Общество 
16.02.2018

Прокурор шлет Госсовету «информации»: название должности президента опять под угрозой?

С подачи оппозиционера Сергея Яковлева стало известно о создании «рабочей группы», призванной запустить внесение изменений в Конституцию РТ

Зампрокурора РТ Марат Долгов ответил на запрос челнинского депутата Сергея Яковлева, который решил поднять старую и уже почти неприличную тему — когда Татарстан «отречется» от названия должности «президент», как того велит федеральный закон. Надзорный орган подчеркивает, что Госсовет РТ уведомлен о неотвратимых изменениях, и уже разрабатывается закон «О конституционной комиссии РТ». Сами парламентарии, однако, слышат об этом впервые.

Сергей Яковлев обратился к генпрокурору РФ с просьбой проверить, почему Татарстан до сих пор не переименовал название должности высшего должностного лица региона Сергей Яковлев обратился к генпрокурору РФ с просьбой проверить, почему Татарстан до сих пор не переименовал название должности высшего должностного лица региона Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я ВЕЗДЕ СДЕЛАЛ ЗАПРОСЫ»

Болезненный вопрос во взаимоотношениях Татарстана с федеральным центром, который, казалось, удалось замести под ковер, вновь вышел наружу. Все благодаря челнинскому оппозиционному депутату Сергею Яковлеву, который обратился к генпрокурору России Юрию Чайке. В обращении Яковлев просит проверить, почему Татарстан до сих пор не переименовал название должности высшего должностного лица региона, как того требует федеральный закон, принятый еще в 2010 году.

«Сам я не могу как физлицо обратиться в Конституционный суд — это может только президент, Госсовет или местный парламент. Поэтому я везде сделал запросы — Путину, в Госдуму, в генпрокуратуру», — объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Яковлев.

Судя по всему, из Москвы запрос спустили в республиканскую прокуратуру, которая была вынуждена что-то ответить челнинскому депутату. Ответ за подписью зампрокурора республики Марата Долгова Яковлев опять же опубликовал на своей странице. Смысл сводится к тому, что, оказывается, работа по изменению Конституции и лишению республики должности «президент» уже запущена.

«Прокуратурой Республики Татарстан направлены информации председателю Государственного Совета республики о необходимости принятия мер по приведению норм Конституции РТ в соответствие с требованиями федерального законодательства», — сказано в ответе Долгова. В этом же документе указано, что «в целях обеспечения комплексного подхода к корректировке Конституции республики в Государственном Совете республики создана рабочая группа по разработке закона „О конституционной комиссии РТ“». Завершает же свое письмо от 9 февраля 2018 года Долгов словами, что в настоящий момент оснований для прокурорского реагирования нет.

Смысл ответа Марата Долгова на запрос Яковлева сводится к тому, что, оказывается, работа по изменению конституции и лишению республики должности «президент» уже запущена Смысл ответа Марата Долгова на запрос Яковлева сводится к тому, что, оказывается, работа по изменению Конституции и лишению республики должности «президент» уже запущена Фото: «БИЗНЕС Online»

«Самое интересное, что прокуратура информацию довела до Госсовета, но почему-то не довела ее до президента», — удивляется инициатор обращения.  

Все бы ничего, но о работе и даже о существовании такой рабочей группы никогда до этого известно не было, в том числе целому ряду опрошенных «БИЗНЕС Online» депутатов. Пресс-служба Госсовета РТ в ответ на запрос нашей газеты от каких-либо комментариев отказалась.  В самом надзорном ведомстве тоже не стали давать пояснений, лишь подтвердив подлинность письма Яковлеву и заметив, что вопрос «находится в поле зрения».

Заметим, что опыт внесения изменений в собственную Конституцию у Татарстана есть, и довольно обширный. В начале 2000-х тогдашний прокурор РТ Кафиль Амиров не раз вносил в Госсовет РТ соответствующих представлений. Отдельные положения основного закона республики признавал недействительными Верховный суд РТ. Заметим, что создания «конституционных комиссий» для этого не требовалось.

То, что прокуратура на этот раз ограничивается «информациями» в адрес Госсовета РТ и не ставит конкретных сроков, говорит о том, что форсировать разрешение правовой коллизии федеральный центр пока все-таки не стремится, но сам курс остается неизменным и жестким.

В начале 2000-х Кафиль Амиров не раз вносил в Госсовет РТ представления о внесении изменений в конституцию РТ В начале 2000-х Кафиль Амиров не раз вносил в Госсовет РТ представления о внесении изменений в Конституцию РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СТРАСТИ»

Страсти вокруг того, как должен называться глава Татарстана, возникли не сегодня и не вчера. Первый законопроект, исключающий слово «президент» из наименования высшего должностного лица субъекта РФ, в декабре 2000-го года внес депутат от ЛДПР Евгений Ищенко. Но правовое управление Госдумы вынесло отрицательный вердикт с актуальной и по сей день формулировкой: «Следует указать, что слово „президент“ употребляется не только как наименование должности главы государства (президентом может именоваться также руководитель какой-либо организации), и это вполне согласуется с правилами русского языка, — говорится в отзыве. — С правовой точки зрения предлагаемое нововведение несостоятельно и некорректно, поскольку, согласно части 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации, республики в составе Российской Федерации являются государствами. Исходя из этого, наличие в республике поста президента вполне правомерно». Законопроект был тем не менее вынесен на голосование и отклонен — 18 января 2002 года за него проголосовали лишь 11,3% депутатов.

Все изменилось, когда аналогичный законопроект был внесен с подачи Рамзана Кадырова, утверждавшего, что в России должен быть только один президент, группой депутатов Госдумы и Советом Федерации. На этот раз закон был принят, и в декабре 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал его, объявив региональных «президентов» вне закона. При этом не исключалась возможность самостоятельно определять наименование должности главы региона — например, предлагались альтернативы «глава», «руководитель» и так далее. Запрет официально начинал действовать с 1 января 2015 года, то есть в следующие 5 переходных лет все регионы должны были привести свои конституции или уставы в соответствие с новыми требованиями.

Законопроект был внесен с подачи Рамзана Кадырова, утверждавшего, что в России должен быть только один президент, а Дмитрий Медведев подписал его, объявив региональных «президентов» вне закона Законопроект был внесен с подачи Рамзана Кадырова, утверждавшего, что в России должен быть только один президент, а Дмитрий Медведев подписал его, объявив региональных «президентов» вне закона Фото: kremlin.ru

Татарстан также должен был «отречься» от своего «президента» к 2015 году, но не стал. Тогда грамотным татарстанским лоббистам, в числе которых был, например, Олег Морозов, удалось выбить у Москвы отсрочку еще на год. Формальным обоснованием стало то, что Татарстан на тот момент все еще был регионом, который имел с федеральным центром договор о разграничении полномочий и предметов ведения. Вместе с тем тогда 2015 год практически весь прошел под эгидой споров вокруг должности президента в Татарстане. Но большинство экспертов и знакомые с планами Кремля люди утверждали, что президентству Татарстане быть. Осенью прошли выборы, на которых с результатом в 94% голосов победил Рустам Минниханов. На его инаугурации первый президент РТ и госсоветник республики Минтимер Шаймиев открыто  высказался за сохранение названия должности и пожелал Минниханову встретить 100-летие ТАССР в 2020 году в нынешнем статусе: «Людям нравится как сам президент, так и название высшего должностного лица нашей республики — президента... Тем более что очень важно для многонациональной республики — это название нас объединяет. И сильно объединяет».

Сам Минниханов высказывался на этот счет всегда очень осторожно, давая понять, что от идеи переименования не в восторге, но мы живем в правовом поле.

Наконец на очередной декабрьской пресс-конференции Владимир Путин, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о наименовании первого лица Татарстана, сказал буквально следующее: «У нас ведь как говорят: хоть горшком назови, лишь бы в печку не ставили. Это дело самого Татарстана. Я не думаю, что это так чувствительно, что это заденет национальные чувства. Вы же знаете, как остро реагируют на свои национальные чувства народы Кавказа. Но даже если Чечня сказала: „У нас в стране должен быть один президент!“ Это был выбор чеченского народа. Мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана. Поэтому вы сами там решайте, ладно?»

Этим своим заявлением Путин словно дал полный карт-бланш республике по этому вопросу, и разговоры о наименовании должности главы Татарстана поутихли. Тем более, по результатам социологического опроса местного ФОМа на ноябрь 2015 года, 70% татарстанцев были за сохранение наименования должности «президент».

Ситуация вновь обострилась уже в прошлом году, когда Москва «забыла» продлить договор с Татарстаном, который со временем автоматически утратил свою силу, что породило следом ряд «спящих норм» в Конституции РТ. Незадолго до этого Госсовет РТ выступил с обращением к Путину, где речь в основном шла о договоре, но также было недвусмысленно сказано: «Уважаемый Владимир Владимирович, просим вас поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица Республики Татарстан».


В то же время опрос среди казанцев, проведенный в августе 2017 года, показал, что, по крайней мере, в столице единства мнений нет. За сохранение нынешнего наименования должности — лишь 43% опрошенных (53% татар и 36% русских): много, но не большинство. Наименование надо изменить — так считают 33% опрошенных: 26% татар (четверть опрошенных, что немало) и 37% русских. «Для меня это не имеет значения» — так ответил 21% (16% татар и 25% русских). 4% затруднились ответить.

В итоге же ситуация оказалась поставлена на паузу: ни мира, ни войны. Высокопоставленные источники федеральных СМИ заявляли, что принято решение сохранить в Татарстане должность президента РТ до 2020 года — истечения срока полномочий Минниханова. Сдержит ли Кремль неформальное обещание?

Сам Минниханов высказывается на этот счет всегда очень осторожно, давая понять, что от идеи переименования не в восторге, но мы живем в правовом поле Сам Минниханов высказывается на этот счет всегда очень осторожно, давая понять, что от идеи переименования не в восторге, но мы живем в правовом поле Фото: «БИЗНЕС Online»

 «НИКТО ИЗ НАС НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ ОБ ЭТОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЕ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» выразили свое отношение к происходящему. 

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ от Татарстана:

— Неоднократно мы слышали комментарии о том, что [Рустам Минниханов] был избран президентом, избиратели Татарстана голосовали за «президента». Мы слышали, что, по крайней мере, до конца срока эта конструкция сохраняется. Мне сложно сказать, чем руководствовалась прокуратура республики. Накануне выборов президента РФ искусственно [нет смысла] обострять этот вопрос, который по большому счету сейчас не влияет ни на какие правоотношения федерального центра и региона и никак им не вредит. Не вижу необходимости в такой срочности. Не думаю, что раскачивание этой темы, если оно будет, породит какие-то протестные настроения в обществе, но определенное недоверие к институту прокуратуры, которая говорит сначала одно, а потом другое, может появиться.

Артем Прокофьев — депутат Госсовета РТ (фракция КПРФ), второй секретарь рескома татарстанского отделения КПРФ:

— Что касается меня, моих коллег по фракции КПРФ в Госсовете Татарстана, то никто из нас ничего не знает об этой рабочей группе по разработке закона о конституционной комиссии РТ в нашем парламенте. Для нас это полнейшая новость. Я полагаю, что эта рабочая группа была создана, наверное, давным-давно. И едва ли она была привязана к переименованию должности президента РТ, к позиции прокуратуры по этому вопросу. Тут надо разбираться, конечно. Идет ли речь действительно о переименовании этой должности? Насколько эта рабочая группа действительно ведет такую работу? Могу лишь повторить, что наша фракция ничего о такой работе не знает.

Думаю, есть шансы, что должность президента Татарстана сохранится до 2020 года, до конца президентского срока Рустама Минниханова. Тем более что мы знаем: в свое время федеральный центр даже продлевал переходный период, предусмотренный в законе об основах организации органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, куда как раз были внесены положения о наименовании должностей руководителей регионов. Тогда всеми было воспринято, что такое продление переходного периода сделано именно для Республики Татарстан, которая этот процесс, скажем так, еще не завершила. Конечно, сейчас уже эти сроки вышли, даже дополнительные, с учетом продления. Тем не менее мы видим, что раз какие-то уступки были со стороны федерального центра в этом вопросе, все может быть. С другой стороны, заметно, что в последнее время позиция Москвы в отношении реализации на практике своих решений стала гораздо жестче.

Павел Салин — директор центра политологических исследований финансового университета:

— Думаю, наложились друг на друга два момента. Первый — общий федеральный тренд, который заключается в налаживании новой вертикали власти в национальных республиках. Где-то этот тренд проявляется ярко и масштабно, например в Дагестане. А где-то, в том числе в республиках, которые не относятся к Северному Кавказу, дают понять, что пересмотр негласного договора между федеральным центром и национальными республиками касается всех. Кого-то касается жестко и масштабно, когда идет речь в перспективе о полном перераспределении финансовых потоков. Кого-то же касается меньше, даже символически, как Татарстан, возможно. Второй — вопросы аппаратной выживаемости, когда чиновники пытаются подстроиться под задаваемые властью тренды и остаться в кадровой обойме. Мы видим, что интенсивность конфликтов возросла, приближаются выборы, а за ними грядет серьезная перенастройка власти. Скорее всего, она коснется и силовых структур. Сейчас уже говорят о реформе следственного комитета, но затронет она и прокуратуру. Последней же хочется продемонстрировать верховной власти, президенту, что она понимает эти тренды и готова в этих рамках действовать.

Будут ли протестные настроения, зависит от властей республики. Думаю, что негативного резонанса не будет, если ситуацию не начнут будировать местные элиты. Как местные элиты расценивают шаг прокуратуры? Это первый шаг, за ним последует очередной?

Если заявление о сохранении должности президента в Татарстане было неофициальным, то это, скорее всего, слух. Было это обещание Кремля или нет, большой вопрос. Вопрос в том, как господин Минниханов будет выстраивать свои отношения с элитой, если он этот шаг пропустит. Я сомневаюсь, что Путин лично что-то обещал, он выражается более обтекаемо.

«ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА ЭТА ПРОБЛЕМА БОЛЬШЕ ИСКУССТВЕННАЯ, КАК И С ЯЗЫКОМ»

Сергей Сергеев  завкафедрой социальной и политической конфликтологии КНИТУ-КХТИ, доктор политических наук:

— Это частная инициатива депутата Яковлева, и в таком качестве она, скорее всего, не будет иметь никакого продолжения. Однако после выборов можно представить три сценария развития событий с вероятностью воплощения по убывающей.

Первый — продолжится приведение республики к единому знаменателю, но, насколько я представляю, неофициально президенту РТ было обещано, что
до конца его срока название занимаемой им должности сохранится.

Есть аналитики, которые полагают, что ситуация в скором времени ужесточится и после выборов начнется закручивание гаек во всех отношениях. Возможно, это коснется и республик в составе России — тогда ситуация изменится раньше, может быть, даже в течение этого года. Но даже в этом случае заявление депутата Яковлева будет использовано лишь как повод; в ход будут пущены гораздо более мощные рычаги. Третий вариант — вообще ничего не изменится в течение ближайших лет, поскольку в федеральном центре решат, что не стоит трогать Татарстан, будут другие проблемы на повестке дня. Возможность воплощения в жизнь этого сценария я бы оценил как самую низкую, но не нулевую.

Если республиканские власти хотят сохранить прежний титул главы республики, то в данный момент, считаю, для этого никаких официальных шагов предпринимать не надо.

Виктор Минин — политолог, политтехнолог:

— Это говорит о том, что курс на сплоченность и унификацию Путиным взят жестко. Сохраняться он будет независимо от политических циклов, здесь даже выборы не стали препятствием для рассмотрения этого вопроса. Путин и Москва не боятся никаких серьезных проблем в Татарстане в этом смысле. Они считают их преувеличенными и связанными с борьбой элиты за власть и преференции, добытые при первой фазе борьбы за суверенитет Татарстана. Для федерального центра эта проблема больше искусственная, как и с языком. Опросы ФАПСИ и другие закрытые опросы говорят, что это неопасно, а курс будет продолжен.

Конечно, возникнут протестные настроения. Но они будут организованными, локальными, наполовину искусственными. По большому счету доверие народа было потрачено на бизнес-цели, борьбу за власть, финансовые и материальные ресурсы. Думаю, такой поддержки, как раньше, у местной элиты нет. Реакция властей ожидается мягкая, двойственная — спасать свои шкуры. Путин это хорошо понимает и заканчивает этот танец.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ им. Туполева:

— Откладывали этот вопрос сколько могли. Ни в одной стране мира нет столько президентов, как у нас. У нас президентов было больше, чем по всей Европе или по всей Азии на волне суверенизации, эйфории от независимости. Мы помним, что была не только декларация о госсуверенитете ТССР, но и акт о госнезавимости РТ, принятый 2 ноября 1991 года. Создавались структуры, параллельные российским, был и вице-президент. Все делалось, чтобы быть зеркальными России и не уступать ей. Но это время закончилось. Надо найти способы перехода к мягкой федерации. Хочется немного покритиковать российскую власть, которая, к сожалению, не понимают, что главное — финансовый федерализм. Нам нужно, чтобы 40 процентов доходов уходило в центр, 30 процентов — в регионы и еще 30 процентов — на муниципальные нужды. Это позволило бы решать бытовые, инфраструктурные, социальные проблемы населения. К сожалению, такого федерализма у нас не хватает. Приходится ездить в Москву, выбивать деньги, влезать в долги. Это неправильно.

Здесь содержание важнее обертки, хоть башем назовите! Большинству татар это проблем не доставит. Мы проводили много опросов, в том числе по переходу графики. Большинство татар всех возрастов и групп, кроме двух, за сохранение кириллицы. Гуманитарная интеллигенция и часть студенчества выступила за латиницу. Поэтому переход к принятым в мире нормам ничего плохого не даст.

Наши руководители нервничают, но из-за языка они тоже нервничали. Я убежден, что потом мы придем к 2 часам татарского языка для всех, а пока палку перегибают в обратную сторону, чтобы потом в итоге ее выпрямить, — так же было с суверенитетом.

Протестов не будет, наоборот, народ удивляется, почему мы единственный субъект в РФ с должностью президента. Националы, к сожалению, стали такими управляемыми, что, если власть скажет им выйти на митинги, они сделают это, если ни шагу вперед, то протестов на улицах не будет. Но власти, как мне кажется, поступят так же, как и с языком, то есть уступят. Конечно, они могут пролонгировать процесс до выборов, надеясь на поблажки в дальнейшем.

Шамиль Агеев  председатель ТПП по РТ:

— Есть российский закон, который определяет название должности президента РТ, он по-прежнему действует. До следующих выборов президента название «президент Республики Татарстан» остается, а дальше либо примут изменения в закон и он станет «главой республики», либо нет. Против общего закона в государстве никуда не денешься. Я не вижу основы для того, чтобы будоражить общественность.

По большому счету не так важно, как это будет называться — «президент» или «руководитель республики», главное, чтобы работа не замирала, чтобы создавались условия для развития бизнеса, чтобы жизнь кипела. А жизнь в республике кипит.

А вы за или против сохранения названия должности президента Татарстана?
25%За, это соответствует статусу республики
47%Против, президент в стране должен быть только один
16%Мне абсолютно все равно
3%По этому вопросу надо провести референдум
9%Просто не надо чесать там, где не чешется
0%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (277) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
16.02.2018 08:45

В марте 1990 г был референдум о сохранении СССР. Мои родители как и 70 % граждан страны голосовали "За"

  • ПанАлекс
    16.02.2018 08:27

    Опять расчесывают до крови там, где немного зажило!

    • Анонимно
      16.02.2018 08:46

      1.Укрупнение и объединение регионов - как один из вариантов решения данного вопроса.
      2.Для особо ретивых,упорных и непонимающих - "дагестанский вариант" по борьбе с коррупцией от Федеральных силовиков,ФСБ и СКР.
      В любом случае,последнее и решающее слово - за Федералами:как они скажут,так и будет.

      • Анонимно
        16.02.2018 09:53

        Все верно!Жавно пора укрупнить регионы!Это положительно скажется на экономике.

        • Ильдар Абый
          16.02.2018 10:01

          Если мне память не изменяет в истории России это уже было, помнится это не дало позитивных результатов.

          • Анонимно
            16.02.2018 12:58

            Как всегда не туда роют. Ты хоть как главу региона назови, сколько хочешь губернизируй, если у тебя военщина развивается, а вся остальная экономика стоит, ты лучше жить не будешь, а скоро вообще до натурального хозяйства скатишься. Забей на все и вытаскивай сельское хозяйство с промышленностью, чтоб народ по-человечески, а не по-скотски зажил. Ладно им там наверху пофиг так как они в шоколаде и дети у них за бугром, им эти движухи с переименованиями глав вообще до лампочки, ну или может самую малость самость тешат, но народ-то чё ведется как стадо. Вам, народ, лучше по-скотски жить или по-человечески? или вы вопрос своего существования исключительно в ракурсе "губерния или республика" рассматриваете? Если второе для вас важнее, чем первое, поздравляю вас - вы управляемая серая масса, и депутаты яковлевы будут на вас очки зарабатывать,так как экономикой заняться у них кишка тонка, а карьеры хочется.

        • Анонимно
          16.02.2018 10:06

          Отменить республики пора давно,оставить только области с центоальным подчинением.

          • Анонимно
            16.02.2018 10:44

            Попробуй отмени,мало не покажется никому.

            • Анонимно
              16.02.2018 21:31

              Если Федералы решат,то отменят и никто даже пикнуть не посмеет супротив,а кто будет выступать и кочевряжиться,вот как раз-таки этим "мало не покажется никому" и будет.

          • Анонимно
            16.02.2018 10:48

            10:06 Вы так торопитесь, аж с ошибками пишете.

          • Анонимно
            16.02.2018 22:58

            Вот ведь, покоя не дает спокойная жизнь в стране. Всем чего-то хочется остренького. Неймется все.

            Б.

        • Анонимно
          16.02.2018 10:29

          Положительно скажется на экономике настоящие выборы президента, а не цирк, который сейчас происходит. Тусование регионов ни к чему не приведет.

          • Азат Д
            16.02.2018 18:18


            Ведь уже укрупнили, создав федеральные округа. А толку?

            • Анонимно
              22.02.2018 16:00

              Как толку не было? и отвечаю сразу - было:
              безработицы меньше стало, среди высоких чинов. А Яковлеву отвечаю, тебе какая разница. Президентом РТ назовут или не Президентом, не тебя же дорогой. Изучи материалы, об этом много тогда писали.

        • Анонимно
          16.02.2018 11:26

          Все же помнят как милицию переименовали и прям так все поменялось, хорошо стало диву даемся до сих пор

          • Анонимно
            16.02.2018 12:26

            НЕ к месту, переименование может и не принесло. Но РТ обыкновенный регион, да донор. И не надо выделяться и тем более гордиться особым положением, имея 5 форбс. Все по Закону. Особым положением надо гордиться, если даются особые льготы населению, на деле население больше выплачивает и а кредиты отрабатывать нашим детям. ИХНИИ дети этого не почувствуют

            • Азат Д
              16.02.2018 18:21


              А Москва особый регион?
              И вас не кто не заставляет гордится Татарстаном, что он донор. Сами то работаете?
              И почему, в США Вашингтон скромный город, в отличие от Нью Йорка, а Москва пуп, как центр империи, хотя там и там федерация?


          • Анонимно
            16.02.2018 14:19

            стали полицаями,что не очень хорошо перед участниками ВОВ.

      • Анонимно
        16.02.2018 10:26

        Я думаю, что "дагестанский вариант" с начало в Москве надо провести, зажрались там совсем, скоро монархия узаконится.

      • Анонимно
        16.02.2018 15:42

        Наши предки не идиоты были! Не зря была Казанская губерния! Я за укрупнение регионов! Тогда во власти будут не только представители титульной нации!

        • Анонимно
          16.02.2018 18:15

          Название "Казанская губерния" не помогло сохранится Российской империи. Хотите еще раз станцевать на граблях?

        • Азат Д
          16.02.2018 18:25


          Так и Московское государство было, тоже не идиоты были.

        • Азат Д
          16.02.2018 18:28


          Премьер русский, главы русских районов русские.
          В Госсовете около половины "нетитульных" - Маврина, Колесова, Барышев, Ларионова и т.д.
          http://gossov.tatarstan.ru/deputaty/
          И чем вам мешают "титульные"?

          • Анонимно
            16.02.2018 21:28

            Премьер не так давно стал русский. Остальное не по делу. В республике вертикаль власти должна быть представлена примерно 50,% от проживающих татарстанцев не титульной нации. Про Колесову и иже - смешно. кого и что защищает? Свой капитал? Так азат, пиши по существу, и корректно ставь вопросы

            • Анонимно
              17.02.2018 13:20

              Вообще в Татарстане как то не совсем понятно реагируют на то какой нации главы администраций или республики! Взять к примеру один из действительно лидирующих регионов РФ,по очень многим показателям, свердловскую область, так губернат ором области почти два десятка лет был самый что ни на есть настоящий немец Россель Эдуард Эдуардович, а мэром екб Чернецкий,более того во всех структурах власти, главные учредители и разного рода акционеры-"потомки народа Моисея"и как то ни русских ни татар это вообще не напрягает, более того при Росселе было много ,что хорошего, и между прочим он тоже хотел создать уральскую республику, и более того ввести уральский то ли франк то ли марку, и ничего к Росселю ни каких претензий и оскорблений ,которые так популярны в Татарстане в адрес руководства и главы региона! Может в Татарстане кое кто берега путает, искусственно нагнетает?

            • Анонимно
              17.02.2018 23:50

              Ну тогда мы тоже будем жить так же как и в других регионах, ну например, как в Пензенской области. Ни дорог, ни работы.

          • Анонимно
            17.02.2018 08:22

            Премьер,при всем уважении к нему,не русский....Как и Барышев и Колесов...

      • Анонимно
        16.02.2018 18:16

        Ваш комментарий напоминает блеяние правильной овцы: "Придёт хозяин, отправит всех на мясокомбинат. Ведите себя правильно".
        Сколько в вас рабского! Где ваше человеческое достоинство?
        Кто бы не был: федерал, дальневосточник, сибиряк, не забывайте одну важную вещь: МЫ ВСЕ, прежде всего, ЛЮДИ ОДНОЙ СТРАНЫ !!!

    • Анонимно
      16.02.2018 08:51

      А вы тут при чем? Вас что ли расчесывают. А их давно пора причесать.

      • Анонимно
        16.02.2018 09:27

        Точно, подняли вопрос, а потом не будут знать как "закопать слона"

      • Анонимно
        16.02.2018 10:37

        Причесывать начинать надо с головы, а уж потом к остальным местам приступать) А у нс в стране как обычно получается!

    • Анонимно
      16.02.2018 08:59

      Да, бедный народ здесь так обрасчесывали, уже не знают, где бы еще содрать с бедного народа в Татарстане. Самая высокая плата за садик и ЖКХ, платная медицина, отсутствие льготных лекарств, самые низкие социальные выплаты. По всем этим показателям Татарстан на первом месте. За воздух скоро драть начнут.

      • Анонимно
        16.02.2018 10:22

        За 5-7 лет комментарии существенно изменились, растёт недовольство людей существующими порядка и. Люди устали уже так жить (а многие выживать). Неужели властьимущие не понимают, что без народа умного, здорового и жизнерадостного им не выжить.

        • Анонимно
          16.02.2018 10:45

          Тоже это заметил,настроения в комментариях очень сильно изменились,особенно,в последние 2-3 года.

        • Анонимно
          16.02.2018 11:22

          А почему народ у вас не выражает недовольство протестом?

          • Анонимно
            16.02.2018 13:38

            Придет время и протестам. Созревают.

            • Анонимно
              16.02.2018 18:37

              На скользкую дорожку становитесь.

            • Анонимно
              17.02.2018 08:49

              Бред! Ни когда этого не было , и не будет! Ни когда в России народ ,хоть в каком регионе ,сам ни на что не спдобится. В России ,до сих пор , ещё со времён князей,царей,генсеков народ был инфантильный, раньше перед князьями,царяими до земли прогибались шапки сняв с голов, также перед помещиками гнулись, при генсеках всё одинаково ,одобрямс, делали. Судя по истории,которую сейчас как то " расшифровывают*,даже восстание Пугачева оказалось затеяли европейские боссы того времени! Так что сильно преувеличивать значение" народа" не стоит. То что касается Дагестана, то ещё ничего не ясно, там по настоящему ещё не началось, даги- это не татары или башкиры, они (даги)все равно будут жить по своим правилам и законам , эти люди(даги)ни когда ни в какие времена ,шапки перед ни какой властью не ломали и не стояли с поникшими опущенными головами ни при царях, ни при генсеках,тем более сейчас не будут! Что касается "президент ,не президент",так при советской власти в Московском кремле далеко не глупые люди были- на местах везде были первые секретари обкомов,горкомов,в республиках тоже были первые секретари - и от этого ни кто не заморачивался, наверно в Московском кремле знали ,что и как надо выстраивать отношения с субъектами!

      • Анонимно
        16.02.2018 10:45

        Поднимают цены чтоб вы послушнее были,чем нищее народ,тем он тупее и покорнее,не нужно возмущатся.

      • Анонимно
        16.02.2018 10:52

        Если знаете что здесь так плохо, значить знаете где так хорошо. Подскажите где? Нетомите...

        • Анонимно
          16.02.2018 15:54

          Или когда было лучше?
          Голодных нет, на улице не проехать, все на машинах.
          Помните о том, что 1.4 млн детей в мире на грани голодной смерти.

      • Анонимно
        16.02.2018 11:41

        А вот на мой взгляд Татарстан лучший регион во всех отношениях (красивый, успешный, комфортный, спортивный, передовой... Все это про нашу республику)!!! Что касается цен то они по всей стране +/- одинаковы! На всякий случай замечу что я не из удащливых.

        • Анонимно
          16.02.2018 11:56

          В Праге цены тоже высокие.

        • Анонимно
          16.02.2018 12:28

          Хорошо что предупредили, что на всякий случай

          • Анонимно
            16.02.2018 15:01

            Лучше уехать сразу в Германию,в Чехии действительно все дорого.

            • Анонимно
              17.02.2018 09:01

              А как же быть ,ведь в Германии опять же турки везде вдруг тоже захотят своего турецкого президента в Германии выбрать , как татары в России , тогда наверное лучше куда нибудь в Парагвай или Аргентину?

        • Анонимно
          17.02.2018 08:56

          И понтов больше всех!

      • Анонимно
        16.02.2018 12:33

        Почему бы за воздух не платить. Дышите же. УК Территория комфорта берет за вывоз снега.Единственная в городе. Что другие не догадались

      • Анонимно
        16.02.2018 15:44

        Никак не могут решить с платой за детсад! Надоели уже со своим величием! Я за укрупнение регионов!

        • Анонимно
          16.02.2018 18:18

          Вы думаете, что в укрупненном регионе будут татарские, чувашские, марийские, удмуртские, мордовские и башкирские СМИ выходить на всех 6 нац. языках? И будут национальные театры, садики, школы в каждом укрупненном регионе ?

      • Анонимно
        18.02.2018 00:09

        Не забывай, что ты в России живешь! Если хочешь лучше жить, ищи в другом месте.

    • Анонимно
      16.02.2018 09:52

      Давно пора все перегибы на местах привести к федеральному Законодательству!

    • Анонимно
      16.02.2018 19:33

      Айда, не переживай. Иди на выборы и голосуй за село.

    • Анонимно
      16.02.2018 20:40

      Мне нравится спокойствие Долгова. Всё уже решено.

  • Докукин
    16.02.2018 08:27

    Закон, как беременность: Есть или НЕТ !!!

    Соответственно и гадать НЕ о ЧЁМ. Конституция РФ и РТ , как разговор слепого с глухонемым.

    • Анонимно
      16.02.2018 09:31

      Шахрай сказал вчера в БО, что они с Алексеевым вдвоем написали Конституцию РФ.... но все процедуры до конца не проведены, Конституционное собрание РФ не созвано - в итоге вообще действует и не отменена Конституция СССР - и до сих пор. Игры про несуществующие и нарушаемые условия Конституции РФ продолжаются и на выборах уже Президента РФ... нет смысла обсуждать не урегулированный свод конституционных правил. А пока у РТ есть Президент - и никому это не мешает... ну кроме инициативных чудиков.

      • Анонимно
        22.02.2018 16:06

        Ничего не сделано, а Шахрай живет нормально, еще что надо?

    • Анонимно
      16.02.2018 11:01

      В Конституции предусмотрены федеративные договора с республиками.

  • Анонимно
    16.02.2018 08:27

    Президент в России один.
    Остальные руководители регионов - это ГЛАВЫ регионов,губернаторы и просто руководители.

    • Анонимно
      16.02.2018 09:31

      Откуда губернаторы если у нас нет губернь
      Вот это прямое нарушение конституции РФ.

      • Анонимно
        16.02.2018 09:47

        Нет губерний???БУДУТ!!!
        Например,Уфимская,Йошкар-олинская,Ульяновская,Казанская губернии или же вообще,создадут один большой Средне-Волжский округ,куда войдут Марийка,Чувашия,Татария и Ульяновская область и назначат Енерал-Губернатора из Москвы.
        ЕЩЁ РАЗ:
        Как Федералы решат - ТАК И БУДЕТ.
        Точка.

    • Анонимно
      16.02.2018 09:48

      Население не доверяет местным чиновникам. Думает, что за счет них наживались.
      Но федеральная вертикаль еще более жесткая в смысле неравномерности распределения ресурсов и средств.

      • Анонимно
        16.02.2018 10:21

        Тем не менее,в противостоянии Федералов и "удащЪливых"местное население,в подавляющем большинстве своём,целиком и полностью стоит на стороне Федералов,а не на стороне "удащЪливых".
        Так-то!!!

        • Анонимно
          16.02.2018 11:26

          Для жителей Татарстана федеральный центр является большим раздражителем,не говорите глупостей.Мы то знаем что из себя представляет центр.

          • Анонимно
            16.02.2018 12:31

            Мне напротив. Только надежда на федералов

            • Анонимно
              16.02.2018 14:23

              У Вас и на Ельцина надежда была в свое время,и на Путина,а живёте с каждым днем всё хуже веря в доброго царя.Не будет у вас счастья пока сами шевелится не начнёте.

          • Анонимно
            16.02.2018 14:31

            за всех жителей Татарстана не надо говорить

            • Анонимно
              16.02.2018 15:02

              За серую массу Татарстана решит Москва.

            • Анонимно
              16.02.2018 16:53

              Кто шевелится в Татарстане.Пока все сделали КУ,и согнули коленки.

          • Анонимно
            16.02.2018 15:51

            Надежда только на Федералов! Тут только одни представители местной знати, которая уже надоела.

        • Анонимно
          16.02.2018 12:12

          Не доверяют центру как раз, рыба тухнет с головы, хвост лечить глупо.

        • Анонимно
          16.02.2018 18:27

          Чем выше пирамида тем сильнее оно давит на основное население им доверяющее. Вастамнет.

      • Анонимно
        16.02.2018 10:41

        Население в принципе всем чиновникам не доверяет, а федеральным гораздо больше.

      • Анонимно
        16.02.2018 10:42

        Хуже чем наши не будет. Использовали для себя лучшие чувства народа. Двойной обман. От своих получать ответку больнее. Как с языком, сами татары не захотели учить язык, потому что почли себя обманутыми

        • Анонимно
          16.02.2018 11:49

          Совсем все перепутали?! Языки для себя надо учить! Полезно особенно с брокколи!)))

        • Анонимно
          16.02.2018 12:23

          Не выдавайте желаемое за действительное, язык татары не просто учили и учить будут. А вот в другом согласен с вами, обманули и воспользовались чувствами народа для себя любимых это точно и очень от этого обидно.

        • Анонимно
          16.02.2018 15:54

          После того, как нас развели здесь с суверенитетом, из-за которого все досталось только некоторым семья, федералы в сто раз лучше!

          • Анонимно
            16.02.2018 18:22

            Спросите у Удмуртии, Марий Эл И других регионов, куда им прислали варягов -федералов. Радуются ли они им.

    • Анонимно
      16.02.2018 10:34

      Это точно что один, уже 19 лет!

  • ЛДПР
    16.02.2018 08:28

    С самого начала не понятно ОДНО - зачем любей оболванивать? Есть один президент по статусу и по полномочиям...ты хоть горшком назовись, от этого ничего не менятся...Россия одна и неделима навсегда!!!

    • Анонимно
      16.02.2018 08:41

      Партия в России одна - пропрезидентская.

      Так партия ЛДПР - идите пожалуйста и расформируйтесь или прислеенитесь к единственной партии

      • Анонимно
        16.02.2018 08:47

        Правильно, нечего людей оболваниванивать, создавая видимость оппозиции!

        • Анонимно
          16.02.2018 09:03

          да ладно, жириновский уже не молод, не станет его и не станет лдпр, разбегутся по другим партиям, им все равно где быть, лишь бы у кормушки

    • Анонимно
      16.02.2018 08:45

      В марте 1990 г был референдум о сохранении СССР. Мои родители как и 70 % граждан страны голосовали "За"

      • Анонимно
        16.02.2018 10:48

        А почему ваши родители не вышли защищать умирающий совок?

        • Анонимно
          16.02.2018 11:34

          Родителей просто обманули обокрали и выкинули на обочину жизни.

        • Анонимно
          16.02.2018 11:36

          08: 45 место совка в учебниках истории, фантомные боли. успокойтесь уже!

          • Анонимно
            16.02.2018 12:33

            Вы это скажите нашему форбс, ведь это наследи совка а у народа фантомные боли

        • Анонимно
          16.02.2018 14:26

          СССР все жители считали большой ошибкой,поэтому все были за распад красной империи.Все поняли,что большевизм это зло.

        • Анонимно
          17.02.2018 09:14

          Дать бы тебе в одно место за совок! Что ты можешь знать про "совок" ссср. Если как ты говоришь не совок то не было бы ни космоса ,ни победы в ВОВ,ни Челнов с камазом,ни Нижнекамска, был бы какой нибудь депрессивный занимающийся регион,или как на северном Кавказе!

      • Istorik
        16.02.2018 11:39

        А вы в курсе, что Татарстан отстаивал сохранение СССР? и что все действия в рамках борьбы за суверенитет были именно в русле сохранения СССР.

        • Анонимно
          16.02.2018 13:36

          Враньё!!! Они к кормушке рвались, теперь в ФОРБС

        • Анонимно
          16.02.2018 13:40

          Почему минусуете, ведь это правда

        • Анонимно
          16.02.2018 13:42

          //Татарстан отстаивал сохранение СССР//

          Это было тогда - когда Татарстан, уловив центробежные стремления Союзных республик, срочно стал добиваться статуса Союзной республики - чтобы отделиться одним "поездом" с Союзными республиками?

    • Анонимно
      16.02.2018 10:13

      Позиция слабого, неуверенного человека. Россия поэтому и неделимая, что татарский компонент всегда боролся за неделимость России. Мескен бу кеше.

      • Анонимно
        16.02.2018 11:29

        Зрэ корэшэсен рэсэй очен,уз миллэтен очен корэш,булма мескен.

        • Анонимно
          16.02.2018 16:06

          Рәсәй дип Азиядән кайтучылар гына әйтә. Сезнең белән бар да мәгълум.
          Татар Россиядә таралган. Россия булмаса татар точно булмый.

    • Анонимно
      16.02.2018 10:42

      Партия ежегодно миллиард получает из бюджета на содержание, за такие деньги я бы тоже любил президенты ВВП.

    • Анонимно
      16.02.2018 10:47

      Не думаю,на пару тройку лет хватит ли.

    • Азат Д
      16.02.2018 18:36


      Это вы оболваниваете народ, назвавшись либерал демократами.

  • Анонимно
    16.02.2018 08:34

    В стране должен быть один президент.

    • Анонимно
      16.02.2018 09:34

      эта страна все слабее и слабее - и обсуждает уже минимальные подушевые выплаты на нишету... ( но это не 350 евро как в Финляндии) - обращаю внимание: "подушевые".... а тут споры о высоком звании.... нет разницы фельдфебель или поручик.

    • Анонимно
      16.02.2018 10:50

      В стране давно пора отменить президентство и создать парламентскую республику.От института президентства одно горе.

      • Анонимно
        16.02.2018 15:57

        Ну, щас! Только Путин вступился в Татарстане за русских против обязательного обучения татарскому языку! Была бы парламентская республика, они бы там были не бе, не ме! Я только за президентство!

        • 15.57. ВЫ Татарстане изучение татарского языка в школах будет обязательным, для всех. Путин не компетентен в вопросах национальной политики. Как и во многих вопросах впрочем. Иначе бы мы жили совсем иной стране.

          • Анонимно
            16.02.2018 19:30

            в татарстане изучение татарского языка обязательным для всех уже было. это прошедшее время. а прошлого не вернуть. живите спокойно!

      • Анонимно
        16.02.2018 18:50

        Бег на месте создает видимость активного движения Яковлева. А нужны скачки и рывки. Значит зуд имеет причину.

    • Анонимно
      16.02.2018 10:54

      08:34 Только так повысится уровень жизни. Двумя президентами нет.

      • Анонимно
        16.02.2018 18:55

        Отвлечение народу от потребления кислороду.
        От более важных тем.

    • Не всё так однозначно.
      Для устойчивого развития российской государственности необходимо:
      Чтобы регионы имели финансовую самостоятельность.

      Имели широкие полномочия вести хозяйственную деятельность.

      Чем больше центр усиливает вертикаль и ручное управление, тем более сложные условия для экономического развития.

      • Анонимно
        16.02.2018 12:39

        Не могли бы Вы уточнить, каких именно полномочий не хватает нашим регионам?
        Пока что-то все разговоры только о деньгах.

        • Чем больше денег уходит в Москву, тем труднее решать любые вопросы на местах и осуществлять программы:
          образование, здравоохранение, дороги, социальные выплаты....

          Например, в столице пенсия в два раза выше, чем у нас.

          • Анонимно
            17.02.2018 02:19

            Про пенсии это Вы хорошо вспомнили.
            Только вот незадача - зарплаты в РТ маленькие, взносы в ПФР с них тоже маленькие. Может не хватить на выплату пенсий нашим же пенсионерам.
            Вот согласно публичной статистике от Госкомстата за 2015 год, взносов в ПФР от Татарстана не хватает. С тех пор пенсии подросли, а зарплаты - не особо, т.е. стало еще хуже.
            Вряд ли РТ захочет полномочия платить пенсии самостоятельно - тогда денег станет еще меньше.

            И еще: федеральный центр забирает и тут же возвращает в виде зарплат бюдженикам, в виде пенсий (а это огромная сумма, сравнимая со всем бюджетом РТ). Начнем платить пенсии сами - как будем плакать про "большой процент в Москву"? Процент-то станет маленький, да еще и денег от этого убавится. Со всех сторон плохо.

          • Анонимно
            17.02.2018 20:41

            Деньги оседают в карманах местных чиновников, эти чиновники давали неправильные информации в Москву даже про зарплаты. Раскрылось когда нефтяник в Москве попал в какое то неприятное событие. Пошёл в Министерство нефтяной промышленности, где дали ему пособие одномесячной настоящей зарплаты нефтяника по данным из Татарстана. Он не поверил что у него такая зарплата. Приехав к себе на родину, похвалился со своей зарплатой выйдя на работу, за что был уволен. Байки не байки, а людская молва это волна. Это заставляет задуматься не только меня, но думаю люди тоже будут задумываться о правильности информации которые идут в Москву

      • Анонимно
        16.02.2018 13:49

        //Чтобы регионы имели финансовую самостоятельность.
        Имели широкие полномочия вести хозяйственную деятельность//

        Хозяйственную деятельность должны вести субъекты бизнеса, а не чиновники. Когда чиновники начинают вести бизнес - ничего другого не получается, кроме откатов и низкой эффективности создаваемых предприятий.

        Скажем штаты США не занимаются бизнесом, и провинции Франции тоже не строят заводы. Там это занимается бизнес.
        А вот для бизнеса должны быть созданы у нас самые благоприятные условия - по всей стране (без кланов, откатов, односельчан и т.д.)

    • Анонимно
      16.02.2018 11:03

      Нравится ручное управление?

  • Анонимно
    16.02.2018 08:40

    Вопрос больше по нефтянки. По конституции РФ общероссийское достояние, а не частное татнефти... пример в Башкирии был..

    • Анонимно
      16.02.2018 13:44

      Лучше про Газпром поинтересуйтесь, кому он принадлежит?! Концов не найдёте.

      • Анонимно
        16.02.2018 16:28

        Да народное это достояние! Мы все получаем дивиденды с этого состояния. Только вот по усам течет, а в рот не попадает. От ихней рекламы злость берет, аж до зудения в кулаках!

  • Анонимно
    16.02.2018 08:49

    В стране должен быть только один президент.

    • Анонимно
      16.02.2018 10:35

      Сначала уберут статус президента в Татарии, потом назначат главой РТ какого нибудь инородца, к примеру из Новгорода. И далее по накатанной. Процесс запущен, к сожалению. А "пятую колонну" в лице лдпр с ее опричниками надо жестко блокировать, уже не до смеха!

      • Анонимно
        16.02.2018 11:39

        Какая пятая колонна? Жириновский один говорит правду. У нас его не любят, особенно верхний эшелон. Я его с удовольствием слушаю. Статус давно ни к чему. Ротация на местах просто необходима. Жизненно необходима. Хотя бы для того чтобы освободить берега Волги и Камы для проходя. От кормушки ни кого просто так не оттащить

      • Анонимно
        16.02.2018 15:59

        А что в том плохого, если в Татарстане будет русский главой власти?

        • Анонимно
          16.02.2018 21:38

          А кто против? Вон глядишь Здунов опыта поднаберется!

    • Анонимно
      16.02.2018 10:50

      А зачем вам президент,все равно плохо живете.

    • Анонимно
      16.02.2018 12:56

      В Татарии должен быть Хан!

    • Анонимно
      16.02.2018 14:27

      В нашей стране дана,один президент.

  • Анонимно
    16.02.2018 08:53

    А зачем нужна Конституция РТ? Татарстан, что отдельное государство?

    • Анонимно
      16.02.2018 09:10

      Именно там указано наличие Президента в РТ.

      • Анонимно
        16.02.2018 09:43

        так отменить и то, и другое!

      • Анонимно
        16.02.2018 10:37

        у вас сильно устаревшая информация. То что там написано это не значит , что это соответствует ФЗ.
        https://yakovlev-r116.livejournal.com/39111.html Просвещайтесь, вот товарищ уже в курсе

        • Анонимно
          16.02.2018 19:08

          Дэк товаричи уже никому не указ, всё решается господами.

    • Анонимно
      16.02.2018 09:29

      Почитайте Конституцию РФ, там написано, что республики - это государства.

      • Анонимно
        16.02.2018 09:55

        еще какой очередной бред придумаете?

        • Анонимно
          16.02.2018 11:51

          Читай говорят!

          • Анонимно
            16.02.2018 13:41

            почитайте Постановления Конституционного суда РФ от 7 июня 2000 года у вас в голове все на свое место встанет. Сергей Прав

          • Анонимно
            16.02.2018 19:09

            Он неграмотный, читать не могет, только писать.

      • Анонимно
        16.02.2018 16:00

        Значит надо скорректировать! Республики - это части России!

    • Анонимно
      16.02.2018 10:51

      Фактически отдельное государство уже.

  • Анонимно
    16.02.2018 09:00

    Опросили татар и русских?!А что Чуваши, Эрзя, Мокша, Удмурты, Марийцы куда то делись?!))))Что за опрос может быть перепись населения проведём?!!!!

  • Анонимно
    16.02.2018 09:00

    Мурат Сиразин! Все спорят как назвать президента в Татарстане! А нужно думать а нужен вообще этот институт власти? К сожалению в республике на всех уровнях сложилась мафия и что обидно пишешь на уровне республике в любой орган будь то о преступлении или о нарушении закона и идут отписки ото всех и в том числе из аппарата президента Татарстана! Спрашивается зачем тогда нужен в республике президент если земли захватывает в республике земельная мафия ,суррогатная мафия в молочной отрасли и мясной,в силовых структурах крышуют коррупционеров ,проституток и бандитов ментовская мафия,в судах командует судейская мафия! И куда податься бедным крестьянам и народу и ждать только как в Дагестан прилетят силовики и наведут тут порядок?
    Мне кажется вообще нужно ликвидировать институт президента за не надобностью и не способности работать и пусть Москва командует тогда правительством,муниципалитетами и Госсовет за ненадобностью тоже надо распустить! Вчера Путин на совещании прокуроров потребовал от прокуроров все обращения граждан рассматривать и вести с лицами организованной преступности непремиримую борьбу по отмыванию денег и воровству,а я уже больше года жду когда эта борьба начнется с многомиллионными хищениями ОПС нашими прокурорами и СК РТ !Папки на всех есть лидеров ОПС ,а в тюрьму не их а меня сажают и когда мне узаконят землю выделенную главой района 6 лет назад! Меня мафия татарская на всех уровнях достала уже!

    • Анонимно
      16.02.2018 10:27

      Мурат Сиразин! Уважаемый Прокурор Татарстана тов Нафиков И.С. ! Вчера вы как и я Вы в зале,а я по телеку смотре выступление Путина! Вы мне лично обещали на приеме в приемной Путина напрвить в Шелангу оперативно следственную бригаду и возбудить на мафию уголовное дело по статье 210 часть три от 15 лет тюрьмы! Скоро год будет и лидеры ОПС продолжают безпредел на заводе и увольняют и выселяют работников кто не хочет вступать в их ОПС и готов на них дать показания следователям! Когда прекратится крышевания мафии силовиками и укрывательство преступлений по отмыванию денег в Татарстане и когда вы землю отнимите незаконно выделенную тем кто ее уничтожает и уничтожает у меня сады и отстреливает скот пасущийся на заброшенной земле и терроризирует крестьян!? Модератор пожалуйста пропусти коммент! Достали меня уже чиновники и бандиты!

    • Анонимно
      16.02.2018 12:01

      Всем давно понятно что у вас сложилась неприятная ситуация, у всех проблемы есть, да не все вопросы решаются, но надо же уж понимать что по вашему сценарию будет только хуже!

      • Анонимно
        16.02.2018 12:13

        Мурат Сиразин! Я знаю что они мне угрожали бандиты убийством и им не охота сидеть с ворованными миллионами 15 лет по статье 210 часть три,но пойми хуже чем сейчас мне уже не будет и я перед бандитами и оборотнями кто крышует их на колени не встану! Казаки Татарские не сдаются!

  • Анонимно
    16.02.2018 09:03

    Кряшены, Мишары это тоже субэтнос !!!!

    • Анонимно
      16.02.2018 09:37

      А Булгары?

    • Анонимно
      16.02.2018 10:26

      Кряшены - самостоятельный этнос, это упертые татнацики все твердят "татары-кряшены", а настоящие татарские интеллигенты, как Аяз Гилязов, выросшие среди кряшен считали кряшен самостоятельным народом. послушайте только Нәкыя ханым Гыйләҗева. "2017 елның 31 октябрендә "Бәрмәнчек" ансамбле яңа сезонын ачканда концертка килгән Нәкыя ханым Гыйләҗева "Туганайлар" корреспондентына болай дигән иде: "Мин керәшен сәнгатенә битараф түгел. Мине бу матурлыкка кайчандыр ирем Аяз Гыйләҗев алып килде. Багражда үскән кеше буларак, ул керәшеннәрне үлеп ярата иде. Керәшеннәр дә үзен дә, әти-әнисен дә бик зурладылар.
      Сагынып, яратып килдем, килендәшемне дә иярттем әле. Кайчандыр, Багражга кайткач, күршебез Чыпчык Мариналар белән мәҗлескә барып, шак катып кайткан идем. Шуннан соң, Аяз белән бергәләп, бик күп керәшен җырларын магнитофонга да яздырган идек. Керәшен җыруларында венгр, румын мотивларын ишетәм ин. Бәлки, кайчандыр, кайдадыр, ерак гасырларда, керәшеннәрнең тарихы алар белән кисешкән булгандыр... Менә бүген дә шул яңгырашларны ишеттем, чит илдә булып кайткан кебек хис итәм үземне.
      “Бәрмәнчек”ләрне бик яратам. Аязымның 85 еллыгына килеп, ямь биреп киткәннәр иде. Инде гыйнвар аенда Аяз Гыйләҗевкә 90 яшь тула. Бу чарадан керәшен карендәшләребез дә читтә калмас, дип өметләнәм. Үзе исән булса, ай, сөенер иде..."

      • Анонимно
        16.02.2018 13:26

        Кряшены- отдельный народ! А никакие не татары мы.

        • Анонимно
          16.02.2018 15:07

          тогда у нас есть национальность католик,мусульманин,буддист?

        • Анонимно
          17.02.2018 09:29

          Интересно,на каком же языке вы говорите? В Татарстане более 2млн,в Башкирии более 1,2млн , в других регионах Урала и Поволжья, России почти более5млн.говорят на одном и том же языке , а вы тогда на каком все таки? Тут какой то неуч,отвергает , что современные волжские ,в т.ч. башкорстанские татары это и есть потомки волжских болгаров,советую поездить по историческим местам, Болгару, Биляру, и поизучайте историю ,чем бред нести!

  • Ну, во-первых, не в обиду будет сказано, что власть в России и в Татарстане, её представители, включая ФЦ и Президента Путина - это люди не совсем адекватные. К сожалению. Это понимание у нас в стране вуалируется, скрывается, как в самом обществе, так и в её властных структурах.
    Власть в стране не просто неадекватная, находящаяся в состоянии тихого помешательства, она в состоянии БУЙНОГО ПОМЕШАТЕЛЬСТВА, что уже говорит о её СОЦИАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ. Ибо, действия (бездействие) её направлено не на созидание, а на разрушение или сокращение множества СОЦИАЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ.
    Как известно из жизненной практики с неадекватными, в особенности с БУЙНЫМИ, лучше вообще не связываться. Себе дороже окажется.
    Поэтому у народа только единственный выход: обращаться в международные организации, в том числе ПАСЕ и ООН. В них существуют соответствующие структуры-пусть приезжают и разбираются.

    • Анонимно
      16.02.2018 09:56

      ждем не дождемся комиссий ПАСЕ, ООН, ЮНЕСКО, НАТО, которые вы, я надеюсь, уже вызвали?

      • Анонимно
        16.02.2018 10:58

        Рано или поздно эти организации вмешаются в црегулирование отношний двух государств Татарстана и России.

        • Анонимно
          16.02.2018 11:42

          Вмешаются и встанут в защиту 0,5 % людей, кот смогут поднять 5- 10% населения. Просто уже смешно

          • Анонимно
            16.02.2018 12:21

            Никуда не денешься,встанешь как нужно и будешь отстаивать интересы,какие обозначат.

        • Анонимно
          16.02.2018 11:45

          Где вы государство Татарстан на карте нашли?

  • Анонимно
    16.02.2018 09:08

    В России президентов вообще не должно быть. Английское сомнительное слово.
    1) генсек
    2) председатель
    3) царь в конце концов
    Начали не оттуда

  • Анонимно
    16.02.2018 09:18

    Все. До этого момента было лояльное отношение С.Яковлеву. Теперь прозрел. А ведь писали, что он пиарит только себя. Человек с комплексами. Такого не исправить, только терпеть.

  • Анонимно
    16.02.2018 09:22

    а зачем нам президент сразу назовите император всея руси, а то национальный лидер, национальный лидер из каждого утюга зомбируют народ.

  • Анонимно
    16.02.2018 09:22

    Сидякин отлично прокомментировал, недоверие существует уже давно, зачем просто так сначала шашками махать, а потом думать что же будем делать.

  • Анонимно
    16.02.2018 09:29

    В Москве пусть сидит Царь, в Казани - хан. Это и есть федерализм и правда жизни.

  • Галеев Зуфар
    16.02.2018 09:36

    Вопрос решён. Президент будет один.

  • Анонимно
    16.02.2018 09:39

    Давайте ханом назовем

    • Анонимно
      16.02.2018 11:03

      Название Хан помпезнее и величиственнее,тем более татары азиаты,степняки.

  • Анонимно
    16.02.2018 09:42

    Вот пусть горшком и назовут. Аппарат горшка будет тогда называться орган, возглавляемый Сафаровым. А государственный земельный фонд в который вынуждены вне федерального закона скидывать все предприниматели часть своих земель при переводе их в другую категорию (отсюда и цена на земли в коттеджных поселках неадекватная) будет называться - государственный резервный фонд при горшке РТ!

  • Анонимно
    16.02.2018 09:44

    Если к должности президента прилагается 9 место по заплате и 1 место за ЖКХ и детсад, то может ну нафиг эту должность?

  • Анонимно
    16.02.2018 09:49

    И Горбачев и наш при в жизни все сами увидели. Все свои ошибки. Тогда зачем создавать шикарные музее.

  • Ильдар Абый
    16.02.2018 09:49

    Уже видел подобное мнение и также считаю, что прокуратуре стоит заниматься уголовными, коррупционными делами, и не заниматься политикой.

  • Tatar Хайпер
    16.02.2018 09:54

    Я голосовал за президента, а не за губернатора.

    • Анонимно
      16.02.2018 10:39

      в таком случае главой региона будет кто то другой, так как должности президента больше нет

  • Анонимно
    16.02.2018 09:58

    В итоге же ситуация оказалась поставлена на паузу: ни мира, ни войны. Высокопоставленные источники федеральных СМИ заявляли, что принято решение сохранить в Татарстане должность президента РТ до 2020 года – истечения срока полномочий Рустама Минниханова. Сдержит ли Кремль неформальное обещание?
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/372924 сдержит, но только в части « до истечения полномочий Рустама Минниханова. »

  • Анонимно
    16.02.2018 10:08

    Мурат Сиразин!Нужно ликвидировать конституцию Татарстана,Госсовет Татарстана,аппарат президента ,а Президента назвать премьер министром Татарстана и до кучи при помощи московского десанта силовиков как в Дагестане на уровне республики и в районах немедленно ликвидировать все мафиозные структуры!

    • Анонимно
      16.02.2018 10:20

      Мурат Сиразин, вы не обезумели такие вещи писать? Или под вашим именем другой пишет? Когда вы как и многие перестанете ждать сверху от царя милости, а не возьмете свои жизни в свою естественность? Самим порядок нужно наводить. Сначала в своем дворе (кстати, видел видео с вашего двора, картина малоприятная), потом - в обществе. Потом в государстве.
      Казанец

      • Анонимно
        16.02.2018 11:06

        Точно, сами наведите порядок, например, создайте отряд самообороны!

      • Анонимно
        16.02.2018 11:31

        Мурат Сиразин!Клеветник и мафиозная подстилка приедь сюда и покажи мне где у меня безпорядок и не затыкай мне рот пожалуйста и подписывайся как я и не будь падлой дрожащейся и анонимом! !

    • Бардак Обамы
      16.02.2018 10:22

      Похоже вы начали с ликвидации собственного мозга

    • Анонимно
      16.02.2018 15:04

      c последним хорошо, остальное лишка

    • Рашид
      17.02.2018 01:23

      Интересно если я точно в такой же стилистике этого скотовода напишу про пу найдется какой нибудь орк который заявит нафикову за призывы к свержению президента и конституционного строя.
      Если этого не произойдет, значит с нашим народом все уже произошло, и его просто фактически нет.
      Все труднее и труднее становится читать эту газету.

  • Анонимно
    16.02.2018 10:19

    Надо благодарить этого человека за вероятную возможность переименования должности на Госсекретарь. Не президент же какой-то.

  • Анонимно
    16.02.2018 10:22

    10.08 солидарности на всех не хватает, пока каждому своя рубашка ближе

  • Анонимно
    16.02.2018 11:08

    Тогда уж лучше Генеральный секретарь!

  • Ильдар Абый
    16.02.2018 11:32

    Вообще, это похоже на сомнительную попытку раскачать ситуацию. Только зачем.

    • Анонимно
      16.02.2018 11:48

      Ильдар а вы не думали, что это попытка заставить жить по закону высших должностных лиц хоть в чем то?
      Пример правового нигилизма это не то, что глава субъекта должен демонстрировать на вверенной ему территории

      • Рашид
        17.02.2018 01:11

        Эта территория называется республикой Татарстан, на минуточку, со своей историей и народом, которому нравится название должности своего первого лица. Насилие только порождает насилие. К чему столько ненависти и желчи.

    • Анонимно
      16.02.2018 12:14

      Народу дай хлеба и зрелищ, а жить в стабильности и спокойствии - это уже прошлое тысячелетие...

    • Анонимно
      16.02.2018 14:09

      //это похоже на сомнительную попытку раскачать ситуацию//

      Эксперты в статье напротив считают, что это направлено на консолидацию страны.
      Когда вся страна состояла из "государств" и "президентов" - страна балансировала на грани распада. Когда в стране, будет один президент, как в и в других странах - это будет критерий крепкого единого сильного государства.

      • Анонимно
        16.02.2018 18:34

        От сильного завинчивания гайки- резьба слетает. Пора бы федералам об этом помнить.

      • Анонимно
        16.02.2018 20:56

        Все станут патриотами. И уровень жизни скачками поднимется. Рывок, ещё рывок, ...,

  • Анонимно
    16.02.2018 11:33

    копируют методы у советской империи, забыли чем закончилась история. империю уже не вернуть, место ее в учебниках истории

  • Анонимно
    16.02.2018 11:57

    Хочу СССР!!! Хочу 13ю зарплату, кассу взаимопомощи,бесплатную медицину,образование,хочу уважение к простому рабочему Человеку труда,когда шахтер за свой тяжелый и опасный труд получал больше начинающего инженера,хочу путевки простым рабочим на юг т.к все заводы и большие предприятия имели свои санатороии на Черном море, хочу базы отдыха в Боровом Матюшино так-же большие предприятия имели свои базы для простых сотрудников, бесплатные,без очередей детские садики,хочу когда гражданин Союза Советских Социалистических Республик звучало гордо на всей Земле!..хочу,хочу,хочу...

    • Анонимно
      16.02.2018 12:13

      Не надо было принимать участие в развале СССР.

    • Анонимно
      16.02.2018 16:12

      Иди работать в Татспиртпром! У них и 13 и 14 зарплата есть!

    • Анонимно
      16.02.2018 20:59

      И всё на халяву. Работай товарищ, слуг сейчас нет. И усё у вас будет.

  • Анонимно
    16.02.2018 12:03

    империя вещь хорошая.ну что как маленькие дети.у вас что -соску отнимают.или вы из удащливых.

    • Анонимно
      16.02.2018 12:36

      Удащливым империя и не нужна. Они наследники распада, все прибрали, что упало. Путаешь дружок

  • Анонимно
    16.02.2018 12:05

    боком им это выйдет

  • Анонимно
    16.02.2018 12:41

    Какой Президент без армии и силовиков?Просто смех.

  • В Империи, да и в проекте СССР ничего плохого не было, в принципе. Наша страна и не может не существовать в форме некой имперкности, так как у нас более 170 национальностей, около 140 которых так или иначе имеющие свои национальные или исторические территории.
    Дело не в империях, а в том, кто ими рулят. Вот с этим катастрофическое невезение у нашего народа. Отсюда и результат. "Дело было не в бабине, раздолбай сидел в кабине", - так в нашей стране было, есть и хотят, чтобы было так.
    Власть (правящий класс) неоднородная субстанция - помимо президентов, глав регионов и правительств это и бизнессообщество, и Церковь, и депутатский корпус, и суд, прокуратура, право охранные структуры, и даже СМИ. То есть все те, кто обладает материальными и административными ресурсами и возможностью формировать так или иначе общественной сознание.
    Кто-то из них ПО МОЩНЕЕ (своим потенциалом), кто-то ПО СЛАБЕЙ. Но "все они в одной лодке" - однозначно. В современной же России их лодка движется в фарваторе МАФИОЗНОСТИ.
    Что они хотят? А хотят они лишь одного - меньшей ответственности, максимум преференций.
    Наглядным примером их БЫТИЯ является недавнее освещение "тайной (личной) жизни" - Приходько и Дерипаски.
    Как-то Станислав Белковский, который являлся советником Березовского рассказал такую историю.
    Когда Путина "выдвинули" "на тайной вечере" наша СЕМИБАНКИРЩИНА: Березовский, Ходарковский, Потанин, Авен, Гусинский, Абрамович, Фридман и пр., то столкнулись с одной проблемой. Путин не хотел становится таковым.
    И вот, Березовский, как-то, у него спрашивает: кем же ты хочешь быть.
    Путин ему ответил: я хочу быть, как ты.
    Вот вам и ответ на все вопросы: куда мы идём и где будем - в Империи ли? Разве только в империи зла.

    • Анонимно
      16.02.2018 13:45

      Мурат Сиразин!Уважаемый Габдель! Это подлый миф! Прочитай хотя бы книгу немецкого политолога Александра РАРА и там написано кто поставил Путина и как он начал с первого дня мочить семибанкирщину,которые все делали чтобы Путин не стал президентом! Почитай мою статью хотя бы про это в БО в 1212 году! И статья это не про это! Здесь снова некоторые хотят развалить Россию вбрасывая лозунг давайте Назовем нашего президента тоже президент! А что от того как назовешь оборотни ,бандиты и коррупционеры в Татарстане сдадутся и с повинной пойдут в тюрьму? Меня вот достали уже все они и я хочу президентского правления здесь и чтобы их увозили отсюда и судили в Басманном суде и без права потом после тюрьмы приезжать в Татарстан и только в МАГАДАН!

      • Анонимно
        16.02.2018 14:33

        В 1212 году на Руси правили Всеволод Юрьевич Большое Гнездо; Всеволод Святославич Чермный, великий князь Киевский; а в Новгородском княжестве — князь Мстислав Мстиславич Удатный.
        Так, что никакого Путина не было.

        • Анонимно
          16.02.2018 14:56

          Мурат Сиразин! Статья была в "2012 году в БО! Извините и Вы правы Путина тогда не было Хазарский каганат уже тоже Русские разогнали!!

    • Анонимно
      16.02.2018 15:16

      любая империя разваливается!

  • Анонимно
    16.02.2018 13:04

    Путин свое мнение по этому вопросу высказал в очень вежливой форме.Но фактически таким образом он дал команду,нужно исполнить было еще вчера.

  • Анонимно
    16.02.2018 14:35

    давно пора было переименовать, как в других республиках, зачем столько тянули, для чего?

  • Анонимно
    16.02.2018 14:40

    Ну не наше это название президент ну не наше.Зачем нам это название? В прошлом у нас ханы были и нонче на мой взгляд много чего общего есть и поэтому на мой взгляд вместо президента нам больше подходит хан.

  • Анонимно
    16.02.2018 15:25

    Cидякину от Яковлева https://yakovlev-r116.livejournal.com/46186.html

  • Анонимно
    16.02.2018 16:11

    Да, удивляет, что родственники живущие в Москве за садик платят меньше, зарплаты у воспитателей больше. Ком.платежи как у нас, цены на продукты такие же и на одежду. А зарплата выше, не сравнится с нашей зап.платой. Да, единственное, квартиры дороже. А то что президент или глава, какая разница? Для простых людей? Вообще бы все министерства разогнать. Кормим их.

    • Рашид
      17.02.2018 01:53

      Конечно же в Москве все шоколадно. Все трудоспособное население регионов вахтовым методом трудится здесь за бесценок. Все транспортные хабы и логистика находится здесь. Рабская эксплуатация гастарбайтеров опять же за бесценок. Доходы заработанные вами татарстанцами в том числе поступают опять сюда же. Вам остается лишь каких то 30%. А Республике необходимо еще тратиться на поддержку нас в местах своего компактного проживания по всей Тартарии обеспечивая возможность добровольного изучения родного языка и своей культуры в частности. По этому милые вы мои татарстанцы - делайте выводы и правильный выбор в марте месяце, если хотите перемен в кошельках. Слушайте меньше обезумевших скотоводов и фобов всех мастей. Ни первое лицо с его наименованием, равно как и статус республики с его государственным языком регулирует весовые характеристики ваших кошельков.

      • Анонимно
        17.02.2018 13:46

        Наименование Главы Республики тесно увязано с наполнением наших кошельков. Наименование - лишь пробный шар, тестовое испытание. По его результатам будет принято решение: оставить Республику в покое или продолжить разрушение российского федерализма с неизбежными негативными
        последствиями для наших кошельков.

  • Анонимно
    16.02.2018 16:37

    Откуда такие депутаты берутся? А главное, чего они добиваются? Он бы во что то полезное лучше свою энергию направил. Например, в защиту пенсионеров или трудового населения.

    • Анонимно
      16.02.2018 17:33

      Только на таких как Яковлев Сергей и надежда. Сначала воров на место поставит это для Трудового населения самая большая помощь!!!

  • Азат Д
    16.02.2018 18:12


    Странно, почему не исполняют? у нас же за вертикаль власти?
    https://www.business-gazeta.ru/article/372533

  • Сергей Яковлев не прав. Проявляет неуважение к своим же, очевидно, избирателям (кто его выбрал). Потому как, опять же очевидно, большая часть его же электората проголосовала в Татарстане за Минниханова на последних выборах именно, как за Президента Республики, а не как за Рустама Нургалиевича.
    Им импонировало, допускаю, что голосуют именно за это название должности - Президент - и поэтому пошли на голосование. В противном случае, могли и не пойти.
    СВОИХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ЯКОВЛЕВУ НУЖНО УВАЖАТЬ, а не заниматься сомнительными пиар-ходами, дабы ВОЗВЕЛИЧИТЬ СВОЮ ЗНАЧИМОСТЬ, КАК ДЕПУТАТА. Если ему не нравится название Президент, вопреки волеизъявлению собственных же избирателей, значит нужно ЧЕСТНО подумать о сложении с себя депутатских полномочий. " Полезных вредителей" у нас в республики итак в достаточном количестве - пусть не беспокоится.

  • Азат Д
    16.02.2018 19:06


    Оставить президент, с аппаратом, и убрать премьера с кабмином. А то две дублирующие структуры, и ещё федеральные отделения имеются.
    А то тяжело содержать эти все структуры.


  • Анонимно
    16.02.2018 21:04

    И больше у нас нет проблем. Отвлечение масс от касс.

  • Анонимно
    16.02.2018 22:40

    Этот Яковлев пиарится.Нечем ему заниматься. Таким оппозиционерам надо дать ответсвенные участки работ, пусть покажут себя на деле. Энергии некуда деватьтебе, работай во благо республики.

  • Рашид
    17.02.2018 00:55

    К слову о мире и согласии народов Татарстана...
    Сколько же доброжелателей под боком у татар. А мы любим и молчим.

  • Гаяр
    17.02.2018 07:41

    Похоже, что подобные "инициативы" все же инспирированы Центром, который хочет выглядеть чистеньким и демократичным. Так делалось и при царизме. Именно по "просьбе" имамов снесли историческое здание Соборной мечети в Москве.

    Здесь дело не в названии, а в сути - идет устранение Федерации - основы государственного устройства согласно действующей Конституции, где сказано что Республика одновременно субъект и государство. А какое это государство, если даже не имеет права называть своего главу так, как оно хочет?

    Просто удивительную "наивность" проявляет Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ им. Туполева, который, поддерживая переименование, недоумевает по поводу высоких отчислений из бюджета Татарстана. Ведь основная цель "наездов" на Татарстан - экономическая. Центру хочется, чтобы своими показателями Республика не мозолила глаза, да и подкормить вечно голодных олигархов надо бы, чтоб его самого не сожрали.

  • Анонимно
    17.02.2018 14:25

    В 1992-93 я возил из Казани в Петербург чай и сигареты. Эти товары в Питере в магазинах отсутствовали, были только у спекулянтов на рынке и стоили от 3х до 5 раз дороже чем в Казани если сдавать оптом. Тогда социальной сферой и торговлей в Питере командовали сами знаете кто. А Татарстан тогда мягко входил в рынок. Да, да я всё о том же - о наименовании Главы Татарстана.

  • Анонимно
    17.02.2018 20:32

    Изменение Конституции принятой на референдуме всеобщим голосованием по требованию закона принятой кучкой депутатов преступление, не имеющее срока давности. И каждый кто в этом участвует понесет наказание.

  • Анонимно
    22.02.2018 21:07

    Хорошо бы на муниципальные нужды 30-35 % налогов оставлять. Тогда может быть выгодней будет руководителям РТ и главам создавать рабочие места вместо ликвидированных преприятий.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль