Машиностроение 
2.08.2017

Настало время Ми-14: Вадим Лигай берется за «вертушку», способную нести ядерную бомбу?

Легендарного «убийцу подлодок» начинают выводить из «железного ряда», для него уже разработан новый глубинный боеприпас

КВЗ приступил к работам по вертолету Ми-14. Об этом сообщается в свежей годовой отчетности предприятия. Возрождение производства этой машины было анонсировано еще в 2015-м, и тогда специалисты как раз давали два года для первых шагов. Впрочем, некоторые эксперты «БИЗНЕС Online» называют проект химерой и указывают, что проще создать новый вертолет-амфибию с нуля.

КВЗ приступил к работам по вертолету Ми-14, о чем сообщается в свежей годовой отчетности предприятия КВЗ приступил к работам по вертолету Ми-14, о чем сообщается в свежей годовой отчетности предприятия Фото: prav.tatarstan.ru

ВИНТОКРЫЛЫЕ АМФИБИИ ЕЩЕ ЖИВЫ

«На предприятии ведутся подготовительные работы по оказанию помощи в ремонте находящихся в эксплуатации и на хранении вертолетов Ми-14», — сообщается в опубликованном недавно отчете ПАО «КВЗ» за 2016 год. Это первое упоминание амфибии в отчетности завода. Между тем заявления военных о необходимости возрождения ее производства наделали шуму еще два года назад. Напомним, «БИЗНЕС Online» тогда первым рассказал о планах минобороны по Ми-14.

Для оценки актуальности работы напомним о том, что это за машина. В середине 60-х военно-морскому флоту потребовался вертолет, способный круглосуточно и в любых метеоусловиях вести поиск подводных лодок и поражать их. В 1965 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о разработке противолодочного вертолета-амфибии В-14. В его создании активно участвовал казанский филиал Московского вертолетного завода (ныне почивший в бозе, последняя его реинкарнация — ОАО КНПП «Вертолеты-Ми+»). Первый полет состоялся 1 августа 1967 года, а принят на вооружение вертолет был в 1976-м под обозначением Ми-14ПЛ (противолодочный).

Характерной внешней особенностью вертолета стали днище-лодка, боковые поплавки и убирающееся шасси. Из оружия вертолет мог нести либо противолодочную торпеду, либо глубинные бомбы, либо ядерную глубинную бомбу мощностью в 1 килотонну. До 1986 года КВЗ построил 273 Ми-14ПЛ, Ми-14БТ (тральщик) и Ми-14ПС (поисково-спасательный). Примечательно, что экспорт Ми-14 превысил внутренние поставки: 150 машин отправили в Болгарию, Вьетнам, Польшу, КНДР, Ливию, Сирию, Румынию, ГДР, Югославию, Йемен и на Кубу. Причем в Болгарии, Польше и Сирии эти машины летают до сих пор.

Ми-14 запомнился летчикам большой продолжительностью полета (5,5 часов), возможностью выполнять штатную посадку, общей надежностью и удобной кабиной, что было важно, ведь полеты в 200 - 300 км от береговой черты, зачастую в сложных метеоусловиях и ночью, мог выдержать не каждый. Тем болезненнее было встречено решение о снятии амфибии с вооружения (1992 год). Аргументами стали общий план сокращения вооруженных сил, устарелость авионики Ми-14, необходимость перехода на вертолеты, способные действовать не только с береговых баз, но и с палуб (такой машиной стал Ка-27). Спецы называют закрытие программы незаслуженным (если не преступным). В прессе встречаются утверждения, что среди причин заката Ми-14 — давление американцев, из-за которого в конце 80-х — начале 90-х СССР пошел на небывалое сокращение вооружений. Жертвой стал и Ми-14, зарекомендовавший себя эффективным средством для обнаружения иностранных субмарин, в том числе малошумных, которые считались «неуловимыми». По легенде, в конце 80-х на Севере, в советских территориальных водах, при помощи Ми-14 «зажали» чужую субмарину и просто не хватило духу дать команду ее утопить.

Характерной внешней особенностью вертолета стали днище-лодка, боковые поплавки и убирающиеся шасси Характерной внешней особенностью вертолета стали днище-лодка, боковые поплавки и убирающееся шасси Фото: aviamuseum.com.ua

В 2015-м эксперты «БИЗНЕС Online» предположили, что тема возрождения Ми-14, вероятно, будет дробиться на три этапа: ремонт бэушных вертолетов, их модернизация, возобновление производства. Тогда же источник «БИЗНЕС Online» в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что «вопрос о глубокой модернизации Ми-14 почти решен» и «в практическую плоскость он перейдет в ближайшие два года».

ВСЕРЬЕЗ НИКТО НЕ ЗАНИМАЛСЯ?

Как раз столько времени и прошло сегодня, но о каких-то подвижках в деле ничего не слышно, кроме вялых заявлений руководства минобороны о том, что такой вертолет необходим. Разве что в минувшем феврале пресс-служба АО «Научно-исследовательский инженерный институт (АО «НИИИ») сообщила «Интерфаксу» о старте серийного производства корректируемой противолодочной авиабомбы «Загон-2». Сброшенный с борта воздушного судна на парашюте «Загон» несколько минут остается на поверхности воды, разыскивая подлодку при помощи активной гидроакустической системы. Обнаружив цель, бомба погружается к ней, кумулятивно-фугасным зарядом пробивает корпус субмарины. Бомба унифицирована для применения с самолетов Ил-38, Ту-142М, вертолета Ка-28. «Ее размещение согласовано с создателями противолодочного вертолета Ми-14ПЛ», — подчеркивалось в сообщении.

Ожидается, что восстановленные и модернизированные вертолеты займутся патрулированием прибрежной зоны, а также поиском и спасением терпящих бедствие людей Ожидается, что восстановленные и модернизированные вертолеты займутся патрулированием прибрежной зоны, а также поиском и спасением терпящих бедствие людей Фото: jetphotos.net

Еще в марте этого года «Известия» написали о решении вернуть в строй поисково-спасательные Ми-14: «Ожидается, что восстановленные и модернизированные вертолеты займутся патрулированием прибрежной зоны, а также поиском и спасением терпящих бедствие людей». Как рассказали «Известиям» в Южном военном округе, для начала решено заняться тремя машинами, находящимися на консервации в ейском 859-м центре боевого применения и переучивания личного состава морской авиации. Сообщалось, то Ми-14 передадут на соседний 570-й авиационно-ремонтный завод. Там машины изучат, а затем составят график и смету расходов. Но судьба вертолетов будет зависеть от их технического состояния: если ресурс корпуса, узлов и агрегатов окажется недостаточным, возвращать в строй и модернизировать их не будут.

Не исключено, что в отчетности КВЗ речь идет именно об этой тройке. «БИЗНЕС Online» направил соответствующий запрос на завод, но там не стали комментировать никаких новостей, связанных с Ми-14. Между тем источник «БИЗНЕС Online» в вертолетостроении сообщил, что для восстановления производства Ми-14 пока нет ни документации, ни стапелей, и предположил, что в отчетности речь, скорее всего, идет об изготовлении новых деталей для ремонтируемых Ми-14. По мнению нашего источника, это необходимая стадия для старта производства новых Ми-14 и далее последует модернизация законсервированных Ми-14. Сколько их осталось, эксперты сказать затрудняются. По мнению старшего научного сотрудника Академии им. Жуковского Евгения Матвеева, речь идет о нескольких десятках вертолетов. Пояснил он и то, почему «подготовительные работы по оказанию помощи в ремонте находящихся в эксплуатации и на хранении вертолетов» надо вести серийному заводу, а не ремонтному предприятию: «Компетенции завода-изготовителя гораздо выше любого ремзавода». «Можно считать, что первый этап начался», — резюмировал он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

А вот научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов сомневается в необходимости возрождения программы Ми-14. «Восстановление производства Ми-14 — это какая-то химера, поскольку сейчас потребуется полная переработка конструкции, проще новый вертолет создать (например, на основе Ми-38), — поделился он соображениями с «БИЗНЕС Online». — Думаю, никто всерьез этим восстановлением производства и не занимался. Вообще, единственная особенность Ми-14 — это его амфибийность, теоретическая способность садиться на воду, скопированная у Сикорского с его разработанных в конце 50-х годов вертолетов S-61 и S-62. Фактически, я считаю, амфибийность совершенно ни к чему, поскольку посадка на воду небезопасна для вертолета в принципе, что и продемонстрировали неоднократные аварии Ми-14 при таких посадках».

Втягивается ли Россия в новую гонку вооружений?
29%Да, и этого не избежать — надо отвечать на вызовы извне
18%Нет, идет обычное плановое перевооружение
45%Да, и пример надорвавшегося в том числе от оборонных расходов Советского Союза, похоже, ничему не научил
8%Нет, по-моему, российские Вооруженные силы и сейчас способны победить любого противника
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (52) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
2.08.2017 09:07

лучше бы томографы делать научились, вояки недоделаные... как 30-е возвращаемся, если завтра война, если завтра в поход... пушечное мясо ликует, есть шанс красиво сдохнуть за идею...

  • Анонимно
    2.08.2017 08:16

    Совершенно другие состав материалов и конструкция корпуса, повышенные требовпния к моторнотсиловой установке и приборной части.
    Вода, тем более морская - это совершенно иные условия для всей конструкции и механизмов

  • Анонимно
    2.08.2017 08:20

    Если Ми-14 покупают - надо делать.
    Молодежи требуется работа...

    • Анонимно
      2.08.2017 15:13

      Ми 14 покупали на Советские же кредиты, которые благополучно потом списывались. До сих пор, кстати, списывают. То есть фактически это был прямой убыток для Советской экономики....

    • mad big
      2.08.2017 20:39

      Прекрасный вертолет. До сих пор во многих странах летает. Фактически единственный в своем классе.

  • Анонимно
    2.08.2017 09:02

    Уверенно топаем по пути СССР. Без штанов, но в шляпе.
    И то, СССР был несравнимо более сильной страной, чем нынешняя РФ, а надорвался. А теперь в стране нет ни денег, ни современных технологий, ни своего станкостроения, ни своей современной элементной базы.
    Думаю, что это очередная "пиаровская" заявка, не более.
    Это как "возобновление" Ту-160- уже три года трескотня и болтовня идет, а воз и ныне там.
    Здесь все сдуется гораздо быстрее. Через неделю никто не вспомнит.
    А.

    • Анонимно
      2.08.2017 15:19

      История ВМФ очень показательна. То же увлечение Огромными подводными лодками было блажью Советского руководства. Профессионалы подтвердят, что коридор выхода советских подводных лодок Северного флота в Атлантический океан контролируется 3 (тремя) противолодочными рубежами США. Но гигантомания разрывала шаблон советского руководства. Все авианесущие крейсера не имели береговой инфраструктуры, и смолатывали ресурс двигателей за 2-3 года. Поэтому и порезали их на металлолом, как старые жигули - ремонтировать было сложнее, чем построить новые. А на новые уже не было ни сил, ни денег....
      Сейчас опять блажь пошла...

      • Анонимно
        2.08.2017 17:02

        Есть такая легенда, что Акулам не надо выходить в Атлантику. Они идут в Арктику, ломают три метра льда, отстреливаются, идут готовиться к иному миру. Именно поэтому Акулы и имеют огромный корпус, чтобы продавить лед при всплытии.

        • Анонимно
          2.08.2017 17:38

          Только легендой и осталось утешаться. А если серьёзно, то что бы поддержать паритет с США и проектом Огайо , решили построить тоже подобное и в СССР. Но в отсутствии технологий лодка не получалась меньше задуманного. Потом уже придумали этот миф по поводу льдов Арктики...

    • Анонимно
      3.08.2017 07:40

      Вы сказали хорошие слова о нарастании деструкции в России и ее авиапромышленности! Можно верить в России, но внешний и внутренний враг (даже в ЦБ и Минфине Рф) не сдается! Они торжествуют! А помните слова И. Сталина: "Надо активнее искать таких врагов и их истреблять!" В миролюбии ФСБ России к новым тайным врагам Отечества многое хорошее и эти вертолеты будут и далее гибнуть! Помнится, высокий чин из ФСБ мне в начале 2000 г. мне сказал: "Постоянно пишем секретные докладные записки на самый верх! Никакой реакции!" И ныне много этой вражеской измены!

  • Анонимно
    2.08.2017 09:07

    лучше бы томографы делать научились, вояки недоделаные... как 30-е возвращаемся, если завтра война, если завтра в поход... пушечное мясо ликует, есть шанс красиво сдохнуть за идею...

    • Анонимно
      2.08.2017 10:33

      не надо в популизм ударяться - неужели стране не нужен вертолет, который может работать в крайне сложных прибрежных условиях? просто для ее реализации возьмут денег из военного бюджета.
      такая машина имеет и экспортный потенциал, и самим пригодится. верю, что при должной проработке эти инвестиции отобьются сполна.
      Есть рубежный вопрос - глубокая модернизация МИ-14 или новый вертолет. Но здесь только специалист может дать ответ. С одной стороны безусловно нужны новые моторы и авионика (а это почти новый вертолет), с другой стороны при проектировании машины с нуля новый вертолет может десятилетиями разрабатываться.
      Если в стране нет своих томографов, то вертолетчики одни из последних, кто в этом виноват.

      • Mihalych
        2.08.2017 12:11

        Популизм и нытье - любимое занятие многих комментаторов на БО

        • Анонимно
          2.08.2017 14:59

          Это не нытье. Просто тут люди собрались, у которых есть возможность рассуждать и думать. Не может же все общество в "едином порыве стремиться к светлому будущему" - есть одну и ту же лапшу с ушей. Независимо от того, касается это реально интересов страны или призвано замаскировать коррупцию и воровство.
          Когда все говорят одно и то же, это или действительно великая цель (что редко) или люди просто перестали думать. Мир в подавляющем большинстве не черный и белый, а все оттенки между. А неспособность правильно принимать критику на свой счет это признак человека, остановившегося в своем развитии.

      • mad big
        2.08.2017 20:44

        Движки новые есть, ВСУ тоже. Так что все будет нормально.

    • Анонимно
      2.08.2017 12:01

      Ну так производят ведь! В прошлом году только представили аппарат нового поколения,который стоит в 2 раза дешевле зарубежных аналогов. К тому же на стадии завершения новый аппарат - «сухой томограф».

      • Анонимно
        2.08.2017 14:52

        Зачем вы это написали?! Как вы могли?! У человека пропитание отнимаете! Он сегодня свой хлеб не заработал создавая картину, что в РФ всё хреново!
        Такие как он всегда будут умалчивать о том, что положительного происходит, приводить какой-нибудь пример из западных достижений и спрашивать - а что у нас? При этом ни за что не вспомнят как они же лет 20-30 назад кричали - зачем нам наше? Западное, мол, лучше давайте на западе покупать, а своё развивать не будем - пусть сдохнет!

        • Анонимно
          2.08.2017 15:55

          я конечно извиняюсь, на на какие деньги 20-30 лет назад все западное покупать планировали? тогда кроме долгов у России ничего не было. эта идея, что нам ничего не надо, появилась в головах наших руководителей страны как раз лет 13 назад, когда цена на нефть взлетела с 20 до 140 баксов. и все деньги, что потекли в страну, на что тратились? на олимпиады-универсиады, дворцы, самолеты и яхты, но только не на развитие промышленности. и большинство олигархов из списка форбс свои миллиарды сколотили после 2000-го года. Кстати, в это время уже никаких либералов из 90-х во власти и близко не было, сплошные "патриоты" . так что отрабатывая свои гонорары, вы потрудитесь хотя бы слегка недавнюю историю вспомнить.

          • Анонимно
            2.08.2017 17:05

            Никто не знал, на что будем покупать. Но все считали, что мы главное-то сделали, от СССР независимость объявили. И сейчас повалится халява.
            И при всем уважении к нефти что-то в стране начало зарабатываться только когда люди поняли, что марсиане не прилетят помогать и американцы деньги кидать просто так не будут. Это я не про металлургические комбинаты и Роснефти, это про магазины у дома и Нэфисы.

          • Анонимно
            3.08.2017 00:33

            ага - до сих пор все чины едут на гайдаровские форумы - все 25 лет либералы правят и будут править...

      • mad big
        2.08.2017 20:45

        У либеральчика в методичке этого не написано, а значит нет вовсе.

    • mad big
      2.08.2017 20:42

      Ты то сам в спину стрелять уже готов, доделанный! Сам то хоть что-нибудь полезное в этой жизни сделал? Или только по клаве колотить горазд?

  • Анонимно
    2.08.2017 09:08

    Советский Союз "надорвался" из-за продажности партийной "элиты", а не из-за ВПК.

    • Анонимно
      2.08.2017 09:26

      ВПК разорило СССР - а партийная верхушка часть ВПК - её создатель и покровитель.

      • Анонимно
        2.08.2017 10:16

        ВПК локомотив экономики, так во всем мире, в тч и в штатах.

        • Анонимно
          2.08.2017 12:33

          Все зависит от доли ВВП, которую государство тратит на ВПК. После определенного значения (индивидуального для каждой экономики) ВПК становится чемоданом без ручки. Следующий аспект - это кооперация ВПК с частным капиталом и гражданскими компаниями. У нас это не очень развито - все разработки крутятся в полувоенных НИИ, производство в основном тоже.

        • Анонимно
          2.08.2017 15:02

          ВПК это локомотив экономики, если а). доля ВПК не начинает становиться слишком большой б). ВПК производит товар, а не инструмент для собственного потребления. Если завтра страна начнет клепать танки на продажу за деньги, а не в подарок Алжиру, то почему бы нет?
          У американцев % ВВП небольшой, оружия на продажу делают много.

        • Анонимно
          2.08.2017 18:07

          Амазон Эпл Гугл вам знакомы?

      • Анонимно
        2.08.2017 16:37

        мда... цифры по ВПК СССР назовите.... Вы удивитесь..

    • Анонимно
      2.08.2017 09:57

      И я также считаю. Не было бы Горбачева и Ельцина Советский Союз до сих пор жил бы еще и прекрасно развивался!

    • Liko
      2.08.2017 13:59

      Эти продажные люди с тех пор не могут оторваться от власти как от соски. Какие только партии не поменяли за 25 лет: от выбора России и нашего дома России до единства и единой России. Во все тяжкие. Ничего святого у нынешней продажной тусовки нет. Никаких ценностей кроме денег. После них - хоть потом. Они и озадачены только одним - как сделать свой капитал легитимным на Западе.

      • Анонимно
        2.08.2017 15:42

        А Горбачев сейчас, развалив СССР, прекрасно живет в 70 км от Мюнхена в замке, построенном для него немцами. Там же в деревянном коттедже живет его дочь.

        • Анонимно
          2.08.2017 17:12

          забавно, горбачев развалил СССР))) разве Горбачев подписал беловежские соглашения, похоронившие СССР, он то как раз был единственным человеком, кто до последнего пытался удержать единство страны. . Но кто его слушал? Ельцин, Кравчук, Шушкевич и Назарбаев - вот могильщики СССР. Суверенитет - наше все, отделимся и заживем... вроде прошло всего 26 лет, а уже все переиначили, что дальше будет?

          • Анонимно
            2.08.2017 18:01

            по факту - начиная с хрущева создавались условия разгерметизации ссср - это и отдача австрии, это хрущевки и оплата труда, и прекратившееся снижение цен, и девальвация..

          • Анонимно
            2.08.2017 19:37

            Горбачёв начал развал. Его бездействие, нерешительность и банальная глупость привела к тому что мы имеем сейчас. Он как был комбайнером, так и остался им. Кухарка у руля государства. Жаль что Андропов умер в то время. Вот он смог бы преобразовать
            СССР. Но, к сожалению, история не терпит сослагателтных наклонений. Прошлого уже не вернуть. И такой Страны уже не будет. Великой Страны. Всё что есть сейчас - РФ в кругу врагов, нищий народ, зажравшиеся чиновники и олигархи.

            • Анонимно
              2.08.2017 22:03

              Развалил СССР тот, кто блокировал законно избранного Президента на даче в Крыму. Блокировал как раз накануне подписания нового союзного договора.

            • Анонимно
              3.08.2017 10:15

              Юрий из Москвы! В описанное время до и в начале перестройки я работал в системе кремлевской ВПК! Народные гражданские деньги рекой текли в военные нужды! На СССР жал Рейган-милитарист! И вдруг появились низколетящие ядерные крылатые ракеты! МБР и ПРО (пример НИИ РП рядом с м. "Аэропорт") всю космическую оборону сделали бессмысленной и дырявой! Изменился стратегический баланс в мире против именно СССР! Коррупция проникла и в Кремль! Начался политический распад, особенно, идеологии и рядов КПСС! Ныне ситуация более опасна! Рухнула технологическая база почти всей экономики! На её восстановление срочно нужно 50 трлн рублей (для начала процесса). Я сейчас близок к ТЭК, нефтегазовому бизнесу! В санкциях против РФ теперь прямо запрещается содействие разработке Баженовской свите (кажется, 2 млрд тонн нефти)! Беспокоит явная открытая и тайная измена в деловой и финансовой элите России! Скорее всего, через 5 лет не станет и Российской Федерации, а в свободной Демократической Татарской Республике (президентской, конечно) люди станут жить бедней в 3 раза, чем при этом "путинском авторитарном режиме"! Мой пессимистический (и даже "похоронный") привет Казани!

  • Анонимно
    2.08.2017 10:07

    Этот Ми-14 - лучший вертолет -амфибия в мире. Сегодня никто в мире такой вертолет сделать не может, кроме нас. На него есть спрос. Модифицировать Ми-38 под амфибию смысла нет. Модернизированый Ми-14 будет еще лучше.

    • Анонимно
      2.08.2017 17:12

      А не пора ли модернизировать Москвич-412? Никто такого не сделает!

      • Анонимно
        2.08.2017 18:02

        Пора, давно пора - и продавать в России по цене настоящей - в 80 000 рублей например)

  • Анонимно
    2.08.2017 10:22

    Гонка вооружений в некотором смысле вечна! Можно не гнаться за количеством, но процесс естественного старения техники и устаревания технологий никто отменить не в силах. Ну изобрели мы ядерную бомбу и объявили себя сильнее всех, но ее же еще доставить до точки нужно. Мы строим бомбардировщик, они перехватчик, мы создали баллистическую ракету, они систему ПВО, способную их сбить, и наоборот! Так что это не новый этап гонки вооружений, это естественный, перманентный процесс модернизации и обновления, и РФ обязана в нем участвовать. Пока мы еще считаемся великой державой, но не потому что у нас экономика мощная, а потому что армия сильная. Отстанем в этом вопросе и величие России кончится, если еще не кончилось. Вариант развить экономику тоже есть, но как то менее вероятен.

  • Анонимно
    2.08.2017 11:53

    Глупо не использовать заводы,которые весь Союз строил, тем более если есть спрос на высокотехнологичную продукцию,хотя кто-то только и может нефыть продавать...

  • Анонимно
    2.08.2017 14:08

    Когда же можно будет на пассажирских вертолетах или самолетах летать из Казани в населенные пункты Татарстана? Как хорошо было в 70х летать в Бугульму за 40 минут на АН-2 за 3 руб 60 коп.

    • Анонимно
      2.08.2017 19:48

      Татарин Злой
      Это да, было круто! Но Вы не учли разницу в государственном строе тогда и сейчас. Тогда вы приехали на автобусе, сдали багаж, прошли пешком по ВПП, сели в самолёт и взлетели. Приземлились практически в нынешнем центре Казани.
      А теперь? Приезжаете, на входе досмотр, регистрация за 45 минут до вылета, досмотр, ещё досмотр. Потом ожидание автобуса. Затем вершина целесообразности: везут к стоящему в 50 метрах самолету через все лётное поле в автобусе. Потом, чтобы жизнь мёдом не казалась, 3-5 минут на морозе, потом в самолёте тебе рассказывают, как авиакомпания заботится о нашей безопасности, поэтому, пока самолёт двигается, не отстёгивайте ремни безопасности. Ну и плюс почти то же самое, только с обратном порядке в Казани. Ну плюс добираться до города 30-40 минут.
      Ну и в качестве бонуса аэропорты везде норовят пощипать Ваш кошелёк, внедряя платные парковки, продажу воды и еды по конским ценам.

  • Анонимно
    2.08.2017 14:16

    Смешно слышать- "никто кроме нас не умеет.."
    Никто из стран африканского континента?

    • Анонимно
      2.08.2017 17:41

      Ничего глупее в жизни не слышал! Ну и где тогда их аналоги???!! иногда лучше жевать, ваши умозаключения смехотворны, одно дело языком чесать, другое делать, то, что никто, кроме тебя сделать не сможет, для этого не просто нужно склепать корпус, для этого нужно огромное КБ и куча различных экспериментов, от металлов и заклепок, до обмотки провода сраного датчика - все нужно учесть! Хотя кому это я расписался, давай - удачи эксперд диванных битв!

      • mad big
        2.08.2017 20:49

        Тут таких куча. Икспэрдов диванных.

      • Анонимно
        2.08.2017 22:13

        Бла-бла-бла патриотическое. В магазине давно были? Что там российского производства есть? Не собранное из иностранных комплектующих по иностранным технологиям , а своё? Нет такого. Даже топоры китайские. На военных самолётах черные ящики из дешёвых китайских микросхем. Почему-то патриотически озабоченных это не задевает. Им главное- красиво говорить.
        А.

  • Анонимно
    2.08.2017 17:06

    Час лета вертолета стоит сколько знаете?

    • Анонимно
      2.08.2017 17:44

      О том и речь, что сильно дорого, из-за дорогого топлива (хотя вопрос почему дорогого?) и из-за слабых баз обслуживания, хотя при большом количестве вертолетов и рейсов их бы было достаточно, что бы недорого обслуживать вертолеты в любом порту!

      • Анонимно
        3.08.2017 00:38

        а сколько заводов у нас и у Штатов по бензину? Кто напишет, если разница в 20 раз? Сколько у них? Секрет? Нет - ищите в Инете

  • Анонимно
    2.08.2017 20:12

    Пусть делают вертолет со складными винтами, чтобы с АПЛ можно было запускать

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль