Общество 
22.10.2017

Атня: в точке сборки татарского народа – всего три дома и четыре местных жителя

Писатель, лауреат Пушкинской премии начинает серию «роуд стори» из татарстанской глубинки

Свою серию путевых заметок Ильдар Абузяров начинает с Атни — своеобразной витрины Татарстана, через которую приезжим гостям показывают картинку сельской идиллии. То есть то, как в идеале должен был бы выглядеть сельский татарский район. Специально для читателей «БИЗНЕС Online» он подготовил незабываемое путешествие... с картинками.

ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ И СВЯТЫНЯ ТАТАР ПРЕБЫВАЮТ В ПЛАЧЕВНОМ СОСТОЯНИИ

Мы начали наш проект с Атни, потому что это сельский район, татарский район, и он является своеобразной витриной Татарстана, через который приезжим гостям показывают картинку сельской идиллии. То есть то, как в идеале должен выглядеть сельский татарский район.

Плюс ко всему, это родина татарского богослова и историка Шагабутдина Марджани.

Когда-то Марджани начал формировать татарскую нацию, маркируя ее географически и биографически. До революции — на это в том числе сетовал Марджани — в основу национальной идентификации ставилось религиозное самосознание. На вопрос «кто ты?» отвечали: «Мусульманин», реже использовался термин «казанлы».

Но в своем биографическом словаре, включившим в себя биографии 6057 ученых, философов, писателей и общественно-политических деятелей мусульманского Востока, он контурно вычленил ареал расселения татар. Сам себя идентифицировал, как Марджани, то есть человек из деревни Марджан — (Марьян в русской транскрипции). Выходит, родина Марджани — некая точка сборки всей татарской нации. Чтобы ответить, среди прочих, и на этот вопрос, мы и отправились в Атнинский район.

Въезжали мы в Атнинский район через Дубъязы (Высокогорских район). Первой деревней на нашем пути были Большие Берези.

Что сразу бросилось в глаза — это хорошие дороги и ухоженность села. Невольно мы остановились у нового образовательного комплекса. Как нам рассказали жители, комплекс построен в 2007 году и включает в себя школу, детский сад, дом культуры, библиотеку и медпункт. Школа уже не работала, но в детском садике кипела жизнь. Детей в садике на данный момент 16. Но даже несколько активных детей способны создать атмосферу драйва и хаоса.

Как нам рассказала заведующая, зарплата у нее 18 тысяч рублей, а воспитатели получают от 17 до 22, в зависимости от категории и стажа. Не знаю, правда ли это, но нам приходится верить на слово.


Следующая по ходу движения деревня — Нижняя Береске. И самая большая достопримечательность в деревне Нижняя Береске — первая каменная мечеть Татарстана.

Ее построили в 1769 году по разрешению Екатерины II на средства купца Ибрагима Бурнаева (умер в 1786). Мечеть в деревне появилась за год до знаменитой мечети Марджани.

Ибрагим Бурнаев — образованнейший человек своего времени, меценат. В Береске находилась его фабрика по переработке кожи, а на берегах реки Ашит стояла текстильная фабрика. При мечети было медресе, где в свое время получили образование Собхан и Багаутдин Марджани — дед и отец Шигабутдина Марджани.

Мечеть двухэтажная, двухзальная, с минаретом на крыше. (Минарет не сохранился) Мечеть была оформлена в стиле «Петербургское барокко».

Расположена в центре селения на открытом живописном участке с большим перепадом рельефа с севера на юг.

На первом этаже по традиции находились склады, магазины и другие помещения хозяйственного назначения. На втором этаже анфиладно располагались вестибюль и два молельных зала, разделенных толстой поперечной стеной, на которую, очевидно, и опирался уничтоженный минарет.

Место поперечной стены видно между окнами

В советское время здание использовалась под сельский клуб. Поэтому во дворе мечети стоит памятник Ленину.

Судя по фасадам, при уничтожении минарета и сводов второго этажа были стесаны и барочные карнизы. Вот так мечеть выглядит сейчас. Памятник архитектуры и святыня татар пребывают в полуразрушенном состоянии. Я бывал в мечети два года назад, но с тех пор состоянии ее, кажется, стало только хуже. Стекла разбиты, птица свила гнездо и высиживает своих птенцов. Со времен клуба под потолком красуется одинокая снежинка.

НА РЕПЕТИЦИИ АКТЕРАМ МОЖНО ХОДИТЬ ПО-ДЕРЕВЕНСКИ, В ТАПОЧКАХ

После мечети грех не найти в мавзолей династии Бурнаевых. И тут, на кладбище, мы столкнулись с полным безобразием. Во-первых, кладбище абсолютно заросшее. Трава мне, человеку ростом 186 сантиметров, порой была по шею. В итоге, прежде чем мы добрались до мавзолея, я перепачкал одежду зелеными соками растений. Во-вторых, многие надмогильные памятники лежат прямо на земле.

Сам мавзолей тоже в полуразрушенном состоянии, а жаль, потому что династия Бурнаевых известна не только строительством первой каменной мечети (благодаря этой договоренности, возможно, вообще было снято ограничение на строительство мечети). Один из членов династии — казанский первой гильдии купец М-С. К. Бурнаев построил в 1872 году в Казани Бурнаевскую мечеть. Кладбище в ужасном состоянии. А в школе после капитального ремонта есть даже туалет для инвалидов и новая спортивная площадка.


Еще из гордостей Береске — прекрасно сделанный живописный родник «Акый Чишмесе» с мостиком, на котором местные молодожены, подражая городской моде, прикрепляют замки.

Впереди нас ждала Атня, где наибольший интерес вызывал единственный в России сельский государственный театр. Мне, как театралу со стажем и автору нескольких пьес, было интересно, как функционирует, как развивается театр на селе. Здание театра снаружи больше походит на здание провинциального железнодорожного вокзала.

Это новое здание. Первоначально театр возник как самодеятельный. Первый спектакль «Птица счастья» (по пьесе казанского артиста Фахриева) был поставлен в декабре 1918 года.

В 1932 году Татарский государственный академический театр помог Атнинскому театру создать передвижную труппу колхозно-совхозного театра.

В 1966 году коллективу было присвоено звание Народного театра. Государственным профессиональным театр становится в 2011 году, согласно указу президента Татарстана Рустама Минниханова.

Так Атнинский театр вышел за рамки самодеятельного коллектива. Он, можно сказать, выстрадал себе звание государственного своей почти столетней историей и деятельностью. Спектакли здесь ставились даже во время Великой Отечественной войны.

Театр достиг значительных творческих результатов. Были поставлены такие знаковые спектакли, как «Мулла» Туфана Миннуллина и «Тополек мой в красной косынке» Чингиза Айтматова. Всего за пять прошедших «государственных» лет в театре было поставлено 23 спектакля.

На должность главного режиссера позвали выпускника ГИТИСа Рамиля Фазлиева. Актеров в театр пригласили из Казани и Елабуги. И даже построили для них специальный дом (таунхаус) на 14 квартир, который стоит по соседству со зданием театра.

На репетиции актерам можно ходить по-деревенски, в тапочках. Театр должен выполнять поставленный министерством культуры план по продаже билетов. Мест в зале 264. Аншлаг бывает только на премьерах. И, как нам сказали в администрации, 80 процентов выполнения плана дают гастроли за пределами Татарстана — в Москве или Сибири. Гастроли по деревням, а театр, по задумке, призван обслуживать 8 татарских районов Заказанья, не позволяют выполнить план и на 20 процентов, потому что народ все реже и реже ходит в театр.

Возможно, причина тому и материальное положение зрителей. Если в Москве стоимость билетов на спектакли Атнинского театра составляет 500 - 1000 рублей, то в деревнях — 200 - 250 рублей.

ДОМ ТРЕЩИТ ПО ШВАМ И РАСПОЛЗАЕТСЯ ВШИРЬ

Самая аутентичная и наиболее интересная постройка в Большой Атне — усадьба одного из богатейших атнинских купцов Гатауллы Даутова. Дом представляет собой одно из немногих сохранившихся старинных деревянных строений районов Заказанья и входит в число памятников жилой архитектуры Республики Татарстан.

Комплекс сохранившихся усадебных построек состоит из двухэтажного жилого дома с мезонином, сарая для упряжи и экипажей (не сохранился), кладовых, бани, забора, двух ворот (на чистый и на хозяйственный двор) и каменного магазина купца (на фото).

Все это построено в период с 1850-х годов по начало XX века. Подобный комплекс, вообще, характерен для зажиточных татарских семей в районах Заказанья. Гатаулла Даутов являлся купцом второй гильдии. У него имелись магазины, где он торговал товарами бакалеи и мануфактуры.

Родился купец 24 августа 1867 года. Дважды был женат, но детьми не обзавелся ни от первой, ни от второй жены. Вторую жену он взял, так как первую считал бесплодной. Имеется информация, что он взял на воспитание дочь своего двоюродного брата.

Местные жители говорят, что иногда они видят в окнах мечущиеся тени и слышат исходящие из дома звуки, напоминающие детский плач, и стук дверей о косяк. Ходит легенда, что это неудовлетворенные, так и не сумевшие родить, ищущие свое счастье призраки жен купца. Возможно, они начинают метаться по дому, когда гуляющий по этажам ветер рождает звуки, похожие на плач ребенка. А сухие стуки дверей — стуки посоха купца, как будто он стуком пытается усмирить беспокойных жен. (Проблема рождаемости очень актуальна для Атнинского района, так как район занимает последнее место в Татарстане по этому показателю.)

Впрочем, по воспоминаниям, купец был совсем не злым. Он был очень даже щедрым к местному населению. После каждой удачной торговли часть вырученных средств жертвовал нуждающимся. За это народ его очень уважал и защитил, когда в первый раз в процессе политики раскулачивания его попытались сослать в Сибирь. Позднее все-таки Даутов был сослан в Сибирь как кулак (арестован по третьей категории, в архиве имеется документ об изъятии имущества на 90 рублей), и по дороге в районе Дербышек умер от сердечного приступа 7 мая 1931 года в возрасте 64 лет.
 
В советское время в доме-музее Даутова, в данном комплексе проживали четыре семьи (дом использовали как коммунальную квартиру). Затем в здании располагался военкомат Атнинского района, а позднее — общежитие.

Сейчас в стенах комплекса активно формируются коллекции краеведческого музея. В комнатах уже подобраны интересные экспозиции. 

На фото маленький Тукай и его приемный отец приезжают на хлебную ярмарку (Атня Базары) и встречаются с торговцем Хакимом. Так, еще будучи ребенком, Габдулла знал и любил Большую Атню с ее знаменитым базаром и ароматным свежим хлебом, о котором он пишет в своих воспоминаниях «Исемдә калганнар». Также Тукай приезжал в Большую Атню  для прохождения медкомиссии в призывную кампанию в 1907 году.

Реставрация здания проводилась в 1994 году, но дом выглядит непрезентабельно. Несколько раз здание перекрашивали (последний раз в сентябре 2009 года), и сейчас оно поистрепалось, краска облезла. В результате реставрации провисавший потолок второго этажа подперли березовыми шестами. Это глупо, потому что вся нагрузка переместилась на пол и первый этаж.

На фото видно: дом трещит по швам и расползается вширь. Образовались трещина и на лестнице.

По словам работников музея, они не могут принимать в доме большие группы из-за угрозы обрушения. По состоянию на 2017 год здание усадьбы требует капитального ремонта и реставрации, вследствие чего музей закрыт для посетителей.

Но я думаю, что неплохо было бы для экспозиций построить отдельное здание. Или разместить экспозиции краеведческого музея, например, в старинном доме Вали-бая. Тем более крыша и второй этаж дома сгорели, а первый этаж продолжает активно разрушаться. Часть дома обшита слайдингом и используется под аптеку и магазин.

Между прочим, дом Вали-бая 1886 года постройки тоже являет собой аутентичный памятник старой архитектуры. Таких домов во всем Атнинском районе остались единицы. Вот так он выглядел до пожара 2013 года:

Но дом Вали-бая выглядит еще крепким каменным солдатом по сравнению с домом-усадьбой купца Ахметвали Бакирова в деревне Большой Менгер, который построен им в 1838 года в стиле провинциального ампира.

Вот, посмотрите, какая красота разрушается под ветрами и дождями. Памятник архитектуры даже не охраняется и не обнесен забором. В любой момент он может сгореть по недоразумению или злому умыслу. Мы спокойно проникли внутрь усадьбы.

А рядом находится дом местного председателя. Уж себя председатель любит и прячет дом за высоченным каменным забором, чтобы, не дай бог, чужак не зашел.

Конечно, председатель не обязан реставрировать памятник архитектуры за свой счет или за счет своего предприятия. Но колхоз мог хотя бы приложить хоть какие-то усилия для сбережения здания, да хотя бы и обнести забором.

ЕСЛИ С ИНФРАСТРУКТУРОЙ В РАЙОНЕ БОЛЕЕ-МЕНЕЕ ВСЕ НОРМАЛЬНО, ТО С РОЖДАЕМОСТЬЮ — БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ

Ну и наконец под вечер мы двинулись в южную часть района — в сторону деревни Ябынчы, или Епанчино, как ее называют по-русски. История этой деревни ведется со времен Казанского ханства. А еще деревня прославилась как родина уже упоминавшегося нами выдающегося татарского просветителя, философа, ученого-педагога Марджани.

Тут уже нам стало совсем грустно, потому что в точке сборки татарского народа осталось всего три дома и четыре местных жителя. И то в этом году не приехали двое из четырех местных жителей: Мухинур-апа и Мидхад-абый это лето проводили в Казани.

В почти вымершей деревне нет ни газа, ни асфальтированных дорог. Дом Марджани не сохранился. На его месте лишь напоминание об основателе татарской нации. Грустно стоит памятник-фундамент. 

В прошлом году в деревне Ябынчы состоялось торжественное открытие обновленного историко-мемориального комплекса «Мәрҗани нигезе». Также здесь был восстановлен исторический колодец предков Марджани «Муллалар коесы».

Но даже до этих объектов нет асфальтированного полотна. Прошел дождь, и мы еле-еле проехали по проселочной дороге. Это тем более странно, если знать, что деревня Епанчино — родное село отца Камиля Исхакова, бывшего мэра Казани, ныне постоянного представителя России на исламской конференции в городе Джидда в Саудовской Аравии и президента Болгарской исламской академии.

Справедливости ради нужно сказать, что в соседней деревне Коморгузя домов значительно больше. Здесь есть и мечеть, и школа, в которой создан единственный на данный момент в республике и стране музей Марджани. Коморгузинская средняя школа, расположенная недалеко от Епанчино, носит имя Шигабутдина Марджани.  

Работники музея — настоящие подвижники, они любят свою работу и делают все возможное для сохранения культурного наследия района. Не их вина, что нет достойного финансирования.

Прекрасный экскурсовод Зиля Зинатуллина во время экскурсии рассказала нам, что деревню Марьян основал прапрадед Марджани по имени Габделкутдус. Как уже упоминалось, псевдоним Марджани Шигабутдин взял от названия деревни Марьян.

А вот и сама деревня Марьян, с мечетью, по архитектуре и размерам схожей с той, в которой мог служить отец Марджани. Деревня тоже малоперспективная и находится на пороге исчезновения.

Проблема, надо сказать, весьма серьезная. Если с инфраструктурой в районе все более-менее обстоит неплохо — ремонтируются дороги, районная больница и школы, строятся сельские клубы — то с рождаемостью у района большие проблемы. В 2015 году в Атнинском районе родились 90 детей, в 2016-м — 86. 

Несложно подсчитать, что при такой рождаемости и динамике через 20 лет в районе будут жить около 2 тысяч молодых людей. Учитывая, что молодежь уезжает в город, а демографами прогнозируется, что тенденция падения рождаемости продолжится, уже через десяток-другой лет район будет стоять на грани полной депопуляции.

Из всех экспонатов мне больше всего запомнился портрет, выполненный арабской вязью (строки из работ Марджани) кистью художника Рушана Шамсутдинова.

Другой портрет Марджани занимает место на стене Британской академии в Лондоне, наряду с портретами таких великих ученых, как Ньютон, Эйнштейн.

Как бы в скором времени от татарской нации не остался один музей, да и тот под открытым небом, в виде фундаментов и обгоревших разрушающихся зданий, к которым ведет разбитая, заросшая дорога.

Свою культуру содержать и поддерживать в надлежащем виде должен только сам ее носитель, ведь другим народам нет дела до вымерших культур.

Ильдар Абузяров

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (179) Обновить комментарииОбновить комментарии
Моисей
22.10.2017 09:25

Один из лучших репортажей БО за последние годы
Спасибо

  • Моисей
    22.10.2017 09:25

    Один из лучших репортажей БО за последние годы
    Спасибо

    • Анонимно
      22.10.2017 10:44

      Мы вообще не владеем своей историей. мало-мало знаем только её советскую часть. Насколько знаю, север нынешнего Татарстана до революции входил в состав Вяткинской губернии. Достаточно богатой и зажиточной. Поэтому там так много и было богатых татарских деревень. В соседнем Балтасинском районе, который тоже был в составе Вятки, есть маленькие деревни в 300-400 человек населения ещё по началу века, в которых были каменные магазины, склады-лабазы, и купцы 2-й гильдии. Это был ещё и очень лесистый край. Не даром Балтаси - это топор (плотник).

      Репортаж понравился. Обязательно съезжу посмотрю по названным населённым пунктам.

      • Оптимист
        22.10.2017 10:59

        А я в театр постараюсь сьездить

        • Анонимно
          22.10.2017 14:18

          Нда. Натворили в революцию делов. Преемственность уничтожили. Работящую.

          Вспоминаю статью о правнуке Карагодина, в 1903 году приехавшим в тайгу под Благовещенск с семьёй, и к 1920 году имевшим 300 гектаров земли и угодий, мельниц, пасек и т.п, и далее раскулаченном. В 2010 году туда же приехал его правнук и увидел такое же пустое место, как его прадед 110 лет назад.

          • Анонимно
            22.10.2017 23:25

            Ага. Дети тех неграмотрых батраков, которые батрачили на этого или на такого же "эффективного собственника", в результате Великой Социалистической Революции получили 8 ч. раб. день,возможность бесплатного обучения , мед.обслуживания, отсутствие произвола работодателя ,социальный лифт. и т.д.

          • Анонимно
            22.10.2017 23:57

            благодаря революции Россия в лице СССР стала величайшей мировой державой ...было покончено с рабством а права рабочего класса изменились во всем мире благодаря революции

            а преемственность была на заводах которые работали на благо всей страны а не на кошелек одного кулака

            • Анонимно
              24.10.2017 03:13

              ага, "благо всей страны" в итоге обернулось благом кучки людей (абрамовичи, чубайсы и т.п.)

      • Анонимно
        22.10.2017 21:12

        Вятская губерния не путать с Вяткинским уездом

    • Анонимно
      22.10.2017 10:59

      Видимо, засиделся (с 2005 г.) на своей должности руководитель Атнинского района. А репортаж - великолепен,
      и преподносит на "блюдечке" перспективность "этнографического" бизнеса в районе.
      Созерцатель
      P.S. Действительно, что "иваны, не помнящие своего родства", -
      это мы,татары!

      • Анонимно
        22.10.2017 14:29

        Этноним татары раскрутил не Марджани,а большевики,которые создали ТАССР,до революции татарами называли сегодняшних азербайджанцев,а местное население именовалось магометанами или казанлы..

      • Анонимно
        22.10.2017 14:34

        Глава может и засиделся, но он сохранил свой район, колхозы, не дал Вамину. Молодец, Ахат абый!

      • Анонимно
        22.10.2017 14:45

        Глава молодец. У него более-менее все нормально в районе. По крайней мере колхозы работают.

        • Анонимно
          22.10.2017 16:04

          На собственные средства строят молочные комплексы. Не гонятся за урожаем и прекрасно себя чувствуют в молочном животноводстве. Эхэт абый сез булдырасыз.

        • Анонимно
          22.10.2017 19:40

          поддерживаю Вас в оценкедеятельности на посту главы Габдулахата Гилемхановича. Благодаря его стойкости в район не были допущены инвесторы-рвачи и ворюги (синоним термина варяг), удалось сохранить крепкие хозяйства и села, развивать фермерские подворья. Есть конечно и проблемы, как и обычно в с/х производстве рт и в целом по стране, но что сделал и делает тов. Хакимов достойно похвалы и благодарности . Рустам Магдеев

        • Анонимно
          23.10.2017 07:41

          Это точно.Жаль не показаны наши современная больница, школа, спортивный комплекс, техникум и т. д Все улицы заасфальтированы. В деревнях народ живет не хуже городских: - в домах газ, вода а в некоторых и душевые кабины, и теплый туалет,ну а бани само собой. Так что добро пожаловать в Атню

      • Анонимно
        22.10.2017 15:34

        Не с 2005, а с 1991

    • Анонимно
      22.10.2017 11:32

      Зачастую власти республики в погоне за 1000 Казани, Чемпонатом по водным видам сторта, Универиадой, Ворд скилс забываем о таких вот исторических объектах, они утрачиваются.
      Только Шаймиев занимается Свияжком и Булгаром, но этого мало.

    • Анонимно
      23.10.2017 07:34

      Про забытую бугульму надо написать.

  • Моисей
    22.10.2017 09:32

    Единственный в России сельский государственный театр

    Татарстану есть чем гордится
    Богатая история

  • Анонимно
    22.10.2017 09:36

    Познавательно и интересно.

    Вспомнились "неперспективные" деревни в Ивановской, Костромской, Ярославской, Владимирской и других областях центральной "нечерноземной" России 1970-х гг.

    Людей перевозили на центральную усадьбу, а и деревни в сотни крепких домов оставались совершенно пустыми...

    Потом и из укрупненных центральных усадеб люди уехали в Москву и другие города.

    Русские деревни умерли...

    Ныне это в лучшем случае дачные поселки.
    В худшем - заросшие бурьяном развалины...

    Интересно будем узнать об истории и современном состоянии деревень и других районов Татарстана.

  • Анонимно
    22.10.2017 09:38

    Отлично написано, Ильдар! Афэрин!
    БХ

  • Анонимно
    22.10.2017 09:39

    Я бы не сказал что татарская культура на грани исчезновения, сколько делается, сколько вкладывается в денег в эту национальную идентичность, национальное самоопределение. На грани реформации - да, но не на грани исчезновения.

  • Анонимно
    22.10.2017 10:02

    Так у нас в любом районе так! Чему удивляется автор?!

    • Анонимно
      22.10.2017 10:11

      А в русской деревне Вороновка, что вольготно раскинулась вдоль дороги "Казань - Б.Матюшино", всё наоборот - деревня процветает, колхозники строят новые дома, дороги асфальтируются.
      Правда своего театра пока нет...

  • Анонимно
    22.10.2017 10:04

    Народ может сохраниться только в деревне, ссудя по репортажу к сожаленью, ни того ни другого почти нет. Без прошлого, нет будущего. Народ, который стесняется своей деревни, исчезает.

    • Анонимно
      22.10.2017 10:17

      В деревне может сохраниться только деревенская этнография и ничего более. А этнография деревень исчезает максимально - глобализация, однако. Эти темпы не остановить. Надо развивать городскую национальную культуру, корнями уходящую в городские цивилизации Хазарского каганата, Волжской Булгарии и Золотой Орды!

      • Анонимно
        22.10.2017 10:43

        Городская культура для всех наций и этносов одна - это культ денег.
        Глобализация и есть поклонение всех "золотому тельцу".

    • Анонимно
      22.10.2017 10:20

      Глобализация, однако...
      Немецких деревень уже нет 60 лет.
      Остался только пивной фестиваль - да и то в городах...

      • Анонимно
        22.10.2017 10:44

        Глобализация не причём, во всём виновата народная память.

      • Оптимист
        22.10.2017 11:01

        То что у нас есть деревни это не недостаток
        Тут не надо на Германию равняться

        • Анонимно
          23.10.2017 00:11

          Деревни у нас сохранились не благодаря, а вопреки. Людям попросту не на что городскую жизнь обустроить, а то бы все смылись давно в райцентры.

    • Юэцзинь
      4.11.2017 21:42

      Финны очень хорошо деревянные дома сохраняют. А деревянные дома - это ведь наша история, в основном в них люди и в 19, и в начале 20го века жили.

      Сохранение традиций - это не столько телевизионщики, которые из московских или казанских студий рассказывают о том, как важны семейные ценности, патриотизм и любовь к государству, сколько сохранение памяти о быте и культуре народа, который жил прежде всего в деревнях.

      Финны доказали, что деревянное зодчество можно сохранить не только на фотографиях или "за стеклом", в них можно жить, можно сохранить их функциональность. У них там целые кварталы аккуратных домов, которые построены лет 100 назад и до сих пор стоят!

  • Анонимно
    22.10.2017 10:14

    Хороший рассказ! Интересно и много фотографий,как будто сам съездил.

  • Анонимно
    22.10.2017 10:19

    В районе нет работы, вот почему молодые рвутся в город.

    • Анонимно
      22.10.2017 13:19

      В районе работы море. Просто власти республики и муниципалитеты не создают инфраструктуру соответствующую. В Подмосковье много деревень занимают выходцы из Дагестана, Кабарды. Разводят овец, КРС для поставок в Москву. Тепличные хозяйства небольшие семейные.

      Что мешает в Татарстане в таких исторических , преимущественно сельских районах, проработать программу развития. Но,здесь самое главное продвижение продукции...

      • Анонимно
        22.10.2017 13:26

        Так молокозавод в Казани продали москвичам. Кому теперь молоко поставлять?

      • Анонимно
        22.10.2017 21:28

        Татары Мордовии, Пензы, Самары, готовы помочь татарским деревням, помочь в развитии.

      • Анонимно
        22.10.2017 22:22

        У нас рядом нет богатой Москвы. куда можно поставлять сельхозпродукцию по очень выгодной цене. Поэтому нет и работы на селе.

  • Анонимно
    22.10.2017 10:22

    Отличная статья! Спасибо большое автору!
    Сейчас нужны отличные действия!

    • Анонимно
      22.10.2017 11:00

      Статья отличная, согласен. Прочитав, запланировал в ближайшие выходные скататься туда на авто (люблю иногда выезжать на родники в пределах +-100 км)
      P.S. Автору - спасибо, также было бы супер - если бы еще к картинкам приложили карту с маршрутом вашей поездки.

  • Анонимно
    22.10.2017 10:26

    Данная статья очень хорошо раскрывает Реальное отношение Татар к своей истории и культуре! Оно никакое!
    Вот именно поэтому у нас сейчас проблемы и с татарским языком!

    • Анонимно
      22.10.2017 10:31

      Именно шулай. Спонсоры и крышеватели кривоногих футболистов забыли об ученых и учителях - извечных просветителях народных масс.

    • Оптимист
      22.10.2017 11:03

      Ну да, никакое)))

      Где еще в России есть сельский национальный театр?
      В якутских деревнях? Или русских?
      Только у татар такое есть. Молодцы Сохраняем родной язык и культуру

  • Анонимно
    22.10.2017 10:33

    После Ивановской и Ярославкой области где повсеместно в деревнях Зомби-апокалипсис это очень бравурный репортаж.
    Да и выбрал автор деревни поменьше.

    Русских деревень наверное не заметил из за отсутствия жителей, но массу разрушенных и брошенных церквей не заметить нельзя.

    • Анонимно
      22.10.2017 10:53

      Татарские и русские деревни веками развивались во взаимосвязи и взаимовлиянии.

      Исчезнут русские деревни - за ними исчезнут и татарские...

      Это же очевидно.

    • Анонимно
      22.10.2017 11:02

      Причём тут русские деревни? Не надо набрасывать на вентилятор

    • Анонимно
      22.10.2017 13:12

      Это сугубо татарский район. Из других районов будет думаю и про церкви и русские деревни. Если конечно будут репортажи из других районов.

    • Анонимно
      22.10.2017 14:27

      В Атнинском р-не нет русских деревень.

      • Анонимно
        22.10.2017 17:09

        не могу согласиться, во времена СССР как раз рядом с дер. Ябынчы были русские села. От одного (который был напротив) сейчас только кладбище, а от другого ничего (на его месте сделали посевное поле)...к слову, за кладбищем до сих пор смотрят...

        • Анонимно
          22.10.2017 18:32

          Между словами "были" и "есть" большая разница.

          • Анонимно
            22.10.2017 19:37

            Почему же исчезли русские деревни в Атнинском районе?

            Не ждет ли такая же судьба и татарские деревни?

            Надо разобраться.

            • Анонимно
              22.10.2017 19:47

              Назовите, пожалуйста, названия русских деревень Атнинского р-на, по-моему, их никогда там не было, это татарская глубинка, Заказанье.

              • Анонимно
                22.10.2017 20:04

                Из Википедии:

                Владисла́в Алексе́евич Ача́лов (13 ноября 1945, деревня Атамаш , Татарская АССР — 23 июня 2011, Москва) — советский военный, политический и общественный деятель.

              • Анонимно
                22.10.2017 20:26

                Ключи-Сап

              • Анонимно
                22.10.2017 20:30

                Кшклово

                • Анонимно
                  22.10.2017 22:57

                  Вообще-то деревня Кшклово это марийская деревня. Я не знаю почему так переведено название деревни, вообще Кышлау имеет свое значение, а перевод просто безобразие как и названия других деревень.

              • Анонимно
                22.10.2017 20:31

                Сунгурово

              • Анонимно
                22.10.2017 21:15

                "Тупкин" (видимо дубки) - так моя дэу эни называет эту пропавшую деревню. Русская деревня, исчезла где то в 80-е годы

  • Анонимно
    22.10.2017 10:35

    Бик кызганыч, җимерелә, юкка чыга

    • Анонимно
      22.10.2017 14:32

      Районда халык калмагач тарихи ядкәрләр ничек саклансын инде, кем аларны карап торыр? Ә йортлар, корылмалар, карамасаң, әлбәттә, җимерелә.

  • 1. Удивительная "способность" (способность - в кавычках) наших предков был выбор место своего обитания.
    2. Вот я даже не знаю, чем они руководствовались они в древности, выбирая эту местность.
    3. Реки нет (у Ашита там только исток и он мелководный - и то, он протекает не по всей территории, а практически сразу "ныряет" на территорию соседнего Высокогорского района)). Леса там нет (только на границе с марийскими землями). Земля атнинцев - это сковородка фактически. Летом никуда не укроешься от солнца, зимой- холодно, ибо продувается насквозь, как монгольская степь.
    Земля - песчаник. Кроме картофеля там не растёт ничего толком. Промысла там тоже не было никакого, кроме мелко-кустарного (сырья нет никакого).
    4. Парадокс. Сейчас чуть конечно по другому, но раньше на атнинской земле даже зачатков не было ни садоводства, ни огородничества.
    5. Чем они питались? Картофель в основном (на первое, второе, третье, если чуть пошутить), яйца, лесные ягоды, грибы, орехи, лапша, сахар, чай, хлеб.
    6. Скот был в достаточном количестве. Однако ели его только с наступлением заморозков и до весеннего периода.
    7. Атня не только чудовощино далеко от города, но там вблизи никогда не проходили иные пути-сообщения: ни железной дороги, ни водной, ни дорожной магистрали.
    8. Во времена СССР туда ездил, как правило, 1 раз в день убитый ПАЗик - всегда битком забитый людьми, баулами и чемоданами. Летом в нём ехать нужно было не менее 2,5 часов - в пекле. Зимой - как в холодильнике. Ад, честно говоря.
    9. Атня руководством Татария всегда рассматривалась по остаточному признаку. Так же, как и географически - последний район на её территории.
    10. После революции и вовремя войны с атнинской земли "выгребли" чуть ли наверное не 50% населения. Вначале прошла волна раскулачивания, а затем парней и девушек забирали не только на фронт, но и мобилизовали в Казань на предприятия города. Так как с Москвы и Питера эвакуировали предприятия оборонного значения и они остро нуждались в работниках.
    11. В деревнях и сёлах Атни в основном остались люди преклонного возраста и дети.
    13. Таким образом революция и война подорвала генофонд этой земли. Многие не вернулись: кто погиб, кто устроился в городе.
    14. Связи же со своими односельчанами придерживались крайне редко. Опять повторюсь - далеко от города и крайние неудобства в поездках. Тогда личного транспорта ни у кого не было, а, допустим, ездить на велосипеде - уйдёт целый день, а то и два.
    15. Вот такая грустная история про Атню в дополнение к автору. Атнинский район напоминает престарелого родителя, который не нужен никому, даже своим детям.

    • Зри в корень
      22.10.2017 11:36

      ....вот же умеешь позитивно писАть....это вот ваш конек...продолжайте в том же духе....успехов....

    • Анонимно
      22.10.2017 11:56

      Также можно про любой другой район написать. Это же родина и его не выбирают. Наверно сейчас модно рассуждать о сельской глубинке сидя за компом в городе.

    • Анонимно
      22.10.2017 13:29

      Габделю Юссону.

      Жизнь идёт вперёд. Всё меняется. То, что вы написали, это конечно правда.Но. может поэтому и было там так зажиточно, что эти 50 км. раньше не пройти, не проехать.

      Что касается сегодняшнего времени - люди в той же Москве строят и восстанавливают дома в деревнях за 200 км. от столицы. И каждую пятницу ездят в эти загородные домашние очаги. А тут 50 км, и для людей проблема?

    • Анонимно
      22.10.2017 15:31

      Где это вы видели 1 рейс ПАЗика?? В мои студенческие годы (1968-74) в день было 14 рейсов!! Да, битком набитых....

    • Анонимно
      22.10.2017 15:41

      В районе было много лесов, процветало бортничество. Леса вырубили, речки пересохли. Удалённость - большой плюс, так как позволила сохранить этническую однородность.

      • Анонимно
        22.10.2017 16:08

        Не удаленность, помогла сохранить этническую однородность, а отсутствие нормальных дорог. Оказывается, одна из бед России-/ плохие дороги/ -иногда, может принести пользу.

      • Анонимно
        22.10.2017 16:37

        Что поразительно - леса вырубили, зерно миллионнами тонн выращивают. А девать некуда. Ниже себестоимости продают....

    • Анонимно
      22.10.2017 17:13

      Уважаемый, кто то похоже знает плохо историю. На территории нынешного АТнинского района до революции проживали 13 (!!!) купцов - миллионеров. а бай из Менгера, чей дом, посетил автор статьи торговал напрямую с КИтаем!!!
      Атне есть чем гордиться, только некому хранить и восстанавливать ее историю!

    • Анонимно
      22.10.2017 20:07

      Про реку вы совсем загнули. Раньше она ого-го была, так-то. Сейчас обмельчала, да и плотины на нём построили.

    • Анонимно
      22.10.2017 21:18

      Про лес вы не правы. Лес был там как в марийке. Эрозия почвы, какие то другие факторы повлиявли на исчезновение лесов и мари ушли с этих территорий. Все деревни, которые вы называете русскими - по факту брошенные марийские.

    • Анонимно
      22.10.2017 23:18

      Все верно написали, но вспоминая своих предков, не помню, чтобы они печалились. Работали с раннего утра до позднего вечера и в доме все было. А проблема как везде в людях, доносы, зависть, из моих предков единицы избежали репрессий, деда забирали три раза во дворе собирался народ, казалось из-за сочувствия, но по факту с другим интересом. Спасибо прочитал статью, как будто дома побывал. Жаль, только, ничего не сохранилось.

  • Оптимист
    22.10.2017 10:47

    Богатая история Татарстана
    БО сделайте такие репортажи регулярными
    Каждую субботу новый район
    Было бы интересно

  • Азат Д
    22.10.2017 10:49


    Кто из современных представитель татар, из Татарстана, яркая личность, хотя бы на федеральном уровне? На ум приходит Сибгатуллин , и бывший сенатор Мингазов.
    В общем, спасибо Богу(природе) за нефть на земле Татарстана.

    • Анонимно
      22.10.2017 13:24

      Азат ,назовись своим именем.Как тебя там зовут,Алексей по моему.На федеральном уровне яркие личности-татары,-Набиуллина,Хуснуллин,Кабаева,Валуев,Сюняев,продолжить?

      • Азат Д
        22.10.2017 14:39


        Так они не из Татарстана, кроме чиновника Хуснуллина.
        Да, продолжайте, только пожалуйста по теме, о выходцах из Татарстана, татар ярких личностей. Я начал с Сибгатулина, вы продолжили Хуснуллиным, ещё кто?

        • Анонимно
          22.10.2017 15:44

          Алексей ,я вам отвечу-Булат Галеев,выдающийся учёный из Казани,Чулпан Хаматова,Ирек Мухамедов,танцор Королевского театра балета.Продолжить-Алексей-Азат.

          • Азат Д
            22.10.2017 16:18


            Какие достижения у выдащегося учёного?
            Чулпан Хматова, это которая свою учительницу по татарскому фашистом считала?
            "«Моя учительница татарского языка была очень похожа на Гитлера»
            https://www.business-gazeta.ru/article/309608
            Хорошо, третий танцор.
            Да, продолжайте.
            И, подпишитесь пожалуйста.

            Не надо считать "всё божья роса" и патриотизм. Надо объективно смотреть на реалии, претендуя на лидерство в России.





        • Анонимно
          22.10.2017 16:08

          Нургалиев, кстати корнями с Атнинского района.

          • Анонимно
            22.10.2017 16:28

            Асгат Сафаров с Атнинского района, Нургалиев из Башкирии!

            • Анонимно
              22.10.2017 17:14

              его отец родом из села Иске Менгер

            • Анонимно
              23.10.2017 01:53

              Нургалеев Иске Мэнгэрдэн, Этнэ районы.

            • Анонимно
              23.10.2017 06:50

              У Нургалиева корни в Атне. Недавно он приезжал за кумысом в Арский район и сказал, что проездом был в Атне

        • Анонимно
          23.10.2017 18:03

          Поищите среди физиков мирового уровня -найдёте. Один даже женат на внучке Эйзенхауера

    • ravrr
      22.10.2017 19:59

      >Кто из современных представитель татар, из Татарстана, яркая личность, хотя бы на федеральном уровне?

      Тимур "Каштан" Батрутдинов который разве что. А если без шуток, то на ум приходит только тот, который стройку в Москве курирует.

      • Анонимно
        23.10.2017 20:32

        А вы сами чего нибудь добились ,или у вас роль судьи -наместника по народу ?!

  • Анонимно
    22.10.2017 11:00

    Предлагаю БО объездить все районы республики с подробными репортажами.

    • Анонимно
      22.10.2017 11:13

      Хорошая идея. Только не станет ли это формальной обязаловкой? Тут взгляд автора много значит. А у Ильдара Абузярова вряд ли есть возможность выполнить это пожелание.

  • Анонимно
    22.10.2017 11:08

    Писатель и драматург, - профессионал. Ждём новую пьесу по итогам впечатлений от поездки?

  • Анонимно
    22.10.2017 11:21

    Первую каменную мечеть в Казанской губернии надо немедленно возродить.

    • Анонимно
      22.10.2017 13:29

      Да не только каменую. мечеть надо возрождать,надо весь район возрождать.Много татар хотят переехать в Татарстан,вот и надо энергичных земляков направлять в Атню.Из Средней Елюзани прислать специалистов.за год,,два весь район возродят.А глпву района надо гнать в шею.

    • ravrr
      22.10.2017 20:01

      >Первую каменную мечеть в Казанской губернии надо немедленно возродить.

      А зачем? Не, я то не против - возрождай, только при чем тут немедленно?

      • Анонимно
        22.10.2017 20:17

        Если не немедленно, то возрождать будет нечего.

        • Анонимно
          22.10.2017 20:39

          Вы уже в пути?

          Присылайте фоторепортаж в БО, как вы "возрождаете".

          Болтунов хватает еще на Руси и в Татарстане.

        • ravrr
          23.10.2017 00:11

          Дык и сейчас нечего - её ж нет.

  • Анонимно
    22.10.2017 11:23

    Как то так! 19век- начало восхождения татарского этноса на территории Прикамья и Поволжья. Перепись Мюллера дала свои плоды.

    • Анонимно
      22.10.2017 11:47

      Да, от печки танцевать нужно: согревались, готовили пищу, строили дома как черемисы, финны- угры. Впору обозначить начало отатаривания местного населения.

  • Анонимно
    22.10.2017 11:24

    Это лучший материал на БО . Спасибо автору. Спасибо!

  • Анонимно
    22.10.2017 11:28

    Все районы Татарстана уже давно переехали в Казань. Интересно, кто остался в районах деревнях Республики? Казань уже трещит по швам.

    • Анонимно
      22.10.2017 11:40

      Жалко, что они не привезли татарский язык в Казань.

      • Анонимно
        22.10.2017 12:01

        Они привезли, но ипотека душит и человеку просто не остаётся времени общаться с детьми. С утра некогда, вечером темно погулять даже с ребенком пообщаться некогда. Еще уроки делать.

  • Анонимно
    22.10.2017 11:54

    Ильдар Абузяров решил подкинуть дровишек в костер сожжения. Как старушка, про которую Ян Жижка сказал с костра: "Святая простота". Видите, сразу присоединяется целый хор.
    Нужна другая тональность, нужна огромная любовь к собственному народу, нужно знание родного языка ( или выраженное на лице стремление души скоро научиться хорошо разговаривать). Если этого нет, то нечего писать.

    • Анонимно
      22.10.2017 15:44

      Причём успешные и процветающие сёла района даже не упомянул.

  • Анонимно
    22.10.2017 11:55

    Прекрасный репортаж, ждём продолжения. Может после этих материалов Минкульт и руководство министерства узнает о наличии в Ремпублике таких шедевров культурного наследия, а то бежать за Президентом по странам и регионам с выставками и своими артистами большого ума не надо.

  • Анонимно
    22.10.2017 12:04

    Когда стараешься выжить не до памятников!
    Если бы население жило в достатке, то мы бы не увидели удручающим картин! Налоги,тарифы,акцизы..... Какой язык? Какая родина?

    • Анонимно
      22.10.2017 14:36

      Это позиция глупого человека. Когда считается, что жили хорошо?

    • Анонимно
      22.10.2017 15:32

      Подскажите, а когда простой народ жил в "достатке"?
      Отношение и к родному языку и к Родине , у нас и у всех, -
      вечно благодарное, без всяких оговорок!
      Созерцатель

      • Анонимно
        22.10.2017 19:39

        При Брежневе простой народ жил в достатке.

        Затем "перестройщики" оболгали действительность и сбежали из СССР.

  • Анонимно
    22.10.2017 13:10

    Источники надо проверять. Дом Даутова в Большпй Атне вообще-то 1895 года, а не 30 годами раньше. Не показана мечеть в Мокше, не показали кладбище при Старом Менгере и деревянную мечеть в Менгере. В Атне не показали каменные торговые лавки, здание пекарни... Слишком скомкан материал...
    Нет, это не критика...Я объездил многие районы РТ и побывал во многих деревнях (более 100) , мне есть о чем рассказать

    • Анонимно
      22.10.2017 13:40

      Напишите об этом для всех. Мы почитаем. Заранее спасибо. БХ

    • Анонимно
      22.10.2017 13:57

      Подумайте о соавторстве с Абузяровым. От этого выиграют все

    • Анонимно
      22.10.2017 14:03

      Пишите! Всегда интересно прочесть материалы про край в котором живёшь. Особенно если автор любит его,владеет словом и фактами.

    • Анонимно
      22.10.2017 17:18

      в свое время был интересный репортаж по каналу ТНВ (да-да! у них тоже бывают интересные передачи) где рассказывалось об истории Атнинского района.
      Тогда и сейчас у меня родилась мысль, из АТни родом многие видные деятели (Сафаров, ШАфигуллин, Нургалиев и т.д.) Почему бы им не создать землячество? и не заняться восстановлением истории района?
      Помню бабушка каждый годо ходила пешком(!!!) на Изгеляр тауы просить дождя ). Сегодня есть только указатель по дороге на это место. А ведь из него можно сделать второй Билярск в республике! Ведь там как раз захоронения основателей местности и наследников Казанского ханства!!!

      • Анонимно
        22.10.2017 18:41

        Пора уже забыть языческие атавизмы, мусульманам это не нужно.

        • Анонимно
          22.10.2017 19:29

          Забыли уже свои имена, одни арабские
          Забыли свои традиции , одни русские и арабские
          Забыли религию предков,
          Забыли все
          Манкурты

  • Анонимно
    22.10.2017 13:14

    Гениальный репортаж. Бальзам на душу. Давно не читал такого сочного слова из глубинки. Хотелось бы, чтобы такие репортажи от Бизнес-онлайн и писателя Абузярова продолжились.

  • Анонимно
    22.10.2017 13:19

    Вот оно истинное лицо татарской "элиты" ( Кладбище не ухожено и разрушено, зато есть стадионы и глава в шоклоладе ...

    • Анонимно
      22.10.2017 13:40

      Вы самарские или омские села сьездейте))) ни стадионов ни сел
      Татарстан оазис благополучия в России

      • Анонимно
        23.10.2017 08:47

        А у них гос.долг меньше чем у РТ-и они не просят простить его! У Вас все построено за счет других регионов! То ЧМ футбол.то Универ,итд!

    • Анонимно
      22.10.2017 14:05

      А что кладбище самое главное? Нужно смотреть в будущее, а не жить прошлым. Не так?

      • Анонимно
        22.10.2017 21:24

        Не так. У татар кладбище - лицо деревни. Вам возможно не понять

        • Анонимно
          23.10.2017 18:15

          вообще-то в антинском районе принято каждый год в майские праздники убираться на кладбище. так называемый субботник. собирается народ со всей деревни и убираются. то что трава за лето выросла и её не косили, может просто времени не было или ещё

    • Анонимно
      22.10.2017 22:11

      Стадион - это хорошо, но ухоженные кладбища, восстановленные исторические памятники и здания куда важнее. Смотрю и удивляюсь, на проведение всяких чемпионатов и прочую ерунду деньги находят, а вот на благие дела их нет. Либо выделяются по остаточному принципу. Такие красивые, уникальные здания, какие достойные люди с доброй душой, настоящие меценаты и благотворители, для которых творить добро было естественным состоянием души, жили в этих краях. Вот, что надо восстанавливать и спасать пока мы не изчезли как нация с лица земли. Как те Иваны не помнящие родства.

  • Анонимно
    22.10.2017 13:31

    cпасибо, так интересно узнавать историю РТ, особенно глубинки, вот живешь в больших городах и думаешь, что вот он Татарстан...ждем новых историй

  • Анонимно
    22.10.2017 13:34

    Где дороги!? Есть деревня, где живет почти сотня людей, на расстоянии 10 км от Атни, и деньги не раз выделялись, а дорог ни со стороны Атни, ни со стороны Коморгузи нет!
    Куда ушли 20 млн. руб. бюджетных денег на дорогу к Новой Юльбе. Похоже на такие вот заборы и усадьбы председателей. Спасибо за статью, аж сердце защемило.
    Миллиарды в Булгаре( для кого?) отмывают грешные наши руководители, а вот так живут простые люди.

    • Анонимно
      23.10.2017 11:43

      Дороги в Атне очень хорошие. Хотя, конечно, есть еще, возможно, деревни которые, скажем так, находятся немного на отшибе и к ним нет асфальтовых дорог. Кроме названной Вами, есть еще деревня Утар. Это северная оконечность района. Дальше - Арский район и Мари-Эл. К этой деревне нет асфальтовой дороги ни со стороны деревни Иске Өҗем, ни со стороны деревни Кышлау. А без хорошей дороги любая деревня, как правило, обречена на угасание.

  • Анонимно
    22.10.2017 13:57

    Атня была и будет всегда на первом месте! Посмотрите рейтинги по Республике! Один колхоз в нем дает молока как весь Альметьевский район! Культура возрождается! В театре свой 100 сезон в эти выходные открылся спектаклем " Туган туфрак"- "Родная земля."! Никто не смог сдержать свои слезы, было очень сильно!!!

  • Анонимно
    22.10.2017 13:59

    Отличный репортаж, молодцы. ПобОльше таких..

  • Анонимно
    22.10.2017 14:21

    Очень интересная статья! Захотелось увидеть все своими глазами. Но грустно-грустно... Надеюсь, будут еще репортажи Ильдара из татарской глубинки, и власти обратят внимание на состояние деревень вообще и памятников архитектуры в частности. Надо поддерживать родную культуру!

  • Анонимно
    22.10.2017 14:48

    Ну и кто после этого "иваны, не помнящие родства"?

    • Анонимно
      22.10.2017 15:39

      А что вы имеете ввиду против этой поговорки? Она точно отражает состояние нынешних дел и умов

  • Artur1989
    22.10.2017 16:37

    Репортаж понравился. Ждем продолжения. Хотелось бы чтобы проект не ограничился Татарстаном. Будет интересно почитать про татарские районы Оренбуржья, Башкирии, Ульновской обл и т д.

  • Буре
    22.10.2017 16:52

    Здорово!!
    Молодцы БО!
    Спасибо вам и автору
    Надеемся такие репортажи из районов станут регулярными

    Пожелания такие
    Пишите еще о знаменитых выходцах из районов и о том кому принадлежит бизнес в районе
    Спасибо

  • Анонимно
    22.10.2017 16:53

    интересный репортаж. Надо и про другие районы что-то подобное сделать

  • Анонимно
    22.10.2017 17:12

    У нас в БО очень часто спорят про жизнь в Татарстане и в других российских областях. Было бы интересно узнать жизнь в российской глубинке и сравнить с нашей. Если можно.

    • Оптимист
      22.10.2017 17:34

      БО сравните самый отстающий в РТ Черемшан и соседнию самарскую Шенталу
      Будет интересно

      • Анонимно
        23.10.2017 08:29

        В то же время многие правители из Черемшан,там развалили ,приехали править в Казань

  • Анонимно
    22.10.2017 17:23

    "Я бывал в мечети два года назад, но с тех пор состоянии ее, кажется, стало только хуже. Стекла разбиты, птица свила гнездо и высиживает своих птенцов".

    Значит хорошее место. Будет и на нашей улице праздник, Алла бирса.

    Спасибо автору за интересный репортаж.

  • Анонимно
    22.10.2017 18:25

    Марат Готович тут и ваша очень большая заслуга в том что села в таком плачевном состояние бумажными показателями народ в деревне не удержешь условия надо создавать село это родник

  • Я сам живу в селе и вижу как все плохо! Но то что так плохо и в том числе с рождаемостью в Атнинском районе и наверно вся еще рождаемость только в Атне для меня шок! Да я помню 20 лет назад в колхозах этого работали работали марийцы,но народ в аулах был,а сейчас одни разрушенные мечети и Бабаи плачущие!Надо этот репортаж выложить в Истограм Минниханову! Может хватит Академии исламские и спортивные открывать и пора думать о умирающем народе Татарстана,а не о мордастых депутатах и оборотнях среди судебных приставов и других силовиках крышующих коррупционеров,удащливых и бандитов!?

  • Анонимно
    22.10.2017 19:10

    Атня немножко отстала от других районов потому что она в советские годы входила в состав Арского района. И только в начале 90-годов стала отдельным районом. И жители Атни очень часто домой возвращались на электричке до Арска, а потом на автобусе до Атни. Почему они так ездили я не знаю, возможно прямая дорога из Казани была очень разбитой.

  • Анонимно
    22.10.2017 19:17

    Молодец!
    Земля не умерла.
    В реновации наших деревень больше смысла, чем в реновации московских хрущевок

    Заслуженный архитектор России В.С. Нилов

    • Анонимно
      22.10.2017 19:40

      Живете в деревне, господин Нилов?

    • ravrr
      23.10.2017 02:24

      >В реновации наших деревень больше смысла, чем в реновации московских хрущевок

      Нет, не больше смысла. просто из-за количества людей которые воспользуются плодами реновации. В Москве - это сотни тысяч человек. А вот когда и каким образом будет проходить будет реновация в Казани - это вопрос. И куда переселят казанцев при реновации из хрущевок - это еще больший вопрос, не в Зеленодольск ли часом?

  • Анонимно
    22.10.2017 19:19

    Рәхмәт, Илдар, туган Әтнәм турында язмагыз өчен) Фото замечательные, моя Атня для меня - самый красивый, самый добрый, самый насыщенный... простите женщину за эмоциональность) если Альметьевск и Бугульма - нефть, брутальность... Камские районы - расслабленная буржуазность... Пестрецы и Новошешминск - трудовая хулиганостость... Әтнә и Арча - это лирика, нежная и трогательная.. и только потом мощь и сила, и все равно лиричная.

  • Анонимно
    22.10.2017 21:08

    Горжусь своим родным районом! Моя деревня находится аккурат посередине Березы и Берески. Называется Шухата. Шахада - если по арабски. Очень глубокий смысл....

  • Анонимно
    22.10.2017 21:28

    Хорошие характеристики

  • Анонимно
    22.10.2017 21:29

    Спосиба автору за полезную информауию. Буду своих детей возит на эти места.

  • Анонимно
    22.10.2017 22:06

    Особенно тронуло, что нет ни газа, ни дорог. Ай молодца руководство.

  • Анонимно
    23.10.2017 00:04

    Места не так далеки от Казани. От границ Казани до Атни - 60 км. через Чепчуги и порядка 70 км. через Дубъязы. Места не самые лучшие для ведения сельского хозяйства - все-таки это север республики, почвы тоже. Но очень красивые. Зимой температура на 10 градусов холоднее, чем в Казани - возвышенная местность продувается со всех сторон. Раньше, скорее всего, здесь проживали марийцы. Одна из деревень района (там есть деревянная мечеть) называется Мокша. Скорее всего, после взятия Казани Грозным татары отхлынули на север и отодвинули марийцев дальше на север. В Мари-Эл есть деревня Иске-Ожем иль - жители этой марийской деревни считали своих предков жителями деревни Атнинского района с аналогичным названием - Иске Ожем (Старый Узюм). Дороги замечательные, сейчас их строительство ведется внутри деревень. Газ есть практически везде. Заслуга Главы - сохранил советские порядки в самом лучшем значении этого слова - в отношении к труду, к инфраструктуре, колхозы работают весьма эффективно (с учетом имеющейся сырьевой базы). Работы не хватает - механизация достигла в районе очень высоких показателей и ручной труд больших масс людей теперь заменен машинами и производственными линиями. Но это уже ахилессова пята нашего времени как в деревне, так и в городе. А.В.

  • Анонимно
    23.10.2017 08:11

    Мои родные края! спасибо за эту статью.

  • Анонимно
    23.10.2017 09:29

    Очень классные репортаж!!! Два раза прочитал статью) Молодцы, ждем следующего эпизода)

  • N.
    23.10.2017 09:59

    познавательный и милый сердцу репортаж. подруга моя из Атни, приятно было проникнуться ее родиной. может, после серии подобных публикаций Правительство обратит внимание на ее ветхость

  • Анонимно
    23.10.2017 10:12


    Азат Д

    Удивительно, рекордные урожаи,а район живёт бедно?

    • Анонимно
      23.10.2017 19:57

      Откуда такие выводы. У них нет урожая вообще, там эффективное сельское хозяйство. И народ не бедствует кто работает тот всего добивается.

  • Анонимно
    23.10.2017 10:38

    Там и по дороге в Атню памятников не мало, еще в Высокогорском районе. Церкви 18 века в Каймарах, Алатах и Потанихе одни чего стоят.

  • Анонимно
    23.10.2017 10:55

    С чего Вы взяли, Азат, что район живет бедно? Народ в Атне целеустремленный, трудолюбивый, зажиточный. В последние годы все больше становится каменных (кирпичных) домов, что тоже говорит о росте благосостояния. Советую всем ехать в Атню не через Дубъязы, а через Чепчуги. Пейзажи просто потрясающие. Места ВОЗВЫШЕННЫЕ, в прямом и переносном смысле. В свое время существовал колхоз "Искра", который едва ли не первым в республике провел газ в дома сельчан. До сих пор хорошим словом вспоминают его Председателя Фәйзи абыйне.

  • Анонимно
    23.10.2017 13:43

    Фәйзи абый турында аерым бер мәкалә язарга иде)) искиткеч кеше

  • Анонимно
    23.10.2017 14:13

    Аптырамайский.
    Шак катып укып утырам. Быел Актанышта булып кайттым.
    Уш китэрлек аерылыш. ТНВ ичмасам Татарларда татарча
    сойли. Э бу татар исеме артына качкан егет татарча яза белмидер ахры, алайса БО татарча да яза белэ бит. Хэттэ Габдель дэ татарча белми микэнни? Икенче битлэрдэ тел очен улгэндэй буласыз, сез дэ монда татарча язмасагыз кем язар инде? Иих егетлэр

  • Анонимно
    23.10.2017 18:20

    Спасибо , очень понравилась статья. Места там очень красивые. Жаль только , что молодёжь уезжает. Хотя когда то и дедушка мой из деревни Бяряскя уехал в город.

  • Анонимно
    23.10.2017 18:25

    вот ещё про деревню одну с атнинского района подробно написано с фото http://6tonn-kazan.blogspot.ru/2011/08/blog-post_09.html

  • Анонимно
    12.11.2017 18:16

    Спасибо !За статью об Атнинском районе!Детство провёл в деревне Янга Шимбер..Из города привозили родители на Лето...Тогда у деревни Шекета (не сердитесь,за правописание,алфавит не позволяет)остановка автобуса была...Пешком..по пойменным лугам рекиАшит..Добирались до деревни..До сих пор помню...как в сказках о Шурале...
    Вырос..Пришлось летать над деревней..Сердце "ныло",от детских воспоминаний...Бабушка из Ислейтарь родом была..
    Спасибо за статью...Уходит время..,люди...деревни..Жаль..

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже