Общество 
23.07.2017

«Рационы детей из обеспеченных семей тоже несбалансированны и содержат «недетские» продукты»

Эльмира Мингазова о том, как при правильном подходе не тратить львиную часть семейного бюджета на еду

Об организации правильного детского питания, акселерации детей, о том, чем отличаются дети Киргизии, Татарстана и Якутии, а также о том, как производители халяльной линейки детского питания нашли «чистый» кабачок лишь в одном регионе России из десятков, в материале для «БИЗНЕС Online» рассказывает руководитель исполнительного комитета российского союза диетологов, нутрициологов и специалистов пищевой индустрии, главный специалист минздрава России по школьной медицине по ПФО Эльмира Мингазова.

Эльмира Мингазова: «Мы «готовим почву» для разработки научно обоснованных программ и в то же время разрабатываем критерии и алгоритм анализа» Эльмира Мингазова: «Мы готовим почву для разработки научно обоснованных программ и в то же время разрабатываем критерии и алгоритм анализа»

«ВСЕ БОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПОЛИТИКОВ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ УДЕЛЯЮТ ВНИМАНИЕ ЗДОРОВЬЮ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ»

В последнее время меня не раз спрашивали, почему давно не выходили мои рекомендации и пояснения по сохранению здоровья на страницах газеты «БИЗНЕС Online». Причина — в частых научных командировках. Буквально несколько дней назад я вернулась из Кыргызстана, где была завершена многокомпонентная работа по охране здоровья детей этой удивительной дружественной страны.

Если очень коротко, то мы пытаемся изучить и обосновать особенности физического развития детей в каждом регионе нашей необъятной страны и в странах СНГ. Это необходимо не только для точной оценки состояния здоровья, но и для составления современных программ оздоровления, профилактики заболеваний и даже прогнозирования риска формирований той или иной болезни. Государства СНГ связывают еще сохранившиеся общие «научные школы», поэтому мы хотим возродить эти объединяющие начала, наполнить их новым содержанием. Пытаемся на основе единой методологии корректно выявить специфические особенности развития детей с учетом географических, этнических, культурологических различий регионов проживания на едином в прошлом геополитическом пространстве.

Основы этих исследований, сбор материалов с охватом многих десятков тысяч детей были заложены в СССР еще в 60-е годы, и пополнение данных должно было быть регулярным (каждые 5–10 лет), но по известным причинам, связанным с распадом страны, было остановлено. Так, в Киргизии физическое развитие детей на популяционном уровне не изучалось более 40 лет, лишь исследования последних лет, проведенные учеными Казани и Бишкека, позволили создать новую нормативную базу морфофункциональных параметров.

Может возникнуть вопрос: актуальны ли эти исследования сейчас? Безусловно, особенно для нашей страны.

«Актуальны ли исследования сейчас? Безусловно, особенно для нашей страны»Фото: ©Алексей Мальгавко, РИА «Новости»

Сейчас все большее количество политиков, общественных деятелей уделяют внимание самому главному — здоровью детского населения. Именно здоровое, развитое физически и интеллектуально, поколение сегодняшних детей и подростков будет определять в самом ближайшим будущем уровень благосостояния страны, экономический и культурный потенциал, ее оборонную мощь. Поэтому и появился указ, подписанный Владимиром Путиным, об объявлении в России Десятилетия детства (2018–2027 годы). Таким образом, мы готовим почву для разработки научно обоснованных программ и в то же время разрабатываем критерии и алгоритм анализа, через который можно будет оценить эффективность внедряемых социальных и оздоровительных мероприятий.

Чего греха таить, в прошлые годы не всегда учитывалось мнение экспертов, их просто не приглашали. Поэтому и принимались иногда морально устаревшие, малоэффективные программы по охране здоровья. Но время дилетантов проходит. Считаю, что у страны нет лишних денег. Даже если они выделяются сполна, в реализации социально значимых проектов должен быть только профессионализм. И здесь как раз нужны коэффициенты, статистическая обработка фактических показателей, разработанная советской школой специалистов по охране общественного здоровья, дополненная новыми технологиями и инновационными подходами.

«Для школьников, испытывающих кислородное голодание вследствие понижения парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе высокогорья, отставание в темпах роста является региональной особенностью» «Для школьников, испытывающих кислородное голодание вследствие понижения парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе высокогорья, отставание в темпах роста является региональной особенностью»

«НЕЛЬЗЯ СРАВНИВАТЬ ПО ЕДИНЫМ СТАНДАРТАМ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ КЫРГЫЗСТАНА И, НАПРИМЕР, НИДЕРЛАНДОВ»

К примеру, возьмем самые доступные для понимания показатели в многокомплексном понятии «физическое развитие» — рост и вес. Родители в основном следят за их изменениями в организме ребенка. Но как понять, не отстает ли ребенок в росте, нет ли у него избытка или дефицита массы тела? А ведь именно отклонения в физическом развитии часто являются ранним диагностическим показателем какого-либо заболевания.

Если у взрослых соответствие массы тела росту можно определить по индексу массы тела (ИМТ) — соотношению массы тела (в килограммах) к квадрату роста (в метрах), то у детей необходимо использовать региональные стандарты физического развития. В ближайшие недели в свободном доступе появится разработанная нами онлайн-программа, дающая возможность каждому в режиме реального времени оценить физическое развитие ребенка, проживающего в Татарстане. А вот для Кыргызстана, где есть зоны высокогорья, среднегорья, пришлось разрабатывать несколько стандартов с учетом географии проживания детей. В частности, для школьников, испытывающих кислородное голодание вследствие понижения парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе высокогорья, отставание в темпах роста является региональной особенностью, таких детей нельзя считать больными.

Нашими исследованиями заинтересовались представители ВОЗ, которые на прошлой неделе посетили кафедру гигиенических дисциплин Кыргызской медицинской академии, выполняющей эти исследования. По их данным, количество низкорослых детей в Кыргызстане очень велико. Они сделали этот вывод на основе использования единого для всех стран калькулятора весо-ростовых показателей. Мы считаем, что нельзя сравнивать по единым стандартам показатели физического развития детей Кыргызстана и, например, Нидерландов. Сейчас мы проводим исследования детей Якутии, там тоже масса особенностей у коренного и некоренного населения, связанных с географическими условиями, в том числе антарктической зоной проживания, с особенностями питания.

Эти исследования становятся интересны историкам, изучающим «алтайскую цивилизацию», так как дают возможность отследить, как природные и социальные факторы влияли и влияют на изменения морфофункциональных показателей народов Евразии. При сопоставлении возникают идеи, гипотезы... Увлекательный процесс, свидетельствующий о единых корнях братских народов, что, согласитесь, крайне важно понимать в наше не совсем спокойное время.

«С 2012 по 2017 года рост семнадцатилетних юношей-выпускников школ увеличился в среднем на 1,5 см, масса тела при этом несколько снизилась» «С 2012 по 2017 год рост семнадцатилетних юношей – выпускников школ увеличился в среднем на 1,5 сантиметра, масса тела при этом несколько снизилась»

«СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЬНИКИ ВЫШЕ СВОИХ ПРАПРАДЕДОВ НА 4–5 САНТИМЕТРОВ. ЭТО ПРОЯВЛЕНИЕ АКСЕЛЕРАЦИИ»

Так, 20–21 июля в Бишкеке прошла конференция «Алтайская цивилизация и родственные народы алтайской языковой семьи», интерес к которой проявляют не только ученые, но и политики, общественные деятели, стремящиеся к укреплению гуманитарных связей народов, населяющих обширные территории. Кроме того, очень интересные данные получаем по физическому развитию детей республик Кавказа.

Мы привыкли слышать об акселерации. Есть ли она сейчас? Да, современные школьники во всех возрастных группах среднестатистически выше своих прапрадедов на 4–5 сантиметров. Это и есть проявление акселерации. Но различия в темпах роста приостановились в конце 1980–1990 годов, и многие ученые стали говорить о ретардации развития. Это связано с определенной цикличностью наблюдаемых процессов, а также влиянием социальных факторов. Не буду углубляться в подробности, лишь скажу, что только на протяжении последних 10–15 лет были выявлены изменения, не всегда оцениваемые положительно.

Приведу пример: с 2002 по 2012 год произошло снижение средних показателей роста и увеличение массы тела у юношей 17 лет в Казани. Мы связали это с массовым увлечением в те годы фастфудом и сладкими газированными напитками, недостаточным потреблением белковых продуктов, фруктов и овощей, а также с гиподинамией из-за распространенного сидения за игровыми приставками и компьютерными играми. Но с 2012 по 2017 год рост семнадцатилетних юношей – выпускников школ увеличился в среднем на 1,5 см, масса тела при этом несколько снизилась. Мы считаем, что это влияние широко развернутой в Казани в частности и в Татарстане в целом пропаганды ЗОЖ, массового увлечения спортом и физкультурой, большей социальной доступности спортивных объектов.

«ДЕВУШКИ С РЕЗКИМ ДЕФИЦИТОМ МАССЫ ТЕЛА ЧАСТО ЭМОЦИОНАЛЬНО ПОДАВЛЕНЫ, ИСПЫТЫВАЮТ СЛОЖНОСТИ В СОЦИУМЕ И СКЛОННЫ К СУИЦИДУ»

Эти изменения коснулись и девушек. Особенностям формирования женского организма посвящена моя докторская диссертация, которую я защитила еще в 2002 году. Сегодня девушки с большим усердием следят за собой. В их среде царит культ красоты. Они строят свое тело, занимаясь фитнесом и спортом, придерживаются принципов здорового питания. Однако много и тех, кто переусердствует в погоне за так называемой модельной внешностью, верят рекламным навязываниям услуг и программ, что приводит к резкому дефициту массы тела, а это очень неблагоприятный прогноз для реализации детородной функции.

У таких девушек, как показали наши исследования, проблемы с зачатием, с вынашиванием младенца, частая патология в родах. А ведь «девушки-нехудышки» с правильно сформированным телом испокон веков были «в предпочтении», и это действительно было важно для продления рода человеческого.

Наличие определенной доли жировой ткани в организме девушек обеспечивает правильное развитие детородных органов, поддерживает определенный уровень женских гормонов, защищает младенца в утробе от шума, механических повреждений, переохлаждения.

Мы наблюдаем, что современные девушки с резким дефицитом массы тела часто эмоционально подавлены, испытывают сложности в социуме и даже склонны к суициду. Поэтому мы считаем, что вовремя выявленные нарушения, раннее оздоровление и профилактика заболеваний очень актуальны именно сегодня, когда России как никогда нужно сильное, многочисленное поколение.

Академия наук РТ с сентября планирует оказывать консультационные услуги по составлению научно-обоснованных меню с учетом энерготрат, образа жизни, состояния здоровья обучающихся Академия наук РТ с сентября планирует оказывать консультационные услуги по составлению научно-обоснованных меню с учетом энерготрат, образа жизни, состояния здоровья обучающихся

«АКАДЕМИЯ НАУК РТ ПЛАНИРУЕТ ОКАЗЫВАТЬ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ МЕНЮ ШКОЛЬНИКОВ»

Естественно, чтобы дети правильно росли, для них должно быть организовано правильное питание. И это очень сложная для обсуждения тема, в двух словах не расскажешь. Для детей важно, чтобы их правильно кормили дома и в образовательных организациях — детсадах, школах, колледжах. Хочу подчеркнуть: правильно — это не всегда дорого. Рационы детей из обеспеченных семей, как показали исследования, тоже несбалансированны, содержат далеко «не детские» продукты. При правильном подходе необязательно львиную часть семейного бюджета тратить на еду, но необходимо сполна обеспечить организм детей и домочадцев всеми необходимыми пищевыми веществами.

Сложности с меню рационов возникают и в образовательных организациях. Многие сельские школы имеют свои подсобные хозяйства, но не знают, как правильно использовать дары своих участков. Согласитесь, не каждый день школьники захотят есть салат из свеклы. Кроме того, у многих школ сейчас есть своя специфика, особенности педагогического и воспитательного процесса. Это спортивные, профессионально-ориентированные школы, школы пансионатного типа, школы-интернаты и др. Поэтому, по нашему мнению, нужно помочь образовательным организациям в составлении меню-раскладок.

Академия наук РТ с сентября планирует оказывать подобного рода консультационные услуги по составлению научно-обоснованных меню с учетом энерготрат, образа жизни, состояния здоровья обучающихся. Заявку можно оставить уже сейчас, позвонив в приемную.

«ПРОИЗВОДИТЕЛИ ХАЛЯЛЬ-ЛИНЕЙКИ ПРОМОНИТОРИЛИ ПО ХИМСОСТАВУ КАБАЧКИ ДЕСЯТКОВ РЕГИОНОВ РОССИИ И НАШЛИ ЛИШЬ В ОДНОМ «ЧИСТЫЙ» КАБАЧОК»

Второй момент наряду с рациональностью — вопрос безопасности питания. Здесь надо быть очень осторожными, особенно с выбором продуктов питания для детей раннего возраста. Если раньше молодая мама начинала прикорм малыша с выжатого самой яблочного или морковного сока, то сейчас изменились не только требования к срокам и выбору продуктов прикорма, но и прежде всего к соблюдению принципов безопасности.

Согласитесь, что не каждая мама побежит в лабораторию сдавать анализ химического состава на содержание остаточных количеств пестицидов и других ксенобиоников. Допустим даже, что это яблоко с яблони, растущей в собственном саду. Но ведь наличие кислотных дождей и других антропогенных загрязнений еще никто абсолютно не отменял, и даже незначительное их содержание может стать пусковым началом нездоровья малыша. Поэтому очень важно в прикорме использовать профессионально проверенные продукты, что дает нам использование готовых к употреблению овощных, фруктовых, мясных пюре.

Хочу поделиться хорошей новостью — на саммите халяль-индустрии впервые была представлена российская линейка халяль-продуктов питания для самых маленьких потребителей. Содержание этих баночек соответствует требованиям ГОСТа, что для нас, врачей профилактической медицины, очень важно. Кроме строгого производственного контроля осуществляется ежедневный контроль со стороны комитета по стандарту «Халяль», духовного управления мусульман России. Приведу пример. Современные педиатры рекомендуют в качестве прикорма использовать кабачок как продукт гипоаллергенный, не вызывающий привыкания к сладкому. Производители данной халяль-линейки промониторили по химсоставу кабачки десятков регионов России и СНГ и нашли лишь в одном регионе «чистый» кабачок, в остальных находили пусть допустимые для взрослых, но остаточные количества ксенобиотиков. Именно этот регион и поставляет сейчас свою продукцию для данного предприятия. Считаю, что такой полезной информацией следует делиться, нужны такого рода консультации.

«Очень люблю свою работу: учить студентов, специалистов, пришедших на курсы повышения квалификации, заниматься научными исследованиями» «Очень люблю свою работу: учить студентов, специалистов, пришедших на курсы повышения квалификации, заниматься научными исследованиями»

«ЭТО ОГРОМНЫЙ ПЛАСТ РАБОТЫ, ПРОВОДИМЫЙ В РАМКАХ ИССЛЕДОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК»

Также в связи с моими многочисленными командировками кто-то может подумать, что я покидаю Татарстан. Это не совсем так. Я 32 года проработала в Казанском медицинском университете, очень люблю свою работу: учить студентов, специалистов, пришедших на курсы повышения квалификации, заниматься научными исследованиями. Я не хочу этого себя лишать.

Сейчас много планов по работе в Академии наук РТ. Но очень часто приходится быть в Москве, работаю советником руководителя Национального НИИ общественного здоровья им. Семашко, академика РАН Рамиля Хабриева. Это выдающийся ученый, организатор здравоохранения России. Именно он поддержал инициативу по возрождению традиций изучения физического развития детей стран СНГ, выступал на заседании межпарламентской ассамблеи стран сотрудничества о необходимости разработки для дружественных стран данной нормативной базы по единой методологии и получил поддержку парламентариев этих государств. Это огромный пласт работы, проводимый в рамках исследований Российской академии наук.

В последнее время меня активно привлекают к общественной деятельности, включили в работу в качестве эксперта нескольких комитетов органов государственной власти. И все же по возможности постараюсь освещать на страницах вашего издания самые острые темы, связанные с новыми возможностями и технологиями здоровьесбережения, оценки факторов риска здоровью детей, семьи, населения в целом.

Эльмира Мингазова

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (69) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.07.2017 09:38

Ну и где текст о том как не тратить львиную часть бюджета на питание?

  • Анонимно
    23.07.2017 09:38

    Ну и где текст о том как не тратить львиную часть бюджета на питание?

    • Анонимно
      23.07.2017 12:32

      Не кушать! А так как ни крути- львиная доля уходит. Хоть крупа золотая, хоть овощи, хоть мясо, хоть масло пальмовое- все на одном золотом уровне и забирает львиную часть бюджета. А тут еще и дачные яблоки под подозрением из-за кислотных дождей...

  • Анонимно
    23.07.2017 10:01

    Молодец Эльмира Мингазова, в тему все.
    Особенно про связь дефицита массы тела и депрессией с суицидальными наклонностями..

  • Анонимно
    23.07.2017 10:12

    Проблема первостепенна и актуальна и для Кыргызстана. Думаю многим семьям полезно будет использование результатов исследований. Я за распространение этой информации

  • Анонимно
    23.07.2017 10:23

    Профессиональный подход. Наконец то про питание в школах профессионалы заговорили. И про Халяль питание

  • Анонимно
    23.07.2017 10:32

    В школах многие дети не едят!
    Опасно для желудка!
    Это тихий ужас!

  • Анонимно
    23.07.2017 10:52

    Спасибо Эльмира Нурисламовна за актуальную тему , волнующую многих людей. Непосредственно сталкиваясь с этой проблемой, понимаешь насколько она важна.

  • Анонимно
    23.07.2017 10:58

    Качество продуктов, культура питания, сбалансированное меню в д/садах и учебных заведениях, ЗОЖ, спорт и физкультура, активная жизнедеятельность населения- всё это имеет огромное значение для роста и правильного развития подрастающего поколения в нашей стране. И слава богу многие родители уже уделяют этому много сил и времени. Очень хочется, чтобы именно за качеством наших продуктов, особенно для детского питания, строго следили, выявляли не добросовестных поставщиков, запрещали использовать такие продукты. Хочется быть уверенным в том, когда берёшь баночку детского питания на полках магазина, то из-за этого у твоего малыша не начнётся аллергия. Но пока, увы, качество многих продуктов в нашей стране, как будто уходит из под контроля и слово ГОСТ всё чаще видим мы на банках сгущ.молока. И это пугает.....

    • Анонимно
      23.07.2017 11:27

      А что вас пугает? Раньше любые колбасы, консервы изготавливались по ГОСТу, в том числе и сгущенка. ГОСТ это не значит здоровое правильное питание, это значит, что продукт изготовлен по госстандарту, не более того.

      • Анонимно
        23.07.2017 12:44

        Я не за слово ГОСТ на всех продуктах, а за качество и контроль над их изготовлением. И пугает меня именно, то, что сейчас к сожалению на полках магазина полным полно не качественной продукции, даже вредной и здесь я не о чипсах, и коле, а о ежедневной потребности на каждый день, таких, как молоко, масло, сметана.,детское питание, смеси. И тема, которую подняла Эльмира Нурисламовна на самом деле очень важна, но к сожалению даже те, кто прочитал эту статью не все услышали то о чём шла речь,а каждый понял то, что хотел !

    • Анонимно
      23.07.2017 18:46

      И как же мы раньше жили? И сами выросли! И де ей здоровых нарожали! И картошка с мясом деревенская вкусная и полезная была! И кислотных дождей не было!

  • Анонимно
    23.07.2017 11:08

    Спасибо Эльмира Нурисламовна. Тема очень актуальна сегодня. Для руководителей дошкольных образовательных учреждений стояла проблема в правильном составлении меню, именно здоровье закладывается в детском возрасте

  • Анонимно
    23.07.2017 11:11

    хорошая статья.надо больше раскрывать теиатику по проблеме здорового питания

  • Анонимно
    23.07.2017 11:12

    Да, питание в школах и Дет садах да и в семьях - проблемы, проблемы, проблемы.....

  • Анонимно
    23.07.2017 11:29

    Интересная статья. Спасибо!

  • Анонимно
    23.07.2017 11:39

    Судя по словам автора, мы должны посочувствовать детям из обеспеченных семей :) Всё, срочно переходим с женой на низкооплачиваемые должности, чтобы обеспечить нашим детям здоровое питание! Даёшь гречку, капусту и овсянку без вредного мяса и фруктов на каждый стол! Смешно, право слово. Рацион семьи зависит от здравого смысла, а не от того, что как много зарабатывают. Далеко от истины мнение, что в обеспеченных семьях только и кормят детей фастфудом и готовыми завтраками. Ведь и семьи с низким доходом довольно часто покупают детям чипсы и чупа-чупсы, вместо дорогих фруктов и ягод. А вот качество дешёвых продуктов, которые вынуждены покупать в этих семьях, оставляет желать лучшего. Высокий доход позволяет покупать качественные продукты, и это только благо для детей.

  • Анонимно
    23.07.2017 11:52

    Я согласна с автором статьи, проблема правильного детского питания стоит очень остро. Об этом надо чаще говорить, писать и соответственно читать. Спасибо Эльмире Нурисламовне за статью. Население, к сожалению, чаще всего в этом плане безграмотно. Молодые мамы пичкают своих младенцев чем попало. На днях наблюдала такую сценку: одна из их числа с малышом в коляске вышла из продуктового павильона на остановке с пакетом толи чипсов, толи сладкой кукурузы. Вскрыла пакет, отсыпала себе в ладонь часть содержимого, а открытый пакет отдала ребёнку. Сама мама грязными руками стала есть, и малыш из пакетика стал запихивать себе в ротик эту "отраву". Молодой маме побоялась сделать замечание, не знаешь как среагирует, но считаю, что надо повсеместно пропагандировать ЗОЖ, доводить до сознания людей осознанный отказ от вредных продуктов, поэтому спасибо автору статьи о напоминании и разъяснении об этом.

  • Анонимно
    23.07.2017 12:01

    Название статьи расходится с текстом. Автор же пишет, что даже в обеспеченных семьях дети не всегда правильно едят!!! Даже в обеспеченных!!! Потому всем нужна помощь!!!!

  • Анонимно
    23.07.2017 12:04

    Полезная статья для молодёжи, в особенности для девушек, которые в поисках за мнимой красотой не думают о предназначении женщины рожать здоровых детей.

  • Анонимно
    23.07.2017 12:25

    Не надо путать причину и следствие в вопросе о склонности к депрессиям девушек с дефицитом массы тела. Депрессия у них вовсе не из-за этого. Обычно девушки с заниженной самооценкой, с болезненным желанием похудеть, то есть уже имеющие психологические проблемы, садятся на разного рода жесткие диеты вплоть до голодания. Отсюда и получают дефицит массы тела. Но проблемы в психологическом плане, депрессии и суицидальные наклонности у них были и ранее.

  • Анонимно
    23.07.2017 12:27

    Тема питания детей очень актуальна, приятно услышать новость о том что вот вот начнётся Десятилетие детства. Рада что татарстанские ученые-практики снова впереди своих региональных коллег. Было бы здорово если бы наше правительство и мэрия учли весь имеющийся опыт, аналитику при составлении рациона питания наших детей и их дальнейшего развития. Нам нужна здоровая нация!!!

    • Анонимно
      23.07.2017 12:56

      До этого год экологии год рек был. И что? Кому вам? Им не нужна ни нация, ни река

    • Анонимно
      23.07.2017 14:09

      Почему вы думаете, что в других регионах этой теме внимания не уделяют, странное самомнение.
      И то, что качественно питаться недорого это большой вопрос, недорого есть полуфабрикаты, для качественного питания средства нужны немалые.
      А материальная поддержка семей с детьми во многих регионах выше, чем здесь (и я не про Москву, не переводите опять на нее)))

      • Анонимно
        23.07.2017 16:12

        как пачиму? вы что телек не смотрите?! здесь же супер инновационный регион! все лучшие люди мира живут в Татарстане!

  • Анонимно
    23.07.2017 12:43

    Очень полезная статья, Эльмира Нурисламовна! Вижу, что проводится очень большая работа для оздоровления наших детей.

  • Анонимно
    23.07.2017 13:08

    Во всем мире признана персонифицированная медицина, программа ЗОЖ, в том числе и подбора диеты. Только мы отстаём лет на 50. Да и наши врачи все делают по старинке. О каком прогрессе и здоровой нации может идти речь?

  • Анонимно
    23.07.2017 13:17

    Познавательная статья! Спасибо автору.

  • Анонимно
    23.07.2017 13:27

    Спасибо за статью Эльмира Нурисламовна! Очень полезные рекомендации. Набережные Челны Яна Буляк

  • Анонимно
    23.07.2017 13:57

    Все правильно. Всем бы здоровое питание.

  • Анонимно
    23.07.2017 14:00

    Статья действительно освещает актуальные проблемы, которые необходимо решать. Очень понравился стиль написания и доступность изложенного материала, хотя при всем этом отчетливо чувствуется огромный труд, пласт жизни человека, усердно осуществляющего намеченное в жизнь. Эльмира Нурисламовна, выражаю свое уважение и восхищаюсь работой, которую Вы проводите.Желаю дальнейших успехов в этом непростом деле!

  • Анонимно
    23.07.2017 14:14

    Спасибо за статью! Считаю ее очень актуальной. Программа физического развития и система подбора диеты для наших детей, о которых пишет Эльмира Нурисламовна, должны учитывать генетические особенности каждого ребенка. Проведение ДНК-тестирования, которое сегодня доступно каждому, позволяет правильно сформировать у ребенка привычки питания и заложить основы здорового образа жизни с ранних лет.

  • Анонимно
    23.07.2017 15:09

    А как называется Халяль питание? Не разу не видел в магазинах. Где купить то можно?

  • Анонимно
    23.07.2017 16:00

    Халяль есть в во многих магазинах Казани.

    • Анонимно
      24.07.2017 23:16

      Да,например,тухлые,с запашком куры в магазинах ,,Пестречинка"

  • Анонимно
    23.07.2017 17:01

    Очень толково написано, нужен переход конкретно к практике реализации этого вопроса. Питание, действительно, один из краеугольных камней. Не знаем куда и как быстро бежать, что делать и тп. Просим продолжения, как реализовать все на практике, практические рекомендации как и чем кормить.

  • Анонимно
    23.07.2017 17:34

    Халяль-индустрия стремительно развивается, это, конечно, хорошо. Однако, писать на баночке с кабачковым пюре "халяль" такой же маркетинговый ход, как и указание на бутылках с растительным маслом "без холестерина". Овощи не могут быть халяльными или не халяльными.

    • Анонимно
      23.07.2017 20:14

      Могут,если линия производила свинину. И еще много вариантов -от удобрений,до упаковки.

  • Анонимно
    23.07.2017 17:44

    Замечательная статья! В образовательных учреждениях должно быть ХАЛЯЛЬ питание! Мы должны заботиться о наших детях и о нашем будущем. Здоровье детей во многом зависит от правильного питания. Это может обеспечить только Халяль питание. Потому что здесь особое внимание уделяются на состав продуктов и срок годности.

    • Анонимно
      23.07.2017 19:27

      Состав продукции и сроки годности - это первое, на что обращать внимание нужно, хоть в образовательных организациях, хоть в быту! Это никак с религией не связано - это обычные санитарно-гигиенические требования.
      И перестаньте всем навязывать халяль! Особенно детям, у которых нет пока возможности от вас защищаться.
      Не обработанный иноверческими (для многих) молитвами и не пропущенный через еще одних чиновников от религии для надписи "халяль" продукт при таком же составе и сроках годности будет дешевле, а значит, закупки могут быть более качественными по ассортименту и количеству.

  • Анонимно
    23.07.2017 18:06

    Я против того, чтобы мои внуки ели халяльное мясо. Убеждена, что ничего хорошего в таком забое нет! Агония животного продляется на большее время, значит жидкий стресс и выброс адреналина!

    • Анонимно
      23.07.2017 19:31

      Согласна. Во многих странах запрещен такой забой по этой причине - и из-за вреда для человека, и из-за гуманных соображений по отношению к животным (при обычном забое животное сначала оглушается для обезболивания, а при халяльном убивается наживую).
      Тут же почему допускается навязывание халяля всем без права выбора???

  • Анонимно
    23.07.2017 18:07

    Очень актуальная статья.Наконец-то профессионалы и ученные взялись за питание наших детей ,а именно за правильное халяль -питание .Главное это здоровье детей,они будущее нашей страны .

  • Анонимно
    23.07.2017 18:07

    Эльмира Нурисламовна,спасибо за анализ проблем питания детей.Поддерживаю качественное и доступное Халяль питание в школах .

  • Анонимно
    23.07.2017 18:32

    Актуально как никогда.Работаю воспитателем и вижу вопросы поднятые Эльмиры Нурисламовной воочию.Надо разрабатывать и внедрять новые технологии и в питание и в воспитание детей.Сегодня мир готов к новым преобразованиям во благо будущих поколений.

  • Анонимно
    23.07.2017 19:23

    сегодня стало модным рассуждать о питании. Умными словами пытаются давать как и что и сколько потреблять. Я не профессор а рабочий человек каждый здравомыслящий знает что кушать надо простые свежие желательно с района проживания с меньшей степенью обработки листовую зелень корнеплоды . Умеренность в количестве соразмерно затратам энергии хорошо пережевывать это простые истины. Меньше мяса раньше в деревнях не видели несколько месяцев холодильников не было а цыплята подрастали на мясо только к сентябрю. Зато яйца и молочное было в избытке. Идеальный чай из трав на воде из ключа. Каши и черный хлеб.Поэтому руководствоваться надо простой логикой и не возводить все в ранг высокой науки. Иногда складывается ощущение что люди из науки считают всех нас митрофанушками что мы не знаем что сколько и когда кушать и пить

  • Анонимно
    23.07.2017 20:05

    Я за то, чтобы в школах было халяль питание. Так как оно очень полезное для здоровья детей.

  • Анонимно
    23.07.2017 20:14

    Полезная статья! Полностью поддерживаю чтоб было Халяль питание как в школах,так и в детских садах!

    • Анонимно
      23.07.2017 21:16

      Правильное питание должно закладываться с раннего детства - это залог здоровья! Поэтому питание в детских садах, школах и ВУЗах должно быть сбалансированным, и главное ХАЛЯЛЬ! И здоровый образ жизни должны воспитывать с детства!!!

  • Анонимно
    23.07.2017 20:29

    Согласна с автором. В детском саду детей кормят прекрасно, постоянный контроль, а в школах творится беспредел. О балансированном питании остаётся лишь мечтать.

  • Анонимно
    23.07.2017 21:34

    Я за халяль питание!

  • Анонимно
    23.07.2017 22:13

    Халяль питание очень важно для детей. Животное правильно заколото и мясо чистое. Очень бы хотелось чтобы было Халяль питание во всех школах.

  • Анонимно
    24.07.2017 00:32

    Здорово, что можно будет получить консультацию в Академии наук по питанию моего акселерата! ТОЛКОВЫХ специалистов в этой области в Казани не нашла.

  • Анонимно
    24.07.2017 07:09

    Поднятые темы актуальны. Исследования, должно быть, очень интересно. А статья написана сумбурно. А сводить все к превосходству халяль просто нельзя. Если выпустить газировку, кукурузные палочки, попкорн с надписью "халяль", то они сразу станут полезным детским питанием?
    Я за строгий контроль за качеством детского питания (и вообще продуктов), но ПРОТИВ навязывания халяль во все сады и школы

  • Анонимно
    24.07.2017 09:01

    Тема питания в наши дни очень важна Я думаю что только ХАЛЯЛЬ продукция может обеспечить полноценное здоровое питание детей и это не только мое мнение а общедоказанвный факт ПОСМОТРИЕ получе в интернете статьи об этом

  • Анонимно
    24.07.2017 10:00

    Эльмтра Мингазова наконец-то пытается решить проблему которая касается здоровой будет наша нация в будущем или нет! Не все это к сожалению понимают! Я ведь фундамент закладывается в будущее здоровье именно как будут питаться наши дети. Полномтью поддерживаю ее начинания! Еще бы наши руководители упразднили систему тендоров, по которой выигрывает фирма роставщик питания которая даст наименьшую цену! Тут уже тяжело говорить о качестве продукции. Эльмире сил терпенья и здоровья переломить нашу систему! Лично знаю ее как замечательного человека ученного и прекрасную маму. С уважением Айдар

  • Анонимно
    24.07.2017 10:07

    Очень интересная статья, позволяет задуматься, особенно о питании детей. Переход на здоровое питание-это всегда совместное семейное меоприятие. Закупка полезных продуктов, приготовление здоровой пищи отнимут столько же денег и времени, что и нездоровая пища. Необходимо меняться семьям и формировать у детей правильное отношение к своему организму.

  • Анонимно
    24.07.2017 10:29

    Эльмира Нурисламовна хочу поблагодарить Вас за большую работу и помощь , оказанную в нашей работе по репродуктивному здоровью девушек- подростков Кыргызской Республики. У нас еще очень большой материал по питанию и железодефицитной анемии в нашем регионе . Как Вы знаете заболеваемость анемией у нас очень высокий и вопросы правильного питания детей и подростков, женщин репродуктивного возраста особенно актуальны. Надеемся на продолжение нашего сотрудничества и плодотворную работу.
    С уважением, Жылдыз Исакова. КГМА им. И.К.Ахунбаева

  • Анонимно
    24.07.2017 10:37

    Очень актуально. Улучшение питания в организованных детских коллективах позволит существенно повысить здоровье нашей нации.

  • Анонимно
    24.07.2017 11:04

    Полностью поддерживаю эту идею. Действительно, проблема правильного питания очень актуальна, так как сейчас в изобилии рестораны быстрого питания, которые так и норовят заманить наших детей. А ведь именно за ними стоит будущее страны. Поэтому нужно, действительно, развивать эту тему, больше говорить и обсуждать, чтобы вывести ее на новый уровень

  • Анонимно
    24.07.2017 11:45

    Статья очень актуальная, проблема правильного питания существует, но к сожалению большинство людей не задумывается об этом так,как негативные последствия возникают не сразу и так сказать на фоне других жизненных , экономических сложносте люди о ней забывают, а когда вспоминают бывает к сожалению поздно в некоторых ситуациях .

  • Анонимно
    24.07.2017 11:51

    Замечательно, что проводятся широкомаштабные комплексные исследования физического развития детей и подростков в разных регионов России и странах СНГ с активным участием такого профессионала как профессор Мингазова Э.Н. И, конечно, хочется пожелать координатору этой серьезной научно-практической программы больших успехов и всесторонней поддержки. А еще... Мы - Ваши коллеги с Северного Кавказа, надеемся на продолжение сотрудничества в рамках разработки региональных стандартов физического развития детей.
    Что касается рассматриваемых в публикации вопросов организации детского питания с учетом этнических, религиозных особенностей, а также социально-экономического статуса семьи, качества детского питания, формирования культуры питания то, безусловно, это очень сложная проблема... Важно, что Вы изучаете и предлагаете научно-обоснованные варианты организации детского питания на практике. Удачи Вам! Понимания и поддержки на Вашем нелегком, но очень нужном пути к охране здоровья наших детей!

  • Анонимно
    24.07.2017 12:27

    Спасибо за статью! Практическое здравоохранение согласно со всеми пунктами. Но все начинается с семьи, с родителей! Культура питания. Ну если про детей, тогда с подростков которые в скором времени создадут семьи, и будут продолжать правильно питаться и учить своих детей. Яйцо и курица

  • Анонимно
    24.07.2017 12:43

    Тема действительно очень актуальная!!! Многие уже пришли к пониманию сбалансированного питания, дома питаются правильно. Но дети ходят в садик, в школу, где они вынуждены питаться по старым стандартам... Всё это вызывает, к сожалению, массу проблем со здоровьем и не только... Система питания наших детей нуждается в пересмотре, ведь здоровые привычки питания лучше всего закладывать с детства!

  • Анонимно
    24.07.2017 13:00

    Очень хорошая статья а главное своевременно! А главное затронута очень важная тема, это наше дети! Спасибо!!!

  • Анонимно
    24.07.2017 15:07

    Тема питания детей очень важна. Считаю, что исследования проводимые Эльмирой Нурсламовной помогают решать вопросы развития детей. Необходима всесторонняя поддержка таких исследований . Дети - будущее страны!

  • Анонимно
    24.07.2017 17:23

    Эльмира очень умная женщина

  • Анонимно
    24.07.2017 17:43

    Эльмира Нурисламовна спасибо! Очень актуальная тема. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
    Жылдыз Исакова. КГМА.

  • Анонимно
    24.07.2017 23:30

    Спасибо,Эльвира Нурисламовна,за анализ проблем. Очень актуальная статья и своевременно!
    Я педиатр,и вижу вопросы поднятые Эльвирой Нурисламовной ежедневно.
    Я тоже считаю,что культура здорового питания должна воспитываться с детства!!
    Хорошо бы еще и мамами...ведь чипсы и кириешки 4-5 летний ребенок чаще не сам покупает,а родители!
    Эльвира Нурисламовна,вам сил и терпения!

  • Анонимно
    25.07.2017 12:14

    Молодец Эльмира Нурисламовна!! очень актуальная тема!!удачи вам во всём!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль