Культура 
28.01.2018

Марат Гали: «Хорошо, когда республика поддерживает попытки национальной самоидентификации»

Известный оперный тенор о 16-м сезоне в Большом театре, татарской песне в «Нурееве» Серебренникова и впечатлениях от съезда ВКТ в Казани

Многолетний солист главного театра страны Марат Гали участвует в главной постановке этого сезона — балете «Нуреев», не делит роли на главные и второстепенные, а также помнит о своих национальных корнях. В беседе с музыкальным критиком «БИЗНЕС Online» Еленой Черемных именитый певец рассказал о четырех работах с Кириллом Серебренниковым, сравнил Александра Сладковского с Валерием Гергиевым и объяснил, что его связывает со столицей Татарстана.

Марат Гали Марат Гали: «У меня аппетит на работу в театре не проходит. При этом сохраняется аппетит и на исполнение чего-то нового и интересного» Фото: ©Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

«НУРЕЕВ» — ЧЕТВЕРТАЯ ПО СЧЕТУ РАБОТА С КИРИЛЛОМ СЕРЕБРЕННИКОВЫМ

— Марат, разговор парадоксальным образом хочется начать «с конца»: я имею в виду вашу последнюю работу в Большом театре — балет «Нуреев». В нем вы исполнили партию тенора, точнее, даже не партию, а сценическую роль. Что, по-вашему, использование тенора способно добавить балетному спектаклю?

— Наверное, со стороны лучше видно, что тенор добавляет в балетный спектакль. Я думаю, в первую очередь тенор был нужен композитору, чтобы расширить музыкальную палитру спектакля. Для этого, пожалуй, стоит вспомнить первый мой опыт в балете — постановку теми же людьми, режиссером Кириллом Серебренниковым и композитором Ильей Демуцким «Героя нашего времени». Задачей там было создать особый колорит Кавказа, раскрыть тему совмещения разных религий — ислама и православия. Там же конкретно звучит азан – совершаемый муэдзином призыв на молитву. Тогда мне даже пришлось брать у знатоков консультацию, чтобы не было никаких ошибок, чтобы арабский был правильным... Это было выписано в авторской партитуре Ильей Демуцким, который использовал канонический текст азана. Но нужно было кое-какие детали все-таки выявить, и я эту работу проделал. Хорошо, что никаких проблем с религиозной спецификой того эпизода в «Герое нашего времени» не возникло.

Самое любопытное, по-моему, заключалось в том, что этот азан накладывался на православную молитву «Со святыми упокой» — по сюжету в этот момент оплакивали Бэлу. Совмещение нескольких слоев и демонстрировало такой мультирелигиозный кавказский аспект.

— Видимо, нечто многослойное подразумевалось и в «Нурееве».

— Да, но в «Нурееве» многослойность другого толка. Там же в начале звучит «Патриотическая песня» советского образца: мы со Светой Шиловой (меццо-сопраноприм. ред.) преображались из завхоза и уборщицы в партийных, можно сказать, певцов. И это происходило не за сценой, не «из динамика», мы буквально были введены в действие. Выходим, словно в таком празднично-официальном советском концерте. Текст нашей песни очень интенсивный:

«Флаг, переполненный огнем,
Цветущий, как заря,
И тонким золотом на нем
Три доблести горят. —
То молот вольного труда,
Серпа изгиб литой,
Пятиконечная звезда
С каймою золотой».

— Такая стопроцентная советская стилизация.

— Да-да. Смысл в том, что эта сцена с песней потом плавно деформируется: посредством полиритмии, и звучание песни постепенно переходит в оркестровый кластер. Эта же деформация происходит и в словах песни: «Родина! Родина!.. –ди-на! ди-на!.. –а-а-а-а!...»


— Интересно было на репетициях?

— Даже больше скажу. Кирилл же с Ильей очень прислушиваются к исполнителям. И я как-то вслух при них сказал: «Нуреев все же из Башкирии, мама его — из Казани, вот бы каким-то особым колоритом это выделить...» И они придумали: вставили акапелльную песню на татарском языке. Это очень щемящая ностальгирующая мелодия на двух нотах. Тут я как бы выхожу из образа партийного певца и, как видение, за щитами железными, символизирующими отделенность СССР от остального мира, пою эти три куплета. Происходит как бы накопление энергии перед нуреевским «прыжком на Запад». Это очень сильная находка. И я рад, что поучаствовал в этом проекте.

— С Серебренниковым пересекались не только в его работах на сцене Большого театра?

— В 2007-м на сцене Московского Дома музыки мы делали с ним «Персефону» Стравинского. Сати Спивакова была в ней чтицей. Участвовали и драматические актеры Серебренникова. Это было потрясающий проект в рамках фестиваля «Черешневый лес». А потом я пел Гвидона в его постановке «Золотого петушка» в Большом. Далее — в балетах «Герой нашего времени» и «Нуреев». То есть это была уже четвертая наша работа.


— Каково ваше мнение о режиссерской специфике Кирилла Серебренникова?

— Он высокий профессионал в том плане, что умеет работать с массами, умеет работать и индивидуально. Весь ассортимент технических приемов работы с актерами у него налицо: он владеет временем на репетициях, четко ставит задачи, при этом дает возможность импровизировать, а это очень важно. Потому что некоторые режиссеры настолько подробно расписывают действия актеров по партитуре, что там не до самовыражения. Надо только выполнять их подробнейшие предписания.

«МАРАТ, ВОТ В ЧЕТЫРЕ РАЗА МЕНЬШЕ ГОЛОС СДЕЛАЙ!»

— Я понимаю, разговор плавно переключился на другого оперного режиссера — Дмитрия Чернякова, действительно, максимально подробно расписывающего действие всем персонажам всех своих постановок, включая «Похождения повесы» Стравинского, в котором вы пели партию главного героя Тома Рейкуэлла?

— Да. Хотя... Хотя Тому Рейкуэллу у Мити я придумал один момент. Когда Том засыпает в таком роскошном халате, я предложил, чтобы он надел на глаза повязку. Ну... люди надевают такие во время сна, допустим, в самолете. И Митя принял этот момент, чем я очень даже горжусь.

— Если сравнить режиссеров Серебренникова и Чернякова, что для вас принципиально в каждом их них?

 Кирилл дает большую самостоятельность. Он ставит очертания задачи, в рамках которой ты должен поискать что-то свое. А Митя, конечно, на подробной авторской проработке актерского задания стоит. Он прорабатывает партитуру максимально подробно во всех деталях актерского поведения. Конечно, такие мозги иметь, как у Мити, это ах! Чтобы даже успевать за его мыслью, успевать за теми задачами, какие он ставит, надо компьютер в голове иметь. У него настолько все действительно продумано, что не надо пытаться даже понять, что там получится в целом. Не надо! Потому что оперный режиссер и оперный певец это разные профессии. Профессия режиссера придумать целое, а наша профессия все до мелочи режиссерские требования исполнить. Тогда и получится как надо. Кстати, чем ты лучше будешь делать все это «мелкое», тем правильнее. Я же только сейчас к пониманию этого прихожу когда уже поучаствовал в постановках... Не буду их авторов называть. Увы, есть режиссеры, которые просто не знают, что делать. Ни концепции, ни-че-го. Поэтому, уж если работаешь с мастерами, надо им во всем помогать.


— Не трудно отключать свою человеческую самостоятельность, свою оценочность в работе с тем или иным оперным режиссером?

— Ну ведь не ты же ставишь оперу, а режиссер. Есть, конечно, обстоятельства, когда очень многое в оперном спектакле держится и даже заведомо рассчитано режиссером на психофизику конкретного исполнителя. Например, великий Лев Додин отталкивался в своей постановке «Пиковой дамы» сперва в Париже, а потом, когда эту постановку возобновляли в Большом театре, от конкретного Германа, — я имею в виду замечательного тенора Владимира Галузина. То есть я говорю о случаях, когда, бывает, не только артист подстраивается под режиссера, но и, наоборот, режиссер под артиста.

— А у вас есть такой спектакль, которому вы психофизически вот прямо так соответствуете?

— Наверное, это «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова. В Большом я Моцарта пел года четыре. Потом его, к сожалению, с репертуара сняли.

— Так вы же Моцарта пели даже на сцене знаменитого по фильму «Крестный отец» Teatro Massimo в Палермо!

— Там смешно было, конечно. Когда мы вышли на основную сцену репетировать, дирижер Дмитрий Юровский, с которым мы с тех пор (а это был 2006 год) дружим, сказал мне: «Марат, вот в четыре (!) раза меньше голос сделай!»

— После Большого театра габариты в Палермо маленькими оказались?

— Дело не в размере театра, а он в Палермо, кстати, не такой уж и маленький. Дело в акустике. Зал «Массимо» — он же деревянный, и акустика из-за этого «дерева» настолько чувствительная, что просто счастье. Помню, у меня случился казус на премьере. В реквизите спектакля был такой стол метров пятнадцать длиной — чуть ли не во всю сцену, а на столе — бокалы. И я на премьере манжетом задел бокал, ну и разбил. Во время репетиций ничего такого не было, а на премьере — долбанул. Просто закон подлости!

оперы «Снегурочка» В опере «Снегурочка» Большого театра Фото: Дамир Юсупов / Большой театр

«ЕСЛИ ГОЛОС РАСХОДОВАТЬ В ТАКОМ РЕЖИМЕ ТОЛЬКО НА ПЕРВЫХ ПАРТИЯХ, НЕИЗВЕСТНО, ЧТО БЫ ОТ НЕГО ОСТАЛОСЬ»

— Возвращаясь к вашей работе в Большом театре, какие теноровые партии ваши любимые?

 Среди них есть и партии первого положения, и партии второго положения. Наверное, правильно говорят: любимое то, чем ты занимаешься сейчас. Ну а среди любимых Тамино [«Волшебная флейта» Моцарта], Том Рейкуэлл [«Похождения повесы» Стравинского], Принц [«Любовь к трем апельсинам» Прокофьева]. Ну а потом в «Турандот», помните, три министра Пинг, Панг, Понг, — я пел одного из них. Из того, что я еще любил, Берендей в «Снегурочке», которую ставил Дима Белов, мне очень нравится музыка Римского-Корсакова.


— Певцы не любят, когда их спрашивают о сложностях. Но я все же спрошу...

В «Похождениях повесы» сначала было сложно. Но под конец, когда уже партия «легла», когда я вник во все, что требовал режиссер [Дмитрий Черняков], я был в состоянии такого удовлетворения работой на сцене, такого подъема от наступившей свободы... Это ни с чем не сравнить. Впрочем, правильно говорят: любимое то, над чем работаю сейчас.

— А над чем работаете сейчас?

— Римас Туминас у нас будет ставить «Пиковую даму». Я в ней — Чекалинский. Это не центральная партия, но важная, и я ее в разных постановках Большого не раз исполнял. По этому поводу вспоминаются слова Владимира Кудряшова — был такой знаменитый компримарио (оперный артист, исполняющий вторые роли,прим. ред.) Большого театра. Он говорил, с одной стороны, что театру нужны первачи, солисты. С другой — ему же нужен и Чекалинский, и все вот эти роли второго плана в квалифицированном исполнении. Сейчас многие такие роли у меня «в кармане».

— Какая у вас занятость в театре?

— Да вот сейчас прямо очень... Даже если какие-то маленькие роли в текущих постановках дают, я не отказываюсь. Потому что, как говорил Юрий Мазурок, великий и мудрейший певец наш: «Богат не тот, кто поет много, а тот, кто поет долго». Я получаю удовольствие и от больших, и от небольших партий, которые, кстати сказать, помогают сохранять голос. Если голос расходовать в таком режиме только на первых партиях, неизвестно, что бы от него осталось. На голос же влияют самые разные факторы — от вокальной техники до здоровья в самом распространенном понимании этого слова. А у меня аппетит на работу в театре не проходит. При этом сохраняется аппетит и на исполнение чего-то нового и интересного.

— Вы действительно много интересного поете. Из того, что навскидку вспоминается, и запись саундтрека с музыкой Леонида Десятникова к фильму «Мишень», а еще раньше —  в постановке оперы Владимира Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо». Как вам пришлась эта работа, с которой вы выезжали на фестиваль Сакро-арт в Локкуме?

— Мне было очень интересно пообщаться и с композитором Владимиром Мартыновым, и с его женой — скрипачкой Татьяной Гринденко, потому что это было мое первое прикосновение к миру аутентизма. Татьяна нам буквально философию этого направления объясняла. Это был 1997 год, если не ошибаюсь.


«У МЕНЯ, НАПРИМЕР, В МЕСЯЦ ПОЛУЧАЕТСЯ И ВОСЕМЬ СПЕКТАКЛЕЙ, И ДЕСЯТЬ»

— Раз уж мы «заскочили» на двадцать лет назад, расскажите историю вашего движения с дирижерско-хорового факультета Московской консерватории на вокальный факультет.

Это произошло логично. Просто с третьего дирижерско-хорового курса я стал занимался с педагогом Ниной Сергеевной Воиновой, которая меня фактически довела до поступления на вокальный факультет.

— Это были частные занятия?

— Да. Она была не из консерваторских педагогов, а из музыкальной школы имени Ракова на Новослободской, где я сейчас и живу. Представляете?! Заниматься с ней начали так потихонечку, потихонечку, но вскоре я стал солировать в хоре. И досолировался до того, что на четвертом или пятом консерваторском курсе в Оперной студии спел Ленского. Кстати, мы пели тогда впервые с моей будущей женой — Ольгой Гуряковой (сопрано, солистка Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировча-Данченко, лауреат «Золотой маски», одна из лучших в Европе исполнительниц партий Татьяны в «Евгении Онегине» и Мими в «Богеме» Пуччини прим. ред.). После этого на вокальный факультет консерватории меня взяли сразу на второй курс.

— К кому?

— К Алексею Павловичу Мартынову. В плане вокального становления он мне привил большую любовь к камерной и ораториальной музыке. Тогда я очень много пел Шуберта, даже занял первое место на конкурсе его имени. Хотя задним числом мне кажется, надо было начинать с сермяжной оперной практики.


— Почему?

— Потому что подходить к камерной вокальной музыке надо после того, как ты уже поработал в опере, и когда ты свой вокальный инструмент профессионально уже настроил на оперный формат. То есть камерная музыка расширяет кругозор, а оперное пение дает техническую огранку твоему вокальному аппарату. В моем случае так вышло, что и окончив консерваторию я остался «вечным студентом». С одной стороны, был занят в камерных и коллективных проектах филармонии — и «Реквием» Моцарта пел, и «Иисус на Масличной горе». С другой, параллельно стал заниматься с серьезными педагогами теперь уже за стенами alma mater. Первым из таких педагогов был Тенгиз Чачава — брат Важи Чачавы, знаменитого аккомпаниатора Елены Васильевны Образцовой.

— Хорошую тему мы с вами нащупали, я говорю о теме частного коучинга с педагогами, которые, собственно, и «делают» настоящих певцов.

— Да так и есть. Кто были эти люди в моем случае? Нина Сергеевна Воинова, о которой я уже говорил. Дальше Тенгиз Чачава — он довел меня до поступления в Большой театр. Потом я еще ездил в начале 2000-х в Тбилиси года два к Нодару Андгуладзе (грузинский оперный тенорприм. ред.). Он очень много мне дал — прежде всего вот эту радость погружения в атмосферу тотально театральную, когда ты сидишь и семь часов видишь, как занимаются с другими, ну, конечно, и сам в этом участвуешь, напитываешься этим, анализируешь, видишь, как можно...


— Сейчас тоже с кем-то занимаетесь?

— Сейчас я занимаюсь со Светланой Григорьевной Нестеренко. Она была педагогом Молодежной программы Большого театра, а потом мы как-то донесли до руководства, что и в оперную труппу нужен педагог. И дирекция нас услышала.

— Почему солистам оперной труппы Большого театра важно заниматься с педагогом?

— Так все же меняется в нас! Если раньше у меня «теловычитание» было, то теперь мышечной массы добавилось. Что еще меняется? Гормоны... Да все меняется. Голосу нужна постоянная настройка. Вот, например, все удивляются — как Мариэлла Девиа (итальянское сопрано 1948 года рождения, работает в технике bel canto прим. ред.) в свои семьдесят так прекрасно звучит?! Так с нею же ее 90-летний коуч везде ездит.

— Впервые разговариваю с состоявшимся оперным певцом, который с таким удовольствием рассказывает о занятиях с педагогами!

— Все очень просто: если ты постоянно имеешь «ухо» со стороны, ты дольше работаешь. У меня, например, в месяц получается и восемь спектаклей, и десять. Сейчас у меня шестнадцатый сезон в Большом театре. Конечно, меняются директора, меняются дирижеры, но я стараюсь удержаться за счет профессионализма, а этому как раз помогают педагоги.

На съезде ВКТ На съезде всемирного конгресса татар в Казани Фото: «БИЗНЕС Online»

«МНЕ НРАВИТСЯ, ЧТО РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН СОЗДАЛА ТАКОЙ МОЩНЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР — КОЛЛЕКТИВ АЛЕКСАНДРА СЛАДКОВСКОГО»

— Готовясь к встрече с вами, не без удивления обнаружила вашу биографию на сайте организации татар Московской области.

Ничего удивительного. Есть полномочное представительство Республики Татарстан в Москве. Я и моя жена лет пять уже являемся членами культурного совета этого представительства. Иногда участвуем в приемах, выступаем с концертами. Я же пел и на 1000-летии Казани, и на второй инаугурации Минтимера Шаймиева.

— А в августе 2017 года приезжали в Казань на VI съезд всемирного конгресса татар.

— Да. Меня туда как раз делегировало московское представительство РТ. Мне действительно было очень интересно. Туда же съехались татары со всего мира — из Германии, из Канады, из Финляндии. Я, например, по-фински не говорю, а по-татарски можно было с людьми пообщаться. Вообще, мне кажется, хорошо, когда республика поддерживает попытки национальной самоидентификации. Я очень далек от национализма, но думаю, чем больше культур будет сохранено, тем лучше. Российскому пространству, мне кажется, важно оставаться ярким, персонифицированным в смысле национального колорита. Поддерживать этнику и фольклор надо, конечно, не в смысле продвижения жанра «два прихлопа, три притопа».

Взять уровень эстрады — он же очень упал. А как поддерживать это уровень? Надо исходить из классического образования. Но ведь национальная составляющая как раз и присутствует в классической базе всех без исключения культур. Мне нравится, что Республика Татарстан создала такой мощный симфонический оркестр: коллектив Александра Сладковского же не просто известен — он гремит, это раз. А потом, судя по программам оркестра, ясно: база татарстанского симфонического позволяет все это осуществлять — записи всех симфоний Шостаковича, всех инструментальных его концертов, запись дисков с музыкой татарстанских композиторов-классиков. Такие образования культурные очень важны. Мне только одна аналогия приходит на ум — с Гергиевым. Трудно было представить, что в Казани на постоянной основе будут выступать Мацуев, Башмет, оперные звезды, что трансляции Госоркестра Татарстана пойдут по европейским каналам классической музыки — Medici или Mezzo. Вот это работает, на мой взгляд, заставляя и другие культурные кадры республики подтягиваться к этому Эвересту.


— А откуда вы знаете татарский?

— Так у меня мама и отец татары. Папа в Казани и похоронен. Сам я родился в Подольске, но в Казани в детстве часто бывал у родственников. Бабушка по папиной линии в поселке Дружба жила. В Казани мои родители и познакомились.

— Как это произошло?

Как-то маме выдали путевку по профсоюзной линии в Болгарию и Чехословакию. Бабушка, женщина строгих правил, сказала ей: «Если не выйдешь замуж за татарина — никуда не поедешь, не пущу». Мама отправилась в Казань к родственникам и познакомилась там с папой. Потом он ей из армии какое-то невероятное число писем написал. Тогда было так принято.

Марат Гали исполнил символическое «Сау бул, Казан!» — арию Джалиля из одноименной оперы Назиба Жиганова На концерте ВКТ Марат Гали исполнил символическое «Сау бул, Казан!» — арию Джалиля из одноименной оперы Назиба Жиганова Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕОХОТА НАДОЛГО УЕЗЖАТЬ ОТ СЕМЬИ»

— А вы в браке с замечательной певицей, красавицей и умницей Ольгой Гуряковой. Два оперных певца в одной семье — это интересно...

 Ой, для меня Оля в первую очередь — женщина, с которой я счастлив и с которой мы растим нашу дочку. Оля — абсолютно самоотверженная мать. Не многие, как она, осмысленно позволили бы себе паузу в карьере ради воспитания ребенка. А Оля на это пошла, повторюсь, очень и очень осмысленно. В свое время ее мировая карьера «выстрелила» такими партиями, как Татьяна и Мими. После рождения ребенка голос Оли изменился, и сейчас она переходит на более крепкий материал — Тоска, Костельничка [в опере Леоша Яначека «Енуфа»]. Мне, конечно, приятно, когда жду ее в толпе поклонников где-нибудь в Вене или в Мюнхене. И намеков на какое-то профессиональное соперничество в нашей в семье принципиально не поддерживаю.


— Дочке сколько сейчас?

— Девять лет.

— В вокал пойдет?

— Не знаю, пойдет ли в вокал, но мы делаем все, чтобы сейчас она развивалась в самых разных направлениях: это и музыкальная школа имени Шопена, и танцы, и английская школа, и Пушкинский музей — там замечательная группа, где детям рассказывают об искусстве и водят на все выставки, и потом они сами рисуют под впечатлением увиденного.

— Кто-то помогает?

— Конечно, бабушки.

— Ваша мама в Москве живет?

— Нет, она живет в Подольске. Но расписание наших бабушек составлено так, что половину недели у нас живет моя мама, а вторую половину — Олина.

— Напоследок банальный вопрос: у вас есть агент?

— К сожалению, нет. Я как-то упустил этот момент. Правда, в 2012 году у меня была премьера в Опера Гарнье — это была опера Филиппа Фенелона «Вишневый сад». Вот тогда нами занимались люди из IMG. И еще. Когда дочь Марьяша пошла в школу, нужно было уделять ей много внимания. И выезжать особенно не хотелось. Все-таки мое присутствие было важно в Москве. Да и вообще неохота надолго уезжать от семьи. Главное, чтобы мы все были живы, здоровы, счастливы.

Марат Гали — оперный певец (тенор).

Родился в городе Подольске Московской области. В 1995 году окончил дирижерский факультет (кафедра хорового дирижирования) Московской государственной консерватории им. Чайковского, в  1999-м — вокальный факультет. Участвовал в мастер-классах Международной Баховской академии Штутгарта, проходивших в Москве в  1992 и 1994 годах, а также мастер-классах Нодара Андгуладзе (Грузия) и Берндта Вайкля (Австрия). С 1999 по 2002 год  был солистом Московской государственной академической филармонии.

С 2002 года выступает в Большом театре, в 2003 году стал солистом оперной труппы театра.

Имеет обширный ораториальный и камерный репертуар, включающий в себя произведения Иоганна Себастьяна Баха, Георга Фридриха Генделя, Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, Франца Шуберта, Роберта Шумана, Феликса Мендельсона, Сезара Франка, Антонина Дворжака, Филипа Гласса, Бенджамина Бриттена, Михаила Глинки, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Дмитрия Шостаковича, Владимира Мартынова, Леонида Десятникова.

Ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом. Постоянно участвует в международных и национальных фестивалях оперной и камерной музыки, среди которых Sacro Art (Локкум, Германия, 1997); фестиваль им. Михайлова (Чебоксары, 1999.); фестиваль им. Собинова (Саратов, 2000, 2001, 2004, 2007); театральный фестиваль в Шизуоке (Япония, 2001); III всемирная театральная олимпиада (Москва, 2001); «Шереметьевские сезоны» (Москва, 1997, 2001, 2003, 2004); Людвигсбургский оперный фестиваль (2004); фестиваль музыки Моцарта (Стамбул, 2004); фестиваль Гидона Кремера в Сигулде (Латвия, 2005) и Локкенхаузе (Австрия, 2005); международный музыкальный фестиваль Ле Туке (Франция, 2005); фестиваль музыки Леонида Десятникова «Любовь и жизнь поэта» (Москва, Санкт-Петербург, 2005); фестиваль камерной музыки к 100-летию Шостаковича (Санкт-Петербург, 2006); фестиваль «Ты, Моцарт, Бог!..» (Казань, 2006); международный фестиваль камерного искусства (Костомукша, 2006); открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» (Москва, 2007).

В 2006 году в рамках фестиваля «Масленица» выступил на сцене Мариинского театра в опере «Снегурочка». В том же году исполнил партию Принца («Любовь к трем апельсинам») в Словенском национальном театре оперы и балета в Любляне, а также исполнил партию Моцарта («Моцарт и Сальери») в Театре Массимо в Палермо.

В 2007 году исполнил вокальный цикл Десятникова «Любовь и жизнь поэта» на стихи Николая Олейникова и Даниила Хармса на фестивале «Территория», а затем в Большом театре (партия фортепиано — Алексей Гориболь).

В 2010 году участвовал в спектакле «Соловей и другие сказки» (дирижер Казуши Оно, режиссер Робер Лепаж), куда помимо «Соловья» Игоря Стравинского вошли «Байка про лису, петуха, кота да барана» и камерные произведения Стравинского: в частности, исполнил партию тенора в «Байке про лису» на фестивале в Экс-ан-Провансе и в Лионской опере.

Исполнил партию Бомелия в опере «Царская невеста» на фестивале в Линкольн-центре (концертное исполнение, дирижер Геннадий Рождественский, 2014) и на фестивале искусств в Гонконге (дирижер Геннадий Рождественский, 2015).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (116) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
28.01.2018 09:46

1 февраля начинается Шаляпинский фестиваль. Но титулованный тенор из Большого театра Марат Гали на нем не пел ни разу. Рауфаль Сабирович, почему?

  • Азат Д
    28.01.2018 09:09


    Хорошо любить Родину из далека.

    • Анонимно
      28.01.2018 09:43

      Родной язык запрещать нельзя!

      • Азат Д
        28.01.2018 09:51


        Кто то запретил? Где, когда, кто?

        • Анонимно
          28.01.2018 11:05

          Запрещено обязательное преподавание. Факультатив это профанация и имитация. У нас даже ОБЖ не факультативно, а татарский государственный язык
          в Татарстане факультативный

          • Азат Д
            28.01.2018 11:19


            Так преподавание, а не язык запретили, как вы пишете.
            Думаете с такими как вы, неадекватно воспринимающие реальность, или которые не могут, внятно излагать свои мысли, разве можно вести диалог, о чём то договариваться.


            • Анонимно
              28.01.2018 11:49

              "Так преподавание, а не язык запретили, как вы пишете".

              Азат, есть основания полагать, что на этом не остановятся.

              • Азат Д
                28.01.2018 12:09


                Естественно, под полнейший одобрямс, за того кого вы голосуете.
                Следующий шаг, отмена президентства в Татарстане после окончания этого срока. Потом укрупнение региона. Наши правители наживку проглотили в виде активов, крепко сидят, не дернутся и активы не увезут. Еще и в народе инициативу вытравили.

              • Анонимно
                28.01.2018 12:34

                Запретить родной язык это запретить дышать
                Даже фашисты на оккупированной территории не запрещали русский язык

                • Анонимно
                  28.01.2018 16:26

                  А в Татарстане часы русского языка для русских школьников сокращали.

                  • Анонимно
                    29.01.2018 00:15

                    "А в Татарстане часы русского языка для русских школьников сокращали."

                    И преподавание всех предметов в школе разрешалось исключительно только на татарском языке!

                • Анонимно
                  29.01.2018 00:01

                  Родной язык никому никто не запрещал (см. выше).

            • Анонимно
              28.01.2018 17:24

              Диалог с адекватным вести можно, но с махровым шовинистом как ты это толочь воду в ступе

            • Анонимно
              28.01.2018 22:30

              Татарча сойлэшергэ, кулланырга узебездэн башлыйк! Бездэн башка ул бер кемгэ дэ кирэк тугел!

            • Азат Д
              29.01.2018 07:12


              "Так преподавание, а не язык запретили," - причем только обязательное преподавание запретили.

          • Анонимно
            28.01.2018 18:51

            11.05 Вы не в курсе ситуации. У вас, видимо, детей школьного возраста нет.В школах татарский язык в обязательной части в количестве 3 часов в неделю. Все желающие учат.

            • Анонимно
              28.01.2018 21:07

              ... И 3 часов- для русскоязычных детей- перебор!!! Один час и тот факультативно.
              Для титульных- можно и 6 часов

              • Азат Д
                29.01.2018 07:11


                "Один час и тот факультатив" - что за глупость. Если факультатив то есть по выбору, зачем часы ограничивать.
                А вот на Госслужбу РТ брать двуязычных, со знанием двух госязыков, чтобы могли напрямую с народом общаться, понимать его.

                • Анонимно
                  29.01.2018 08:23

                  И обязательно подтверждать знание каждого из двух языков - ввести обязательные тестовые экзамены.

                  Сейчас мы что имеем - человек говорит, что он якобы двуязычный. А на деле НЕ знает ни одного языка - не умеет ни читать документы, ни написать документ, ни грамотно выступить с трибуны. Только БЛА-БЛА, что двуязычный...

                • Анонимно
                  29.01.2018 22:33

                  Вообще-то, при необходимости, существуют переводчики, и это (Ваше предложение) - большое лукавство, потому что выучить язык, чтобы общаться с его коренными носителями на равных, получится у одного процента. Не надо приводить в пример Европу (языки проще, ближе друг к другу, плюс англичане не понимают не только английский немцев, но даже американцев).

            • Анонимно
              28.01.2018 21:08

              Найдите татарский в расписании 1 классов школы 18, если так уверены!!!

          • Анонимно
            28.01.2018 21:12

            ОБЖ вообще то наиболее важная дисциплина в нашей жизни.

          • Анонимно
            29.01.2018 00:05

            Для тех, кто выбрал соответствующие ФГОС, татарский язык обязательный.

        • Анонимно
          28.01.2018 11:27

          егэ слышал? татарский вуз слышал? или опять я должен в семью только учить? давайте и налоги я буду платить в семье.

          • Азат Д
            28.01.2018 11:48


            Так пишите как есть, а не истерику закатывайте - "вай вай вай " - запретили.
            Так и до добровольного изучения, ЕГЭ не было, и ВУЗа.
            Так что запретили?

            Кстати, ваш депутат, за которого вы голосовали на выборах в Госсовет, проголосовал за добровольное изучение татарского. Спросите депутатов Госсовета Р. Валеева, депутата Закирова (предс. ВКТ) они подтвердят.



            • Анонимно
              28.01.2018 12:48

              То есть запрет преподавания это прекрасно?

              • Анонимно
                28.01.2018 13:10

                Так же прекрасно, как недавнее сокращение в Татарстане количества уроков русского языка по сравнению с РФ...

                Одно прекраснее другого...

              • Азат Д
                28.01.2018 13:21


                Где запретили преподавать татарский, в какой школе?

                • Анонимно
                  28.01.2018 14:27

                  Во всех школах. Разрешено преподавание только в кружках после уроков и строго не более 2 часов в неделю

                  • Анонимно
                    28.01.2018 14:38

                    Для 14.27:
                    Бога совсем не боитесь, что так врете??

                    Такой же урок ваш татарский, как и все остальные - проходит не после уроков, а так же встроен в сетку, как другие. С обязательным посещением, оценками.
                    Просто для этого нужно выбрать именно его в качестве родного, указать в заявлении.
                    (раньше всем принудительно его родным ВСЕМ ставили).

                    • Анонимно
                      28.01.2018 17:20

                      Ответьте на 2 вопооса: Запрещено ли обязательное преподавание языка? Сколько максимально часов в неделю разрешёно его преподавать факультативно?

                      • Азат Д
                        28.01.2018 17:56


                        Нет, преподавание татарского языка в общеобразовательных школах не запрещено.
                        Обязаловка запрещена.


                      • Анонимно
                        29.01.2018 00:04

                        Запрещено ли обязательное преподавание языка
                        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/370863
                        Неправильно сформулирована фраза. Изучение родного языка - добровольный выбор родителей. И если татарский язык выбран, то он делается обязательным для этих детей.

                    • Анонимно
                      29.01.2018 00:27

                      Э.. выбрать татарский можно, но это не интересно! Интересно тут писать, что татарский запретили. Смотреть плюсы, типа мы вместе, тататарский запрещают, нас унижают, Алга и пр.

                    • Анонимно
                      29.01.2018 09:25

                      Бога вспомнили!!Вы думаете Бог с притеснителями? Ну тогда понятно ваше поведение вместе с вашими пастырями.

                      • Анонимно
                        29.01.2018 14:33

                        Да вспомнили! Где вас притеснили? Кому не дают учиться на татарском языке. изучать татарский?
                        А вот другие национальности в Татарстане притеснили, стоит посмотреть на национальности руководящего состава в РТ. И не надо здесь про знание двух языков, это не сельского клуба руководители.

                        • Анонимно
                          29.01.2018 21:36

                          То есть унижение моего народа,учителей и директоров школ оправдываете тем,что нет вас в руководящем составе?Меня там тоже нет!И на основании этого вы решили,что оставите мой народ НЕМЫМ???
                          Ну и напоследок не смогли удержаться и булькнули про сельский клуб имея ввиду АУЛЬНЫЙ? Так вот .Да мы родом из этой земли,мы часть этой земли.В отличии от вас,тех кто давно забыл кто он и откуда.В отличии от тех, для кого стыдно быть родом "от земли".Кем вы себя мните?Ну кем?

                          • Анонимно
                            30.01.2018 13:29

                            Ой, ну хватит уже слюнями брызгать. Когда учителей русского сокращали, это было не унижение -
                            не вас же. И вообще, Вы даже не поняли, о чем комментарий, а все туда же...

                            • Анонимно
                              31.01.2018 13:31

                              Вот и весь диспут...Как всегда при недостатке аргументов в ход идут "вы в России живете","вы кто такие","учите в семье никто не запрещает",ну и "щя РОСГВАРДИЮ вызову".

                  • Анонимно
                    29.01.2018 00:03

                    Выбираете ФГОС-4, и алга.

              • Анонимно
                28.01.2018 13:53

                Какой запрет преподавания? Что человек пишет?

              • Анонимно
                28.01.2018 17:19

                Кто запретил преподавание?

            • Анонимно
              28.01.2018 13:40

              логика как с т-28. мой депутат - падсталом. мне неинтересны показуха - как способ мышления и доказательства правоты. если вам не дано понять суть - это ваши проблемы. прицепляясь к пунктикам (внешним мелочам ) можно доказать, что ты прав. но сути вопроса это не меняет. это как есть однорукий, потом и вторую руку оттяпали. и сидит значит эксперд, - ну а че - вы плачете по первой руке - у вас его, и не было. беда а стране, беда. показуха (тактика ) заменила суть(стратегию ). и у людей - тело есть, души нет.

              • Азат Д
                28.01.2018 13:59


                Чем вы больше пишете, тем яснее становится диагноз.

                • Анонимно
                  28.01.2018 17:07

                  спец по всем вопросам. и врач, и логопед
                  , и юрист, и танкостроитель ... хорошо сейчас болтунам, только понять текст чуть посложней - увы... острота языка и ум это разные категории Азат.

            • Анонимно
              28.01.2018 16:24

              Кстати,депутаты Валеев и Закиров в связи с тем,что им не дали выступить не принимали участие в голосовании.

              • Азат Д
                28.01.2018 17:06


                Так пришли бы и проголосовали против, показав свою позицию, а не гордо в кустах отсиделись.
                А то у нас республика всеобщего одобрямса, или все "за" или все за другое "за", попробуй сказать нет. Если против проголосуют, спросить могут, а так всем коллективом могут прикрыться , как и сейчас пытается татарстанска власть, прикрыться народом, но нард уже не такой наивный как в начале 90-х.





        • Анонимно
          28.01.2018 20:59

          Азат, с ошибками-то хоть не пиши: "Издалека"- вместе пишется. "Кто-то" - через дефис...

      • Анонимно
        28.01.2018 09:57

        Да, а раньше в РТ сокращали русским школьникам русский язык.

        • Анонимно
          28.01.2018 11:50

          Y

          Зато остальные предметы были и есть на русском, а это не менее 85% всех предметов было.

          • Анонимно
            28.01.2018 13:11

            А на каком языке должны преподаваться школьные предметы в государстве под названием Россия - только на русском!
            Неужели на китайском?

            • Анонимно
              28.01.2018 13:55

              В татарских деревнях - на татарском.

              • Анонимно
                28.01.2018 14:46

                Мы не про татарские деревни речь ведем, там вполне можно учить татарский в любом объеме, и на татарском все предметы.

                Речь обо всех остальных школах, в которых на всю республику ни в одной школе (!!!!) не давали поставить нормальную образовательную сетку, без урезания часов русского, чтения, математики ради татарского. Ни одной! (не беру в расчет ту, где чиновничьи дети учатся и которая без татарского была, но за 700 тысяч в год).
                Ведь просили же - хоть несколько, хоть платно, но с разумным ценником, хоть по конкурсу - упирались вплоть до вмешательства прокуратуры ничего не помогало.
                Теперь конечно везде все по закону сделали, т.к. понятно, что если дать возможность маневра - опять жульничать начнете.

              • Анонимно
                28.01.2018 21:11

                .. А потом ваш абитуриент-малай поедет в Москву поступать!)))

                • Анонимно
                  29.01.2018 00:09

                  " А потом ваш абитуриент-малай поедет в Москву поступать!)))"

                  Поедет и поступит. Знаю много выпускников татарских гимназий из Казани, которые спокойно поступили и успешно учатся в Москве, а вот "малаям" из Рязани это не всегда удается, хотя русский у них как бы родной.

              • Анонимно
                29.01.2018 00:23

                и куда выходец из татарской деревни, знающий только татарский, поступит? Ребенка не жалко?

            • Анонимно
              28.01.2018 23:11

              А что - образование с экзаменами не может быть на родном татарском, хотя бы в РТ? В цивилизованных странах дают, а не запрещают обучаться на тех языках, на кот.есть спрос и возможности.

              • Анонимно
                29.01.2018 09:44

                И аттестат об окончании выдавать на татарском языке. Дальше с этим документом идите, куда захотите.

                А вы как хотели? Образование на татарском! Экзамены на татарском! А аттестат сразу на английском, французском, плюс на китайском?

      • Анонимно
        28.01.2018 20:57

        Туган телне узебез укыйбыз хэм узебез ойрэнэбез! Ул бит узебезгэ кирэк!)

    • Анонимно
      28.01.2018 12:44

      Из далека сильнее чувствуется.

    • Анонимно
      28.01.2018 13:52

      Вообще - кто это такой?

  • Анонимно
    28.01.2018 09:21

    Ребёнок как всегда не татарин.

    • Анонимно
      28.01.2018 09:45

      Если невозможно остановить процесс - то лучше его возглавить.

    • Анонимно
      28.01.2018 09:50

      Ребёнок - новый "старый" татарин, который не замыкается на маленькой территории придуманной марксистом Лениным, а действует на территории Монгольской империи, созданной великим Чингизханом и его потомками.

      • Анонимно
        28.01.2018 11:19

        И при этом такие "продвинутые" дети, как правило, не умеют даже поздороваться по-татарски.

        • Анонимно
          28.01.2018 13:47

          и это - ИХ выбор. перестаньте решать за людей, кому и что учить и знать.

  • Анонимно
    28.01.2018 09:46

    1 февраля начинается Шаляпинский фестиваль. Но титулованный тенор из Большого театра Марат Гали на нем не пел ни разу. Рауфаль Сабирович, почему?

    • Я согласна с Марат Гали, что нужна национальная самоидентификация.

      Также как мы обязаны сохранить природное многообразие, так же нужно защищать национальные культуры.

      Это не только язык, и искусство.

      Тема особенно актуальна в эпоху глобализации, в которую мы живём.

  • Анонимно
    28.01.2018 10:20

    Жаль, что строгость бабушки не передалось теперешним поколениям, урыслашып беткән бит инде, очередной миллионный, потерявший нацию предков.

    • Анонимно
      28.01.2018 11:05

      Он не только не потерял, но и приобрел.

    • Анонимно
      28.01.2018 11:49

      Рус - семитский, турецкий, татарский корень.
      1. Крепость Йорос на Босфоре.
      2. Русулихи - термин из Корана, в переводе означает "посланники Всевышнего",
      3. Татарский хан Урус.

      Внимание вопрос. Зачем при Советской власти татарам внушили, что нужно отказаться от своего же слова Рус?
      Надеюсь вопрос легкий, и ответ виден в вопросе.

      • Анонимно
        28.01.2018 12:15

        Такими вопросами:
        1) если по-научному, люли могут получить, когнитивный диссонанс,
        2) если по-молодежному, "разрыв шаблонов".

        Но ответить на этот вопрос надо каждому татарину. )

      • Анонимно
        28.01.2018 13:05

        Парус, русак и т.д. тоже тюркские слова?

        • Анонимно
          28.01.2018 13:34

          Русак производное от Рус.
          Парус - от арамейского Парохет, в переводе означает "покрывало, завеса".

      • Анонимно
        28.01.2018 13:56

        Как некоторым вредно читать.. Судя по -комментариям. нахватаются..

  • Анонимно
    28.01.2018 10:40

    Да. Почему?

    • Анонимно
      28.01.2018 11:38

      Конечно приобрёл. Сначала одна бабушка рассказывает по русски внучке про татарского дедушку. А вторую половину недели другая бабушка знакомит её с православными обычаями. Это как Лейсан Утяшева , жена паши Воли , - на окончании Уразы в Метрополь одевает кулон-полумесяц, а на Комеди клаб - крестик....

      • Анонимно
        28.01.2018 12:38

        И что же в этом плохого? Уважение всех своих предков, всех традиций. Или, по-вашему, она должна была от какой-то половины семьи отказаться? Или вступить в воинствующее противоборство еа религиозной почве? Слава Богу, что есть такие дружные семьи и люди.

  • Галеев Зуфар
    28.01.2018 11:39

    Попытки есть, как говорится - "замах есть, а удара нет". И ещё, выгодно Родину любить как бы похотя и из далека. Это похоже на советы постороннего.

  • Анонимно
    28.01.2018 11:58

    Либералы России против запрета татарского языка,а патриоты за ущемление языков малых народов.

    • Анонимно
      28.01.2018 12:36

      Россия иногонациональная Федерация
      Снимите розовые очки
      К 2025 доля нерусских россиян составит 38%
      К 2030 превысит 50 %

      • Анонимно
        28.01.2018 12:52

        Надо срочно запретить въезжать в РФ узбекам, таджикам, азербайджанцам и прочим гастарбайтерам!

        Кстати, в 2018 году сократили на треть количество разрешений на въезд в Татарстан работников из Средней Азии.

      • Анонимно
        28.01.2018 13:01

        Для этого и хотят из нерусских как можно больше русских сделать к 2030 му
        Ну не с Украиной же мириться

    • Анонимно
      28.01.2018 16:35

      сами удивляемся

  • Анонимно
    28.01.2018 14:26

    На основе угрозы национального взрыва получили суверенитет и договор. Как отобрали, снова начали поднимать волну национализма?!! Я только так это уже понимаю. Слежу за всеми публикациями, и везде одна тема, щемят, притесняют, угнетают, надо объединяться, бороться. Против кого и за что?!! Скажите мне пожалуйста

    • Анонимно
      28.01.2018 15:56

      Поддерживаю

    • Анонимно
      28.01.2018 21:02

      Да это только на БО так актуально. Ну в соц сетях у националоа еще. В общей массе народ другими проблемами занят.

      • Анонимно
        29.01.2018 00:35

        "Да это только на БО так актуально. Ну в соц сетях у националоа еще. В общей массе народ другими проблемами занят."

        Так же думал, вроде волна с татарким языком уже прошла, но на днях случайно услышал разговор, в котором
        русская женщина возмущалась, что с татарским языком все взбаламутили, она в советские годы в школе не учила татарский, и очень рада , что ее дети татарский выучили в школе, потому, что живя в Казани она постоянно чувствовала, что татарский ей нужен.
        Ее русский собеседник согласился, что с запретом татарского явно поторопились.
        Честно говоря, это стало для меня удивительным открытием, особенно после статей в БО, где совсем другая картина вырисовывается.
        Спасибо вам, незнакомые русские жители Казани за мудрость.

    • Анонимно
      28.01.2018 21:35

      21 марта 1992 года прошёл референдум о статусе Республики Татарстан. На вопрос: «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?» ответили положительно 61.4% проголосовавших.
      61,4% , Карл!!!! оооо, даааа ,на том референдуме сразЭ за плечами голосовавших стояла угроза национального взрыва...)))
      над Украинушкой тоже тогда смертельная опасность нависла :D
      "Исходя из смертельной опасности, которая нависла над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 г.,...................
      )))))))))))))))))))))

      • Анонимно
        28.01.2018 21:49

        А точно 61 процент? Все кого знал, голосовали против. С тех пор смутные сомения остались.

  • Анонимно
    28.01.2018 16:02

    Среди татар очень много талантливых людей.

    • Анонимно
      28.01.2018 16:19

      Среди татар очень много талантливых людей.


      Только не все думают о продолжении татарского рода.

    • Анонимно
      28.01.2018 16:20

      Только среди татар?

  • Анонимно
    28.01.2018 16:07

    Туган телебез узебезгэ генэ кирэк! Узебез укыйк хэм ойрэник!

  • Анонимно
    28.01.2018 16:08

    Спектакль Большого театра "Нуреев" прошел в декабре один или два раза. В январе его не было и до мая не будет. Если бы в отношении Серебренникова было преследование, а не расследование, то этих декабрьских спектаклей бы не было. Весь мир убедился, что в России свобода творчества и цензуры нет.

  • Анонимно
    28.01.2018 16:18

    Марат Гали- татарский Лучано Паворотти!)

    • Анонимно
      28.01.2018 17:47

      Вы хотели сказать, что Марат Гали - московский Лучано Паворотти? Работает в Москве. Поет на русском языке. Или на языке оперы. В чем он татарин? Только в ваших БЛА-БЛА...

      • Анонимно
        28.01.2018 21:06

        Он татарин по крови. Это главное.

        • Анонимно
          29.01.2018 09:46

          Он что? Кровь сдает? Главное, ТАМ, кроме татарской, никакую кровь не принимают?

  • Анонимно
    28.01.2018 16:28

    Что он сделал для татарского народа? Чем он его возвысил.

    • Анонимно
      28.01.2018 16:47

      Своим голосом и тем, что, как рассказывается в статье, при одной постановке он аккуратно порекомендовал внести национальный колорит, режиссер принял решение вставить татарскую мелодию. Москву ознакомили с татарскими нотками через известную премьеру.
      Если так каждый татарин внес бы свою лепту, то про татар было бы очень много полезной информации.

      • Анонимно
        28.01.2018 17:49

        Я надеюсь, национальный колорит был внесен не в классическую итальянскую оперу?

        • Анонимно
          29.01.2018 00:13

          Скорее так и было. Иначе бы пели с Большого на татарском

    • Анонимно
      28.01.2018 21:03

      И что сделал татарстан и татарский народ для его таланта?

    • Анонимно
      29.01.2018 12:39

      Да вы не тужьтесь, татары уже довольны тем, он есть!

      Созерцатель

  • Анонимно
    28.01.2018 18:01

    А почему он изменил фамилию на арабский вид? Стесняется своей фамилии? Рода?

    • Анонимно
      28.01.2018 18:32

      Гали очень распространенное слово из иврита, а также Израильская фамилия.
      В арабском языке это тоже распространенное имя и фамилия.
      В татарском фамилия Галиуллин тоже распространенная.
      Правильно Гали, и в мире легче произносить фамилию.

    • Анонимно
      29.01.2018 00:03

      "А почему он изменил фамилию на арабский вид? Стесняется своей фамилии? Рода?"

      Что значит на арабский лад? Такие фамилии были у всех татар до революции.
      Например, Марджани.
      Фамилии у татар на " -ов" - это русифицированная форма татаских фамилий, которая интенсивно внедрялась после революции 1917 года. Так же, как и отчества на русский лад на "-ович".))

  • Анонимно
    28.01.2018 19:11

    Гали означает великий.

  • Анонимно
    29.01.2018 00:55

    Успехов и здоровья певцу-татарину.

  • Анонимно
    29.01.2018 08:00

    Национальная самоидентификация целиком и полностью монетизирована несколькими национальными семьями!
    За 30 лет самоидентификации - национальные ресурсы уплывают мимо интересов граждан!

  • Анонимно
    29.01.2018 10:44

    Какой светлый человек.

  • Анонимно
    29.01.2018 11:29

    Хорошее интервью, отдельное спасибо за видео.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль