Политика 
6.11.2017

Индус Тагиров: «С десяток «большевистских» улиц в Казани стоило бы переименовать»

Вооруженное восстание в октябре 1917-го в Казани началось на два дня раньше, чем в Петрограде: как это было?

Завтра, 7 ноября, исполняется 100 лет со дня Октябрьской революции. Накануне этой неоднозначной даты корреспондент «БИЗНЕС Online» встретился с академиком АН РТ Индусом Тагировым, крупнейшим специалистом-историком в исследовании казанских событий столетней давности.

Индус Тагиров Индус Тагиров

ЦАРЬ НЕ ПРИСЛУШАЛСЯ К ВЕЛЕНИЮ ИСТОРИИ, ТЕМ САМЫМ ПОДПИСАВ СЕБЕ СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР

– Индус Ризакович, что же, по-вашему, представляют собой октябрьские события столетней давности – мятеж, переворот, восстание или все-таки революцию?

– Суть заключается не в том, как их называть, а в том, что они привели не к самому лучшему варианту общественного развития России. Поэтому мы вместо того, чтобы прославлять, воспевать эту дату, должны дать ей объективную оценку. А лучшие варианты быть вполне могли, но оказались упущенными. И прежде всего был упущен вариант после Первой русской революции 1905 года, когда страна встала на путь демократического развития, в ней появился парламент – Дума, политические партии, общественные организации, народ проснулся. Вот в этих условиях царизм и должен был сделать соответствующие выводы с тем, чтобы ограничить свою власть. Но Николай II со своими ставленниками вместо этого встал на путь репрессий. Страна оказалась уставленной виселицами, все это привело к так называемой столыпинской реакции. Тем самым Николай подписал себе смертный приговор. Почему? Потому что по большому счету он не прислушался к велению истории, а к истории прислушиваться надо. Сопротивление ее законам стоило ему жизни. Дата приведения в исполнение этого приговора – тот же 1917 год.

– Но случилось то, что случилось. И это продолжалось без малого 7 десятилетий, когда выросло 3–4 новых поколения. Так, может быть, уже в постсоветские годы стоило не бередить народ, а оставить его в счастливом неведении о многих подробностях настоящей, страшной правды, как это пытались сделать большевики?

– Ну начнем с того, что самих большевиков можно обвинять и не обвинять в происшедшем. Их надо обвинять в том, чего они заслуживают, но и не стоит винить в том, чего они не делали. Например, Владимир Жириновский и некоторые другие господа обвиняют большевиков в том, что они объявили страну федерацией и создали республики. Нет, нет и еще раз нет! Потому что Учредительное собрание (представительный орган в России, избранный в ноябре 1917 года и созванный в январе 1918 года для определения государственного устройства России,прим. ред.), которое проработало всего один день, успело провозгласить Россию демократическим федеративным государством. А большевики всегда были противниками федерации, прежде всего их лидер Владимир Ульянов-Ленин. Но Ленин был гениальным человеком; он потом, причем довольно скоро, понял, что все должно развиваться по-другому, а не как ими задумывалось. Но, к сожалению, он быстро ушел из жизни. Что касается Иосифа Сталина и его приспешников, то уже в марте 1917 года в «Правде», главном печатном издании большевиков, он выступил против статьи в газете «Дело народа», в которой говорилось о том, что Россия должна стать федерацией по типу Соединенных Штатов. Но, перепечатывая это свое выступление уже в 1924 году, Сталин пришел к заключению, что иного государственного устройства, чем федеративное, пусть даже и под управлением большевиков, для страны не было и быть не могло. И они просто вынуждены были провозгласить федерацию и продолжать свое правление в этих рамках. Декларация прав трудящихся, целиком вошедшая впервые в российскую Конституцию, – это было прежде всего провозглашение федерации в лице свободных народов России. Так написано в документе (первая Конституция РСФСР была принята V всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 годаприм. ред.). Почему? По этому поводу он говорил, что «мы получили разваливающуюся страну, из которой уходили народы», и, чтобы остановить этот процесс, нужно было время, Россия была объявлена федерацией. Но дело в том, что Сталин всегда полагал, что это временно, лишь на период укрепления большевиков у власти, а потом следует постепенно отказаться от федерации вообще и от республик в частности; от их прав, по крайней мере. И унитаризация страны началась примерно с конца 1920 года. В 1921–1922 годах начал постепенно складывается Союз советских республик, и Ленин писал по этому поводу, что, возможно, уже на следующем съезде нам придется отказаться от этой идеи союза республик и вернуться к прежним их взаимоотношениям с тем, чтобы союз этот существовал лояльно – политически, дипломатически – и только.

КАЗАНЬ, А НЕ ПИТЕР, – КОЛЫБЕЛЬ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ?

– Является ли сегодня, как это было при советской власти, местным предметом гордости тот факт, что в Казани восстание началось раньше на пару дней, чем в Петрограде? И даже вроде бы, полыхнув у нас, пожар революции перекинулся на Питер и только потом уже распространился далее, по всей стране. Получалось, что не столица империи, а нынешняя столица Татарстана де-факто была колыбелью революции...

– Это не соответствует действительности. Вооруженное столкновение с властями, действительно, в Казани началось раньше, чем в Петрограде. Казанские события 23–24 октября 1917 года (подробное их изложение содержится в недавней публикации «БИЗНЕС Online» о Николае Ершовеприм. ред.) так или иначе вытекали из общероссийского контекста, являлись отражением общенационального кризиса в стране. В Казани, как и во многих других ее городах, усилилось значение Совета и особенно его солдатской секции. Но то, что произошло здесь, было стихийно сложившимся событием, которое к политике партии большевиков, как это потом преподносили в долгие советские годы, имело мало отношения. Оно началось исключительно внутри Казанского военного гарнизона и было связано с нарастающими, бурно развивающимися в нем антивоенными настроениями, требованиями, которые выливались в массовые демонстрации прежде всего личного состава, а также ряда офицеров. Не только армия, но и вся страна требовала этого. Власти, конечно, сопротивлялись, потому что целью и лозунгом временного правительства Александра Керенского и, разумеется, подчиненного ему командования Казанского военного округа, гарнизона и местных властей было довести войну до победного конца. Вот и «довели», вместо того чтобы решить все назревшие проблемы, а именно: вывести страну из войны, заняться экономической и внутриполитической ситуацией. Но этого не сделали.

15 октября 1917 года состоялся большой общегарнизонный митинг (около 40 тысяч человек), в котором приняли участие все его полки, а также артиллерийский дивизион. На митинге было выдвинуто требование передать власть Советам. 23 октября Казанский совет принимает решение о роспуске солдат призыва 1899 года. Для временного правительства и командования Казанским военным округом это было неприемлемо. Отдается приказ об аресте прапорщика Николая Ершова и некоторых других активных агитаторов, которые вели антивоенную пропаганду. Вот в ответ на это как раз и поднялся гарнизон с тем, чтобы не дать арестовать этих людей. А для того, чтобы их арестовать, командование округом прислало во 2-й артиллерийский дивизион, где находился Ершов, юнкеров в сопровождении броневиков, началась вооруженная схватка, в которую только потом уже вмешались некоторые рабочие ряда казанских заводов. И лишь после того, как было получено известие о победе вооруженного восстания в Питере, в Казани была провозглашена советская власть.

«ЗАВАРИЛИ КАШУ ДРУГИЕ, А РАСХЛЕБЫВАТЬ ЕЕ ПРИШЛОСЬ ЧЕСТНОМУ И ГРАМОТНОМУ ОФИЦЕРУ»

– Обе стороны конфликта обвиняли друг друга в его разжигании, называя события тех дней «кровавыми». Много ли народа погибло тогда в Казани?

– Никаких кровавых событий не было. Да, не исключено, что были случайно погибшие люди. Но, хотя конфликт и произошел между военными вооруженными людьми, он протекал относительно мирно. В подтверждение этому – тот факт, что суд над офицером, которого во главе юнкеров и броневиков послали арестовать Ершова, даже после победы советской власти его оправдал. А с попытки этого ареста как раз и началось восстание. То есть это был значимый, если не ключевой момент в разыгравшемся противостоянии, а не случайный эпизод, один из многих. Звали этого человека Казимир Поплавский. Надо сказать, что это была примечательная личность. Подпоручик Поплавский с марта 1917 года был избран первым председателем солдатской секции казанского Совета, в октябре командовал одной из артиллерийских батарей 6-й Финляндской бригады. Это был очень искренний человек, убежденный сторонник доведения войны до победного конца. Поэтому Поплавский сам, по собственной воле, ушел из Совета и занялся воспитанием солдат. Читал им газеты, водил в музей. Политикой старался не заниматься. Однако в бурном 1917 году это сделать было трудно. Помимо своей воли он оказался в центре этой политики. Как офицер, получивший приказ от своего командования арестовать бунтовщика, нарушителя законов военного времени, он не мог его не выполнить. Но арестовали его самого, а потом и власть сменилась, и командиры, отдавшие ему тот злосчастный приказ, оказались не у дел, а он – под судом новой революционной власти, да еще как главный зачинщик бурных событий. Новая власть в глазах народа изо всех сил старалась свалить ответственность за начало конфликта на противника. В приказе от 29 октября Ершов, который сразу после переворота объявил себя командующим Казанским военным округом, писал: «Не мы, а власти виноваты в том, что случилось». А тут как раз такой удобный случай с Поплавским, который делал его самой удобной и беззащитной фигурой в поисках крайнего. Да и вообще, чем обычно в такое время заканчиваются суды, представить несложно. Но революционный суд его оправдал! Это говорит о Поплавском многое. Так что ситуацию можно обрисовать с помощью известной пословицы «В чужом пиру похмелье». Заварили кашу другие, а расхлебывать ее пришлось честному и грамотному офицеру...

Николай Ершов Николай Ершов

«С ДЕСЯТОК «БОЛЬШЕВИСТСКИХ» УЛИЦ В КАЗАНИ СТОИЛО БЫ ПЕРЕИМЕНОВАТЬ»

– Казимир Поплавский, скажем так, менее известен, чем Николай Ершов, чье имя сегодня носит одна из центральных улиц Казани. Кстати, о «революционной» топонимике: как вы относитесь к практике наименования или переименования улиц? В частности, когда в публикациях «БИЗНЕС Online» так или иначе затрагивается эта тема, наши читатели в своих откликах в первую очередь возмущенно называют Степана Халтурина (Степан Николаевич Халтурин (1856–1882) – русский рабочий, революционер, осуществивший террористический акт в Зимнем дворце в 1880 году, в результате которого погибли 11 солдат-героев русско-турецкой войны, за свое отличие зачисленных на службу в императорский дворец, – прим. ред.), в честь которого названа улица в Кировском районе Казани. А ведь этот товарищ ни при жизни, ни после казни к ней никакого отношения не имел, да и его деятельность сегодня, в эпоху нарастания реальной угрозы терроризма, выглядит весьма сомнительной, если не преступной...

– Среди большевиков были глубоко порядочные люди, но немало встречалось и провокаторов, подстрекателей, проходимцев, прикрывавшихся громкими лозунгами... Я думаю, что не только улицу Халтурина, но и с десяток других в Казани стоило бы переименовать. Скажем, улицу Волкова, что недалеко от Чеховского рынка... А может быть, и вообще со временем отказаться от всех их «политических» имен и названий.

– В 2003 году вы писали: «Полная правда об октябрьских событиях 1917 года еще не сказана». Прошло 14 лет. Изменилась ли ситуация с правдой за это время?

– Она еще не представлена в письменном виде в полном объеме, хотя основная часть правды тогда была сказана. А теперь надо конкретно по полкам (а их стояло в Казани четыре), по двум артиллерийским дивизионам по максимуму выяснить роль каждого заметного участника тех событий. Скажем, в документах упоминается солдат Андронов – кто это такой? Предстоит выявить и другие имена людей, которые действительно имели определенное влияние среди солдатских масс. Среди рабочих  я бы не сказал, что рабочее движение было представлено тогда в достойном виде. Хотя любой труд в рамках прежней официальной историографии не мог обойтись без того, чтобы не показать ведущую роль в тех событиях рабочего класса, руководящую роль большевиков, их Центрального комитета и местных организаций. Сам Октябрьский переворот должно было представлять как строго продуманное и централизованное событие.

Авторы книги «Казанская большевистская организация в 1917 году» по поводу документов об этих событиях совершенно откровенно сознались в их «дозировке»: «Мы не опубликовали [их] совершенно сознательно, ибо в них дана искаженная картина Октября в Казани и его причин». И такое утверждалось в отношении документов, буквально сфотографировавших события. Выигрышная схема с обязательной, организаторской ролью в восстании большевистского комитета оказалась гораздо важнее. Документы же отражали разбушевавшуюся стихию и ни одной из сторон не предусмотренный ход событий. Сработало старое правило: если факты не вписываются в концепцию, тем хуже для самих фактов.

Владимир Каппель Владимир Каппель

«И ПРО ТЕХ И ПРО ДРУГИХ ПОРА НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ «НАШИ»

– Считаете ли вы Октябрьский переворот или революцию – это уж кому как нравится – значимым историческим событием?

– По душе оно кому-либо или нет – это вопрос другой. Но это было величайшее событие, которое перевернуло весь ход мировой истории. Недаром американский журналист Джон Рид, очевидец всех этих событий в России, назвал свою знаменитую книгу «Десять дней, которые потрясли мир». И это действительно так. Каждая страна, каждый континент испытывали на себе их влияние. Капиталисты пошли на уступки своих позиций в страхе, что и у них может свершиться нечто подобное. То есть от этой революции выиграли многие народы, точнее, их основная, трудящаяся часть населения.

– Главный государственный праздник страны переместился с 7 ноября на 4-е и теперь называется Днем народного единства. То есть прежде всего он несет идею примирения, в том числе и в плане исторической справедливости. Но если вернуться к названиям казанских улиц, то на фоне десятков «красных» до сих пор нет ни одного имени «белого» офицера. Скажем, Владимира Каппеля (Владимир Оскарович Каппель (1883–1920) – русский военачальник, участник Первой мировой и Гражданской войн, один из руководителей Белого движения на Востоке России – прим. ред.) – честного и мужественного воина, талантливого полководца, горячего патриота России, который в 1918 году именно в битве за Казань мог сделать исход Гражданской войны совершенно противоположным.

– Я против улицы Каппеля в Казани, хотя согласен со многими его положительными характеристиками. Не стоит создавать очередного прецедента, который, скорее всего, вызовет цепную реакцию, но уже в противоположную сторону. Напомню, что я за полную аполитичность в топонимике. И вообще, я всегда писал и пишу, что нам пора уже отказаться от того, чтобы называть кого-то своим, а кого-то – нет. И про тех и про других пора уже научиться говорить «наши». Они по-разному представляли себе будущее страны и за свои собственные представления вели войну друг против друга. А цель у тех и у других была одна – это была война за Россию, за ее дальнейшую судьбу. Кто-то в ней проиграл, кто-то одержал верх. Что касается самой страны, то сомнительно, что она от этого противостояния что-то выиграла. Скорее наоборот...

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (77) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.11.2017 09:10

Эх товарищ Тагиров! А мы с огромным удовольствием слушали вашу лекцию на тему:"Триумфальное шествие Советской Власти",помним с каким удовольствием вы на карте показывали успехи Красной Армии и бегство Колчака. Оказывается вы нас обманывали.

  • мотоцикл
    6.11.2017 08:47

    только в нашей стране получить почетный титул с мат содержанием,больше ничего не делать и тормозить молодых и талантливых.

  • Анонимно
    6.11.2017 09:01

    А давайте поступим по московски! Переименуем ул Баумана в Большую Проломную

  • мотоцикл
    6.11.2017 09:01

    под свое бытие копает и не понимает этого.

  • Анонимно
    6.11.2017 09:03

    Зачем переименовывать? Советская власть дала нынешней власти ВСЁ. Вовремя знамя перехватили и перекрасились в демократов. И, вуаля! Список Форбс наш!

  • Анонимно
    6.11.2017 09:05

    Конечно,какой Каппель,надо назвать улицу именем Энгеля Фаттахова

    • Анонимно
      6.11.2017 10:44

      Давно пора принять закон, что все переименования улиц - только за счет инициатора (инициативной группы), которому это переименование нужно.
      Причем он должен будет оплатить не только перевешивание указателей и внесение изменений в базы данных, но и потраченное время каждого человека, которому из-за переименования придется переоформлять документы.

  • Анонимно
    6.11.2017 09:08

    Халтурина, Урицкого, Воровского,Волкова переименовать, а вот улицу Розы Люксембург оставить.

    • Анонимно
      6.11.2017 09:41

      Улицу Клары Цеткин тоже оставить.

    • Анонимно
      6.11.2017 09:43

      А Камалеев тоже был коммунистом и Назарбаев тоже.

      • Анонимно
        7.11.2017 12:02

        Так КОММУНИСТАМИ есть и вся ВЕРХУШКА-это и ушедшие УСМАНОВ и ТАБЕЕВ и настоящие все из КПСС

  • Анонимно
    6.11.2017 09:09

    Оставьте эти названия в покое. Хватит постоянно что то переименовывать. С Украины берете пример что ли.

  • Анонимно
    6.11.2017 09:10

    Эх товарищ Тагиров! А мы с огромным удовольствием слушали вашу лекцию на тему:"Триумфальное шествие Советской Власти",помним с каким удовольствием вы на карте показывали успехи Красной Армии и бегство Колчака. Оказывается вы нас обманывали.

    • Анонимно
      6.11.2017 09:38

      Мошенничество это называется.
      Обычное "научное" историческое мошенничество.
      И ведь ни капельки не стыдно...

    • mad big
      6.11.2017 12:38

      Также перекрасился, как и политработник Сафиуллин. Как эти люди любят быть всегда на плаву. И ведь ни сколечки не стыдно!

    • Анонимно
      6.11.2017 12:56

      Да никогда И.Р.Тагиров с картой на лекции не приходил. Вообще на истфаке их никто не использовал. Разве что, иногда А.В.Сергеев.

      • Анонимно
        6.11.2017 18:38

        Не умели пользоваться географическими картами?
        Не позорьте КГУ.

        На казанской "лениниане", марксистско-ленинской философии и истории КПСС в КГУ были "защищены" многие сотни кандидатских диссертаций и многие десятки докторских.

        Подходя с научной точки зрения конечно всех этих "кандидатов" и "докторов" надо лишить ученых степеней и ученых званий.

        И удержать зарплату, которую они многие десятилетия получали за свое враньё.

        НИ ОДНОМУ их слову верить нельзя.

  • Анонимно
    6.11.2017 09:16

    Опять переписываем историю, оставьте уже в покое старые названия улиц.

    • Анонимно
      6.11.2017 13:53

      Переписывать историю как раз любили большевики. А теперь ее нужно просто восстанавливать. О чем и говорит цитата из статьи Тагирова: "Авторы книги «Казанская большевистская организация в 1917 году» по поводу документов об этих событиях совершенно откровенно сознались в их «дозировке»: «Мы не опубликовали [их] совершенно сознательно, ибо в них дана искаженная картина Октября в Казани и его причин». И такое утверждалось в отношении документов, буквально сфотографировавших события. Выигрышная схема с обязательной, организаторской ролью в восстании большевистского комитета оказалась гораздо важнее. Документы же отражали разбушевавшуюся стихию и ни одной из сторон не предусмотренный ход событий. Сработало старое правило: если факты не вписываются в концепцию, тем хуже для самих фактов."

    • Анонимно
      6.11.2017 17:17

      У нас все любят переписывать в свою сторону и заводы и пароходы

  • Анонимно
    6.11.2017 09:18

    Да, в числе первых следует вернуть историческое название улице Баумана.

  • Анонимно
    6.11.2017 09:19

    Советская Власть вам господин Тагиров дала должность,которую вы достаточно долго занимали.Оказывается вы зря получали зарплату.

  • Анонимно
    6.11.2017 09:35

    Историк, а против истории.
    Это наша история, и пусть она напоминает некоторым, как не следует поступать, чтобы она не повторилась.

    • Анонимно
      6.11.2017 16:53

      Все проблемы в жизни от историков и юристов с кандидатских и корочками. Сначала врут, а потом оправдываются! История-сказки для взрослых.

  • Анонимно
    6.11.2017 09:44

    Тагиров весьма умеренно предлагает внести уточнения в историю, с учетом новых, ставшими известными фактов. А вот по ТВ идет сериал "Демон революции" из которого следует, что Октябрь подготовили не Владимир Ленин и Лев Троцкий, а Израиль Парвус, он же Гельфанд, на деньги и по заказу кайзеровской Германии.

  • Анонимно
    6.11.2017 09:51

    Все лучшее было при советской власти. Не смейте трогать ничего, что тогда было. Мы еще к этому вернемся!

  • Анонимно
    6.11.2017 09:56

    Очень плохо интервьюируемый знает историю октябрьских событий 1917 года в Казани и Петрограде.

    И ни слова о золотом запасе Российской империи, хранившемся в Казани с 1915 года.

    Все "октябрьские" события в этих двух российских городах были синхронизированы ЦК РСДРП(б) (или его "политбюро").

    И основной целью октябрьских событий в Казани был захват золотого запаса Российской империи.

    Только после того, как золотой запас в Казани перешёл под контроль сторонников Ленина и Троцкого, только тогда и был захвачен Зимний дворец.

    И совершенно в этом контексте не важно когда обьявили о "советской власти в Казани".

    Более того существует версия того, что основной целью Ленина и Троцкого был обычный грабеж Казанского государственного банка, где хранился золотой запас Российской империи (как они не раз это проделывали с другими банками по всему миру), а власть им досталось "в нагрузку".

    Интервьюируемый не словом не обмолвился о роли масонских лож в российских "революционных" событиях начала 20 века.
    А ведь хорошо известно, что большинство руководителей противоборствующих сторон принадлежали к тайным организациям, в том числе и к "вольным каменщикам".

    В преддверии трагических событий 100-летней давности хорошо бы прочитать мнение профессионала об "октябре 1917 года".

    • Очередные сплошные теории заговора, начиная с золотого запаса России до массонских лож. Не останавливайтесь, батенька. Многие любят такие выдуманные-теории.

  • Анонимно
    6.11.2017 10:01

    Зарятся чинуши на чужое. Постройте свое и называйте кем хотите. Верните улицы Забайкальская и Жданова!

  • Анонимно
    6.11.2017 10:07

    Что-то в последнее время мы стали брать пример с Украины.

    • Анонимно
      6.11.2017 12:33

      На Украине президент Янукович был коррупционером - а после отстранения от должности поселился в России.
      В России же никто не может сказать, что власть в России состоит из коррупционеров.

  • Анонимно
    6.11.2017 10:47

    Советская власть никому ничего не давала и не дарила, разве что бывшим комсомольским и партийным работникам работникам, которые теперь стали олигархами и возглавляют списки самых богатых людей мира. А таким людям, как Индус Ризакович, пришлось всю жизнь работать и учиться. По этой самой причине, что человек всю жизнь изучал тему, о которой сейчас говорит, я думаю, нужно с уважением отнестись к его мнению. В советский период в угоду политической конъюнктуре действительно в каждом проявлении народного гнева и отчаянья 17 года следовало искать "руководящую и направляющую роль партии", поэтому любые проявления народной воли трактовались, как героическая борьба и героические победы партии большевиков. Но сейчас мы живем не в Советском Союзе, а в России, это демократическое государство, которое объединяет в себе представителей разных взглядов на события Октября. И кроме хорошего, что дала нам всем советская действительность, было много и плохого. И не стоит об этом забывать. Так например 30 октября наш Президент Владимир Владимирович Путин принял участие в открытии памятника жертвам сталинских репрессий. Вот что он сказал: "Сегодня в столице мы открываем "Стену скорби" — грандиозный, пронзительный монумент — и по смыслу и по своему воплощению. Он взывает к нашей совести, чувствам, к осмыслению периода репрессии, состраданию их жертв». «Четкость и однозначность позиции в отношении этих мрачных событий служит мощным предостережением к их повторению», — добавил Путин. Все мы знаем, что были тяжелый и трагические события в нашей советской действительности. Образно говоря, я не думаю, что родственники повешенного должны хранить как самую ценную реликвию ту самую веревку, на которой повесили их близкого и любимого человека. Для того, чтобы без страха и стыда идти в будущее, мы должны во-первых предать гласности тяжелые и трагические страницы прошлого, а затем дать справедливую действиям людей, по вине которых невинного пострадали их сограждане. И уж точно, мы не должны оставить их имена в названиях улиц и станций метро наших городов.

    • Анонимно
      6.11.2017 15:17

      "А таким людям, как Индус Ризакович, пришлось всю жизнь работать и учиться..."

      Была предоставлена возможность учиться и работать!!!

      • Анонимно
        6.11.2017 15:57

        как будто это вы лично предоставили ему эту возможность))) Умный человек и авторитетный ученый высказал свое мнение. Причем мнение взвешенное и аккуратное. И уважающие себя люди не будут вот так набрасываться скопом, стараясь унизить академика - "господин-ипташ-товарищ-или-кто-вы-там" - или приказа не было по СВ на культурное обращение?

        • Анонимно
          6.11.2017 17:18

          Когда человек многие десятилетия говорил одно, а затем долгие годы совершенно противоположное, то....

  • Анонимно
    6.11.2017 11:31

    Переименование и название улиц должно согласовываться с широкой общественностью, а не только в рамках горсовета, где собрались представители одной национльности. В результате имеем улицы с трудновыговариваемыми названиями для русскоязычных жителей. По работе невозможно продиктовать по телефону название улицы, например, москвичу - смеются. А ведь Казань уже с десяток лет как город мирового уровня. Кто эти герои, в честь которых называет улицы казанский горсовет?

    • Анонимно
      6.11.2017 12:57

      Следуя вашей логике и в Москве надо переименовать Арбат, Черкизово, Берсеневскую набережную, Балчуг, Ордынку

      • Анонимно
        6.11.2017 15:50

        Я не предлагаю переименовывать, я предлагаю обсуждать названия. Это важно. Должно быть комфортно ими пользоваться не только жителям коренной национальности, но и всем остальным, включая многочисленных туристов.

        • Анонимно
          6.11.2017 17:30

          Русские туристы в Турции , чтобы не "ломать" языка переименуют улицы, дальше в Таиланде , ну и т.д. Или нет , только здесь в Татарстане не позволим называть татарскими названиями?Да и имена детям татар не стоит давать татарские , чтобы русским было легче? Маразм крепчает

          • Анонимно
            7.11.2017 00:26

            Комфортно должно быть всем. Названиями улиц пользуются не только в обиходе, но и в документообороте. А что касается туристов, то основной поток, как ни странно, русскоговорящий, в отличии от Турции, Тайланда и др. Поэтому я просто предлагаю обсуждать названия или переименование улиц. Ведь сейчас как получиться: уберут неконъюктурные "большивистские" названия и присвоят улицам имена никому неизвестных татарских деятелей культуры и искусства.

        • Анонимно
          7.11.2017 09:55

          В свое время в 80-е так называемые ученые на научных конференциях спорили как правильно называть социализм-реальный или зрелый,где правильно делать ударение в слове "мышление" и т.д.

  • Азат Д
    6.11.2017 12:06


    При коммунистах Татарстан стал Татарстаном, получил автономию, до этого несколько столетий было Казанская губерния.

    • М.К.
      6.11.2017 16:23

      Не демонстрируйте свою неграмотность столь явно.
      Татария это Татария, Казанская губерния это Казанская губерния, общего между ними мало.

      На карту взгляните, что ли, чтобы увидеть очевидное ...

  • Анонимно
    6.11.2017 12:11

    Названия улиц должны отражать мнения и историю всех людей, проживающих в Казани, а не только реваншистов, которые страшно боятся декоммунизации, расследования преступлений большевиков и сталинизма. Потому что тогда им гораздо труднее будет вернуть все это снова. А именно к этому они сейчас стремятся - разрушить наше демократическое государство и вернуть тоталитарную систему. Для этого и оболванивают сейчас простых людей, напоминая им, как все дешево и хорошо устроено было в Советском Союзе. Но ведь, кроме воспоминаний о дешевизне и удобстве жизни в СССР, надо чтобы люди не вспоминали о жертвах большевизма и сталинизма, надо стереть их памяти народа эти страшные воспоминания, надо представить дело так, как будто большевистского террора и вовсе не было. Поэтому такие люди, как Тагиров, такие опытные, умные и авторитетные люди, им - словно кость в горле. Они не посмотрят ни на возраст его, ни на регалии, а будут оскорблять, гнобить и уничтожать.

    • Анонимно
      6.11.2017 18:23

      Декоммунизацию будут проводить номенклатурные партработники?
      Несомненно, они авторитетные и опытные и все кто помнят их, знают их как горячих клемителей загнивающего капиталистического запада

  • Анонимно
    6.11.2017 13:48

    Вот вроде бы безобидный вопрос. Почему города Брежнев Устинов, Андропов переименованы, а Тольятти нет! Вы чего побоялись, модеры!

    • Анонимно
      7.11.2017 14:55

      История Тольятти ведёт свой отсчёт со своего основания в 1737 году. Город Ставрополь (прежнее название города) был основан известным политическим деятелем начала XVIII века Василием Татищевым как столица (административный центр) земли, выделенной крещёным калмыкам, а также с целью защиты пограничных территорий Российской империи от набегов кочевников.

  • Анонимно
    6.11.2017 13:52

    Многие, получившие немало при советской власти, а еще больше при разграблении ее имущества в 90 е теперь не жалеют слов для ее опорачивания. Так называемые партократы о которых кричали ельцинята, были по сравнению с теперешними баями, аскетами.

  • Анонимно
    6.11.2017 14:41

    Верните, для начала, Забайкальскую и Эсперанто.

    И перестаньте трогать, что было построено предыдущими поколениями.

  • ravrr
    6.11.2017 15:20

    >«С десяток «большевистских» улиц в Казани стоило бы переименовать»

    Вот чего они чешут там, где не чешется? Зачем это? Начал думать о Индусе Тагирове как о неумном человеке.

  • Анонимно
    6.11.2017 15:22

    В пользу кого пропагандируетуем, ипташ Тагиров? Кто должен стать бенефициаром этих переименований? Не лучше ли заняться благоустройством улиц?

  • Анонимно
    6.11.2017 15:30

    Товарищ Тагиров! Или сейчас господин? Нет, берите дальше - эфенди теперь. Не трогайте улицы, не вы их строили. Строятся новые же - их и называйте.....

    • Анонимно
      6.11.2017 17:09

      Он не товарищ и не господин. Он попутчик, для любого - и строя и власти! Подобная беспринципность свойственна ...
      уставшим от жизни людям, ...к сожалению.

  • Анонимно
    6.11.2017 16:54

    Какая гибкость! То прославление революции, то наоборот. Всю жизнь гнул про одно, учил других, а сейчас по ветру хвост держит. И не стыдно?!

  • Анонимно
    6.11.2017 17:06

    Улицу Эсперанто уже переименовали несмотря на выступление жителей города. Всех заткнули и сделали как надо в угоду сиюминутной конъюнктуре.

    • Анонимно
      7.11.2017 12:28

      Да и еще для ПУЩЕ ШТРАФАНУЛИ по 10 тысяч рублей....вот такая сейчас наша ВЛАСТЬ-все делает по принуждению-

  • Анонимно
    6.11.2017 17:52

    17..06.г.Просто обмен приятностями, в Астане или Алмааты улицу назвали именем Шаймиева.

  • Анонимно
    6.11.2017 18:26

    В Казани вообще непонятно кто улицам название присваивает типа ул.Кирпичная. не хватает Булыжной и т.д. и т.п.

  • Анонимно
    6.11.2017 18:30

    Улица Халтурина - это название, которое отражает время, когда Халтурина считали героем. Это само по себе ценно - не расставаться с названиями улиц только потому, что со временем отношение к названию изменилось. Не надо ничего переименовывать (кроме случаев связанных с путаницей - одинаковые названия и пр.), но возрождать наиболее ценные исторические названия - это хорошо. И это не столь переименование, сколь возврат украденного. Я бы вернул улице Халтурина название Управленская, а соседней с ней улице 25 Октября - Офицерская. Эти старые названия хранят в себе память об истории этого конкретного места (связанной с Пороховым заводом). Здесь любые другие новые названия - плевок в историю города. А после того, как вернут исторические названия, на крайних домах вывесить памятные доски, на которых указать, что в такие-то годы улицы назывались так-то и так-то. Ведь это тоже история, которая дорога не одному поколению. (Борис Гришанин)

  • Анонимно
    6.11.2017 18:35

    Почему Тагиров не приостановил членство в КПСС до известных событий?. Вот тогда можно было бы назвать его именем улицу. А так - получается знал например все про Халтурина но молчал а на партсобраниях выступал за руководящую роль.
    А тут ветер сменился - можно и речи сменить.
    Что нибудь произойдет еще - можно будет снова занять нужную позицию.

  • Анонимно
    6.11.2017 18:43

    Вот не верится "крупнейшему специалисту-историку")
    Ладно, если царское правительство ничего не поняло после 1905 г. и начало реакцию - пускай, но почему же тогда монархия пала и в Австрии и в Германии? Там она была, по общему признанию, более гибка...
    Реальная причина в системном ухудшении уроня жизни и в возникновении того, что Ленин называл "революционной ситуацией"
    Не случись Первой мировой, монархия бы эволюционировала...

  • Анонимно
    6.11.2017 19:02

    У нас такая тенденция, улицы с фамилиями революционеров переименовываются в татарские названия. Притом улицы с фамилиями татарских революционеров - всегда остаются.Здесь главное национальный признак - типа, любой повод надо использовать, чтобы под "любым соусом" продолжать татаризацию всего и вся.

  • Анонимно
    6.11.2017 19:25

    Всякое событие становится Историческим когда Оно отражено в Искусстве и прожило 100 лет и признанно в Мире.. Благородные Люди, сколько прожил в Нашем Крае "Суверенитет РТ", Первая Конституция РТ, ВТК, название "Президент РТ"?! В каком Искусстве эти понятия отражены и проживут хотя-бы 50 лет?! А вот ТАССР (с Гражданской Войной, ВОВ 1941-1945, Нефть Татарии- три миллиарда, 99, 9% грамотности всех в ТАССР, построенные Города, Знаменитый артист балета СССР и Татарии.., наконец, Татары-Русские-Чуваши-Мордвины-Булгары с Мечетями, Икона Казанская и рождение Новых Поколений-это на века, как Волга и Кама...

  • Анонимно
    6.11.2017 19:26

    Придет время и все вспомнят СССР. К сожалению не знали как быть и делали как могли.А чего добились спросите у бабушек и дедушек. К этому строю опять будем стремиться через определенное количество лет...

  • Анонимно
    6.11.2017 20:15

    Индус Тагиров - специалист по жанглированию фактами!

    Не было крови в Казане???

    Да не спешите. Зайдите на аллею для начала в парк горького , и о вот они факты о которых Индус бабы не слышал и видел. Так там целая аллея героев восстания в казане.

    Пойдём дальше - станция займище , простите чем знаменита? Кого убили там?

    Индус алый Вы с кандачка бы перестали писать. Здесь в аудитории есть до сих пор люди которые читают книги, и уж простите конечно, но в истрии как-то слабовато у Вас получается.

    Вот Вы любите рассуждать на тему татаро-монгольского ига. Откройте нам секрет, как и сколько времени монголам понадобилось, чтобы попасть в центр России? Через Урал? Без карт и дорог?

  • Анонимно
    6.11.2017 20:38

    Улица Проломная не из за пролома в стене. Она возникла через 200 лет. Она от слова напролом от переправы через Казанку. Ул Баумана не меняют потому что держат для нашего самого известного человека РТ. Но он бодр и весел и скорее гикнуться те,кто хотел его имени на улице Баумана.

    • Анонимно
      6.11.2017 22:57

      Улица Проломная (первая прямая и широкая в городе) появилась после того, как через хаотично застроенный пасад с узкими и кривыми улицами проломили новую улицу. Кроме Казани улица Проломная была в Томске. Проломная - очень ценный топоним и справедливо было бы вернуть его на карту города. Много у нас говорится историками и краеведами о возврате городу особо ценных исторических названий, но толку мало. Власти не слышат. Как не слышали много лет поднимающиеся вопросы по преподаванию татарского языка, пока Путин не вмешался. Вот так и живем под глухим руководством и доживем до очередной кризисной ситуации по вине этой глухоты.

  • Анонимно
    6.11.2017 22:57

    Дед мой с товарищами стихийно рабочие отряды на заводе Крестовниковых создавали,на оружие скидывались из скудных заработков-надоело жить быдлом,пахать на донецких шахтах и грозненских приисках,чтоб семью прокормить.И против режима вышли,и против белочехов потом.Народ сам революцию делал.Стремление жить достойной жизнью было сильнее страха за жизнь.

  • Буре
    6.11.2017 23:37

    Кому нужно делить единый народ на маленькие группы? Для чего? Чтобы по одному ломать, как прутики?

  • Буре
    6.11.2017 23:38

    Кто как может пиариться, используя сложную ситуацию

  • Анонимно
    7.11.2017 08:18

    Что за мода пошла!? Все начали переобуваться, кому не лень и кому лень . В советское время и коммунистами были и флагами на парады ходили и делали это искренне. Сейчас как будто забыли, что благодаря советскому союзу живут на этой земле. То ли о себе хотят напомнить , то ли просто делать нечего. Что Вы до 91 года молчали ? Я понимаю идейных антикоммунистов , они с рождения такие , а эти которые начинают рассказывать всякую бурду , что бы о них не забыли ...

  • Анонимно
    7.11.2017 12:15

    Мы быстро забыли, что до реанимации дикого капитализма и разграбления советской экономики организованной Ельциным, но подготовленной пустозвонными лозунгами перестройки, ставшей по выражению известного философа Зиновьева - катастройкой,мы имели стабильное общество, с социальными гарантиями, бесплатым образованием всех уровней и такой же медициной. Партократы, о которых вопили на всех углах ельцинята, на фоне теперешних баев, кажутся аскетами.

  • Анонимно
    7.11.2017 17:52

    что придумали народу кушать надо ,деньги отдайте народу чем тратить на переименование

  • Анонимно
    7.11.2017 18:00

    индус абый вы хотите вашим именем назвать улицы пока не заслужили коммунисты все дали бесплатно

  • Анонимно
    9.11.2017 11:55

    Похоже очередной распил начинают раскручивать...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже