Общество 
29.11.2017

Илдус Нафиков доложил, заявление приняли...

Онлайн-трансляция «БИЗНЕС Online»: как парламент Татарстана за считанные минуты обсудил судьбу татарского языка в школах

Сегодня в Казани продолжается многострадальное 33-е заседание Госсовета РТ. Оно продлевалось уже дважды по причине затянувшегося поиска компромисса с Москвой. На этот раз «языковой вопрос» все же обсудили, но в экспресс-режиме, с короткими выступлениями Илдуса Нафикова и Фарида Мухаметшина, без прений и вопросов ораторам. «Чтобы все глубже не возбуждать наше общество», — заметил спикер Госсовета РТ.

10:40 Пожалуй, это была самая короткая текстовая онлайн-трансляция в истории нашей газеты. Обсуждение самого острого вопроса в жизни республики, ради которого 33-ю сессию Госсовета РТ переносили дважды, заняло у татарстанских парламентариев не более 15 минут.

10:35  «Вот такое короткое решение после того, как мы на двух сессиях откладывали этот вопрос. Ставлю на голосование: кто за то, чтобы принять подготовленный проект постановления? Единогласно. Большое вам спасибо. Я думаю, с большим пониманием отнеслись к этому постановлению», — резюмировал Мухаметшин.

Рассмотрение «языкового вопроса» ГС РТ завершено. На сессии продолжают рассматривать остальные темы, но после рассмотрения «языковой проблемы» ряды приглашенных на галерке заметно поредели. Отметим, что промолчал и госсоветник РТ Минтимер Шаймиев.

Фото: Иван Скрябин

«И позвольте озвучить подготовленный проект постановления, закачали вам его в айпады или нет? Всего два пункта. Заслушав выступление Мухметшина и Нафикова по преподаванию государственных языков РТ и родных языков народов, проживающих в РТ, Госсовет РТ постановляет: информацию председателя Госсовета Мухаметшина и прокурора Нафикова принять к сведению. Предложить минобру РТ Фаттахову Э.Н. принять меры по организации учебного процесса в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в РТ в соответствии с примерными учебными планами, представленными минобром РФ 28.11.2017 года», — сказал Мухаметшин. Контролировать «языковой вопрос» в парламенте РТ поручено главе комитета по образованию Валееву.

10:30 Далее слово взял председатель Госсовета РТ Мухаметшин: «Минобразования РТ предстоит большая работа по введению двух часов татарского языка в школах. Время от времени мы будем возвращаться к этому вопросу».

«28 ноября Васильева направила в наш адрес примерные учебные планы, предусматривающие изучение государственных языков республик РФ, где законодательно установлен государственный язык республик РФ. Необходимо отметить, что проведена большая работа, найдено общее понимание с коллегами из федерального министерства. Основным итогом проведения консультаций стало то, что татарский язык как государственный язык Республики Татарстан в рамках учебных планов в школах будет изучаться», — сообщил Мухаметшин.

10:28 «Процесс приведения преподавания языков в нормативное состояние сопровождался в республике отдельными эмоциональными оценками в СМИ, соцсетях и на иных информационных площадках. Должен предостеречь горячие головы от незаконных действий и высказываний экстремистского характера. Они будут решительно и жестко пресечены», — заключил Нафиков.

10:25 Минобразования РФ с учетом предложений руководства РТ разработало вариант учебного плана, где языки изучаются добровольно на основе согласия родителей до двух часов в неделю.

10:25 Поступило 1716 жалоб, все проверены, сообщил прокурор Татарстана, чье ведомство провело сплошную проверку всех учебных заведений республики, — только в 24 школах не было нарушений. «Было выявлено 3856 нарушений закона», — сообщил оратор, но добавил, что на данный момент большинство из них устранено, за что Нафиков поблагодарил соответствующие ведомства и учебные заведения.

10:20 За трибуной Илдус Нафиков.

Фото: Иван Скрябин

10:20 Работа по нахождению приемлемого решения между ведомствами активно продолжалась: прокуратура, Рособрнадзор. Мы с членами президиума Госсовета и представителями федерального центра договорились рассмотреть этот вопрос сегодня, докладывал председатель татарстанского парламента.

Сегодня депутаты заслушают информацию прокурора РТ, а затем выступление спикера Госсовета РТ Мухаметшина без прений и задавания вопросов, но с принятием уже подготовленного решения. «Чтобы все глубже не возбуждать наше общество», — сказал Мухаметшин.

10:15 Но сначала поздравили с 70-летием директора и худрука театра им. Качалова Александра Славутского. «Активной вам депутатской деятельности. Чтобы Рауфаль не потерялся там», — сказал Мухаметшин, имея в виду другого депутата — директора казанской оперы Рауфаля Мухаметзянова.

10:15 Решено, что первым будет обсуждаться вопрос о языках.

10:15 Кстати, сам Валеев до заседания сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что не видел документов по итогам заявления полпреда президента РФ в ПФО Бабича, но о самом заявлении в Казани слышал. «Мнение на этот счет у меня еще не сформировано. Как говорят, пока татарин не пощупает, не поверит», — сказал Валеев.

10:10 Предложение Валеева принято, вопрос будет рассмотрен сегодня.

10:05 Глава комитета по образованию Госсовета РТ Разиль Валеев просит внести в повестку вопрос о поддержке инициативы Госсовета Карелии о передаче полномочий по научно-педагогической экспертизе школьных учебников по языкам народов России на региональный уровень и обращении к министру образования и науки РФ Ольге Васильевой.

Фото: Иван Скрябин

10:00 «На ваших айпадах этот вопрос выделен жирным шрифтом», — говорит Фарид Мухаметшин, начиная заседание. Речь идет о «языковой проблеме».

9:45 На сессию Госсовета  уже прибыли прокурор РТ Нафиков и министр образования РТ Энгель Фаттахов.

9:40 На подступах к Госсовету спокойно, но правоохранители все равно нервничают, сообщает корреспондент «БИЗНЕС Online».

У Госсовета РТ дежурят трое полицейских, один автобус (с улицы было видно, что в нем сидят люди в форме), автозак и Ford. Протестной активности, флешмобов до начала заседания не было. К сделавшему пару фотографий нашему корреспонденту подошли двое полицейских, потребовав удалить изображение автозака и сообщив, что фотографировать его запрещено. Тот отказался. На этом беседа была завершена.

Фото: Иван Скрябин

9:35 И вот в прошлую пятницу полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич выступил в Казани с пространным заявлением на эту тему. Его речь была предельно корректна и обтекаема, но сухой остаток из нее можно выделить следующий: минобразования РФ вводит во ФГОС предмет «Государственный язык», но преподавать его можно будет только в «части, формируемой участниками образовательных отношений», то есть в вариативной части. Власти же Татарстана, напомним, настаивали на сохранении языка именно в обязательной, инвариативной части учебного плана.

Видимо, сегодня до депутатов доведут соответствующую информацию. Интересно, какова будет их реакция. Не ждут сегодня в парламенте Рустама Минниханова, который находится с визитом в Великобритании. Зато ожидается выступление прокурора РТ Илдуса Нафикова.

9:30 Доброе утро! «БИЗНЕС Online» вновь приветствует своих читателей на 33-м заседании Госсовета РТ. Депутаты, согласно опубликованной повестке, первым обсудят вопрос «О преподавании и изучении государственных языков Республики Татарстан и родных языков народов, проживающих в Республике Татарстан». Напомним, что именно из-за этого вопроса, ввиду отсутствия окончательных договоренностей с  федеральным центром, 33-е заседание татарстанского парламента дважды откладывалось.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (234) Обновить комментарииОбновить комментарии
Моисей
29.11.2017 10:59

Шаймиеву есть что терять
Будет молчать

  • Анонимно
    29.11.2017 10:18

    В нашей школе класс разделили на 3 группы. Как родной изучать будут 1 группа- русский, 2 группа- татарский, 3 гр изучает татарский как для русских. Большего маразма не придумаешь! Русский идет как государственный. Как родной идти уже не должен. Это создает неравные условия для детей., учитывая сдачу ЕГЭ на русском языке всеми. Сделали еще хуже по созданию напряженности.

    • Анонимно
      29.11.2017 10:43

      Почему маразм? Т.е. Вы считаете что справедливо, это как раньше 6 часов татарского для всех + репетитор по русскому языку для сдачи ГИА и ЕГЭ

      • Анонимно
        29.11.2017 11:16

        Очень даже справедливо и по закону кстати!

      • Анонимно
        29.11.2017 12:22

        Репетитор никуда не денется.

    • Моисей
      29.11.2017 10:54

      Это у вас в классе активных марийцев или евреев например нет
      Были бы еще и подгруппа по марийскому и ли еврейскому
      Или вместе
      Бардак короче

      • Вы против, чтобы марийцы или евреи изучали свой родной язык? Они же его вам не навязывают, как татарские чиновники.

        • Анонимно
          29.11.2017 12:37

          Иврит в Израиле всем навязывают. А в Марий Эл руководитель немариец, поэтому они свой язык не защищают.

          • Анонимно
            29.11.2017 13:10

            Иврит - это язык евреев. Еврей - это религия. Поэтому черный африканский еврей будет учить иврит и горский еврей из Дагестана будет его учить.
            Поэтому они 5 тыс. лет и существуют.

    • Анонимно
      29.11.2017 12:58

      не переживайте, дети на уроке родного русского не изучают русский язык из программы, сидят конспектируют всякую лабуду про тембр и тональность голоса, и ведет все это учитель татарского языка!

  • Анонимно
    29.11.2017 10:22

    Чем заседать по вопросам сохранения татарского как обязательного для обучения ему в школе, задумались бы над вопросом, почему все еще молчит Москва. Может, и в самом деле задача была поставлена вполне конкретная, и поняли ее все, кроме Татарстана. Сделать надо бы то, что от Татарстана ждут, и заняться судьбой оставшихся не у дел преподавателей.

    • Анонимно
      29.11.2017 11:05

      Для справочки...у Татарстана и татар своя конституция,они на нее ориентируются.

      • Анонимно
        29.11.2017 11:09

        У Татарстана, как других субъектов конституция одна - Российская.
        Остальные (уставы регионов, конституции и т.п.) пишутся в соотвествии с Конституцией РФ и иными законами России. Несоответствие региональных уставов - недосмотр надзорных органов.

        • Анонимно
          29.11.2017 11:21

          А зачем тогда нужны местные конституции и законы? Что вы чушь несете. Субъекты составляют федерацию, а не федерация субъекты! Федерация должна писать законы с учетом всех региональных.

          • Анонимно
            29.11.2017 11:42

            Субъекты составляют КОНФЕДЕРАЦИЮ (Швейцария, СССР по факту...) - первичен субъект.
            В составе ФЕДЕРАЦИИ субъекты находятся как часть - первична федерация.

            • Анонимно
              29.11.2017 12:21

              Где это указано в законодательстве РФ, нет такого.

            • Анонимно
              29.11.2017 12:27

              Конфедерацией должна стать Россия, она многонациональна, а не федерацией.

              • Анонимно
                29.11.2017 12:44

                Многонациональна - это когда население страны, к примеру, 100 млн. человек и каждой национальности по 5-10% от общего числа.
                А когда в стране население 85% одной национальности, а остальные 15% - больше число других, то эта "многонациональность" притянута за уши.

            • Анонимно
              29.11.2017 12:49

              11.42. Вы специально путаете понятия Конфедерации и Федерации?
              КОНФЕДЕРАЦИЯ -постоянный союз государств, сохраняющих независимое существование, объединяющихся с целью координации своей деятельности по некоторым вопросам.
              ФЕДЕРАЦИЯ - союзное государство, состоящее из государственных образований- РЕСПУБЛИК, штатов, земель и т.д.- обладающих определенной ЮРИДИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
              Татарстан действует в рамках Федерации. О каком отдельном государстве - конфедерате - Татарстане вы нам постоянно толкуете?

          • Анонимно
            29.11.2017 12:17

            Местные конституции были нужны в 90-е годы. Посмотрите списки миллионеров в форбс. Все кто в из татарстана миллионеры в 90 е годы были борцами за сувиренитет.

        • Анонимно
          29.11.2017 22:15

          Конституция РТ принята 06 ноября 1992г., Конституция РФ принята 12 декабря 1993г.

      • Анонимно
        29.11.2017 11:13

        Для справочище... У Татарстана конституция не для татар, а для жителей Татарстана.

        • Анонимно
          29.11.2017 11:24

          "житель Татарстан"и "Татарин" разные Статусы.Первые купили квартиру в Казани,потому что в Ульяновске или в Самаре жизнь хуже,но переехав в Казань,тащишь своё мировоззрение.Приехал в Казань,Татарстан,ты должен жить традициями и Законами Татар.Это не подлежит обсуждению.Выезжай обратно к себе и обсуждай,и не возвращайся.

          • Поехали...
            29.11.2017 11:32

            так же можно и обратно сказать, не устраивает законодательство РФ уезжайте в другое государство....

          • А те многочисленные татары, которые вернулись в Татарстан из Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, они в какую категорию попадают? Они на равне с местными могут "тащить своё мировозрение, или тоже как жители Ульяновска и Самары должны место своё знать?

            • Анонимно
              29.11.2017 11:50

              Таких татар единицы.

              • Анонимно
                29.11.2017 11:56

                Их очень много

              • Анонимно
                29.11.2017 12:26

                Но только единица с пятью нулями.

          • Анонимно
            29.11.2017 11:57

            Я давно предлагаю татарам из Москвы квартирами поменяться. Желающих нет почему-то.

            • Анонимно
              29.11.2017 12:09

              А я давно предлагаю свою квартиру в Смоленской области обменять на квартиру вКазани, что то желающих нет!

              • Анонимно
                29.11.2017 12:27

                А это где? Там арбузы растут.

      • Анонимно
        29.11.2017 11:17

        Да, но пора понять, что мы живем в России, и что Российская конституция выше локальных конституций.

        • Анонимно
          29.11.2017 11:38

          Российской конституции уже нет.

        • Анонимно
          29.11.2017 11:57

          Что за документ такой? К исполнению для бедных который?

        • Анонимно
          29.11.2017 12:27

          Мы живем в империи

      • Анонимно
        29.11.2017 15:01

        На какой части территории Татарстана действует конституция Татарстана, ведь она касается только татар и не касается граждан Российской Федерации. В собственности Татарстана находится 0,68 млн.га из 6,4 млн.га.

    • Анонимно
      29.11.2017 12:33

      Москва не молчит а действует в лице Артеменко. Как шпионы в своей стране

  • Анонимно
    29.11.2017 10:30

    Опять двалцать пять. Им прямым теастом говорят, что риторика в учебниках должна быть единой, а они про региональную экспертизу.

  • ПанАлекс
    29.11.2017 10:34

    Госсовет не место для прений! (обсуждений и споров)

    • Анонимно
      29.11.2017 10:37

      Вы с гос думой перепутали

    • Анонимно
      29.11.2017 10:38

      место для безоговорочного выролнения поручений Путина.

    • Анонимно
      29.11.2017 10:38

      Вы призываете к 1939-1945 годам?

      Когда в 1945 году оправдывались -
      Мы только выполняли приказы (поручения)

    • ПанАлекс
      29.11.2017 10:39

      Это же Мухаметшин сказал - прений по языковому вопросу не будет!

      • Моисей
        29.11.2017 10:55

        А скем вы хотели прения?
        Там все единомышленники
        Состав тщательно подобран

        • Анонимно
          29.11.2017 11:06

          барысыда сойлэшенгэн инде иптэшлэр.

      • Моисей
        29.11.2017 10:56

        Также как и в Совфеде или Госдуме
        Случайных там нет
        И прений там действительно быть не может

      • Анонимно
        29.11.2017 11:04

        Не первый раз, кстати, статья в жанре "текстовой онлайн-трансляции" с заседаний Госсовета так резко обрывается. Эпическое начало - несколько минут заседания - "вопрос рассмотрен, конец".

      • Анонимно
        29.11.2017 11:12

        Перед президентскими выборами всё хотят "закатывать в асфальт". Чтобы была тишь да гладь. Расправы начнутся потом. Пока получайте подачки в виде 4%-ной субсидии на уменьшения ставки банков на ипотеку для многодетных и прочую мелочь.

        • Анонимно
          29.11.2017 11:42

          Как теперь Татарстан будет рисовать результаты за ЕР ? Все равно ведь будут, кресла то важней.

          • Анонимно
            29.11.2017 12:09

            нужно пресекать московские выборы,они нам не нужны.

    • Анонимно
      29.11.2017 10:43

      Пантелеев это в РФии так.

    • Анонимно
      29.11.2017 11:19

      Госдума место для прений?

    • Анонимно
      29.11.2017 11:24

      Пантелеев, а для чего существует ГосСовет. Там выбранные нами депутаты, которые должны отстаивать наши права. Времена одобрямс прошли или нет

  • Анонимно
    29.11.2017 10:35

    Надо бы и списки вывесить, кто и как проголосовал для истории.

    Б.

    • Анонимно
      29.11.2017 12:26

      сказано же "единогласно"

  • Анонимно
    29.11.2017 10:35

    Прокуратор то старался, пайку колониальной администрации отработал.

    \И на всегда остался в памяти татарского народа.

    • Анонимно
      29.11.2017 11:53

      Да ладно, ему на пенсию скоро.

  • Анонимно
    29.11.2017 10:36

    Если есть возможность, опубликуйте полностью речь прокурора, чтобы узнать, что он наговорил между строк.

  • Анонимно
    29.11.2017 10:39

    3856 нарушений!-значит наша прокуратура всё это время не работала и пора ей вернуть государству свои зарплаты за десятилетия?

  • Анонимно
    29.11.2017 10:44

    Ильдус Нафиков в очень не завидной ситуации: с одной стороны Федеральный Центр, а с другой татарский родной ему народ и будущее детей и внуков. Алла ярдем бирсен, Иншалла татар телен Кыямет конене кадер саклыйбыз!

    • Нафиков поступил честно и правильно.
      Всем было понятно, что принудиловка и сохранение языка никак не пересекаются.

      Теперь самое время для принятия политических волевых решений о сохранении татарского языка: с помощью Центра поэтапное и постепенное введение двуязычия в республиканских органах власти, муниципальных (на основе их решений об этом) и прочее.

      • Анонимно
        29.11.2017 11:12

        И Эмиль, наконец то, начнет изучать свой родной (по фамилии) язык! Модератор прошу пропустить!

      • Анонимно
        29.11.2017 11:14

        Эмиль, ты еще скажи что Артёменко надо привлекать! Что мы татары сами не можем разобраться как нам свой родной язык изучать и в каких объемах. Это наше конституционное право. И лезть туда никто не должен кроме татар и народа.

        • 25 лет показали: сами не можем.
          Лучше горькая, но правда.

          • Анонимно
            29.11.2017 11:26

            Сами можем, но нам не дают же!

            • Сами мы можем только понабрать себе в элиту идеологических хамелеонов, да еще таких, которые потом позорно, под протокол и прессу, увязнут в каше из личных интересов ("удаща") и общественных потребностей.

      • Анонимно
        29.11.2017 11:55

        Рад вашей позиции: поэтааное введение двуязычия

      • Анонимно
        29.11.2017 12:07

        C помощью Центра? Ну, Эмиль, вы рассмешили. Центр только и занимался тем, что создавал проблемы для нерусских языков и развития культур народов. Ф. Сафиуллин документы с их реквизитами вам выкладывал неоднократно. И то только часть.
        Разве не Путин заявил, что созданием национальных-территориальных образований Ленин заложил бомбу под Россию, а с трибуны Госдумы не делались заявления о том, что многонациональность это беда России? А заявления Ольги Артеменко на ютюбе и в интервью БО? К чему подобное говорится? Это же относится не только к Татарстану. Просто Татарстан это кость в горле, не избавившись от которой, нельзя проглотить остальные республики Внутренней России. Вообще стратегическая цель России это мировое господство, на пути к которому многонациональность, а значит единство, с их точки зрения, является одной из помех.
        Конечно, ваши предложения логичны, но наивны. Я тоже писал об этом, но скорее всего, в этой ситуации большего сделать нельзя. Центр, возможно, поиграет в эту игру какое-то время, чтобы успокоить возмущенных или усыпить бдительность, но потом последуют новые шаги в том же направлении.
        Ссылки на документы дореволюционного периода относительно русификации инородцев и образования не хочу давать их так много и они так откровенны в циничности, к тому же вы наверняка с ними знакомы.
        Рим Дашкин

        • Окститесь, какая-такая "кость в горле"? Кто - кость в горле? Да им прикажи - назавтра же, как начальник велел, соберутся все на ближайшем стадионе - с бабами своими, собачками, шоферами, прислугой, документами, паролями от номерных счетов, лопатами, мешками с негашеной известью - стоять, дрожа на холодном ветру, искательно улыбаться, ждать чего дальше прикажут...

          А посмотрите на наш Госсовет. Ведь ни одного, НИ ОДНОГО не нашлось такого, кто встал бы и заявил: "Так нельзя, коллеги, Интернет бурлит, а мы молчим..." Да что - там "встал-заявил", ни одного хотя бы воздержавшегося же не было!

          Пора Вам избавляться от индуцированного психоза, перестать расчесывать старые болячки и публично демонстрировать тщательно нарисованные язвы. Если не центр - то за дело сохранения татарского языка просто некому взяться. Там и только там сегодня источник политической субъектности.

          • Анонимно
            29.11.2017 13:24

            Госсовет исчерпал себя. Всё. Эту клоунаду надо прекращать. В РТ много федеральных структур и грамотных федеральных чиновников. Наши "дублеры-переписчики" указов Москвы пусть расходятся пешком по домам. И не корчат из себя князьков. "Король то голый!" (с)

            • Просто нужны честные перевыборы. Сначала Госсоветовские, затем президентские. Ситуация кардинально отличается от той, которая была при их избрании.

              По моему мнению, отказ от перевыборов рождает опасность утраты сначала политической, а затем - как следствие - и юридической легитимности.

        • Анонимно
          29.11.2017 13:46

          !!!!

          Рим, согласен.

          "документы дореволюционного периода"

          Не только дореволюционного. В СССР все было еще хуже, особенно, начиная с 30-х годов, см. Авторханов "Империя Кремля", Хоскинг: "Россия: народ и империя".

      • Фидарис
        29.11.2017 13:33

        "Теперь самое время..." 29.11.2017 11:08

        Вы с головой дружите?!

        О каком двуязычии вы говорите, когда отсечена основная языковая база его подготовки?!

        Или вы и впрямь считаете. что продублированные переводы бланков, справок и прочей макулатуры - есть воплощение реального двуязычия в системе органов власти?

        Неужели вы не ощущаете , что эти ваши слова выглядят насмешкой и неприкрытым цинизмом на фоне вашей же позиции по языку?

        • Анонимно
          29.11.2017 13:47

          Как вы представляете реальное двуязычие в системе органов власти?
          Что-бы представитель власти в своей речи использовали поочередно одно слово на татарском, следующее на русском?
          Вам не кажется это абсурдом?
          Двуязычие в органах власти подразумевает под собой предоставление возможности гражданину донести сове обращение на том языке на котором он умеет изъяснятся. Для этого у нас в Татарстане все условия созданы. Кроме того татар в органах власти более 90% и между собой они прекрасным образом изъясняются на татарском.

          Складывается мнение, что вам не двуязычие нужно, а одноязычие - только на татарском.

      • Анонимно
        29.11.2017 13:42

        !!!!

        "принудиловка и сохранение языка никак не пересекаются"

        Эмиль, язык возрождается там, где без него невозможно нормально жить, поскольку он

        1) обязателен в школе/ВУЗах;
        2) без сдачи языкового экзамена не поступишь в ВУЗ, колледж;
        3) на нем ведется делопроизводство;
        4) без сдачи языкового экзамена по языку нац. меньшинства нельзя работать чиновником, как в Южном Тироле (Италия), Квебеке и т.д.

        Имеется мировой опыт, опыт стран СНГ. Отменяя обязательный татарский, делаем шаг назад. Добровольность окончательно угробит не только татарский, но и другие нерусские языки РФ. Факультатив был в СССР и ничего хорошего из этого не получилось.

        Если бы дело было только в привлекательности языка, то российские немцы, евреи и греки не утратили бы свои родные языки, как это случилось с ними в России. Этот довод не работает. С иностранными языками в РФ такая же беда, хотя столько культурных сокровищ создано на английском, французском и т.д.. Притягательность/привлекательность мало что изменит.

    • Анонимно
      29.11.2017 11:08

      ин эйбэте ана ,отставкага китэргэ,иман да чиста булып кала.

    • Анонимно
      29.11.2017 11:12

      Для того оно и существует - образование, чтобы учить правильном поступкам и правильному поведению в обществе. Если это произойдет, Нафикову ничто не навредит. Растите законопослушных.

      • Анонимно
        29.11.2017 11:35

        и обрусеванию...

        • Анонимно
          29.11.2017 11:45

          У русских русский уклад хозяйства и русская речь. У тюркеманов русский уклад хозяйства и татарская речь.
          Приведите в соответствие)))

    • Анонимно
      29.11.2017 11:54

      нечего его жалеть сам такую ситуацию создал. надеюсь татарским языком владеет, как будет на совещаниях в правительстве сидеть? Миниханов все совещания на родном языке проводит.

  • Анонимно
    29.11.2017 10:46

    Прокурор сказал - 2 часа в неделю, с согласия родителей.

    На этом, полагаю, можно поставить ЖИРНУЮ ТОЧКУ.

    • Анонимно
      29.11.2017 11:13

      10:46 Чёрт сидит в "деталях".

      • Анонимно
        29.11.2017 11:23

        Детали?)))
        Все, кончились у вас 'детали', нет у вас пространства для маневров, скажите спасибо вашему НЕСГИБАЕМОМУ ЭНГЕЛЮ!)

        Нет деталей, и уже не будет.
        Гибче надо было быть. Не повышать ставки. Проиграли вы В ПУХ И ПРАХ!

        • Анонимно
          29.11.2017 11:31

          Кто проиграл? чему вы радуетесь? конфронтации на кухнях?

        • Анонимно
          29.11.2017 12:42

          наши карты еще не биты, партия не закончена

        • Анонимно
          29.11.2017 13:02

          С кем воевали то ? С татарами? Так нам не привыкать! Масква всех давит, и татар и нетатар...А вы радуетесь, что у соседа плохо...

          • Анонимно
            29.11.2017 13:20

            Это национальная черта - радоваться соседу.

  • Анонимно
    29.11.2017 10:46

    и будет ли, наконец, поставлена в точка в «языковом вопросе»?
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/365324
    точка будет поставлена тогда, когда можно будет войти в класс с табличкой русский или татарский язык по своему собственному выбору и желанию..

  • Анонимно
    29.11.2017 10:48

    Как и предсказывалось, татарский язык «слили». И к чему было создавать напряженность по данному вопросу? Почему нельзя было, без шума, привести учебные планы в соответствие с действующим законодательством РФ?

    • Анонимно
      29.11.2017 11:15

      10:48 Там слишком много интересов. В том числе конкретных финансовых, карьерных ...

    • Анонимно
      29.11.2017 11:16

      Напряжённости никакой небыло. Директор заявила, что ФГОС1 не будет предложен. Выбирали между 2-мя часами татарского или риторики. Пятидневки без риторики не будет к сожалению ("добровольно")

    • Анонимно
      29.11.2017 11:23

      Пытались провернуть все по старинке 90-х. А не получилось, слишком много путали государственную шерсть с частной, чтобы остаться святыми и праведными, которых трогать нельзя.

    • Анонимно
      29.11.2017 12:43

      Хотели как лучше, а получилось как всегда)))

  • мотоцикл
    29.11.2017 10:48

    чем разрешиться дилемма..победой самодержавия или татарских декабристов?

  • Шаймиеву нечего было сказать? Или он любит доставать каштаны чужими руками?

    • Моисей
      29.11.2017 10:59

      Шаймиеву есть что терять
      Будет молчать

      • Анонимно
        29.11.2017 11:10

        тэнгэсе куп бабайнын,тэнгэсе.

      • Анонимно
        29.11.2017 11:17

        Моисей! Вы вызываете у меня двоякое чувство - иногда я Вас минусую, а иногда хочется обнять.

      • Анонимно
        29.11.2017 11:22

        Да уж. Это Кадыров может что-то там про равенство языков говорить, у него козырь один - третья чеченская.
        А у нашего дети всего сами добились, удаща в руки попала. Первой татарской не грозит, а вот проблемы у Таифа будут.

      • Анонимно
        29.11.2017 12:32

        Как всегда оставил простор для манёвра и будет лавировать.!

    • Анонимно
      29.11.2017 12:38

      Шаймиев еще в 2008 высказывался и с Артеменко схлестнулся. Но ведь плетью обух не перешибешь..

  • Анонимно
    29.11.2017 10:51

    татарлар Путинга да, "Бердәм Русия" фиркәсенә да сайлайлауларда бүтән тавышыгызны бирмәгез!

    • Анонимно
      29.11.2017 11:17

      Сайлауларда ... )))

    • Анонимно
      29.11.2017 11:41

      Бер грамм тавышыны да бирмэскэ урыс патшасына.

    • Анонимно
      29.11.2017 12:58

      Бирмибез!

  • Анонимно
    29.11.2017 10:52

    ну вот и все. финита ля комедия. промолчали. взяли под козырек.

    • Анонимно
      29.11.2017 11:21

      10:52 Паллиативное решение, т. е. полумера по-русски.
      Опять вылезет, но уже в еще более запутанной и агрессивной некомпетентной форме.

    • Анонимно
      29.11.2017 12:10

      Тьфу на вас, на элиту комунячью!

    • Анонимно
      29.11.2017 12:12

      Следующие митинги будут за роспуск Госсовета и отставку президента и госсоветника.

    • Анонимно
      29.11.2017 14:00

      Еще не закончилось, Энгелю дали поручение внедрить в школы 2 часа татарского, а там посмотрим...

  • Анонимно
    29.11.2017 10:53

    Русский не может изучаться и как государственный, и как родной. Дети будут иметь разную подготовку, это дискриминация! Мы против такого разделения детей, давать фору одним и лишать возможности других. Неравенство породит напряженность.

    • Анонимно
      29.11.2017 11:06

      Почему не может быть? У меня родной русский язык. Тут комментаторы через пост ратуют за ЕГЭ на татарском языке. Где проголосовать, чтоб вам дали такую возможность (при возможности поступления только в татароязычные вузы в таком уж случае).

      • Анонимно
        29.11.2017 12:17

        Голосовать, это не сделать. ЕГЭ на татарском языке никогда не сделают

      • Анонимно
        29.11.2017 12:29

        ЕГЭ должен быть на русском с переводом на татарский. Как избирательный бюллетень.

        • Анонимно
          29.11.2017 13:26

          Если вы дословно переведёте вопросы ЕГЭ на татарский, то там не больше 20 баллов можно набрать.. Например вопрос - какого рода человек о ком идёт речь в вопросе "Ул китте". Вы пишете - мужской (он ушёл). А в "ответнике" - женский (она ушла). Как говорится - садись ДВА.

          • Анонимно
            12.12.2017 08:03

            Экзамен по любому языку сдаётся на этом языке. Вы же не будете сдавать английский на русском.
            Речь идёт о других предметах, (математика, химия, история ...), которые некоторые хотят изучать не на русском, а на родном языке.

  • Добровольности добились, теперь предстоит большая работа по выявлению и пресечению действий школьных администраций по навязыванию.

    А затем можно заняться и восстановлением системы среднего образования в РТ. Нужна масштабная госпрограмма, помощь Центра, новые люди, источники ресурсов...

    • ПанАлекс
      29.11.2017 10:56

      Эмиль, вам что предложили из АП подготовить программу к марту 2018?

      • Ценю Ваш юмор.

        • Моисей
          29.11.2017 11:02

          Вы так говорите как будто среднее образование в РТ чем то отличается от среднего образования в остальной России

          Или будут выравнивать уровень со среднем по России то будет хуже
          Оно нам надо?

          • Вы так говорите, как будто разбираетесь в сортах говна.

            К чему мне эта дешевая компаративистика?

            Не желаю сравнивать с какой-нибудь Ульяновской областью.

            Хочу, чтобы среднее образование в РТ было близко к идеальному.

            • Анонимно
              29.11.2017 11:18

              Не будет. Это процесс эволюционный. Базовое разрушили, а в модернизированном образовании рулят те, кому тетради проверять-в лом!

              • Сам понимаю, что будет только хуже и хуже. А центру невыгодно иметь образованные окраины, сама логика существования централизованного государства этому препятствует.

                • Анонимно
                  29.11.2017 11:30

                  Скорее всего, от директоров все зависит. Школы нынче автономные.

                  • Анонимно
                    29.11.2017 11:49

                    Госзаказ в образрвании-качественная подготовка учеников для получения профессии.

                    • Анонимно
                      29.11.2017 12:07

                      Вот именно. Если прокуроры покопаются, ......получится, что школы не дают полного прохождения школьной программы, а это нарушение прав заказчика.

                • Анонимно
                  29.11.2017 11:48

                  Вы, г-н адвокат, сами образовывались на окраине и как я понимаю очень цените в частности, что вам довелось закончить хорошую школу...

                  • Уже писал здесь. 131 школа была так себе школой. Ни одного предмета, кроме математик (я учился в математическом классе), не давали хорошо. За исключением истории (за что спасибо Шаумяну). На математиках мы сидели и, как идиотики, решали задачки для ВУЗов.

                    Но было одно НО, важное, но никак с образовательным процессом не связанное. В школе собрались умные дети со всего города. Сам собою образовывался культ интеллекта и интеллектуального соперничества.

                    • Анонимно
                      29.11.2017 12:12

                      Да, общество, среда играют свою роль.
                      Одно непонятно, вам ограничение в рамках одного этноса зачем? Это не движуха вперед и вверх, это застой или полное ретро.

                    • Анонимно
                      29.11.2017 22:33

                      в 131 никто не вазражал татарскому, тк там не дураки учаться, знают, что знание дополнительного языка это может быть лучше чем, какие то ненужные предметы

              • Анонимно
                29.11.2017 11:27

                В догонку ...нужно еще проверить все ли учителя выполняют свои должностные инструкции и знакомы ли они с ними.Судя по событиям, директора Закон об образовании не читали.
                А выполняют ли учителя свои обязанности?

        • Анонимно
          29.11.2017 11:04

          Среднее образование в РТ намного выше среднего уровня среднего образования в России

        • ПанАлекс
          29.11.2017 11:24

          А что? А вдруг?
          Есть немалая вероятность что 2020 ждать уже не будут...

          • А смысл? Сухой остаток показывает, что местные делают все, что центр им скажет.

            А все эти бурления говн - для отвода пара и выявления настоящих буйных.

      • Анонимно
        29.11.2017 11:23

        10:56 Надо делать акцент на "новые люди".

    • Анонимно
      29.11.2017 11:23

      Эмиль вы молодец , всегда здраво и по теме комментируете!!!

      • Анонимно
        29.11.2017 11:57

        Смело можете нанять его адвокатом.

      • Анонимно
        29.11.2017 12:02

        Эмиль иманын саткан татар, шундйылар турында эйтэлэр дэ инеде: Татар башын татар ашар!

  • Анонимно
    29.11.2017 10:55

    Все , из-за кого этот вопрос выплыл на сессии госсовета, воды в рот набрали? Поняли что лучше не высовываться?

  • Анонимно
    29.11.2017 10:57

    "Нафиков заявил, что в новых учебных планах минобра изучение госязыков возможно только на добровольной основе".

    Все, все точки над И расставлены.

    Нас устраивает этот компромисс!

  • Анонимно
    29.11.2017 11:04

    Нафиков за кресло прокурора продал свой народ с потрохами.

    • Анонимно
      29.11.2017 11:14

      Он не националист, а государево око.

    • Анонимно
      29.11.2017 11:14

      Решение принято не им, он лишь его озвучил.

    • Анонимно
      29.11.2017 11:19

      Ему кресло его важней, чем собственный народ.

      • Анонимно
        29.11.2017 11:26

        сатылды мэскэулэргэ

        • Анонимно
          29.11.2017 12:15

          Ботен татар дэулэтчелеге башлыклары мэскэугэ сатылдылар,тарихка шулай кереп калачакларда,сатлыклар дип.

          • Анонимно
            29.11.2017 12:32

            Во всем виноват Минниханов. Не поддержал и не построил крепкую элиту и глас татарского народа. Вот и получайте!

            • Анонимно
              29.11.2017 14:31

              У Минниханова до настоящего времени нет своей полной команды, везде на ключевых постах люди Шаймиева и он рулит всей экономикой, а с Фишман и Минуллиной далеко не уедешь.

    • т.е. вы предлагаете принцип: "друзьям всё, остальным закон"? Нафиков делает свою работу и в данном случае сделал её на отлично. Сами бы вы хотели оказаться в ситуации, где-нибудь в соседней нац.республике, где бы изначально ваше выигрышное дело, проиграли бы в пользу местного жителя, только по причине, что судья одной национальности с обвиняемым ?

      • Анонимно
        29.11.2017 13:55

        Надеемся закончив войну с языком (язык он же сам за себя постоять не может) г-н Нафиков займется своими прямыми обязанностями-надзором за соблюдением прав граждан в частотности по возбужденным уголовным делам, подписанным обвинительным, содержанием под стражей по экономическим делам. Поле деятельности огромное.

    • Анонимно
      29.11.2017 12:02

      Вот, собственно, вся философия! Зачем быть прокурором и четко выполнять его обязанности, если можно быть частью народа? А там уж и все остальное - удаща, магарыч, номера ОАА, дача в Боровом, жызнь удалась!

      • Анонимно
        29.11.2017 13:09

        Да зачем выполнять требования судьи и 4 раза не являться по повестке ? А в 5 раз категорически послать российский суд куда подальше. Это я Сечина имею ввиду,если вы не поняли. И российский суд принял это как должное. Ему ведь не надо выполнять свои обязанности, когда там все остальное - удаща, магарыч, вертолеты, дома , яхты и т.д.

        • Для чего вы пример с Сечиным привели? Это ваш аргумент в споре с русскими, мол на себя посмотрите? Аргумент неумного человека. Как будто русские прям поддерживают и одобряют то, что Сечин не является в суд. Любой нормальный человек, не зависимо от национальности, хочет, чтоб в стране главенствовал закон, а не те принципы, которые здесь пропагандируете вы, желая, что во главе угла ставили не нормы закона а принадлежность к национальности или к какой-то касте.

    • Анонимно
      29.11.2017 13:13

      А был же такой ПРОКУРОР НАФИЕВ!!!

  • Анонимно
    29.11.2017 11:07

    «На днях министерство образования РФ с учетом предложений руководства РТ разработал вариант учебного плана, в котором конкретизирована возможность изучения государственных языков республик на территории всей страны — добровольно, на основе письменного согласия родителей — законных представителей учащихся в объемах до двух часов в неделю за счет части, формируемой участникам образовательных отношениях», — сказал Нафиков.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/365330 - Он сам то понял о чем говорил, "на территории все страны"/

    • Анонимно
      29.11.2017 11:12

      Он все прекрасно понимает.
      Речь идет о том, что на территории всей страны, во всех национальных республиках, изучение вторых государственных языков будет осуществляться на основе письменного согласия родителей.

      • Анонимно
        29.11.2017 12:35

        Дело в том что письменное согласие получить не проблема. Мы везде добровольно расписываемя. Когда выбираем Зиганшина, выбираем Мингазова...

    • Анонимно
      29.11.2017 11:24

      Вот кстати и применение для учителей по изучению национальных государственных языков-переезд в другой регион и работа по профилю.

      • Анонимно
        29.11.2017 12:36

        Вы это уже второй раз пишете. Учитель татарского языка переезжая в другой регион должна взять с собой мужа, детей, родителей...?

  • Анонимно
    29.11.2017 11:11

    Депутатларга хурлык! Куркаклар һәм зәгыйф.

    • Анонимно
      29.11.2017 12:16

      имансыз депутатлар,сатлыклар.

  • Анонимно
    29.11.2017 11:12

    Эмиль, син әнине саттынма? Урыслар Өчен син беркайчан да узенеке булмыйсын

    • Анонимно
      29.11.2017 11:27

      татар миллэтен корытучылар,менэ шундый бэндэлэр инде,алар аз тугел.

    • Анонимно
      29.11.2017 11:59

      Ул татача белми. У него только фИО татарское, а все остальное..

  • Анонимно
    29.11.2017 11:12

    Это не компромисс, это поражение. Татарский - гос. язык, значит, учат все.

  • Анонимно
    29.11.2017 11:14

    Ну что, русские, победили своего главного врага-татар? с праздником? Модератор не пропустит? Тогда не пропускай другие тоже

    • Анонимно
      29.11.2017 11:28

      Татары русским не враги!

      То что произошло лишь является торжеством справедливости.

      Татарский язык продолжит существовать и развиваться, его будут изучать в школах в добровольном порядке, Минобр РТ разработает новые методики изучения, власти Татарстатна обратят внимание на проблемы языка и будем надеяться это даст толчок для еще более успешного развития татарского языка!

    • Поехали...
      29.11.2017 11:29

      глупость говорите! ни кто против татар ничего не говорил... Всего лишь хотели татарский изучать добровольно и в меньшем объеме(разговорный)...

    • Анонимно
      29.11.2017 11:52

      Брат, русские вам не враги

      • Анонимно
        29.11.2017 11:55

        До первой спорной проблемы

        • Анонимно
          29.11.2017 13:00

          Если есть проблема, надо садиться и договариваться. Умные люди есть в любой нации, правда редко они в правительство попадают. Мы все равны, нужно учитывать интересы всех. Это сложно, но возможно

          • Анонимно
            29.11.2017 13:37

            Ну и какой интерес учли в этот раз? вымыли из образования? а негосударственный английский обязательный? здорово

    • Анонимно
      29.11.2017 12:23

      Никто никого не побеждал. Люди добились возможности тратить время на изучение родного языка, а не татарского (мариец - марийского, русский - русского и т.д.)

  • Анонимно
    29.11.2017 11:20

    "Отметим, что промолчал и госсоветник РТ Минтимер Шаймиев."

    Не свят, не свят. Святому бы рот не закрыли и он бы сам не подумал его закрыть ради правды. А пока на кого-то есть "материальчик", принципиальность не проявит.

    • Анонимно
      29.11.2017 11:43

      А по ТНВ прямая трансляция была, идёт? Народ должен знать своих героев.

  • Анонимно
    29.11.2017 11:25

    А как же слова Минниханова, что государственный язык не может изучаться добровольно? Депутаты подумали об этом? Надо предлагать вводить поправки с федеральное законодательство о обязанности изучения государственных языков, а не добровольности.

  • Анонимно
    29.11.2017 11:26

    Минниханов сильно потерял в моих глазах. Приезжал к нам, ругался: как это мол отличница и по татарски два слова связать не может! В Татарстане это недопустимо!
    А тут, при решении важнейшего вопроса о родном языке, уехал.

    • Анонимно
      29.11.2017 11:42

      Теперь будем ждать, что преподавание русского взлетит до небес, татарский не мешает, и все репетиторы по-русскому останутся без работы. Жалко их.

      • Анонимно
        29.11.2017 13:00

        Скоро увидим. Не взлетит. Кто способен, тот выучит и китайский, живя в Татарстане. Как не выучил татарский, так и русский свой не поднимет до небес. Кто знает, тот знает любой язык, несмотря на методики, программы, количество часов. А злоба и неприязнь к друг другу сформировалась за такой короткий срок. А как дружно жили. Я поставила цель: мои внуки будут знать свой родной язык, будет он преподаваться в школе или нет. Иначе я сочту себя изменником и предателем своего языка, предков и даже своей малой родины.

    • Анонимно
      29.11.2017 11:47

      Что скажет татарский народ на такое жалкое поведение татарских властей,это же полный провал.

      • Анонимно
        29.11.2017 12:34

        Татарский народ итак в ярости! А к чему это приведет через 10 лет, посмотрим.

  • Анонимно
    29.11.2017 11:26

    Мухаметшин и Нафиков - стали Ильминским наших времен

  • Анонимно
    29.11.2017 11:30

    Вот что значит сильный глава Государства! Спасибо Владимир Владимирович , МЫ с ВАМИ !!!

    • Анонимно
      29.11.2017 11:50

      Теперь заживёте!

      • Анонимно
        29.11.2017 12:56

        Ваши татарские правители так же сдали вас, и ваш язык, за вкусно есть и сладко спать. Наши российские правители сдали нас русских еще раньше

        • Анонимно
          29.11.2017 13:38

          Т.е они вашими не были? у вас отдельные? Или Ваши - когда удобно, поругать там

  • Анонимно
    29.11.2017 11:38

    Ну кто то разве скажет что-то против... У всех же активы...

  • Анонимно
    29.11.2017 11:39

    Теперь противники всего татарского будут жить счастливо, у них отпали все проблемы. Они будут при деньгах, поедут отдыхать на море, будут одеваться в дорогих бутиках, у них на столе будет красная икра и рыба семга. Они будут ездит на иномарках по 3-4 млн. Пользоваться всеми льготами.

    • Анонимно
      29.11.2017 11:54

      Всё как в соседних областях, согласно конституции. Дождались светлого будущего!

    • Анонимно
      29.11.2017 12:10

      Не надо про противников всего татарского. Люди просто добивались добровольного изучения татарского языка.

  • Анонимно
    29.11.2017 11:39

    Что за Госсовет такой? Позор и показуха! Где полярность мнений, где прения, глас народа, оппозиция? Устроили цирк. За любой вопрос единодушное голосование. Такое не бывает же! Позор!

    • Анонимно
      29.11.2017 12:16

      Госсовет нам не нужен! У нас есть Госдума! Толку от этих депутатов, которые ничего не решают? В школу их всех - учителями дополнительных русских часов и трудовиками!

      • Анонимно
        29.11.2017 12:23

        Учителями русского не потянут))))))), только родным!

      • Анонимно
        29.11.2017 12:36

        Госсовет нужен, но другой, где пожелания татар в первую очередь учитывались у себя в республике.

    • Анонимно
      29.11.2017 12:22

      Это логичный следующий вопрос - зачем он вообще нужен, такой пафосный, дорогой в содержании орган? Чтобы "принимать к сведению"? Смешно и жалко, что то финансирование, которое на него идёт, не пустили на те же школы, на доп языки, на развитие детей будущего!

  • Анонимно
    29.11.2017 12:18

    Спасибо Прокуратуре РТ за грамотную проверку выполнения законодательства в школах, а Владимиру Путину - за данное поручение по обеспечению добровольности изучения неродных языков. Уже есть положительные изменения. В нашей школе класс поделили на группы, кто хочет учит татарский, а кто хочет - дополнительно русский.

    • Анонимно
      29.11.2017 12:25

      Вот так бы чаще, не дожидаясь поручений!

    • Анонимно
      29.11.2017 12:37

      Путин любит только русских, итак понятно. Он нас не поддерживает ни в чем, и наш Госсовет, и нашу республику, нацию прогибает. Вопрос, а он нужен татарам?

  • Анонимно
    29.11.2017 12:21

    Азат Д

    В связи с голосованием Госсовета, Фаттахов подаст в отставку?

    • Анонимно
      29.11.2017 12:27

      Напрашивается его ответ, поскольку скоро вопросов будет ещё больше

  • Анонимно
    29.11.2017 12:23

    А что теперь будет на заседании ВКТ?

    • Анонимно
      29.11.2017 12:36

      Не будет заседания.
      Сверху дадут указание не раскачивать лодку.

  • Анонимно
    29.11.2017 12:25

    Скоро эти родители и до биологии с физикой доберутся

  • Анонимно
    29.11.2017 12:25

    Я не понимаю зачем вам платят зарплату на работе. Вы же все все время в интернете. С детьми уроки делать не хотите. Работать не хотите а бооольшую зарплату хотите. Я бы вам рубля не платил бы. Надо еще убрать всякие пособии. Мало зарабатываете надо детей отобрать. Мансур

    • Анонимно
      29.11.2017 12:52

      Мы пенсионеры, Мансур. А ты вот чё не на работе?

  • Анонимно
    29.11.2017 12:46

    Объясните мне, почему все татары обязаны знать русский у себя в республике, а русские татарский язык не должны знать? Мы что стали второсортными у себя в стране и республике? Это же дискриминация по национальному признаку. И отговорки, что татарский для русских не родной язык, не выдерживают критики, т.к. для татар русский тоже не родной, а государственный. Так и татарский государственный же в Татарстане. У нас что теперь народы не равны и татары второсортны?

  • Анонимно
    29.11.2017 12:47

    Точку по изучению татарского языка поставил Фаттахов ,когда предложил на это 2 часа. За это время можно только учить ,но научить татарскому языку нельзя.

  • Анонимно
    29.11.2017 12:47

    Уз ара бердэмлек юк татарда. Кызганыч.

  • Псевдоним
    29.11.2017 13:01

    Проиграна битва, но не война. Отмена обязательного государственного татарского языка - это агония правящего режима перед своим крахом.

    • Анонимно
      29.11.2017 13:15

      Какая "битва" по счёту? Семьдесят девятая или уже сто двадцатая? Скоро всё отнимут, останутся только в укромных местах спрятанные от посторонних глаз 7-томник "История татар" и карманный "Русско-татарский словарь" ((

  • Моисей
    29.11.2017 13:10

    Теперь с таким же напором идем бороться с бедностью

    • Анонимно
      29.11.2017 14:38

      Пока не победим коррупцию, бедность не победим, вся прибыль от бюджетообразующих предприятий и заводов в руках миллиардеров, нам только налоги.

  • Fandas Safiullin
    29.11.2017 13:14

    Предложение председателя ГС принять информацию прокурора «без прений и задавания вопросов» и согласие депутатов не открывать обсуждение по острейшему вопросу о судьбе татарского языка, говорит лишь от том, что у нас нет республиканского парламента как представительного органа власти. Есть лишь управляемый партийно-хозяйственный актив как пародия на свой советских времен прообраз. Жалкое зрелище.

    Ведь даже судебные процессы предусматривают и не нарушают право адвокатов на вопросы и претензии к обвинителю и право обвиняемого на последнее слово перед оглашением приговора.

    Последнее слово татарского народа, носителя строго нормированного языка, осталось не высказанным его доверенными выборными представителями.

    И уже совсем смешно, когда бессловесно и покорно приняв заключение прокурора и решение Москвы о 2-х часовой карточной добровольной квоте на государственный язык республики, в постановлении ГС записать такой пункт: «Контролировать языковой вопрос в парламенте РТ поручить главе комитета по образованию Разилю Валееву». А что Разилю контролировать в парламенте», когда под контролем самого председателя ГС Фарида Мухаметшина языковой вопрос не подлежит обсуждению и даже «задаванию» вопросов»? Какая необходимость подставлять Разиля Валеева, записывая и его в контролеры?
    Вместо того, чтобы в постановлении записать: «Контроль за соблюдением конституционных языковых прав всего многонационального народа Республики Татарстан поручить парламенту Республики Татарстан».

    • Анонимно
      29.11.2017 13:50

      Всех собак сейчас на Разиля спустят,что впрочем он и заслужил,потому что бездействовал,собственный комфорт ему видимо ближе чем судьба татарского народа.Но виноват здесь не только Разил,виноваты в капитуляции в первую очередь Шаймиев и Минниханов,это действительно настоящая капитуляция.

  • Житель РТ
    29.11.2017 13:21

    Вся эта история с языком показала лишь одно - не будем мы дружить с друг другом. Не будем. В разговорах с разными людьми не раз поднималась эта тема и нет по ней понимания. Русские потеряли уважение татар. Очень жаль.

    • Анонимно
      29.11.2017 13:50

      это исторический момент

    • Анонимно
      29.11.2017 14:03

      Расстроился я, нет ко мне уважения.

  • Анонимно
    29.11.2017 14:00

    понятие национальность, потеряло смысл.Давно.
    Нет ни государственной религии нет национальностей ипрочее.
    все бред левых илеваков

    ДУРЬ ЭТОВЕСЬ ЭТОТВОПРОС нельзя свой язык навязывать!

  • Анонимно
    29.11.2017 14:07

    Читаешь и понимаешь как всем в голову надули... Проблема с языком, вообще не проблема есть и другие вопросы. Учителей нормальных нет не только по татарскому языку... Язык был есть и будет пока есть носители языка, но заставлять кого то что то учить нельзя. Ну не хотят разговаривать на татарском ну да и ничего страшного. Что вы все в одну котёл язык вражду и т.д. Кто хочет учит, кто хочет не учит. А людей с хорошим знанием татарского и раньше и сейчас и всегда толко в КГУ на кафедре татарской филологии встретить можно и то не факт... Так что улыбаемся и машем как в известном мультфильме.
    Я лично считаю что если бы я меньше учил татарский возможно лучше бы знал русский! Но это только моё мнение я к этому никого не призываю. И это главное, а то лозунги, митинги, опросы. Сказали учить русский будем учить русский, хорошо хоть не китайский!

    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/365324

  • Анонимно
    29.11.2017 14:08

    Ничего. Все течет все изменятся. Советский строй пережили, разворовывание московской и питерской верхушкой всего того, что создавалось нашими отцами и дедами пережили, лихие 90-е пережили, и это переживем. Президенты, прокуроры и советники приходят и уходят, а народ остается. А молодежи хотелось бы сказать прежде чем вступать в брак задумайтесь как будут звать ваших детей, какой национальности они будут, на каком языке будут вас называть ани и ати. Жизнь проходит быстро, и в конце вашей жизни на каком языке прочитают над вами молитву.

  • Анонимно
    29.11.2017 14:17

    12.46 Русский язык вы должны знать, потому что живете в России. Если вам не нравится это государство, то(как вы очень любите говорить) уезжайте в Америку - будете учить английский. Государство управляется центральной властью, а не хотелками субъектов. Только в детском саду, на игровой площадке, есть автомобили с двумя рулями. Вы видимо до сих пор живете этими воспоминаниями.

    • Анонимно
      29.11.2017 14:38

      Вы относитесь с пониманием ко всем законом из госдуры?

  • Анонимно
    30.11.2017 12:03

    Российское отделение международного союза литераторов выступили за обязательный татарский pro kazan.ru. Цитата в комментариях Горожанин 29 ноября 2017. 18.38 "НАДО ОБРАЩАТСЯ К САМОЙ ВЕЛИКОЙ И МОГУЧЕЙ ДЕРЖАВЕ МИРА США И ЕЙ СОЮЗНИКИ. ЕСЛИ ОНИ ПРИГРОЗЯТ , ТОГДА НАМ НЕ ТОЛЬКО ТАТАРСКИЙ ВЕРНУТ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ, НО И В КРЕМЛЕ БУДУТ АКТИВНО УЧИТЬ ТАТАРСКИЙ..
    Это что? За обязательный татарский за ценой не постоим Америку в Кремль запустим? Может и Белый Дом обяжете татарский учить. Изучать татарский как и другие языки ни кто не запрещает только добровольно . В Татарии есть татарские гимназии .Пожалуйста изучайте глубоко родной язык НЕ НАГНЕТАЙТЕ ОБСТАНОВКУ . НЕ ГРОЗИТЕ .ЧТО СОРВЕТЕ ВЫБОРЫ. ЖИЛИ ДРУЖНО И БУДЕМ ЖИТЬ ДРУЖНО

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль