Интернет-конференция 
8.12.2017

Татьяна Прокофьева: «Если не вынести газопровод, транспортная схема города может полететь»

Главный архитектор Казани о новых мостах, дублерах Горьковского шоссе и велосипедных маршрутах. Часть 2-я

«У нас не существует системы профессионального становления архитекторов», — сетует главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» она поделилась мнением, как исправить эту проблему, и подробно рассказала о развитии отдельных территорий Казани.

Татьяна Прокофьева: «Расширение границ Казани не планируется» Татьяна Прокофьева: «Качество проектирования перестает быть целью, опыт не ценится, и все это ведет к снижению общего качества и дискредитации профессии» Фото: Сергей Елагин

АДМИРАЛТЕЙСКАЯ СЛОБОДА, ПОРОХОВОЙ ЗАВОД И ДАЛЕЕ

— Татьяна Георгиевна, очень много пришло вопросов, касающихся развития конкретных территорий Казани. Давайте рассмотрим все по порядку... «В ближайшей перспективе в Казани возникнет три территории с большой концентрацией строительства: Порохового завода, бывшие артиллерийские склады и «Салават Купере». С учетом их близкого расположения друг к другу рационально ли создание отдельного проекта развития данной территории? И как в будущем будут транспортно связаны эти три территории?» (Шарифуллин Рафаэль Тагирович)

— Взаимное влияние этих территорий рассматривается на уровне генерального плана города. И на этом уровне, конечно же, рассматриваются и транспортные связи, и размещение жилья, и все объекты социальной инфраструктуры. Так, проектом генплана заложен целый комплекс мероприятий, строительство нескольких дорог, которые позволят разгрузить Горьковское шоссе, что особенно актуально с учетом перспективного развития западной части Казани. Это строительство дороги от М-7 до улицы Васильченко и строительство дороги-дублера от Кировской дамбы до М-7 через Юдино (обе дороги — первая очередь реализации генерального плана, до 2025 года).

Проектом генерального плана также заложены дополнительные поперечные связи, которые позволяет перераспределить транспортные потоки. Кроме того, планируется усиление связи района «Салават Купере» с центральной частью города посредством скоростного трамвая и других видов общественного транспорта. В то же время для участка бывших Пороховых складов будет разработан свой проект, для «Салават Купере» проект был разработан еще в 2011 году. А вот размещение жилых районов на территории Порохового завода, судя по расчетам, проведенным в рамках разработки генплана, нежелательно.

«Размещение жилых районов на территории Порохового завода, судя по расчетам, проведённым в рамках разработки генплана, нежелательно» «Размещение жилых районов на территории Порохового завода, судя по расчетам, проведенным в рамках разработки генплана, нежелательно»

— Что сегодня происходит в Адмиралтейской слободе? В 2018 году планировалось ее благоустроить, но пока ничего там не меняется...

— Изначально проект планировки был разработан в 2013 году. В рамках плана мероприятий по возрождению территории разработан и реализуется проект очистки старого русла Казанки. В 2017 году архитектурной компанией Speech под руководством известного архитектора Сергея Чобана был подготовлен новый мастер-план района, а сейчас «Казгражданпроект» вносит корректировки в существующий проект планировки с учетом изменений, предложенных мастер-планом. На сегодня также утвержден эскизный проект здания адмиралтейства, строительство которого будет начато в 2018 году. В следующем году, я надеюсь, начнутся работы по благоустройству парковой зоны вдоль старого русла Казанки.

— «Казгражданпроект» разве жив после банкротства?

— Конечно жив! Сегодня институт загружен работой по градостроительной тематике.

Какова судьба здания бывшего завода «Сантехприбор» по улице Урицкого? Как город планирует использовать данную территорию? (Алексей)

— Территория завода «Сантехприбор» находится в частной собственности. В соответствии с разработанным мастер-планом Адмиралтейской слободы и намерением собственника, здесь планируется жилая застройка.

Мои родители проживают в частном доме в районе Ягодной слободы (улицы Герцена, Повстанческая). Планируется ли на этом месте строительство? В связи с тем, что они находятся в подвешенном состоянии, — вкладываться в реставрацию дома или нет? (Елена)

— Указанная территория (улицы Герцена, Повстанческая) находится в границах проекта планировки «Западное заречье» (утвержден в 2011 году), в зоне планируемого размещения объектов капитального многоэтажного жилищного строительства. То есть индивидуальная застройка будет постепенно замещаться многоквартирной, по мере выкупа участков инвесторами.
 

«Так сложилось, что вокруг КВЗ, частично в зоне запрета строительства, есть жилые посёлки» «Так сложилось, что вокруг КВЗ, частично в зоне запрета строительства, есть жилые поселки»

ЗЕМЛИ КВЗ И КАЗ

— Проясните ситуацию по так называемой охранной зоне КВЗ, которая предусматривает запрет на любое строительство в радиусе полетов с аэродрома КВЗ. Если это так, то в эту зону должно входить множество частных домов поселка Караваево, садовых обществ. Без строительства они должны подвергнуться вымиранию? Где и каким образом можно узнать о перечне адресов домов, входящих в эту зону? (Роман)

— Действительно, так сложилось, что вокруг КВЗ, частично в зоне запрета строительства есть жилые поселки. В таких зонах формирование новых участков под застройку невозможно, а если участок и здание существуют, то здание возможно эксплуатировать и ремонтировать, но реконструкция и новое строительство запрещены. Схема ограничения застройки в зоне испытательных полетов вертодрома «Казань-Юдино» разработана по заказу ПАО «Казанский вертолетный завод», который является собственником вертодрома. Для того чтобы определить, находится ли участок в зоне каких-либо ограничений, я советую напрямую обращаться в службы Вертолетного завода.

— Согласно генплану, который сейчас разрабатывается, на землях КАПО планируется проложить несколько дорог. Соседние территории — рядом с заказником «Голубые озера» — уже проданы в собственность двум частным лицам. Какие у города намерения на эту территорию? (Дмитрий)

— Земли Казанского авиационного завода лежат в зоне моего профессионального интереса — это территория, которая расположена вдоль Казанки. Я считаю, что вся эта территория — уникальное достояние города, которая имеет огромный рекреационный потенциал. Эта земля должна принадлежать жителям Казани в виде парковой зоны, открытой для пользования. Насколько я знаю, у КАЗ есть желание частично развивать эти территории именно как рекреационную зону. Но загвоздка в том, что практически вся эта территория закрыта санитарной зоной от самого же КАЗ. Но все же, несмотря на ограничения, мы инициировали разработку концепции развития этой территории, попросили уважаемых экологов помочь нам определить наиболее ценные участки, которые нужно сохранять в первозданном виде, и участки, где можно планировать рекреационные пространства. И будем добиваться ее реализации. Что касается строительства дорог, то без них невозможно развивать и использовать территорию, даже если она предназначена только под рекреацию. В данной зоне концепцией предусматривается только одна дорога — именно для обеспечения доступности и функционирования территории.

— В квартале 61, окруженном улицами Чистопольской, Бондаренко, Сибгата Хакима, Абсалямова, в 15 оставшихся разваливающихся домах частной постройки по улицам Кемеровской и Нижней Торфяной проживают около 60 человек. В начале 2000-х годов строительство новых домов на своих участках нам запретили под предлогом сноса. За эти годы так и не снесли. Живем с печным отоплением, газа у нас нет, воду таскаем из колонки. Потенциальным инвесторам-строителям выкупать у нас земли не разрешают под предлогом строительства школы и двух детских садиков. В нашем квартале уже два садика построены и функционируют, новую школу построили недалеко от пересечения Чистопольской-Бондаренко. Почему нас не сносят? (Раис)

— В соответствии с разработанным проектом планировки «Правый берег», участки на территории, ограниченной улицами Кемеровской и Нижней Торфяной, находятся в зоне размещения планируемых школы, детского сада и дороги — продолжения улицы Бондаренко. В ближайшее время участки, попадающие в красные линии улицы Бондаренко, будут изыматься под строительство дороги. Что касается участков под размещение социальных объектов, изъятие их будет возможно, к сожалению, только по получению финансирования на строительство этих объектов.
 

«С целью создания благоприятного качества среды в Казани и сохранения природных территорий в составе проекта генерального плана города разрабатывается природно-рекреационный комплекс» «С целью создания благоприятного качества среды в Казани и сохранения природных территорий в составе проекта генерального плана города разрабатывается природно-рекреационный комплекс» Фото: Сергей Елагин

ПРИРОДНО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

— Прошу ознакомить с планами развития территории 16:50:150201 (лесополоса в Казани улицы Минской, территория с неопределенным статусом). (Рафаэль)

В соответствии с проектом генерального плана, Вознесенский тракт пройдет от проспекта Победы до М7. Часть территорий, которые попадают в границы указанного участка, и которые прилегают к проектной трассировке дороги, в соответствии с картой природно-рекреационного комплекса (входящего в генеральный план), включает в себя: городской лес «Лесная дуга»; природная территория площадью 11,76 гектара; сквер в микрорайоне Ноксинский спуск площадью 4,81 гектара.

Согласно предложению ГУП «НИПИ Генплана Москвы» по функциональному зонированию Казани, на земельном участке с кадастровым номером 16:50:150201:2660 предусмотрена зона природных насаждений, на земельных участках с кадастровыми номерами 16:50:150201:2661, 16:50:150201:2662 — многоквартирная многоэтажная жилая застройка, земельный участок с кадастровым номером 16:50:150201:2001 большей частью расположен в рекреационной зоне, с размещением природных территорий с долей общественных функций, частично расположен в зоне многоквартирной многоэтажной жилой застройки, а также в зоне смешанной индивидуальной, блокированной и малоэтажной многоквартирной жилой застройки.

С целью создания благоприятного качества среды в Казани и сохранения природных территорий в составе проекта генерального плана города разрабатывается природно-рекреационный комплекс, согласно которому земельные участки 16:50:150201:2001 и16:50:150201:2660 включены в структуру ПРК. На сегодня проект Вознесенского тракта не разработан.

В каких целях зарезервированы территории 16:50:150201:2660 и 16:50:150201:2662? В генплане этих участков не наблюдается. (Рафаэль)

— Участки 16:50:150201:2660 и 16:50:150201:2662 располагаются в границах проекта планировки территории «Ноксинский спуск». Земельный участок 16:50:150201:266 находится в зоне парков районного значения, а 16:50:150201:2662 —  в зоне строительства школы на 1224 места.

— Когда будут переводиться в многоэтажную застройку садовые общества между Царицыно, Нагорным и Чебаксой? (Рустем)

— Согласно действующему генеральному плану Казани, территория садовых обществ между Царицино, Нагорным и Чебаксой остается под ведение садоводства. На территорию, прилегающую к жилому массиву Чебакса, разработаны ППТ «Чебаксинские родники», «Северная Чебакса», которыми предусмотрено индивидуальное жилищное строительство с объектами обслуживания. На территории жилых массивов Нагорный и Царицино многоэтажное строительство не планируется.

— Есть ли в планах создать в дубравном лесу парк (по примеру горкинско-ометьевского)? Рядом — студенческие общежития (деревня Универсиады) и большие жилые массивы. Парк пользовался бы большой популярностью. (Artur)

— Да, генеральным планом предусматривается сохранение этого лесного массива. Мы планируем включение этой территории в программу по благоустройству парков и скверов в ближайшие годы.

По поводу ЖК «Талони». Активисты этой осенью создали петицию, в которой возмущаются тем, что новый проект ЮИТа предполагает вырубку большой зеленой зоны возле Казанки вдоль улицы Гаврилова. На какой стадии работа по этому ЖК? Представили ли они в управление архитектуры свои окончательные проекты? Будет ли это рассматриваться на градсовете или на исторической комиссии с участием Минниханова? (Дмитрий)

— Согласно карте зон градостроительных регламентов, участок находится в зоне специального назначения (Д3), где многоквартирные жилые дома входят в перечень условно разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства, и частично в рекреационно-ландшафтной зоне (Р3). По информации, полученной от застройщика («ЮИТ Казань»), с целью соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, проект жилого комплекса разрабатывается при активном участии экологов. Были определены ценные в природном отношении участки, которые будут сохранены в первозданном виде. В то же время сам проект предусматривает организацию пешеходной зоны, ведущей от улицы Гаврилова до зеленой парковой зоны, и открытой для свободного доступа. Окончательный эскизный проект на рассмотрение еще не представлялся. Данная территория не попадает в границы исторического поселения, следовательно, рассматриваться на межведомственной комиссии проект не будет.

«На территорию ж.м.Меридиан разработан ППТ «Меридиан», в составе которого планируется решение транспортной проблемы за счет строительства дорог общегородского значения, расположенных в санитарной зоне газопровода» «На территорию жилого массива „Меридиан“ разработан ППТ „Меридиан“, в составе которого планируется решение транспортной проблемы за счет строительства дорог общегородского значения, расположенных в санитарной зоне газопровода»

ЖИЛАЯ ЗАСТРОЙКА

Какие сроки перевода земель поселка Салмачи, проекта «Меридиан» в статус ИЖС? Также интересует перспектива развития (реализации) инфраструктуры и остальных объектов по проекту. (Ильнар)

— На территорию жилого массива «Меридиан» разработан ППТ «Меридиан», в составе которого планируется решение транспортной проблемы за счет строительства дорог общегородского значения, расположенных в санитарной зоне газопровода. В сентябре 2017 года состоялось заседание комиссии по застройке и землепользованию, на котором рассмотрено предложение управляющей компании «КапиталТрастИнвест» о перезонировании участков в границах территории проекта планировки «Меридиан». Земельные участки в настоящее время расположены в двух зонах: сельскохозяйственного назначения (СХ) и среднеэтажной смешанной жилой застройки (Ж3). Заявителем предлагается перевод территории в зону индивидуальной жилой застройки (Ж2). В результате обсуждения комиссией рекомендовано отложить данное предложение до согласования с ООО «ГазпромТрансгазКазань» возможности размещения автодороги в зоне минимально допустимого расстояния от газопровода «Миннибаево-Казань», а также выполнения условий города по размещению на этой территории объектов социальной инфраструктуры.

— Какие планы по жилым массивам Борисково, Мирный, Петровский, Вороновка, Боровые? (Анонимно)

— В разрабатываемом проекте генерального плана Казани сохраняется фактическое использование данных территорий — как индивидуальная жилая застройка. В целях решения транспортной проблемы на этой территории в связи с массовым жилищным строительством вблизи Борисково-Мирный-Петровский-Вороновка-Боровые, институтом «Татинвестгражданпроект» разрабатывается проект планировки территории регионального значения «Лаишевский узел».

На каком основании и по какой причине установили красную линию по улице Кулле? (Плодопитомник,  Приволжский район.) (Зухра)

— Проектные красные линии по улице Кулле (Плодопитомник) нанесены с учетом сложившейся застройки (кадастровых границ земельных участков) для закрепления территории общего пользования, которой может пользоваться неограниченный круг лиц, под организацию проезда и технического коридора для существующих и перспективных магистральных инженерных коммуникаций.

Каким образом продаются земельные участки под ИЖС, которые входят в зону Р3, например, земельные участки в поселке Алтан (Плодопитомник). Мы находимся на улице Клубничной (улицы, которые начинаются с дома 28 и далее). Моя проблема в том, что я не могу объединить два участка в один, так как зона Р3. Какая зона РЗ, когда там построены жилые дома, которым уже более 15 лет? (Хатима)

— В новом генеральном плане на этих территориях будет предусмотрена индивидуальная жилая застройка. После утверждения генплана возможно перезонирование в зону ИЖС и в дальнейшем объединение участков.

— Когда и что планируется строить в районе Ореховки, Васильево? (Гарей)

— Эти территории находятся за пределами Казани. Строительство будет осуществляться в соответствии с планами Зеленодольского района.

Для чего Казани — «третьей столице» России и городу по определению — земли сельскохозяйственных угодий? Останутся ли они и в новом генплане Казани? (Руслан)

— В 2007 году к Казани были присоединены значительные территории, имевшие на тот момент сельскохозяйственное назначение. Учитывая, что на данных территориях отсутствовала транспортная, коммунальная и социальная инфраструктуры, при утверждении генерального плана 2007 года назначение этих территорий сохранили как сельскохозяйственные, так как их освоение на расчетный срок действия генплана не предполагалось.

В 2016 году было принято распоряжение кабинета министров РТ, утвердившее «Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории РТ», согласно которому на территории муниципального образования «Городской округ Казань» особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья отсутствуют. В связи с этим при разработке проекта нового генерального плана города такой функциональной зоны, как земли сельхозназначения, было решено не выделять. Таким образом, территории СХ будут отнесены либо к зонам застройки, которые смогут осваиваться только после того, как там будет построена вся необходимая инфраструктура, либо к зонам природно-рекреационного комплекса.

— Многие жители Казани постоянно находятся в зоне риска — это связано с магистральными газопроводами высокого давления, проходящими через Казань. Предусматривается ли вынос вышеупомянутых газопроводов? (Герман)

— В соответствии с проектом нового генерального плана Казани, вынос магистральных этанопровода и этиленопровода планируется за расчетный срок — 2035 год.  В виду того, что магистральные газопроводы и ГРС являются собственностью ПАО «Газпром» и эксплуатируются ООО «Газпром трансгаз Казань», данные вопросы находятся в ведении этих организаций. В новом генплане вынос газопровода не планируется. Но есть еще одна проблема: коридор дороги городского значения. Часть нового городского кольца прежним генпланом был запланирован в коридоре трубопровода, с учетом его выноса. Если мы не найдем общего языка с эксплуатирующей организацией и нам не разрешат строить эту дорогу, в существующей ситуации, то вся транспортная схема города может полететь. Ведь новых коридоров для дорог у нас нет!

— На вынос трубопровода требуется политическая воля?

— Это колоссальные деньги прежде всего! Хотя на отдельных участках магистральные газопроводы планируются к выносу. В настоящее время уже идет реализация проекта «Газпрома» «Реконструкция газопровода Миннибаево — Казань на 220–280 километров».

«При рассмотрении эскизных проектов особое внимание всегда уделяется комфортности пешеходных связей» «При рассмотрении эскизных проектов особое внимание всегда уделяется комфортности пешеходных связей»

ДОРОГИ И МОСТЫ

— Немало вопросов читателей касается развития дорожной сети, например такой: «Когда ожидается открытие дороги через „Солнечный город“ с постройкой развязки на ее пересечении с Фермским шоссе? Планируется ли замкнуть кольцо БКК путем постройки еще одного моста через Волгу?» (Айрат, Равиль)

— БКК само по себе очень дорогостоящее строительство, а еще нужно учесть, что планируемая ширина дороги потребует значительного сноса домов. Поэтому, хотя и очевидно, что завершение БКК может значительно облегчить транспортную ситуацию, сначала нужно решить вопрос с финансированием. Но планы по строительству есть уже на ближайшие годы. Сейчас как раз разрабатывается проект дороги и развязки с трамвайными путями через «Солнечный город». Что касается моста, то новый генеральный план города предлагает на перспективу строительство моста через Волгу на Верхний Услон в продолжение дороги по улице Тихорецкая.

— Читатель спрашивает: «О капитальном ремонте какой улицы Рабочей возле «Чаши» центра семьи говорил мэр?»

— Это небольшая улица, которая идет от улицы Декабристов, вдоль памятника воинам-афганцам и здания «Татмедиа». Но главное, что не только улица, но и сквер, и пешеходный бульвар, связывающий «Чашу» со станцией метро, будут обновлены к чемпионату мира по футболу. Также будет построен долгожданный отрезок улицы Бондаренко от Чистопольской до Сибгата Хакима.

Как изменит Казань приход ВСМ в город? И будет ли учитываться строительство ВСМ в генплане Казани? (Шарифуллин Рафаэль Тагирович)

— Конечно, в новом генплане ВСМ учтена. Учтено также, что вокзал «Казань-2» станет крупным транспортно-пересадочным узлом, который повлияет на развитие территории вокруг вокзала. Что касается развития Казани в целом, то, конечно, мы станем «ближе» к Москве и другим городам, которые попали в зону ВСМ. Это даст определенный толчок к экономическому развитию. Положительное влияние на экономику Казани мы ощутим уже на этапе строительства ВСМ, ведь оно приведет к появлению большого количества новых рабочих мест, новых заказов для предприятий города, появлению у нас в республике и в городе новых технологий, которые смогут освоить наши промышленные предприятия. После запуска движения по ВСМ-2 улучшится транспортная доступность нашего города, что приведет к увеличению количества инвестиций, пассажиро- и грузопотоков, повысится туристическая привлекательность города.


— Когда начнется и закончится строительство моста ниже Казани через Волгу, который указан в Стратегии-2030 и законе РТ?
(Рамиль Булатов)

— Несмотря на то, что этот мост будет находиться за пределами границ Казани, он значительно улучшит нашу транспортную ситуацию, это было доказано при анализе и разработке транспортной схемы генерального плана, ведь практически половина города получит возможность выехать на московскую трассу, минуя центр города. К сожалению, сроки строительства мне неизвестны.

— Как вы относитесь к идее строительства моста через Волгу между Аракчино и Верхним Услоном? (Шарифуллин Рафаэль Тагирович)

— Этот мост мы тоже закладываем в генплане на перспективу для снижения транспортной нагрузки на Горьковское шоссе, но значение его для разгрузки транспортных потоков меньше, чем моста, запланированного в районе Гребеней.

— Будет ли дорога на Дербышки из Ново-Савиновского района по левому берегу Казанки (продолжение улицы Гаврилова)? (Рустем)

— В рабочих материалах нового генерального плана Казани предусмотрено строительство дороги по улице Гаврилова до пересечения с железной дорогой и далее предлагается общегородская дорога 2-го класса вдоль железной дороги с северной стороны в сторону Дербышек.

— Когда будет дорога от ТЭЦ-1, мимо нового зоопарка, на Даурскую? Тяжелые пробки каждый вечер. (Анонимно)

— Действующим генеральным планом Казани строительство дороги от ТЭЦ-1 — мимо нового зоопарка — на Даурскую предусмотрено за расчетный период действия генплана до 2050 года.

— Когда разгрузят дорогу на Горьковском шоссе? Когда построят новый мост через Волгу? (Нина)

— В настоящее время разрабатываются проекты дорог районного значения с территории строящегося жилого комплекса «Салават Купере» от улицы Нурихана Фаттаха (улица Осиновская) далее по улице Тэцевской до улицы Короленко. Для разгрузки Горьковского шоссе действующим генеральным планом Казани также предусмотрено строительство дороги общегородского значения регулируемого движения вдоль существующей железной дороги и дополнительно дорога районного значения вдоль берега Волги от М7 до Кировской дамбы. А в проекте нового генерального плана Казани от федеральной трассы М7 до железнодорожного вокзала «Казань-2» предлагается дорога общегородского значения 2-го класса вдоль проектируемой трассы высокоскоростной железнодорожной магистрали ВСМ-2 Москва — Казань (дублер Горьковского шоссе).

— Из-за перекрестка проспект Победы — Губкина — Каспийская тормозится движение на южной трассе. Когда предусматривается строительство развязки проспект Победы — Губкина? (Фарид)

— В действующем сегодня генплане Казани предусмотрено строительство транспортной развязки на пересечении проспекта Победы и улицы Губкина со сроком осуществления за расчетный срок генерального плана на перспективный период до 2050 года. Это очень сложный участок в транспортном отношении, но сроки строительства данной развязки зависят от выделения средств из федерального бюджета.

Каковы перспективы развития автомобильной дороги — продолжения проспекта Амирхана у центрального здания управления по вопросам миграции МВД по РТ с выходом на автодорогу М7? Данная дорога существенно бы разгрузила в часы пик въезды/выезды в город в районе Дербышек и Сухой реки. (Михаил)

— В проекте генплана предусмотрена перспективная магистральная улица общегородского значения в продолжение улицы Миля, которая пересекает улицу Амирхана, Казанку в районе жилого массива «Станционные Дербышки» и проходит вдоль железнодорожных путей с выходом на М-7.

— В генплане не предусмотрено строительство асфальтовой дороги в поселке Нагорном по улице Рудной (справа по ходу на въезде в поселок)? Почему эту улицу обходят в вопросе благоустройства, ведь людей когда-то переселили с мест, где сейчас расположен цирк и вокзал. И с 60-х годов не сделали даже дорогу. (Марат)

— В генеральном плане показываются дороги общегородского и районного значения, а дорога по улице Рудной является дорогой местного значения. Вопросы благоустройства улиц местного значения входят в компетенцию районной администрации Советского района Казани.

Мы переехали в Казань из другого города, и что бросилось в глаза сразу — неупорядоченное или совсем отсутствие тротуаров и пешеходных дорог в городе (тротуар или пешеходная дорога идет-идет и... пропадает), не говоря уже о безбарьерности тротуаров, дорожек для инвалидов. Почему-то в Казани не развиты велосипедные дорожки, а ведь это помогло бы разгрузить транспортные пробки в городе. (Талгат Акрамович)

— Действующие местные нормативы градостроительного проектирования строго регламентируют требования к организации пешеходного движения и безбарьерной среды для маломобильных групп населения. При рассмотрении эскизных проектов особое внимание всегда уделяется комфортности пешеходных связей. В случаях если тротуары ранее не были реализованы, то при реконструкции дорог в первую очередь требуем, чтобы они были включены в проектную документацию. Свежий пример: при реконструкции дороги на Салмачи появились тротуары с обеих сторон от дорожного полотна.

На данный момент в Казани сформирован потенциал для развития велосипедной инфраструктуры. Существует ряд проектов, в том числе утвержденных (например, дорожка от центра города до деревни Универсиады, строительство большого казанского велокольца от существующей велополосы в районе площади Свободы до Парка имени Горького), во многих утвержденных и разрабатываемых ППТ закладываются велополосы и велодорожки. Предложения содержатся в разрабатываемом генеральном плане и в комплексной схеме организации дорожного движения, принятой в 2014 году. Однако до недавнего времени недоставало последовательного системного подхода к этому направлению. В настоящее время специалистами вновь созданного бюро транспортного планирования при МБУ «Институт „Казгражданпроект“» ведется работа над концепцией проекта единой велосети, в которой были бы сведены и проанализированы все накопившиеся проектные предложения.

«Политика размещения вывесок и рекламы осуществляется не единолично, а в контакте с предпринимателями, созданы рабочие группы из их числа» «Политика размещения вывесок и рекламы осуществляется не единолично, а в контакте с предпринимателями, созданы рабочие группы из их числа»

«ВЫВЕСКА — ЭТО ЭЛЕМЕНТ ЗДАНИЯ, ОНА НЕ ДОЛЖНА НАРУШАТЬ СТИЛИСТИКУ»

Сегодня очень много говорят о поддержке малого и среднего бизнеса. Чем можно объяснить повсеместные запреты в Казани на выносные информационные штендеры, использование малых архитектурных форм в рекламе торговых точек, использование в рекламе современных информационных средств (гобо-проекторы и тому подобное), на самостоятельность в выборе стиля и материалов при изготовлении наружных вывесок, запрет на использования торцевой части зданий для размещения рекламы? (Андрей)

— Штендеры были запрещены по нескольким причинам. Во-первых, в связи с размещением на муниципальной земле и в случае размещения информационного носителя вне участка коммерческого объекта они признаются рекламными, а для размещения рекламных конструкций законодательством предусмотрен длительный порядок их согласования через территориальную схему и проведение торгов. Во-вторых, в связи с неудовлетворительным внешним видом. В-третьих, в связи с большим процентом самовольного размещения, поскольку штендеры ранее относились к временным конструкциям. В-четвертых, в связи с созданием помех для прохода пешеходов, проезда спецтехники.

Малые формы в виде арт-объектов не запрещены, а только приветствуются, если они выполнены к месту, в качественном исполнении. Использование современных и эффективных средств в рекламе — это одна из задач, которая выполняется городом. Уже используются медиаэкраны, медиафасады, недавно внесен еще один тип — проекционная реклама. Такие конструкции, в зависимости от выбранного типа, могут использоваться и на торцевой части, и поверх остекления. Все требования к информационным конструкциям достаточно подробно определены правилами благоустройства.

Особенно трепетно мы относимся к объектам культурного наследия и исторически ценным градоформирующим объектам. Вывеска — это элемент здания, она не должна нарушать стилистику. Достаточно часто мы сталкиваемся с непрофессионализмом при разработке макетов вывесок, так как их разрабатывают в основном люди, не имеющие специализированного профессионального образования. Для того, чтобы поддержать малый и средний бизнес, у нас в работе находится пилотный проект «Типовая вывеска». Разработать ее сможет каждый предприниматель с использованием калькулятора, содержащего готовые шрифтовые и габаритные решения, логотипы. Политика размещения вывесок и рекламы осуществляется не единолично, а в контакте с предпринимателями, созданы рабочие группы из их числа.

«Очень важно выявлять талантливых ребят! У нас сложно найти возможность показать, на что ты способен» «Очень важно выявлять талантливых ребят! У нас сложно найти возможность показать, на что ты способен»

« У НАС ПРОСТО РАЙ ДЛЯ МОЛОДЫХ АРХИТЕКТОРОВ!»

— Два вопроса о кадрах: «Как вы относитесь к молодым архитекторам? Есть ли они в вашем окружении?» (Руслан) «Архитекторы без опыта работы нигде не нужны. Неужели данная категория специалистов не нужна Казани? Что вы можете посоветовать?» (Ирек Каримов)

— Конечно, очень важно выявлять талантливых ребят! И соглашусь с автором вопроса в том, что у нас сложно найти возможность показать, на что ты способен. Выставки проектов молодых архитекторов — это одна из форм знакомства с молодыми профессионалами, конкурсная практика — возможность выявить новые имена. Но, к сожалению, у нас не практикуется первое и не работает второе, хотя попытки были и не раз.

Я очень хорошо отношусь к энергии, желанию творить и смелости молодых архитекторов.  Есть молодые талантливые ребята, и по сравнению со многими странами у нас просто рай для молодых архитекторов! Очень часто ко мне приходят заказчики с проектами, подготовленными вчерашними, а то и настоящими студентами. Такая ситуация просто немыслима во многих странах! Да и я, честно говоря, считаю, что это неправильно. Молодость сама по себе не гарантирует качество. А желание сразу после института начать самостоятельно проектировать — это, к сожалению, чаще всего признак непонимания самой сути профессии. Во-первых, у ребят складывается ложное мнение, что в рисовании красивых фасадов и заключается профессия архитектора, но когда недостаточно знаний, основанных на реальном проектировании, уровень проработки проекта такой, что построить здание в таком виде просто невозможно! То есть с самого начала устанавливается низкая планка качества, с которой бедняги так и кочуют по заказчикам и проектам, не понимая даже, что им еще очень много надо узнать, прежде чем назвать себя архитектором. Во-вторых, непрофессиональные заказчики не понимают разницы между опытным и неопытным архитектором: красивая картинка нарисована, и ладно. К тому же, молодому можно заплатить меньше.

Качество проектирования перестает быть целью, опыт не ценится, и все это ведет к снижению общего качества и дискредитации профессии. По правде говоря, чтобы вчерашнему студенту стать профессионалом, нужно пуд соли съесть! И лучше под присмотром опытного архитектора! Амбиции — это хорошо, но они должны быть подкреплены опытом.

— Но растить-то архитекторов надо!

— Растить надо, конечно! Это очень объемная тема, но если коротко, то я считаю, что у нас не существует системы профессионального становления архитекторов.

— В США, где вы много лет работали, есть система становления архитекторов?

— Да, американская система давно сложилась, и во многих других странах налажен похожий процесс. Еще в институте к преподаванию активно привлекаются практикующие архитекторы, предоставляется много возможностей для стажировки в архитектурных компаниях. Вернее, это обязательная часть обучения. После окончания архитектурной школы вчерашний студент не может называть себя архитектором и не получает право работать самостоятельно. Нужно в легитимной архитектурной компании пройти все стадии реального проектирования в качестве молодого специалиста и только через два года практики вы можете быть допущены к экзаменам на лицензию. И только после успешной сдачи достаточно сложных экзаменов вы становитесь архитектором, имеете право заниматься проектной практикой и подписывать чертежи. В процессе, во-первых, отсеиваются случайные люди, во-вторых, заработав такое право, ни один уважающий себя архитектор не будет гнать халтуру. И никакой уважающий себя заказчик в США не отдаст свои кровные деньги за проект не архитектору или архитектору без репутации. Вот там действительно молодому архитектору трудно создать свою практику!

— Кто все это должен делать в России? Сообщество архитекторов?

— В советское время начинающие архитекторы работали в сложившихся проектных институтах, нарабатывая опыт, а верхом признания было членство в союзе архитекторов. В современной России сделали хорошее дело – обязали лицензировать проектную деятельность архитектора. Но отдали этот процесс на откуп СРО, где нет образовательных функций и нет системы профессиональной поддержки молодых.

— У вас есть некий список молодых архитекторов, которые уже работают на профессиональном уровне?

— Я не скрываю, что у меня есть пул людей, профессионализму которых я доверяю. У них есть и вкус, и опыт. Почти все они являются членами градсовета, но, кстати, мы приглашаем на заседания молодых архитекторов и студентов, где они наравне со всеми могут задавать вопросы и высказывать свое мнение. Так что буду рада видеть на одном из заседаний автора вопроса и выслушать его предложения!

— Татьяна Георгиевна, спасибо за интересный и содержательный разговор. Успехов вам!

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (167) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.12.2017 08:30

Все новые тротуары Казани - шириной не больше метра и с фонарными столбами посередине. О какой комфортности пешеходов речь?

  • Анонимно
    8.12.2017 08:30

    Все новые тротуары Казани - шириной не больше метра и с фонарными столбами посередине. О какой комфортности пешеходов речь?

    • Буре
      8.12.2017 08:55

      И газопровод, и Оргсинтез, и пороховой надо убирать из города подальше
      Город должен быть комфортным для проживания и в плане экологии тоже

      • Анонимно
        8.12.2017 09:18

        К Вашему дому и уберут....

      • Анонимно
        8.12.2017 10:46

        Сразу это не сделать. Дорого,долго.

        • Анонимно
          8.12.2017 11:42

          Ну хотя бы за 40 лет ведь можно?

          • Анонимно
            8.12.2017 20:24

            за 40 лет Казань превратится в роскошный город, если продолжать такими темпами развивать его.

            • Анонимно
              9.12.2017 17:20

              Учитывая, что уже за последние 10 лет Казань изменилась в лучшую сторону, то надеюсь дальше будет еще лучше)

            • Анонимно
              11.12.2017 08:52

              Мне вот интересно, а минусуют жители других городов?) Казани сложно не завидовать, если только не живешь в Москве или Питере.

          • Анонимно
            11.12.2017 02:06

            Всё это казанское градостроительное "развитие" напоминает героическую сагу о преодолению трудностей порожденных исключительно самими же ввиду глупости, недальновидности и безволию.
            То расширяют границы города - потом удивляются наличию этилено-провода. Простые люди огребли проблем.
            То разрушают весь исторический центр, а потом реконструируют это обратно. Потери просто чудовищны!
            Мэрия налево-направо продает земли, но теряет инструменты будущего развития так, что даже места под стратегические магистрали места не остается.
            Теперь вот рубят парки с краснокнижниками на берегу реки. Единственный в городе полноценный парк с пляжиком и пирсом приносят в жертву чьей-то примитивной, но безмерной жадности. Восстановить потом будет невозможно.
            Почему у нас всё через Ж?? Где совесть, мозги и разум?

            • Анонимно
              11.12.2017 09:02

              Как вам не стыдно выдумывать.
              Конечно, у Казани есть свои проблемы, но руководство города их всегда преодолевает. что до развития, то оно очень контрастирует с упадком 90-ых. Сейчас город очень хорош и продолжает становиться все лучше.

        • Анонимно
          10.12.2017 18:29

          Да и не надо. Сейчас заводы это не 70ых годов сооружения, новые технологии. Развивают экономику, а тут самые умные лезут.

      • Анонимно
        8.12.2017 11:24

        Если следовать Вашей логике в Казани нужно закрыть все промышленные предприятия! Другого вывода сделать невозможно!

        • Анонимно
          8.12.2017 11:44

          А что хорошего когда над головами проходят испытательные полёты стратегических бомбардировщиков? Вероятность того что он упадёт есть, т.к. это испытательные полёты.

          • Анонимно
            8.12.2017 12:39

            А меня устраивают их полеты. Не надо дома строить под трассой захода на посадку. Но тут уж не бомбардировщики виноваты, а человеческая жадность. Как администрации, так и потенциальных покупателей участков.

          • Анонимно
            8.12.2017 20:25

            Не припомню, чтобы в городе подал какой-то бомбардировщик. Не выдумывайте уж!

            • Анонимно
              9.12.2017 10:27

              Люди не должны жить под взлетной полосой аэродрома. Тем более для испытательных полетов.

              • Анонимно
                9.12.2017 16:17

                Не покупайте там квартиры. И строить их не будут, потому что спроса нет. А то сами купили квартиры, а теперь недовольны. думать раньше надо было

              • Анонимно
                9.12.2017 17:19

                Может не стоило там жилье покупать? Оно явно появилось после строительства аэродрома. Вас никто не заставлял там квартиру покупать

            • Анонимно
              10.12.2017 09:51

              А чтобы ВАС убедить, нужно парочке-тройке самолетов рухнуть на жилые дома - упаси Бог!

          • Анонимно
            8.12.2017 22:45

            так давайте перестанем развивать авиастроение по вашим хотелкам :)

            • Анонимно
              10.12.2017 21:14

              Давайте просто не будем проводить испытательные полеты самолетов над жилыми массивами!

      • Анонимно
        8.12.2017 20:04

        "Качество проектирования перестает быть целью, опыт не ценится, и все это ведет к снижению общего качества и дискредитации профессии. По правде говоря, чтобы вчерашнему студенту стать профессионалом, нужно пуд соли съесть! И лучше под присмотром опытного архитектора! Амбиции — это хорошо, но они должны быть подкреплены опытом."

        О каком присмотре опытного архитектора идет речь?! Если даже в самом КГАСУ институт архитектуры возглавляет не архитектор, а экономист К.Р. Набиуллина.

      • Анонимно
        10.12.2017 18:27

        Правильно, ни к чему нам рабочие места, деньги в город. Кто вообще заводы придумал? Бесполезная вещь.

      • Анонимно
        10.12.2017 18:28

        Некоторым 20 минут на автобусе много, а вы казанцам предлагаете ездить за город? Или у вас телепорт на десерт ваших прекрасных предложений.

    • Анонимно
      8.12.2017 09:06


      Азат Д

      Какой не больше метра? 20 см
      https://www.google.ru/maps/@55.7657935,49.1589687,3a,15y,249.97h,88.61t/data=!3m6!1e1!3m4!1sDGQzBoOnp683y5DDMRvkig!2e0!7i13312!8i6656?hl=ru

      https://yandex.ru/maps/43/kazan/?ll=49.160449%2C55.765017&z=17&l=stv%2Csta&panorama%5Bpoint%5D=49.159726%2C55.765159&panorama%5Bdirection%5D=276.576417%2C-3.274519&panorama%5Bspan%5D=15.233255%2C5.000000

      • Анонимно
        10.12.2017 18:31

        Частное сооружение, нажалуйтесь куда надо и его заставят снести. Серьезно, хаете тут всех, а такие же жители как и вы построив свой офис не думают о других.

        • Анонимно
          11.12.2017 10:00

          Благо, народный контроль отлично решает подобного рода вопросы.

    • расширяют дороги для транспорта за счет тротуаров во многих случаях. Пешеходы в пробках то не стоят

      • Анонимно
        8.12.2017 11:48

        Как ни странно, в цивилизованных странах борятся с пробками бутём расширения тротуаров за счёт проезжей части. У нас делают всё наоборот, мотивируя людей пересаживаться на автомобили и создавать больше пробок

        • Анонимно
          8.12.2017 12:39

          Конкретный пример приведите.

        • Каком мире? В тот же США даже общественный транспорт не удобен. Все на авто. Хотелось бы мне конечно, что бы все пересели на велосипеды, на то и велодорожки в Казани. Но менталитет...

          • Анонимно
            9.12.2017 10:33

            США строили свои города под авто. Казань построена по советским нормам под общественный транспорт. Поэтому нам ближе опыт Европы и Японии.

            • Анонимно
              11.12.2017 10:08

              Все даже сложнее: Казань начиналась строиться тысячу лет назад. Мало какой европейский город может похвастаться тем же, о США вообще молчу. Отсюда вытекает ряд сложностей, особенно касательно исторического центра. Их решают как могут, но свои ограничения будут всегда.

        • Анонимно
          8.12.2017 20:28

          Да уж прям. В крупных города, увы, но важней дороги, чтобы они были многополосные

          • Анонимно
            9.12.2017 16:42

            и не было застоя, большой пропускной трафик нужен. У нас еще не серьезные проблемы, но через несколько лет накроет, поэтому пора сейчас действовать,.

          • Анонимно
            9.12.2017 17:31

            В Казани нужно и дороги делать широкими, и про тротуары не забывать. Конечно, если это технически возможно. Думаю, что новый генплан поможет сделать город более комфортным

    • Анонимно
      8.12.2017 17:01

      Почти все члены градсовета - это старая гвардия, которая и стала тем фактором, о котором так часто говорят , говоря про архитектуру Казани - провинциализм и отсутствие значимых архитектурных идей и их воплощения.. Такой внутренний застой.. Прокофьева противоречит в этом смысле сама себе - именно вот такой несменяемый пул и является тормозом.. Нельзя, чтобы десятилетия были одни и те же люди, определяющие облик города - ничего хорошего, как видим, из этого не получается.. Это уже не опыт, а нечто другое и не очень хорошее..

      • Анонимно
        8.12.2017 20:30

        А у вас откуда такие познания в архитектуре? Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Так что может где-то и не послушали Прокофьеву. Идеальным город не сделать без проб и ошибок. Теперь на будущее урок

        • Анонимно
          9.12.2017 11:40

          фраза боевая - но бессмысленная. Архитектура - это творчество, а тут описание процедур согласований и разрешений - разные процессы. Их надо умело разделить, чего не наблюдается - отсюда системные ошибки в архитектурном развитии и вкусовщина без ограничений и "плач Ярославны" - как все плохо получилось у меня...

          • Анонимно
            9.12.2017 16:43

            Сомневаюсь, что в мэрии дают заниматься творчеством, там работать нужно. И угодить вкусам всех горожан просто невозможно.

    • Анонимно
      10.12.2017 18:26

      Тротуары метра 1.5, не для площади вполне хватает. Если видите столб по середине - пишите в народный контроль, это в 99% нарушение рабочих.

  • Анонимно
    8.12.2017 08:32

    Планов громадье, но денег нет. Молодец всем пообещала, никого не обидела, а до 50-го года или падишах умрет или ишак сдохнет.

    • Анонимно
      8.12.2017 09:16

      Политики так себя и должны вести.

    • Анонимно
      8.12.2017 09:42

      На ее месте любой , включая вас, так бы говорил.

      • Анонимно
        8.12.2017 10:52

        В отличие от нее я понимаю, что не гожусь для этой работы. Природа талантом не наградила. Но считаю себя компетентным в других областях. У подавляющего большинства нынешней элиты РФ такого понимания нет((( Результат: мы живем в самой прекрасной стране и остальные страны нам завидуют.

        • Анонимно
          8.12.2017 12:38

          Вы сразу за мир во всем мире не топите,а конкретно по герою статьи скажите, если есть что сказать..

        • Анонимно
          8.12.2017 20:32

          со стороны судить легко. Но уверена, найдутся люди и в вашей области, которые будут в шоке от ваших плодов труда...

          • Анонимно
            9.12.2017 16:45

            Само собой. Осуждать чужой труд проще всего. И каждый тут считает себя самым умным. И что справится с работой лучше. Не все зависит от решений Прокофьевой.

    • Анонимно
      8.12.2017 11:46

      08:32 к 2050-му году обоих не будет. Продолжительность жизни осла 25—35 лет.

    • Анонимно
      8.12.2017 12:45

      Тоже очень внимательно почитал статью. Как понял, с многоэтажной застройкой проблем не будет. Будут застраивать скоро и в больших объемах. А вот по дорогам и развязкам все очень печально. Большинство не запроектированы до 2050 года минимум, а те дороги, которые вроде бы как должны строиться, будут тоже построены не известно когда, т.к. ни одного более-менее конкретного срока названо не было. Информация про развязку на Победы-Губкина вообще рассмешила. Там уже все стоит, через пару лет будет стоять круглосуточно, а развязка не запроектирована минимум до 2050 года.

      • Анонимно
        8.12.2017 18:21

        все логично за земли под жилье частное лицо башляет, а инфраструктура (дороги, развязки) целиком на бюджете. А бюджет то пустой... хорошего вам настроения

      • Анонимно
        8.12.2017 20:34

        все будет зависит от городского бюджета. Напридумывать можно многое в генплане, а реализовать не всегда получается. Застройка частная хоть пополняет бюджет Казани для тех же дорог

    • Анонимно
      8.12.2017 20:31

      Конечно, никто не застрахован и неизвестно, что завтра наступит в мире. Но это не повод не строить планы на будущее города. Генплан уже есть, остается строго по нему работать

      • Анонимно
        9.12.2017 11:42

        строго? Не становитесь догматиком - вся история развития Казани - это нарушение генплана..., но есть иные способы управления процессами - тут неуместна диктатура узкого круга лиц...

        • Анонимно
          9.12.2017 16:46

          Генплан хорошо проработан с учетом динамичного развития Казани и градостроительства в целом. Так что можно спокойно следовать новому генплану и не переживать за город

          • Анонимно
            10.12.2017 12:47

            а есть баланс рабочих мест для агломерации и прогноз на время разработки? Сомневаюсь, что такая модель разработана - а без нее генплана быть не может... другое дело, что мастер-планы могут подменить генеральный прогноз развития...

  • Анонимно
    8.12.2017 08:44

    Дорогу на Даурскую надо делать уже вчера! Там всего то 800 метров,чего тянуть.... И еще ... Сделайте сначала набережную от речного порта, да и сам речной порт,а уж потом Адмиралтейскую Слободу......

  • Зри в корень
    8.12.2017 08:57

    ...тихим сапой ...джем-с ....2050 год....а там алга-снова интервью...
    увлекательное дело-ждать и догонять!!!!

  • Анонимно
    8.12.2017 08:59

    Да... Плохо еще мы готовим наших архитекторв!
    Приедет Чобан и все сделает.

  • Анонимно
    8.12.2017 09:20

    Ближайшие 5-7 лет никаких строек и развязок не будет. Местные бюджеты истошены а федералы ждут обещанного что бы далее вести бизнес с корпорацией "Татарстан"

    • Анонимно
      8.12.2017 10:39

      вы правы денег нет на содержание дорог существующих, а о развязках забудем лет на 10 минимум !

      • Анонимно
        8.12.2017 12:41

        Представьте что реально денег нет на развязки и не только у Казани,но и других городов.
        Теперь хоть понимаете насколько молодцы те люди, кто притащил Универсиаду и под это дело одних развязок 14 штук построено.
        Представьте что Казань сейчас была бы как в 2007 году.

        • Анонимно
          8.12.2017 14:55

          А воровать не пробовали, а то денег у них нет вы посмотрите сколько собирает РТ( за минусом налогов идущие в РФ) и куда они идут Вы будете очень удивлены, сколько реально денег идет в карман нашим удащливым.

          • Анонимно
            8.12.2017 16:26

            14.55. Вот я не знаю, сколько идет в карман удащливым. Просветите нас, вы же в курсе. И, да- федералы отбирают у Татарстана 700 миллиардов, заработанных здесь ,рублей. Откуда они благополучно тратятся на войну с Сирией и выводятся в офшоры. Трясите своих любимых федералов, а от Татарстана отстаньте!

            • Анонимно
              8.12.2017 19:38

              16:26
              Вы утомили своим передергиванием.
              Не Абрамович, а Рабинович, не миллион, а десятку, не в казино, а в подкидного, и не выиграл, а проиграл.

              700 миллиардов всего собрали с населения Татарстана. Не федералы, а местные.
              Из этой суммы 262 осталось в РТ в виде бюджета, 260 осталось в виде выплат из ПФР, ФОМС и ФСС, еще сколько-то - в виде расходов по линии МВД, МЧС, МинОбороны и т.д.

              На те 5-10-15%, которые остались, федералы жируют в Сирии, воюют в офшорах, строят мосты в Крым и прочие космодромы.

        • Анонимно
          8.12.2017 20:36

          да уж действительно. Казань в этом плане действует резко. Привлекает в город международные мероприятия и городу дают денег на инфраструктуру. Остальным только мечтать.

        • Анонимно
          11.12.2017 09:46

          Ответ комментатору
          12:41.
          Притащили Универсиаду в богатое для страны время. Дороги построили - это хорошо, генплан вконец порушили - это минус, спорт как-то неравномерно развился - это странно, распилили на строке и проведению Универсиады - это тоже минус, высосали денег из бюджетов малых городов РТ - минус, гигантский долг повесили на республику - это жуть.

      • Анонимно
        8.12.2017 20:35

        Вы о чем вообще? Только в этом году выделили в 2 раза больше денег на дороги, чем изначально планировали.

      • Анонимно
        9.12.2017 17:33

        Радуйтесь, что к Универсиаде построили столько развязок на годы вперед. Другие города так и сидят без них. И в будущем тоже не предвидится строительство

    • Анонимно
      8.12.2017 10:45

      Однако,строят и строят. Странно,что не замечаете.

      • Анонимно
        8.12.2017 12:29

        где-то новую развязку строят? адрес, пожалуйста!

        • Анонимно
          8.12.2017 17:59

          После Усад на бетонке

        • Анонимно
          9.12.2017 16:48

          Дороги ремонтируют и дворы. Новости читайте не выборочно. Тут постоянно обзоры публикуют.

  • Анонимно
    8.12.2017 09:21

    пешеходные дорожки делают по остаточному принципу, часто не делают или делают очень кривую (солнечный город например), у авто приоритет в нашем городе. Часто катаюсь по центру на велосипеде т.к там лучше всего дороги (по остальным дорогам города передвигаться мучение), но инвалид на коляске там никак не проедет, что уж про остальной город говорить. Про велодорожки и говорить нечего.

    • Анонимно
      8.12.2017 10:44

      Не пройти потому что находятся умники,которые ставят машину на пешеходной полосе,не думая ни о ком.

      • Анонимно
        8.12.2017 20:37

        Таких много и еще попробуй им замечание сделать. Гонору то сколько...Надо штрафовать за парковку в не положенном месте

    • Анонимно
      8.12.2017 12:49

      Катайтесь на велосипеде пока за городом. как минимум до 2050 года. У нашего архитектора на все вопросы ответ один, до 2050 года ничего не будет. Зачем тогда вообще нужен этот генплан?! А нужен он для того, чтобы перевести новые участки под высотное строительство, без дорог, развязок и социальной инфраструктуры.

      • Анонимно
        11.12.2017 11:15

        Не придумывайте ерунды ,уже сейчас есть все перечисленное вами: дороги, развязки социальная инфраструктура. Уверен, дальше будет только лучше.
        Высотное строительство тоже не помешает, Казань должна расти ввысь

  • Анонимно
    8.12.2017 09:21

    Вы сами себя слышите? Если земельный участок в Авиастроительном районе находиться в собственности, то почему на него накладывает запрет КВЗ? на чужую собственность никто не имеет права наложить ограничений без решения суда. Прямое нарушение Конституции РФ.

    • Анонимно
      8.12.2017 09:53

      Отечество в опасности, а вы тут собственнические разговоры ведете. Духовными скрепами нужно жить, а не быть единоличником.

    • Анонимно
      8.12.2017 11:51

      Это нормальная практика, есть нормативы. Если Вы собственник, то это не значит, что Вы можете построить 30 этажный дом около авиазавода. В Европе Вы, например, ни балкон не сможете застеклить, ни кондиционер повесить, про глухие заборы в частном секторе я, вообще, молчу

    • Анонимно
      11.12.2017 18:06

      меня вот тоже удивил ответ. получается она не в курсе где эта граница и где можно строить а где нельзя.

  • Анонимно
    8.12.2017 09:25

    Все силы на западное направление!

  • Анонимно
    8.12.2017 09:27

    Зачем построили Салават Купере если нет дороги?

    • Анонимно
      8.12.2017 09:38

      Новоселам в первую очередь важно жилье..А дорога - Горьковское щоссе, пусть и загруженная, но есть.

      • Анонимно
        8.12.2017 09:57

        Если нужно жилье с загруженной дорогой, где стоят по 2 часа, то пусть жилье покупают в Чистополе или Зеленодольске так же буде уходить 2 часа.

        • Анонимно
          8.12.2017 10:16

          Скажите ваше предложение жителям СК....
          Несколько пинков и подзатыльников от новоселов, быстро придадут вам ясность в мыслях)..

          • Анонимно
            8.12.2017 10:59

            Жители СК косвенно через выборы променяли свои дороги на ТУ-160, так что могут сами себе дать пинки и подзатыльники.

            • Анонимно
              8.12.2017 15:23

              У Ливии не было чем защититься от Запада, теперь ливийцы, бывшие самыми обеспеченными гражданами в Африке, стали нищими в своей стране.
              И чтоб убежать от нищеты ,голода, разрухи и внутренних войн - тысячами тонут в море, пытаясь перебраться в Европу.
              Так что говорите прямо, что вы желаете россиян сделать нищими и чтоб они гибли тысячам в междуусобной войне.

              • Анонимно
                8.12.2017 16:21

                Если Запад захочет сделать из РФ Ливию, ему не нужно оружие. Достаточно наложить эмбарго на весь товарооборот. История с Ираном наглядно показала, что можно сделать мирным путем. Они нам нужны, а не мы им. Если бы им нужна была РФ они бы в 90-х легко могли распотрошить страну. Другой вопрос зачем им такая клоака у себя под боком. Им гораздо выгоднее нас купить, а не завоевывать. Германия победила всю остальную континентальную Европу экономическим путем. А нам похоже 90-е понравились и мы сами туда бегом бежим.

                • Анонимно
                  8.12.2017 17:00

                  На Ливию еще проще было наложить эмбарго, учитывая что 95% дохода Ливии от продажи нефти..
                  В 90-е они бы нас распотрошили, если бы знали что Россия воспрянет.
                  Тогдашняя либеральная власть чуть- ли не на коленях стояла перед США и выполняла все указания из Вашингтона под козырек. Вот США и расслабились. предполагая что Россия теперь у них на привязи.

          • Анонимно
            8.12.2017 11:23

            Т.е. Вы считаете что строительство многоэтажных домов на окраине города без инфраструктуры это нормально? Когда в то же время было полно земли у старого аэропорта!!! Даже при ликвидация Ветхого фонда людей переселяли в Азино было две хорошие дороги по ул. Фучика и проспект победы, где были автобусные маршруты 49, 71 и 85 так же троллейбусы маршрут 12, и не говоря про такие районы города, как Квартала, и Горки с более развитой сетью дорог.

            • Анонимно
              8.12.2017 15:15

              Можно было ГЖФ выкупить землю у аэропорта и построить там жилье.НО оно тогда стоило бы для ипотечников раза в 2 дороже чем в СК..Не думаю что ипотечники согласились бы на это..

              • Анонимно
                8.12.2017 16:33

                У кого аэропорта ГЖФ выкупает землю? ГЖФ всю землю государство бесплатно передает, плюс подключения к сетям то же бесплатно. Вы про, что говорите. А старый аэропорт давно уже не работает.

                • Анонимно
                  8.12.2017 17:01

                  Я про землю у аэропорта..Она в частной собственности..

      • Анонимно
        8.12.2017 11:40

        09.38 Причем здесь новоселы этот вопрос был задан ГЖФ зачем строить так далеко микрорайон Салават Купере, когда у них есть земля возле старого аэропорта. ГЖФ это не частная контора, а государственная и она должна решать вопросы обеспечения жильем бюджетников (медработников, учителей и т.д.) Вот Вы мне скажите, как врач должен добираться из Салават Купере в РКБ, а если он хирург и у него важная операция или учитель после 2 часовой езды в переполненном автобусе будет учить наших детей?

        • Анонимно
          8.12.2017 12:53

          Насчет ГЖФ и старого аэропорта вчера статья была. Застроят там все под чистую коммерческим жильем. Неужели вы думали, что такое место отдадут под соципотеку? По соципотеке вообще скоро в Мамадыше только строить будут и впаривать по цене центра Казани.

          • Анонимно
            8.12.2017 15:01

            Вот именно, что ГЖФ создавался, как соцпроект обеспечения жилья бюджетников, а они начали строить коммерческое жилье на наши с вами налоги. Если Абдуллин такой умный пусть создает свою фирму и как ФОН, Свей, Унистрой и т.д. покупает у города за свой деньги землю, берет кредит на строительство домов, а потом продает их, если он настоящий бизнесмен то его не постигнет судьба Ливады и Айтова, а то денег на развязки не хватает, дороги дет. сады и школы, а он наши деньги вкладывает в коммерческое жилье.

        • Анонимно
          8.12.2017 15:19

          Не держите людей за дураков..Хирург получит такое же соципотечное жилье в М-14, откуда до РКБ пешком 5 минут..
          Учителю тоже далеко ездить не надо, рядом есть школы, а к 1 сентября запустят новую школу непосредственно в СК.

          • Анонимно
            8.12.2017 16:37

            Т.е. всем учителям которые получили квартиры в Салават Купере вы устроите на работу в одну школу которая находится в этом микрорайоне. А Врачи не только в РКБ работают! Плюс Вы забываете мед.сестр, санитаров и т.д. У вас квартиры в М-14 на всех хватит. Вы посмотрите сколько больниц , поликлиник, школ, дет. садов в городе и как им добираться из Салават Купере.

            • Анонимно
              8.12.2017 17:17


              Да вам уверен плевать на жителей СК, вам главное найти какой-то якобы недостаток и буддировать этот вопрос.
              Если завтра можно будет обвинить власти и для этого надо будет ругать жителей СК,то вы тут же переобуетесь и из защитника превратитесь в обвинителя и будете последними словами костерить новоселов.
              Как комментом выше сделал ваш соратник, типа так и надо жителям СК, раз они проголосовали за ТУ-160, т.е. за нынешнюю власть.

              • Анонимно
                8.12.2017 17:37

                Ну а кто виноват в ваших проблемах? Госдеп, украина, ми-6, массад? Никто никого не обвинял, просто деньги в семье (стране) можно потратить на понты и выпивку (мы всем утрем нос), а можно на ремонт квартиры (обустройство инфраструктуры). В РФ выбрали первое. Это факт, не более того. Возможно исходя из этого факта в будущем будут приниматься иные решения. Хотя сильно в этом сомневаюсь. Урок с ссср прошел без пользы, будем повторять

      • Анонимно
        11.12.2017 18:08

        там через тецевскую нормальная дорога еще есть и по окружной тоже. если есть машина то выехать можно.

    • Анонимно
      8.12.2017 10:43

      Развязка на Горьковском - необходимость,назревшая давно. Но финансирование не находится, все равно расширять придется рано или поздно.

  • Анонимно
    8.12.2017 10:16

    Зачем городу столько людей (3-5 млн)? В реальном секторе работают хорошо, если 15%, остальные это сфера услуг и обслуга, в итоге они потребляют больше, чем производят. Т.е. строители строят для приезжих, а условно эти приезжие строят для следующих приезжих, чтобы сбыть им свои "дома". В итоге ВВП на 1 чел ничтожно мал, несмотря на уплаченные всеми налоги.

    • Анонимно
      8.12.2017 10:42

      О перспективах роста думать все равно приходится же.

      • Анонимно
        8.12.2017 10:55

        К сожалению никого роста уже не будет. Коэффициент рождаемости в РФ, как и большинстве стран уже ниже уровня естественного воспроизводства. Можно запустить заводы, но запустить производство людей еще никому не удалось.

    • Анонимно
      8.12.2017 10:57

      Львиная доля экономики США это услуги и обслуга. Человеку реально в конце концов нужно будет 2 кв. метра. Все остальное время ему нужны услуги.

    • Анонимно
      8.12.2017 11:56

      Вы хоть узнайте, что означает термин "реальная экономика". Сфера услуг неотъемлемая её часть, а не только тяяжёлое машиностроение. К сожалению, многие у нас застряли в индустриальной эпохе.

  • Анонимно
    8.12.2017 10:18

    где и когда можно ознакомится с утвержденным генпланом?

    • Анонимно
      8.12.2017 14:15

      В 2050 м году опубликуют

    • Анонимно
      11.12.2017 11:13

      Скорей всего уже в следующим году покажут. Его надо хорошенько доработать, чтобы все было отлично.

  • Анонимно
    8.12.2017 10:19

    Денег нет, но вы держитесь! А ВСМ отменили уже для Казани, или я чего-то не знаю?

    • Анонимно
      11.12.2017 11:13

      Деньги есть, на них и происходит развитие города.
      ВСМ продолжает строиться

  • Анонимно
    8.12.2017 10:51

    Часть 3-я планируется?
    У меня тоже появились вопросы...

  • Анонимно
    8.12.2017 10:53

    Пешеходные связи в некоторых районах отсутствуют по сути, хотя тропинки есть, но такие не удобные, что лишний раз и не пойдёшь там. Например от дк. Ленина до северного вокзала пешком 15 мин., но нет нормальной дороги. Если идти по верху, то лестница вся разбита, если под мостом, то в сырую погоду машины окатят, а зимой так вообще опасно.

  • Анонимно
    8.12.2017 10:55

    Сегодня официально признали, что для ВСМ нет ни рубля, что было ясно с самого начала.

  • Анонимно
    8.12.2017 10:59

    Татьяна Георгиевна, вы сказали, что газопровод в районе Чебаксы будет выноситься, а когда вынесут этиленопровод с ННХ 156 диаметра на Казаньоргсинтез, по ГОСТам и СНИПам его в городе быть не должно.
    И не проще ли предложить ТАИФу производить продукцию из этилена на самом ННХ, чтобы удешивить сырье, не ремонтировать и не прокладывать новые 300 км путей? Спасибо.

    • Анонимно
      8.12.2017 11:14

      Т.е. дешевле перенести оргсинтез с его работниками в ННХ?

      • Анонимно
        8.12.2017 11:45

        Не КОС, а отдельное производства из сырья производимого НКНХ, ведь этилен делают еще из газа, вот его и оставить на КОС, а этилен изготовляемого из сырья НКНХ делать в НКНХ.

        • Анонимно
          8.12.2017 12:20

          По этиленопроводу идет сырье или этилен? Вы предлагаете построить еще один оргсинтез в ННХ?

  • Анонимно
    8.12.2017 11:36

    и дополнительно дорога районного значения вдоль берега Волги от М-7 до Кировской дамбы.
    --------------------------
    Опять Волгу засыпать хотите? А потом еще подсыпать и продать участки, да?

    • Анонимно
      8.12.2017 11:56

      Азат Д

      В тех местах и так земля была. Построили Куйбышевскую дамбу, Волга разлилась и залила земли.
      Эта дорога нужна. Из центра, сразу загород, а не через Кировский район ехать.

      • Анонимно
        8.12.2017 13:52

        Я вообще не представляю, где это они там хотят расширять. Сплошные дома близко к имеющейся дороге. Волги почти не осталось. То яхт-клубы, то элитное жилье. Будут лес рубить?

        • Анонимно
          8.12.2017 15:08

          Азат Д

          Там от реч порта, дамбу начали намывать, с Кировской дамбы видна.

  • Анонимно
    8.12.2017 11:54

    Пробки на Мамадышке, Южной, Горьковском шоссе разгрузить не можете, а планов миллион. Люди в Константиновку на светофор стрелку от Файзи стоят... по 2 часа на работу, 2,5 с работы, про пятницу вообще молчу....С утра Мамадышка еле движется, стоит от этих царевских бараков и трасса однополосная

    • Анонимно
      8.12.2017 12:22

      И главное гайцы вообще не вылезают из светлой долины))) А светлую долину все заселяют и заселяют с однополосным выездом. Зато в сирии победили.

      • Анонимно
        8.12.2017 13:01

        В Сирии победили, Крым вернули и благодаря этому в ближайшее время построят и 2-ю полосу.
        А не сделай перечисленного,то сейчас пришлось бы тратить в десятки раз больше, чем тратится на Крым_ на строителсьтво новой базы для ЧФ,
        Можете не благодарить за разьяснение..Считаю это своим долгом рассказать об этом малограмотным ..

        • Анонимно
          8.12.2017 14:32

          Шибкограмотный из суворовского, в ближайшее время это после 2050-го? Подавляющей части населения РФ от ЧФ ни жарко ни холодно, так что можете долг отдавать родине чем то полезным, например, пойти дороги делать.

          • Анонимно
            8.12.2017 15:03

            Чем малограмотнее оппонент, тем больше для придания значительности своим словам пытается говорить от имени россиян.
            Сомневаюсь что вам собственная жена дает говорить за нее, а россияне тем более вам слова не давали.
            поэтому впредь только от себя, ну можете еще за своего кота сказать)

            • Анонимно
              8.12.2017 16:29

              Так как насчет пойти работать, а не бить баклуши в казарме?

              • Анонимно
                8.12.2017 17:28

                Вам нравится себя выставлять идиотом?

                Вначале вы говорили от имени всего народа, то теперь утверждаете про незнакомого человека ,что я бью баклуши в казарме - это уже симптомы психического растройства..

                пысы.Мое отношение с Армией закончилось после 2-х лет срочной службы)..

    • Анонимно
      8.12.2017 14:17

      Через Дербышки можно проехать,как вариант

  • Анонимно
    8.12.2017 12:04

    Таня все хорошо. Правильно говорит, молодец! А то лепим и лепим безвкуситцу или там где пальцем покажут. Колхоз развели. Инфраструктура должна быть у профессионалов, а не у делитантов

    • Анонимно
      8.12.2017 14:34

      У вас как бы противоречие в посте: она и молодец, и утверждает в качестве главного архитектора безвкусицу. Вы уж определитесь.

  • Анонимно
    8.12.2017 14:22

    Получается на м 7 с новосавиновского района планируется два выезда ,один с Амирхана,второй с Гаврилова ?

  • Анонимно
    8.12.2017 16:17

    Ни одной развязки и надземного пешеходного перехода за последние годы. Казань скоро опять встанет в пробках.

  • Анонимно
    8.12.2017 16:48

    «По поводу ЖК «Талони». Активисты этой осенью создали петицию, в которой возмущаются тем, что новый проект ЮИТа предполагает вырубку большой зеленой зоны возле Казанки вдоль улицы Гаврилова. На какой стадии работа по этому ЖК? ……………
    ……………..проект жилого комплекса разрабатывается при активном участии экологов. Были определены ценные в природном отношении участки, которые будут сохранены в первозданном виде……..»
    К сожалению, повсеместно под застройку вырубаются все зеленые насаждения каждого застраиваемого участка. ЖК «Талони» («ЮИТ Казань») – не исключение. При участии «экологов» подготовят проектную документацию с вырубкой всех деревьев!

    • Анонимно
      11.12.2017 18:13

      ну деревья там большей части поросль разросшаяся -так что признать её малоценной и спилить будет не сложно!

  • Анонимно
    8.12.2017 16:59

    Жаль, что комментатор с позывными "Дербышкинский интеллигент" не поднимает проблемы Дербышек.

    Рассмотрим конечную автобусную остановку "Жилой массив Дербышки"!!!

    ЭТО не остановка, а целый автовокзал - ЭТО конечная остановка более 10 маршрутов автобусов, ЭТО высадка пассажиров на остановке, ЭТО выстойка автобусов в промежутках между рейсами, ЭТО стоянка автобусов в обеденные перерывы у водителей и кондукторов, наконец, ЭТО посадка пассажиров. Нет павильонов для пассажиров - негде спрятаться от дождя и снега, негде присесть в ожидании нужного маршрута.

    Но самое главное - весь этот автовокзал функционирует под самыми окнами ЖИЛЫХ домов (улица Советская, дом 25, например). Водители во время стоянок не выключают моторы. Отсюда шум с раннего утра до позднего вечера, сильная загазованность - из-за чего невозможно открыть форточку для проветривания, например, в жаркий день. А в домах живут и дети, и пожилые, больные люди...

    Жители обращались и обращаются в различные государственные органы с проблемой автобусов в Дербышках не одно десятилетие. Были попытки как-то растащить автобусы по разным углам базарной площади. Однако, все вернулось на круги своя.

    Господа архитекторы! Обратите, пожалуйста, внимание на конечную автобусную остановку в Дербышках!!! 21 век на дворе, а у нас такой бардак с автобусами, что жить рядом невозможно!!!

    • Анонимно
      9.12.2017 19:44

      автобусы и тролейбуссы должны пастись в парках, но руках ПАТП и Метроэлектротранс это невдомек.

      • Анонимно
        10.12.2017 09:56

        Я вам больше расскажу - утром около 5 часов утра приезжает 4-5 автобусов и выстраиваются в ряд вдоль улицы и вдоль жилого дома. Это означает, что из парка они уезжают на смену все вместе. И стоят около жилых домов часами, ждут, когда придет их время выезжать в рейс. Моторы они, естественно, НЕ выключают. Так и стоят всей командой, пыхтят, газуют...

  • Анонимно
    8.12.2017 18:00

    "Для того чтобы определить, находится ли участок в зоне каких-либо ограничений, я советую напрямую обращаться в службы Вертолетного завода."

    А Вам не кажется, что правильнее было бы вносить такие ограничения на кадастровую карту?

    • Анонимно
      11.12.2017 18:15

      уже же был скандал с зоной посадки самолетов или падения...
      когда не ведая народ купил и попал...

  • Анонимно
    8.12.2017 19:27

    Все земли города и в радиусе 100 км. давно распределены по своим людям власть имущих, а просто так они не отдадут, даже заповедные "Голубое озеро" и Раифские угодья в частных руках.

    • Анонимно
      9.12.2017 11:44

      это же несправедливо - жители не знали как земли воровались... ( оформлялись) - пора обратно возвращать в казну.

  • Анонимно
    8.12.2017 20:17

    А метро???

    • Анонимно
      11.12.2017 08:48

      А что метро? Оно тоже строится. В будущем оно будет намного лучше текущего: и длиннее, и удобнее.

  • Анонимно
    9.12.2017 12:12

    Итак, обозначились главные болевые точки в транспортной ситуации Казани. Расставлю их по приоритетности решения:
    1. Улучшение связи Саолават Купере с городом путем постройки скоростной трамвайной линии и не менее двух автомобильных дорог, параллельных горьковскому шоссе
    2. Быстрая постройка второй линии метро от Фучика хотя бы до Меги, а лучше до Компрессорного и до Адоратского
    3. Замыкание внутригородского кольца от ж.д. вокзала через Техническую на Фермское шоссе
    4. Дорога-дублер Дербышкинского шоссе по левому берегу Казанки 5. Развязки на пр. Победы-Губкина, Гвардейская-Н.Ершова, Горьковское шоссе-Фрунзе, Декабристов-Чистопольская
    Что-то забыл?

  • Анонимно
    9.12.2017 19:57

    как же так Татьяна Георгиевна, участок 16:50:150201:2661 по документу: общеобразовательные объекты: здание школы (код 3.5.1) и снова многоэтажное строительство, да и еще и без Вознесенского тракта. Никуда не годится, нынешнее поколение не простит и потомки не поймут вырубку леса. Ну чтож "год парков" прошел, "год экологии" близится к концу, новый год никак не ангажирован, за сим: лес рубят - щепки летят...

  • Анонимно
    9.12.2017 21:01

    как в других странах?народ решил-есть и дороги и дома.ладно сша.германия.берем финов.шведов.венгров.египтян нет проблем.и нет ненависти.может в этом дело.

    • Анонимно
      11.12.2017 08:46

      Если подходить с такой узкой позиции, то систематически ничего не решишь. Народ решил - это конечно хорошо, но нормального восприятия общей картины у них нет, этим должны заниматься профессионалы.

  • Анонимно
    10.12.2017 12:54

    Еще в институте к преподаванию активно привлекаются практикующие архитекторы, предоставляется много возможностей для стажировки в архитектурных компаниях.

    В нашем строительном "университете" все практикующие преподаватели уволены. 95% оставшихся никогда серьёзно проектированием и строительством не занимались. Такова политика ректора

  • Анонимно
    10.12.2017 13:52

    Слышала про дорогу дублер, которая может связать Салмычи (через пос. Вознесенское) с Мамадышским трактом, далее пересекая Самосырово и Мамадышский тракт в сторону Константиновке .

  • Анонимно
    10.12.2017 21:07

    Скажите пожалуйста кто должен эвакуировать автотранспорт, грузовой и легковой оставленный вдоль дороги с осени до весны? Улица Побежимова с угла ул. Челюскина до ул. Карагандинской осталось узкая полоса, постоянные пробки, дети не могут перейти дорогу. И как убрать торговые точки на зеленой зоне горных дагестанцев, вместе с машинами на тротуаре, какой нибудь контроль есть у нас в г.Казани?

  • Анонимно
    11.12.2017 16:06

    дада, видел я мастерские, в институте, где студенты клеили макеты и планировали планировки. Какая, интересно, мотивация у них была? Стажировка? ))) А вообще ни одного ответа о насущных проблемах.
    Особенно милая фраза о "изымании" земель под автотрассу. Не есть закон конечно, но почему бы не выкупить землю? а про тротуары... о какой там инфраструктуре речь.......? Все в грязи, пыли и чтобы пройти с коляской нужно быть вездеходом. Я вам как житель Приволжского района говорю. а вообще архитектура Казани это сублимация безвкусицы 90-2000х, современных нуворишей, жертв преподавателей провинциальных институтов, остатков наследия советов и оставшегося исторического облака - который безвозвратно исчезает... Архитектуру по пальцам пересчитать.., которая вписывается в ансамбль города. И КСТАТИ! Снесите к чёртям все "прилипалы" на Декабристов у "ТЮБИТЕЙКИ" дайте зданию дышать...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль