Общество 
14.12.2017

«Стоимость проезда на праздники увеличилась на 80%»: Груничев ищет сверхприбыль у РЖД

Волшебство «динамического ценообразования»: как УФАС по РТ уличало железнодорожников в безбожном задирании расценок на купе и СВ в Москву

Жалоба недовольного пассажира заставила УФАС по РТ завести дело на «дочку» ОАО «РЖД» — «Федеральную пассажирскую компанию». На 80% взлетела цена купейных билетов на московском направлении в святые для россиян майские праздники. Корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем разговора слепых с глухими. Антимонопольщики ищут задранные цены как в плацкарте, так и в купе. А юристы РЖД этой правды не понимают: плацкарт и так в рамках тарифа, а купе и СВ — это дойная корова железнодорожников.

На 80% взлетела цена купейных билетов на московском направлении в святые для россиян майские праздники

В МОСКВУ НА МАЙСКИЕ: ПОЕЗДОМ — ЗА 9 ТЫСЯЧ?!

Сегодня в управлении федеральной антимонопольной службы по РТ стартовало рассмотрение дела в отношении АО «ФПК» (дочерняя компания ОАО «РЖД»). Ведомство Александра Груничева вскрыло признаки установки и поддержания монопольно высокой цены на билеты из Казани в Москву и обратно в период майских праздников 2017 года. Антимонопольщикам поступила жалоба (личность жалобщика не раскрывается) на то, что в действиях ФПК было повышение тарифа в период майских праздников 2017 года в зависимости от приближения к дате отправления поезда.

Как отмечает пресс-служба УФАС по РТ, на основании представленных АО «ФПК» данных о зависимости стоимости проезда и динамики реализации проездных документов на поезд №24 сообщением Москва — Казань (на дату отправления 5 мая) было установлено, что в момент открытия продаж (за 60 суток до отправления) стоимость проезда была установлена в размере 3 290 руб. на нижней полке и 2 999 руб. на верхней полке. Это на 35% ниже стоимости, определяемой по традиционной системе ценообразования. По мере загрузки поезда цена увеличилась на 58% и составила 7 191 рублей и 7 990 рублей соответственно. АО «ФПК» указало на наличие 714 мест в свободной продаже в поезде №24 сообщение Москва — Казань. Это противоречит информации, представленной на официальном сайте РЖД, согласно которой в составе поезда находится 12 купейных выгонов по 64 спальных места в вагоне, общее количество спальных мест — 768.

Вместе с тем на дату отправления 5 мая курсировал поезд №2. Стоимость проезда за 60 суток до отправления была установлена на уровне 5 132 рублей и 4 688 рублей на нижних и верхних полках соответственно. По мере загрузки поезда стоимость проезда увеличилась на 80% и составила 9 100 рублей на нижней полке и 8 190 рублей на верхней полке. Кроме того, анализ показал, что разница в выручке между фактической суммой, полученной от продажи, и суммой, которая должна была получиться при применении традиционной системы ценообразования, составила свыше 90 тыс. рублей.

«Стоимость проезда в купейных вагонах в майские праздники увеличилась на 80 процентов с даты начала продаж билетов», — резюмировали в УФАС по РТ в ответ на запрос «БИЗНЕС Online».

Ведомство Александра Груничева вскрыло признаки установки и поддержания монопольно высокой цены на билеты из Казани в Москву и обратно в период майских праздников 2017 года

ВОЛШЕБСТВА ДИНАМИЧЕСКОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

ФПК сегодня отбивалось тем, что есть два разных сегмента, которые никак нельзя сравнивать между собой. Есть регулируемый сектор — плацкартные и общие (сидячие) вагоны. И только на них и распространяется тарифное регулирование. Тут процесс контролирует государство, заявил один из юристов железнодорожников. К данным тарифам могут устанавливаться в зависимости от сезона повышающие или понижающие коэффициенты — и на этом все.  Второй сектор ценообразования не регулируется, это вагоны купе и СВ. В них жесткого тарифа нет, а есть система динамического ценообразования.

Отметим, что согласно сайту РЖД, система динамического ценообразования охватывает 95% перевозок АО «ФПК» в вагонах купе, СВ, люкс, вагонах с местами для сидения скоростных поездов внутригосударственного сообщения. Основной принцип динамической системы логичен: чем выше спрос и меньше мест, тем выше цена на билеты. Стоимость зависит от расстояния, популярности маршрута, категории поезда, даты покупки, времени года, времени отправления, прибытия и так далее.

«Система в реальном времени анализирует сотни различных факторов и в зависимости от полученных данных периодически производит перерасчет стоимости проезда по всему маршруту следования. В результате цена билета может измениться в течение дня и даже часа», сообщает официальный сайт РЖД. Там же указывается, что желающие могут сэкономить, например выбирать более дешевые верхние места или ездить поездами, отправляющимися в 4–5 часов утра.

Отметим, что согласно сезонным изменениям тарифов на 2017 год на период с 27 апреля по 9 мая в обоих сегментах указано, что цены должны были вырасти на 10 процентов (за исключением поездов, которых касается «динамика»). По личным наблюдениям автора, в предыдущие годы, несмотря на пренебрежительное отношение к плацкартам со стороны Владимира Якунина, в майские праздники 2014 - 2016 года РЖД предоставляло очень большие скидки на плацкарт — до 50%. Причем билеты можно было без проблем купить в течение месяца до праздников и даже накануне праздничных дней. В 2017 году же подобными скидками на майских можно было воспользоваться только в считанные дни по акции «Удачный вторник». Но цены на плацкарт не были «кусачими»: рублей за 1600 можно было добраться до Москвы. Однако в этом году скидки по майским путешествиям были скомпенсированы массовой акцией на поездки в июле со скидками около 50%, когда плацкарт по маршруту Казань — Самара — Волгоград — Анапа — Казань (это четыре поездки) обошелся  автору всего в 6000 рублей. Таким образом, в плацкартах вряд ли будут найдены серьезные нарушения. Но, видимо, учитывая массовость сегмента и его социальную значимость, УФАС решило взять и его под контроль.

В плацкартах вряд ли будут найдены серьезные нарушения, но, учитывая массовость сегмента и его социальную значимость, УФАС решило взять и его под контроль

«КАК СРАВНИВАТЬ КУПЕ И ПЛАЦКАРТ?»

В целом основное содержание заседания заключались в следующем: юристы дочки РЖД объясняли антимонопольщикам, что нельзя сравнивать дерегулируемый сектор с регулируемым. «Как сравнивать купе и плацкарт?» — недоумевали они.

Замруководителя татарстанского УФАС России Сергей Павлов, однако, ссылаясь на предоставленные ФПК документы, гнул свою линию. Есть расхождения по стоимости купе. А по плацкартам в предоставленных документах вообще пока не удалось обнаружить информацию.

«В частности, купе, которое вы нам даете, утверждены вашими приказами: нижняя 4 тысячи и верхняя 5 тысяч рублей», — заметил он. Суть метода УФАС в том, что они изучают отклонения, различия фактически полученных денежных средств от реализации от суммы, на которую РЖД могло бы рассчитывать, если бы реализовало все билеты по тарифной стоимости.

ФПК опять заявило, что в отношении купе и СВ жесткого тарифа, которого они должны придерживаться, не существует. На это Павлов снова упрямо показал на стопку документов, которая, видимо противоречила схеме динамического ценообразования. «Вы же нам предоставляете, например, по купе, по отправлению поезда Казань — Москва, что цена вагона купейного составляет 22 тысячи. Дальше указываете в своих ответах, что цена верхней полки 5 тысяч рублей, нижней — 4 тысячи рублей. От этих сумм, которые вы нам даете, мы и отталкиваемся», — объяснил он позицию ведомства. А железнодорожники снова не понимали. 

ФАС указала РЖД на необходимость установить биотуалеты и кондиционеры во всех вагонах поездов дальнего следования

ТАНЦЫ ВОКРУГ ТАРИФОВ И ТУАЛЕТОВ

Напомним, что это не первое столкновение УФАС и железнодорожников в этом году. Так, РЖД сообщило о приостановке с 3 ноября продажи билетов на плацкартные и общие вагоны поездов дальнего следования отправлением с 1 января 2018 года. Такой шаг объяснялся отсутствием решений ФАС по уровню тарифов на пассажирские перевозки в дальнем сообщении на следующий год. 

Буквально через неделю правительство приняло решение не индексировать тарифы на проезд в плацкарте и общих вагонах в 2018 году, тогда как ФАС предлагала снизить цены на 10%, а РЖД и ФПК просили повысить тарифы на 3,9%. 

Кроме того, ФАС указала РЖД на необходимость установить биотуалеты и кондиционеры во всех вагонах поездов дальнего следования. В ответ на это в ФПК заявили, что считают невозможным разово оснастить кондиционерами и биотуалетами весь парк поездов. С 2010 года доля вагонов с кондиционерами увеличилась с 46,1% до 65,2%, с биотуалетами — с 23,1% до 47,4%. 

Отметим, что одним из аргументов РЖД является указание на плановую убыточность плацкарта. И расходы «Федеральной пассажирской компании» на плацкартные и общие вагоны покрываются за счет бюджетных субсидий. 

Тем не менее, согласно данным системы «Контур.Фокус», ФПК В 2016 году получила чистую прибыль в размере 5,3 млрд рублей, а АО «РЖД» — в размере 6,5 млрд рублей. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (32) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
14.12.2017 16:47

РЖД - это аттракцион неслыханной жадности.

  • Анонимно
    14.12.2017 16:47

    РЖД - это аттракцион неслыханной жадности.

  • Анонимно
    14.12.2017 16:58

    Пустышка этот УФАС,когда тендеры на гос машины выигрывают компании с дорогим бензином и плохим качеством!

    • Анонимно
      14.12.2017 18:01

      Верно сказано, УФАС умеет громко выступить, а на деле до конца доведенных дел мало.

  • Анонимно
    14.12.2017 16:59

    Я думаю ничего УФАС не найдет. РЖД за столько лет монополизма уж научился показывать свою себестоимость так, что бы можно было оправдать цену билета.
    Злобный анонимщик

  • Анонимно
    14.12.2017 16:59

    В том году также было, цены повышали на Новый год

  • Анонимно
    14.12.2017 17:03

    Такое только в России возможно.

    • Анонимно
      14.12.2017 17:32

      Да ладно! Мы компанией в Германии по интернету брали билеты на самолет Берлин-Милан, 6 чел. Первый купил за 20 евро. Последний - за 70!!!! Все в течение получаса. РайанЭйр, если что.

      • Анонимно
        14.12.2017 18:53

        Перефразируем: только с россиянами такое возможно :)

  • Анонимно
    14.12.2017 17:04

    В советские времена 82 год, плацкартный билет до Москвы, на поезд Татарстан, стоил 11 рублей. Почувствуйте разницу.

    • Анонимно
      14.12.2017 17:12

      Чувствуем,а хлеб 16коп в соотношении не о чем не говорит.

    • Анонимно
      14.12.2017 17:26

      В 86 году, я, будучи студенткой КГУ, вместе с подружками катались в Москву раз в месяц , просто на выходные погулять. билет по студенческому стоил 3,5 рубля. Стипендия была 40 рублей. Для сравнения - автобус Казань-Альмьевск обходился в 6 рублей.

      • Анонимно
        14.12.2017 18:52

        Ну вот сравните. Литр бензина стоил 6 копеек. А билет на автобус 6 рублей. Разница в 100 раз.
        А теперь литр стоит 40 рублей, а билет в Альметьевск 400 руб. Разница всего в 10 раз. То есть - ездить стало гораздо дешевле.

      • Анонимно
        14.12.2017 20:19

        Давайте сравнивать одинаковые цены, а то поезд со скидкой, а автобус - полный тариф.
        Казань - Челны 4.5 рубля билет был на автобус, +30 копеек комиссионный сбор.
        Справедливости ради надо отметить, что на автобус был студенческий тариф 50% и то только во время каникул, а на ж/д - 25% и с октября по март!

    • Анонимно
      14.12.2017 17:49

      В чем смысл сравнивать разные государства? Вы еще Нигер с Данией сравните

    • Анонимно
      14.12.2017 18:39

      Ага :) И путевка в пионерлагерь на месяц (!) тоже стоила 11 рублей. А сейчас всего на 18 дней - 39000 руб. Почувствовали разницу?

    • Анонимно
      15.12.2017 14:21

      В советские времена в 80-е годы с октября по май для студентов были льготные билеты с 50% скидкой! Билет до Москвы стоил 5,5 руб как бутылка шампанского!

  • Анонимно
    14.12.2017 17:14

    в челнах ржд выгнало из жд вокзала автостанцию,люди с сумками по грязи ходили к автобусам, когда вся площадь пустая стояла.огромный вокзал совершенно пустой. "динамические" менеджеры. о людях не думают, что бы им удобно и дешево было доехать. им прибыль важно получить.

  • Анонимно
    14.12.2017 17:26

    При увеличении спроса вместо того чтобы увеличивать количество вагонов и составов (монополисту подумать как перевести народ) они просто увеличивают стоимость билетов (тем самым отсекают не платежеспособных и уменьшают востребованность билетов). Таким образом монополист печется о народе.

    • Анонимно
      14.12.2017 18:26

      А что есть лучше для бюджетных путешествий кроме плацкарта? Летать самолетом - это 2-3- большие траты. Автобусом на дальние расстояния - мучение. Плацкарт - самое-то. Если бы снизили раза на два, то реально страна целой бы стала.

    • Анонимно
      14.12.2017 22:47

      Не думали, что количество вагонов ограничено?

      • Анонимно
        15.12.2017 08:10

        Естественно ограничено, если уралвагонзавод выпускает арматы, а не вагоны. Когда большая часть страны работает на военные склады иного не бывает. Back to ussr

        • Анонимно
          15.12.2017 10:45

          Не думали, насколько увеличится себестоимость перевозки если держать огромный запас подвижного состава для двух-трех пиковых дней в году? Back to school

        • Анонимно
          15.12.2017 11:01

          количество вагонов ограничено во-первых, длиной перронов, во-вторых, мощностью локомотива.

  • Анонимно
    14.12.2017 18:21

    Давно пора взяться за сферу перевозок! А что творит Аэрофлот с ценами ?!

  • Причина дороговизны услуг - в низкой производительности труда в РЖД (принято измерять отношением приведённых тоннокилометров к численности работающих).

    По данным на 2017 год индекс производительности труда составил
    РЖД - 2,7.
    В США - 13,3
    в Канаде — 12,3
    в Австралии — 10,2.

    Таким образом, отставание РЖД от железнодорожной отрасли США, Канады и Австралии по производительности труда на 2017 год составляет 75-80 %

    В качестве наглядного примера указывалось, что в путевом хозяйстве РЖД бригада из 6 монтёров пути меняет в смену 20-24 железобетонных шпал.

    За такое же время в США бригада из 3 человек и одного экскаватора с манипулятором производит замену 300—350 шпал.
    Источник: википедия.

  • Анонимно
    14.12.2017 20:02

    Это только в нашей стране такое может быть, например в дорогушей векликобритании билет на поезд Лондон -Гразго 650км 4 часа езды стоит около 40фунтов, 3600₽, при том что поезд pendollino в разы комфортнее наших твз

    • Анонимно
      14.12.2017 22:48

      Сапсан, такое же расстояние, такая же скорость, такая же цена

      • Анонимно
        15.12.2017 10:57

        Доходы людей в британии и у нас может быть тоже сравните?

        • Анонимно
          15.12.2017 14:49

          А вы в курсе, что стоимость перевозки зависит от себестоимости, а не от дохода.

          И она, на удивление , себестоимость, примерно одинаковая что у нас, что у них.

          И кстати, если сравнивать доход, а давайте в это уравнение введем такую переменную как производительность труда.

          • Анонимно
            16.12.2017 01:02

            А может быть кто-нибудь внятно по форме и вразумительно по существу пояснит соотношение себестоимости - стоимости - и цены билета? Пока меня не убедили, что кроме патологической алчности РЖД (не знаю конкретных лиц, определяющих политику и выставляющих цены в цифрах!) есть иные причины для неоправданно высоких цен ...

  • Анонимно
    14.12.2017 20:20

    Заранее купил билеты на самолет, на всю семью, на 29.12.17.
    Поезд дороже выходит.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen