Строительство и недвижимость 
22.02.2018

«Неужели вы такие наивные?!»: профессура КФУ три года не может построить себе коттеджи

Проект «Университетский городок КФУ» породил конфликт пайщиков с правлением на манер фильма «Гараж» — сроки сорваны, цены выросли на 25%

Причиной бунта ученой интеллигенции может стать корпоративный поселок, строящийся по федеральной программе для сотрудников КФУ на землях, отводившихся под Ботанический сад. Как выяснил «БИЗНЕС Online», спустя более чем три года с момента запуска проекта дома не готовы, а преподавателей уведомили о повышении их стоимости почти на четверть. При этом жаловаться не на кого — юридически вуз не имеет к стройке никакого отношения, всем руководят сами ученые мужи.

Преподаватели КФУ, вложившиеся в строительство корпоративного поселка в районе Константиновки, возмущены повышением стоимости домов Преподаватели КФУ, вложившиеся в строительство корпоративного поселка в районе Константиновки, возмущены повышением стоимости домов Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДУМАЛИ, ЧТО ЦЕНА НЕ БУДЕТ ПОВЫШАТЬСЯ?»

В редакцию «БИЗНЕС Online» обратились преподаватели Казанского федерального университета (КФУ), вложившиеся в строительство корпоративного поселка в районе Константиновки. Этот социальный проект по строительству жилья для сотрудников КФУ стартовал в июне 2014 года.

По обращению руководства КФУ федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (РЖС) передал специально созданному жилищно-строительному кооперативу (ЖСК) «Университетский городок КФУ» в безвозмездное срочное пользование (сроком на четыре года) участок площадью 289 тыс. кв. метров. Когда-то, еще в 1984 году, университет планировал создать там Ботанический сад, однако на это не нашлось денег. Было решено, что жилье важнее.

Как говорится на сайте проекта, заявление на вступление в ЖСК через профком мог подать член профессорско-преподавательского коллектива со стажем работы педагогом не менее 5 лет, не имеющий в собственности земельный участок, выделенный государством. Список был утвержден приказом ректора КФУ Ильшата Гафурова и согласован минобразования РФ.

Площадь участков — от 1000 до 1500 кв. м, коттеджей экономкласса — 100, 120 и 150 кв. метров. Изначально планировалось построить 173 дома, но некоторые члены ЖСК в апреле 2015 года были исключены из-за неисполнения обязательств, и осталось всего 130 коттеджей.

Список пайщиков ЖСК был утвержден приказом ректора КФУ Ильшата Гафурова и согласован минобразования РФ Призовут ли преподаватели для своего спасения твердую руку в лице ректора КФУ Ильшата Гафурова, который и утверждал список пайщиков? Что-что, а строить он умеет... Фото: «БИЗНЕС Online»

Изначально стоимость домов вычислялась по верхней планке, установленной в законе, — средней рыночной цене «квадрата» в Татарстане — 31 тыс. 640 рублей. В итоге за дом в 100 кв. м преподаватели должны были отдать 3 164 000 рублей; 120 кв. м — 3 796 800; 150 кв. м — 4 746 000 рублей. Деньги вносились в рассрочку четырьмя паевыми взносами (дополнительно взимаются и членские взносы на текущие расходы ЖСК). В эти суммы вошли и расходы на проведение инженерных коммуникаций для поселка. Архитектурные проекты и проектную документацию повторного применения фонд РЖС передал кооперативу безвозмездно. В собственность членов ЖСК участки и дома переходят только по завершении строительства всего поселка целиком.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывала на стройплощадке в Константиновке. Жизнь там если и не кипит, то она есть: ходят рабочие, ездят тракторы, работает кран. И в целом преподавателям повезло: поселок находится в самом начале Константиновки, то есть почти в городе, рядом детский сад, магазины и даже клиника. Добраться из Казани можно и на автобусе, а для личных авто проложена хорошая дорога... Словом, цены разумные, местоположение — в 5 км от города, поэтому можно понять людей, которые решили вложиться в дело (естественно, у большинства в ход пошли кредиты).

В 2014 году фонд РЖС передал ЖСК «Университетский городок КФУ» участок площадью 289 тыс. кв. метров (отмечено на карте Ж1). КФУ планировал создать там Ботанический сад, но было решено, что жилье важнееЧтобы увеличить, нажмите

Эйфория длилась до прошлой осени, когда стало понятно, что подрядчик — ООО «Строительное управление Радиант» — не сможет закончить стройку к 31 декабря 2017 года, как это оговорено в договоре (а срок ввода в эксплуатацию — не позднее 1 июля 2018-го). Более того, минувшей осенью правление ЖСК объявило об удорожании проекта. Один из членов кооператива при условии сохранения анонимности рассказал «БИЗНЕС Online», что сначала информация о повышении стоимости была доведена до одного из коллег, потом пошла дальше, и люди взволновались. «В итоге все подтвердилось на одном из собраний, — говорит наш собеседник. — Нам просто сказали: неужели вы такие наивные и думали, что цена не будет повышаться? Дескать, инфляция, цены выросли». По его словам, «СУ Радиант» намерен увеличить стоимость «квадрата» до 41 тыс. рублей, то есть почти на 25%. Таким образом, дом в 100 кв. м обойдется члену кооператива в 4 164 000 рублей — дороже почти на 1 миллион. Что касается поселка в целом, то его стоимость должна была составить около 500 млн рублей, теперь же она может вырасти на 125 миллионов.


Повышение стоимости неоправданно, негодуют члены ЖСК, тем более многие изначально и «купились» именно на дешевизну. При увеличении цены, считают они, теряется сама социальная идея дела, которая обеспечивалась бесплатными землей и проектными бумагами, а также самостоятельным контролем над расходами. «Независимые эксперты по малоэтажному строительству говорят, что 40–41 тысяча рублей — сильно завышенная цена, — отмечает наш источник. — Повышение на 10 процентов еще можно пережить, а вот 25 процентов — это уже слишком. Многие из нас брали кредиты, чтобы оплатить строительство дома. Теперь получается, что нам придется перезаключать договоры и искать новый источник финансирования». По оценке собеседника, около 30 человек увеличение цены просто не потянут.

Куда обращаться обеспокоенным людям? Руководство КФУ, похоже, проектом особо не интересуется. Юридически ЖСК полностью самостоятельная структура, первоначально учрежденная инициативной группой самих сотрудников вуза. Если бы не пометка в уставе о том, что в кооператив могут войти только университетские сотрудники, могло сложиться ощущение, что в вузе об «университетском городке» и не знают. «БИЗНЕС Online» поинтересовался мнением руководства КФУ о сложившейся ситуации, однако в пресс-службе сообщили, что ЖСК — это отдельное юрлицо и вопросы его деятельности никак не входят в ведение университета.

Правление ЖСК было избрано еще в 2014 году и с тех пор не менялось. Его возглавляет старший преподаватель юрфака Алишер Ходжиев (получает за это 38 тыс. рублей в месяц) Правление ЖСК было избрано еще в 2014 году и с тех пор не менялось. Его возглавляет старший преподаватель юрфака Алишер Ходжиев (получает за это 38 тыс. рублей в месяц) Фото: kpfu.ru

ДОЖДЛИВОЕ ЛЕТО И ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ДЕЛОВУЮ РЕПУТАЦИЮ

В конце минувшего декабря правление ЖСК провело собрание его участников. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось попасть на него. Правление кооператива  избрано на общем собрании пайщиков еще в 2014 году (на безальтернативной основе) и с тех пор не менялось. Его возглавляет старший преподаватель юридического факультета Алишер Ходжиев (к слову, получает за это 38 тыс. рублей в месяц из кассы ЖСК). В орган также входят доцент юрфака Ришат Хасанов, старший преподаватель кафедры геофизики и геоинформационных технологий Сергей Петров, доцент кафедры математического анализа Рустем Салахутдинов и проректор по административной работе КФУ Андрей Хашов (их вознаграждение — по 17 тыс. рублей).

Вначале Салахутдинов отчитался о ходе строительства. На конец декабря было залито 127 из 130 фундаментов. На разных этапах строительства — 94 дома: 52 из них покрыто кровлей, 40 оштукатурено, 24 — на разных этапах кладки стен, 13 — на завершающейся стадии. Вода и канализация на участки подведены на 100%, газ — на 98%.

«Работы должны закончиться 31 декабря 2017 года», — признал Салахутдинов. Тут же поднялось негодование зала: мол, почему же тогда все так затянулось? Ходжиев объяснил, что причин отставания от графика несколько. К примеру, площадь застройки увеличилась на 307 кв. м — это три дома. Лето было дождливое. Некоторые члены кооператива решили изменить площади домов. «В том числе есть вопрос по денежным средствам, — оправдывалось правление. — Он (подрядчикприм. ред.) строит за свой счет. Мы платим по факту, мы ему деньги не даем на строительство». Все равно это не объясняет того, что построено так мало, восклицали из зала. «Ваши вопросы неконструктивны, — отвечали из-за кафедры. — Вы проектом не жили 3,5–4 года. Вы не знаете, о чем говорите. Вы некомпетентны!»

Стоимость «квадрата» увеличили до 41 тыс. рублей, то есть почти на 25%. Таким образом, дом в 100 кв. м обойдется члену кооператива в 4 164 000 рублей – дороже почти на 1 млн. рублей Стоимость «квадрата» увеличили до 41 тыс. рублей, то есть почти на 25%. Таким образом, дом в 100 кв. м обойдется члену кооператива в 4 164 000 рублей — дороже почти на 1 млн рублей Фото: Ирина Ерохина

В доказательство правоты подрядчика члены правления рассказали о ценах на схожие дома в соседних поселках. Так, в «Тургае», квадратный метр в доме на 100 «квадратов» стоит 33,7 тыс. рублей. Стоимость земли — 85 тыс. рублей за сотку (а их каждому пайщику причитается по 10). То есть из общей стоимости в 3,37 млн рублей отнимается 850 тыс. рублей. Соответственно, если сравнивать с поселком КФУ, за квадратный метр действительно остается гораздо меньше — 25,2 тыс. рублей. «Но что предлагает застройщик? — объяснил Ходжиев. — Централизованное водоснабжение отсутствует. Скважина делается одна на два-три дома. Централизованной канализации нет, делается выгребная яма. Внутренние коммуникации и отделка дома такие же, как и у нас. Разводка батарей и радиатор, электричество по дому отсутствует. Стяжки нет, входной двери — тоже. То есть дом с черновой отделкой».

В целом, преподавателям повезло: поселок находится почти в городе, рядом — детский сад, магазины и даже клиника, проложена хорошая дорога В целом преподавателям повезло: поселок находится почти в городе, рядом детский сад, магазины и даже клиника, проложена хорошая дорога Фото: Ирина Ерохина

Но зал гудел, особо активные почти кричали. «Рыночная стоимость в Казани — 57 тысяч рублей за квадратный метр, это вам должно быть известно...» — в конце концов, заявили в правлении, что только добавило раздражения оппонентам. «И по 35 тысяч продают в Казани. Нам известно!» — возмущались пришедшие.

Далее правление перешло в контрнаступление. Членов кооператива обвинили в том, что они создали в WhatsApp группу, где обсуждают ход строительства. «Мы не против того, чтобы такие площадки создавались, но есть закон Российской Федерации и этика КФУ! — раздалось из-за кафедры. — Некоторые сообщения напрямую обвиняют в преступных, халатных действиях руководство ЖСК. Мы отдали эти сообщения на предварительную экспертизу — есть прямое посягательство на деловую репутацию!»

Создательница группы попыталась объяснить, что в чате члены ЖСК лишь обмениваются информацией по проекту. «Ситуация сложная, эмоциональный накал понятен, и я приношу личные извинения за тех, кто не совсем корректно высказался, — обратилась она к правлению. — Но это происходит от отчаяния. Прошу вас выкладывать документы на сайт, чтобы я вас больше не терзала».

Видимо, этика КФУ, хотя ЖСК и не имеет к университету юридически оформленного отношения, была упомянута не случайно. Сегодня ряд членов ЖСК опасаются, что их могут уволить — из-за позиции по кооперативу. Из общения с преподавателями корреспондент «БИЗНЕС Online» сделал вывод, что люди изрядно напуганы. Педагоги укоряют оппонентов в давлении и «хамском» поведении.

«Поскольку это государственная программа, то никакими правами члены кооператива по факту не обладают, — объясняет причины накала страстей один из наших собеседников. — Нас можно выгнать за невнесение паевого взноса и даже за распространение порочащих кооператив сведений. Нам вернут паевой взнос без всякой компенсации — и все на этом», — говорит один из участников проекта. И действительно, в уставе ЖСК говорится, что пайщиков можно изгонять в случае «факта распространения сведений, порочащих деловую репутацию кооператива», правда, «установленного в судебном порядке».

Подрядчика ЖСК выбирали на конкурсе — его выиграла компания «СУ «Радиант»Чтобы увеличить, нажмите

А КТО, СОБСТВЕННО, СТРОИТ?

Инициативную группу членов кооператива настораживает поведение правления, которое не пытается их защитить, но зато хорошо объясняет, что на увеличение цены, скорее всего, придется пойти. В коллективе намекают на аффилированность подрядчика и членов правления, хотя никаких доказательств не приводят.

Правление ЖСК сообщило нашей газете, что подрядчика выбирали на конкурсе, его выиграла компания «СУ „Радиант“». Выбор был основан на критериях, установленных федеральным законом.

Судя по протоколам собраний, первоначально в июне 2015 года был утвержден технический заказчик строительства. Тогда Ходжиев отчитался о том, что коммерческие предложения были запрошены у четырех компаний (ООО «Ак Барс Инжиниринг», ООО «Грань-Инвест», ООО «Радиант», МУП «Служба технического надзора»), и по совокупности условий предложил выбрать ООО «Радиант» — самую, заметим, малоизвестную структуру из списка. Собрание проголосовало за нее единогласно.

Подрядчика строительства утверждали на собрании через год — в июне 2016-го. Он предложен правлением на безальтернативной основе — по результатам «мониторинга» подрядных организаций. Им единогласно утвердили ООО «СУ „Радиант“».

Согласно базе «Контур.Фокус», обе компании — ООО «Радиант» и ООО «СУ „Радиант“» — со схожими названиями на паритетных основаниях контролируют Юрий Федянин и Дамир Амиров, который указан директором последней. То есть они сами и строят, и контролируют ход строительства. Членов правления это нисколько не смущает. «Технический заказчик и подрядчик являются самостоятельными юридическими лицами, — сообщается в ответе ЖСК на запрос „БИЗНЕС Online“. — При этом вхождение данных организаций в одну группу компаний обеспечивает наличие единого центра ответственности за реализацию проекта». Также в ответе сообщается, что авторский надзор ведут и специалисты АО «Татдорпроект» (эта компания в договоре не упоминается). «БИЗНЕС Online» предложил подрядчику прокомментировать ситуацию, но ответа не последовало.

В 2016-м выручка ООО «СУ „Радиант“» увеличилась в три раза до 154 млн рублей, чистый убыток — 3 тысячи. Участия в громких или масштабных стройках за компанией «СУ „Радиант“» не отмечено, единственное, фирма по госконтракту выполняла на 69,7 млн рублей строительно-монтажные и реставрационные работы в парке «Черное озеро». В картотеке арбитража есть несколько дел о неисполнении или ненадлежащем исполнении СУ «Радиант» обязательств по договорам строительного подряда. Суммы исков, впрочем, небольшие — 30 тыс., 180 тыс. и 211 тыс. рублей.

Сейчас для успокоения коллектива правление ЖСК решило провести государственную экспертизу повышенной сметы и обратилось в ГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре». Но преподаватели предрекают, что экспертиза, по обыкновению, подтвердит все, что подадут на проверку. Руководство кооператива тем не менее заверяет, что окончательно цену, несмотря на результаты экспертизы, будут утверждать все члены ЖСК — проголосуют на собрании.

Судя по словам преподавателей, правление ЖСК не планирует применять к подрядчику и штрафные санкции, оговоренные в контракте за срыв срока. Руководство ЖСК пояснило «БИЗНЕС Online»: несмотря на то что в договоре сроком окончания строительно-монтажных работ указано 31 декабря 2017 года, период выполнения может увеличиваться на сроки получения необходимых разрешений и документов. «И за нарушение сроков исполнения обязанностей заказчика по договору подрядчик вправе, в свою очередь, требовать уплаты ему неустойки», — обращают внимание в правлении. К увеличению сроков исполнения сторонами обязательств по договору, по словам правления, привели длительность согласования посадки индивидуальных жилых домов на отдельных участках, увеличение объемов строительства квадратных метров строящихся домов, длительность межевания земельного участка ЖСК, вследствие чего приостановлены работы по разводке газа. «В условиях наличия взаимных претензий заказчика и подрядчика и продолжающегося активного строительства на земельном участке правление ЖСК считает неконструктивным переход к претензионной работе с подрядчиком», — в конце концов, заверяют в правлении ЖСК.

«Независимые эксперты по малоэтажному строительству говорят, что 40-41 тысяча рублей — сильно завышенная цена. Повышение на 10% еще можно пережить, а вот 25% — это уже слишком» «Независимые эксперты по малоэтажному строительству говорят, что 40–41 тысяча рублей — сильно завышенная цена. Повышение на 10 процентов еще можно пережить, а вот 25 процентов — это уже слишком» Фото: Ирина Ерохина

Но как можно повышать стоимость домов, если она зафиксирована законодательно и даже прописана в уставе? Правление соглашается, что стоимость помещения по федеральному законодательству должна была рассчитываться исходя из средней рыночной стоимости квадратного метра в регионе. Однако, утверждается в письме, высокая инфляция 2014–2016 годов привела к увеличению средней рыночной стоимости «квадрата» в РТ: на четвертый квартал 2017 года — 36 667 рублей. В таких условиях жилищно-строительным кооперативам, работающим по ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», стало почти невозможным соблюсти изначально названные цены. И в федеральный закон были внесены соответствующие коррективы.

В пресс-службе агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК; контролирует реализацию программ строительства подобных университетскому) корреспонденту «БИЗНЕС Online» подтвердили, что стоимость строительства теперь не ограничена и определяется общим собранием членов ЖСК, но сделали оговорку: формат ЖСК с его безвозмездно предоставляемым участком, минимизацией девелоперских расходов, самостоятельным контролем за расходами на проектные работы и за стройкой «позволяет обеспечить конечную стоимость жилья для граждан в среднем на 20–50% ниже рыночной».

В пресс-службе АИЖК также сообщили, что федеральным законом предусмотрено право агентства расторгнуть договор безвозмездного пользования землей в случае неиспользования участка в течение трех лет со дня заключения договора. «При этом в случае возникшего в силу объективных причин снижения темпов уже начатого строительства возможно рассмотрение увеличения установленного договором срока безвозмездного пользования земельным участком», — более мягко добавляют москвичи, намекая на возможное снисхождение. Отметим, что сегодня в России реализуется 113 проектов ЖСК с господдержкой, по 12 из них уже введено в эксплуатацию 138 тыс. кв. м жилья.

В самом правлении уверяют, что проект строительства индивидуального жилья посредством создания ЖСК на основе вышеупомянутого закона уникален для республики: «Аналогичные ЖСК числом более 100 созданы в различных субъектах РФ, но в Татарстане, насколько нам известно, мы единственные». Руководство кооператива уверяет, что проект столкнулся со многими сложностями первопроходца. «Нам пришлось самостоятельно создавать опыт применения положений федерального закона, преодолевать сложности и находить реальное содержание тех или иных нормативных положений», — рассказывают в ЖСК, добавляя, что в условиях кризиса в стройотрасли и предстоящего отказа от долевки на основе 214-го ФЗ опыт строительства жилых домов посредством создания ЖСК «должен быть освещен и представлен широкой публике». В общем, впору защищать дипломные и диссертации.

«То, что подрядчик сам ведет надзор за строительством объекта, не совсем правильно. В данном случае пропадает функция контроля» «То, что подрядчик сам ведет надзор за строительством объекта, не совсем правильно. В данном случае пропадает функция контроля», — отмечают эксперты Фото: Ирина Ерохина

«ПРОПАДАЕТ ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что спорные моменты с ценой и уж тем более по срокам должны быть освещены в договоре. «Если в договоре не оговорено иное, то в случае изменения цены материала производится компенсация со стороны заказчика, — объясняет генеральный директор ООО „Мегарон“ (строительство малоэтажных домов) Николай Денисов. — Если оговорено, то подрядчик не имеет права что-либо менять, потому что цена на тот момент была фиксированная. И подрядчик не сможет себя защитить в суде, его все равно заставят застраивать по первоначальной цене». Конечно, можно просто поменять подрядчика, но если причина удорожания — в росте цен на материалы, то самим заказчикам это невыгодно — все равно придется доплачивать новому подрядчику, отмечает Денисов.

Кстати, в ходе вышеупомянутого собрания Ходжиев сообщил: «Когда заключали договор, оговаривался и вопрос по цене, подрядчик сказал: „Если хотите зафиксировать сумму, вы нам запатентуйте (оплатитеприм. ред.) 100 процентов, и мы подпишем, больше ни копейки не попросим“. Но мы так не сделали». Однако в договоре (есть в распоряжении «БИЗНЕС Online») сказано, что «подрядчик не вправе требовать увеличения цены работ по договору». На это уточнение в ответе на запрос газеты в правлении в очередной раз сослались на вышеупомянутую законодательную норму ФЗ, которая в результате инфляции была изменена. По их словам, и расчет стоимости индивидуальных жилых домов для членов ЖСК в пункте 49 устава был основан на данной формуле. В пункте 52 устава ЖСК «Университетский городок КФУ» говорится: «Примерная стоимость жилого помещения согласуется с гражданином, вступающим в члены кооператива, и указывается в решении конференции членов кооператива о приеме гражданина в члены кооператива. После строительства кооперативом для члена кооператива жилого помещения размер пая уточняется на основании фактической стоимости построенного кооперативом жилого помещения, объектов инженерной инфраструктуры и объектов для обеспечения эксплуатации жилья и указывается в решении конференции членов кооператива о передаче жилого помещения в пользование члена кооператива».

Доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью Института экономики и управления в строительстве КГАСУ Вадим Рожков полагает, что цена на стройматериалы за три года, конечно, выросла, инфляция есть, но, скорее всего, проблема в другом: «Может быть и такое: когда задумывали поселок, не предусмотрели каких-то дополнительных работ. Всегда могут подняться усложняющие ситуацию подводные камни, которые не были предусмотрены в первоначальном проекте». Чтобы понять причину удорожания проекта и адекватность новой цены, нужно смотреть заключение госэкспертизы. Стоимость квадратного метра с полной отделкой (полы, потолки, окна, проводка, котлы и т. д.) сегодня, по оценке Денисова, примерно 60 тыс. рублей под ключ. Если вычесть стоимость земли — в районе 50 тыс., так что цена по-прежнему адекватная.

Однако, по его словам, подрядчик и технический заказчик все-таки должны быть двумя независимыми организациями: «То, что подрядчик сам ведет надзор за строительством объекта, не совсем правильно. В данном случае пропадает функция контроля».

Что ж, эксперимент с вузовским самоуправлением и демократией, похоже, показал себя во всей красе. Не призовут ли педагоги для своего спасения твердую руку в лице ректора? Что-что, а строить он умеет...

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (227) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
22.02.2018 08:17

Собираю деньги, формирую заказ и сам же заказ исполняю. Странно как то, что председатель сам препод юрфака и не мог не знать о возможном корпоративном сговоре.

  • Анонимно
    22.02.2018 08:10

    Азад Т

    ааа.... то-то я смотрю, что там предлагают недвигу подешевке.... спасибо, но не надо. Я зарабатываю больше, чем могу себе позволить!

    .

    • Анонимно
      22.02.2018 08:48

      в чем смысл статьи? не нравится, выходи из кооператива. халявки новый дом по 31 т за метр захотелось

      • Анонимно
        22.02.2018 11:43

        И как то не хочется после таких статей слушать очередное нытье о бедных преподавателях и врачах.. Ничего в принципе идут дела. У меня вот больше чем на еду не хватает.. Про коттеджи как то даже и не задумываюсь..

        • Анонимно
          22.02.2018 11:52

          А Вы тоже годами получали высшее образование? Какая у Вас квалификация?

          • Анонимно
            22.02.2018 18:01

            В наше время на квалификации далеко не уедешь. Все ваши знания в свободном доступе. Что толку от ваших годами полученных знаниях, которые устарели. И даже если вы хороший специалист одним скальпелем вы ничего не сделаете.

          • Анонимно
            22.02.2018 18:26

            Не беспокойтесь о моей квалификации.. У меня одно высшее и еще одно -
            узкоспециализированное образование.. Тем не менее зарплата, не самая маленькая, не дает возможности откладывать хоть что-то на дом. Кстати образование получаю и сейчас - именно всю жизнь..

            • Анонимно
              22.02.2018 18:51

              пользы нет для общества от вашего образования. Ни науки нет, ни экономики нет. Просто проедаете бюджетные деньги и восхваляете местных баев

      • Анонимно
        23.02.2018 11:21

        лох не мамонт

    • Анонимно
      22.02.2018 09:17

      40-41 тысяча рублей — сильно завышенная цена
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/373544
      Вы что смеетесь!!!
      Постройте мне кто-нибудь дом с отделкой за эти деньги!!!
      Да, и не забудьте скважину и выгреб!

      • Анонимно
        22.02.2018 10:05

        Азад Т

        Я построю такой дом за 800 с автономным септиком

      • Анонимно
        22.02.2018 10:21

        Построю. Там же не один дом строится. И не забывайте, что земля предоставлена безвозмездно.

      • Анонимно
        22.02.2018 11:15

        Согласен. Строил для себя. Материалы покупал хорошие, но обзванивал весь город, экономил каждую копейку. Итог - около 47 т.р. за квадрат. ИМХО дешевле просто невозможно. А если дешевле - то просто не может вызывать вопросы

        • Анонимно
          22.02.2018 13:52

          не забывайте, вы строили ОДИН дом для себя и выбирали самые хорошие материалы...
          Они строят более 100 домов. Скидки разумеется, больше, на логистику-доставку не требуется таких затрат, подвод коммуникаций для поселка стоит дешевле, чем для отдельно взятого дома...
          то так навскидку...

          готовый дом с предчистовой и 10 сот земли в черте Казани можно купить за 6 млн. и стоимость земли включена в стоимость дома.

      • Анонимно
        22.02.2018 18:07

        Там централизованное водоснабжение и канализация, заведен газ в дом. Предчистовая отделка

      • Анонимно
        22.02.2018 19:53

        Явно не строитель.

    • Анонимно
      22.02.2018 10:39

      Странно как-то, а я думал преподы получают кутарки и боятся , что их сократят и этих кутарок они не получат, а они оказывается коттеджи строят себе в черте Казани. Крутые преподы! Кто они? Имена, явки?

      • Анонимно
        22.02.2018 11:04

        А вы с какой целью такие вопросы задаете?

      • Если вас устраивает, что преподы вузов получают кутарки, то езжайте в центральную Африку и стройте там свой "передовой" феодализм

        • Анонимно
          22.02.2018 16:23

          преподы научили давать взятки, работать научился уже на работе, бесполезно провел 5 лет жизни, лучше бы работать сразу пошел

          • Анонимно
            22.02.2018 18:27

            Вот именно. Все - опять про кутарки свои. Не работайте там, если не устраивает. Только научите: как это на кутарках дом можно купить? Или не основной работой в основном занимаетесь?

          • Анонимно
            22.02.2018 19:35

            Вы даже наше высшее образование освоить не смогли, пришлось взятки давать. Кому Вы сразу на работе нужны?

            • Анонимно
              22.02.2018 21:28

              Вы сейчас что и кому написали? Не понятно? Кто не смог освоить? И с чего решили , что на работе кто то не нужен?

        • Анонимно
          22.02.2018 16:54

          Не устраивает не то, что они хорошо получают, а то, что они постоянно поют, якобы получают кутарки. В КФУ, НИКТО НЕ ПОЛУЧАЕТ КУТАРКИ!

    • Анонимно
      22.02.2018 11:41

      Очень хочется халявы.. Извините, но действительно, что тут обсуждать? Понятно желание , но верните СССР и тогда поговорим.. А живете в рынке, каждый второй либерал - будьте добры жить по рыночным законам

    • Анонимно
      22.02.2018 14:24

      Хорошенькие домики и место отличное. Жаль, что для преподавателей КАИ таких проектов нету.

    • Анонимно
      23.02.2018 09:11

      Аааа, я просто в шоке. Это преподы, толкают зачетки, у каждой отметки в ней своя цена. Интересно когда начнут их чистить? Сестра моя училась сама, но топили её специально чтоб стипендию не давать. Теперь понятно зачем топили. Продал оценку отложил на дом.

    • Когда председатель правления (юрист) предлагает не выставлять претензии подрядчика и защищает право подрядчика на увеличение цены , то это как минимум, вызывает сомнения в его заинтересованности на стороне подрядчика и адекватности как председателя правления жск.
      По сути, председатель правления продавливает завышение стоимости объекта своему же все в интересах подрядчика. Это вообще Как? Может его дом уже построен и в боровых?

  • Анонимно
    22.02.2018 08:12

    Как все у нас любят халяву. Неужели не видно было еще в начале, что этим все и закончится. Очередная партия обманутых. Опять будут пикеты, жалобы.

    • Анонимно
      22.02.2018 09:19

      Рыночная стоимость этих домов с землей 7-8 млн. руб.

      • Анонимно
        22.02.2018 11:45

        Так все об этом знают, что такая цена или больше. Но очень хочется вот так халявно поиметь эту разницу..

        • Анонимно
          22.02.2018 19:47

          Когда вы строите дом сами, стоимость строительства также завышаете, или стараетесь сделать качественно и за приемлемые деньги?

    • Karim
      22.02.2018 11:10

      Это вообще супер - в центре Казани построить дом. Место шикарное и преподавателям повезло. Но чуда не бывает, за три года цены рванули, мама не горюй…
      Есть шанс , что кто все же сможет осилить стройку, в будущем не прогадает. Земля там в принципе дорогая.

      • Анонимно
        22.02.2018 11:34

        Разве обычный преподаватель сможет содержать такой дом, если его ему даже подарят?

        10% преподавателей университетов богатые люди - вот наверное они эти дома и получат.

        • Анонимно
          25.02.2018 01:38

          По поводу содержания частного дома Вы правы! Никто об этом из преподавателей, которые не приспособлены к содержанию собственного хозяйства, вообще не думают. У меня знакомый поменяв квартиру на частный сектор обнаружил, что в нём оказывается нужно в снегопад самому убирать снег, летом косить сорняк, чинить коммуникации и т. пр. В итоге поменял частный сектор обратно на квартиру в многоквартирном доме. Тут либо нужно иметь деньги на все это или все делать самому. Вряд ли среди преподавателей каждый способен быть в своем доме и слесарем - сантехником и электриком.

      • Анонимно
        22.02.2018 11:50

        Константиновка - центр Казани?
        Ну тогда я - президент Зимбабве)

      • Анонимно
        22.02.2018 19:49

        А что, центр города уже перенесли ближе к самосыровской свалке?

    • Анонимно
      22.02.2018 18:44

      профессоры и доценты выйдут на пикеты ? не смешите мои тапочки.

      • Анонимно
        22.02.2018 19:00

        Это точно.
        Они так забиты и запуганы, что боятся собственных жён.
        Не говоря уж о чужих...

  • Анонимно
    22.02.2018 08:17

    Собираю деньги, формирую заказ и сам же заказ исполняю. Странно как то, что председатель сам препод юрфака и не мог не знать о возможном корпоративном сговоре.

    • Анонимно
      22.02.2018 08:55

      Надеемся, что в будущем дотошные журналисты БО докопаются до сути проблемы и объяснят нам истинные причины такого казуса.

    • Анонимно
      22.02.2018 10:31

      Схема примитивнейшая и вряд ли рабочая без административного ресурса. По факту имеем строительство домиков по типовым проектам (что существенно удешевляет смету).

      • Анонимно
        22.02.2018 19:05

        Получается фирма просто прикрытие, а получив деньги просто набирают работников или просто говоря, исполнителей. И, теперь, понятно почему все так тянется, ведь зарплата председателя и дополнительные взносы это просто кормушка, чем дольше. тем лучше.

    • Анонимно
      22.02.2018 11:51

      Понятно всё - не могло руководство вуза не поиметь свой гешефт. От осники не родятся апельсинки))

    • Анонимно
      22.02.2018 17:23

      Как бывший студент могу сказать, что этот преподаватель не совсем приятная личность, мягко говоря. Мало кто из нашего курса может сказать про него что-то хорошее.

  • А молодость вспомнить профессура не может? Как в студотряде, мастерок в руки и вперед.

    • Анонимно
      22.02.2018 14:22

      Если вспомнят молодость, то не сами мастерок в руки, а студентов выгонят на шабашку за зачет!

    • Анонимно
      25.02.2018 01:42

      Профессуры иам нет

  • Хотелось бы скинуть короткое видео из фильма "Жмурки"...но придется процитировать слова Михалкова:
    "Вас кинули ребята, кинули как лохов!"

  • Анонимно
    22.02.2018 08:25

    "У верблюда два горба, потому что жизнь — борьба" (с)

  • Анонимно
    22.02.2018 08:27

    Надо им директора рынка взять в пайщики, тогда строительство пойдёт.

    • Анонимно
      22.02.2018 08:39

      сына Милосердова, который умеет договариваться... как раз вчера отпустили домой

  • Анонимно
    22.02.2018 08:27

    Отличный поселок! Нужно выставить на продажу, если преподы не тянут!

  • Анонимно
    22.02.2018 08:35

    Мен вот интересно , почему только обманывают простых людей. Видно же что председатель жск заинтересован в подорожании участков проектов. Значить он строить сам себе дом за счет пайщиков или что то другое. Тут должен подключиться нологовая мвд прокуратура итд

    • Анонимно
      22.02.2018 11:02

      Более 20 лет назад огородили кусочек муниципальной земли - якобы под ботанический сад. Уже тогда было понятно что через энное количество лет его прихватизируют.

    • Анонимно
      22.02.2018 12:18

      Пока "работают" эти Алишеры Ходжиевы, то так и будет всегда.

  • Анонимно
    22.02.2018 08:42

    Это и есть демократия по либертски,не зря мудрый Губерман писал,что когда рабы приходят к власти, они куда страшней господ.Кстати з.п. председателя этой, пока еще конторы Рога и копыта 38 т. Приблзительно равна з.п. професора,не имеющго грантов, плюс несколько членов праления конторы, получают по 17 т. Это информация к размышлению тем, кто надрыает глотки криками о демократиии и поношением адмиистративного принципа.За, что боролись, на то и напоролись.

    • Анонимно
      22.02.2018 09:59

      Азат Д

      Летишь? Причем тут демократия? Кто их выбирал?

    • Анонимно
      22.02.2018 10:29

      Либеральная рыночная экономика выдаёт минимум субсидий, у нас же множество государственных программ в сфере строительсва. На выходе получаем "монстров" в виде "Салават купере", где не один нормальный человек по рыночной стоимости не взял бы недвижимость. Да та же программа расселения с ветхого жилья что стоит, сравняли с землёй центр целыми слободами, переселили в гетто на выселках, для этого раскулачивали бизнес в городе, в итоге центр в пустырях и во всякой безвкусице колхозной, вечером, вообще мертвый. Вот ещё один пример в статье. Максимум, что должно государство, это предоставить временное социальное жильё людям, оказавшимся в крайней ситуации и установить чёткие правила игры на рынке, с соблюдением их всеми участниками

  • Анонимно
    22.02.2018 08:47

    Стоимость и условия зафиксированы в договоре, не могут достроить- решать вопрос в судебном порядке

  • Анонимно
    22.02.2018 08:49

    Профессура себя дискредитировала.
    1. Архитектура ужасна
    2. Юристы, которые преподают облажались
    Одним словом позор!

    • Анонимно
      22.02.2018 09:22

      Архитектура не ужасна, мы же не знаем планировки какие там. А фасады действительно простенькие - признак удешевления.

      • Анонимно
        22.02.2018 10:31

        Нормальный, минималистичный стиль. В нашей вычурно-колхозной, казанской архитектуре выглядет прилично

  • Анонимно
    22.02.2018 08:54

    Вуз отвечает за все. А тут ректорат КФУ сидит в тени, и потирает ручки.

    • Анонимно
      22.02.2018 10:34

      Азот Д

      Летишь? Причем тут Вуз? Ректорат участки навязывал?

      .

    • Анонимно
      23.02.2018 00:43

      Зато когда ректорат строил коттеджи в Лаишево, таких проблем не возникало, и денег на все хватило, хотя работают в том же университете.

  • Анонимно
    22.02.2018 08:57

    Мы готовимся получить свои дома в собственность в этом году. О чём вы пишите?? Наконец появилась программа, по которой сотрудники университета могут позволить себе достойное жильё. И проект находится на финишной прямой. Нет, и здесь надо всё очернить!

    • Анонимно
      22.02.2018 19:40

      Один "финиш" уже прошли 31 декабря сего года с результатом 60% вместо запланированных 100. Ждите следующего. С обязательным очередным повышением стоимости. Причин много, дождливое лето, снежная зима.

    • Мы - это члены правления???!!!

  • Анонимно
    22.02.2018 09:05

    "По оценке собеседника, около 30 человек увеличение цены просто не потянут".
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/373544

    Капитализм - надо жить по средствам.

    Тем более простым наёмным работникам загруженных по 20 часов в сутки, каковыми являются преподаватели университетов.

  • Анонимно
    22.02.2018 09:06

    обули профессоров?

    • Анонимно
      22.02.2018 09:19

      Скорее раздели...

      На виду у всех, средь бела дня...
      Вот это квалификация!

  • Анонимно
    22.02.2018 09:13

    Как здорово правлению! За эти годы каждый из них положил в карман от 600 тыс до миллиона (вторая зарплата за выполнение общего дела)... И, мне кажется, они-то как раз не брали кредитов на строительство?... Предположу - им домики нахаляву достанутся, а? За лояльность застройщику - такое ведь возможно - или нет? Кто ответит?

  • Анонимно
    22.02.2018 09:14

    Я с удовольствием такой дом с 10 сотками возьму за 4 млн. руб.

    • Анонимно
      22.02.2018 09:41

      за 4 такой не возьмете, там все городские коммуникации!!! Минимум 5500

      • Анонимно
        22.02.2018 10:06

        С участком в 10 соток в Константиновке? не знаю, что там с домом, но я землю за 2 млн. возьму...

        • Анонимно
          22.02.2018 23:36

          Есть участок 8соток , сады(пока)- продаю. Возьмёте за полтора?

      • Анонимно
        22.02.2018 12:02

        Таких цен больше не будет, кризис, продавать за столько, будете годами.

        • Анонимно
          22.02.2018 14:13

          Землю берут, чтобы там строить дом и жить в нём. Те, кто землёй зарабатывает (не фермеры) во Франциях живут.

          • Анонимно
            22.02.2018 18:23

            А разве этот "француз" ещё не почетный доктор и профессор своей "Альма матер"?

            Портрет его должен висеть в "Императорском" актовом зале.

    • Анонимно
      22.02.2018 10:17

      Посмотрите в интернете - очень много предложений.
      Плати указанную Вами сумму за метр и въезжай в уже построенный дом.

  • Хотели как лучше , получается как всегда

  • Анонимно
    22.02.2018 09:16

    В правлении сплошь юристы , да еще теоретики, а не практики - хозйственники. Надо было нанять на сумму стоимости содержания демократического стройконвента, а это приблизительно 90-100 т.р. хорошего хозяйственника- строителя, и уже бы вселилиь в свой вожделенный Град на холме. Наверное и ректор, при его огромном хозяйственном опыте, если бы попросили как следует, а не уповали на юристов- теоретиков, мог бы подобрать такого человека.

  • Анонимно
    22.02.2018 09:20

    интересный материал по теме "повышаться не будет" можно собрать и в ЖК Веснушки, что на разъезде.

  • smska нации
    22.02.2018 09:25

    38 тыс. руб. в месяц за председательство в ЖСК (помимо основной з/пл)- не хило. оказывается, в КФУ неплохо можно устроится.

  • Анонимно
    22.02.2018 09:26

    Уважаемые преподаватели не забывайте в какой стране живем, не только вас кинули, каждый из нас перекинутые.

  • Анонимно
    22.02.2018 09:27

    Не зря сказано - "БЕЗ БУЛДЫРАБЫЗ" - эйе АЛАР БУЛДЫРАЛАР!!!!

  • Анонимно
    22.02.2018 09:32

    А правда, что студенческий лагерь от пединститута на Яльчике отдали под коммерческую основу и настроили там домиков для сдачи под отдых сторонним людям? Ранее там отдыхали студенты и преподавательский состав (были там разок - красивое место), ныне, ходят слухи, этот лагерь наполняет чей-то бюджет?!

  • Анонимно
    22.02.2018 09:35

    Не только вас кидают, уважаемые профессуры КФУ, некоторые улицы в с. Усады Лаишевского района заселены более 10 лет, и сидят без ГАЗА. Это нормальное явление для чиновников.

    • Анонимно
      22.02.2018 18:54

      а что мешает провести? родители построили в 300км от казани новый дом (100м от старого) и за проведение газа отдали 200 тыс. и похоже это нормальная цена..

  • Анонимно
    22.02.2018 09:37

    все стало понятно, когда Ходжиев встал во главе... не удивлюсь, если вообще не достроится ничего, а деньги в оффшоры уплывут

  • Анонимно
    22.02.2018 09:37

    Не переживайте, скоро выборы и все уладиться.

  • Анонимно
    22.02.2018 09:38

    А ректор КФУ почему не вмешается в защиту своих сотрудников? Почему ректор,все эти рабочие группы, не выступают в защиту этих профессоров? Не чисто здесь!

  • Анонимно
    22.02.2018 09:38

    Вы же умные, думайте, что можно и как выйти из тупикового состояния.

  • Анонимно
    22.02.2018 09:41

    Что что, а строить футбол он умеет.

  • Анонимно
    22.02.2018 09:48

    Предупреждал же Дедушка Крыло, что выпечка пирогов и тачание
    сапогов рзличные профессии, и тем и другим должны заниматся специалисты. Так и тут должен был действовать принцип известный еще с евангельских времен, в данном случае звучащий- юристу -юристово, строителю -хозяйственнику , соттветственно.В микромасштабе, тут то же самой, что собчачью дочь в президенты. Каждый должен заниматься своим делом, если, к примеру, ты удачливый козопас или свиновод, то не учи других религии, политике или истории.

  • Анонимно
    22.02.2018 09:49

    а почему считают стоимость земли? в чем тогда фишка-то? КФУ заплатил за землю или нажиться на преподах хочет?)

  • Анонимно
    22.02.2018 10:05

    Обычное дело.
    Обычный бизнес, с рисками и возможным мошенничеством на всех стадиях бизнеса.

    Занимались бизнесом профессора, ну не получилось.
    Ну бывает.
    Таких неудачных бизнесменов как эти профессора полным полно по Матушке России.

    Мошенничества не было?
    не было.
    Значит плохо посчитали риски.
    Только и всего.
    Достаём денежки и доплачиваем, что не досчитали ранее.
    Нет денежек - берем свой пай и идём делать другой "бизнес".

    • Анонимно
      22.02.2018 19:35

      Только некоторые пайщики взяли кредиты, чтобы отдать их в ведение правления ЖСК и убаюканные пением Ходжиева. Им как быть? Проценты на выданный кредит ЖСК им не вернет, а дом, даже недостроенный, принадлежит ЖСК, считай правлению.

      • Анонимно
        22.02.2018 20:03

        Так это самое обычное дело.

        А Вы думали наёмным работникам (профессорам) бесплатно коттеджи будут раздавать?

        Действительно "наивные"....

  • Анонимно
    22.02.2018 10:11

    Если вычесть стоимость земли — в районе 50 тыс., так что цена по-прежнему адекватная.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/373544
    Таки я не понял, адекватная цена - 31640 руб., 40 000 или 50 000?

    • Анонимно
      22.02.2018 14:06

      *Исходим из*: "Если вычесть стоимость земли (85 тыс. за сотку)"

      *Дано*: "За дом в 100 кв. м преподаватели должны были отдать 3 164 000 рублей; 120 кв. м — 3 796 800; 150 кв. м — 4 746 000 рублей"
      Земля 10 соток * 85 = 850 тыс.
      15 соток * 85 = 1 275 тыс.

      *Найти*: Адекватную цену.

      *Решение*: Стоимость маленького (100 кв.) дома+земля: 3 164 тыс + 850 тыс = 4 млн.
      Стоимость большого (150 кв.) дома+земля: 4 746 тыс + 1 275 тыс = 6 млн.
      Адекватная стоимость: дома+земля 40 тыс. руб./кв.м.

      *Вывод* ("По его словам, «СУ Радиант» намерен увеличить стоимость «квадрата» до 41 тыс. рублей"):
      Подрядчик выставил адекватную цену.

      • Анонимно
        22.02.2018 14:23

        Я, наверно, неправильно посчитал.
        Расчёт верен, если стоимость земли ВХОДИТ в общую стоимость паёв.
        А если она передаётся в собственность безвозмездно, то подрядчик явно наваривается.

      • Анонимно
        22.02.2018 14:51

        Так Радиант землю же не покупал. Зачем ее туда плюсовать?!

  • Анонимно
    22.02.2018 10:16

    Алишера ходжиева можно смело привлекать.100 % в сговоре.

  • Анонимно
    22.02.2018 10:23

    видимо изначально планировали обмануть и подзаработать - по другому никак не скажешь, если действительно хотели бы помочь преподавателям - отдали бы участки бесплатно под самостоятельную застройку - при наличии земельного участка, за 2 млн. можно "под ключ" поставить сруб в 100 м/кв. - и возможно еще сэкономить на некоторых работах (если выполнить самостоятельно) - на проводку газа в дом например ...

    • Анонимно
      22.02.2018 11:07

      Самостоятельно магистральный газ решили провести в дом? Блондинко?

      • Анонимно
        22.02.2018 12:05

        ну естественно , с вашей помощью

        речь идет о суммах затрат - конкретно про затраты на подключение газа от уличной трубы

  • Анонимно
    22.02.2018 10:29

    Целый летний студенческий лагерь КФУ-Кордон на берегу Волги также испарился. Домики в лесу для профессуры и студентов,столовая красивейшее место: лес,берег Волги,большая поляна для спортивных игр. Там выросли десятки поколений студентов, проводили отпуска десятки сотрудников КФУ с семьями. Год назад ректор КФУ своим указом закрыл все это. И стал потихоньку проявлятся ТАИФ. Но у нас как будто нет МВД,Прокуратуры,ФСБ. золотые места для золотых людей.

    • Анонимно
      22.02.2018 10:58

      Был там летом, по всему берегу самозахваты как я понял и каждый построил то, на что горазд. Выглядит как фавелы и благоустройства ноль. А такие пляжи пропадают...

  • Анонимно
    22.02.2018 10:44

    все эти так называемые коттеджные посёлки одна сплошная муть, веселье продолжится и после сдачи,когда появится управляющая компания и будет драть высокие тарифы с жильцов

    • Анонимно
      22.02.2018 11:19

      дада. а взять ритуальный салон, который распахнет свои двери в ближайшее время , цены там они загнут будь здоров! Поэтому есть ли смысл туда заселяться? По идее всех преподавателей надо было в Иннополис заселить.Это логично. Пусть продвигают науку согласно заявленной идее. Со временем свое сколково сколотили бы, или кремниевую долину.приезжали бы на совещания на квадрокоптерах.Пора быуж заявить о себе и как научное сообщество со своими идеями, а не только скандальными полумахинационными разборками с коттеджами... Студенты тоже учатся у преподов-как им обустраивать свою жизнь...

      • Анонимно
        22.02.2018 12:02

        И как они в университете будут преподавать, живя в Иннополисе? А члены семей, жены-мужья-дети - их там куда в Иннополисе? Как я люблю диванных икспердов, не таксист случайно, а то больно хорошо во всем разбираетесь.

        • Анонимно
          22.02.2018 12:33

          вот вот и я туды же- а зачем тады строили Иннополис? Это же новейшие технологии и как не преподавателям там его оприходовать?
          Таксист

        • Анонимно
          23.02.2018 00:51

          Так жены, мужья, снохи уже давно все работают в университете. Все-таки семейственность - это плохо.

  • Анонимно
    22.02.2018 10:54

    Страшно если такие умельцы из правления встанут в ТСЖ.

  • Анонимно
    22.02.2018 10:55

    Посмотрел видос, неплохо так. Только не понял, почему на одних участках фундамент - лента, а на других похоже на жб плиту?

    • Анонимно
      22.02.2018 20:33

      проводилось исследование грунта, в связи с его особенностями на некоторых участках жб плиты

      • Анонимно
        22.02.2018 21:17

        Карстовые пустоты.
        Хорошо известный факт.
        На фотографиях хорошо видны карстовые провалы.

  • Анонимно
    22.02.2018 11:08

    Что за ерунда?!. Я сама член этого ЖСК. Очень во многом не разобралось издание, умолчало и не написало. Сроки не вышли. На проект законодательно отведено 4 года, срок еще не вышел. Выслушали одну обиженную сторону, далеко не максимум всех членов жск, которую мы уже и на собрании ЖСК УСТАЛИ СЛУШАТЬ!!

    • Анонимно
      22.02.2018 12:26

      другая сторона - это правление, так ведь? Кто мешал правлению на отписками отмахнуться, а дать развернутое интервью?

      • Анонимно
        22.02.2018 15:44

        Развернутое интервью БЫЛО дано правлением ЖСК на их сайте http://жск-кфу.рф

    • Анонимно
      22.02.2018 14:18

      Т.е большинство членов ЖСК в принципе согласно на увеличение цены? Или я неправильно понял.

      • Анонимно
        22.02.2018 19:22

        А куда им деваться. Правление уже начало шантаж "Не будете платить, стройка остановится как в Краснодаре. Вы этого хотите?". По части шантажа они профи.

    • Анонимно
      22.02.2018 18:39

      Если не хотите повышения, проверьте расходы на материалы, у кого и почем они приобретались - официальные ли это дилеры заводов производителей. Промониторьте цены которые есть на рынке. И вопрос если это гос программа, почему нет официальных тендеров в соответствии с ФЗ? А заказчик и подрядчик, выбранный по результатам коммерческих предложений, это вообще атас, без имени, без опыта работы, куда смотрели ЖСК, вот вам и результат. Проведите экспертизу построенного... налоговая где? Показать чистый убыток, при этом начать строить без аванса, не закладывая эти расходы и проценты по кредитам в стоимость, вообще бред, волшебные альтруисты вам строят.

    • Анонимно
      22.02.2018 19:29

      Нет обиженной стороны. Есть вопросы, от ответов на которые правление уклоняется. Есть предложения, которые они не хотят слышать. Есть эксперты, которых они не пускают на собрание ЖСК, дабы не волновали пайщиков. Есть потенциальные жертвы, которые поверив заверениям правления взяли кредиты, а в результате не будут иметь дом, а долги по процентам с кредита. Этого мало?

  • Анонимно
    22.02.2018 11:12

    Не нашлось денег на Ботанический сад! Наверное, особо и не просили, с прицелом, так сказать

  • Анонимно
    22.02.2018 11:14

    Те члены кооператива, кто не может потянуть стройку - возьмите ссуду, потом продадите за 6-7 миллионов, будете в наваре. А вообще, статья написана в однобоком ключе. 4 года для реализации такого проекта с нуля - срок небольшой. В статье не указано, что сама стройка началась 2 года назад, а сейчас все уже выходит на финишную прямую.

    • Анонимно
      22.02.2018 11:19

      Что они там продадут,земля то в аренде)

      • Анонимно
        22.02.2018 11:43

        После постройки домов-то нам ее передадут в собственность)))

    • Анонимно
      22.02.2018 11:37

      Вот это - про "навар" -пишет точно современный настоящий ПРОФЕССОР, живущий в гуще современной жизни, а не пропадающий день и ночь в лаборатории.

    • Анонимно
      22.02.2018 11:49

      За 6-7 не продашь. Край за 5.

      • Анонимно
        22.02.2018 15:14

        посмотрите цены на коттеджи в константиновки не на краю с землей 10 соток. И сами все увидите. дешевле 6 -7 ничего нет.

        • Анонимно
          22.02.2018 19:15

          Это цены, за которые вы можете купить дом без всякого геморроя. Тогда в чем суть федеральной программы, по которой строительство домов для преподавателей вузов должно обходится на 20-50% ниже рыночных. (см статью). Просто кто-то решил на этом заработать. Либо тупой непроходимый дилетантизм правления ЖСК, во что верится с трудом.

    • Анонимно
      22.02.2018 18:57

      уже почти 5 лет. первые заявления брали в 2013.

    • Анонимно
      22.02.2018 19:18

      Промежуточный финиш 31.12.2017 уже не состоялся. А cрок намечал сам подрядчик. С чего вдруг следующий финиш состоится в назначенный срок?

    • Что за развод?
      Зачем брать кредиты?
      Когда людей принимали в жск и начинали проект, то установили цену и они пайщики внесли ее.
      Правление и его председатель сами (понятно как) выбрали подрядчика, тот в срок не построил.
      А теперь, Правление убеждает, что подрядчик молодец, сроки (мелочь), цену надо увеличить (какого хрена , извините, хочется спросить). И еще вернуться?
      Это же кидок и беспредел! Как можно на это вестись.

  • Анонимно
    22.02.2018 11:24

    по моему настолько это очевидно - заказ на несколько десятков домов, себестоимость на уровне 20-25т без земли, какие 40т, вы о чем, и так 30-40% прибыли заложено, просто наварить хотят сверх меры. понятно что это дешево с учетом бесплатной земли, так в этом и есть смысл программы. С учетом стоимости земли цена готового дома уже выше рыночной даже при стоимости строительства в 32т, а если еще стоимость стройки повышается это просто до смешного наглый развод

    • Анонимно
      22.02.2018 12:27

      А подведение газа, воды, электричества, канализации? Вы думаете, кто это делает? Это все заложено в стоимость проекта. Эксперты на диване..

  • Анонимно
    22.02.2018 11:25

    налицо или непрофессионализм заказчика или коррупция

  • Анонимно
    22.02.2018 11:32

    Кошмар) И эти люди преподают ведущем вузе?? а еще потом выпускников костерят, когда они выходят на рынок труда - дескать поколение не то!

  • Анонимно
    22.02.2018 11:38

    стыд за Республику

  • Анонимно
    22.02.2018 11:48

    Голоса обиженных, униженных и оскорбленных скорее всего раздаются не с экономических кафедр КФУ. Посчитать экономику проекта, и из чего складывается стоимость их дома никто не не мешал с самого начала. Видимо предпочли не замечать возможные риски на входе. Может и в магазин они раз в 4 года ходят? не в курсе что стоимость жизни то меняется из года в год. Рыночная стоимость подобных объектов доступна, зайдите на Авито посмотрите почем торгуют. Они тоже наверно мошенники все?)

    • Анонимно
      22.02.2018 12:07

      В Сбербанке назвали Avito одной из «центральных» площадок кибермошенников

      Подробнее на РБК:
      https://www.rbc.ru/business/20/10/2017/59ea2c0e9a7947495ce4c8b6

    • Анонимно
      22.02.2018 12:40

      при чем здесь рыночная стоимость дома и стоимость подрядных работ, вы не путайте понятия, тем более в рыночной стоимости дома уже земля заложена. корректней было бы сравнить за какие деньги предлагают построить дом, а предлагают за те же 25-30т.р. и надо думать не в убыток

      • Анонимно
        22.02.2018 15:35

        Предлагают построить дом обычно отдельно от других домов, со своей выгребной ямой, без подъездных путей к этому дому и т.д. А здесь же и вся инфраструктура коттеджного поселка строится с этих же денег.

        • Анонимно
          22.02.2018 16:13

          Видимо участники проекта предпочитают не замечать разницу. Хочется ведь жить в черте города за 25-30 тр квадрат, подкидывая факты о домах где-то километров за 50 в полюшке. Иных желающих на новые предложенные членам жкс условия будет море, это факт.

          • Анонимно
            22.02.2018 19:09

            В этом-то и весь фокус. А теперь представьте себя себя на место пайщиков. На их деньги в течение нескольких лет строят дом, затем повышают цену, выгоняют из ЖСК "несостоятельных" пайщиков, вернув им паевой взнос без всяких компенсаций за пользование. Затем продают дом по рыночной цене. Это называется мошенничество в составе организованной группы.

  • Анонимно
    22.02.2018 11:49

    Работяги просто поумнели. уже без договоров и красивые слова с улыбками - не купишь их. а потом когда приходит черёд платить, сразу-
    Ты плохо работал! не будем тебе платить. Хотя объект сдан, причём раньше сроков.

  • Анонимно
    22.02.2018 11:51

    Теперь экзамены и зачеты подорожают на 25%

  • Анонимно
    22.02.2018 11:57

    Это независимое юрлицо пятно на лице университета.

  • Анонимно
    22.02.2018 12:15

    Не надо все мазать черной краской или отходами своего организма, имею ввиде стеб о преподах.Конечно дело конфликтное, да и правление непрофессиональное, не за свое дело взялись юристы теоретики. Думаю без вмешательства ректора и административного ресурса, этот вожделенный Град на холме, не построят. Интересно узнать, сколько действующих сотрудников университета состоят в этом концерне - константновка стрит, пока больше похожим на нью васюки. Желаю, чтобы все завершилось ОК, без пикетов и жалобных транспарантов.

  • Анонимно
    22.02.2018 13:00

    Вот поэтому я купил и всегда буду покупать только "вторичку" - синицу в руке, которую можно посмотреть, "пощупать", изучить документы и на которую уже все документы оформлены.
    Пусть это будет дороже - но не дороже бесцельно потраченных лет на митинги и пикеты обманутых дольщиков. В конце концов, разницу между готовым и долевым объектом за это время точно заработаешь.
    Но люди живут по принципу: "меня обманывать не надо. я сам обманываться рад."

  • Анонимно
    22.02.2018 13:15

    И здесь доплаты...Похоже, что те члены кооператива, которых исключили в 2015г. за неисполнение обязательств, умнее всех оказались или просто повезло?

  • Анонимно
    22.02.2018 14:09

    учитывайте то что это долевое строительство и деньги на него сдали три года назад. тогда эта стоимость была приемлемой

  • Анонимно
    22.02.2018 14:41

    Вопрос знатокам, так сказать.
    Дом в предчистовой отделке, кирпичный с утеплением минватой. Подъездные пути, городская канализация, центральное водо,газ, электроснабжение, все в доме. Цена за квадрат без учета земли?
    Член ЖСК.
    ПыСы. Статья крайне однобока

    • Анонимно
      22.02.2018 19:00

      Статья, как статья. Изложено без пристрастия к какой-либо стороне. Если речь идет о покупке дома, то цена адекватная. Но дело в том, что при тех преимуществах, которые должны быть по признанию куратора госпрограммы АИЖК, стоимость строительства должна быть на 20-50% ниже рыночной. А если она рыночная, то это означает что в правлении либо полные профаны в строительстве, либо дельцы, желающие эту разницу присвоить. Либо то и другое.

  • Анонимно
    22.02.2018 15:30

    Гафуров хорошо строит? Не смешите мои тапочки, он ничего не умеет делать, кроме самопиара...

    • Анонимно
      22.02.2018 16:02

      Уже все потихоньку сыпется всКФУ, вот такое строительство...

      • Karim
        22.02.2018 17:46

        Клевета со стороны некоторых господ такая же хорошая рекомендация, как похвала со стороны других.
        • Генри Филдинг

        • Анонимно
          22.02.2018 18:26

          Цитаты из стран наиболее вероятных противников лучше не приводить.

        • Анонимно
          22.02.2018 22:06

          Карим, пора бы повзрослеть и видеть мир не в розовых тонах... Гафуров - не строитель... Ну, не дана человеку такая способность, не дана... Зачем черное называть белым?

  • Анонимно
    22.02.2018 15:45

    Все обвинения с руководителей ЖСК можно снчть, на собрании:
    1. Показать платёжные документы, подтверждающие факт оплаты паевых взносов;
    2. Провести экспертизу фактически произведённых затрат на Стрительство за минусом стоимости земли и определить реальную стоимость кв. м.

  • Анонимно
    22.02.2018 15:50

    Главное что бы студентов не погнали достраивать эти дома

  • Анонимно
    22.02.2018 16:06

    Помню в своё время посчастливилось поучаствовать в строительстве двух ГСК.И вот что в сухом остатке.Всё зависит от честности правления и в первую очередь от порядочности ревизионной комиссии.Ни один нормальный человек за просто так в председатели не пойдёт.Тут личный интерес.Приехав на первое собрание на запорожцах всё правление вселялось в гаражи уже на жигулях.А во втором случае уже во времена кооперации так успели ещё и фирмы пооткрывать и котетджей понастроить.Поэтому тут единственное решение делать серьёзную ревизию и потом разбираться.Возможно действительно постаралась инфляция.Но тут вопрос к строителям почему имея участок не закупили комплектовку заранее.А возможно просто ребята решили развести очкариков на бабки.

  • Анонимно
    22.02.2018 16:34

    Профессор это вам не лох из коммуналки,такие номера с повышением не пройдут!

  • Анонимно
    22.02.2018 16:55

    Исходя из личного опыта - самый разумный комментарий.

  • Анонимно
    22.02.2018 17:49

    У Гафурова не забалуешь, все построят как положено и как планировалось, по другому никак.

  • Анонимно
    22.02.2018 17:54

    не будете доплачивать - не будут строить, к сожалению.

  • Анонимно
    22.02.2018 18:05

    Похоже на тендер с предсказуемым победителем. Для тех кто знаком со строительным рынком Казани ясно, что у трех других участников цена будет выше. Еще бы ПСО пригласили поучаствовать.

  • Анонимно
    22.02.2018 18:18

    бездельников преподавателей с российских вузов с псевдонаучными степенями надо поголовно проверить чем занимаются в учебных заведениях. Науки нет, экономики нет, академики, профессора, доценты плодятся

  • Анонимно
    22.02.2018 18:20

    выход у профессуры один - все на митинг ! В. Ульянова пригласить не забудьте

  • Анонимно
    22.02.2018 18:22

    над обманутыми дольщиками стебались в комментариях, мол не учли инвестиционный риск . Профессора оказывается тоже недалеко ушли от простого народа, тоже не учли инвестиционный риск

  • Анонимно
    22.02.2018 18:27

    85 т.р. цена за сотку- цена занижена в 3 раза

  • Анонимно
    22.02.2018 18:32

    "землях, отводившихся под Ботанический сад." - очень интересный факт. Земля выделена федералами, ушла к частникам .Каким образом землю перевели по ИЖС ? Это вопрос для правоохранительных органов.

  • Анонимно
    22.02.2018 18:43

    На этой земле могут в любой момент опять разместить элементы противоракетной обороны Казани.

    Совсем недавно в советское время там стояли локаторы и прочее оборудование для защиты аэродрома.

    • Анонимно
      22.02.2018 19:30

      До сих пор координаты этой "горы" в секунды могут быть внесены в программное обеспечение высокоточного оружия наиболее вероятного противника.

      Они же не "в курсе", что прикрытие аэродрома было снято...

      Они на местах прикрытия своих городов "Ботанические сады" не разбивают, которые потом отдают под коттеджи профессорам.

  • Анонимно
    22.02.2018 19:03

    Вообще-то нигде в мире профессор не имеет собственного дома - пока не выйдет на пенсию.

    Везде профессора живут или в университетском жилье, или снимают квартиру или дом.

    И только выйдя на пенсию профессор может позволить себе купить собственный дом.

    И только в СССР и РФ профессора относятся к самой богатой прослойке общества.

    Правда далеко не все...

    • Анонимно
      23.02.2018 01:08

      Чушь, вы, вероятно, или нигде в мире не были, или с работающей профессурой из других стран не общались. Профессор в университете, например, Германии - очень обеспеченный человек, и там зарплаты профессоров и ректора того же вуза не отличаются в десятки раз.

      • Анонимно
        25.02.2018 17:51

        Но профессора Гейдельбергского университета живут в особняках, которые принадлежат университету. И цены этим особнякам нет, так как они не продаются.

  • Анонимно
    22.02.2018 19:11

    в 1989 закончил , заставляли учить научный коммунизм, на госэкзаменах куражились коммуняги выпрашивая решения какого-то съезда РКБ(Б). СССР кончился , идеология коммунистическая ушла, ни преподаватель научного коммунизма не уволился с универа , перестроились .

    • Анонимно
      22.02.2018 19:26

      Они переквалифицировались в юристов.

    • Анонимно
      22.02.2018 19:33

      А разве преподаватель "научного коммунизма" чем-то отличается от преподавателя "капиталистического правоведения"?

      И те и другие служат определенным кланам, а не всему обществу.

  • Анонимно
    22.02.2018 20:30

    Первая фотография статьи, озаглавленная:

    "Преподаватели КФУ, вложившиеся в строительство корпоративного поселка в районе Константиновки, возмущены повышением стоимости домов".
    Фото: «БИЗНЕС Online»
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/373544

    просто замечательная - выполнена в голубых тонах, а над знаменитым зданием Казанского университета развивается голубое знамя.

    Это одна из лучших фотографий главного здания Казанского университета с 1850-х годов.

    Спасибо уважаемому БО.

    Кстати "корпоративный поселок" звучит как синоним "корпоративное государство".
    И всё "встает на свои места".

    • Анонимно
      22.02.2018 21:37

      Да, непорядок, гендерное неравенство налицо.

      Надо выкрасить для равновесие хотя бы 2-е высотное здание КФУ в розовый цвет.
      Да и розовое знамя над высотным зданием в центре Казани было бы встречено всем мировым прогрессивным сообществом с пониманием и сочувствием.

      Не говоря уж о красотище.

      Да и "корпоративная" библиотека, за которую боролся со Шлёцером Ломоносов, дополнила бы "корпоративный" посёлок.

      Извините за бред, но слушаю "Эхо Москвы", а там главред (главный вредитель?) несёт даже неупорядоченный бред о Махно...
      Заразился, наверное....

  • Анонимно
    22.02.2018 20:31

    Давно пора гнать нищебродов и голытьбу из нашего кооператива! Зачем влезать в федеральную программу, если нет лишнего миллиона! УСТАЛИ от их вопросов!

    • Анонимно
      22.02.2018 21:23

      Вообще-то грубо - но жизненно правдиво.

      Нет "лишнего миллиона" - иди пиши статью в СКОПУС, или пиши учебное пособие, или "ставь" физический, биологический или химический эксперимент, если есть "расходники" и т.д.

      Но в бизнес нечего соваться - все равно будут одни убытки...

    • Анонимно
      23.02.2018 08:23

      Про лишний миллион - это замечательно. Отдайте его нищеброду или лучше детскому дому. В следующей жизни зачтется. Надоели не только наглые и беспринципные ходжиевы, а так же "бескорыстные" припевалы вроде вас. УСТАЛИ от наглости и вранья.

  • Анонимно
    22.02.2018 20:39

    Ректор кфу никогда не думает о людях! Надейтесь только на себя заложники!

  • Анонимно
    22.02.2018 21:13

    Хаджиев лучше бы на свои пары ходил и преподавал, чем заниматься непонятно чем.

  • Анонимно
    23.02.2018 10:58

    Для 22.02 19.03
    Удивляют люди, рассуждающие публично о том, в чем совершенно не разбираются.
    Профессура во всем мире относится к наиболее обеспеченным слоям населения (даже в Африке). Зарплата Full Professor в США 110-115 тысяч + грант (если есть). Обычно на этой стадии грантов довольно много, поэтому некоторые в сумму получают 200-300 тысяч + имеют несколько миллионов на исследования. Это, правда, очень зависит от крутизны ученого.

    • Анонимно
      23.02.2018 12:50

      Значит в КФУ работают не "крутые", а "пологие" профессора.

  • Анонимно
    23.02.2018 13:41

    Очень впечатлил коммент про нищебродов и голытьбу. Вы сами -то чьих будете, каких царских кровей? А не помните, что Константиновка до недавнего времени и в черте города не была, а была деревней Высокогорского района.

  • Анонимно
    23.02.2018 22:41

    КФУ не ровня Сельхозакадемии. Просим БО опубликовать как там решаются такие вопросы.

  • Анонимно
    25.02.2018 09:31

    Что то не внушает доверия правление ЖСК. С одной стороны выпало большое счастье на долю преподавателей КФУ. С другой стороны они стали заложниками такого счастья. Как и дольщики..Пока дом не сдадут у тебя нету права собственности на жилье. А здесь надо сдать поселок целиком. Юристам правителям. надо было учесть такие тонкости . Да ещё и с такой подработкой в деньгах.

  • Анонимно
    25.02.2018 09:40

    Если отбор счастливчиков был произведен на уровне ректора и министерства образования, то и до конца надо было оставить это дело в этом ведомстве с подработкой в 38 тысяч министру образования. Или ректору. Чем заслуживает такой пост важный Алишер Ходжаев? Как он туда полез? Туда ведь в пайщики даже отбор строгий был?

  • Анонимно
    26.02.2018 10:58

    Понятно только одно,что подняли пыль и реакции ООО !!! Вот это и страшно ибо в казани остался только зоопарк....

  • Анонимно
    26.02.2018 18:49

    Непонятно каким образом участки перешли из государственной собственности в частную под ИЖС без конкурса.

  • Анонимно
    5.03.2018 02:32

    Мда, актуальность темы стирки грязного белья рядом нечистоплотных "пайщиков" продержалась 5 дней!) Результат говорит сам за себя. Алишер Рауфович, не обращаем внимания и продолжаем работать; собака лает, а караван идёт! Коллектив Вам доверяет подавляющим большинством!(о том же говорит голосование на последней конференции ЖСК)

  • Анонимно
    5.03.2018 12:13

    Тема не закрыта, а только в процессе своего развития.Дальнейшее развитие она получит после обнародования той суммы, на которую будет увеличена стоимость дома. Люди не проголосуют за повышение на общем собрании без детального объяснения причин повышения и цифр.Правление на данный момент ничего не объяснило, если не считать смешную попытку одного из членов правления рассказать пайщикам из чего складывается сумма за дом. Рычагов воздействия много, от письма к президенту до обращения в прокуратуру о проверке правления на чистоплотность.

    • Анонимно
      7.04.2018 09:34

      Люди проголосовали за! Здравомыслящих оказалось гораздо больше предполагаемого вами!

  • Анонимно
    5.03.2018 15:34

    ....о проверке на чистоплотность даже....! Гм! Да можно, можно много ещё куда обращаться и отвлекать правление от работы над реализацией проекта.Стесняюсь даже спросить о целях таких действий. Надеюсь понимаете что в конечном итоге данная позиция просто похоронит проект. В сущности все просто: если есть толковые предложения и вы не можете донести их до участников ЖСК через правление, то представляйте их на конференции. Конференция голосует за или против. Если вас не поддержали, все, разговор закончен, принимаете условия большинства, а не занимаетесь раскачиванием нашей общей лодки. В предыдущем комменте я уже сказал что "выяснением отношений" мы занимались на прошлой конференции. Были вскрыты все обстоятельства, которые не устраивают отдельных членов ЖСК. Было голосование о доверии правлению. И по их результатам, я надеюсь, всем должно быть понятно что позиция правления поддерживается БОЛЬШИНСТВОМ участников конференции. Если до этого голосования позиция выяснения отношений с правлением могла быть принята как альтернативная точка зрения в рамках поиска правильного решения, то по итогам голосования и поддержки действий правления слова "...только в процессе развития...смешные попытки...рычагов много...письма президенту...прокуратура...", такие слова как минимум вызывают недоумение и призывают к соблюдению этики, а как максимум должны правлением быть ОДНОЗНАЧНО восприняты как попытка малочисленной группы пайщиков навязать свою волю большинству. А следовательно, данные действия должны повлечь за собой контрмеры, вплоть до исключения из рядов участников ЖСК в принудительном порядке, о чем следовало бы принять дополнение в уставные документы ЖСК на следующей конференции. Если до сих пор данный пункт отсутствовал.

  • Анонимно
    18.06.2018 22:40

    Все просто. Когда утверждали начальную цену был проект. Там было предусмотрено всё. В том числе и коммуникации. Тарифы подключения всем известны и учитывались в смете. Как по канализации так и по электроэнергии, да и по воде. Так вот. Увеличение стоимости это прикрытый лозунгами необоснованный фарс. Это полный бред. Цены подняться могут, но всегда только на материал. А при таком опте поставщик 100 раз подумает прежде чем поставит перед фактом подрядчика так как последний может уйти к другому поставщику. Плюс это все оформлено договорами. То есть подрядчик может идти в суд и требовать убытки и неустойки. Короче говоря всех развели и уверен что никто никаких документов не представил. Теперь взносы. Они существенны. Материал был закуплен. А если нет то упущение правлением. Никаких скрытых работ не было так как на всех участках строительства был анализ и по земле и по строительству. Надо менять руководство. Смотреть бухгалтерию и взаимоотношения пересматривать с подрядчиком. Все очевидно. Но отсутсвие работы в этом направлении со стороны руководства - юристов.... делайте выводы. Просто всем «предложили» доплатить. Делайте выводы

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль