Культура 
5.01.2018

Казанское Sforzando услышали в Москве

Негосударственный молодежный оркестр из столицы Татарстана представил свою программу в одном из самых престижных столичных залов

3 января музыканты молодежного фонда развития исполнительского искусства Республики Татарстан Sforzando, которым руководит Данияр Соколов, исполнили две одноактные комические оперы — «Бастьен и Бастьенна» Моцарта и «Телефон» Джанкарло Менотти. Внезапность события, случившегося в Большом зале Московской консерватории, заставила музыкального критика «БИЗНЕС Online» и члена жюри «Золотой маски – 2018» Елену Черемных оценить размах оперной молодежной инициативы «снизу» и ее стратегический потенциал.

Не отказавшись от поездки в Москву, оркестранты и певцы молодежного фонда Sforzando последовали зову удачи. И правильно сделали Не отказавшись от поездки в Москву, оркестранты и певцы молодежного фонда Sforzando последовали зову удачи. И правильно сделали Фото представлено фондом Sforzando

«ЛОВИТЕ МИГ УДАЧИ»

В программу трехдневного фестиваля «Новый год в консерватории» фонд Sforzando был приглашен продюсерским агентством Ильдара Валеева. Не особо кому известное в Москве Ildar Valeev Enterneinment, оказывается, второй год подряд абонирует под свой новогодний фестиваль три вечера в Большом зале консерватории. На него уже приезжали Хуан Диего Флорес и Рамон Варгас. В этом году устроителям не повезло: заявленное на 31 декабря выступление знаменитого тенора Йонаса Кауфмана по причине его болезни пришлось заменить концертом австралийско-китайского тенора по имени Канг Ванг (по роду занятости — певец молодежной программы The Metropolitan Opera, по статусу — восходящая звезда, правда, пока замеченная не столько в главных, сколько во второстепенных оперных ролях).

В предновогодней программе в Москве сцену с Кангом Вангом делила солистка Большого театра Екатерина Морозова (сопрано), а вот на следующий после казанских музыкантов вечер Канг Ванг, как и планировалось, выступил уже с сольной программой, которой и завершился фестиваль. Выходит, начинающий австралийско-китайский (или наоборот) певец героически накрыл своим драматическим тенором новогоднюю амбразуру немного странного фестиваля. Накрыл вплоть до споров в «Фейсбуке»: так ли хорош его голос или видеозаписью все же многое приукрашено? Ну и, как полагается, с точностью до наоборот: а все ли поняли, пялясь на видеозапись (тогда как я был/была на концерте), что под самый Новый год нам представили голос вот такой (руки вширь) ширины и вот такой (руки меняют положение) вышины? С этого места логичнее не начинать ничего вообще. Но тема у нас — не будем отвлекаться — оперная! А ее, как поется в песне советской молодежи, «не задушишь, не убьешь».

Не отказавшись от поездки в Москву, оркестранты и певцы молодежного фонда Sforzando последовали зову удачи. И правильно сделали. В обозримом прошлом у них были отработаны надежные комические номера, точнее, камерные оперы — «Бастьен и Бастьенна» Моцарта (1768 год, соответственно, XVIII век) и «Телефон» Джанкарло Менотти (1947 год и, соответственно, XX век, даже, если быть точнее, его середина).


В самой Казани обе эти оперы — Моцарта и Менотти — были показаны 14 и 15 августа 2016 года в дни уличного фестиваля искусств на временно возведенной сцене Лядского сада. Этого было достаточно, чтобы в казанский исторический календарь событие вошло чем-то вроде крестильного обряда в реке Иордан, совершенного известно каким Иоанном над известно каким Иисусом. В общем, произошло серьезное! Юного Моцарта подружили с Менотти, автором одной из опер ХХ века (а они в понимании большинства людей ХХI века все вообще считаются современными).

Как и тогда в Лядском садике, в Москве казанский молодежный Моцарт предстал в объеме следовавших за увертюрой 16 вокальных номеров под оркестр в составе 21 человека. Арии и немногочисленные ансамбли перемежались диалогами, под которые из динамиков неслась не предусмотренная Моцартом фонограмма птичьего щебета. Полуконцертное (в профессиональной терминологии — sami-stage) исполнение оперы 12-летнего Моцарта и в Москве (как, похоже, в свое время и в Вене) не претендовало, говоря по совести, на что-либо иное, кроме озорной и аккуратной попытки любительского представления, старательно собранного из разного уровня профессиональной молодежи.

Темпераментом и звонким сопрано в партии ревнивой Бастьенны блеснула Айсылу Нуруллина. Ее вокальной кондиции не слишком уверенно партнерствовал ветреник Бастьен — Раушан Шайбеков. Неурядицы между повздорившими влюбленными разруливал веселый волшебник Колас в исполнении Михаила Головушкина из музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Коласу услужливо помогали два одетых в первобытные шкуры сатира (Роберт Валиев и Ренат Набиуллин).

Айсылу Нуруллина Айсылу Нуруллина Фото: Ирина Ерохина

«НЕ ЗАБУДЬ МОВО [МОЕГО] СОВЕТА, ДОЛЖЕН ОН ТЕБЕ ПОМОЧЬ... »

В минимальном реквизите, состоящем из двух фотопанелей с видами цветущего альпийского луга и куста жасмина, казанский режиссер Мнир Соколов «спрятал» пару эффектов. В нужное время они «выстрелили», вызывая оживление публики. Особенно смешно было, когда прыгнувший за ширму «топиться» Бастьен выплеснул изо рта целый фонтан воды, которую успел хлебнуть из где-то там спрятанной бутылки. Оркестр под управлением Евгения Сакмарова был аккуратен и даже за спиной у поющих беспроблемно «ловил» все вступления и метро-ритмические музыкальные швы (или, как сказали бы в кино, кадровые стыки). В свободное от музицирования время оркестранты вовсе даже не смотрели на авансцену. Видно было, что свои партии он выучили назубок, поэтому в паузах дирижер просто стоял, а инструменталисты просто сидели и ждали следующего эпизода с собой.

Как раз ощущения себя полноценными участниками действия им и не хватило, а ведь именно этим любой оперный оркестр чем-то все же отличается от любого неоперного оркестра. Немного обидно было видеть, как аккомпаниаторский трепет, смахивающий на чистописательский автоматизм «круглого отличника», ценится молодыми оркестрантами превыше тех развивающих и двигающих оперное действие задач, благодаря которым искусство оперы воспринимается все же разновидностью театра, а не родом торжественного концерта в костюмах.

Вызубрив партитуру раннего Моцарта с русским текстом ХIХ века («...Не забудь мово [моего] совета, должен он тебе помочь»), ребята пока еще далеки не только от горизонтов современных исполнительских техник в барочной опере (того же аутентизма) и источниковедческой информированности о жанре зингшпиля (а Моцарт своей «простонародной» оперой-шуткой «Бастьен и Бастьенна» вообще-то пародировал популярную в 1768 году оперу Жан-Жака Руссо «Деревенский колдун»), но и вряд ли догадываются о том, как из этой музыки начинают расти — и ведь вырастут! — менуэтно-дворцовые силуэты будущей оперы Моцарта «Дон Жуан», а еще — буквальное начало второй арии Царицы ночи из «Волшебной флейты». А еще, хоть верьте, хоть нет, начало Третьей («Героической») симфонии Бетховена. И уж само собой, что влюбленные и ревнующие друг дружку герои пока еще только 12-летнего Моцарта — не кто иные, как будущие птицелов Папагено и его прекрасная женушка Папагена из последней моцартовской оперы-зингшпиля «Волшебная флейта».

Говорить об этом не хочется, но надо, просто потому, что подобные связи важны, даже необходимы любой опере Моцарта. Каждая из них тем ведь и гениальна, что начинена не только вещами, сопутствующими ее сочинению, но и отстоящими от даты выпуска оперы во времени (значит, и отстоявшимися со временем). Речь — о звуковом материале, понять который можно в первую очередь не из текста либретто и даже не из арий и дуэтов, а из оркестрового содержимого, на котором как на дрожжах замешаны все моцартовские типажи и оперные характеры. Слова эти предлагается читать не претензией, а рекомендательными пунктами, если угодно, руководством к действию для стратегической программы фонда Sforzando, не случайно позиционирующегося как фонд развития исполнительского искусства. Лиха беда начало: ведь сочиняя «Бастьена и Бастьенну», Моцарт тоже не знал, какая будущность его ожидает.


«ПОЗВОНИ МНЕ, ПОЗВОНИ»

Во втором отделении оперативного московского выступления казанцы исполнили «Телефон» итало-американского композитора Менотти. Бывшему миланскому вундеркинду, в 7 лет написавшему первую оперу, уже довелось отучиться в филадельфийском Институте Кертиса (а это второй по статусу музыкальный вуз США после Джульярдской школы музыки в Нью-Йорке) и стать одним из самых плодовитых оперных авторов ХХ века (всего им написано 25 опер), когда в 1947 году он придумал сделать оперу на основе пикантной love story с неодушевленным предметом.

Молодой командировочный по имени Бен никак не может объясниться в любви своей возлюбленной Люси, поскольку та все время трындит по телефону. Таким образом, между двумя одушевленными оперными героями возникает неодушевленный, но тоже «герой», чье название вынесено аж в оперное заглавие. Насколько эта тема актуальна для изнывающей от засилья гаджетов современности, даже и говорить не приходится! Лучше сообщим, что каким-то чудом российская премьера именно этой оперы Менотти случилась в 1978 году в нашей родной Казани (и вряд ли это произошло на сцене оперного театра).

Так вот телефон в опере «Телефон» не поет, но все время вторгается в едва начинающийся диалог героев, от чего любовное чувство командировочного по имени Бен не на шутку штормит и трясет. Покинув Люси, Бен бежит к ближайшей телефонной будке и оттуда звонит на номер, который, судя по последней фразе заключительного — понятно, счастливого — дуэта, он «не забудет никогда». Еще понятно, что главная роль тут все же не у него, а у Люси и оркестра, в состав которого композитор ввел фортепиано.

Теперь о том, что понятно гораздо меньше. Дело в том, что из всего смешного, что есть в этой розовощекой американской оперной мини-комедии 1947 года, двенадцатью годами позже, в 1959 году, получится все несмешное в опере Франсиса Пуленка «Человеческий голос», которая тоже — про телефон, но, с увы, трагедийной героиней, которая в отчаянии дожидается звонка бросившего ее возлюбленного. Придуманный в 1959 году французом Пуленком марш-бросок от комедии Менотти в ее трагедийную противоположность оказался настолько равен опрокидыванию из современной шоу-бизнесовой модели театра в его античный оперный предфазис, что в наши дни на простодушном нюансе «она — болтушка, он — влюбленный» опера Менотти не работает. Этой музыке необходима «память жанра» и способность играть с этой памятью сценически и музыкально.

Сценически у казанцев получилось, музыкально — не очень. Люси (Яна Флаксман) отбенефициантствовала с тем артистическим самозабвением, которое поставило под удар все, что способно на сцене жить и звучать собственной жизнью и собственным звуком: от соблазнительной оркестровки до трагически-обрываемых реплик незадачливо влюбленного Бена (Михаил Головушкин). Тот случай, когда могло быть весело, но оказалось жизненно. Люси буквально заполнила собою и своими не вполне разборчивыми репликами, хохотками и восклицаниями все звуковое пространство оперы, никому не оставив места. Благодарная публика, оценив сюжетный хеппи-энд, еще более благодарно выслушала на бис фантазию для фортепиано с оркестром на темы песни «Елочка», куда вкралось много моцартовских звуков и еще всякой всячины в жанре «Угадай мелодию». ХХ оперный век слепился с ХХI — не оперным, а развлекательным. И это было некстати. Потому что...

Данияр Соколов Данияр Соколов Фото: Ирина Ерохина

УЛИЧНОЕ И МОЛОДЕЖНОЕ — ОНО ЖЕ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМОЕ В ЖАНРЕ ОПЕРЫ

...руководитель фонда Sforzando догадался о том, о чем многие знают, но боятся сказать.

1. О том, что после консерватории музыкантам некуда себя деть. И опера им — спасение от безработицы и невостребованности как минимум.

2. О том, что массовые и народные гулянья всегда имели своей частью демократичные оперные поджанры вроде зингшпиля, а это лучше, чем попса, и содержательнее, чем шоу-бизнес.

3. О том, что оперное образование не равно общим представлениям об опере, внушаемым в профессиональных музучреждениях.

4. О том, что региональным инициативам не хватает информированности об оперном жанре, и для этого в конце прошлого года в Казани фонд Sforzando организовал и запустил KazanOperaLab, пригласив в качестве лекторов ведущих столичных и региональных специалистов по опере. Результатом этой инициативы ожидаются три оперных произведения современных татарстанских композиторов, либреттистов и драматургов, а это здорово!

5. О том, что, когда в оперном театре стагнация, дело надо брать в свои руки. Кому? А тем, кому интересно. Следовательно, Данияр Соколов догадался о самом главном в профессии музыканта: она (эта профессия) должна быть любимой.

Лиха беда начало. Системным действиям фонда Sforzando начало положено свежеполученным грантом президента России, отчитываясь за который молодые казанские ребята с авантюризмом пиратов Карибского моря не побоялись принять предложение от организаторов фестиваля «Новый год в Московской консерватории». Молодцы, что согласились! Новый год привел к ним не самую многочисленную публику, которая тем не менее покидала зал на Большой Никитской с праздничным ощущением приобщенности к чему-то свежему, необычному, делающемуся от души и как будто даже осуществившемуся. Но куда важнее желание и намерение самих участников события не останавливаться, а осуществлять начатое в Казани и лишь торжественно отфиксированное московским стартапом оперное и исполнительское дело, которому они готовы учиться не спустя рукава, а с отдачей «вечных студентов», получающих удовольствие от самого процесса обучения.

Кроме авторов известных и неизвестных, комических и пародийных, классических и современных опер им на помощь готовы прийти специалисты, которым как минимум любопытно поучаствовать в молодежном региональном начинании, задуманном и уже отформулированном Данияром Соколовым в режиме оперной лаборатории, а как максимум — поаплодировать тем результатам, к которым это начинание приведет в ближайшее время.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (39) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.01.2018 14:59

Если сформировать интересный репертуар из новых произведений молодых авторов, то коллектив будет востребован и за пределами Казани и республики, думаю.

  • Анонимно
    5.01.2018 09:24

    тяжело трудовому народу прокормить и одеть таланты,и жрут очень много.

  • Анонимно
    5.01.2018 10:56

    Столичный московский пафос и региональное мышление провинциальных музыкантов. Когда же музыка станет без границ, как таковой? Вероятно, только тогда, когда региональная музыка получит признание вне своего Отечества (а наше ВСЕ это конечно Москва и ее негасимый окон свет.....).

  • Анонимно
    5.01.2018 11:40

    \\Лучше сообщим, что каким-то чудом российская премьера именно этой оперы Менотти случилась в 1978 году в нашей родной Казани (и вряд ли это произошло на сцене оперного театра)\\ - Именно на сцене Театра им. Мусы Джалиля эта премьера оперы "Телефон" Джан-Карло Менотти и состоялась. Постановщиком был сам Нияз Даутов, великий энтузиаст татарского оперного искусства. Директором театра в то время был Масгут Имашев, также внесший немалый вклад в развитие национального музыкального жанра. На смену этим великим деятелям татарского музыкального театра, пришли бездарные конъюнктурщики, которым наплевать на национальную культуру. Да, я имел счастье присутствовать на премьере оперы американского композитора в Казани. Запомнилось еще, что в тот год Народный симфонический оркестр Дома ученых под руководством Наума Гельфанда представил произведения еще двух американских композиторов Чарльза Айвза и Сэмуэля Барбера.
    Талгат Бареев.

    • Анонимно
      5.01.2018 14:41

      Дорогой Талгат Бареев. скажите пожалуйста, когда Вы были последний раз на татарском камерном оперном спектакле? Простой любви татарской пастушки и татарского пастуха с красивой музыкой, шикарном сюжете. О любви двух простых людей ни царей и ханов, героев, а просто о людях татрской пастушки и пастуха?

    • Анонимно
      5.01.2018 15:26

      Молодцы, ребята! Так держать!

      • Анонимно
        10.01.2018 14:37

        Все спектакли хороши, я наблюдаю за сфорзандо и хочу написать, когда же мы будем начинать уважать свои корни, у нас есть хорошие оперы татарских композиторов, которые уж точно москвичи не будут ставить на своих площадках, а народу было бы интересно проникнуть в культуру народа откуда мы сами родом, самое удивительно, что на западе нет такой Музыки и им интересны именно наша музыка, таких композиторов Жиганов, Музафаров, Сайдашев.
        А в целом ребята молодцы, с вокалом надо больше работать со специалистами, как говориться спели хорошо, но не поверили словам.
        Успехов вам и удачи!

  • Анонимно
    5.01.2018 13:55

    К совершенству всегда надо стремиться у него нет границ, главное любовь к своему делу, главное творческое отношение к тому к чему ты прикасаешься...На пустом месте возникло новое и начинает расти, раздвигая границы привычного..Будут ошибки и неудачи,будет ворчание и брюзжание различного рода людей, но настоящий человек , настоящий коллектив единомышленников, все преодолеет и будет идти вперед....Так держать!!! Молодцы!!!

    • Анонимно
      9.01.2018 04:14

      // в казанский исторический календарь событие вошло чем-то вроде крестильного обряда в реке Иордан, совершенного известно каким Иоанном над известно каким Иисусом// -у автора проблемы с выбором слов или это изощренный цинизм?

  • Анонимно
    5.01.2018 14:59

    Если сформировать интересный репертуар из новых произведений молодых авторов, то коллектив будет востребован и за пределами Казани и республики, думаю.

    • Анонимно
      5.01.2018 15:22

      Вот как раз для этого была создана оперная лаборатория в рамках фонда "SFORZANDO" где самые востребованные режиссеры и композиторы страны решали эти задачи с композиторами Республики Татарстан...

      • Анонимно
        5.01.2018 18:24

        Почти полвека уже нас достают "самые востребованные режиссеры и композиторы страны", а национальная культура татарского народа находится в загоне. Свои кадры надо готовить, в условиях, когда гнобят национальное образование татар, это очень важно. В нынешней ситуации национальная высокая культура - спасательный круг для Республики Татарстан и татарского народа, инструментарий для выживания.

        • Анонимно
          5.01.2018 18:45

          Национальная культура будет всегда в загоне, если будут на один уровень ставить Сладковского и Элвина Грея, и вместо развития национальной оперы, в Оперном театре будет шоу эстрадной песни, не в филармонии, где есть отдел эстрады, джазовый оркестр, а в оперном театре Татарстана..Это то и есть уровень культуры общества в котором ты живешь....Нельзя смешивать и устраивать винегрет из несовместимых продуктов...Ваша агрессивность в высказываниях ничего не несет кроме конфронтации...Культура это нечто другое, это то что объединяет. а не то что раздражает и разъединяет , постарайтесь запомнить эту простую истину...Для этого она и существует!!! И еще Моцарт какой национальности? Чувствую Вам будет трудно...Моцарт это человек мира и он в не национальности , Моцарт принадлежит всему человечеству это тоже стоит запомнить!!!

          • Анонимно
            6.01.2018 00:02

            "Кадры решают все", - давно было сказано незабвенным усатым товарищем. Не поклонник его, но тут он оказался абсолютно прав. Потому и процветают отделы эстрады и попсы в госучреждениях культуры, что не готовят кадры высокой культуры татарского народа. Процветает нечто, вроде, пресловутого плана "Ост" в отношении покоренных народов во время II МВ, туземцам фольклор, фольклор и еще раз фольклор, пой и пляши до упаду. А в 30-е годы прошлого столетия создавали специальные татарские оперные студии при Московской консерватории, направляли татарских дирижеров на стажировку в лучшие оркестры и театры страны. Вот это и называется подготовка национальных кадров для национальной же культуры татарского народа. Да, винегрет не надо устраивать в культуре, а надо устранять перекосы в кадровой политике и привлекать подготовленных и компетентных людей, любящих и болеющих за татарскую культуру. У нас полно невостребованных (выдающихся!) деятелей культуры было вынуждено уехать за пределы республики, где они нашли себе достойное применение. Конечно, Моцарт принадлежит всему человечеству, не надо ломиться в открытую дверь со своей демагогией. Не об этом ведется речь.
            P.S.В свое время первый секретарь компартии Азербайджана Гейдар Алиев буквально заставлял сотрудников партийного аппарата республики посещать со своими семьями концерты академической музыки и оперные спектакли, люди отчитывались купленными билетами. Первое поколение аппаратчиков просто спало на этих концертах и постановках, но зато их дети приучились воспринимать высокую культуру. Нашим аппаратчикам это поучительный пример, не все же попсой и автогонками увлекаться.

            • Анонимно
              7.01.2018 03:58

              Наши аппаратчики в лучшем случае пойдут по бесплатным пригласительным, а не по приобретенным билетам, и, скорее всего на правительственный концерт. Вместе с народом посещать мероприятия, видимо, ниже их достоинства.

        • Анонимно
          15.01.2018 02:46

          Мне вообще плевать на культуру.
          Я ТАТУ и Хованского слушаю.

      • Анонимно
        8.01.2018 13:05

        Вот как раз для этого была создана оперная лаборатория в рамках фонда "SFORZANDO" где самые востребованные режиссеры и композиторы страны решали эти задачи с композиторами Республики Татарстан...
        А что, готовых предложений и произведений нет, что ли?

        • Анонимно
          8.01.2018 16:39

          А Вы можете предложить?)))

          • Анонимно
            8.01.2018 17:33

            Ну, мало ли, вдруг найдётся кто с необычной новой интересной музыкой... Почему нет?

            • Анонимно
              8.01.2018 22:19

              Каждое заинтересованное лицо может принимать участие в лаборатории предлагать отвергать созидать)))Милости просим двери всегда открыты)))

    • Анонимно
      6.01.2018 17:59

      А вы не задумывались, что прежде, чем мечтать о востребованности за пределами Казани, неплохо БЫ добиться востребованности и в самой Казани. Или такой вариант деятельности даже не рассматривается? Чем дальше от Казани, тем лучше...

      • Анонимно
        6.01.2018 19:28

        Вы как-то не въехали в обсуждаемую
        тему, взять, к примеру, судьбу Рустема Утэя, выдающегося дирижера и аранжировщика. Здесь он возглавлял Эстрадно-симфонический оркестр Гостелерадио Республики Татарстан. Когда ГТРК "Татарстан" ликвидировали, распустили и замечательный высокопрофессиональный оркестр, многие классные музыканты остались не у дел. Рустема Утэя сразу пригласили в Киев и дали ему Эстрадно-симфонический оркестр Украинского радио и телевидения, где он успешно применял свои таланты. А Татарстан остался без своего замечательного музыкального коллектива и теперь вынужден приглашать всяких халтурщиков из Москвы на дурацкие проекты вроде "Үзгәреш җиле", тратя на это десятки миллионов из бюджета республики. Эти миллионы мы могли бы тратить на своих музыкантов, знающих и любящих татарскую культуру. Но нет, нам московские шабашники эйлинкриги дороже и ближе. И это не единственный такой случай в республике. А все потому, что культурой руководят случайные люди.

        • Анонимно
          15.01.2018 02:51

          Люди не случайные, ой как не случайные.
          Руководят менеджеры от культуры, у которых свое видение ситуации, и то, какой барыш смогут с этого поиметь.

  • Анонимно
    5.01.2018 15:22

    Поразительно! Никогда о таком не слышала - негосударственный оперный театр?Если не ошибаюсь последний, у нас в России, был в начале 20 века?! Чтобы собрать драматическую постановку нужно приложить огромное количество сил, а уж об опере и говорить нечего! Видно у этих молодых людей действительно колоссальная любовь к своему делу!

  • Анонимно
    5.01.2018 17:06

    Данияр и все твои единлмышленники! Не сдавайтесь. Вы такие молодцы. От вам веет молодой майской листвой и сиренью. Все получится. Я до сих пор вспоминаю КАК меня потрясла моноопера? (Поправьте, если ошибаюсь)"Дневники Анны Франк " в ВЗ "Манеж" в Кремле 9.мая 1945 года. У вас всех все получится.С учажением, А.В.

    • Анонимно
      12.01.2018 23:53

      Так Бертман говорил в прошлом сезоне "Большой оперы". Только здесь инициалы не его.

  • Анонимно
    5.01.2018 17:44

    Негосударственный?Да они на грантах сидят все время)))

  • Анонимно
    6.01.2018 12:25

    Вот что, интересно, помешало критику посетить эту постановку в 2016 году перед новогодними праздниками в БКЗ? Нет пророка в своем отечестве, лишь бы только признавать свою провинциальность автору, так ведь получается?

  • Анонимно
    6.01.2018 16:25

    Вы и в этом ответе все мешаете в одну кучу, люди всего мира объединяются и их обедняет культура. Вам говорят о красном, а вы о своем, о круглом бедняга!!!

    • Анонимно
      6.01.2018 19:30

      У каждого народа, тем не менее, есть своя национальная культура. И они этим очень дорожат потому, что именно национальная культура объединяет их в народ.

      • Анонимно
        7.01.2018 12:44

        Агрессивность выпячивание собственного я, это и есть отсутствие культуры,. Нужно делать так, чтоб о тебе говорили, а не выпячивать себя и стучать в грудь кулаком, громко восклицая на каждом шагу это ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ...Это касается человека и общества любой национальности ...Дело нужно делать, тогда и о тебе будут говорить хорошо!!!

        • Анонимно
          7.01.2018 13:14

          Зачем вы разговор все время в сторону уводите? Скажите еще очередную банальность вроде "Волга впадает в Каспийское море". Вся мировая культура состоит из совокупности национальных культур. Нет никакой безнациональной культуры вообще. Тот же Моцарт, который принадлежит всему человечеству и к которому вы апеллируете, был ярким представителем австро-немецкой музыкальной культуры. И не надо переходить на личности, демонстрируя собственное бескультурье.

          • Анонимно
            7.01.2018 14:53

            По моему если ты пишешь анонимно о какой личности идет речь?))))Ну да Бог с ним, Вы навязываете тему национальной культуры и тему национальной обособленности, но здесь речь идет совсем о другом и статья совсем не об этом, поэтому Вам говорят, что Вы все о своем о наболевшем . а речь идет о другом, неужели Вы не понимаете?

            • Анонимно
              7.01.2018 16:45

              Где, в каком месте у меня написано о национальной обособленности, зачем вы передергиваете? Начал я с того, что выдающиеся деятели татарской культуры Нияз Даутов и Масгут Имашев поставили в Театре им. Мусы Джалиля оперу "Телефон" известного американского композитора Джан-Карло Менотти. На этом примере мы видим, что национальная культура ни в чем не противоречит мировой культуре. Именно эта мысль у меня проходит красной нитью через все комментарии здесь на этом форуме. А все ваши облыжные обвинения построены на сплошных измышлениях. P.S.Любая публикация о музыкальной жизни Татарстана, так или иначе, связана с национальной культурой. Даже фактом ее игнорирования.
              Т.Б.

              • Анонимно
                7.01.2018 18:45

                Нет Вы не понимаете все же, вместо того, что бы поддержать коллектив молодых музыкантов энтузиастов, беззаветно любящих свое дело, Вы своим старческим ворчанием и брюзжанием разводите здесь негативное отношению к успеху молодых ребят...А эти ребята живут и работают не в Чебоксарах или Перми, они работают здесь у нас в Казани, это они двигают своей молодой энергией в массы шедевры классической музыки, выходят на улицы к Вам, вплоть до того . что выставляют на улицу Казани пианино, пытаясь привлечь молодых людей видеть истинное настоящее, что делает общество по настоящему цивилизованным...И если даже журналист мог допустить неточность в премьере оперы "Телефон" на подмостках оперного театра, что из этого следует? То что премьера
                оперы "Телефон" сегодня, на подмостках лучшего зала в Москве в чем то ущербна?Министерство и лидеры Татарстана, Казани все прекрасно понимают и все делают для того что бы Республика Татарстан выглядела достойно и в культурном и в экономическом смысле тоже . В этом смысле Республикам много добилась если сравнивать другие регионы страны в целом и добьется еще больше, а Ваше брюзжание уйдет вместе с ВАми!!!

                • Анонимно
                  7.01.2018 19:57

                  Приведите, пожалуйста, цитату, где я плохо говорю об этом коллективе и ребятах оттуда. Я очень даже одобряю их благородную деятельность. Хватит уж заниматься измышлениями.

  • Анонимно
    7.01.2018 01:59

    Где наш Абязов? Зарплату повысили а игры нет!

    • Анонимно
      9.01.2018 04:17

      Невозможно прыгнуть выше своего потолка, даже если зарплату будут повышать до бесконечности.

    • Анонимно
      26.02.2018 16:07

      Вы почаще на концерты Примаверы ходите! И следите за их анонсами. Примавера всегда звучит роскошно. Очень жаль, что вас материальная сторона жизни коллектива привлекает.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль