Политика 
23.09.2017

«Это было послание и селу, и миру, и местным элитам, и Москве»

Три разных взгляда политологического сообщества на послание Рустама Минниханова Госсовету РТ

На этой неделе президент Татарстана обратился с ежегодным посланием к республиканскому парламенту. «БИЗНЕС Online» попросил трио казанских политологов — Мидхата Фарукшина, Андрея Тузикова, Руслана Айсина — оценить основные тезисы выступления главы республики. Какие из затронутых тем показались им наиболее важными и злободневными для республики? Наши собеседники разошлись в оценках.


«ПРЕЗИДЕНТ ОЧЕНЬ ЧЕТКО СКАЗАЛ: НЕ РАСКАЧИВАЙТЕ, ЛОДКА У НАС ОДНА»

— Я хорошо оцениваю послание. Причем оно было хорошее во всем. На мой взгляд, задачи поставлены были. И потом послание — это ведь документ идеологический, а не какая-нибудь там стратегия развития, условно говоря, министерства строительства, которая разбивает программу и прочее. Здесь ставятся некие знаковые задачи, которые должны решать. А вот как их решать — это задача исполнительной, законодательной власти, администраций.

Андрей Тузиков «Послание — это ведь документ идеологический, а не какая-нибудь там стратегия развития»

Прежде всего мне очень-очень знаковым показалось послание Минниханова относительно того, что надо крепить сильную Россию. Практически рефреном звучало, что сильные регионы — это сильная Россия. Во-вторых, говорилось о том, что надо крепить цивилизационное единство России. В том числе очень важно, на мой взгляд, духовное единство татарского и русского народов. Это знаковый посыл националистам всех мастей. Есть желающие раскачать лодку, перетянуть одеяло в свою сторону. Мне кажется, президент очень четко сказал: не раскачивайте, лодка у нас одна, и мы плывем в ней уже не один век. Это, на мой взгляд, было очень знаково. Причем это было в первых строках послания. В-третьих, было очень знаковым то, что прозвучала идея о необходимости инновационного развития, не только ориентированного на промышленность, говорилось, что требуется внедрять цифровые технологии и в образование, и в медицину — в то, что называется «повседневность».

Было много сказано, на мой взгляд, относительно того, что волнует широкие массы, — ЖКХ, здравоохранения, образования. Президент много внимания этому уделил. Это своеобразный сигнал тем, кто занимается управлением данными отраслями. На мой взгляд, очень интересное послание, там есть очень много вещей, которые привлекают внимание.

Андрей Тузиков – руководитель татарстанского отделения «Изборского клуба»

«НАЧАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ — ЭТО ПОКЛОНЫ В СТОРОНУ МОСКВЫ»

Мидхат Фарукшин «У президента Республики Татарстан очень слабая аналитическая служба. Не знаю, кто там готовил это послание»

— В послании президента Республики Татарстан Рустама Минниханова нечего комментировать, потому что начальная часть послания — это поклоны в сторону Москвы. Во время ежегодного послания все-таки обычно ставятся задачи Государственному Совету на следующий год. Здесь таких новых задач не поставлено. Я не считаю, что успешное проведение чемпионата мира по футболу — это какая-то важная задача. Не выдвинуты никакие проекты на год, на завершение предыдущих или выдвижение новых проектов.

Что касается социальной части, по существу ничего не сказано: что же собирается сделать власть для повышения жизненного уровня населения в 2018 году? Думает об этом власть или не думает? Обойдены острые вопросы. Вопрос продления договора о разграничении полномочий между Москвой и Казанью вообще снят. Вопрос изучения татарского языка касательно всей системы среднего и среднего специального образования тоже обойден. Я вообще считаю, что это послание показывает — у президента Республики Татарстан очень слабая аналитическая служба. Не знаю, кто там готовил это послание. Я думаю, что при таком слабом руководителе департамента внутренней политики, наверное, и служба аналитическая такая же. Вот и все, что я могу сказать. Здесь нечего комментировать.

Мидхат Фарукшин — профессор КФУ

 «ЭТО ФОРМАЛЬНО ТАКАЯ ЛЕГКАЯ ФРОНДА»

Руслан Айсин «Думаю, что в большей степени послание было адресовано Москве, потому что как-то он должен был свою политическую позицию обозначить. Не только свою, но и всей татарстанской политической элиты»

— Президент должен был реагировать на новые общественно-политические вызовы. Это прежде всего вопрос с договором и вопрос с изучением татарского языка в школах. И там и там Рустам Нургалиевич, как мне показалось, не дал однозначной оценки, пытался обойти эти острые моменты. В первом случае он сказал, что договор исторически доказал свою состоятельность и что нужно смотреть на содержание, а не на форму, то есть дал понять, что не будет бороться за продление договора. С другой стороны, отвечая тем, кто требует продления договора, он сказал, что договор — вещь оправданная. Так же с языком. Минниханов сказал, что нужно развивать и русский, и татарский, при этом попенял на то, что методика преподавания татарского языка не соответствует стандартам. Как бы отвечая русской общественности, он сказал, что нужно развивать русский язык, в связи с чем было объявлено о Годе Льва Толстого в следующем году.

Что касается политической составляющей, то президент попытался оседлать повестку, связанную с предстоящими президентскими выборами. Он почему-то обозначил, что они будут проходить в жестких условиях. Непонятно, основываясь на чем, он это сказал. На мой взгляд, это был такой показатель особой лояльности к Москве. То есть продемонстрировать, что мы говорим, что они будут очень жесткими, но мы здесь будем всячески пресекать. Он и тут пытался смягчить. С одной стороны, его политические заявления по языку... Это формально такая легкая фронда. Но, нивелируя эту фронду, Рустам Нургалиевич заявляет о том, что будут выборы президента и мы благодарны национальному лидеру: он как бы другой рукой тянется к Москве — проявилась такая двойственность.

Экономический блок понятен: президент и его команда поработали достаточно хорошо. Для большей части людей это является малопонятной базой, потому что народ больше реагирует на то, что понятно, — общественные, политические вопросы. Но он еще раз подчеркнул, что бюрократический аппарат сильно давит на малый и средний бизнес. Об этом говорится из года в год, в том числе и на федеральном уровне. Но по своей сути опора на государственный аппарат имеет место. С одной стороны, Минниханов говорит, что государственный аппарат распух и обнаглел, с другой — этот же аппарат всячески поддерживает. Это послание было и селу, и миру, и местным элитам, и Москве... Я думаю, что в большей степени послание было адресовано Москве, потому что как-то он должен был свою политическую позицию обозначить. Не только свою, но и всей татарстанской политической элиты. 

Руслан Айсин — политолог

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (68) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.09.2017 10:18

сколько уже лет одни и те же лица, почти им всем за 70, все -пенсионеры, пора им по собственному желанию покинуть госсовет и заняться садовым хозяйством, воспитанием внуков, туристическими поездками. Не заменяемых в госслужбе нет.

  • Анонимно
    23.09.2017 09:07

    Всё.закончилась эпоха мухаметшина.сейчас его попросят.

    • Анонимно
      24.09.2017 08:20

      Это вы рветесь на место Мухаметшина? Занимайтесь лучше своим делом. Есть над чем поработать. Мухаметшин- это знаковая для Республики фигура в отношениях с Москвой. Он профессиональный политик и лоббист.

  • Анонимно
    23.09.2017 09:43

    Разогнать это коллективное хозяйство ...

  • Анонимно
    23.09.2017 10:03

    "Обойдены острые вопросы"!!!!!
    Фарукшин четко подметил! Про Управление внутренней политики Кремля как точно!Вспомнил,как провалили муфтия на выборах в общественную палату РФ.Доводили задание по мечетям,видимо,назло против проголосовали!Там руководителем Аппарата ДУМ был Салимгараев.Теперь он в управлении внутренней политики.Такие вот аналитики теперь готовят материалы для Послания!Чего от них ожидать?

    • Ильдар Абый
      23.09.2017 18:42

      Вряд ли это он писал. Послание - интегративный документ, в подготовке которого участвуют так или иначе все органы власти

    • Анонимно
      24.09.2017 05:48

      Зачем нам управление?! Терентьев и политика несовместимы! Какое он к ней имеет отношение? Там нужен культурный и мыслящий человек

      • Анонимно
        26.09.2017 12:01

        На мой взгляд Тереньтев хорошо справляется с возложенными на него обязанностями. Какого другого "культурного и мыслящего человека" вы предлагаете?

  • Анонимно
    23.09.2017 10:18

    сколько уже лет одни и те же лица, почти им всем за 70, все -пенсионеры, пора им по собственному желанию покинуть госсовет и заняться садовым хозяйством, воспитанием внуков, туристическими поездками. Не заменяемых в госслужбе нет.

    • Анонимно
      24.09.2017 08:12

      не переживайте у них уже дети подросли. скоро они заменят отцов.
      будете смотреть на молодые холеные лица. еще вопрос кто лучше? думаете те кто рос в достатке, в роскоши , тусовался по дорогим вечеринкам, не вылезал со своих яхт, с горнолыжных курортов лучше?
      Поверьте те кто общался с "детишками" этих "70-летних старожилов" то уже седой.

  • Послание, по сути, явилось банальной констатацией, разочаровавшей последних тех, кто еще находился в плену тщательно сберегаемых заблуждений относительно нашей элиты.

    При этом, отказ от политической субъектности не сдобрен - хотя бы чисто риторически - постановкой чисто популисткой цели. И я тут поддержу Фарукшина: по крайней мере, можно было повернуться лицом к народу и его нуждам в стиле: "Графа Монте-Кристо из меня не получилось, что ж... тогда переквалифицируюсь в управдомы".

    • Анонимно
      23.09.2017 10:32

      Эмиль, хорошо быть теоретиком. Нужно понимать контекст того, как пишется послание, кем. Понимая какие вызовы стоят перед Татарстаном, вспомнимая как писались предыдущие послания, нынешнее - значительны шаг вперед. Для умного такм прозвучало много интересно и полезного в плане выводов.
      А вас я тоже понимаю - шоу и популизма не получилось но извините.
      Можно было лучше написать? Конечно! То, чтов Кремле проблема со спичрайтерами - это известно. Но одновременно признаем, что могли пробурчать что-то непонятное как обычно и на том разойдись. По этим меркам послание - на 5.
      Казанец

      • Когда уже вас всех перестанет клинить на "сказал", "написал". Вот ведь точно говорят: наш народ литературен до безобразия - великая русская литература мозги перекосила навсегда.

        К оценке политиков применяться должна другая шкала, с упором на "сделал" в сравнении с "обещал".

    • Анонимно
      23.09.2017 10:56

      Г-н адвокат, а чем же по-вашему столь ценны "заблуждения по поводу нашей элиты", что их (заблуждения эти) кто-то до последнего "тщательно сберегал"...???

      • Обычные люди склонны ограждать себя от правды. Они живут в тесном уютном мирке своих предрассудков, оберегая своё психическое здоровье и спокойствие от ужасающей действительности. Вера - одно из средств спасения для них. Кто-то гороскопы читает.

        Прорыв реальности вызывает хорошо известный психологам эффект когнитивного диссонанса - отказ от ее, реальности, принятия.

        Так вот эти обычные люди и сберегали свои собственные заблуждения. А ценность привычных заблуждений в том, что они утверждают вас в том, что вы знаете этот мир и, как следствие, - дарят ощущение безопасности.

        • Анонимно
          23.09.2017 13:44

          Г-н адвокат, спасибо вам за психологический ликбез, но позвольте, касаемо нашей элиты и "верующих в неё", то их "мирок" был весьма уютен и вовсе даже не тесен в реале, а не в розовых мечтах и фантазиях...
          Так что будучи бенефициарами реала, "заблуждающиеся" если что и "сберегали тщательно", то только не мечты...

  • Анонимно
    23.09.2017 10:44

    Лидер НАЦИОНАЛЬНОЙ республики, признанной по Конституции РФ ГОСУДАРТВОМ, должен быть не только хорошим хозяйственником, но и сильным, самоотверженным политиком, умеющим отстаивать интересы многонационального народа Татарстана, избравшего его на всенародном голосовании. У федерального Центра свои интересы в Татарстане, далеко не всегда совпадающие с интересами местного населения. Например, изменение межбюджетных отношений между РТ и РФ в сторону увеличения отчислений налогов и сборов в пользу Центра далеко не лучшим образом сказалось на благосостоянии граждан республики. Уничтожение последних остатков самостоятельности Татарстана (например, право РТ на ведение внешнеэкономической деятельности) в условиях перекачки огромных средств в Москву и нехватки средств для развития региона лишило его последней возможности для привлечения иностранных инвестиций. Добровольность изучения татарского языка при обязательности изучения русского языка и сужении сферы применения татарского неизбежно в будущем может привести к исчезновению последнего. Учитвая, что даже ПРЕЗИДЕНТ РТ везде и всюду, как правило, общается на русском языке. Объявление года Толстого в РТ на фоне нарастающего ущемления татарского языка выглядит последним актом полной капитуляции республики перед Центром в борьбе за свои законные права и интересы. А.В.

    • Анонимно
      23.09.2017 11:26

      Брехня! Татарстан не ГОСУДАРСТВО по сути и по праву. Татарстан обычный субъект РФ в котором живет нац меньшинство язык которого может и должен изучаться только на добровольной основе.

      • Анонимно
        23.09.2017 12:00

        Полностью с вами согласен. Пора прекращать националистическую и сепаратистскую демагогию!
        Про право РТ ведения внешнеэкономической деятельности:
        Что под этим подразумевается? Торговать тюбетейками, например во Франции, вам никто не запрещает.
        Многие фирмы и организации республики давно и успешно работали и работают с зарубежными партнёрами без всяких доморощенных прокладок, в виде всевозможных торговых домов.

        • Анонимно
          23.09.2017 13:28

          Ну Франция немного некорректный пример. У них есть знаменитый Кодекс Наполеона (один из величайших юридических документов в мире) и Торговый кодекс, то есть другую юридическую технику закрепления внешних экономических контактов.

        • Анонимно
          24.09.2017 21:58

          Запрет на ведение внешнеэкономической деятельности - обычный способ сделать госзаказы со стороны министерств и ведомств РФ ЕДИНСТВЕННЫМ источником финансирования и загрузки промышленных мощностей РТ. Т.е. последний гвоздь в крышку экономической самостоятельности республики.

          • Анонимно
            26.09.2017 23:13

            Зачем вы лжете, кто запрещает предпринималелю из Казани торговать напрямую например с китайской фирмой?!

      • Анонимно
        24.09.2017 21:55

        Татары в Татарстане не являются, как Вы пишите, нацменьшинством. Их 53%. Русских - 39%. Так кто является меньшинством? А нежелание русских учить татарский язык - обычный признак прежнего империалистического прошлого, которое сейчас потихоньку возрождается нынешней властью РФ (внешние атрибуты империи, программы и фильмы из жизни империи и т.д.). Никогда не задумывались, почему русских так не любят во многих бывших советских республиках? Вроде несколько десятилетий жили под одной крышей, столько инвестиций было сделано со стороны Союза, а отношение-то, мягко говоря, не самое хорошее. Подумайте на досуге, почему это происходило и происходит.

    • Буре
      23.09.2017 12:18

      Все чисто по татарски
      Наскоками
      Сначала Алга вперед
      Суверинитета сколько хотим
      Всех кого видим учим татарскому
      Набиваем карманы
      Самые крутые
      Универсиады чемпионаты турниры

      Путим пальчиком пригрозил поворот на 180 градусов и АЛГА !

      Татарский уже никто не учит договора нам не надо мы даже не сержанты и тем более не президенты. Мы пехотинцы

      Из крайности в крайность

      • Анонимно
        23.09.2017 12:43

        А чего вы то хотите? Вы будете в стороне отсиживаться, критикуя тут в хоре татарофобов, а потом претензии. Вы тоже получаете то, что хотите. Только надо учесть, что история не заканчивается на этом послании. Да и на Путине тоже.

        Б

        • Буре
          23.09.2017 13:14

          Я не хочу в стороне отсиживаться
          Пустите меня во власть я наведу порядок

          • Анонимно
            23.09.2017 17:02

            Так кто же так спрашивает. Пустите меня во власть. Тот кто пустить тот и будет диктовать что там делать во власти.

            Б.

        • Анонимно
          23.09.2017 13:27

          Как связаны история (закономерности человеческого развития) и конкретный человек (указанный гражданин РФ)?

        • Анонимно
          23.09.2017 18:46

          Согласен, историю( время) не остановить.
          Путин, на мой взгляд, слишком мягок во внутренней политике.
          Не гневите Создателя. Таким, как вы, Б., нужно успокоиться, и заниматься созиданием. Злость- производная слабости.( древняя китайская мудрость)

      • Анонимно
        24.09.2017 16:42

        12.18. Если вы решили первым
        Стать в рядах своих сограждан -
        Никогда не догоняйте
        Устремившихся вперед.
        Через пять минут, ругаясь,
        Побегут они обратно,
        И тогда, толпу возглавив,
        Вы помчитесь впереди.
        Г. Остер (вредные советы)

    • Анонимно
      23.09.2017 13:20

      Я считаю, что это вполне взвешенный и продуманный шаг руководства региона. Чем вам так Лев Николаевич не угодил? Главное - татарский язык сохранили!

  • Анонимно
    23.09.2017 10:44

    А это четкое послание и Москве и городу. Может даже не специальное, но послание. Хотели жить как все, ну и будите так жить. Как Рязань или Самара. Вряд ли ЧМ-2018 станет чем-то особенным, проведут, но скорее так, без особого энтузиазма. Постепенно свернут все программы, требующие выбивания денег из Москвы. Будут тоже сидеть в ожидании, когда приедет московский барин и всем раздаст по шапке.

    И не понятно к чему тут стенания неких критиков послания. Вы и получили то, чего добивались. Так, невнятное послание. Скорее уверение в преданности московским хозяевам. И никакой больше самостоятельности. Даже проблема с изучением татарского языка решили просто. Полное соответствие требованиям Москвы по русскому языку и раз в неделю 2 часа татарского, так, чтобы соблюсти хоть какое-то приличие.

    Б.

    • Азат Д
      23.09.2017 12:37


      Смотришь на нынешних руководителей, им максимум районом руководить, а других даже рядом не подпускают, все свои , ипташи, кунаки, и прочие абыйлар.
      В прочем, и Москва потихоньку в этом плане в Татарстан превращается сначала выстроили вертикаль власти, теперь и родню подтягивают. А народ как жил на Руси столетиями, так же и живёт, под баями, боярами, до очередных потрясений...



      • Анонимно
        23.09.2017 17:04

        А вы как хотели. Нате вам, приходите тут командуйте, вы же такие умные, в БО так смело пишите. Знаете что и как делать. Ну без вас точно никак не у кого не получиться. Да не смешите мои тапочки, незаменимые вы наши. Пустите их во власть, они там разберутся.

        Б.

        • Азат Д
          23.09.2017 18:22


          Почему вы ставите вопрос, или они или я? Нужна демократия, честные свободные выборы. Как записано в Конституции.

          • Анонимно
            23.09.2017 20:32

            Это вы не по адресу. Пишите письма к Путину.

            Б.

            • Азат Д
              24.09.2017 08:45


              Чтобы в республике выполнялись законы?

              Статья 2
              Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность Республики Татарстан.

              Статья 3
              1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Татарстан является ее многонациональный народ.
              2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
              3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
              ...




      • Анонимно
        26.09.2017 08:07

        Интересно,кто же тогда руководит русскими регионами если они по всем параметрам отстают от Татарстана?

    • Анонимно
      23.09.2017 13:11

      Ничего страшного, для людей труда не произошло, Б..
      Для большинства жителей региона, сравнение например с Самарой, даже на пользу. Людям по душе бОльшая прозрачность и подотчетность местной верхушки законам РФ , которая под прикрытием "Суверенитета" и " Договора..." финансово распухала и обогатилась.
      ЧМ- 2018 проведут с огоньком, не переживайте, ведь впереди у московских хозяев, как вы выразились и наших местных вожаков ещё очень много разнообразных мегапроектов по освоению бюджета. И бюджет для москвичей безопаснее осваивать в регионах.
      И насчёт изучения татарского языка никакой трагедии не произошло, татарам его изучать никто не запрещает. Другое дело, что нужно и дальше совершенствовать законодательство РФ, устранять преграды для способных людей работать в госорганах, когда знание местного диалекта используется как преграда .
      Игорь К.

      • Анонимно
        23.09.2017 14:08

        Вот что мне не нравится в главном титульном народе страны, так это абсолютное неумение просчитывать результаты своих решений и действий. Сначала наворотят дел, разгромят всю посуду, как слон в посудной лавке, а потом стоят и затылок чешут, как это всё исправить. Примеры- коллективизация , репрессии невиновных, агрессивная русификация всех нерусских коренных народов СССР и РФ, раздача в долг без возврата странам соц. лагеря и соц. ориентации, а сейчас СНГ, война в Афганистане. Чечне, прихватизация и поддержка Ельцина на выборах, склоки с бывшими народами союзных республик, посадка себе на шею компрадоров, что в регионах, что в фед. центре. и всё это с одобрения /безразличия именно государствообразующего народа, который так легко увлекается на мелкие проблемы, вроде вытеснения нац. языков народов РФ, на их исторических землях.

        • Анонимно
          23.09.2017 17:00

          Пламенно отреагировали, молодец! Особенно про исторические земли. И всё то одни минусы, не одного плюса, в виде создания национальных автономий например.
          Про языки, это больше в предыдущих статьях. Но если уж тебя так это нервирует, изволь: учи свой язык, сколько тебе позволяют силы и терпение, президент Путин тебе этого не запрещает, наоборот, думаю он будет очень рад, если ты и твои родственники всё своё время посвятите его изучению.
          А вот про фактический запрет на профессию, фильтр для настоящих профессионалов, который создаёт пункт о знании языка титульной нации, ты ничего не говоришь!
          И правильно делаешь, понимаешь, что отмена фактической сегрегации, дело недалекого будущего. И от этой отмены выиграют все жители Республики!

      • Анонимно
        23.09.2017 17:24

        И где там прозрачность? То что бывший губернатор Кировской области сидит в кутузке? Или тот же Меркушин сидит на чемоданах. И чего там такого добились. Кстати, в Самаре нефти добывают не меньше чем в Татарстане.

        Б.

        • Анонимно
          23.09.2017 18:53

          Б. у тебя под носом Мингазов кинул людей на миллиарды , ушёл от ответственности и снова взялся за старое, а мздоимец Белых даже за мелочь, в виде 200 тысяч $ в кутузке.
          Вот народ за какую прозрачность.

          • Анонимно
            23.09.2017 20:34

            А вы под носом у Москвы посмотрите. Вор на воре и вором погоняет. Вся страна из них и состоит. Тоже мне про Белых и 200 тысяч долларов. Скорее он их и не брал, тоже самое и с Улюкаевым про 2 миллиона евро.

            Б.

            Б.

            • Анонимно
              23.09.2017 22:12

              Больше ни на кого посмотреть не не надо? У себя в доме порядок наведи! Подняли народ на знамя, а в итоге только удаЩи хотели. И где народ и где все они? В Москве воруют? А для народа, хорошо что Москва есть. ЕСТЬ куда обратиться!

              • Анонимно
                24.09.2017 11:06

                Ну да к ворам за справедливостью. Обращайтесь, они рассудят по понятиям.

                Б.

          • Анонимно
            26.09.2017 08:10

            Прокуратура и Следственный комитет подчиняются Москве.К кому претензии?

            • Анонимно
              26.09.2017 23:17

              Ждут своего часа, как с Юкосом, ждут ,когда накопился жирок.

  • мотоцикл
    23.09.2017 10:46

    разумный выбор между опалой со всеми вытекающими...и
    высоким положением,собственностью.

  • Анонимно
    23.09.2017 11:31

    Сидели одни пенсионеры.А про пенсионеров-ничего!

  • Буре
    23.09.2017 12:23

    Живем географически посередине между Кировом и Самарой так и в экономике будем жить

    Надо раслабится и жить на дотации из центра как соседи
    Зачем напрягаться?
    Для чего?

  • Анонимно
    23.09.2017 12:37

    Руководство Татарстана не надо пыжится и забегая вперед паровоза стараться удивить и поднять большую страну, которая не хочет подыматься-им итак комфортно, за что и ГОЛОСУЮТ!!!

    Подымите родную Республику и связаные с ней районы, которые вперед хотят идти вместе с Татарстаном и рядом с ним, подымите Татарстанцев и Татар. - которые Вам пока ВЕРЯТ!
    На это сил и ума вам должно хватить.

    С уважением Айдар

    • Буре
      23.09.2017 13:17

      Зачем поднимать?
      Придут и отнимут и дураками выставят

    • Буре
      23.09.2017 13:20

      Пускай Щегловы и Паналексы поднимают а мы будем посмотреть как у них получается)))

      • ПанАлекс
        23.09.2017 18:24

        был как то опыт "поднятия". Так построил структуру, документооборот и "оптимизацию" что фирма перестроилась и продолжала расти до строительной компании № 1 по выручке в РТ. А то что потом рухнула... Может бы и справились своей командой если бы вернулись. Но хозяин предпочел семейные кадры профессионалам...

      • Да какой там подъём...

        "Там, где все становятся шакалами и хищниками, нельзя заниматься производительным трудом. Те, кто будут им заниматься, все равно ничего не получат для себя: тысячи грабителей будут драть с них сто шкур и не оставят им даже голодного пайка. Посему, вся экономическая жизнь такого общества неизбежно идет к полному краху, который и произойдет рано или поздно, а именно - когда будет разворовано все и воровать уже станет нечего".

        ПИТИРИМ СОРОКИН

  • Анонимно
    23.09.2017 13:22

    Нынешние комментаторы похоже хотели открытого конфликта с Москвой. Зрелищ захотели? Президент верно выделил линию повестки, всё мудро и дипломатично

    • Оптимист
      23.09.2017 14:21

      Какой конфликт?
      Будем как в Кирове на печи лежать в потолок плевать жаловаться на тяжелую жизнь и жить на дотации

      Всех недовольных в Москву с вопросами к царю
      Мы пехотинцы
      Солдат спит служба идет)

      • Анонимно
        23.09.2017 14:42

        Согласен
        Передохнуть надо
        20 лет пахали. Можно и отдохнуть. Пусть другие теперь пашут. Кирову и Самаре лет 15 надо что бы нас догнать.
        Остановимся пусть догоняют

  • Азат Д
    23.09.2017 16:24


    У татарстанской власти, нет народной поддержки. Как Москва перестала с ними заигрывать, так вся пена пиара и имиджа сдулась.

  • Анонимно
    23.09.2017 19:51

    Рустам Нургалиевич Вы много делаете Вам спасибо !!!

  • Анонимно
    23.09.2017 21:30

    цитату из Явлинского - "С 1917 года Россией непрерывно правят бандиты". Думаю, тут он прав как никогда.

    Б.

    • Анонимно
      24.09.2017 08:11

      И до этого не лучше правили.
      Только считали что Империя и есть их дом, где внутри рабы.

      И так же деньги вывозили и кутили в Парижах

  • Анонимно
    23.09.2017 22:12

    Спасибо нашему Президенту!

  • Анонимно
    24.09.2017 20:11

    Мидхат Фарукшин все правильно сказал. Послание было кисельное.

    • Анонимно
      24.09.2017 23:30

      Потому, что в аппаратной структуре РТ забота о языке и о народе татар не организована. То есть РТ не имеет сердца.

  • Анонимно
    25.09.2017 20:53

    Они никогда не уйдут сами -пока детям полностью не передадут власть

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль