Общество 
22.11.2017

«Работа особой деликатности»: «Ак Барс» и «Салават» забрендировали свое «зеленое дерби»

Впервые в истории российского спорта клубы организовали маркетинговую коллаборацию, которая подстегнет интерес к главному «побоищу» КХЛ

Сегодня за несколько часов до первого в сезоне матча «Ак Барса» и «Салавата Юлаева» казанский и уфимский клубы презентовали совместный бренд «Зеленое дерби». Команды решили застолбить за собой уникальное название собственного противостояния. Теперь болельщиков ждут необычные сувениры, а в перспективе команды, возможно, будут выходить на лед в особой форме. «БИЗНЕС Online» рассказывает об уникальном кейсе не только для отечественного, но и для мирового спорта.

КХЛ признаёт: это противостояние станет главным в Лиге КХЛ признает: это противостояние стало главным в лиге

ОТДЕЛЬНАЯ ФОРМА ДЛЯ «ЗЕЛЕНОГО ДЕРБИ»

«Ак Барс» и «Салават Юлаев» презентовали логотип «зеленого дерби» — так уже принято называть матчи двух команд. Сама КХЛ признает: это противостояние стало главным в лиге. Все матчи проходят с традиционным аншлагом и невероятным ажиотажем, который чувствуется уже за несколько дней до матча. Состав «Ак Барса» буквально набит собственными воспитанниками, которые чуть ли не с детства впитывают традиции принципиального соперничества, а в Уфе проигрыш казанцам может стоить тренеру работы.

Интересно, что клубам довольно быстро удалось согласовать совместную акцию, ведь зачастую накал спортивной борьбы перетекает и в офисы, что могло и помешать диалогу. Здесь же все вышло на удивление гладко. Оба клуба могут самостоятельно выпускать продукцию под новым брендом и равноправно использовать лого.

По словам начальника отдела шоу-программ «Ак Барса» Станислава Прудникова, в этом сезоне будет запущена линейка сувениров, которая должна пользоваться особым спросом, а в будущем году использование бренда расширят еще больше. «Уже сейчас, на наш взгляд, становится актуальным вопрос о создании отдельной игровой формы для „зеленого дерби“, что еще больше подстегнет интерес к нашим матчам в медиапространстве и среди болельщиков», — сказал он «БИЗНЕС Online».

«В КХЛ есть несколько ярких противостояний. Такие принципиальные матчи нравятся зрителям» «В КХЛ есть несколько ярких противостояний. Такие принципиальные матчи нравятся зрителям» Фото: «БИЗНЕС Online»

Хотя логотип получился нейтральным, с акцентом на спорт, а не политику, бренд способен привлечь внимание тех, кто не особо внимательно следит за «Ак Барсом» или «Салаватом Юлаевым» по отдельности. Кому-то могут быть интересны только эти матчи. 

«Билеты на сегодняшнюю игру мы продали еще в понедельник, что говорит об ажиотаже. Насколько нам известно, еще никто в российском хоккее не использовал специальные логотипы исключительно на совместных матчах. Мы здесь первопроходцы», — говорит заместитель генерального директора «Салавата Юлаева» Александр Курносов.


По словам Аделя Исламова, специалиста по регистрации интеллектуальной собственности при ТПП РТ, который будет заниматься вопросами регистрации логотипа «Зеленого дерби», в российском спорте пока действительно нет подобных прецедентов. Но в целом для экономики коллективные товарные знаки, когда несколько разных компаний выпускают продукцию под единым брендом, не новшество. «Самыми известные — табачный бренд „Прима“ и „Боржоми“. Коллективных товарных знаков не так много, хотя они имеют одно преимущество перед обычным товарным знаком — качество продукции. Коллективный товарный знак не может себе позволить, чтобы под ним выпускалась продукция плохого качества, иначе его аннулируют другие участники», — рассказал он.

В логотипе изображено противостояние команд в виде двух игроков На логотипе изображено противостояние команд в виде двух игроков Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕЛЬЗЯ БЫЛО ДОПУСТИТЬ ПЕРЕКОСА В ОДНУ СТОРОНУ»

Логотип разработал Михаил Антипин, который специализируется на хоккейном брендинге. «Нужно понимать, что работа над подобными проектами требует особой деликатности. Нельзя допустить перекоса в чью-нибудь сторону, — рассказывает Антипин. — Следить за этим балансом, пожалуй, и было самым трудным. У меня уже был опыт работы с обоими клубами, в какой-то мере это помогло быстрее определиться с концепцией». К примеру, в логотипе учтено различие оттенков зеленого цвета, которые используют команды: у Казани в экипировке глубокий зеленый, у Уфы — светлый, яркий. Белый и золотой встречаются в обоих клубах. Противостояние команд олицетворяют два игрока. «Это может быть как игра на точке, встреча капитанов перед матчем или потасовка на пятаке», — говорит дизайнер.

По мнению дизайнера, «Ак Барс» и «Салават Юлаев» могут подтолкнуть и другие клубы лиги, у которых есть подобные истории, к разработке своих брендов. «В КХЛ есть несколько ярких противостояний. Такие принципиальные матчи нравятся зрителям. Эту тему можно и нужно развивать. Со временем вокруг популярных франшиз можно будет формировать календарь КХЛ. Несколько раз в месяц в КХЛ будет не просто рядовой матч, а яркое событие с хорошей подготовкой, подсвечиванием телевидения и прочими медиа», — говорит Антипин. В КХЛ сейчас помимо «зеленого дерби» можно выделить матчи ЦСКА — СКА, игры команд из Хабаровска и Владивостока, как отдельное событие — ретроматч «Спартака» или игры «Трактора» и «Магнитки».

ЭТА ПРАКТИКА ПРИШЛА ИЗ АМЕРИКАНСКОГО СОККЕРА

Отметим, что подобная практика мало распространена и в мировом спорте. В европейском футболе до сих пор нет бренда испанского «Эль Классико» или же английских дерби. Наименование матча между «Реалом» и «Барселоной» используется лишь в массовом обиходе, но нигде официально не зарегистрировано. Такая же ситуация и в крупнейших американских лигах — НФЛ, НХЛ, НБА и МЛБ. Есть лишь официальное название для телевизионных слотов или трансляций, например Sunday Night Football. Так что и среди ведущих лиг своих стран трейдмарк «зеленое дерби» можно считать новаторским.

В МЛС есть два крайне популярных «внутренних кубка» — Кубок Каскадии и «Калифорнийское классико»Фото: Kevork Djansezian, gettyimages.com

Но сама идея проводить «матчи повышенной важности» в виде отдельных «соревнований» не нова, и уже несколько десятилетий используется в МЛС (американская футбольная лига). Это была вынужденная мера, так как популярность футбола с круглым мячом в США невысока. Руководители лиги разработали план, согласно которому во время регулярного сезона клубы МЛС борются не только за попадание в плей-офф, но и в MLS Rivalry cup.

Например, в МЛС есть два крайне популярных «внутренних кубка» — Кубок Каскадии и «Калифорнийское классико». Первый «трофей» разыгрывается между тремя командами с северо-запада континента: «Ванкувером», «Портлендом» и «Сиэтлом». Второй же между двумя самыми популярными калифорнийскими командами: «ЛА Гэлэкси» и «Сан-Хосе». В итоге в зачет «Калифорнийского классико» идут лишь игры, которые проводятся между этими двумя клубами в регулярном сезоне. В конце него лучшим клубам этих «мини-турниров» вручается кубок. Всего в МЛС сейчас 11 таких дерби. Благодаря им повышается как посещаемость матчей у команд, так и увеличивается аудитория у телевизионных экранов. Хештег #CascadiaCup, например, во время игр между «Сиэтлом» и «Портлендом», используется намного чаще, нежели хештеги #MLS, а во время трансляции плашка Cascadia Cup почти всегда красуется под счетом матча.

Что ж, теперь идею «Ак Барса» и «Салавата Юлаева» должны подхватить КХЛ и телевидение. В этом сезоне «Ак Барс» и «Салават» сыграют минимум четыре матча, а если повезет, команды могут встретиться в плей-офф. Начало сегодняшней игры — в 17:00 по московскому времени.


«ГДЕ ОСТРОТА, ОНИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ КАСКАМИ УДАРИТЬСЯ, ЧТОБЫ ИСКРЫ ПОЛЕТЕЛИ!»

Эксперты «БИЗНЕС Online» посчитали, что, несмотря на качественное графическое исполнение, эмблеме «Зеленого дерби» не хватает искры, которая зажжет болельщиков.

Тимур Мухаметзянов — дизайнер:

— Логотип неплохой, чувствуется стилизация под образцы 50 - 60-х годов. Есть явная отсылка к классическому дизайну логотипов североамериканских хоккейных команд, при том что использованные шрифты не противоречат и советским традициям. Все элементы сбалансированы, есть симметрия, рисунок выразителен, что называется, графичен. В логотипе присутствует монументальность и в то же время здоровый минимализм. Все так, как и должно быть в хоккейном логотипе.
А еще здесь есть политический подтекст. Согласно определению, дерби — встреча двух команд из одного города или одного региона. По этой логике можно предположить, что Татарстан и Башкортостан — один регион. Мы знаем, что в Башкирии живет изрядное количество татар, многие из которых во время переписи записывают себя башкирами. Да и вообще бытует мнение, что башкиры — это степной вариант татар. Вольно или невольно этот логотип напоминает нам о близости татарского и башкирского народов, о диалектическом единстве вечных соперников-родственников.

Сергей Насекин — дизайнер:

— С точки зрения графического решения все достойно. Видно, что делали это люди понимающие, оформлено в ретротрадициях олдовых европейских спортивных эмблем и шильдиков. В принципе, все грамотно.

Но я не вижу преемственности отечественных российских и советских традиций. Кроме того, здесь нет никакого нерва дерби. Человек, который не в контексте, без надписи «Зеленое дерби» не поймет, что изображено. Но это мероприятие позиционируется как очень острое дерби — активное противостояние, напряженное, принципиальное. Его подчеркивает географическая близость противников, есть в этом вопросе и политическая, и этническая составляющая. Но ничего этого в эмблеме я не вижу. Да, два хоккеиста в касках. Но где острота, они должны были касками удариться, чтобы искры полетели! И на той же атрибутике это смотрелось бы острее. Хоккей — это силовая игра с большим числом силовых приемов, с мужской борьбой. Это же не волейбол и не крокет.

Смотреться эта эмблема будет нормально, но активные болельщики и фанаты любят все поострее, поклыкастее, позубастее. Они и к этому привыкнут, но одно дело — привыкнуть, другое — воспринять сразу на ура!

Дмитрий Кошкин — дизайнер:

— Строго говоря, это не логотип, а эмблема для разового или серийного мероприятия — известный ход, опробованный на универсиадах или чемпионатах по футболу.

Если говорить о дизайне этого экземпляра, то нарисован он достаточно профессионально, неплохо, текст выполнен нормально сделано, ошибок нет. На этом все, какой-то идеи я здесь не вижу. На первый взгляд непонятно даже, кто на эмблеме  боксеры или хоккеисты, «прочитать» его помогает шайба, она выдает их пристрастия.

Наверняка есть более эффективные способы привлечь аудиторию на матчи, это только один из них, зато достаточно эффективный. На логотипе, по сути, строится вся визуальная составляющая мероприятия, поэтому это важный маркетинговый элемент.

Фарит Мухамедьяров — генеральный директор гастрольно-концертного агентства «Сабантуй»:

— Я думаю, что дерби уже достаточно раскручено, и без того на них всегда аншлаги, но логотип еще больше поддержит интерес к спортивным соревнованиям и привлечет дополнительную аудиторию. Дерби всегда народ привлекают — что футбольные, что хоккейные.

Логотипы спортивных соревнований отсылают нас к призывам, которые на каждом столбе печатались во время войны — «Родина-мать зовет» и т. д., это же из той же области, это призыв к людям двигаться в сторону хоккейного матча. Вот это мне нравится, и сувенирка в этом плане будет хорошая, покупать ее будут люди, которые живут в двух больших городах с богатой историей и хоккейными клубами.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (51) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
22.11.2017 12:27

3. Так у нас братское, здоровое соперничество, так что всё как надо

  • Анонимно
    22.11.2017 12:12

    1) пассивный цвет
    2) пропаганда, когда 2 мужика друг на друга взаимно смотрят
    3) они близнецы и браться
    4) и один тюльпан снизу - непонятен.
    5) какая-то пивнушка "Два Мансура"

    Долго такие вещи будут доверять простофилям?

    • Анонимно
      22.11.2017 12:27

      3. Так у нас братское, здоровое соперничество, так что всё как надо

      • Анонимно
        22.11.2017 13:40

        Сдается мне что эти два клуба от соперничества перейдут к дружбе и будут болеть за друг друга в будущем. А Азамат Муратов будет плакать

      • Анонимно
        22.11.2017 15:04

        Коллаборациони́зм (фр. collaboration — «сотрудничество») в юридической трактовке международного права — осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству.

        Что они там затеяли? Маркетинговую коллаборацию? Молодёжь! Вы хоть спрашивайте у взрослых - какие слова НЕ нужно употреблять в своём сленге, чтобы не выглядеть идиотами.

    • Анонимно
      22.11.2017 12:32

      Когда во время противостояния два мужика смотрят друг другу в глаза - это пропаганда чего? Вы не уточнили.
      Образно говоря, Фрейд, ждет ваших уточнений.

    • Анонимно
      22.11.2017 15:02

      Кал-ла-бара-ция - это что за форма мазохизма такая?

    • Анонимно
      22.11.2017 16:22

      4)это шайба, а не тюльпан

  • Анонимно
    22.11.2017 12:12

    А что там у Рубина?

  • Анонимно
    22.11.2017 12:13

    круто, молодцы!!!
    Дерби, если его правильно воспринимать (не как полит соревнования между республиками), - яркое спортивное событие.

  • Анонимно
    22.11.2017 12:21

    На банках пива только клеить

    • Анонимно
      22.11.2017 12:33

      Мне тоже напомнило "Жигули", "Жигулёвское".

    • Есть неплохой потенциал для продажи бренда "зелёное дерби" спонсору. НХЛ же продаёт "Зимнюю классику".

      • Анонимно
        22.11.2017 13:11

        На Зеленое дерби на Казань-Арене, даже я, человек смотрящий хоккей только в плей-офф и болеющий за третью команду, сходил бы

        • Анонимно
          22.11.2017 13:25

          Не надо газон портить. У нас у нас в городе слабый. Меняем после каждого нефутбольного мероприятия.

          • Анонимно
            22.11.2017 14:04

            Можно сыграть на Центральном. 30 тысяч на хоккее — мегакартинка.

      • Анонимно
        22.11.2017 13:21

        айрат сегодня ваши уфимские в каком составе выйдут?

      • Анонимно
        22.11.2017 15:47

        Тут сколько не продавай, ХК Ак Барс был, есть и будет глубоко убыточным проектом

      • Анонимно
        23.11.2017 07:20

        Зимняя классика это не дерби. Это матчи на открытом воздухе, в которых принимают участие разные клубы. Не вводите читателей в заблуждение!!!

  • Анонимно
    22.11.2017 12:22

    Нам бы лишь "побоище"

  • Анонимно
    22.11.2017 12:29

    Во времена СК им.Урицкого Салават всегда драл казанскую команду.

  • Анонимно
    22.11.2017 12:30

    Подобный акцент вызывает лишь агрессию между народами

  • Анонимно
    22.11.2017 12:30

    Значок получился весьма странноватым на мой взгляд. Все дело в шайбе. Она буквально переламывает второго соперника,более того,известно, что многие хоккеисты после забитой шайбы, делают характерный жест,типа все таки я им засадил (шайбу).
    Видимо эту тему дизайнер тоже хотел отобразить, ибо шайба на эмблеме напоминает более всего... сперматозоид...Вот и делайте выводы господа, кто и куда всаживает сопернику в зеленом дерби. На фото в белой каске играют Ак Барсовцы... Думается, вместо шайбы ломающей соперника, можно было подумать насчет ...кубка...Более реальная цель была бы и миролюбивая...

  • Анонимно
    22.11.2017 12:42

    ТСП водку теперь такую будет выпускать - "В зеленые дебри!"

    А пиво - "Зеленый дервиш"

    На этикетках два персонажа из Чаяна будут обниматься.

  • Анонимно
    22.11.2017 12:44

    Согласен с Сергеем Насекиным. Не хватает клюшек, которые скрестились во время противостояния двух соперников, не хватает напряжения на лицах двух игроков, не хватает жёсткости и брутальности, которая присуща хоккейным баталиям, тем более дерби!

  • Анонимно
    22.11.2017 12:45

    Зеленое дерби - вишенка на торте кхл)

  • Дядя Митя
    22.11.2017 12:46

    Дерби - это когда команды из одного города. Нет?

    • Да, но так уж сложилось, что это противостояние назвали "дерби". В НХЛ такие матчи называют "райвалри"

    • Анонимно
      22.11.2017 13:01

      Дерби (игровой спорт) — принципиальный спортивный матч между командами одного города или городов-соседей. Википедия

      • Анонимно
        22.11.2017 14:07

        Зачем обманываете? В Википедии сказано по другому:
        "Де́рби (англ. derby) — спортивное соревнование между соперниками из одного города или региона".

    • Пеликан
      22.11.2017 13:20

      народ то один

  • Анонимно
    22.11.2017 12:46

    1. Дизайн - на 'два минус'
    2. Жди теперь мордобоя на каждом дерби
    3. С точки зрения американских традиций раскруток - идея неплоха

  • Анонимно
    22.11.2017 12:55

    Вообще - интересно. То, что менеджмент команд начал двигаться - просто здорово. Есть мысль, движение. Хочется, чтобы на этом не засохло хорошее начинание, а продолжило двигаться дальше

  • Анонимно
    22.11.2017 13:17

    Что скажет наш глобокоуважаемый ДЕРБИшенский эксперт?

  • Анонимно
    22.11.2017 13:20

    Надо скорей регистрировать Эль Классико

  • Анонимно
    22.11.2017 13:22

    что толку от бренда, если наши не могут "задавить" башкир...

  • Анонимно
    22.11.2017 13:30

    Салават-чемпион!!!

  • Анонимно
    22.11.2017 13:54

    сама идея оччень хороша молодцы!

  • Анонимно
    22.11.2017 14:42

    Среди людей запустите тему по бренду...Вот тольк Наташу Фишман не зовите, а то опять прискачет на своём Красном всаднике...............

  • Анонимно
    22.11.2017 16:16

    Да, свежая идея, как глоток воздуха! Хорошо, что не Фишман и не Эво))

  • Анонимно
    22.11.2017 17:29

    Грустная картинка ! Как впрочем и логотипы обеих команд , креатива ждать неоткуда.....

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль