Общество 
30.11.2017

«Вамин» – «Просто молоко» – «Домашкино»: самарцы «заболели» амбициями Вагиза Мингазова

Новый «молочный» инвестор в Татарстан заждался от минземимущества молоковозов

Продукцию возрождаемого самарскими варягами Нижнекамского молкомбината продегустировал накануне глава района Айдар Метшин. Новый инвестор поставил во главе компании технического эксперта из штата Марата Муратова, хорошо знакомого с технологиями Danone, а «Домашкино» собирается продавать через X5 и «Магнит». На дегустации корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, что Метшин планирует побороться за нового местного производителя, в том числе с «Бахетле».

«ТАТАГРОЛИЗИНГ» ПРИДЕРЖАЛ АВТОПАРК

Нижнекамский осколок империи Вагиза Мингазова после летней сделки «Татагролизинга» с самарским дистрибьютором «Далимо» возвращается к жизни под брендом «Домашкино». В свое время третий по величине молкомбинат «Вамина» перерабатывает пока по 15–20 т молока в сутки, готовится к экспансии на рынок, однако передача активов еще не завершена. Накануне Нижнекамский молочный комбинат принял у себя выездное совещание чиновников районной администрации, и при втором знакомстве главы района Айдара Метшина с хорошо известным ему заводом корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснил, что бывший владелец еще не передал новому собственнику автопарк. Проблемы с логистикой не позволяют оперативно зайти в бюджетные учреждения, в рознице бренд еще не прижился, как следствие — объемы выпуска оставляют желать лучшего. Впрочем, это лишь вопрос времени, которого самарцы потратили пока немного.

На 8 тыс. кв. м комбината новый собственник к настоящему времени запустил почти все линии, переданные ему «Татагролизингом»: на первом этаже — фасовочные, на втором – аппаратная часть. Метшина, а также замруководителя исполкома Радмира Беляева и советника главы по вопросам развития среднего и малого бизнеса Максима Сперанского гендиректор молкомбината Сергей Игнатьев провел по всем цехам и закончил экскурсию в своем кабинете. За дегустацией, где гостям пришлось попробовать едва ли не всю продукцию комбината (тревоги чиновников о совместимости продуктов Игнатьев развеял) как раз и выяснилось, что юридически сделка еще не закрыта.

«Дело не только в автопарке, — уточнил „БИЗНЕС Online“ Игнатьев, — Все активы нужно еще юридически закрепить. Но вопросы рабочие, решаемые, принципиальных проблем нет». «Мы просто хотим ускорить этот процесс, — пояснил со своей стороны Метшин. — Даже переезд из одной квартиры в другую — это не просто переезд, но еще и смена собственника, набор коллектива, вхождение в производство... Очень важно было создать условия планомерной передачи всей технологии, и у сторон не возникло ни одного момента, связанного с выходом из строя оборудования. Понадобилась только санитарная обработка, настройка и введение нового бренда. Что касается передачи активов „Татагролизингом“, то я просто инициирую попытку ускорения процесса». Инициация, как удалось расслышать в ходе осмотра шумного производства, предполагает обращение в минземимущество, поскольку министерство — учредитель бывшего собственника.

КАК САМАРЦЫ СТАЛИ НИЖНЕКАМСКИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ

Напомним, о продаже нижнекамского молкомбината Игорю Никулину, владельцу холдинга «Далимо», стало известно в июле. Дистрибьютор — один из лидеров своей отрасли в Поволжье, об аппетитах бренда мы подробно рассказывали. Что касается их нового актива, то молкомбинат в Нижнекамске построен в 1972 году, его проектная мощность переработки составляет 50 т молока в сутки. После банкротства «Вамина» в течение четырех лет комбинат арендовал у «Татагролизинга» холдинг «Просто молоко» Марата Муратова. 30 июня договор аренды истек как в Нижнекамске, так и на Казанском молочном комбинате. В Казани сотрудники, оставшись без работы, закидали «Просто молоко» судебными исками с требованиями трудовых компенсаций, в Нижнекамске этого удалось избежать: людей предупредили, что покупатель есть, а значит, и работа будет. Интригу в эту покупку внесли только сами «Далимо»: после публикации «БИЗНЕС Online» о сделке официальный представитель холдинга Ирина Никулина прислала в редакцию письмо, в котором она опровергла связь самарского бренда с приобретением молкомбината.

Накануне Игнатьев подтвердил, что бренд «Домашкино» и завод принадлежат именно «Далимо». Он также уточнил, что арендатором производственных площадей сегодня выступает самарское ООО «Конфитрейд» (зарегистрированное, судя по открытым источникам, в Москве). Цену покупки комбината самарцами Игнатьев, как наемный менеджер, уточнить не смог.

ООО «Нижнекамский молочный комбинат» было образовано по месту производства в августе, сам комбинат заработал с сентября. Собственникам пришлось нарушить свои правила — до сих пор все продажи они делали централизованно через торговый дом в Самаре, однако минземимущество требовало создать местного поставщика, что и было сделано. На сегодняшний день примерно половина штата — 95 человек — уже вернулась на родной завод. Средняя зарплата у самарцев — 20,5 тыс. рублей.

«Важно было то, что за короткое время, месяца за три, была осуществлена покупка, — высказал „БИЗНЕС Online“ позицию муниципалитета Метшин. — Понимая социальное значение предприятия для города, мы считаем важным этот период не удлинять. Мы встречались с руководством „Далимо“ и на начальном этапе договорились, что трудовой коллектив, который работал здесь в количестве 200 человек, станет основной для набора кадров на новое производство. Сейчас почти 100 человек работают. Понятно, что с отладкой сбыта продукции штат увеличится. Сегодня марка „Домашкино“ пока незнакома в нашем регионе, это является сдерживающим фактором».

ЗА МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ПРЕДСТОИТ ДРАТЬСЯ С «БАХЕТЛЕ»

По словам Игнатьева, сверхзадача инвестора заключается в доведении мощности производства до 150 т молочной продукции в день. Проблема, по его словам, в ограничении площадей. В этой связи он упомянул бывший пивзавод, расположенный по соседству и ныне простаивающий. Метшин со своей стороны отметил, что на пивзаводе имелась линия по производству ПЭТ, что могло бы в будущем пригодиться и молочникам. Впрочем, тема особого развития не получила. Кроме того, фасовочные линии самарцам остались от бывшего собственника — есть автоматы для упаковки в полиэтиленовую пленку, в бумажный тетра-рекс, в пластиковые стаканы.

Сейчас, перерабатывая по 15–20 т сырья в день, комбинат выпускает 15 т продукции. Планку в 150 т Игнатьев обозначил как некую далекую мечту, но уточнил, что 80 т в сутки, и даже вплоть до 100 т — реальная перспектива для имеющихся ресурсов. «Вамин» перерабатывал 75 т, причем с этими же кадрами. Ассортимент, который можно выпускать из готовой продукции комбината, включает в себя 33 наименования: 2 вида сливочного масла, 5 видов пастеризованного молока, 11 видов кисломолочной продукции, 6 видов йогуртов, по 4 сорта сметаны и творога, а также сливки. Все это уже реализуется через региональные торговые сети, такие как «Бахетле», «Дуслык», «Эссен» и другие. Федеральные сети уровня X5 и «Магнит» — ориентир, но сначала надо отладить маркетинговую стратегию и познакомить местного клиента с брендом, известным в Самаре и южнее. И, конечно, обеспечить логистику.

— В переходный период была хорошая поддержка от администрации, большое спасибо и от нас, и от собственников, — с благодарностей начал беседу Игнатьев. — Сейчас проблема одна — это проблема роста. Есть резервы для увеличения продаж, есть линейка продукции с новым брендом, осталось выйти на рынок. В Татарстане бренд «Домашкино» никто не знает. До сих пор многие люди покупают челнинское «Просто молоко», думая, что это наша продукция, хотя рекламу мы даем. 

— Это социальный вопрос, где нужна наша поддержка — административная или иная форма, мы будем ее оказывать, — пообещал Метшин. 

— Прежнее «Просто молоко» где-то около 33 процентов продукции поставляло в бюджетные организации — садики, школы, больницы, — намекнул Игнатьев. — Сейчас с этим проблематично, и дальнейшие перспективы пока не понятны. Было условие создать ООО в Нижнекамске, мы его создали. А дальше от департамента социального продовольствия из Казани ответа пока нет.

— А кто поставляет? — поинтересовался Метшин у помощников. Ответил ему Беляев, пояснив, что с бюджетниками работает «Бахетле», и уточнив, что в 11 детских садов все-таки поставки уже идут и с нижнекамского комбината, пока пробно.

— Бороться надо, — резюмировал Метшин, так сразу не рискнув предлагать самарцам поддержку в конкуренции с хозяйкой «Бахетле» Муслимой Латыповой.

— Ну да, ну да, — несколько сник Игнатьев. — За качество мы отвечаем, наш собственник не использует даже сухого молока, только натуральное.

При этом гендиректор пояснил, что молоко самарцы сейчас покупают у трейдеров, откуда оно приходит изначально — неизвестно. Если на «Просто молоко» нижнекамские фермеры прежде поставляли по 85 т сырья в сутки, как рассказывал «БИЗНЕС Online» начальник управления сельского хозяйства района Мунир Миннуллин, то сейчас контакта с крестьянством нет.

— Надо понимать, что компания только вошла на наш рынок, — заступился Метшин, когда корреспондент «БИЗНЕС Online» напомнил об интересах фермеров. — Они взяли сырьевой рынок, который был налажен, но мы настаиваем на том, чтобы приоритетно рассматривалась продукция нашей территории, — обозначив требования, Метшин все-таки вернулся и к вопросу бюджетных закупок, конкуренции местного теперь производителя с «Бахетле». — Администрация со своей стороны как оказывала, так и будет оказывать поддержку в рамках своих компетенций. В рамках конкуренции и соотношения «цена-качество» мы будем рассматривать и приоритеты с точки зрения закупок бюджетных учреждений. И по логистике, и по другим вещам это взаимовыгодно.


«ЗАМЕНИТЬ ПРИДЕТСЯ ПРОЦЕНТОВ 30 ОБОРУДОВАНИЯ...»

В ответ на вопрос мэра Игнатьев честно ответил, что уровень оборудования пока оценивает как средний. Позже в частном разговоре он уточнил «БИЗНЕС Online», что около трети линий остались с советских времен, однако есть и современные. Дополнительных вложений перезапуск комбината пока не потребовал, однако инвестиционные планы разрабатываются. «Мы должны произвести замену части оборудования, оно очень разномастно: есть современное, а есть совсем устаревшие советские автоматы, — рассказал Игнатьев. — Для эффективной работы придется повысить их производительность, это в первую очередь. Заменить придется процентов 30 оборудования. Заводу 45 лет, и, насколько я помню, некая реконструкция прошла в 1995 году, после этого только что-то докупалось по мелочи. Сейчас задача — выйти на рынок, который комбинат потерял. Пока завод стоял, конкуренты заняли его долю, а у нас ведь новый бренд, хотя и федеральный».

Перезапускался комбинат в жестком режиме: по словам Игнатьева, первые две недели отрабатывали почти сутками. Как и казалось со стороны, реальных трений с работниками после остановки производства не было, как и с теми, кто до сих пор не вернулся. «Здесь все было проще, чем в Казани, потому что с людьми расставались мирно, даже какие-то компенсации выплатили. А к окончанию расчетов мы их уже позвали назад, так что они просто отдохнули летом. Сколько работников мы заберем в итоге назад, будет зависеть от эффективности. Возможно, в прежние времена был некоторый излишек кадров — пока не знаю, KPI (ключевые показатели эффективности прим. ред.)  покажет. Возможно, наберем еще и больше народа, чем было. Могу лишь сказать, что люди были очень мотивированы работать на этом заводе — многие уже проработали на нем лет по 20, по 30. Есть даже трудовые династии. Мы с удовольствием их всех взяли».

Отметим, что и сам Игнатьев — человек не посторонний. С татарстанским — в том числе и нижнекамским — молоком он проработал 18 лет в Danone. Сначала в Тольятти, где в 1990-х французы построили пилотный завод «Данон-Россия». Следующий их завод был построен в Чехове, потом Danone прикупил еще 35 разномастных по эффективности заводов холдинга «Юнимилк» по всей России. Игнатьев возглавлял тюменский — один из крупнейших. Сейчас от наследия «Юнимилка» французы оставили 17 производств, распродав малоэффективные. Игнатьев же в последние годы трудился техническим директором в «Просто молоко» — курировал технологию всех заводов холдинга, в том числе и нижнекамский комбинат. Естественно, для «Далимо» такой эксперт стал находкой, а при поддержке Метшина нижнекамская молочная продукция имеет все шансы на скорейшую реинкарнацию в былых объемах «Вамина».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (10) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    30.11.2017 08:24

    Когда народ начнет напрямую выбирать мэров?

  • Анонимно
    30.11.2017 08:52

    председателю крестьянских подворий рф--заявление.Прошу вас подать в суд на незаконное использование крестьянских брендов:просто молоко,домашкино,крестьянское,деревенское ,простоквашино ,домик в деревне и т.д..При этом обязать их называть молоко,масло,мясная продукция и т.д.--ПРОМЫШЛЕНКОЙ,АГРОХОЛДИНКОЙ,СУРРОГАТКОЙ!

  • Анонимно
    30.11.2017 08:59

    50 тонн мощности--слабовато для нижнекамска,150-другое дело)

  • Анонимно
    30.11.2017 09:27

    Такое ощущение, что кто то другой купил этот комбинат, под видом Самары?!

  • Анонимно
    30.11.2017 10:10

    Это же Масляков справа на первой фотографии))

  • Анонимно
    30.11.2017 11:00

    Молоко дает корова. Комбинаты дают молочную продукцию. Как бы сделать так, чтобы молоко было натуральным, а не сублимированным? Остальная продукция- бог с ней!

    • Анонимно
      30.11.2017 16:07

      погрузить свою тушу в машину и приехать к "нам",т.е. в ближайшее от вас крестьянское хозяйство!

  • Буре
    30.11.2017 11:02

    Что за домаш кино?

  • Анонимно
    30.11.2017 16:35

    — Ну да, ну да, — несколько сник Игнатьев. — За качество мы отвечаем, наш собственник не использует даже сухого молока, только натуральное.
    -______________________________
    Странно,все производители практически пишут на своих изделиях" без сухого молока"...но когда покупаешь-вкуса молока нет....через неделю молоко не прокисает...и не портится...но вкус становится таким противным,что на него не садятся даже мухи...Для интереса купил натуральное молоко у бабушек...после чего,создалось впечатление, что молокозаводы "забыли" каким должен быть настоящий вкус молока....

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль