Политика 
27.10.2017

ВСМ Москва – Казань не будет. В России никогда не построят скоростных ж/д магистралей

Причина проста: строительство ВСМ у нас экономически невыгодно, объясняет Владислав Иноземцев

ВСМ Москва — Казань не появится на свет: трасса стоимостью в 1,1 трлн вместе с новыми составами и обслуживанием окупится не менее чем за 60 лет. И грузовые перевозки по мифической трассе Москва — Пекин не начнутся никогда, потому что эта дорога обойдется в $100–140 млрд, а тарифы будут много дороже даже авиационных, констатирует Иноземцев. Нигде в мире высокоскоростное сообщение не используется для перевозки грузов, так как себестоимость оказывается запредельной.

КОМФОРТ ПОБЕДИЛ СКОРОСТЬ

В дни, когда сама Ксения Собчак объявляет об участии в президентских выборах, а Владимир Путин рассказывает зачарованным «валдайцам» о созидательном разрушении, мало кто обращает внимание на новости о фактическом сворачивании одного из самых разрекламированных «высокотехнологичных проектов» последних лет — строительства скоростной железной дороги из Москвы до Казани/Екатеринбурга, о которой в верхах говорили с 2009 года. Оказывается, что денег хватит на постройку пути лишь до Владимира: 200 млрд рублей из первоначально требовавшихся 1,1 трлн попытаются найти так, чтобы движение на «опытном участке» началось в 2023 году (а когда-то говорилось о запуске поезда до Казани к чемпионату мира по футболу).

Эта скромная новость подчеркивает очевидный факт: в России не удается запустить проекты, которые в Европе стали обыденными еще в 1980-е, а в Китае — в 2000-е годы. Причин может быть названо много, но реже всего, на мой взгляд, вспоминается самая очевидная из них — экономическая нецелесообразность резкого повышения качества предоставляемых услуг. Это может показаться кощунственным, но именно пример отечественных железных дорог показывает это предельно наглядно.

В начале 2000-х годов в России начали активно обсуждать проекты высокоскоростного движения, в 2006-м было создано ОАО «Скоростные магистрали», в 2013-м были озвучены планы прокладки 4 тыс. километров высокоскоростных путей к 2030 г. Пока, однако, ни одного из них так и не уложено: все, что удалось сделать, это закупить у Siemens поезда «Сапсан» на Є1,15 млрд (95 млрд рублей) и реконструировать пути на трассе Москва — Санкт-Петербург за 29 млрд рублей, а также организовать скоростное сообщение между Санкт-Петербургом и Хельсинки на поездах «Аллегро». Эти маршруты (а также действовавший в 2010 – 2015 гг. маршрут «Сапсана» из Москвы до Нижнего Новгорода) остались в ведении Дирекции скоростного движения ОАО «РЖД», а «традиционные» маршруты перешли в 2009 г. к вновь созданному ОАО «Федеральная пассажирская компания». Данная реформа, как сегодня можно признать, неожиданно — и на редкость — оказалась очень удачной.

Экономика пассажирского транспорта во всех странах мира организована таким образом, что двумя конкурирующими стратегиями являются относительно скромное повышение качества услуг за умеренную плату и революционная их трансформация с соответствующим повышением цены. ФПК по объективным причинам сфокусировалась на первой стратегии — и добилась неплохих результатов. «Сапсан» в момент своего введения показался чем-то радикально новым — но он преодолевает расстояние между Питером и Москвой всего на 40 минут быстрее советской «Авроры», курсировавшей с 1963 по 1984 год. Средняя скорость его движения по маршруту составляет всего 188 км/ч, что вполне достижимо и с использованием менее дорогого подвижного состава. В ФПК учли, что закупать поезда, потенциально развивающие скорость в 300 км/ч, для наших реалий бессмысленно, и сосредоточились на сегментах, в которых для пассажиров важнее комфорт, чем скорость. В результате за 2014 – 2017 гг. были запущены новые поезда «Стриж» и «Ласточка» (причем производство последнего было успешно локализовано в России заводом «Уральские локомотивы»), впервые на российских железных дорогах появились двухэтажные вагоны; пассажирам стала предлагаться давно известная в Европе услуга одновременной перевозки их автомобилей. Поезда «Стриж» испанской компании Talgo, появившиеся в парке компании в 2015 г., сегодня доставляют пассажиров из Москвы в Нижний быстрее, чем раньше более громоздкие «Сапсаны»; в прошлом году на направлении Москва — Берлин начал ходить поезд с автоматическим изменением ширины колесных пар для перехода на европейскую колею, что наконец-то позволило отказаться от почти трехчасовых манипуляций по смене вагонных пар в белорусском Бресте.

«ЭКОНОМИКА ЖЕСТОКО МСТИТ ЗА НЕПРАВИЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ»

Стратегия ФПК, ориентированная на повышение качества обслуживания в большей мере, чем на снижение времени в пути, себя, на мой взгляд, вполне оправдывает: в прошлом году доходы от пассажирских перевозок повысились на 11%, убыток от продажи билетов по регулируемым тарифам снизился более чем вдвое, а пассажирооборот в дерегулируемом сегменте вырос на 7,2%. И хотя государство сократило субсидии по перевозкам почти на 6 млрд рублей только за один год, чистая прибыль компании, по сравнению с первым годом ее работы (2010), выросла более чем в 16 раз. Новаторская система предоставления скидок, введение бонусных карт по образцу программ лояльности, давно существующих в авиакомпаниях, увеличение срока предварительной продажи билетов с 45 до 60 дней, внедрение электронного билета и т. д. — все это удешевляет поездки и с лихвой перекрывает преимущества от сверхскоростного движения. Насколько можно судить, направление работы компании останется прежним: в 2016 г. она направила более 90% инвестиций в обновление подвижного состава, закупив почти 300 новых пассажирских вагонов, и в текущем году ее операционные результаты продолжили рост.

Россия — великая железнодорожная держава, но именно ее величие (в самом что ни на есть буквальном смысле) обрекает страну скорее на развитие и совершенствование традиционных форм перевозок, чем на революционное новаторство. Мировой опыт свидетельствует: скоростные поезда успешно конкурируют с авиаперевозчиками на расстоянии 300 – 1000 км и продолжительности пути не более 5 часов (исключения составляют особые маршруты, доставляющие пассажиров в места, где нет авиасообщения, например, Eurostar, за 8 часов доходящий из Лондона до Мутье, подножья самого известного горнолыжного района Франции). Более протяженные маршруты не пользуются популярностью, да и цены на бюджетные авиалинии не позволяют путейцам с ними конкурировать.

Нигде в мире высокоскоростное сообщение не используется для перевозки грузов, так как себестоимость в этом случае оказывается запретительной. Для России это означает только одно: большая часть поездов за пределами Центрального региона по-прежнему будет комплектоваться из плацкартных и купейных вагонов (которые также не используются в скоростном сообщении) и потому выделенного полотна не потребуют. Грузовые перевозки по мифической трассе Москва — Пекин не начнутся никогда, просто потому что такая дорога обойдется в 100 – 140 млрд долларов и потребует тарифов, которые легко будет «перебивать» транспортная авиация. И даже недавно «укороченная» скоростная дорога Москва — Казань тоже может не появиться на свет: небольшой участок до Владимира выглядит бессмысленным, если дальше поезда снова будут идти по обычным рельсам, а проект 1,1-триллионной трассы вместе с новыми составами и обслуживанием будет окупаться не менее 60 лет.

Экономика — упрямая вещь, которая если и подчиняется политикам, то потом жестоко мстит за неправильные решения.

Пока в России такие решения в связи со строительством скоростных железнодорожных магистралей не приняты. Если вспомнить 2010 год и указ президента о строительстве ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом, то ее сдача в строй планировалась... на лето 2017 года, однако до конца трасса даже не была спроектирована. Гигантские затраты и неочевидные выгоды подталкивают российских путейцев к простому и понятному выводу: лучше тише, но дальше (и комфортнее).

В ситуации, когда поезда ФПК ездят в Нижний быстрее «Сапсанов», вполне вероятно, пришло время задуматься о том, стоит ли вообще сохранять в системе РЖД Дирекцию скоростного движения, и уж тем более о том, есть ли перспективы у строительства скоростных магистралей — если уж за «тучные» 2000-е годы в стране так и не рискнули приступить к их сооружению. Ведь политиков сейчас совершенно не смущают рассуждения о том, что Россия должна быть особенной — может быть, ей следует оставаться такой и в отношении стратегии развития железных дорог? Хотя бы потому, что стоимость «стандартизации» в этом случае может оказаться выше цены исключительности во многих других.

Владислав Иноземцев, доктор экономических наук, директор центра исследований постиндустриального общества

Znak.com, 26.10.2017

Владислав Иноземцев  — доктор экономических наук (1999), автор более чем 300 печатных работ, опубликованных в России, Франции, Великобритании и США, в том числе 15 монографий (одна в соавторстве с Дэниелом Беллом), четыре из которых переведены на английский, французский, японский и китайский языки, основатель и научный руководитель автономной некоммерческой организации «Центр исследований постиндустриального общества» (Москва), член научного совета российского совета по международным делам.

Родился в 1968 году в Горках, Беларусь, в семье преподавателей немецкого языка.

Окончил с отличием экономический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова (1989), а также аспирантуру.  

Работал в журнале «Коммунист», в акционерном обществе «Межбанковский финансовый дом» (Москва), в банке «Кредит-Москва», в Московско-Парижский банке (Москва), был главным редактором журнала «Свободная мысль», председателем научно-консультационного совета журнала «Россия в глобальной политике».

2012 - 2014 — председатель высшего совета партии «Гражданская сила».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (84) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
27.10.2017 09:11

Экономическая эффективность проекта- первое, что надо просчитывать, прежде чем приступать к "освоению" десятков миллионов бюджетных денег на проектирование. Хотели как лучше, а получилось как в России...

  • Анонимно
    27.10.2017 09:11

    Экономическая эффективность проекта- первое, что надо просчитывать, прежде чем приступать к "освоению" десятков миллионов бюджетных денег на проектирование. Хотели как лучше, а получилось как в России...

  • Анонимно
    27.10.2017 09:20

    Очень хорошо! Есть сотни других способов деньги освоить.

  • Анонимно
    27.10.2017 09:27

    Путин ещё будеть президентом? Или нет? Может пора уже остоновиться .

  • Анонимно
    27.10.2017 09:28

    В общем, всё как обычно!

  • Анонимно
    27.10.2017 09:43

    Послушайте Иноземцева и посмотрите официальный сайт http://www.hsrail.ru/info/vsmmk/
    Там все просчитано уже до этого товарища...)

  • Анонимно
    27.10.2017 09:43

    Запуск ВСМ до Владимира действительно хоронит идею. Город небольшой, хотя и тяготеет к Москве. Скоростные поезда "Стриж" и "Ласточка" преодолевают расстояние между городами за 1,5 часа, обычные электрички за 3, автобусы отправляются чуть ли не каждые пол часа. Получается аналог казанской кольцевой электрички - дорого и воздуховозно.

  • Анонимно
    27.10.2017 09:51

    Простому народу не окупаемость была понятна с самого начала, но кто его слушает.

  • Анонимно
    27.10.2017 09:59

    Энгеля на вас нет, балаболы)

  • Анонимно
    27.10.2017 10:01

    мост на Сахалине - начинал Берия...., но ВСМ это было круто - на Воровского стенд уберут?

  • Анонимно
    27.10.2017 10:05

    А сколько было слов и обещаний..

  • Анонимно
    27.10.2017 10:07

    А, татары так размищтались. Какая жалость, а сколько можно было распилить.

  • Анонимно
    27.10.2017 10:10

    Лучше бы деньги потратили на перевод с контактной сети с постоянного на переменное напряжение, это было бы экономия затрат и времени(станций стыкования). И второе разогнали бы поезда до конструктивных скоростей, а то поезд Москва Казань едет 800км за 10 часов со средней скоростью 80 км/ч, хотя конструктивная скорость подвижного состава 160-200 км/ч., а ползут под 80 км/ч.



    • ПанАлекс
      27.10.2017 10:48

      Состояние путей не позволяет!
      В армии (1988-89) в скором ехали по транссибу нередко со скоростью 120 км/ч (делать нечего 6 суток вот и замеряешь по секундомеру столбы через 1 км.) сейчас и там не более 80 км/ч.
      Вообще тогда из Новосибирска до Москвы скорый за 2 суток добирался, а сейчас...

      • Анонимно
        27.10.2017 12:18

        Так пути почему нельзя привести в порядок это проще чем строить ВСМ и дешевле. Вся проблема РЖД это создания ОАО РЖД было МПС и до прихода Якунина. За счет своих средств электрофицировали до конца транссиб. Также велись отечественные разработки новых локомотивов и скоростных поездов пришел Якунин начали закупать у французов и немцев, раньше закупали на украине или в чехии.

    • Анонимно
      28.10.2017 14:32

      Вы что-то путаете. Контактные сети для электротранспорта везде на переменном токе и существующие тяговые подстанции работают по принципу трансформатора, которые обеспечивают компенсацию падения напряжения в связи с протяженностью электросетей. Учите физику и тогда не будете писать несуразицы.

      • Анонимно
        29.10.2017 14:23

        есть сети на переменном токе с напряжением 27кВ или на постоянном, там напруга примерно в два раза ниже - учите матчасть, а не физику

        • Анонимно
          31.10.2017 16:13

          14:23 Надо общие издержки постоянки и переменки сравнивать. По всему циклу энергохозяства.

  • Анонимно
    27.10.2017 10:15

    Не ту ножовку для распила взяли, зубья быстро сломались...

  • Анонимно
    27.10.2017 10:19

    будет - не будет, ромашку устроили. Была бы ВСМ, мне кажется люди начали бы больше путешествовать, конечно же, если цены приемлемы будут. Кому-то на самолётах летать противопоказано, а добираться 12 часов до Москвы на поезде, пусть даже с комфортом - не очень комфортно. ВСМ бы решило данные проблемы

  • Man_16rus
    27.10.2017 10:19

    Деньги на передпроект освоены!
    Теперь можно и расслабиться...

  • Анонимно
    27.10.2017 10:20

    Россия отсталая страна, она будет и дальше отставать от других, руководство страны тактики максимально прогнозирующие на полгода, поэтому и весь обман с Восточным, ж/д дорогой Москва-Пекин, сила сибири - лапшу на уши вешают гражданам, Европа на элетромобили переключается а у нас цены на бензин поднимают

    • Анонимно
      27.10.2017 10:43

      Сердюков и Васильева (его зам по строительству военных объектов) - тактики?

      Может просто коррупционеры?

  • Анонимно
    27.10.2017 10:37

    Ровно тоже самое с Олимпиадой, Универсиадой, список продолжите сами.

  • Анонимно
    27.10.2017 10:41

    Пора фиксировать убытки. Этот ВСМ прошлый век, Hyperloop все районы Татарстана свяжет

    • Анонимно
      27.10.2017 11:03

      У нас много учёных, разработают сеть, на выходные весь мир будет у нас на Сабантуй собираться.

  • Анонимно
    27.10.2017 11:01

    У нас вообще ничего не будет, в смысле будущего!

  • Анонимно
    27.10.2017 11:07

    Убыточные объекты в Казани: метро, аэроэкспресс, Казань-Арена, все спортивные объекты, Рубин и все спортивные клубы. Все это на шее налогоплательщиков Татарстана и крупных предприятий Закамья, которые никакого отношения к Казани не имеют, но покрывают вечные убытки этого города

    • Анонимно
      27.10.2017 15:39

      Да вообще все у вас убыточное. И больницы и школы из бюджета содержаться, и все объекты культуры. И электрички из бюджета дотируются. Давайте жить как центральной в Африке!

    • Анонимно
      27.10.2017 18:50

      Руки прочь от метро!
      Метро не для зарабатывания денег (на людях), а для удобства этих людей!

  • Анонимно
    27.10.2017 11:07

    Это нормально. Зачем нам скоростной транспорт, страна маленькая!...

    • Анонимно
      27.10.2017 12:21

      Как раз для нашей страны лучшей способ передвижения до 500 км автобусом, до 1000км жд, и свыше 1000 км авиатранспортом.

  • Анонимно
    27.10.2017 11:28

    Нашли кого публиковать и слушать открыв рот.
    Это же Иноземцев!
    Читал еще в девяностых его опусы про "постиндустральную эпоху". Про то, как мы будем жить в информационную эпоху, в которой исчезнет необходимость в материальных благах, и пр. и пр.
    Человек живет в другом мире.

    • Анонимно
      27.10.2017 16:02

      Это точно. С такими Иноземцевыми и врагов не надо. Если бы также все думали как он, то в России никогда не построили бы Транссиб. Карабай.

  • Анонимно
    27.10.2017 11:46

    На 1 трлн.р. можно купить 150 самолётов. А если с учётом лизингов и кредитов, то все 1500. Один самолёт перевозит 200 человек. Один состав поезда ~500 человек. Кому нужна эта высокоскоростная магистраль? Только строителям для личного обогащения. И не более того.

    • Анонимно
      28.10.2017 14:46

      У вас гладко только на бумаге и забыли о том, что слишком тесно будет при таком количестве авиатранспорта железнодорожного и автотранспорта. Запомните, все имеет критическую массу и если пренебречь этим, то аварий и в воздухе и на земле, ну никак не избежать и тогда мы придем к пониманю, что дороже обойдется - людские ресурсы или технические. Все познается в сравнении.

  • Анонимно
    27.10.2017 12:35

    Можно подумать Иноземцев строил ВСМы всю жизнь))

  • Анонимно
    27.10.2017 12:39

    Даже в Грузии скоростной поезд построили....

  • Анонимно
    27.10.2017 13:04

    как сказано в кинофильме волга волга весь пар ушел в гудок поэтому пароход не тронулся в россии любят гудеть гудеть про то что у нас буде такое великое а потом выясняется что весь пар ушел в гудок и коммунизм уже построить невозможно

  • Анонимно
    27.10.2017 13:14

    Создается впечатление что этот аналитик из советской серии, когда отсутствующие продукты объявлялись вредными. Например, был дефицит сахара и тут же в газетах появлялись статьи, что "сахар - вреден". Потом, когда федералам стало жалко тратить деньги на регионы, появились псевдоэксперы , утверждающие, что метро в городах -миллионниках не нужно строить. Оно там "не нужно" и их жители должны давиться в общественном транспорте. Правда ,у них, как-то так расчеты складываются, что в Москве все выгодно строить И кольцевую железную дорогу и метро по три станции за год.

    • Анонимно
      28.10.2017 14:52

      Москва заботится прежде всего о себе юбимых и если строить метро в регионах, то Москве меньше достанется. Они же всероссийский каравай делят. Зрите в корень, как говорил Козьма Прутков.

  • Анонимно
    27.10.2017 13:41

    Ой, а мы губу раскатали, что теперь ее обратно закатывать? НеудаЩно
    как-то получается. Печалька.

  • Анонимно
    27.10.2017 13:45

    В России всё исходит из выражения: "Тише едешь, дальше будешь!", но никто не говорит это высказывание до конца: "Тише едешь, дальше будешь от места куда едешь!"
    И в экономике у нас так и на дорогах видно, кругом знаки 40, 60, в развитии страны всё тот же принцип! И правительство пенсионеры, которые бояться уйти в небытие.
    Так и живём.Молодым прохода нет.Старикам торопиться некуда.

  • Анонимно
    27.10.2017 13:55

    Если есть Поезда «Стриж» испанской компании Talgo, доставляющие пассажиров из Москвы в Нижний, то дорогу надо строить из Казани до Нижнего, а не из Москвы во Владимир.

  • Анонимно
    27.10.2017 14:20

    В Узбекистане даже построили

  • Ильдар Абый
    27.10.2017 14:28

    Ну, вот... а сколько было шума и все зря.

    • Анонимно
      27.10.2017 14:58

      Ильдар, это фантазии Иноземцева.
      ВСМ никто пока что не отменял...)

  • Анонимно
    27.10.2017 14:50

    Заявлять, что Росси невыгодны ВСМ, при ее огромных территориях -просто верх цинизма . Потому что, ВСМ окупилась бы за считанные годы, если бы в стране были высокие зарплаты. А так , эти псевдоэксперты , видимо, считают, что в ближайшие 60 лет у подавляющего числа граждан РФ, высоких зарплат не будет. Вот и все что нужно знать об этой власти.

    • Анонимно
      27.10.2017 16:15

      Просто Якунина убрали с его закупками импортной техники. С нашими расстояними только самолеты.

      • Анонимно
        27.10.2017 18:44

        С нашими расстояниями и климатом только железные дороги. И особенно ВСМ.

        • Анонимно
          27.10.2017 20:08

          Как вы считаете - зачем самолет поднимается на высоту 10км? Потому что там минус 50. Это его естесственное охлаждение. В России самолетам летается очень хорошо. Не то что в теплых странах. Отчасти по этой причине у нас возрастной авиа-парк.

        • Анонимно
          31.10.2017 16:27

          18:44 Вот ваша фраза должна быть главной в споре с радетелями за строительство автодорог.
          А авиация - главное средство внутри- и межобластного сообщения на территории за Уралом.

  • Artur1989
    27.10.2017 15:18

    Отличная статья.Еще в 2013 году после того как была обнародована цифра 1,4 трлн руб, всем здравомыслящим было понятно, что проект абсолютно нерентабелен.
    За счет перекладки рельс, обновления подвижного состава и оптимизации расписания действительно можно сократить время поездки на 20-30%.

  • Анонимно
    27.10.2017 15:25

    истощник уж больно спорный..
    посмотрим..
    !!

  • Анонимно
    27.10.2017 16:14

    Построили не только ДАЖЕ в Грузии и Узбекистане, весь цивилизованный мир уже давно пересел на скоростные поезда. Только в нашей стране вечно зеленых помидоров и коррупции, строят самые дорогие в мире автодороги, стадионы и газопроводы в никуда. И при этом 86% населения готова костьми лечь за горячо любимого, великого, мудрого, самого могучего в мире, солнцеликого вождя. Карабай.

    • Анонимно
      27.10.2017 20:11

      Ну проблему помидоров решили. Только стали они вечно-везвкусными. А коррупцию искоренить? Это вряд ли. В Англии демократия строилась 500 лет. Наверное и у нас так будет.

      • Анонимно
        30.10.2017 10:02

        Вот только не надо нам как в Англии.

        "спросите себя: отъем денег у народа — это правонарушение или это такая модель ведения бизнеса?" и далее, в качестве примера "Один из бывших министров действующего сейчас правительства возглавлял финансовый конгломерат HSBC, в котором использовались схемы по уходу от уплаты налогов, отмывания денег, поступавших от наркоторговли и оказания услуг банкам Саудовской Аравии и Бангладеш, связанным с финансированием террористов. Вместо того, чтобы возбудить против банка судебное дело, руководитель налогового управления Великобритании пошел туда работать после выхода на пенсию." Больше примеров тут - http://mail.rusfact.ru/node/37723 . Это краткий пересказ книжки, вышедшей в Великобритании.

        Находится в Яндексе с первого запроса, наряду со статьями про то, какой там высокий рейтинг и какое там лучшее антикоррупционное законодательство.

  • Анонимно
    27.10.2017 17:28

    А мне вот что интересно , китайский банк давал кредит на 20 лет под ВСМ под 4 % а наши говорят что это дорого а хотя с нас дерут от 17%

  • Анонимно
    27.10.2017 17:37

    Слушайте ! Ну не переживайте так... Все еще будет , время пока еще не пришло , да и ВСМ это пустая трата денег, нам надо такой транспорт чтобы со скоростью Света перемещяться , вот это будет прогресс а ВСМ это так фигня

    • Анонимно
      27.10.2017 20:15

      Да и вообще - я уже 30 лет плачу налоги. Где телепорты?

    • Анонимно
      28.10.2017 14:58

      Вы , как тот кремлевский мечтатель, который обещал светлое будущее. Такой же утопист, как Томас Мор или Кампанелла.

  • Анонимно
    27.10.2017 17:45

    Авиацию надо развивать, так чтобы авиабилет был доступен каждому и у Вас мыслей таких не будет как ВСМ ,но каждый будет мечтать о более скоростных самолетах

    • Анонимно
      27.10.2017 20:20

      Даже с учетом нашей российской действительности, авиация достаточно быстро развивается. Конечно до азиатской эйразии нам далеко, где слетать с другую страну стало нормой как у нас съездить на дачу. Благо это востребовано и когда-нибудь даже среднестатистический гражданин сможет спокойно слетать в европу на выходные. А ВСМ это преодоление расстояния только до Москвы. Нужно шире смотреть на мир.

    • Анонимно
      28.10.2017 15:02

      Было время, когда автотранспорта было в разы меньше, чем сейчас и ДТП почти не было.

  • Анонимно
    27.10.2017 18:46

    Нашей стране , по климату не пригодно использование только авиации. Приоритетом должны быть ВСМ по всем направлениям.

  • Анонимно
    27.10.2017 19:15

    Давно слежу за разными проектами. Автодорогу Китай- Европа в 2015 году должны были ввести, забыли. Высокоскоростное жд сообщение шумели шумели через пару лет забудут. Вы там наверху совсем обалдели. Заврались. Даже козью тропку проложить не можете уже. Деградация полная

  • Анонимно
    27.10.2017 19:26

    Что нужно для счастья человека.Семья, дети, родители, друзья, любимая работа, самореализация и здоровье.Передвижение тоже важны, но большинство домоседы.Можно путешевствовать в своих мыслях наконец.Если вложить эти деньги в образование, школы и детсады, то в институты придут отличные ребята и девчонки.Зная нашу существующую систему это будет распил денег в нткуда.Да и погода меняется быстро.Скоро будут одни болота везде.То есть надо сперва фундамент мощно укрепить.Проект один- беречь людей.

    • Анонимно
      27.10.2017 20:23

      Вы погрязли в кредитах. Что самое ценное у людей и что забирают у преступников? Свободу. Вы, сидя дома, как преступник. Путешествуйте. Мир прекрасен.

  • Анонимно
    27.10.2017 19:29

    В качестве "скоростных" поездов на наших железных дорогах сейчас ходят пригородные электрички немецкого производства, первоначально закупленные в Германии, а затем собранные по "отвёрточной технологии" на Урале. С драконовским ценником на билеты, с жутко неудобным, не предназначенным для дальних поездок салоном, жёсткими тесными креслами, расположенными лицом к лицу, в котором приходится своими ногами упираться в ноги соседа сидящего напротив, а своими локтями боишься задеть соседей, сидящих справа и слева, с двумя туалетами на весь пятивагонный состав, с окнами без штор, в которые светит слепящее солнце, от которого порой нет возможности прикрыться никак. И это "скоростное" (в кавычках) "чудо техники" больше 160 км/ч не разгоняется, а порой едет со скоростью отечественного плацкартного поезда. И самое плохое то, что в ближайшие 100 лет альтернативы ему, "чуду" этому, в России не будет, раз от постройки ВСМ считай отказались.

  • Анонимно
    27.10.2017 21:39

    Такое масштабное воровство бюджетных денег не могут себе позволить в условиях кризиса. Да и Америкосы больше не дают в долг.

  • Анонимно
    28.10.2017 11:24

    Пусть никогда не будет этой дороги!!! Никому не нужной! Воры хотят на этой дорогой отмывать деньги ,вот и все!!! И китайцы нам тут не нужны!
    Скольких людей хотели снести из за этой дороги! Сколько нервов людям намотали! Пусть этот проект на кроется медным тазом!!!

  • Анонимно
    28.10.2017 12:29

    Если не даете быстро уехать по ВСМ из Чебоксары, дайте хоть улететь!!! Откройте наконец прямые вылеты на Пхукет!!!!

  • Анонимно
    28.10.2017 15:16

    Так и будем на старых и медленных составах передвигаться....

  • Анонимно
    28.10.2017 20:46

    дома сидите нечего мыкаться туда-сюда

  • Показательная история. Грустно и обидно за страну.

  • Анонимно
    29.10.2017 13:57

    с самого начала это было понятно, но надо бы освоить деньги на изыскания.
    экономически это будет выгодно только тогда, когда каждый человек сможет себе позволить купить билет, а ради 10% населения - это никогда не окупится

  • Анонимно
    29.10.2017 15:20

    Конечно сотни километров эстакад и мостов проекта конечно сразу привлекали своей сложностью в осуществлении.

  • Анонимно
    12.11.2017 20:04

    Трепались 5 последних лет, народ на дыбы поставили, а сейчас молчат

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже