Культура 
25.12.2017

«За татарский язык бороться не надо, его надо петь!»

«Алтын граммофон»: Миляуша Таминдарова представила свой вариант музыкального «ветра перемен»

«Коммерческие проекты не могут себе позволить экспериментировать. Мы — не коммерческий проект», — говорила публике в ГБКЗ им. Сайдашева в минувший уик-энд руководитель камерного хора Татарстана Миляуша Таминдарова. Здесь прошел концерт «Алтын граммофон», где татарские народные песни сочетались с музыкой из опер Пуччини и композициями Стинга. О том, чем татарский «Золотой граммофон» отличается от всех прочих проектов последнего времени, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

«Татарская музыка в чистом виде будет соседствовать сегодня с шедеврами мировой классики», —  анонсировала, начиная концерт, сама Таминдарова

«У КАЖДОГО ТАТАРИНА ОГРОМНАЯ МИССИЯ»

«За татарский язык бороться не надо, его надо петь!» Под таким лозунгом в переполненном зрительном зале ГБКЗ им. Сайдашева, где пришлось устанавливать дополнительные стулья, и при пустых VIP-ложах в минувшую пятницу увидел свет новый проект камерного хора Татарстана под руководством Миляуши Таминдаровой «Алтын граммофон». «Татарская музыка в чистом виде будет соседствовать сегодня с шедеврами мировой классики», — анонсировала, начиная концерт, сама Таминдарова. Впрочем, во втором отделении те самые ложи были уже не так пусты —  в них появились министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, его заместитель Эльвира Камалова, начальник управления культуры Казани Азат Абзалов и глава архивного госкомитета РТ Ирада Аюпова.

Эльвира Камалова Эльвира Камалова

«У каждого татарина огромная миссия. Это миссия понимания того, что мы на границе Европы и Азии. Мы должны с вами объединить весь европейский и восточный мир. Именно это обстоятельство послужило главным посылом создания этого проекта. Проекта, где мы открыли татарскую музыку —  самую любимую, самую трепетную, самую счастливую для нас. И это обстоятельство, что нам нужно объединить Европу и Азию, обязывает сегодня музыкантов не соревноваться, не выяснять, какая музыка лучше, какая главнее, какая убедительнее, а в мировую великолепную картину мира вплести свой неповторимый орнамент. Именно тогда картина мира станет полной», — сказала Таминдарова, которая много общалась с публикой в этот вечер. «Любовь к татарской культуре, к татарской песне возникает с первых слов человека, если мы здесь родились. Заметили, как дети быстро осваивают язык? И если наши дети научатся любить свой язык и поймут, что через музыку это сделать очень просто и легко, то считайте, что все споры о родном языке исчерпаны», — добавила она.

Ранее в интервью «БИЗНЕС Online» худрук камерного хора в канун его 10-летия говорила: «Наша пентатоника дружит с англиканскими хоралами, шотландскими напевами. Яхин, Шуберт, Рахманинов — интонационно они рядом. Я хочу показать нашему народу, что мы равные с Западом и это очень красиво, что татарская песня „лежала рядом“ с композициями Sting и Beyonce». В подтверждение этому в первом отделении концерта прозвучали миксовая композиция из спиричуэлса Every Time и татарской народной «Шәл бәйләдем», ария Чио-Чио Сан из оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй» и татарская народная «Зөлхиҗә», финская полька с татарской плясовой, половецкие пляски из «Князя Игоря» Бородина с «Ак калфак», «Эзләдем бәгърем сине» и «Звать любовь не надо». Песня «В горнице моей светло» соседствовала с татарской народной «Ай, былбылым», которую исполнила заслуженная артистка Татарстана Алина Шарипжанова, «Весеннее» с мелодиями Рустема Яхина, Сергея Рахманинова и Фредерика Шопена, «Казан кичләре» Сары Садыковой со Стингом и Бьонсе. Одним словом, в «Граммофоне» соединились лучшие произведения татарского народа и профессиональных композиторов с известными европейскими и русскими композициями.


 «МОЖЕТ БЫТЬ, ПЕСНЯ ПОЗВОЛИТ НАМ ВОССТАНОВИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ДРУЖЕСКИМИ НАМ СТРАНАМИ?»

«Одно дело смешать, а другое — услышать вот эти интонации. Посмотрите, как это все рядом, как это все близко», — отметила Таминдарова труд и талант аранжировщика проекта, в роли которого выступил артист хора Нияз Яруллин. «Спиричуэлс Every Time — тоже пентатоника, как татарская песня. Может быть, песня позволит нам восстановить отношения с дружескими нам странами? Правда?» — эти слова худрука хора зал встретил громкими аплодисментами. «Идея такого концерта-микса от первой ноты до последней родилась в поезде, когда хор возвращался с гастролей в Финляндии. Наша незабываемая встреча с финскими татарами. Они говорят на чистейшем татарском. Вот уж кто бережет и перед кем нам было бесконечно стыдно. Татарская речь просто создана для академического голоса», — рассказал об истории возникновения проекта Таминдарова. По ее словам, задорная финская полька, которую великолепно дополнила песня «Тала тала» и стала началом этого проекта.

«Все эти «татар җыры», «татар моңы», «үзгәреш җиле» прекрасны, но все они поддерживают очень определенный, жесткий формат. А наш концерт вне формата» «Все эти „Татар җыры“, „Татар моңы“, „Yзгәреш җиле“ прекрасны, но все они поддерживают очень определенный, жесткий формат. А наш концерт вне формата»

Позже, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, в чем принципиальное отличие нового проекта от уже имеющихся татарских песенных фестивалей и конкурсов, Таминдарова ответила: «В том, что все эти „Татар җыры“, „Татар моңы“, „Yзгәреш җиле“ прекрасны, но все они поддерживают очень определенный, жесткий формат. А наш концерт вне формата. Мы переходим из формата в формат. Хотите — классику, хотите — половецкие пляски. Инди-рок! В этом и различие, что мы между жанрами гуляем. Мы — кроссоверный коллектив».

«Мы просто обязаны один такой татарский концерт в год дать, кто-то же должен экспериментировать. Коммерческие проекты не могут себе позволить экспериментировать. Мы — не коммерческий проект. Это все — эксклюзив. Все аранжировки — это наши друзья», — пояснила худрук хора. Все эти песни, по словам Таминдаровой, останутся в репертуаре артистов, принявших участие в проекте.

«Мы просто обязаны один такой татарский концерт в год дать, кто-то же должен экспериментировать» «Мы просто обязаны один такой татарский концерт в год дать, кто-то же должен экспериментировать»

«ҮЗГӘРЕШ ҖИЛЕ» НЕ НАДО РУГАТЬ, ЭТО ДВИЖУХА ВПЕРЕД...»

«„БИЗНЕС Online“, возьмите и организуйте не просто интервью одного человека, вы соберите неравнодушных — поспорить, потому что у всех свои представления, все бьются. Сейчас все кричат: „Ай, „Үзгәреш җиле“!» А „Үзгәреш“ не надо ругать, „Үзгәреш“ — это движуха вперед все равно. Это хотя бы привлечение какого-то европейского движения, импульс. Просто Эйленкриг так хорошо не знает татарские песни, он хорошо знает джаз. А Венера Ганиева не очень хорошо джазовые вещи знает», — обратилась Таминдарова к корреспонденту нашей газеты.

Второе отделение концерта началось не со смешения классики мировой с татарской классикой, а необычным (и для многих наверняка неожиданным) смешением разных жанров — академического хора и альтернативной татарской музыки: рока, инди-рока, фьюжна... «Это новые люди, наверняка вы были заинтригованы этим звучным названием — Yummy Music: инди-рок... Спасибо за то, что у нас есть возможность услышать молодых людей, услышать их свободу, услышать их тягу к прекрасной литературе», — представляя своих новых друзей, отметила Таминдарова.

«Скажите, хоть у кого-нибудь возникла вот эта гордость за татарскую музыку? За то, какая она такая великая?» «Скажите, хоть у кого-нибудь возникла вот эта гордость за татарскую музыку? За то, какая она такая великая?»

По словам основателя лейбла, продюсера Ильяса Гаффарова, сегодня состоялась презентация новой творческой лаборатории AWAZ — совместного проекта государственного камерного хора и лейбла Yummy Music по исследованию новых форм и поиску новых смыслов в области академической, популярной и альтернативной татарской музыки. «В поисках новой музыкальной формы и аранжировки AWAZ стирает границы между музыкальными жанрами, объединяя симфоническую, хоровую, народную, рок, инди и электронную музыку на одной сцене. Все это можно объединить в понятие музыкального жанра кроссовер», — поясняет продюсер. Так, в жанре кроссовер свои песни представили группа Juna, которая исполнила песню «Иртә» на слова Габдуллы Тукая, две народные песни в собственной аранжировке представила Зарина Вильданова, а солист группы Gauga Оскар Юнусов исполнил авторскую песню «Сәфәр».

«Мы сегодня представили только четыре песни, которые хор по-своему аранжировал и исполнил. Но если зрителю понравится, в будущем мы планируем провести большую совместную программу в следующем году.  Мы однажды встретились с Миляушой Амировной и поняли, что нужны друг другу: и они чувствуют необходимость обратиться к современной музыке, и мы нуждаемся в новом мощном, солидном звучании. Поэтому, объединившись, хотя бы в рамках одного концерта решили попробовать, это эксперимент», — рассказал «БИЗНЕС Online» Гафаров и отметил, что в будущем сотрудничество может перерасти в отдельный большой проект.


«Скажите, хоть у кого-нибудь возникла вот эта гордость за татарскую музыку? За то, какая она такая великая?» — эти слова Таминдаровой были заглушены громкими аплодисментами, а из зала послышалось: «Она и так есть».

«Не нужно бороться за язык, надо просто его петь. Хочу написать письмо министру образования. За год на уроках выучить пять песен на татарском языке. Для знания языка нужно 300 слов. Один год — пять песен, второй год... Эльмир Низамов, Лилия Тагирова напишут эти песни, с удовольствием! Во всех школах одни и те же песни», — предложила еще один рецепт сохранения татарского языка руководитель камерного хора и продолжила: «И в один из праздников мы соберем все школы Татарстана! Вот все! И просто споем пять, может быть, десять прекрасных татарских песен». Вопрос, обращенный в зал: «Как вы считаете, имеет шанс такой проект?» — был встречен громкими аплодисментами.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (116) Обновить комментарииОбновить комментарии
Tatar Хайпер
25.12.2017 10:18

Әей! Верно говоришь, друг! Свою культуру нужно любить и беречь

  • Анонимно
    25.12.2017 08:46

    петь не обязательно, но бороться обязательно надо!

    • Анонимно
      25.12.2017 09:45

      Мыслите шире...

    • Tatar Хайпер
      25.12.2017 10:18

      Әей! Верно говоришь, друг! Свою культуру нужно любить и беречь

      • Анонимно
        25.12.2017 11:11

        Не существует собственной культуры. Сплошные заимствования.

        • Анонимно
          25.12.2017 12:01

          Всякая культура состоит из заимствований

          • Анонимно
            25.12.2017 12:44

            тогда в чем уникальность эого мероприятия?

            • Анонимно
              25.12.2017 13:02

              Уникальность как раз в том что никто не пытается выпятить свою уникальность а наслаждается творчеством на родном языке вплетая его в мировую культуру.

        • Аглиуллина
          25.12.2017 15:53

          Невозможно жить обособленно. Татары у русских что-то занимают, какие-то слова и традиции. Русские у татар. Точно такая же история с другими республиками.
          Поизучайте этимологию русского языка. Увидите, сколько заимствований в русском из татарского языка.

    • Аглиуллина
      25.12.2017 15:51

      Можно и петь. Мне нравится, как группа "нейромонах Феофан" музыку исполняет. Такой русский-народный стиль в обработке. Нам тоже нужно что-то такое придумать и сразу на запад с этим двигать. Сначала к тюркоязычным, а дальше как получится. Русскоязычное население же любит все иностранное. Вот и попробуем покорить их таким путем, особенно детей.

      • Анонимно
        26.12.2017 00:40

        Обязательно хозяевами хотите быть-всех покорить?просто рядом в дружбе жить не получается у Вас?

  • Анонимно
    25.12.2017 09:16

    Сколько глупых прожектов "вывалила" на наши бедные головы руководитель этого циркового коллектива!!! Финские татары говорят на "чистейшем" мишарском диалекте, и образованные взрослые татары обязаны это знать!!!

    • Анонимно
      25.12.2017 09:42

      Тогда какие они татары? Они мишары. Нет языка, нет народа.

      • Анонимно
        25.12.2017 09:54

        Они больше татары, чем вы. Говорят на родном языке в отличии от вас.
        Если бы не пытались отрицать язык мишар состояние татарского языка сегодня был бы иным. Нам ваш заказанский литературный язык не нужен.
        PS. Основная особенность мишарского диалекта заключается в сохранении древних форм, присущих современным кипчакским языкам, а также древнетатарскому литературному языку (Википедия)

        • Анонимно
          25.12.2017 10:01

          Еще раз: не существует татарского диалекта, стало быть мишары....или считаться мишарами не престижно? Тогда шовинисты?))))

        • Анонимно
          25.12.2017 10:03

          Сдается нам, древнетатарский- это монгольский с характерной вертикальной письменностью

          • Анонимно
            25.12.2017 13:29

            Древние татары не были тюрками и прямого этнического отношения к современным тюрко-татарам не имеют.
            Современные татары начали формироваться с 13 века в рамках Золотой Орды.

            • Анонимно
              25.12.2017 18:51

              /Древние татары не были тюрками и прямого этнического отношения к современным тюрко-татарам не имеют./
              А кеми же они были? Давайте ваши гаплогруппы выкатывайте!

          • Анонимно
            25.12.2017 13:49

            Вам так и хочется показать,что мы монголы.Но для вас увы-татары европейский народ,имеющий Булгарское прошлое,татары имеют европейские черты ,в отличии от вас соседей,имеющих монголоидные черты лица.

            • Анонимно
              25.12.2017 15:01

              Булгары - один из далёких компонентов только казанских татар, которые, между прочим, сейчас говорят на половецком языке.

              Булгары не имеют отношени к другим группам татар - астраханским, сибирским, крымским, ногайским.

              • Анонимно
                25.12.2017 18:54

                /Булгары не имеют отношени к другим группам татар - астраханским, сибирским, крымским, ногайским./
                Если булгары были тюрками, то они имеют отношение к другим тюркским народам, вышеперечисленным.

                • Анонимно
                  25.12.2017 19:23

                  А если булгары не тюрки?

                  • Анонимно
                    25.12.2017 21:31

                    Булгары это чистейшей воды тюрки, не надо тут мутить воду. Современные татары - это тюрский народ, говорящий на кипчакском диалекте, предками которого были волжские булгары. Вопрос закрыт, все остальное является домыслами и ложью.

            • Анонимно
              25.12.2017 15:03

              Булгаризм - есть этнический сепаратизм, желание вычленить из КАЗАНСКИХ татар жалкую безязыкую подгруппу.

              • Аглиуллина
                25.12.2017 15:56

                Ох. Если б вы знали, что Волжские Булгары положили начало не одному только татарскому... Если б хоть немного почитали историю не в Википедии, а нормальную историю, столько интересного бы узнали. Чуваши, татары, другие народы Поволжья вполне могут друг друга понять, потому что у них был один праязык.
                Почитайте, пожалуйста, историю народов Поволжья, прежде чем такие громкие заявления делать

          • Аглиуллина
            25.12.2017 15:54

            А про Волжскую Булгарию вы и не слышали, да? Очень жаль

            • Анонимно
              25.12.2017 16:29

              При чем тут ВБ и татары, которые появились только при переписи Мюллера, а до этого о них никто и не слыхивал.

              • Анонимно
                25.12.2017 21:35

                Историю знать надо. Татары - это тюркский народ предками которого были тюрки-кипчаки,
                известные под именем волжские булгары. Татарами, нас стали называть русские гораздо позднее после распада Золотой Орды.

        • Tatar Хайпер
          25.12.2017 10:19

          резкими в таких вопросах быть уж точно не стоит

          • Анонимно
            25.12.2017 11:19

            Докажите, что была татарском письменность в Монгольской империи. В принципе, не так давно...15 век.

            • Анонимно
              25.12.2017 12:10

              Всё монгольское не нужно отвергать,его нужно сближать,и пора уже установить в Татарстане серию памятников нашим предкам чингизидам,в частности великому нашему отцу Великому Чингизхану.

              • Анонимно
                25.12.2017 12:48

                Никто и не отвергает, кроме вашей этнократии. Вот уже и в учебниках по истории эти скрепы не сохранили))

              • Анонимно
                25.12.2017 13:47

                С начала в Казани нужен памятник Улуг Мухамеду - основателю Казанского ханства.

                • Анонимно
                  25.12.2017 14:54

                  И памятник Ивану Грозному, который положил конец агрессивной внешней политике Казанского ханства и спас от казанцев Сююмбике, выдав зеё замуж за касимовского хана Шаха Али

                  • Анонимно
                    26.12.2017 11:18

                    Татары называют его Явыз Иван (Иван Злодей). Никаких памятников злодею. Агрессивной была политика Московии, которая постоянно совершала набеги на татарские земли.

              • Анонимно
                25.12.2017 14:34

                монголы - Чынгызхан. Странные монголы - назвали своего главного не помонгольский , а по -татарский (тюркский). что с ними случилось? по Лаврову - либо монголы, либо сказочники про монголы.

            • Анонимно
              25.12.2017 13:25

              В 15 веке Монгольской империи не было. Она просуществовала около 25 лет только при жизни Чингисхана в начале 13 века.

            • Анонимно
              25.12.2017 13:27

              В Монгольской империи Чингисхана ( нач. 13 века) письменным (литературным) языком был тюрко-уйгурский язык.

            • Анонимно
              25.12.2017 13:43

              Не было монгольской импери. Через Такла-Макан и Гоби тысячные войска с провизией не могли продвинуться даже 100 км, ибо без воды долго не выдержишь. Об этом только ленивый не пишет, а вы все талдычите "монгольская империя..."

              • Анонимно
                25.12.2017 14:57

                Не нужна она нам Монгольская империя.

                С 6 века на соврем. терр. РФ были Тюркский каганат, Золотая Орда, есть их преемники - современне тюркские народы РФ - 1400 летняя история. Этого вполне достаточно.

            • Анонимно
              25.12.2017 13:45

              В 15 веке в одной четвёртой части Империи Чингисхана - Золотой Орде был средневолжский тюркский язык на базе кипчакско-половецкого диалекта.

            • Анонимно
              25.12.2017 13:45

              Татарская письменность-это руны,потом старо-татарский язык.Ваших предков и близко не было,когда существовала татарская письменность.

            • Анонимно
              25.12.2017 18:56

              /Докажите, что была татарском письменность в Монгольской империи./
              Зачем, кому?

              • Анонимно
                25.12.2017 20:29

                К тому, что не существовало татарской письменности.

                • Анонимно
                  25.12.2017 21:10

                  К тому же и нет никаких исторических документов написанных самим татарами. У все великих и не великих народов есть. А у них ,нет(юк). Все ссылки о себе на другие источники.

        • Анонимно
          25.12.2017 13:20

          "Кодекс куманикус" написан на мишарском диалекте, а не заказанском наречии, которого мы сейчас (с 1920 года) считаем литературным языком всех татар.

        • Анонимно
          25.12.2017 18:49

          /Нам ваш заказанский литературный язык не нужен./
          Ну почему же, нужен любой диалект, они все взаимообогащают татарский язык. Плохо, что никто не обобщает и не систематизирует диалектное богатство татарского языка в практических целях. Когда это начнёт делать кто-нибудь, например, АН РТ?

        • Анонимно
          26.12.2017 14:53

          "Основная особенность мишарского диалекта заключается в сохранении древних форм, присущих современным кипчакским языкам, а также древнетатарскому литературному языку (Википедия)"
          Правильно,поэтому мишарам легче понять другие тюркские языки(узбекский ,казахский,турецкий.ногайский,кумыкский),чем говорящим на казанском диалекте.))))

      • Анонимно
        25.12.2017 10:21

        Почти все населенные пункты за пределами Татарстана, сохранившие язык-мишарские! Это в окружении русских, чуваш, мордвы и др. А в в так называемых"татарских" казанских татар язык исчезает!

        • Анонимно
          25.12.2017 11:03

          Прагматики))) ничего не поделаешь.

          • Анонимно
            25.12.2017 14:45

            Этник яктан чиста канлы халык юк. Юкны эзләмәгез, булганын саклагыз.

          • Анонимно
            25.12.2017 14:52

            Булгарлар Төрки каганаттан 7 гасырда, кыпчаклар 11 гасырда, ә Урда төркиләре 13 гасырда Идел-Йортка килгәннәр. 800-1400 ел төрки-татарлар угро-фин халыклары арасында. Инде аерылмаслык булып буталганбыз.
            Юкка бүлешмәгез.

        • Анонимно
          25.12.2017 11:46

          Самые цивилизованные и культурные татары как показывает практика,это наследники древних тептярких родов,территорий восточных провинций Татарстана и какая то часть башкирских земель,ученные,деятели культуры и искусства,общественные деятели,люди со свободным мышлением,а вот например заказанские татары(Арск,Атня,Балтаси) полная противоположность,чувствуется зажатость,скованность и равнодушие.Что касается мишар,то ментальность у них угорская,что заметно в поведении,быту и даже в употребляемой пище.

          • Анонимно
            25.12.2017 12:08

            Мишары никакого отношения к настоящим татарам тюркам не имеют,это финн-угорское племя в своё время вынужденно примкнувшее к татарам тюркам,чтоб как то спастись от монгольских оккупантов...

            • Анонимно
              25.12.2017 13:13

              Самый тупиковый путь в сохранении самобытности - поиск "настоящего татарина". И очень напоминает изыскание истинных ариев.

            • Анонимно
              25.12.2017 13:17

              Татар халкын бүлмәгез.

            • Анонимно
              25.12.2017 18:15

              120 08 У мишар ни в чем татарского нету. Хотя есть одно общее ,религия.Если есть ,кто со мной не согласен.Пусть опровергают.

            • Анонимно
              25.12.2017 19:09

              /Мишары никакого отношения к настоящим татарам тюркам не имеют,.../
              Это те, кто в вашем сознании таким образом определяются или есть какая-то конкретика?

              • Анонимно
                25.12.2017 19:21

                Язык , одежда ,еда ,танцы . Конину не ели ,до революции , то есть не степняки . Сабантуй не праздновали ,не степняки .Одежда и танцы не татарские.Язык , тоже .

                • Анонимно
                  26.12.2017 15:06

                  "Язык , одежда ,еда ,танцы . Конину не ели ,до революции , то есть не степняки . "

                  Мишары не ели конину,ничего смешнее не слышал. ))))Посмотрите сюжеты в Интернете про селения нижегородских татар,там большие табуны коней прямо в центре села пасутся, а в Татарстане только куры в центре сел гуляют(и
                  еще свиньи у кряшен).
                  Впервые в девяностые годы традиционнуюконскую колбасу(казылык,казы) в Казань стали привозить и продвигать нижегородские мишары.)))
                  До этого я ее только в Средней Азии покупал у казахов. ))))

                  • Анонимно
                    26.12.2017 15:45

                    15 :06 Вам ответ. Ничего смешнее вашего коммента я не читал.Ей Богу. Сейчас и татары едят свинину ,они тоже их раньше выращивали и ели ? И русские стали есть конину ,раньше не ели. В России начали Страусов выращивать и продавать , что и их тоже ели наверное испокон веков. Выращивать и продавать ,это не означает их кушать. Исторические моменты своим ; докладом ; не изменишь.

                  • Анонимно
                    26.12.2017 15:47

                    автор от 15-06 Любезнейший ! В одной татарской деревне парень -татарин уже много лет выращивает и продает свинину. Татары тоже ели и едят свинину?

                    • Анонимно
                      26.12.2017 16:57

                      В одной татарской деревне парень -татарин уже много лет выращивает и продает свинину.
                      Он,скоее всего, не мусульманин,а кряшены всегда разводили свиней.
                      Или бывший коммунист,а теперь поклонник Тэнгре,как блогер Сиразин.

                      • Анонимно
                        26.12.2017 17:04

                        Чистопольский татарин, обеспечивает салом всех христиан и мусульман.

                      • Анонимно
                        26.12.2017 17:08

                        16 57 У этого парня копченое сало отменное ,во рту тает.Все нахваливают и говорят . Ай да татарин , айда молодец.

                • Анонимно
                  26.12.2017 17:06

                  Конину не ели ,до революции , то есть не степняки . Сабантуй не праздновали ,не степняки .

                  Конину мишары всегда ели, Сабантуй (Сабан-плуг)-праздник скорее земледельцев,а не степняков.
                  Все финно-угры -лесные жители,хорошо разбираются в грибах и употребляют в пищу, у бывших степняков-мишар этого практически нет и даже слов для названий грибов нет.
                  Если не согласны,подскажите пожалуйста, как на мишарском (не казанском)диалекте будет-рыжик.сыроежка,груздь,лисичка,подосиновик,белый гриб,опенок.))))

                  • Анонимно
                    26.12.2017 17:22

                    Они раньше и лук и картофель не выращивали . А грибы не ели ,религия была против.

                    • Анонимно
                      26.12.2017 22:46

                      Они раньше и лук и картофель не выращивали . А грибы не ели ,религия была против.
                      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/367984

                      Картофель в России стали выращивать только по приказу Петра Первого.
                      А что касается запрета в исламе на употребление в пущу грибов,вы просто не в курсе дела.
                      "Для мусульман грибы считаются халяльным продуктом. Их употребляют в пищу и арабы и иные народы, исповедующие Ислам. И не стоит обращать внимание на тех, кто пытается утверждать обратное. Потому что, превращая в харам неядовитые грибы, пригодные к употреблению в пищу, тем самым мы противоречим призыву Всевышнего. В Благородном Коране в суре «аль-Маида» в 87 аяте сказано: «О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые Аллах сделал дозволенными для вас, и не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников». Поэтому нам следует довольствоваться тем, что ниспослал нам Всевышний, в том числе, и такими полезными продуктами, какими являются грибы и благодарить Аллаха за это. Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы и рекомендации»
                      "Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух! Грибы есть можно. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: الكمأة من المن، وماؤها شفاء العين «Гриб — из милости Аллаха (манны), а вода его — лекарство для глаз.» («Сахих аль-Бухари», хадис 4639, передал Са'ид бин Зайд) [1] Примечание: некоторые дикорастущие грибы ядовиты и вредны для здоровья, поэтому следует проявлять осмотрительность и употреблять только те грибы, которые обычно можно увидеть в продаже. А Аллах знает лучше. Уассалам. Муфтий Сухайл Тармахомед Джамиат-уль Улама".

                      • Анонимно
                        27.12.2017 10:11

                        22-46 Вы хоть знаете ,когда татары в Татарстане начали кушать грибы? С каких годов? Когда религия ,стала опиумом для народа. Да что там грибы ,даже свинину уже рекомендуют и уже должен быть в рационе . Почитайте!!!
                        /////Итак, цитируем учебник Российского исламского института на случай заболевания бронхитом: «Растопить свиное сало (кишечное), прокипятить, охладить. Столовую ложку сала принимать в стакане горячего молока или сливок» (стр.11). Второй рецепт учит будущих служителей ислама лечить бронхит, если не дай Аллах, он кого постигнет, при помощи свиного смальца, который, видимо, также помогает быстро вернуться в строй к религиозной проповеди и чтению Св. Корана нараспев.
                        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/366438?utm_source=push&utm_campaign=comments&utm_medium=push#comment3994136

                  • Анонимно
                    26.12.2017 17:29

                    Наряду с земледелием, в мишарском хозяйстве занимает большое место животноводство. В XVI—XVII вв. оно имело большой удельный вес, но впоследствии, как и у других народов края, оно стало приобретать обслуживающий земледелие характер. Уровень присутствия в пище мясо-молочной продукции не снижался. Большое значение имели овцы (куй), которых держало большинство мишарей. Молочное скотоводство и овцеводство являются древними отраслями хозяйства, как и производное от них ткачество.

                    Пчеловодство имеет так же древние корни, с чем связаны придания и приметы (запрет продажи улей и т. п.). Мед используется в обрядах и ритуалах[4]. \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ А из праздников праздновали Науруз. А не Сабантуй.

            • Анонимно
              25.12.2017 21:42

              Еще как имеют, ведь мишаре - это органическая часть современного татарского народа, в жилах которых течет та же булгарская (тюркская) и финноугорская кровь, что и в остальных татарах. Есть диалекты, есть несколько групп татар, все они и образуют единую татарскую нацию.

              • Анонимно
                25.12.2017 22:03

                А в каких еще татарах ,как вы пишете .Течет финноугорская кровь. В крымских, в сибирских тоже?

          • Анонимно
            25.12.2017 19:06

            /Самые цивилизованные и культурные татары как показывает.../
            Это похоже на популярную индуктивную логику и поиск "кого-то со знаком качества".
            /Что касается мишар,то ментальность у них угорская,.../
            Всех определили, кого куда.

            • Анонимно
              25.12.2017 19:26

              ((Всех определили, кого куда.))
              Да, не все-татары. А вы хотите сказать ,все-татары.

              • Анонимно
                26.12.2017 20:04

                /Да, не все-татары. А вы хотите сказать ,все-татары./
                Хочу сказать, что надо быть тоньше и не нам с вами решать кто татарин, а кто нет. И, да, хочу ещё сказать, что все, кто говорит на татарском языке - татары, все, осознающие себя татарами - татары.

                • Анонимно
                  26.12.2017 20:15

                  Да что то, не очень то хотят очень многие себя татарином ощущать. Так называемые Сибирские татары , про себя говорят ,Себерле.А Крымские татары , Кырымлы.

        • Анонимно
          25.12.2017 14:40

          Казан татарлары тел ягыннан көчсез булып чыктылар. Телне бик тиз югалта баралар.

        • Анонимно
          25.12.2017 14:41

          Казанда татар теле кимү бөтен татар халкына зур фаҗига.

        • Анонимно
          25.12.2017 14:41

          Казан татар башкаласы ролен үзенә алды, әммә тарта алмый.

        • Анонимно
          25.12.2017 14:43

          Казан инновацияләр һәм спорт ярышлары белән мәшгуль, татар мәсьәләсе онытылды.

      • Анонимно
        25.12.2017 14:39

        Барыбыз да татарлар, мишәрләр - көнбатыш татарлар.

    • Анонимно
      25.12.2017 09:44

      Вы были на этом концерте ? Мы да. Грандиозно, шедеврально,великолепно,до слез. Огромная благодарность.

      • Анонимно
        25.12.2017 09:51

        Ничего удивительного. Музыка для того и существует, чтобы при помощи вибраций воздействовать на эмоции.

      • Анонимно
        25.12.2017 10:07

        Вот чем ваш народ отличается, так это мгновенной переменой психического состояния. Тонкослезые.

    • Анонимно
      25.12.2017 10:17

      Мы вас понимаем)) Они же пуп вселенной, и они деградируют от вседозволенности и плохой грамотности.

  • Анонимно
    25.12.2017 09:33

    Цель этого действа какая?

  • Анонимно
    25.12.2017 09:42

    Цель этого действа какая?

  • Анонимно
    25.12.2017 10:04

    Эйленкриг не знает татарской песенности. Ганеева не знает джаз! Как хорошо, что в Казани есть разговорчивый музыкант, который знает и то, и другое!

  • Анонимно
    25.12.2017 10:17

    О! Она правильно сказала! Если детей учить петь песни на татарском языке, они каждое слово в тымясу раз лучше запомнят

    • Анонимно
      25.12.2017 11:09

      Нет данных по данному вопросу. Есть дети, которых музыка не трогают. Не занимайтесь дилентантизмом.

  • Tatar Хайпер
    25.12.2017 10:18

    Да, звучание у наших песен особенное!

  • Анонимно
    25.12.2017 10:22

    Было очень круто и вдохновенно, тепло и празднично. Спасибо, уважаемая Миляуша Амировна, за лучший музыкальный перфоманс 2017 в моей личной коллекции!
    Отважная женщина, поскольку говорила со сцены о том, о чем скалоподобные мужчины говорить боятся. А еще мудрая, поскольку нашла тот единственный путь, который способен соединить расползающуюся ткань многонационального единения в Республике - через культуру и общечеловеческие ценности!
    Не счесть сколько татар поют на русском языке, и я ни одного не могу обвинить ни в чем, но когда Полина Кузина (4 фото сверху) старательно и волшебно выводила "... могҗиза иле", ком в горле накатил и пришлось заморгать - вдруг оказалось, что русская девчушка может яснее и искреннее донести до нас, татар, то, каким сокровищем мы обладаем и чего можем потерять...

  • Анонимно
    25.12.2017 11:36

    Ура! Наконец-то выходим на правильный путь! Открываемся миру а не замыкаемся в своем фольклоре. Воспеваем язык а не зубрим. Браво! Появилась надежда на сохранение татарского языка.

    • Аглиуллина
      25.12.2017 16:00

      Да да) можно еще кружки татарского языка организовать бесплатные для татар. Чтобы после учебы можно было ходить, к в музыкальные школы

      • Анонимно
        25.12.2017 17:59

        Товарищ Аглиуллина !! Все упирается в деньги. Пусть поднимут руки ,кто согласен вести кружок , то есть работать бесплатно.Вас конечно я запишу самой первой.

  • Анонимно
    25.12.2017 12:43

    Какой доход в бюджет РТ принесло это действо?

  • Анонимно
    25.12.2017 12:46

    Зрители где на этой ярмарке тщеславия?

    • Аглиуллина
      25.12.2017 16:01

      Вы бы шли уже своей дорогой. Добились отсутствия татарского в школах - молодцы. Мы пытаемся найти способ сохранить культуру другими средствами. Так что, хватит критики.

      • Анонимно
        25.12.2017 16:25

        Не у вас одних культура. Почему за счет всего общества концерт? Где представители других народов?

      • Анонимно
        25.12.2017 16:58

        Верните деньги в бюджет. За нецелевое использование на татарский язык должны быть наказаны конкретные растратчики.

        • Анонимно
          25.12.2017 20:15

          Не стоит быть кровожадным!
          Вложения в культуру - это правильные вложения.

          • Анонимно
            25.12.2017 20:25

            Нам нет дела до культуры одних. Мы за общенародные ценности. А это не только и не столько т.н.татары.

      • Анонимно
        25.12.2017 20:19

        Нас татарский не напрягает. Знаем как сдать его экстерном или иметь прочерк в аттестате напротив названия предмета. Читать законы надо и понимать, это не песни распевать ничего не зарабатывая.

  • Анонимно
    25.12.2017 15:00

    Хорошо что поют и радуются. Это лучше, чем то навязывание татарского языка , которое было. Так держать!!!

  • Аглиуллина
    25.12.2017 15:59

    Прекрасно! Нам нужно больше концертов на татарском устраивать и сделать льготные билеты школьникам в татарские театры, и на татарские концерты. Водить детей туда в качестве развлечения, как в оперу и филармонию. Пусть с детства приобщаются

  • Анонимно
    25.12.2017 18:01

    Аглиуллина ! Вы в сказку попали или сон видите?

  • Анонимно
    25.12.2017 20:10

    Миляуша молодец!
    Не философствует на темы языка, а эффективно работает на татарскую культуру, на нашу республику и страну!
    Спасибо!

  • Анонимно
    25.12.2017 20:29

    Миляуша Таминдарова , это для меня эталон талантливого руководителя ,прекрасной и обаятельнейшей татарской женщины.Она очень интересный и грамотный собеседник .Была передача с ее участием. 2 часа сидел и не отрываясь смотрел на ее , на ее энергетику.Извините , это лично мое мнение . И больше в жизни таких женщин не встречал и не видел.

  • Анонимно
    26.12.2017 02:07

    "За татарский язык бороться не нужно", "все споры о родном языке исчерпаны".

    И зачем нам ваши 25-кадры в наше подсознание?

    Ничего не исчерпано. Все только начинается.

    Уже с десяток человек знаю, кто как пока может ТЕПЕРЬ принципиально говорит на татарском.


  • Анонимно
    27.12.2017 11:12

    с 1 сентября 1992 года по 1 четверть 2017 года учили три часа татарский язык и два часа татарскую литературу , поэтому 5 часов в неделю. Со 2 четверти 2017 года учат два часа татарский язык и один час татарскую литературу - три часа в неделю.. Кто учил три часа татарский язык и два часа татарскую литературу русскоязычные и татарские дети везде разговаривают по татарски, им сейчас от 17 лет по 32 года.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen