Итоги 2017 года 
12 Января 2018

Пролог к новому ракетоносцу, «уход» порохового и близкое торжество Ивана Егорова

10 главных событий 2017 года в промышленности Татарстана

Своего рода недосказанность характерна для большинства промышленных событий 2017 года — эдакие авансы на обозримое будущее. Так, «Татспиртпром» начал экспансию на пивной рынок, «Нижнекамскшина» объявила о перезагрузке, Пороховой завод ждет решения своей участи, как и силиконовые заводы Евгении Даутовой. Предчувствие будущих свершений — в обзоре «БИЗНЕС Online».

1 Развернуть

Родом из СССР: Казанский авиазавод достроил задел Ту-160

Родом из СССР: Казанский авиазавод достроил задел Ту-160

Фото: ©Искандер Асабаев, РИА «Новости»

Казанский авиационный завод — филиал ПАО «Туполев» (КАЗ) 16 ноября передал на летно-испытательную станцию новый (и первый с 2008 года) стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160. Самолет собрали из задела, хранившегося на заводе с начала 90-х, когда строительство Ту-160 в угоду западным «партнерам» прекратили (чудом удалось пролоббировать достройку двух машин — в 2000-м и в 2008-м). Но весной 2015 года министр обороны России Сергей Шойгу заявил о том, что строительство ракетоносцев будет восстановлено, причем в гораздо более продвинутом варианте — Ту-160М2. Достроенная машина — своего рода пролог к его созданию (опытно-конструкторские работы должны завершиться в 2021 году), а также к фундаментальной модернизации КАЗа, на которую должны пустить 40 млрд рублей и завершить к 2020 году. По сути, новый Ту-160 — это демонстрация того, что КАЗ и Россия в целом в состоянии повторить технологии более чем 35-летней давности.

По неподтвержденным данным, 26 декабря машину подняли в воздух.

2 Развернуть

Как КЗСК и «КЗСК-Силикон» оказались на краю пропасти

Как КЗСК и «КЗСК-Силикон» оказались на краю пропасти

Фото: prav.tatarstan.ru

В уходящем году беда постучалась в ворота КЗСК и «КЗСК-Силикона», принадлежащие Евгении Даутовой. На КЗСК в первом квартале производство сократилось наполовину — из-за проблем с оборотными средствами. А ведь это стратегически важное предприятие. «Сейчас в Сирии хорошо снаряды летают, а без нашего тиокола не смогли бы», — обмолвилась как-то Даутова. Не случайно весной президент РТ Рустам Минниханов поставил задачу сохранить завод любыми способами и впервые обмолвился о возможной передаче актива новому собственнику, которым, по данным «БИЗНЕС Online», может стать «Ростех». Как бы то ни было, в июне завод сам подал заявление о банкротстве. Однако на первом же заседании он попросил приостановить рассмотрение дела из-за возможного включения в перечень стратегически важных предприятий России и, действительно, осенью вошел в него, и теперь его судьба решается на особых условиях.

А вот недостроенный завод по производству герметиков «КЗСК-Силикон» в июне все же вошел в первую стадию банкротства — процедуру наблюдения. Напомним, что стройка на предприятии стоимостью 13,7 млрд рублей была заморожена еще в начале 2016 года, когда Внешэкономбанк прекратил финансирование из-за двукратного роста строительной сметы. В июле другой актив Даутовой, Спурт Банк, который также кредитовал строительство «КЗСК-Силикона», лишился лицензии. Как пояснил тогда Центробанк, значительная часть кредитного портфеля «Спурта» была направлена на финансирование крупного инвестиционного проекта подконтрольного бенефициару банка. На протяжении полугода в отрасли ходили слухи, что спасти завод может все тот же «Ростех». Но он, похоже, решил попросту купить его за копейки на конкурсной распродаже.

3 Развернуть

Казанский пороховой, уходя, остается

Казанский пороховой, уходя, остается

Фото: «БИЗНЕС Online»

Концепция нового порохового завода, который заменит нынешний, подготовлена, сообщил минпромторг России. Это будет высокотехнологичное, многопрофильное и экологически безопасное производство. Вот только реализовано это все будет не в Казани. Основной вариант — удмуртский поселок Кизнер с его площадкой, на которой до недавнего времени уничтожали химическое оружие. Впрочем, пока, похоже, все это вилами на воде писано. Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» в начале ноября новый генеральный директор ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод» Александр Лившиц, концепции будущего КГКПЗ пока нет, сроков реализации проекта по сворачиванию производства в Казани пока не обозначено. Вместе с тем гендиректор отметил, что, скорее всего, завод из Казани когда-нибудь уберут. Но можно предположить, что произойдет это весьма нескоро, ведь замена одного такого производства другим неизбежно породит массу производственных, логистических и военных вопросов. Кроме того, остается открытым вопрос: не потеряется ли в ходе реформы фундаментальная школа Казанского порохового?

Скорее всего, пороховое производство в Казани останется. Не зря еще до заявления минпромторга Лившиц заверял: «Я вам точно говорю: завод останется. Здесь исторический центр пороходелия России. Здесь все настолько сконцентрировано — производство, наука, техникумы, университет, — что перемещать все это в другую область было бы абсурдно!»

Вероятнее всего, именно в Казани и будет создано новое современное пороховое производство. Даже если это случится не в ближайшие годы, радует то, что первый шаг к решению складывавшейся десятилетиями проблемы сделан.

4 Развернуть

Сделка года: Linde построит ТАИФу этиленник

Сделка года: Linde построит ТАИФу этиленник

Фото: prav.tatarstan.ru

Разворачивавшаяся год интрига о подрядчике для проекта ТАИФа «Этилен-600» разрешилась в июне на петербургском экономическом форуме. В присутствии президента России Владимира Путина и президента РТ Рустама Минниханова руководители ТАИФа, «Нижнекамскнефтехима» и представители немецкой компании Linde подписали долгожданный контракт на строительство этиленового производства стоимостью 868 млн евро. За контракт с ТАИФом помимо Linde AG  боролись японцы Toyo Engineering и американцы CB&I Lummus. Деньги на финансирование проекта «Нижнекамскнефтехим» получит уже в начале 2018-го. Ввод комплекса в эксплуатацию ожидается в 2022 году. Будем считать, что этот многострадальный проект (а о нем говорят уже 10 лет назад) все-таки начался.

5 Развернуть

Экспансия «Татспиртпрома» на пивной рынок

Экспансия «Татспиртпрома» на пивной рынок

Фото: «БИЗНЕС Online»

О желании выйти на пивной рынок гендиректор ОАО «Татспиртпром» Ирек Миннахметов сообщил еще в 2016 году, и вот в мае 2017-го предприятие подписало с немецкой компанией Krones контракт о поставке оборудования на 30 млн евро для строительства в Чистополе завода. Его первоначальная проектная мощность — 150 млн литров пива в год. Весь проект должен стоить не более 5 млрд рублей... В сентябре предприятие договорилось с баварской пивоваренной компанией Konig Ludwig International  об использовании интеллектуальной собственности, включая производство и реализацию баварских пивных брендов в Татарстане и России. Так что помимо собственного бренда ТСП будет выпускать пиво торговых марок премиум-класса — Kaltenberg и Konig Ludwig. «Будем конкурировать со всеми, чья продукция присутствует на нашем рынке. Первую кружку пива от нового завода обещают налить уже в мае этого года.

6 Развернуть

Мебельные заводы Когогиных просят помощи и Медведева

Мебельные заводы Когогиных просят помощи и Медведева

Фото: «БИЗНЕС Online»

В конце лета Зеленодольский фанерный завод (ЗФЗ) и Поволжский фанерно-мебельный комбинат (ПФМК), принадлежащие семье гендиректора ПАО «КАМАЗ»Сергея Когогина, обратились к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой ввести запрет на вывоз березы за пределы страны. Как оказалось, мебельные фабрики испытывают острый голод березового сырья из-за китайских компаний, скупающих российскую древесину втридорога. «В настоящее время оба предприятия находятся под угрозой остановки производства, вызванной дефицитом березовой древесины», — говорилось в письме.  Выручка ЗФЗ в первом полугодии сократилась на 40%, обвалившись до абсолютного за последние 11 лет антирекорда. В конце октября минпромторг РТ объявил о том, что ЗФЗ приостановил свою деятельность и высвободил около 700 сотрудников. ПФМК, взяв остатки сырья с остановившегося завода, продолжает работать из последних сил.

7 Развернуть

Генеральный директор Зеленодольского ПКБ ушел в отставку

Генеральный директор Зеленодольского ПКБ ушел в отставку

Фото: «БИЗНЕС Online»

В неприкаянном состоянии начинает новый год АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ). В начале ноября пост генерального директора бюро покинул Виталий Волков. Причина — проблемы со здоровьем, которые появились после того, как 22 июня СКР по Татарстану возбудило в отношении него уголовное дело по ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»). В ходе следствия подозрения не подтвердились, уголовное дело прекратили, а за господином Волковым признали право на реабилитацию. Интересно, что врио гендиректора ЗПКБ назначен Евгений Жирков, который пришел в бюро всего за месяц до отставки Волкова, а до этого трудился на посту заместителя главного инженера АО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в АО «Холдинговая компания «Ак Барс» — АБХ). Напомним, что в 2016 году руководство АБХ обратилось в правительство РФ с предложением передать ему ЗПКБ (сегодня входит в Объединенную судостроительную корпорацию — ОСК). Среди аргументов акбарсовцев был и тот, что бюро загибается без заказов (по этой причине осенью ЗПКБ даже было переведено на четырехчасовой рабочий день), а холдинг обеспечит ему достойную загрузку. Предложение о передаче встретило противодействие и самого ЗПКБ, и ОСК. И, надо заметить, что при всех заявлениях больших чинов о том, что вопрос решен, соответствующего указа президента РФ до сих пор нет.

Руководство завода им. Горького отрицает какую-либо связь между отставкой Волкова и назначением Жиркова. Но, скорее всего, это финальная ступень к грядущей реформе, и в этом году бюро в той или иной форме передадут под контроль тандема Иван Егоров Ренат Мистахов.

8 Развернуть

Как ТАИФ удвоил мощности ТЭЦ-3

Как ТАИФ удвоил мощности ТЭЦ-3

Фото: prav.tatarstan.ru

Еще один проект группы компаний «ТАИФ» приковал внимание республиканского истеблишмента в ушедшем году: казанская ТЭЦ-3 запустила новый энергоблок, завершив на этом комплексную модернизацию, начавшуюся еще в 2013 году. Новый блок позволяет вдвое увеличить выработку электроэнергии и тепла. Всего в проект вложено 14 млрд рублей.

Напомним, КТЭЦ-3 — самая крупная в городе — до 2010 года входила в холдинг «Татэнерго», а затем за скромные 6,6 млрд рублей была вместе с Нижнекамской ТЭЦ продана ТАИФу в лице ТГК-16. После этого президент РТ чуть ли не насильно заставлял руководство компании приступить к обновлению. «Ничего не вложено, а единую энергосистему разрушили. Единого управления нет. Кроме коллапса, мы ничего не получили. Ничего не инвестировали в эти активы! Никто ничего не заработал и не создал!» — возмущался Минниханов. В итоге критика была услышана, и теперь ТАИФ вносит свою лепту в ликвидацию энергодефицита в Казани.

9 Развернуть

Дешевле, чем Mercedes, но ненамного: КАМАЗ презентовал новый грузовик

Дешевле, чем Mercedes, но ненамного: КАМАЗ презентовал новый грузовик

Фото: kamaz.ru

Для КАМАЗа главным имиджевым и стратегическим проектом в минувшем году стало строительство совместного с Daimler завода каркасов кабин. 24 октября челнинцы сдали готовое здание с инженерией немцам, и те приступили к монтажу оборудования. Производство проектной мощностью 55 тыс. каркасов стартует в этом году, но сколько реально кабин будет производиться, определит спрос на новый модельный ряд КАМАЗа. Пока планируется, что 8 тыс. каркасов «Даймлер Камаз Рус» будет оставлять себе, остальное — сдавать КАМАЗу, который в 2019 году собирается продать 10,4 тыс. магистральных тягачей с новыми кабинами. Вероятно, подоспеют и другие модели поколения К5. Стоимость завода пока оценивается в 15 млрд рублей, но, согласно ожиданиям камазовских экономистов, затраты еще вырастут. Зато локализация комплектующих и новые технологии должны дать на выходе кабину дешевле существующей. Однако грузовик в сборе, конечно, не подешевеет. Гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, презентуя новый «КАМАЗ-54901» с кабиной К5 на сентябрьском «Комтрансе-2017» в Москве, обозначил ценник машины так: «Цена автомобиля точно будет ниже, чем Mercedes, но ненамного».

10 Развернуть

«Нижнекамскшина»: перезагрузка на 24 млрд и долгожданный подарок военным

«Нижнекамскшина»: перезагрузка на 24 млрд и долгожданный подарок военным

Фото: kolesa.ru

Многообещающую заявку подал в апреле шинный комплекс «Татнефти», презентовав программу развития до 2025 года стоимостью 24,2 млрд рублей. В результате EBITDA компания должна вырасти в 5 раз до 14,5 млрд. рублей, а производство — до 16 - 18 млн шин (в 2016-м — около 13,3 миллионов) Инвестиции пойдут на окончательное замещение собственного бренда «Кама Евро» относительно новыми легковыми Viatti, в грузовом сегменте ставка делается на цельнометаллокордные шины, выпускаемые с 2010 года. Модернизация заводов нацелена на рост производства Viatti до 5,9 млн штук в год, ЦМК — на 300 тыс. штук. Нарастить придется и выпуск резиновых смесей до 30 тыс. т в год, этот проект реализуется с европейскими партнерами. Кроме того, осенью шинники вывели на рынок аналоги продуктов от «Белшины» и «Кордианта», видимо, рассчитывая полностью забрать поставки на КАМАЗ. В этом году «Нижнекамскшина» откроет онлайн-магазин.

Планы планами, а кое-какие новинки шинников можно было потрогать уже в минувшем году. НТЦ «Кама», ответственный за науку «Нижнекамскшины», на форуме «Армия-2017» показал первые в России боестойкие покрышки для бронемашины К-4386 «Тайфун-ВДВ». Отраслевые эксперты справедливо пропели нижнекамским шинникам осанну.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (5) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    12.01.2018 10:50

    Как вам фраза "состоянии повторить технологии более чем 35-летней давности". При этом частники в Америке космические корабли запускают, да еще первую ступень возвращают. КАИ пуп земли

  • Анонимно
    12.01.2018 12:42

    Авиация и космонавтика, как локомотив, развивали и подталкивали к развитию экономику и науку той страны. Как кругами расходясь по стране, вызывая освоение технологий, освоения квалификаций от рабочего до главного инженера на производствах, прямо и косвенно связанных с конечной сборкой. Так далее, до заявок в институты по необходимым специальностям. И все это развивалось поступательно 70 лет, от увлечения авиамоделизмом и ДОСААФ, до перестройки, и какое то время еще по инерции после.

    Потом, а потом, мы все прекрасно знаем, нефть, доллары, массовые увольнения, торгово-развлекательные центры.
    Потерянные четверть века.

  • Анонимно
    12.01.2018 13:03

    эти наши двигатели (ракетные) спроектированы и разработаны еще до перестройки!

  • Анонимно
    12.01.2018 14:07

    В своё время КАПО и КМПО соревновались кто быстрее своими корпусами до Дербышек дойдёт.Сейчас корпуса КМПО решили под развлекательный центр отдать.А на КАПО опять стройку затевают хотя старые корпуса пустуют а на них в своё время по самолёту в неделю делали.Да и неужели не ясно что летающие динозавры это уже ископаемый вид.Дроны на повестке дня.Следующая война будет войной киборгов.Неужели нельзя во что то полезное деньги истратить.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль