Культура 
20.11.2017

«Сейчас есть и Швондеры, и Шариковы. Только вот Преображенских очень мало»

«Собачье сердце» в «Мастеровых»: женщина в роли профессора, собака Чага в роли Шарика и перевернутый мир Калабуховского дома

В Челнах впервые за всю историю русского драмтеатра «Мастеровые» поставили Булгакова. Создатели спектакля постарались сделать его одновременно и зрительским, и фестивальным, а также как можно дальше уйти от канонических образов фильма Владимира Бортко. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывала на премьере и узнала, почему мужские роли в спектакле играют женщины, и наоборот, а также что не так в киношном образе профессора Преображенского...

Поставленный меньше чем за месяц, спектакль отобрал много сил у всех участников процесса – особенно это коснулось специалистов по костюмам и декорациям Поставленный меньше чем за месяц спектакль отобрал много сил у всех участников процесса — особенно это коснулось специалистов по костюмам и декорациям

«У НАС МНОГИЕ СЧИТАЛИ, ЧТО СПЕКТАКЛЬ НЕ ВЫЙДЕТ»

В минувшую субботу в Русском драматическом театре «Мастеровые» (Набережные Челны) состоялась премьера «Собачьего сердца» — первой в истории челнинcкого театра постановки по произведению Михаила Булгакова. Как рассказал «БИЗНЕС Online» директор театра Армандо Диамантэ, многие в окружении считали, что спектакль не выйдет: его премьеру по ряду причин перенесли с начала сентября на середину ноября.

«Это очень сильное произведение — его сила заключается в том, насколько оно актуально на сегодняшний день, — считает Диамантэ. — Бывают вещи, важные в свою эпоху, а „Собачье сердце“ Булгакова — это произведение на все времена. Сейчас есть и Швондеры, и Шариковы, и кто угодно... Только вот Преображенских очень мало».

Ставил спектакль Семен Серзин — ученик мастерской Вениамина Фильштинского, главный режиссер петербургского «Этюд-Театра» 2013–2015 годов и номинант премии «Прорыв». Изначально Диамантэ предлагал «Собачье сердце» главному режиссеру «Мастеровых» Денису Хустиярову, но тот отказался — в труппе не было подходящего актера на роль профессора.

Армандо Диамантэ: «Бывают вещи, важные в свою эпоху, а „Собачье сердце“ Булгакова — это произведение на все времена» Армандо Диамантэ: «Бывают вещи, важные в свою эпоху, а «Собачье сердце» Булгакова — это произведение на все времена»

«Это была серьезная проблема, и Денис за данное произведение не взялся, — пояснил Диамантэ. — Мы шутим, что Семен Серзин просто не знал о том, что у нас нет актера на роль Преображенского, поэтому согласился ставить спектакль. До начала репетиций, до того, как он начал работать с актерами, эта проблема стояла злободневно. Но Семен очень изящно выкрутился из этой ситуации».

О том, какой именно выход нашел режиссер, мы расскажем чуть позже, а пока упомянем еще об одном эксперименте Серзина — приглашении на роль Шарика настоящей собаки по кличке Чага. Она каждый день присутствовала на репетициях и, судя по лайкам в «Инстаграме» театра, уже успела стать звездой автограда. В «Мастеровых» шутят: как бы у Чаги не началась звездная болезнь.

«С собакой очень повезло — она оказалась дрессированная, — сказал Диамантэ. — Нам предоставил ее наш осветитель. Она молодец. Мы имитировали вспышку телефонных фотоаппаратов — это могло бы ее вывести из себя. Она не реагировала ни на что — играла свою роль. Сейчас мы думаем о собаке-дублере. Мало ли — заболеет или еще что-то. Возможно, дадим какое-то объявление, устроим кастинг».

Собака по кличке Чага каждый день присутствовала на репетициях и, судя по лайкам в инстаграме театра, уже успела стать звездой автограда Собака по кличке Чага каждый день присутствовала на репетициях и, судя по лайкам в «Инстаграме» театра, уже успела стать звездой автограда

Из любопытных фактов о «Собачьем сердце» в «Мастеровых» — то, что театр сам договорился с наследниками прав Булгакова, минуя российское авторское общество. Наследники снизили изначально запрашиваемую цену в три раза, после чего челнинский театр заключил с ними соглашение и купил права на постановку.

При этом директор «Мастеровых» в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» не раз упоминал, что спектакль дался нелегко. Поставленный меньше чем за месяц, он отобрал много сил у всех участников процесса, особенно это коснулось специалистов по костюмам и декорациям. Впервые к спектаклю «Мастеровых» была написана музыка — ее сочинил Евгений Серзин, брат режиссера.

«Мы много размышляли, будет спектакль фестивальным или зрительским, и Семен постарался сделать и так и так», — добавил Диамантэ.

Размышляя об образе профессора Преображенского и вспоминая фильм Владимира Бортко, Серзин отметил, что не совсем согласен с образом Евгения Евстигнеева Размышляя об образе профессора Преображенского и вспоминая фильм Владимира Бортко, Серзин отметил, что не совсем согласен с образом Евгения Евстигнеева

«КНИГУ-ТО НИКТО НЕ ЧИТАЛ»

«Лаской-с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать», — говорит профессор Преображенский в начале спектакля на вопрос о том, как ему удалось приманить такого нервного пса. В конце он молча смотрит на то, как Борменталь и Дарья Петровна душат Шарикова на полу, а Зина добивает его тремя ударами подсвечника по голове. Когда Шариков перестает дергаться, профессор прогоняет всех вон. На другом конце сцены открывается дверь, откуда выходит гэпэушник. Преображенский снимает с себя костюм-тройку и остается в одном исподнем. Через секунду он решительно выходит за дверь, комиссар следует за ним. В центре сцены на стуле покоятся аккуратно сложенные брюки, пиджак и жилет. Свет гаснет. Так трагично в сравнении с оригиналом заканчивается «Собачье сердце» в постановке Семена Серзина.


«Булгаков, когда писал „Собачье сердце“ в 24-м году, не знал, что будет в 37-м, к чему весь этот переворот приведет. Сейчас уже нельзя отбросить это знание — о том, что было дальше», — так позже объяснил режиссер смысл финала.

Впрочем, вернемся к началу спектакля. Вот на сцене появляется большой стеклянный аквариум, внутри которого сидит собака. Звучит монолог Шарика, который почему-то читает женщина, сверху на пса сыплются мелкие крупинки пенопласта, имитирующего снег. К слову, пенопласт еще не раз напомнит о себе в течение всего первого действия: оставшись лежать на сцене, он будет скрипеть под ногами актеров, то и дело отвлекая внимание от происходящего. На собаку за стеклом смотреть интересно. Но вот появляется профессор Преображенский, которого играет Марина Кулясова. В зале слышится шепот: «Женщина?»

По словам Серзина, для него было важно в первую очередь найти артиста, который справится с этой ролью, неважно, мужчину или женщину. Такого артиста он увидел в Кулясовой. Размышляя об образе профессора Преображенского и вспоминая фильм Владимира Бортко, Серзин отметил, что не совсем согласен с образом Евгения Евстигнеева.

По словам Серзина, для него было важно, в первую очередь, найти артиста, который справится с этой ролью – не важно, мужчину или женщину. Такого артиста он увидел в Кулясовой По словам Серзина, для него было важно в первую очередь найти артиста, который справится с этой ролью, неважно, мужчину или женщину. Такого артиста он увидел в Кулясовой (справа)

«Преображенский — это стержень, человек неколебимый, а Евстигнеев — это все-таки что-то очень домашнее. Это артист, который известен тем, что гениально делал эпизодические роли. Такой очень мягкий актер. Фильм — это близкая, домашняя история», — считает режиссер.

Впрочем, Преображенский в постановке самого Серзина получился еще более мягким и домашним. Он скорее жалуется, чем рассуждает, скорее просит, чем требует. Он плачет, подумывает о самоубийстве и в конце наблюдает, как перед ним убивают человека. Он не пытается помешать, исправить ошибку, вернуть все как было. Он дает убийству свершиться. Из всего, что известно о характере Филиппа Филипповича, сложно сделать вывод о причинах такого решения. Вероятно, такой вот слабохарактерной видится режиссеру не эмигрировавшая русская интеллигенция 20-х годов прошлого века.

Перевоплощение Шарика в Шарикова (справа) показано как танец за стеклом человека с огромной красной головой собаки Перевоплощение Шарика в Шарикова (справа) показано как танец за стеклом человека с огромной красной головой собаки

На фоне грубого, напористого Шарикова в исполнении актера Алексея Ухова профессор как бы уменьшается. Он выглядит уставшим и безобидным, его протесты, угрозы выселить хулигана из квартиры не воспринимаются всерьез. Если в фильме (сравнение, увы, напрашивается само собой) Шариков в некоторой степени побаивается Преображенского и доктора Борменталя, то в спектакле «Мастеровых» он почти напрочь лишен этой черты. Обитатели Калабуховского дома бессильны перед ним — он больше, мощнее, наглее, громче, чем все они вместе взятые. Возможно, потому, что Шариковы с булгаковских времен стали еще более жестокими и озверевшими.

«После фильма ставить „Собачье сердце“ — это определенный риск, потому что книгу-то никто не читал, — сказал Серзин. — Я вот не читал. Нет, я читал в школе, но не помню. Я помню фильм — и все помнят фильм, потому что он намного ярче и внятнее, чем книга. Если читать книжку и параллельно смотреть фильм, там будет все то же самое. Можно, в принципе, и не читать. Фильм полностью отражает литературный источник».

Из любопытных фактов о «Собачьем сердце» в «Мастеровых» — то, что театр сам договорился с наследниками прав Булгакова, минуя Российское авторское общество Из любопытных фактов о «Собачьем сердце» в «Мастеровых» — то, что театр сам договорился с наследниками прав Булгакова, минуя российское авторское общество

«НЕ ЧИТАЙТЕ СОВЕТСКИХ ГАЗЕТ = НЕ СМОТРИТЕ ТЕЛЕВИЗОР»

В спектакле Серзина много неожиданного. Так, например, второй акт начинается с имитации немого фильма по пьесе Булгакова «Роковые яйца». Или еще одна фишка — в конце первого акта Борменталь вдруг спускается со сцены, берет микрофон и начинает рассказывать об утерянном дневнике, где содержались записи о настоящих опытах профессора Преображенского. Выступление сопровождается слайдами с черно-белыми изображениями людей и животных.

Или Шариков вдруг запевает «Гражданскую оборону»: «Как убивали, так и будут убивать, как запрещали, так и будут запрещать...» После этого он раздевается догола и прикрывается балалайкой. Кстати, Клим Чугункин, донор Шарикова, в версии Серзина попадает на операционный стол вовсе не после пьяной драки в пивной, а после пыток ГПУ. Или же Дарья Петровна неожиданно оказывается горбатой, одноглазой и, по задумке режиссера, «побитой революцией женщиной» с револьвером за пазухой. Играет ее, к слову, актер Евгений Федотов.

«У нас и Дарью Петровну играет мужчина, а Швондера — женщина. Режиссер, вероятно, решил: „Ну коль мешать, то что уж теперь“. Всех перемешал. Благо Борменталь, Зина и Шариков — того пола, которого должны быть. Полного, стопроцентного смешивания не произошло», — шутит Диамантэ.

Декорации создают эффект перевернутой на бок комнаты. Герои будто живут в зазеркалье Декорации создают эффект перевернутой на бок комнаты. Герои будто живут в зазеркалье

Вместе с этим в спектакле есть по-настоящему завораживающие в визуальном плане моменты. Швондер (Алена Знайда) появляется на сцене как черно-красный демон, завернутый в патриотическое знамя. Он ставит на стол метроном и начинает разговаривать под его стук, чеканя каждое слово.

Перевоплощение Шарика в Шарикова показано как танец за стеклом человека с огромной красной головой собаки. Танцем можно назвать и бесконечную сервировку длинного обеденного стола, за котором сидят Преображенский и Борменталь: Зина порхает над белой скатертью, изящно расставляя тарелки, бокалы, кувшины с водой, графины, салатницы...

Декорации создают эффект перевернутой на бок комнаты. Сияющая хрустальная люстра в стене, опрокинутые колонны, которые поддерживают атланты, лежащий рояль, портреты — герои будто живут в зазеркалье.

«Дисбаланс Шариковых и Преображенских — это внутренняя борьба в каждом человеке, — говорит Серзин. — Борьба за светлое начало — это важно. Низменные проявления — самые простые, к ним самый прямой путь. „Не читайте до обеда советских газет“ — сейчас можно сказать „не смотрите телевизор за ужином“. Так происходит выпрямление всех мыслей. Манипулировать Шариковыми, конечно, проще, чем людьми думающими. Но в то же время это не значит, что всех Шариковых надо задушить, как произошло в спектакле. Всегда нужно сохранять баланс».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (34) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
20.11.2017 16:24

Согласен с тем, что честней было бы на афише всё-таки указать, что спектакль поставлен ПО МОТИВУ произведения М.А. Булгакова " Собачье сердце", а то как-то не честно получается по отношению к зрителю.

  • Анонимно
    20.11.2017 09:10

    весьма неудачная постановка. От притягательного профессора Преображенского ничего не осталось, одни лишь всхлипы переходящие в женский плачь, если цель состояла в том, чтобы устроить травести шоу - все получилось, голый актер на сцене, мужчина - женщина, женщина - профессор...эх...а ещё немые вставки из "Роковые яйца"...это просто ужасно

  • Анонимно
    20.11.2017 09:54

    Женщина-профессор это реалии нашего времени и будущего.

  • Анонимно
    20.11.2017 10:14

    А мне в целом спектакль понравился. Режиссер имеет право на свое видение. Просто слишком сильна постановка Бортко. Сложно с ней конкурировать. Хотя я считаю, театр справился. Но вот женщина-профессор - это да, надо что-то с этим делать.

  • Анонимно
    20.11.2017 10:31

    Перевернутый мир, где уже и не понять, мужчина это или женщина, животное или человек, правда или ложь. С ног на голову поставленная жизнь...Жаль тех, кто увидел только голого Шарикова и трансформацию актрисы в Преображенского. Хоть немного надо включать мозг, а не просто созерцать действо. Браво, любимый театр!

    • Анонимно
      20.11.2017 13:01

      понятно, что всё это глазами режиссера да и задумка его тоже ясна.. но зачем надо было Шарикову ОБЯЗАТЕЛЬНО раздеваться на сцене?! Люди пришли в театр на спектакль по классическому произведению М.Булгакова "Собачье сердце", как было заявлено в афише... Театр - есть театр, а вот стриптиз-клубов в нашем городе итак полно!!! Да и финал изменен...тогда и называние стоило бы другое дать этому спектаклю, как поступили с "Конечной остановкой" (по произведению Некрасова "Осенняя скука") - вот это правильно, я так считаю

  • Анонимно
    20.11.2017 10:55

    По мне - так и фильм не очень. Книга ярче.

  • Анонимно
    20.11.2017 11:16

    'Всерьёз интересующимся творчеством Булгакова рекомендую статью драматурга Виталия Ярового' < Субъективные заметки о личности и творчестве Булгакова (3). Собачье сердце.>

    • Анонимно
      20.11.2017 11:38

      Вы меня повергли в ужас
      Вы действительно считаете эти новиопские бредни на уровне "колхозного агитатора" имеющими хоть какое то отношение к реальности?

      // Эта власть дала ему и материал, и темы, и героев, утончила и развила его сатирический дар – главное определяющее его писательского дара, выделившее как писателя среди многих других.
      //

      ВЛАСТЬ дала ... развила => ЭТО вообще ЧТО?

      • Анонимно
        20.11.2017 12:17

        Драматург Яровой выразил свою точку зрения, режиссёр Серзин свою, ничего удивительного в этом не вижу. Каждый по своему понимает рок событий.

        • Анонимно
          20.11.2017 12:41

          давайте не путать творчество людей при создание художественный произведений и откровенную диффамацию писателя низкопробным агитатором которую к тому же подают под соусом №Всерьёз интересующимся творчеством
          ---№

          • Анонимно
            20.11.2017 13:36

            По-моему стремление понять истоки противоположных взглядов на произведения писателя относится к серьёзному изучению его творческого наследия.

  • Анонимно
    20.11.2017 11:34

    Отличный спектакль получился! Да, очень театральный, с массой условностей. Да, не похож на фильм. Но если не сидеть и не соавнивать с фильмом на соответствия, то очень сильная вещь вышла!...

  • Анонимно
    20.11.2017 11:41

    главная беда постановки в том что ни режиссер ни актеры не имеют ни малейшего представления о профессоре

    даже советском ни говоря уже о дореволюционном

  • Анонимно
    20.11.2017 11:56

    Была вчера на спектакле . И убедилась в очередной раз что Ухов сильный и смелый актёр . Спектакль спорный

    • Анонимно
      21.11.2017 11:53

      Ухов в роли Шарикова бесподобен, но я никак не ожидала его в этой роли, по правде говоря...
      а собачка Чага в роли Шарика - просто настоящая актриса, отлично справилась со своей ролью на сцене :)

    • Анонимно
      22.11.2017 00:10

      Мой любимый Хлестаков ! Не могла поверить что он может быть таким ! Актер с большой буквы А !

  • Анонимно
    20.11.2017 12:39

    На хрена козе баян(это я про М.Кулясову).Противный Е.Федотов(не из-за того,что играл женщину,просто на него в этой роли было противно смотреть.Браво Е.Сорочайкиной.Снова впечатлила своей работой!

    • Анонимно
      20.11.2017 15:08

      ладно, хоть тут можно высказать свое мнение, а то на странице театра ВКОНТАКТЕ сразу удаляют непонравившиеся комментарии... без каких-либо объяснений!!!

      • Анонимно
        21.11.2017 11:26

        оказывается, что ставятся разные спектакли на разного зрителя... самое главное, чтобы уровень был высокий... это заметно - выше уже некуда, зато очень модно и современно!!! а вот отзывы любят только положительные... разные мнения людей уже не берутся во внимание... и у меня еще один вопрос: а вот курить эл.сигарету в зале во время антракта это какой уровень?!... ладно, еще хоть не во время спектакля...

  • Анонимно
    20.11.2017 15:02

    Так, стоп. Спектакль не соответствует оригинальному произведению "Собачье сердце"?
    Почему тогда зрители не требуют деньги обратно, не вызывают полицию?

    • Анонимно
      20.11.2017 22:47

      Требовать деньги мелочно. Вызывать полицию = не смеши милицию

    • Анонимно
      21.11.2017 11:10

      а вы интервью с режиссером читали в статье выше?! Он же признается в том, что не читал книгу... очень интересно... это как это так?!?... тогда как можно даже утверждать, что это "Собачье сердце" М.Булгакова?!... и главное, за всех отвечает, что никто ее не читал... а вот представьте себе, что у некоторых людей это любимое произведение и М.Булгаков - любимый писатель!!! есть такие люди!!!

  • Анонимно
    20.11.2017 16:24

    Согласен с тем, что честней было бы на афише всё-таки указать, что спектакль поставлен ПО МОТИВУ произведения М.А. Булгакова " Собачье сердце", а то как-то не честно получается по отношению к зрителю.

  • Анонимно
    20.11.2017 18:27

    Посмотрела представленный отрывок из спектакля и что-то идти расхотелось, не нравится мне такой Преображенский и голый зад Ухова напомнил такую же неуместную сцену обнаженной груди Акмаловой в "Вассе"...

  • Анонимно
    20.11.2017 18:49

    Что-то, наподобие "Женитьбы" Гоголя, описанной в "12 стульях"?)

  • Анонимно
    21.11.2017 09:43

    Были вчера с мужем на спектакле и это был второй наш поход в этот театр. Да, спектаклю полный сюрр, но это нисколько его не испортило. Задумка режиссера со Швондером очень сильна! Да и Преображенский и Дарья Петровна совсем не напрягали, но сцена с оголённым Шариковым могла быть покороче. Но это чисто наше мнение. А так спектакль получился сильным и, как не странно, очень динамичным ( в отличии от любимого нами фильма). Эксперимент удался! Мастеровые приятно удивили

  • Анонимно
    21.11.2017 14:40

    Армандо Диаманте,вопрос к вам.Зачем вы удаляете негативные комменты в группе театра?То.что это делаете вы,это точно.Так как задали вопрос именно вам,И сразу же исчезли из группы три негативных коммента.Причем, в эти комментариях лично вас, актеров,режиссера никто не задевал.Хорошие комменты и свой вы оставили.Правда глаза режет?

  • Анонимно
    21.11.2017 15:58

    " книгу никто не читал..." да, мы тут , конечно не столица, но не надо думать , что на переферии читают только Дарю Донцову. Читали! А вот режиссеру надо бы быть поосмотрительней в высказываниях , что книгу он не читал, думаю, это его явно не красит, и говорит о его иртеллектуальном уровне и явно не в его пользу, к сожалению.
    А вобще возникает вопрос к театру- а зачем ставтить произведение, если вы сами понимаете, что у вас нет главного героя, и брать " более или менее подходящего актёра( актрису), по принципу на безрыбье и рак рыба?

  • Анонимно
    22.11.2017 12:04

    Извращенец режиссер поставил извращенную версию классического произведения, а мегатеатралы пытаясь оправдать свое безвкусие , ищут с умным видом то чего нет и не может быть.

    • Анонимно
      23.11.2017 23:32

      Быть может "НЕТ" Может быть

    • Анонимно
      28.11.2017 21:50

      (когда никак не удается соответствовать уровню дискуссии): "Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном... Слава богу, прожили век без образования и вот уж третью дочку за хорошего человека выдаем."
      (А.П.Чехов)

      • Анонимно
        3.12.2017 04:24

        Как облака на небе,
        Так мысли в нас меняют легкий образ,
        Что любим днесь, то завтра ненавидим.

        В. Кюхельбекер

  • Анонимно
    28.04.2018 12:38

    Вчера были на спектакле. Очень впечатлило, но не всех моих друзей.
    Сколько людей, столько мнений. Мне понравилось абсолютно все!
    Браво " Мастеровые"!

  • Анонимно
    19.10.2018 14:17

    В Челнах впервые за всю историю русского драмтеатра «Мастеровые» поставили Булгакова - лучше бы и не ставили.
    В отличии от товарища Серзина книгу я читал. Меня вообще удивило, что как можно не прочитать оригинал произведения и ставить спектакль. Оказывается, можно. Но я пришёл посмотреть именно на «Собачье сердце», а не на ту муть, что я посмотрел.
    Я не буду расписывать и недочетах которые я увидел во время спектакля. Не говоря о концовке. Может быть я что то не понимаю конечно, но ещё раз повторю, что пришёл посмотреть именно Собачье сердце.

    Профессор Преображенский в романе Булгакова представляется нам как очень уравновешенный, харизматичный и мудрый человек. Которого все уважали и боялись его авторитета. Который мог одним своим словом разрешить любую спорную ситуацию. Не боящийся власть и режим. Доктор Борменталь спокойный и рассудительный. Который никогда не вставлял первый своё слово и очень уважительно относился к своему учителю. Здесь же мы видим плачущего Филипп Филипповича, который сбегает и прячется от каких то трудностей. Прыгающего и истеричного Борменталя.
    Вместо пышнотелой и грудастой Дарьи Петровны нам представили лысого мужика в чепчике, горбатого, немого и хромого. Для чего ? Что бы зритель смеялся над неуклюжестью и физическим уродством ? То есть вы видите такими своих зрителей? Смеющихся над тем, как падает человек?
    Для чего голый актёр на сцене? К этому я вообще не был готов. Полное убожество.

    Не буду расписывать все минусы. Полное разочарование.
    Я не являюсь экспертом в театральной жизни. Все написанное только мое мнение, но сложилось впечатление, что режиссер болен. Хотелось посмотреть оригинал романа(пусть и в сокращённом варианте) , а не «я так вижу и так поставлю».

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль