Общество 

«Как легализуют региональный суверенитет в Швейцарии»

Когда граждане выбирают местное правительство и определяют налоги прямым голосованием руками, когда полнота власти сосредоточена в общинах, а этнические разногласия решаются референдумом, политические решения некому оспаривать. Депутат челнинского горсовета Николай Атласов вслед за Солженицыным рассказывает о тонкостях политической системы в Швейцарии — государстве с правительством, но без столицы.

Цюрих – первый швейцарский город, который увидел Солженицын

«МОЖНО ТОЛЬКО ВОСХИТИТЬСЯ ТАКОЙ ДЕМОКРАТИЕЙ...»

Многим россиянам Швейцария представляется примером жизнеустройства, хотя большинство понимает, что сделать из большой России маленькую Швейцарию нельзя. Ни размером, ни менталитетом, ни культурными традициями, ни исторической судьбой мы не похожи, но равняться хочется.

В 1974 году в швейцарский Цюрих прибыл сосланный из Советского Союза писатель-диссидент Александр Солженицын. О его пребывании в этой стране подробно писал в одной из глав своей книги «Русская Швейцария» писатель Михаил Шишкин. Отмечая основательность жизненных устоев швейцарских бюргеров, Солженицын особенно восхитился местной демократией. Швейцария стала единственной страной Запада, политическое устройство которой писатель исключил из собственной критики западной демократии – манипулятивной и медиакратической.

Государственный флаг – символ швейцарской самобытности

В интервью телеканалу CBS он отмечал (цитируется по книге Шишкина): «Сейчас я приехал в Швейцарию и должен вам сказать – нисколько я не снимаю своей критики западных демократий, но должен сделать поправку на швейцарскую демократию… Вот, швейцарская демократия, поразительные черты. Первое: совершенно бесшумная, работает, ее не слышно. Второе: устойчивость. Никакая партия, никакой профсоюз забастовкой, резким движением, голосованием не могут здесь сотрясти систему, вызвать переворот, отставку правительства – нет, устойчивая система. Третье: опрокинутая пирамида, то есть власть на местах, в общине больше, чем в кантоне, а в кантоне – больше, чем у правительства. Это поразительно устойчиво. Потом – демократия всеобщей ответственности. Каждый лучше умерит свои требования, чем будет сотрясать всю конструкцию. Настолько высока ответственность здесь, у швейцарцев, что нет попытки какой-то группы захватить себе кусок, а остальных раздвинуть, понимаете? И потом, национальная проблема, посмотрите, как решена. Три нации, даже четыре, и столько же языков. Нет одного государственного языка, нет подавления нации нацией, и так идет уже столетиями, и все стоит. Конечно, можно только восхититься такой демократией. Но ни вы, ни они, ни я не скажем: давайте швейцарскую демократию распространим на весь мир, на Россию, на Соединенные Штаты. Не выйдет».

Конечно, писатель-диссидент отчасти идеализировал политическое устройство маленькой альпийской республики, от которого он и сам впоследствии пострадал. К концу пребывания в Швейцарии Солженицына оградили от публичных политических заявлений – вероятно, опасаясь жесткой реакции со стороны советского правительства. Но хотя в части свободы слова швейцарская демократия продемонстрировала ему свои пределы, это не поколебало его уверенности в ее многочисленных достоинствах.

Беллинцона – столица кантона Тичино

ВЫБОРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА: ИДЕМ НА ПЛОЩАДЬ И ГОЛОСУЕМ РУКАМИ

Особенность политического устройства Швейцарии – это наличие слабой (с учетом российских стандартов) вертикали власти. Федеральная власть здесь не персонализирована: президент выбирается на временной основе из 7 членов федерального совета. Коллективный принцип руководства во многом следует швейцарской системе федерализма. Ни один из 20 кантонов и 6 полукантонов, составляющих федерацию, не готов поступиться своими правами. Такая система работает только в режиме четкого согласования, что препятствует концентрации власти в одних руках.

Отсутствие сильной вертикали власти проявляется и в том, что у Швейцарии нет официальной столицы. Принято считать, что этим статусом обладает Берн, но здесь всего лишь размещены федеральные правительственные учреждения. Место их дислокации утверждается одним парламентским актом и теоретически может меняться. До середины XIX века такая практика оставалась периодической – именно тогда, кстати, швейцарцы и озаботились столичным вопросом. Столицу выбирали из трех городов – Берна, Цюриха и Женевы, но поставить точку в этом вопросе так и не удалось. Свою роль сыграло кантональное соперничество и языковые различия.

Во многих кантонах, кстати, сложилась похожая ситуация: столичный вопрос стал яблоком раздора между сильнейшими городскими общинами. Бывало, принимались компромиссные решения: статус временной столицы переходил от одной городской общины к другой. Например, в италоязычном кантоне Тичино на протяжении 1814 - 1878 годов статус кантональной столицы раз в 6 лет получал один из трех городов – Беллинцона, Лугано и Локарно. Впоследствии столицей на постоянной основе стала Беллинцона. Кстати, де-факто не кантон, а именно община является основной территориально-политической единицей Швейцарии хотя бы в силу того, что большая часть властных полномочий сконцентрирована на муниципальном уровне. И этому есть историческое объяснение.

Панорама исторической части Берна – неофициальной столицы Швейцарии

Около 70% территории страны приходится на горную зону – долгое время рельеф затруднял формирование устойчивых связей между общинами. Развитие транспортной системы позволило собрать в единый организм все части республики, но этот процесс начался лишь 150 - 200 лет назад, а до тех пор изоляция формировала устойчивые традиции самоуправления на уровне общин. По этой причине большинство жителей горных районов Швейцарии до сих пор идентифицируют себя прежде всего с общиной и только потом – с кантоном и страной. Даже разговорные формы языка в горных районах различны. Однако на равнинных территориях, где мобильность населения исторически была выше, где располагаются крупные города с международными связями, локализация менталитета уступает кантональной и общенациональной.

Отмечу, что Солженицына в политическом устройстве Швейцарии особенно вдохновил опыт прямой демократии, до сих пор практикуемый в кантоне Гларус и полукантоне Аппенцелль-Иннерроден (это здесь производится сыр «Аппенцеллер»). Этот полукантон населен католиками, в то время как его собрат, полукантон Аппенцелль-Аусерроден, – протестантами. Удивительно то, что высшим органом власти здесь по-прежнему является ежегодное народное собрание. В последнее воскресенье апреля в нем участвуют все взрослые граждане полукантона. Они принимают важнейшие для территории решения и определяют членов местного правительства. Народное собрание проходит стоя, жители голосуют на главной площади столичного городка Аппенцелль. Любопытно, что всего лишь 20 лет назад право голоса и собственно участия в собрании получили женщины.

Сьон – столица кантона Вале

Понятно, что в современных политических условиях такая практика кажется архаичной. Субъект РФ, даже столь небольшой, как Севастополь, не может собрать всех граждан в одном месте для голосования руками. В наших реалиях прямая демократия сохранилась как удел сельских поселений, но политическая значимость таких сходов, конечно, несопоставима с народными собраниями в Аппенцелле или Гларусе. В тот же Аппенцелль на ежегодное голосование съезжаются практически все граждане полукантона, работающие и проживающие за рубежом. И это понятно, ведь собрания принимают реальные политические решения – к примеру, по вопросам налогообложения. Не только кантоны и полукантоны, но и общины в Швейцарии имеют право на введение налогов, помимо федеральных. Самостоятельная налоговая политика, несомненно, способствует формированию высокой гражданской активности и ответственности.

Здание Бундесхауса в Берне – резиденция федерального правительства и парламента

ШВЕЙЦАРСКИЙ СЕПАРАТИЗМ: 8 ЛЕТ РЕФЕРЕНДУМОВ – И ВЫ СВОБОДНЫ

Уникальность швейцарской демократии отражается и в решении вопросов сепаратизма. Здесь я имею в виду попытки выхода из состава кантона, так как из состава конфедерации ни один кантон выйти не стремится. В этом смысле интересна история кантона Юра на северо-западе страны, названного так по имени горного массива, тянущегося вдоль франко-швейцарской границы.

Франкоязычный и католический кантон Юра с XIV века до 1978 года входил в состав немецкоязычного и преимущественно протестанского кантона Берн. На почве этно-конфессиональных противоречий и экономического неравенства между ними периодически обострялся конфликт: жители Юры считали, что Берн относится к ним как к колониальному владению. Последняя волна вражды пришлась на 1960 - 1970-е годы, когда возникла радикальная организация «Фронт освобождения Юры». Тем не менее самостоятельный кантон Юра в итоге был сформирован путем образцовой последовательной процедуры. В 1970 году прошел референдум о независимости Юры в рамках всего кантона Берн. В 1974 году следующий референдум определил те общины, которые могли войти в будущий кантон Юра. Когда жители трех южных общин большинством голосов отказались менять статус, они прошли через отдельный референдум, подтвердивший их лояльность Берну. Завершилась процедура отделения общенациональным швейцарским референдумом, который окончательно легализовал независимость Юры от Берна в 1978 году.

Рекламные плакаты у здания Национальной библиотеки в Берне, анонсирующие лекции о Ленине

Подобная процедура не зря воспринимается как уникальная. Традиционно сепаратисты отрицают право большинства жителей территории, из которой они хотят выйти, влиять на вопрос их самоопределения. В Швейцарии же учли интересы всех. Это, конечно, долгий процесс, но зато его результаты формируют устойчивую систему взаимоотношений между территориями, в будущем риск споров минимален.

Конечно, швейцарская аккуратность в решении сепаратистских проблем возможна лишь благодаря местным политическим традициям, сохранившим принцип согласования интересов. Широкая практика референдумов гармонирует с распределением властных полномочий, основной объем которых сконцентрирован на уровне общин. На фоне преобладающей среди швейцарцев общинной самоидентификации сам факт выхода из состава кантона не становится  болезненной проблемой для населения и государства.

Николай Атласов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (43) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
2.10.2017 11:49

Первое впечатление от Щвейцарии было то, что у них порядка намного больше, чем у немцев в Германии. Второе то, что это очень и очень зеленая страна, но много гор. А на склонах этих гор среди деревьев, растущих на этих склонах, красивые и ухоженные дома. Иногда стоящие отдельно, но к ним ведут хорошие и асфальтированные дороги. И очень чисто везде. Экология на высшем уровне. И третье, вроде у них нет огромных производств, нет широких полей, но народ живет довольно богато. Вот и вопрос, на чем богатеют? И ответ. На человеческом интеллекте. И это самое главное богатство Швейцарии. И этот интеллект как раз и создал и такую демократию, и такое устройство государства, которому многие могут позавидовать. У нас не получается, мы строим империю. Самую простую систему, когда не надо думать, а целиком полагаться на волю того, кто мнит себя императором.

Б.

  • Анонимно
    3.10.2017 13:22

    Читаю как утопию какую-то, как они там прямыми голосованиям решают - просто фантастика! У нас даже жители одного дома зачастую не могут договориться ТСЖ организовать или в УК, как двор обустроить (стоянку делать, детскую площадку и тд) или ничего не делать

  • Анонимно
    2.10.2017 18:44

    Господа о чем мы спорим?Там завод по сборке всемирно известных часов находится в населенном пункте с населением около 17-20 тысяч человек.Это как у нас многие райцентры в сельских районах.Вот когда у нас в райцентрах сельских районов будет подобное наверное и мы будем жить как в Швейцарии и у нас образно говоря вместо полей будут луга.

    • Анонимно
      2.10.2017 19:32

      А с чего им становиться подобными? Ведь главное это то, что швейцарцы вне зависимости к какой нации относятся, они уважают друг друга, говорят на двух-трех языках без проблем. Не говорят, мы тут немцы вообще-то по нации, потому как знать французский или итальянский нам знать не обязательно, скорее будем изучать английский. Такое там даже в голову не придет.

      Б.

      • Анонимно
        2.10.2017 21:34

        Да не учат в Швейцарии языки по принуждению - всё на добровольной основе! Сегодня в начальной школе преподают один родной/государственный язык (в зависимости от кантона; например, в кантоне Санкт-Галлен – немецкий) и два иностранных языка – один национальный язык по выбору (в подавляющем большинстве – французский) и английский.
        Однако многообразие языков в школе неоднократно вызывало ряд дискуссий в швейцарских кантонах. Сторонники уменьшения доли второго иностранного языка в школьной программе ссылаются на «лингвистическую перегруженность» детей.


        Источник: http://business-swiss.ch/2014/04/shvejcariya-yazyk-gosudarstvennye-yazyki-shvejcarii-oficialnye-yazyki/

      • Анонимно
        2.10.2017 20:01

        Правильно. И все это - добровольно.
        Заставлять друг друга им в голову не приходит.
        Наоборот, они веками живут, учитывая интересы друг друга.
        Этому стоит поучиться нашим выходцам из аулов с их желанием всех нагнуть по-своему.

        • Анонимно
          2.10.2017 22:23

          Кстати, господа высокообразованные неаульные, не имеет ли русское слово "интересы" - татарские корни?
          Ибо, иң - самый;
          тере - живой;
          иң тересе - самый подвижный...

          • Анонимно
            22.10.2017 10:14

            И причём тут « самый подвижный»?

          • Анонимно
            3.10.2017 00:53

            Интерес происходит от ср.-лат. interesse «иметь важное значение» (изначальн. «находиться между, пролегать»). Русск. интерес — впервые у Петра I (1703 г.).
            Это Фасмер.

            А Вы, вероятно, недавно Черное Море выкопали и пирамиды в Египте построили? Уж молчу про Стоунхендж, там татарские корни самоочевидны.

        • Анонимно
          2.10.2017 21:13

          Меня только одно смешит в вас. Вы так о себе много воображаете, можно подумать всех в этом мире переплюнули. А на самом деле еле-еле свой язык знаете, ничего толкового сделать не можете, ну может еще в качестве чего-то особенного про автомат Калашникова зарядите, который как оказывается и не вами то и сделан. Да, еще все про английский толдычите, что надо его учить, хотя реально может из 1 000 человек один то более или менее что-то еще знает. Так к чему это все вы? Про аульных? Чего то, чем бы перед аульными можно было гордиться, того и нет за душой. Ну живете в этих коробках, дорог нормальных так и не построили, машины, на которых любите поездить, не ваши, самолеты, на которых в Турцию добираетесь, не вами созданы и построены и т.д. Не стоит и перечислять. Аульные хоть как минимум что-то свое производят, на своем труде живут, в отличии от тех, кто присосался к нефтяной и газовой трубе, да и то, добываете все это рядом в местах проживания тех же аульных, отравляя им воздух, землю и воду.

          Б.

          • Анонимно
            2.10.2017 21:55

            А меня смешит Ваша буря эмоций. Прямо взрыв, как говорит молодежь.
            Попробую Вам помочь: та стадия столкновения с реальностью, на которой Вы находитесь, по-научному называется "отрицание". Вы сейчас отрицаете все отрасли экономики, весь НИОКР, всю инфраструктуру - вообще все. Пишете в интернете и его же отрицаете.
            Но это не страшно, в норме за отрицанием следует торг, потом депрессия, а потом - принятие реальности.

            Что Вы сказали по сути? Вы сказали, что в экономике бывают только буренки и нефть. Буренки наши, аульные, а нефть - это городские на нашу землю пришли "присосаться" и экологию портить.
            Это, мягко выражаясь, очень упрощенное понимание экономики.
            А говоря грубо - это как раз то, почему люди смеются и не уважают такой менталитет. Потому что это не просто невежество, но агрессивное невежество. Отказ учиться, отказ признавать других, не таких как ты - и признавать их деятельность и их интересы. Попросту говоря - дикость.

            • Анонимно
              2.10.2017 22:56

              Да что вы говорите? Я отрицаю интернет, весь НИОКР и т.д.? Да будет вам. Откуда у вас интернет? Сами что ли изобрели? Понимаю, слямзили у америкашек. И сейчас тут делите на аульных и на тех, кто изобрел интернет, полагая, что и вы к этому имеете отношение . Но бог с вами, так вы какое к этому имеете отношение? Там где все это изобретают, как раз не делят на аульных и на людей с высоким чувством снобизма, полагая, что все блага от них. Об этом и пишут тут про ту же Швейцарию. Там сплошь и рядом аулы, ну селения небольшие в тех же горах, где пасут овец. коз и буренок.

              Вот это меня и поражает. Без всяких на то оснований, на те вам, мы тут и НИОКРом занимаемся и интернет мы вам подарил, и компьютеры наше изобретение и т.д. Так для вашего сведения, многие из тех, кто в том же Союзе работали по этой тематике, как раз многие были и из аулов. В те времена городское и аульное население было примерно одинаковым, а даже аульное превосходило.

              И вы, видимо, как-то не поняли мой пост. Посмотрите вокруг себя, я имею в виду на тех, кого вы не считаете аульными. Так чего они такое большое сделали сегодня, чтобы нос задирать. Не надо вдаваться в исторический экскурс и выяснять был ли Архимед аульным или нет? Просто вокруг себя. Думаю, высокого интеллекта не обнаружите. Это стало редкостью. Потому и не надо про аульных.

              Хотя понимаю, что тут часто под аульными понимают просто татар из деревень. Но для меня они еще ценнее, чем парни из деревни. Это тут свои.

              Б.

              • Анонимно
                3.10.2017 00:46

                Конечно, отрицаете. Так и написали - что мы сами ничего не знаем, ничего не делаем и т.д.
                Очевидно, что это - всего лишь агрессивное невежество.
                Если Вы чего-то не видите - это не значит, что этого нет, а всего лишь определенным образом характеризует Вашу способность видеть.
                Впрочем, я надеюсь на лучшее - что это Вы в полемическом задоре так далеко улетели.

                Про аульность Вы поняли меня неправильно. Я вовсе не считаю деревенских чем-то хуже городских или наоборот. Все люди, все нормальные. У Вас, вероятно, тут что-то личное, раз Вы именно на это слово среагировали, пропустив основное содержание комментария.
                Я имею в виду про тот специфический менталитет (агрессивное невежество), носители которого в нашей местной власти препятствуют нормальному человеческому общежитию с уважительным учетом интересов друг друга (множества разных сторон).

                Пример с татарским языком здесь просто очень показателен. Требование его всеобщего обязательного изучения - это просто карго-культ, бездумная калька со всеобщего изучения русского.
                Но всеобщее изучение русского языка было принято на Пленуме ЦК ВКП(б) делегатами всех нац. республик и областей - по элементарной и очевидной причине. Союзу были нужны талантливые образованные люди всех национальностей, а возможность организовать высшее образование была только на одном языке - на русском. Нац. республикам, в свою очередь, были нужны свои элиты с высшим образованием.
                Поэтому было введено всеобщее изучение русского языка и национальные квоты в вузах. Все получили свою выгоду.
                Это современным языком называется стратегия win-win, оба побеждают. И это возможно только тогда, когда решения принимаются с учетом интересов друг друга.

                А нынешний обязательный татарский - это, повторюсь, карго-культ. Уровень рассуждения как у аборигенов Меланезии с их соломенными самолетами: вы так сделали, теперь мы так же сделаем. Мы все учили русский, теперь вы поучите татарский, а то вы нас не уважаете.
                Зачем, почему, где чьи интересы? Что это вообще такое? Учитывать их - нет, не слышали. Агрессивное невежество.

                Попробуйте поговорить с другими, узнать у них и понять их интересы. И тогда здесь, на почве учета интересов друг друга, появится возможность найти взаимно-полезные решения. Например, можете предложить пропорциональное представительство - раз уж о нем неоднократно заходила речь в комментариях.
                Главное - учитывать интересы друг друга.

        • Анонимно
          2.10.2017 21:02

          И кстати, там в Швейцарии как раз тем что аульные и гордятся. не забывают о своих корнях, там же живут, занимаются сельским хозяйством, ведут разные дела, да и свои аульные праздники устраивают, иногда приглашая и соседей. То что они все из аулов там воспринимают как достоинство, и стремятся жить в аулах.

          Б.

          • Анонимно
            3.10.2017 07:57

            Есть у швейцарцев одно, но очень существенное отличие от аульных - нет у них раболепия и холопской преданности перед власть имущими!

        • Анонимно
          2.10.2017 20:28

          По моему вы адресом ошиблись, принуждают изучать только один язык совсем другие, а уж о добровольности это уже вообще не в какие ворота не лезет. Татары то добровольно знают два языка, в отличии от вас неаульных.

          Б.

          • Анонимно
            22.10.2017 10:12

            Тем татарам и нетатарам, которые знают два языка, или даже 3-4 - респект! Но они эти языки знают, так как изучают(-ли) их добровольно ! Потому и результат есть! У нас сын не учился в школе с изучением немецкого языка, но захотел изучать немецкий; частные уроки у хорошего учителя... , результат Test DaF - TDN 4 во всех уровнях, учеба в университете Германии со стипендией, а после окончания Штудиенколлега( подготовительный год)- премия за абсолютно лучший результат среди выпускников- иностранцев. Должно быть желание что-то изучать и понимание нужности того или иного знания!

          • Анонимно
            2.10.2017 21:01

            Добровольность у Вас ни в какие ворота не лезет.
            Идею учитывать интересы друг друга Вы просто мимо ушей пропустили.
            Да, не швейцарец Вы, не швейцарец.
            Увы.

          • Анонимно
            2.10.2017 20:38

            Вот про это и пишу.
            Даже не пытаетесь учитывать интересы других, даже думать об этом не хотите.
            Сразу о себе начинаете говорить.
            Далеко вам до швейцарцев.

  • Анонимно
    2.10.2017 18:32

    Извините, но масштабы ни те и с Россией не совсем корректно сравнивать. Начни с себя, это не для нас. Мы можем восхищаться или хаять кого то, а меняться надо самим. Посмотрели, постарались сделать если не лучше, то хотя бы так же. А что касается экологии, считаю надо применять более жесткие санкции ко всем нарушителям. Должно сработать как с изменениями за нарушения ПДД.

    • Анонимно
      2.10.2017 18:57

      В начале 20 века получить гражданство России было намного престижнее и труднее, чем швейцарское. Швейцария в те времена была захолустной, провинциальной европейской страной. Поэтому дело совершенно не в размерах и масштабах страны, а в том отходе от принципов нормального социально-экономического развития, который произошел в нашей стране ровно 100 лет назад.

      • Анонимно
        2.10.2017 19:15

        Что за чушь написали? В те времена как раз там вся российская интеллигенция, да и большая часть аристократии там как раз и обитала. А Россия была захолустьем, без дорог и с населением, обитающая в большей части чуть ли не в землянках, топили печи по черному, ходили в лаптях.

        Б.

        • Анонимно
          22.10.2017 10:02

          И сейчас много ещё где в России печи топят, чтобы обогреть жилище...

        • Анонимно
          2.10.2017 21:24

          От чахотки они там лечились, а не обитали! Швейцарские санатории - это Вам не Ницца или Биаритц!

  • Анонимно
    2.10.2017 12:57

    Как это ни прискорбно сознавать, по своим родо-племенным взаимоотношениям мы значительно ближе к африканским Зимбабве или Руанде, чем к Швейцарии с её более чем 700летними демократическими традициями.

  • Анонимно
    2.10.2017 12:09

    Нам до Швейцарии образно говоря как до Луны.С нашими "честными" выборами и прочая.

  • Анонимно
    2.10.2017 11:49

    Первое впечатление от Щвейцарии было то, что у них порядка намного больше, чем у немцев в Германии. Второе то, что это очень и очень зеленая страна, но много гор. А на склонах этих гор среди деревьев, растущих на этих склонах, красивые и ухоженные дома. Иногда стоящие отдельно, но к ним ведут хорошие и асфальтированные дороги. И очень чисто везде. Экология на высшем уровне. И третье, вроде у них нет огромных производств, нет широких полей, но народ живет довольно богато. Вот и вопрос, на чем богатеют? И ответ. На человеческом интеллекте. И это самое главное богатство Швейцарии. И этот интеллект как раз и создал и такую демократию, и такое устройство государства, которому многие могут позавидовать. У нас не получается, мы строим империю. Самую простую систему, когда не надо думать, а целиком полагаться на волю того, кто мнит себя императором.

    Б.


  • Жизнь соткана из водевилей,
    По ней, как по болоту прём,
    И рык, собаки Баскервилей,
    Не остановит, нипочём.

    И вот опять зовёт дорога,
    Стране, как воздух нужен вождь.
    Сломатой* сделалась тренога, -
    Ну, всё, снимать не будет «Дождь».

    Кого же выберем для съёмок,
    Ведь исторический процесс?
    Как раньше, знать должны с пелёнок,
    Кто развалил страну СС?!**

    Поход пусть освещает Первый,
    Поёт в той клетке Соловей,
    И Ургант, весь – пушисто-белый,
    Спешит прибрать за ним скорей.

    С болота выбора немного.
    Да и советчик Дуримар.
    Опять захочет за 3 сольдо,
    Всучить на новый срок КОШМАР.

    И нам другого уж хотелось,
    Которой вёл б не вниз, а вверх,
    Пиявки, жабы – натерпелось,
    - Гля, здесь, увяз в трясине стерх?!

    А стерх не только краснокнижен,
    Им стал ещё словесный перл,
    Бедняжка нынче обездвижен,
    И в нём бунтарский дух созрел.

    - Как так случилось? – Возопил он,-
    С меня ж «писали» Superjet!
    Вопрос тут сложный, даже Вотсон,
    Без Холмса бы не дал ответ.

    - Запомните, я вам не клоун,
    Не надо на меня глазеть.
    Сейчас заявится к нам Стоун,
    Дам интервью, – вам - не трындеть!

    И встали мы пред ним как маглы,
    Тут сломан, кажется, хребет,
    А он уже придумал фанты,
    Для многих, многих, многих лет?

    Ну, кто же это? Срам- не знаем,
    Наскальный, Пуcин иль Собчать?
    Ого! Опять мы избираем,
    «ТОГО- КОГО-НЕЛЬЗЯ-НАЗВАТЬ»?***

    Потом Секрет - Полишинеля,
    Нам скажет: «Здрасте, вот и я»!
    Птах, а повадки спаниеля, -
    В болоте только колея!

    Сломатой* - ирон. (прим. автора)
    Кто развалил страну СС?!** - имеется ввиду Советский Союз (прим. автора).
    «ТОГО- КОГО-НЕЛЬЗЯ-НАЗВАТЬ»?*** - намёк на Лорда Волдемора, злодейского персонажа из романа о Гарри Поттере – « тот-кого-нельзя- называть».

  • Анонимно
    2.10.2017 10:19

    Приезжие там заняты тяжелыми и грязными работами, которые самим швейцарцам не интересны!

  • Анонимно
    2.10.2017 10:08

    Мне очень понравилось что нет столицы и по этой причине страна развивается равномерно.

  • Анонимно
    2.10.2017 09:53

    Ещё Швейцария сверх технологична,там полный спектр по электронике,оптике,металла м,нефтехимии,авионика,беспилотники,химия,медицина, машиностроение,и все это не приезжие,а именно швейцарцы.Просто надо признать очевидное,они умнее и развитее нас,да и половины Европы.

  • Анонимно
    2.10.2017 08:50

    Я так понял, что сначала нужно искоренить коррупцию и построить демократию. Потом думать о региональном суверенитете. Иначе - опять растаскивание госсобственности, национализация убытков, кланы и т д.

    • Tatar Хайпер
      2.10.2017 17:08

      о суверенитете думать сейчас точно не надо. пора уже решать что и как накрывать на стол новогодний будем

  • Ильдар Абый
    2.10.2017 08:49

    Нам есть куда стремиться. Ещё бы альпийскими лугами и горами себя окружить...

    • Анонимно
      2.10.2017 12:00

      Главное, чтобы соседи были как те же итальянцы, французы или немцы.

      Б.

      • Ильдар Абый
        2.10.2017 12:35

        Главное что бы сами жители были воспитанными и людьми

        • Анонимно
          2.10.2017 12:57

          Нельзя быть в окружении ... Есть такая пословица - с волками жить по волчьи выть. Это касается всех без исключения.

          Б.

    • Анонимно
      2.10.2017 11:14

      У Вас есть земля, реки и озёра, холмы и заливные луга! Вы живёте в самой водной части Поволжья! Посмотрите вокруг и восстановите лесной каркас, очистите реки и озёра! Всё остальное природа сделает сама!
      — Ах да, самая малость — верните право на равную экономическую конкуренцию! И люди сделаю больше большего! ))

      • Tatar Хайпер
        2.10.2017 17:05

        вот уж правда. очередной голодный по европам подъехал. магомед. горы двигать собрался к нам в рт!


        у нас свои красивые места есть, море! а если за пределы Поволжья проехаться, то ни одна красота мира вне рф не затмит по масштабам то, что в пределах нашей федерации

      • Анонимно
        2.10.2017 11:59

        Самый главный тезис в том комменте, думаю, про горы, которые окружают эти луга. Но вот проблема, Такие горы не спасли ни чеченцев, ни ингушей, да и дагестанцев не спасают.

        Б.

        • Ильдар Абый
          2.10.2017 12:34

          я люблю горы, что уж тут поделать. В горах чувствуешь величие природы. Если правильно сделать туристическую инфраструктуру, то можно сделать очень хорошие деньги и чеченцам, и ингушам, и др.

          • Анонимно
            2.10.2017 12:55

            Ну что же, вам туда, в горы. Но вот с чеченцами проблема, также как и с ингушами, не будут они делать туристическую инфраструктуру. Кстати, опять таки про Швейцарию. Вроде туризм у них одна из главных видов деятельности. Но вот когда встает вопрос - туризм или удобство и безопасность местных жителей, то вот интересы местных жителей безусловно превалируют. Хотя они там сами на местах и решают, чем им заниматься. Очень вкусное козье молоко и сыры. Продают парное в местных магазинчиках туристам, да и сами покупают, кто не разводит коз.

            Б.

            • Ильдар Абый
              3.10.2017 14:06

              Я часто там бываю, спасибо. Но почему же не будут? Может не сейчас, но в ближайшее время вполне возможно.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль