Общество 
21.10.2017

Александр Девятаев: «Что происходит за дверями минкульта, есть тайна сия...»

Сын Героя Советского Союза недоумевает, почему с ним не советуются по поводу памятника к 100-летию отца

«Министерство культуры демонстрирует отсутствие культуры!» — считает сын легендарного летчика Михаила Девятаева. Десятилетиями он собирает материалы о своем отце и охотно делится ими со всеми, кто берется увековечить его память. Однако о том, что министерство культуры Татарстана накануне завершило прием эскизов памятника к 100-летию героя, он случайно узнал из газет. Такой конкурс Девятаев-младший считает «местечковым и провинциальным абсолютно».

Распоряжение воздвигнуть памятник к 100-летнему юбилею Михаила Девятаева лично дал президент Татарстана  Фото: Шамиль Абдюшев

РЕЧЬ ИДЕТ О ПАМЯТНИКЕ ЭПОХЕ

Распоряжение воздвигнуть памятник к 100-летнему юбилею Михаила Девятаева дал президент Татарстана Рустам Минниханов, после чего в июле этого года  ведомство Айрата Сибагатуллина объявило о старте конкурса на лучший эскизный проект. Принять участие предлагалось профессиональным скульпторам, архитекторам, лицам, имеющим профессиональное образование по специальности «монументально-декоративное искусство».

Однако, как рассказал газете «БИЗНЕС Online» сына летчика Александр Девятаев, минкультуры республики обсуждает проект кулуарно, а сам он о том, что готовится конкурс на эскизный проект памятника, узнал из местных газет. «Я на премьере фильма „Крылатая Казань“ 13 июля поднял волну и попросил поднять руку тех зрителей, которые считают нужным установить в Казани памятник моему отцу, и только после этого получил ответ от министерства культуры, и то через газету: что, мол, сын ничего не знает, памятник скоро будет готов, — сетует собеседник. — По месту его расположения тоже ничего не известно, были общие разговоры о том, что он будет установлен в районе речного вокзала, но что происходит за дверями минкульта, есть тайна сия». 

С просьбой разъяснить ситуацию газета «БИЗНЕС Online» накануне обратилась в министерство культуры РТ, однако там сообщили, что ответ будет только в понедельник.

«Я не могу быть недовольным проектом, потому что никакого отношения ни к нему, ни к его подготовке, ни к обсуждению не имею и не имел возможности познакомиться с ним. Нельзя быть недовольным тем, чего не знаешь, — говорит Девятаев-младший. — Они исключили родственников, но я возмущаюсь не тем, что нас исключили, а тем, что и всю общественность исключили. Но речь идет не о памятнике физическому лицу — Герою Советского Союза Девятаеву, почетному гражданину города Казани, а о памятнике эпохе».

В июле этого года ведомство Айрата Сибагатуллина объявило о старте конкурса на лучший эскизный проект памятника Герою Советского СоюзаФото: «БИЗНЕС Online»

«У МЕНЯ ГОТОВ ОБШИРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ С БУДУЩИМИ СОЗДАТЕЛЯМИ ПРОЕКТОВ»

По словам Александра Михайловича, речь идет о качестве проекта — «это архисложная задача, которую ограничили кулуарным конкурсом». Девятаев-младший рассказал, что подготовил папку фотографий по десятилетиям. «Как может скульптор получить эту информацию, которую я собирал всю свою жизнь? Кто об этом вообще мог узнать, если конкурс местечковый, провинциальный абсолютно? — возмущается сын героя. — У меня готов обширный материал для работы с будущими создателями проектов и всего, я подготовил много чего. Это непросто показать, это надо еще и рассказать, подчеркнуть и портретные, и физические данные и так далее, много всего. Это большое дело, серьезное, но, к сожалению, получилось так».

Как отмечает сын летчика, у него уже есть опыт работы в подготовке и осуществлении проекта для отца. «У меня есть опыт, я непосредственно принимал участие в свое время в подготовке и осуществлении проекта на могиле отца. Там я работал в тесном контакте со скульптором, к нему в мастерскую в Санкт-Петербург несколько раз ездил, и все это было в тесном контакте с тогдашними сотрудниками минкульта», — рассказал Девятаев-младший.

Александр Девятаев Сын летчика Александр Девятаев рассказал, что минкультуры республики обсуждает проект кулуарно, а сам он о том, что готовится конкурс на эскизный проект памятника, узнал из местных газет Фото: tatmuseum.ru

«Я не говорю о коррупционной составляющей — это просто желание чиновников выполнить и доложить: „Мы все сделали, у нас все хорошо“. Министерство культуры демонстрирует отсутствие культуры!» — считает он.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» связалась с председателем всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» в РТ Ильнуром Сиразиевым, совместно с которым министерство культуры РТ проводит конкурс. Глава союза художников сообщил, что заседание конкурсной комиссии должно было пройти вчера, 20 октября, однако оно, судя по всему, не состоялось. «Конкурсная работа идет, это она по срокам завершается. Вчера должно было состояться заседание конкурсной комиссии, но меня не вызывали, а я как председатель союза являюсь соорганизатором конкурса вместе с минкультом. Обычно о таком заседании предупреждают за три-четыре дня, — сообщил Сиразиев. – Так что, скорее всего, заседания комиссии пока и не было, тем более что в Казани не было министра [Айрата Сибагатуллина]».

Место установки памятника Герою Советского Союза Михаилу Петровичу Девятаеву

«ОН СПОСОБСТВОВАЛ ЛИКВИДАЦИИ РАКЕТНОЙ БАЗЫ НЕМЦЕВ — ВОТ ГЛАВНЫЙ СМЫСЛ ЕГО ПОДВИГА»

Ильдус Мостюков — председатель общественной организации «Герои Татарстана», Герой Социалистического Труда:

— Михаил Девятаев — человек, совершивший выдающийся подвиг, неординарный. Бежать на немецком самолете из плена — это было, наверное, впервые в истории. В общении он был очень доступный, открытый человек, приятный, скромный, очень положительный. Старался всем помогать, очень много внимания уделял патриотическому воспитанию, встречался с ними, рассказывал о Великой Отечественной войне как она есть. Памятник ему, думаю, должен стоять в казанском речном порту на постаменте. Там есть мемориальная доска Девятаеву, можно около нее установить. Не знаю, как архитекторы задумали, но считаю, что можно поставить или бюст, или памятник в полный рост. Все зависит от финансирования.

Михаил Черепанов — заведующий музеем-мемориалом Великой Отечественной войны в Казанском кремле:

— Я в курсе конкурса, прочитал как-то в одной из газет, но не видел, что там за работы. Главное, чтобы не превратили его (Девятаеваприм. ред.) опять, как на могиле, в какого-то римского Патриция, а чтобы суть была отражена в этом памятнике — от чего он спас нас, весь мир. Он не просто спас себя, улетев на самолете, а способствовал ликвидации ракетной базы немцев — вот главный смысл его подвига. Об этом нигде не говорят: ни на мемориальной доске этого не написано, ни в публикациях — нигде об этом ни слова. Если он опять будет просто стоять — ну и что? Всегда основной акцент делается на том, что он улетел. Ну улетел, и кандагарцы улетели — нам от этого что? Повторяю: я считаю, что в этом памятнике должен быть отражен главный смысл его подвига. Он не просто вырвался из плена на угнанном немецком самолете, а способствовал уничтожению ракетной базы — именно в тот момент, когда немцы уже собирались запускать свои ракеты в нашу сторону, причем с ураном на борту. Это был бы Чернобыль 45-го года, который сказался бы на всей Европе. Но 8 февраля Девятаев вырвался из плена, а 14 февраля удалось разрушить эту базу. Как видите, счет шел буквально на дни. Ни американская, ни британская, ни французская разведка не смогли это сделать, только наш летчик спас Европу.

Конечно, если бы существовало артиллерийское училище, то в идеале памятник как раз надо было бы поставить там, рядом с пушками при входе, как раз напротив места, где он жил. Это идеальное место, потому что, по моему мнению, во-первых, все бы знали, что он там жил, во-вторых, это место было бы связно с ракетами. Но, действительно, единственное, что сейчас осталось, — речной порт. То есть, чтобы приезжающие в Казань люди знали, что Девятаев не просто ездил на маленьких катерках, он работал в речном порту. Кстати, так и не нашлось во всем речном пароходстве ни одного приличного корабля, в итоге имя Девятаева дали какому-то прогулочному трамвайчику. Это говорит о вопиющим неуважении к герою! 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (32) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
21.10.2017 16:33

Честно говоря, родственник родственнику рознь. Дело идет о сыне, поэтому учитывать пожелания (мнение) столь близкого герою человека все-таки стоит. Дело ведь и в эстетике тоже. Вам, Эмиль, вряд ли понравится, если бы вашего близкого человека, окажись вы на месте сына Девятаева, изобразили не так, как вы его видите. Взять тот же памятник Мусе Джалилю - мускулистый герой, хотя таковым он не был, был щуплый, узкоплечий, невысок ростом, ничего героического в его внешности не было. Но скульптор сделал его таким с учетом величия его силы духа. Поэтому в физическом смысле скульптор сильно улучшил облик Джалиля, так что родственникам было грех возмущаться. Но эстетика у скульптора может быть и другой. Возьмите памятник Петру 1 Церетели в Москве. Если бы его близкие родственники были бы живы, они бы точно не одобрили сей образ, что бы там Церетели не говорил про величие своего замысла. Уродливый истукан, как и большинство мегаскульптур Церетели. А что касается Минкульта, претензии к нему оправданы. И вообще, глядя на нашего министра культуры, ощущение, что он устал. Смотришь на него на мероприятиях, а у него в глазах чаще всего безразличие. Сразу понятно, далек он от культуры.

  • Непростая коллизия.
    С одной стороны - "Министерство культуры", про которое "усё ясно" и всё как всегда.
    С другой стороны - не вполне понятные претензии родственника Героя, чей Подвиг - как бы общенародное достояние, а его увековечивание - как бы тоже вопрос вполне общественный, а не личный.

    Думаю, придание исключительной значимости родственников в деле увековечивания подвига их знаменитого предка некоторым образом принижает общественную значимость героизма.

    Мне кажется более уместен родственник, торжественно разрезающий ленточку на церемонии открытия памятника, нежели он же, черкающий-правящий его, памятника, эскизы.

    • Анонимно
      21.10.2017 17:10

      В чём то согласен с вами, Эмиль. Но, и это главное, наверное: Родственник ведь выразил мнение, что эти мероприятия- по созданию памятника,- вообще не выносятся на суд общественности. И я согласен здесь - это же не памятник капитану прогулочного теплохода Казанского речного порта. Это памятник человеку, который своими действиями внёс конкретную лепту в создание ракетного стратегического потенциала советской державы. В исключительных условиях.

      И здесь я согласен с сыном Девятаева, что данное мероприятие должно быть более широкого обсуждения. Не замыкаясь на приснопамятной местечковости казанских татар.

  • Анонимно
    21.10.2017 16:33

    Честно говоря, родственник родственнику рознь. Дело идет о сыне, поэтому учитывать пожелания (мнение) столь близкого герою человека все-таки стоит. Дело ведь и в эстетике тоже. Вам, Эмиль, вряд ли понравится, если бы вашего близкого человека, окажись вы на месте сына Девятаева, изобразили не так, как вы его видите. Взять тот же памятник Мусе Джалилю - мускулистый герой, хотя таковым он не был, был щуплый, узкоплечий, невысок ростом, ничего героического в его внешности не было. Но скульптор сделал его таким с учетом величия его силы духа. Поэтому в физическом смысле скульптор сильно улучшил облик Джалиля, так что родственникам было грех возмущаться. Но эстетика у скульптора может быть и другой. Возьмите памятник Петру 1 Церетели в Москве. Если бы его близкие родственники были бы живы, они бы точно не одобрили сей образ, что бы там Церетели не говорил про величие своего замысла. Уродливый истукан, как и большинство мегаскульптур Церетели. А что касается Минкульта, претензии к нему оправданы. И вообще, глядя на нашего министра культуры, ощущение, что он устал. Смотришь на него на мероприятиях, а у него в глазах чаще всего безразличие. Сразу понятно, далек он от культуры.

    • Анонимно
      21.10.2017 17:02

      "Смотришь на него на мероприятиях, а у него в глазах чаще всего безразличие. Сразу понятно, далек он от культуры."
      У нас вообще культура на дальних задворках-попросту задвинута. Центр города раскурочили-виновата министр культуры,уже не первый памятник вызывает вопросы-опять таки роль министерства негативна.О чем это говорит? О некой закрытости учреждения от посторонних глаз. Что там творится,какие планы на год,-одному богу ведомо. Даже минсельхоз и то открыт хотя и относительно,-говорят к примеру, весной, что уж больно "дожжей у нас нынче много, или лето запаздывает,-как бы не сказалось на урожае"... И на -тебе приятная неожиданность -сами себе удивились в итоге, планы сельхоза сработали вопреки предсказаниям...Но ведь при этом информировали постоянно население!
      Держали так сказать в напряге...в тонусе...
      А вот минкультуры весьма закрыто от обсуждения,-от того и непонятки у многих творческих личностей.
      Отсюда вывод -Открытее надо быть, советоваться, хотя бы по таким ключевым датам с великими историческими событиями и лицами...Ведь вот по Намдакову сколько было спору, а ведь пришлись в итоге зверушки ко двору! Любуимся таперча!
      Ваш Булдырган

    • Тут два аспекта.

      1. Противопоставление личного общественному в деле формирования национального мифа. Личное должно уступить, ибо речь об общественном интересе.

      2. Истина в вопросе героизации. Герой - это полубог согласно древнегреческой традиции, какая уж тут истина, тем более в деле военном, где каждый подвиг предыдущей войны - есть основа для национальной военной пропаганды в каждой будущей войне. Поэтому и мускулы и иные атрибуты архетипизированного героического образа. А родственники только мешают жизни этого грандиозного национального мифа своим мелким ростом и бытовыми склоками. Поэтому их место - в сторонке, с цветочками и закрытым ртом. Если что хотят сказать - то только в указанное время и по бумажке, загодя составленной профессионалами.

    • Между тем, какой реально была легендарная личность и художественным образом, всегда будет зиять пропасть вызванная:
      1. Социальным заказом на нужный пропагандистский образ кумира.
      2. Искажениями художественного процесса
      3. Желанием народа обманываться с собственного согласия

    • Анонимно
      22.10.2017 22:11

      По воспоминаниям современников Муса Джалиль был атлетически сложенным человеком. Как отмечал Н.Жиганов -"выпирающие бугры бицепсов", "не в силах был сдержать восхищения". Обнаженным купался в ледяной воде. В санатории "Васильевский" в феврале 1941 года в одной майке катался на лыжах. Так что памятник отражает его облик.

  • Анонимно
    21.10.2017 17:05

    Насколько я помню, ходил метеор с его именем. И скорее всего он на этом судне был капитаном. И еще будучи школьником (сер. 70-х), помню его выступление в нашей школе на 1-е сентября. Скромный, небольшого роста - настоящий герой! Таким человечным он и должен быть увековечен в скульптуре! На мой взгляд!

  • Анонимно
    21.10.2017 17:10

    К сожалению из за амбиций сына, дело принимает скандальный оттенок.Речь ведь идет не о кладбищенском надгробье, где решающее слово за семьей, а о памятнике государственного значения.Никакие музейные бумажки не нужны, об этом историческом полете, понаписано много, да и сам Девятаев молчуном не был, и на многочисленных встречах рассказывал все, вплоть до деталей.Не понимаю скепсиса по отношению к минкульту,там есть квалифцированный экспертный совет, вполне способный качественно выполнить поручение Президента, отражающее мнение общества.Не надо своими амбициями бросать тень на Девятаева, человека скромного, знающего себе цену, но не амбициозного, как все настоящие Герои.

  • Анонимно
    21.10.2017 18:37

    Пора разрабатывать новых героев,нельзя же бесконечно эксплуатировать советскую тему(.

  • Анонимно
    21.10.2017 19:57

    Можетхватить этих памятников ? Ну сколько уже можно? Всеравно некто изгнать не знает!

  • Алексей К.
    21.10.2017 20:25

    Кстати, так и не нашлось во всем речном пароходстве ни одного приличного корабля, в итоге имя Девятаева дали какому-то прогулочному трамвайчику. Это говорит о вопиющим неуважении к герою!
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/361466

    Корабли это немного другое ... что "омик", что "прогулочный трамвайчик", сие СУДНО! Может и правда, что-нибудь из зеленодольской продукции переименовать в честь Девятаева? Но то к Путину, наверное ...

    • Анонимно
      21.10.2017 20:42

      А что, в Татфлоте осталось что-то приличнее речного трамвайчика?

  • Анонимно
    21.10.2017 20:29

    имя Девятаева дали какому-то прогулочному трамвайчику
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/361466

    Есть предложение, дать имя Девятаева первому из Ту-160М2, который будет выпущен на КАПО, всё таки лётчик и прославился как лётчик.

  • Анонимно
    21.10.2017 20:54

    Читаю и удивляюсь, какие же Вы " лёгкие"! Очень легко постучать по клавишам и написать. После статьи, утром, я достал книгу " Побег из ада", прочитали всей семьёй . Вот теперь мне стыдно за моих современников- " пишущих" . Кто из Вас прочитал книгу, видел фильм, лично встречался? Кто из Вас задумался, Я бы смог выдержать ,я бы смог остаться Человеком таким, как Девятаев?Я взрослый человек 21 века и мне стыдно, что я вынужден жить с Вами в одном городе , в одном обществе! А сын Девятаева все таки ПРАВ!!

    • Анонимно
      21.10.2017 21:06

      Не путайте Девятаева-человека и Девятаева-легенду. Перечитали легенду и берётесь судить тех, кто знал Девятаева-ЧЕЛОВЕКА? ???

    • Анонимно
      22.10.2017 06:31

      Написать книгу можно, а угнать самолет из плена без навыков пилотирования да еще и незнакомой немецкой техники- вериться с трудом.
      Да и еще надо, чтобы баки горючего были полны, так как их перед посадкой обычно опустошают. И чтобы полоса взлета была свободной, и чтобы в спину не стреляли, а самое главное, чтобы свои не прибили при посадке или НКВД при выяснении обстоятельств побега.
      А сама книга не была написана в период хрущевской оттепели, чтобы таким образом оправдать тысячи других солдат с войны, которые были в плену и были осуждены у нас на родине.

      • Анонимно
        22.10.2017 21:55

        это дежурный самолет был,всегда заправлен,всегда готов к к вылету.Полоса всегда свободна,не Домодедово чай. С немцем в воздухе встретились,но у того боекомплект кончился к тому моменту,из боя шел.

        • Анонимно
          23.10.2017 05:47

          И баки заправлены, и боекомплект у немцев кончился, что-то все слишком складно, а самое главное: почему подвиг при Сталине не оценили, а при Хрущеве с подачи ученых?
          Да потому что: друзья этих ученых все в ГУЛАГе были и миллионы советских граждан, которых надо было реабилитировать, поэтому и распиарили историю с Девятаевым. А имен настоящих героев, замерзших в окопах, болотах, партизан в лесах и моряков под льдом мы до сих пор не знаем.

  • Анонимно
    21.10.2017 20:55

    Напомните мне, пожалуйста, когда было общественное обсуждение памятников за последние пять лет.

  • Анонимно
    21.10.2017 22:53

    минкульт не только без культурный и безразличный, но и по финансовой части не все в порядке, что умело завуалировано, ведь кругом работают свои, родственники и прочее.

  • Анонимно
    22.10.2017 00:00

    Пощему потомущто сын за отца не отвещает

  • Анонимно
    22.10.2017 06:51

    "В 1957 году по представлению С.П. Королева Михаилу Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза – за вклад в развитие ракетной техники."
    Обратите внимание 1957 год- это период хрущевской оттепели, после смерти Сталина 5 марта 1553 года, именно тогда начались оправдательные процессы по миллионам солдат с войны, которые были в тюрьмах после заключения на немецких территориях, их надо было оправдать, поэтому и популизировали историю Девятаева только после смерти Сталина.

    • Анонимно
      22.10.2017 11:54

      Поэтому не стоит торопиться с установкой памятника, дай Бог лет через 50 рассекретят "подвиг" Девятаева и мы узнаем, что это было действительно: подвиг или срежиссированная Хрущевым пропаганда для оправдания советских граждан побывавших в плену во время хрущевской оттепели.

  • Анонимно
    22.10.2017 08:48

    кто-нибудь объяснит роль министерств в татарстане? они же не обладают практически ни какими полномочиями. сплошная имитация.

  • Анонимно
    22.10.2017 17:39

    Помню дядю Мишу капитаном Метеора, кажется с номером 9.
    Черный или тесно-синий китель с блестящими пуговицами. И звезда Героя Советского Союза. С которой я не сводил взгляда.
    Отдыхал с отцом в Пустых Марквашах, туда и ходил этот Метеор из Казани. Отец был с ним знаком и это позволяло мне подниматься в капитанскую кабину, сидеть на кресле помощника и с отдельного разрешения включать сирену.
    А осенью он приезжал в нашу школу. После выступления мне удалось протиснуться к нему вплотную, за что и был удостоен личного рукопожатия в присутствии директора школы и трех сотен учеников. Это был верх мальчишеского счастья!
    А уже на следующий день счастье обернулось поручением написать сочинение о подвиге летчика Девятаева. Просидев пять вечеров в библиотеке, перелопатив все, что можно было найти приступил к писанине. За полдня насочинял больше половины школьной тетради. Проверил незнакомые слова и стал полностью переписывать. Аэродром Пенемюнде, самолет Хейнкель... Споткнулся на рычажке, переключающем режим взлет-посадка. Вспомнил, что Михаил Петрович назвал его тумблером.
    Пятерку, конечно, я получил, но и на всю жизнь запомнил "ТУМБЛЕР".

  • Анонимно
    22.10.2017 18:54

    Первый раз читаю,что он получил Героя по личному представлению Королева, да еще за вклад в развитие ракетной техники.Он же не брауновскую ракету у них стащил.Мне всегда казалось, что это была оценка его подвига по угону самолета и главное спасение и своих товарищей по плену.

  • Анонимно
    22.10.2017 23:30

    В библиотеке у внука было мероприятие ,посвященное подвигу Девятаева. Он пришёл домой с большим впечатлением, с гордостью, что герой у нас в Казани жил . Нужно больше мероприятий проводить о знаменитых людях, показывать о них документальные фильмы.

  • Анонимно
    23.10.2017 09:52

    Конечно Девятаев оценен по заслугам , написано о нем много и памятника заслуживает.Но замечу, что в Казани живет Кузнецов, Герой получивший это звание на фронте в 19 лет, еще в 1944г.А сколько ребят сложили головы в афгане и чечне, а сейчас гибнут в Сирии.Надо и о них больше писать,как и о подполковнике убитом игиловцами, похороненном вчера, чей портрет дан в БО.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже