Общество 
7.02.2018

«Мы же хотим, чтобы татарский жил не только на кухне?»

«Тупланма» Мякзюма Салахова: в Академии наук Татарстана рассказали о том, как сохранят родной язык в «цифре»

Цель проекта TATZET — собрать все ресурсы, связанные с поддержкой татарского языка в информационных технологиях, сообщили вчера на презентации этого электронного свода в АН РТ. Проект стал итогом как минимум 20-летней работы по внедрению татарского в компьютерный мир. О том, в чем суть TATZET, сможет ли его ресурсами воспользоваться простой обыватель и ждать ли татарского варианта «О'кей, Google», — в репортаже «БИЗНЕС Online».

В Академии наук РТ презентовали платформу «Татар теле: Большой электронный свод TATZET» — совместный труд ИЯЛИ им. Ибрагимова и Института прикладной семиотики АН РТ Фото: Альфред Мухаметрахимов

«АНГЛИЙСКИЙ ЖЕ ПЕРЕВОДИШЬ — ПУСТЬ НЕПРАВИЛЬНО, НО ПОНИМАЕШЬ СМЫСЛ»

К делу спасения татарского языка подключилась Академия наук Татарстана. Платформа «Татар теле: Большой электронный свод TATZET» — совместный труд ИЯЛИ им. Ибрагимова и Института прикладной семиотики АН РТ. Правда, вчерашняя презентация академических электронных ресурсов для многих представителей татарской общественности оказалась весьма сложной, во всяком случае, для тех, кто с компьютером не на «ты».

Еще до начала мероприятия журналистам попытались объяснить, что такое TATZET и «с чем его едят». Взялся за это замдиректора НИИ «Прикладная семиотика» Ринат Гильмуллин: «Цель проекта — собрать все ресурсы академии наук, связанные с поддержкой татарского языка в информационных технологиях. Здесь очень много наукоемких проектов и прикладных приложений, например словари, машинный переводчик, приложения, ориентированные на мобильные системы, те же самые клавиатуры. Среди крупных проектов можно назвать работы, связанные с разработкой речевых технологий».

Презентация началась с выступления президента АН РТ Мякзюма Салахова, который сообщил, что слово «свод» в названии платформы не совсем уместно: он, дескать, критиковал за это создателей, татарский вариант «тупланма» более соответствует значению. Чуть позже в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» президент АН РТ сказал, что проект реализован в рамках государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Татарстана». Во сколько обошлась работа бюджету, Салахов затруднился ответить, но подчеркнул, что это небольшая сумма по сравнению с тем, если бы за это дело взялись частные компании. Напомним, что сама татарстанская программа рассчитана на 2014–2020 годы, за все это время на благие цели должно быть потрачено чуть более 1 млрд рублей. Впрочем, далеко не все они достанутся академии наук: в программе тонким слоем размазаны средства на разные мероприятия — от электронных ресурсов до просветительских программ ТНВ или проведения фольклорных праздников.

Салахов считает, что данная платформа найдет своих пользователей не только среди научных работников, госслужащих или преподавателей, но и обывателей, учащихся, краеведов-любителей. «Это не только для специалистов по татарскому языку. Например, мне нужен перевод на татарский язык или наоборот. Загнал в компьютер и перевел. Английский же переводишь — пусть неправильно, но понимаешь смысл. Это очень трудное дело — переводить», — посетовал главный ученый республики.

Мякзюм Салахов Мякзюм Салахов рассказал, что проект реализован в рамках государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Татарстана» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КТО-ТО ГОТОВИТ КОРОВЕ СЕНО, КТО-ТО ДОИТ, КТО-ТО ПРОДАЕТ МОЛОКО»

Один из идеологов проекта — директор Института прикладной семиотики Джавдет Сулейманов — на презентации отсутствовал, так как находился за рубежом. «БИЗНЕС Online» расспросил его о TATZET по телефону.

— Этот проект очень важен, его давно уже надо было запустить, — рассказал он. — Важно сохранить наследие татарского народа в электронном варианте, и не только сохранить, но и использовать. Он нужен не только ученым, но и простым пользователям компьютера. Сейчас нам надо к этой работе привлечь всех желающих, чтобы совместно помогли исправить ошибки, сделать свои дополнения.

— На презентации почему-то не были замечены крупные ученые лингвисты или диалектологи, к примеру.

— Наша цель была — не сообщать об этом везде, а сделать дело. Кто-то готовит корове сено, кто-то доит, кто-то продает молоко. Мы же хотели добросовестно сделать продукцию, и чтобы она была доступной для всех. Почему вы считаете, что не было ученых? Там присутствовали доценты, кандидаты наук. И потом, это не дело лингвистов, они свое дело сделали — составили словари, программисты оцифровали, и сейчас мы выставили на всеобщее обозрение. Сейчас надо ими пользоваться и не просто пользоваться, а дать свои предложения, замечания.

Джавдет Сулейманов: «Выживут только языки, вошедшие в компьютер, которые собирают информацию в интернете»Фото: president.tatar.ru

— Для простого пользователя чем может быть полезна платформа?

— Если простому пользователю нужен татарский язык, то ему необходим татарский интерфейс, те же редакторы. Например, он пишет письмо на татарском языке, ему нужно, чтобы ошибки исправляли, видит новое слово, хочет услышать, как оно звучит. Это во-первых. Во-вторых, мы же хотим, чтобы татарский жил не только на кухне? Выживут только языки, вошедшие в компьютер, которые собирают информацию в интернете. Язык ведь нужен не только нам, но и нашим детям, внукам. Татарский язык должен быть сохранен в компьютерах, нужно развивать его терминологию, приспосабливать новые слова к языку. Термины у нас есть...

— Термины есть, но почему-то они не нашли широкого применения. Помнится, компьютер по-татарски назвали «санак», но это слово так и не стало популярным.

— Своя терминология нужна, я сам активно продвигал «санак», но у нас есть такие люди — ученые, которые, образно говоря, на корову смотрят не как ветеринар, а как мясник. Они говорят, что к «компьютеру» привыкли. Хотя я и не против слова «компьютер», главное, чтобы татарский в нем был.

— Каким вам видится будущее TATZET?

— Перспективы огромные, до этого не было такой платформы, которую могли бы использовать как ученые, так и простые пользователи. Мы презентовали результат нашей 20–30-летней работы. Я призываю всех неравнодушных к будущему татарского языка вместе развивать TATZET, отбросив какие-то амбиции. Даже ведро с водой вдвоем нести легче, а это огромный казан, который мы вместе должны поднять.

В электронный фонд татарских словарей входят 9 трудов, в числе которых единственный в мире татарский этимологический словарь Рифката Ахметьянова Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСТЬ ПОЖЕЛАНИЕ — ГОВОРИТЬ ПРОСТЫМ ЯЗЫКОМ»

На презентации также рассказали об электронном фонде татарских словарей. Сегодня это 9 трудов, среди которых есть и единственный в мире татарский этимологический словарь Рифката Ахметьянова. Если, например, набрать в поисковике слово «алма» (яблоко), то дается 5 его значений. Здесь есть электронный атлас татарских народных говоров, каталог топонимов. К 2020 году планируется включить туда 7 тыс. топонимов (сейчас — 3920). Этот ресурс могут использовать даже туристы, забивая название населенных пунктов и получая в ответ исчерпывающую информацию.

Весьма интересны проекты с речевыми технологиями, где собрана база данных голосов более 400 дикторов общей продолжительностью около 600 часов — своеобразный татарский вариант «О'кей, Google». Предусмотрено даже определение языка говорящего (татарский, русский, английский).  В TATZET есть всевозможные приложения для смартфонов, татарская клавиатура, а в словаре IT-терминов для iOS английские термины описаны не только на татарском, русском языках, но и на чувашском. Большой электронный свод содержит также библиотеку научных трудов, электронную хрестоматию для учащихся 1–4 классов.

По окончании презентации дали слово депутату Госсовета РТ, поэту Разилю Валееву. Тот признался, что понял не все из того, о чем говорили ученые, но стал лучше понимать суть вопроса: «Хоть я и человек воспитанный в другой традиции, считаю, что у электронной формы большое будущее. В детстве родители учили нас, что есть два мира — этот и потусторонний, а оказалось, что их три. Есть еще и виртуальный. В презентации все понравилось, есть только пожелание — говорить простым языком, понятным всем, а не только специалистам». Ученые обещали прислушаться к мнению писателя, а директор ИЯЛИ Ким Миннуллин  в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заметил, что пока презентовали не окончательный вариант, а «работа будет продолжаться, совершенствоваться», те же самые словари планируют издать и в бумажном варианте. До 2020 года время есть.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (170) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
7.02.2018 09:25

"За 20 лет работы Академии нет даже нормального русско-татарского онлайн-переводчика!" ВЫ АБСОЛЮТНО ПРАВЫ! Однако постоянно что то выпускают, презентуют причём за немалый бюджетный счёт какие то словарики, переводчики, платформы и т.д., но просто нормального онлайн- переводчика русско татарского как не было так и нет. Так и хочется господам из этой статьи сказать - Господа, верните деньги в кассу!)))

  • Анонимно
    7.02.2018 08:41

    После того, что сделал Госсовет, трудно будет вернуть татарский язык.

    • Я его постоянно слышу на улице, куда его возвращать?

      • Анонимно
        7.02.2018 10:51

        Надо его еще видеть и чувствовать

      • Анонимно
        7.02.2018 13:03

        Товарищ Сухов в АН давно уже нет даже эхо татарского языка.

        • Анонимно
          7.02.2018 16:58

          и кто в этом виноват? опять Москва?

          • Анонимно
            7.02.2018 18:01

            Конечно, Москва. Кто издает ФГОСы. в которых нет места нерусским языкам в обязательных стандартах? Нац. республикам запрещено издавать свои ФГОСы.

      • Анонимно
        7.02.2018 18:10

        Некоторые его вообще хотят загнать в кухню.
        А он должен звучать везде: на улице. в кино, в учреждениях, в правительстве, в школах, детских садах... наравне с русским.
        Кто думает иначе, сторонник дискриманации нашего языка и в конечном счете желает его уничтожения.
        Разве не так?

        • Анонимно
          7.02.2018 18:34

          А он не звучит в тех местах которые Вы сейчас назвали? Звучит.. Его никто не запрещает, а как бы даже наоборот...Или Вы хотите заставить? чтобы звучал как Вам этого хочется? Тогда то , что Вы предлагаете тоже может потянуть на определение.. Только другое..

        • Анонимно
          8.02.2018 13:10

          что значит должен звучать? насильственным путем что ли его внедрять? какой язык востребованнее, тот и звучит, дискриминация при чем тут?

      • Анонимно
        7.02.2018 22:28

        ... совершенно верно подмечено, татарский язык никуда не уходил и не стоит спорить с теми кто иначе думает и тем более пишет тут.
        После всех событий с обсуждением темы обязательности татарского языка в школе, я например заметил что большинство татар начали реально общаться на татарском языке и самое главное ничьи интересы не пострадали.
        В принципе по жизни чаще спотыкаются те кто не смотрит куда идет, а у нас с Вами в РТ никогда межнациональных проблем не было.(не считаю обсуждающих происхождение самого татарского языка)

    • Анонимно
      7.02.2018 11:16

      Хоть какой-то труд представлен пользователям, а то в скором времени было бы трудно академии обьяснить, что делают столько лет люди в отделах по 10-20 человек? Спасло многолетний труд 80-летнего ученого, который чудом сохранил свою ставку в ИЯЛИ.

      • Анонимно
        7.02.2018 12:36

        Молодец Салахов, ему таки удалось заставить сотрудников Ияли и семиотики начать работать и выдать более-менее актуальный и качественный научный продукт. Потому-что в последние годы данные работники занимались откровенным саботажем. Даже словари издавали с многочисленными ошибками.Теперь есть современная и актуальная платформа, которую можно дополнять и совершенствовать.

        • Анонимно
          7.02.2018 12:53

          Переписать давно изданные труды ничего не значит, главное при раздаче гонорара не забыдь внести в ведомость академищеские персоны.

    • Анонимно
      7.02.2018 14:07

      Госсовет надо распустить, пока не сделали очередной вред татарскому народу.

      • Анонимно
        7.02.2018 16:59

        а у нас Госсовет должен заботится исключительно о татарском народе? а как же другие народы, проживающие в Татарстане?

        • Анонимно
          7.02.2018 18:09

          Вам говорят, что вредить не должен Госсовет татарскому народу своими решениями, читайте внимательнее!

      • Анонимно
        7.02.2018 18:13

        Это самый большой ВРЕД Госсовета!
        Это перечеркивает все, что он сделал, он пошел на поводу великодержавных настроений.

    • Анонимно
      7.02.2018 17:56

      Куда вернуть собираетесь? Он уезжал куда то?

  • Анонимно
    7.02.2018 08:46

    В первую очередь хочется увидеть татарский язык на улице, в виде вывесок. Можно например написать татарские пословицы и т.д.

    • " Рахим интегез " вас уже не устраивает?

      • Анонимно
        7.02.2018 10:18

        Нет, не устраивает. Правильно "Рәхим итегез". И-н-тегез нет в татарском языке.

      • Анонимно
        7.02.2018 10:24

        Нет, не устраивает. Берите пример с Башкортостана, где все вывески на двух языках.

        • Анонимно
          7.02.2018 18:13

          Какая вам в деревне разница на скольких языках вывески в городах?

          • Анонимно
            7.02.2018 20:36

            А если у коренных казанцев есть потребность видеть вывески на двух гос. языках РТ, как с этим быть? Когда мэрия, наконец ,начнет штрафовать за несоблюдение равноправия языков в вывесках ?

      • Анонимно
        7.02.2018 10:25

        Да, не устраивает. А "интегез" пишется без "н"

      • Анонимно
        7.02.2018 14:09

        10.04. Надо "...интегегез".

    • Анонимно
      7.02.2018 13:01

      Специалистов, которые собирали по всей территории РТ, обрабатывали весь накопленный годами материал просто безжалостно выбросили из здания, хорошо хоть их работы копируются и приумножаются, пусть хоть в виде пшикового сайта.

  • Анонимно
    7.02.2018 08:48

    Не изобретайте велосипеда
    Только обязательный егэ по татарском
    Иначе никто учить не будет
    Отмени завтра обязательный егэ по русскому и английскому сразу классы пустые станут 100%

    Скажут методики и учителя плохие, русский надо учить в семье, зачем 11 лет детей русским учить, и т.д

    • Анонимно
      7.02.2018 22:24

      хватит уже подстрекать. Госсовет свое слово уже сказал. Это - законодательный орган нашей Республики. Вопрос решен.

  • Анонимно
    7.02.2018 08:53

    Интересно. Залез на сайт Академии.
    На сайте в рубрике TATZET есть подрубрика под заголовком "Яндекс.Переводчик (Поддержка русско-татарской языковой пары в сотрудничестве с АН РТ)".
    А эти ученые сами пробовали переводить через "Яндекс.Переводчик", поддержанный Академией Татарстана?
    У меня сын в 3 классе плохие оценки по татарскому получает из-за этого переводчика. Татары говорят там "дурдом получается, а не перевод".
    За 20 лет работы Академии нет даже нормального русско-татарского онлайн-переводчика!

    • Анонимно
      7.02.2018 09:25

      "За 20 лет работы Академии нет даже нормального русско-татарского онлайн-переводчика!" ВЫ АБСОЛЮТНО ПРАВЫ! Однако постоянно что то выпускают, презентуют причём за немалый бюджетный счёт какие то словарики, переводчики, платформы и т.д., но просто нормального онлайн- переводчика русско татарского как не было так и нет. Так и хочется господам из этой статьи сказать - Господа, верните деньги в кассу!)))

      • Моисей
        7.02.2018 11:12

        Так и русско-английский примерно такой же
        Мрак

        • Анонимно
          7.02.2018 13:59

          Нормальный переводчик и Яндекс и Гугл, я с ними и за границей общаюсь, и доки на визы без проблем заполняю. А вот с татарским действительно - проблема, переводчик выдает такие перлы, что впору со смеху помереть.

      • Анонимно
        7.02.2018 11:13

        Переводчик русские наверно создавали?
        Татарам он зачем?
        Они и так все русский знают

      • Анонимно
        7.02.2018 13:01

        А вас жаба душит что на татарский потратили?) Вы не эксперт, чтобы оценивать размер бюджета и выпускаемые материалы. А демагогию разводить вроде вашей особого ума не надо. А татарам эта продукция сейчас особенно необходима для сохранения языка, это факт.

      • Анонимно
        7.02.2018 19:38

        Нужен сайт языкового сотворчества для неравнодушных людей.

    • Анонимно
      7.02.2018 09:26

      !!! Залез тамже в "Электронный фонд словарей (ИЯЛИ АН РТ)". Слово зажигалка переводиться на татарский - кабызгыч. А вот слово кабызгыч на русский язык переводиться - запал.

      Что это за переводы? Как нам русским учить татарский язык!

      • Анонимно
        7.02.2018 13:29

        А вы дважды два сложить можете?)) Не знаете, что одно слово может иметь несколько значений и это в любом языке встречается. При необходимости вставить в контекст знать надо больше, чем перевод одного слова. Ресурс создан не для обучения татарскому языку, для этого есть курсы и школа, читайте внимательно статью.

        • Анонимно
          7.02.2018 16:20

          курсов-нет, переводчика - нет, словарей-нет. 20 лет учили зато))))

          • Анонимно
            7.02.2018 16:43

            20 лет учили и не выучили))) и вы этим бравируете? Я бы скрывал.)) Хотя судя по знанию английского (там вообще несколько раз по двадцать) не удивлен.

      • Анонимно
        7.02.2018 14:03

        Какой сложный все таки русский язык.

      • Анонимно
        7.02.2018 20:10

        Нашел интересное слово "чаршау" (занавеска) и "бикә"(хозяйка) попробуйте перевести слово "чаршаубикә"

      • Анонимно
        8.02.2018 09:37

        Зажигалка и запал близкие по смыслу слова. В словаре
        Ожегова "запалить" толкуется " зажечь. зажигать".

    • Анонимно
      7.02.2018 09:46

      Показатель работы "Академии".

      • Анонимно
        7.02.2018 14:11

        Хәрәкәттә - бәрәкәт. Эшләсеннәр.

      • Анонимно
        7.02.2018 16:16

        Не важно какую продукцию выдала АН, она есть и будет. Почти млрд бюджет и штат в пол тыщи плюс нное совместителей и совместители этих совместителей кто там разберётся, кто чем занят и что делает?! Рад хоть за эту работу.

    • Анонимно
      7.02.2018 11:06

      Абсолютно согласен! Сырые, никому ненужные ресурсы. Гугл с тем же успехом переведет.

    • Анонимно
      7.02.2018 11:20

      Как можно только при помощи словаря изучить язык? Сын у него тройки получает! Наверное, не учит ничего, вот и получает.

      • Анонимно
        7.02.2018 12:35

        Кто сказал, что двойки? Мой сын 4-ки получает, но не 5-ки. Мы не татары, знать все слова не обязаны, поэтому ищем в словарях. А вот хороших онлайн словарей для обучения татарскому языку нет.
        Вам вопрос: кабызгыч это зажигалка или запал?

        • Анонимно
          7.02.2018 13:12

          12.35.Не хотите ,по аналогии, с английским сравнить? Там тоже одно слово имеет кучу значений, иногда, далеких по смыслу друг от друга. А татарское " кабызгыч" всего-то имеет два значения- зажигалка и запал.

  • Анонимно
    7.02.2018 08:59

    Мы хотим, чтобы татарский жил. Но не за счет других....

    • Анонимно
      7.02.2018 10:33

      Уверен тот кто постоянно пишет "не за счет других "не знает и двух слов по татарски. Человек знающий два,три языка не будет измываться на акцентом других, искусственно меняя местами букв "ч" на"щ".

    • Анонимно
      7.02.2018 14:13

      А РФ - это не Родина татар? Вот РФ и заботится о своих народах.

    • Анонимно
      7.02.2018 14:14

      Кто это придумал: затраты на татарский язык, значит за счёт русских?

      • Анонимно
        7.02.2018 17:59

        АН РТ.. Еще раз - республики Татарстан, а не только татар.. Что она делает в целом для республики?

        • Анонимно
          7.02.2018 20:38

          17.59. Еще раз. Республика Татарстан создана для сохранения татарского народа, татарского языка татарской культуры. У остальных народов для этих целей есть свои нац. республики на территории РФ и отдельные страны за её пределами.

          • Анонимно
            9.02.2018 01:01

            Неужели я живу в субъекте РФ, созданном для сохранения татарского народа? Удивили. Первый раз встречаю такую прямую и незамысловатую трактовку конституции

      • Анонимно
        7.02.2018 18:21

        В смысле "за счет русских"? В РФ все граждане не зависимо от национальности платят налоги в бюджет. Расходы бюджета определяются государством. Ерунду-то не пишите!

    • Анонимно
      7.02.2018 14:18

      Якобы, РФ и РТ не должны тратить деньги на татарский язык. Додумались.

    • Анонимно
      7.02.2018 15:21

      Это как - за счет других?

    • Анонимно
      7.02.2018 17:05

      За счет кого? Китайского?

    • Анонимно
      7.02.2018 20:37

      хочется, чтобы жили все языки, но не за счет татарского

  • Анонимно
    7.02.2018 09:03

    А как великая деятельность "Академии" по переводу выемок на всех ларьках. Уже всё?

  • Анонимно
    7.02.2018 09:10

    Сулейманов и Загидуллина эту тему уже долго осваивают . Там и на их правнуков хватит с лихвой. Конкретно осваивают.

  • Анонимно
    7.02.2018 09:20

    Салахов думает только о своем кармане, к сожалению. Академия живет своей жизнью, президент Академии - своей, очень благополучной

    • Анонимно
      7.02.2018 09:27

      Загидуллина и Сулейманов думают ещё активнее,уж поверьте мне на слово.

    • Анонимно
      7.02.2018 11:21

      К сожалению, вседозволенность и девиз: "я со всеми договорюсь!", не в пользу науки.

  • Анонимно
    7.02.2018 09:25

    Кому надо - пусть учат.
    Кому не надо - тех не надо заставлять.

    • Анонимно
      7.02.2018 10:21

      Это вы про русский, английский ил татарский язык?

      • Анонимно
        7.02.2018 11:15

        Согласен
        Русский мы все знаем уже до школы
        Зачем еще 11 лет детей в школе мучать
        Пора отменять обязательный егэ порусскому

      • Анонимно
        7.02.2018 11:16

        Нужно обязательное егэ на татарском

        • Анонимно
          7.02.2018 13:30

          И документ о сдаче получишь на татарском! Куда с ним пойдешь?

          • Анонимно
            7.02.2018 13:44

            Да пусть получает. Замкнется в узком националистическом менталитете. на ограниченной территории. Постепенно деградирует.

            • Анонимно
              7.02.2018 14:38

              Огромное желание замкнуться в узком националистическом менталитете. И чтоб не лезли в него

              • Анонимно
                7.02.2018 14:47

                Ты хочешь типа резервацию чтобы устроить для тебя?

                • Анонимно
                  7.02.2018 15:02

                  Место в мировом цифровом инфополе, по Вашему, - резервация? Ещё раз удивили.

              • Анонимно
                7.02.2018 15:01

                Выход в цифровое инфополе - это, по Вашему, замкнуться в себе. Странный вывод.

          • Анонимно
            7.02.2018 14:08

            Поеду в русскую деревню Кузякино ,скотником.

            • Анонимно
              8.02.2018 01:00

              В башкиро-тептярской деревне Кузякино Актанышского района отродясь русских не было.

              С деревенского сайта:
              Деревня Кузякино (Кузяково) при одноименной реке - поселение башкир Калмашевой тюбы Байлярской волости, известное с 1706 г. С 1866 г. в составе Семиостровской волости. В 1795 г. при 49 дворах проживали 359 башкир, при 5 дворах - 30 тептярей, «живущих на землях башкир по их допуску и пользующихся землей вместе с ними» или «по старинному заселению предков». Тептяри деревни подчинялись старшине 1-й тептярской команды. В 1816 г. в 79 домах были учтены 223 башкира и 242 башкирки; 7 двоеженцев: у 25-летнего Хаметуллы Абдулова женам было: Вазиме 50, Бадигуземаль 35 лет. Возрасты всех свидетельствуют о левиратном браке. Походный старшина, чиновник 14 класса 43-летний Абсалям Абдрашитов получил личное дворянство с освобождением от общих повинностей. В 1834 г. при 127 дворах проживали 700 башкир, 36 душ тептярей муж. пола. В 1848 г. под названием Кузяково было 2 деревни. Одна находилась в 35 верстах от Мензелинска с башкирским населением из 797 человек при 130 дворах. Другая с тептярским населением из 73 человек, расположенная в 32 верстах от центра уезда. В 1859 г. было 480 душ башкир муж. пола; в 1870 г. при 207 дворах было 904 башкира; в 1902 г. - 782 души башкир муж. пола; в 1905 г. при 362 дворах - 822 человека.

  • Анонимно
    7.02.2018 09:31

    Если вместо компьютера господа учёные изобрели санак то толку от их многолетней работы не будет.

    • Анонимно
      7.02.2018 13:06

      Глупость такую сказали, во всех языках есть заимствования, в русском кстати их много, в том числе и из татарского.

      • Анонимно
        7.02.2018 13:41

        еще из польского, немецкого, французского

      • Анонимно
        7.02.2018 15:18

        Так русские позаимствовали слово компьютер и не стали никакие санаки изобретать.Что людей то смешить.

        • Анонимно
          7.02.2018 18:34

          Не вижу ничего смешного. Русские переводы слов тоже вытесняются заимствованиями, послушайте покойного Задорнова, у него есть хорошие выступления на эту тему, с примерами)

  • Анонимно
    7.02.2018 09:35

    Академии нельзя было это поручать. Слабое заведение.

    • Анонимно
      7.02.2018 10:04

      Академия - слабое заведение, это точно. Потому что даже депутаты и президенты могут быть бывшими. Академики - никогда. Получить звание академика - а дальше можно вообще ничего не делать. Вот уж истина - не перед кем отчитываться!!!! Довольствие у них не слабое. Вот и сидят.... а чего ещё делать то? Они ж академики!!!!

      • Анонимно
        7.02.2018 11:13

        не завидуйте. заслужите.

        • Анонимно
          7.02.2018 11:58

          Не завидую. Потому как работаю в ресторанном бизнесе)

          • Анонимно
            7.02.2018 13:08

            Оно и видно. Интеллигентный человек не будет хаять того, в чем ничего не понимает.

            • Анонимно
              7.02.2018 14:37

              Что не понимает? Что получив звание академика, больше никто ничем не занимается??? Или вы считаете, что интеллигенция только в Академии наук сидит? Ресторанный бизнес вам не понравился, вона как....

              • Анонимно
                7.02.2018 17:20

                Я не сказал, что интеллигенция это только академики, я сказал, что интеллигентный человек не будет осуждать вещи, в которых он ничего не смыслит. Почувствуйте разницу). Видимо вы знаете поименно всех академиков, их академические заслуги, отслеживаете и изучаете выходящие книги и публикации, владеете информацией обо всем, чем они в рамках своего статуса еще занимаются. Также вы видимо хорошо владеете татарским языком для изучения и оценки работы ученых АН, направленной на сохранение языка, как например, в части создания указанной в статье платформы. Вы даже знаете о размере их, как вы сказали "довольствия" (кстати, странное казарменное слово для повседневной речи ресторатора)). Тогда вы пожалуйста, докажите нам что вы все это достоверно знаете, и объясните ход своих рассуждений, приведший вас к выводу, что все академики после получения такого звания ничего не делают. Ну?)

                • Анонимно
                  7.02.2018 18:33

                  Не буду я этого делать. А в качестве доказательства дел академии - комменты хотя бы о словаре!!!! Ну просто о словаре!!!! Это, возможно, не научный подход, но, согласитесь, не мелочь! Не только учебники, разговорники, вы даже словарь не собрали!!!! Ещё упрекаете меня в неведении.

                  • Анонимно
                    8.02.2018 15:39

                    Ну вот собственно что и требовалось доказать, критика без доказательств- есть балабольство) И что вы ссылайтесь на здешних комментатороа словарей? - кому нравится, кому нет, это чисто субъективная оценка, тоже мне аргумент))

                    • Анонимно
                      9.02.2018 15:06

                      Субъективная оценка качества словаря - это что то новое. Тут великого ума не нада, как вы понимаете - словарь или удобный или нет. И субъективизм вообще не причём.

                • Анонимно
                  7.02.2018 19:14

                  Но ведь довольствие. Это же нельзя назвать зарплатой. Вы же их не зарабатываете. Сколько кстати почтят? Тысяч 50 за звание академика?

            • Анонимно
              7.02.2018 14:50

              Интеллигентный человек человек будет сидеть в Академии наук и с умным и важным лицом делать вид, что работает, проедая при этом наши с вами деньги. И упрекать тех, кто в этом ничего не понимает. Это круто! Ленина вспомнил - про прослойку... Может он и прав?

          • Анонимно
            7.02.2018 13:18

            обналичиваете?

  • Анонимно
    7.02.2018 09:54

    Технари Мазгаров и Салахов загубили имидж АНТ. Наша академия должна быть гуманитарной.

    Никого в РФ, в НИИ РФ, в АН РФ проблемы татарского народа и языка не интересуют. Не интересуют они также химиков и физиков.

    Возглавлять эту организацию должен гуманитарий, хорошо знающий историю и культуру татарского народа, городской интеллигент. Среди молодых такие есть. Лучше из КФУ. ИМХО

    • Анонимно
      7.02.2018 10:42

      Это учреждение имеет название Академия наук Татарстана, а не Академия наук татар.
      Хотелось чтобы это учреждение занималось тем, что нужно всем жителям республики, без деления на этносы.

      • Анонимно
        7.02.2018 13:15

        Но приоритетом у Академии наук Татарстана , должно быть изучение татар, татарского языка, татарской истории.

        • Анонимно
          7.02.2018 13:46

          С какой стати?
          Все этносы живущие на территории Республики Татарстан имеют равные права.
          Предпочтение только одному - пусть к развитию и поощрению национализма.
          Чуваши имеют не меньше прав.
          Мари и Мордва тоже.

      • Анонимно
        7.02.2018 13:49

        А что нужно? Надоели пустой демагогией комменты засорять.

      • Анонимно
        7.02.2018 14:13

        Слабый аргумент, проблемами других этносов занимаются соответствующие учреждения - АН РФ, учреждения соответствующих национальных субъектов РФ. Так что это правильно, что АН РТ занимается проблематикой татар, так как этим другие учреждения заниматься не будут.

    • Анонимно
      7.02.2018 11:10

      У Мазгарова и Салахова серый кардинал на третьем этаже Академии сидит. Она и правит балом. "Каков поп, таков приход." Гнать давно всех пора, а деньги отдать хотя бы в КФУ. Толку больше будет. Кроме Сагдеева, Михайлова, Коновалова, Мухаметшина там академиков и нет настоящих.

    • Анонимно
      7.02.2018 12:17

      Ответ для 7.02.2018 10:42

      Татары проживают от Камчатки до Калининграда. 2-й этнос в РФ, смотрите статистику. Почему никого в НИИ РФ, в АН РФ, в федеральных университетах проблемы татарского народа и языка не интересуют? Почему? РФ вообще-то федерация!

      • Анонимно
        7.02.2018 13:14

        Мы все можем жить везде, в любой части страны. Имеем равные права, без деления и хвастовства на первые, вторые, третьи, десятые по числености.
        Поэтому госучреждения Татарстана не должны замыкаться исключительно на одну "титульную" национальность.

        • Анонимно
          7.02.2018 13:53

          Хахаха, равные права. Лицемерие нынче в чести, даже отвечать на эту пустую тираду смысла нет.

        • Анонимно
          7.02.2018 17:16

          а получается что замкнулись. Весь город заставлен информационными щитами на русском и странном английском

      • Анонимно
        7.02.2018 13:35

        Татар в РФ сколько процентов от общего населения? Скока-скока?

        Вот на стока-много процентов и есть татарские проблемы и в НИИ РФ, и в АН РФ и в федеральных университетах. Вам не видно? Мелко очень? Дык и процент 2-ого этноса маленький...

        • Анонимно
          7.02.2018 14:49

          Да! Татар всего 3, 72 % от общей численности населения РФ.

          • Анонимно
            8.02.2018 12:56

            Арифметические подохды к нац. вопросам губительны для многонац. страны.

            • Анонимно
              8.02.2018 14:11

              Статистика ещё говорит, что в РФ проживает порядка 200 наций и национальностей. И все они РАВНЫ! А не только те, которые 3, 72 %.

          • Анонимно
            8.02.2018 13:02

            Если даже от нацменов останется один чукча - он должен иметь права и свободы по своему языку. Вот тогда Россию можно назвать нормальной страной.

          • Анонимно
            8.02.2018 13:06

            В молодой Рос. империи в 18 веке славяно-русских и тюрко-татар было в олинаковом количестве.
            50 на 50%%., сейчас 96 на 4%%. Догадайтесь, откуда взялись современные русские?!

          • Анонимно
            8.02.2018 13:07

            50 млн русских - это вчерашние тюрко-татары.

            • Анонимно
              8.02.2018 14:50

              Когда-то Наполеон находясь в Москве, говорил: поскреби любого русского, наскребешь татарина.

              • Анонимно
                9.02.2018 01:08

                А зачем на Наполеона ссылаться? Тем более что он далек от этой темы. Скребли-то здесь его самого

        • Анонимно
          7.02.2018 14:57

          В РТ процент татар более 50%. Что плохого, если единственная в РФ академия будет изучать историю и культуру татар? А вы похоже призываете исследовать здесь то, что изучают во всех академиях и НИИ России - русский язык, химию и физику. Для этого у нас уже есть КФУ, КАИ, КХТИ и далее по списку.

          • Анонимно
            7.02.2018 15:40

            Если , если бы татар было более 50 % в Татарстане . Не тянули бы воз как басне Крылова , в разные стороны. И не не профукали бы с татарским языком. в школах и садиках. Вас намного меньше 50 %. и потому нет поддержки.

          • Анонимно
            7.02.2018 16:49

            Вы определитесь уже с местом, про которое говорите. Или это РФ. Или это РТ. Дык, вы где сейчас находитесь?

        • Анонимно
          7.02.2018 19:02

          Вам не видно, я понял, это бывает. Только в тонких вопросах межнациональных отношений предложенный вами топорный математический метод не применим, так как в разные исторические отрезки времени те или иные проблемы могут выходить на первый план, как-то чуждая лично вам проблема исчезновения татарского языка или языков других народов РФ. Кроме того, вы же не считаете, что принцип равноправия народов должен действовать в количестве, пропорциональном численности конкретного народа в общей массе населения?)

          • Анонимно
            7.02.2018 20:40

            Ваш принцип равноправия народов - пропорции численности -касается только Татарстана?

      • Анонимно
        7.02.2018 13:58

        Согласен, в любой цивилизованной европейской стране в аналогичной ситуации было бы два государственных языка.

  • 09.54. Возглавлять эту организацию должен гуманитарий, хорошо знающий историю и культуру татарского народа, городской интеллигент. Среди молодых такие есть.))))))))))))))))))

    Согласен. Раз во главе угла вопрос касающийся гуманитарной и гуманистической сферы, то должен быть гуманитарий.
    Кстати, и сильный правовой отдел в стенах АН РТ необходим. Ибо, именно защита ПРАВ и СВОБОД народа в современных реалиях может быть более важнее, чем сами декларативные постулаты. Как говорится, зачастую, ценность не сами инвестиции, а возможность их защиты от обесценивания.

    • Анонимно
      7.02.2018 11:32

      10,57 У Вас искаженное представление о работе в АН правового отдела, не думаю, что песни под гармошку прибавляет знания законов.

  • Анонимно
    7.02.2018 10:52

    Уважаемые друзья! Я никогда не участвовала ни в одном проекте, реализуемом в рамках госпрограмм. Д.Ф. Загидуллина

  • Наследуя - продолжай. Продолжая - преумножай !

  • Анонимно
    7.02.2018 11:08

    Если это результат работы Академии наук РТ и лично Сулейманова за 20 лет, то пора бы уже разгонять такую организацию..

    • Анонимно
      7.02.2018 12:54

      Это результат работы Мазгарова и Салахова. Сами жируют, научные сотрудники на солдатском супе сидят. Одним всё мало, гребут и гребут, другим давно перпендикулярно из-за маленькой зарплаты.

      • Анонимно
        7.02.2018 14:19

        А вы знаете зарплаты научных сотрудников?

      • Анонимно
        7.02.2018 14:32

        Не скажите. Наконец то мы - научные сотрудники начали получать намного больше чем заведующие! Благодарим за это президента Путина и в голос смеемся над нашими заведующими!

        • Анонимно
          7.02.2018 15:09

          Жду вас 18 марта, приходите. Потом всё отдадите ))

          • Анонимно
            7.02.2018 15:52

            Это не важно. Заведующие тоже отдадут, а мы к этому моменту уже накопим столько, сколько им и не снилось.

            • Анонимно
              7.02.2018 16:58

              15.52 Вы не с третьего этажа?

              • Анонимно
                7.02.2018 17:35

                Я с.н.с.

              • Анонимно
                8.02.2018 09:32

                А вы из подвала переходите научным сотрудником в любой институт академии. Больше заведующих будете получать з/п.

                • Анонимно
                  8.02.2018 11:13

                  уже бегу! а з/п "больше заведующих" это о каких копейках речь идет? за жкх смогу оплатить?

                  • Анонимно
                    8.02.2018 11:56

                    Сами из подвала, а сведений о новостях не имеете... Непорядок. Надобно бы знать, большое повышение зарплат у нас было))

  • Анонимно
    7.02.2018 11:10

    Пригласите уже программистов нормальных, они за пару месяцев сделают в разы лучше и дешевле обойдется. Зачем содержать Сулейманова с непонятным институтом семиотики за бюджетные деньги?

    • Анонимно
      7.02.2018 13:33

      Лингвистов. Тут лингвисты и вспомогательный персонал нужны больше чем программисты.

  • Анонимно
    7.02.2018 14:16

    Шиши хочет академия...шиши...

  • Анонимно
    7.02.2018 15:07

    Сколько зла льют комменты по доброй сути данной статьи. Ужас.

  • Анонимно
    7.02.2018 15:44

    Новая Зеландия. Страна. Государственных языки - английский, маори, новозеландский жестовый язык!!! Жестовый - для 24 тысяч человек. Понимаете? Но обязательный язык для обучения в школе - один. Английский. Причем до 12 класса.

    • Анонимно
      7.02.2018 16:51

      Как жаль! Учили бы язык жестов обязательно по 6 часов в неделю. Разговаривали бы с помощью жестов на улице. Была бы жесто-говорящая среда...

  • Анонимно
    7.02.2018 15:56

    Академия РТ просто купается в деньгах,одним словом жируют.

    • Анонимно
      7.02.2018 17:05

      К бюджету гранты, премии, проекты, РКМ, и мероприятия, активная внебюджетные деятельность так надо хоть словариком отделаться.

      • Анонимно
        8.02.2018 09:37

        Вы можете внимательно прочитать статью? Разве речь идет о словарике? Или же о платформе?

    • Анонимно
      7.02.2018 17:54

      надо бы комментаторам отличать академиков и аппарат академии от сотрудников ее институтов. шиши, то есть деньги в аппарате, а в институтах шишь, то есть голь и безденежье.

  • Анонимно
    7.02.2018 18:36

    Понятно. Об этом и так все догадываются - не обижайтесь. Но комментаторы говорят скорее для удобства повествования..

  • Анонимно
    7.02.2018 19:35

    /...но у нас есть такие люди — ученые, которые, образно говоря.../
    Страдают псевдоакадемизмом.

  • Анонимно
    7.02.2018 21:18

    Пишет Шурале...
    "Я татар теле изучал всю свою жизнь!!!
    Ну и какой итог,
    Знаю 5 слов!!!Ура!!!
    Хоть какой-то результат!

  • Анонимно
    7.02.2018 21:27

    Будем татар теле изучать постоянно
    И,наконец,выучим нежданно....
    Татар теле!!!

  • Анонимно
    7.02.2018 21:38

    Давайте создадим в Татарстане настоящую "татарскую ауру"
    1)будем говорить только по татарски(ведь татарский-язык наших предков)
    2)при приезде иностранцев говорим исключительно по татарски(они поймут какая у нас богатая культура и язык)
    3)будем печатать книги по татарски(сразу выучим весь язык)*


    *лучше книги с переводом...

  • Фидарис
    8.02.2018 11:44

    Проект TATZET и работы институтов АН РТ - это жизненная необходимость. Другое дело - качество и эффективность этих работ. Не берусь судить - не читал. По любому - это верное и необходимое направление деятельности.

    Нам надо начать широкое обсуждение-киннэш-маслэхэт на тему "Концепция сохранения и развития татарского языка"

  • Анонимно
    8.02.2018 23:25

    Вся платформа набор ссылок на сайте академии. Ни один из сайтов до ума не доведен.

    • Анонимно
      9.02.2018 08:52

      Аппарату Академии главное освоить деньги под громкие бла-бла-бла. Трудяги ученые денег не видят, такие, как Рифкат Ахметьянов спасают дело, но их мало.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль