Общество 
5.09.2017

«Обилетить» по-швейцарски, Или почему в стране Альп не ждут автобусов

О транспортных прелестях Швейцарии

Ставка на железную дорогу, идеальное расписание и многоуровневая система билетов — таковы три кита, на которых держится транспортная система Швейцарии. Директор ООО «ПромИндустрия» Николай Атласов рассказывает о том, как страна, занимающая две трети территории Татарстана, смогла выстроить максимально комфортную транспортную схему.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — СТАНОВОЙ ХРЕБЕТ ПАССАЖИРСКОЙ СИСТЕМЫ

Швейцария обладает множеством достоинств. Одно из них — отлаженная до совершенства транспортная система, являющаяся предметом зависти даже самых развитых стран Европы. Это государство занимает территорию немногим более 41 тыс. кв. км, то есть примерно две трети территории Татарстана. Однако на большей ее части расположены горы, которые во многом предопределили характер развития транспортной системы.

Панорамный поезд на станции Арт-Гольдау

Вплоть до XIX века горная часть Швейцарии имела ограниченное количество дорог, многие из которых были опасными. В этих условиях сформировался национальный характер, в котором отразилось стремление к опоре на собственные силы и сильно выраженная локальная ментальность. До сих пор в сознании многих швейцарцев преобладает местный (кантональный) патриотизм над общенациональным.

В настоящее время Швейцария покрыта густой сетью автомобильных и железных дорог. Однако в рамках всей страны ключевая роль отводится именно железнодорожному транспорту, основной контроль над которым находится в руках госкомпании «Швейцарские федеральные железные дороги» (более известна под немецкоязычной аббревиатурой SBB). Компания выступает в качестве своеобразного куратора в отношении всех остальных транспортных компаний, осуществляющих пассажирские перевозки. 

В настоящее время Швейцария покрыта густой сетью автомобильных и железных дорог

В чем же проявляется это кураторство? Контролируемая SBB сеть железных дорог выступает в роли станового хребта всей национальной транспортной пассажирской системы, к которой привязаны локальные транспортные системы, причем не только железнодорожные. В роли локальных систем выступает городской транспорт, контролируемый различными местными компаниями. Все виды транспорта, независимо от того, к какой компании они принадлежат, увязаны между собой расписанием движения, составленным таким образом, чтобы максимально снизить время ожидания при пересадке. Вы можете быть уверенным, что, выйдя на какой-либо железнодорожной станции, вам не придется долго ждать автобус для продолжения движения, поскольку гарантом является единое расписание движения, поддерживаемое высокой культурой обслуживания. Расписание – это закон, нарушить который могут только чрезвычайные обстоятельства.      

Кстати, об автобусах. В Швейцарии они играют вспомогательную роль по отношению к железнодорожному транспорту. Дальних междугородных автобусных маршрутов практически нет, в основном пригородные и городские. Основная функция пригородных автобусов (в Швейцарии их называют «почтовыми») – это подвоз пассажиров из отдаленных мест к железнодорожным станциям. По этой причине в тех городах, где имеются железнодорожные вокзалы, автостанции (автобусные терминалы) всегда располагаются в пешей доступности от них. Такой подход создает для транзитного пассажира максимальное удобство.

Автобусный терминал у железнодорожного вокзала в Берне

SWISS SAVER, SWISS YOUTH, SWISS FLEXI

Есть и другие особенности в системе организации транспорта. Если вам, к примеру, нужно добраться из Монтре в Цюрих на скоростных поездах, вы сначала воспользуетесь тем, который направляется в аэропорт Женевы, затем последует пересадка в Лозанне на другой скоростной поезд, следующий из Женевы в Цюрих. При этом пересадка будет осуществляться на одном и том же перроне, так как оба поезда приходят на соседние пути, а разница по времени между приездом одного и отправлением другого не превысит нескольких минут.

Некоторые эксперты утверждают, что в Швейцарии благодаря высокому уровню развития общественного транспорта наблюдается тенденция снижения использования личного автотранспорта. При этом даже туристы, привыкшие арендовать автомобиль, в Швейцарии предпочитают пользоваться общественным транспортом.  

Кстати, с расписанием движения общественного транспорта можно ознакомиться на портале компании SBB. Там представлена информация о движении не только автобусов, поездов, водных судов, но также использующих зубчатую железную дорогу горных поездов, фуникулеров и крупных канатных дорог.

Троллейбус в Монтре у Шильонского замка

Преимущество швейцарской транспортной системы также проявляется и в наличии многоуровневой системы билетов. Вы можете купить разовые билеты на одну поездку, однако большинство швейцарцев и туристов предпочитают использовать многократные билеты, многие из которых комбинированного типа, позволяют ездить на всех основных видах транспорта в течение определенного времени и при этом сэкономить.

Иностранные туристы, путешествующие по Швейцарии, предпочитают использовать билеты Swiss Travel System (швейцарской системы путешествий), которые запрещены для продажи самим гражданам этой страны. Эти билеты дают возможность в течение определенного времени (4, 8, 15, 22 дня и 1 месяц) путешествовать на всех основных видах транспорта по всей стране, на общественном транспорте в 37 городах Швейцарии, а также предоставляют 50-процентную скидку при использовании горных зубчатых поездов, фуникулеров и канатных дорог. Кроме того, билеты Swiss Travel System позволяют туристу проехать через некоторые итальянские территории, а также посетить французский курорт Шамони у подножия горы Монблан. Есть различные варианты этой билетной системы: стандартный Swiss Pass, Swiss Saver Pass (для совместных путешествий), Swiss Youth Pass (детский и молодежный), Swiss Flexi Pass (позволяет использовать лишь определенные дни на усмотрение владельца в том количестве, на которое куплен), Swiss Family Card (позволяет бесплатно провозить детей до 16 лет) и др. Каждый из этих билетов имеет свой тариф не только по количеству охваченных дней, но и в зависимости от класса – более популярен 2-й класс, но люди обеспеченные предпочитают пользоваться более комфортным 1-м классом. Разница между классами невелика, в основном заключается в том, что, к примеру, железнодорожные вагоны 1-го класса несколько более комфортны и чаще всего малолюдны. А в некоторых видах транспорта разделение на классы в принципе отсутствует (городской общественный транспорт, пригородные автобусы, водный транспорт).

На озерах Швейцарии широко развит водный транспорт (ретропароход на Женевском озере)

ОТ ВЫСОКИХ СТАНДАРТОВ ТОПЛИВА — ДО ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА

Туристы формируют значительную часть пассажиропотока на железных дорогах SBB, а также львиную долю пассажиропотока на популярных направлениях – панорамных поездах (Glacier Express, Wilhelm Tell Express, Golden Pass Line и др.), горных зубчатых железных дорогах (Юнгфрау, Горнерграт и др.), водных маршрутах, фуникулерах и канатных дорогах. Природные красоты Швейцарии, ее горные и озерные пейзажи, водопады стали мощным магнитом для иностранцев еще полтора-два века назад. Так что инфраструктура для туристов, в том числе транспортная, здесь развивается достаточно давно.

Горный поезд Юнгфрау в тоннеле

Отличительной чертой Швейцарии является то, что интересные для туристов места расположены по всей территории страны, хотя приоритет, конечно же, принадлежит альпийской зоне. По этой причине здесь не наблюдается сверхдопустимой концентрации туристов в одном месте, способной вызвать негативную реакцию у местных жителей, как в Барселоне или Риме. Конечно, возникновение негативного отношения к иностранцам у некоторых жителей этих двух городов было обусловлено в первую очередь экономическими причинами (ростом цен на аренду жилья), а также фактами чрезмерного загрязнения общественных пространств. Однако в Швейцарии эти факторы не проявляются, по крайней мере, пока. Во-первых, в этой стране очень высокий уровень дохода и незначительная бедность. Во-вторых, Швейцария – чистая страна с идеальной системой очистки территории и утилизации отходов, так что наплыв иностранных туристов пока не создает здесь серьезных экологических проблем.

Электротакси в Церматте

К экологии в Швейцарии относятся серьезно. Это касается и транспорта. Здесь очень высокие требования к качеству топлива и двигателей. А в некоторых населенных пунктах допускается использование только электротранспорта. Самым известным в этом смысле является городок Церматт в кантоне Вале, знаменитый тем, что рядом с ним расположен главный символ страны – гора Маттерхорн, увенчанная остроконечной вершиной. Причем запрет на использование традиционного автотранспорта введен по инициативе самих жителей Церматта, стремящихся сохранить высокие стандарты экологической безопасности.

Въезд в Готардский тоннель у деревни Гешенен

Горы долгое время считались главным препятствием для развития транспорта. Немногочисленные высокогорные перевалы, связывавшие Швейцарию с Италией, обладали низкой пропускной способностью. Однако в начале XX века стали проявляться изменения, когда был открыт Симплонский железнодорожный тоннель, положивший начало массовым транзитным перевозкам через Альпы и долгое время являвшийся крупнейшим в мире. С того времени в стране было построено несколько крупных и множество небольших авто- и железнодорожных тоннелей, усиливших внутреннюю связность Швейцарии и расширивших ее коммуникационные возможности с Италией. А в последнее десятилетие введены в строй такие крупные тоннели, как Летчбергский и Готардский, ставшие важнейшими элементами европейской транспортной системы.

Николай Атласов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (37) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.09.2017 08:26

Когда общественный транспорт хорошо развит, конечно не будет смысла пользоваться личным транспортом. А у нас главный принцип это окупаемость рейса, пустить поменьше автобусов, чтоб люди ехали как селедки в бочках.

  • Анонимно
    5.09.2017 08:26

    Когда общественный транспорт хорошо развит, конечно не будет смысла пользоваться личным транспортом. А у нас главный принцип это окупаемость рейса, пустить поменьше автобусов, чтоб люди ехали как селедки в бочках.

    • Буре
      5.09.2017 08:56

      А я стал о.т пользоватся
      Оказывется красные автобусы ходят по минутам)
      И в метро проблк нет

      Можно более точно планировать свое время
      Удобно

      • Man_16rus
        5.09.2017 09:09

        С какой средней скоростью хотит автобус?
        7 -10 км/час
        На личнлм авто даже с пробками пока 18-20 получается

        • Анонимно
          5.09.2017 09:46

          Доезжаю с квартала на ОТ в центр за 25-30 минут, 17 остановок, считаю, быстро.

          • Анонимно
            5.09.2017 15:13

            Снег пойдет 25-30 минут будет только от остановки до остановки.
            Давно на Миллениуме не стояли? Ничего - скоро зима - вспомните)))

      • Анонимно
        5.09.2017 09:20

        Может и удобно с кольца к цуму доехать. Но там, где нужно по 20-40 минут ждать единственный автобус и потом штурмом его брать - что-то не очень удобно. Газели маршрутные чаще ходили.

        • Анонимно
          5.09.2017 13:18

          Активно пользуюсь ОТ для передвижения по всему городу и проблемы с ожиданием по полчаса не наблюдаю как то. Огромное количество народу на остановке это, разве что, деревня Универсиады со студентами, которые едут к первой паре. Но это весьма специфическая ситуация, и решается тем, что автобусы там ходят часто.

          • Анонимно
            6.09.2017 05:45

            А Вы с Адельки ещё с утра попробуйте доехать или с абжалилова на Четаева. :) 74 автобус по расписанию должен ходить раз в 15 минут. Живу рядом с МКДЦ - 2 раза попыталась на нем уехать на работу в центр. 2 раза опоздала на 15 минут, хотя выходила за 1 час.

      • Анонимно
        5.09.2017 09:24

        В метро еще можно потерпеть толкучку, так как длиться это не долго. Но на автобусе это жесть. Вылезаешь весь в поту и с грязной обувью.

    • Анонимно
      5.09.2017 10:10

      Наивно было бы полагать, что швейцарцы в основном пользуются общественным транспортом :) Они любят активный отдых и регулярно выбираются за пределы города для хайкинга, рафтинга, катания на парапланах, велосипедах или просто поездках на мотоцикле по горным серпантинам. Для этих целей в основном используется личный транспорт. Если конечно не считать тот факт, что перемещаясь на личном транспорте можно использовать общественный (для того, чтобы срезать путь или попасть в труднодоступную местность можно погрузиться на машине в поезд)

    • Анонимно
      5.09.2017 10:12

      Другой подход, другая идеология. Можно купить машину, но это просто не нужно т.к. развит общественный транспорт. А у нас проще сделать машину недоступной, чем развить ОТ до такой степени, что машина станет не нужна.

      • Буре
        5.09.2017 10:51

        А зачем вам машина в Казани?
        Куда вы не можете доехать на о.т?

        Или откуда уехать не можете?
        Или живете стереотипами из 90х? Я считаю о.т в Казаани развит на 3 где то
        По сравнению с Швейцарией

        На 4 по сравнению с Мск

        И на 5 по сравнению с остальными миллионнниками
        Сам активно пользуюсь о.т

        • Анонимно
          5.09.2017 13:00

          Вы давно в Москве были? Там везде давка на общественном транспорте. Похоже, мегаполис преодолел порог оптимальной численности населения, теперь там максимальная скученность горожан.

        • Анонимно
          5.09.2017 15:19

          К сведению пассажиров)) - численность самых крупных городов Швейцарии Цюриха - 391 000 человек
          Берн, считай столица Швейцарии - 195 000 человек. Это меньше одного Ново-Савиновского района.
          Может вы газетой ошиблись? Вам в какую-нибудь швейцарскую Нашу Газету ( на русском языке, между прочим) похвастаться?

          • Анонимно
            6.09.2017 19:56

            15:19 Так это аульные и деревенские наши начальники только стремятся к увеличению численности города. Город надо развивать не привлечением жителей из села и азиатских стран, а наукоемким передовым индустриальным производством с квалифицированными работниками за счет естественного прироста своих хорошо оплачиваемых горожан. Тогда не надо будет так расширять городскую территорию и транспорт.
            В любом случае оптимально иметь Казань не более чем миллионным городом.

        • Анонимно
          6.09.2017 14:42

          В городе достаточно мест, куда ОТ не ходит вообще либо ездит полтора маршрута в час по чайной ложке. После вечернего часа пик уехать проблематично, ОТ начинает по паркам разъезжаться на ночевку.

        • Анонимно
          7.09.2017 11:43

          В Москве очень странная организация общественного транспорта. Вчера решил доехать от Авиамоторной до Казанского вокзала на трамвае, Яндекс сказал, что это займет 21 минуту. Думаю, классно, как на метро, но без пересадок. Сел в трамвай номер 50, меня насторожило, что он пустой (за всю дорогу было максимум 5 человек). Так вот трамвай шел 55 минут, хотя пробок не было. В объявлениях все остановки перепутаны, лучше бы вообще не объявляли. Еще интересно, турникет в трамвае был отключен, типа, пусть платит каждый по совести. А ближе к конечной включили турникет и нагрянули контроллеры. Еще ездил на троллейбусе в районе м. Речной вокзал недавно. Он просто тупо стоит в пробке по 10-15 минут. Так что единственным ОТ в Москве для меня остается метро.

        • Анонимно
          7.09.2017 11:45

          ОТ в Москве чистый, парк новый, деньги то есть. Но при этом он абсолютно бесполезный, только разве для пенсионеров, которым спешить не куда. Можно в автобусе час или больше в пробке простоять. Исключение, конечно, метро и электрички.

  • Man_16rus
    5.09.2017 09:05

    А как же ГИБДД будет брать штрафы с автомобилистов???
    А, ну за непристегутых пассажиров автобусов видимо!!!

  • Man_16rus
    5.09.2017 09:07

    ГИБДД, знак кирпич с Курашова на Горького поставьте, пока никто на встречку не выехал!
    55.793093, 49.142192

  • Анонимно
    5.09.2017 10:53

    Салават

    Вы все технические вопросы обсуждаете. Вы обсудите лучше контингент, который на общесnвенном транспорте передвигается. Хулиганов, пьяниц, скандалистов среди них хватает. Их куде денете, даже если общественный транспорт станет лучше?

  • Азат Д
    5.09.2017 11:34


    Щас чинуши поедут "перенимать опыт Швейцарии", а по факту останется тоже самое.

  • Анонимно
    5.09.2017 12:39

    Был в Швейцарии, транспорт там действительно ходит как часы и нет никаких столпотворений. В Казани транспорт тоже ходит не плохо, но культура обслуживания явно не дотягивает до швейцарских стандартов.

    • Анонимно
      5.09.2017 22:33

      Как примерно соотносится размер зарплат водителей в Швейцарии и в Казани ?

  • Анонимно
    5.09.2017 12:53

    огромный приоритет в строительстве дорог уделяется автомобилям, часто рядом с хорошей дорогой кладут отвратительный асфальт на тротуар или просто игнорируют вообще, об уклонах и съездах с тротуара не говорю, это роскошь. Хорошая дорога до ОТ тоже очень важна для его эффективной эксплуатации.

  • Анонимно
    5.09.2017 13:04

    Без машин долго не протянут! Скоро вся эта ваша швейцария в пробках стоять будет!

    • Анонимно
      5.09.2017 15:37

      Пробки будут по дороге в Швейцарию, в Москве и в Казани

  • Анонимно
    5.09.2017 15:38

    Прожил в Швейцарии 17 лет. Её уровня Казань достигнет лет через 50... Если, конечно, войны не будет! Кстати, типичный отклик швейцарцев о Второй Мировой: "Вы не представляете, как нам трудно было - в магазинах продавалось всего лишь два сорта шоколада!"

  • Анонимно
    6.09.2017 08:20

    в таком случае Россия практически безхребетная, хотя учитывая территории железка могла бы стать отличным мегапроектом

  • Анонимно
    10.09.2017 08:01

    А какое вообще отношение имеет Атласов к общественному транспорту? Его удел это мусор, вот пусть и занимается этим, а то полез не свою дыру.

  • Анонимно
    16.09.2017 17:50

    относительно еще не старые трамваи (маршрут 4) и троллейбусы после первой же покраски страшно выглядят , неужели нет возможности привести и в нарядный вид, может пожертвовать одной единицей и закупить покрасочное оборудование, да и новому транспорту скоро потребуется покраска, трамваи кроме маршрута 5, ходят пустые,явно неправильная политика цен, сделай в два раза дешевле автобусного, раз в 5 и более раз пассажиров будет больше,в общем итоге -выигрыш, ему же все равно - везет он 5 человек или 50, 1 водитель, 1 кондуктор, колеса железные, расход элэнергии столько же,остановки те же,двери открываются столько же и т.д. то есть затрат примерно столько... или я что- то
    не понимаю, жадность фраера губит ?

    • Анонимно
      18.09.2017 13:55

      Все верно, чтоб на трамваях ездил народ, нужно сделать проезд дешевле. Действительно, на трамвае, маршрут № 4, народ почти не ездит, полупустые вагоны ходят. А если сделать проезд на пару рублей дешевле, чем в автобусах, то спрос на трамвай да и на поездки в троллейбусах возрастет, так как и троллейбусы, например маршрут 7 и 2 ходят полупустые.

      • Анонимно
        19.09.2017 12:42

        7 и 2 троллейбус дублирутеся со многими автобусами и даже немного со своими же троллейбусами. Тем более ходят не так часто

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль