Общество 

«По статусу ВКТ перешагивает двумя большими ходулями статус Татарстана»

Руслан Айсин
2017-07-29 08:35

Нет никаких сомнений, что слова Владимира Путина об изучении «неродных языков» были направлены в адрес Татарстана, где вопрос преподавания татарского языка — один из стержневых элементов идеологической конструкции республики. «И это было сказано за несколько дней до срока официального истечения договора и очередного всемирного конгресса татар», — указывает политолог Руслан Айсин. В своем материале для «БИЗНЕС Online» он отмечает, что конгрессу пора бы уже научиться стратегии политической борьбы.

Руслан Айсин: «» Руслан Айсин Фото: Ирина Ерохина

«КОНГРЕСС ДОЛЖЕН СТАТЬ НОРМАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОБРАЗЧИКОМ ВЫСОКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ» 

За несколько дней до начала конгресса татар исполком ВКТ, как выясняется, так и не был собран, и не было его решения о проведении очередного всетатарского схода. И это тоже отличительная особенность «текущего ВКТ», будем называть его так. Эта проблема вытекает из предыдущей, которой я закончил вторую часть из трилогии про конгресс татар: отсутствие юристов, низкая юридическая и правовая грамотность, игнорирование правил, которые сами же и прописали. 

Все это удивительно на фоне того, что Татарстан, который сейчас словно деревянным мечом пытается рубиться с московским Голиафом за право подписания договора, то и дело апеллирует к Конституции и требует от федерального центра исполнения законов. Как в той присказке: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. 

Сегодня конгресс должен стать нормативной организацией, образчиком высокой политической и правовой культуры. Сказать легко, конечно. Но где взять кадры, которые, по сталинскому замечанию, «решают все»? И мы опять возвращаемся к тому, с чего и начинали: необходимости подготовки кадров, достойной смены.

По своему формальному статусу всемирный конгресс татар перешагивает двумя большими ходулями статус Республики Татарстан, потому что он представляет или пытается представлять весь татарский народ, дисперсно раскинутый по всему миру. ВКТ — это транснациональная структура. Чувствуете звучание слова «транснациональная»? В этом случае и подход работы, и масштаб должны ложиться в это определение. А на деле?.. 

Помнится, лет 7 назад ВКТ удалось наладить отношения со всемирным курултаем башкир. Это было непростое решение, учитывая бэкграунд отношений татар и башкир. Потом была попытка создания координационного совета народов Поволжья и Урала с участием представительных национальных организаций тех же башкир, марийцев, чувашей, удмуртов и мордвы. В Казани было проведено заседание этого совета. В создании данной ассоциации я принимал непосредственное участие. И, надо сказать, несмотря на негативный внутриполитический фон и перманентные обвинения татар в сепаратизме, пристальное внимание ФСБ к деятельности национальных движений, Ринат Закиров согласился на создание этого, без преувеличения, прорывного органа народов Большого Поволжья. 

«ТАТАРЫ ПРИЗНАЮТСЯ ЛИДЕРАМИ В ВОПРОСАХ ОТСТАИВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ» 

И это была серьезная заявка на официально оформленное политическое лидерство. Правда, через некоторое время, испугавшись разогнавшегося паровоза, сверху пришла команда — дать по тормозам и совет распустить. Сейчас, когда Татарстан остро нуждается в общественной и политической поддержке если и не соседних республиканских элит, то национальных движений, координационный совет сказал бы свое весомое слово. Словно просчитав последствия возможного бунта глав республик Поволжья и их возможную, гипотетическую поддержку Татарстана и договора о разграничении полномочий между регионами и федеральным центром, первый замглавы администрации Путина, куратор внутренней политики Сергей Кириенко за короткое время зачистил глав Удмуртии и Марий Эл, подвесил в неопределенности главу Мордовии Владимира Волкова и в конец задергал руководителя Башкортостана Рустэма Хамитова, чтобы тот и думать не думал о потенциальной самостоятельности наподобие соседнего Татарстана. 

Опыт координационного совета народов Поволжья и Урала надо вновь повторить, актуализировать. Татары признаются лидерами в вопросах отстаивания национальных прав народов России, а еще по совместительству и ведущей силой, представляющей интересы всех регионов, флагман федерализма. Но в последнее время этот флаг уже не реет высоко на ветру, а уныло приспущен в ожидании нового подъема. 

Татарстан и татарское национальное движение в эти сумрачные политические дни одни из немногих, отстаивающих демократические принципы в стране. Вопрос о федерализме, учете интересов регионов и всех национально-конфессиональных групп — это системные вопросы состояния демократии и конституционных основ нашего государства.

 А недавно на заседании президентского совета по межнациональным делам в Йошкар-Оле Владимир Путин недвусмысленно заявил: «Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации». Нет никаких сомнений, что данный месседж был направлен в адрес Татарстана, где вопрос преподавания татарского языка в школах — один из стержневых элементов идеологической конструкции республики. И это было сказано за несколько дней до срока официального истечения договора и очередного всемирного конгресса татар. Кириенко постарался хорошо. 

«ДЕЛЕГАТЫ ВКТ ДОЛЖНЫ ДАТЬ СВОЮ ОЦЕНКУ СИТУАЦИИ С НЕПРОДЛЕНИЕМ ДОГОВОРА И НАЕЗДОМ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА НА ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК» 

И вот делегаты всемирного конгресса татар должны дать свою оценку ситуации с непродлением договора и словами главы государства об изучении «неродных языков». Думаю, какое-то обращение обязательно будет. Если руководство не осмелится, проявит политическое безволие, то история этого не простит и обязательно накажет, вернется мстительным бумерангом. 

Делегаты должны определиться со стратегией будущего нации. Естественно, для этого должны быть наработки, проекты, на основе которых можно вести дискуссию и обсуждение. Проблем у нации несть числа: нужно методически расписать план решения этих архиважных задач. Тут и национальное образование, язык, политическая субъектность татар, статус Татарстана, аспекты взаимодействия национальной буржуазии и общественного сектора, вовлечение молодежи в широкое национальное движение и т.д. Позиция татар по этим, по сути, экзистенциальным для нее вопросам — залог будущего нации и вообще вопрос выживания ее как субъекта истории. 

Теперь что касается организационной структуры самого ВКТ. Очевидно, что она тоже должна видоизмениться. Наряду с председателем исполкома нужно ввести институт главы совета или президента конгресса, стоящего по статусу выше председателя ИК. Это должен быть человек с большим политическим авторитетом и влиянием. Таким может быть на данном этапе Минтимер Шаймиев. Для него рамки республиканской политики явно узки. Должность лидера всех татар снова выведет его на авансцену общемировой политики. Политический вес татарской общины сразу повысится, а решение актуальных задач, стоящих перед национальной элитой, станет легче. Лоббистские возможности ВКТ в разы увеличатся. В этом есть рациональное зерно. 

Кроме того, под общий зонт совета надо затащить и федеральную национально-культурную автономию татар, которая по факту дублирует деятельность ВКТ и зачастую выступает яблоком раздора между двумя смежными национальными организациями, а на этих противоречиях Москва умело играет, как Путин на рояле во время посещения Пекина. 

«НАЦИОНАЛЬНАЯ БУРЖУАЗИЯ ВЫПОЛНЯЕТ ЗДЕСЬ РОЛЬ ПАРТНЕРА, НО НИКАК НЕ ЛИДЕРА» 

Острым является вопрос относительно подготовки общественно-политических кадров, которые бы выполняли функцию политического авангарда татарского национального движения в Татарстане и местах компактного проживания татар. Именно они являются урановым стержнем идеологической работы. Национальная буржуазия, третье сословие, выполняет здесь роль партнера, но никак не лидера. Предпринимательский класс слишком зависит от политической конъюнктуры, а общественники же, как говорили в советское время, идеологически и политически устойчивы. Их трудно запугать налоговыми проверками и отъемом бизнеса. 

Вообще, давно пора выстроить правильные механизмы общественного и политического позиционирования. Мы стали академиками в деле организации Сабантуев и песенных фестивалей, пора бы уже научиться политическому лоббизму и стратегии политической борьбы, потому что в России все — политика. 

Как говорил Карл Маркс, до недавнего времени бывший иконой идеологического дискурса в России: «В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом — нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя». Это к наболевшему вопросу о договоре... 

Руслан Айсин

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (31) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
29.07.2017 12:16

Автор все правильно расписал и предлагает хорошие идеи! К нему стоит прислушаться.
Особенно согласен с тем, что впереди назревают изменения в политике, которые будут определять дальнейшее будущее не только Татарстана, но и всей России. В какой стране мы будем жить? В тоталитаризме, где национальные права попираются, где государственная идеология закрывает всем рты, где бессменной власти безразлично довольство народа, потому что выборы лишь нехитрый фокус. Или в свободной стране, где верховенство права, а не отдельных личностей, где уважают Конституцию и стремятся к реализации ее положений, которую люди всех национальностей будут считать ее своей родной страной, а не государством национального большинства.
В интересах большинства людей отстоять федерализм, демократию и свободу. Надо чтобы русский народ осознал, что не татары и Татарстан угроза целостности страны, а неудовлетворенность людьми положения своих наций - угроза целостности. Если татарам будет комфортно в Российской Федерации, если не будет проводиться целенаправленная ассимиляция, если будут созданы условия для сохранения и развития татар и не только татар, но и других народов, в том числе русских, то какой дурак захочет сепаратизма?

  • ПанАлекс
    29.07.2017 09:33

    И снова и снова вопрошаю: каковы критерии отбора делегатов ВКТ? На каком основании они выступают от имени всех татар? Вот вопрос читателям, кто считает себя татарином - как вы делегировали сами делегатов, где и когда голосовали, как вы уполномочили выступать от своего имени?

    • Анонимно
      29.07.2017 10:58

      Мы татары достаточно сплочённые. Наши позиции похожи и все мы хотим примерно одного - жить в государстве где все друг друга уважают, где нет каких-то перекосов в чью-то сторону. Вряд ли на этом съезде будет представлена другая точка зрения, а если и будет, то это сразу станет очевидно. Не придирайтесь к форме, пожалуйста. Главное это суть.

      • Анонимно
        29.07.2017 21:03

        Мы татары))) а мы видимо не татары))) Пан алексу отвечу от нижникамска к мы татарам поехало 4 делегата один из которых представитель администрации, гл. архитектор, а всего там больше 1000 делигатов.

    • Анонимно
      29.07.2017 21:44

      Какое Вам дело до "чистотатарских" внутренних проблем?
      Отстань, паналекс, от татар. Проблемы татар тебе чужды.
      Займись челнинскими проблемами, КАМАЗом и социальной
      ответсвенностью завода за город.

  • Анонимно
    29.07.2017 09:36

    Очередной учитель из за пределов Татарстана.
    Никто из этих теоретиков не стремится в Татарстан жить

    Все из за угла подсказывают

  • Уважаемый Руслан Айсин. Предлагая многоуважаемого Минтимера Шариповича Шаймиева на какую-то недосягаемую высоту в иерархии татарского народа, не можете мне напомнить хоть одну положительную черту этого достопочтенного господина. Ну или хотя бы, конкретные его достижения как политика, как чиновника. Ни одного положительного качества за МШШ не припомню. То есть "не вбил за свою жизнь ни одного полезного гвоздя". Или что-то мимо меня прошло? Я уж тогда лучше сиротой останусь, при таком Отце Нации.

    • Анонимно
      29.07.2017 11:34

      Ну почему татары друг друга так не поддерживают? Мало сделал разве Шаймиев для татар? Как нужно было провести национализацию, кого-то спросили? Производство же у республике осталось, не ушло за границу.

      • Низами
        29.07.2017 12:06

        Не все ли равно,
        К какой роже
        Капиталы текут в карман.
        Мне противны и те и эти.
        Все они
        Класс грабительских банд...

        С. Есенин

    • Анонимно
      29.07.2017 13:02

      Шаймиев очень много хорошего сделал для татар. И в политике и на бытовом уровне, при нём мы стали на голову выше

      • Низами
        29.07.2017 15:10

        А на сколько выше стала "семейка" Бабая?
        Ведь еще в начале 2000-х годов они прямо или косвенно контролировали более 70% экономического потенциала республики...

        • Анонимно
          31.07.2017 21:12

          /А на сколько выше стала "семейка" Бабая?/
          Это подобие зависти?

      • Анонимно
        29.07.2017 15:48

        Мы рады за татар и гордимся ими! Просто мне, русскому, которому волей судеб Татарстан,как часть России, является Родиной, хочется и себе немного счастья и денег попросить у благородных и счастливых, и богатых татар. Русский.

    • Фидарис
      31.07.2017 01:29

      У меня тоже неоднозначное отношение к итогам деятельности Минтимер-афанди. Но я согласен с предложением Руслана. Нельзя, никак нельзя устраивать разборки на темы кто чего поимел, кто что сделал или не сделал и прочее, когда общий дом горит.
      Мы должны использовать все площадки политической борьбы.,политического влияния, когда на карту ставится вопрос существования татар как нации, как исторического субъекта. Это будет самым большим грехом перед памятью предков, сотнями тысяч отдававших жизни за сохранение языка , веры, продолжение рода, если мы максимально и активно не используем все законные способы борьбы, отстаивая свою национальную сохранность и возможность национального развития.

      И в этом смысле фигура Шаймиева, его политический вес, организаторские способности как нельзя лучше подходят на роль лидера для переформатирования деятельности ВКТ, как значимого политического инструмента в деле сохранения татар как нации..

      Нам еще предстоит уговаривать его , чтобы он согласился на такое предложение.
      Я не знаю верит ли Минтемир-афанди в ахират и как вера может влиять на его выбор, но почти уверен, что сегодня, в этом своем преклонном возрасте, он способен на многие жертвы ради своего народа. Осознание прежних ошибок и слабостей, думаю.,придадут ему дополнительный стимул для старания на этом пути.

      Повторюсь: о клановом воровстве, социальном расслоении и прочих несправедливостях надо будет говорить, но сегодня стоит в приоритете более важный вопрос - сохранение народа.

    • Анонимно
      31.07.2017 21:11

      /Ну или хотя бы, конкретные его достижения как политика, как чиновника./
      Это уже смешно. Достаточно того, что народ с помощью Шаймиева больше зауважал себя, а другие народы больше зауважали татар.

  • Анонимно
    29.07.2017 10:50

    Уже назначен председатель.

  • Анонимно
    29.07.2017 11:04

    Хорошая мысль- Шайхие родил вкт и пусть будет его президентом. Закиров его советником. Айсин подошёл бы руководить аналитикой. Неужели не будет перемен а работе и останется все так как есть. Самарские.

  • Анонимно
    29.07.2017 11:14

    Удивительно, что такие аналитики как Руслан. не принимаются в аппарате вкт Таких съедают там, а на его потенциальное место сажает Закиров очень слабых, даже никаких, культмаасовиков. В таком случае было бы аналитический отдел назвать отделом сельских культмассовиков.

    • Анонимно
      29.07.2017 13:10

      Руслан Айсин много лет проработал в аппарате ВКТ, потом уехал в Москву.

  • Низами
    29.07.2017 11:27

    Очередная "политическая" структура, "отрабатывающая" финансовые поступления...

  • Анонимно
    29.07.2017 11:30

    Очень правильные мысли у Руслана Айсина. Поддержите делегаты ВКТ!

  • Анонимно
    29.07.2017 11:35

    Дайте Закирову спокойно уйти на пенсию с этой должности. К этому времени как раз подрастет новый "креативный" кадр на это место.

  • Анонимно
    29.07.2017 11:37

    Закиров далёк от народа. Но близок к властяим. Руководишь общественной организацией, так уж народ не толка. Народный должен быть! Опять назначили.

  • Анонимно
    29.07.2017 11:40

    Голосовать должен весь народ. БО может устроить это. Но не станет. Результат предсказуем.

  • Анонимно
    29.07.2017 11:46

    Али.

    Р. Закиров останется у руля ВКТ и всё покроется мхом.

  • Анонимно
    29.07.2017 12:16

    Автор все правильно расписал и предлагает хорошие идеи! К нему стоит прислушаться.
    Особенно согласен с тем, что впереди назревают изменения в политике, которые будут определять дальнейшее будущее не только Татарстана, но и всей России. В какой стране мы будем жить? В тоталитаризме, где национальные права попираются, где государственная идеология закрывает всем рты, где бессменной власти безразлично довольство народа, потому что выборы лишь нехитрый фокус. Или в свободной стране, где верховенство права, а не отдельных личностей, где уважают Конституцию и стремятся к реализации ее положений, которую люди всех национальностей будут считать ее своей родной страной, а не государством национального большинства.
    В интересах большинства людей отстоять федерализм, демократию и свободу. Надо чтобы русский народ осознал, что не татары и Татарстан угроза целостности страны, а неудовлетворенность людьми положения своих наций - угроза целостности. Если татарам будет комфортно в Российской Федерации, если не будет проводиться целенаправленная ассимиляция, если будут созданы условия для сохранения и развития татар и не только татар, но и других народов, в том числе русских, то какой дурак захочет сепаратизма?

  • Анонимно
    29.07.2017 12:32

    Блестящая статья!

  • Анонимно
    29.07.2017 13:30

    Предложения к ВКТ

    1. Должны татары обьеденять свои культурные центры в региональные общества. Обьеденившись в 6-9 региональных центров - 2 от Татарстанна, от Башкирии, поволжья, москвы, европы с америкой, средней азии, урала и сбири. (По типу федеральных округов)
    Должны избирать представителя - который должен работать на постояннной основе в Татарстане при Президнте РТ.

    2 основная цель совета выработка механизма для решений вопросов общин и их семей. Конструирование татарского мира.

    3. Должны быть кодексы взаимоотношений татар в регионах - аналоги конституции общины, что бы каждый татарин в обмен на обязанности имел права, а не как сейчас - я начальник ты дурак, а не татарин и вообще пошел вон

    4. На уровне региона, на основе совета региона, и на уровне татарского мира советы должны выполнять роль конструкторов татарского мира и моральных авторитетов.

    5.Решение советов и рекомендации. - долно оформлятся по типу фетв у мусульман.
    И должны доводится эти рекомендации и решения для татар.
    При этом само исполнение или нет - добровольно.

    6. Татарское образование не надо путать с общефедеральным.
    У татар - благодаря жестко и культурно воспитуемой тяге к знаниям и труду. Повышенные запросы к обучение и навыкам жизни.
    Татарские школы - должны стать школами построения счастливой жизни на основе культурной идентичности татар и всего лучшего что есть на планете. Лучших практик, лучшего опыта, лучших знаний и методик.

    7. Создав голову в виде Совета при президенте РТ нужны силы - ресурсы.
    Эти ресурсы могут быть фондом развития татарской культуры и его носителей.
    Бюджет должен быть не менее чем на уровне финансирования Футбольного клуба Рубин - 75 млн долларов США. Надеюсь Татары дороже.
    Данным фондом распоряжаются члены Совета

    8. В регионах должны активно наращиваться горизонтальные межобластные связи на базе региональных сабантуев и джиен.

    Должен идти обмен огромный опытом между общинами.
    Должна формироваться единная практика и методология.

    9 дожен быть определен минимум татарскости в человеке - знание кодекса татарина (конституции общины), 300 общеупотребительных слов и 20 песен. После чего он имеет право участвовать в делах общины и получать защиту юристов. И платить взносы.
    Прав и обязанности - должен быть баланс.

    10. Татары - это те у кого внуки татары - на этом должно быть воспитание построена и вся деятельность общин.
    Должны быть под это заточены обычаи и воспитание.

    Все те кто хочет связать себя семейными узами одной нации или межнациональные - должны пройти школу семейной татарской культурной жизни, где акцент делается на планировании семьи, традиций которые есть и будут в семье и имена детей.
    Только после прохождения такой школы - пары благославляются родителями и муллой-татарином. (Иначе зачем мулле обманывать сябя и Всевышнего благославляя тех кто вспомнил о Боге лишь для красосивых свадебных фоток?)

    11 общины образуются при координации культурных центров и работников мечетей.
    При этом в регионе определяются базавый детский сад и школа вокруг которого переселяются татары и на базе школы формируется класс с татарской компонентой на основе решения родительского собрания.

    12. Фонд может финансировать на грантовой или возратной основе театры при школах. Музыкальные Театры должны быть в каждой общине - это то место где татары усатся петь, артистизму, дизайну и прочему.
    Задача театра - дать возможность прожить в театре каждаму татарину роль с элементами татарской культуры и получить навыки культуры - татарской и мировой.

    13. В общины 5000 и боллее татар должны быть посланы в оплачиваемые командировки сформированые из педагогичнских вузов Татарстана и Башкортостана - коммисары по культуре. Как на практику.

    14. Должно быть волонтерское движение. С 2020 года в Татарстане должно быть новых руководителей райнов, посплков и городов не прошедших волонтерскую работу в диаспорах татар.

    15. Татарстан сам должен формировать центры татарской культуры у себя в городах и поселках.

    16. Цель работы центрм татарской культуры - это воспитание татар с высоким уровнем татарскости и высокой конкурентоспособностью в профессиональном и управленческом плане.
    Управленческо-организационные планы долны формироваться в ходе волонтерских проектов - выразивая новых лидеров общины и успешных людей по жизни.

    17. Центры и театры и иное должно быть профессиональным и самоокупаемым за счет услуг или взносов.

    18. Отношения к нациям не татарам - должно быть интернациональным без разделения нетатар на нации. Только отношения как к союзникам или нет.
    Нации которые являются основой для цивилизации не делят игые нации на нации.
    Они четко понимают - кто в их цивилизационом поле, а кто варвары.
    Татары - татарская культура - это цивилизация.

    19. Культура - это не только песни, танцы и язык. Культура - это модель поведения свойственная культурным людям. Культура - это цивилизация.

    20. Есть понятие старших братьев - у которых надо учиться и подражать. Таким примером на сегодня могут быть корейцы. Може и японцы или немцы. У них можно учиться и подражать. Их успехам и сохранению национального стержня.
    Например япония - батыры-самураи, шамаили- калиграфия, трудолюбие-трудолюбие.

    21. На основе всего вышесказанного и многого другого что можно еще предложить должен быть план развития Татары 2052 с графиками и годами посвященными - детсадам, театрам, молодежи и прочее. По которому могут развиаться и татарский мир и общины и семьи и каждай тптарин.

    Вкт должно обеспечить методолгическое, культурное и идеологическое наполнение исходя из потребности обычного человека - прожить счастливо жизнь, быть хдоровым, быть причастным к сообществу успешных людей и самому со своей семьей быть успешным, ГА ОСНОВЕ КУЛЬТУРНОГО КОДА ВЕДУЩЕГО К УСПЕХУ -В НАШЕМ СЛУЧАЕ ТАТАРСКОГО КУЛЬТУРНОГО КОДА МОДЕЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПО ЖИЗНИ И ВЗАИМОПОМОЩИ МЕЖДУ ТАТАРАМИ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРНОГО КОДЕКСА.

    С уважением Айдар

  • Анонимно
    30.07.2017 10:19

    Айдар, Вы все правильно расписали. Только прочтет ли руководство республики Ваш план, а если даже прочтёт, то захочет ли его воплощать. Вот в чем вопрос! Но я - за!!!

  • Анонимно
    31.07.2017 21:14

    Сильная статья. Автор молодец. Мышление глубокое и широкое.

  • Анонимно
    2.08.2017 09:02

    Я бы был бы за идеологизацию создания национальных браков, начиная с подросткового возраста в пока еще в национальных семьях, которые еще пока создаются. Например в РБ при правлении Муртазы, поощрялись финансово многодетные башкирские семьи. Но в РТ подобное финансирование хотелось бы ждать от татарских меценатов, способных на такие пожертвования. И еще, создание национальных татарских трудовых коллективов, где был бы татарский микро-социум.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль