идее должен вести частый сектор. Если он нужный для страны, то этот проект окупится, а если он не нужен и не окупается, зачем на него должно тратиться государство?» На замечание о том, что создание дорожной инфраструктуры как наиболее капиталоемкой сферы традиционно лежит на плечах государства, Травин указывает, что ВСМ не единственный путь из Москвы в Казань: «Между Москвой и Казанью дороги существуют, можно доехать на поезде, машине и на самолете долететь. Если речь идет о регионах, где нет дорог, — это другое дело. А здесь дороги есть, речь идет о том, чтобы добираться быстрее, более комфортно. А это везде в мире — вопросы частного бизнеса».

Скептически оценил в беседе с «БИЗНЕС Online» идею ВСМ и член-корреспондент Академии наук РТ Вадим Хоменко: «Изначально скоростная трасса задумывалась как Москва — Пекин. На нее китайцы соглашались давать деньги, так как она им очень интересна, по сути, речь идет о модернизации Транссиба. Что же привлекает Китай? Он заинтересован в том, чтобы вывозить грузы через сушу, пробить транспортный коридор, чтобы хотя бы 20 процентов китайских грузов в Европу шли транзитом через Россию. Что же касается пассажирских перевозок... 30 часов скоростного хода [до Китая] — это много, люди как летали, так и будут летать самолетами на этом расстоянии. Поэтому вопрос пассажирской загрузки магистрали есть, но основное — это грузовой оборот. А если мы уходим от этого положения, начинаем мельчить, то, конечно, китайская сторона будет воздерживаться от вливаний денег».

Ученый замечает, что китайцы строят сегодня по всему миру, пробивая себе глобальные логистические тропы, а Россия лежит как раз посередине пути в Европу, так что она необходима Китаю для прокладки трассы. Но если мы начинаем делать излишний акцент на пассажирских перевозках на коротких расстояниях, китайцам это не интересно, поэтому получить что-то с китайских партнеров можно, только сделав акцент на грузоперевозках, а пассажирские могут быть приятным дополнением к общей картине — так сказать, вишенкой на торте. Иначе мы потеряем потенциальных инвесторов. «И еще момент — Китаю необходим контроль, он почти везде работает на условиях концессии, так что этот объект трассы в процессе эксплуатирования будет находиться под контролем Китая», — предупреждает Хоменко.

Ученый полагает, что ВСМ может оказаться не совсем удобной для пассажиров элементарно с точки зрения расписания: «Людям нужно прибыть в Москву, скажем, в 7 часов. Если поезд идет четыре часа, то нужно сесть в поезд в три часа ночи. Это неудобно. Удобнее сесть в 10 часов вечера в поезд, поспать и свеженьким приехать в Москву, дела сделать и обратно вечером уехать. Но если берем дальше [Москва — Екатеринбург], человек будет находиться в высокоскоростном пути 8 - 10 часов, там уже можно успеть отдохнуть, поэтому трассу строить нужно. Если через Челны она пойдет, то для Татарстана основная идея должна быть — дать возможность вывозить грузы и товары из зоны «Иннокама», химические, нефтехимические продукты. С этой точки зрения понятно, для чего это нужно».

В определенной степени заявка на бюджетные 400 млрд может говорить об охлаждении китайцев к идее вкладываться в ВСМ, считает он: «У Китая есть свои принципы, и он их придерживается. Когда российская сторона медлит с проектами, Китай демонстрирует возможность реализации других проектов. Как в прошлом году — взял и прогнал маршрут «Шелковый ветер» — через юг Казахстана. Это демонстрация того, что можно и так возить! Китай все равно будет пробивать логистическую сеть, и наша медленная скорость китайцев не устраивает, поэтому есть замедление и с их стороны, так что и российский бюджет вынужден находить дополнительные средства. Нам важно не отпугнуть потенциальных инвесторов. Строить пути всегда нужно, без дорог, транспорта развивать что-то невозможно. Но делать это нужно разумно. А то построим — и неизвестно, будет ли это окупаться пассажиропотоком».

Экономический эффект, который планируется от реализации проекта ВСМ в Татарстане, оценивается в 345 млрд. рублей Экономический эффект, который планируется от реализации проекта ВСМ в Татарстане, оценивается в 345 млрд рублей

В ПУТЬ — К 2023 ГОДУ?

Напомним, что в середине июня в Казани прошли общественные слушания по строительству ВСМ. Речь шла об оценке экологического воздействия строительства на казанский участок магистрали длиной 18,5 км (всего по республике пройдет 47,8 км магистрали). Участникам слушаний сообщили, что найден вариант прохождения трассы, который не предусматривает сноса ни одного жилого и нежилого строения. Правда, под бульдозеры лягут более 200 тыс. деревьев, но их обещано компенсировать новыми посадками. К тому же городу выплатят 1,3 млрд рублей компенсации. В пределах Казани построят 5 эстакад, которые поднимутся над землей на 10 м, чтобы минимизировать воздействие на ООПТ «Лебяжье». Для защиты жителей от шума будут установлены защитные экраны... Аналогичные слушания состоялись в Зеленодольске.

В начале июля Главгосэкспертиза одобрила проект прокладки участков магистрали в Московской и Владимирской областях протяженностью 172 километра. Тогда же группа «Синара» и китайская корпорация CRRC подписали договор о создании в России СП «Синара-CRRC Рельсовый транспорт», которое займется разработкой и сборкой высокоскоростных поездов и другой железнодорожной техники. Ее производство может быть размещено на совместном предприятии «Синары» и Siemens «Уральские локомотивы». Производство состава для ВСМ Москва — Казань может начаться уже в 2019 году.

На минувшей неделе стало известно, что в Татарстане может появиться вторая, помимо Казани, станция ВСМ — «Тихоново». Это должно исправить давнюю стратегическую ошибку — отсутствие ж/д сообщения между Казанью и Челнами.

По плану до конца года с правительством Китая будет заключено концессионное соглашение, после чего стартуют сами работы. Запуск трассы в эксплуатацию намечен на 2022 - 2023 годы.

Экономический эффект, который планируется от реализации проекта ВСМ в Татарстане, оценивается в 345 млрд рублей. В целом же, по оценкам вице-президента РЖД Александра Мишарина, строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань простимулирует рост экономики в регионах ВСМ на 10 триллионов.

ВСМ Москва — Казань протяженностью 770 км должна быть построена на условиях государственно-частного партнерства в форме концессии сроком на 40 лет. Концессионером выступает специальная проектная компания с участием РЖД, а конечным владельцем (концедентом) — государство в лице транспортного монополиста. Ориентировочный срок запуска магистрали — 2023 год.

Эксплуатационная скорость поездов — до 360 км/ч. Трасса пройдет по территории 7 регионов России: Москвы, Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Республики Чувашии, Республики Марий Эл и Республики Татарстан. Время в пути от Москвы до Казани по новой линии составит 3,5 часа (сейчас 14 часов), предусмотрено строительство 16 остановок. Цена билета — от 3,8 тыс. рублей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (44) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
20.07.2017 09:43

Эта ВСМ вообще не нужна, нецелесообразна, бесполезна, пустая трата денег. Почему наши чиновники такие твердолобые, хотя для чиновников она нужна - такие откаты на горизонте ууух....

  • Анонимно
    20.07.2017 08:43

    Академик Хоменко немного не понимает сути разговора. Китаю не нужно "пробивать" сухопутный коридор на Европу. Во первых - он уже есть, в двух вариантах. 1-й - это Транссиб, 2-й - Новый шёлковый жд путь через Грузию и Турцию. Ни на одном, учитывая, что возможности Транссиба очень далеки от полной загрузки, Китай не акцентируется. Самый лучший, прибыльный - это морской путь. Вся инфраструктура и логистика выстроены Идеально.

    • ПанАлекс
      20.07.2017 10:09

      Это вы не понимаете геополитики нынешние транспортные пути под контролем США и Великобритании. Китай ищет альтернативные пути. И готов был построить за свой счет и автомагистрали (шелковый путь) и скоростные ж/д. Но его не пустили - ведь росс. чиновничество не пустили бы к "освоению". А давать деньги на инфраструктурные проекты...

      • Анонимно
        20.07.2017 10:53

        Ага, ищет пути под контролем России!!! Опять смешные вещи пан пишет.

        Б

      • Анонимно
        20.07.2017 10:55

        Ужас!. Вы забыли Вангард упомянуть, Пан.))) Я же уже говорил тут, что вас, после публикации вашего интервью, читать уже неинтересно. +/- ход ваших мыслей просчитываются на 20 абзацев вперёд.))

        Если вы побывали хотя бы в том же Тяньцзине, портовой зоне, на этих морских терминалах. А так, сидя в моногороде с комсомольским прошлым...))

    • Liko
      20.07.2017 12:58

      Пропускная способность РЖД давно уже является проблемой. И не на европейской части России. С чего вы взяли, что не загружено? Поэтому Китаю интересно тянуть до китайской границы. Под тот транзит, на который рассчитывает Россия, нужно расширять ж/д сеть. За 15 лет путинской болтовни мало что сделано для этого. Вроде бы все очевидно, но нужны какие-то гарантии от китайцев, что они будут везти транзитом через Россию. Какой-то бред людей, которые привыкли жить в монопольной среде.

      • Анонимно
        20.07.2017 13:43

        Грузопоток по Транссибу составляет на сегодня не более 75-77 процентов от величины 1991 года. Учитывая проведённую модернизацию РЖД на этом направлении, в абсолютных величинах этот разрыв ещё больше.

        Более того, ещё в советское время проблема воровства на пути следования контейнеров по Транссибу была бичём Минпутейсообщения СССР. Сейчас же, в условиях полнейшего одичания населения вдоль этой жд ветки, безработицы и т.д. рост хищений перекроет советский задел.

        Поэтому морской путь самый безопасный, дешёвый, и прогнозируемый...

        • Анонимно
          20.07.2017 17:36

          Тем более Казань - порт пяти морей, порт готов, свободен от пассажиров.

      • Анонимно
        20.07.2017 13:46

        А что сейчас Китай возит через Россию через Пермь? Ещё через Пермь ходят пассажирские поезда Пекин-Москва...

        • Анонимно
          20.07.2017 16:46

          Есть ещё поезд Хабаровск-Москва. Даже песня есть про него: "Мчится поезд Хабаровск-Москва. В ресторане сидят дембеляяяя.." Тоже наверное через Пермь идёт..

    • Анонимно
      20.07.2017 16:38

      Не о Китае и их интересах надо думать. А о своих.
      России с ее огромными расстояниями, сегодня как воздух, нужны высокоскоростные поезда, сверхзвуковые самолеты типа Конкорд, Скоростные водные суда...

      • Анонимно
        20.07.2017 17:34

        На южный вариант существующего китайского ВСМ шелкового пути выйти по кратчайшей. Экономичней, экологичней, безопасней.
        Аль ждать глобального потепления и сразу на Аляску, Америку?
        Самолеты и скоростные суда строить у нас заводов нет?! Сапожники асегда без сапог.

  • Анонимно
    20.07.2017 08:58

    это как при царизме трансиб построили, в самой большой стране мира нет современных дорог ж/д и автодорог 21 век, кого нам догнать и перегнать......, вечный и не разрешимый вопрос .............и кто виноват....

  • Анонимно
    20.07.2017 09:01

    когда строят дороги, владелец строителей получает бонус в виде АЗС на территории дороги. Китайцам тоже землю будут продавать вдоль всей линии Москва-Казань, если они вложат таки средства?

    • Анонимно
      20.07.2017 09:34

      Китайцы согласны ВСЮ дорогу построить за свой счет. И быстро построить. Но тогда России придется платить аренду за пользование этой дорогой, то-есть за проезд по ней.

  • Анонимно
    20.07.2017 09:12

    Бред! Заводы надо строить.

    • Анонимно
      20.07.2017 18:12

      Кто на этих заводах будет работать? В России демографический кризис.

      • Анонимно
        20.07.2017 18:20

        Гастарбайтеров завезем!!! А наши по кустам пить будут - всё как всегда...

  • Анонимно
    20.07.2017 09:33

    Такое впечатление, что проект изначально не просчитан. Зачем тогда "звенеть" на весь мир?...

  • Анонимно
    20.07.2017 09:34

    Тахир Давлетшин
    Еще в июле 2014 года я написал большую статью в БО
    "ВСМ Москва – Казань: высокоскоростная, но не скорая" https://www.business-gazeta.ru/blog/203646
    С тех пор экономические законы не изменились

  • Анонимно
    20.07.2017 09:38

    средняя скорость передвижения по автодорогам грузового транспорта в т.ч. зимой в РФ , также по ж/д ....в сравнении с Европ..., как где ....., карьеры гранитного щебня и асфальт надо...........и без воровста .....будет трудно...........

  • Анонимно
    20.07.2017 09:38

    Вот тебя на!
    Тогда давайте автобан - более реальное дело.

  • Анонимно
    20.07.2017 09:42

    О, уже 2023, хотя первоначально планировалось к ЧМ по футболу 2018. Понятно и непонятные расчёты с 17,5 млн пассажиров и сроками окупаемости. При нынешней власти, нынешней ментальности, нынешних подходах не будет она ни к 23 ни к 35 году.

    • Анонимно
      20.07.2017 18:14

      К XXII веку, возможно, ВСМ будет, но этой страны уже не будет.

  • Анонимно
    20.07.2017 09:43

    Кроме туристов ВСМ никому не сдалась, и то, дешевле и быстрее на самолете добраться. Надо было железной дорогой республиканские города объединять: Казань-Мамадыш-Елабуга-Челны-Нижнекамск-Заинск-Альметьевск-Бугульма. Заделы уже есть. Проектирование и инженерно-геологические изыскания еще в советское время проводились.
    Ах да! Там же суммы под распил другие.

  • Анонимно
    20.07.2017 09:43

    Эта ВСМ вообще не нужна, нецелесообразна, бесполезна, пустая трата денег. Почему наши чиновники такие твердолобые, хотя для чиновников она нужна - такие откаты на горизонте ууух....

    • Анонимно
      20.07.2017 10:09

      Конечно, не нужна. Нет такого пассажиропотока, чтобы требовалась ВСМ.

      • Анонимно
        20.07.2017 21:34

        Пассажиропотока нет. Зато есть грузопоток из Китая в Европу. Это и интересует в первую очередь страну Китай.

  • Анонимно
    20.07.2017 10:02

    пока долгая песня про ВСМ ...и очень.., на свои дороги ж\д и автодороги не забывать , так можно и ................. потерять , в Америке тоже китайцы дороги строили.....ложили рельсы /М.Твен, Д.Лондон/, где час Китай....., а мы , что..........работаем....

  • Анонимно
    20.07.2017 10:06

    и не надо, и слава богу!

  • Анонимно
    20.07.2017 10:24

    Мост подорожал с 25 до 250 млрд. Интересно во сколько в итоге выльется этот распил?) ... 4 трлн?:/

  • ПанАлекс
    20.07.2017 10:26

    Сколько раз уже выступал - ВСМ в нынешней РФ может быть только за счет бюджета, поскольку частники понимают что все это очень убыточно! Нет достаточного пассажиропотока, нет платежеспособного населения чтобы вообще когда - нибудь окупилась ВСМ. Конечно, при уровне доходов населения как в ЕС - желающих вложиться были толпы.
    Удручает что руководство РЖД и министры постоянно дезинформируют общественность и руководство страны о якобы готовности вложить деньги в проект частных инвесторов. Сколько раз повторять что китайцы могут дать и деньгами но только при условии проектирования ВСМ до Казахстана (первоначально было до Урумчи, но с Казахстаном уже договорились и уже строят ВСМ по его территории). Но поскольку никто в РЖД и не заикается о продлении, то китайцы фиг дадут! Немцы тоже готовы дать только готовыми поездами. Так что живых денег на это точно никто не дает.
    Остается бюджет - но если бюджет РФ в жесточайшем дефиците и вынуждены Резервный Фонд полностью истратить - то перспективы выделения 400 млрд. нереальны. Хотя откат процентов в 30 это такой стимул... Чиновники даже забудут и про майские указы Путина и про оборонзаказ...

  • Анонимно
    20.07.2017 10:38

    Досвидание ВСМ,до встречи в небесах,мы здорово старались быть тебя достойны.Но злой китаец денег нам не дал,куплю себе дорожного осла ,и улыбнусь и успокоюсь.,лесов уж нет,зато трава ослу по пояс.Б.Носорогов

  • Анонимно
    20.07.2017 10:56

    А кто бы сомневался, что весь этот проект - плод больной фантазии и замысел казнокрадов. Хотели погреть руки еще а одном таком "большом" проекте, взяв деньги у китайцев. Но они ведь не лохи, деньги умеют считать. Кроме того, тот же Сименс вряд ли уже осмелиться поставить поезда для это дороги, послес скандала с турбинами. Китайцы сами предлагают и построить и эксплуатировать дорогу. Это их предложение.

    Б

  • Булат89
    20.07.2017 10:56

    Если будут строить за счет бюджета, то ничего толкового не выйдет, деньги только разворуют.

  • Анонимно
    20.07.2017 11:01

    этой фантазии не будет - остается в прошлом возможность ехать в Китай на важные обсуждения - китайцы давно видят болтовню - и вежливо ее поддерживали - чай у них растет свой, его хватит на заварку... Казахи оказались конкретнее и практичнее - у нас только Комаров соответствует, ну и Хоменко в адеквате...., а фантазия была с обсуждениями.... долго и красиво было... архитектурно!

  • Анонимно
    20.07.2017 11:02

    история повторяется В 20 веке не могли построить обычную железку, в 21 веке не могут связать города страны скоростной. Лет 10 назад в Дубае и Стамбуле не было метро вообще, а теперь... Сравните с Москвой, где строить начали почти 100 лет назад - толпы в часы пик и не только.

  • Анонимно
    20.07.2017 16:10

    "Долго запрягающим уготована судьба вечно догоняющих".
    Но эта восточная мудрость.
    У нас своя судьба и особый путь. Запрягать до обеда, а к вечеру расседлать. Аль мы не россияне?

  • Анонимно
    20.07.2017 16:22

    При скорости 300 км\час от снежных заносов придется очищать со скоростью 400 км\час, при частоте поездов с интервалом 1 час хотя бы.
    Но это мелочь кажется многим.
    Самолеты и пароходы, ау!, порту пяти морей. Речной порт открывать пора, пятилетка прошла.
    Льнокомбинат стоит пустой 20 лет.
    А вы тут ВСеМ, ВСМ. Бум БАМа повторям. Комсомольцев нема, однако.
    Проектирование освоили, пора его под сукно.
    С завалинки сужу удивляясь.

  • Анонимно
    20.07.2017 18:22

    Надо до Китая подвесной монорельс строить)))))

    • ПанАлекс
      20.07.2017 22:15

      Самый лучший проект - метро Москва- Пекин - по прямой, что намного короче надземного пути! Да и стоит 10 м - миллиард!

  • Анонимно
    20.07.2017 21:22

    Автобан до Москвы и все хватить.

  • Анонимно
    20.07.2017 22:52

    Кто на этой ВСМ ездить будет? Горстка казанцев. А когда наконец сделают нормальную жд дорогу из Казани в тупиковые Челны и Нижнекамск? И не через Агрыз, и чтобы ехать 2 часа, а не 9. Напланировали Всм опять мимо Челнов и тем более Нижнекамска. В Казань и так прекрасная дорога из Москвы. О татарских районах в Казани когда нибудь думать начнут? Не нужна ВСМ!!! Нужна простая жд дорога в Закамье и мост!!!

  • Анонимно
    21.07.2017 14:17

    Заладили ВСМ, ВСМ. Пока запрягаете, остальные будут недосягаемы.
    Спецы по ж\д, попробуйте сначала попроще что то продвинуть, сделать.

    Для начала детскую железную дорогу от озера Изумрудное дотяните до Залесного, до Горьковского шоссе (вариант до Лебяжьего, Салават Купере рядом), будет пассажиро поток, и взрослым и детям.
    А так пустует и ржавеет, турбазу, каток, прокат и тд. можно будет построить.
    Или отдайте в частную собственность, доход, налоги будут.

  • Анонимно
    21.07.2017 23:30

    это афера и большая ощибка. И тем более в случае военных действий не дай бог китайские войска будут у Москвы в течении нескрольких часов. Вспомните !941 год из за того что рельсы были разные немецкое наступление замедлилось.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль