Машиностроение 
10.10.2017

«Это намного сложнее, чем запуск космического корабля»

Казанский ГипроНИИавиапром сдал в Самаре «полигон» для двигателей Ту-160М2 стоимостью в несколько миллиардов

Еще одна важнейшая для перезапуска производства Ту-160 технология восстановлена благодаря спецам Казанского ГипроНИИавиапрома. В Самаре введен в эксплуатацию испытательный стенд двигателей для Ту-160 и Ту-160М2, а в перспективе, возможно, и для совершенно нового стратегического ракетоносца. 6 октября на стенде начались испытания «ракетоносного» двигателя. Эксперт «БИЗНЕС Online» утверждает, что в России почти не осталось профильных организаций, способных создать столь наукоемкое сооружение.

Так выглядит испытательный стенд №1 ПАО "Кузнецов" Так выглядит испытательный стенд №1 ПАО «Кузнецов» Фото: bmpd.livejournal.com

И ВНОВЬ ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Копилка возвращенных из небытия Ту-160-технологий продолжает пополняться. Вслед за восстановленной в Казани установкой для сварки титановых узлов в Самаре перезапустили — через четверть века простоя — испытательный стенд для двигателей стратегического ракетоносца, а ключевую роль в этом сыграло ЗАО «Казанский ГипроНИИаиапром». Компания, по сути, построила новый стенд. А 6 октября, как сообщил ТАСС, на нем стартовали испытания обновленных движков НК-32.

Пусть только не вводит в заблуждение слово «стенд», рождающее ассоциации с чем-то выставочным. Авиационный испытательный стенд №1 самарского ПАО «Кузнецов» — это что-то типа отдельного завода. «Были полностью реконструированы пультовый стенд и испытательный бокс, административно-бытовой корпус, — сухо сообщается в релизе „Кузнецова“. — На 100 процентов заменены инженерные сети и стендовые системы: топливная, воздушная, маслосистема, система загрузки генераторов, автоматизированные системы управления технологическими процессами. Осуществлен монтаж новой шахты выхлопа и шахты забора воздуха. Кроме того, к зданию, где располагался стенд, был пристроен новый зал подготовки двигателей к испытаниям площадью более 1,2 тысячи квадратных метров».

«Например, возьмем площадку для запуска космического корабля, — решил на простом примере объяснить корреспонденту „БИЗНЕС Online“ масштаб сделанного советник премьер-министра РТ Назир Киреев. — Это всего лишь ракета ставится на стартовый стол, есть системы подпитки, кнопка запуска, и, грубо говоря, всё — она полетела. А вот стенд для испытания двигателя той же ракеты — это сооружение более серьезное, максимально насыщенное приборами для замера параметров работы двигателя. Это намного сложнее, чем, допустим, запуск космического корабля! Если на старте двигатель работает только в одном режиме, то здесь — начиная от малых оборотов и заканчивая чрезвычайными режимами. То есть это сооружение не только масштабное, но и наукоемкое. Очень сложная работа». Здесь отметим, что ГипроНИИавиапром не только реконструировал собственно помещения, но и изготовил, подобрал и установил оборудование. Масштабность работ иллюстрируется тем, что велись они почти два года.

Первые двигатели НК-32, собранные после 1993 года Первые двигатели НК-32, собранные после 1993 года Фото: bmpd.livejournal.com

ВОЕННЫЕ В НЕТЕРПЕНИИ

По словам Киреева, восстановление стенда — это целый этап в воссоздании производства Ту-160. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по двигателю НК-32 (а их на Ту-160 — четыре) куйбышевское ОКБ «КМЗ „Труд“» начало в 1970 году, испытывался он с 1977-го, серия пошла с 1986 года. Но в 1993-м, когда правительство России решило свернуть производство Ту-160, остановили и выпуск движков. С тех пор в Самаре их только ремонтируют. Впрочем, в 2004–2006 годах разработчики модернизировали двигатель — увеличили его ресурс, но, насколько известно, до серии дело так и не дошло — вынужденно ограничились четырьмя двигателями.

Запас советской прочности позволил эксплуатировать построенные НК-32 до сего времени, но ресурс двигателей не бесконечен (особенно учитывая резко возросшую интенсивность полетов дальней авиации). Решение о возобновлении выпуска НК-32 приняли после того, как летом 2014 года на «Кузнецове» побывал президент РФ Владимир Путин. Инвестиции в проект оценили в 8 млрд рублей. А в следующем году решили восстановить и производство Ту-160 в Казани, что тем более невозможно без новых двигателей.

Создание двигателя невозможно без испытательного стенда. И вот он аттестован под НК-32 серии 02, а сегодня начались испытания двигателей. «Модернизированный стенд №1 значительно сократит временной цикл работ по испытаниям наших изделий и повысит качество продукции за счет внедрения новой автоматизированной системы измерения и оценки параметров двигателей, — в бюрократическом стиле отмечает в релизе заместитель генерального директора — управляющий директор „Кузнецова“ Сергей Павлинич. — Растущие объемы гособоронзаказа и жесткие сроки исполнения по нему требуют от нас оптимизации и ускорения всех производственных процессов, и проведенные масштабные мероприятия по стенду №1 позволят нам работать именно в таком ключе».

Если перевести на человеческий язык, то стенд нужен срочно. Дело в том, что до конца года и в начале 2018-го моторостроители обязаны сдать военным установочную партию НК-32-02 — первые 6 двигателей. «Мы завершаем в этом году, я надеюсь, контракт с установочной партией — это 6 двигателей, — цитировал „Интерфакс“ замминистра обороны Юрия Борисова. — В начале августа завод приступает к квалификационным испытаниям, которые будут длиться почти полтора месяца. После их завершения мы сделаем вывод по готовности к приемке тех двигателей, которые сегодня находятся на финальной сборке».

Более того, по словам Борисова, минобороны весьма рассчитывает на старт ритмичных, то есть серийных, поставок — будет заключаться контракт на 2018, 2019, 2020 годы. А для «Кузнецова» это стабильный заработок. Тем более на НК-32 планируют перевооружить (вместо НК-25) и весь парк дальников Ту-22М3, а это хлеб и для Казанского авиазавода, который будет производить замену.

Казанский Гипрониавиапром выполнил проект по реконструкции производственной базы ПАО "Кузнецов" Казанский ГипроНИИавиапром выполнил проект по реконструкции производственной базы ПАО «Кузнецов» Фото: gap-rt.ru

И ДЛЯ НОВОГО «СТРАТЕГА» ТОЖЕ

С новым двигателем связаны большие планы и на несколько отдаленное будущее. Теперь, с появлением стенда, компания может в полную силу заняться не только темой НК-32-02, но и того, что будет за ним. Предположительно, газогенератор НК-32 будет основой для двигателя (возможно, он будет называться НК-65) перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА), который, по идее, должен заменить все существующие на сегодня типы дальних и стратегических бомбардировщиков — и Ту-95, и Ту-22М3, и Ту-160. К слову, выпускаться он будет на Казанском авиазаводе. Кроме того, этот же газогенератор будет основой и нового двигателя тяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан». «НК-32 — уникальный двигатель, — рассказывал „Интерфаксу“ вице-премьер Дмитрий Рогозин. — Мы используем новые конструкторские и инженерные решения. Проектная основа этого двигателя опередила свое время, он будет использоваться и в будущем... В перспективе бомбардировщик получит еще более новый двигатель — турбореактивный трехвальный НК-65 с тягой под 30 тонн. Это узнаваемый облик самолета с глубокой модернизацией».

Как выясняется, ГипроНИИавиапром выполнил проектные работы по реконструкции вообще всей производственной базы «Кузнецова», а что касается конкретно стенда... «Сегодня вообще осталось мало организаций, которые обладают компетенциями, чтобы создать подобное сооружение, а ГипроНИИавиапром не просто спроектировал стенд, но и насытил его оборудованием, — подчеркивает Киреев. — Борис Иванович (Борис Тихомиров — генеральный директор ГипроНИИавиапромаприм. ред.) в самые тяжелые годы сумел сохранить кадры, и к нему сегодня обращаются и двигателисты, и самолетчики, и ракетчики... А то, что они сделали в Самаре, феноменально!»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (62) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.10.2017 08:34

Все нынешние "феноменальные" достижения "эффективных менеджеров" ОАО, ПАО, ООО во времена СССР были нормой работы рядовых конструкторов, технологов и рабочих создававших подлинные шедевры до сих пор (за 50!!! лет) непревзойдённые "цивилизованным миром" (например, - ракетные двигатели, ТУ-160 и т.д.)
Мировые достижения советского народа в строю до настоящего времени (например, ТУ-160) и продолжают удивлять весь мир, в том числе "друзей" USA.

  • Анонимно
    10.10.2017 08:16

    Азат Д

    Этот самолет не нужен.

    • Зри в корень
      10.10.2017 09:50

      ...Вам надо на прием ПНД.....осень заканчивается...сожалею что у вас все обострилось...

      • Анонимно
        10.10.2017 10:11

        Азат Д

        Напишите, зачем он нужен. И по конкретнее.

        • Зри в корень
          10.10.2017 10:40

          Первое и единственное...чтобы Вы могли писать комменты на БО.

          • Анонимно
            10.10.2017 11:06

            Азат Д

            Так я и сейчас пишу без них, когда их только собираются производить.
            А то что на нас не нападают, зная что я нахржусь в запасе, и если что меня мобилизуют, и им придется иметь дело со мной - это факт.

  • Анонимно
    10.10.2017 08:18

    Азат Д

    Вчера пеняли, что Англия в космос не летает, но, зато она делает высококласные авиадвигатели Ролс Ройс.
    Наша гражданская авиация закупает импортные двигатели.

    • Анонимно
      10.10.2017 08:37

      Думаю Англия может себе позволить производить авиационные двигатели Ролс-Ройс. Тем более она в этом достигла успехов давно. И США с удовольствием закупали их движки, хотя там и свои Пратт энд Уитни клепает промышленными масштабами.

  • Анонимно
    10.10.2017 08:21

    Удачи.

    • Анонимно
      10.10.2017 11:07

      Почему удачи самарцам, а не КМПО?

      • Анонимно
        10.10.2017 13:49

        КМПО почти нет. Именно как моторо-строительное производственное объединение. Компрессоры для газпрома. Вот их удел... Спецов которые делали, или хотя бы могли ремонтировать, движки нет ВООБЩЕ.

        • Анонимно
          10.10.2017 18:18

          КМПО компрессоры не производит. Вы имели ввиду ГПА, для которых компрессоры закупаются у ККМ.

          • Анонимно
            11.10.2017 10:35

            Нет. Он имел ввиду турбинные двигатели для газоперекачивающих агрегатов (ГПА). КМПО поставляет их Газпрому.

      • Анонимно
        13.10.2017 15:17

        Двигатели самарские, при чем тут КМПО вообще.

  • Анонимно
    10.10.2017 08:28

    У англичан была высококлассная и очень оригинальная школа самолетостроения. И где она сегодня? Тоже решили, что проще закупать боинги и эйрбасы. А какие красивые были самолеты. Одни бомберы серии V чего стоят.
    Нельзя повторять их путь. Так что больше разных самолетов.
    Отличная новость!

    • Анонимно
      10.10.2017 09:19

      Азат Д

      Аэробус это и есть Англия.
      А зачем им бомбардировщики, если они в НАТО и американские лучше.
      А у нас что?

      • Анонимно
        10.10.2017 09:46

        Англия просто легла под США в военной сфере, и не только в военной. Им можно, брак по расчету.

        После того как СССР, под мудрым руководством Горбачева тоже прилег под Запад, случились девяностые, случилась потеря всего и вся, в плоть до отката границ к линии 17 века.


        • Анонимно
          10.10.2017 10:13

          Азат Д

          Что значит легла? У вас извращенное мышление и мировосприятие.
          Англия и США, если что, всегда в мировых вопросах будут вместе.

          • Анонимно
            10.10.2017 11:08

            следует копать чуть глубже.
            Да в ряде случаев, последние 50 лет, Англия фактически 52 штат.
            А до шестидесятых годов, когда Британская империя распалась, эти две страны весьма болезненно относились к дележу сферы интересов в мире.
            И США весьма поощряли и способствовали дележ английской колониальной системы. Ничего личного, просто бизнес.

          • Анонимно
            10.10.2017 11:46

            Что такое сегодня Англия, можно описать? Нету ее, тень Британской империи уже зашла над этим островом.

          • Анонимно
            10.10.2017 12:43

            Это у Вас знания ноль. Перед второй мировой Англия и США (тогда они назывались по другому) были близки к войне. Когда Англичане ввели полный запрет на продажу Амерской продукции на территории Британской империи.

            Именно тогда Америкосы сняли заперт на торговлю с СССР стали продавать нам заводы под ключ с 10 летней гарантией и обслуживанием. А также начали резко вкладываться в Германию.
            Учите матчать мальчик.

        • Анонимно
          10.10.2017 10:38

          Случилось самое главное - капитализм!
          Мы превратились из социального в клановое государство, обеспечивающее интересы кучки олигархов.

          • Анонимно
            10.10.2017 11:07

            Азат Д

            При СССР была партноменклатура, которая развалила СССР, обналичив свою власть.

            • Анонимно
              10.10.2017 13:11

              Партноменклатура!
              В составе любого руководящего органа КПСС были рабочие и колхозники,
              которых сейчас и близко к власти не подпускают.

              • Анонимно
                12.10.2017 10:45

                В целом народ СССР упрекать не следует. Переродились и "разложились" лишь те, кто стоял у кормила власти. И произошло это в 70-80-х гг.
                А народ в своем большинстве тянул свою лямку исправно. Иногда чрезмерно выслуживаясь перед властью. За что и пострадал. И продолжает.

              • Анонимно
                13.10.2017 15:21

                И на что влияли те рабочие и колхозники, какие решения отстаивали? Или единогласно партбилеты на съездах только поднимали?

        • Анонимно
          10.10.2017 16:32

          Азат Д

          А мы, без штанов, но с дубиной.

    • Анонимно
      13.10.2017 15:19

      Эммм. У СССР тоже была своя оригинальная школа всего и закупать он старался по-минимуму. И где теперь СССР и где англичане? Думается мне, "свой красивый самолёт" не должен быть целью экономики.

  • Анонимно
    10.10.2017 08:34

    Все нынешние "феноменальные" достижения "эффективных менеджеров" ОАО, ПАО, ООО во времена СССР были нормой работы рядовых конструкторов, технологов и рабочих создававших подлинные шедевры до сих пор (за 50!!! лет) непревзойдённые "цивилизованным миром" (например, - ракетные двигатели, ТУ-160 и т.д.)
    Мировые достижения советского народа в строю до настоящего времени (например, ТУ-160) и продолжают удивлять весь мир, в том числе "друзей" USA.

    • Анонимно
      10.10.2017 11:03

      нет никаких нынешних достижений, есть лишь "переиздание" старых советских. в космос до сих пор летаем на ракетах конструкции Королева, самолеты тоже разработки времен СССР. деградация в промышленности абсолютная, скоро будем сравнивать достижения современной России с 1913-м годом, как во времена СССР,,,

      • Анонимно
        10.10.2017 12:17

        А у кого прорывные технологий в мире не подскажите. Особенно по теме статьи авиационные двигатели.

        • Анонимно
          10.10.2017 13:21

          Подскажем, в 80-х годах прошлого века, т.е. лет 35 назад в Казани на территории КМПО и НИАТ начал работать "Научно-исследовательский института технологии и организации производства двигателей" (НИИД).
          Его главной задачей была разработка и внедрение в производство новейших технологий производства авиадвигателей. Нынешние "эффективные менеджеры" успешно разрушили КМПО и НИИД.
          Сохранись СССР и за 35 лет союза науки (НИИД) и производства (КМПО) казанские инженеры разработали технологии не хуже мировых.

  • Анонимно
    10.10.2017 08:48

    Британцы не дураки. Цена комплекта двигателей на самолет сопоставима с ценами на планер самолета.

    И двигатели это расходная часть.

    Так что пока европейский или какой там самолет летает, британцы за счет двигателей 3-4 самолета по деньгам получают.

    С уважением Айдар

  • Этот самолёт нужен

  • Анонимно
    10.10.2017 08:56

    Не знаю как сейчас, но ранее на КМПО тоже неплохие стенды для испытания двигателей того поколения были...

    • Анонимно
      10.10.2017 18:22

      Так Гипроавиапром те чертежи и слизал у себя . Они же их и спроектировали 40 лет назад наКМПО . Теперь применили в Самаре . Архив - великая вещь !

  • Анонимно
    10.10.2017 09:46

    Удачи. Самолет нужен.

    • Анонимно
      11.10.2017 10:48

      Вот скажите - зачем? Его собьют в случае войны, а без войны его не применить. Ну не неуправляемые касетные бомбы же класть по "штабам ИГИЛ"...

  • Анонимно
    10.10.2017 09:54

    А кто то сказал здесь, что Талия Минуллина Боинг в Казань перетащить, очевидно с двигателями.

  • Анонимно
    10.10.2017 10:10

    Сложнее чем запуск космического корабля говорите?Так вы попробуйте постройте этот космический корабль!Вон Илон Маск строит и все прекрасно летает.Жаль что никто из местных олигархов никогда не сделает ничего подобного!

    • Зри в корень
      10.10.2017 10:43

      ...у нас НЕТ ....местных олигархов....есть хапуги....
      от слова Хапать.....
      Значение слова Хапать по словарю Даля: Хапать южн. зап. хапать, хапнуть, хапывать, хватать, брать жадно или силою, захватывать, отымать, присвоять себе: брать взятки; красть. Он таки хапает, не зевает, недавно хапнул порядочно. -ся, страдат. |

    • Анонимно
      10.10.2017 11:45

      Задолбали вы со своим Маском уже.
      Маск инноватор, он не генератор прибыли. Сколько его Тесла генерирует убытков на машину и кто их спонсирует?
      Инноваторы в истории в подавляющем большинстве заново дают возможность взглянуть на вещи по-другому, генерят кучу убытков и умирают в нищете.
      А потом приходят большие толстые дяди и ставят инновационные идеи на поток. Когда Тойота с Фольксом доберутся до рынка электрокаров, хана Маску.
      И тоже самое с ракетами будет. Рановато хороните толстых дядь, судя по истории, они всегда в выигрыше.

      • Анонимно
        10.10.2017 18:22

        Причем здесь его электромобили? Вы читать умеете? Речь идет только о его космических проектах которые если довести их до ума сделают полеты в космос гораздо дешевле. И почему вы думаете что Space X всегда будет убыточна? Когда все будет отлаженно конкурировать с ней будит ой как не просто! Вот тогда деньги инвесторов потекут туда рекой. Это всем известные вещи.Проблема в другом, у нас никто никогда не замахнется на такое. Максимум на что хватает фантазии у наших толстосумов это Рубин. Следует сказать что Маск начинал строить ракеты с суммы с сопоставимой с годовым бюджетом данного клуба.

        • Анонимно
          10.10.2017 20:20

          Еще раз. Он инноватор, у него прибыли не будет. Когда идея его станет финансово приемлемой, толстые дяди начнут делать это дешевле и лучше.

          • Анонимно
            10.10.2017 21:18

            Откуда знаете что не будет? Пока они датируются НАСА это правда! Пока что! Но где гарантия что лет этак через десять они не превзойдут Локхид Мартин или Боинг по капитализации? Это вам не ОАК который под управлением гос.чиновников вечно убыточный.

            • Анонимно
              10.10.2017 22:02

              Потому что все иннноваторы подобного рода заканчивали именно так. Зарабатывать деньги инноваторы не умеют.

              • Анонимно
                11.10.2017 07:57

                маск и есть тот самый толстый дядя, и зарабатывать он умеет. Просто тратит заработанное не на яхты, дворцы, а вкладывает их в будущее

          • Анонимно
            11.10.2017 10:50

            Ну ладно уж, Сименс тоже инноватором был.

  • Анонимно
    10.10.2017 10:40

    Притащить Боинг в Казань - реально.
    Только подумайте кому это выгодно!

    • Анонимно
      10.10.2017 12:20

      Рынок сбыта? Себестоимость полетов на наших самолетов и на импортных не сравним. Наши самолеты в обслуживание дешевле. Пример Президент РФ летает на наших самолетах, а ездит на мерседесе подумаете почему?

      • Анонимно
        13.10.2017 15:27

        Потому что еще не закончили Кортеж пилить. Через пару лет будет на отечественном ездить. Это ж вопрос престижа, за ценой не постоим, гарант будет на российском рассекать. Правда, собранном в десяти экземплярах и за фантастические деньги.

    • Анонимно
      11.10.2017 10:51

      Нам же и выгодно.

    • Анонимно
      13.10.2017 15:26

      Неужели вузам, выпускники которых наконец-то будут востребованы с нормальной зарплатой? Городу, который получит налоги? Людям, которые смогут зарабатывать и профессионально развиваться?

  • Анонимно
    10.10.2017 12:39

    Имею опыт работы с ГИПРОНИИ. К сожалению, весь имидж старейшей и мудрейшей, разбивается косяками безалаберных работников этой проектной организации. Не факт, что после реконструкции Кузнецова, в цехах ничего не развалится. Будет очень здорово если в отношении этого проекта я ошибаюсь. Не в обиду Тихомирову, но на качество проектов сделанных ГИПРОНИИ не плюет только ленивый... Если не заставить проектантов делать свое дело достойно организации, в которой они работают, очень скоро не станет старейшей и мудрейшей...

    • Анонимно
      10.10.2017 13:29

      Уходят старые работники, которым важен был имидж ГАПа, приходит молодежь, которой надо выживать, читай, получать больше денег. Количество денег зависит от числа выполненных проектов. Там уж не до качества, там скорость важна. Ни в коей мере не оправдываю, просто объясняю причины.

    • Анонимно
      10.10.2017 16:07

      АО "Казанский Гипронииавиапром" 30.06.2017 г. вышло из состава СРО Союз "Волга-Кама". Как же они проектируют?

    • Анонимно
      10.10.2017 20:04

      Был пару лет назад на Кузнецове... Как бы правильно слова подобрать... Нет там завода, станки на металлолом проданы, будут старый запас НК 32 добивать...

  • Анонимно
    10.10.2017 13:55

    Молодцы! Надо развивать науку и технологию! Я рад что у нас в Казани есть специалисты способные выполнять такие высокие задачи.

    • Анонимно
      10.10.2017 16:35

      На самом деле проектные работы выставляются на торги с понижающим коэффициентом от 0.5 до 0.1 (это снижение стоимости в 2-10 раз). Проектные организации, в условиях дефицита заказов, вынуждены соглашаться с этими ценами, в итоги экономят на всем, в первую очередь на зарплате. В итоге сфера строительного проектирования приходит в упадок.

      • Анонимно
        10.10.2017 18:37

        Это вредительство давно идет . Пятая колонна в правительстве четко выполняет задачи своих американских хозяев . Все головные отраслевые проектные институты сперва были приватизированы , а потом развалены ! Сейчас добивают осколки с помощью перекупа проектных заказов через прокладки от тендеродержателей . Нужно немедленно национализировать остатки сохранившихся проектировщиков , и начинать возрождение по отраслям . Иначе скоро уже - что бы мы не придумали - не кому будет спроектировать и построить !

  • Анонимно
    10.10.2017 13:55

    Молодцы! Надо развивать науку и технологию! Я рад что у нас в Казани есть специалисты способные выполнять такие высокие задачи.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль