Общество 
17.11.2017

Узбекистан уже получил по лбу латинскими граблями. На очереди – Казахстан?

О последствиях замены латиницей кириллицы в тюркских языках — в культуре и политике

Разрыв поколений и оскудение культуры — это еще не самые страшные из последствий, которые неизбежно вызовут переход на латиницу, задуманный в Казахстане. Вместо чаемого движения на Запад это приведет к резкому усилению влияния Турции и распространению исламистского экстремизма среди молодежи, указывает автор статьи, и, самое главное, к потере наследия. Узбекистан уже прошел этим путем, но его тяжелый урок, как видно, ничему не научил президента Назарбаева.

Cловосочетание «Колбасный цех» зачастую пишется kolbasa sexi, что стало пищей для множества шуток и анекдотов

ПОБЛИЖЕ К ТУРЦИИ, ПОДАЛЬШЕ ОТ РОССИИ

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил казахам перейти от кириллицы к латинице до 2025 года. В связи с этим он поручил кабинету министров разработать до 2018 года соответствующий план. Ещё в течение года учёными будет обсуждаться стандарт нового казахского алфавита (с учетом пожеланий общественности), а затем начнётся подготовка педагогов соответствующего профиля, выпуск учебников и методических пособий, обучение школьников. Поскольку Казахстан — гиперпрезидентская республика и президент, носящий официальный титул «Елбасы» (Лидер Нации), обладает там практически неограниченной властью, можно не сомневаться, что все эти решения будут выполнены в срок (хотя, конечно, вызывает сомнение качество исполнения).

Инициатива казахского лидера сразу же вызвала самые противоречивые отклики и в самом Казахстане, и в России. Лингвисты считают, что сугубо языковых оснований для такого радикального шага нет. По мнению ведущего научного сотрудника Института языкознания РАН Андрея Кибрика, решение Астаны не имеет никакого практического смысла. Кириллический алфавит, разработанный для казахов советскими специалистами и внедрённый в 1940 году, был приспособлен к особенностям этого тюркского языка. Такой крупный эмигрантский лингвист, как Николай Сергеевич Трубецкой, ещё в ту эпоху, когда советская власть переводила тюркские народы с латиницы («Яналиф») на кириллическую письменность, отмечал, что кириллица вообще лучше приспособлена, чем латиница, для передачи специфики тюркской речи. Действительно, в том же современном казахском кириллическом алфавите 42 буквы (33 буквы русской кириллицы и 9 дополнительных). Латиница может предложить всего лишь 26 букв.

Понятно, что требование Назарбаева носит чисто политический подтекст (хотя сам он пытался обосновать это большим значением латиницы в век компьютерных технологий).

По сути, перед нами попытка сблизиться с Турцией (которая при Мустафе Кемале также перешла с арабской графики на латиницу) и дистанцироваться от России.

Молодому поколению казахов, которые будут учиться, используя латиницу, и не будут знать кириллической письменности, естественно, легче учить турецкий язык и читать турецкую литературу и газеты с журналами, тогда как тексты на русском для них превратятся в абракадабру, даже если они в той или иной степени будут владеть разговорным русским языком. В то же время на компьютерной грамотности, конечно, это никак не скажется: ведь та же Турция пользуется латиницей, однако гениев программирования в массовом порядке не порождает...

В российской прессе живо обсуждаются вопросы: как это отразится на жизни русских Казахстана? На использовании в Казахстане русского языка? На отношениях Казахстана и России? Вопросы эти, безусловно, важны, но ведь существует и другая сторона проблемы: как это отразится на культуре и жизни самих казахов? Если мы уж говорим о евразийском единстве, то нам должны быть небезразличны судьбы всех евразийских народов, которых зачастую их правительства ведут в совсем не выгодном им направлении. Ответ на этот вопрос прояснится, если мы обратимся к результатам соответствующей реформы в Узбекистане. Там этот эксперимент был проведён в чистом виде, и его опыт в силу сложного этнического состава государства гораздо более интересен, чем, например, Азербайджана.

KOLBASA SEXI

В Узбекистане закон о переходе на латинскую графику вышел ещё в 1993 году (интересно, что свою руку тут также приложила Турция; в 1991 году по инициативе президента Турции Тургута Озала был созван конгресс тюркских лингвистов, который призвал постсоветские тюркские государства перейти на латиницу и даже предложил проект типового алфавита). Планировалось завершить этот переход к 2000 году. Фактически же он не завершён до сих пор. Спора нет, латиница стала официальным алфавитом, ей обучают в школе, на ней выполнены надписи на административных зданиях, на предприятиях, учреждениях. Но если вы пройдётесь по Ташкенту или любому другому узбекскому городу, то, вероятно, будете шокированы увиденным. Дело не только в том, что с надписями на латинице соседствуют старые добрые надписи на узбекской кириллице или просто на русском языке. Произошло невероятное смешение алфавитов: иногда надписи на русском выполнены на латинице (например, «Salon krasoti»), иногда латиница и кириллица присутствуют в одном слове («Хiмchistka»). Буква «Ц» передается латинским шрифтом то «Tc», то «S», поэтому словосочетание «Колбасный цех» зачастую пишется «Kolbasa sexi», что стало пищей для множества шуток и анекдотов. И это не говоря уже о том, что вывески на русском выполнены с чудовищными ошибками. Так, повсеместно можно встретить на дверях табличку «Очик. Открита».

При этом около половины печатной продукции (книг, журналов, газет) по-прежнему выходит на кириллице. Старшее поколение так и не освоило латиницу, и полный отказ от кириллицы привёл бы, по всеобщему мнению, просто к уничтожению этих изданий. Более того, значительная часть узбекского сегмента Интернета — это сайты на узбекской кириллице. И что уж самое смешное — большинство узбекских националистов, рьяно отстаивающих «полную латинизацию», пишет и печатается на...  кириллице (это напоминает феномен тотально русскоязычных бандеровцев на Украине, выступающих за запрет русского языка... на этом же русском языке).

Не удалось полностью перейти на латиницу даже в области официального делопроизводства. Возникла путаница с записью имён и фамилий, а в официальной сфере это очень важно: даже отличие на одну букву порождает огромную бюрократическую волокиту.

Деятели культуры Узбекистана уже много лет бьют тревогу, обращаясь и к властям, и к общественности.

Огромное количество произведений узбекской литературы, созданной в советские времена, а также русской и европейской классики, переведённых тогда же на узбекский язык, теперь узбекским юношам и девушкам недоступно.

Национальная библиотека имени Алишера Навои насчитывает около 6 миллионов единиц хранения, большинство из них — на кириллице. Где те школьники, которые могли бы их теперь прочитать?

Переход на латиницу сыграл злую шутку даже с теми представителями узбекской интеллигенции, которые в начале 90-х были рьяными сторонниками этой реформы. Одним из них был известный узбекский писатель Пиримкул Кадыров, который был признан в советские времена, работал в Союзе писателей СССР, учился в Литинституте, переводил на узбекский язык Толстого и Лермонтова, но в годы перестройки, как водится, примкнул к узбекским националистам. Под статьей о нём в узбекской Википедии, написанной теперь на латинице, упоминаются его произведения — практически все они не переиздавались (хотя он прожил долго, до 2010 года), книги датированы 1968, 1977, 1983 годами. Разумеется, все они тогда были напечатаны на узбекской кириллице, и теперь большинство молодых узбеков, учившихся на латинице, прочитать их не могут. Философ Михаил Лифшиц писал, что в истории есть свой закон возмездия: похоже, это тот самый случай.

В общем, узбеки очень разочарованы результатом эксперимента по «латинизации». Год назад учёный-филолог Шухрат Ризаев выступил с открытым обращением к президенту Узбекистана. В частности, он сказал: «В результате смены алфавита в прошлом веке масса печатных изданий превращались в ненужный хлам. ...Пока не поздно, предлагаю узаконить кириллицу как основной алфавит, а латиницу — в качестве второго алфавита».

Вряд ли Ризаев дождётся ответа. Даже если бы президент решился на такой смелый политический шаг, всё равно бы это мало что изменило. Денег в бюджете на это просто нет. Один раз уже истратили огромные для бедной республики суммы на переход к латинской графике. Впрочем, нет денег и на массовые переиздания книг на латинице. Ситуация патовая.

Ещё хуже дела обстоят в вузовской сфере: на латиницу перепечатана только малая часть учебно-методической литературы. Есть прекрасные учебники по математике, физике, биологии, химии, английскому, немецкому языкам — на кириллическом узбекском и на русском, но всё меньше преподавателей (не говоря уже о студентах), которые могли бы ими пользоваться.

Разумеется, узбекам, закончившим новые школы, закрыт путь в российские вузы. Им придётся для этого переучиваться. Поэтому узбекских юношей и девушек мы видим не в числе иностранных студентов, а в числе иностранных низкоквалифицированных рабочих.

ПУТЕЙ ДВА: В ГАСТАРБАЙТЕРЫ ИЛИ В ТЕРРОРИСТЫ

Не приходится сомневаться, что в Казахстане повторится узбекский сценарий. Сами казахские эксперты признают, что Республика Казахстан не располагает такими финансовыми ресурсами, чтобы осуществить переход на латиницу в полном объёме. Некоторые даже высказывают предположение, что, судя по незначительности суммы, которую заложил на эту реформу Назарбаев, речь может идти сугубо о символическом акте. А значит, легко предугадать, каковы будут последствия этого эксперимента над собственным народом.

Прежде всего, ясно, что произойдёт разрыв поколений.

Представители старшего поколения так и будут пользоваться кириллицей и читать литературу на кириллице, молодёжь будет пользоваться латиницей, и её кругозор резко сузится из-за скудности изданий на латинице.

Безусловно, молодёжь окажется оторванной от всей литературы советского периода, а также от произведений дореволюционных казахских поэтов, писателей, учёных, общественных деятелей, которые издавались и переиздавались в советском Казахстане. Недоступна для них будет и мировая классика на родном языке, переведённая советскими литераторами (равно как и её русские переводы). Поскольку же владение иностранными языками в республике всё же не является повсеместным, и на языке оригинала Бальзака и Драйзера большинство молодых казахов также не читает и вряд ли будет читать в ближайшем будущем (даже президентская программа предполагает, что через 10-15 лет знать английский будут лишь 20% жителей Казахстана), то произойдёт резкое падение культурного уровня казахской молодёжи, превращение её в безграмотных людей, годных лишь к низкоквалифицированному труду и легко управляемых при помощи идеологических манипуляций.

Казахская интеллигенция это осознаёт уже сейчас и выражает серьёзное беспокойство. Уже в 2013 году, когда ещё только шли разговоры о реформе, писатели Казахстана обратились к президенту с письмом. В нём говорилось: «До нынешнего дня в республике издан почти миллион наименований книг, научных трудов о древней и последующей истории народа (...). Ясно то, что с переходом на латиницу наше юное поколение окажется оторванным от истории предков».

Ещё одной проблемой станет плохое знание русского языка. Сейчас около 95% жителей Казахстана знают русский язык. Это значит, что они не просто говорят по-русски (часто совершенно без акцента, как на родном), но и прекрасно читают и пишут по-русски. Разумеется, переход на латиницу сразу же никак не повлияет на знание русского; от смены алфавита никто не утеряет свои языковые умения. Но для следующих поколений, которые в школе будут изучать латиницу, возможно, русский язык станет уже разговорным. Заполнить документ, прочитать газету на русском они уже не смогут. А это значит, что, приезжая в Россию, молодые казахи будут обречены занимать самые низкие социальные позиции. Если сейчас ребята из Казахстана становятся студентами российских вузов, занимаются бизнесом, работая в солидных фирмах, то лет через 20-25 такие же ребята будут работать на стройках вместе с узбеками и таджиками. Полуграмотностью этих людей будут пользоваться разного рода бесчестные люди как из среды чиновников и работодателей, так и банальные мошенники.

И ещё одно. Сторонники перехода на латиницу утверждают, что он поможет скорее овладеть европейскими языками, прежде всего английским. Не думаю, что это так. Количество владеющих английским языком зависит не от характера алфавита, а от вовлечённости страны в культуру и деловую жизнь мирового капитализма. В Китае резко выросло число людей, знающих английский, после того, как страна «открылась» западному миру и появились обширные экономические, политические и культурные связи с западными партнёрами, хотя китайцы вообще пользуются иероглифами. Зато литература на турецком языке и соответствующие интернет-сайты после перехода на латиницу станут широкодоступными. Тюркские языки очень близки, и казах или узбек в ряде случаев без переводчика могут понять турецкую речь. И уж во всяком случае, как я уже говорил, выучить турецкий казаху гораздо легче, чем английский.

Постсоветские тюркские режимы, в том числе и казахстанский, очень боятся роста исламистских настроений. Однако переход на латиницу именно их и подхлестнёт, ведь на турецком существует огромное количество исламистской, экстремистской литературы. Вместо тысяч англоязычных молодых казахов сторонники латиницы в Казахстане рискуют получить тысячи молодых казахов — сторонников ИГИЛ, воспитанных турецкоязычными брошюрами и интернет-сайтами.

Короче говоря, с какой стороны ни посмотри, эта реформа — не самая лучшая идея для Казахстана.

Рустем Вахитов

«СОНАР-2050» , 14.11.2017

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (216) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
17.11.2017 13:23

Сегодня в России цифры арабские.

  • Анонимно
    19.11.2017 20:21

    Давление на татарский язык наглядно показало Казахстану, что его ждет в будущем при более тесной политической и экономической интгерации с РФ. Переход на латиницу - шаг на опережение, призванный поставить преграду перед возможной ассимиляцией казахов в будущем. К сожалению, в РФ, несмотря на то, что она является ФЕДЕРАТИВНЫМ государством, к настоящему времени восторжествовала (и пример с татарским языком наглядное тому подтверждение) линия на унификацию, нивелирование всех народов при ГОСПОДСТВЕ РУССКОГО ЯЗЫКА, который отныне является в школах РФ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ предметом при ДОБРОВОЛЬНОСТИ изучения языков всех НЕРУССКИХ НАРОДОВ РФ. Возможность сдачи школьных экзаменов и защиты научных работ ТОЛЬКО НА РУССКОМ языке ЗАСТАВЛЯЕТ всех НЕРУССКИХ родителей в массовом порядке делать упор именно на ЕГО ИЗУЧЕНИЕ. При этом эти народы теперь русский язык знают гораздо лучше, чем свои родные. Другие НЕРУССКИЕ ЯЗЫКИ оказываются на положении (и это в лучшем случае) разговорных, без особых перспектив на развитие ЛИТЕРАТУРНОЙ и НАУЧНОЙ компоненты. Казахи оказались гораздо дальновиднее и оперативнее, чем можно было бы подумать. А.В.

  • Анонимно
    19.11.2017 15:16

    Это дело Казахстана. Что вы туда лезете?

  • Анонимно
    19.11.2017 12:44

    любой алфавит требуется адаптировать к любому языку.
    Хоть латиницу, хоть кириллицу.
    И там и там надо вводить специфические знаки.

    Рассказы националистов, про то как великолепно передает латиница особенности языков - сказки, смотрим на немецкий. на иные по звучанию языки.
    Про то как после введения латиницы республика шагнет семимильными шагами в Европу/Турцию/Светлое будущее - чистый "косплей". Точно на том же зиждется наивная вера поборников западной демократии, что достаточно ввести несколько формальный институтов, как в стране воцарятся европейские зарплаты и другие жизненные блага. Во всех странах Африки еще с шестидесятых годов прошлого столетия есть и парламенты, и президенты. Благ и зарплат по прежнему не наблюдается.

    То, что мы видим в Средней Азии, несет исключительно националистическо-политический фактор, это обособиться и разорвать связь с Россией. не было бы латиницы. пиарили бы руническое письмо и вавилонскую клинопись.

  • Анонимно
    18.11.2017 20:17

    Глупее этой статьи не придумать. Владея казахским языком на кириллице без проблем будешь писать на латинице и наоборот. А о том, что перейдя на латиницу казахи хуже будут значить русский, вообще ни в какие рамки не лезет. Так же будут изучать русский на кириллице без проблем. Тем более, что русский язык в Казахстане все изучают в обязательном порядке, хоть он и не государственный. А про то, что казахи станут экстремистами....даже обсуждать не хочу.

    • Анонимно
      18.11.2017 23:56

      Зная казахов, не могу представить их экстремистами. Жила там 10 лет, правда, еще при СССР. Запомнила их дружелюбными, спокойными и имеющими хорошее чувство юмора. В нашем смешанном классе (русско-казахском) в начальных классах им было ОЧЕНЬ трудно учиться на русском языке, но к окончанию школы они учились лучше русскоязычных. И сейчас общаюсь с ними, постоянно в гости зовут. Короче, если и перейдут на латиницу, то освоятся быстро. Но надо это делать или нет -судить им.

  • Анонимно
    18.11.2017 19:16

    " кириллический алфавит, разработанный для казахов советскими специалистами и внедрённый в 1940 году, был приспособлен к особенностям этого тюркского языка. "

    Именно таким образом, введением разных кириллических алфавитов для почти одинаковых татарского, башкирского, казахского языков тогда между ними были созданы искусственные преграды и условия для их разобщения. Изданный на татарской кириллице Тукай, непонятен для башкир и казахов.
    До этого у них был один алфавит и преград не было. Тукая в оригинале понимали везде. Сейчас Тукая, как и огромный пласт тюркской литературы на арабице, в оригинале смогут прочитать уже только единицы татар, башкир и казахов.

  • Анонимно
    18.11.2017 17:29

    Основой латинского алфавита является западногреческий (южноиталийский) вариант греческого алфавита.

  • Анонимно
    18.11.2017 16:42

    на ошибке,даже
    - все это пройдет, научаться.

  • Анонимно
    18.11.2017 15:52

    Да поняли мы, что раскалываете общество не соглашаясь; то с Ктрилицей, то с арабской связью, то монгольским описанием.

  • Анонимно
    18.11.2017 06:27

    Согласна с автором поста Если посмотреть как пишет молодежь на латинице-это ужас,ошибки на ошибке,даже на следстыии невозможно прочитать текст,подчерк меняется в худшу сторону.Тупизм.

  • Анонимно
    18.11.2017 02:23

    Постановка вопроса о переводе казахов и татар на латиницу - это диверсия осуществленная англо-саксами посредством турок. Цель - разрушать Россию по всем возможным направлениям и в том числе и по этому. Ничего сам по себе не значимый цветочек, если бы не было букета антироссийских мер. Расчет на чувства националистов и на то, что они сами себе могилу выроют и будут тянуть туда за собой Россию. Американцы последовательны в своем стремлении уничтожить Россию и опираются на русофобов, на подкуп и дураков

  • Анонимно
    18.11.2017 00:27

    Много чего написали. Черт с ними с казахами и узбеками. Они свой выбор сделали. С Россией они и уже не будут никогда. Как известно в Казахстан набирают силу антирусские настроения. И уже на всех углах кричат об оккупации Казахстана Россией. Проблема в том что и в Росси классиков не читают. Теперь светочь Русской литературы предатель и брехун солженицын. Так что все происходящие в Казахстане закономерно.

    • Анонимно
      18.11.2017 14:32

      00:27 А вы Варлама Тихоновича Шаламова читали? Он "покруче" Солженицына будет. Такое написать, самому не испытав, невозможно.

  • Бигер
    17.11.2017 22:49

    Это же какую жесть татары и татарский язык пережили с 20 по 40 годы ХХ века... С арабской вязи, по указу, на латиницу , а потом насильно на кириллицу. Весь массив культуры, созданный до 20 века просто исчез, и стал недоступен. Т.е. взяли всё и обнулили.
    На самом деле, основная проблема не в шрифте. Шрифт - это просто система знаков для передачи информации. И наивно думать, что система знаков может изменить генетику, нравы, традиции и т.п.
    Основная опасность в самом процессе перезагрузки системы... Не-не, хватит экспериментов.

  • Анонимно
    17.11.2017 22:15

    Я уверен, автор этой статьи сам не читает и не пишет татарские тексты ни на какой графике. Уж больно надуманные аргументы приводит против латинской графики письменностей т
    братских тюркских народов. Между тем, латинская графика просто элементарно более технологична в нашу компьютерную эпоху. Никаких новых графем (букв) не надо, можно обойтись классическими 26 латинскими буквами на клавиатуре, чтобы передать все звуки татарского языка. Недостающие согласные звуки можно и удобно обозначать комбинациями букв: ch; gh; ng; sh; zh и т.д. С гласными звуками еще проще, в татарском языке они все парные, переднего и заднего фонетического ряда по артикуляции. Оператором умляут можно перевести одну графему в другую для обозначения парного звука: a - ä; e - ё; o - ö; u - ü. Таким образом, можно обойтись 30 графемами (буквами) латинского алфавита для передачи всех звуков татарского языка. Причем, при таком подходе останутся даже буквы для написания заимствованных слов, например, цирк будет cirk, бокс будет box и т.д.

  • Анонимно
    17.11.2017 21:11

    Интересно многие ли противники латыни знают что в загран паспортах Россиян все на латыни . Включая авиабилеты . Ну как господа , как помешало. Прекрасно читают все работники аэропортов любой страны .

    • Анонимно
      18.11.2017 15:58

      Набор слов там скудный и транслитерация используется для простоты, а не художественные и научные тексты.
      Мое имя, например транслитерацией звучит нелепо и неправильно.
      Например, Ленин. Напишут - Lenin. А правильно L'enin или Llenin.

  • Анонимно
    17.11.2017 20:59

    Интересно, книги на латиницу будут переводить те же, кто писал учебники татарского? Или привлекут механизаторов?

    • Анонимно
      18.11.2017 16:38

      Или привлекут механизаторов?
      -нет, тебя попросят. А тебе какая разница? Речь идет о другом народе.

    • Анонимно
      17.11.2017 22:37

      Любой механизатор легко станет юристом ( полиция мчс армия президент и др. ) но практически не один юрист неспособен стать механизатором.

      • ravrr
        17.11.2017 23:18

        >Любой механизатор легко станет юристом ( полиция мчс армия президент и др. ) но практически не один юрист неспособен стать механизатором.

        Да ерунда, оно же в обе стороны работает, а хороший механизатор не родился хорошим механизатором, он им постепенно становился.

  • Анонимно
    17.11.2017 20:13

    Арабская вязь по сути это цифры циклов природы человека и вселенной.Даже беременность управляется этими циклами.А мы же просто пишем эти циклы на плоской бумаге.Черным по белому- письмо.Числа Брахми- беременности.Наглядно это показано в Кубе Кааба.Все грани это 280 дней беременности.Посчитайте суставы на обеих руках= 28.Умножаем на 10 пальцев= 280 дней беременности.Даже шахматы и карты отражают Язык арабский.

  • Анонимно
    17.11.2017 19:04

    Мы связь с 1000 лет историей потеряли 100 лет назад , когда у нас отобрали арабскую графику . Тогда у нас никто не спросил хотим ли мы этого. Что касается латиницы. Совсем скоро все наше население будет знать латиницу.

  • Анонимно
    17.11.2017 19:03

    Хорошая статья

  • Анонимно
    17.11.2017 19:01

    Экспертов казахских читал несколько месяцев назад, так они с вероятностью 100%, все предсказывали какой вой поднимется в российских статьях про переход на латиницу у казахов. Успокойтесь, у узбеков, казахов, азербайджанцев и др никаких абсалютно проблем не будет с латинским, потому что все они сувереннные страны делают все по уму и поэтапно, это нас татар чуть ли за пару месяцев решили и перевели на кирилицу, даже эти буквы не дали толком доработать под татарскую речь, все было сделано наспех, в спешке и теперь отчасти и от этого пожинаем плоды трудности овладения татарского языка

    • ravrr
      17.11.2017 22:24

      >. Успокойтесь, у узбеков, казахов, азербайджанцев и др никаких абсалютно проблем не будет с латинским,

      Дело не в проблемах. Дело в целесообразности. Ты не поверишь, но даже если бы русский язык внезапно перевели бы на латиницу, мир бы не перевернулся, a ya pryamo seychas mogu pisat' translitom, chut' dol'she poluchaetsya, no v obshem delo privychky. Только это вообще ничего не меняет, русский язык от этого не станет английским, не становится он от этого лучше или хуже. Как и татарский. Если ты ждёшь какого-то чуда, от перехода на родственную графику (может кто-то не в курсе, но кириллица и латиница оба от греческого письма произошли), to etogo chuda ne budet, kto tatarskiy yazyk ne znal, tot i ne budet znat', a kto znal, tot ne zabudet.

      • Анонимно
        18.11.2017 16:35

        Дело в целесообразности
        - они сами знают о целесообразности

      • Анонимно
        18.11.2017 01:56

        Мягкий знак в вашей латинице пропал и это уже не русский язык, а придурь. Русскому языку латиница противопоказана - он много веков развивался на кирилице и стал великим и могучим, и зачем нам что-то менять. Всем русофобам говорю: НЕ ДОЖДЁТЕСЬ!!!

        • Анонимно
          18.11.2017 14:26

          01:56 Современный русский алфавит очень хорошо соответствует звуковому строю языка и хорошо воспринимается при чтении русского текста. Думаю, здравомыслящему человеку не придет мысль о замене его на латинские буквы. Хотя у руководителей страны планы такие были в 20-30-х гг. 20 века.
          В итоге перевели на кириллицу только нерусские письменности РСФСР и СА, азери. Тат. язык от этого только потерял в своем развитии, прежде всего в фонетике. Дополнительно в наши дни стало необходимостью изворачиваться с аппаратно-программным сопровождением в информационно-коммуникационной сфере.

          • Анонимно
            19.11.2017 01:39

            Уж лучше находить выходы (изворачиваться) в указанной сфере, чем поддаться диверсии - переводу татарского на латиницу. Стоит ли ставить потери в фонетике как аргумент в пользу латиницы, когда на кону потеря всего - разрушение России и всех её составляющих, в том числе и Татарстана. Латиница - маленький пунктик в забугорных планах. Только наивные и безумцы этого не понимают.

            • Анонимно
              19.11.2017 13:04

              01:39 "Стоит ли ставить потери в фонетике как аргумент в пользу латиницы, когда на кону потеря всего - ..."
              Вы представьте русский язык с фонетикой финского ... Без фонетики нет языка.

              А на компьютерах в армии РФ программный код на кириллице идет или на другом алфавите? Это к размышлению над тезисом: латиница - маленький пунктик ...
              Кстати, китайцы с 1958 года имеют свой пинь-ин на "латинице" и вроде не становятся европейцами, англичанами, американцами.

            • Анонимно
              19.11.2017 10:49

              Когда уж перестанем кругом врагов искать, ведь никому мы не нужны. На ровном месте ведь стали враждовать со всем миром и обрели приключения на одно место. Достал этот российский обычай, чесать, где не чешется.

      • Анонимно
        18.11.2017 00:45

        "может кто-то не в курсе, но кириллица и латиница оба от греческого письма произошли"
        Сам придумал или подсказал кто? Это я про кириллицу. На иврите тоже есть похожие знаки, тоже от греков?
        Щёки надуют и с важным видом чушь несут...

        • ravrr
          18.11.2017 15:23

          "Сам придумал или подсказал кто?'''

          Ну ты хоть, почитай литературу чтоли, о происхождении письменности. В гугле небось не забанили?

        • Анонимно
          18.11.2017 14:11

          00:45 Иврит молодой язык (ему всего 120-130 лет), хотя и создан на основе древнееврейского. А древнееврейский, другие семитские, также как и греческий испытали общее влияние древнейшего финикийского алфавита. Поэтому отдельные элементы графики букв могут быть похожи. Но выражаемые этими буквами звуки не обязаны совпадать.

  • Анонимно
    17.11.2017 17:34

    Опять с одной крайнести в другую. Да не уводите народ от ежедневных проблем. их очень и очень много: ЖКХ.Зарплата,пенсия,дороги, высокая стоимость на бензин,дизельное топливо,большие налоги,поборы на дорогах,медецина-показуха и т.д. Очень даже устраивает татар кирилица.

  • Анонимно
    17.11.2017 17:29

    Всемирный периодический закон.Введение в смысловую логику ( слов творца).

  • ravrr
    17.11.2017 17:04

    > но его тяжелый урок, как видно, ничему не научил президента Назарбаева.

    Назарбаев - дедушка старенький, лично ему всё равно что там будет, он вероятно сможет пойти по пути Сапурмурата Ниязова и Керимова, и президентствовать до конца жизни. А вот следующему президенту Казахстана придётся расхлёбывать всё. И не только алфавитный вопрос, но и прежде всего экономический. Ведь как это кому-то не покажется странным, из-за смены алфавита ничего в экономике не меняется, а хорошо жить становится только типографиям, которые будут загружены госзаказами.

  • Анонимно
    17.11.2017 16:22

    Друзья!!
    ПРОПАГАНДА , держитесь пошла ПРОПАГАНДА!!
    Латиница это плохо, приведено фото с дурацким местным фольклором.
    Вообщем кириллица это хорошо.
    Друзья !!!
    Татары были в латинице и многие лингвисты утверждают что латиница более подходящее для Татарского языка.
    Тем более идут натужные действия с изучением в школе.
    Вообще переход с АРАБСКОГО НА ЛАТИНИЦУ был изучен и проведён в 20гг специалистами из Москвы и Санкт -Петербурга и они тогда считали что для Татарского языка более подходящее Латиница.
    А затем тов. Сталин в ходе компании Руссификации всей страны в 30гг переменил на кириллицу.
    Ну ладно это прошлое а ныне в ситуации наскока на Татарский язык именно единственный выход что бы дальше жил
    ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК необходимо переводить на ЛАТИНИЦУ.
    Когда это будет?
    Думаю скоро!!!
    Пока идут расчёты.
    С уважением
    Простой человек

    • Буре
      17.11.2017 17:13

      Для татарского языка самое лучшее это татарская писменность
      А не чужие латиница кирилица арабица абракадабрицы

      • Анонимно
        17.11.2017 21:47

        Дорогой "БУРЕ"
        Правильно говоришь.
        Если бы я был бы Украинцем то сказал бы
        ПРАВИЛЬНО БАЧИШЬ ЩОРТ ВОЗЬМИ!!
        С уважением
        Простой человек.

        • Анонимно
          18.11.2017 03:37

          По украинский "бачить" - это видеть, а говорить - это будет "гутарить".
          Начитавшийся Гоголя и Шолохова Татарин.

        • Анонимно
          18.11.2017 00:32

          Буре только может советовать, а татарский он не знает.
          Поэтому и советы в вопросе изучения татарского языка НОЛЬ.

  • Анонимно
    17.11.2017 16:21

    Пройдет время, Россия тоже будет переходить на латиницу! Это требование времени, цифровой экономики!

    • Анонимно
      17.11.2017 17:08

      Кто думаетчто Человек создает языки не знает того, что именно языки вечности формируют народы, их обычаи, песни, пляски и все остальное.Симия.

      • Анонимно
        18.11.2017 19:30

        Как вы думаете, если на Земле воцарится глобализм и один язык для всех и как это повлияет на человечество?

        • Анонимно
          18.11.2017 20:41

          Это будет лучше, чем тебя лишают родного языка в своей стране государственным произволом.

          • Анонимно
            19.11.2017 01:27

            Надеюсь уже не лишают - никто впредь не будет заставлять русских письменно признавать татарский язык родным. Местному произволу кердык

  • Анонимно
    17.11.2017 16:11

    За латиницу те, кто хочет отчуждения от России любой ценой. Экономика постепенно загнется, так как на федеральных предприятиях Казани не смогут работать латиночитающие граждане.

    • Анонимно
      17.11.2017 17:04

      За латиницу те, кто хочет отчуждения от России любой ценой. Экономика постепенно загнется, так как на федеральных предприятиях Казани не смогут работать латиночитающие граждане.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/364136

      Что за бред, даже если татары перейдут на латиницу, они все равно будут изучать русский язык, ибо они законопослушные , практичные и не забивают себе голову всякими отстойными и отсталыми(19 века) идеологиями национальной исключительности.
      Есть популярный поэтический образ у татарского поэта -два языка для татар (татарский и русский)-это два крыла.
      Птица, у которой два крыла всегда будет летать выше и дальше и быстрее,чем птица с одним ,... ну вы поняли о чем речь.))))

      • Анонимно
        18.11.2017 00:41

        Да была такая притча. Одна наглая птица с двумя крылами решила лететь к солнцу . Крылья сгорели птице наступил кердык

      • Анонимно
        17.11.2017 17:32

        Эти два крыла и есть герб России, кто не занал откуда герб смотрящий на право и налево.Это же языки РА.Русский и арабский.Говорят что Моиссей - Муса дал две скрижали- два языка в Биляре.Где раньше стояла первая Кааба.

      • Анонимно
        17.11.2017 17:32

        Эти два крыла и есть герб России, кто не занал откуда герб смотрящий на право и налево.Это же языки РА.Русский и арабский.Говорят что Моиссей - Муса дал две скрижали- два языка в Биляре.Где раньше стояла первая Кааба.

        • Анонимно
          18.11.2017 19:15

          Значит, первую Каабу покорили и разрушили до основания в 1236 году? И ХХТО же это сделал? К ним все претензии...

          Разве герб, смотрящий направо и налево, смотрит крыльями? Вы подчеркиваете - два крыла! Вообще-то у птички на гербе из особенностей две головы. И птичка ими смотрит в обе стороны.

        • Анонимно
          18.11.2017 00:42

          Пора бы знать герб Российский привезён из Византии. Учите историю а не переходите на латиницу

          • Анонимно
            18.11.2017 19:27

            Византии и в помине не было, когда у Шумер этот знак уже был. И вообще Византия - это фейк.

  • Анонимно
    17.11.2017 14:19

    Латинские буквы итальянские, английские, немецкие по разному читаются в зависимости от сочетания разных букв. У них для написания одного звучания нади 2,3 буквы написать. На итальянском, например, буква h вообще не произносится. Хотя буквы написанные в кириллице совсем по другому произноятся на татарском, например, буквы А,В,О,Ы, Ч и т.д.

  • ArtemAA
    17.11.2017 13:36

    Латинский vs Кириллический это битва дизайнеров из прошлого, чей шрифт красивее

    • Анонимно
      17.11.2017 15:54

      Совершенно верно. Какие значки рисовать на бумаге, для передачи звуков-никакой разницы. Но кириллица уже прекрасно себя показала в течение десятилетий. Поэтому не нужно тут ничего ломать через колено, а спокойно продолжать пользоваться тем, что уже есть и работает.

  • Анонимно
    17.11.2017 13:27

    Все имена и русские и татарские прекрасно переводится на латиницу в загранпаспортах.

  • Анонимно
    17.11.2017 12:57

    >> Латиница может предложить всего лишь 26 букв

    Это не так. В расширенном латинском алфавите намного больше символов.

  • Анонимно
    17.11.2017 12:55

    Очень модно среди нашей русской молодёжи писать на латинице. Сейчас же есть много всяких мессенджеров, так вот некоторые мои русские друзья там всегда пишут на латинице. Так что Россия наверное и сама перейдёт скоро на латиницу, чтобы быть ближе к своим друзьям казахам и узбекам.

  • Анонимно
    17.11.2017 12:23

    Пробовали насильстченно вводить латиницу яналиф не прижилась, на кирилице напечатана вся татарская литература, и не надо новых выкрутасов. Латиницу надо знать при изучении английского и других европейских языков, без всяких татарских добавок к алфавиту.

    • Фидарис
      20.11.2017 01:40

      Это у вас от страха и лени. Перевести тексты с одной графики на другую, думаю, не должно составить сложности. В наш-то век развитых компьютерных программных обеспечений. Конечно не просто соскочить с привычной графики, но как иначе возродить фонетику языка наших предков.

    • Анонимно
      18.11.2017 16:28

      яналиф не прижилась-
      - а кто приживал яналиф -то?.Отменили"свои" же манкурты

      • Анонимно
        18.11.2017 18:08

        Ой ли, "свои манкурты", а не тов Сталин? У казахов, узбеков, туркмен, азербайджанцев тоже свои "манкурты" отменили латиницу?

    • Анонимно
      17.11.2017 14:42

      Пробовали насильстченно вводить латиницу яналиф не прижилась,
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/364136

      Ну да не прижилась, вот Муса Джалиль на ней стихи писал и не жаловался.
      Переход на кириллицу был осуществлен по приказу Сталина, под угрозой расстрела несогласных.

      • Анонимно
        17.11.2017 15:38

        14.42. Врать, мол под угрозой расстрела вводили кириллицу не надо. Матчсть учите и почитайте сколько татарских интеллигентов, включая Г.Камала и Урманче, подписали просьбу Сталину не вводить чуждый татарам яналиф -латиницу и оставить арабскую графику. А кириллицу ввели для всех народов СССР, кроме грузин и армян.



        • Анонимно
          17.11.2017 19:53

          "А кириллицу ввели для всех народов СССР, кроме грузин и армян. "

          И кроме прибалтов: эстонцев,литовцев,латышей,у которых была латиница.
          Заодно и монголам кириллицу ввели вместо их традиционного алфавита,хотя это не была часть СССР.

    • Анонимно
      17.11.2017 13:16

      Татары всегда отличались хорошими знаниями языков, введите латынь для татар и увидите результат.

      • Анонимно
        18.11.2017 01:42

        Ну, да. Все беды от того, что латыни нет. Надо пересесть на другой алфавит и все будет сразу хорошо. Вспоминается мораль басни Крылова "Квартет": "А вы, друзья, как не садитесь - всё в музыканты не годитесь"

        • Анонимно
          18.11.2017 10:23

          А по сути вопроса, есть что сказать?

          • Анонимно
            18.11.2017 19:10

            У меня есть по сути - "...им бы понедельники взять, и отменить! Вроде не бездельники, и могли бы жить..."(с)

  • Анонимно
    17.11.2017 12:09

    Латиница-тупик
    За латиницу те кто хочет в очередной раз ослабить наш народ

    • Анонимно
      17.11.2017 18:39

      Раз вы не хотите учить татарский язык,какое вам дело какой графикой будут пользоваться татары.

  • Анонимно
    17.11.2017 12:07

    Татарам тоже нужна латынь, чтобы быть единым тюркским народом с казахами, узбеками, киргизами, туркменами, турками и азербайджанцами.

    • Анонимно
      17.11.2017 16:25

      Хочу напомнить, что тптары не отномяться к Тюркам или турка или турам или к быкам по другому.Есть всемирное тело Быка- тура.Например Башкиры это баш оолова быка.Огузы- огузок.Печенеги- печень и т.д.А татары это народ алтайской группы народов.Тотем коты.Русские - рысь тотем.Так что мы ближе к русским.Но не тюрки никакие вообще.И не тянет мне вообще к ним, которые устроили геноцид армян и других христиан.Правда это сделали иудеи принявщие ислам- дэнгре.Если перейдем на лаьин цу нас сотрут русские.Кому рассудительному это надо.А вообще то латиницу придумали русские.Без шуток.И другие языки, например санскрит.

      • Фидарис
        20.11.2017 01:27

        А вообще то латиницу придумали русские.Без шуток.И другие языки, например санскрит.
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/364136?utm_source=readable-box

        А вас кто придумал?

      • Анонимно
        19.11.2017 12:38

        16:25 Огузы и печенеги - это русское произношение.
        Нет единого мнения об этимологии этих слов.
        На мой взгляд "Огуз" происходит от тюркского, татарского "Угез" (хотя по произношению ближе к угэз) - Бык.
        Печенеги - это искаженное баджанак, бажанак от татарского бажа (я, э) - свояк, свой, т. е. говорящий на одном знакомом языке.

      • Анонимно
        18.11.2017 19:09

        Да! И другие индоевропейские языки... Праязык - русский...

        И снежный барс не зря тотемное животное у татар...

  • Анонимно
    17.11.2017 12:05

    "Разумеется, узбекам, закончившим новые школы, закрыт путь в российские вузы. Им придётся для этого переучиваться. Поэтому узбекских юношей и девушек мы видим не в числе иностранных студентов, а в числе иностранных низкоквалифицированных рабочих."
    Ерунда какая, можно подумать у нас все иностранные студенты знают кириллицу.

    • Анонимно
      18.11.2017 22:55

      Ага, бедные узбеки. До латыни они у нас все высокие посты занимали, а как перевели на латынь сразу гастробайтормами перевели на стройки России:)))))

      • Анонимно
        19.11.2017 10:42

        Ну да, ветер происходит от того, что деревья качаются.

    • Анонимно
      17.11.2017 13:44

      Судя по тому как из России идёт отток мозгов, как падают рейтинги наших ВУЗОВ желающих у нас учиться будет не так много, наука в полном упадке. Вы до сих пор остались в СССР когда наша наука была абсолютно конкурентной с западной и учиться у нас было действительно престижно. А сейчас вы бы знали что творится в вузах!

      • Фидарис
        20.11.2017 01:25

        Чтобы получить диплом в наших ВУЗах (за исключением небольшого количества) надо иметь деньги , а не хорошее знание русского языка.

    • Анонимно
      17.11.2017 12:33

      Вообще да. Иначе они не смогут у нас учиться. Русский язык входит для иностранцев в обязательную программу, даже для тех кто учится в военных училищах.

      • Анонимно
        17.11.2017 13:59

        лет 10 назад команды в узбекской армии отдавались только на русском языке,сейчас не знаю.Но не горели военные как то на узбекский переходить

        • Анонимно
          17.11.2017 18:48

          Команды можно на турецком языке отдавать, мы же все тюрки (турки).

          • Анонимно
            18.11.2017 19:06

            Можно и турецким командирам подчиняться? Какая ВАМ разница - ВЫ же все тюрки (турки)?

            • Анонимно
              18.11.2017 23:48

              Можно и турецким командирам подчиняться, что тут такого? Сегодня во многих странах армия профессиональная и наемная, турки вполне могут в любой армии служить, очень храбрый народ.

      • Анонимно
        17.11.2017 13:15

        А им и не надо, у них рядом Турция и ОАЭ, там первоклассные американские университеты на латинице.

        • Анонимно
          17.11.2017 13:45

          Вот это правильно. Не в ИЭУП же им поступать или ТИСБИ

  • Анонимно
    17.11.2017 12:03

    К чему эти пустые разговоры и пропаганда?
    Ведь никакой возможности даже теоретический ввести латиницу на территории РФ.
    А Казахстан - отдельное государство и имеет право переходить на что желает, хоть на клинопись.

    26%

    • Фидарис
      20.11.2017 01:20

      АНОНИМНО 17.11.2017 12:03
      К чему эти пустые разговоры и пропаганда?
      Ведь никакой возможности даже теоретический ввести латиницу на территории РФ.
      А Казахстан - отдельное государство и имеет право переходить на что желает, хоть на клинопись.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/364136?utm_source=readable-box

      Вот это пост анонима на самом деле и есть ответ ответ на все вопросы.

  • Анонимно
    17.11.2017 12:02

    Tatarlar Alga!

  • Анонимно
    17.11.2017 11:52

    Как мы любим создавать себе трудности, а затем героически, с жертвами, их преодолевать. Alga na latinitsu :))))

  • Анонимно
    17.11.2017 11:45

    Молодцы Казахстан что на латиницу переходят! Мои друзья казахи, ВСЕ, за переход на латиницу! Татарам тоже надо перейти!

    • Анонимно
      17.11.2017 21:29

      Татары в годы суверенитета уже переходили и таблички на улицах меняли, не помогло.

    • Анонимно
      17.11.2017 15:58

      Теперь казахи будут по русски говорить с американским акцентом (будь-то в рот положили вату и букву - э произносить с вытянутой челюстью). А тем временем китайцы тихим сапом у казахов скупают месторождения полезных ископаемых. (Камский)

    • Анонимно
      17.11.2017 12:36

      На этапе когда все говорят о спасении татарского языка любой ценой переход на латиницу будет выглядеть как назначение пластический операции с хирургическим вмешательством умирающему от пневмонии. Как минимум не на пользу.

      • Анонимно
        17.11.2017 14:20

        На этапе когда все говорят о спасении татарского языка любой ценой переход на латиницу будет выглядеть как назначение пластический операции с хирургическим вмешательством умирающему от пневмонии. Как минимум не на пользу.
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»:
        https://www.business-gazeta.ru/article/364136

        Если отстоять в Татарстане изучение татарского языка в школе не получится, то какое вам всем дело, каким алфавитом будут пользоваться люди, пишущие на татарском, в своей частной жизни.

        Не надо татар пугать латиницей. "Знаем,плавали!")))
        Татары латиницей уже успешно пользовались в двадцатые годы.

        Моя покойная бабушка писала письма родным на татарском, свободно пользуясь всеми тремя алфавитами, старшему поколению она писала письма на арабице, среднему -на латинице,
        молодежи-на кириллице, и особых трудностей и переживаний у ней это не вызывало,
        так как она прожила очень долгую жизнь и в разные периоды жизни ей приходилось изучать("спасибо советской власти, она татарам глаза раскрыла!") разные татарские алфавиты, но ее родной татарский язык от этого ни капли не изменился.

        • Фидарис
          20.11.2017 01:08

          У меня мама (1920 года рождения) тоже могла писать пользуясь тремя алфавитами. Она и меня учила писать на латинице. Религиозные тексты, естественно, писала арабскими буквами.Кириллицей для письменности практически не пользовалась.

        • Анонимно
          17.11.2017 22:58

          Верно. С фронта письма шли на латинице, кириллице и арабском в наши татарские села и проблем не было.

          • Фидарис
            20.11.2017 01:12

            С фронтов татары письма на кириллице не отправляли. Кириллицу насильно навязали нам перед самой войной.

        • Анонимно
          17.11.2017 15:37

          За чей счет "банкет" будет? Из бюджета РТ?

          • Анонимно
            18.11.2017 16:20

            Из бюджета РТ?
            -Мы это и другой бюджет содержим. У тебя совести ни капли!

          • Анонимно
            17.11.2017 22:45

            15:37 Начните задавать такие вопросы с тех, кто принудительно переводил на латиницу, на кириллицу.
            Татары в отличие от других тюркоязычных находятся внутри русскоязычной среды. Утрата русского им не грозит.
            А алфавиты надо использовать все три исторические: "арабицу", "латиницу", кириллицу. В качестве лингво-шарма можно и тюркские руны. Произойдёт "естественный отбор". Я даже уверен - в пользу какого.

      • Анонимно
        17.11.2017 13:10

        Да разве же они это понимают?! У них в глазах как в своё время у украинцев: главное, войти в Европу!

        • Анонимно
          17.11.2017 21:46

          Вы уже все народы перемололи на ТВ.ВСЕ за всех знаете как им жить. Молодцы украинцы раз у некоторых уже четыре года одно место подгарает.

        • Анонимно
          17.11.2017 13:41

          И ведь входят. Живут. Судя по российским СМИ они уже позапрошлой зимой должны были замёрзнуть, но нет, все там нормально. И строится там гражданское общество. Конечно процесс болезненный, много промахов, но без этого никак. Развитие это называется. Оно всегда не простое.

          • Анонимно
            17.11.2017 15:07

            куда входят, объясните :) 90 дней без визы путешествовать могут? рынок свой открыли полностью? Так и мы за 5 минут войти можем.

      • Оптимист
        17.11.2017 13:09

        Согласен с вами

    • Анонимно
      17.11.2017 11:55

      Это из оперы - Назло мамке (русским) себе уши отморожу. Переходите, и сейчас татарский никто учить не хочет , а там и подавно никого не заставите.

      • Анонимно
        18.11.2017 18:58

        Берите пример с татар, ибо они, где бы не находились, везде заселяются компактно и устраивают свои национальные школы и мечети. В таких крупных городах, как: Париж Берлин, в городах Прибалтики, Нью - Йорк, в Австралии и других, устраивают " Сабантуи". Везде, к ним проявляют толерантность, потому что они подспудно помнят, что татары - родоначальники нашей цивилизации. Татарскую нацию не уничтожить и если Россия будет пытаться уничтожить националььные языки, то она легко может стать страной- изгоем, против которой, все объявят санкции. А это чревато оторванностью от мировой цивилизации. Слабое место у нас, разработка технологий, которых мы можем легко лишиться совсем.

      • Анонимно
        17.11.2017 13:58

        Это из оперы - Назло мамке (русским) себе уши отморожу. Переходите, и сейчас татарский никто учить не хочет , а там и подавно никого не заставите.
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/364136

        Русскоязычные родители тут в БО неоднократно жаловались,что в первом классе дети путают русские и татарские буквы(вместо русских пишут татарские),так как и тут и там используется кириллица ,поэтому (по их словам) выступали против изучения татарского языка в школе с первого класса.
        Если бы татарский язык использовал в качестве алфавита латиницу, причин для такой путаницы у русскоязычных детей не было бы и претензий к изучению татарского могло бы быть меньше.

        • Анонимно
          18.11.2017 13:03

          не из за этого родители русскоязычных детей 25 лет обращаются к правительству...уроков татарского больше чем русского..в этом проблема..

        • Анонимно
          18.11.2017 00:12

          тогда английский бы путали с татарским! ))))

        • Анонимно
          17.11.2017 20:57

          А вот в этом Вы неправы. Очень даже с удовольствием будем более тонко изучать свой родной язык на латыни. Кто не хочет тому и латынь не помеха. "Если уходишь то уходи ".

        • Анонимно
          17.11.2017 16:36

          Долго ли спутать кириллицу с латиницей. Тогда они пожаловались бы именно на это. Причина другая - не желание учить татарский язык, а отговорки найдутся в любом случае.

        • Анонимно
          17.11.2017 14:05

          вы глубоко заблуждаетесь!
          перевод на латиницу этой проблемы не решит

      • Анонимно
        17.11.2017 12:06

        Да, верно.

    • Моисей
      17.11.2017 11:52

      Зачем татарам латиница?
      Чужой католический алфавит который не передает и половины великого татарского языка?
      Прав Буре

      • Анонимно
        18.11.2017 10:56

        Вы татарский то знаете? Пример слово авыл и awıl татары поймут где звуки передаются точнее. Конечно можно и в кириллице добавить буквы, но на сегодня алфавит не передаёт всех звуков, он коверкает язык.

      • Анонимно
        17.11.2017 16:28

        Кириллица тоже не передает. Выручают 6 татарских буков.

      • Анонимно
        17.11.2017 13:34

        Правильно! Арабская графика изначально была же.

      • Анонимно
        17.11.2017 12:03

        Татарам нужна латиница, чтобы быть вместе с основной тюркской группой.

        • Анонимно
          17.11.2017 16:33

          Тюрки должны иметь общую латиницу и одинаковые правила написания общих слов, которых немало. Это объединит всех тюрков.

        • Анонимно
          17.11.2017 13:27

          Тукая, Джалиля, Амирхана, Ибрагимова, Насыри как тогда читать будете? Они сейчас все на кириллице. Или их по боку, или я чего-то не понимаю, может, есть уже их переводы на латиницу?

          • Анонимно
            19.11.2017 10:03

            Зря беспокоитесь за татар. У нас в республике два государственных языка. Все дети наряду с татарским будут изучать и русский,значит,кириллица им будет зорошо знакома.

          • Анонимно
            18.11.2017 16:12

            джалил сам писал на латинице и арабице

          • Анонимно
            18.11.2017 03:16

            Все страшилки про то, что последующие поколения не смогут читать литературное и научное наследие, изданное в кириллице, во-первых, это просто страшилки, во-вторых, для татар точно такой угрозы не будет, так как татары живут в России и все поголовно согласно ФГОСам будут изучать государственный язык, т. е. русский язык, поэтому никто не будет оторван от наследия на кириллице.

          • Анонимно
            17.11.2017 18:44

            Тукай, Джалиль, Амирхан, Ибрагимов, Насыри, все писали арабскими буквами. Даже "Моабитская тетрадь" написана арабскими буквами поэтом-патриотом Джалилем.

          • Анонимно
            17.11.2017 15:06

            Так они на кириллице и не писали. Или арабские буквы или латынь.

            • Анонимно
              17.11.2017 18:27

              Они писали на старотатарском языке.

              • Анонимно
                18.11.2017 00:21

                На старотатарском, а письменность была арабская.

                • Анонимно
                  18.11.2017 17:58

                  У татар, когда- то была руническая письменность, которая, я считаю стала предтечей - латинского, а кириллица, является интерпретацией латинского.

          • Анонимно
            17.11.2017 13:42

            Тукай писал на арабской графике, читали и будем читать на любой графике, а латынь мы все знаем со школы уроков английского, немецкого и французского языков.

      • Анонимно
        17.11.2017 12:01

        11:52 на каком основании вы пишите что латиница " не передает и половины великого татарского языка". докажите! турки спокойно живут и все латиница передаёт. кириллица чужая!

        • Анонимно
          17.11.2017 14:47

          У турков нет таких звуков, как в татарском с хвостиками (гортанные), поэтому турецкий намного приятнее на слух- вот в этом отношении может и пошла бы латиница на пользу. Но это взгляд со стороны. А кому дороже именно свое звучание, тому может и понравится так..

          • Анонимно
            17.11.2017 15:55

            Это почему турецкий приятнее, самым мягкий из тюркских языков является - башкирский, потом татарский, а азербайджанский и турецкий самые грубые.

            • Анонимно
              17.11.2017 22:10

              Я говорю как звучит для тех, кто не понимает эти языки - оценить именно звучание можно, только не понимая.
              Без гортанных звуков приятнее.

              • Анонимно
                18.11.2017 17:54

                А французы не имеют претензий по поводу буквы некоторых букв, произносимых с прононсом, то есть - гортанно, а буква "р" произносится грассированно.

            • Анонимно
              17.11.2017 18:25

              Самый мягкий башкирский-смеялся долго-долго.

        • Анонимно
          17.11.2017 12:11

          И кирилица чужая и латиница и арабица
          Свое надо иметь
          Народ гибнет без своей письменности

  • Анонимно
    17.11.2017 11:40

    Принятый Назарбаевым алфавит с ваострофами действительно неудобен, клинопись получилась, к примеру: «Юлия и Юрий стали мужем и женой» - новом варианте на казахской латинице это будет выглядеть следующим образом: «I`y`li`i`a men I`u`ri`i` ku`i`ey` men a`i`el attandy» . Очень неудобно. Лучшая латиница предложена была в 1999 в Татарстане, хотя там тоже есть претензии к букве ы, которая часто неотличима от латинской л, вобщем, недостатки есть везде.

    • Анонимно
      17.11.2017 17:24

      Латиница, предложенная в 1999 в Татарстане, не была лучшей! Мне очень долго было стыдно за названия улиц, тогда написанных на этой латинице. Ведь мы всё сейчас всё в какой-то степени знаем английский язык, турецкий и другие языки на латинице. У них нужно было заимствовать соответствующие буквы для фонетики. Создавалось впечатление, что эту латиницу предложил безграмотный человек.

      • Анонимно
        17.11.2017 22:34

        Принятую в 1999 надо было доработать, особенно в написании иностранных слов, но буква ы там действительно неудобна, хотя в татарской википедии латиница очень удобна, они её довели до ума, но там её немного

  • Анонимно
    17.11.2017 11:33

    Переход на другой алфавит даст свои плоды через поколения, а не десяток лет. А в процессе возможны сложности, это следствие любого действия.
    Живут же турки на латинице и все у них хорошо. А тоже когда-то кто-то стенал над сложностями перехода с арабской письменности...

    • Анонимно
      18.11.2017 17:05

      В 20- х годах в ТатАССР был введен латинский алфавит и никаких эксцессов по этому поводу не возникало. Причем был введен с ведома Советской власти.

    • Анонимно
      18.11.2017 12:56

      у них далеко не все хорошо..

    • Анонимно
      17.11.2017 12:09

      Латиница, кириллица. клинопись... Это только варианты написания звуков. Английский, немецкий, французский, итальянский языки и прочие... Написание латиницей, а произношение...?? Есть так вещь, как фонетика. Кто занимался в эти годы фонетикой татарского языка? А то уперлись, что на кириллице не можем ПРАВИЛЬНО говорить. Зато своя акадЭмия наук есть.

      • Анонимно
        17.11.2017 19:54

        Согласен слово sexi лучше было бы написать sehi. Буковка "x" в нормальном алфавите читается как "кс". Создавать алфавит надо по произношению а не по букве. Наличие 26 букв в латинице не говорит о скудности языка.

        • Анонимно
          18.11.2017 17:47

          Профаны считают, что в английском алфавите всего 28 букв, а я изучавший этот язык не шатко, не валко, считаю, что в нем, как и в арабском языке - 54 буквы, хотя некоторые буквы дублируются, как и в арабском. Например в арабском алфавите буква "Т", имеет звуки: "з", "с", "ч" и "ш", тоже самое и в английском. Те люди, кто не знает других языков, сами себя обедняют и становятся на уровень папуасов.

    • Анонимно
      17.11.2017 12:04

      А без перехода жили бы хуже? Как это оценить?

    • Анонимно
      17.11.2017 11:49

      Переход с арабской письменности был вызван необходимостью быть более Европейским, более цивилизованным народом, а сейчас они снова движутся к примитивной восточной деспотии.

      • Анонимно
        17.11.2017 15:58

        в турции перешли на латиницу из- за того, что бы турки не могли читать Коран в оригинале и вот теперь ни один турок и не читает, кроме нескольких арабистов.Содомисты постарались.Поэтому и Назарбаев на латинуцу переходит, кто не в курсе происходящего.

        • Анонимно
          18.11.2017 17:24

          Это - достойно похвалы, потому как, религия является тормозом для общественного развития и не дает впасть в средневековое мракобесие.

        • Анонимно
          18.11.2017 03:08

          Поэтому и Назарбаев на латинуцу переходит, кто не в курсе происходящего.
          Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/364136
          А что, в Казахстане до этого все поголовно Коран в оригинале могли читать?
          Вы серьезно думаете, что в Турции только несколько человек умеют читать по арабски, и то только специалисты арабисты? Вы, похоже не в курсе, что население Турции меньше российского лишь в два раза, хотя территории меньше примерно в 20 раз. На 80 млн. населения, вы думаете всего несколько арабистов?

        • Анонимно
          17.11.2017 16:23

          В Турции мечети в каждом квартале.

      • Анонимно
        17.11.2017 12:52

        Латиница это как раз развитый запад. А кириллица среднее между западом и востоком.

        • Анонимно
          18.11.2017 21:16

          Пусть существуют параллельно. И всех дел.

        • Анонимно
          18.11.2017 17:21

          При письме, мне никоим образом не мешает знание латинского алфавита. Так, что проблема эта, слишком надуманна и предназначена для маргиналов.

        • Анонимно
          18.11.2017 12:49

          Не вмешивайтесь в дела суверенных Казахстана и Узбекистана. И не злорадствуйте их временным трудностям.

          • Анонимно
            18.11.2017 22:25

            Хорошая статья! Доходчиво показывает последствия того, что хотели сотворить наши местные "латиняне"! Хвала Аллаху хватило ума не пойти по этому пути!

        • Анонимно
          18.11.2017 12:47

          У единого мирового информационного поля будет единый носитель (алфавит) информации. Это вопрос технический и не надо его политизировать.

      • Анонимно
        17.11.2017 11:56

        Не читайте советские газеты до обеда и после. Уже даже Минобороны РФ перестало про бензовозы сына Эрдогана вспоминать...

        • Анонимно
          17.11.2017 12:04

          Я газеты вообще не читаю. Это история. Османская империя стала проигрывать по всем фронтам по причине технической отсталости и примитивного руководства. Ататюрк дал им шанс быть похожими на людей, сейчас это очередное государство изгой от которого Европа нос воротит.

          • Анонимно
            17.11.2017 21:39

            Турция изгой ? Был этим летом не раз . Море иностранцев не только приезжающих но и имеющие недвижимость там.

            • Анонимно
              18.11.2017 17:17

              Уникальное многонациональное государство - Россия и, является притягательной для многих туристов всех стран, а если Россия станет унитарной, то потеряет свою привлекательность, как и многие города России. Все станет серым, даже для собственных жителей России. Мир сохраняет диалектика, то есть, борьба противоположностей, которая и является движущей силой в мире. Это касается и всей вселенной, а иначе - гибель ( затем инверсия).

              • Анонимно
                19.11.2017 01:15

                Россия и есть унитарное государство и все к нам ездят и поток туристов растет и с каждым годом больше красок

  • Анонимно
    17.11.2017 11:26

    Да везде все нормально. Нигде столько пьянства и воровства многие столетия как в России нет. Мы отличаемся от всего мира тем, что не любим богатых и успешных, а весь мир не любит бедных и неудачных. Вот вся суть и причина нашего инвалидного состояния.

    • Анонимно
      17.11.2017 12:02

      Нигде столько пьянства и воровства многие столетия как в России нет.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/364136
      Это миф.

      • Анонимно
        18.11.2017 12:55

        это ложь..Россия никогда не была исторически пьющей..тем более вороватой..это искажение..многим так хочется представлять Россию и русских..татары ни чем от русских не отличаются..бывают и похлеще..

      • Анонимно
        17.11.2017 21:46

        Это не миф, а реальность России.

      • Анонимно
        17.11.2017 18:21

        Мифы встречаю каждый день и утром,и вечером.

      • Анонимно
        17.11.2017 12:22

        По статистике в среднем в России пьют не очень много. Но, как неоднократно писали, в России много пьют опасного алкоголя - крепкие напитки, фальсификат.

        Я 6 лет жил в Праге, там были и пьяные бомжи, и легкие наркотики чуть ли не в открытую курили. Но ни там, ни в каком-либо другом городе, где я был туристом, я не замечал в общественном транспорте, чтобы от человека пахло перегаром. Или это было крайне редко.

        Сейчас я живу в Петербурге. И почти каждый день я по пути на работу или с работы в вагоне метро едет хотя бы один человек с перегаром. Иногда их больше одного. Буквально 3-4 дня из 5 в вагоне по утрам есть человек с перегаром. Бывает, что это молодые люди. И это совершенно не нормально, эти люди списываются, хотя безработица у нас в стране крайне низкая - нет проблемы в том чтобы найти работу, нормальный досуг, качественный алкоголь. Но люди продолжают напиваться какой-то гадостью - люди без какого-либо стержня.

    • Анонимно
      17.11.2017 11:57

      11:26 правду говорите, где еще в мире есть чтобы придя на кладбище даже люди распивали. думаю это наследие рабства/крепостничества

      • Анонимно
        18.11.2017 17:00

        На кладбищах, как и в жизни - равенства нет. Там все устроено, чтобы богатым, показать свой статус и ни о какой памяти, там и речи нет. Все это, по большому счету - мишура. Память она хранится в головах, а не на свалке для костей. Некрофилия - это атавизм прошлых столетий, который необходим попам, чтобы не иссякал поток " воздаяний".

      • Анонимно
        17.11.2017 12:29

        Далеко не все распивают, да и просто символически. У всех свои традиции, да и не понятно какое это имеет отношение к латинице, а то один крикнул и понеслось... За собой смотрите, а не за другими.

    • Анонимно
      17.11.2017 11:48

      Ваша ненависть к России никому не интересна. Езжайте работать официантом в Европу и будет вам рай на земле.

      • Анонимно
        18.11.2017 16:12

        Это не ненависть к России, такие негативные настроения навивает там царящие в нашей стране произвол, казнокрадство и полное презрение к правам человека. Забыли уже случай с бедным мальчиком, которого подлый эксперт-криминалист накачал мертвого алкоголем. В результате его уволили, а виновница получила три года колонии-поселения. Даже не тюрьмы. О чем вы говорите. Все по нашему по российски. Писать правду не значит не любить свою родину.

        • Анонимно
          18.11.2017 18:11

          так из века в век так, тут виновато мировосприятие, что каждый приходящий на горячую должность руководствуется не законом и совестью, а то, что ему боярин скажет. И село наше, чистейший тому пример

      • Анонимно
        17.11.2017 12:42

        Речь не о ненависти к Родине, а желании видеть ее в лучшем свете.

        • Анонимно
          17.11.2017 13:08

          Так начните с себя, а то все пишете "мы". Мы это кто? Я вот не отличаюсь тем, что много пью и завидую богатым, как раз наоборот.

          • Анонимно
            17.11.2017 20:48

            Наши деды сотворили революцию поэтому и МЫ. Плколения тех кто был против насилия над богатыми и успешными были выжжены и уничтожены в СССР . Пример Финляндии красноречиво доказывает это.

            • Анонимно
              18.11.2017 15:48

              В финляндии фины живут, у них другая мораль и нравственность, потому что другой путь развития.

              • Анонимно
                18.11.2017 17:59

                У них в Финляндии мораль и нравственность лучше, чем в России. Финны (а не фины) занимают первое место в мире по отсутствию коррупции, не передалась им российская зараза.

  • Анонимно
    17.11.2017 11:12

    русские вЛондоне массово живут и не волнуются, так же по всей Европе - все нормально.... а турки имеют фонетику посложнее чем татары...

  • Буре
    17.11.2017 11:02

    Не нужна нам латиница
    И арабица с кирилицей тоже
    Это все не наше
    Нам свой тюрский алфавит и письменность нужны
    Нас 500 миллионов

    • Damir Nabi
      19.11.2017 17:47

      У предков татар было как минимум три вида алфавита один из них в виде кхмерского письма , другой «тюрко рунического» третий это «Хатти Бабури» -- З. М. Бабуром (1483-1530)
      Еще находясь в Кабуле, Бабур на основе арабской графики изобрел буквы новой азбуки. Они напоминали буквы древней тюркской письменности, образцы которой были найдены в Сигнаке на берегу Сырдарьи. Этим алфавитом написано «Хатти Бобурий» («Письмо Бабура»), был переписан Коран и другие произведения самого Бабура. Хотя этот алфавит являлся упрощенным по начертанию (по сравнению со сложным арабским письмом) создатель, Бабур остался недовольным, об этом есть его отзыв с сожалением «….»
      А как было при большевиках ? Сталин и не был заинтересован в едином алфавите для всех татар, узбекам и тажикам прислали специального посланника и он не изменяя буквы русского алфавита придумал примитивную форму написания на основе кирилицы, где одно и тоже буква на разных словах и смотря где он находится в слове по разному читается.
      И наоборот для кыргызов, туркмен и каракалпаков создал татарин и они одинаковы как для татар, но для крымских татар сделали как для узбеков.. и так далее…
      вот такая политика орфографического геноцида, политика разделения, по заветам Столыпина, противопоставления одного и того же народа, но разных только по территории проживания.

    • Анонимно
      18.11.2017 14:33

      Золотые слова. Даешь старомонгольский алфавит.

    • Буре
      17.11.2017 11:09

      Своя религия
      Своя письменность
      Свои имена

      Нет у нас ничего
      Из за этого и стали манкуртами и слабыми
      Арабская религия
      Русская письменность
      Арабские и персидские имена

      Что нибудь татарского осталось?
      Кто мы
      Где мы

      • Анонимно
        18.11.2017 18:07

        письменность была специально создана для нашей страны, на основе всех её красок

      • Анонимно
        18.11.2017 17:02

        У нас, татар, и своего названия нет. То ли кипчаки мы, то ли булгары? Где наш Тенгри- бог неба?

        • Анонимно
          18.11.2017 21:11

          Кипчаки и есть племена, которые стали более известны как булгары. Языки тюркских народов делятся на две группы: кипчакские и огузские. Сколько можно писать одно и тоже. Откройте Википедию и читайте.

          • Анонимно
            19.11.2017 20:04

            Большей глупости и читать не приходилось. Волжская Булгария соседствовала с кипчакской степью. Кипчаки с середины XI века контролировали Великие Ворота народов - проход между Южным отрожьем Урала и северным побережьем Каспия. В войске Бату-хана кипчаки составили большинство. Они же составили большинство населения Орды и в дальнейшем ассимилировали другие народы Орды, в том числе булгар. Уцелевшая часть булгар бежала на запад в земли современной Чувашии. А.В.

            • Анонимно
              20.11.2017 12:29

              Прямые наследники булгар это казанские татары, т.е. это они и есть.

      • Анонимно
        18.11.2017 16:45

        Я думаю, вы легко согласитесь, что из- за всеобщего русского языка, Татарский язык остановился в своем развитии из- за множественных заимствований из других языков. А это гибельно для любого языка, в том числе и для русского.

        • Анонимно
          18.11.2017 18:09

          так в РИ и Союзе русский так же был, как вы говорите всеобщим, а по факту общенациональным. И татарская речь звучала чаще, чем сейчас. Так, что дело в другом, товарищ

      • Анонимно
        18.11.2017 12:52

        письменности и не было своей никогда...историю учи потом призывай к революции..

      • Про цифры ещё забыл упомянуть, они индийские.

        • Анонимно
          17.11.2017 13:23

          Сегодня в России цифры арабские.

          • Анонимно
            18.11.2017 18:06

            не в России, а во всём мире, это унификация исчисления и способов исчисления

          • ravrr
            18.11.2017 01:35

            >Сегодня в России цифры арабские.

            Которые на самом деле - индийские.

          • Анонимно
            17.11.2017 17:06

            Дело в том, что наоборот: аоабские цифры это перевернутые цифры.Один это один угол на плоскости дуплекс- сферы.Два это два угла.Просто округлились, поэтому не видим этого.А по сути арабский и русский это системные языки мозга.Языки РА.Нефищическое солнце, где также сгорают водород- по русски родом родящий и гелий - арабы.яу водорода три основных изотопа: протий русские, дейтерий Белорусы и тритий- украинцы.ясамый нестабильный химический элемент проявляет себя и наяву в вечном прыгании украины.Но ВСЕГДА превращантся обратно в протий.В начале было слово и это слово было на этих системных языках РА.Конечно разные языки по разному проявляются по времени.Но тогда когда нужно Творцу.Как в фотографии, сперва может проявиться нога, вместо головы с двумя полуШАРиями.РА.Одно левое письмо, другое правое.Поэтому хождение на Руси двух системных языков мозга позволила завоевать мирно весь мир почти во времена Рюрика и позже.Жве скрижали Моисея это ведь два системных языка Творца.Так он творил наш мир.То есть язык формирует все на землеот континентов до обычаев ииочертаний стран.Кто еще не смог прочитать про открытие современномти отсылаю к книгам Н.Н.Вашкнвича- арабиста.У него уже словарь РА на 10000 слов и идиом- не переводимых выражегий всех народов мира.То есть латиница тут при чем, когда Аллах говлрил по арабски.Может специально, что бы народы мира не могли читать Коран на арабском.Вндь это последняя книга от Творца на ящыке оригинала.Знающие люди ведь знают, что якирилл и мефодий это метафора всего лишь, а не люди реальные.Наш удел идти вместе со своими братьями- русскими, народом Света и добра.Мы братья навеки.Кто знает, тот не будет предлагать латиницу.Это ведь ладный язык по проявлению материи и денег.Кто не знал.Жреческий это греческий- язык жертвы.Санскрит создан для изучения пространств ума и сознания.Догодайтесть кто их создал.Татарин мищарский.

            • Анонимно
              18.11.2017 16:06

              Чушь собачья. Человек, совершенно не владеющий вопросом, лезет туда, в чем не разбирается.

          • Анонимно
            17.11.2017 13:47

            и римские используются.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль