Итоги 2017 года 
12 Января 2018

Пролог к новому ракетоносцу, «уход» порохового и близкое торжество Ивана Егорова

10 главных событий 2017 года в промышленности Татарстана

Своего рода недосказанность характерна для большинства промышленных событий 2017 года — эдакие авансы на обозримое будущее. Так, «Татспиртпром» начал экспансию на пивной рынок, «Нижнекамскшина» объявила о перезагрузке, Пороховой завод ждет решения своей участи, как и силиконовые заводы Евгении Даутовой. Предчувствие будущих свершений — в обзоре «БИЗНЕС Online».

1 Развернуть

Родом из СССР: Казанский авиазавод достроил задел Ту-160

Родом из СССР: Казанский авиазавод достроил задел Ту-160

Фото: ©Искандер Асабаев, РИА «Новости»

Казанский авиационный завод — филиал ПАО «Туполев» (КАЗ) 16 ноября передал на летно-испытательную станцию новый (и первый с 2008 года) стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160. Самолет собрали из задела, хранившегося на заводе с начала 90-х, когда строительство Ту-160 в угоду западным «партнерам» прекратили (чудом удалось пролоббировать достройку двух машин — в 2000-м и в 2008-м). Но весной 2015 года министр обороны России Сергей Шойгу заявил о том, что строительство ракетоносцев будет восстановлено, причем в гораздо более продвинутом варианте — Ту-160М2. Достроенная машина — своего рода пролог к его созданию (опытно-конструкторские работы должны завершиться в 2021 году), а также к фундаментальной модернизации КАЗа, на которую должны пустить 40 млрд рублей и завершить к 2020 году. По сути, новый Ту-160 — это демонстрация того, что КАЗ и Россия в целом в состоянии повторить технологии более чем 35-летней давности.

По неподтвержденным данным, 26 декабря машину подняли в воздух.

2 Развернуть

Как КЗСК и «КЗСК-Силикон» оказались на краю пропасти

Как КЗСК и «КЗСК-Силикон» оказались на краю пропасти

Фото: prav.tatarstan.ru

В уходящем году беда постучалась в ворота КЗСК и «КЗСК-Силикона», принадлежащие Евгении Даутовой. На КЗСК в первом квартале производство сократилось наполовину — из-за проблем с оборотными средствами. А ведь это стратегически важное предприятие. «Сейчас в Сирии хорошо снаряды летают, а без нашего тиокола не смогли бы», — обмолвилась как-то Даутова. Не случайно весной президент РТ Рустам Минниханов поставил задачу сохранить завод любыми способами и впервые обмолвился о возможной передаче актива новому собственнику, которым, по данным «БИЗНЕС Online», может стать «Ростех». Как бы то ни было, в июне завод сам подал заявление о банкротстве. Однако на первом же заседании он попросил приостановить рассмотрение дела из-за возможного включения в перечень стратегически важных предприятий России и, действительно, осенью вошел в него, и теперь его судьба решается на особых условиях.

А вот недостроенный завод по производству герметиков «КЗСК-Силикон» в июне все же вошел в первую стадию банкротства — процедуру наблюдения. Напомним, что стройка на предприятии стоимостью 13,7 млрд рублей была заморожена еще в начале 2016 года, когда Внешэкономбанк прекратил финансирование из-за двукратного роста строительной сметы. В июле другой актив Даутовой, Спурт Банк, который также кредитовал строительство «КЗСК-Силикона», лишился лицензии. Как пояснил тогда Центробанк, значительная часть кредитного портфеля «Спурта» была направлена на финансирование крупного инвестиционного проекта подконтрольного бенефициару банка. На протяжении полугода в отрасли ходили слухи, что спасти завод может все тот же «Ростех». Но он, похоже, решил попросту купить его за копейки на конкурсной распродаже.

3 Развернуть

Казанский пороховой, уходя, остается

Казанский пороховой, уходя, остается

Фото: «БИЗНЕС Online»

Концепция нового порохового завода, который заменит нынешний, подготовлена, сообщил минпромторг России. Это будет высокотехнологичное, многопрофильное и экологически безопасное производство. Вот только реализовано это все будет не в Казани. Основной вариант — удмуртский поселок Кизнер с его площадкой, на которой до недавнего времени уничтожали химическое оружие. Впрочем, пока, похоже, все это вилами на воде писано. Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» в начале ноября новый генеральный директор ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод» Александр Лившиц, концепции будущего КГКПЗ пока нет, сроков реализации проекта по сворачиванию производства в Казани пока не обозначено. Вместе с тем гендиректор отметил, что, скорее всего, завод из Казани когда-нибудь уберут. Но можно предположить, что произойдет это весьма нескоро, ведь замена одного такого производства другим неизбежно породит массу производственных, логистических и военных вопросов. Кроме того, остается открытым вопрос: не потеряется ли в ходе реформы фундаментальная школа Казанского порохового?

Скорее всего, пороховое производство в Казани останется. Не зря еще до заявления минпромторга Лившиц заверял: «Я вам точно говорю: завод останется. Здесь исторический центр пороходелия России. Здесь все настолько сконцентрировано — производство, наука, техникумы, университет, — что перемещать все это в другую область было бы абсурдно!»

Вероятнее всего, именно в Казани и будет создано новое современное пороховое производство. Даже если это случится не в ближайшие годы, радует то, что первый шаг к решению складывавшейся десятилетиями проблемы сделан.

4 Развернуть

Сделка года: Linde построит ТАИФу этиленник

Сделка года: Linde построит ТАИФу этиленник

Фото: prav.tatarstan.ru

Разворачивавшаяся год интрига о подрядчике для проекта ТАИФа «Этилен-600» разрешилась в июне на петербургском экономическом форуме. В присутствии президента России Владимира Путина и президента РТ Рустама Минниханова руководители ТАИФа, «Нижнекамскнефтехима» и представители немецкой компании Linde подписали долгожданный контракт на строительство этиленового производства стоимостью 868 млн евро. За контракт с ТАИФом помимо Linde AG  боролись японцы Toyo Engineering и американцы CB&I Lummus. Деньги на финансирование проекта «Нижнекамскнефтехим» получит уже в начале 2018-го. Ввод комплекса в эксплуатацию ожидается в 2022 году. Будем считать, что этот многострадальный проект (а о нем говорят уже 10 лет назад) все-таки начался.

5 Развернуть

Экспансия «Татспиртпрома» на пивной рынок

Экспансия «Татспиртпрома» на пивной рынок

Фото: «БИЗНЕС Online»

О желании выйти на пивной рынок гендиректор ОАО «Татспиртпром» Ирек Миннахметов сообщил еще в 2016 году, и вот в мае 2017-го предприятие подписало с немецкой компанией Krones контракт о поставке оборудования на 30 млн евро для строительства в Чистополе завода. Его первоначальная проектная мощность — 150 млн литров пива в год. Весь проект должен стоить не более 5 млрд рублей... В сентябре предприятие договорилось с баварской пивоваренной компанией Konig Ludwig International  об использовании интеллектуальной собственности, включая производство и реализацию баварских пивных брендов в Татарстане и России. Так что помимо собственного бренда ТСП будет выпускать пиво торговых марок премиум-класса — Kaltenberg и Konig Ludwig. «Будем конкурировать со всеми, чья продукция присутствует на нашем рынке. Первую кружку пива от нового завода обещают налить уже в мае этого года.

6 Развернуть

Мебельные заводы Когогиных просят помощи и Медведева

Мебельные заводы Когогиных просят помощи и Медведева

Фото: «БИЗНЕС Online»

В конце лета Зеленодольский фанерный завод (ЗФЗ) и Поволжский фанерно-мебельный комбинат (ПФМК), принадлежащие семье гендиректора ПАО «КАМАЗ»Сергея Когогина, обратились к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой ввести запрет на вывоз березы за пределы страны. Как оказалось, мебельные фабрики испытывают острый голод березового сырья из-за китайских компаний, скупающих российскую древесину втридорога. «В настоящее время оба предприятия находятся под угрозой остановки производства, вызванной дефицитом березовой древесины», — говорилось в письме.  Выручка ЗФЗ в первом полугодии сократилась на 40%, обвалившись до абсолютного за последние 11 лет антирекорда. В конце октября минпромторг РТ объявил о том, что ЗФЗ приостановил свою деятельность и высвободил около 700 сотрудников. ПФМК, взяв остатки сырья с остановившегося завода, продолжает работать из последних сил.

7 Развернуть

Генеральный директор Зеленодольского ПКБ ушел в отставку

Генеральный директор Зеленодольского ПКБ ушел в отставку

Фото: «БИЗНЕС Online»

В неприкаянном состоянии начинает новый год АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ). В начале ноября пост генерального директора бюро покинул Виталий Волков. Причина — проблемы со здоровьем, которые появились после того, как 22 июня СКР по Татарстану возбудило в отношении него уголовное дело по ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»). В ходе следствия подозрения не подтвердились, уголовное дело прекратили, а за господином Волковым признали право на реабилитацию. Интересно, что врио гендиректора ЗПКБ назначен Евгений Жирков, который пришел в бюро всего за месяц до отставки Волкова, а до этого трудился на посту заместителя главного инженера АО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в АО «Холдинговая компания «Ак Барс» — АБХ). Напомним, что в 2016 году руководство АБХ обратилось в правительство РФ с предложением передать ему ЗПКБ (сегодня входит в Объединенную судостроительную корпорацию — ОСК). Среди аргументов акбарсовцев был и тот, что бюро загибается без заказов (по этой причине осенью ЗПКБ даже было переведено на четырехчасовой рабочий день), а холдинг обеспечит ему достойную загрузку. Предложение о передаче встретило противодействие и самого ЗПКБ, и ОСК. И, надо заметить, что при всех заявлениях больших чинов о том, что вопрос решен, соответствующего указа президента РФ до сих пор нет.

Руководство завода им. Горького отрицает какую-либо связь между отставкой Волкова и назначением Жиркова. Но, скорее всего, это финальная ступень к грядущей реформе, и в этом году бюро в той или иной форме передадут под контроль тандема Иван Егоров Ренат Мистахов.

8 Развернуть

Как ТАИФ удвоил мощности ТЭЦ-3

Как ТАИФ удвоил мощности ТЭЦ-3

Фото: prav.tatarstan.ru

Еще один проект группы компаний «ТАИФ» приковал внимание республиканского истеблишмента в ушедшем году: казанская ТЭЦ-3 запустила новый энергоблок, завершив на этом комплексную модернизацию, начавшуюся еще в 2013 году. Новый блок позволяет вдвое увеличить выработку электроэнергии и тепла. Всего в проект вложено 14 млрд рублей.

Напомним, КТЭЦ-3 — самая крупная в городе — до 2010 года входила в холдинг «Татэнерго», а затем за скромные 6,6 млрд рублей была вместе с Нижнекамской ТЭЦ продана ТАИФу в лице ТГК-16. После этого президент РТ чуть ли не насильно заставлял руководство компании приступить к обновлению. «Ничего не вложено, а единую энергосистему разрушили. Единого управления нет. Кроме коллапса, мы ничего не получили. Ничего не инвестировали в эти активы! Никто ничего не заработал и не создал!» — возмущался Минниханов. В итоге критика была услышана, и теперь ТАИФ вносит свою лепту в ликвидацию энергодефицита в Казани.

9 Развернуть

Дешевле, чем Mercedes, но ненамного: КАМАЗ презентовал новый грузовик

Дешевле, чем Mercedes, но ненамного: КАМАЗ презентовал новый грузовик

Фото: «БИЗНЕС Online»

Для КАМАЗа главным имиджевым и стратегическим проектом в минувшем году стало строительство совместного с Daimler завода каркасов кабин. 24 октября челнинцы сдали готовое здание с инженерией немцам, и те приступили к монтажу оборудования. Производство проектной мощностью 55 тыс. каркасов стартует в этом году, но сколько реально кабин будет производиться, определит спрос на новый модельный ряд КАМАЗа. Пока планируется, что 8 тыс. каркасов «Даймлер Камаз Рус» будет оставлять себе, остальное — сдавать КАМАЗу, который в 2019 году собирается продать 10,4 тыс. магистральных тягачей с новыми кабинами. Вероятно, подоспеют и другие модели поколения К5. Стоимость завода пока оценивается в 15 млрд рублей, но, согласно ожиданиям камазовских экономистов, затраты еще вырастут. Зато локализация комплектующих и новые технологии должны дать на выходе кабину дешевле существующей. Однако грузовик в сборе, конечно, не подешевеет. Гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, презентуя новый «КАМАЗ-54901» с кабиной К5 на сентябрьском «Комтрансе-2017» в Москве, обозначил ценник машины так: «Цена автомобиля точно будет ниже, чем Mercedes, но ненамного».

10 Развернуть

«Нижнекамскшина»: перезагрузка на 24 млрд и долгожданный подарок военным

«Нижнекамскшина»: перезагрузка на 24 млрд и долгожданный подарок военным

Фото: «БИЗНЕС Online»

Многообещающую заявку подал в апреле шинный комплекс «Татнефти», презентовав программу развития до 2025 года стоимостью 24,2 млрд рублей. В результате EBITDA компания должна вырасти в 5 раз до 14,5 млрд. рублей, а производство — до 16 - 18 млн шин (в 2016-м — около 13,3 миллионов) Инвестиции пойдут на окончательное замещение собственного бренда «Кама Евро» относительно новыми легковыми Viatti, в грузовом сегменте ставка делается на цельнометаллокордные шины, выпускаемые с 2010 года. Модернизация заводов нацелена на рост производства Viatti до 5,9 млн штук в год, ЦМК — на 300 тыс. штук. Нарастить придется и выпуск резиновых смесей до 30 тыс. т в год, этот проект реализуется с европейскими партнерами. Кроме того, осенью шинники вывели на рынок аналоги продуктов от «Белшины» и «Кордианта», видимо, рассчитывая полностью забрать поставки на КАМАЗ. В этом году «Нижнекамскшина» откроет онлайн-магазин.

Планы планами, а кое-какие новинки шинников можно было потрогать уже в минувшем году. НТЦ «Кама», ответственный за науку «Нижнекамскшины», на форуме «Армия-2017» показал первые в России боестойкие покрышки для бронемашины К-4386 «Тайфун-ВДВ». Отраслевые эксперты справедливо пропели нижнекамским шинникам осанну.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (6) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    12.01.2018 10:50

    Как вам фраза "состоянии повторить технологии более чем 35-летней давности". При этом частники в Америке космические корабли запускают, да еще первую ступень возвращают. КАИ пуп земли

  • Анонимно
    12.01.2018 12:42

    Авиация и космонавтика, как локомотив, развивали и подталкивали к развитию экономику и науку той страны. Как кругами расходясь по стране, вызывая освоение технологий, освоения квалификаций от рабочего до главного инженера на производствах, прямо и косвенно связанных с конечной сборкой. Так далее, до заявок в институты по необходимым специальностям. И все это развивалось поступательно 70 лет, от увлечения авиамоделизмом и ДОСААФ, до перестройки, и какое то время еще по инерции после.

    Потом, а потом, мы все прекрасно знаем, нефть, доллары, массовые увольнения, торгово-развлекательные центры.
    Потерянные четверть века.

  • Анонимно
    12.01.2018 13:03

    эти наши двигатели (ракетные) спроектированы и разработаны еще до перестройки!

  • Анонимно
    12.01.2018 14:07

    В своё время КАПО и КМПО соревновались кто быстрее своими корпусами до Дербышек дойдёт.Сейчас корпуса КМПО решили под развлекательный центр отдать.А на КАПО опять стройку затевают хотя старые корпуса пустуют а на них в своё время по самолёту в неделю делали.Да и неужели не ясно что летающие динозавры это уже ископаемый вид.Дроны на повестке дня.Следующая война будет войной киборгов.Неужели нельзя во что то полезное деньги истратить.

    • Анонимно
      17.01.2018 22:03

      Вот интересно в какие времена на Капо делали один самолёт в неделю?С 60 годов по 90 годы.Выпущено 300 ИЛ 62 и 500 Ту22м3.Ту 160 не в счёт!И это в период расцвета завода.Посчитайте сами сколько самолётов это будет в месяц...А цеха на Капо не пустуют,есть оснастка и станки которые ну никак нельзя демонтировать. А вот площадей под ремонт военных машин действительно не хватает. Вот и строят.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль