Старая элита 
10.02.2018

Ахметсафа Давлетьяров: после поденщины он заразился «революционной бациллой»

Будущий глава правительства Татреспублики учился и ставил детские пьесы вместе с Мусой Джалилем. Часть 1-я

Ахметсафа Давлетьяров, председатель Совнаркома ТАССР в 1937 году, подростком пас байский скот, работал в огородах, сплавлял лес, сторожил село от атамана Дутова и покинул дом из-за того, что мачеха сожгла его комсомольский билет. «БИЗНЕС Online» продолжает рассказ о республиканских руководителях советского периода.

Ахметсафа Давлетьяров Ахметсафа Давлетьяров

ЛИДЕР КОМСОМОЛЬСКО-МОЛОДЕЖНОЙ САПОЖНОЙ МАСТЕРСКОЙ

1937 год стал для него роковым вдвойне. 16 сентября молодого, удачливого и полного оптимизма ответственного (главного) редактора татарской республиканской газеты обкома ВКП(б) «Кзыл Татарстан» неожиданно для многих (а главное — для него самого) назначают председателем Совнаркома ТАССР. Одновременно его избирают депутатом Верховного Совета СССР. Но в том же 1937-м, не более чем через три месяца, ему предъявляют стандартное по тем временам обвинение в участии «в пантюркистской националистической организации и связи с правотроцкистской террористической организацией», приговаривают к высшей мере наказания. Менее чем через полгода он закончит жизнь у сталинской стенки. А как она начиналась?..

Оренбургская деревня Татарская Каргала в начале прошлого века была почти в три тысячи дворов, одних мечетей — тринадцать. В ней в июле 1905-го родился будущий руководитель правительства Татреспублики Ахметсафа Давлетьяров. Свое детство он пробатрачил. Его отец, Мустафа-абзый, имевший лишь небольшой земельный надел, чтобы как-то прокормить большую семью, был вынужден постоянно работать на каргалинских и оренбургских баев. Рано познал подневольный труд и Ахметсафа. Пас скот, сторожил огороды, сплавлял лес.

Мать умерла рано, и в доме появилась мачеха, которая после смерти отца почувствовала себя полновластной хозяйкой в доме. Несмотря на все лишения, Ахметсафа с отличием окончил медресе, где заразился «революционной бациллой». С мальчишеских лет вкусивший все «прелести» работы на хозяина, он без колебаний находит свое место в новой жизни. Он в числе первых в 1919 году вступает в организованную на селе комсомольскую ячейку, подбивает на это своего младшего брата Ахметхана. Почти сразу становится в своем селе одним из комсомольских вожаков. Уже тогда начали проявляться его организаторские способности. Для привлечения в комсомол молодых односельчан Ахметсафа вместе с другом Саттаром Ижбулдиным придумывают... комсомольско-молодежную сапожную мастерскую, ставшую своеобразным организационным центром молодежи села.

В окрестностях Оренбурга еще бродили недобитые банды атамана Дутова, совершавшие налеты на села и убивавшие коммунистов и советских активистов. Для борьбы с ними из коммунистов и комсомольцев села создается отряд ЧОН. В числе первых в отряд вступает и Ахметсафа. В составе комсомольских патрулей он регулярно дежурит на ночных улицах родного села.

Мачеха, прознав об этом, возмутилась самовольством братьев. Не нравилось ей и то, что они много времени проводят в сапожной мастерской, где расположился центр местной молодежи. Как-то нашла комсомольские билеты и бросила их в огонь. С ними сгорела и без того тонкая ниточка, которая связывала Ахметсафу с родовым гнездом. И вскоре он вслед за старшими братьями, ставшими красноармейцами, навсегда покидает родительский кров.

Атаман Дутов Атаман Дутов

ДЖАЛИЛЬ В ТЕ ГОДЫ «ЕЛ ЧТО ПОПАЛО, НОЧЕВАЛ ГДЕ ПРИДЕТСЯ, ВОРОВАЛ»

В Оренбурге в 1919–1920 годах начинают создаваться учебные заведения нового типа. Среди них был и Татарский институт народного образования (ТИНО), организованный специально для татарской рабочей и крестьянской молодежи. Осенью 1921 года Давлетьяров вместе с другими комсомольскими активистами своего села поступает туда учиться. В стенах института, среди слушателей которого было много участников Гражданской войны, воевавших под командованием Фрунзе, Чапаева и других известных военачальников РККА, царил боевой революционный дух. «Ахметсафа, несмотря на свою молодость, сразу зарекомендовал себя активным общественником, — читаем о будущем предсовнаркома Татарской республики в книге „Борцы за счастье народное“. — Он избирается в профком, где руководит хозяйственным сектором, ведет политмассовую работу среди населения. По воспоминаниям товарищей, Ахметсафа был боевым организатором больших и малых дел. Очень темпераментный, юношески задорный, он покорял и заражал всех своим оптимизмом. Не было, наверное, такого рода общественной деятельности, которым бы он не занимался, причем всегда с большим увлечением. Прекрасный декламатор, один из активнейших членов агитбригады, он выступает с лекциями перед рабочими подшефного лесопильного завода „Орлес“, крестьянами Самарской волости».

Примечательно, что в те годы в ТИНО учился и Муса Джалиль. В 1921 году в Оренбуржье пришла жестокая засуха и голод. На глазах у подростка умерли от голода двое его братишек. Чтобы не быть семье в тягость, Муса уходит из родной татарской деревни Мустафино (ныне Шарлыкский район Оренбургской области  прим. ред.) в город и вливается в толпы голодной беспризорной детворы, наводнившей в то страшное лето Оренбург. В эти месяцы, как писал впоследствии поэт, он «ел что попало, ночевал где придется, воровал». Позднее с помощью одного из сотрудников красноармейской газеты «Кызыл Юлдуз», в которой, кстати, вскоре были напечатаны его первые стихи, Муса стал курсантом Оренбургской военно-партийной школы, а затем – студентом Татарского института народного образования, созданного после революции 1917 года на базе бывшего медресе «Хусаиния».

Вот как сам Муса вспоминал о тех годах: «Учиться я пошел сначала в деревенский мектеб (школу), а после переезда в город ходил в начальные классы медресе „Хусаиния“. Когда родные уехали в деревню, я остался в пансионате медресе. В эти годы „Хусаиния“ была уже далеко не прежняя. Октябрьская революция, борьба за Советскую власть, ее укрепление сильно повлияли на медресе. Внутри „Хусаинии“ обостряется борьба между детьми баев и сыновьями бедняков, революционно мыслящей молодежью. Я всегда стоял на стороне последних и весной 1919 года записался в только что возникшую оренбургскую комсомольскую организацию, боролся за распространение в медресе влияния комсомола».

Муса Джалиль Муса Джалиль

«КАДУШКА ДЛЯ МЕДА» ПРОТИВ ОПИУМА ДЛЯ НАРОДА

Как вспоминает один из сотрудников, работавший тогда в Оренбургском губкоме комсомола, Давлетьяров, как и многие его друзья – Зиннат Абдрашитов, Саттар Ижбулдин, Гайша Мухамадиева, Фатых Исхаков, Хамид Абдрашитов, принадлежал к оренбургскому кружку Джалиля. Давлетьярова связывала с Мусой не только совместная учеба и общественная работа. У них сложились хорошие дружеские отношения. По воспоминаниям одного из студентов ТИНО, Ахметсафа, с особым вниманием относившийся к детям, любил организовывать для них праздничные вечера. Однажды с Давлетьяровым и Ижбулдиным в Каргалы (Каргалы или Каргалинский горнометаллургический центр — древнейший и крупнейший горно-металлургический центр в Северной Евразии, расположенный северо-западе Оренбурга, прим. ред.) приехал Джалиль. Втроем они поставили написанный Мусой детский спектакль-комедию «Бал тэпене» («Кадушка для меда»), который надолго остался в памяти детей. При следующих приездах Ахметсафы ребятишки окружали его, спрашивали: «Ахметсафа-абый, а когда еще будет театр? Почему с тобой не приехал Муса-абый?» Артистов ждали, любили, хотя и врагов они успели нажить себе немало.

Дело в том, что основной целью этой поездки было воспрепятствовать участию молодежи в религиозном празднике «Гает». Так что перед спектаклем состоялся митинг, где Давлетьяров выступил с антирелигиозной речью. Молодежи собралось столько, что клуб не вмещал всех желающих, и действенность его речи была такая, что ее оценили даже враги. Вообще, тиновские агитбригады частенько выступали с лекциями на заводах, выезжали со спектаклями в села. Пьесы сочинял Джалиль. И всегда старались подгадать к религиозным праздникам, чтобы отвлечь от них татарскую молодежь.

Ахметсафа уже тогда считался среди сокурсников непревзойденным оратором и лектором. Позднее в своих воспоминаниях о Давлетьярове его коллега по Татарскому коммунистическому университету Абдулла Юнусов писал: «Слушая его лекции и выступления на семинарских занятиях, я не уставал поражаться четкости и законченности его мыслей. Он мог ясно и понятно разъяснить, довести до сознания каждого слушателя самые сложные трактовки, которые встречаются в экономических науках».

Голод в России, 1921 год Голод в России, 1921 год

БАСМАЧИ ЕГО НЕ «ЗАМОЧИЛИ», САМИ ПОБОЯВШИСЬ ЗАМОЧИТЬСЯ

И все же самой привлекательной чертой в этом симпатичном юноше была его удивительная скромность. Она дополнялась общительностью, трудолюбием и высокой работоспособностью, что не могло не притягивать к нему окружающих. При этом Давлетьяров еще и спортсмен, художник, немного поэт.

В 1924 году он участник ленинского призыва — партийного набора после смерти вождя мирового пролетариата. Вновь принятых кандидатов райком партии закрепляет за предприятиями города  для проведения политической работы. Ахметсафа активно принимается за организацию агитационно-массовой работы на местном кожевенном заводе. В клубе кожевников он создает татарский агитотдел и долгое время руководит его работой.

Через год Давлетьярова ждет первое серьезное испытание — его отправляют в Среднюю Азию бороться за установление советской власти. Он руководит отделом информации и статистики Хорезмского окружкома КП(б) Узбекистана, затем работает в орготделе, преподает на курсах партийных и советских кадров, ведет агитработу среди узбеков, татар, казахов, ездит по селам, преподает на курсах партийных и советских кадров.

Однажды Ахметсафа чудом спасается от преследования басмачей, встретившихся на пути после возвращения из дальнего кишлака. Во время погони за ним, к счастью, враги не захотели мокнуть в реке, в которую Давлетьяров бросился с конем. Если бы они знали, что гонятся за руководителем отдела окружкома большевистской компартии Узбекистана, наверняка бы постарались догнать...

После среднеазиатской командировки Давлетьярова направляют в Казань — на учебу в Татарский коммунистический университет. После его окончания он сыграет скромную свадьбу с выпускницей того же вуза Рабигой Сарымсаковой.

«НИ ОДИН НЕ УШЕЛ, СИДЯТ, КАК ПРИШПИЛЕННЫЕ»

20 марта 1930 года в Мензелинске проходит партийная конференция кантона. Из дневника Давлетьярова — совпартработника Мензелинского кантона, активного организатора коллективизации: «С полуночи до трех утра было общее собрание колхозников, ни один не ушел, сидят, как пришпиленные. Работали с таким напряжением, что, если приложить эту силу к камню, из него вода потечет... Перепутались все дни и ночи. Времени для сна оставалось минимально. Любой ценой надо было выполнить решение конференции: ни один колхозник не должен выйти из колхоза. Волнения и переживания этих дней никогда не забудутся, первые потрясения не зарубцуются. Это был тоже фронт».

Давлетьярова избирают в состав пленума. Он становится членом бюро и заведующим отделом культпроса кантона. Сразу же после конференции ему пришлось выехать в волость: кулаки спровоцировали в деревнях беспорядки. В эти дни он записывает в дневник: «Время к полуночи. Мы с секретарем волкома Файзуллиным сидим в клубе деревни Старое Курмашево и дописываем свои бумаги. Вдруг врывается толпа с криками: „Не хотим ваших колхозов!“ Схватил со стола лампу и трахнул ее об пол, потом выбил ногой крестовину окна и, вытолкнув в проем Файзуллина, выбрался сам. Пришлось спасаться в огородах...»

В 1930 году в республике проходит районирование. Кантоны были упразднены. Город Мензелинск становится райцентром. В 1930–1933 годах Давлетьяров —заведующий культурно-просветительским отделом Мензелинского районного комитета ВКП(б) Автономной Татреспублики (АТССР), заочно продолжает учебу в аспирантуре Татарского коммунистического университета. С 1933 по 1935 год — первый заместитель начальника политического отдела Мензелинской машинно-тракторной станции (АТССР). Еще год работает секретарем Кзыл-Юлдузского районного комитета ВКП(б) (АТССР). Трудится так, что местные товарищи просят его оставаться подольше в аппарате райкома. Однако в январе 1936 года решением обкома его возвращают в Казань, в аппарат Татгосиздата, для работы над изданием трудов классиков марксизма. Здесь Давлетьяров работает помощником главного редактора, а затем главным редактором. Одновременно является секретарем парткома.

«Дальнейшие события закрутились стремительно, словно в калейдоскопе, — пишет о тех событиях газета „Республика Татарстан“. — В июне 1937 года Давлетьяров становится ответственным редактором газеты „Кзыл Татарстан“, а 16 сентября — председателем Совета народных комиссаров ТАССР, одновременно избирается депутатом Верховного Совета СССР.

Но внезапно все рушится в черную пропасть...»

Окончание следует.

Подготовил Михаил Бирин

Давлетьяров Ахметсафа Мустафович (1905–1938) — председатель Совета народных комиссаров Татарской АССР в 1937 году.

Родился в 1905 году в селе Татарская Каргала Бугурусланского уезда, Оренбургская губерния, Российская империя.

1917–1921 — работа по найму в сфере сельского хозяйства.

1921–1924 — учеба в Татарском институте народного образования — ТИНО (Оренбург). Ряд источников называет это учебное заведение Татарским педагогическим техникумом, образованным на базе бывшего медресе.

1924 — вступление в РКП(б).

1924–1925 — заведующий агитотделом кожевенного завода (Оренбург).

1925–1927 — ответственный инструктор Хорезмского окружного комитета КП(б) Узбекистана.

1927–1930 — учеба в Татарском коммунистическом университете (Казань).

1930–1933 — заведующий культурно-просветительским отделом Мензелинского районного комитета ВКП(б) Автономной Татреспублики (АТССР), аспирант Татарского коммунистического университета.

1933–1935 — первый заместитель начальника политического отдела Мензелинской машинно-тракторной станции (АТССР).

1935–1936 — секретарь Кзыл-Юлдузского районного комитета ВКП(б) (АТССР).

1936 — редактор Татарского государственного издательства.

1937 — ответственный (главный) редактор газеты Татарского обкома ВКП(б) «Кзыл Татарстан» («Красная Татария»).

С сентября по ноябрь 1937 года — председатель Совнаркома Татарской АССР.

Арестован 29 ноября 1937 года, расстрелян в Казани 9 мая 1938 года. Реабилитирован посмертно в 1956 году.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (11) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.02.2018 16:17

Светлая память нашему деду и бабушке,погибших от рук репрессии,сыновья остались сиротами,выросли в детдоме,как дети врага народа.Но они добились всего сами:прилежной учебой и отличной работой.

  • Анонимно
    10.02.2018 10:13

    Очень страшная фотография мальчишек 1921 года - ребра торчат, огромные животы, потухший взгляд маленьких смертников...

    В точь в точь фотография узников нацистского концентрационного лагеря Освенцима...

    • Анонимно
      10.02.2018 16:11

      в тот год моего деда чуть не съели. вот так. в деревне были каннибалы. смертность была ужасающей. у Г. Ибрагимова есть рассказ про родителей, которые варят своего ребенка. все это было.

      • Анонимно
        10.02.2018 18:41

        Страшные времена, Библейские...
        Но Библейские злодеяния творились в 20 веке до нашей эры, а фотография замученных маленьких мальчишек сделана в начале 20 века от Р.Х...
        Надо делать всё, чтобы такие зверства, как в России в 1918-1930-е гг. никогда больше нигде на Земном шаре не повторились...

        Хотя марксисты в Камбоже позднее уже убили почти половину населения страны...

  • Анонимно
    10.02.2018 10:43

    Кто же довел этих мальчишек и ещё миллионы людей до такого ужасного состояния - крайней степени дистрофии?
    От голода в Поволжье умерли миллионы людей.

    А ведь нацистов ещё в 1921 году не было - в России "царствовали" марксисты, которые и породили ещё одну человеконенавистническую идеологию.

  • Анонимно
    10.02.2018 14:42

    Как жаль этих ребятишек .

  • Анонимно
    10.02.2018 16:17

    Светлая память нашему деду и бабушке,погибших от рук репрессии,сыновья остались сиротами,выросли в детдоме,как дети врага народа.Но они добились всего сами:прилежной учебой и отличной работой.

  • Анонимно
    10.02.2018 19:10

    Такие уроды породили голод в Поволжье, Репрессии и коллективизацию, на совести этих деятелей десятки миллионов жизней.

  • Анонимно
    10.02.2018 21:32

    спасибо автору за эту статью о нашем дедушке,а ему на момент смерти было всего 33 года.Столько полезных дел еще бы он смог совершить.

  • Анонимно
    10.02.2018 22:16

    Сын этого легендарного человека--Марат Ахметсафович работал строителем на Камазе.Был замначальника Жилукс. Очень добрый,культурный и высокий профессионал.Награжден многими орденами.Заслуженный строитель РТ.
    Факил Сафин написал роман.Переведен на русский язык. О работе предсовнаркома в моем родном Кзыл Юлдузском районе не знал.Автору спасибо!
    Рахман Шафигуллин.

  • Анонимно
    11.02.2018 11:53

    Как всегда классический надо мол был батраком или был рабоче крестьянского происхождения ?! А капнешь поголубеет архивный материал это выходит совсем не так как писали такие деятели про свою автобиографию ! Род Давлетяровых происходит из арский князей когда то перехали в Каргалу! Не которые стали купцами !

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль