Общество 
27.10.2017

Как Олимпиада и футбол довели Каталонию до референдума

Футбольная «Барселона» — один из немногих клубов мира, управляемых по модели демократии

Олимпиада-1992 подарила Каталонии инвестиции, инфраструктуру и популярность, а последовавшие спортивные успехи — повод для гордости и символ борьбы с диктатурой столицы. «БИЗНЕС Online» восстанавливает хронологическую последовательность событий, которые сначала сделали Барселону центром притяжения туристов, а затем стимулировали Каталонию требовать отделения от Испании.

...
Фото: ©Хавьер Луэнго, РИА «Новости»

КАК САМАРАНЧ СПАС ГОРОД ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ

В 90-е Барселона входила городом заводов и фабрик. Обожженные южным солнцем пустыри, промышленные здания на пляже. К осени 1986 года уровень безработицы в Барселоне вырос до рекордного уровня — 127 774 человека. К счастью для города, тогда же стало известно о победе в голосовании за право проведения Олимпиады. МОК возглавлял Хуан Антонио Самаранч — бизнесмен из Барселоны, принявший руководство олимпийским комитетом в тяжелейшее для Олимпиады время: игры были страшно убыточны, политика все чаще вмешивалась в спорт — Москву-80 и Лос-Анджелес-84 поочередно бойкотировали две крупнейших державы. Самаранчу удалось невозможное: он научил зарабатывать города на проведении Игр, позволил зарабатывать на этом МОК и максимально снизил влияние политики. Почти все это разом было реализовано на Играх в Барселоне  — при том, что та Олимпиада была первой без государства СССР и первой с 1960 года, куда после прекращения политики апартеида пустили команду ЮАР.

Для проведения Олимпиады от Барселоны потребовалось собрать воедино вообще все положительное, что ассоциировалось с городом и Каталонией. Церемонию открытия проводили на горе Монтжуик, рассказывали про подвиги основателя города Геракла. На церемонии пели Монсеррат Кабалье и Пласидо Доминго. Олимпийский гимн пели не только на испанском, но и на каталанском. Сейчас все это кажется нормой, но тогда мир чуть ли не впервые узнавал об уникальности второго по величине города Испании.

К Олимпиаде-92 город полностью изменил облик побережья Барселоны. Убрали железную дорогу, снесли промышленные объекты, добавили 3 км пляжной линии. Увеличили количество ресторанов на берегу с 7 до 70. Построили новый порт, два небоскреба. Количество дорог увеличили на 15%, канализационных систем — на 17%, а зеленых зон и пляжей стало больше на 78%. Уровень безработицы снизился в два раза — до 60 885 человек. Экономически город заработал $3 млн сразу после Олимпиады за счет телеправ и спонсоров. 


Но глобально Барселона получила гораздо больше: она стала интересна инвесторам и туристам. Сразу после игр город перескочил с 11-й на 4-ю строчку в списке лучших мест для ведения бизнеса. В 1990–2004 годах количество гостиничных номеров в городе выросло в два раза. Лишь в 1993-м в городе появилась собственное министерство туризма, а уже в 2015 году Барселона стала третьим по посещаемости городом Европы после Лондона и Парижа с 8 млн туристов. По оценкам экономистов, город зарабатывает туризмом 20 млн евро ежедневно, что составляет 11% ВВП региона. Туристическая деятельность города дает ему до 500 тыс. рабочих мест. Обустроенный к Олимпиаде порт сейчас посещает до 2,5 млн человек ежегодно, благодаря чему городской бюджет получает до 260 млн евро.

Но у этой популярности есть свои проблемы — Барселона в лидерах по числу карманных краж, исторический центр постепенно вытесняет жителей в пользу гостиниц и сувенирных лавок, а местные парки и рынки переполнены туристами. Но при должном урегулировании эта проблема решится, а доходы от туризма останутся. Олимпиада-92 за 25 лет не только сделала Барселону привлекательной, но и подарила финансовую независимость.

...
Фото: Alex Caparros / Getty Images

ДЕМОКРАТИЯ В ФУТБОЛЬНОЙ «БАРСЕЛОНЕ» 

От Игр был и очевидный спортивный эффект. За всю историю Олимпиад Испания принимала ее лишь однажды — в 1992 году. Она же стала самой успешной для страны Олимпиадой: 13 золотых, 7 серебряных и 2 бронзовых медали. Подобраться к общему количеству наград удалось лишь в 2004 году (20 медалей). А больше 5 золотых медалей страна не брала ни до, ни после домашних Игр. Через 16 лет после Олимпиады Испания переживала золотой год в национальном спорте. Футбольная сборная впервые выиграла чемпионат Европы, Карлос Састре взял «Тур де Франс», а Рафаэль Надаль добрался до первой строчки рейтинга ATP. В НБА на тот момент выступали пять испанцев, ведущим гонщиком «Формулы-1» тоже был испанец Фернандо Алонсо, гольфист Серхио Гарсия попадал в Топ-10.

В Испании считают, что страна переживала три ключевых даты старта спортивного безумия. 1975 год — когда смерть генерала Франко освободила подавляемую в людях свободу и энергию. 1982 — год принимаемого испанцами чемпионата мира по футболу. И 1992-й — лето Олимпиады. Спортивный журналист Хуан Парадинас объясняет последние успехи страны в спорте еще и огромными финансовыми инвестициями. «Олимпиада открыла денежные краны в спорт со стороны государственных и частных источников. По всей стране начали строить спортивные объекты, и сейчас это дает результат. Теперь спорт не просит деньги, а приносит их. Посмотрите, мадридский „Реал“ зарабатывает в год больше 600 миллионов евро!»

При всеобщей популярности и успехов спорта футбольные результаты выглядят все равно невероятно успешными. Две победы в чемпионатах Европы, один Кубок мира — и это только на уровне национальных команд. В XXI веке клубы Испании по 8 раз выигрывали Лигу чемпионов и Лигу Европы / Кубок УЕФА. Мальчишки, которым на момент Олимпиады-1992 было по 5–7 лет, сейчас «уничтожают» всех в мировом футболе. Даже самые бедные и маленькие клубы страны зарабатывают на продажах игроков, обладая отличными собственными академиями.

Конкретно для Барселоны 1992 год означает не только Олимпиаду. За два месяца до Игр одноименная футбольная команда выиграла Кубок чемпионов, а в августе — Суперкубок УЕФА. Команда, которую со скамейки тренировал Йохан Кройфф, а в поле — Хосеп Гвардиола. Это не было моментом начала всемирного доминирования «Барселоны» в мировом футболе. Но тогда родилось то, что через 25 лет будут называть «футбольное ДНК». Футбол Кройффа, переосмысленный Гвардиолой, превратит «Барсу» в фаворита любых соревнований. А «Ла Масия», запущенная голландцем, подарит миру ХавиАндреса ИньестуСержио БускетсаКарлеса Пуйоля и Лионеля Месси. Тогда же все чаще применительно к успехам «Барселоны» начали добавлять идентификацию «каталонцы», а не «испанцы». В самом городе постоянно подчеркивали, что сборная Каталонии по составу игроков способна бороться за любой международный трофей. Считали количество каталонцев в сборной Испании. И гордились тем, что в какой-то момент каталанский стал практически обязательным для изучения языком команды.

Местный футбольный клуб всегда был дополнительным способом идентификации местных жителей и их борьбы с остальной Испанией. Во времена Франко на «Камп Ноу» проходили самые массовые и открытые неофициальные протестные собрания, которые невозможно было запретить. Ведь официально люди приходили смотреть футбол. Слоган «Барселоны» «больше, чем клуб», приобретал значения политического, а руководители клуба не стеснялись его использовать. «Барселона» — один из немногих клубов мира, управляемый моделью демократии. Обладатели членских карточек голосуют по всем ключевым вопросам, назначая ответственных лиц. Голосованием выбирается президент «Барселоны», а если он чем-то не устраивает значительный процент culés — можно объявить импичмент.

При Гвардиоле пресс-конференции клуба спокойно могли проходить на каталанском, а символика региона ненавязчиво появлялась в официальной экипировке. Фотографии города на тренировочных майках, капитанская повязка цветов саньеры — каталонского флага. Такая же расцветка несколько сезонов подряд была основой для гостевых комплектов формы «Барселоны», пользуясь огромной популярностью у местных болельщиков и раздражая 80% регионов остальной Испании (исключая Страну Басков, разумеется). При всем этом финансово клуб уже давно не держится на болельщиках, а зависит от спонсоров и инвесторов. Из-за этого продвигаемые ценности уникальности постепенно ущемляются. Уже больше 10 лет не действует правило «чистой майки», которым гордились болельщики, — оно заключалось в отсутствии на форме рекламы. Все прошло постепенно: в 2006 году «Барселона» разместили на форме логотип благотворительного фонда UNICEF, который сама спонсировала. Затем появился фонд Qatar Foundation, уступивший место рекламе катарских авиалиний. С этого сезона «Барселона» рекламирует японский интернет-магазин Rakuten, получает за это не меньше 55 млн евро в год — и болельщики смиренно молчат.

Следующий шаг руководства — продажа названия стадиона. «Камп Ноу» необходима модернизация. Ее проект давно согласован — он будет стоить не меньше 600 млн евро. Половину этой суммы клуб должен покрыть самостоятельно, для этого арену придется переименовывать. На этой неделе стало известно о переговорах «Барселоны» с фармацевтической фирмой Grifols. Стороны обсуждают контракт на 30 лет, который принесет клубу в районе 400 млн евро. Если этого не случится сейчас, то случится чуть позже — изменятся лишь имя спонсора и цифры по продолжительности соглашения / сумме.

Вторая часть финансирования модернизации «Камп Ноу» содержит в себе вторую привязку «Барселоны» — банковские кредиты. Как у любого современного топ-клуба в Европе, у «Барсы» сотни миллионов долга. Конкретно сейчас эта сумма составляет 247 млн евро, хотя еще в 2012 году было 578 млн евро. Какие именно банки кредитуют «Барселону» — закрытая информация, но летом 2016-го клуб брал два краткосрочных займа на 43 млн евро для продления контрактов с лидерами команды. Деньги предоставили испанские банки Santader и Bankia. Оба банка не каталонские, а штаб-квартира Bankia вообще расположена в Мадриде.

***

Каталонцы утверждают, что ощущение собственной уникальности и стремление к идентификации было в них все годы нахождения в составе Испании. То есть чуть ли не с 1659-го, когда Испания и Франция поделили регион между собой. Долгое время жители Каталонии адекватно оценивали будущее региона при получении самостоятельности. Но сейчас силой протеста стали граждане от 18 до 35 лет. Они взрослели в период экономического подъема Барселоны и всей Каталонии. 

Чтобы увеличить, нажмите

Огромный процент протестующих родился уже в процветающем и успешном регионе. Они видели пользующийся огромной популярностью город. Видели интерес к каталанскому языку и истории со стороны остального мира. Видели футбольную сборную, которая выигрывала главные турниры планеты с каталонцами в основе. Жившая все это время национальная гордость получила подпитку в виде экономической стабильности. И невероятно успешная «Барселона», побеждающая «Реал Мадрид», — противостояние переносилось из политики в футбол, и наоборот.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (4) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.10.2017 09:12

    интересно. спасибо, БО!
    с ув., Дамир.

  • Анонимно
    27.10.2017 09:50

    У нас Ак Барс тоже использует государственную символику Татарстана :) Спасибо БО за статью. Руководству Республики бы показать.

  • Анонимно
    27.10.2017 11:10

    Проблема модели Барселоны применительно к Татарстану в том что каталонцев формировали из приехавших за работой латиноамериканских испаноязычных трудовых иммигрантов - которые зная испанский в благодарность за работу учили наверное похожий на испанский каталонский и были готовы двигаться за каталонский язык-который ассоциировался у них с жизнью в достатке в каталонии.

    В Татарстане - это модель не работает .

    Потому что достаток не ассоциируется со знанием татарского языка в широком народном смысле и принадлежности к татарстанской идентичности.

    Во вторых у нас не гражданская идентификация по нациям-территориям, а идентификация по кровно-родственным отношениям.

    В третьих тем же приехавшим в 90 е годы из за небольшого по сравнению с сегодняшним уровнем коммуникаций - сложно было поддерживать связи с забытыми всеми деревнями в джунглях и они легче становились каталонцами.

    Сейчас коммуникации выросли практически до уровня виртуального присутствия

    С уважением Айдар

  • Анонимно
    27.10.2017 12:06

    в Татарстане та же схема, пиар проекты сформировался грех гордыни, по отношению окружающим регионам.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже