Общество 
7.08.2017

«Милли шура»: «татарский вопрос» должен прочнее войти в чиновничью повестку Татарстана»

Айрат Файзрахманов подводит итоги VI съезда всемирного конгресса татар

Какое содержание несет в себе нынешний ВКТ? Насколько нынешний номенклатурный характер съезда позволяет вылечить давно возникшие «болячки»? Заместитель председателя всемирного форума татарской молодежи, автор «БИЗНЕС Online» Айрат Файзрахманов размышляет о четырех главных темах, затронутых в рамках курултая.

Заместитель председателя всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов размышляет о четырех главных темах, затронутых в рамках курултая Заместитель председателя всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов размышляет о четырех главных темах, затронутых в рамках курултая

«ТАТАРСТАН СОБИРАЛ, СОБИРАЕТ И БУДЕТ СОБИРАТЬ ПОДОБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОКУДА СУЩЕСТВУЕТ РЕСПУБЛИКА»

У татар есть один самый большой и массовый страх — исчезнуть как народ  в ближайшее столетие. Даже есть подходящее название для этого страха — «200 елдан соң инкыйраз» («Вымирание через двести лет»).  Это название романа-антиутопии великого писателя и политика Гаяза Исхаки, который он написал в начале ХХ века. Так что татарам, если они не будут следовать прогрессу в национальных делах, по прогнозам Исхаки осталось уже 80 лет.  

Трудно представить, что очередной съезд всемирного конгресса татар (каким бы серьезным и представительным он ни был), три-четыре дня праздника, могут кардинально изменить ситуацию. Реальная работа, конечно, последует после съезда. Сейчас уже сделаны программные заявления, принята резолюция, с которой  активной татарской общественности жить следующую пятилетку конгресса.

Поводов для подобного съезда у представителей татарских организаций всегда будет много: это и площадка общения с глазу на глаз обширного «татарского мира», и решение насущных вопросов, и «смотр достижений» и так далее. К тому же, как у большинства тюркских народов, у татар есть своя давняя традиция проведения джиенов, курултаев, меджлисов и прочего. Принцип аш-шура (совет) — один из основополагающих в общественной жизни мусульман. Кстати, это созвучно русской идеи соборности, характерной как для религиозной сферы, так и для общественно-политической культуры. К тому же национальные съезды, форумы и курултаи — это один из способов «конструирования» нации,  кристаллизации и формирования элементов ее самосознания. 

Впереди еще придется услышать немало оценок этого съезда — и лестных, и не лестных. Думается, по горячим следам можно подводить некоторые итоги. Тем более эмоций, конструктивной и неконструктивной критики в адрес конгресса прозвучало уже немало — особенно постарались комментаторы к публикациям в «БИЗНЕС Online». Не замечать их сложно. Остается ответить: Татарстан собирал, собирает и будет собирать подобные мероприятия, покуда существует республика. Татарстан без татар, татары без Татарстана долго не просуществуют. По-моему, это аксиома, и любые ехидные комментарии относительно неуместности существования представительного органа татар  в Татарстане просто неуместны и нелогичны.

Другой вопрос: какое содержание несет в себе конгресс и сам съезд? Насколько нынешний номенклатурный характер съезда позволяет вылечить давно возникшие «болячки»? Оставив в стороне ободрительный характер  выступлений,  ритуальные пункты резолюции съезда, — что можно оставить в сухом остатке? Первое — попытка перезагрузки конгресса.  Второе — платформа по сохранению и развитию татарского языка и духовного наследия. Третье — это акцент на систему национального образования. Четвертое — договорная «эпопея».

Какое содержание несет в себе конгресс и сам съезд? Насколько нынешний номенклатурный характер съезда позволяет вылечить давно возникшие «болячки»? «Какое содержание несут в себе конгресс и сам съезд? Насколько нынешний номенклатурный характер съезда позволяет вылечить давно возникшие „болячки“»?

«НЕОБХОДИМОСТЬ АКТИВНОГО УЧАСТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕСУРСА И «ТАТАРСКОГО ФОРБСА» В РЕШЕНИИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ВОПРОСОВ НАЗРЕЛА ДАВНО»

Итак, создание «Милли шура» (национального совета) должно означать некоторую перезагрузку конгресса. Учитывая статус вице-премьера Василя Шайхразиева, возглавившего новый орган, ВКТ ожидает более частые заседания совета с участием реальных «попечителей». Скорее всего, «татарский вопрос» должен прочнее войти в чиновничью повестку Татарстана. Не знаю, как там с политическими играми с Москвой (как пытаются представить это событие многие), но необходимость более активного участия административного ресурса и «татарского Форбса» в решении национально-культурных вопросов татар назрела давно. Слишком много накопилось проблем, которые невозможно скрыть за ободрительной риторикой. Отмахнуться от них возможно только в том случае, если «архитектору» безразлична судьба своего творения.

Удастся ли реально изменить ситуацию главной фигуре перезагрузки? Трудно, но, во всяком случае, есть некий карт-бланш и есть ожидание изменений. Оценки преждевременны. История — штука интересная: иногда оказывается, что  самые патриотичные умы могут развалить дело. И наоборот, Семен Игнатьев — сталинский нарком госбезопасности — сделал неимоверно много для самих татар.

Платформу по сохранению и развитию татарского языка и духовного наследия еще предстоит доработать, но у нее есть потенциал, чтобы могла стать реальной и главной дорожной картой по изменению ситуации в этой сфере, особенно если к ее исполнению приложатся профильные ведомства. За татарской общественностью дело не постоит. Пока же снижение на миллион количества татар, назвавших татарский язык своим родным языком, — это, пожалуй, главный итог последних десятилетий национальной жизни татар. Вызовы, которые бросают нам глобальный город и новые российские реалии, пока перевариваются с огромными потерями. По сути, мы уже имеем поколения татарских пап и мам и даже бабушек и дедушек, которые не знают татарский язык и не могут передать его в семье.

Такая общая концепция требовалась уже давно. Образование, воспитание, городской ландшафт, молодежные национальные инициативы, выступления чиновников и первых лиц на татарском языке, внедрение татарского языка в работу государственных и муниципальных органов власти — все это тесно взаимосвязано. Пока же все государственные программы в этой сфере заточены под решение отдельных частных проблем, они фрагментированы и зачастую ограничиваются проведением одноразовых мероприятий. Отсутствует проектный подход, ведомственные интересы доминируют над общественными инициативами. Консолидация программ под одним административным крылом, а в дальнейшем и создание «татарского грантового фонда» позволит выйти на более системный уровень.

Что касается национального образования, то выступления на пленарном заседании, на дискуссионной площадке, в принципе, выдали большую палитру проблем. Например, в столице Татарстана на сегодняшний день более 70 татарских школ и школ с татарскими классами. Но есть ли среди них те (кроме трех-четырех школ), которые мы можем назвать по-настоящему татарскими учебными заведениями? Есть ли среди престижных школ первой десятки города, республики национальные гимназии и лицеи? С одной стороны, нужно форсировать решение этого вопроса, вложиться в татарские гимназии и школы, иметь законченный кластер «татарский садик — татарская школа — татарский ВУЗ», создать правовую и институциональную возможность сдачи ЕГЭ на татарском языке. Нужна срочная поддержка остатков национального образования в других регионах РФ, нужно, чтобы КФУ готовило не несколько десятков национальных кадров, а нужное количество национальных кадров для школ. С другой стороны, министерство образования давно принялось за решение этих проблем, но без общественности, без мощного продвижения национального образования и проникновения этих идей в среду родителей сделать большой сдвиг будет очень сложно.

Все это должно быть завязано на мощную правозащитную основу, об этом неоднократно говорили выступающие. В конечном опубликованном варианте резолюции предложений о правовом центре, к сожалению, не оказалось. «Интересной» оказалась и формулировка резолюции, где обращение Госсовета РТ к президенту России названо как обращение о сохранении должности президента. От темы татарстанской государственности съезд съехал в геополитику, на которую татары не имеют почти никакого влияния. Вообще, нет информации, сколько было подано предложений об изменении и дополнении резолюции. Лично я имел возможность сделать это только на секции, но судьба целого списка предложений оказалась неизвестна. Многие пункты конечной резолюции никак не коррелировали с дискуссиями и секциями.

Учитывая статус вице-премьера Василя Шайхразиева, возглавившего новый орган, ВКТ ожидает более частые заседания совета с участием реальных «попечителей» «Учитывая статус вице-премьера Василя Шайхразиева, возглавившего новый орган, ВКТ ожидает более частые заседания совета с участием реальных „попечителей“»

«МЫ КОЛЛЕКТИВНО ПРОПУСТИЛИ ВАЖНЕЙШЕЕ СОБЫТИЕ В НАШЕЙ ИСТОРИИ»

Стоит заметить, что «Милли шура» конгресса была создана по аналогии с названием органа национального самоуправления мусульманских народов России в 1917 году. Однако при всем при этом делегатам съезда не объяснили историчность этого названия. К тому же мы коллективно пропустили важнейшее событие в нашей истории — речь о создании в Казани в 1917 году национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири. Сделано это было на совместном заседании трех всероссийских мусульманских съездов — II общемусульманского, I военного съезда и I съезда мусульманского духовенства, которые также проходили в Казани. По сути, первой татарской автономии 3 августа исполнилось 100 лет. Конечно, наслоились события, приоритетными оказались другие темы. Да и такие понятия, как «революция», «свободы», «демократия», «борьба за права», «национальное самоопределение» сегодня не в почете.  Но подобный юбилей события, круто изменившего судьбу народа, бывает только раз. Такого повода, для того чтобы осмыслить бурное общественно-политическое наследие, понять, где истоки наших крутых изменений, как в этом году, может больше не быть.

1917-й в этом отношении был рубежным для формирования органов национального самоуправления, элементов автономии, кристаллизации национального самосознания, реализации чаяний татарской интеллигенции.  Замечу, что почти никто из народов России не ставил вопрос об отделении: наоборот, все в один голос говорили о федеративной демократической России. В этом — один из истоков современной государственности Татарстана и  государственного устройства страны.

Очевидно – татарам важно двигаться в ногу со временем, не закрываться в себе, учиться у других, двигать частную инициативу. «Очевидно: татарам важно двигаться в ногу со временем, не закрываться в себе, учиться у других, двигать частную инициативу»

«АКТУАЛИЗИРОВАТЬ ТАТАРСКОЕ, ТАТАРИЗИРОВАТЬ АКТУАЛЬНОЕ»

Вообще съезду конгресса не хватило секций, интеллектуальных дискуссий, обстоятельных обсуждений, а на четырех имеющихся площадках не хватило лиц, принимающих решения, руководителей министерств и ведомств. Осталось ощущение недосказанности. К примеру, на первом съезде конгресса татар было 15 секций, которые вели такие фигуры, как Василий Лихачев, Мухаммат Сабиров, Мансур Хасанов, Василь Гайфуллин и другие. Достаточно взглянуть на прессу тех лет, чтобы понять, что республика жила этим мероприятием.

Все же абсолютного единодушия, как может показаться на первый взгляд, на съезде не было. Сидевшие рядом соседи хоть и отпускали ехидные комментарии по поводу происходящего, голосовали положительно.

По составу чисто визуально было видно, что конгресс совсем не молод. Звучала цифра о среднем возрасте делегатов в 55 лет. И это несмотря на то, что многие делегации по принципу разнарядки привезли молодежь. Огорчает, что в составе национального совета оказались считанные единицы представителей молодого поколения, в то время как у него есть свои рецепты и успешные практики. В случае Казани и Челнов не только активная татарская молодежь, новое творческое поколение, но и представители среднего поколения в 35 - 40 лет оказались «за скобками» съезда. Сдается, что высшие чины республики и города, которые являлись делегатами, должны иметь свою курию, отдельное представительство, иначе конгресс с центром в Казани всегда будет слабо погружен в казанскую повестку.  Отсюда происходит отчужденность, непонимание татарами Казани необходимости существования конгресса.

Не хватило новых форматов работы, обсуждений новых практик. Очевидно — татарам важно двигаться в ногу со временем, не закрываться в себе, учиться у других (например, у еврейского конгресса), двигать частную инициативу. Лозунг молодого поколения «актуализировать татарское, татаризировать актуальное» — это то, что позволит выиграть татарам в извечном споре с Гаязом Исхаки.

Айрат Файзрахманов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (78) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.08.2017 16:58

За 25 лет не сделали и не сделают. Пока у верхушки не сменятся лица все будет хуже и хуже.

  • Оптимист
    6.08.2017 13:36

    Глупо замыкаться в рамках татарские детский сад-школа-вуз

    Получаются идеальные рабы без права и возможности найти работу вне Татарстана

    • Анонимно
      6.08.2017 14:52

      Вы не правы. Во первых,во всех татарских школах изучаются русский язык и литература. Во вторых, без татарского,углубленного изучения предметов не происходит. Язык детства остается на генном уровне превалирующим для понятия истины. А рабы есть и у татар,русских,чувашей ,немцев итд.

      • Анонимно
        6.08.2017 16:21

        Просто Вы не правильно говорите про татарское образование и татарские школы.

        Татарские школы и лбразование это не татароязычная калька федеральной общеобразовательной системы.

        Татарское образование это все лучшее в мире - что татары могут дать детям. На уровге к примеру Сингапуоа, Швейцарии, лучших колледжей Англии.
        Вот это и есть татарские школы.
        А главное татарские школы должны воспитывать татар в воспитании которого важны тяга к знанию, трудолюбие и семейные ценности.

        А не татароязычная копия общефедеральных школ и программ. Без воспитательной части важной жля татар.

        С уважением Айдар

        • Анонимно
          6.08.2017 18:58

          Что мешает прививать эти ценности всем детям сейчас??Ислам, РФ, что мешает?)

      • Анонимно
        6.08.2017 16:29

        татарский вуз - это как? у нас практически все вузы федерального подчинения с преподаванием на русском

        • Анонимно
          6.08.2017 18:15

          Вот и должны появится национальные вузы, там, где они востребованы. И на нац. языках коренных народов РФ.

        • Анонимно
          6.08.2017 21:32

          Татароязычные группы могут быть по договоренности быть организованы и в федеральных ВУЗах расположенных в РТ. Задание на проработку этого вопроса Шайхразиев должен поручить Министерству образования в плане мероприятий Милли Шура.

          • Анонимно
            7.08.2017 13:14

            есть ли в них потребность? ресурсы - учебники, методички, преподаватели и самое главное - зачем?

        • Анонимно
          13.08.2017 22:04

          Так не должно быть. Рф это федерация и Конституция РФ дает полное право на получение образования на родных языках коренных народов.

    • Анонимно
      6.08.2017 16:32

      Глупо замыкаться в рамках русские детский сад-школа-вуз

      Получаются идеальные рабы без права и возможности найти работу вне РФ.

      • Анонимно
        6.08.2017 18:58

        Выучить язык можно за три месяца

      • Анонимно
        7.08.2017 15:50

        Когда мы отдавали сына в татарскую гимназию №155 было много русских родителей, желающих обучать своих детей тоже здесь. Задаю вопрос: рядом две школы русских, почему сюда пришли? Ответ: здесь дисциплина, три языка изучают, преподаватели хорошие, кружки разные. Почему эти родители молчат?

      • Анонимно
        13.08.2017 23:20

        От русского языка некто не отказывается

    • Istorik
      7.08.2017 13:16

      Оптимист, вы ошибаетесь. Татарский детский сад -школа -ВУЗ не означает плохого русского языка. Я сам учился в татарской гимназии все 10 лет. Напротив, речь о полилингвальности, о том, что, например, татарская школа будет давать разностороннюю языковую подготовку.
      В то же время надо повышать конкурентоспособность татарских учебных заведений, только так они будут конкурентоспособны

      • Анонимно
        7.08.2017 23:51

        И как повысить их конкурентоспособность?
        Без привлечения дополнительных бюджетных средств.

        • Анонимно
          8.08.2017 15:06

          Салават

          А что татары не платят налогов? Что за странный "аргумент" про то, что на тат. школы, ВУЗы уйдут средства из бюджета. Этот бюджет в том числе татарами пополняется.

      • Анонимно
        8.08.2017 00:00

        Все не о том, пока!
        ВУЗ на татарском - это возможная перспектива, но очень отдаленная.
        За 25 лет не сумели даже выйти на нормальное обучение татарскому в школе! Нет механизма подготовки нормальных учителей татарского для школы. А сколько денег на это напрасно потратили!

  • Анонимно
    6.08.2017 14:57

    То что было как пишут мало молодежи то это на мой взгляд не могло быть иначе.Фсе образно говоря по плану или планам.Как говорят мол старикам бабло а молодежи романтику.

    • Анонимно
      6.08.2017 19:11

      очень глупо, такая политика уже выходит им боком. Пожилые уже не могут активничать, а молодежь скоро переженится, им скоро станет не до этого. Раз их только демотивируют

  • Анонимно
    6.08.2017 14:59

    пусть элита покажет пример делами,а то пока не густо

  • Анонимно
    6.08.2017 16:20

    Пусть чиновник работает.

  • Анонимно
    6.08.2017 16:58

    За 25 лет не сделали и не сделают. Пока у верхушки не сменятся лица все будет хуже и хуже.

  • Анонимно
    6.08.2017 18:08

    Договора, видимо, не будет. Была надежда на Конгресс, но даже им рот заткнули .
    Закиров, молодец, хоть высказался.

  • ПанАлекс
    6.08.2017 19:47

    Перевожу на русский заголовок: больше бюджетных денег должны выделять чиновники разным национальным организациям, а мы решим куда и как тратить эти деньги не озабочиваясь достижениями результатов.
    Вот как думаете, так же он лучезарно улыбался, если бы его организация существовала на средства частных спонсоров? Это как каждого нужно "окучить" - это сколько труда, чтобы каждого уговорить, да еще и условия выполнить встречные, да еще и полные финансовые отчеты выложить, и т.д. То ли дело сейчас, за счет бюджета!

    • Анонимно
      7.08.2017 01:05

      Поддерживаю - все должно проводиться на частные средства, гранты. Тогда и заинтересованность в результате будеь. А пока создали очередную распределительную контору бюджетных денег. Максимум что сделают - по три мечети в ауле.

    • Istorik
      7.08.2017 13:08

      за результаты надо отвечать, однозначно! и причем публично. И по всем заложенным в РЦП критериям, по всем КПЭ.

      В Казани абсолютное большинство татарских молодежных проектов делается на собственные средства, без всякой помощи государства и даже без спонсоров.
      Татарская молодежная тема однозачно на трубе ресурсов и на грантах не сидит. Так что вы ошиблись, ПанАлекс

      • Анонимно
        7.08.2017 13:45

        Так то Пан здесь прав. А то , что Историк отрицает финансирование, то пусть докажет фактами - сколько не получает грантов Муравьёв от общей получаемой суммы ? Это только вершина айсберга по молодёжной политике. Если копнуть по другим, там на десятки миллионов пойдёт счёт.

        • Анонимно
          7.08.2017 15:17

          да, и сколько Табрис Яруллин получает грантов тоже пусть расскажет

          • Анонимно
            7.08.2017 16:38

            А где получать гранты Так что всё правильно. что руководство республики поддерживает татарских активистов, а то слишком много желающих Обустроить татар"появилось.

        • Анонимно
          7.08.2017 18:11

          В чем прав?? в том что незаслуженно получает оскорбления от псевдововсемэксперта Пана? Он же заместитель предсидателя форума татмолодежи... Историк и есть автор статьи. Он Вам говорит, что их проекты делаются на интузиазме без привличения бюджетных денег.

  • Анонимно
    6.08.2017 19:51

    Хоршое место для Шайхразиева. Пусть до пенсии та и работает.

  • Анонимно
    6.08.2017 20:43

    Закончился срок действия Договора о разграничении, за время его действия ничего значительного не сделано для сохранения языка, ничего. У нас суверинетит, 1000 летие, Универсиада, чемпионаты по всему и вся, бабки текут рекой, баррель за 100$, все благополучно. Редко кто высказывался о нац. проблемах. Но четверть века пролетела незаметно, ситуация в мире и стране изменилась, не стало былого благополучия. И именно в это время озаботились сохранением нации и языка. Может совпало так конечно, а может и не случайно.

  • Анонимно
    6.08.2017 20:48

    Айрат молодец. Спасибо за статью. Было глупо не использовать такой ум в аналитическом отделе ВКТ. Там кае раз напряг с этим.

    • Анонимно
      7.08.2017 11:24

      В чем аналитика статьи, по мне одни общие фразы, остроты нет. Растет очередной успешный чиновник

      • Istorik
        7.08.2017 13:19

        возможно, что аналитики в статье мало. Это пока по горячим следам. А вам что не хватило? Каких-то "рецептов"? Я уже про них пиал и дальше продолжу.

        Я не очередной, и не чиновник. Нет никакого желания быть им. Каждый эффективен на своем месте

        • Анонимно
          7.08.2017 15:19

          Айрат, объясните, пожалуйста, до какого еще времени русским принудительно изучать татарский язык в школах? Может быть Вы, как молодежный татарский лидер новой формации, признаешь безрезультатность всей этой принудиловки и скажем: хватит тратить деньги вхолустую, пусть русские не учат!

  • Анонимно
    6.08.2017 20:54

    Старшее поколение явно устало.Это видно даже по Фаузие Байрамовой. Из года в год одно и то же, никаких свежих идей. И как то не хочется себя ассоциировать с ними.
    А у чиновников даже не свежих идей нет

    • Анонимно
      7.08.2017 12:53

      Абсолютно правильно

    • Анонимно
      8.08.2017 16:08

      Дело не возрасте , просто эти люди ничего не хотят делать , они попросту бездельники , что они сделали за все это время??

  • Анонимно
    6.08.2017 23:18

    Главное, чтобы это все не заглохло потом. Сейчас после сьезда ВКТ, после окончания договора о делегировании полномочий и слов Путина о языках, татарский народ оживился национальным самосознанием, увидев опасность. Надо чтобы процесс усиливался. Надо поднять вопрос о добровольном праве учить и развивать язык и историю татар по всей России. Путин же говорил в йошкароле об этом праве. Пусть все школы России, где есть ученики татары, организуют факультативы по татарскому языку и истории. Надо поднять этот вопрос, раз слова Путина так много весят.

    • Анонимно
      7.08.2017 12:03

      Кто оживился? Да основной массе жителей татарстана пофиг и на ваш татарский и на ВКТ и на договор. На ВКТ приехала кучка горячо любящих татарскую культуру из-за бугра эммигрантов и начала рассказывать как нас надо спасать. Пусть они сюда вернуться, поживут лет 10, а потом мы их послушаем. Хорошо любить родину из развитых стран.

  • ArtemAA
    7.08.2017 01:38

    Чрезвычайно уважаю татар и татарскую культуру.
    НО идёт подмена понятий. Вместо решения социально-экономических проблем татар чиновники пытаются пустить пыль в глаза проектом 2-го уровня. Если татары не будут жить хорошо, то хорошее знание татарского им не поможет сохранить культуру

    • Istorik
      7.08.2017 13:23

      да, экономика - это базис.
      Больше возможностей для развития малого бизнеса - это самый верный путь для молодежи.
      Про село - если в сельской в земле молодежь увидит источник богатства и ей сумеют это показать /доказать - татарское село будет развиваться. Хотя примеров уже не мало.

  • Анонимно
    7.08.2017 08:35

    Об эм надо было думать раньше, помню репортаж ТНВ(лет 5-7 назад) как родители татарских деревенских школ были за то чтобы в школе преподавали на русском языке. У них был свой взгляд на эту проблему, ЕГЭ дети сдавали на русском и обучаясь весь год на татарском, они просто не понимали вопросы ЕГЭ. Вот тогда надо было этим вопросам заниматься, а не сейчас.

  • Анонимно
    7.08.2017 10:50

    Ничего нельзя заставлять делать насильно.!! В том числе и учить язык.
    Не чиновник должен выбирать кому какой язык учить, а сам человек. Условия для развития должны быть одинаковые для всех народов, а не только для титульной нации. Время насильников кончилось. Опомнитесь !

  • Анонимно
    7.08.2017 12:27

    Молодец Айрат! Умница! Мы за тобой! Вечно молодой пенсионер.

  • Анонимно
    7.08.2017 13:57

    Лично мне не понятно почему такие люди как Айрат Файзрахманов берется говорить за татарский народ , необразованный человек . Ему стоит почитать произведение на которое он ссылается.

    ....... Написать эту книгу меня побудила глубокая неудовлетворенность тем
    путем развития (ТАТАРИЗМ), который вольно или невольно наша нация избрала для себя и
    который сулит ей неизбежную гибель. В противовес мнению некоторых моих
    соплеменников, считающих, что именно этот путь приведет к благополучию
    и процветанию, в настоящий момент я не вижу ни одного продуманного
    шага, способного помочь нам всем выбраться из тупика.....

    **Мусульмане, населяющие центральные области России, по происхождению являются булгарами.
    Татары лишь вошли в их состав и ассимилировались. Поэтому в данной книге я называю свой народ
    булгарским (примечание Г. Исхаки).
    Вырождение двести лет спустя
    Гаяз Исхаки

    • Анонимно
      7.08.2017 19:05

      13 57 Из вашего коммента я сделал один вывод. Как писал Г Исхаки про мусульман населяющих центральные области России ,это по сути он писал про МИШАР. Которые являются значит потомками БУЛГАР.Значит город Древний Булгар является родиной МИШАР , а не ТАТАР.А современные ТАТАРЫ КАЗАНСКИЕ ,значит пришли с Монголами.Тогда все встает на свое место..Они Мишары ,значит пришли вместе с Иваном Грозным на свою историческую родину,после изгнания оттуда татар -монголами.

      • Анонимно
        7.08.2017 20:09

        Да верно.Мишары могут гордо сказать.МЫ-БУЛГАРЫ,А татары пусть бредят,что ОНИ потомки Чингиз-хана.

      • Анонимно
        8.08.2017 00:33

        «На улицах городов, населенных булгарами, — Казани, Оренбурга, Уфы, Астрахани, Семипалатинска, Орска, Троицка и других…»

        Гаяз Исхаки. Вырождение двести лет спустя.(1903г.)

        • Анонимно
          8.08.2017 08:22

          00 : 33 Верно пишет Г Исхаки .В то время в этих городах и жили Мишары. Один пример ,Ф Кудашева и М Жалил -из Мишар. Из Оренбурга .Кстати и Исхаки тоже из Мишар.

          • Анонимно
            8.08.2017 10:59

            автор верно а ты нет!

          • Анонимно
            8.08.2017 11:10

            Жили но не населяли! хватит перекручивать факты. Мы жители Поволжья потомки Волжских Булгар.

  • Анонимно
    7.08.2017 18:13

    Спасибо Айрат за статью! Каждый раз читаю их с удовольствием.

  • Анонимно
    7.08.2017 19:35

    Интересно , автор сам знает Татарский?

    • Анонимно
      7.08.2017 19:56

      Отлично знает. Учился в татарской школе, в которой сейчас обучение на русском(((

  • Анонимно
    7.08.2017 19:54

    Мишары так и хотят утвердить, что они не татары. Всегда это подчеркивают, хотя они тоже татары. Только цыкают. Даже фестиваль Мишарский планируют провести. Это на съезде вкт прозвучало. Что за глупость. Татары сами себя разъединенияют, Зачем?

    • Анонимно
      7.08.2017 20:13

      Не надо кого то обижать,Гаяз Исхаки четко написал,кто есть ,кто.Да они татары.А вы Казанские тогда КТО??

      • Анонимно
        8.08.2017 10:06

        казанские татары-это булгары.

        • Анонимно
          8.08.2017 10:20

          Выходит, что и казанские и мишары мы все булгары?

          • Анонимно
            8.08.2017 10:26

            А кто из татар чингизиды?

          • Анонимно
            8.08.2017 10:58

            на все 100%

          • Анонимно
            8.08.2017 12:23

            \\\Выходит, что и казанские и мишары мы все булгары?)))) Как можно считать татар ,Булгарами. ЕСЛИ Мишары на эти земли пришли за 700 лет до татар казанских. Где между татарами и мишарами историческая связь? Даже до 1552 года ,до Взятия Казани ВЫ не были родственны.Историю уж смешить не надо,людей можно.Если осторожно.

        • Анонимно
          8.08.2017 12:13

          (((казанские татары-это булгары.)))) Вам лучше весь мир не надо смешить этим предложением.Татары Казанские -смесь Тюрок с Чувашами,Мордва,Удмурт,Мари.Булгары -Мишары.

  • Анонимно
    7.08.2017 21:36

    В Европе очень важное место ранее играли шведы. Чего стоят только их короли, рыцари.
    Но сегодня под понятием шведская семья мы понимаем просто гомосексуальные отношения.
    Конечно, кто-то может в Швеции превозносить великую шведскую культуру, общественную мысль и т.д. Но нам это не так важно. Мы знаем, во что это со временем превратилось. Значит и изначально содержало в себе семена этого.
    Также и с русским языком и культурой.
    Именно поэтому я и хочу, чтобы мои дети изначально говорили и думали именно на татарском языке.

    Посмотрите на чеченцев, которые живут и работают в Чечне. Есть там алкоголизм? Видимо, язык очень связан с мышлением и стереотипами поведения.
    Если татарский язык исчезнет в период моей жизни из общения народа в Татарстане, то я постараюсь отвезти детей и, возможно, внуков в Чечню. Пусть изучают чеченский язык, думают на нем. Надеюсь, что это оградит их от стандартных душевных недугов, которым страдает средний россиянин, думающий и говорящий на русском.

  • Анонимно
    8.08.2017 12:46

    Лично мне не понятно почему такие люди как Айрат Файзрахманов берется говорить за татарский народ , необразованный человек . Ему стоит почитать произведение на которое он ссылается.

    ....... Написать эту книгу меня побудила глубокая неудовлетворенность тем
    путем развития (ТАТАРИЗМ), который вольно или невольно наша нация избрала для себя и
    который сулит ей неизбежную гибель. В противовес мнению некоторых моих
    соплеменников, считающих, что именно этот путь приведет к благополучию
    и процветанию, в настоящий момент я не вижу ни одного продуманного
    шага, способного помочь нам всем выбраться из тупика.....

    **Мусульмане, населяющие центральные области России, по происхождению являются булгарами.
    Татары лишь вошли в их состав и ассимилировались. Поэтому в данной книге я называю свой народ
    булгарским (примечание Г. Исхаки).
    Вырождение двести лет спустя
    Гаяз Исхаки

    • Анонимно
      8.08.2017 13:33

      "Мурзы, не в пример другим, общались и с порядочными русскими. Большинство из них училось и в русских школах и имело возможность познакомиться с произведениями лучших русских мыслителей. Тем не менее они, видимо, забыли о том, что являются булгарами, а, впрочем ,может быть, совершенно обеспамятовали и не знали, что они и кто они вообще. Вред вместо пользы- вот их вклад в современную жизнь. Они вообразили себя представителями какой то другой нации и не могли придумать ничего лучшего, как назвать своих соплеменников "татарами". Всякий раз, когда речь заходит о нации, они ограничивались пренебрежительными фразами типа "Разве от наших татар( или просто "разве от татар") можно ждать чего-нибудь хорошего, толкового?". Однако правда такова ,что главными виновниками отсталости народа, были не булгары, которых эти господа решили именовать "татарами", а сами мурзы, которые присвоив себе название "татары", оторвались от своей нации. Гаяз Исхаки. Вырождение двести лет спустя.

  • Анонимно
    8.08.2017 18:56

    Самый подходящий ВУЗ для внедрения обучения студентов на татарском языке - ветеринарная академия. Именно с неё надо начать.

  • Анонимно
    13.08.2017 22:07

    Я вообще не представляю, как жить в Республике русскому образованному человеку и совсем не знать языка народа с кем бок о бок живешь на этой земле.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль