Бизнес 
19.12.2017

«Алабуга-3» – сосед «Аммония»: в Татарстане создают мегапарк для производства удобрений

Татарстанская ОЭЗ прирастает филиалами: параллельно с «Алабугой-2» в Нижнекамске межуют новую площадку в Менделеевске на 500 гектаров

Особая экономическая зона «Алабуга» купила почти 500 га рядом с «Аммонием» за 1,1 млрд рублей, чтобы открыть промышленный парк для переработчиков газохимической продукции. Здесь будут производить качественные сельхозудобрения, которые сейчас Татарстан ежегодно закупает за рубежом, несмотря на «Аммоний» под боком. Кто может зайти на площадку и не будет ли она конкурировать с муниципальным парком «Аммоний Агро», выяснял «БИЗНЕС Online».

.... ОЭЗ «Алабуга» купила почти 500 га рядом с «Аммонием» за 1,1 млрд рублей, чтобы открыть промышленный парк для переработки газохимической продукции
Фото: alabuga.ru

ЗЕМЛЯ НА МИЛЛИАРД

Накануне стало известно о том, что АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа „Алабуга“» приобрело 487 га в Менделеевском районе Татарстана. Участок, прилегающий к промзоне завода минеральных удобрений «Аммоний», был продан министерством земельных и имущественных отношений республики за 1,1 млрд рублей. Вероятнее всего, на это «Алабуга» потратила взятый ранее кредит на 1 млрд в «АК БАРС» Банке. Согласно кадастровому номеру, купленная земля имеет сельскохозяйственное назначение. Участок огромный, для сравнения: вся действующая ОЭЗ в Елабуге размещена на 2 тыс. га, а сам «Аммоний» стоит на 42 гектарах.

Саму покупку в ОЭЗ «Алабуга» пока комментируют весьма сдержанно. Известно лишь, что эта площадка будет предназначена для новых производств, перерабатывающих продукцию «Аммония». Напомним, что завод производит гранулированный карбамид, аммиак и метанол — общей мощностью 1,4 млн продукта в год. «Новая площадка ОЭЗ „Алабуга“ нацелена на развитие и углубление переработки в химической промышленности Татарстана. Расположение рядом с „Аммонием“ — большое конкурентное преимущество ОЭЗ, которое даст будущим резидентам возможность реализовать синергетический эффект, используя сырье завода. Таким образом, ОЭЗ „Алабуга“ создает новый кластер переработки в химической отрасли республики», — рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ОЭЗ «Алабуга» Михаил Миронов.

Очевидно, что на столь огромной территории, которая сейчас представляет собой чистое поле, потребуется подвести всю необходимую инфраструктуру: дороги, газ, воду, электричество. Однако сколько на это потребуется инвестиций, пока неизвестно. «В настоящий момент разрабатывается концепция и план развития новой площадки. После завершения этого этапа будет определен объем инвестиций», — объясняет Миронов.

Директор департамента аналитики ЗАО «Альянс-Аналитика» Тамара Хазова считает, что с учетом планов по расширению «Аммония» планы по развитию последующей переработки у «Алабуги» — правильные. «Не просто аммиак и карбамид, а производство сложных удобрений, — рассказала Хазова „БИЗНЕС Online“. — Можно делать карбамидо-аммиачную смесь. Там возможности есть. Это все химические производства, „удобренческое“ направление. Можно, конечно, делать карбамидо-формальдегидный концентрат, смолы. Это будет полная цепочка переработки, и такая цепочка всегда имеет смысл».

В России очень много заводов такого профиля, поэтому заполнить парк в 500 га вполне возможно, рассказывает Хазова. «Я думаю, что резиденты найдутся внутри Татарстана или из-за рубежа, которые будут производить и экспортировать продукцию. Сейчас агропромышленному комплексу России хватает всех удобрений, у нас это сфера экспортоориентированная. Другое дело, что сельское хозяйство развивается и есть потребность в специализированных удобрениях для дачных хозяйств, теплиц. Таких удобрений у нас нет, — рассуждает она. — Нет удобрений мелкой расфасовки, поэтому здесь могут быть задействованы малые и средние предприятия. В основном по России — крупнотоннажные производства удобрений».

.... «Аммоний» производит гранулированный карбамид, аммиак и метанол — общей мощностью 1,4 млн продукта в год
Фото: ammoni.ru

«ПО СЛУХАМ, У НИХ БУДЕТ НАЛАЖЕН ВЫПУСК СУХИХ УДОБРЕНИЙ»

Идея создать под боком у «Аммония» промышленный парк в Менделеевском районе родилась уже давно и даже реализуется. В районе создается муниципальный промышленный парк для производителей минеральных удобрений «Аммоний Агро». Он разместился на площади 50 га также недалеко от «Аммония».  По сути, теперь этому парку создается громадный конкурент.

Источник нашего издания в исполкоме Менделеевского района сообщил, что по крайней мере сейчас об объединении двух площадок речи не идет. «Алабуге» продали 487 га земли, находившеся в республиканской собственности, и о том, что сделка состоялась, многие в исполкоме района узнали только из СМИ. Местные же власти вплотную занимаются «Аммонием Агро»: как раз сегодня в Казани обсуждается вопрос его подключения к газу.

Гендиректор ООО «Аммоний-Агро» Антон Чазов рассказал «БИЗНЕС Online», что у его компании пока нет точных сведений о том, какие именно производства разместятся на новой площадке «Алабуги». «В принципе, пока мы не пересекаемся, потому что в следующем году мы намерены запускать производство жидких удобрений, — сказал Чазов. — По слухам, у них будет налажен выпуск сухих удобрений. А вообще, по стратегии они с нами, конечно, пересекаются».

Площадка «Аммоний-Агро» вплотную прилегает к «Аммонию», а вот новая площадка «Алабуги» ближе к самой елабужской ОЭЗ, нежели к заводу. По словам Чазова, вся земля вокруг «Аммония» уже утверждена за создаваемым промпарком, а также за будущими проектами — «Аммоний-2» и производством меламина.

Антон Чазов Антон Чазов: «В принципе, пока мы не пересекаемся, потому что в следующем году мы намерены запускать производство жидких удобрений, а у них будет налажен выпуск сухих удобрений» Фото: mendeleevsk.tatarstan.ru

Сам «Аммоний-Агро» пока вложился в инфраструктуру промпарка: в 2016 году здесь возведен парк отстоя вагонов (вложено 200 млн рублей), частично к участку уже была подведена инфраструктура, но в 2017 году компания продолжила подведение коммуникаций и вместе с муниципалитетом занималась их дальнейшим проектированием, межеванием земельных участков. Непосредственно выпуск жидких удобрений намерены запустить в 2018 году. Контракт с «Аммонием» на поставку сырья уже заключен, и со следующего года он будет уточняться с учетом производственных мощностей.

Переговоры с потенциальными резидентами уже ведутся, но в «Аммоний-Агро» считают, что говорить об их результатах пока рано. По словам Чазова, компания для развития площадки привлекает заемные средства от юридических и физических лиц.

Тахир Хадеев (слева): «Главное — найти потребителей, чтобы они поняли, что это благо»Фото: «БИЗНЕС Online»

«Пока ведется реконструкция существующих зданий, подвод коммуникаций, в процессе согласование контракта на закупку оборудования, — сказал Чазов, уточнив, что бизнес-план парка рассчитан на ближайшие три года. — У площадки две концепции. Первая — создание агропарка по производству удобрений и расширению линейки и вторая — промышленный парк для 16 резидентов, которые будут заниматься не только переработкой удобрений, но и переработкой сырья для других видов продукции. Это и чистый карбамид, и экспортные вещи. Мы „заточены“ на дальнейшую переработку сырья „Аммония“».

Председатель комитета экологии Госсовета РТ Тахир Хадеев рассказал «БИЗНЕС Online», что на «Аммоний агро» будет производиться карбамидно-аммиачная смесь (КАС), которая серьезно участвует в производстве урожая и имеет большую эффективность. Но он поясняет, что при этом для каждого поля в зависимости от состояния почвы нужен свой «рецепт» удобрений. «Кому-то фосфора не хватает, кому-то калия. Такой индивидуальный подход даст новый толчок  формирования и стабилизации урожая, у нас разные годы бывают, это позитивный инновационный проект. Главное — найти потребителей, чтобы они поняли, что это благо», — говорит он.

Продукция «Аммония» применяется в республике ограниченно — растениеводству требуются более «сложные» удобрения
Фото: ammoni.ru

КАКИЕ УДОБРЕНИЯ НУЖНЫ ТАТАРСТАНУ?

А желание производить в Татарстане большие объемы сельхозудобрений появилось непроста. Так, продукция «Аммония» применяется в республике ограниченно — растениеводству требуются более «сложные» удобрения. Как писал «БИЗНЕС Online», к примеру, в конце 2016 года ГУП РАЦИН закупил минеральных удобрений на сумму более 2,2 млрд рублей, а на долю «Аммония» пришлась очень малая часть — мы насчитали лишь четыре небольших тендера на общую сумму в 11,3 млн рублей. Куда больше средств в республике тратится на покупку удобрений из-за пределов Татарстана: крупнейшими поставщиками удобрений в РТ являются ООО «Фосагро-Волга» и «Уралхим». Первый поставил в 2016 году удобрений на сумму почти на 2,2 млрд рублей, второй — на 618 млн рублей. Еще один поставщик — «Татагрохимсервис» поставил удобрений еще на 397 млн рублей.

Заместитель генерального директора по развитию ГУП «Рацин» Анвар Мавланов рассказал «БИЗНЕС Online», что на «Аммонии» закупают аммиачную селитру и карбамид. «Они необходимы для ведения сельского хозяйства и пользуется спросом. А сложные удобрения, в составе которых входит и фосфор и калий, у нас не производятся, республика приобретает их за пределами Татарстана фосфорные удобрения, сложные», — говорит Мавланов.

Напрашивается вопрос, можно ли построить на территории РТ производство сложных удобрений, чтобы оставлять максимальное число средств внутри РТ? Оказалось, не все просто. Оказалось, что в республике нет ни калийного, ни фосфорного сырья. Небольшой карьер с фосфорсодержащими породами есть в Тетюшах, который обеспечивает в удобрении хозяйства в радиусе 100–120 километров. Остальным приходится завозить фосфорные удобрения из-за пределов РТ. В Татарстане же производятся по большей части азотные удобрения.

В ближайшее время РАЦИН не планирует закупать минеральные удобрения, поскольку ему не хватает средств. Из-за низкой цены на зерно в этом году есть большие сложности с его реализацией. А ГУП «РАЦИН», как известно, формирует зерновой фонд РТ, закупая излишки продукции у производителей. На днях стало известно, что для проведения весенне-полевых работ 2018 года «РАЦИН» закупит у «Аммония» минеральных удобрений уже на 1,3 млрд рублей. В частности, 103 тыс. т аммиачной селитры и карбамида.

... В ближайшие три года на развитие инфраструктуры второй ОЭЗ понадобится около 6 млрд рублей. Однако Татарстан сможет рассчитывать на возврат этих денег в виде субсидий из федерального бюджета
Фото: alabuga.ru

«АЛАБУГА-3»?

Таким образом, «Алабуга» прирастает очередной площадкой в татарстанском районе. Напомним, что еще год назад руководитель «Алабуги» Тимур Шагивалеев заявил о создании «Алабуга-2», которая будет нацелена на развитие новых нефтехимических производств. Татарстан формирует «Алабуга-2» в Нижнекамске вместе с «Татнефтехиминвест-холдингом» под руководством Рафината Яруллина. Площадь зоны составит около 1 тыс. га, в ближайшие пять лет сюда планируется привлечь 12 резидентов с инвестициями в размере 360 млрд рублей. В ближайшие три года, по словам Шагивалеева, на развитие инфраструктуры второй ОЭЗ понадобится около 6 млрд рублей. Однако Татарстан сможет рассчитывать на возврат этих денег в виде субсидий из федерального бюджета.

Тимур Шагивалеев (слева) заявил о создании «Алабуга-2», которая будет нацелена на развитие новых нефтехимических производствФото: «БИЗНЕС Online»

Сенсационно прозвучало заявление о том, что резидентом «Алабуги-2» может стать крупнейший проект ТАИФа — строящийся «этиленник». А кроме того, заводы по переработке тяжелых остатков нефтехимии. Таковой уже имеется у ТАИФа, но как знать — возможно, холдинг нацелится на строительство нового.

В марте кабмин Татарстана подписал постановление о создании «Алабуги-2» на территории Нижнекамского и Тукаевского районов. А в октябре стало известно, что «Татнефть» создала одноименную УК «Алабуга-2. Нефтехимия» — на базе ООО «Инновационно-производственный технопарк „Идея-Юго-Восток“» в Лениногорске, которое просто сменило название. Сейчас в этом технопарке уже работает 40 малых и средних предприятий. Значит, управление этой частью «Алабуги» возьмет на себя «крыло» «Татнефти» — неспроста Шагивалееву в этой работе помогает Яруллин.

Таким образом, у елабужской ОЭЗ появится сразу два новых «крыла» — нефтехимическое в Нижнекамске и газохимическое в Менделеевске. И если у руководства республики есть мысли подвести под льготный налоговый режим «этиленник» «Нижнекамскнефтехима», то возникает резонный вопрос: нет ли намерений строить под крылом «Алабуги» и нашумевший «Аммоний-2»?

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (49) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
19.12.2017 13:52

Да, нам химии не хватает.
Пока ещё не все онкологией болеют.

  • naill
    19.12.2017 13:19

    Сегодня рынок ПУСТОЙ , за что не возьмись толком ни сырья , ни материалов нет . Но если кто то начнёт что то делать -ТО СРАЗУ завистники начинают заниматся тем же самым .Ума на другое не хватает . Сегодня зайдите в Леруа = всё импортное . Ни сами не заработают , и других за собой тягать станут .

    • Анонимно
      19.12.2017 13:46

      в том же мерлене вчера брал розетки ,вилки. Почти все китайское.

      • Анонимно
        19.12.2017 15:40

        Все китайское пусть в Китае делается. У них там с экологией проблемы не от того, что они все делают правильно в промышленности. Лучше покупать китайские розетки, чем швейцарское лекарство от рака....

        • Анонимно
          19.12.2017 23:27

          А можно производить без ущерба экологии

          • Анонимно
            20.12.2017 11:15

            Можно. Но у китайцев себестоимость низкая и конкурентоспособность высокая именно за счет экономии на экологии.
            А в РФ все-таки худо-бедно государство следит за этим. Те же жидкие отходы от некоторых видов экструзии просто так в речку не сольешь, надо сдавать.

    • Анонимно
      19.12.2017 15:38

      Понимаешь, какое дело.... Профукать деньги в бездарные инвестиции с отсутствием окупаемости может только "талантливый" госслужащий. А тратит он не свои, а государственные. Поэтому и люди, кто в теме, плюются на экономическую эффективность Аммония. Понимая, что при таком количестве азотчиков в РФ не надо ЛЮБОЙ ценой строить новое производство.
      А то, что мы видим сейчас, это попытка Аммоний спасти и хоть как-то отдать кредит. Потому что пока ресурсы казны все еще в управлении. Еще глубже деньги загоняют в пропасть неокупаемости. Но не свои, опять же...

  • Анонимно
    19.12.2017 13:27

    Экология ухудшится

  • Анонимно
    19.12.2017 13:52

    Да, нам химии не хватает.
    Пока ещё не все онкологией болеют.

  • Анонимно
    19.12.2017 14:26

    И.Х. Если ученые смогут создать новый вид удобрений используя отходы древесины КАСТАМОНУ + компоненты АММОНИЙ, это было бы вообще замечательно

  • Анонимно
    19.12.2017 14:37

    Опять какие то кривые схемы. Землю в Менделеевском районе можно было просто в устав передать. Тут дело не в химии и не в новых производствах, а в миллиарде, на котором кто-то руки погрел.

    • Анонимно
      19.12.2017 15:33

      А вы знаете кто финальный бенефициар Аммония? Не удивитесь, поверьте.

    • Анонимно
      19.12.2017 15:49

      Эти земли уже выкуплены удащливыми а теперь удачно проданы

  • Анонимно
    19.12.2017 14:44

    Огромные деньги тратят на покупки, выращивают "профессионалов" в корп.университете. А тем кто непосредственно работает, не в кабинете с бумажками, не итр, мало того что премию урезали, дак ещё и с 2013 года зарплату не поднимали. Даже 30 000 рублей не выходит на руки. Вот вам и экономическая зона Алабуга. Пусть эти "профессионалы" берут в руки инструмент и т.д. и пашут на морозе, на высоте или в колодец лезут!

    • Анонимно
      19.12.2017 15:45

      Вся ваша эта зона Алабуга это способ перекладывания денег из абстрактной государственной казны во вполне известный частный карман. Вот когда карман уберут, по Алабуге будут еще погромы, когда реальную эффективность этого заведения для консолидированной государственной казны РФ оценят.

    • Анонимно
      19.12.2017 15:50

      Зарплату не поднимали не с 2013 года, а с 2010. За это время суммарная инфляция составила ок. 60%. Цены же на товары и продукты выросли в два раза.

      • Храбр
        20.12.2017 07:54

        весь мир так живет! Нет прибыли - свободен!
        Радуйтесь что еще держат вас на заводе или не наняли копченных за похлебку!

        • Анонимно
          20.12.2017 08:09

          Согласен, лучше свалить к тем самым инвесторам этой ОЭЗ.

  • Анонимно
    19.12.2017 15:04

    а как с машиностроительным кластером тут поле непаханное все нужно и все покупается за границей наверное наши патриоты только строем ходить могут и речевки кричать и ради этих людей что бы они не чувствовали себя ущербными и не подняли бунт разрушили всю ваысокотехнологическую отрасль и теперь даже розетки и винты покупаем у китайцев не говоря о турбинах и оборудовании для таифа татнефти и камаза

    • Анонимно
      19.12.2017 15:22

      Покажите пример, начните производить. Или этим должны кто-то заниматься, а себе вы оставили самое тяжелое - ныть в комментах?

      • Анонимно
        19.12.2017 16:12

        Так пока что мы видим Аммоний, который не может вернуть кредиты. Потому что кому-то очень хотелось сделать приятное руководителю и он сделал бизнес-план, который в момент разработки уже был нереальным. Инвестиции занизили, цены и объемы завысили. А, что интересно, реалистичный неокупаемый бизнес-план в итоге ведь и воплотился в жизнь.
        Экономическую логику даже административный татарстанский бизнес не способен победить...

        • Анонимно
          19.12.2017 16:32

          Давайте на цифрах и фактах, а не на своих ничем не обоснованных утверждениях..

          • Анонимно
            19.12.2017 16:59

            Да, естественно, не обоснованных. У нас и сомнение в процветании Вамина было крамолой. И ТФБ всегда приносил прибыль и был реальным бизнесом.
            У нас всегда так. До момента внезапной смерти, вызванной многолетними злоупотреблениями.

            • Анонимно
              19.12.2017 17:08

              Вы же не про ТБФ или Вамин написали, а про Аммоний.
              Причем не предполагали. а утверждали что там плохо.
              А цифр у вас оказывается никаких..
              Зачем вы себя на ровном месте выставляете пустобрехом и клеветником?

              • Анонимно
                20.12.2017 10:49

                Да, да, нету. Я прям сейчас на слабо поведусь и раскрою свои ФИО.
                З.Ы. Передавайте привет "лисьему хвосту", когда на запуске из трубы появится .

      • Анонимно
        19.12.2017 16:40

        знаешь дорогой в сказке о мальчише кибальчише а гайдара есть момент что вышел дед хотел винтовку поднять да не смог стар это как раз про меня в годы моей молодости не было возможности в чести у общества сначала алкаши потом бандиты были а сейчас уже поздно вы уж попробуйте вместо того что бы ругать то либералов то американцев

        • Анонимно
          19.12.2017 17:00

          Я про либералов и американцев слово не сказал. Это видимо ваша попытка поныть уже с другого боку, поняв что в первом комменте наглупили.
          А сказал я, что вы упрекаете всех, что никто не делает, а себе оставили самое тяжелое -ныть..
          Как видите я оказался прав в своих предположениях..

          • Анонимно
            19.12.2017 18:08

            а в чем вы правы тем что вы можете только искать оправдания тому что в россии даже розеткит покупают китайские так мне это не новость у россиян руки и голова к туловищу были всегда приделаны не той стороной поэтому они делали такие костюмы которые сами покупать не хотели а все норовили импортное купить то же самое и со всем остальным и все норовили свой брак в работе свалить на кого то сейчас валите на американцев и либералов а я всегда аккуратно свою работу делал но надо мной всегда смеялись лох не умеешь жить я и сейчас таким же остался в противовес вам который почувствовал куда дует ветер и ругаете американцев и либералов

            • Анонимно
              19.12.2017 20:21

              Аммоний не возвращает кредиты ?!факты где?!
              Недавно ВЭБ отчитывался , и вполне реально возрасты у них! Не надо смуту наводить на объективном мнении , без фактических доказательств !!!

              • Анонимно
                19.12.2017 20:51

                ТФБ тоже всегда отчитывался...

              • Анонимно
                20.12.2017 10:51

                Возвраты путем перекидки кредитов с конторы на контору? Может быть. Но кошелек финального владельца не бесконечный, миллиард долларов возврата не понятен, надо искать пути. Вот и ищут. Залезая глубже в долги.
                А это и есть концепция ВАМИНа.

            • Храбр
              20.12.2017 07:57

              все верно!
              Плачут по СССР, но только потому что была дешевизна и халява!
              А как стёрли границы - бросились скупать буржуйское барахло -тряпье, технику и автомобили!
              Качество и надежность же!
              Предатели!

  • Анонимно
    19.12.2017 15:21

    За то деньги на корпоративный университет находятся, на покупку и ремонт гостиницы "Алабуга Сити" находятся, + 1.1 млрд на покупку 500 га земли находятся. Привет ребята, вы хорошо устроились! Удач вам в новом 2018 году!

    • Анонимно
      19.12.2017 15:47

      Университет молодежи развлечься, а земля пойдет наследникам. Клевое же место - 500 га промземель возле трассы с сетями по бросовой цене сельскохозяйственной земли. Еще и кадастровую стоимость пониже поставят, чтобы налогов много не платить. Для него эти 500 га мелочь, конечно, но приятно же...

    • Анонимно
      19.12.2017 17:22

      любое предприятие в России и в РТ у своих в руках, т е кормушка. Чужих в бизнес не пускают. Этим уже воровать надоело, но деньги в карман текут вот они и мучаются в начальнических креслах и людей мучают

  • Анонимно
    19.12.2017 15:35

    Действительно, Аммоний понастроили, бизнес-план ожидаем оказался неверным и проект не окупается. А бюджет купить не может, не нужны такое простое удобрение бюджету РТ в количествах, которые нужны собственнику.
    Вот и полезли глубже, еще денег тратить, чтобы мочь РАЦИНу продать подороже удобрения и окупить этот Аммоний.
    Эххх, логика хозяина Аммония кривая. ВАМИН все время получается у этого племени....

    • Анонимно
      19.12.2017 19:05

      Откуда вы знаете , что проект не окупается ?! Я как работник химии вижу перспективы от производства метанола в будущем , это лишь сырьё , а рынок сбыта безграничный ,по удобрениям , в принципе согласен не знаток , а вот аммиак- тоже сырьё для широкого ассортимента нефтехимиии. Рынок по сути безграничный , только как видео из отчётов цены на продукции очень волатильны.

      • Анонимно
        19.12.2017 20:52

        В каком цехе работаешь "химик"?

        • Анонимно
          20.12.2017 10:52

          Так он и не говорит, что он химик. Он величает себя "работником химии". А под это дело любой выпускник сельхоза попадает, если запись в трудовой о работе на химпредприятии. Даже если в управлении делами ОАО работает или за газонами ухаживает.

      • Анонимно
        19.12.2017 21:55

        Вот ты как работник химии и выпускай. А окупаемость оставим тем, кто этим занимается.

  • Анонимно
    19.12.2017 15:39

    Зарплату не поднимали не с 2013 года, а с 2010. За это время суммарная инфляция составила ок. 60%. Цены же на товары и продукты выросли в два раза. Однако средства на корпоративный университет находятся, на покупку и ремонт гостиницы "Алабуга Сити" находятся, на покупку 500 га деньги есть, а на элементарную индексацию заработной платы, увы... Привет ребята, вы хорошо устроились! С наступающим Новым 2018 годом, удачи вам в ваших делах!

  • Анонимно
    19.12.2017 16:23

    Какая бы у нас не была налоговая система, РТ на правильном пути-надо создавать добавочную стоимость...

    • Анонимно
      19.12.2017 16:29

      Тут в одном статье была фраза: "Счетная палата связывала проблемы ВЭБа с неэффективным расходованием средств и финансированием убыточных проектов."

      Это и про Аммоний и про КЗСК-Силикон.

    • Анонимно
      19.12.2017 16:29

      Не хватает проверок счётной палаты только....Уверен, сколько всего интересного бы появилось!

  • Анонимно
    19.12.2017 16:52

    Самое интересное в том, кто был собственником этого земельного участка площадью в 500 га. проданного за 1.1 млрд. рублей? Надо полагать, что сотня елабужских крестьян, которые в середине 90 -ых годов получили бесплатные земельные паи. Вот счастливые!

  • Анонимно
    19.12.2017 23:21

    Химическую промышленность надо развивать. Татарстан в правильном направлении движется.

    • Анонимно
      20.12.2017 10:57

      Не всякие инвестиции полезны. Надо развивать полимерку из нефти, но не азотку. Сидим мы далеко от рынков, вокруг полно конкурентов, окупаемость проекта зависит от цены заводов, которые строили еще в СССР. И отсюда вопрос, насколько сравнимы амортизация на Аммонии и НАК Азот, например.
      А сырье на Аммонии природный газ, который РТ не добывает. Зря что-ли поручили это дело Ханбикову? Но это решение на короткое время. Не уверен, что лет через 20 цена на газ для Аммония еще больше не убьет рентабельность. Потому что это Аммоний, а прочая азотка входит в намного более крупные компании, к которым большом Газпром относится с большим вниманием.
      Хотя о чем я говорю, кого из них волнует, что будет с РТ через 20 лет...

  • Анонимно
    20.12.2017 13:23

    Прозрачные сведения о заболеваемости раком по региону есть? Нет! Но однажды удалось-таки вычитать. Елабуга и Нижнекамск - в лидерах. Ну, а теперь и вовсе спрячут все показатели...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen