Интернет-конференция 
21.11.2017

Айдар Галиакберов: «Суд присяжных – это самый высший суд на сегодняшний день!»

Зампред Верховного суда РТ о том, надо ли вернуть выборы судей, почему клетки меняют на аквариумы, а УДО стали давать, спросив потерпевшего

1 июня 2018 года в России стартует один из самых масштабных этапов судебной реформы — введение суда присяжных на районном уровне. О том, как готовятся к этому новшеству в Татарстане, можно ли добиться справедливости в судах, какие организационные нововведения планируются, рассказал заместитель председателя Верховного суда РТ Айдар Галиакберов, отвечая на вопросы читателей «БИЗНЕС Online» в ходе интернет-конференции.

Айдар Галиакберов Айдар Галиакберов: «Мы должны стремиться к тому, чтобы эти два понятия – законность и справедливость – были тождественны при принятии решения. Но не всегда так бывает» Фото: Сергей Елагин

«МЫ ИСПОЛНИТЕЛИ ЗАКОНА, МЫ НЕ ЗАНИМАЕМСЯ НОРМОТВОРЧЕСТВОМ»

– Айдар Фатихович, в Верховный суд РФ хотят подать иск в защиту обязательного изучения татарского языка как государственного. Наш читатель Раиса спрашивает вас: «Как вы оцениваете судебную перспективу дел противников или сторонников отмены изучения татарского языка в одинаковом объеме с русским?»

– Этот вопрос сегодня актуален, он вынесен на большую политическую арену, но я хотел бы воздержаться от ответа на него в соответствии с Кодексом судейской этики. Дело в том, что при обращении той или иной стороны в суды республики дело может оказаться и в кассационной инстанции, а я являюсь членом президиума Верховного суда РТ, поэтому не имею права высказываться по данному вопросу, иначе при рассмотрении дела мне придется взять самоотвод в соответствии с требованиями законодательства.

– Как вы относитесь к новости о том, что Россия может заморозить свое присутствие в ЕСПЧ? (Салават)

– В Конституции РФ закреплена такая норма: если национальное право противоречит требованиям международного права, то применяются нормы международного права. Сегодня мы находимся под юрисдикцией Европейского суда по правам человека, и многие решения, в том числе вынесенные Верховным судом, являются предметом рассмотрения ЕСПЧ. То, что эта тема сегодня обсуждается на политических площадках, нас не касается, потому что мы исполнители закона, мы не занимаемся нормотворчеством. Если на законодательном уровне будет принято решение о выходе Российской Федерации из-под юрисдикции ЕСПЧ, то мы, естественно, будем его исполнять.   

– Выходит, судьи не имеют права высказывать свое личное мнение?

– Любой судья – гражданин, и он должен иметь свою гражданскую позицию, но раз человек выбрал такую область деятельности, то на него распространяется закон о статусе судей и Кодекс судейской этики.


«СУДЫ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ СТРЕМЯТСЯ УСТАНОВИТЬ ОБЪЕКТИВНУЮ ИСТИНУ»

 – Председатель ВС РТ Ильгиз Гилазов в интервью «БИЗНЕС Online» сказал: «Мечтаю, чтобы судебное решение было и законным, и справедливым». А возможно ли в российском суде добиться справедливости, как вы считаете? Если нет, то что этому мешает? (Ильгизар)

– Понятие «справедливость» – емкое понятие. Действительно, российское законодательство и в уголовном, и в гражданском, и административном судопроизводстве закрепляет такие принципы осуществления правосудия, как законность и справедливость. Не всякое решение может соответствовать справедливости, но оно должно быть законным. Судьи всегда руководствуются законностью и при этом стремятся добиться справедливого решения, чтобы оно устраивало обе стороны. Но если две стороны затеяли спор, то здесь есть еще и публичные правоотношения: есть общие понятия, общепринятые нормы. Поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы эти два понятия – законность и справедливость – были тождественны при принятии решения. Но не всегда так бывает. А примером тождественности этих понятий в гражданском судопроизводстве может служить мировое соглашение, если и законность при этом соблюдена, и интересы третьих лиц не затронуты. 

– В уголовных делах вряд ли обе стороны будут довольны решением суда. А если еще учесть, что на скамье подсудимых порой оказываются невиновные люди...

– Процессуальный кодекс РСФСР в 20-й статье во главу угла ставил понятие объективной истины. В рамках своей деятельности прокурор, следователь, дознаватель, судья по любому делу обязаны были стремиться к установлению объективной истины. В действующем российском законодательстве такого понятия нет, но во главу угла вынесен другой принцип – состязательность сторон. Обе стороны – и защита, и обвинение – наделены равными полномочиями в доказательстве своей правоты, и суд, взвесив их доводы, выносит свое решение.

– Почему отказались от понятия «объективная истина»? Потому что ее сложно или даже невозможно достичь на практике?

– Суды в любом случае стремятся установить объективную истину, потому что, не установив тех обстоятельств, которые на самом деле были во время совершения преступления, очень тяжело правильно применить ту или иную норму закона. Но если объективная истина все-таки не установлена, у каждой из сторон есть основание оспорить решение в судах других инстанций, вплоть до Европейского суда по правам человека.

– Согласитесь, возможности у людей разные – и административные, и финансовые, и просто ораторские. Не все наделенные правом доказать свою правоту имеют такую возможность. Судья принимает во внимание это обстоятельство или подходит механически: дали вам право, вот и защищайтесь, как умеете?

– Действительно, эти обстоятельства имеют место быть, но вместе с тем государство наделило полномочиями следователя, прокурора, дознавателя теми рычагами, которые регламентированы уголовно-процессуальным законодательством: они имеют право к разбирательствам по делу привлекать экспертов и специалистов, осматривают место преступления и т. д. И только по совокупности выявленных и проверенных обстоятельств приходят к выводу, имеются ли события и состав преступления, а если есть состав, то какой, – только потом предъявляется обвинение.

При этом государство наделяет лицо, против которого идет расследование, правом на защиту. Оно закреплено в Конституции РФ, и существенное его нарушение со стороны государственных органов, в том числе следователем, прокурором, дознавателем, судьей, является 100-процентным основанием для отмены принятого решения. При этом лицо, в отношении которого применяется уголовное преследование, может самостоятельно выбрать защитника, а если у него нет на это материальной возможности, то может обратиться к государству, чтобы оно оплатило услуги адвоката. При той или иной возможности государство, естественно, оплачивает. У нас порядка 70 процентов лиц прибегают к защите своих прав за счет средств государства. На эти цели государство ежегодно перечисляет определенную сумму на специальный счет суда.

– Как суд отбирает адвокатов?

– Мы обращаемся в Адвокатскую палату РТ, и они сами определяют, кому поручить дело.

«Не зная, что делается у соседей, нельзя улучшить работу у себя. Я посетил Оренбургский и Челябинский областные суды и по итогам поездки могу одно сказать: лучше Верховного суда РТ и Казани нет»Фото: «БИЗНЕС

«РЕФОРМА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ИДЕТ, ОНА ГЛОБАЛЬНАЯ»

1 июня 2018 года в России стартует один из самых масштабных этапов судебной реформы – введение суда присяжных на районном уровне. А с действующими судьями положения реформы как-то обсуждались?

– Действительно, соответствующий федеральный закон уже принят и даты обозначены. Реформа судебной системы идет, она глобальная. Первые шаги начали с Верховного суда РФ: весь состав судейского корпуса вывели за штат и, создав указом президента РФ специальную комиссию, заново его сформировали, отсеяв определенное количество судей. Второй этап реформы начался с того, что арбитражные суды практически влились в суды общей юрисдикции. В регионах они действуют самостоятельно, а вот высший эшелон вошел под руководство Верховного суда РФ. Коллегии разные, но руководитель у них один – председатель Верховного суда РФ Вячеслав Михайлович Лебедев. Следующий этап реформы – введение суда присяжных на районном уровне. Сегодня обсуждается возможность создания отдельных судов кассационной инстанции, но это будет уже следующий этап реформирования.  

Новеллы реформы с нами, конечно, обсуждали. На примере одной из них – введение суда присяжных на районном уровне – расскажу, как это происходило. На одном из заседаний совета при президенте РФ по правам человека была озвучена мысль, что в советское время население больше принимало участие в осуществлении правосудия и было поручено изучить, как эту норму внедрить на районном уровне. Опрашивали судей и население на предмет того, готова ли судебная система к такому шагу, есть ли желание у людей участвовать в осуществлении правосудия.

Для изучения отношения судей к данному вопросу члены совета по правам человека выезжали в разные регионы, в том числе года два назад были в Татарстане. Обмен мнениями состоялся в виде дискуссионного клуба, работа которого продолжалась с 9 утра до 6 вечера. Было несколько секций, в работе одной из них я тоже принял участие. Это касалось введения суда присяжных на районном уровне. Такие баталии разгорелись при обсуждении этого вопроса! Нужен ли такой суд на районном уровне, как технически обеспечить его работу? Но судейский корпус Татарстана однозначно сказал, что мы готовы к принятию этой новеллы, поскольку считаем, что суд присяжных – это самый высший суд на сегодняшний день, и опрос населения проводился.

После этого совет по правам человека выступил с инициативой перед законодательными органами о внесении соответствующих изменений в действующие законы, и они были внесены. И с 1 июня 2018 года должен заработать институт присяжных заседателей в районных судах по преступлениям против жизни, здоровья и личности. По ходатайству лиц, которые привлекаются к уголовной ответственности, открывается возможность рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей. Новеллы коснулись и количественного состава присяжных заседателей по делам, рассматриваемым Верховными судами: если на сегодняшний день основной состав коллегии присяжных заседателей состоит из 12 человек, то с 1 июня 2018 года он будет формироваться в количестве 8 человек, а для районного звена – 6 человек.

– Почему четное количество присяжных? Разве они не голосованием принимают решение?

– Законодатель этот вопрос урегулировал таким образом: при равном соотношении голосов решение принимается в пользу лица, привлекаемого к уголовной ответственности.

– А как быть, если район небольшой, где все друг друга знают, многие состоят в родственных связях? Да и просто может не оказаться желающих брать на себя такую ответственность. Обсуждается возможность организации межрайонных судов присяжных?

– Это новшество высветило ряд проблем, в том числе и ту, о которой вы говорите. Мы должны выступить с инициативой о внесении изменений в закон, и, думаю, законодатель услышит нас и внесет необходимые коррективы.

С целью подготовки районных судов к рассмотрению уголовных дел с участием присяжных заседателей Верховным судом РТ регулярно проводятся учеба, учебно-тренировочные занятия, на которые приглашаются наиболее опытные судьи из каждого района. Занятия проводят опытные судьи Верховного суда, длительное время рассматривающие дела с участием коллегии присяжных заседателей. Теоретический этап подготовки судей на сегодняшний день уже пройден, в ноябре запускается новая программа – ролевые игры, когда судьи будут исполнять роль председательствующего, обвинителя и защитника. Судебное заседание с участием присяжных заседателей – это целое театральное действо. Там есть много моментов, которые, если упустить их в начале, к концу процесса могут превратиться в большие проблемы. Поэтому здесь важны и опыт судейского корпуса и их помощников, и желание работать присяжных, и техническое оснащение.

Присяжные обязаны не обсуждать ход дела дома и со знакомыми, не обращать внимания на публикации в СМИ. В начале каждого заседания председательствующий (а это профессиональный судья) спрашивает у присяжных, не было ли на них оказано давление вне стен зала заседаний и не сложилось ли у них уже мнение по тому или иному вопросу. Если у присяжного заседателя заблаговременно сложилось определенное мнение и он начал его высказывать, то у сторон есть право потребовать его отвода, и тогда его заменяют присяжным из запасного состава.  

– Судимые могут быть присяжными?

– Судимые могут попасть в состав присяжных, но только те, у кого судимость давно погашена.

– Насколько давно? Установлены определенные сроки?

– Уголовный кодекс регламентирует срок погашения судимости по разным категориям преступлений, например, по тяжким – 8 лет, по средней тяжести – три года после отбытия наказания в виде лишения свободы и т. д. Самое главное – способность присяжного заседателя правильно воспринимать те события, которые случились, правильно рассудить и высказать свое принципиальное мнение. Если присяжный, отобранный в основной состав, скрыл какие-то негативные сведения о себе (судимости, осуществление уголовного преследования в отношении близких родственников) и эти сведения всплыли после принятия судебного решения, то стороны при оспаривании приговора, постановленного на основании вердикта присяжных, используя указанные сведения, могут на это сослаться. Если присяжный способен лгать в быту, то он может быть необъективным и в принятии решений.

– В случае выявления сокрытия каких-то сведений о присяжном заседателе приговор будет отменен или пересмотрен в другом составе?

– Приговор подлежит отмене.

– При этом сторона обвинения или потерпевшие могут подать новый иск в суд? Ведь могут по формальным признакам отменить приговор, и преступник останется безнаказанным...

– Такие случаи в практике бывают. Вышестоящий суд по представлению государственного обвинителя или по жалобе потерпевших может отменить то или иное решение, при этом направив его на новое рассмотрение. Формируется новый состав присяжных, и дело рассматривается заново.

– А какая мера пресечения подсудимого на это время?

– Мера пресечения определяется в рамках законодательства.


«ВЕРДИКТ, ВЫНЕСЕННЫЙ ПРИСЯЖНЫМИ, ОБЖАЛОВАНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ»

– Сегодня подсудимые сами выбирают, какой суд рассмотрит их дело – профессиональный или присяжных. Эта норма сохранится после судебной реформы на районном уровне?

– Да, это право сохраняется, оно гарантировано Конституцией РФ.

– Насколько мне известно, среди подсудимых очень мало желающих пройти через суд присяжных заседателей. Почему?

– В начале 2000-х годов, когда только ввели суд присяжных, таких дел в год было 8 - 10. Сегодня лица, привлекаемые к ответственности, не хотят проходить через процедуру суда присяжных, рассчитывая на то, что они смогут добиться справедливого решения без присяжных, имея возможность обжаловать то решение, которое считают несправедливым. А вердикт, вынесенный присяжными, окончательный и обжалованию не подлежит. Приговор присяжных может быть отменен только из-за процессуальных нарушений. А на сегодняшний день рассмотрение уголовных дел по первой инстанции в Верховном суде осуществляется судом коллегиально (тройкой профессиональных судей), судьей единолично и судом с участием присяжных заседателей.  

– Какова роль судьи в суде с участием присяжных заседателей? Он только разъясняет нормы закона или имеет решающее слово?

– Роль председательствующего судьи заключается в том, чтобы соблюдались все требования закона, установленные Уголовно-процессуальным кодексом, с момента принятия дела в производство судьей. Каждое действие, каждый документ должны соответствовать требованиям закона, чтобы не было оснований для отмены решений суда. Председательствующий в судебном заседании как дирижер, он руководит всем процессом: отбирает коллегию присяжных заседателей, обеспечивает состязательность и равенство сторон, разъясняет присяжным существо обвинения, их права, обязанности, порядок работы, обращается к присяжным со вступительным и напутственным словами. Настолько тонкая работа! Порой председательствующему приходится пройти как по лезвию ножа. При этом он должен строго соблюдать требования уголовно-процессуальных норм, чтобы не было оснований для отмены приговора, поскольку судом присяжных заседателей рассматриваются многотомные сложные дела.

– А если, например, в суд передается дело в отношении группы лиц, и только один из них высказал желание пройти через суд присяжных, тогда как решается вопрос?

– Его право должно реализоваться, невзирая на то, что остальные не хотят. Если его дело можно выделить в отдельное производство без ущерба для дальнейшего рассмотрения, то его выделяют и рассматривают судом присяжных заседателей. Если в отдельное производство дело выделить нельзя, то выносится постановление о невозможности выделения, и все проходят через суд присяжных, потому что он считается самым высоким судом на сегодняшний день. Таково требование закона.  

– Сегодня люди вообще хотят быть присяжными заседателями?

– Этот вопрос очень больной для нас. Для того чтобы отобрать 50 человек, мы приглашаем 500 - 700, и если из них придут 70 - 80, то это за счастье. Но есть такая закономерность: один раз поучаствовав в процессе в качества присяжного заседателя, и у человека возникает желание принять участие и вторично.     

– Почему? Азарт возникает или материальная мотивация играет роль?

– Как только человек получает статус присяжного заседателя, на него распространяется закон о статусе судей. Это же простые люди, которые каждый день ходят на работу, а теперь их статус повышается.

– А оплата труда какая?

– Два варианта: сохраняется средний заработок по месту работы, а если там меньше или человек безработный, то за каждый день работы в суде выплачивается денежное вознаграждение.

– Высшее образование присяжный должен иметь?

– Нет, образование критерием отбора не является. Но есть запрет: в год можно участвовать только в рассмотрении одного дела.  

«Как только человек получает статус присяжного заседателя, на него распространяется закон о статусе судей. Это же простые люди, которые каждый день ходят на работу, а теперь их статус повышается»Фото: ©Алексей Даничев, РИА «Новости»

РЕШЕНИЕ ПО УДО ПРИНИМАЕТСЯ С УЧЕТОМ МНЕНИЯ ПОТЕРПЕВШЕЙ СТОРОНЫ

– Какие-то изменения коснутся условно-досрочного освобождения?

– Вопрос УДО решается по ходатайству самого осужденного лица в тех районных судах, где находится исправительное учреждение. К УДО есть определенные требования, а с недавнего времени судьи стали принимать во внимание и мнение потерпевшей стороны, уведомив ее о поступлении прошения об УДО.  

– Мнение потерпевших с каких пор стало учитываться?

– К этому очень долго шли. После развала СССР Россия начала жить по внутренним законам РСФСР, позже был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ. При его разработке не учли, что от совершенного преступления прежде всего страдают потерпевшие – те, чьи интересы были нарушены. С одной стороны, логика разработчиков понятна: они говорили о том, что работает целый государственный механизм в лице прокурора, следователя, дознавателя, восстанавливая нарушенные права и интересы. Но при этом они УДО рассмотрели с точки зрения прав лиц, привлеченных к ответственности, без учета мнения потерпевших по этому делу. Таким образом, права потерпевших были ущемлены.

Хотя механизм восстановления нарушенных прав потерпевших существовал – через обращение в Конституционный суд. Один гражданин так и поступил, и Конституционный суд принял решение в его пользу. После этого решения законодатель в течение 6 месяцев внес соответствующие изменения в действующий закон, и сегодня применяется такая практика: суд направляет потерпевшему уведомление об УДО и принимает во внимание его мнение.   


«СУДЬЮ СРАЗУ НАЗНАЧАЮТ ПОЖИЗНЕННО»

– Как вы думаете, смогут ли граждане РТ выбирать судью в своем районе, городе, субъекте или за них всегда будет кто-то другой выбирать? (Айрат Закиевич Файрушин)

– До 1989 года действовали законы СССР, согласно которым судьи были выбираемыми. До назначения заместителем председателя Верховного суда РТ я работал председателем Высокогорского районного суда, и эта тематика показалась мне очень интересной. В холле суда мы создали музейную экспозицию. Были судьи, которые 40 лет проработали в одном суде, начав с должности стажера. По их карьере можно проследить все этапы судебной реформы. В советское время исполнительный комитет района проводил выборы судьи. Кандидаты в судьи должны были прочитать лекции в трудовых коллективах, народ должен был на них посмотреть, ознакомиться с их биографией. После этого кандидатура выставлялась на голосование.

– Кандидат был один или несколько?

– По-разному было. После избрания народным судьей района избирательная комиссия выдавала ему соответствующее удостоверение, и выборы проводились каждые пять лет.

Ныне действующее законодательство такой порядок назначения судей исключило. В середине 2000-х годов ввели трехгодичный испытательный срок для вновь назначаемых судей, и только после этого после сбора всех необходимых документов его назначали на пожизненный срок. На сегодняшний день этот механизм исключен, судью сразу назначают пожизненно, но при этом законодатель внес изменения в закон о статусе судей – расширили список оснований для прекращения полномочий.

– Так все-таки выборность судей надо вернуть или нет?

– Судебная система является самостоятельной и независимой ветвью власти, что закреплено в Конституции РФ, и судьи назначаются указом президента страны. Порядок назначения судей закреплен в федеральном законе «О статусе судей в РФ», и ставить вопрос о выборности судей, наверное, неуместно.

– Почему отменили выборность судей?

– Вопрос в независимости и неприкасаемости судей.

Смогут ли граждане РТ участвовать в качестве слушателей при сдаче экзаменов квалификационной коллегии судей на должность судьи, будет ли когда-нибудь введена видеотрансляция данного мероприятия? (Айрат Закиевич Файрушин)

– Экзаменационная комиссия является органом судейского сообщества, один раз в две недели заседает, принимает экзамены. В составе комиссии – наиболее опытные судьи, есть ученые. Они свою работу освещают в средствах массовой информации, на нашем сайте. Федеральный закон, который регламентирует порядок их работы, не предусматривает участия населения в качестве слушателей на экзаменах. Насколько я осведомлен, один раз на подведение итогов экзаменов пригласили журналистов. Также у нас ежегодно проходят отчетные конференции, на которых делается подробный отчет по каждому сдавшему экзамен на должность судьи. На конференции могут присутствовать и представители СМИ.

«Перед тем как дело попадает в суд, его направляют в прокуратуру, которая осуществляет надзор за расследованием уголовных дел, анализирует качество расследования, чтобы невиновные лица не были привлечены к ответственности» Фото: «БИЗНЕС Online»

КЛЕТКИ ЗАМЕНИЛИ АКВАРИУМАМИ ПО РЕШЕНИЮ ЕСПЧ

Недавно вы были в командировке в одном из регионов России, перенимали опыт работы других судов. Чего не хватает в организационно-технической сфере нашим судам, по-вашему? В чем суды других регионов опережают в развитии наши? И есть ли у наших судов сильная сторона по сравнению с другими передовыми регионами? (Салават)

– По поручению председателя Верховного суда РТ я выезжал в командировку в другие регионы. Не зная, что делается у соседей, нельзя у себя улучшить работу. Я посетил Оренбургский и Челябинский областные суды и по итогам поездки могу одно сказать: лучше Верховного суда РТ и Казани нет. Но есть некоторые моменты, в частности, связанные с информационными технологиями и информационной безопасностью, которые нам надо доработать.

– Какова перспектива у Советского суда Казани? Уж очень там неудобно работать. Ходили слухи, что он готовится к переезду, но вот там стали устанавливать в залах судебных заседаний камеры для лиц, находящихся под стражей. Это признак того, что переезда не будет в ближайшее время?

– Здание Советского районного суда Казани – это проблема номер один. В этом направлении ведется огромная работа председателем Верховного суда РТ Ильгизом Идрисовичем Гилазовым и начальником управления судебного департамента Зявдатом Миргазямовичем Салиховым. По закону строительство новых зданий и материально-техническое оснащение судов ведется из федерального бюджета, есть соответствующая федеральная программа до 2020 года, и ведутся работы, чтобы внести в нее строительство здания для Советского районного суда. Этот вопрос не остается без внимания правительства и президента республики. Построены несколько зданий для судов – в Балтасинском, Лениногорском районах. Идет активное строительство зданий судов в Нижнекамске и Набережных Челнах.

Что касается камер для лиц, содержащихся под стражей, то они нового образца, которые можно легко монтировать и демонтировать.

– Камера нового образца – это стеклянная?

– Да. Два-три года назад Европейским судом по правам человека было принято решение о том, что содержание людей в клетках в суде унижает человеческое достоинство, поэтому судебный департамент при Верховном суде РФ принял решение о переоборудовании залов судебных заседаний соответствующим образом и выделил на это средства. Камеру нового образца в народе называют аквариумом, потому что она состоит из железного каркаса и бронированного стекла, выдерживающего три удара обухом топора или три выстрела из пистолета Макарова с расстояния 5 метров.

– А под четвертым ударом стекло рухнет?

– Нет, появляется небольшая трещинка. Я сам присутствовал при испытаниях: довольно атлетического телосложения сотрудник суда ударом ноги пытался разбить стекло, но ему это не удалось. Но судебные приставы и конвойная служба, находящиеся в зале, нападения не допустят.  

– Кто принимает решение о том, как содержать в зале суда задержанного? Мы видим, что кто-то в клетке сидит, кто-то рядом с адвокатом, а кто-то по видеосвязи.

– Рядом с адвокатом – это редкий случай. Когда следователь задерживает гражданина по подозрению в совершении преступления, он имеет статус подозреваемого и может быть задержан на 48 часов. Если на момент рассмотрения ходатайства эти 48 часов истекают, подозреваемый садится рядом с адвокатом, будучи освобожденным из-под стражи. Что касается видеосвязи, то это применяется по желанию задержанного, когда рассматривается вопрос не по существу, а по мере пресечения.


«К РАЗЪЯСНЕНИЮ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ПРАВ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ФОРМАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ»
                                     

– Как вы думаете, почему судьи в РТ в начале судебного заседания вместо разъяснения гражданам их прав и обязанностей задают вопрос: «Вы доверяете суду?» (Айрат Закиевич Файрушин)

– Вопрос для меня очень болезненный как для судьи, который рассматривал дела по первой инстанции в Верховном суде РТ и районных судах. К разъяснению процессуальных прав не должно быть формального отношения, оно должно вестись не только по букве закона, но и в понятных подсудимому выражениях. Я тоже в своей работе иногда использую терминологию «Доверяете ли вы суду?», например, при разъяснении права на отвод. Юридически неподкованный гражданин не всегда может понять, что такое отвод, поэтому приходится объяснять и спрашивать, доверяет ли он суду. 

– Почему в судах РТ (Верховном суде РТ) судебные заседания начинаются не в строго назначенное время, будет ли кассационная инстанция в РТ соблюдать правила статьи 160 385 ГПК РФ? (Айрат Закиевич Файрушин)

– Председателем Верховного суда РТ дано указание изучить эту проблему и предложить варианты ее решения. Дело в том, что рассматривается много дел по видеосвязи с участием лиц, находящихся в следственных изоляторах. А система видеоконференцсвязи у нас так оборудована, что мы получаем разрешение на связь с изоляторами по очереди, на это выделяется определенное время. После расширения технических возможностей ВКС мы начнем назначать рассмотрение дел в конкретное время. Думаю, что в ближайшее время данная проблема будет разрешена.      

– Почему при Сталине оправдательных приговоров было гораздо больше, чем сейчас в Верховном суде Татарстана? (Айрат Ахметзянов)

– На сегодняшний день оправдательных приговоров не так уж и мало. Я имею стаж работы в судебной системе 24 года и могу сказать, что в советское время у меня лично оправдательных приговоров практически не было. А вот в период работы в Верховном суде РТ в 2000-е годы оправдательных приговоров было намного больше, в том числе с участием присяжных заседателей. Наверное, сегодня качественнее работает следствие, и уже на стадии расследования в отношении лиц, непричастных к преступлению, дело прекращается или не возбуждается. До суда доходят только качественно расследованные дела. Кроме того, перед тем как дело попадает в суд, его направляют в прокуратуру, которая сегодня осуществляет надзор за расследованием уголовных дел, анализирует качество расследования, чтобы невиновные лица не были привлечены к ответственности.

– На интернет-конференцию поступило несколько вопросов, касающихся конкретных дел, которые разбирались или разбираются в суде. Вы имеете право высказаться относительно них?

– Конкретные частные дела вообще комментировать невозможно, это не в рамках наших полномочий по одной простой причине: эти дела могут стать предметом рассмотрения президиума Верховного суда РТ, членом которого я являюсь, и в случае, если сегодня прокомментирую эти вопросы, я буду обязан взять самоотвод, самоустраниться от рассмотрения этого дела.

– Какой общий совет вы можете дать тем, кто не доволен решением или действиями судьи?

– Если человек считает, что решение по существу было незаконное, то его надо обжаловать в суде второй инстанции, в кассации, в Верховном суде РФ – вплоть до Европейского суда по правам человека.

Можно к вам на прием, чтобы до обращения в судебную коллегию ВС РФ кое-что узнать и выяснить? (Зайтуна)

– Судьи по конкретным делам консультаций не дают – это нам запрещено законом. А вообще у меня день приема граждан – понедельник, с 15:00 до 16:00. Но прием мы ведем только по непроцессуальным вопросам. Граждане должны защищать свои права в рамках регламента, установленного процессуальными кодексами. Но если есть какие-то претензии относительно поведения судьи, что он ведет себя неадекватно, грубит или нарушена организация судопроизводства, то по этим вопросам ведем прием. 

«Если человек начинает себя нескромно вести в быту, нарушая нормы морали, то и в работе он может себе позволить подобные вещи, поэтому надо держать себя в определенных рамках» Фото: Сергей Елагин

«Я ВСЕГДА СОХРАНЯЛ НЕЗАВИСИМОСТЬ»

– Какие направления вы курируете как заместитель председателя Верховного суда РТ?

– 20 июля 2017 года вышел указ президента РФ о назначении меня заместителем председателя Верховного суда РТ. Председатель суда поручил мне курировать кассационное судопроизводство, информационные технологии, безопасность деятельности суда и организацию судопроизводства.

– Вас кто-то рекомендовал на должность заместителя председателя Верховного суда или вы участвовали в конкурсе? Как это происходит в судебной системе?

– Данный вопрос решается в Москве – в высшей квалификационной коллегии судей, которая объявляет конкурс на замещение вакантной должности, и все желающие могут принять участие в нем. Когда в Верховном суде РТ открылась вакансия на должность заместителя председателя, мои стаж и опыт работы судьей были достаточными для участия в конкурсе. В свое время я работал судьей в Сармановском районном суде, затем – в Приволжском районном суде города Казани, 13 лет работал судьей Верховного суда РТ, последние четыре года перед назначением работал председателем Высокогорского районного суда. Председатель Верховного суда РТ дал мне рекомендацию, затем моя кандидатура была рассмотрена высшей квалификационной коллегией, на кадровой комиссии в аппарате президента РФ. И только после этого президент России своим указом назначил меня на эту должность.

– Конкурентов у вас много было?

– Подавших заявление на участие в этом конкурсе больше не было.

– Какое дело вам особенно запомнилось из вашей судейской практики?

– Я работал и в районе, и в городе, и в Верховном суде, и у каждого времени есть свои дела, какие-то из них запоминаются особенно. Но говорить о них много-то не хочется... Во времена моей работы в Сармановском районном суде за пять дней до выборов незаконно сняли с предвыборной гонки одного из кандидатов. Решением суда буквально за день до голосования мы его восстановили в правах, и он победил на выборах.

– Давления на суд со стороны исполнительной власти в данном деле не было?

– Я не сказал бы... Считаю, в каждом деле надо проявлять принципиальность, и мы проявили ее в данном деле. Наше решение было оспорено, но Верховный суд РТ оставил его в силе.

– А вообще бывало, что вынесенные вами решения Верховный суд отменял?

– Решения отменялись, но мизерное количество.

– И политологи, и простые люди уверены, что суды в России зачастую принимают решения по звонку сверху. Насколько судьи самостоятельны в своих решениях? (Андрей Федоров)

– Исследовав материалы дела, выслушав прения сторон, судья удаляется в совещательную комнату и, исходя из своего жизненного опыта, по внутреннему убеждению, основываясь на законе, принимает то решение, которое считает правильным. Я благодарен судьбе, что выбрал данный жизненный путь, посвятил себя судебной системе. Я всегда сохранял независимость и высокий статус судьи.

– У судей очень много ограничений... Чего вы лишены как человек, работая судьей? Чего не можете себе позволить?

– Ограниченным в правах как гражданин себя не считаю.

– Речь не о правах, а о человеческих слабостях...

– Все зависит от внутренней порядочности человека. Если человек начинает себя нескромно вести в быту, нарушая нормы морали, то и в работе он может себе позволить подобные вещи, поэтому надо держать себя в определенных рамках. Но если человек воспитан, если ему изначально заложили в семье правильные жизненные принципы и правила, то он никогда не будет считать себя ограниченным в желаниях.

– Чем любите заниматься вне работы?

– Я очень люблю работать в саду, в огороде. Что положено крестьянину, все выращиваем!  Еще я люблю работу по дереву. Дерево – это для меня основа всего. Можно из него и какие-то произведения создать, можно и дом построить, а можно просто дышать его запахом.

– Газету «БИЗНЕС Online» читаете?

– В день несколько раз – до работы, в обед, после работы, перед сном! У вас очень интересные статьи, о людях рассказываете, о ситуации. Горячую информацию у вас можно снять, отношение к тем или иным событиям, которые происходят не только в республике, но и по всей России. Вы очень быстро реагируете, и мнение людей через комментарии можно узнать. На мой взгляд, в Татарстане других электронных средств массовой информации, которые оперативно реагируют на каждодневные происходящие события, не существует. Желаю вам дальнейшего процветания и успехов в работе.

– Айдар Фатихович, спасибо за полезный разговор. Успехов вам в новой должности!

– Вам спасибо за приглашение и интересный диалог.

Галиакберов Айдар Фатихович

Родился в 1968 году в селе Шалты Бавлинского района Татарской АССР. Окончил Казанский государственный университет по специальности «правоведение» (1993).

1993 - 1997 – судья Сармановского районного суда РТ.
1997 - 2000 – судья Приволжского районного суда города Казани.
2000 - 2013 – судья Верховного суда РТ.
2013 - 2017 – председатель Высокогорского районного суда РТ.
С июля 2017-го – заместитель председателя Верховного суда РТ. 

А вы за или против широкого внедрения судов присяжных?
32%За, так суды станут объективнее – с 12 людьми труднее договориться
16%Против, простыми людьми легко манипулировать
51%В теории я за, но в наших условиях все извратят
1%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (65) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
21.11.2017 09:08

"Наверное, сегодня качественнее работает следствие, и уже на стадии расследования в отношении лиц, не причастных к преступлению, дело прекращается или не возбуждается. И до суда доходят только качественно расследованные дела".

Давно так не смеялся, о каком КАЧЕСТВЕ СЛЕДСТВИЯ идет речь?!

  • Анонимно
    26.11.2017 22:53

    Чистую правду сказал Председатель СК РФ Александр Бастрыкин о недоверии Татарстанским судам!! !Я прошел Вахитовский суд? Это штамповочный орган!!!Он выполняет указания свыше и руководствуется исключительно телефонным правом. Судья слушал ,слушал 2 месяца и несмотря на 100% доказательства невиновности,дословно не напрягаясь один к одному переписал установку следствия,которое также отрабатывало заказ. Условный срок мне был известен ещё до суда и был продиктован по телефону!
    Со мной в СИЗО сидел на 100% невинный человек,на которого следствие пыталось повесить убийство двух граждан 14 лет тому назад! и Если бы у него не был суд присяжных, то его бы со 100% гарантией посадили бы лет на 25! Суд присяжных его полностью оправдал-это чудо! Потому что суды РФ и РТ оправдывают в 3-х случаях из тысячи,если уже заведено Уголовное дело.(ДЛЯ СПРАВКИ-в СССР ОПРАВДЫВАЛИ ПРИМЕРНО в 15 % по уже заведённым уголовным делам!!!)
    Суд присяжных-единственный судебный орган к которому есть доверие!

  • Анонимно
    24.11.2017 23:40

    Похоже про гражданское дело пишете, а не уголовное

  • Анонимно
    23.11.2017 21:14

    Впервые столкнувшись с судейской практикой по уголовному делу и по гражданскому делу я просто был шокирован неприкрытым судейским произволом, когда решение уже заранее прочитывается в глазах судьи и он торопится закончить заседание. Приемы все известные: все ходатайства отклоняются, в протокол вносится ,что нужно, не скрываются " перемигивания" со адвокатом стороны, которая должна выиграть процесс...., ну и много еще всякого разного...При этом,все время тебе говорят " суд решил", и это громкое слово"Суд" всего- то в лице одного человека, к сожалению, давно забывшего, что такое честь, честность, порядочность, законность..., а впрочем многие " служители Фемиды"такие слова и не знали вовсе...Не знаю как в других городах республики, но в Челнах это так .. Конечно -я за присяжных, хоть какая-то появится надежда на справедливое, беспристрастное,неподкупное решение.....

  • ПутчДемона
    23.11.2017 08:53

    Смотрим фильмы "Двенадцать" и "Вердикт за деньги" и потом не удивляемся.

  • ПутчДемона
    23.11.2017 08:48

    Пока не придумали методики воздействия на присяжных - они хоть и не высший, но возможно пока единственный справедливый вариант суда. Хотя коррекционная функция судьи все равно остается. Все эти "демократические инструменты" на самом деле вполне управляемые и справедливый суд - это утопическая теория фантастов.

  • Анонимно
    22.11.2017 16:27

    Сколько негатива в комментариях и правового нигилизма....

  • Анонимно
    22.11.2017 09:41

    03:10. А кем отбираются?

  • Анонимно
    21.11.2017 21:15

    А когда решение выносит конкретный человек к примеру судья и что решение образно говоря известно в большинстве случаев это тогда как?

  • Анонимно
    21.11.2017 20:25

    Знаю я этот суд присяжных, один в окно смотрит двое разговаривают между собой и хихикают во время речи адвоката, так как решение уже известно до суда, а когда законы нарушают и выносят приговоры в интересах определённых лиц никто из них в итоге не отвечает перед законом, так как приговор выносит не конкретный человек

  • Анонимно
    21.11.2017 19:20

    Психически нездоровым запрещено быть присяжными по закону

  • Анонимно
    21.11.2017 18:23

    15:29.Автоматика это понятно.А до автоматики?Списки присяжных наверное администрация же формирует.Вот представите ситуацию шо я иду в администрацию и прошу шо бы меня включили в список присяжных который потом опубликуют в газетах а меня не фключают к примеру потому шо я борец с администрацией или по каким то причинам не свой.

    • Анонимно
      22.11.2017 03:10

      Кандидаты в присяжные отбираются из списка избирателей.

  • Анонимно
    21.11.2017 15:32

    Неграмотных в присяжные не берут, ибо компьютер их по комментам выявляет и вовремя отсеивает ;-))

  • Анонимно
    21.11.2017 14:43

    Скажите пажалста а куда обратиться шо бы быть присяжным ? Или это тоже образно говоря по блату и знакомству?

    • Анонимно
      21.11.2017 15:29

      За вас это решит автоматика. Вот если путем автоматической выборки попадете в списки, ждите письма с приглашением. Хотя наверное вы теперь будете и здесь недовольно. компьютер же тоже можно "купить"))

  • Анонимно
    21.11.2017 14:36

    все интервью взятые у гилазова становятся объектами жёсткой критики общества . мое мнение: люди в мантиях сильно оторвались от народа , в том числе и по зарплате . что касается решений то половина из них не выдерживает никакой критики , Верховный суд пытается лицо сохранить , жалобы без изменения оставляет , но народ видит какой слабый уровень в судей. особенно в этом плане выделяется Московский районный суд , в частности судья Захаров ...

  • Анонимно
    21.11.2017 13:59

    А почему присяжный может участвовать только в одном деле в год? На мой взгляд это неправильно.На мой взгляд надо чтобы присяжный участвовал хотя бы в 12 делах за год а так когда в каждом деле новые присяжные так присяжных образно говоря не напасешься. Если вердикт присяжных обжалованию не подлежит то тогда я где то читал что решение присяжных может кажется прокуратура обжаловать это как понимать?

  • Анонимно
    21.11.2017 13:58

    Когда закончится бардак по рассмотрению апелляционных жалоб по гражданским делам в Верховном суде? По 10-15 дел назначаются на одно время, в лучшем случае ожидание составит один час, иногда до трех доходит. Даже в более загруженном Мосгорсуде апелляции назначаются на конкретное время. ВКС по гражданским делам в Верховном суде РТ не применяется, поэтому ссылаться на нее не надо. Правосудие должно быть удобным не для судей, а для людей, которые не должны часами ждать рассмотрения своего дела. Берите пример с арбитражных судов, там такого безобразия нет!

  • Анонимно
    21.11.2017 13:18

    Обжаловал решение мирового судьи в Верховном.
    Даже не известили о дате рассмотрения дела!

    • Анонимно
      21.11.2017 14:07

      Решение мирового в районный обжалуются. Жди дальше извещения

  • Анонимно
    21.11.2017 13:05

    Судьи это несчастные люди, марионетки и куклы в руках власти. Они не могут опираться на закон, в силу того, что, не выполни указание сверху, полетишь с должности. Своего "я" тоже нет, потому что, судья забывает, как только его назначили на хорошую должность.

  • Анонимно
    21.11.2017 13:05

    Какой там у них принцип назначения судей вообще не понятно. Видимо как и везде по принципу лояльности к руководству. Что за карьерный лифт такой странный, из района сразу на должность первого председателя суда Республики? И сразу умные рассуждения про справедливость и прочее. На Высокой горе уровень деревенской коррупции на уровне Мозамбика. В этом районе к председателю суда мимо бестолковой прокуратуры следователи ходили с уголовными делами и спрашивали как расследовать уголовное дело и в отношении кого предъявлять обвинение. У жителей Высокой горы спросите про справедливость и веру в беспристрастный, справедливый и независимый суд.

    • Анонимно
      21.11.2017 21:01

      Высокая гора кузница кадров для судов, прокуратуры и мвд, как они проходят аттестацию, где проходят уму не постижимо.

  • Анонимно
    21.11.2017 12:53

    У моей знакомой сына убил некто Сиваченков, так его районный суд отпустил по Удо не досидев 4 года!!!!! Потерпевшие не согласны, а его отпустили! Вроде подали апеляцию. Возьмите на контроль!!!

    • Анонимно
      24.11.2017 23:33

      Никто Сиваченкова пока не отпустил, решение о его УДО отменено ВС РТ: как сидел, так и сидит

  • Анонимно
    21.11.2017 12:52

    присяжных надо защитить от давления и угроз с любой стороны. Можно даже применить дистанционное участие через интернет

  • Анонимно
    21.11.2017 12:43

    Законы не законы....судья выносит решение в соответствии со своими убеждениями и внутренрими установками. Каков вектор/стержень судьи, таково и решение. Присяжные лишнее звено.

  • Анонимно
    21.11.2017 12:07

    Столкнувшись с судебной системой в РТ стало очевидно, что она коррумпированна на всех уровнях, которая сторона договорится, та и выиграет дело (гражданское). Законы не работают, и это прекрасно понимают как сами судьи, так и обычные люди. Мнение зампреда ценно в теории, на практике все иначе.

  • Анонимно
    21.11.2017 11:15

    При Сталине оправдательных приговоров было больше, чем сейчас.

  • Анонимно
    21.11.2017 11:08

    Фамилию гения в студию?

  • Анонимно
    21.11.2017 10:14

    У нас в Кировском районе был мировой судья, в течении года становится федеральным судьей и через полгода уже пожалуйста работает в Верховном суде Республики, за какие заслуги или подвиги? Кто его назначил и кто выбирает, может родственные связи большие или семейный клан в Верховном суде? И это сплошь и рядом, очень много знакомых фамилий и родственников, это разрешено, или у нас можно?

  • Анонимно
    21.11.2017 10:07

    А как быть с кумовством?
    В Верховном суде судья, брат в районном , а дочь в третьем районном.
    Это нормально?

    • Анонимно
      21.11.2017 22:26

      Думаю, Вы правы, это надо прекращать, никаких династий. Династий не должно быть не только в судебной системе, но и у врачей, учителей, преподавателей ВУЗов. Принципиальным надо быть до конца, ИМХО.

  • Анонимно
    21.11.2017 09:50

    Басманный суд - самый гуманый суд в мире!

  • Я не согласен с зам. председателя ВС РТ по некоторым аспектам. Буду говорить по гражданским делам.
    1. Вот уважаемый Айдар Фатихович говорит (примерно): что законность не всегда совпадает со справедливостью. Такое мнение, кстати и у председателя ВС Гилязова. Согласен. Но.
    Любой человек (если он не аферист), если в отношении него произошла несправедливость не будет обращаться в суд, опять же, если к этому не имеются законных оснований. Допустим, работодатель увольняет несправедливо работника, да так, что, как говорится "комар носа не подточит". Это видно же фактически сразу на стадии подачи искового заявления. В противном случае у него суд даже заявление не примет. Да и в адвокатской конторе, адвокату легче взять 500 рублей за консультацию и сказать об этом обратившемуся, мол, да, поступили несправедливо, но законных оснований для обращений в суд нет, чем потом " с корявым делом" плюхаться долгое время в судебных инстанциях тратя много сил и времени на обжалование незаконных требования его клиента. Зачем ему это, да и истцу, если это не принесёт в итоге ничего?
    Другое дело есть такое понятие: СУДЕБНАЯ ПЕРСПЕКТИВА.
    Вот тут-то и начинаются чудеса эманации и перевоплощения: оказывается, что ты прав, но не совсем. Начинаются различные манипуляции с тем же законом, применение всяких хитростей и уловок со стороны судей. Например, оказывается, на судебном заседании отстаивая свою позицию нужно было сказать так, а ты сказал не совсем так, а чуть по другому. Хотя суть от этого не меняется. И затем тебе р-а-аз и отказывают.
    Но это ещё ладно: ведь судьи зачастую и не скрывают волюнтаризм, произвол и халтуру.
    Почему? Да потому что, исходя из социального статуса обратившегося, они а приори знают о своей безнаказанности. К тому же в российских судах, как и в российской, допустим медицине, чётко работает принцип корпоративной солидарности.
    И зачастую жалобы на судебное решение и на самого судью вышестоящие инстанции реагируют лишь отработанной формулировкой: истец просто не доволен решением судьи, вот и жалуется поэтому. Хотя невооружённым глазом видно, что со стороны судьи осуществлена либо откровенная халтура, либо произвол.
    Но судьи как правило все юридически подкованы. Поэтому даже смысла нет думать, что неправосудное решение ими принимается вследствие, допустим, малоопытности. Нет. Малоопытностью там и не пахнет. Тем более проконсультироваться по тому или иному сложному вопросу они могут обратиться к ещё более опытным коллегам, допустим, в Верховный суд. Значит делается судьями всё злонамеренно.
    Я говорю так из личного опыта. Более 10 лет я борюсь за свои права и за десять лет не получил ни только ни одного справедливого решения, но и законного.
    Бесполезно. А это лишь потому, что мои оппоненты намного выше меня в социальном плане и в статусе.
    2. Тем не менее, хочу заметить уважаемому Айдару Фатиховичу главную причину в несостоятельности его позиции.
    В любом случае, согласуется ли справедливость с законностью, или нет, у суда только ОДНА ЗАДАЧА:
    а) установление нарушенного ПРАВА,
    б) пресечение нарушения ПРАВА,
    в) либо ПРАВА каждого (истца и ответчика) должны приведены в первоначальное состояние, до того как ПРАВО гражданина нарушилось.
    Если эти условия не выполняются, то тогда зачем вообще нужен суд?
    3. Пока, да, в нашей стране ПРАВА граждан можно нарушать безнаказанно, в том числе и в суде. Но если ситуация в государстве изменится со всей уверенностью можно предположить, что некоторая часть судей лишатся своего статуса.
    4. И потом. Даже если предположить, что судебное сообщество некая "закрытая профессиональная корпорация", тем не менее мы живём, особенно сейчас, в социуме очень информационным. Поэтому думать, вот, судьи все умные, а граждане глупые, не понимающие и не разбирающиеся ни в чём, такая позиция судейского сообщества тоже ошибочна. Мы, народ, всё видим, слышим и адекватно осознаём происходящее.

  • Анонимно
    21.11.2017 09:47

    Самое пе печальное в истории с (УДО) условно -досрочным освобождением осужденных, это то, что на территории Татарстана не работает Федеральный Закон.
    Своя трактовка, установленная Верховным Судом РТ предусматривает, не более года - максимум полутора, до окончания срока. Об этом знает каждый заключенный, каждый прокурор, каждый адвокат, и все кто сталкивался с этой проблемой.
    Корни коррупции в местах лишения свободы находятся именно в этой проблеме.
    Когда прежний Председатель Верховного Суда РТ Баранов на одной их конференций ничтоже сумняшеся заявил, что в Татарстане нет ни одного судьи коррупционера и взаточника, судьи зааплодировали ему.Нам остается только тихо согласиться с ним и тоже поаплодировать.
    Как говорят не пойман не вор...

    • Анонимно
      21.11.2017 13:07

      Не успеете сесть, уже ждёте амнистию или УДО. Никто не работает на зоне, а выйти хочет на 5 лет раньше из 7 назначенных. Год-полтора ещё можно понять, да и то доказав стахановским каторжным трудом исправление и полностью возместив ущерб потерпевшим. Коррупция в колониях как раз с незаслуженных УДО и началась!

    • Анонимно
      21.11.2017 10:20

      По поводу судейской коррупции: общество ждало комментария по поводу коррупционного скандала в ВС РТ и некоторых районных судах. Эта тема широко обсуждается в юридических кругах.

      • Анонимно
        21.11.2017 10:36

        Или почему ушел по совственномубывший председатель высокогорского суда работающий до Вас??

        • Анонимно
          21.11.2017 11:14

          В первые столкнувшись с судом вахитовского района, точно могу назвать одного судью и его босса.

  • Анонимно
    21.11.2017 09:45

    В челнах какой судейский произвол идёт . При Хамитове такого не было , а этого и трезвым не увидишь .

    • Анонимно
      21.11.2017 12:35

      Его давно снять надо с должности . Страх совсем потерял, все судьи бояться против него идти , так как Гилазов якобы за него

    • Анонимно
      21.11.2017 11:35

      Это вы батенька в Вахитовском райсуде не судились.Вот где Хахалевщина в полной мере.

      • Анонимно
        21.11.2017 14:25

        Да Вахитовский своего рода басманный суд Казани.Такие крендели там работали.Помню одного на фамилию Нар....."Пятерик" его звали,за минимальные срока.

  • Анонимно
    21.11.2017 09:41

    А по моему суд присяжных может облапошить, любой ушлый адвокат у которого хорошо подвешен язык. По моему судебная практика из тех же США об этом говорит...

    • Анонимно
      21.11.2017 09:45

      Лучше не посадить 100 виновных чем посадить 1 невиновного!

  • Анонимно
    21.11.2017 09:08

    "Наверное, сегодня качественнее работает следствие, и уже на стадии расследования в отношении лиц, не причастных к преступлению, дело прекращается или не возбуждается. И до суда доходят только качественно расследованные дела".

    Давно так не смеялся, о каком КАЧЕСТВЕ СЛЕДСТВИЯ идет речь?!

    • Анонимно
      21.11.2017 09:15

      Я же говорю прям судейский Габдулла Тукай) (сказоЩник)

  • Анонимно
    21.11.2017 08:51

    Правильно сказал, удо только по согласованию с потерпевшими,а то убьют, кинут потом за деньги раньше выходят

  • Анонимно
    21.11.2017 08:44

    Если судьи назначаются исполнительной властью, вряд ли судебную власть можно считать самостоятельной.
    Выборы судей отменили чтобы обеспечить "независимость и неприкасаемость", - от кого, от граждан?

    • Анонимно
      21.11.2017 12:54

      Это утопия! Наши граждане своих депутатов то выбрать не могут, а вы еще и про выборность про судей. Вообще Президент РФ выбран народом, а потому он и назначает судей

    • Анонимно
      21.11.2017 09:34

      Судьи назначаются президентом России. Он не относится к исполнительной власти.

  • Анонимно
    21.11.2017 08:43

    Сказочник)

  • Анонимно
    21.11.2017 08:43

    общество ждет электронного судью...быстрого,справедливого,современного.

    • Анонимно
      21.11.2017 13:46

      Все это верно, электронный судья не будет заниматься нормотворчеством, изголяться, пытаться исказить смысл закона, он будет неподкупен, беспристрастен, его невозможно будет разжалобить жалостью, слезами, проклятьями, угрозами. Он будет способен работать ночами и днями, без штата из помощников, секретарей и т.д. Без заработной платы и премиальных. Вообщем, со всех сторон не выгодным для судейской системы.

      • Анонимно
        21.11.2017 21:05

        каким образом будет решаться вопрос о судьбе ребенка при расторжении брака? какой критерий положить в основу? Какое наказание назначить преступнику, например, уже дважды судимому, но заступившемуся в драке за слабого? какого поставщика считать недобросовесным в в цепочке поставщиков в налоговом споре? И вообще, каким алгоритмом будет определяться добросовесность в машинных мозгах? Жалость и есть справедливость

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль