Общество 
25.12.2017

«Будут банкротства, но незначительные»: чего ждет турбизнес в 2018 году?

На Новый год Казань обгоняет хитовый Великий Устюг, а сами жители столицы предпочитают Прагу и ОАЭ

Дешевая Турция по потоку туристов побила даже рекорд «хлебного» для туроператоров 2014 года, но на внутреннем рынке ситуация не столь радужна: слабый рост показывает только Сочи, а после того, как операторы подняли цены на местах, интерес к другим городам РФ предсказуемо охладел. В организованном сегменте снижение составило более 10%. Впрочем, есть надежда на мундиаль, на который ждут порядка миллиона гостей.

По словам Майи Ломидзе, большинство популярных выездных направлений так и не достигли докризисных показателей 2013-2014 годов По словам Майи Ломидзе, большинство популярных выездных направлений так и не достигли докризисных показателей 2013– 2014 годов

«ВОЗНИКЛО ЖЕЛАНИЕ ДАЛЬШЕ ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ НА ОТДЫХ»

Уходящий 2017 год стал прорывным в сфере выездного туризма, поток на зарубежных направлениях вырос на 20–22%, а если сравнивать с результатами 2015 года, то и вовсе отмечается 50-процентный прирост. К такому выводу пришли в ассоциации туроператоров России (АТОР). При этом особую роль сыграло появление в ассортименте туроператоров так любимой россиянами Турции, которая по праву стала лидером среди выездных направлений. «Турция побила абсолютный рекорд, она превысила показатели даже 2014 года — более 4 миллионов россиян отдохнули в Турции в 2017 году», — заявила на пресс-конференции в «Национальной службе новостей» исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. Впрочем, по ее словам, большинство популярных выездных направлений так и не достигли докризисных показателей 2013–2014 годов.

На внутреннем туристическом рынке ситуация не столь радужна. Как прогнозировали аналитики АТОР, произошло существенное замедление динамики. «Пожалуй, Сочи — единственное российское направление, которое показало прирост. Остальные направления — либо на уровне прошлого года, либо показали небольшое снижение динамики», — отметила Ломидзе. Падение спроса, по ее мнению, обусловлено тем, что объекты размещения на массовых туристических направлениях в 2017 году подняли цены, что естественным образом отразилось на интересе к ним россиян. Так что в середине сезона они были вынуждены умерить аппетиты, и только этот фактор спас российские туристические Мекки от негативной тенденции. «По предварительной оценке наших аналитиков, спрос на внутренний рынок — примерно минус 1–3 процента по сравнению с прошлым годом. Такая цифра объясняется совокупным подсчетом как самостоятельных, так и организованных туристов. Если берем только организованный сегмент, то на большинстве направлений снижение составило более 10 процентов. Самостоятельный туризм либо остался на уровне прошлого года, либо вырос», — прокомментировала Ломидзе. 

«Турция побила абсолютный рекорд, она превысила показатели даже 2014 года — более 4 млн россиян отдохнули в Турции в 2017 году» «Турция побила абсолютный рекорд, она превысила показатели даже 2014 года — более 4 миллионов россиян отдохнули в Турции в 2017 году»

Тем не менее общая тенденция такова, что у россиян вновь проснулся интерес к отдыху. «У наших потребителей возникла уверенность в завтрашнем дне, возникло желание дальше тратить деньги на отдых», — считает исполнительный директор АТОР. Также проявили себя новые тенденции в потреблении туристических продуктов, которые были в последние годы забыты рачительными россиянами. Так, по словам Ломидзе, впервые с 2014 года появилось существенное увеличение запроса на отели 4–5 звезд. «В 2015–2016 и даже в 2014 году туристы преимущественно выбрали 3 звезды, это средняя картина по всем направлениям — как внутренним, так и выездным. В этом году, по данным поисковых систем и туроператоров, доля тех, кто выбирает 4–5-звездочные отели, выросла более чем на 50 процентов», — заявила она. Кроме того, туристы стали заказывать дополнительные экскурсии, тогда как в последние годы было налицо стремление сэкономить на этом. «Но мы все равно далеки от показателей 2013–2014 годов, когда туристы себя в этом вопросе абсолютно не ограничивали», — заметила представитель АТОР.

По выбору питания также произошли сдвиги. Так, туристы снова стали проявлять интерес к системе «все включено», на втором месте — выбор в пользу завтраков, а дальше выбирали уже полупансион или вовсе отказывались от питания в отелях. 

При этом динамика продаж туров также весьма неоднородна. Если в начале 2017 года наблюдался ажиотажный спрос по акциям раннего бронирования (показатели на 120% превышали данные 2016 года), то потом пошло замедление продаж. «Мы наблюдали это все лето, осень, и в зимнем сезоне мы это тоже видим», — добавила Ломидзе.

Казань по-прежнему входит в топ-5 экскурсионных направлений Казань по-прежнему входит в топ-5 экскурсионных направлений

«КАЗАНИ В ЭТОМ ГОДУ УДАЛОСЬ ОБОЙТИ ТАКОЙ ХИТ НОВОГОДНИХ ПРОДАЖ, КАК ВЕЛИКИЙ УСТЮГ»

Причем акции раннего бронирования зимнего сезона не пользовались таким спросом, как летнего. При этом оказалось, что новогодние туры в этом сезоне в среднем на 30% дешевле, чем в 2016 году. На этот раз спросом из российских направлений традиционно пользуются Сочи и Красная Поляна, а из зарубежных — Таиланд, Вьетнам, Арабские Эмираты и горнолыжные направления.

Что касается Казани, то, как заверила корреспондента «БИЗНЕС Online» Ломидзе, город по-прежнему входит в топ-5 экскурсионных направлений. Так что на столице Татарстана отразилась общая тенденция такого рода направлений — снижение потока. «Важный момент: снижение потока на экскурсионных направлениях в 2017 году стало итогом того, что сильно ограничены детские поездки. Детский туризм составлял существенную долю общих экскурсионных поездок по всем городам. По оценкам местных принимающих туроператоров, снижение в 2017 году только по детскому туризму составило более 30 процентов. За счет этого общая статистика по всем экскурсионным направлениям несколько иная. Это не считая того, что цены выросли, доходы снизились. Люди стали выбирать более теплые направления», — пояснила представитель АТОР.

Впрочем, в 2017 году Казани есть чем похвастаться. «Несмотря на некое снижение спроса Казани в этом году удалось обойти такой хит новогодних продаж, как Великий Устюг», — добавила Ломидзе.

Детский туризм составлял существенную долю общих экскурсионных поездок по всем городам — снижение в 2017 году составило более 30% Детский туризм составлял существенную долю общих экскурсионных поездок по всем городам — снижение в 2017 году составило более 30%

«А ЦЕРКВИ ВЫ ЗА НАМИ ВОЗИТЕ?»

Что касается въездного туризма, то и тут наблюдается некое замедление динамики. Естественным образом после девальвации рубля в 2014 году наблюдался рост спроса на поездки в Россию на международном рынке. Сейчас волна уже спала. Тем не менее общий годовой прирост аналитиками АТОР оценивается в плюс 16%. Из европейских стран по-прежнему демонстрируют увеличение интереса к туристическим поездкам по России такие рынки, как французский, итальянский, испанский — порядка 10%.

Значительно более радужная картина складывается на азиатских рынках, которые как раз в значительной степени обеспечивают динамику спроса на путешествия в Россию. Первенство тут за Китаем. «Также рост потока туристов из Вьетнама, Индии, Ирана, Арабских Эмиратов, Таиланда, Тайваня — все эти страны дают положительную динамику», — добавила Ломидзе.

Так что в АТОР выделяют два портрета среднестатистического зарубежного туриста, колесящего по нашей стране. Во-первых, это леди или джентльмен «серебряного возраста» — 50+, который путешествует по всему миру и желает заодно посмотреть и Россию. «Приезжает в Санкт-Петербург или Москву, или совмещает оба города; путешествует по рекам, выезжает в города Золотого кольца — и все это за одну поездку», — отметила представитель АТОР.

Второй портрет — это китаец 35–45 лет, который путешествует только в группе примерно по такому же маршруту, зачастую он едет транзитом через Россию в Европу. «Точно так же путешествует в Санкт-Петербург и Москву, иногда выезжает в города Золотого кольца. Когда им показывают Суздаль, Владимир, Ярославль, зачастую задает вопрос: „А церкви вы за нами возите?“ Купив большое количество сувениров, обязательно посетив ЦУМ, дальше следует по маршруту», — описала Ломидзе.

В значительной степени динамику спроса на путешествия в Россию обеспечивает Китай В значительной степени динамику спроса на путешествия в Россию обеспечивает Китай

ЕГИПЕТ, ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН И ЧМ-2018 КАК ФАКТОРЫ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА

Аналитики АТОР полагают, что в 2018 году сохранится высокий спрос на массовые летние направления, но динамика не будет такой же, как в 2017-м. Учитывая «турецкий» фактор и гипотетическое появление на рынке Египта, можно рассматривать два сценария. «Даже при условии, что Египет откроют до начала сезона, в мае или начале июня, мы считаем, что прирост на зарубежных направлениях сохранится, но будет не 20 процентов, а в пределах 10. Открытие Египта приведет к перераспределению спроса. Определенные зарубежные направления могут потерять свой туристический поток. Плюс поедут те люди, которые никуда не могли поехать в силу дороговизны остальных направлений, — предполагает представитель АТОР. — Второй сценарий: если Египет откроют в середине или конце сезона, то есть это конец июля и вплоть до конца сентября-октября, то влияние его на летний сезон будет незначительным. Прирост будет чуть больше, может, 12–15 процентов, но это изменит расклад сил в зимнем сезоне 2018 года: мы увидим увеличение потока на зимний сезон. Возможно, он даже будет лучше, чем сезон 2017 года».

На внутреннем рынке эксперты ожидают сохранение стагнации, то есть показатели 2017 года вряд ли будут превышены. Но есть одно условие, которое может перечеркнуть эти прогнозы, — существенное изменение цен на российских курортах и в прочих туристических городах. «Если цены останутся на уровне 2017 года, при сохраняющейся инфляции и росте цен на энергоносители, то возможен небольшой прирост. Если цены вырастут даже незначительно на 5–7 процентов, то прогноз пессимистический — стагнация или снижение динамики», — ожидает Ломидзе.

Более 1 млн иностранных гостей могут приехать на матчи чемпионата во все города Более 1 млн иностранных гостей могут приехать на матчи чемпионата во все города

Въездной туризм по-прежнему завязан на курс рубля. Но поскольку в АТОР серьезных колебаний валюты не ожидают, то прогнозируют небольшую положительную динамику в пределах 10%. Также азиатские туристы по-прежнему будут превалировать над европейскими. Но и тут есть фактор, который может заметно поменять статистическую картину, — чемпионат мира по футболу. По словам Ломидзе, уже сейчас есть много заявок от зарубежных клубов и групп, которым интересны матчи мундиаля и которые готовы ради этого приехать в Россию. Особый интерес при этом проявляют жители Латинской Америки. «Осторожный прогноз аналитиков: более 1 миллиона иностранных гостей могут приехать на матчи чемпионата во все города», — отметила представитель АТОР. Впрочем, по ее словам, этих гостей условно можно отнести к классическим туристам, поскольку у них иная мотивация. Тем не менее, как отметила Ломидзе, все города, которые примут матчи, разработали для этой категории специальные туристические предложения. «Это может зацепить какую-то часть болельщиков. Но основная точка притяжения — это футбол. Главное, чтобы эта информация была донесена до гостей в яркой доступной форме на понятном им языке», — добавила она.

А вот что касается самих игроков туристического рынка, то тут могут быть значительные перемены, связанные с изменением законодательства и усилением конкуренции. «В 2018 году количество турагентств сократится ввиду тех законодательных изменений и того самого естественного отбора на рынке», — прогнозирует Ломидзе. Она напомнила, что в этом году многие туроператоры выступали за снижение комиссии агентствам, что стало серьезным вызовом для компаний. Так что в будущем году многие турагентства уйдут с рынка, как и некоторые юрлица, относящие себя к туроператорам. Та же тенденция, по словам Ломидзе, может коснуться и тех компаний, которые были сосредоточены исключительно на внутреннем туризме, поскольку «крупняк», занимавшийся только зарубежными поездками, пришел и на этот рынок. «Итог: конкуренция обострится, число участников рынка сократится, и, на наш взгляд, это будет иметь оздоравливающий эффект для туристического бизнеса. Не исключаем, что будут банкротства, но незначительные, без скандалов», — ожидают в АТОР.

Открытие Египта приведет к перераспределению спроса. Определенные зарубежные направления могут потерять свой туристический поток Открытие Египта приведет к перераспределению спроса. Определенные зарубежные направления могут потерять свой туристический поток

«ТУРЦИЯ ОТВОЕВЫВАЕТ ПОЗИЦИИ У КРЫМА»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», согласны с тем, что короной самой посещаемой зарубежной страны россияне в этом году одарили Турцию. По словам заместителя директора ООО «Скайлэнд» Элины Шибаевой, главными факторами для ее посещения стало наличие в сезон прямых авиарейсов из Казани по нескольку раз в день и разумное соотношение качества сервиса и стоимости продукта. «Турция сейчас успешно отвоевывает утерянные ранее позиции у Крыма. Поэтому и увеличение потока за рубеж связано в первую очередь с Турцией», — отмечает собеседница издания.

«Это „тюркское“ направление традиционно считается „родным“ для жителей Казани и Татарстана, поэтому все наши жители, можно сказать, ломанулись в Турцию, когда это стало возможным, — согласен президент ассоциации турагентств РТ Рамиль Мифтахов. — Поэтому я думаю, что если смотреть статистику посещений Турции по Татарстану, то у нас эти цифры будут даже выше, чем в целом по России. И это единственный фактор, который увеличил этот поток».

На Новый год татарстанцы, по словам Шибаевой, основным направлением выбирают Прагу, потому что туроператор Biblio-Globus предоставил очень хорошие цены. «Туристы в любом случае предпочитают прямой рейс стыковочному, а из Казани в Прагу и Пардубице есть прямой рейс, — объяснила она выбор жителей республики. — Кроме того, из популярного — конечно, Арабские Эмираты, куда авиакомпания Fly Dubai поставила дополнительные рейсы. Не надо забывать, что это ближайшая к нам страна с морем, в котором можно купаться в это время года. Еще, конечно же, Таиланд — из-за того же моря. Всегда была в почете горнолыжка, это и швейцарские Альпы, и горнолыжные курорты Финляндии».

Зато Мифтахов после ОАЭ вторым по популярности направлением 2018 года называет Грецию. На осенне-весенне-зимний период увеличится поток на Вьетнам, потому что он будет дешевле других, причем цена тура сыграет ключевую роль. «Магнитами» Арабских Эмиратов собеседник издания называет быстроту перелета в сравнении с другими курортными странами и возможность выбрать отель подешевле. «Раньше эта страна считалась дорогим местом отдыха, сейчас же это направление немного поменяло сегмент. В самом Дубае ценники остались прежними, ничего не изменилось. Однако появилось достаточно много туристов, которые едут в соседние от Дубая Эмираты отдыхать в менее дорогих отелях. В направлении на Эмираты самый большой плюс — время полета. Если в среднем полет сюда длится 5 часов, то во Вьетнам или Таиланд — 9 часов. И для многих это становится существенными фактором при выборе тура. Люди не хотят лететь далеко и долго», — пояснил Мифтахов.

Вглядываясь в грядущее, Шибаева считает, что в 2018 году по-прежнему будут пользоваться спросом Турция и Кипр, но в то же время все будут ждать достройки крымского моста. «Все ждут, когда будет построен крымский мост. Сейчас у нас нет железнодорожного сообщения с Крымом, пассажиры вынуждены ехать до Краснодара, там садиться на автобус, на пароме переправляться на полуостров... в общем, сомнительное удовольствие. А когда будет мост, в Крым казанцы смогут доехать без пересадок. Это направление у пенсионеров популярно еще и потому, что к перелетам они относятся очень настороженно и с куда большим интересом путешествуют на поезде», — подчеркивает Шибаева.

«Мы все хорошо понимаем, что когда люди начинают хорошо зарабатывать и у них есть уверенность в будущем, они начинают больше тратить на отдых. Поэтому я надеюсь, что в следующем году доходы населения вырастут, после выборов появится уверенность на ближайшие пять лет и число отдыхающих за рубежом будет увеличиваться», — понадеялся президент ассоциации турагентств РТ.

Где вам удалось побывать в уходящем году?
17%В Европе, на интересных экскурсиях
6%В Юго-Восточной Азии
16%На море, в любимой Турции
7%Ездили по своей стране – Питер, Байкал, Золотое кольцо…
1%Путешествовали на теплоходе по Волге
45%На даче, где же еще?!
8%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (8) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.12.2017 08:51

    Турки молодцы, максимально гибко цены держат в отличии от наших отелей, где очень, очень дорого, Крым в прошлом году поплатился на желании сорвать деньжат, может в 2018 умнее будут.

  • Анонимно
    25.12.2017 11:18

    товарищи, какая казань...москвичей в этот раз встретил. первая реакция у них на зимнюю казань. Не хочется выходить на улицу. невозможно ходить. и это в скором времени отобьёт всякое желание сюда ехать.

  • Анонимно
    25.12.2017 11:26

    Почему в голосовании нет варианта "нигде"?)

  • Анонимно
    25.12.2017 11:38

    ваш опросник не охватывает социальный слой 60% населения Татарстана

  • Анонимно
    25.12.2017 12:14

    Страшно выходить на улицу, дабы не угодить в руки самой высокотехнологичной медицины. Во дворах вообще мрак.

  • Анонимно
    25.12.2017 14:57

    Зачем весь этот "турбизнес"? Туроператов первыми скосит интернет. Ну, может, останутся внемногие "VIP" операторы, да, и они сильно уступают западным агентствам, где сейчас легко все купить дешевле и прозрачнее.

    • Анонимно
      25.12.2017 16:19

      Если бы было так легко и просто купить турпутевки в западных агентствах, то все бы давно там и покупали. Не вы один такой хитроумный. Это вам не чайник по интернету купить. А если отель стоит 10 тысяч долларов, вы готовы неизвестно кому предоставить свою карточку с такой суммой? А потом давать объяснения компетентным органам по поводу перевода таких сумм в свете Закона о противодействию отмыванию средств...
      И как Вы будете брать у "западных агентств" путевки на чартерах из России в Турцию, Грецию или Таиланд?
      Все уже давно мониторят цены в онлайн системах и в турфирмах и выбирают лучшие. Но до сих пор турфирмы живут и работают. Также, как магазины по продаже электроники и бытовой техники, которую тоже можно заказать по Интернету.

  • Анонимно
    25.12.2017 14:58

    Московская туристическая фирма "Жемчужная река" собиралась ставить прямые рейсы из Казани на китайский остров Хайнань. Первый рейс должен был состояться в ноябре этого года. Потом его перенесли на 24 декабря. Сейчас вся программа отменена. Первый рейс был практически весь продан, так как цена была в 3 раза меньше реальной. Что делать туристам, купившим путевки на эти рейсы?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль