Итоги 2017 года 
5.01.2018

Степан Демура: «Биткоин – не просто финансовая пирамида, а скорее банальная афера»

Известный трейдер о том, почему любые российские активы «токсичны», а мир в 2018 году сползет в «величайшую депрессию нашего времени»

«Грядет кризис а-ля 2008 год, только длиться он будет не несколько месяцев, как тогда, а полтора-два года», — предупреждает экономист-аналитик Степан Демура. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал, почему в рушащемся мире для него надежны только наличные доллары, можно ли отсрочить новое падение цен на нефть, когда опустел резервный фонд РФ, рухнет ли китайская экономика и насколько трудно превратить биткоины в реальные деньги.

Фото: скриншот Фото: скриншот

«ЗА ГОД-ПОЛТОРА НЕФТЬ ПОДЕШЕВЕЕТ ДО 12 ДОЛЛАРОВ ЗА БАРРЕЛЬ»

— Степан Геннадьевич, нефть в этом году заметно выросла в цене. На это повлияло только решение ОПЕК и России о сокращении добычи или еще какие-то факторы сыграли свою роль?

— Говорить про рынок нефти на общечеловеческом языке трудно.

— Давайте на языке нефтетрейдеров.

— Тогда получается так: биржевой график нефти должен был нарисовать повышательную коррекцию на уровень 61–62 доллара за баррель по техасской «легкой» нефти (сейчас чуть выше $58 за баррельприм. ред.). Вот нефть эту коррекцию сейчас и «рисует». Почему это происходит? Фундаментальных объяснений теперь много, начиная от курдов в Ираке, которые решили объявить о независимости и заодно сократить поставки иракской нефти на мировой рынок со своими «смешными» 600 тысячами баррелей добычи в день, причем эту нефть покупают турки по не менее «смешным» ценам, заканчивая, как у нас любят говорить, «геополитическими рисками на Ближнем Востоке и в Персидском заливе». И тому подобное.

На самом деле фундаментальные причины локального роста цен на нефть состоят в другом: ликвидности на глобальных рынках пока еще много, деньги дешевые. При этом нефть какое-то время была, скажем так, не очень любимым инвесторами активом, соответственно, была перепродана по отношению к остальным активам. Однако уже сейчас она перекуплена по отношению к другим рынкам.

— То есть вы считаете, что рост цен на главный российский экспортный товар был временным и вскоре мы увидим падение цен на нефть?

— Я не думаю, что нефтяной рынок уже показал верхи этой повышательной коррекции. Как я уже сказал, Light Sweet еще покажет 61–62, даже 63 доллара за баррель. Но на этом отскок цен завершится, рынки пойдут на локальные минимумы цены на нефть.

— И какие ориентиры будущей понижательной коррекции?

— Нефть подешевеет (американская Light Sweet) до 12 долларов за баррель, вторая цель — 9 долларов.

— Настолько сильно нефть, наверное, подешевеет не за один присест. Как постепенно будет падать цена барреля?

— Я думаю, это займет год-полтора.

— На такое сильное падение нефтяных котировок повлияют чисто спекулятивные движения капитала или есть какие-то фундаментальные факторы?

— Давайте определимся. То, что обычно называют фундаментальными факторами, — это новостной шум, который к движению рынков обычно никакого отношения не имеет. Рынки живут своей жизнью. У них своя динамика, которая зависит от шальных (дешевых) денег и от настроений инвесторов. Так вот в ближайшее время с дешевыми деньгами будут проблемы. Не потому, что банки будут поднимать кредитные ставки, а просто начнется сжатие ликвидности в глобальном масштабе, грубо говоря, крах всех рынков. И соответственно, когда происходит крах всех рынков, ликвидируются все позиции во всех инвестиционных портфелях, в том числе и в привязанных к нефти. Грядет кризис а-ля 2008 год.

«КИТАЙЦЫ ВСЕГДА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ ОТСТАВАЛИ ОТ ЗАПАДА И ВСЕГДА БУДУТ ОТСТАВАТЬ НА ДВА-ТРИ ПОКОЛЕНИЯ»

— В 2008-м триггером был крах американского ипотечного рынка и лопнувшего на ипотечных бумагах инвестбанка Lehman Brothers, а сейчас что станет спусковым крючком нового кризиса?

— Сейчас с таким же успехом спусковым крючком может стать Китай, потому что это страна, которая поставила в силу нехватки прозорливости своего руководства крупнейший эксперимент в кейнсианстве за всю историю человечества. В Китае самая крупная банковская система. Там активы банков составляют порядка 53 триллионов долларов. 30 процентов из этих активов плохие. Этого вполне достаточно для глобального кризиса.

— Так что, слишком много китайские банки кредитов предприятиям в КНР раздали?

— Да, слишком много кредитов и слишком слабая экономика в Китае. Обслуживать эти кредиты китайским компаниям и гражданам нечем. Поэтому, когда у вас все рынки готовы расти или падать, достаточно любого триггера. Все что угодно может вызвать это движение.

— Китайцы сами додумались раздуть кредитный пузырь на 50 триллионов или им кто-то подсказал?

— Китайцы — очень своеобразный народ, не особо прозорливый и очень азартный. Они просто тупо копируют все, что в свое время делали на Западе, не особо задумываясь о последствиях. Китайская компартия сказала про рост ВВП на 8 процентов в год, они его и делают. В этой стране ударными темпами нагоняют кредитную массу. Когда вы за два квартала вкачиваете в экономику кредитов на 50 процентов ВВП, то, наверное, в Китае что-то не так с экономикой или с Центральным банком.

— И это при том что китайский экспорт вслед за спросом в мире на китайские товары падает...

— Да, спрос сокращается, стоимость рабочей силы в Китае выросла, причем очень сильно. Если к этому добавить логистику по транспортировке товаров, то на европейском и американском рынках они становятся все менее и менее конкурентными по сравнению с теми товарами, которые производятся, скажем, в странах Восточной Европы, а в Соединенных Штатах — на роботизированных фабриках. То есть китайские товары в мире становятся неконкурентоспособны, а внутренний спрос в Китае развить не успели или не смогли. Хотя Коммунистическая партия Китая всячески декларировала эту цель с 2000 года. Но если вы посмотрите на долю внутреннего спроса в ВВП Китая (по официальной статистике), то она все это время сокращается.

— Но сейчас власти КНР говорят о строительстве роботизированных фабрик в самом Китае. Это китайский ответ Западу и лично Дональду Трампу, который заставляет американские компании переносить производство обратно в Штаты?

— Китай называют мировой фабрикой. Это так, но надо отдавать себе отчет, что есть две очень важные составляющие этого статуса КНР. Первая: китайцы всегда технологически отставали от Запада и всегда будут отставать на два-три поколения. Второе: они производят товар с низкой добавленной стоимостью и при этом экологически «грязный». Его производство уничтожает окружающую среду. Конечно, такое производство никто из развитых стран к себе переносить не будет. Возьмем в качестве примера айфон. Его рыночная цена в среднем где-то 850 долларов. 10–15 долларов оставляет себе Китай, где эти смартфоны собирают, остальное забирает Apple. Почему? Потому что у Apple высокие технологии и ноу-хау, а Китай — это просто фабрика по сборке «игрушки».

— Выхода у Китая из этой неприятной для него ситуации нет?

— Выхода нет. Тут причины в национальном характере, уровне образования, даже в генетике, а также в принципах организации китайского общества. Тоталитарные общества на креатив не способны в принципе.

«ПЕРВАЯ ВЕТКА «СЕВЕРНОГО ПОТОКА» СТОИТ ЗАПОЛНЕННАЯ ГАЗОМ ЛИШЬ НАПОЛОВИНУ. ЗАЧЕМ НАМ ВТОРАЯ?»

— Мировой кризис, связанный со сжатием ликвидности, о котором вы говорите, может произойти в рамках 2018 года?

— Он начнется в 2018 году. В наступившем году рынки должны поставить исторические максимумы, затем начнется сползание в величайшую депрессию нашего времени.

— Триггером это глобального кризиса станет Китай?

— Может стать все что угодно. Может стать и Китай, а могут и мобильные или студенческие кредиты в США, пузырь которых стремительно раздувается. А еще кризис может спровоцировать банковская система Европейского союза, которая в таком же плохом состоянии, как и российская банковская система. Это разлагающийся труп.

— Возвращаясь к рынку нефти: трудно отрицать успехи политики российского правительства, заключившего сделку с ОПЕК, поднявшую цену нефти с 40 до более чем 60 долларов за баррель Brent. Почему и далее невозможно удерживать относительно комфортную для производителей цену черного золота, вводя пониженные квоты на его добычу?

— На самом деле российская нефтяная политика — это политика ни о чем. Она не сможет ни предотвратить, ни отсрочить новое падение цен на нефть. За время действия квот на добычу нефть и падала сильно в цене, и росла. Такие вещи, как ограничение добычи некоторыми странами-экспортерами, уже давно не влияют на рынок. Он уже давно чисто спекулятивный. Например, объем торговли нефтяными фьючерсами в десятки раз превышает объемы физических поставок нефти. И потом есть сланцевая добыча в США. Там за последнее время каждую неделю ставят новый рекорд по объемам добычи нефти.

— Когда в ОПЕК и в России поймут, что мы, по сути, отдаем мировой рынок нефти американцам с их растущей сланцевой добычей не только нефти, но и газа?

— Боюсь, что никогда не поймут. Может, только тогда, когда вновь резко упадет цена на углеводороды, в результате чего в российском и саудовском бюджетах образуются огромные дыры.

— Насколько устойчивы сейчас американские сланцевые компании?

— У нас который год «поют» о том, что все американские сланцевые компании — банкроты, однако они живут. Мелкие компании ушли с рынка, остались крупные, которые генерируют денежный поток. Средняя себестоимость добычи сланцевой нефти в США составляет где-то 20–25 долларов за баррель. Эти компании сильно захеджированы по своим рискам. Они спокойно могут пересидеть падение цен на нефть и до 30, и до 20 долларов за баррель в течение полугода-года, поэтому у них достаточно устойчивое положение.

— А логистику поставок сланцевой нефти и газа в Европу американцам наладить удалось?

— Наладили уже. В 2018 году Катар и США введут мощности по производству сжиженного газа на 180 миллиардов кубометров в год. В этих условиях «Газпрому» с его поставками газа в Европу придется несладко. И не только в Европу. Когда недавно Дональд Трамп был с визитом в Китае, американцы подписали контракты на поставку сжиженного газа с Аляски в Китай в огромных объемах.

— Но по цене российский газ, наверное, конкурентоспособнее американского сжиженного?

— Американский газ пусть и незначительно, но дешевле российского, даже с учетом транспортного плеча при поставках в Европу и Юго-Восточную Азию. Кроме того, китайцы протянули четыре газопровода из Средней Азии. Они успешно диверсифицируют поставки топлива в целях энергетической безопасности.

— Значит, правы, получается, российские власти, когда они заявляют о том, что американцы, вводя санкции конкретно против строительства российских экспортных трубопроводов, занимаются нечестной конкуренцией, прежде всего на европейском рынке?

— Американцы действительно будут выдавливать «Газпром» с европейского рынка. Но надо четко понимать, что сжиженный газ конкурентоспособен, несмотря ни на какие политические методы давления. Американцы не будут ничего делать себе в убыток. Так что возможное сокращение поставок российского газа за рубеж — это прежде всего вина менеджеров «Газпрома». Не надо здесь ничего списывать на санкции.

— Вторую ветку «Северного потока» Евросоюз под давлением американцев уже окончательно похоронил или надежда еще остается?

— Не в том проблема, кто что похоронил. У нас первая ветка «Северного потока» стоит заполненная газом лишь наполовину. Зачем нам вторая? Для оплаты выгодных кому-то земляных работ?

— Почему в последнее время российские власти и экспортные компании перестали активно педалировать тему строительства новых трубопроводов для расширения экспорта сырья?

— Потому что уже обожглись на, по сути, провальных проектах с «Силой Сибири», с «Южным потоком», с «Турецким потоком». Это проекты ни о чем, они закономерно проваливаются.

«ЛЮБЫЕ РОССИЙСКИЕ АКТИВЫ ТОКСИЧНЫ. ИХ НЕЛЬЗЯ СЕЙЧАС ВООБЩЕ ТРОГАТЬ»

— В случае такого серьезного обвала цен на нефть, который вы прогнозируете, стоит ли ожидать не менее глубокого провала курса рубля? Или подушка безопасности у российского ЦБ накоплена достаточная, чтобы избежать повторения декабря 2014 года?

— У наших монетарных властей нет никакой подушки безопасности, нет никакой возможности лавировать. У минфина в фонде национального благосостояния осталось 4 триллиона рублей. Это очень мало для поддержания курса рубля. Да к тому же эти деньги нужны на погашение дефицита бюджета и пенсионного фонда. 4 триллиона в течение года проедаются на раз-два. Нам говорили, что резервный фонд закончится в середине 2019 года.

— Уже объявлено, что он закончился аккурат под этот Новый год?

— Да, уже закончился, намного раньше срока.

— Можно прогнозировать параметры возможного снижения курса рубля?

— У рубля в ближайшее время еще должна быть попытка укрепления. Он попытается пробить «сакральный» диапазон в 56–57 рублей за доллар. Не думаю, что получится значительно выше поднять курс рубля. Но дальше неизбежно падение российской валюты. Первая цель — 97 рублей за доллар, дальше — 125 рублей за доллар и даже еще ниже.

— Это будет серьезный удар по российской экономической, да и политической стабильности. Власти очевидно постараются такого сценария не допустить...

— Спасти экономику от обвала не получится, она уже практически встала. Минимальный рост существует только на бумаге.

— Вы как трейдер можете сказать, какие привлекательные активы остаются в России? А то люди нервничают: куда деньги вложить? Даже банки один за другим лопаются, а застрахована лишь сумма вклада до 1,4 миллиона рублей.

— В России привлекательных активов нет.

— Ну, может, хотя бы недвижимость...

— Зависит от того, какая у вас валюта баланса. Если у вас с чувством реальности не все в порядке и валюта баланса у вас — рубли, то стоимость недвижимости в рублях, может быть, и вырастет, а может быть, и нет. Если же у вас более-менее адекватное восприятие действительности, то у вас валюта баланса — это доллары.

— А их вкладывать ни в какие российские активы, включая недвижимость, наверное, не стоит?

— Даже московская недвижимость с начала 2015 года уже в три раза упала в долларовых ценах и будет падать дальше.

— А долговые обязательства государства, выраженные в валюте, — еврооблигации?

— Если вы хотите потерять от вложений процентов 30–40, то вперед. Пусть российские еврооблигации и номинированы в долларах, но их цена вполне может упасть очень сильно. Надо учесть, что сейчас многие активы находятся на своих максимумах по цене. Кстати, это касается не только российских активов. Если кто-то собирается инвестировать на этих максимумах цен, то он явно не на правильном пути. Еще раз: любые российские активы токсичны. Их нельзя сейчас вообще трогать.

«НОРМАЛЬНЫХ ЗАПАДНЫХ БАНКОВ БОЛЬШЕ НЕ ОСТАЛОСЬ. НАДЕЖНЫ ТОЛЬКО НАЛИЧНЫЕ ДОЛЛАРЫ»

— Если говорить не о российских активах, есть что-то новое на Западе, во что стоит вкладывать деньги, — например, в производство электромобилей, которые грозят похоронить нефтяную экономику?

— Во-первых индустрия электромобилей пока никак не влияет на нефтяные цены. Особенно в плане их понижения. В основном электрокары сегодня — это непонятные колымаги с китайскими моторчиками. Для их подзарядки надо сжигать больше нефти, чем сжигают обычные дизельные или бензиновые автомобили.

— Есть Tesla и другие качественные электромобили от американских и европейских разработчиков.

— Tesla на каждой машине теряет 30–35 тысяч долларов. Компания Илона Маска, не говоря уже о всех остальных производителях электромобилей, работает себе в убыток.

— Рынок, наверное, хочет завоевать на будущее.

— Нет, это просто очень неправильный и даже глупый маркетинг. Tesla — это пузырь, который скоро оставит инвесторов без последних портков.

— Еще один очень модный тренд — вложения в так называемые возобновляемые источники электроэнергии — солнечные, ветровые. Насколько это направление прибыльно в плане инвестирования?

— В принципе, это энергетика будущего, но сейчас это невыгодно. Например, в Евросоюзе «чистая» энергетика дотируется из бюджетов стран – членов ЕС. Бюджеты европейских стран, в том числе по причине увлечения «зеленой энергетикой», трещат по швам. Обычная, углеводородная энергетика пока что более выгодна, чем экзотическая. Даже развитым странам, поскольку их бюджеты трещат по швам, придется какие-то расходы резать. Я думаю, резаться одними из первых будут как раз дотации на развитие альтернативной энергетики, а без дотаций это пока убыточная отрасль. Значит, и инвестиции в нее нельзя называть выгодными.

— Тогда на акции каких компаний стоит обратить внимание?

— В 2018 году вкладывать в акции и даже в облигации каких бы то ни было компаний — это смертельно для инвесторов.

— Не только в России?

— В любой стране.

— Тогда, наверное, золото и другие «вечные ценности» будут в наступившем году в цене?

— Доллар прежде всего. И золото, конечно.

— А хранить их надо в западных банках?

— Нет, нормальных западных банков больше не осталось. Надежны только наличные доллары.

— Даже не американские государственные облигации?

— Можно вкладываться в гособлигации США, но только с коротким сроком обращения.

— Вы полагаете, что новый экономический кризис может сильно затронуть и американскую экономику?

— Конечно, это будет глобальный кризис, который затронет всех. Это будет как в 2008–2009 годах, только новый кризис будет длиться не несколько месяцев, как тогда, а полтора-два года.

— Обычно во время таких кризисов инвесторы убегают в защитные активы, а это прежде всего американские гособлигации. На это раз тоже будет так?

— Нет, инвесторы обычно никуда не убегают. У настоящих инвесторов нет своих денег, только долги. Все их активы куплены в долг. Деньги никуда не бегут во время кризиса, потому что их просто нет. Инвесторы в случае форс-мажора просто сбрасывают свои активы по любым ценам, чтобы расплатиться с долгами.

«ОСНОВНЫЕ ИНВЕСТОРЫ В БИТКОИН —– ЭТО ЯПОНСКИЕ МУЖЧИНЫ В ВОЗРАСТЕ ОТ 35 ДО 50 ЛЕТ»

— Самая популярная сейчас и не только в финансовом мире тема — это, конечно, криптовалюты. Не буду спрашивать, насколько выгодно вкладывать в них. На ваш взгляд, в принципе это правда, что можно инвестировать в непонятно что под названием «Биткоин» и заработать около 1500 процентов годовых (именно на столько подорожал биткоин за этот год)?

— Инвестировать можно во что угодно. Что касается сумасшедшей доходности биткоина, она отображается только на экране монитора компьютера, а никак не в реальности. В реальной жизни я сильно сомневаюсь, что вы сможете вернуть даже те деньги, которые от большого ума вложили в криптовалюту. Если буквально все, вплоть до домохозяек, начинают говорить о каком-то активе как о возможности немедленно озолотиться, это означает, что от этой темы и этого актива надо бежать как можно дальше. Биткоин надо либо шортить, то есть продавать производные инструменты, привязанные к криптовалюте, которые сейчас появились, либо бежать от этой темы как от огня.

— Может ли какой-то актив непрерывно дорожать? График биткоина до самых последних дней 2017 года, когда произошел обвал его курса, представлял собой свечу, направленную вертикально вверх. Как такое возможно?

— Я вам по этому поводу анекдот расскажу: «Брокер, как обычно, разводит клиента и говорит ему: „Есть такая-то суперкомпания, которая с технологиями будущего завоюет весь мир“. Клиент проникся и говорит: „Ну купи мне на 5 миллионов долларов акций“. Брокер купил, клиент посмотрел: оп, стоимость компании выросла на 30 процентов. Теперь он звонит брокеру: „Купи еще на 50 миллионов долларов“. Компания выросла в цене в 4 раза. Клиент подумал: „Нормально, сделал хороший доход“. Звонит брокеру: „Продавай“. На другом конце сначала тишина, потом вопрос: „Кому, сэр?“». Вот то же самое и с биткоином происходит. Сейчас капитализация биткоина — несколько сотен миллиардов долларов, 300 миллиардов, если быть точным. Вот эта капитализация была обеспечена притоком реальных денег в размере не более 10 миллиардов долларов.

— Откуда взялись эти 10 миллиардов, которые надули пузырь криптовалюты?

— Сначала были азартные китайцы. Сейчас основные инвесторы в биткоин — это японские мужчины в возрасте от 35 до 50 лет, которые раньше торговали контрактами на валютном рынке Forex. После этого у меня никаких вопросов к этому «активу» нет.

— На Forex эти японские мужчины погорели?

— Кто их знает. Никакой реальной статистики рынка Forex, как, впрочем, и биткоина, нет. Это не просто высокоспекулятивные рынки. Они, по сути, неликвидны, там легче потерять все деньги, чем хоть что-то заработать. Но это объясняет, почему биткоин растет вертикально вверх. Рынок криптовалют, повторю, очень неликвидный. Это первое. Второе: сейчас очень много проблем с криптовалютными биржами, где, собственно, и можно купить или продать биткоин. Только что всплыла кверху брюхом крупнейшая биткоин-биржа в Южной Корее. Именно поэтому на экране монитора у вас может быть любая прибыль в тысячи процентов годовых, но попробуйте этот компьютерный код превратить в реальные деньги!

— Криптобиржи почему-то не показывают ни объемов дневных торгов, ни вообще какой бы то ни было статистики, только курс самой криптовалюты, который неизвестно как формируется. Это как понимать?

— Это так же, как на «кухне» Forex, где тоже показывают только курс, скажем, доллара. Угадали вы его — заработали, не угадали — потеряли. Такие конторы принципиально не показывают объемы торгов, потому что они очень маленькие.

— Это что же, криптобиржи просто «рисуют» цену того же биткоина, беря ее с потолка?

— Не совсем так. По этим котировкам проходят реальные сделки, но так называемые сделки-пари, по которым «бумажная» прибыль или убыток просто висит у вас на экране компьютера, не более того.

— Получается, вся «торговля» криптовалютой сродни ставкам в казино?

— В общем, да. Это Forex-«кухня». Если вы из такой «биржи» попробуете вывести существенную сумму реальных денег, вам, во-первых, никто ее не отдаст, а во-вторых, если отдаст, то «биржа» тут же разорится.

— Все криптобиржи и криптокошельки таким же образом устроены?

— Смотрите, у вас что-то есть на этом криптокошельке. Оно в теории стоит столько-то долларов. Вы хотите это продать, значит, вам нужно найти покупателя. Это первое. Хорошо, предположим, покупателя вы нашли. Но тут возникает вопрос, как вам реальные деньги за биткоины получить. Вот в чем проблема. У меня вопрос к основателям всех этих криптокошельков: вы мне объясните, как я увижу свои деньги, если никаких их следов, документально зафиксированных в легальной финансовой системе, нет и в помине. Когда я на бумаге продам биткоины, мне же просто скажут: до свидания, ничего не знаем. Только что, правда, фьючерсы на биткоин появились, которые по крайней мере торгуются на регулируемых государством площадках. Единственный способ попытаться заработать на криптовалюте — торговать через них.

— Вы сами поиграть на биткоине не пробовали?

— Нет, я уже человек старый и люблю спать спокойно. Зачем мне такие экстремальные эмоции, когда я спокойно могу зарабатывать деньги на легальных рынках?!

— Основатель «ВКонтакте» и Telegram Павел Дуров признался, что купил немного биткоинов, которые стоят теперь 35 миллионов долларов. Правда, не говорит, может ли он их продать и купить что-то полезное...

— Говорить можно много чего. Я, когда изучил этот вопрос, понял, что биткоин — не просто финансовая пирамида, а скорее банальная афера. Мне никогда в таких вещах не везло, чего лишний раз испытывать судьбу.

— Может, так называем майнинг, то есть добыча криптовалюты, — более надежный способ заработка?

— Это более приземленная вещь, но майнинг становится все дороже и дороже. Какое-то время можно быть в прибыли, но потом любое резкое колебание на криптобирже — и все, вы в убытке из-за огромных расходов на электроэнергию и графические процессоры, необходимые для майнинга.

— А проблем с тем, как продать добытый биткоин, нет?

— Его у вас купят, хотя тоже есть вопрос, как из криптовалютной системы вывести реальные деньги. Еще раз — это лохотрон. Мавроди локти себе кусает, что такую золотую жилу первым не открыл. На самом деле это было уже много раз в истории: американские доткомы в 1990-е, тюльпаны в Голландии в XVII веке, это были серебро, золото, нефть, которая приблизилась к цене в 150 долларов за баррель, а потом камнем вниз летела. Графики всех этих финансовых лихорадок даже идентичны, если смотреть на сопоставимых отрезках времени. Конец всегда один. Разница с биткоином в том, что на той же нефти и даже тюльпанах можно было хорошо заработать и вывести деньги, поскольку все это делалось через легальные биржи. В случае с биткоином еще накладывается тот фактор, что ваша «бумажная» прибыль легко может до вас не дойти, а потеряться по дороге. Так называемые инновации с новыми активами, которые переживают вертикальный рост, всегда происходили перед крахом такого актива. Сейчас уже налоговое управление США добралось до всех этих криптокошельков. Никакой анонимности в мире криптовалют скоро не останется.

— Депутаты Европарламента закон примут вскоре о регистрации всех владельцев биткоинов...

— Конечно, все зарегулируют. Если вам нужны острые ощущения, на солидной Нью-Йоркской бирже торгуется куча бросовых акций с такой же «ликвидностью», как у биткойна. Называется это «акции с микрокапитализацией». Они за час позволяют увеличить вложения в 3–4 раза и столько же потерять. Торгуйте ими на здоровье. Все легально, просто, деньги свои, которые останутся, вы выведете, а адреналина столько же.

— Значит «цифровому золоту», которым называют биткоин, вы предпочитает обычный желтый металл?

— Безусловно. Золото в ближайшее время может немного подешеветь, но затем начнет расти в цене, потому что золото — это реальные деньги, как бы нас ни убеждали в обратном. Золото всегда было деньгами, деньгами и останется. Что же касается «цифрового золота», то приходится признать, что интернет — это по большому счету зло, потому что 3 миллиарда ничего не смыслящих в экономике людей получили возможность изливать свои финансовые фантазии на публику, они накупили бросовых активов и по определению должны доказывать с пеной у рта, что биткоин и все прочее барахло должны расти в цене, и будут это доказывать, пока их банковский счет не обнулится.

— Насколько серьезен феномен программистов и математиков, которые вдруг решили создать свой, альтернативный финансовый мир со своей валютой и активами?

— Никто на самом деле ничего не создавал. Биткоин — это самое глупое и бесполезное применение нормальной технологии блокчейн. Оно самое медленное и самое неэффективное. Просто на рынках сейчас мания. И не только по поводу биткоина и других криптовалют. Возьмите акции Amazon, которые растут в цене как на дрожжах и выводят Джеффа Безоса на первые строчки в рейтинге Forbes. В реальности это убыточная компания, которая гроша ломаного не стоит. Amazon вообще не генерирует прибыль, а капитализация у нее больше 500 миллиардов долларов. Это следствие дешевых денег, которыми центробанки США, Евросоюза и Японии тушили прошлый мировой кризис и которых пока много.

— То есть денег на то, чтобы едва ли не каждый человек провел ICO и завел собственную криптовалюту, еще хватит?

— Вспомните пузырь интернет-компаний в конце 1990-х. Если у вашей конторы есть окончание .com, то вам гарантировано прекрасное размещение на бирже. А что было потом? Сейчас мы видим то же самое с криптовалютами. Механизм развития финансовой мании не меняется столетиями. Ликвидность биткоина ничтожна. 100 миллионов долларов могут двинуть котировки криптовалюты в два раза в любую сторону. Ну а дураки должны учиться на собственных ошибках, пусть учатся!

Степан Демура — российский экономист, выпускник МФТИ с красным дипломом (1993), доктор философии по прикладной математике в Университете Чикаго (США). 12 лет работал в финансовых структурах США трейдером и финансовым инженером, 7 лет преподавал в Школе бизнеса Чикагского университета. С 2004 года работает на российском фондовом рынке в Москве. Бывший обозреватель и ведущий телеканала «РБК» и радио Finam FM.
Родился в 1967 году в Москве.
Начинал как разработчик торговых систем.
1996 — возглавлял исследования в компании Sheridan Investments LLC, Чикаго (США).
2001 — консультант в компании Efficient Portfolio Management LLC, Чикаго (США).
Впервые прославился точными предсказаниями мирового кризиса 2008 года, сделанными за несколько лет до его начала, также предсказал нынешний российский кризис. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (131) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.01.2018 09:27

По его прогнозам и доллар к концу декабря должен был стоить 120.

  • Анонимно
    5.01.2018 09:23

    ЧЕКА
    Не могу понять,то ли Демура держит читателей БО за идиотов, либо сам пошел вразнос..
    Он утверждает что якобы СП-1 загружен на 50%..Проектная мощность СП-1 составляет 55 млрд.кубов. За 2017 год прокачано 68 млрд.кубов,т.е. СП -1 сработал на 130% от проектной мощности.
    Если он откровенно врет на фактах, то слушать его прогнозы - удел идиотов.

    • Анонимно
      5.01.2018 10:01

      Т.е. Демура врёт на цифрах, а 130% от проектной мощности - эти цифры Вам глаза не колят? Всё нормально значит? Реформа образования прошла успешно?

      • Анонимно
        5.01.2018 11:23

        ЧЕКА
        И что вас смущает ?

        • Анонимно
          5.01.2018 12:51

          Например: у вас автомобиль Москвич, с максимальной скорость 110 км/ч
          А вам приходит квитанция о превышении скорости, мол ехали вы со скоростью 180 км/ч

          • Анонимно
            5.01.2018 13:37

            ЧЕКА
            Вы переставили акценты.Есть проектная мощность, а есть максимальная..

          • Анонимно
            2.02.2018 11:18

            Проектная мощность как правило, а вернее всегда, меньше максимальной!

    • Анонимно
      5.01.2018 10:34

      Демура конечно иной раз перебарщивает с цифрами, опираясь на несколько устаревшие данные, но вот вы товарищ ЧЕКА как всегда продолжаете писать реальную ложь.

      На конец 2016 года, то есть за 6 лет поставок, через северный поток в Европу было поставлено 154,4 млрд куб. м. газа, то есть в среднем 25 млрд. куб. м. газа в год, что как раз и составляет около 50% проектной мощности.

      В 2017 году через северный поток не прокачано 68 млрд. кубометров газа, это очередное ваше вранье. Всего в 2017 году поставлено в Европу меньше 50 млрд. куб. м. газа.

      • Анонимно
        5.01.2018 11:19

        ЧЕКА

        Я специально приврал про 68 млрд.,чтоб вы сами поискали цифры реальные и вы их нашли. Действительно было прокачано около 50 млрд.,а Демура пишет что только половина - около 25 млрд.


        И на основании этого втирает что якобы СП-1 загружен только наполовину,а СП-2 вообще не нужен.

        Теперь почему до 2016 года прокачивалось только половина от мощности. По той причине что законодательством ЕС было запрещено заполнять трубу одним поставщиком больше чем на 50%..
        Улавливаете разницу - законодательство запрещало, а не то что якобы СП-1 не нужен, как врет Демура.
        В середине 2017 г. этот закон был отменен и было прокачано 50 млрд., а если весь год качали как 2-ю половину,то прокачали бы около 70 млрд.
        Уверен что в 2018 году столько примерно и прокачают.

        Я здесь пишу как частное лицо в отличие от Демуры и аналитика из себя не строю..

        И запомните. Нефть ниже 30 больше никогда не упадет и заклинания Демуры про 12 или 9 долларов, что-то на грани утверждений не совсем адекватного человека.

      • Анонимно
        5.01.2018 12:06

        А нельзя ли более сдержанными быть? Прежде чем обвинять человека во вранье, посмлтоте статистику Газпрома, действительно, 68 млрд. Несмотря на вой демур, Газпром ставит рекорды по экспорту газа, а рубль все растет и растет. Как, кстати, настроение у купивших доллар по 70-80 пару лет назад?

        • Анонимно
          5.01.2018 13:26

          это не доллар растет ,а мы реально падаем , судя по ценам в магазинах , в жизни . Демура говорит совершенно верные вещи. кремлевские оракулы и ни то еще наговорят! Что конкретно сделано для людей? ВТИХУЮ ПОДНЯЛИ ЦЕНЫ , А ДАЛЬШЕ ДО ВЫБОРОВ ТРАВА НЕ РАСТИ? выборы пройдут , бедлам продолжится ещё на 6 лет.

        • Анонимно
          5.01.2018 14:00

          Хорошее у них настроение. Но когда ночью одни лежат в своей постели, то локти кусают и не знают, кому эти баксы продать подороже, чтобы вернуть хотя бы часть своих денег. С Демурой согласен только относительно криптовалют. Это действительно еще тот лохотрон. Он правильно подметил, что если об этом говорят все начиная с бомжей, то от этого "актива" надо держаться подальше.

    • Анонимно
      5.01.2018 11:41

      Да и про сжиженный газ несёт пургу... Почему тогда уже сейчас, имея терминал в Польше, США и Катар не закидали Европу своим газом? Караванов из судов стоящих на очереди на разгрузку там нет. Подписан контракт с британской компанией на поставку из США в течении 5 лет всего 9 партий, это менее миллиарда кубов. И даже этот мизерный объём разбросают по Европе!

      • Анонимно
        5.01.2018 13:29

        Да, и ещё руководитеь BP недавно говорил, что нетрадиционная нефть и газ серьёзную конкуренцию традиционным не окажут. Это типа программы СОИ (звёздные войны) в экономике, которая была призвана немного отмобилизовать американскую экономику и технологии, измотав одновременно советскую экономику. Человек мыслит шаблонами и это очередной шаблон на новом историческом витке, но, тем не менее, что-то обязательно даст эта сланцевая экономика и США, и всему остальному миру.

      • Анонимно
        5.01.2018 14:11

        Потому что купленный американцами российский газ автоматически становится «американским»)))

    • Анонимно
      6.01.2018 10:50

      Если газопровод расчитан 55 млрд то как вы можете протолкнуть 68 это раз, чтоб увеличить обьём нужно увеличить расход газа насколько мне известно находится семь станций и оснащены ГТУ-16П на выходе станции портовая 220 кг/см2 протяжённость 1220км на выходе в германии 105кг/см2 промежуточных станций нет ну и как ты протолкнёшь такой обьём газа

      • Анонимно
        7.01.2018 13:48

        Очень легко. Есть проектная мощность, а есть максимальная

        • Анонимно
          8.01.2018 23:19

          Вы не понимает суть слова "проект".
          А если потребитель был готов принять х объема газа, то (х+0,5х) внепроектных он вряд ли купмюит по договорной цене, а купит в лучшем случае дешевле.

    • Анонимно
      6.01.2018 12:48

      Послушай Демуру и сделай наоборот..

    • Анонимно
      17.03.2018 09:00

      Мне попался его прогноз в начале января 2017 года. Вот цитата:"Ближайшие остановки курса рубля — 70, 97, а затем и 125 рублей за доллар. Переломить настрой массы трейдеров не сможет ни решение ОПЕК и России о сокращении добычи нефти, ни приход нового президента США Дональда Трампа, убежден Степан Демура. " Так и хочется сказать, что "убеждения" Демуры сродни религии:скоро конец света,стреляйтесь,вешайтесь,а я после вас. Мошенник из битвы экстрасенсов.

  • Анонимно
    5.01.2018 09:27

    По его прогнозам и доллар к концу декабря должен был стоить 120.

    • Анонимно
      5.01.2018 11:01

      еще в 2015 году причем!!!

    • Анонимно
      5.01.2018 14:50

      Так ли это важно? Главное, говорит красиво.

    • Анонимно
      5.01.2018 17:42

      Языком машет как моя теща, хоть бы почитал таких же клоунов как он, писавших это еще в 2011 году и обещавших крах в 2013м)
      Тогда курс был 300

  • Анонимно
    5.01.2018 09:36

    Кризис с арабского замороженное состояние экономики.По закону сохранения энергии
    Не может быть в принципе ромта жкономике без ушерба природе и здоровья планеты.Экономика от слова экономить во всем.Никак этого ни один экономист не поймет.Не зря же раньше на Руси была соборность и своя свобода.Свобода это когда ты свой.А свой ли который скупает чужие доллары и потом делает деньги на деньгах.Прав Валентин Касатонов нужна христианская морль и нравственность.Я вот например ни раз не играл в всякие лото и не брал ни одного доллара себе.Хочечь быть своим живи свои рублем, своей страной и людьми.Тогда свои люди дадут тебе дополнительную степень свободы....

    • Анонимно
      5.01.2018 11:23

      кризис - греческое слово

      • Анонимно
        5.01.2018 13:46

        ягреческих слов не бывает.Есть словарь РА.Это системные языки мозга.

        • Анонимно
          10.01.2018 11:52

          системными языками мозга являются арабский и русский.(по Вашкевичу).

  • Анонимно
    5.01.2018 09:52

    Смотрю я как изворачивается коллективный ум- эгоизм человечества.ято капитализм придумал, то социализм, а теперь битый Коэн.Валюта- валитарность в самом названиии.Лохоторон в самом разгаре.А Коэны потирают руки или левиты.Задача верховных лже жрецов прибрать с помощью крашеных бумажек и медных моНЕТ все реальные активы в виде заводов, фабрик и природных рксурсов...Гениально и стыдно.

  • Анонимно
    5.01.2018 09:55

    А наши красвчики давно это поняли и прибрали.Молодцы.Правда вот недавно один написал, что все вернут скоро своему народу татарскому и другим населяющим республику.

  • Анонимно
    5.01.2018 09:56

    В сша дома продают за биткойны с дисконтом

    • Анонимно
      5.01.2018 20:57

      Эх, где бы взять Биткоин, да поехать в США за покупкой дома)))

  • Биткоин называть банальной аферой недальновидно. Биткоин это попытка выстроить США глобальный хайп-инструмент в подмогу экспансионистскому доллару и экспансионистской политике. И вообще, Димуру нужно рассматривать объективно, как агента аффилированного к определенным бизнес-структурам, то есть как субъекта решающего определенные задачи , как автора , имеющего рейтинг и авторитет. Эти задачи, очевидно, далеки от решения проблем экономической безопасности России и развития ее экономики. Критерии на основании которых Димуру ясновидствует неадекватны современным прогностическим инструментам.

    • Анонимно
      5.01.2018 11:19

      Как 21 миллион биткоинов поможет доллару? 21 это ограничение количества биткоинов в сети. Технически нельзя произвести больше. На сегодня доступно всего 18 миллионов биткоинов. Даже при курсе в 15 тысяч долларов за биткоин - это сумма равна 270 000 000 000 (270 миллиардов долларов), бюджет США на 2018 год = 4, 1 триллионов долларов. То есть, все биткоины это 6,5% годового бюджета США.... как 6,5% бюджета США помогут экспансии?

      вот только честно и по разуму ответьте пожалуйста. Сумма весьма смехотворна для любой крупной страны.

      • Анонимно
        5.01.2018 13:41

        /Как 21 миллион биткоинов поможет доллару? 21 это ограничение количества биткоинов в сети./
        В своё время МММ и другим был дан зелёный свет для абсорбции денежной массы и отвлечения населения во времена гиперинфляции в РФ. Здесь нечто похожее, только в реально более свободном мире и с одновременной отработкой определённых технологий для цифровизации финансой сферы в мире.

      • Анонимно
        5.01.2018 15:55

        Биткоин поможет доллару за счёт тех, кто покупает биткоин. В один прекрасный день эта ракета сдуется до нуля и ФРС как бы ни при чем)))

    • Анонимно
      5.01.2018 12:09

      В сети биткоин максимально возможное количество "монет" - 21 млн.штук. всего добыто 18 миллионов шттук.

      При текущем курсе это 270 млрд.$.
      Годовой бюджет США - 4.1 трл.$. таким образом вся масса биткоинов равна 6% бюджета, сумме которую США тратит за 15 дней. Как такая сумма может помочь экспансии доллара США?

      • Анонимно
        7.01.2018 08:51

        не забывайте, что кроме биткойна есть и другие криптовалюты. И каждый день появляются новые. Общая капитализация которых составляет...?

    • Анонимно
      5.01.2018 13:35

      /Димуру нужно рассматривать объективно, как агента аффилированного к определенным бизнес-структурам/
      И тем не менее, он свободен в своих суждениях и взглядах, по крайней мере, на виду не заметна его зависимость от постов, сидения на чьей-то зарплате и т. д.

    • Анонимно
      5.01.2018 20:42

      И тут хайп, но уже инструмент....

  • Анонимно
    5.01.2018 09:59

    Во многом согласен с предсказаниями про кризис будущий, однако он точно не будет похож на 2008 год. Всегда все по другому.

  • Анонимно
    5.01.2018 10:11

    Как же этот блаблабол достал. Его прогнозы словно предсказания шамана, бпосающего кости. Он сам то не путается в своих прогнозах? И ведь не стыдно ему не разу, мнит себя великим.

    • Анонимно
      16.01.2018 20:14

      Читайте про него и его подвиги на лурке. Некоторые с 2008 года мечтают с ним встретиться и "отблагодарить" за советы.

  • Анонимно
    5.01.2018 10:26

    Парадокс вот в чем, чтобы добывать криптовалюту, производить её, нужна электроэнергия, чтобы получить ее - нужны углеводороды... замкнутый круг, чтобы получить криптовалюту нужно сжечь нефти на несколько тысяч долларов. Сейчас на производство и поддержку всей криптовалюты в мире ежедневно сжигается углеводородов, которых хватит на год производства электричества одной маленькой европейской страны.

    Вообще, когда Демура говорит о каком-либо активе, стоит этот актив приобретать. Например, сланцевая нефть и газ. Откуда у него цифры? 35-38 долларов, вот настоящая себестоимость сланцевой нефти, цифра в 20 долларов легко гуглится вот в каком контексте (декабрь 2017):

    В сентябре этого года в Нью-Йорке состоялась секретная встреча 12 наиболее влиятельных игроков сланцевой индустрии США. Об этом стало известно только сейчас, да и то исключительно по причине невозможности скрыть результаты переговоров. The Wall Street Journal сообщает, что американские "сланцевые бароны" фактически подняли белый флаг в глобальной ценовой войне, а Bloomberg с грустью констатирует: "Большой сланец перешел на сторону ОПЕК".

    Встреча крупнейших инвесторов в сланцевые компании Штатов оказалась необходимой главным образом по причине того, что весь пиар американских сланцевиков, которые заявляли о прибыльности своей добычи даже при ценах в 20 доллар за баррель, оказался ложью. Несмотря на многочисленные меры по "повышению эффективности добычи" и резкое снижение цен на нефтесервисные услуги (что довело до банкротства многие нефтесервисные компании), американская сланцевая добыча приводила к убыткам в 2012 году и генерирует убытки сейчас.

    В общем, Демура очередное гадание на кофейной гуще.

    • Анонимно
      5.01.2018 13:45

      /Сейчас на производство и поддержку всей криптовалюты в мире ежедневно сжигается углеводородов, которых хватит на год производства электричества одной маленькой европейской страны./
      В одно из северных стран проводят эксперименты по отоплению жилых помещений с помощью тепла от дата-центров, таким образом можно экономить углеводороды.

      • Анонимно
        7.01.2018 09:04

        Майнинг, это не производство криптовалюты, а обработка массивов информации, неизвестно чьей, неизвестно какой. За эту работу выдают цифирку, ничем не обеспеченную, называемую биткойном. Главный вопрос, чью информацию и для каких целей обрабатывают майнеры?

        • Анонимно
          7.01.2018 12:29

          Могу подсказать. Для того, чтобы искусственный интеллект мог работать, увеличивая свою мощь, необходимо, во-первых, одновременное подключение большого количества компьютеров в сети, и во-второе, чтобы они не отключались, а работали постоянно. Вот все больше и больше компьютеров подключается к работе в сети, причем работающие постоянно. Тут некоторые умельцы даже стали делать свои сложные вычисления, распараллеливая задачу и запуская ее вот в такую сеть. Так что угроза того, что миром будет править ИИ только возрастает, а люди будут как-будто добывать криптовалюту, получая все меньше и меньше за свое участие в процессе.

          Б.

  • Анонимно
    5.01.2018 11:23

    Я бы сказал так биткоин - это мыльный пузырь. Вспомним МММ и все его аферы.

    • Анонимно
      5.01.2018 13:52

      /Вспомним МММ и все его аферы./
      Это не МММ(финансовая пирамида) в простой форме, а гибрид финансовых схем Понци, Шульпе-Делича, распределённых реестров и актуализации определённых психотехник.

  • Анонимно
    5.01.2018 11:36

    Челрвек рассуждает о криптовалюте, похоже не имея представления о всей цепочке начиная с приобретения и пусконаладке оборудования, настройки, майнинге, обмену и торговле на бирже и выводе средств в фиат. На ценообразование влияет как и спрос, так процесс майнинга, который весьма затратный и требует реальных довольно крупных вложений в оборудование и затрат на электроэнергию. Изучил бы прежде чем позориться.

    • Анонимно
      5.01.2018 11:57

      Так вкладывайте и майните. Только спрос у спекулянтов пытающихся заработать. Кому нужны ваши фермы? Еще квартиру продай и купи эту криптовалюту. Как грохнеться так останешься с голым....

      • Анонимно
        5.01.2018 12:14

        Рубль за 5 лет грохнулся в 6 раз вниз, мы все с голой...

        • Анонимно
          5.01.2018 17:31

          Вы хотите сказать что доллар 5 лет назад стоил 10 рублей? Вы пошутили или последние 5 лет продукцию ТСП ежедневно принимаете?

          • Анонимно
            6.01.2018 08:37

            В пересчёте на покупательскую способность, рубль просел примерно в 7.3 раза. 2013 году курс колебался между 33-45 рублями. Сейчас он примерно на 10-20 рублей дороже (30-45%), но почему-то продукты, производимые в России стоят в 6-7 раз дороже, чем 5 лет назд, та же продукция ТСП. Почему так, объяснить?

      • Анонимно
        5.01.2018 15:50

        Не поверите. Так и сделал. Только не квартиру продал, а кредит в банке брал 2 млн. За 10 мес расчитался. Это было 1,5 года назад. Так что предлагаю вам держать вашу позицию дальше☺

  • Анонимно
    5.01.2018 12:05

    Если так сказал Демура, то значит биток к концу года вырастет до 100 000 баксов

    • Анонимно
      6.01.2018 00:46

      Ну ещё не поздно продать квартиру и отнести все в биток)))

  • ПанАлекс
    5.01.2018 12:06

    Как я люблю Демуру! Каким крутым прогнозистом и глубоким аналитиком я выгляжу на фоне его "сбывшихся прогнозов"! Про 120 р/долл. уже даже не вспоминаю. Но если сравнить летние прогнозы на конец года - его 90 р/долл. и мои 55 р/долл., то кто ближе "угадал"?
    Конечно и я промахнулся с 100 долл/барр. по нефти, но я прямо писал условие такого повышения - приватизация Сауди Арамко и приватизация госпакетов акций Газпрома, Роснефти и Транснефти. Но, поскольку приватизация заглохла, рост - в 2 раза ниже прогнозируемого. Хотя и 40 долл./барр. Демуры разве не смешно выглядят? Вообще то реальная нефть, ее реальный спрос и предложения никак не влияют на цены - поскольку это менее 10% от всех бумаг, торгующих по нефти. То есть - манипуляция "бумагами по нефти" главными игроками и меняет цены на реальную нефть, сколько объяснять?
    Объясняю, как любой может "точнее Демуры" спрогнозировать - состоится ли "корректировка" до 61-62 долл./барр., как здесь твердит Демура, или нет: достаточно посмотреть на "ожидания рынка" на биржах - если и по длинным и по коротким идут ставки на повышение цены - значит повысится. Если же "ожидания" развернулись от недавнего тренда на повышение - возможно и снижение. Но опять таки при отчетливых суммарных "ожиданиях". Если же показатели противоречивы - часть (не менее 1/3) ставит на повышение и часть (тоже не менее 1/3) - на понижение, то куда пойдет рынок, знают только манипуляторы этим "рынком".
    P.S. Знал бы точно, где и когда будет "рынок", то ни с кем бы не делился и незаметно от вас бы управлял миллиардами! Демура -аналогично - если бы он был замечательным аналитиком и прогнозистом, то был бы очень богатым и невидимым. Но он "продает" болтологию и разглагольствования. И ведь кто то платит ему немалые деньги за эту "работу". Да и СМИ получают немало - чтобы раскручивать и всобачивать его слова и мысли. Хотя кто то мог и попасться на "пузырь значимости" таких фигур...

    • Анонимно
      5.01.2018 12:22

      ...снижение цен на нефть начнется в течение года. Представляется, что скорее оно начнется ближе к концу первой половины 2017 года, может быть, даже раньше.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/333668

  • Анонимно
    5.01.2018 12:10

    Купил в марте биткоины по 2,5 продал в декабре по 19 из расчета прибыли 100%. Остальное оставил, даже если упадет до нуля не жалко. А послушал бы Демуру - вложил бы в доллар и был бы процентов на 10 в минусе. Вот так вот, друзья)

    • Анонимно
      5.01.2018 13:27

      Кому продал-то? Такая же болтовня , как у Демуры.

    • ПанАлекс
      5.01.2018 14:56

      если это правда, то вы очень редкий хладнокровный тип.
      Обычно вложения в биткоин напоминает болезнь или наркоманию: даже "здравомыслящие" - вложившись в биткоин, а, затем, "вышедшие" из него в плюсе, страдают "ломкой"- их просто корежит, что вот они вышли, а биткоин все растет и растет и они потеряли, выйдя, целое состояние! Поэтому, как и у наркоманов, 97% опять вкладываются в биткоин.

      • Анонимно
        5.01.2018 19:17

        Это моя обычная стрптегия при вложении в высокорисковые активы. Если рост есть, то фиесирую прибыль. Лучше не жадничать

        • Анонимно
          5.01.2018 21:34

          Так все-таки биткоин высокорисковый актив?! Так вот об этом все умные люди и говорят, что это банальная пирамида, только в мировом масштабе. Кто-то заработает на нем, но большинство прогорят.

  • Анонимно
    5.01.2018 12:55

    Молодец помог раздуть инфляцию и скоро вознаграждение будет до седьмого колена.В стократном размере.

  • Для российских налогоплательщиков не так важна загрузка нефтепроводов или курс биткойна.
    Важнее, что прибыль от продажи теплоносителей и ресурсов и финансовой деятельности аккумулируется не в бюджете для исполнения социальных программ, а, как выяснилось, на зарубежных счетах бенефециаров.

  • Анонимно
    5.01.2018 12:58

    Сказочный персонаж.

  • Анонимно
    5.01.2018 13:29

    Такой умный и такой бедный "известный трейдер". Ай-яй-яй )))

    Когда уже золото по 10 килобаксов будет? Четвертый год пошел, а я все жду )))


    "- Нет, я уже человек старый и люблю спать спокойно. Зачем мне такие экстремальные эмоции, когда я спокойно могу зарабатывать деньги на легальных рынках."

    Чувак не то что не в теме крипты, но и в традиционных активах слился давно уж. Теперь побирается "аналитиком-балаболом".

  • Анонимно
    5.01.2018 13:33

    Есть прекрасная клиника в г. Москва им .Кащенко. Вот по моему мнению этому лектору нужно выступать там. Отдохнуть там же не помешает. Все смешалось в его статье, и правда и лож .Нет порядка в голове, ясной мысли. Весь посыл только в том, чтоб все покупали наличные доллары и сидели на них как курица на яйцах. У курицы хоть цыплята появляются, а тут что вылупится? Совсем больной человек лечить надо, раз не знает как с битков на нал. выйти. Самая тема сейчас.

    • Анонимно
      5.01.2018 15:43

      Самая тема продать биткоин сейчас?
      И выйти в рубли или доллары?

    • Анонимно
      6.01.2018 00:44

      Про вывод битков в нал Демура конечно мало что знает, хотя в чем то он прав, когда везде носятся "Васи" с криками как легко делать деньги на битке, "самая тема сейчас" то с такой темы нужно уже сматывать удочки, ибо Васи на олимп толпой не ходили и ходить не будут никогда. А тут Васи вообразили себя инвесторами , я не халявщик я партнёр ЛОЛ

  • Анонимно
    5.01.2018 13:35

    Стройте , господа-товарищи свое и семьи благополучие , надеясь только на свои силы .Иначе - крах! На этих надеяться , только время терять!

  • Анонимно
    5.01.2018 14:15

    К концу апреля будет запуск доп мощности по майнингу биткоина. Цена сейчас держится исключительно из за разницы мощности и сложности. В марте будет рост стоимости битка до 25 тыс $

    • Азат Д
      5.01.2018 15:04


      Мощности чего? Биткоинов? Новые биткоины появятся? Больше предложения будет? Тогда почему будет цена падать?

      • Анонимно
        5.01.2018 15:24

        А куда она падает? С августовских 5 тысяч долларов выросло до 13-15, и в этом коридоре колеблется. Как любая валюта +/-10% падение это все, что ниже 5 тысяч.

        • Азат Д
          5.01.2018 15:35


          Чем обеспечен рост биткоина?
          Вот классическая валюта,предложением товаров из свой страны, торговым сальдо и т.д. А биткоин? Сколько в него просто вложатся, в веру в биткоина?
          Зачем нужен биткоин, что он может предложить, как например валюта той страны чей товар хочу я купить, или универсальный доллар?



          • Анонимно
            5.01.2018 16:56

            А чем обеспечено падение рубля к доллару? Чем обеспечена цена на золото? В случае с биткоином на каждую единицу валюты нужно потратить энергии на 6 тысяч долларов и уже дело рынка покупать его по себестоимости или выше или ниже. 10 миллионов человек решили покупать выше. К слову, реальная цена доллара в России около 12 рублей за доллар, но....наши ....понимают, что отпустив так цену они проиграют все, сейчас вся власть держится на высокой стоимости бакса и не удивлюсь, если летом под видом санкций его сделают под 100, прокачав пустые карманы.

            +++

            • Азат Д
              5.01.2018 17:56


              Я же писал, валюта страны, обеспечена товарами страны. Россия от нефти зависит. Нефть упала, рубль упал.

              • Анонимно
                5.01.2018 18:31

                Азат, я всегда тебя уважал за твое мнение и комментарии! Но, сейчас я с тобой не соглашусь....

                Доллар стоил 6 рублей при нефти за 12$/баррель, скреп не было, производства не было, ничего не было, иномарки гоняли из Германии, дикие времена....

                теперь доллар стоит 60 рублей при нефти 50-60$/баррель, производство есть, газ за вас, мост строится, чемпионаты мира проводятся и прочее-прочее, импорт успешно побороли, иностранные автомобили ввозят за 30% от стоимости, я хамон перестал есть каждый месяц...

                где-то не состыковочка правда? И нельзя ее спихнуть на инфляцию, инфляции было не более 50% за это время, то есть, фактически честная цена доллара - 9 рублей, но я взял по 12. Я тебе это не просто так пишу. Большинство волн с двукратным ростом курса (а точнее ровно раз в 6 лет) - искусственные, сильные мира России уже за месяц были предупреждены и доллары скупали. И я привожу тебе этот пример как показатель того, что курсом управляют и управляют хорошо, превратив его в тот же ресурс пополнения и зарабатывания.

                Но, речь идет о битке - его курс наиболее честен, так как нет центральной силы, регулятора. А в цене он потому, что множество операций, в странах третьего мира и в старом свете уже происходят за биткоин, правда пока это не сильно афишируют. Он помогает небольшим странам получить ресурс, равный нефти и заполнить бюджет. Как Россия. Перед нами мир с честной экономикой... и кто отказывается от крипты, тот фактически показывает то, что экономика у него не честная.

                +++

                • Анонимно
                  5.01.2018 21:12

                  Нельзя не согласиться с вами. Когда прибыль в долларах, а затраты в рублях, да еще есть возможность манипулировать биржевыми котировками, то рубль обязательно будут девальвировать. На нужный себе процент. Но электорату нужно погромче кричать про остров спокойствия, скрепы, полезность санкций... Хотя санкции против России и её населения организованы правителями РФ. Парадокс? Нет, если знать цели и задачи правителей.

                  • Анонимно
                    5.01.2018 21:38

                    Ну вы то похоже все знаете. Давайте нас тут будете просвещать.

                    • Анонимно
                      6.01.2018 09:00

                      В августе 2017 года предложил всем покупать биткоин, так как к НГ он стоил 15 тысяч $.

                      Перед этим НГ предложил всем купить 500-1000 баксов по 56, так как после НГ его начнут отдавать по 60. Но, опять же все меня уверяли, что зачем - он же падает, духовные скрепы. Однако, уже сегодня на межбанке он торгуется по 57.12, впереди еще 2 выходных дня.

                      Это не предсказания, а чувство рынка. Как говорится, за 18 лет у нас ничего не меняется, следовательно любой уже должен понимать, что после марта 2018 года в период 2018-2020 очередная 6-летняя волна по удвоению стоимости доллара (минимум).

                      1994 год - 6 руб./$
                      1998 год - 20 руб./$
                      2009 год - 30 руб./$
                      2014 год - 90 руб./$ (прогрев свои карманы, опустили до 60 рублей)

                      Тут уже не нужно быть Демурой, чтобы понимать, что в районе 2020 года (+\-2 года) нас ждет очередная корреляция в районе 100 рублей, пусть ненадолго, и потом опустится до 80. Но, других источников халявной прибыли ждать не стоит.

                      Опять же, Сечин заявил, что в 2018 году - треть прибыли бюджета РФ (а это триллионы рублей) будут направлены на закупку доллара. Государство не дураки, чтобы покупать дорого, покупать они будут дешево. Вот как это наступит - так сразу и сигнал, значит. В 2017 году на закупку было направлено не более 10% прибыли.


                      Выводы делать вам.

                      +++

                      • Азат Д
                        6.01.2018 10:21


                        Когда перед новым годом, доллар стоил 56 р? Какого числа вы купили?

                      • Анонимно
                        2.02.2018 12:15

                        2000-2013 доллар в районе 30 (28-33) рублей. 13 лет, карл!

                        Резкий скачок в 2015-2016 году с 35 до 65 рублей и никаких "6-летних волн удвоения". (Бредятину не пишите).

                        А теперь с 2017 до 2020 (как минимум) он также будет в районе 60 (57-62) колебаться.

                • Анонимно
                  5.01.2018 23:11

                  На что поменяешь свои битки на доллар или рубль? И при каком курсе BTC/USD?

                • Азат Д
                  6.01.2018 10:23


                  Почему доллар в России должен стоить низко, чем поддерживать внешнеторговое сальдо, кроме как нефтью, или закрытием рынка?
                  Вот у вас американский Эпл, а что вы взамен Америке предложили?


                  • Анонимно
                    6.01.2018 12:57

                    А почему он должен стоить дорого, если все ресурсы есть внутри страны? Богатые граждане это большая проблема для правительства. Последних богатых выгнали в 2006 году. У остальных короткие поводки в виде госслужбы.

              • Анонимно
                5.01.2018 23:18

                Рубле/бочка 3848 рублей. Делим на 68 долларов. Получаем курс рубля. Газпром нарастил добычу и экспорт. Роснефть увеличила экспорт Юралс. Фьючерсы Юралс на СПб бирже торгуются.

            • Анонимно
              5.01.2018 21:35

              Вы второй Демура. Давайте еще какой-нибудь прогноз выдайте. Летом вместе посмеемся.

              • Анонимно
                6.01.2018 12:53

                У вас интернет нечем будет оплачивать этим летом. А смеяться над вами мне не с руки.

                +++

                • Анонимно
                  2.02.2018 12:06

                  Как торговался доллар в районе 60 так и будет торговаться в 2017-2020.
                  Ровно так же как с 2009-2013 он колебался в районе 30.

      • Азат Д
        5.01.2018 15:32



        То есть, если предложения будет больше, почему он будет расти?

  • Анонимно
    5.01.2018 14:35

    сказочный дол.... сказочник

  • Азат Д
    5.01.2018 15:06


    Биткойн может и хорош, для транзакции, вывода капитала, так как это не официальная валюта, но не как средство сохранения и приумножения капитала. Хотя сомневаюсь в его ликвидности.
    То что он рос, это информационный спекулятивный пузырь.

    • Анонимно
      6.01.2018 00:37

      Как средство платежа он ужасен, транзакция стоит 50 баксов куда это годится, как средство сохранения он так же сомнителен когда курс идёт свечой в небо каждый адекват должен понимать что и падать он будет с такой же скоростью, для приумножения - ну так это должна быть четкая спекулятивная стратегия а не как хомячки "инвестируют"покупают слушая каких то левых экспердов а продают когда боязно потерять и то что осталось.

  • Анонимно
    5.01.2018 15:31

    Демура отлично походит на роль шизофренатора. У многих людей из-за шумихи по поводу совершенно противоположных прогнозов будущего (доллар будет расти/будет падать, нефть будет расти/будет падать, биткоин будет расти/будет падать, будет конец света/будет все хорошо) развивается шизофрения.

  • Анонимно
    5.01.2018 17:42

    Если по его словам Тесла и другие электромобили- провальный проект (не пришло ещё их время), то все пока будут ездить на углеводородах. Так почему нефть должна подешеветь до 12$?

  • Анонимно
    5.01.2018 19:18

    Восьмой сезон Битвы экстрасенсов, а биткоин купить так никто и не предложил

  • Анонимно
    5.01.2018 22:35

    Демура, канеш, мудрый экономист. Ни один его прогноз не сбылся. Кроме одного, в период период кризисом - бери тушенку ( водку, крупу, соль, спички, гробы,etc ) золото и не проиграешь! И не лезь в перегретый рынок - это азы!

  • Анонимно
    5.01.2018 23:20

    Стоило Демуре высказаться против битка - и число почитателей резко упало)))

  • Анонимно
    5.01.2018 23:30

    Лично мое мнение:
    1. Демура прав на счет нефти. В перспективе, нефть должна стоить не более 15-20$ за бочку. Ну не может природный ресурс, седестоимость добычи которого колеблется от 3 до 8 $ за бочку стоить 150. И правильно он говорит про фьючерсы - это очередной пузырь.
    2. По рублю - что с ним будет, если завтра нефть опустится до 35-40 баксов? А до 25-30???? Я думаю что доллар подорожает далеко за 120.
    3. Биткоин - лично мне напоминает МММ. В 90 тоже ходили слухи, что кто то купив по дешевке (со сдачи от хлеба) пачку акций, через год оказался миллионером. И да, тогда акциями МММ торговала даже почта России.
    По этому, для себя установил планку - с з/п покупаем по 100$ (кроме маний, когда за баксами занимают очередь в банки с вечера). Один раз в год покупаем с супругой золотые монеты (2 шт). Т.е. баксы - среднесрочная перспектива, золото - вложение на пенсию.
    Р.S.
    Если в чем то не прав (в плане накоплений) - поправьте - я не обижусь.

    • Анонимно
      7.01.2018 11:19

      а где вы покупаете золото? нужно просто обратиться в офис банка?

      • Анонимно
        7.01.2018 15:40

        Любое отделение сбера. Уточняете в кассе - если нет по наличию - доставка в данное отделение в течении 1 рабочего дня.

    • Анонимно
      7.01.2018 15:59

      на долларах ежемесячно теряешь 10%, см. курсы на начало и конец месяца - ежемесячно

    • Анонимно
      7.01.2018 16:32

      Надеюсь вы ведете в экселе простейшую табличку.

      1. потрачено на покупку - итого в рублях
      2. получим в рублях, если продадим все доллары по текущему курсу (курс продажи долларов ниже на пару рублей, чем покупки).

      Пример простой, пусть доллар растет на 2 рубля каждый месяц, 3 месяца, а потом упадет на 2 рубля:

      1 месяц: курс продажи (КП) - 10 рублей, курс продажи (КПР) - 8 рублей. Купили 100 долларов за 1000 рублей.

      2 месяц: КП - 12 рублей, КПР - 10 рублей. Купили 100$ за 1200 рублей.

      3 месяц: КП - 14 рублей, КПР - 12 рублей. Купили 100$ за 1400 рублей.

      4 месяц: КП - 12 рублей, КПР - 10 рублей. У нас на руках 300 долларов, на покупку которых потратили 3600 рублей.
      Продаем 300$ по КПР, получаем - 3000 рублей. То есть, мы за 3 месяца в минусе на 600 рублей.
      Ничего личного, простая математика. А курс доллара растет-падает каждые 15 минут. Чтобы попытаться заработать на долларе и не участвовать в Форексе откройте валютный пополняемый депозит в любом банке, где-то 1% прибыли за год. И пополняйте его в рублях по курсу. В конце года также снимите - или в $ или в рублях, по текущему курсу. Результат хотя бы +1% независимо от курса.

      По поводу монет. Никогда не покупайте их. Это сувенирная продукция, имеющая какой-то номинал. Но, это только номинал.

      Обратно вы куда их продаете? По цене лома в ближайший ломбард, а цена золотого лома вас сильно огорчит. Если есть желание покупать-продавать золото, покупайте золотые слитки в банке, поскольку только золотые слитки можно обратно продать в банк по хоть какой-то нормальной цене. И да, покупая слитки, обзаводитесь хорошим сейфом, намертво прикрученным к стене. В городе слишком мало касс, занимающихся продажей-покупкой золотых сликтов и их довольно часто пасет криминал.

      Обычно за такие консультации я беру большие деньги, но сейчас делаю вам новогодний подарок, надеюсь, сможете в новом году приумножить свои небольшие сбережения.

      +++

      • Анонимно
        7.01.2018 21:02

        То, что Вы описали про доллар - правда. НО, правда в краткосрочной перспективе. В среднесрочной (10-15 лет) картина немного другая. А в долгосрочной - вообще швах. Просто я не доверяю форексу (по правде сказать не знаю как инвестировать). А баксы в матрасе - это баксы в матрасе. Про слитки, да, уже думал - в этом году буду брать их.

        • Анонимно
          8.01.2018 06:14

          про доллары всегда привожу один пример, дабы избежать сухой теории.

          В 2015 году купил недорогой автомобиль, при цене в 50 рублей/$ он обошелся мне в 600К рублей (12К$) * (здесь и далее цены реальные, автомобиль покупал в качестве служебного автомобиля для сотрудника). Сейчас, при 57 рублях/$ он стоит ровно миллион (16К$). Купив 12 тысяч долларов 3 года назад, я сейчас бы владел пассивом в 660 000 тысяч рублей (цена реализации доллара 55 рублей, в год я получил не более 20 тысяч прибыли.... именно такую сумму сожрала инфляция), продав автомобиль по цене -30% от стоимости новой я владею суммой в районе 700 тысяч рублей. Второй вариант наиболее выгоден в долгосрочной перспективе, если не учитывать амортизацию автомобиля и прочие факторы. Пример крайне приближен в теории, но отражает всю суть валютных инвестиций.

          Долго играть с государством на курсе доллара под матрасом невозможно. Потому что сумма в долларах не растет, изменяется конечная стоимость этой суммы. Нужно играть сразу на 2 ставки на долгосрочную перспективу - изменяемая конечная сумма в долларах и, естественно, курс. Чтобы они нивелировали друг друга. Но, это довольно сложно. Поэтому на краткосрочных дистанциях играют только на курс, на долгосрочных перспективах играют на растущий депозит. Оба варианта обыгрываются на Форекс, паммах, депозиты, активы компаний, ростовщичество и прочее-прочее, что растет быстрее чем курс доллара.

          Возвращаемся к примеру - 12 тысяч долларов под 1% на 3 года с ежегодной капитализацией даст мне почти 680 тысяч рублей (55 рублей за продажу доллара) или 12360 долларов. То есть, я почти в 20 тысерублевой прибыли за три года... ну,или скромно 6 тысяч рублей в год. ))

          +++

    • Анонимно
      11.01.2018 16:07

      Лучше слитки Аурума по 10 грамм - пилить сдачу легче

  • Анонимно
    6.01.2018 00:09

    Интересная у Вас дискуссия,так сколько же будет стоить доллар в 2018г

    • Анонимно
      8.01.2018 06:15

      55-60 рублей до марта 2018 года, с марта по декабрь 60-70 рублей.

  • Анонимно
    6.01.2018 03:16

    Биткоины и кухарки это попадание в цель, а все остальное просто прогнозы Демурыча..он же ясновидец с ТНТ и не маг. Может ошибаться..

  • Анонимно
    6.01.2018 12:03

    по его прогнозам $ к концу года 100-120. Так что пусть он где-нибудь в другом месте прогнозирует.

  • Анонимно
    6.01.2018 12:05

    Про биткойны. Пусть уважаемый консультант разберется в технологии блокчейн, смарт-контрактах, а уж потом свое авторитетное мнение высказывает.

  • Анонимно
    7.01.2018 08:41

    Демура грамотный парень , посмотрите на его послужной список ! Где работал и чем занимался в США ! Прогнозы его , предостеречь население народ , спикулей сами пусть решают .. если сами такие умные , что Вы тут шаритесь, идитескупайте биток .... зарабатывайте.

  • Анонимно
    7.01.2018 08:49

    Интересно что , анонимность ? Скорость ? Стоимость перевода ? В чем счастье ? Да , сейчас, кто заскочил а кто ещё раньше тот на коне, но точно так же в миг может быть там ... ! Это возможно для пострижки .. поживём узнаем !

  • Анонимно
    7.01.2018 11:29

    Вот две выдержки из слов автора. 1- "Американцы не будут ничего делать себе в убыток. " 2 - "Tesla на каждой машине теряет 30–35 тысяч долларов. Компания Илона Маска, не говоря уже о всех остальных производителях электромобилей, работает себе в убыток."

    • Анонимно
      7.01.2018 17:15

      Он имел ввиду, про работу себе в убыток, про страну США и госдеп, а не про частные компании.

  • Анонимно
    7.01.2018 19:00

    Международная платежная система Visa объявила о прекращении обслуживания предоплаченных биткоин-карт в Европе.

    На данный шаг компания пошла из-за разногласий со своим европейским партнером Wave Crest. Такие карты позволяют пополнять баланс в криптовалюте, а потом расплачиваться евро, фунтами и долларами США.

    Visa потребовала от Wave Crest закрыть все счета, открытые по программам предоплаченных дебетовых карт. В Visa Europe объяснили это разрывом отношений с партнером из-за несоответствия этой компании правилам работы платежной системы. Все другие эмитенты карт Visa могут продолжать выпуск криптовалютных карт.

    При этом американская компания BitPay, британская Cryptopay и германская Bitwala с объявили в связи с произошедшим, что прекращают обслуживать биткоин-карты своих европейских пользователей, выпущенные по программам Visa и Wave Crest.

  • Анонимно
    8.01.2018 12:54

    А кто разрешил крипто-рубль Пушкин или Демура нет Путин это продолжение не законных сделок. Вывод-дело
    швах.

  • Анонимно
    9.01.2018 17:27

    автор статьи какой-то сумасброд
    про крипту позабавило
    есть сайт coinmartketcap который отображает реальные обороты по крипте по биржам - технически биржи транслируют это в реалтайме через апи
    сами биржи зарабатывают в совокупности по 30-50 млн долл в день - под миллиоард в месяц
    курс битка растет как следствие социального эффекта
    короче с автором я бы поспорил, хромате часть аргументаций и референтов

  • Анонимно
    11.01.2018 00:09

    Заказал вывод 10 тысяч рублей с криптобиржи - из них комиссия 8 тысяч рублей))) обман везде сплошной обман!

    • Анонимно
      12.01.2018 17:03

      Тут несколько вариантов.
      1. Это чушь.
      2. Вы идиот.
      3. Вы на каком-то левом обменнике (что является частью 2-го пункта).
      Все более-менее известные биржи не берут такой процент комиссии.

  • Анонимно
    11.01.2018 16:21

    Биткойн, доллар, рубль, золото - разницы нет, реальность - то во что вы верите.

  • Анонимно
    12.01.2018 12:57

    Автор совершенно некомпетентен в вопросах криптовалюты... Превратить крипту в реальные деньги для него ооогромная сложность...пока, афтор

  • Анонимно
    25.01.2018 15:22

    Полная чушь и дичь,особенно насчет цены на нефть и т.д. Попахивает заказухой,особенно про доллары-типа скупайте американскую зеленную бумагу,еще США напечатает,а ведь мало кто знает,что бакс Вообще ничем не обеспечен,у биткоина есть хотя бы технология.Чем больше пишут такие горе аналитики,тем труднее потом людям,поверившим в их прогнозы. Теперь в баксы вкладывать сейчас тем более нельзя,если уж хочешь сберечь свои инвестиции,а про Китай вообще рассмешил так рассмешил

  • Анонимно
    27.01.2018 09:50

    Криптовалюта - один из инструментов обеспечения будущего финансового кризиса и предварительного отъема части наличных денег, которые уже никогда не вернутся инвестору.
    Самая грязная и катастрофическая для нас многих форма будущего кризиса, которые и сегодня не имеют лишних наличных.
    Защита - только золото, антиквариат (настоящий, если Вы в состоянии определить при покупке). Из срочных ликвидных активов - доллар и в определенной мере, евро и английские фунты.
    Банки - если они бизнес - анахронизм. Банки, которые были до ликвидации СССР Горбачевым и Ельцином через народных депутатов (например, американские, немецкие, швейцарские и советские) уже практически нет. Правда, есть несколько банков в Москве, но не буду их называть - а то "коршуны" на "халяву" тут же прилетят на их головы раньше времени. Пусть еще служат людям. Потому что, они занимаются не только банковской спекуляцией, называемой ими, ЦБ и иных высших госслужащих, якобы, "банковским бизнесом", но и реальным бизнесом.
    Государство никак не должен регулировать частные "хотелки" за счет бюджета, в том числе, обслуживанием ценных бумаг частных и транснациональных компаний. В государстве есть только национальная валюта, национальная валюта других стран и общепризнанные резервные валюты. Все остальное, Генпрокуратура РФ права, это суррогат или фишки мошенников.
    Марат Н. Альмухаметов.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль